Егорий хоробрый. Всероссийский фестиваль русской традиционной культуры "егорий хоробрый" Русский витязь Егорий Хоробрый

В Омске с 4 по 6 мая 2018 года с целью сохранения и развития русской традиционной культуры, воспитания чувства патриотизма и уважения к культурно-историческим традициям своей страны, а также актуализации народных традиций в современной жизни бюджетное учреждение культуры Омской области «Государственный центр народного творчества» совместно с Омской областной общественной организацией «Центр славянских традиций» проводят XVIII Межрегиональный фестиваль русской традиционной культуры «Егорий Хоробрый».

⏰09.00 – 10.00
✏Регистрация участников фестиваля ГЦНТ (Дворец им. А.М. Малунцева)
пр. Мира, 58

⏰10.00 – 13.00
💐VI Межрегиональный конкурс детских и юношеских фольклорно-этнографических коллективов «Егорий Вешний»
Концертный зал ГЦНТ (Дворец им. А.М. Малунцева)

⏰14.00 – 16.00
(Дворец им. А.М. Малунцева)
Мастер-классы:
☀«Методика освоения традиционной хореографии с детским фольклорным ансамблем» Вед. А. Тихонова (г. Москва) каб 307
☀«Перепляс как язык общения»
(Е. Багринцев, г. Омск) Большое фойе
☀«Костюм детского фольклорного ансамбля» (Т. Репина, г. Омск) ГЦНТ
кинозал

⏰16.00 – 17.00
🎉Круглый стол для руководителей коллективов – участников VI Межрегионального конкурса детских и юношеских фольклорно-этнографических коллективов «Егорий Вешний» Каб.307 (Дворец им. А.М. Малунцева)

⏰17.00 – 19.00
💐Церемония награждения победителей VI Межрегионального конкурса детских и юношеских фольклорно-этнографических коллективов «Егорий Вешний», творческая лаборатория фольклорно-этнографических коллективов-участников фестиваля Большое фойе ГЦНТ

⏰12.00 – 14.00
«ХОРОША НАША ДЕРЕВНЯ!»
Концерт, посвящённый 10-летию фольклорно-этнографического ансамбля «Новая деревня» Омского музыкального училища им. В.Я. Шебалина
⚡Омское музыкальное училище имени
В. Я. Шебалина пр. Маркса, 23 а 12.00 – 14.00

⏰15.00 – 17.00
Мастер-классы:
Дворец им. А.М. Малунцева
☀«Методика освоения певческих традиций»» Вед. Е.С. Редькова (г. Санкт-Петербург), О.Г. Сидорская (г. Омск)
☀«Народные инструменты»
Вед. А.В. Головин (с. Красный Партизан Алтайского края)
Каб.307, 306 ГЦНТ

⏰17.00 – 18.30
🎤Концерт-презентация творческого объединения
☁☁☁ «Под облаками» ☁☁☁
(г. Москва)
Концертный зал ГЦНТ. Вход свободный!

⏰19.00 – 21.00
💃🎉«Общегородская вечёрка» - молодёжная танцевально-игровая программа
Площадь перед Дворцом
им. А.М. Малунцева

⏰10.00 – 11.30
Творческая встреча с участниками творческого объединения
☁☁☁ «Под облаками» ☁☁☁(г. Москва)
Кинозал ГЦНТ (Мира, 58)



Историческая проза как фольклорного, так и литературного происхождения (древнерусские сказания, житийная литература, родовые легенды), создавалась и хранилась (долгое время в виде тайного знания) практически во всех областях России. Это в сочетании с летописными источниками (которые сами по себе содержат немало сакральной информации) дает в руки ключ для раскрытия ряда сокровенных тайн Земли Русской.

Речь пойдет об образе, на первый взгляд, казалось бы, связанном исключительно с христианской традицией, а на самом деле уходящем в самые дальние глубины русского народного мировоззрения и мировосприятия.

Это - Георгий Победоносец.

