Ефанов василий прокофьевич картины. Ефанов Василий Прокофьевич - Каталог картин


ЕФАНОВ, ВАСИЛИЙ ПРОКОФЬЕВИЧ (1900–1978), русский художник, мастер живописи, автор произведений, наглядно и ярко воплотивших программу соцреализма.
Родился в Самаре 10 (23) ноября 1900 в семье мелкого предпринимателя, недавнего крестьянина. Учился в местном Художественно-промышленном техникуме (1917–1921). После неудачных попыток поступить в петроградские Свободные художественные мастерские (бывшая Академия художеств) и московские Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас) все же переселился в 1922 в Москву, где занимался в студиях А.Е. Архипова (1919–1921) и Д.Н. Кардовского (1921–1926). Был членом АХРР.
В 1934–1938 работал в панорамной бригаде мастерской «Перекоп» под руководством Г.К.Савицкого. Выдвинулся именно как автор «панорам», изображавших, правда, уже не батальное прошлое, а ослепительно-счастливую современность – с верховными вождями, военными, партийной элитой, деятелями культуры и науки, представленными в воодушевленном взаимообщении. Как раз в «Перекопе» были написаны известнейшее его полотно Незабываемая встреча (Встреча И.В.Сталина и членов правительства с женами руководителей Наркомата тяжелой промышленности) (1936–1937, Третьяковская галерея; Сталинская премия 1941) и Встреча артистов театра имени К.С. Станиславского с учащимися Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, 1938, Русский музей). В 1939 возглавил бригаду художников, создавших самое масштабное из соцреалистических живописных полотен, грандиозный (9 на 16 м) групповой портрет Знатные люди Страны Советов для советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке (ныне – в Русском музее). Позднее, также бригадным методом, были написаны: Передовые люди Москвы в Кремле (Третьяковская галерея; Сталинская премия 1950) и Заседание Президиума Академии наук СССР (1951, Президиум АН, Москва; Сталинская премия 1952).
Солнечный «академический импрессионизм» – типический как для манеры Ефанова, так и для официальной живописи тех лет в целом – драматически приглушен в картине И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов и В.М. Молотов у постели больного А.М. Горького (1940–1944, Третьяковская галерея; Сталинская премия 1946). Написал целый ряд одиночных парадных портретов (В.М.Молотов на фоне Кремлевской стены, 1947, там же; Сталинская премия 1948).
Работал как педагог: в Художественном институте имени В.И. Сурикова (1948–1957) и Педагогическом институте имени В.И. Ленина (с 1959). Для его творчества «оттепельно-застойного» периода наиболее характерны салонные портреты (Дедушка (художник М.И. Курилко) с внучкой, 1957, там же; Г.П.Вишневская, 1963, частное собрание, Москва).
Умер Ефанов в Москве 3 марта 1978.


Автопортрет. 1920.
Бум., тушь, перо. 18х15 см.

Автопортрет. 1924.
Бум., тушь. 18,5х14,7 см.

Актриса Е.Д. Морозова. 1930.
Бум., сангина. 50х40 см.

Портрет И.К. Скобцевой. 1952. Х.М. 43х33 см.
Омский художественный музей

Девушка индианка. 1952

Портрет Сергея Дрезнина. 1975

Портрет Л. Г. Крамаренко. 1970. Х.М. 50х55 см.

Пейзаж. 1974. К.М. 34,6х47,8 см.

Баньки. 1974. К.М. 23,5х33,5 см.

Надвигается гроза. 1974. К.М.

Натюрморт. 1974. К.М.

Лунная ночь. 1974. К.М.

1965. Зимой с женой, Суворовой А.П.

1966. В мастерской

1975. С Тишкой в Ново-Дарьино

Участие в выставках

1927 Вторая выставка графики. Москва
1928 Выставка картин московских и ленинградских художников, организованная к 25-летию творческой и педагогической деятельности профессора Д. Н. Кардовского. Москва
1930 «Красная Армия в советском искусстве». Москва
1933 Художественная выставка «XV лет РККА». Москва. Ленинград
1938 Выставка макетов, этюдов и эскизов панорамы и диорам «Штурм Перекопа». Москва. Ленинград
Художественная выставка «ХХ лет РККА и Военно-Морского Флота». Москва. Ленинград
1939 Всесоюзная выставка «Индустрия социализма». Москва
Всемирная выставка в Нью-Йорке «Мир завтрашнего дня»
1940 Выставка графики на темы истории ВКП(б). Москва
1941 Всесоюзная выставка лучших произведений советских художников. Москва
Художественная выставка графики. Москва
1942 Всесоюзная выставка живописи, графики, скульптуры и архитектуры «Великая Отечественная война». Москва
Персональная выставка произведений. Куйбышев
1943 Выставка «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками». Москва
1943-1944 Всесоюзная художественная выставка «Героический фронт и тыл». Москва
1946
Выставка, посвященная лауреатам Государственной премии СССР. Москва
1947 Всесоюзная художественная выставка «30 лет Великой Октябрьской социалистической революции». Москва
Весенняя
Выставка «Москва в произведениях художников», посвященная 800-летию Москвы. Москва
1948 Художественная выставка «ХХХ лет Советских Вооруженных Сил». Москва
1949 Выставка советской живописи и графики. Москва
Выставка произведений московских художников. Москва
Всесоюзная художественная выставка. Москва
Тематическая выставка произведений советских художников. Москва
1951 Всесоюзная художественная выставка. Москва
1952 Всесоюзная художественная выставка. Москва
Вторая выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
1953 Весенняя выставка живописи московских художников. Москва
1955 Всесоюзная художественная выставка. Москва
1957 Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Москва
Москва социалистическая в произведениях московских художников. Москва
Выставка живописи, скульптуры и графики к Первому Всесоюзному съезду художников Москва
IV выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва Всемирная выставка в Брюсселе
1959 V выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
1960 Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Москва
Выставка произведений московских художников. Москва
1961 Всесоюзная художественная выставка. Москва
1962 VI выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
Выставка произведений московских художников к 30-летию творческого Союза Москва
1964-1965 Выставка произведений московских художников «Москва-столица нашей Родины». Москва
Передвижная выставка произведений художников РСФСР
1965 Вторая республиканская выставка «Советская Россия». Москва
VII выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
1966 VIII выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
Художественная выставка к 25-летию со дня разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Москва
1967 Юбилейная Всесоюзная художественная выставка, посвященная 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Москва
Художники Москвы 50-летию Октября. Москва
1969 IX выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва. Тбилиси. Ереван. Баку
1970 Выставка произведений художников Москвы, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Москва
1971 Х выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
Персональная выставка произведений к 70-летию со дня рождения. Москва
1972 «СССР - наша Родина». Всесоюзная художественная выставка к 50-ле­тию образования СССР. Москва. Кишинев. Киев. Одесса. Баку
1972-1973 Всесоюзная художественная выставка «На страже Родины» к 55-летию Советской Армии и Военно-Морского Флота. Москва. Баку
1974 Юбилейная выставка произведений членов Академии художеств СССР к 25-летию преобразования Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР. Москва. Ленинград. Москва
1975 Международная художественная выставка «30 победных лет». Москва
Выставка произведений членов Академии художеств СССР в Польской Народной Республике. Варшава, Щецин
Персональная выставка произведений к 75-летию со дня рождения. Москва
1976 XII выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
1977 XIII выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
Всесоюзная художественная выставка «Советский спорт» Москва
1982 Персональная выставка произведений к 82-летию со дня рождения. Москва, Берлин
2002 Персональная выставка произведений к 100-летию со дня рождения. Москва

