Егэ по литературе число. Как готовиться к ЕГЭ по литературе? Как быстро подготовиться к ЕГЭ

Литература является одним из предметов по выбору для сдачи ЕГЭ. Она не пользуется широкой популярностью (сдают её в среднем только 5% всех выпускников), поскольку необходима лишь тем, кто выбрал поступление в вуз на специальность преподавателя русского языка и литературы, лингвиста, либо филолога. Узнать о том, как подготовиться к ЕГЭ по литературе поможет изучение общей информации об экзамене, а также эффективных приёмах, используемых в процессе подготовки.

ЕГЭ 2018 по литературе: чего ждать, к чему готовиться

ЕГЭ по литературе состоит из двух частей.

I часть включает два комплекса заданий :

То есть, ученикам предлагается фрагмент определённого произведения (в данном примере - «Отцы и дети» И. С. Тургенева), который необходимо прочитать, проанализировать и ответить (кратко) на поставленные вопросы, например:

Для развернутого ответа предлагаются вопросы следующего вида:

  • как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения;
  • в каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и как эти произведения можно соотнести с тургеневскими «Отцами и детьми»?

II часть содержит в себе четыре темы сочинений , например:

  • Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (с опорой на анализ произведения);
  • Тема родной природы в лирике С.А. Есенина;
  • Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе (на примере одного-двух произведений 1990–2000-х годов).

Ученику необходимо будет выбрать одну из них и раскрыть её в тексте сочинения, объём которого должен быть не менее двухсот слов.

Как быстро подготовиться к ЕГЭ

Важный этап успешной сдачи ЕГЭ - тщательная подготовка. Безусловно, чем раньше она начнётся - тем больше времени и меньше усилий потребуется ученику, чтобы максимально охватить весь необходимый материал. Готовиться можно с помощью репетитора, в группе, либо же самостоятельно. Тем, кто упустил время, важно сконцентрироваться, самоорганизоваться и, наконец - начать.

Перед днём экзамена нужно как следует выспаться - если посвятить ночь на зубрёжку, то к утру можно не только проспать, но и не суметь собрать мысли в кучу

За несколько месяцев

В подготовке к экзамену ключевым моментом является правильное распределение времени. Чтобы не тратить его в пустую, нужно чётко представлять «объём работы». Три-четыре месяца - приличный период времени, за который вполне реально хорошо подготовиться к предстоящему ЕГЭ. Для этого нужно:

  1. Составить список всех необходимых произведений . Каждое из них - выделить определенным цветом (зелёным - прочитанные, жёлтым - подзабытые, красным - неизвестные). Основная задача - прочитать сначала «красные», а затем - и «жёлтые» произведения;
  2. Ежедневно повторять теорию при помощи тестов (онлайн, скачанных), обязательно прорабатывая ошибки;
  3. Учить хотя бы по одному-двум стихотворениям каждого автора ;
  4. Тренироваться в написании сочинений . Для этого стоит завести тетрадь, и ежедневно, минимум полчаса излагать в ней мысли по поводу прочитанного произведения. Отлично, если удастся написать порядка десяти сочинений по предлагаемым темам.

Чтобы грамотно распределить время, не выбиваясь при этом из сил, стоит выработать для себя определённый график занятий: три дня учим, четвёртый - отдыхаем. При этом на занятия должно уходить не менее двух часов в сутки.

За 1 месяц

Чтобы по максимуму использовать оставшееся время, нелишним будет обратиться к репетитору, который сможет определить не только общий уровень подготовки, но и найти «проплешины», которые необходимо заполнить знаниями за этот период. Разумеется, что сделать это со стопроцентным результатом не удастся, поэтому, необходимо сконцентрироваться на главном. Прочитать произведения можно в сокращении, стараясь понять их содержание и проблемы. Определившись с тем, что необходимо проработать, следует составить план занятий на каждый день (с обязательными однодневным перерывами), и стараться от него не отступать.

За 1–2 недели

Пара недель до ЕГЭ - время, за которое можно повторить необходимый материал, но никак не выучить его. Именно поэтому не стоит затягивать с подготовкой к экзамену, начиная её как можно раньше.

Как правильно писать сочинение

Основным условием успешного написания сочинения на ЕГЭ по литературе является продуманная и чёткая композиция, которая обязательно должна содержать следующие элементы:

  • Вступление, позволяющее получить общее представление о теме и проблеме сочинения . Оно может быть в виде:
  1. ответа на сформулированный в теме вопрос;
  2. личного мнения ученика относительно темы;
  3. значимого для последующего раскрытия темы факта биографии автора или периода истории;
  4. понимания учеником терминов, использованных в названии темы («образ героини…», «тема судьбы…»);

Чтобы хорошо написать сочинение, стоит запомнить несколько важных нюансов:

  • запишите на черновике всё, что приходит в голову по теме сочинения: основные моменты, главные герои произведения, проблематику и т. д.;
  • постарайтесь логически упорядочить написанное в соответствии с композицией. Это и будет планом сочинения, который поможет максимально полно раскрыть заданную тему;
  • соотнесите объёмы всех элементов композиции: основная часть должно быть самой большой, вступление - почти вдвое меньше, заключение - самое маленькое.

