Егэ литературе за 3 месяца. Подготовка к егэ по литературе с нуля

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОГЭ –2016 ФИЗИКА Елена Анатольевна Шимко, председатель ПК по физике, доцент кафедры общей и экспериментальной физики АлтГУ eashimko@land . ru

Как готовиться к экзамену: Определить, наличие каких знаний и умений проверяют задания КИМ по физике (демоверсия и спецификация КИМ ОГЭ, кодификатор ОГЭ) Составить краткий конспект по каждой теме Выполнить тренировочные задания части 1 и 2 с помощью Открытого банка заданий на сайте www . fipi . ru

http://www.fipi.ru

ОГЭ 2-5, 7-8, 10-14, 16-18, 20-21 1 балл 1, 6, 9, 15, 19 2 балла http://ege.edu22.info/blank9/

22: Качественная задача 2 балла 23: Экспериментальное задание 4 балла 24: Качественная задача 2 балла 25-26: Расчетные задачи 3 балла ОГЭ

Шкала перевода баллов в оценку Баллы 0-9 10-19 20-30 31-40 Оценка Неудовл. Удовл. Хорошо Отлично Отметка 2 3 4 5 Части работы Число заданий МПБ % от всей работы Тип заданий Часть 1 22 28 70 Бланк ответов № 1: 13 заданий с ответом в виде 1 цифры, 8 заданий с ответом в виде набора цифр, Бланк ответов № 2: 1 задание с развернутым ответом (22) Часть 2 4 12 30 Бланк ответов № 2: Задания с развернутым ответом (23-26) Итого: 26 40 100 Структура КИМ ОГЭ по физике в 2016

1. Физические понятия. Физические величины, их единицы и приборы для измерения 4 2 5 Бланк ответов № 1

2. Механическое движение. Равномерное и равноускоренное движение. Законы Ньютона. Силы в природе. 4 3

3. Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии 4. Простые механизмы. Механические колебания и волны. Свободное падение. Движение по окружности. 3 4

5. Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Плотность вещества 2

6. Физические явления и законы в механике. Анализ процессов 1 2

7. Механические явления (расчетная задача) 80

8. Тепловые явления 1

9. Физические явления и законы. Анализ процессов 2 5

10. Тепловые явления (расчетная задача) 1

11. Электризация тел 2

12. Постоянный ток 1

13. Магнитное поле. Электромагнитная индукция 4

14. Электромагнитные колебания и волны. Оптика 3

15. Физические явления и законы. Анализ процессов 1 2

16. Электромагнитные явления (расчетная задача) 8

17. Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Ядерные реакции. 1

18. Владение основами знаний о методах научного познания 4

19. Физические явления и законы. Анализ процессов

19. Физические явления и законы. Анализ процессов 3 2

20. Извлечение информации из текста физического содержания: «Гром и молния» 3 2

Бланк ответов № 2

CASIO модели FX-ES 82,85, 350, 570, 991 Можно Нельзя Калькулятор на ОГЭ-физика

ВИДЕОЗАНЯТИЯ Подготовка учащихся к ОГЭ по физике phys.asu.ru


1. Назначение КИМ для ОГЭ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Используемые при конструировании вариантов КИМ подходы к отбору контролируемых элементов содержания обеспечивают требование функциональной полноты теста, так как в каждом варианте проверяется освоение всех разделов курса физики основной школы и для каждого раздела предлагаются задания всех таксономических уровней. При этом наиболее важные с мировоззренческой точки зрения или необходимости для успешного продолжения образования содержательные элементы проверяются в одном и том же варианте КИМ заданиями разного уровня сложности.

Структура варианта КИМ обеспечивает проверку всех предусмотренных Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта видов деятельности (с учетом тех ограничений, которые накладывают условия массовой письменной проверки знаний и умений обучающихся): усвоение понятийного аппарата курса физики основной школы, овладение методологическими знаниями и экспериментальными умениями, использование при выполнении учебных задач текстов физического содержания, применение знаний при решении расчетных задач и объяснении физических явлений и процессов в ситуациях практико-ориентированного характера.

Модели заданий, используемые в экзаменационной работе, рассчитаны на применение бланковой технологии (аналогичной ЕГЭ) и возможности автоматизированной проверки части 1 работы. Объективность проверки заданий с развернутым ответом обеспечивается едиными критериями оценивания и участием нескольких независимых экспертов, оценивающих одну работу.

ОГЭ по физике является экзаменом по выбору обучающихся и выполняет две основные функции: итоговую аттестацию выпускников основной школы и создание условий для дифференциации обучающихся при поступлении в профильные классы средней школы. Для этих целей в КИМ включены задания трех уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов стандарта по физике основной школы и овладение наиболее важными видами деятельности, а выполнение заданий повышенного и высокого уровней сложности - степень подготовленности обучающегося к продолжению образования на следующей ступени обучения с учетом дальнейшего уровня изучения предмета (базовый или профильный).

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Экзаменационная модель ОГЭ и КИМ ЕГЭ по физике строятся исходя из единой концепции оценки учебных достижений учащихся по предмету «Физика». Единые подходы обеспечиваются прежде всего проверкой всех формируемых в рамках преподавания предмета видов деятельности. При этом используются сходные структуры работы, а также единый банк моделей заданий. Преемственность в формировании различных видов деятельности отражена в содержании заданий, а также в системе оценивания заданий с развернутым ответом.

Можно отметить два значимых отличия экзаменационной модели ОГЭ от КИМ ЕГЭ. Так, технологические особенности проведения ЕГЭ не позволяют обеспечить полноценный контроль сформированности экспериментальных умений, и этот вид деятельности проверяется опосредованно при помощи специально разработанных заданий на основе фотографий. Проведение ОГЭ не содержит таких ограничений, поэтому в работу введено экспериментальное задание, выполняемое на реальном оборудовании. Кроме того, в экзаменационной модели ОГЭ более широко представлен блок по проверке приемов работы с разнообразной информацией физического содержания.

5. Характеристика структуры и содержания КИМ

Каждый вариант КИМ состоит из двух частей и содержит 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (таблица 1).

Часть 1 содержит 22 задания, из которых 13 заданий кратким ответом в виде одной цифры, восемь заданий, к которым требуется привести краткий ответ в виде числа или набора цифр, и одно задание с развернутым ответом. Задания 1, 6, 9, 15 и 19 с кратким ответом представляют собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, или задания на выбор двух правильных утверждений из предложенного перечня (множественный выбор).

Часть 2 содержит четыре задания (23-26), для которых необходимо привести развернутый ответ. Задание 23 представляет собой практическую работу, для выполнения которой используется лабораторное оборудование.

Первое, что необходимо при подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля - это знание текстов. Надо очень много читать.

Литература – предмет накопительный, можно сказать, археологичный. Например, программа для студентов русского отделения журфака МГУ рассчитана так, что они читают по 6-7 часов каждый день, в течение пяти лет. И если ты не накопил этого ресурса в большом количестве, то просто не будешь знать, на что опираться.

На ЕГЭ по литературе, в отличие от математики, нет единственно правильных ответов на вопросы. Тебе может казаться, что твой ответ прекрасен, - а он окажется бессодержательным. Значит, надо не просто читать. Надо знать, на что направить фокус внимания. Надо получать обратную связь любым способом.

Как же готовиться к ЕГЭ по литературе с нуля?

Литература базируется на знании текстов. Если готовишься к ЕГЭ по литературе, тебе нужно хотя бы два года. Если хочешь успеть за год, у тебя должны быть “начитаны” все основные тексты.

И при этом важно не просто “ознакомиться с сюжетом”, но и запомнить все детали и структуру произведения.

