Эффект зейгарник состоит в том что. Эффект зейгарник в психологии Эффект зейгарник относится к познавательному процессу

Эффект Зейгарник – эффект незавершенного действия.

Вопрос

Эксперимент

Влияние характера материала на запоминание.

1) Влияние расположения элементов в ряду. Если заучиваемый материал состоит из элементов, расположенных в ряд, то элементы, находящиеся в начале и в конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда.

Фуко: это результат взаимодействия 2-х процессов торможения, одновременно действующих в ходе научения и замедляющих последнее. Первый процесс – прогрессивное внутреннее торможение – проявляется в том, что ответы на предыдущие стимулы оказывают интерферирующее влияние на ответы, относящиеся к последующим стимулам. Второй процесс – регрессивное внутреннее торможение – проявляется в том, что ответы на последующие стимулы оказывают интерферирующее воздействие на ответы, относящиеся к предшествующим стимулам.

* Интерференция – ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект.

    Степень однородности материала (сходство и различие).

а) Если 2 или несколько стимулов обладают общими признаками, то говорят, что они сходны. Число проб, необходимых для достижения одного и того же критерия научения, возрастает с увеличением сходства между элементами материала.

б) Независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются лучше, чем однородные. (Эффект фон Ресторф).

    Осмысленность материала.

Хорошо осмысленный материал легче заучивается, чем слабо осмысленный.

При одинаковом времени упражнения число запоминаемых стимулов тем больше, чем выше степень осмысленности этих стимулов.

Для достижения одинакового критерия научения при заучивании бессмысленного материала требуется более продолжительное упражнение, чем при заучивании осмысленного материала.

Роль упражнений. Распределение упражнений и относительная трудность заданий.

Когда речь идет о запоминании к-л материала, когда хотят добиться максимального уровня научения при минимальной длительности упражнений, что предпочтительнее – повторять беспрерывно упражнения до тех пор, пока не будет достигнут критерий усвоения, или же распределить упражнения во времени?

Результаты свидетельствуют о том, что число проб, необходимых для повторного заучивания несколько больше, когда все повторения падают на один и тот же день.

Йост: повторяя ряды слогов, испытуемый устанавливает ассоциации м/у различными элементами материала; при распределенном научении актуализируются «старые» ассоциации, «давность» ассоциаций тем больше, чем больше временипрошло от упражнения до воспроизведения. При концентрированном же научении повторения актуализируются самые новые ассоциации.

Т.о., из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация (закон Йоста).

Когда материал таков, что его можно заучить при сравнительно небольшом количестве повторений, предпочтительнее использовать метод концентрированного научения; если же, наоборот, для овладения материалом необходимо значительное число повторений, то тогда наиболее экономичным окажется метод распределенного научения.

Влияние перерывов в деятельности на запоминание.

Эффект Зейгарник. Эффект Зейгарник – эффект незавершенного действия.

Вопрос : как соотносятся запоминание действий, которые были прерваны до окончания, и запоминание завершенных действий.

Эксперимент : испытуемому давались задания, которые он д.б. выполнить как можно быстрее и лучше. Однако ему не давали выполнить все задания до конца: половина прерывалась до их завершения. Завершенные и прерванные задания следовали в случайной последовательности. После последнего задания испытуемого просили вспомнить задания, которые он делал во время опыта.

Результат исследования показал, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Незавершенные задания в 3 раза чаще называются в первую очередь, чем завершенные. Количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое выше количества запомнившихся завершенных.

Но он наблюдается не всегда. Оказалось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминались завершенные задачи, а при слабой мотивации – прерванные. При адекватной самооценке эффект незавершенного действия соблюдался, а при повышенной или пониженной самооценке – нет.

Роль установок, характера и силы мотивации и эмоциональных реакций в процессах П.

Наряду со свойствами стимулов и упражнений в выполнении задачи на эффективность и психологическое содержание воспроизведения и узнавание детерминирующее и часто решающее влияние оказывают мотивы индивида, его аффективные реакции, установки, привычки, способы организации и восприятия стимулов и т.д., действующие на уровне научения и мнемической деятельности. В конечном счете и воспроизведение и торможение ассоциаций, также как и различные расстройства П., представляют собой продукт взаимодействия этих факторов.

Запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения к нему личности. Это отношение обусловлено направленностью личности – ее установками, интересами и той эмоциональной окраской, в которой выражается значимость материала для личности.

П. человека носит избирательный характер. Он выражается в том, что мы запоминаем по существу то, что для нас значимо, интересно.

Запоминание у человека существенно зависит от сознательной установки на запоминание. Запоминание – волевой акт. Установка запомнить является существенным условием запоминания, без нее простое повторение предъявленного ряда не дает эффекта. Установка может влиять не только на сам факт запоминания, но и на его длительность.

В некоторых случаях направленность личности обусловлена несознательными установками, действующими непроизвольно, непреднамеренно.

В запоминании также играют роль эмоциональные моменты. При прочих равных условиях эмоционально насыщенное будет сильнее запечатлеваться, чем эмоционально нейтральное; но в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других – неприятное, в зависимости от того, что именно в данном конкретном случае более актуально, более значимо в силу своего отношения к личности человека. Запоминание эмоционально яркого впечатления будет зависеть от его значимости для данной личности, от того, какое место оно займет в истории ее развития.

Значение ритмической и семантической группировки материала.

Память и обучение. Как мы научаемся ч-н? Упражнение, изучение, тренировка.

Очевидно, почти во всякой Д., достаточно трудной для того, чтобы в ней были мастера или профессионалы, для достижения высокого уровня нужны годы обучения и практики.

Как мы запоминаем? Иногда это происходит очень легко. Иногда вспомнить удается только с трудом.

Помнить – значит успешно справиться с тремя задачами: усвоением, сохранением и повторным извлечением информации. Не помнить – значит не справиться с одной из этих задач.

Научение и запоминание тесно связаны между собой. Но научение – это не просто запоминание, это также выработка навыка, умения выполнять какую-то задачу. Научение связано с целенаправленным припоминанием и умелыми действиями.

Когнитивная П. – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые при обучении воспринимаются сперва как нечто внешнее относительно личности, но затем постепенно превращаются в опыт и убеждения.

Феноменальная П. и проблема забывания. Основная трудность извлечения информации связана со структурой П. и с большим количеством заложенного в нее материала.

Для успешного извлечения недостаточно того, что нужная информация сохранилась. Искомое событие д.б. описано таким способом, который отличал бы его от всех остальных похожих событий.

Кривая забывания Эббингауза. Эффективность сохранения быстро уменьшается в течение первого часа после заучивания; затем это быстрое падение сменяется сильно выраженной фазой замедления, во время которой наклон кривой постепенно становится все слабее и наконец совсем незначительным.

Материал, 60

сбережение

1 2 6 Интервал времени, дни

Можно видеть, что сразу после первичного заучивания кривая резко падает, но в дальнейшем темп забывания замедляется и через два дня запоминание удерживается почти на одном уровне. А через 6 дней остается менее 20%.

Итоги исследований Эббингауза :

* Отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических структурах и смысловых ассоциациях.

* Если число членов запоминаемого ряда увеличить до количества, превышающего объем кратковременной П., то число правильно воспроизведенных членов ряда при однократном предъявлении уменьшается, по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной П.

* Если такой ряд увеличивается, одновременно с этим возрастает количество повторений, необходимых для запоминания.

* Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию, сокращается время на его заучивание потом.

* Эффект края: при запоминании длинного ряда лучше запоминается начало и конец.

* Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в определенный период времени.

* То, чем более человек интересуется, запоминается без труда, особенно в зрелые годы.

* Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем обычные, часто встречающиеся.

* Сравнительно простые события, производящие сильное впечатление, запоминаются быстро и надолго.

Теория забывания, ретроактивное и проактивное торможение.

Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.

Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в П. материала, невозможности воспроизвести.

З. особенно интенсивно происходит сразу после заучивания. Эта закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается медленнее, чем, например, последовательности цифр или бессмысленных слогов.

Наличие интереса к запоминаемому материалу ведет к более длительному его сохранению.

Наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала; второстепенные детали забываются быстрее.

Ретроактивное торможение – 1) отрицательное влияние Д., следовавшей за заучиванием, на последующее воспроизведение заученного материала. 2) интегральный нервный процесс, замедляющий научение в результате того, что ответы на последующие элементы запоминаемого материала оказывают тормозящее влияние на ответы, относящиеся к предшествующим его элементам, - происходит забывание ранее полученного материала под влиянием последующего заучивания.