Памятка ученику: как грамотно распределить своё время на экзамене

  1. Сосредоточиться . На время полностью «отключиться» от окружающего мира, погрузившись в вопросы и задания;
  2. Начать с лёгкого . Быстро одолев вопросы, ответы которых известны, можно выиграть время для размышления над более сложными заданиями;
  3. Не бояться пропускать непонятные и трудные задания . Потратив массу времени на них, можно попросту не добраться до легких вопросов;
  4. Внимательно и до конца читать задание . Это избавит от досадных ошибок, допущенных в спешке;
  5. Сконцентрироваться на текущем задании, забыв о предыдущем и не думая о следующем ;
  6. Проверить написанное . Нужно постараться оставить время для прочтения сочинения, чтобы обнаружить и исправить возможные ошибки. То же самое касается и других заданий.

Залогом успешной сдачи ЕГЭ является не только тщательная подготовка, но еще и позитивный настрой на успех. Полноценный отдых и сон, правильное питание и прогулки на свежем воздухе, совмещенные с грамотным распределением времени на учёбу позволят сдать экзамен без особой нагрузки и лишней нервотрепки.

Основные этапы подготовки к ЕГЭ по литературе

Подготовка к ЕГЭ по литературе для одних - занятие более чем простое, для других - настоящая мука. Кто-то занимается литературой в школе должным образом, кому-то достался не совсем требовательный педагог, а кто-то просто лентяй - для всех подготовка к ЕГЭ будет разной. И если не любить литературу, то хорошо к ней подготовиться и сдать практически невозможно. Как сделать процесс подготовки максимально качественным и удобным расскажет эта статья. Кроме того, у многих возникают вопросы: «С чего начать?» или «Смогу ли я подготовиться к литературе за оставшееся время?» Ведь объем материала для изучения довольно велик. Давайте определимся с некоторыми важными моментами в подготовке к экзамену по литературе.

Этапы подготовки к ЕГЭ по литературе :

1. Этап первый (самый важный). Мы смотрим список произведений , который необходимо прочитать, задания составляются из этих произведений, из других на реальном экзамене Вам ничего не попадётся, будьте уверены. Львиная доля текстов должна быть прочитана за последние пять лет, а это значит, что Вам лишь необходимо будет перечитать только то, что было подзабыто. Ах, да, обязательно ознакомьтесь с разделом самые популярные вопросы .

2. Этап второй. Внимательно изучаем требования к экзамену , они даются нам в кодификаторе. Изучаем структуру экзамена, критерии, по которым тебя будут оценивать, нам может показаться, что теории, которую необходимо знать - много, но это не так.

3. Третий этап вытекает из второго. Подходим к теории литературы . На нашем сайте она представлена практически полностью. Там нет ничего сложного, зазубривать сложные формулы, которые есть в математике или физике, нам не нужно. Порой достаточно научиться отличать одно от другого, чтобы решить большую часть заданий из части В.

4. Этап четвертый (основной). Мы подходим к части С. Вновь возвращаемся к критериям (С1-С3 , С2-С4 , С5). Начинаем «отогревать застывшие чернила нашего пера». Пишем. Пишем. Критерии понятие не условное, а очень нужное, это то, чему нужно подчиняться в ходе всей работы над сочинением и вашим кратким ответом на задания С1-С4. В ходе этого этапа Вы и повторите все прочитанные произведения, теорию литературы (в критериях отдельным пунктом прописано использование теории в работе), научитесь сравнивать произведения, анализировать их.

Часть В должна прорабатываться самостоятельно . С частью С дела обстоят несколько иначе, здесь вмешивается и субъективный фактор, потому что, читая сами себя, мы невольно можем думать, что то, что нами написано есть хорошо. И нам нужен учитель, который бы трезво оценивал всю вашу писанину, давал советы, разбирал ваши ошибки, говорил Вам над чем нужно поработать и т.д. Настоятельно советую почитать методические рекомендации .

И вновь хочется повторить – чем больше пишем, тем лучше должен стать наш результат. Вы должны наладить связь со своим учителем, если нет возможности обратиться к услугам репетитора (ваш автор не рекомендует пользоваться их услугами). Но тут опять всё зависит от того, кто с Вами будет работать. Решать к кому обращаться – это сугубо личное дело каждого из Вас. А если у Вас есть друг или подруга, разбирающиеся в литературе, то почему бы не обратиться к ним за помощью?

Мы выделили 4 этапа подготовки к экзамену по литературе. Вполне возможно, что у вас стратегия иная; кому как удобнее, тот так и поступает. Грамотно распределив время, можно подойти к экзамену во всё оружие. Дело за Вами, друзья.

Набрали 100 баллов за экзамен по литературе в 2013 году:

Безусловно, могу сказать, что своим высоким результатом я обязана, в первую очередь, своему преподавателю: ни одно написанное сочинение и ни один подробный пересказ не прошли даром. Но какой бы ни был замечательный педагог, нельзя забывать о самоподготовке.