Житие св.Георгия попало на Русь из Византии и получило широчайшее распространение с первых шагов христианства. Иконы на сюжет чуда о Георгии и змее, Георгиевские соборы, Георгиевский крест как высший символ воинского мужества, Святой Георгий, поражающий копьем дракона на гербе Москвы...

Святой Георгий и по сей день считается покровителем российского воинства, хотя данный символ имеет мало общего с действительным содержанием византийского жития. Согласно первоисточнику, Святой Георгий не поражал копьем дракона, а укротил его молитвой, после чего освобожденная от заклания царевна провела прирученное чудовище по улицам родного города, что и было воспринято её согражданами-язычниками, как чудо, после чего все они поголовно приняли христианство. Именно такое завершение сюжета получило отражение в наиболее древних изображениях, в том числе и на фреске церкви Святого Георгия (XII в.) в Старой Ладоге.

Фреска "Чудо Святого Георгия о змие"

в церкви Св.Георгия в Старой Ладоге

Не меньшей популярностью на Руси пользовался неканонический образ, именовавшийся в народе по-простому - Егорием Храбрым (Хоробрым): многие его черты и функции не имеют никакого отношения к христианской традиции, а уходят своими корнями в далекое арийское и доарийское прошлое.

Сама идея змееборчества - распространеннейший мифологический сюжет. Но не только и даже не столько это заставляет взглянуть совершенно по-иному на византийского великомученника. В русском мировосприятии Егорий Храбрый предстает как воистину небесно-космический герой. В духовных стихах, которые распевали во всех уголках калики перехожие, он характеризуется в традиционно-фольклорном духе:

По колена ноги в серебре,

По локоти руки в красном золоте,

Голова у Егория вся жемчужная,

По всём Егорье часты звезды.

Добавим, что матерью Егория считается сама София Премудрость, то есть, другими словами, Вселенская Мысль. Серебряно-золотая атрибутика традиционно символизирует лунное и солнечное начала. В древности у Луны различали две ипостаси: месяц (Луна на ущербе), считавшийся мужским небесным светилом, которому соответствовало серебро, и полную Луну, символизировавшую женскую сущность, - ей соответствовали жемчужный свет и цвет.

О солярно-космической сущности русского Егория, а также о его календарно-циклических функциях свидетельствует и пословица: "Егорий храбрый - зиме ворог лютый". (Этимологически и семантически эпитет Егория - Хоробрый - родствен имени одного из языческих солнцебогов - Хорса, а также таким современным словам, как "хорошо", "хоромы", "храм" и др.) Таким образом, русский Егорий Храбрый встает в один ряд с другими древними космическими богами-змееборцами - индоарийским Индрой, ассиро-вавилонским Мардуком, эллинским Аполлоном и другими.

Имя Егор(ий) считается производным от греческого Георгий, означающего "земледелец". Однако стоит вдуматься - и возникают совершенно иные ассоциации. Древнерусский духовный стих о змееборце Егории наидревнейшего происхождения, а его христианизация - результат позднейшей обработки. Вот почему в различных вариантах стихотворной легенды само имя героя звучит по-разному: например, Ягор [Йагор] или даже Ёгор [Йогор]. Это наводит на мысль, что первоначально имя Егор могло звучать как Игорь и, следовательно, по своим исходным корням имена Егор и Игорь тождественны, причем последнее имеет исконно русское происхождение, а не является переиначенным скандинавским Гюрги или Ингваром (как на том вот уже более двухсот лет настаивают историки-русофобы и этимологи-норманисты). В основе обоих имен лежит простая, но многозначная корневая основа "гор"; семантически они могут означать и "горны", и "горячий", и "горящий", и пр. Общеизвестно также, что в славянских языках лексема "гор" взаимосвязана с лексемой "яр". Поэтому правы те исследователи, которые утверждают, что в далеком прошлом функции Егория Храброго совпадали с функциями языческого бога плодородия Ярилы. Как видим, совпадали не только функции, но и имена.