Например, необходимо знать ответы на вопросы такого характера:

Есть ли эпиграф к «Евгению Онегину»?
Ответ: Есть, причем к каждой главе. Есть также эпиграф ко всему произведению (и его надо помнить). Надо помнить также, на каких языках даны эпиграфы к главам “Евгения Онегина”, сколько глав в “Евгении Онегине” (ответ: 8).

Сколько частей в «Обломове»?
Ответ: Четыре! Как времен года.

Из каких частей состоит «Герой нашего времени?»

Отвечая на этот вопрос, старшеклассник вспоминает хронологический порядок действия и перечисляет: «Тамань», «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»… Про «Максима Максимовича» обычно забывают.

Но на самом деле порядок глав совсем другой! Сначала - предисловие к роману. Потом - первая часть, это «Бэла» и «Максим Максимович», потом предисловие к журналу Печорина, где сообщается, что Печорин умер и можно печатать его заметки, и наконец, «Тамань». Вторая часть состоит из «Княжны Мери» и «Фаталиста».

Да, Лермонтов переставил части своего повествования, и это новаторство мирового уровня, это предмодернизм - хотя мы школьникам таких терминов и не говорим. “Герой нашего времени” - гениальный текст и гениальный финал. «Герой нашего времени» заканчивается не смертью Печорина, а описанием разговора Печорина и Максим Максимыча насчет предопределения.

Но обычно школьник не видит этого, не понимает логику романа, потому что обращает внимание только на фабулу, на развитие действия. А при подготовке к ЕГЭ по литературе на высокие баллы необходимо знать структуру произведения, а не только сюжет. Надо помнить все детали, а не только основные события. Нужно уметь пересказать текст в подробностях, удивить “штучками”, ответить на все сложные вопросы.

Дальше, надо помнить и не путать имена персонажей, место действия, детали биографий героев. Давайте проверим себя:

Как звали Базарова?
Ответ: Евгений Васильевич.
Как звали Печорина?
Ответ: Григорий Александрович.
Как звали по отчеству Татьяну Ларину?
Ответ: Татьяна Дмитриевна.
Как называлась крепость, где происходили основные события в «Капитанской дочке»?
Ответ: Крепость называлась Белогорская. Выпускники пишут то “Белгородская”, то “Белозерская” и теряют баллы. Это типичные ошибки на ЕГЭ.
Где живут родители Петруши в той же “Капитанской дочке”?
Ответ: В деревне в Симбирской губернии.
Какой город осаждается?
Ответ: Оренбург.

И это только первый шаг в подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.

Второе, что необходимо, - аналитический склад ума. У ЕГЭ по литературе есть своя специфика. Нужно понимать, что есть некий алгоритм, или технология.

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля за год?

Да, за год можно успеть, если у вас очень хороший тайм-менеджмент. Это действительно значит, что надо каждый день хотя бы час уделять этой работе. Буквально ставить таймер. Честно проверять то, что написали, по критериям. Показывать стороннему наблюдателю - например, школьному учителю или репетитору.

На первом этапе мы изучаем тексты. На втором - пишем варианты ЕГЭ и проверяем по всем критериям.

В этом году издательство “Феникс” выпустило мою книгу “Литература. Авторский курс подготовки к ЕГЭ”. В ней я подробно рассказываю о подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.

Григорий Харин, 5litra.ru 2014

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3

1. Экспресс-подготовка к ЕГЭ по литературе за 3 месяца для самых ленивых………..4

Расставляем приоритеты и все точки над i………………………………..5

Распределяем время. Контролируем себя…………………………………6

Упрощаем и сокращаем = оптимизируем…………………………………7

Часть В, теория……………………………………………………………...8

Часть С: С1-С4………………………………………………………………9 1.5.

Надо ли учить стихи? ……………………………………………………..10 1.6.

Часть С – С5 ……………………………………………………………….11 1.7.

С чего начать? ……………………………………………………………..13 1.8.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1: Сокращенный оптимизированный список литературы…………16 ПРИЛОЖЕНИЕ №2: Характерные черты в творчестве поэтов…………………………18 ПРИЛОЖЕНИЕ №3: Сопоставление лирических тем в С4……………………………..31 ПРИЛОЖЕНИЕ №4: Методика построчного пересказа лирического произведения..47 ПРИЛОЖЕНИЕ №5: Как укладываться в необходимый объём 200 слов? …………...49 ПРИЛОЖЕНИЕ №6: Методические рекомендации по части С ………………………..52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………55 5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе Введение «Хватит ли мне оставшегося времени, чтобы подготовиться и сдать на N баллов?» – На этот вопрос точно нельзя дать категоричный ответ. Никто, кроме вас, не знает – чего вы знаете и на что способны. Главное – готовиться. И делать это систематически.



Именно системный подход позволит вам набрать необходимый багаж знаний по предмету. Поэтому, когда в очередной раз я получил вопрос: «что мне делать, осталось всего 3 месяца, с чего начать и т.д.», я подумал и сделал вывод: этого времени вполне достаточно, если постараться мобилизовать свои силы и работать по заданной программе.

И сейчас перед вами та самая программа, которая должна, во-первых, дать вам ясную картину того, что необходимо делать в данный момент и с чего начать, во-вторых, советы и рекомендации, которые здесь изложены, были благополучно опробованы выпускниками прошлых лет. Советы, которые помогли преодолеть не только страх подготовки, но и получить необходимые баллы за экзамен.

Всё в ваших руках. А я лишь вам немного укажу сторону, в которую надо двигаться.

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Это небольшое пособие, состоящее наполовину из статей, которые написаны студентом, не претендует на то, чтобы стать вашим главным орудием подготовки к ЕГЭ по литературе. Я не гарантирую стопроцентную точность, грамотность и достоверность всего, что изложено далее, поэтому не несу ответственность за возможный причиненный ущерб в ходе подготовки при помощи данного пособия.

БЛАГОДАРНОСТИ

Выражаю искреннюю благодарность своему преподавателю ВятГУ, доценту кафедры культурологии и журналистики Гуманитарного факультета, Злобину Андрею Александровичу, который откликается все эти годы на мои просьбы помочь отредактировать и внести свои замечания в статьи.

Благодарю Алису Кудисову за то, что вдохновляет меня.

5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе Экспресс-подготовка к ЕГЭ по литературе за 3 месяца для самых ленивых Вступление Сейчас я поделюсь с вами всеми мыслями и материалами, которые помогут вам подготовиться за оставшееся время. Кто еще сомневается, что не сможет сдать на хорошие баллы? Подняли свои клювы и приоткрыли их, чтобы внимательно начать поглощать представленную ниже информацию.

Вспомню и перескажу для начала вам свою историю. Так вот, в 2011 году мне предстояло сдавать экзамены. Я жутко ленился, впрочем, как и многие из вас, никаких репетиторов у меня не было и сайта 5литра.ру, разумеется, тоже не было.

Время от времени заглядывал в книжечки, с тоской пролистывал их. Но тут, примерно в марте, когда уже за окном действительно можно было наблюдать весеннюю погоду, с нами провела вразумительную беседу директор школы. Сказать, что она нас сильно разозлила, заразила трудом – это, значит, не сказать ничего. Речь, которая прозвучала из ее уст, не была какой-то особенной или слишком строгой – нет, она просто дала понять нам со всей серьезностью, что наше привычное «авось» в данном случае с вероятностью близкой к 100% здесь не прокатит. Разумеется, почти в каждом из нас появился тот самый страх – страх, который движет нами, тот подсознательный процесс, заставляющий выводить из режима сна наши ресурсы. И мы взялись за работу.

Я бы с большой радостью попробовал выступить перед вами с подобными словами, потому что устная речь все же имеет значительно больший эффект, но я постараюсь компенсировать недостатки письменной речи тем, что дам вам рецепт, который внесет в ваш небольшой хаос, немного светлых и свободных зон.