Во-первых, все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте. Анализы я конспектировала строго по тому же списку, начиная со «Слова…» и заканчивая прозой, поэзией и драматургией второй половины ХХ века. Для анализа выбирала такие ключевые моменты, как год написания, история создания (при наличии), сюжет (у достаточно крупных прозаических произведений), композиция, проблематика, жанр и т.д. Та же процедура со стихотворениями. Стихотворения к экзамену тоже не заучивала, надеялась на багаж, приобретённый за годы обучения. К тому же сказывалась нехватка времени, ведь готовиться я начала только за два месяца до ЕГЭ, поэтому всем, кто собирается сдавать литературу, советую не затягивать, а начинать подготовку хотя бы со второго полугодия, ведь объём информации, которую необходимо знать, очень большой, тем более, если вы чувствуете, что пробелы имеются.
Во-вторых, очень важна теория. Все термины и понятия нужно знать и уметь различать. В повторении теории также помог данный сайт. Даже такие тонкости, как разница между рифмой и рифмовкой или системы стихосложения, были разъяснены доступным языком.
И в-третьих, тренировка с тестами и сочинениями. Здесь же можно найти обширный банк тестовых заданий и заданий уровня С. Так же для подготовки рекомендую книгу «100 дней до экзамена. Экспресс-подготовка».
К репетитору я не ездила и в последние дни перед экзаменом ходила на консультации к своему педагогу. Мы разбирали прозу и поэзию второй половины ХХ века, так как в школьном курсе она почти не даётся.

Главное, не паниковать и верить в свои силы, ведь если вы действительно стремитесь к наилучшему результату и готовы потрудиться, ваша любовь к чтению, а как следствие и к литературе вообще, вместе с качественной систематизированной подготовкой обязательно принесут вам желанные 100 баллов.

Набрали 100 баллов за экзамен по литературе в 2012 году:

Я прочитала всю необходимую литературу, большие произведения вроде "Войны и мира" прочитала еще примерно за год-полгода до экзамена, не торопясь, чтобы все в голове хорошо уложилось, а маленькие начала повторять уже незадолго до экзамена, иначе они быстро забываются. Кстати, не стоит пренебрегать стихотворениями и оставлять их на последние дни, иначе будет легко что-нибудь перепутать, например, забыть автора стихотворения. Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким.

К ЕГЭ по литературе я готовилась сама, без репетитора. Ничего сверхъестественного я не делала: перечитывала все программные произведения, которые подзабыла, причём очень внимательно перечитывала, учила цитаты, литературоведческие термины. Вообще к части В я готовилась в основном в конце 10-го класса, в 11-ом я занималась только частью С, поскольку она гораздо сложнее. Тренировалась в написании С1-С5, но не слишком часто, раз в неделю, а то и в две. Главное, не сколько готовиться, а как:) Также я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха.

Нам с Вами, сдавшим и сдающим, литературу очень повезло. Потому что литература – это предмет, который нельзя зазубрить. Даже больше скажу. Это предмет, который ни в коем случае не надо зубрить. Литература призвана развивать нашу мысль, и больше всего ценится в ней новизна, индивидуальность мысли. Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов.

Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась.

Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами.

Литературу, прежде всего, надо любить. Любить всей душой.

Это один из немногих предметов, который действительно есть за что полюбить всем сердцем.

Любовь к книгам мне прививали с детства. Я никогда не читала книги, не вдумываясь. Даже так ненавистные для меня сцены природы.

Первый совет : научитесь правильно читать

Это значит, не просто пробегаться глазами и не терять нить сюжета. Это значит, переваривать каждое предложение, извлекая из него нечто для себя новое. Сопоставлять со своей жизнью, находить аналоги. Думать мыслями героев, жить внутри книги.

Я не читала истерически весь 10-11 класс всю необходимую программу.

Всю программу я и так проходила в школе. И огромное спасибо моим учителям литературы, которые, несомненно, помогли мне. Открывали такие темы, к которым я бы сама не пришла. Например, в конце 11 класса мы бегом проходили «Тихий Дон», и на одном из уроков учитель дала нам тему для сочинения за 10 минут до конца урока на полстранички. Тема была «Роль образа матери в романе-эпопее «Тихий Дон». Я развила довольно неплохо эту тему и получила похвалу.

16 июня в части одна из трех тем была: «Роль женских образов в романе «Тихий Дон». Понятно же что для меня было опорой при написании С части…

Итак, так как всю программу нам разжевывали, даже не так, не разжевывали, а учили разжевывать в школе, то дома я читала уже литературу на свое усмотрение. Зимой на меня нашел необыкновенный жор на зарубежную классику, и я осваивала ее. Повторюсь, никаких современных мастеров, только признанную классику.

Современную литературу я опробовала в 10 классе, после чего написала статью о влиянии современной литературы на молодежь и получила второе место в областном съезде юных журналистов «Серебряное перо губернии».

Кстати, изучение зарубежной классики также мне помогло при написании С части – я сопоставила Наталью и Аксинью со Скарлетт О’Хара из «Унесенные ветром».

Итак,совет второй : не надо пичкать себя всей классикой подряд. Читайте то, что Вам интересно. Произведениями по кодификатору Вас снабдят в школе сполна.

Как я уже говорила, литература учит нас анализировать и в ней ценится индивидуальность нашей мысли.