Василий Прокофьевич Ефанов
(из книги А.БЕРЕЗИНА "Вороново. Художественная галерея". 1978 г.) Действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат Государственных премий СССР, профессор В.П.Ефанов (1900-1978) родился в Самаре. В 1917-1919 годах он учился в Самарском художественно-промышленном техникуме, а в 1920-1926 годах - в студии Д.Н.Кардовского в Москве.
Ефанов более полувека своей жизни посвятил напряженному творческому труду.
Ефанов является автором портретов выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, например, Г.К.Орджоникидзе (1937). В нем художник сумел убедительно передать живописными средствами характер этого необыкновенного человека: сердечность, мужественность, могучую волю и бесстрашие, душевную щедрость, высокую принципиальность.
В 1969 году он исполнил портрет Я.М.Свердлова - один из лучших среди портретов выдающегося деятеля нашей партии и Советского государства.
Очень много портретов создал Ефанов. Ему удалось воплотить самые различные характеры. Но кого бы он ни писал, кто бы ему ни позировал, художник ищет в человеке черты благородные, возвышенные. Это можно видеть в портретах генерал-лейтенанта А.А.Игнатьева (1942), народного художника Грузинской ССР Я.И.Николадзе (1944) и народного артиста СССР П.М.Садовского (1946), народной артистки СССР А.А.Яблочкиной (1946), профессора А.Н.Кирхенштейна (1947) и метростроевки Т.К.Рожковой (1949)...
В.П.Ефанов - автор большой серии портретов советских ученых-академиков А.И.Абрикосова, А.Н.Несмеянова, А.В.Топчиева, И.М.Виноградова, П.Л.Капицы, И.Г.Петровского, А.Н.Бакулева, И.И.Артоболевского, И.В.Курчатова.
Особенностью этих, как многих других, ефановских полотен является то, что в них запечатлены не одни лишь портретные черты, свойственные данному лицу. Например, в "Портрете трижды Героя Социалистического Труда академика И.В.Курчатова" очень скупыми и в то же время точными, выразительными средствами создается образ советского ученого, с его необычайной целеустремленностью, напряженностью мысли.
А сколь выразителен образ замечательного советского ученого-физика, лауреата Ленинской и Нобелевской премий, одного из открывателей волшебного луча лазера Александра Михайловича Прохорова (!970)! С холста смотрят умные, проникновенные глаза...
Особая эмоциональная приподнятость наблюдается в портретах артистов, музыкантов, художников. Творческая одухотворенность отражена в "Портрете народной артистки СССР А.А.Яблочкиной", широко и звучно написан портрет народной артистки СССР Е.Н.Гоголевой (1946), проникновенен образ композитора Ю.А.Шапорина (1954).
Высокой оценки заслуживает созданный Ефановым "Портрет художника В.Н.Бакшеева", принадлежащий Третьяковской галерее. Это произведение, исполненное в 1952 году, когда Бакшееву уже перевалило за 90 лет, представляет собой одно из самых совершенных творений Ефанова. Престарелый художник изображен в состоянии глубокого раздумья - словно перед его мысленным взором проходит длинная, насыщенная творческими поисками жизнь.
В.П.Ефанов написал огромную портретную галерею наших современников.
Из множества женских образов, созданных в разное время Ефановым, следует отметить портрет матери (1957). Трепетно передает он свою любовь к этой старой женщине, полной трогательной нежности к людям. Художник сумел создать собирательный образ простой русской женщины, прожившей нелегкую жизнь, полную труда и забот.
Есть у Ефанова и обобщающие образы. Такова "Москвичка" (1965). Даже не зная имени этой женщины, нельзя не почувствовать, что это наша современница. Великолепная по композиции и колориту работа, исполненная в гамме открытых - красного, розового, коричневого и синего - цветов, покоряет своей цельностью.
Следует заметит, что при работе над портретом Ефанов большое внимание уделяет изображению рук, которые рисовать не менее трудно, чем лицо.
"Руки, - говорил Василий Прокофиевич, - помогают и дополняют характеристику личности. Они как бы его второй портрет. Я по своей практике знаю, если не уделить должного внимания рукам. то самый хороший портрет окажется неглубоким, поверхностным".
Портреты Г.К.Орджоникидзе, А.А.Игнатьева, В.Н.Бакшеева, И.И.Артоболевского, И.В.Курчатова и многих других намного выигрывают от того, что они скомпонованы так, что жест, типичный для модели, способствует выявлению характера человека.
В 1937 году Ефанов создал звучную и убедительную по цвету картину "На новой родине". Она была посвящена детям героической республиканской Испании, нашедшим вторую родину на советской земле. Центральный образ картины - образ испанской девочки - овеян трогательной теплотой.
В 1938 году художник написал большую многофигурную композицию "Встреча слушателей Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского с артистами театра имени К.С.Станиславского". Этот огромный холст, исполненный в лучших традициях русской реалистической живописи, отличается композиционной слаженностью, портретным сходством и колористическим мастерством.
Есть у Ефанова и много других произведений, свидетельствующих о композиционном мастерстве художника, разнообразии его художественного дарования. И все же Ефанов - прежде всего портретист.
Много и плодотворно работает Ефанов над образом вождя пролетарской революции В.И.Ленина. Картины "В.И.Ленин и А.М.Горький в Горках" (1942), "Ленин - вождь октября" (1969) отличаются глубиной мысли и высокими художественными достоинствами.
В годы Великой Отечественной войны Ефанов создал эпическое полотно "Сталинград", отразившее размах великого сражения, мужество защитников города-героя.
В 1953 году Ефанов побывал в Индии, а в 1956 году - в Монголии. В результате этих поездок появилась обширная серия работ, посвященная природе и быту этих стран. Вы еще раз убеждаетесь, какой удивительной способностью обладал этот художник, умевший точно передать колорит необычной природы. Ефанов - один из тех немногих художников, кто лепил форму цветом. Он словно рисовал самой кистью, избегая предварительного контура.
Это вы видите также в многочисленных пейзажах и портретах, созданных В.П.Ефановым в последние годы: портрет Героя Социалистического Труда генерал-майора инженерных войск в отставке И.М.Рабиновича (1976), "Женский портрет" (1977), "Мужской портрет" (1977), экспонировавшиеся на XIII академической выставке 1977 года.

