Экологические проблемы.

Балтийское море (c древности и до XVIII века в России было известно как "Варяжское море") - внутриматериковое окраинное море , глубоко вдающееся в материк. Балтийское море расположено в северной Европе, принадлежит бассейну Атлантического океана.

Крайняя северная точка Балтийского моря расположена вблизи полярного круга, крайняя южная - около города Висмара (Германия). Крайняя западная точка расположена в районе города Фленсбурга (Германия), крайняя восточная - в районе Санкт-Петербурга. Из-за большой вытянутости вдоль меридиана и параллели отдельные районы Балтийского моря размещаются в различных физико-географических и климатических зонах. Это в свою очередь оказывает влияние на океанологические процессы, происходящие в море и отдельных его районах. Площадь моря: 415 тысяч километров. Глубина: средняя - 52 метра, максимальная - 459 метров.

Балтийское море имеет три крупных залива : Ботнический, Финский, Рижский. В него впадает около 250 рек, среди которых Нева, Висла, Неман, Даугава, Одер.

Связь Балтийского моря с Атлантическим океаном осуществляется через Северное море, проливы Скагеррак, Каттегат и Датские проливы (Большой и Малый Бельт, Эресунн (Зунд) и Фемарн-Бельт), однако, эта связь затруднена из-за мелководности проливов (глубина на порогах 7-18 метров). Поэтому воды Балтики очень медленно обновляются за счет более чистых атлантических вод. Период полного обновления воды в Балтийском море составляет около 30-50 лет.

В Балтийском море низкое содержание соли . Его воды представляют собой смесь соленой воды из океана и пресной воды, поступающей из многочисленных рек. Степень солености моря в разных местах имеет отличающиеся друг от друга показатели, что обусловлено слабым вертикальным перемещением слоев воды. Если в юго-западной части моря она составляет 8 промилле (т.е. в каждом килограмме воды содержится 8 г соли), в западной части 11 промилле, то в центральной акватории - 6 промилле, а в Финском, Рижском и Ботническом заливах едва превышает отметку в 2-3 промилле (средняя соленость Мирового океана - 35 промилле).

Длина береговой линии Балтики - 7 тысяч километров. Побережье распределено между странами следующим образом: Швеции принадлежит 35% побережья, Финляндии - 17%, России - около 7% (примерно 500 километров). Оставшуюся часть побережья делят между собой Литва, Латвия, Эстония, Польша, Германия, Дания. Побережье моря и прилегающие земельные территории сильно заселены и интенсивно используются человеком. На побережье размещены транспортные комплексы, крупные промышленные предприятия. На Балтийский бассейн приходится одна десятая часть объема мировых морских перевозок.

Балтийское море сильно загрязнено в результате активной деятельности проживающих на его берегах людей. Экологические проблемы Балтийского моря связаны со многими сторонами жизни общества, такими как производство и потребление энергии, промышленность, лесное хозяйство, сельское хозяйство, рыболовство, туризм, транспорт, обработка сточные воды.

Главные экологические проблемы Балтики

Во-первых, избыточное поступление в акваторию азота и фосфор а в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Поскольку водообмен Балтики не очень активен, то концентрация азота, фосфора и других отходов в воде становится очень сильной. Из-за биогенных элементов в море органические вещества не полностью перерабатываются, а из-за недостатка кислорода они начинают разлагаться, выделяя губительный для морских обитателей сероводород. На дне Готландской, Гданьской, Борнхольмской впадин уже существуют мертвые сероводородные зоны.

Вторая значимая проблема Балтики - загрязнение воды нефтью . С различными стоками в акваторию ежегодно попадают тысячи тонн нефти. Пленка нефти, которая покрывает поверхность водного зеркала, не пропускает кислород вглубь. Так же на поверхности воды накапливаются токсичные вещества, вредные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.

Третья проблема акватории Балтийского моря - накопление тяжелых металлов . Ртуть, свинец, медь, цинк, кобальт, никель попадают в основном в воды Балтики с атмосферными осадками, остальная часть попадает при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тысяч тонн, свинца - 3 тысячи тонн, кадмия - около 50 тонн, а ртути - 33 тонн, на 21 тысячу кубических километров водного объема акватории.

Балтийское море благодаря географическому положению всегда находилось на перекрестке исторических событий. На дне Балтики находится не одно кладбище кораблей. Многие затонувшие суда имеют опасные грузы. Контейнеры, в которых находятся грузы, со временем разрушаются.

Десятилетиями в Балтике практиковалось затопление и захоронение устаревших бомб, снарядов, химических боеприпасов. После окончания Второй мировой войны по совместному решению стран антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритания и США) и в соответствии с решением Потсдамской конференции 1951 года в различных районах Балтики, а также в проливах, соединяющих Балтийское море с Северным морем, было затоплено свыше 300 тысяч тонн немецкого химического оружия и боеприпасов.