Но кроме анализа при чтении, необходимо анализировать на бумаге. Для этого мы и пишем сочинения на уроках. Однако надо постоянно тренироваться, чтобы эта способность не атрофировалась у нас. Мне было очень лень писать сочинения. У меня всегда была так называемая «болезнь чистого листа». И я нашла новый для себя способ. Может, и не совсем новый, но действенный.

Совет третий : заведите блог или дневник.

Это я сделала не совсем специально. Мне надо было куда-то выливать свои мысли, рассуждения. И это и стало своеобразной тренировкой. Я рассуждала, анализировала и приходила к новым выводам. Одна моя знакомая и вовсе анализирует произведения, и, поверьте, приходит к весьма интересным выводам. В интернете чувствуешь себя свободнее.

Совет четвертый : не бойтесь высказываться, экспериментировать на уроках.

Уроки – это подготовка к самому бою. Но это еще не бой. Двойка на уроке – это еще не двойка на экзамене. Пытайтесь думать на уроках и обязательно слушать. Сколько интересного я узнала от своих одноклассников и учителя. Столько точек зрения!

Не бойтесь сами вступать в дискуссии. Ведь, как говорится, только в спорах рождается истина. И не бойтесь развивать свою мысль на бумаге. Использовать шаблонные мысли вы всегда успеете, а собственные, на своей шкуре, так сказать, выстраданные вы можете написать в сочинении. Учитель проверит, и, если мысль дельная, то мы можете смело пользоваться ею на экзамене, как в моем случае. Если нет, то вы это уже не напишете на экзамене.

Могу Вам перечислить те произведения, которые вы должны знать практически во всех подробностях: «Война и Мир», «Мертвые Души», «Горе от ума», «Отцы и дети», «Евгений Онегин», «На дне», «Преступление и наказание».

Менее подробно: «Тихий Дон», «Обломов», «Мастер и Маргарита».

Что касается лирики, то в 11 классе мы все ее переосмыслили: учили уже не то, что покороче, но то, что больше по душе.

Итак,совет номер пять : учите лишь те стихотворения, что больше Вам импонируют.

Их не надо будет специально заучивать перед экзаменами, они сами запечатлеются в Вашей памяти.

Так же на олимпиаде мне попалось задание: сравнить три стихотворения «Памятник»: Пушкина, Державина и Высоцкого. Это мне очень помогло. Сравнение стихотворений по темам у разных поэтов помогает. Опять же. Анализируйте все. Смотрите сквозь строчки и буквы.

Совет шестой : читайте различные публицистические статьи об авторах или сочинения своих одноклассников. Так же во всех сборниках по подготовке к экзаменам есть примеры сочинений разных лет на разные темы. Вы многое откроете для себя, поверьте.

А читая различные публицистические статьи, знаете, предисловия редактора или издателя, обычно печатаются перед самим произведением, Вы уже узнаете одобренную точку зрения на то или иное произведение. Мнение взрослого литературного критика никогда не испортит Ваше мнение.

Вот как раз в этих самых статьях обычно и цитируются важные части произведений, фразы из стихотворений, которые Вы так же можете процитировать в своем сочинении. Так сказать, Вам на тарелочке с голубой каемочкой дается материал, который можно использовать, а, если еще и упомянуть в сочинении «как говорил Писарев», например, то это уже Вам в плюс.

Мне мой учитель дала в январе месяце прочитать книгу «Воскресение Маяковского» до самого изучения Маяковского. И это сразу сделало мое мнение о нем. После этой книги я могла свободно рассказывать факты его биографии и имела уже свое сформировавшееся мнение о нем, что, как я убедилась, очень ценно.

Кстати, фразы из Маяковского легко запоминать и потому их всегда можно использовать в сочинении.

Немаловажную роль играет доля наглости. Как говорила моя знакомая: «делай вид, что ты знаешь все о творчестве и о самом писателе, даже если это не так».

И напоследок, просто любите литературу, бережно работайте над ней. И она, несомненно, ответит Вам взаимностью

У Вас обязательно все получится, раз вы зашли на этот сайт и читаете эту статью.

У Вас все получится! Пусть Ваша муза не покидает Вас!

Как это ни удивительно, но для того, чтобы набрать высокие баллы на ЕГЭ по литературе, недостаточно просто уметь хорошо писать и иметь в своем багаже огромное количество прочитанных книг. Нет, это, безусловно, важно и необходимо, но надо помнить, что выпускной экзамен в форме ЕГЭ имеет четкую структуру, а у проверяющих есть определенные критерии, по которым они и оценивают работы одиннадцатиклассников. Как бы вы не были креативны и оригинальны, если ваша работа не отвечает основным требованиям задания, то, увы, 100 баллов вы не наберёте. Поэтому в этой статье мы раскроем все секреты и дадим вам полезные советы, прислушавшись к которым, вы сможете получить высокий результат и поступить в университет своей мечты.

Как уже было отмечено, выпускникам, сдающим экзамен по литературе, просто необходимо точно знать, как именно оценивается ЕГЭ по литературе. На самом деле, все очень просто и не так страшно, как кажется на первый взгляд.