Р.т. тем сильнее, чем больше сходства м/у Д. заучивания и последующей Д. как по содержанию, так и по условиям их осуществления. Р.т. уменьшается, если в двух последовательно запоминаемых материалов увеличивается количество не сходных, а тождественных элементов.

Р.т. возникает и тогда, когда Д., выполняемая вслед за запоминанием материала, требует больших умственных усилий и вызывает утомление, либо если она чрезвычайно занимательна, связана с сильными положительными или отрицательными эмоциями.

Проактивное торможение – интегральный нервный процесс, замедляющий научение вследствие того, что ответы, относящиеся к предыдущим элементам материала, тормозят ответы, относящиеся к последующим его элементам.

Это вперед действующее торможение, затруднение в запоминании материала под влиянием предшествующей Д. Это влияние тем сильнее, чем больше в предшествующей Д. сходства с последующим процессом запоминания.

Совместным действием проактивного и ретроактивного торможения объясняется более быстрое забывание середины заучиваемого материала(в случае его обширности и однородности по содержанию), чем начала и конца, т.к. средние части материала испытывают на себе тормозящее влияние предшествующих и последующих его частей.

Стихийное забывание и забывание как действие.

Факты и теории реминисценции. Реминисценция – более полное и точное воспроизведение сохраненного в П. материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным), при условии, что с момента заучивания испытуемый не занимался дополнительными упражнениями в выполнении данного задания.

Явление Р. изучалось в рамках 2-х частных вопросов. Первый касается количественного улучшения сохранения при последующих воспроизведениях (феномен Бэлларда), а второй – количественного улучшения сохранения в течение определенного времени при отсутствии в принципе любого припоминания воспроизводимого объекта (феномен Уорда-Ховлэнда).

Эти два подхода предполагают, что Р. является синонимом «количественного улучшения П.». Однако, значение термина при этом слишком сужается, т.к. припоминание ранее не воспроизводимого материала может сопровождаться забыванием, кратковременным или полным, других мнемических ответов, которые были правильно воспроизведены во время предыдущего воспроизведения.

Феномен Бэлларда .

Испытуемые должны были заучивать разный материал (стихи, отрывки прозы и т.д.) за время, недостаточное для достижения критерия полного усвоения.

Результаты показали, что воспроизведение становится максимальным через 2 или 3 дня.

Т.о., Р. является процессом, противоположным забыванию и способным оказывать в течение нескольких дней благоприятное воздействие на мнемические процессы.

Уилльямс :

Улучшение долговременной П., полученное Бэллардом, в значительной мере вызывается повторением в уме материала в периоды между заучиванием и воспроизведением.

Г. Мак-Геч :

Испытуемые, которые, вероятно, воздерживались от повторения, обнаружили практически ту же меру Р., как и те испытуемые, которые прибегали к такому повторению.

Гипотеза Брауна (наиболее удовлетворительное истолкование феномена Бэлларда):

Отсутствие долговременного забывания есть результат аккумуляции припоминаний, каждое из которых способствует консолидации воспроизведенных ответов, увеличивая тем самым их диспонибильность, т.е. вероятность их припоминания при последующем воспроизведении; этот процесс благоприятствует актуализации еще не воспроизведенных элементов данной задачи.

Наиболее характерные формы патологии П.

Расстройства П. – снижение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. Выделяют следующие расстройства П.: амнезия – отсутствие П., гипермнезия – усиление П., гипомнезия – ослабление П., парамнезия – обманы П.

Один из видов амнезии – прогрессирующая амнезия. Больные не помнят прошлого, путают его с настоящим; смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве.

Гипермнезия – как правило, носит врожденный характер и заключается в особенности запоминать информацию (наглядную, символическую) в большем, чем в норме, объеме и на более длительный срок.

Гипомнезия – либо возникает после различных заболеваний (склероза мозговых сосудов и др.), либо является врожденной.

Парамнезии подразделяют на обманы П. по типу «уже виденного», на смешения следов П., на появление ложных воспоминаний, имеющих повторный характер.

Расстройства П. проявляются и в процессах восприятия как неузнавание знакомых объектов. В таких случаях расстройства П. входят в синдром агнозии.