1. Расставляем приоритеты и все точки над i Итак, осталось 3 месяца на подготовку. Если у вас действительно всё плохо с литературой или вы считаете, что знаний не хватит, чтобы справиться с экзаменом хотя бы на 60 баллов, то в первую очередь настоятельно рекомендую переосмыслить вашу текущую подготовку. Определитесь четко с набором экзаменов. Готовьтесь по тем трём ключевым, которые вам необходимы. Если вы рассматриваете какие-то иные варианты поступления, где нужны другие экзамены, то вам надо сбавить обороты по всем фронтам, кроме ключевого. Если вы рассматриваете литературу как ключевой экзамен, то и уделите ей большую часть своего оставшегося времени. Я в своё время сдавал 5 экзаменов, кроме математики и русского языка у меня была литература, английский и информатика. Примерно перед Новым годом я определился с тем, куда буду поступать, поэтому сосредоточился на работе с русским языком и литературой.

По остальным экзаменам были лишь точечные занятия, не более.

Избавьтесь от всего ненужного, сосредоточьте своё внимание на чем-то одном и действуйте.

–  –  –

2. Распределяем время. Контролируем себя В последнее время через мои руки прошло немало книг по тайм-менеджменту, саморазвитию и мотивации. Чтобы начать успевать делать большее за это же время, вам в первую очередь необходимо начать с контроля времени.

Заведите 2 блокнота:

1. Четко фиксируйте своё время в течение дня.

2. Составляйте списки дел.

В рамках короткой статьи все эти процессы и советы описывать придётся долго, поэтому обратитесь к хорошим первоисточникам: Я. Франк «Муза и чудовище»1 (тайм-менеджмент), Б. Трейси «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности» 2.

Нам свойственно откладывать всё на последний день, а потом в ужасе и панике пытаться в аврале освоить какой-то материал, написать или сделать что-либо. Не загоняйте себя в угол. Рекомендую хотя бы кратко ознакомьтесь с предложенными книгами.

Муза и чудовище: как организовать творческий труд. Франк Яна. 2010: http://flibusta.net/b/340563

Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности. Трейси Брайан. 2014:

http://flibusta.net/b/342476 5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе

3. Упрощаем и сокращаем = оптимизируем Не так давно я публиковал список произведений, которые должны быть прочитаны в первую очередь. С учетом всех ужимок и сокращений я постарался составить такой список текстов, который в первую очередь должен вам будет помочь в написании части С (чтоб была база тем для сопоставления). Большая часть произведений, которые не попали в список, были написаны в XX веке. В экзамене по литературе ХХ век представлен не так сильно. В частности, литература этого периода в С5 представлена сочинением по выбору – С5.3.

Что делать, если я всё равно не успеваю прочесть даже это? Или что делать, если я читал эти произведения достаточно давно и многое забылось?

1. Читаем биографию писателя (пытаемся понять, найти причины, которые побудили к написанию произведения). Это нужно для того, чтобы вы могли вжиться в исторический контекст. Понять откуда писатель брал материал для произведения. Настоятельно рекомендую хорошо поработать над этим моментом.

2. Анализ произведения – выискиваем поднятые темы, проблемы, узнаем информацию о героях.

3. Открываем учебники Б. Бугрова, М. Голубкова «Русская литература XIX-XX века в 2 томах»3. Вдумчиво, не торопясь, читаем текст.

4. Краткие содержания – изучив детально исторический контекст, темы, проблемы, художественные образы, только сейчас можно приступить к сюжетной части произведения. Если вы пойдете наоборот, то велика вероятность того, что ранее прочитанный вами сжатый сюжет вовсе не отложится в памяти.

Оптимизированный список литературы (ПРИЛОЖЕНИЕ №1 стр. 16).

Русская литература XIX-XX века в 2 томах. Б. Бугров, М. Голубков. http://5litra.ru/shurik.html 5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе

4. Часть В, теория Не надо вам скачивать большие объёмы теоретических статей, не надо заходить на отдельные сайты по теории литературы. Просто решайте на сайте тесты. Каждый день в течение оставшегося времени прорешивайте хотя бы по одному тесту.

В конце статьи еще будут советы по изучению теории.

Теории, которая представлена в ЕГЭ по литературе, немного. У вас быстро отложатся в голове формулировки вопросов. Никаких трудностей здесь не должно возникнуть.

Если они и будут, то вся необходимая теория в удобной и доступной форме представлена на сайте – можете к ней обращаться.

–  –  –

5. Часть С: С1-С4 Ничто не вызывает такой ужас и страх, как работа над частью С. Сейчас я вновь озвучу ключевые моменты, которым рекомендую следовать при написании.

1. Приступайте к написанию не сразу, а спустя небольшое время после того, как вы прочли произведение (нужно «переварить» произведение). Затем откройте список вопросов. Выберите самый простой.

2. В С1 и С3 необходимо отвечать сразу же на поставленный вопрос. Например, нам дан вопрос по отрывку из Н.В. Гоголя «Ревизор»: Какую роль играет Прямо и отвечаем, приведенная сцена в развитии сюжета пьесы?

перефразировав вопрос: «Приведенная сцена играет ключевую роль в развитии сюжета пьесы, потому что.. во-первых,..» и т.д. Несмотря на то, что я всегда рекомендую в первую очередь следить за тем, чтобы не скатываться на общую проблематику произведения, данный вопрос подразумевает заглянуть вперед, то есть выйти за рамки только данного фрагмента. Поэтому внимательно читайте формулировки вопросов. Выделяйте ключевые слова, они обязательно должны прозвучать в вашем ответе.

3. В С2 и С4 начинать свой ответ необходимо схожим образом. Но только здесь нам нужно вспомнить, в каких еще произведениях нашла своё отражения указанная тема или проблема. Укажите не только авторов и названия произведения, но и напишите, что роднит их между собой.

4. В критериях про 5-10 предложений всё-таки не так просто написали, хотя и идут с пометкой: «указание на объем условно». Завершите ответ одним небольшим предложением: короткий итог сказанному.

По лирике есть несколько хороших таблиц. Они облегчат вашу жизнь:

1. Характерные черты в творчестве поэтов (ПРИЛОЖЕНИЕ №2 стр. 18).

2. Сопоставление лирических тем в С4 (ПРИЛОЖЕНИЕ №3 стр. 31).

Если у вас существуют проблемы с пониманием лирического произведения, воспользуйтесь методикой построчного пересказа (ПРИЛОЖЕНИЕ №4 стр. 47).

–  –  –

6. Надо ли учить стихи?

Тут всё зависит, разумеется, от того, на какие баллы вы в итоге рассчитываете. Если ориентируетесь на 50-60 баллов – можно сильно не усердствовать. Хотя бы по несколько строк из стихотворения. Если нацелены на результат от 70 и выше баллов, то следует учить полностью. Почему? Потому что ничто так не помогает в анализе лирического произведения, как познание его содержания. Прочитав один раз стихотворение, вы с большой вероятностью его не поймете. А задания С3, С4 призваны проверить, насколько вы понимаете затронутые темы, идеи, ключевые образы. Ничто так ярко не подтверждает ваше суждение, как короткая, ёмкая цитата.

На экзамене вы будете ограничены временем. Долго думать у вас не получится.

Всё-таки главное не выучить стихотворение, а понять его. Зри в корень.

–  –  –

7. Часть С – С5 Уже столько материалов написано на тему, как писать сочинение, но стоны всё равно продолжаются.

В одном из своих последних материалов я достаточно подробно разобрал технологию написания части С5: «Простой рецепт: как укладываться в необходимый объем (200 слов)» (ПРИЛОЖЕНИЕ №5 стр. 49).

Но существует еще одна проблема, которой ранее я не касался: «Цитаты в сочинении.

Как их запомнить?»

Для начала обратимся к критериям.

Внимательно перечитаем тот пункт, по которому проверяется привлечение текста произведения:

–  –  –

а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.)