Первоначальное языческое происхождение Егория Храброго доказывает также тот факт, что на Руси он испокон веков считался покровителем скотоводов и земледельцев. Христианские праздники, прозванные в народе Егорием вешним и Юрьевым днем (Юрием холодным), - древнейшие календарные торжества, связанные с началом и окончанием цикла сельскохозяйственных работ, к которым некогда вынуждена была приспособиться православная церковь. О древнейшем происхождении этих народных праздников свидетельствует также и практиковавшиеся весной и летом обычаи "егорьевского окликания", по сущности своей являвшиеся архаичными магическими заклинаниями:

Мы вокруг поля ходили,

Егорья окликали, Юрья величали:

"Егорий ты наш Храбрый,

Ты паси нашу скотинку

В поле и за лесом,

Под светлым под месяцем,

Под красным солнышком -

От волка от хищнаго,

От зверя лукавого, от медведя лютаго!

Но в народном представлении Егорий Храбрый, помимо всего вышесказанного, считался ещё и повелителем волков. Это наводит на мысль о давних-предавних временах нерасчлененной социокультурной общности индоевропейских этносов, когда волк выступал тотемом и священным символом таких народов, как германцы, кельты, славяне. Так, по сообщению одного византийского источника, славяне, которые в те времена сильно докучали империи, перекликались между собой волчьим воем. Вплоть до начала XX века в глухих русских деревнях приносились кровавые жертвы волкам в честь Егория Храброго (думается, точно так же как они приносились на протяжении многих тысячелетий):

С 4 по 6 мая 2017 в Омске состоялся XVII Межрегиональный фестиваль русской традиционной культуры «Егорий Хоробрый». Организаторы мероприятия - бюджетное учреждение культуры Омской области «Государственный центр народного творчества» и Омская областная общественная организация «Центр славянских традиций» при поддержке Министерства культуры Омской области и Администрации города Омска.

Фестиваль, ставший за годы проведения традиционным весенним праздником, как для участников, так и для гостей, проводится с целью сохранения, развития и популяризации нематериального культурного наследия, актуализации русской традиционной культуры, воспитания чувства патриотизма и уважения к культурно-историческим традициям своей страны.

4 и 5 мая основной фестивальной площадкой выступил Сибирский культурный центр на бульваре Мартынова, 6. Здесь состоялся двухдневный межрегиональный семинар-практикум «Русский традиционный театр: история, виды, актуализация в современной социокультурной практике» . Мастер-классы в рамках семинара провели высококвалифицированные специалисты по народному театру:

  • Вячеслав Владимирович Асанов, ведущий методист по фольклору МКУ «Социально-культурный центр» Ордынского района Новосибирской области, член Правления Российского фольклорного союза;
  • Альбина Владимировна Балкина, ведущий методист Центра традиционной культуры «Радовесть», г.Калачинск Омской области;
  • Валерий Викторович Конаков, старший преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений факультета культуры и искусств ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского».

Все участники семинара получили удостоверение установленного образца о краткосрочном повышении квалификации ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.

Творческая фестивальная программа в эти дни состояла из традиционных вечёрок и концерта-лаборатории, в котором приняли участие фольклорно-этнографические коллективы из Омска и Омской области.

6 мая, в день почитания святого великомученика Георгия Победоносца, памяти которого и приурочен фестиваль, состоялись народные гуляния для омичей и гостей города в сквере Дружбы Народов. Праздник русской традиционной культуры открыл сезон национальных праздников, запланированных к проведению на этой площадке.

Несмотря на то, что погода не располагала к уличным гуляниям, в сквере собрались мастера традиционных ремёсел, участвующие в ярмарке и представители районов Омской области, участники праздничного концерта и горожане, которые с нетерпением ждали праздника. Укрыться от непогоды и продолжить праздничные гуляния всем пришедшим в сквер предложили в фойе ДК «Сибиряк».