При выполнении 8 и 15 заданий, требующих развёрнутого ответа в 5-10 предложений, надо дать прямой и лаконичный ответ на вопрос. есть у нас на сайте. Старайтесь не отходить от темы, не использовать пространных рассуждений, следуйте простой схеме – тезис, доказательства. Ничего сверхсложного от вас не требуется, важно внимательно прочитать отрывок из приведённого художественного произведения, проанализировать его и дать краткий, но четкий ответ на вопрос, приводя в пример доказательства из текста. Критериями являются:

  1. глубина приводимых суждений
  2. убедительность аргументов
  3. следование нормам речи.

Всего за 8 и 15 задания можно получить 4 балла за каждое (не забывайте, что набранные вами первичные баллы переводятся в стобалльную систему, и даже 1 допущенная вами ошибка может стоить 4 тестовых балла, так что будьте внимательны).

В 9 и 16 вопросах от вас требуется сопоставить предложенный отрывок из литературного произведения с двумя другими текстами. вы можете посмотреть на сайте. Здесь самым важным является убедительное обоснование, почему вы считаете приведённые вами примеры из художественных произведений подходящими и в чем именно вы находите их сходство. Не стоит забывать, что нужно правильно указать названия произведений и их авторов. Критерии, по которым будут оцениваться ваши ответы:

  1. включение произведения в литературный контекст
  2. убедительность аргументов

Так как экзамен всегда является для выпускников стрессовой ситуацией, мы советуем вам заранее продумать примеры произведений под различные тематики, удобнее это сделать в таблице. Разделить ее на конкретные темы, к примеру, война, безответная любовь и т.д. (брать их можно из примерных КИМов), и подбирать тексты, в которых встречаются эти проблемы. Так в час икс вам будет гораздо легче, и вы сможете набрать высший балл за это задание.

И, наконец, последнее задание – написание большого эссе на одну из трех предложенных тем. вы можете посмотреть на сайте. Здесь вы должны показать:

  1. знание художественного текста
  2. владение литературоведческими терминами
  3. литературный кругозор

Проверяющий будет оценивать:

  1. глубину понимания темы
  2. убедительность приводимых в качестве аргументов суждений
  3. уровень владения теоретико-литературными знаниями
  4. обоснованность привлечения текста произведения
  5. композиционную цельность
  6. логичность изложения
  7. следование нормам речи.

Единственный совет, который мы можем вам дать при написании этого сочинения, – это подготовиться к нему. Вы должны знать все критерии оценки и, следуя им, написать цельную работу, которая будет отражать глубину ваших знаний и осмысленность приводимых вами аргументов.

Что нужно знать?

Перед тем, как начать готовиться к ЕГЭ по литературе, вы должны узнать, из чего состоит экзамен, сколько времени отведено на решение каждого задания, что нужно прочитать и многое другое.

Начнём по порядку:

  1. Сколько длится ЕГЭ по литературе?

Выпускникам даётся 3 часа 55 минут. Поверьте, этого времени достаточно для выполнения и проверки всех заданий. Но, несмотря на это, из года в год многие выпускники теряют драгоценные баллы как раз из-за того, что просто не успевают ответить на все вопросы или переписать сочинение на чистовик. Поэтому мы настоятельно рекомендуем всем, кто готовится сдавать ЕГЭ по литературе, потренироваться написать КИМ за время, которое будет отведено на экзамене. Засеките время и объективно оцените, успеваете ли вы написать, проверить и переписать все сочинения. Если нет, то попробуйте пересмотреть свои затраты времени, может быть, вам удобнее начать с последнего задания, а потом вернуться к первой части работы. Определите, какое максимальное количество минут вы можете потратить для ответа на тот или иной вопрос и старайтесь не превышать данный лимит.

  1. Сколько заданий на экзамене?
  2. ЕГЭ по литературе состоит из двух частей. 1 часть делится на 2 блока – в первом от вас требуется ответить на 7 вопросов, которые проверяют ваше знание теории литературы, и на 2 вопроса с развёрнутым ответом в 5-10 предложений. Весь первый блок посвящён эпическому или драматическому родам литературы. 2 блок касается лирики и также состоит из 7 вопросов по теории и 2 вопросов, при ответе на которые вы должны написать «маленькое сочинение».

    Часть 2 представляет собой написание сочинений на одну из трех предложенных тем. Каждая тема касается определённой эпохи (1 тема – древнерусская литература, литература 18 века или литература первой половины 19 века, 2 тема – вторая половина 19 века и 3 тема затрагивает литературные произведения, написанные с конца 19 до начала 20 века). Объём сочинения должен составлять не менее 200 слов.

    1. Что читать?

    Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно прочитать весь перечень художественной литературы, составленный именно для этого экзамена, так называемый, , который вы можете прочесть на сайте.

    Но должны сразу предупредить вас, если в течение всех школьных лет вы не читали практически ничего из школьной программы, то наверстать упущенное за 1 год невозможно. А вот если вы, напротив, всегда ответственно относились к списку школьной литературы, то ничего дополнительного вам читать уже не придётся.

    1. Когда придут результаты?