Эффект Зейгарник получил название по имени своего открывателя, женщины-психолога Блюмы Зейгарник. Она доказала, что незавершенные дела дают внутреннее напряжение человеку, которое заставляет постоянно вспоминать об этих делах и мысленно возвращаться к ним снова и снова.

Психология — эффект незавершенного действия (Зейгарник)

В 1920-х годах успешный психолог Блюма Зейгарник стала открывателем этого удивительного эффекта. Как и многие открытия, он был обнаружен внезапно, когда официант в кафе запомнил очень большой заказ, не записывая его.

Зейгарник поговорила с официантом, и тот ответил, что помнит все неисполненные заказы, и начисто забывает все те, которые уже закончил. Это позволило вынести предположение о том, что законченные и незаконченные дела человек воспринимает по-разному, поскольку от этого меняется и статус значимости.

Далее был проведен ряд экспериментов. Студентам были предложены интеллектуальные задачи. В ходе решения некоторых из них исследовательница говорила, что время вышло. Спустя несколько дней студентам было предложено вспомнить условия всех задач. Оказалось, что те задачи, которые не были завершены, всплывают в памяти в два раза эффективнее! Это и есть эффект незавершенного действия, или феномен Зейгарник.

Начало выполнения задачи создает напряжение, и его разрядка происходит только после завершения действия. Такое напряжение постоянно стремится быть снятым: людям некомфортно в состоянии незавершенности, и комфортно, когда делу положен конец.

Эффект незавершенного действия в любви

В жизни эффект незавершенного действия бывает очень сложным и весьма мучительным для тех, кто с ним столкнулся. Рассмотрим пример и узнаем, как лучше поступить.

Например, девушка влюбляется в парня, ей 18 лет. Они проводят вместе только 10 дней, а затем он далеко уезжает, и отношения прерываются. С тех пор они больше никогда не виделись, лишь изредка переписывались, но она помнит его и 5, и 7 лет спустя. Не смотря на то, что у нее есть мужчина и серьезные отношения, она не может мысленно отпустить ту ситуацию.

В данной ситуации нужно определить, что было бы завершением. Например, встретиться с тем человеком, поговорить, обнаружить, что он в жизни и он в мечтах – это два разных человека. Либо мысленно завершить ситуацию, представив, что было бы, если бы все сложилось иначе. Каждый конкретный случай можно разобрать у психолога, который поможет направить мысли в правильное русло.

Статьи по теме:

Суждение, как форма мышления

В этой статье мы углубимся в вопрос суждения, как одной из форм мышления с точки зрения психологии и расскажем о том, какие бывают суждения.

Мышление и речь в психологии

Связь мышления и речи в психологии очевидна, потому что речь является инструментом мышления и позволяет преобразовать мысли в словоформы.

Семейная психотерапия

В этой статье мы расскажем о семейной психотерапии, так как каждая семья время от времени испытывает различные кризисы и сложные периоды в семейных отношениях.

Девиантное и делинквентное поведение

В этой статье мы расскажем о том, что скрывается под терминами девиантное и делинквентное поведение и расскажем о том, почему возникают такого рода отклонения и к чему они могут привести в итоге.

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК

Открыт в 1927 г. Блюмой Вульфовной Зейгарник во время стажировки в Берлине у Курта Левина / К. Lewin . Суть эффекта состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным… «По легенде, однажды со своим учителем Блюма зашла в кафе. Ее внимание привлек тот факт, что официант, приняв заказ, ничего не записал, хотя перечень заказанных блюд был обширным, и принес к столу все, ничего не забыв. На замечание по поводу его удивительной памяти он пожал плечами, сказав, что он никогда не записывает и никогда не забывает. Тогда психологи его попросили сказать, что выбрали из меню посетители, которых он обслуживал до них и которые только что ушли из кафе. Официант растерялся и признался, что не может вспомнить их заказ сколько-нибудь полно. Вскоре возник замысел проверить экспериментально, как влияет на запоминание завершенность или незавершенность действия. Эту работу и проделала Б.В. Зейгарник.