б) текст привлекается разносторонне, но не всегда обоснованно, и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой 2 связи с выдвинутым тезисом

–  –  –

Тут есть 2 пути:

1. Мы заходим, например, на «Викицитатник»4 или на сайт «Эпиграфы.ру» 5.

Покупаем картон (плотная бумага). Режем квадратики размером 5х5 или 6х6 (зависит от вашего почерка). Затем пишем на квадратике цитату, автора, название произведения, если цитата принадлежит литературному герою – укажите его имя. Создайте не менее 10 карточек к произведению. Цитаты должны быть яркие, короткие. Признак хорошей цитаты: прочитав ее, сразу вспоминаешь откуда она и кто ее автор. Каждый день, отправляясь куда-либо, берите часть карточек с собой: сегодня карточки по одному произведению, завтра следующие и т.д. Повторяйте содержимое карточек в любую свободную минуту.

2. Но есть и второй путь. Он для тех, кто не привык ставить перед собой большие задачи: ничего не делать. Да, вы не ослышались. Если держать в уме, что вы всётаки помните сюжет произведений, то вы сможете хотя бы немного привлечь текст с помощью пересказа. Но всё должно быть в разумных пределах. Правда, по критерию «Обоснованность привлечения текста произведения» вы можете рассчитывать максимум на 1 балл.

ВАЖНО:

Выдержка из Спецификации (официальная документация к ЕГЭ по литературе):

«Выпускнику предлагается 3 вопроса (С5.1-С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.; 2 – по произведениям второй половины XIX в.; 3 – по произведениям ХХ в. Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению».

То есть, вам следует отрабатывать произведения какого-то одного временного промежутка. И делать карточки с цитатами по тем произведениям, которые туда попадают. Логично? Думаю, да.

http://ru.wikiquote.org/ - Викицитатник.

http://epigrafy.ru/ - Эпиграфы и цитаты 5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе

8. Хорошо, но с чего мне начать?

Итак, впереди еще достаточно времени для того, чтобы успешно подготовиться и сдать минимум на 60-70 баллов.

1. Скачайте и распечатайте в 2 экземплярах сокращенный список литературы.

Считаем количество произведений, которые не прочитаны вообще – выделяем их красным цветом. Приступите к их прочтению в первую очередь.

Произведения, которые были прочитаны, но прочитаны достаточно давно и вы чувствуете, что плохо их помните – выделите желтым цветом. На втором листе с произведениями выделяйте по ходу вашей подготовки «восстановленные» и только что прочитанные произведения зеленым маркером. Так вы наглядно будете видеть ваш процесс подготовки. Информация о том, каким образом «восстанавливать» произведения дана выше. За 90 дней ваш лист должен стать полностью зеленым.

2. Каждый день решаем по 1 тесту до тех пор, пока не убедитесь в знании теории.

В принципе, если вы решите тестов 30, то теория у вас откристаллизуется.

Решили тест – сразу поработайте над ошибками, чтоб они не кочевали из теста в тест.

Примерно дней за 5 до начала экзамена вновь порешайте их. Освежите.

3. Делаем карточки с цитатами. Носим их с собой. Учим везде: в дороге, в столовой, в кровати и т.д.

4. Учим стихи. В предложенном сокращенном списке все стихи можно не учить. У каждого автора выберите хотя бы по 2-3 стихотворения. Что-то вы учили ранее, поэтому просто повторите их. Таким образом, у вас получится примерно 30 стихотворений. Год назад, когда проходил в университете курс литературы второй половины XIX века, выучил за 2 месяца без каких-либо проблем 30 стихотворений. Учил в свое удовольствие, целенаправленно не выделял отдельные часы, а просто повторял их в свободное время.

5. «График 3 на 1». У всех вас получился «разного цвета» список литературы, поэтому давать рекомендацию, сколько отводить времени на каждодневное чтение я не могу. Но чтобы не переутомлять себя, предлагаю следующее: 3 дня занимаетесь по 2-2,5 часа в сутки, на 4й день отдыхаете от литературы вообще (даже от карточек, но стихи можете повторять).

6. Так как перед вами стоят 2 наиболее важные задачи – прочитать произведения и наработать навык написания части С, поэтому и сделайте на это основной упор.

Заведите, если еще этого не сделали, тетрадь для сочинений. Пишите часть С в 5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе указанные трехдневные циклы хотя бы по 30 минут в день (минимум). На сочинение С5, конечно, будет уходить больше времени, но за 90 дней поставьте себе цель написать САМОСТОЯТЕЛЬНО минимум 10 сочинений. Отправляться на экзамен с непрочитанными произведениями – большой риск, поэтому сведите свои риски к минимуму.

5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе

Вместо заключения. Призыв к действию Глубоко вдохните и выдохните. Теперь главное – начать, сделать первый шаг. А потом пойдет практически само собой. Вам только нужно заставить себя перебороть свой страх, сомнения и неуверенность и, сделав несколько шагов по горячим углям, оказаться в конце дымящейся дорожки.

Понятно, что решение за вами. Можете не готовиться, сдать и жить себе дальше, терзаясь потом сожалениями о том, какой интересной и замечательной могла бы быть ваша жизнь.

Столкнувшись с какой-то особенно трудной, устрашающей задачей, я задаю себе вопрос: «Что станет возможным, если я это сделаю?» А если говорить конкретно о нашей ситуации, какие вузы откроются перед нами, имея желаемое количество баллов?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно всего лишь сделать первый шаг. Остальное уже сейчас прекрасно дорисует ваше воображение.

Появилась ли сейчас представление о том, что необходимо делать и как готовиться?

–  –  –

*Это неполный список литературы. Сюда не вошли произведения, которые помечены в кодификаторе «по выбору»; некоторые поэмы. Существенно сокращен список стихотворений.

Полный список литературы постоянно доступен на сайте: vk.cc/uI60b (короткая ссылка).

–  –  –

ПРИЛОЖЕНИЕ №2: Характерные черты в творчестве поэтов Проблема Анализ лирических произведений, в особенности сопоставление их в заданиях типа С4

– процесс достаточно сложный, в какой-то мере более трудный, чем написание развернутого сочинения С5. Да, лирику понимать сложнее, но всё проще, чем вы думаете.

Рассуждаем Так или иначе, творчеству каждого поэта принято давать определенные клише и маркеры, по которым мы их в дальнейшем и отличаем. В таком случае, чтобы научиться видеть и различать черты, употребленные автором в своём лирическом произведении, нужно для начала усвоить – в чем характерная особенность каждого.

Тогда мы вполне сможем отделять тематическую принадлежность, и в свою очередь детально характеризовать каждое стихотворение, сопоставляя его с другими.

Решаем Как мы поступим. В очередной раз составим табличку, в которую занесем эти черты.

Составлять мы ее будем на основе этих двух книг: Русская литература XIX-XX веков.

Т.1, (Бугров Б.С., Голубков М.М.), Русская литература XIX-XX веков Т.2 (Бугров Б.С.).

И еще немного о… Лирика - один из трех основных родов литературы, наряду с эпосом и драмой, известных еще с античности. Важнейшей особенностью ее является эмоциональность, субъективность, всеобщность и конкретность выражаемого поэтического чувства. В лирике важно не столько то, о чем говорит поэт, сколько - как он выражает свои чувства. Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» сказал: «Здесь поэт стоит на первом месте, и мы не иначе как через него все понимаем и воспринимаем.

Предмет здесь не имеет цены сам по себе, все зависит от того содержания, которое придает ему поэт».

Тем не менее, есть темы, которые в лирике считаются «вечными», и ни один поэт не может пройти мимо них, так как в них заключена истинная жизнь человеческой души.

Это любовь, природа, смысл человеческого существования, цель и задачи творчества.