В разделе использованы материалы сайта

Советский живописец, график, сценограф; мастер парадных портретов, жанровых картин, масштабных театрализованных композиций в духе «большого стиля» соцреализма. Член Союза художников СССР. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941, 1946). Лауреат Сталинской премии третей степени (1948, 1950, 1952). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Народный художник РСФСР (1951). Народный художник СССР (1965).

Василий Прокофьевич Ефанов родился в Самаре на Шихабаловской (ныне Ленинской) улице в многодетной семье мелкого предпринимателя. Учился в единой трудовой школе II ступени (1908-1917), далее - в местном Художественно-промышленном техникуме (1917-1921) у художников-декораторов Ф. Чижова и П. Краснова. После неудачных попыток поступить в Петроградские Свободные художественные мастерские (бывшая Академия художеств) и московские Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), в 1922 году переселился в Москву, где занимался в студиях А. Е. Архипова (1922). Позже учился в «Студии на Тверской» художника К. П. Чемко (1922-1926). С весны 1922 года студией руководит известный педагог профессор Д. Н. Кардовский - продолжатель школы П. П. Чистякова. Соучениками Ефанова были будущие известные художники: Б. А. Дехтерев , Л. Ф. Голованов , Д. А. Шмаринов , В. П. Мальков, М. М. Соловьев и другие.

Сотрудничал с различными издательствами в качестве иллюстратора, в том числе журналами «Пионер», «Смена» (1922), «Красноармеец и краснофлотец» (1926-1932). Участвовал в различных художественных и театральных студиях. Работает как актер, гример и декоратор в студийно творческом театре - «4-я студия МХАТ». Вместе с театром много ездит по стране (1930-1934).

В начале 1930-х годов занимался агитационно-массовым искусством, выполнил политические плакаты: «Ни одного гектара незасеянной земли!» (1931). В 1933 году участвовал во всесоюзной выставке «XV лет РККА» картиной «Ликвидация антоновщины».

В 1934 году Василий Ефанов приглашен в художественную мастерскую «Перекоп», которая организована при активном участии М. Б. Грекова и Г. К. Савицкого. Работали над панорамой «Штурм Перекопа». Идея создания панорамы принадлежала К. Е. Ворошилову. В диорамную бригаду, возглавляемую Б. В. Иогансоном, входили Г. Н. Горелов, А. В. Моравов, А. А. Пластов, П. П. Соколов-Скаля ; панорамной руководил Г. К. Савицкий, помощниками его были Н. П. Христенко и В. П. Ефанов. От Главного Политического Управления Красной Армии был назначен консультантом участник гражданской войны и штурма Перекопа генерал Д. М. Карбышев. В 1938 году картина экспонировалась в Москве в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина на выставке, посвященной 20-й годовщине Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота. В 1938 году картина экспонировалась в Москве в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина на выставке, посвященной 20-й годовщине Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота.

Участвовал на выставке «XX лет РККА» картиной «Встреча слушателей Военно-Воздушной академии им. Н. Е. Жуковского с артистами театра им. К. С. Станиславского» (1938), всесоюзной выставке «Индустрия социализма», открывшаяся в дни работы XVIII съезда ВКП(б). На ней Ефанов выставляет портрет наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, «На новой родине» и картина «Незабываемая встреча», над которой он начал работать в мастерской «Перекопа» еще в 1936 году.

С конца 1930-х годов Василий Ефанов прочно становится на путь политическо-ангажированной картины, художник приобретает известность своими монументальными полотнами в стиле социалистического реализма, на которых изображены виднейшие политические деятели страны советов. Ангажированность этих работ определила их живописную манеру: предписанную дозированность изобразительных средств и сухую документальность.

В 1939 году под руководством В. П. Ефанова, бригада художников написала картину «Знатные люди Страны Советов» - групповой портрет передовиков социалистического строительства. Огромное полотно предназначалась для павильона на Международной выставке в Нью-Йорке. Размеры этого парадно-официозного полотна небывалые даже для социалистического реализма - 11 х 17 метров (ГТГ).

Именно Ефанов руководил бригадой художников (А. П. Бубнов, Т. Г. Гапоненко, А. А. Пластов, В. Г. Одинцов, Г. Г. Нисский, В. В. Крайнев, Д. А. Шмаринов, К. П. Ротов и другие), которой было поручено создание небывалого по размерам панно «Знатные люди Страны Советов» для Советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке.

Писалось панно в помещении ГУМа на Красной площади. Задание было срочным, и мастера соцреализма работали днем и ночью. Заказ был выполнен за полтора месяца.

На картине изображены шестьдесят выдающихся представителей страны победившего социализма. В их числе герои-летчики - М. М. Громов, В. П. Чкалов, И. С. Юмашев, В. С. Гризодубова, П. Д. Осипенко, М. М. Раскова, В. К. Коккинаки; знаменитые полярники; герои труда - Алексей Стаханов, Петр Кривонос, Дуся и Мария Виноградовы; акын Джамбул; прославленные артисты - И. М. Москвин, В. И. Немирович-Данченко, А. К. Тарасова; писатель А. Н. Толстой и другие.

Грандиозное панно было призвано показать зарубежным зрителям фасад страны, где под эгидой марксистско-ленинско-сталинской идеологии процветает счастливый народ. По замыслу авторов, все персонажи составляли коллективный портрет, отмеченный «типическими чертами людей советской эпохи» (№ 7 «Творчество», 1939).

В военные годы Ефанов продолжает работать в Куйбышеве. Пишет картины - «Уличный бой», «У могилы товарища», «Хищники», серию портретов героев Великой Отечественной войны и деятелей советской культуры. В 1943 - состоялась персональная выставка художника. В этом же году в составе бригады художников выезжает в Сталинград в самый разгар сражений. Во время боёв, под обстрелом делает наброски и рисунки. На основе собранного материала пишет картину «Сталинград». Вместе с художником К. И. Финогеновым создал агитационный плакат «Враг не уйдет от нашей мести!» (1943).