Эффект Зейгарник или как использовать принцип завершения

Она просила испытуемых за ограниченное время решать интеллектуальные задачи. Время решения определялось ею произвольно, так что она могла позволить испытуемому найти решение либо в любой момент заявить, что время истекло и задача не решена. По прошествии нескольких дней испытуемых просили припомнить условия тех задач, которые предлагались им для решения. Выяснилось, что в случае если решение задачи прервано, то она запоминается лучше по сравнению с задачами благополучно решенными. Число запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся завершенных задач. Эта закономерность и получила название «эффект Зейгарник». Степанов С. С, Популярная психологическая энциклопедия, М., «Эксмо», 2005 г., с. 245-246.

Источник: Живой словарь бизнес-тренера

Сущность эффекта Зейгарник в психологии. Результаты исследований психологических особенностей памяти человека и взаимосвязь их с поведением. Связь напряжения от незавершенных дел с психологическим состоянием личности. Современное применение открытия.

Эффект Зейгарник

Сущность

Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает материал, связный с каким-либо незаконченными действиями, чем с законченными.

С точки зрения Теории поля Курта Левина, это объясняется тем, что доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряженности, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении.

Закономерность выявлена Блюмой Вульфовной Зейгарник. Примечательно, что исследования в этой области были темой дипломной работы автора.

Биография Б.В. Зейгарник

Блюма Вульфовна Зейгарник (нем. Bluma Zeigarnik; 9 ноября 1900, Прены Ковенской губернии — 24 февраля 1988, Москва) — советский психолог, основатель отечественной патопсихологии.

Широко известен результат дипломной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта Левина в Берлинском университете, где она показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»). С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины под руководством Л.С. Выготского.

Зейгарник — одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии.

Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Ломоносовская премия I-й степени (1978).

Блюма Вульфовна Зейгарник родилась 9 ноября 1900 года в Пренах Ковенской губернии, там же окончила гимназию.

Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала

Взаимосвязь профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности. Актуальность диагностики профессиональной пригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма. Понятие личность в психологии, свойства личности.

курсовая работа , добавлен 14.08.2010

Общая характеристика психологии как науки. Основные методы психологических исследований

Анализ закономерностей развития и функционирования психики как особенной формы жизнедеятельности человека. Изучение психических процессов, состояний и свойств личности. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Место психологии в системе наук.

презентация , добавлен 20.09.2015

Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и мотивационной сферы личности в студенческом возрасте

Проблема исследования мотивации в современной психологии. Результаты факторного анализа разноуровневых показателей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с различной мотивацией. Анализ достижений в зависимости от уровня мотивации.

реферат , добавлен 14.03.2011

Предмет психологии и его определение

История появления термина «психология», ее сущность и место в системе наук. Исследование механизмов и закономерностей психики человека, а также процесса формирования психологических особенностей личности. Предмет психологии в традиционных представлениях.

реферат , добавлен 25.02.2012

Взаимосвязь психологии и педагогики

Предмет и структура педагогической психологии. Выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.

реферат , добавлен 19.09.2009

Современные представления о функционировании памяти

Память как психологическая категория. Исследование подходов к изучению памяти в отечественной и зарубежной психологии. Роль памяти в жизни и деятельности человека как личности. Индивидуальные и типологические особенности памяти. Виды и процессы памяти.

курсовая работа , добавлен 17.10.2014

Смех и его роль в жизни человека

Положительная роль смеха в жизни человека: разряжение напряженной ситуации, предотвращение конфликтов, снятие стресса. Понятие черного юмора. Взаимосвязь физического здоровья человека с его психологическим состоянием (смехом, печалью, слезами, улыбками).

реферат , добавлен 16.11.2013

Развитие памяти в дошкольном возрасте

Сущность памяти как отражения прошлого опыта человека, характеристика ее видов и психологических особенностей. Основные этапы овладения произвольными формами памяти. Исследование процесса опосредованного запоминания информации в дошкольном возрасте.

курсовая работа , добавлен 24.06.2011

Взаимосвязь темперамента и основных стратегий поведения в конфликте

Современное состояние изучения психологии конфликта. Связь темперамента и деятельности. Психологические теории темперамента. Стратегии поведения в конфликте. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

курсовая работа , добавлен 26.06.2015

Влияние психодинамических особенностей личности на поведение в конфликтных ситуациях

Психологические теории темперамента. Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности. Современное состояние изучения психологии конфликта. Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

курсовая работа , добавлен 18.09.2007

1. Зейгарник-эффект.