5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе Каждый истинный поэт вносит в освещение этих тем что-то новое, неповторимое, до него никем не сказанное. «Прекрасное мгновение» отдельного человеческого бытия благодаря лирике становится вечным, понятным и созвучным людям разных эпох и народов.

Для лирики характерны особые формы выразительности, среди которых, в первую очередь, ритмика стихотворной речи, музыкальность стиха, достигаемая с помощью таких приемов, как аллитерации, ассонансы; необычная, не свойственная обычной разговорной и даже литературной прозаической речи структура фразы; наличие выразительных метафор, эпитетов, сравнений.

Действуем

–  –  –

Парус. Смерть поэта.

1. Обостренное и необычайно отчетливо и ярко Бородино. «Когда волнуется выраженное чувство личности.

желтеющая нива...». «Прощай,

2. Лирический герой становится организующим немытая Россия...». Дума. Поэт началом во всей лирике поэта, облекается («Отделкой золотой блистает устойчивыми чертами, едиными свойствами мой кинжал...»). «Как часто личности, психологическим единством, единством пестрою толпою окружен...».

жизнепонимания. Психологизм. «И скучно и грустно...». «Есть

3. Поэзия Лермонтова - поэзия конфликта и дисгар- речи - значенье...». «Воздушный корабль». Родина. «Нет, монии. Романтическое двоемирие.

не тебя так пылко я люблю...».

4. Внутренний закон личности лирического героя - Утес. «Выхожу один я на стихийная, не уничтожимая и не исчезающая дорогу...». Пророк внутренняя активность.

5. Лирический герой Лермонтова - герой трагический, страдающий. Страдание представляется неотъемлемой частью жизни, и наделенность страданием - знак причастности к жизни. Страдать значит чувствовать («радости - муки»).

Ряд наиболее значимых и характерных для поэзии

Лермонтова мотивов (тем):

1. Одиночество. Это мотив - сквозной, центральный для лермонтовской поэзии, и, пожалуй, ни у одного из русских поэтов он не занимал такого места и не вырастал в такой всеобъемлющий образ. Его герой одинок среди людей («... некому руку подать...»), ему нет места среди «бесчувственной» толпы и «бездушного» «света» («Как часто, пестрою толпою окружен.

..»), он оказывается лишним на родине, ибо она «страна рабов, страна господ», он одинок в целом мире, мир является ему «пустыней», а если он и населен («шумный град» в «Пророке»), то герой изгоняется из него («В меня все ближние мои / 5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе Бросали бешено каменья»). Мотив изгнания и близкий ему мотив странничества, скитаний, бесприютности (в «Тучах» «вечные странники», «тучки небесные», уподобляются изгнаннику, лирическому герою) естественно связан с мотивом одиночества. Мотив одиночества связан с мотивом трагической избранности.

2. Тема родины. Любовь к Родине - любовь «странная», нерассудочная и необъяснимая («за что, не знаю сам»), но тем более сильная.

3. Тема поэта. Лермонтов исследует прежде всего ситуацию отношений поэта и общества.

4. Мотив свободы и воли. Для него свобода - главный принцип бытия личности и главный критерий ценности жизни вообще. В отличие от декабристов и раннего Пушкина у Лермонтова почти нет стихов, посвященных идее политической и гражданской свободы. Его свобода тотальна и дана как постоянное и мощное требование личности, взывающее к действию, борьбе, мятежу.

5. Поэт не принят и не понят обществом. Конфликт художника и толпы.

У Лермонтова отсутствуют специфически политические темы, но это приводит не к уничтожению общественной тематики, а, напротив, к расширению сферы гражданского - гражданственной становится практически вся поэзия Лермонтова.

–  –  –

потребовал нелирического воплощения - сюжетного часу в шестом...», На улице, повествования, рассказа.«Я лиру посвятил народу «Блажен незлобивый поэт...», своему»- эта строка из «Элегии» 1874 года Муза («Нет, Музы ласково воспринимается как эпиграф ко всему его творчеству. поющей и прекрасной...»), Зеленый шум, Размышления у Образ страдающего русского народа.

парадного подъезда, «В

3. Жизнь и смерть тесно переплетены.

изменчивая мода...»).

5. В образе матери для Некрасова сконцентрированы Железная дорога самые высокие чувства - любовь, самоотречение, жертвенность и одновременно самые мучительные страдания, самая полная беззащитность.

6. Продолжатель традиций гражданской лирики, декабристского решения темы.

7. Поэт Некрасова противопоставлен элегическому одаренному судьбой свободному счастливцу I пол XIX века, как гражданскому образу пророка, призванного «глаголом жечь сердца людей».

8. Лирическому герою свойственны мучительные воспоминания о страданиях матери и сестры, ненависть к мучителям, чувство стыда за то, что принадлежит к этому миру «угнетателей», чувство вины за недостаток сил («Мне борьба мешала быть поэтом, / Песни мне мешали быть борцом»), боль из-за невозможности слияния с народом («Элегия»:«Увы, не внемлет он - и не дает ответа...»). Отношения в любви, поэтическое служение, отношение к народу - все становится личным. Это создает ощущение предельной искренности и эмоциональной силы лирики Некрасова.

5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе

9. Образ Музы - трагический, роковой.

–  –  –

Полдень. Весенние воды.

1. В течение всей жизни писал по существу об одном Silentium. Осенний вечер. «О - о природе и человеке в соотношении с природой.

чем ты воешь, ветр ночной?..».

2. Природа для Тютчева – это всегда детали и знаки «Тени сизые смесились...».

целостного мира; слово «природа» у него и значит «Как океан объемлет шар «мир», «мирозданье», «космос» земной...». Цицерон.

3. Лирику Тютчева обычно называют философской: Предопределение. «О, как картины природы вызывают глубокие и напряженные убийственно мы любим...»

«Она сидела на полу...». «Весь раздумья о жизни и смерти, мироздании и день она лежала в забытьи...»

человечестве, о «темном корне бытия» (Вл.

Соловьев).

4. Изображение у Тютчева слито с мыслью, а мысль всегда насыщена сильным и страстным переживанием.

5. Философская идея Тютчева - всегда художественная, то есть образная.

6. Природа одухотворена, наделена душой и сознанием. Она обладает способностью не только к чувству и движению (весенний гром грохочет, «как бы резвяся и играя», вешние воды «бегут, и блещут, и гласят...», майские дни «толпятся весело»), но и к высшим духовным проявлениям, возможным только для сложной и развитой психики.

7. Жизнь человека для Тютчева всегда на грани исчезновения, небытия:«Бесследно все - и так легко не быть!».

8. Лирическое «я» отгорожено от остального мира.

9. В любовной лирике женщина становится полноправным участником любви, это и необычайно 5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе развитый психологизм и диалектика чувства героев.

10. Стилевые особенности: множество архаизмов, обыденно-разговорные, «непоэтические» слова, усиление восклицательной или вопросительной формой; эпитеты многообразны и многофункциональны («Лениво дышит полдень мглистый...», «Тени сизые смесились...», «таинственно-волшебные думы»).

–  –  –

Характеристика в целом:

1. Интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного человека и человечества;

загадка национального характера и истории России; мирское и духовное; человек и природа.

2. Интенсивный поиск новых художественных средств выразительности;

появление нереалистических методов - модернизма (символизм, акмеизм), авангардизма (футуризм).

3. Тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и наполнение их новым содержанием.

4. Обращение ко всей мировой художественной культуре прошлого.

5. Стремление к консолидации и объединению.

6. Космизм, жизнеустройство, жизнетворчество.

7. Стремление выстроить жизнь по законам искусства.

–  –  –

4. Кроме социальной темы появляется еще и Дома...»

урбанистическая.

5. Тема Родины проходит через все творчество Блока.

Говорит о невозможности жизни без России.