Ефанов зарекомендовал себя как талантливый портретист, написал немало портретов современников - академиков, артистов, политических деятелей и военачальников, художников, передовиков производства и простых тружеников села: «Портрет Г. К. Орджоникидзе» (1937), «Портрет железнодорожника А. И. Секретарева» (1942), «Портрет генерала А. А. Игнатьева» (1942), «Портрет народного художника Грузинской ССР Я. И. Николадзе» (1944), «Портрет Народной артистки СССР Е. Н. Гоголевой» (1946), «Народный артист СССР П. М. Садовский» (1946), «В. М. Молотов» (1947), «Портрет профессора А. М. Кирхенштейна» (1947), «Портрет А. А. Жданова» (1948), «Портрет заместителя секретаря комсомольской организации Метростроя Т. К. Рожковой» (1949), «Портрет художника В. Н. Бакшеева» (1953), «Портрет академика И. Г. Петровского» (1958), «Академик П. Л. Капица» (1966), «Портреты А. М. Каневского» (1967), «Портрет академика И. В. Курчатова» (1969), «Портрет Я. М. Свердлова» (1969), «Портрет Героя Социалистического Труда доярки С. К. Крыловой».

Наряду с официальными портретами, создал серию камерных работ - лирических портретов и жанровых картин: «На новой родине (Девочка-испанка)» (1937), «На фестивале», «Индиец в красной чалме», «Студент из Джайпура», «Портрет матери» (1957), «Дедушка с внучкой» (1958), «Маринка» (1959), «После форума» (1961), «Юность» (1962), «Москвичка» (1966), «В Монголии. Жду ответа» (1966).

Занимается педагогической работой; профессор кафедры живописи Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова. Руководит персональной мастерской (1949-1957). Профессор кафедры живописи Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина (1959-1978).

Совершает творческие поездки в США (1939), Индию (1952), Монгольскую Народную Республику (1954); Австрию, Болгарию, Венгрию, Германию, Румынию (1960); Италию, Францию, Голландию (1965, 1967-70, 1975).

Состоялись персональные выставки произведений художника: выставка посвященная 70-летию со дня рождения в Москве (1971), выставка произведений, посвященная 75-летию со дня рождения в Москве (1975), выставка, посвященная 80-летию со дня рождения в Академии Художеств СССР (1981). Персональная выставка в Академии Художеств СССР, посвященная 100-летию со дня рождения (2001).

Работы В. П. Ефанова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Омском художественном музее, Самарском областном художественном музее, Сальском музее имени народного художника В. К. Нечитайло, Музее Государственного академического Малого театра.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

, СССР

Васи́лий Проко́фьевич Ефа́нов ( -) - советский художник -живописец, мастер парадного портрета. Действительный член АХ СССР (). Народный художник СССР (). Пятикратный лауреат Сталинских премий ( , , , , ). Член КПСС с 1954 года .

Биография

Затем участвовал в различных художественных и театральных студиях, сотрудничает с различными издательствами в качестве иллюстратора. В 1930-х годах становится известен своими монументальными полотнами в стиле социалистического реализма , на которых изображены важнейшие люди того времени.

В. П. Ефанов скончался в Москве в 3 марта 1978 года .

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени () - за картину «Незабываемая встреча» (1938).
  • Сталинская премия второй степени () - за картину «И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов, В. М. Молотов у постели больного А. М. Горького».
  • Сталинская премия третьей степени () - за картину «В. М. Молотов у Кремлёвской стены».
  • Сталинская премия второй степени () - за коллективную работу над картиной «Передовые люди Москвы в Кремле» и за портреты знатных людей Москвы: Т. К. Рожковой, метростроевки Т. В. Фёдоровой, авиаконструктора А. М. Люльки, Героя Социалистического Труда В. Т. Осипова.
  • Сталинская премия третьей степени () - за картину «Заседание Президиума Академии наук СССР» и портреты советских учёных (с соавторами)
  • народный художник РСФСР (1951)
  • народный художник СССР ()

Источники

  • Курочкина Т. Картина «Юность» Василия Ефанова // Художник. 1962, № 12. С.3-4.
  • Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. - М: Советский художник, 1965. - с.4,17.

Напишите отзыв о статье "Ефанов, Василий Прокофьевич"

Примечания

Ссылки

  • . Энциклопедия Кругосвет. Проверено 17 января 2010. .
  • . ARTiHAUS. Проверено 17 января 2010. .
  • . Российский общеобразовательный портал. Проверено 17 января 2010. .
  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1127 дней))

Отрывок, характеризующий Ефанов, Василий Прокофьевич

Анатоль Курагин жил в Москве, потому что отец отослал его из Петербурга, где он проживал больше двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которые кредиторы требовали с отца.
Отец объявил сыну, что он в последний раз платит половину его долгов; но только с тем, чтобы он ехал в Москву в должность адъютанта главнокомандующего, которую он ему выхлопотал, и постарался бы там наконец сделать хорошую партию. Он указал ему на княжну Марью и Жюли Карагину.
Анатоль согласился и поехал в Москву, где остановился у Пьера. Пьер принял Анатоля сначала неохотно, но потом привык к нему, иногда ездил с ним на его кутежи и, под предлогом займа, давал ему деньги.
Анатоль, как справедливо говорил про него Шиншин, с тех пор как приехал в Москву, сводил с ума всех московских барынь в особенности тем, что он пренебрегал ими и очевидно предпочитал им цыганок и французских актрис, с главою которых – mademoiselle Georges, как говорили, он был в близких сношениях. Он не пропускал ни одного кутежа у Данилова и других весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал на всех вечерах и балах высшего света. Рассказывали про несколько интриг его с московскими дамами, и на балах он ухаживал за некоторыми. Но с девицами, в особенности с богатыми невестами, которые были большей частью все дурны, он не сближался, тем более, что Анатоль, чего никто не знал, кроме самых близких друзей его, был два года тому назад женат. Два года тому назад, во время стоянки его полка в Польше, один польский небогатый помещик заставил Анатоля жениться на своей дочери.
Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека.
Анатоль был всегда доволен своим положением, собою и другими. Он был инстинктивно всем существом своим убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем как он жил, и что он никогда в жизни не сделал ничего дурного. Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отозваться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка. Он был убежден, что как утка сотворена так, что она всегда должна жить в воде, так и он сотворен Богом так, что должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе. Он так твердо верил в это, что, глядя на него, и другие были убеждены в этом и не отказывали ему ни в высшем положении в свете, ни в деньгах, которые он, очевидно, без отдачи занимал у встречного и поперечного.
Он не был игрок, по крайней мере никогда не желал выигрыша. Он не был тщеславен. Ему было совершенно всё равно, что бы об нем ни думали. Еще менее он мог быть повинен в честолюбии. Он несколько раз дразнил отца, портя свою карьеру, и смеялся над всеми почестями. Он был не скуп и не отказывал никому, кто просил у него. Одно, что он любил, это было веселье и женщины, и так как по его понятиям в этих вкусах не было ничего неблагородного, а обдумать то, что выходило для других людей из удовлетворения его вкусов, он не мог, то в душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и с спокойной совестью высоко носил голову.
У кутил, у этих мужских магдалин, есть тайное чувство сознания невинности, такое же, как и у магдалин женщин, основанное на той же надежде прощения. «Ей всё простится, потому что она много любила, и ему всё простится, потому что он много веселился».
Долохов, в этом году появившийся опять в Москве после своего изгнания и персидских похождений, и ведший роскошную игорную и кутежную жизнь, сблизился с старым петербургским товарищем Курагиным и пользовался им для своих целей.
Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство. Долохов, которому были нужны имя, знатность, связи Анатоля Курагина для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему этого чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным. Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужою волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова.
Наташа произвела сильное впечатление на Курагина. Он за ужином после театра с приемами знатока разобрал перед Долоховым достоинство ее рук, плеч, ног и волос, и объявил свое решение приволокнуться за нею. Что могло выйти из этого ухаживанья – Анатоль не мог обдумать и знать, как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка.