2. Воспоминания Б.В.Зейгарник о юности.

3. Годы работы с К.Левином.

4. Время тяжёлых испытаний для Б.В. Зейгарник.

5. Научная деятельность Блюмы Вульфовны.

6. Создание научных основ патопсихологии.

7. Внутренний мир Зейгарник.

8. Практическая деятельность Б.В. Зейгарник.

9. Загадка феномена личности Б.В. Зейгарник.

10. Список литературы.

1.Зейгарник-эффект .

В 1927г. На отделении психологии философского факультета Берлинского университета была защищена дипломная работа. Руководитель – известный уже в те годы психолог Курт Левин. Тема – «О запоминании завершённых и незавершённых действий», а имя дипломницы – Блюма Вульфовна Зейгарник. В работе показывается, что незавершённые действия запоминаются почти в 2 раза лучше, чем завершённые; в основе этого явления, как было доказано в исследовании, лежит актуальная потребность (квазипотребность, по К.Левину). Сама Блюма Вульфовна вспоминала, что на следующее утро после защиты диплома ей позвонил К.Левин и сказал» «А вы знаете, что вы наделали? Вы совершили научное открытие». И это действительно так. Описанный Блюмов Вульфовной феномен преимущественного запоминания незавершённых действий вошёл в мировую научную психологическую литературу под её именем – феномен Зейгарник, или Зейгарник-эффект. Дипломница К.Левина, одна из ярких представительниц знаменитой плеяды его учеников, составивших гордость мировой психологии (достаточно только назвать их имена – Ф.Хоппе, М.Юкнат, Т.Дембо, Г.Биренбаум и др.), Б.В.Зейгарник стала знаменитой, а её имя сразу же было отнесено к числу классиков мировой психологии.

Личность Б.В. Зейгарник – ярчайший психологический феномен, заслушивающий особого изучения. Жизнь Б.В.Зейгарник, её творческая научная и клиническая деятельность достойны восхищения и могут стать образцом для подражания. Мы надеемся, что эти несколько отрывочные заметки позволят восстановить живой образ Б.В. Зейгарник.

2. Воспоминания Б.В.Зейгарник о юности .

Б.В. Зейгарник прожила долгую и трудную жизнь. Она родилась 9 ноября 1900 г. В маленьком литовском городке Пренай в многочисленной дружной семье. О царившей в семье атмосфере можно теперь судить лишь по некоторым замечаниям самой Блюмы Вульфовны, вспоминавшей отца, его здравый смысл, ум и неиссякаемое чувство юмора. Возможно, творчество Шолома Алейхема может дать некоторое представление о том представлении доброжелательной иронии, которая постоянно присутствовала в семье. Живая и способная девочка успешно окончила гимназию и уехала учиться Берлинский университет. Здесь после кратковременного «пробного» обучения на нескольких гуманитарных факультетах она поступила на отделение психологии философского факультета. В Берлинском университете Б.В. Зейгарник слушала лекции известных психологов – В.Келера, М. Вертгеймера и др. Посещала лекции по философии, филологии, математике. Слушала лекции А. Эйнштейна. Тема его лекций, вспоминала потом она, не увлекла её, но сама личность лектора притягивала к себе творческой незаурядностью, загадкой гениального ума и яркого характера.

3. Годы работы с К.Левином .

Блюма Вульфовна с её интересом к внутреннему миру человека довольно скоро нашла себе учителя психологии. Им стал К.Левин. В те годы его психологическая теория была ещё в стадии становления. Сам К.Левин, не намного старше своих учеников, был для них не только учителем, но с другом-единомышленником. Б.В. Зейгарник вспоминала, что общение с К. Левином отличалось оп стилю от того, что было принято в научно-академических кругах того времени. Человек с общительным, живым характером., К.Левин вовлекал своих учеников в особую «игру-поиск», делая часто предметом исследования непосредственные житейские наблюдения над людьми.. Так, его семинары часто проходили в кафе за чашечкой кофе.