    И на самом экзамене, и на официальном сайте ЕГЭ будут обозначены сроки получения результатов. Не переживайте, в неведении вы не останетесь. Постарайтесь сохранять спокойствие, даже если ваши результаты по литературе задерживаются (такое бывает), все, что было в ваших силах, вы уже сделали. И не бойтесь, проверяющие – не звери, они просто выполняют свою работу, и если вы усердно трудились, то ваш труд оценят по достоинству.

    Как готовиться?

    Смотри предыдущий пункт. Действительно, начинать подготовку к ЕГЭ по литературе, если ты еще не прочитал большую часть произведений, просто бесполезно. Если же со списком прочитанной литературы все в порядке, то стоит обратиться к теории литературы. В первой части есть целых 14 вопросов, касающихся литературоведческих терминов (жанр и род литературы, размер стихотворения и т.д). Все эти вопросы абсолютно несложные, так что терять на них свои баллы будет очень обидно. А чтобы подготовиться, вам достаточно просмотреть, знание которых будет проверяться, понять и подробно разобрать их, тогда вы никогда не перепутаете ямб с хореем.

    Ну а к заданиям с развёрнутым ответом способ подготовиться только один – тренировка. Пишите как можно больше сочинений, старайтесь соблюдать все требования, внимательно перечитывайте свои работы (очень важно уметь замечать собственные ошибки), и, конечно, будет очень хорошо, если найдётся человек, который будет проверять ваши литературные достижения хотя бы в первое время (думаю, ваш школьный учитель не должен отказать в такой просьбе).

    Как проходит экзамен?

    Точно так же, как и любой другой ЕГЭ. Вы приходите в пункт проведения экзамена, оставив перед этим все электронные устройства дома (вы ведь весь год усиленно готовились, и они вам ни к чему, правда?), идёте в определённую аудиторию и ждёте начала экзамена. Когда наступает час икс, наблюдающий еще раз подробно озвучивает правила проведения мероприятия. Далее вы приступаете к заполнению бланков (отнеситесь к этому серьезно, не забудьте перепроверить, все ли вы заполнили верно, иначе будет обидно, если на блестяще выполненной, стобалльной работе не будет вашей фамилии).

    Когда все организационные моменты закончатся, вы наконец-то получите свой КИМ и сможете приступить к его выполнению. Очень внимательно читайте задания! В стрессовой ситуации можно легко перепутать Толстого с Достоевским, так что перечитывайте несколько раз не только свои ответы, но и вопросы (даже прекрасно написанная работа о проблеме маленького человека в творчестве Чехова не будет засчитана, если вопрос был о Гоголе). Проходит 3 часа 55 минут, вы сдаёте все свои заполненные бланки и со спокойной душой идёте домой.

    Как сдали ЕГЭ по литературе в 2017 году?

    Немного статистических данных: в 2017 году ЕГЭ по литературе сдавали 43548 выпускников, из них только 4,3% не смогли пройти порог (минимальный балл) в 32 балла. А 44% сдававших экзамен смогли набрать более 61 балла. Так что, дорогие выпускники, не все так страшно.

    Каждый одиннадцатиклассник, сдающий литературу, однажды спрашивал в отчаянии: «Что нужно, чтобы сдать ЕГЭ по литературе?». Но вы даже не представляете, насколько прост ответ – нужно готовиться. Не нужно считать, что если на экзамене от вас требуется не конкретный, единственно правильный ответ на вопрос, а развёрнутый ответ в виде сочинения, то можно пустить процесс подготовки на самотёк и довериться интуиции, а при написании сочинений дать волю фантазии и просто порассуждать на заданную тему. Такой подход не приведёт вас к успеху, вы должны четко знать, что от вас требуется, ваши эссе должны соответствовать «запрашиваемому» формату, а знания по литературе в вашей голове должны быть четко структурированы. В идеале вам необходимо хорошо представлять себе тот или иной исторический контекст, чтобы лучше понять темы творчества того или иного автора. Также вы должны уметь подтверждать свои мысли цитатами (которые нужно знать наизусть), а это возможно только при одном условии – начать готовиться к ЕГЭ по литературе нужно заранее! Тогда у вас не возникнет никаких проблем, и даже если вы очень эмоциональный человек (какими становятся все в момент сдачи экзамена), вы будете более спокойны и уверены в себе, а это и есть залог отличного результата.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Первое, что необходимо при подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля - это знание текстов. Надо очень много читать.

Литература – предмет накопительный, можно сказать, археологичный. Например, программа для студентов русского отделения журфака МГУ рассчитана так, что они читают по 6-7 часов каждый день, в течение пяти лет. И если ты не накопил этого ресурса в большом количестве, то просто не будешь знать, на что опираться.

На ЕГЭ по литературе, в отличие от математики, нет единственно правильных ответов на вопросы. Тебе может казаться, что твой ответ прекрасен, - а он окажется бессодержательным. Значит, надо не просто читать. Надо знать, на что направить фокус внимания. Надо получать обратную связь любым способом.

Как же готовиться к ЕГЭ по литературе с нуля?

Литература базируется на знании текстов. Если готовишься к ЕГЭ по литературе, тебе нужно хотя бы два года. Если хочешь успеть за год, у тебя должны быть “начитаны” все основные тексты.