–  –  –

8. Лирическое творчество Есенина едино, это роман, в котором главный герой сам поэт. Его переживания, мысли, потери и обретения, любовь и бурные страсти, родная природа и родительский «низкий дом с голубыми ставнями» - все становится темой стихов, все пронизано лирической интонацией.

–  –  –

«Моим стихам, написанным

1. Недосказанность, лаконизм.

так рано...». Встреча с

2. Экспрессивный синтаксис. Стихи эмоциональны, Пушкиным. «Уж сколько их образность сложна и субъективна. Часто упало в бездну...» Стихи к стихотворение строится на оригинальном взаимо- Блоку. «Другие с очами и действии звука и смысла, значения слова и его личиком светлым...»

структуры, семантики и морфологии. И. Эренбург: Владимиру Маяковскому.

«…необычайно острое ощущение притяжений и «Русской ржи от меня отталкиваний слов, поспешность ритма, который пе- поклон...» Стихи к Чехии.

редает учащенное биение сердца, композицию стихов Стихи о Москве. Психея и поэм, похожую на спираль, - так потрясенный человек, как бы обрывая мысль, снова к ней обращается, не к ней самой, а к смежной».

3. Элитарность, поэтому ее мало понимали.

4. Античные образы.

5. Образы земли, семени.

6. Мотив конфликта с отечеством.

–  –  –

В графе примеры очень важно знать хотя бы по четверостишию из каждого произведения. Если не читать, не изучать стихи, не анализировать их, то, повторюсь, все наши старания будут обречены.Но я искренне надеюсь, что данный материал всё же поможет вам.

–  –  –

«Возьмемся за руки друзья» «Возьмемся за руки друзья, Б.Окуджава /Чтоб не пропасть поодиночке»

«Песня о друге»(Если друг оказался вдруг)«Пусть он в связке В.Высоцкий в одной с тобой-/Там поймешь, кто такой» «Значит, как на себя самого/Положись на него»

–  –  –

«Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» - пейзаж служит средством раскрытия душевного А.Пушкин состояния поэта.

–  –  –

Сатирические гимны - «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику». Основной объект сатиры - мещанство и бюрократизм.

В ст. «О дряни» М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «Мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о В.Маяковский которой он мечтал.

В ст. «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний советских чиновников - бюрократов.

Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности сатирически высмеиваются в комедии «Клоп».

Нравы дворян Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Нравы В.Маяковский «Прозаседавшиеся»

чиновников

–  –  –

ПРИЛОЖЕНИЕ №4: Методика построчного пересказа лирического произведения На примере анализа двух стихотворений я покажу вам простой способ - как уловить сюжет стихотворения, как увидеть действие, потому как лирика по своей сути бессюжетна. Также у "безглагольного" Фета мы увидим действия героев в стихотворении «Шёпот, робкое дыханье».

Для начала возьмем не самое сложное стихотворение, чтоб вам было проще понять суть данного метода. Стихотворение Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом...»

Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: "Гляди!

Сестра твоя родная!"

Теперь я каждую строчку буду перекладывать на «обычный», человеческий манер:

Вчера, в шестом часу, Лирический герой зашел на Сенную (площадь в Петербурге);

Там, на Сенной, какую-то женщину били кнутом, Женщина эта - молодая крестьянка.

Она не произносила ни звука, Слышен был только свист хлыста.

Наблюдая эту сцену, лирический герой говорит своей Музе:

"Это твоя родная сестра!" Что за банальщина? - спросите вы. Да, кажется, что ничего хуже я не встречал, но это лишь иллюзии. Мало понять сюжет, уловить действие, нам еще нужен исторический контекст, смысл которого заключен в последней строке данного стихотворения:

"Сестра твоя родная". Избиваемая на площади женщина и Муза Некрасова сёстры в том плане, что цензура жирными крестами вычеркивает всё, что кажется подозрительным, опасным, нанося удары Музе автора, и не только. А если еще 5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе продолжить, то крестьянка, как и поэт, совершенно бессильны, крики и сопротивления бесполезны, нужно лишь стойко вытерпеть удары, показав всем, что их не сломить.

И еще для примера:

Пересказать сюжет стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье», как сделал в первом примере, у нас не получится, потому что там нет глаголов, которые являются показателем действия, но лирика Фета - явление уникальное, действие здесь видно, хотя и достаточно сильно завуалировано.

Сейчас я буду комментировать каждую строчку:

Шёпот, робкое дыханье, - чей-то шёпот, очевидно, что шепчутся 2 человека, от волнения робкое дыханье.

Трели соловья, - шёпот перекрывается трелью соловья.

Серебро и колыханье - под действием легкого ветра переливается ручей, слышно колыханье - журчание.

Сонного ручья, - Утро. Ручей просыпается, просыпаются и наши герои.

Свет ночной, ночные тени, - А перед этим была ночь Тени без конца, - герои находятся в лесу, где много деревьев, которые отбрасывают тень, а если есть тень, то логично, что ночь была лунной.

Ряд волшебных изменений Милого лица, - лирический герой любуется своей возлюбленной, он видел каждое изменение на её лице.

В дымных тучках пурпур розы, - роза, кажется, не случайна, герой пришёл на свидание с цветком.

Отблеск янтаря, - янтарь может блестеть только от солнца, значит, логично, что солнце уже светит достаточно ярко. Из янтаря, думается мне, - бусы возлюбленной.

И лобзания, и слёзы, - любовная сцена, герои на заре целуются, от счастья текут слёзы.

И заря, заря!.. - утро яркое, на небе есть небольшие дымные тучки.

Перекладывайте трудные для понимания стихи подобным образом (комментируйте строки), обязательно указывайте значения непонятных слов, так, глядишь, смыслы будете улавливать налету.

–  –  –

ПРИЛОЖЕНИЕ №5: Как укладываться в необходимый объём 200 слов?

Как научиться писать С5 так, чтобы укладываться в необходимый объем (200 слов)?

Действительно, как? Попробуем разобраться.

Для этого предлагаю остановиться на примере данного сочинения:

типичным героем начала XX века?

В рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы узнаем историю человека, который воплотил в себе образ типичного капиталиста. Долго и упорно работая, он многого достиг и поехал на отдых в Европу со своей семьей. Однако отдыха не получилось, так как «погода не ладилась» и «настроение было скверным».

Автор говорит в самом начале рассказа о том, что в молодости господин из СанФранциско поставил перед собой цель - достигнуть благополучия богатейших людей. И к концу жизни он добился своего. Он вошел в круг людей, которых принято называть «элитой». Но Бунин неоднократно подчеркивает, что образ жизни господина был слепой копией образа жизни этой «элиты». «Элиты», к сожалению, не интеллектуальной, где принято иметь свои взгляды, мнения, а «элиты» финансовой, где человека ценят лишь по деньгам. Для господина из Сан-Франциско путешествие давало надежду на «счастливую встречу» с миллиардером за осмотром фресок, что очень сильно характеризует его взгляды на ценности человеческих качеств. Так вот, люди этого круга имели обыкновение отдыхать, путешествуя по Европе и Азии. И господин из Сан-Франциско поехал в Европу только потому, что так делали все. Весь его отдых был заранее спланирован по заданному образцу.

Бунин достаточно подробно описывает распорядок дня на пароходе «Атлантида».

Все сводилось к еде, развлечениям и «нагуливанию аппетита». И господин из СанФранциско тоже принимал участие в корабельной жизни наравне со всеми. Да и жизнь в Италии не отличалась разнообразием: завтрак, осмотр достопримечательностей, обед и так далее. Но погода как будто противилась отзыву семьи из Сан-Франциско. Часто лил дождь, было сыро и холодно. Портье на вопросы о погоде отвечал, что такой погоды в декабре давно не было, хотя фразу эту он повторял уже не первый год.