Зейгарник эффект

В частности сам феномен запоминания незавершённых действий был «подсмотрен» им именно в этой ситуации. Он обратил внимание (вспоминала Б.В.) на то, что официант прекрасно помнит заказ каждого посетителя. К.Левин попросил официанта назвать, не заглядывая в книжечку что заказал тот или иной посетитель. Официант, не задумываясь, воспроизвел содержание всех заказов. Когда же речь зашла о выходящих из кафе посетителях, он не смог назвать ни одного заказа. «Они ведь уже расплатились», — ответил он. Следовательно, заключает Левин, у него уже нет потребности помнить, напряжённая динамическая система – квазипотребность – иссякла. Умение всматриваться в обыденную жизнь, видеть за её мелочами глубокие психологические «корни», по-видимому, в значительной степени развилось у Б.В. Зейгарник именно в годы работы с К.Левином; в течение всей последующей жизни она совершенствовала эти навыки, опираясь на данные наблюдений в своей исследовательской работе.

Особая атмосфера дружелюбия, взаимопонимания, товарищества объединяла вокруг Левина его учеников, была питательной средой для их совместного творчества.

После защиты диплома Блюма Вульфовна продолжала работать в группе Левина, оставшись в Берлине с мужем, работником советского торгпредства. Вернувшись в Советский Союз (по-видимому в 1931 г.), она стала трудиться в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины, являясь ближайшим помощником Л.С. Выготского. Именно в эти годы она сближается со многими ведущими советскими психологами, становится их соратницей и единомышленницей.

4. Время тяжёлых испытаний для Б.В. Зейгарник .

30-е годы – время тяжёлых испытаний для Блюмы Вульфовны. В стране нарастала волна репрессий. Преждевременная смерть Л.С. Выготского, как считала она, была ускорена именно этими событиями. Не обошли испытания стороной и Блюму Вульфовну. В 1938 году был арестован её муж, она осталась одна с малолетним сыном, второй её сын родился вскоре после ареста мужа. Страх, неуверенность в будущем, материальная неустроенность на долгие годы поселились в семье Зейгарник. Среди немногих друзей, оставшихся верными ей в эти тяжёлые годы были А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн. До последних дней жизни Блюмы Вульфовны С.Я. Рубинштейн оставалась её подругой и соратницей. В то тяжёлое время Сусанна Яковлевна помогала ей во всём, поддерживала её морально, сопровождала в «походах» на Лубянку, чтобы узнать о судьбе её репрессированного мужа (он погиб в застенках КГБ). Блюма Вульфовна Была Благодарна С.Я. Рубенштейн за дружескую помощь, высоко ценила преданность и отзывчивость; часто повторяла своим ученикам, роптавшим на её тяжёлый характер: «Вы не знаете Сусанну Яковлевну. Она верный друг и очень хороший человек».

5.Научная деятельность Блюмы Вульфовны .

В годы Великой Отечественной войны, эвакуировавшись из Москвы, Блюма Вульфовна работала на Урале в нейрохирургическом госпитале «Кисегач», принимая активное участие в работе по восстановлению психической деятельности тяжело раненых. Результаты этих исследований были впоследствии опубликованы. В этот период укрепляются её научные и личные контакты со многими крупнейшими психологами страны – А.Р.Лурией, А.Н.Леонтьевым, А.В.Запорожцем, С.Г. Геллерштейном и другими. С большим теплом и любовью вспоминала о них впоследствии Б.В.Зейгарник, отмечая, что именно в этот период под влиянием общения с психологами школы Выготского и оформились её представление о патопсихологии как особой области знания.

В послевоенные годы Блюма Вульфовна работала в НИИ психиатрии МЗ РСФСР, где возглавляла созданную ею лабораторию экспериментальной патопсихологии (до 1967 г.). В этот период её научными партнёрами становятся многие замечательные отечественные психиатры – М.Я. Серейский, С.Г.Жислин, И.Г.Равкин, Г.Е.Сухарева, Д.Е.Мелехов и другие. В это время тяжёлого идеологического гнёта, нарастающей физиологизации психиатрии (в особенности после знаменитой «Павловской сессии» 1950 г.) эти клиницисты старой врачебной школы не только оставались верными лучшим традициям психиатрии прошлого (не мыслившей эффективной работы с психически больными без психологии), но поддерживали и защищали как Зейгарник, так и её «молодую» лабораторию. В особенности надёжную защиту она чувствовала со стороны проф. Д.Е.Мелехова, бывшего директором Института психиатрии в тот период, когда готовился судебный процесс над «врачами-убийцами». Именно он помог сохранить лабораторию, а её – оставить в штате института (хотя уже существовало решение об её увольнении). В эти годы она провела обширный цикл исследований, ставших научным фундаментом современной психологии.