Больше полувека боеприпасы лежат на дне Балтики, создавая потенциальную смертельную угрозу. Металл в морской воде разъедает ржавчина, и отравляющие вещества в любое время могут попасть в воду.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

10 июля 1976 года в небольшом итальянском городке Севезо произошла страшная катастрофа. В результате аварии на местном химическом заводе по производству трихлорфенола в воздух вырвалось огромное ядовитое облако, содержащее более 2 кг. диоксинов – одних из самых токсичных веществ на земле. (Такое количество диоксинов способно убить более 100 тысяч человек). Причиной аварии явился сбой в процессе производства, в реакторе резко повысилось давление и температура, сработал предохраняющий от взрыва клапан, и произошла утечка смертоносного газа. Утечка длилась две-три минуты, образовавшееся белое облако начало с ветром распространяться на юго-восток и растянулось над городом. Затем оно начало опускаться и покрывать землю туманом. С неба, подобно снегу, сыпались мельчайшие частицы химикатов, а воздух наполнился едким хлороподобным запахом. Тысячи людей охватили приступы кашля, тошноты, появилась сильная резь в глазах и головная боль. Руководство завода посчитало, что произошел всего-лишь небольшой выброс трихлорфенола, который в миллион раз менее токсичен чем диоксины (никто и не предполагал, что они могут там содержаться).
Руководители завода предоставили подробный отчет о происшествии лишь к 12 июля. А между тем, все это время ничего не подозревающие люди продолжали употреблять в пищу овощи и фрукты, как уже оказалось позже, с загрязненной диоксинами местности.

Трагические последствия случившегося в полной мере начали проявляться с 14 июля. Сотни людей, получивших серьезные отравления, оказались в больницах. Кожа пострадавших покрылась экземой, рубцами и ожогами, они мучилась от рвоты и сильной головной боли. У беременных женщин, наблюдался чрезвычайно высокий процент выкидышей. А доктора, полагаясь на информацию компании, лечили больных от отравления трихлорфенолом, который в миллион раз менее токсичен, чем диоксины . Началась массовая гибель животных. Они получали смертельные дозы яда намного быстрее, чем люди, из-за того что они пили дождевую воду и ели траву, в которых содержались большие дозы диоксинов. В этот же день было проведено совещание мэров городов Севезо и недалеко расположенного Меда, на котором был принят план первоочередных действий. На следующий день было принято решение о сожжении всех деревьев, а также урожая фруктов и овощей, собранных на загрязненной территории.

Только через 5 дней химической лабораторией в Швейцарии было установлено, что в результате утечки, в атмосферу было выброшено большое количество диоксинов. О загрязнении местности диоксинами оповестили всех здешних врачей, был установлен запрет на употребление в пищу продуктов с загрязненного региона.
24 июля началась эвакуация жителей из наиболее загрязненных территорий. Эта зона была огорожена колючей проволокой, и вокруг нее были расставлены полицейские кордоны. После этого туда вошли люди в защитных комбинезонах, для уничтожения оставшихся животных и растений. Вся растительность в наиболее загрязненной зоне была выжжена, вдобавок к 25 тысячам умершим животным было убито еще 60 тысяч. На этих участках до сих пор невозможно здоровое существование человека.

Учеными Миланского университета было произведено исследование по изучению частоты раковых образований у населения близлежащих к городу Севезо поселений.
Под наблюдение попало более 36 тысяч людей и у них выявлена значительно превышающая норму частота онкологических заболеваний. С 1976 по 1986 года в районе катастрофы от рака скончалось около 500 человек. В 1977 году там было зафиксировано 39 случаев врожденных уродств, что значительно больше, чем до катастрофы.

Крупнейшая Венгерская промышленная и экологическая катастрофа, произошедшая в 4 октября 2010 года на производящем алюминий заводе (Ajkai Timfoldgyar Zrt) вблизи города Айка (150 км. до Будапешта). На заводе произошел взрыв, разрушивший платформу, которая сдерживала емкость с токсичными отходами. В результате произошла утечка 1100000 кубометров высокощелочного красного шлама. Оказались затоплены территории областей Ваш, Веспрем и Дьер-Мошон-Шопрон. Известно о 10 жертвах аварии (еще один считается пропавшим без вести), всего из-за аварии более 140 человек получило химические ожоги и травмы. Большинство местной флоры и фауны погибло. Ядовитые отходы попали во многие местные реки, значительно повлияв на их экосистемы.

Хронология событий:

4 октября в 12.25 – разрушение плотины. Утечка 1.1 млн. кубометров ядохимиката – красного шлама.

7 октября – превышена норма содержания щелочи в Дунае (по данным Службы по контролю над водными ресурсами Венгрии). Создается угроза всей экосистеме Дуная.

9 октября – начало эвакуации населения пострадавшего города Колонтар из-за имеющейся угрозы повторного разлива шлама.

12 октября – принятие решения о национализации компании, владеющей заводом. Все пострадавшие получат компенсацию. По показаниям мониторинга на сегодняшнее время количество токсических веществ в почве снижается, хотя их уровень по прежнему остается на опасном уровне

Пожалуй, самая главная экологическая проблема реки Нил – это перенаселение стран, располагающихся на реке. Жизнь населения этих стран, полностью зависит от Нила. С каждым годом потребности людей растут. Река обеспечивает народ водными и электрическими ресурсами. Многие войны, в былые времена велись из-за нефти, в современном же мире, они могут вестись из-за воды. Именно Нил – великая река мира, пропустившая сквозь свои потоки историю человечества, окажется в эпицентре конфликта.