Словом, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин не скрывает равнодушия к своему герою, в первых же фразах уведомляя нас о том, что имени его никто нигде не 5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе запомнил. Подробно описывая его внешний облик, писатель лишает своего героя малейших движений души, любых мыслей. У него их просто нет, так как он - сборник образов богатых людей, что само по себе отрицает возможность существования личности у господина из Сан-Франциско. Он - не сформировавшийся человек, а лишь слепок. Его мир - это гигантский пароход - отель со всеми удобствами, построенный по схеме, лишенный мысли и порыва души. А у такого человека не может быть даже элементарного психологизма, внутреннего мира, который заменен образом богача.

Первое, на что мы обращаем внимание в данном сочинении – четко выраженная структура. В первом абзаце не только формулируется указанная тема, но и расширяется до нужных рамок, когда к слову типичный прибавляется ключевое слово «капиталист». Поэтому одно из ключевых правил: нужно не только перефразировать в первом абзаце текст вопроса, сформулировав тему, но и постараться расширить ее.

Каким образом нужно начать вторую, основную часть нашего ответа? Да, мы должны проследить путь формирования «типичного капиталиста» и показать образ жизни этих людей.

Немного углубившись в историю капитализма, мы переходим непосредственно на нашего героя. Приводим цитаты: описание внешности, поведение, распорядок дня, то, чем занята голова человека, сколотившего состояние к концу жизни. На всё это у нас как раз и потребуется 2 абзаца.

В приведенном сочинении достаточно подробно проанализировано в заключительной части отношение автора к герою. Я считаю, что это допустимо в данном случае, потому что позиция Бунина по отношению к герою и к капиталистам в частности – остро отрицательная.

Когда мы знаем о чем писать – мы не только раскроем тему, но и сможем уложиться в определенные рамки. Поэтому, выбирая тему сочинения, всегда зрите в корень.

От вас никто не требует употреблять эпитеты или метафоры в своём ответе – представьте, что вы пишете письмо своему учителю. Сначала вы формулируете тему письма, зачем, собственно, вы решились его написать, а затем вам необходимо углубиться в неё, рассмотреть какие-то варианты, привести свои аргументы, сослаться на точку зрения автора или авторитетного источника, а затем уже подвести итог сказанному или закончить риторическим вопросом. Ничего сложного в этом нет, как видите. Ваш язык должен быть прост, лаконичен и последователен.

Здесь, опять же, не существует какого-то определенного рецепта. И вы это знаете. Но каждый из вас просто обязан формулировать хотя бы в голове (а лучше на бумаге) логику ответа, когда есть стержень, то вы без труда добавите к нему нужные элементы.

5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе

–  –  –

2. Пытается показаться умнее, чем есть на самом деле.

3. Не умеет концентрироваться на чем-то одном и постоянно перескакивает с одного тезиса на другой.

4. Считает, что написать сочинение очень сложная задача и наоборот/

5. Скатывается на пересказ.

6. Забывает, что хочет поступить в хороший вуз.

7. Думает, что без практики всё итак получится.

Давайте будем последовательны, старательны и мотивированы постоянно делать то, что не всегда хочется, но то, что принесет каждому из вас в дальнейшем плоды счастливой и интересной жизни.

–  –  –

1. Хорошее знание текстов, детали.

2. Умение вчитываться в вопрос и отвечать конкретно.

3. Умение видеть и вычленять главное, существенное. Сначала писать о главном, потом о деталях.

4. Не сбиваться на пересказ.

6. Когда формулируется точка зрения, то точка зрения, тезисы должны быть подкреплены текстом.

7. Убедительность аргументов, они должны быть продуманы.

8. Нужно уметь обобщать, делать выводы, которые не дублируют те рассуждения, которые были приведены выше.

9. Корректная подборка текстов, главное не констатировать, а показать, как та или иная проблема представлена в других произведениях.

10. Выпускники не могут указать на уникальность автора. В чем уникальность того или иного автора.

11. Неумение «вжиться в эпоху». Анахронизм.

12. Несоответствие цитат выдвинутому тезису.

13. Односторонняя и поверхностная трактовка текста.

14. Неточное использование теоретико-литературного аппарата. Если не знаешь – не используй.

15. Сочинение должно быть цельным, связным. Не нарушать логику.

16. Умение сравнивать. Например, нельзя сравнивать «Войну и мир» и «Недоросль».

5litra.ru – скромный сайт подготовки к ЕГЭ по литературе

17. Неумение верно формулировать проблематику художественного текста.

18. Неумение вычленять аксиологическую составляющую текста.

19. «Не подключение» или «переподключение» фактических деталей. То и другое – ошибка.

20. Неумение структурировать текст.

21. Штампированность и клишированность.

22. Ложный пафос.

23. Умение видеть литературный контекст эпохи и фон, на котором произведение создавалось.

24. Умение корректно интерпретировать биографию автора, не делать однолинейных выводов.

25. Знание критической литературы, не только В.Г. Белинского.

26. Умение корректно характеризовать эпоху, не мыслить стереотипно.

27. Необходимо умение «вживаться в текст». Видеть в сюжетных коллизиях и литературных героях общечеловеческое и нравственное начало.

28. Формирование отношения к русской литературе, как к эволюционному процессу, который развивается.

29. Умение вычленять смыслы, которые закодированы автором произведения.

30. Умение анализировать художественный текст в единстве авторского замысла, проблематики, системы образов, изобразительно-выразительных средств.

31. Эмоциональное начало должно быть, но оно не должно быть ведущим в сочинении. Не используйте междометия.

32. Наличие общеучебных умений: анализ, синтез.

33. Умение видеть, как преломляется художественный текст в мировой живописи, музыке и в целом в искусстве.

1. Детальное прочтение текста. Психологи рекомендуют делать перерыв в течение двух дней после вдумчивого прочтения.

Беленький, В. Агеносов.

4. В стихотворениях нужно знать наизусть хотя бы четверостишье.

5. Четко знать год написания произведения и имена героев. Записывать название, героев, год.

6. По каждому произведению выписать перечень вопросов.

7. Обратить внимание на эпиграфы, эпилоги и предисловия.

О писателях и читателях. Литературные произведения, созданные в отдалённые эпохи, требуют к себе внимания, напряженной умственной работы. нужно затратить немало труда, чтобы их содержание стало понятным и близким.

Знание эпохи, в которую жил писатель, его биографии и мировоззрения поможет понять его творчество. Почувствовать и по достоинству оценить литературное произведение - значит соотнести изображенное с изображаемым, то есть нарисованные картины жизни - с самой реальной действительностью. Если читатель не имеет представления о том, когда написано произведение, он подходит к литературным героям только с современной моральной меркой и, следовательно, далеко не всё в них понимает. Идейное богатство, эстетические ценности классической русской литературы становятся достоянием такого человека, который упорным, систематическим трудом подготовил себя к чтению художественных произведений, открыл для себя возможность воспринимать их во всей полноте содержания. "Изучить поэта (писателя), - по мнению Белинского, - значит не только ознакомиться, через усиленное и повторное чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их".

–  –  –

То, что изложено выше, разумеется, не претендует на то, чтобы быть истиной последней инстанции, но, меж тем, надеюсь, что после прочтения и применения советов вы сможете составить еще и свою картину того, как вам лучше готовиться.

Если у вас появилась хоть небольшая искорка желания начать работать, то считаю свою работу выполненной.

Пришло время готовиться к ЕГЭ по литературе. Выпускницы-2017 дали большое количество советов по подготовке. Если последовать им, удастся сдать на высокий балл экзамен и поступить туда, куда хотите.