В рамках фестиваля также состоялся I Областной конкурс площадных театров «Егорьевская карусель» . Активное участие в нём приняли творческие коллективы из Омска, Тюкалинска, Исилькульского, Любинского и Муромцевского районов. Проведение конкурса показало, что интерес к жанру народной драмы и театру Петрушки есть, и коллективы готовы развиваться в этом направлении.

Лауреатами конкурса стали:

  • Муромцевская ДШИ "Школа ремёсел" (рук. Сычихина О.А.) - диплом первой степени в номинации "Театр Петрушки";
  • Кукольный театр сказок "Егоркины забавы", Любинский район (рук. Лёвочкина Е. А.) - диплом второй степени в номинации "Театр Петрушки";
  • Театр народной сказки "Яшенька", Любинский район (рук. Стрельцова И. Н., Грищук И. Н.) - диплом первой степени номинации "Скоморошья бригада" и диплом третьей степени в номинации "Театр Петрушки";
  • Отдел русской традиционной культуры БУК «Тюкалинская централизованная клубная система» (рук. О.В. Игнатенко) - диплом второй степени в номинации «Скоморошья бригада» и диплом участников в номинации «Театр Петрушки»;
  • Фольклорный ансамбль "Дивно", г. Омск (рук. Шиленкова Т. С.) - диплом третьей степени в номинации «Скоморошья бригада».

После конкурсных выступлений на фестивальную сцену вышли участники праздничного фольклорного концерта. Своим творчеством со зрителями поделились:

  • Балкина Альбина Владимировна, г. Калачинск;
  • Ансамбль «Казачья песня», рук. Быструшкина Т. В., г. Тара;
  • Фольклорно-этнографическое объединение «Врабий», рук. Стрельцова И. Н., с. Любино-Старожилы Любинского р-на Омской области;
  • Фольклорный коллектив «Молодица», рук. Марченко Л. В., с. Крестики Оконешниковского р-на Омской области;
  • Фольклорно-этнографический коллектив «Вечора» ЦРТК «Родники Сибирские», рук. Маркелова Н. А., р.п. Муромцево;
  • Народный фольклорный ансамбль «Вербена» КДЦ «Альтернатива», рук. Петер Ю. Н., р.п. Муромцево;
  • Отделение народного пения Омского государственного детского ансамбля, рук. Парфенова Ю.А;
  • Фольклорно-этнографический ансамбль «Новая деревня», рук. Сидорская О.Г;
  • Фольклорный ансамбль «Гусельки», рук. Парфенова Ю. А;
  • Фольклорно-этнографический ансамбль «Сретение», рук. Чешегорова Е. М;
  • Фольклорный ансамбль «Дивно», рук. Шиленкова Т. С;
  • Этно-группа «Криница», рук. Михальцова Е. Г;
  • Детский фольклорный ансамбль «Теремок», рук. Котенко Н. В;
  • Детский фольклорно-этнографический ансамбль «Садко», рук. Карпачева Н. С.

XVII Межрегиональный фестиваль русской традиционной культуры «Егорий Хоробрый» стал ярким и запоминающимся событием для почитателей русских традиций.

Среди святых мало воинов. Так уж повелось, что их сражения - в основном битвы духа. Тем заметнее в пантеоне защитников мира людей перед Всевышним тот, кто, будучи воином, сумел совершить подвиг духовный. Георгия Победоносца чтят христиане разных стран, даже те, кто не слишком много знает о нём.