ЕФАНОВ Василий Прокофьевич (1900-1978) «Незабываемое (Незабываемая встреча; Руководители Партии и Правительства в Президиуме Всесоюзного совещания жён хозяйственников и инженерно-технических работников тяжёлой промышленности в Кремле)». 1936-1937 гг.
Холст, масло. 270 х 391 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Названная автором первоначально «Незабываемое», картина впервые была показана в 1939 г. на выставке «Индустрия социализма», открывшейся к XVIII съезду ВКП(б). Подобные встречи в Большом Кремлёвском дворце периодически проходили и с детьми, и с артистами. Известно, что Ефанов присутствовал на встрече членов правительства с командирами Красной Армии.

Замысел полотна, изображающего радостную встречу жён персонала предприятий тяжёлой промышленности и энтузиазм их единения с вождями Советской страны был подсказан художнику народным комиссаром тяжёлой промышленности Георгием Константиновичем ОРДЖОНИКИДЗЕ (1886-1937), изображённым на картине в числе прочих государственных и партийных деятелей. Крайней справа изображена супруга Серго - Зинаида Гавриловна (1894-1960). Кажется, что супруги поддерживают зрительный контакт, друг на друга, а не на Иосифа СТАЛИНА направлены их взгляды. Судьба Орджоникидзе трагически оборвётся в год написания картины - в 1937.

Кроме них на картине изображены: Вячеслав Михайлович МОЛОТОВ (1890-1886), Анастас Иванович МИКОЯН (1895-1978), Михаил Иванович КАЛИНИН (1875-1946), Никита Сергеевич ХРУЩЁВ (1894-1771), Лазарь Моисеевич КАГАНОВИЧ (1893-1991), Климент Ефремович ВОРОШИЛОВ (1881-1969), Надежда Константиновна КРУПСКАЯ (1869-1939), Семён Михайлович БУДЁННЫЙ (1883-1973).

Известна фамилия женщины, которой Сталин жмёт руку - СУРОВЦЕВА. Нигде в литературе нет её инициалов, это подтверждает и Наталья АЛЕКСАНДРОВА, заведующая отделом живописи второй половины ХХ века Третьяковской галереи. Неизвестны имена других дам, участвовавших в этой встрече.

Движение женщин-общественниц возникло на самом высоком уровне, его инспирировала жена Орджоникидзе. Её супруг готовил выставку «Индустрия социализма» в 1939 году для того, чтобы показать, каким образом продвигается развитие и становление советского народа.

Ефанов написал натурные этюды всех участников сюжета, хотя лично и не присутствовал при их встрече. В этом произведении художник впервые объединяет популярные в социалистическом реализме элементы группового портрета и исторической картины, компонуя композицию как театральную сценическую кульминацию с характерными «постановочными» деталями - ритмом аплодирующих рук, цветком, упавшим на бумаги председателя, неустойчиво наклонённым стулом.

Картина имела огромный успех в официальных кругах. Через год Ефанову присудили за эту работу Сталинскую премия II степени. Полотно было приобретено Третьяковской галереей в 1941 году у автора. Она поступила сразу после выставки, которая называлась «Лучшие произведения советских художников».

Этюд к картине «Незабываемое». 1936 г.
Холст, масло. 49,5 х 70 см.
Музейно-выставочный комплекс «Институт русского реалистического искусства», Москва.

«Женская голова». Этюд к картине «Незабываемое». 1937.
Холст, масло. 18 х 12,5 см.

Творчество Ефанова - одна из ярких страниц в истории советского изобразительного искусства. Мастер композиционных полотен, великолепный портретист, блестящий рисовальщик и тонкий пейзажист, Ефанов оставил значительное художественное наследие.

Ефанов - ровесник века. Начало его творческой биографии совпало с великими и знаменательными событиями, которые сыграли решающую роль в формировании мировоззрения и личности художника - становлением первого в мире государства рабочих и крестьян и развитием новой социалистической культуры.

Последовательно развивая традиции мировой и русской реалистической живописи, Ефанов сумел в своих произведениях убедительно раскрыть типические явления советской действительности, показать историческую значимость изображаемых событий и людей - строителей нового общества. Всё творчество художника проникнуто глубоким чувством гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом, в котором он жил и творил.

Василий Прокофьевич Ефанов родился 23 ноября 1900 года в городе Самаре (ныне Куйбышев) в большой многодетной семье. Его родители были выходцами из крестьян. Годы детства и юности будущий художник провел на берегах великой русской реки Волги.

Окончив единую трудовую школу II ступени, Ефанов в 1917 году поступил в Самарский художественно-промышленный техникум. Там он получил первые профессиональные навыки. Одаренность юноши была замечена, и еще до окончания техникума он получил направление в Государственные свободные художественные мастерские в Петрограде. Но экзаменов он не выдержал и, вернувшись в Самару, в 1919 году закончил техникум. Одновременно с занятиями живописью Ефанов увлекался театром, участвуя в работе драматической студии при Самарском городском театре, и проявлял при этом незаурядные артистические способности. В его жизнь прочно вошло искусство, вне которого он уже себя не мыслил. Встал вопрос, чему отдать предпочтение - стать актёром или художником? Победила любовь к живописи. Желание стать профессиональным художником привело Ефанова в 1920 году в Москву. Он сделал попытку поступить во Вхутемас, но и она оказалась безрезультатной. Все же он стал посещать так называемую Вольную Академию художеств, руководимую старейшим мастером русской реалистической живописи А. Е. Архиповым, а затем, с 1921 по 1926 год, занимался в частной студии ученика И. Е. Репина и П. П. Чистякова, профессора Д. Н. Кардовского.