В то же время Б.В.Зейгарник начинает читать курс патопсихологии сначала на отделении психологии философского факультета МГУ, затем (с 1966) – на факультете психологии. С 1967 г. Она становится профессором факультета психологии, где с увлечением вела свою работу до последних дней жизни. Заслуги Б.В. Зейгарник были отмечены Ломоносовской премией I степени (1978) и международной премией им. К.Левина (1983).

Блюма Вульфовна принадлежала к тому поколению, на долю которого выпало несколько небывлых по тяжести войн, российская революция со всеми её социальными последствиями, тоталитаризм, репрессии. Колесо истории оставило глубокие следы (вернее, раны) на её судьбе. Это не могло не наложить отпечаток на её личность и общее мироощущение. Какой она была в молодости, в период её работы в Берлине у К.Левина, мы уже не узнаем никогда. Современников и очевидцев не осталось. Сама Блюма Вульфовна (как многие люди её поколения), вспоминая это время), говорила о себе мало, скупо, неохотно. Правда, те, кто знал её в начале 30-х гг., после возвращения из Германии (А.Н. Леонтьев, С.Я. Рубенштейн), вспоминали, что она производила впечатление блестящего (слово А.Н. Леонтьева), жизнерадостного, талантливого во всем человека.

Мы живём в таком ритме, что порой бывает сложно найти время для продолжительных задач, поэтому они постоянно переползают из одного списка в другой. Как же в конце концов взяться то за эти постоянно откладывающиеся задачи?

Есть один метод — эффект Зейгарник.

Один из самых простых способов победить откладывание дел в долгий ящик - использовать эффект Зейгарник. Это явление было открыто русским психологом Блюмой Зейгарник во время ужина в венском ресторане.

Она заметила, что загруженные работой официанты помнят лишь заказы, которые находятся в процессе обслуживания, но как только все блюда поданы, заказ исчезает из памяти персонала.

Позже для изучения этого явления Зейгарник попросила группу участников выполнить ряд простых заданий в лаборатории, таких как решение головоломок и нанизывание бусин на нить.

В течение какого-то времени их периодически отрывали от занятий, а потом Зейгарник спрашивала, что конкретно из своих задач они запомнили лучше всего.

В ходе этого эксперимента обнаружилась любопытная вещь — люди гораздо лучше запоминают задачи, от которых их оторвали, нежели те, которые они успели закончить.

Так какое же отношение это имеет к откладыванию дел на потом?

Эффект Зейгарник предполагает, что прерванное действие создаёт ментальное напряжение, которое удерживает информацию на переднем плане памяти. Единственное, что может снять это напряжение - завершение начатого.

Таким образом, это явление предполагает, что любое начатое дело, неважно, большое или маленькое, остаётся в глубине вашего сознания до момента завершения.

Простая техника, часто применяемая на телевидении: прерывание передачи на самом интересном месте гарантирует, что зрители вернутся к просмотру, потому что захотят узнать, чем же всё закончилось, захотят завершить начатое.

То же самое происходит с задачами, которые кажутся невыполнимыми. Просто сделайте первый шаг, и дальше всё начнёт двигаться само собой.

В интервью для британской газеты The Independent когнитивно-поведенческий психолог лондонского медицинского центра The Blue Tree Clinic Хадасса Лейпциг говорит, что эффект Зейгарник играет важную роль и в сохранении психического здоровья.

Незаконченные задачи и откладывание дел на потом часто приводят к цикличному и не приносящему пользы образу мышления. Это может влиять на сон и вызывать чувство тревоги, что в дальнейшем сказывается на психических и эмоциональных ресурсах человека, — говорит Лейпциг. — При использовании эффекта Зейгарник самостоятельно или же в условиях когнитивно-поведенческой терапии, это явление может способствовать ментальному благополучию, мотивируя вас на окончание начатого, развитие здоровых привычек, постановку целей и решение постоянно откладываемых на потом проблем. Успешное завершение задач принесёт чувство удовлетворения, повышая самооценку и уверенность в себе. Кроме того, человек, способный найти выход из стрессовых ситуаций, вероятно, сможет оказать положительное влияние и на своё психологическое благополучие.

источники




Top