«Муки силою Христовою победил»

Георгий родился в трудное для христиан время. Римский император Диоклетиан славился своей непримиримостью к новой вере и безжалостно истреблял её поборников во славу языческих богов. В начале 4-го века принадлежность к христианской общине могла лишить человека не только имущества, но и жизни. Но находились такие, кто не боялся открыто признаться, что исповедует Христову веру, и Георгий был из их числа.
Он был знатен, богат, занимал пост крупного военачальника и числился личным комитом (приближённым) императора, но узнав о гонениях на христиан, пришёл к государю просить оставить людей в покое. Император принялся уговаривать любимца отречься от его веры, но все уговоры оказались напрасными: Георгий твёрдо отвечал, что единственная истина есть Христос, гонимый язычниками, и убеждал Диоклетиана принять новую религию.
Разгневанный император приказал подвергнуть смельчака пыткам, но Георгий заявил: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я». Впоследствии оказалось, что он не ошибся.
Предание рассказывает, что никакие страдания не могли сломить дух мученика, и наутро после каждого дня пыток он представал перед императором живым и здоровым. Не смогли ему повредить ни колесование, ни ночь в яме с негашеной известью, ни плети, ни раскалённые железные сапоги. Раздосадованный демонстрацией Христова могущества Диоклетиан повелел отвести Георгия в святилище Аполлона. Он надеялся, что перед лицом языческих богов тот раскается и отречётся от своей веры, но и тут император просчитался. Георгий встал перед статуей Аполлона и спросил его, может ли он принять жертву как бог. И эллинское божество признало себя демоном, а Христа - единственным истинным богом, после чего все статуи в святилище сокрушились. Диоклетиан понял, что Георгия не обратить к язычеству, и повелел отрубить ему голову.
За мужество истинного воина, проявленное перед лицом смерти, за духовную победу над мучителями и чудодейственную помощь людям в опасности великомученика Георгия называют также Победоносцем.

Где же святой одолел змея?

Иконописные изображения Георгия Победоносца обычно похожи: святой верхом на коне поражает копьём чудовищного змея. Это иллюстрация к самому известному из посмертных подвигов святого.
Предание рассказывает, что в окрестностях некоего города в озере жил ужасный змей, нападавший на людей. Чтобы умилостивить животное, по совету языческих жрецов горожане, бросая жребий, стали отдавать змею своих детей. Дошла однажды очередь и до дочери царя. Жители оставили девушку на берегу, а сами остановились в отдалении, ожидая, когда чудовище заберёт свою жертву. В это время возле царевны возник святой Георгий на белом коне в сияющих доспехах, вооружённый копьём. При появлении змея святой напал на него и пронзил копьём, а затем накинул на его шею платок девушки вместо поводка, и так привёл чудище в город. Жители были очень напуганы, но Георгий заверил их в том, что бояться нечего, и обещал умертвить змея, если горожане уверуют в Христа и примут святое крещение.
Демонстрация христианской силы была столь убедительной, что за один день крестились 15 тысяч человек, не считая женщин и детей. Интересно, что в различных христианских текстах называют разные города, где Георгий сразил змея.


Согласно одним источникам, чудо случилось в окрестностях Бейрута в Ливане, другие называют город Ласия, или «Гевал в земле Палестинской», третьи говорят о Силене в Ливии. А поскольку избавление города от чудовища за давностью лет превратилось почти в сказку, место поединка святого Георгия со змеем вам охотно покажут и в Грузии, и в Армении, и в окрестностях Киева, и во многих других местах, казалось бы, не имеющих отношения к легенде. Подвиг святого так почитаем во всем мире, что многие страны хотели бы «присвоить» место действия старинного сказания.
Но и сама эта история была присвоена последователями Христа, поскольку змееборческие сюжеты можно встретить во многих мифах - египетских и скандинавских, античных и индийских. Чудесный поединок Георгия со змеем следует понимать иносказательно: царевна в нём символизирует христианство, змей - язычество, а победа святого - торжество Христа над языческими идолами.