В ТЕСТЕ ПОПАЛСЯ ВОПРОС, КОТОРОГО Я ВООБЩЕ НИКОГДА И НИГДЕ НЕ ВСТРЕЧАЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ

Юлия Бакланова, 91 балл

У меня были дополнительные занятия, которые, в основном, состояли из проверки ранее написанных работ: я и еще парочка человек вслух читали свои сочинения, а затем мы разбирали с учительницей наши ошибки. Таким образом, мы набивали руку, заполняли наши папки готовыми работами (чтобы возвращаться к ним и перечитывать), выделяли лучшие черты и идеи, а также учились находить ошибки у себя и других. Еще я пошла на курсы по литературе. Они были лекционными. Мы заново проходили всю программу (помните «Слово о полку Игореве»?), составляли конспекты по произведениям и их авторам. Основными плюсами подготовительных курсов (не считая самого процесса) я могу назвать общение с единомышленниками (это очень сильно раскрепощает и, если честно, повышает уровень работ, так как ты регулярно находишься в группе знающих людей) и новый взгляд на литературу. Я искренне не терпела Гоголя, но после лекции по нему даже полюбила. И, конечно, не обошлось без самоподготовки: анализ произведений, решение тестов, написание сочинений. Прочитав (или НЕ прочитав) произведение, я начинаю составлять вспомогательные заметки по нему: автор, годы написания, сюжет, герои, важные детали, цитаты.

Всю работу я писала в напряжении (даже плакала от страха). В тесте попался вопрос, которого я ВООБЩЕ НИКОГДА И НИГДЕ не встречала при подготовке, 9 задание попалось неприятное (что уж говорить о 17). Поэтическая часть была для меня самой легкой и быстрой.

Я не советую покупать множество пособий, так как они могут пылиться без дела у вас на полке. Выберете себе подходящий справочник и сборник заданий - уже отличный набор.

Не любите «Кому на Руси жить хорошо»? Все равно готовьтесь тщательно и к этому произведению. Не любите «Мертвые души»? Все равно готовьтесь тщательно и к этому произведению. Не любите «Тихий Дон»? Стоит ли повторять? Все то же самое.
Не пишите маленькие сочинения на черновиках, их нужно сразу в чистовик. Иначе вы потратите время, которое могли бы уделить большому сочинению.
Запоминайте детали и цитаты. Учитесь рассуждать. Любите «лить воду»? Делайте это максимально аккуратно, не отходя от темы. ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ФОРМУЛИРОВКУ ЗАДАНИЙ. ПЕРЕЧИТАЙТЕ НЕСКОЛЬКО РАЗ. В большинстве случаев ошибки появляются из-за невнимательности.
Перед тем, как сдать работу, посидите спокойно минуту, освободите голову от размышлений. Минута прошла? Проверьте на свежую голову работу, вероятно, вы найдете ошибки, которые ранее не заметили.

УЧАСТВУЙТЕ В ПРОФИЛЬНЫХ ОЛИМПИАДАХ

Александра Шеляхина, 96 баллов

Первым делом я открыла кодификатор и полностью изучила его. Следует распечатать его и выделить для себя то, что уже прочитано и изучено, что забыто и то, что вы видите впервые. Все лето перед десятым классом я настраивала себя на подготовку, составляла примерные планы работы и читала тексты людей, которые уже успешно сдали этот экзамен. Весь десятый класс я посещала уроки литературы в школе (их у меня было 5 в неделю, поскольку мой класс был гуманитарным) и в полном объеме выполняла домашнее задание: читала оригиналы текстов, писала сочинения, учила стихи. Именно тогда я познакомилась с произведениями Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П. Чехова, Ф.М.Достоевского, И.А. Гончарова. Такие произведения как «Война и мир», «Преступление и наказание», «Гроза», «Бесприданница», «Дама с собачкой» заставили меня полюбить литературу всей душой. Тогда я научилась обращать внимание на детали в произведениях, знания которых необходимы школьникам, выбравшим к сдаче ЕГЭ по литературе.
Отсюда вытекает второй совет: полюбите литературу всей душой.
С каждым днем становилось все страшнее: времени мало, а материал, который нужно пройти, почти не уменьшился. И отсюда вытекает третий «лайфхак»: ничего не бойтесь, не сомневайтесь в себе, верьте в свои силы и идите до победного конца.
Вплоть до мая 10 класса я занималась сама по учебникам. Ко всему этому я читала сочинения других выпускников на сайтах и каждую неделю решала минимум по три теста. В мае 10 класса я начала ходить к репетитору по литературе, который оказал на меня огромное влияние в подготовке. С учительницей я занималась раз в неделю по полтора часа и всегда выполняла гораздо больше, чем она задавала. Мне говорили: напиши 2 мини-сочинения, а на следующий урок я приносила 5 таких сочинений и еще 2 больших.

Тогда я продолжила изучать кодификатор, конспектировать основные моменты, выписывать имена главных, второстепенных и внесценических героев из каждого произведения, составляла тематическую таблицу по стихотворениям всех поэтов, данных в кодификаторе, делала карточки с цитатами.

Утром я с легкостью поднялась с кровати, быстро собралась и продолжила повторять. То же самое я делала и в школе, пока ждала нашего выхода к ППЭ, где должен был проходить экзамен. Все преподаватели говорили мне, что это бесполезно, все равно ничего не запомню, только запутаюсь, однако я продолжала читать цитаты, повторять основных имена героев и анализы произведений. Когда я дрожащими руками открыла тексты своих работ, то обнаружила вопросы именно по тем произведениям, которые я повторила буквально за час до входа в аудиторию. Но здесь меня ожидал неприятный сюрприз: формулировка 9, 16,17 вопросов значительно отличалась от тех, которые я встречала в пробных вариантах. Тогда, оглядев всех, кто присутствовал в аудитории, я поняла, что не только меня привели в испуг тексты заданий. Вопросы были другими, но пришлось подстраиваться под них.
Будьте уверены в своих силах, не бойтесь трудностей и не жалейте своего времени на подготовку. Постарайтесь успокоиться в аудитории, не смотрите на других и четко следите за временем.
В первую очередь, выучите все термины, они пригодятся вам.
Делайте шпаргалки – это поможет вам закрепить изученный материал. Однако не стоит их брать на сам экзамен, поскольку времени у вас будет и так мало. Во время изготовления «шпор» вы итак выучите их содержание. Лично так было со мной.
Читайте. Читайте всегда и везде. Нет возможности читать – слушайте аудиокниги или стихи. Вы должны выучить весь кодификатор, поскольку вопросы могут быть совершенно непредсказуемы.
Учите стихи. Сдавайте их в школе. Делайте анализы.
Перед тем, как писать сочинение, изучите биографию писателя. Не обязательно запоминать все события их жизни, лучше сделайте акцент на интересные моменты, например, на любовные истории, переезды, ссылки. Тогда, при изучении их творчества вы уже будете улавливать предпосылки написания произведения, понимать основную проблему.
Пишите. Пишите как можно больше и чаще. Если вам не нравится тема, то изучайте ее еще подробнее, вместо того, чтобы пропустить ее. Помните, что попасться на экзамене может все, что угодно.
Если есть возможность ходить к репетитору, используйте ее. Эксперт ЕГЭ поможет вас избежать речевых и логических ошибок в сочинениях, а также поможет разобраться с трудными моментами и решить сложные вопросы.
Не буду учить плохому, но скажу по своему опыту. До февраля 11 класса я пыталась сделать все домашнее задание по школе, а на это уходило много времени. Так что постарайтесь уделять больше времени именно тем предметам, по которым вы будете сдавать экзамен.
Расширяйте кругозор. Важно быть умным человеком и образованным во всех сферах. Очень жаль, что никто не дал мне такой совета в 10 классе. Я искренне считала, что школьных знаний будет достаточно в жизни (наивно), но это не так.
Если вы пишите не очень быстро, то пишите сразу на чистовик: лучше сдать работу с многократными зачеркиваниями, чем половину 17 сочинения.
Участвуйте во всевозможных профильных олимпиадах. При подготовке к ним вы изучите множество полезных материалов.

Фото из Instagram @




Top