Уроки, беседы и личный творческий пример учителя способствовали формированию мировоззрения и художественных интересов Ефанова, а исключительное трудолюбие помогало ему успешно овладевать профессиональным мастерством. Вспоминая об этих годах, Ефанов говорил: «Он учил нас творчески мыслить... самостоятельно думать над образом. Суждение учителя не подавляло, он никогда ничего не навязывал и неутомимо старался научить нас видеть красоту и значимость изображаемого. Учёба у таких мастеров, как Архипов и Кардовский, помогла Ефанову счастливо избежать модных течений, заложила основы творческого метода и определила реалистический путь развития его искусства.

В 1926 году Ефанов начал как художник-график сотрудничать в журналах «Смена», «Пионер», «Красноармеец и краснофлотец», в газете «Красная звезда». Однако его больше влекла живопись. В 1928 году Ефанов написал первую картину «Подвиг Г. И. Котовского», которую сам считал своей дипломной работой. Она экспонировалась на выставке, организованной к 25-летию художественной и педагогической деятельности Кардовского. К сожалению, картина эта не сохранилась, и в 1932 году художником к выставке «XV лет РККА» был создан её вариант под названием «Ликвидация антоновщины». Полотно еще во многом несовершенно, характеры действующих лиц лишь намечены. В решении отсутствовала та внутренняя содержательность, которую требовала тема. Но уже сам факт обращения к историко-революционной теме говорил о серьёзных задачах, которые ставил перед собой молодой живописец.

В 1934 году Ефанова пригласили принять участие в создании панорамы и комплекса диорам «Штурм Перекопа» вместе с такими выдающимися мастерами советской живописи, как Г. К. Савицкий, Б. В. Иогансон. А. А. Пластов, Г. Н. Горелов, А. В. Моравов и другие. Художникам выделили большое помещение. Здесь же они работали над своими произведениями к выставке «Индустрия социализма». Именно в мастерской «Штурм Перекопа», по словам самого Ефанова, он прошел настоящую школу как художник и перешёл от ученичества к творчеству. Здесь в 1936- 1937 годах Ефановым было создано одно из наиболее значительных его полотен - картина «Незабываемая встреча», изображающая руководителей Коммунистической партии и Советского государства с женщинами-общественницами на совещании в Кремле. Картина решена как парадный и торжественный групповой портрет, совмещающий в себе внимательную характеристику каждого из изображённых в ней людей с нарядностью общего композиционного строя. Она как нельзя лучше раскрывала особенности творческого метода Ефанова. В поисках выразительного художественного образа он исходил из документально верного изображения предметного мира и облика нового героя - советского человека, хозяина своей судьбы. Это произведение было одним из наиболее типичных для тех лет, где тема современности прозвучала с большой убедительной силой.

В 1941 году за картину «Незабываемая встреча» Ефанов был удостоен Государственной премии СССР.

Те же качества присущи и другому групповому портрету, исполненному художником в 1938 году к выставке «XX лет РККА», «Встреча слушателей Военно-Воздушной академии им. Н. Е. Жуковского с артистами театра им. К. С. Станиславского». Сюжет картины - выступление великого русского и советского актера и режиссёра Станиславского перед собравшимися за праздничным столом летчиками и артистами. Приподнятость и торжественность момента подчеркнута парадным интерьером с белыми колоннами,ярким светом, нарядными платьямиактрис.

В 1939 году на выставке «Индустрия социализма» экспонировались еще две работы, выполненные Ефановым в 1937 году. Это «Портрет наркома тяжёлой индустрии Г. К. Орджоникидзе», в образе которого с большой достоверностью раскрыты мудрость и революционная страстность государственного деятеля, его глубокая человечность, и полная обаяния картина-портрет «На новой родине», о судьбе маленькой девочки испанки, нашедшей свою вторую родину на советской земле.

В 1936 году героическая Испания сражалась с фашизмом за свободу и демократию. Сотни детей остались без крова и хлеба, многие потеряли родителей. И тогда Страна Советов, верная своему интернациональному долгу, приняла детей испанских патриотов, чтобы дать им возможность спокойно жить и учиться. Ефанов, необыкновенно чуткий ко всему, что происходило в мире, откликнулся на эти события своей картиной, С большой теплотой художник воплотил в картине очарование детской непосредственности, жизнерадостности. Это состояние усиливается ярким солнечным освещением и буйством зелени, на фоне которой изображена маленькая испанка. Умелая передача световоздушной среды, игра рефлексов, контрастность сильных и звучных цветов свидетельствуют о большом живописном мастерстве художника.

1939 год был для Ефанова годом напряжённого творческого труда. Он написал картину «В. И. Ленин и А. М. Горький в Горках», несколько живописных и графических портретов, а также работал над большим монументальным панно; «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Над этим панно под его руководством трудились художники А. П. Бубнов, Т. Г. Гапоненко, Д. А. Шмаринов, А. А. Пластов, Г. Г. Нисский и другие. Для установки панно Ефанов выезжал в Нью-Йорк, а на обратном пути сделал остановку во Франции, Поездка в США и Францию дала ему возможность познакомиться с творениями великих мастеров прошлого. Современное же искусство Запада не нашло отклика в душе художника. В своих воспоминаниях Ефанов писал: «Как на выставке, так и в музеях США и Франции, хранящих произведения современного искусства, меня глубоко поразила полнейшая бессодержательность, бестемность, бесхребетность произведений современных художников буржуазии. Они бегут от жизни, от реальности, от настоящего живого человека, они измышляют, выдумывают что-то, часто весьма непонятное и маловыразительное».

Началась Великая Отечественная война, определившая иной круг тем и сюжетов, которые завладели художником. С конца 1941 года Ефанов жил на родине, в Куйбышеве. Несмотря на перенесённую им тяжёлую болезнь, художник не оставлял творческой работы. Он написал ряд картин: «Танковый бой в Севастополе», «У могилы товарища», «Хищники», «Уличный бой», которые экспонировались в 1942 году на его персональной выставке. К числу наиболее интересных произведений тех лет принадлежит большое полотно «Сталинград» (1943), в основу которого легли впечатления от поездки в район Сталинграда накануне решающей битвы. Будучи непосредственным очевидцем грандиозного сражения, художник сделал много натурных зарисовок, исполнил ряд графических портретов воинов-героев.

В 1944 году Ефанов заканчивает начатую им ещё в 1940 году картину «У постели больного А. М. Горького». Она стала определенным этапом в его творчестве. Ясное композиционное решение, глубина и выразительность характеристик, эмоциональный живописно-пластический язык слились, здесь в единый законченный художественный образ. Картина была высоко оценена советской общественностью и стала событием советского искусства 1940-х годов. В 1946 году она была удостоена Государственной премии СССР.