Русский витязь Егорий Хоробрый

Великомученик Георгий Победоносец - один из самых уважаемых святых во многих странах, но для россиян он приобрёл особое значение. На Русь культ святого проник вместе с христианством, он почитался в княжеских семьях и среди знати как покровитель престола и воинских побед. Статус общегосударственного святого Георгий приобрёл в 11-м веке во время правления Ярослава Мудрого, крестившегося под именем Георгия и всю жизнь прославлявшего своего небесного заступника. Во славу святого Георгия (на Руси его называли ещё Егорием или Юрием) князь выстроил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Великом Новгороде, возвёл храм Георгия Победоносца в Киеве.
Основателем Москвы также был князь по имени Юрий, нам он известен как Юрий Долгорукий. Поэтому на гербе Москвы до наших дней изображается Георгий Победоносец, побеждающий змея. Со временем святой стал считаться не только покровителем Москвы, но и охранителем всего Русского государства, и его изображение появилось на российском гербе.
Особым уважением святой Георгий традиционно пользовался у воинов, считался их помощником и защитником. С древних времён в народе ходило множество рассказов о видениях святого на войне, где он являлся христианам и помогал им в бою. Поэтому по всему миру воины стали обращаться к Георгию как к своему заступнику и просить его о помощи. Русское же воинство считало святого Георгия своим небесным покровителем и потому почитало его особо.
Начиная с 15-го века за особую храбрость воинов жаловали серебряной монетой с изображением Победоносца, её полагалось носить на шапке. А в 1769 году Екатерина II учредила орден Святого Георгия, с того времени и до 1917-го остававшийся самой почётной воинской наградой. Кавалерами ордена Святого Георгия в разное время стали А.В. Суворов, М.И. Кутузов, П.С. Нахимов и многие другие.
Орден был предназначен для офицерских чинов, а для нижних в 1807 году учредили Георгиевский крест - знак отличия для солдат и унтер-офицеров «за неустрашимую храбрость». Обычно солдаты награждались по представлению командиров, но также практиковалась выдача крестов отличившемуся в бою подразделению, с тем чтобы потом распределить награды с учётом мнения самих солдат. Этот порядок назывался «приговор роты», и получить крест таким образом считалось особенно почётным. Кавалеры Георгиевского креста освобождались от телесных наказаний, получали большее жалованье и имели право переводиться из армии в гвардейские части без потери в чинах.

«Пришёл Егорий, и весне не уйти»

Хотя Георгий Победоносец считался покровителем воинов, одновременно православные чтили его за помощь в сугубо мирных крестьянских делах. В народной культуре святого величали «Егорием Храбрым» и считали покровителем земледелия и скотоводства. Согласно поверьям, Георгий по-хозяйски ходил по полям и лугам, «отмыкал» землю весной, «напускал росу», следил, чтобы пашня пробудилась для весеннего сева. Кроме того, святой покровительствовал домашней скотине и пастухам, по преданиям, мог отгонять от стада хищников, за что звался ещё «волчьим пастырем».
В крестьянском календаре Егорий Вешний - 6 мая - считался окончательным сроком наступления весны (в пословице говорилось: «В сей день сходит весна на землю»).
На Егория Вешнего начинали распахивать пашню и говорили, что в этот день «выезжает и ленивая соха». Перед началом сева полагалось устроить крёстный ход на поля с иконами хоругвями святого, православные верили, что молитва к Георгию поможет избежать неурожая. В некоторых областях в этот же день первый раз выгоняли в поле скот, перед выгоном животных обходили с молитвами и с иконой святого в руках. Считалось, что так скотину можно уберечь от нечистой силы, а также охранить от болезней, падежа и диких зверей.
Наступившее тепло позволяло проводить много времени на улице, а потому день Егория служил официальным началом молодёжных уличных гуляний, хороводов и других весенних развлечений. В это же время традиционно проводились торговые сделки и наём работников, в батраки нанимались обычно с Егория Вешнего до Семёнова дня или Покрова.
И так же, как и в другие православные праздники, в Егорьев день наши предки судили по приметам, что обещает им природа. Например, тепло на Егория обещало раннее лето, сильный дождь предвещал хороший рост трав, если шёл снег или град - должна была хорошо уродиться гречиха, при обильной росе следовало ожидать урожай проса.
Святой Георгий и в наши дни продолжает помогать воинам и мирным гражданам, нуждающимся в помощи и спасении, за что его почитает весь христианский мир.




Top