И при этом важно не просто “ознакомиться с сюжетом”, но и запомнить все детали и структуру произведения.

Например, необходимо знать ответы на вопросы такого характера:

Есть ли эпиграф к «Евгению Онегину»?
Ответ: Есть, причем к каждой главе. Есть также эпиграф ко всему произведению (и его надо помнить). Надо помнить также, на каких языках даны эпиграфы к главам “Евгения Онегина”, сколько глав в “Евгении Онегине” (ответ: 8).

Сколько частей в «Обломове»?
Ответ: Четыре! Как времен года.

Из каких частей состоит «Герой нашего времени?»

Отвечая на этот вопрос, старшеклассник вспоминает хронологический порядок действия и перечисляет: «Тамань», «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»… Про «Максима Максимовича» обычно забывают.

Но на самом деле порядок глав совсем другой! Сначала - предисловие к роману. Потом - первая часть, это «Бэла» и «Максим Максимович», потом предисловие к журналу Печорина, где сообщается, что Печорин умер и можно печатать его заметки, и наконец, «Тамань». Вторая часть состоит из «Княжны Мери» и «Фаталиста».

Да, Лермонтов переставил части своего повествования, и это новаторство мирового уровня, это предмодернизм - хотя мы школьникам таких терминов и не говорим. “Герой нашего времени” - гениальный текст и гениальный финал. «Герой нашего времени» заканчивается не смертью Печорина, а описанием разговора Печорина и Максим Максимыча насчет предопределения.

Но обычно школьник не видит этого, не понимает логику романа, потому что обращает внимание только на фабулу, на развитие действия. А при подготовке к ЕГЭ по литературе на высокие баллы необходимо знать структуру произведения, а не только сюжет. Надо помнить все детали, а не только основные события. Нужно уметь пересказать текст в подробностях, удивить “штучками”, ответить на все сложные вопросы.

Дальше, надо помнить и не путать имена персонажей, место действия, детали биографий героев. Давайте проверим себя:

Как звали Базарова?
Ответ: Евгений Васильевич.
Как звали Печорина?
Ответ: Григорий Александрович.
Как звали по отчеству Татьяну Ларину?
Ответ: Татьяна Дмитриевна.
Как называлась крепость, где происходили основные события в «Капитанской дочке»?
Ответ: Крепость называлась Белогорская. Выпускники пишут то “Белгородская”, то “Белозерская” и теряют баллы. Это типичные ошибки на ЕГЭ.
Где живут родители Петруши в той же “Капитанской дочке”?
Ответ: В деревне в Симбирской губернии.
Какой город осаждается?
Ответ: Оренбург.

И это только первый шаг в подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.

Второе, что необходимо, - аналитический склад ума. У ЕГЭ по литературе есть своя специфика. Нужно понимать, что есть некий алгоритм, или технология.

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля за год?

Да, за год можно успеть, если у вас очень хороший тайм-менеджмент. Это действительно значит, что надо каждый день хотя бы час уделять этой работе. Буквально ставить таймер. Честно проверять то, что написали, по критериям. Показывать стороннему наблюдателю - например, школьному учителю или репетитору.

На первом этапе мы изучаем тексты. На втором - пишем варианты ЕГЭ и проверяем по всем критериям.

В этом году издательство “Феникс” выпустило мою книгу “Литература. Авторский курс подготовки к ЕГЭ”. В ней я подробно рассказываю о подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.

Всем выпускникам не понаслышке знакома фраза «ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти». Но не стоит отрицать, что испытание это очень ответственное и сложное, поэтому к нему нужно отнестись с полной серьезностью. В этой статье собраны самые полезные советы для подготовки к экзамену по литературе.

Специфика экзамена

Если с такими предметами, как русский язык и математика, все в целом понятно, поскольку существует огромное количество учебной литературы по ним и, конечно же, немало репетиторов, то с литературой все не так-то просто.

Во-первых, этот экзамен считается достаточно сложным, и сдают его немногие - лишь 5% выпускников. Во-вторых, многие учителя общеобразовательных школ стараются отговорить смелых учеников, которые хотят сдавать ЕГЭ по литературе, от этой затеи, поскольку боятся неудовлетворительных результатов и, главное, не желают помогать ученику в подготовке. В-третьих, иногда бывает очень сложно найти достойного репетитора по литературе (особенно если вы живете в маленьком городе). И в-четвертых, этот экзамен по своей структуре заметно отличается от всех остальных: в нем есть два фрагмента художественных произведений (эпическое/лироэпическое и лирическое), 12 заданий с кратким ответом к представленным фрагментам, четыре развернутых ответа (мини-сочинения) и большое сочинение по одной из четырех предложенных тем.

Совет №1: заранее рассчитайте, сколько страниц нужно читать в день, чтобы успеть освоить все произведения до ЕГЭ

Схема следующая: составьте список книг, которые вам нужно успеть прочесть (возможно, какие-то вы не читали, а какие-то хотите вспомнить). Затем сложите количество страниц всех этих книг. Допустим, «Герой нашего времени» (132 стр.) + «Евгений Онегин» (181 стр.) + «Гроза» (59 стр.) + «Старуха Изергиль» (68 стр.)= 440 страниц. Далее посчитайте, сколько дней осталось до экзамена. Предположим, 10 дней. Теперь поделите количество страниц на оставшееся время, и вы получите то количество страниц, которое нужно читать каждый день, чтобы успеть освоить все нужные произведения до дня экзамена. Например: 440 страниц: 10 дней = 44 страницы в день.