В годы Великой Отечественной войны Ефанов написал портреты Героя Советского Союза Воинова(1942), генерал-лейтенанта А. А. Игнатьева(1942), санинструктора X. Г. Шамян (1943), старшего лейтенанта Казаченко (1943), народного художника Грузинской ССР Я. И. Николадзе (1944). «Портрет генерал-лейтенанта А. А. Игнатьева» привлекает своей строгой композицией и изысканной цветовой гаммой. В облике советского военачальника акцентированы его интеллигентность, волевой характер, тонкий и острый ум. Но, пожалуй, самым проникновенным является «Портрет матери» (1942). В нём художник поднимается до философского обобщения, воссоздав образ простой русской женщины, на плечи которой легли все тяготы военного лихолетья. Портрет отличается глубиной психологической характеристики и высокими художественными достоинствами. Сдержанная колористическая гамма передает атмосферу покоя и внутренней сосредоточенности.

В конце 1940-х-начале 1950-х годов Ефанов вновь обратился к созданию многофигурных портретных композиций. В 1947 году наша столица отмечала свое 800-летие и была награждена орденом Ленина. Это событие нашло отражение в большом монументальном полотне «Передовые люди Москвы в Кремле», выполненном Ефановым с группой молодых художников (С. И. Дудник, Ю. П. Кугач, К. М. Максимов, В. Г. Цыплаков). В картине предстает целая портретная галерея известных всей стране людей - учёных и артистов, передовых рабочих и общественных деятелей, генералов и офицеров Советской Армии.

Для картины художниками была написана е натуры большая серия портретов. Отмеченные глубиной и выразительностью индивидуальных характеристик, эти работы имеют самостоятельное художественное значение. Кисти Ефанова принадлежат портреты авиаконструктора А. М. Люльки, Героя Социалистического Труда В. Т. Осипова, депутата Верховного Совета СССР Т. В. Фёдоровой и заместителя секретаря комсомольской организации Метростроя Т. К. Рожковой.

В одухотворенном, полном задора и жизненной энергии образе Рожковой раскрыты типические черты, присущие советским комсомольцам 40-х годов, которые с огромным энтузиазмом восстанавливалиразрушенноевойной хозяйство.

Искусству послевоенного периода было свойственно стремление к типизации явлений действительности. События большой общественной значимости художники запечатлевали в монументальных полотнах. Реальный факт - обсуждение плана преобразования природы виднейшими учеными нашей страны - лежал в основе другого монументального полотна - «Заседание Президиума Академии наук СССР» (1951). В нем получил дальнейшее развитие один из труднейших жанров - жанр групповой портретной композиции. Над созданием картины вместе с Ефановым работали А. М. Грицай, Л. С. Котляров, К. М. Максимов, Б. В. Савицкий, П. Ф. Судаков и Б. В. Щербаков. Эта трудная и ответственная задача была успешно решена коллективом художников.

В процессе работы Ефанов написал портреты президента Академии наук СССР А. Н. Несмеянова, главного ученого секретаря Президиума АН СССР А. В. Топчиева и Героя Социалистического Труда академика А. И. Абрикосова, отличающиеся высоким мастерством исполнения.

В послевоенные годы портрет остался ведущим жанром в творчестве Ефанова. Именно здесь наиболее полно раскрылось дарование художника. Стремление понять главное в характере своего современника, раскрыть богатство его духовного мира типично для большинства произведений Ефанова.

Созданная художником в конце 1940-х годов галерея образов прославленных мастеров советской сцены, народных артистов СССР П. М. Садовского и Е. Д. Турчаниновой, А. А. Остужева и А. А. Яблочкиной, М. С. Нарокова и Е. Н. Гоголевой отмечена приподнятостью и творческой одухотворённостью.

Интересными по психологической выразительности представляются портреты авиаконструктора А. А. Микулина, Председателя Президиума Верховного Совета Латвийской ССР профессора А. М. Кирхинштейна и выдающегося государственного деятеля А. А. Жданова. Одной из лучших работ Ефанова в этом жанре стал портрет старейшего русского советского художника. В. Н. Бакшеева (1953), выполненный в лучших традициях русской реалистической живописи. Портрет предельно прост по композиции. Бакшеев изображён сидящим в глубоком кресле, со сложенными на коленях руками. Всё внимание сосредоточено на лице художника, выделяющемся на светло-сером нейтральном фоне. Живописная манера письма, основанная на пластической лепке формы, подчеркивает объемность головы, высокий лоб, обрамленный пушистыми волосами, крупный нос и глубоко сидящие усталые глаза. В образе Бакшеева раскрыта та внутренняя гармония, которая говорит о мудрости художника, прожившего большую творческую жизнь. Дополняют характеристику образа великолепно написанные большие, натруженные руки старого мастера.

Ефанов придавал большое значение изображению рук. В его портретных композициях они рассказывают не только о профессии человека, но и служат важным средством в раскрытии его духовного облика и характера.

1950-е годы были исключительно плодотворными в творчестве Ефанова. К этому времени относится целый ряд живых, правдивых художественных образов - заслуженного артиста РСФСР А. А. Михайлова, Героя Социалистического Труда академика П. Л. Капицы, Героя Советского Союза лётчика-испытателя Ю. А. Добровольского, художницы А. П. Суворовой.

Особое место среди работ этих лет занимает полотно «Дедушка с внучкой» (1957). Личность М. И. Курилко, одарённого театрального художника, воплощена с большой достоверностью и живописным темпераментом. Остро схвачены индивидуальные черты модели, подчеркнуты интеллект и артистизм натуры художника, выраженные в красивом одухотворенном лице, позе, движении руки, держащей сигарету. Портрет раскрывает внутреннее единство мудрой старости и нежной детской доверчивости. Колористическое решение полотна, построенное на сочетании сильных контрастных пятен красного, черного и белого цветов, придает ему мажорное, жизнеутверждающее звучание.

Эта работа была отмечена бронзовой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.

В 1952 году Ефанов совершил творческую поездку в Индию. Более трёх месяцев провел он в этой дружественной нам стране, только что освободившейся из-под колониального гнёта. Индия поразила воображение живописца своими контрастами: великолепием национальных памятников архитектуры, роскошью дворцов и вилл и вместе с тем ужасающей нищетой и обездоленностью простых людей. С горячим интересом стремился художник постигнуть и передать своеобразие быта и культуры Индии, её народа, избегая при этом увлечения экзотикой. Результатом поездки явилась большая серия этюдов под названием «Народные типы Индии». В этих работах запечатлены образы людей разных профессий и социальных слоев общества. В них художника интересуют не только национальные черты, но прежде всего внутренний мир людей. «Студент-индиец», «Индиец-официант», «Рабочий-железнодорожник», «Сидящий мусульманин» - это все образы людей, исполненных большого достоинства, подлинной человечности. С глубокой любовью к натуре, пониманием её пластических особенностей написана «Девушка-кули в горах». Особой образной выразительностью и высоким живописным мастерством отличаются «Индиец в чёрной чалме» и «Повстанец в красной повязке». Эти этюды были выполнены художником к задуманной им картине «Герои Телленгана», которая не была осуществлена.

Ефанов написал также несколько этюдов, отличающихся смелой, свободной манерой письма, звучностью и цельностью колористического строя: «Священный город Бенарес», «Базар в Джайпуре», «Женщины индианки у колодца», а также небольшой пейзаж «Вершины Конченджанга. Гималаи», в котором сумел передать эпическую величавость природы Индии.

Не менее плодотворной была для Ефанова и творческая поездка в Монгольскую Народную Республику в 1954 году. За сравнительно короткий срок художник собрал значительный этюдный материал. Типические черты национального характера с большой жизненностью и художественной силой раскрыты в ряде этюдов-портретов лучших представителей монгольского народа - писателя Бямбына Ринчена, депутата Великого Народного Хурала Ток-Тоха, знатного шахтера Дважаба, партизана Шарафа.

Национальным своеобразием проникнуты и две жанровые картины, созданные впоследствии Ефановым,- «В Монголии. Ответа жду» и «В Монголии. Отец и сын» (1966), в образном решении которых значительную роль играет пейзаж. В обеих картинах чувствуется живое ощущение увиденной художником самобытной жизни монгольского народа. С начала 1960-х годов Ефанов много работал в жанре пейзажа, как в технике масляной живописи, так и в пастели. Его пейзажи, как правило, невелики по размеру, но в каждом из них создан поэтический и одухотворенный образ природы. Лирический склад дарования художника, глубоко чувствующего красоту русской природы, особенно отчётливо проявился в пейзажах средней полосы России. Исключительной тонкостью живописного решения выделяются работы «Шоссе. Снег идет» (1959), «Подмосковье зимой» (1960), «Ока. Серый день» (1972). «Баньки», «Осень. Окраина деревни» (1974).

Совершенно в ином живописном ключе выполнена серия городских пейзажей и памятников архитектуры городов Италии, где художник побывал несколько раз. Лучшие из них - «Венеция. Большой канал» (1964). «Флоренция. Понте Веккио» (1965), «Рим. Форум в лунную ночь», «Флоренция. Палаццо Веккио» (1965), «Ассизи» (1975), с их эмоционально напряженным колоритом, дают почувствовать своеобразную прелесть природы и красоту памятников архитектуры Италии.

Заметное место в творчестве Ефанова занимал рисунок. Художник изучал натуру, рисовал обнажённую модель, делал наброски, но главным для него всегда оставался человек. Для создания портретных рисунков он умел точно выбрать изобразительные средства - сангину или уголь, графитный или итальянский карандаш, акварель или пастель, которые с наибольшей полнотой могли выразить сущность портретируемого. К сожалению, ранних рисунков сохранилось немного, они погибли во время Великой Отечественной войны. Но и в известных нам листах, таких, как «Мужская голова» (1923), «Автопортрет», «Портрет мужчины в профиль» (1924), «Портрет Е. Д. Морозовой» (1930), чувствуется незаурядный рисовальщик. Портретное сходство в них сочетается с выразительностью и красотой линий.

Особенно выделяется мастерством исполнения и острой характеристикой «Портрет Е. Д. Морозовой», выполненный сангиной. Художник передает самые существенные черты модели - удивительно лучистые, ясные глаза, губы, чуть тронутые улыбкой, гладко зачёсанные волосы. Моделировка формы достигается мягкой светотенью, и только тонкая чистая линия, очерчивающая овал лица, графически чётка. Здесь художник создаёт не только на редкость женственный и поэтический образ молодой актрисы, но типический образ человека 30-х годов.

Среди графических автопортретов наибольший интерес представляет «Автопортрет» (1942), отличающийся тонкой психологической трактовкой образа. Впервые Ефанов использует пастель, к которой станет обращаться особенно часто в последующие годы и достигнет в работе с ней большого совершенства.

В 60-70-х годах графические портреты Ефанова становятся необыкновенно глубокими и проникновенными. Остротой и меткостью характеристики отмечен рисунок «Колька»; очень богатый индивидуальный мир раскрывается в портрете Гали Христенко, где Ефанов, используя возможности угля, сочетает графичность и живописность, линию и пятно.

К этому времени относится целый ряд его лучших рисунков: «Портрет Наташи Ефановой» (1963), «Портрет художника Ф. В. Киселёва» (1964), «Портрет художницы Т. Г. Ливановой» (1966), «Портрет Н. Г. Антокольской» (1975). Все они выполнены твёрдой и уверенной рукой большого мастера, безошибочно чувствующего и передающего форму. В них сразу угадывается ученик Кардовского, заветам которого Ефанов оставался верен до конца жизни.

Обширную и разнообразную галерею образов наших современников создал в эти годы художник и в живописи. Значительным достижением в области психологического портрета стал портрет И. В. Курчатова. Выдающийся учёный нашего времени запечатлён в своем кабинете за рабочим столом. Портрет поражает своей экспрессией. Скупыми выразительными средствами, остродинамичной композицией переданы напряженность мысли учёного, его неистовый характер творца. Образы людей труда нашли своё воплощение в портретах Героя Социалистического Труда доярки С. К. Крыловой, машиниста депо Москва-Сортировочная С. С. Шманева, работницы Первого часового завода комсомолки Л. Чернобровой, сержанта А. Татьянина.

Пристально и внимательно вглядываясь в каждую модель, художник сумел найти в ней особенности внешнего облика, раскрыть богатство духовного мира, подчеркнуть общественную значительность личности и тем самым создать типический образ нашего современника, активного строителя коммунизма. Обширная портретная галерея, созданная Ефановым, запечатлела образы людей разных поколений, профессий и национальностей, несущих в себе приметы своего времени, нашей социалистической эпохи, и в этом её непреходящая ценность.

Велика роль Ефанова и как педагога. Более тридцати лет он сочетал творческую работу с педагогической деятельностью. В 1948-1957 годах Ефанов являлся профессором кафедры живописи и руководил мастерской в МГХИ имени В. И. Сурикова, а с 1959 года и до конца жизни преподавал живопись на художественно-графическом факультете МГПИ имени В. И. Ленина. Он воспитал немало талантливых живописцев, многие из которых стали известными мастерами советского изобразительного искусства. Ефанов учил молодёжь не только профессиональному мастерству. Его замечательным качеством педагога было умение развивать у молодых художников способность подмечать яркие и характерные проявления нашей действительности, пробуждать интерес к окружающей их жизни, ибо жизнь для него самого была истинным и глубоким источником творчества.

Н. И. ГОРЯНИНА


Top