Конечно же, книг может быть гораздо больше, точно так же, как и времени до экзамена. Но с этой готовой формулой вы сможете рассчитать индивидуальное количество страниц в день.

Кодификатор - это не только документ, в котором прописаны «особые» требования и темы, но и, прежде всего, это ваш помощник в подготовке к ЕГЭ. В нем содержатся все элементы, которые нужно повторить, выучить или освоить хотя бы в общих чертах. К слову, именно в кодификаторе прописан весь список произведений, которые нужно прочитать. Самый оптимальный вариант - распечатать этот прекрасный документ и в ходе подготовки к экзамену помечать (допустим, выделять маркером) те произведения, которые вы уже прочли. Найти кодификатор можно на официальном сайте ФИПИ .

Знакомьтесь, кодификатор.

Вы наверняка думаете, что наиболее сложное задание - большое сочинение (№ 17.1 - 17.4). Да, с одной стороны, это так, ведь оно самое объемное и за него дают больше всего баллов. Но, на самом деле, самое опасное задание - задание с развернутым ответом на сопоставление лирических произведений (№ 16). Результаты по анализу лирики стали традиционной проблемой. Что же нужно делать, чтобы не столкнуться с ней? Вам нужно составить таблицу всех возможных тем (любовь, добро и зло, свобода и т.д.). К каждой теме нужно написать как минимум три стихотворения, таким образом вы будете ориентироваться в тематике лирики.

Допустим, к теме дружбы можно написать такие стихотворения: Пушкин «Пущину», Окуджава «Возьмемся за руки, друзья», Высоцкий «Песня о друге», Огарев «Другу Герцену».

Кстати говоря, пользуясь такой таблицей, будет проще учить стихотворения, ведь вы сможете выбрать по одному произведению из каждой темы.

Теория без практики - мертва. Безусловно, для вас эти слова совсем не новость. Хотя бы два-три раза в неделю полностью решайте тренировочный вариант ЕГЭ по литературе. Обратите внимание, полностью - значит вместе с сочинениями, да-да! Если вы думаете, что писать сочинения нет смысла, раз их никто не проверит, вы ошибаетесь.

Во-первых, в сборниках для подготовки к экзаменам всегда есть ответы и, как правило, примерные темы сочинений в ответах тоже есть. Во-вторых, не забывайте про прекрасный сайт Решу ЕГЭ , где обязательно можно сверить свой ответ с примерным возможным. Ну, и в-третьих, не забывайте про своих учителей по литературе.

Как бы то ни было, чем больше вы будете писать - тем больше набьете свою руку.

Конечно же, прочитав книгу, на вас нахлынивает море мыслей, вы делаете какие-то выводы о героях, об авторе и в целом о прочитанном - и это замечательно! Но взгляните правде в глаза. Хоть ЕГЭ по литературе - это самый творческий из всех экзаменов, но и здесь от вас требуют уже давно принятых суждений. Для того чтобы не попасть в просак и правильно истолковать мысли и идеи автора, важно ознакомиться с анализами произведения, а еще лучше - с критикой. Вот несколько литературных критиков, статьи которых будут полезны для понимания произведения: Е. А. Баратынский, В. Г. Белинский, В. Ф. Одоевский, П.В. Палиевский.

Разумеется, учителя часто говорили вам об этом. Но все почему-то игнорируют этот совет. Сейчас вы поймете, почему же так важно делать план.

Во-первых, для того, чтобы четко наметить состав своего сочинения и не уйти в другую степь. Часто бывает так, что в ходе рассуждения ученик отходит от заявленного вопроса и начинает писать совсем о другом. Так вот план не позволит вам этого сделать, ведь прежде, чем начать писать сочинение, вы уже будете знать, о чем следующий пункт (абзац). Во-вторых, на экзамене у вас будет не так уж много времени, как кажется. Поэтому набросав план мини-сочинения, вам не придется писать его в черновик и вы сможете, следуя составленному плану, писать сразу в бланк ответов №2. Что касается большого сочинения, его все-таки стоит хотя бы сокращенно написать сначала на черновике.

По мнению многих, 3 часа 55 минут - достаточно мало для такого объемного экзамена. И это действительно так. Чтобы не оказаться в ситуации, когда время вышло, а у вас еще не сделано задание (или, не дай Бог, несколько заданий!), важно правильно распределить время.

Тестовая часть (№ 1-7, 10-14) должна занять у вас не больше 15 минут. Мини-сочинения (№ 8 и № 15) - так же, примерно по 15 минут на каждое. Мини-сочинения на сопоставление (№ 9 и № 16) - постарайтесь уложиться в 20 минут на каждое. Большое сочинение (№ 17) - на него у вас должно остаться примерно 2 часа 30 минут

Котик, который следует моим советам.




Top