Пресная проточная вода всегда питала жизнь на нашей планете, но сейчас ее ценность выше, чем когда либо. Предполагается, что в течение следующих 20 лет, объем воды доступный каждому человеку сократится втрое. Речь идет о Египте. Так, как Египет находится ниже по течению, относительно Эфиопии, вопрос рационального использования водных ресурсов Нила, имеет конфликтный характер. Ситуация крайне серьезна и Египет уже заявлял о возможности войны, имея в виду Эфиопию.

Нил в Египте практически все время течет по пустыне, не считая узких полосок зеленых орошаеых земель, граничащих по обоим берегам с рекой, всю территорию страны составляет бесприютная пустыня. В борьбе за выживание в этой пустыне, река играет ключевую роль.

Гигантские платины были построены выше по течению Нила, для того, что бы удовлетворять потребности в электричестве, но они так, же стали задерживать течение реки и разрушили жизни Египетских крестьян. Раньше в этой стране была одна из самых лучших почв в мире, однако строительство плотин нарушило процесс отложения ила, который естественным образом обогащал эту землю, на протяжении многих тысяч лет. Теперь поля приносят крайне скудный урожай.

Прямым результатом современных методов строительства плотин – стал упадок сельского хозяйства в Египте, впервые за всю историю. Крестьяне вынуждены отказываться от того образа жизни, который поддерживал нацию на протяжении многих тысяч лет. По мере того, как река приближается к самой южной точки границы Египта, становится трудно не заметить, что этот народ быстро осовременивается и что туризм, вымещает земледелие с места главной опоры Египетской экономики, в то время, как старый образ жизни постепенно уходит в прошлое.

Строительство гигантской плотины в Эфиопии, может решить многие проблемы населения этой бедной страны, в том числе обеспечить в полной мере электричеством. При положительном исходе данного проекта, планируется возведение еще нескольких дамб, что в свою очередь сократит поступление водных ресурсов, расположившегося ниже по течению Египта, примерно наполовину.

Несомненно, каждая страна, хочет использовать бесценные богатства Нила, по максимуму. Если компромисс не будет найден, дальнейшая судьба Нила будет печальной. Как бы то ни было, столь специфичную экологическую проблему, река приобрела благодаря росту населения, его осовремениванию и повышенным потребностям.

Балтийское море представляет собой глубоко вдающуюся в материк акваторию, относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном только узкими проливами. Такие моря, которые называются внутренними, или средиземными, встречаются в различных климатических зонах земного шара. Водообмен с Мировым океаном, осуществляемый лишь через узкие и мелкие проливы Скагеррак и Каттегат (ведущие в Северное море), замедлен: полное обновление воды может произойти в среднем за 30--50 лет. Эта полузамкнутость Балтийского моря обусловливает его чрезвычайную чувствительность к антропогенному воздействию. Балтийское море служит приемным бассейном более чем двухсот рек . Более половины общей площади бассейна Балтийского моря дренируют крупнейшие реки -- Нева, Висла, Западная Двина (Даугава), Неман (Нямунас), и именно в них попадает большая часть загрязняющих веществ, образующихся в результате антропогенной деятельности на территории Балтийского моря. Поступление загрязнителей превысило природную способность акватории к самоочищению. В прошедшем столетии в результате техногенной деятельности человека объемы фосфора в бассейне Балтийского моря возросли в восемь раз, а азота в четыре раза. Данное воздействие на экосистему Балтийского моря со стороны человека привело к тому, что очень сильно увеличилась биомасса водорослей, которые опускаясь на дно моря в больших количествах и, разлагаясь там, приводят к сокращению кислорода, а затем в результате деятельности анаэробных бактерии начинает выделяться сероводород, который убивает все живое на дне. Влияние эвтрофикации на видовой состав рыбы следующий: в акватории Балтийского моря наблюдается размножение, прежде всего, плотвы и тех видов рыбы, которые питаются первичными продуцентами. В середине 80-х годов половина рыбной биомассы приходилась только на плотву

Экологическая проблема номер один сегодняшней Балтики -- избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Поскольку водообмен Балтики не очень активен, то концентрация азота, фосфора и других отходов в воде становится очень сильной. Некоторая часть фосфора поступает в море через атмосферу или из таких точечных источников загрязнения как гигиенически- канализационные отходы населенных пунктов и промышленных предприятий. В результате с/х деятельности человека по берегам Балтийского моря в море попадает ежегодно 200 000 тонн азота и 5 000 тонн фосфора, что составляет по азоту 30-40%, а по фосфору 10% от совокупного объема нагрузок на весь бассейн Балтийского моря. В результате увеличения явления эвтрофикации начинается деградация пищевой сети в экосистеме Балтийского моря, пищевая цепь становится совсем однобокой за счет резкого увеличения одних видов и резкого сокращения других .

Цветение ядовитой сине-зеленой водоросли, появляющееся в открытом море в конце летнего сезона, вызывается цианобактериями, которые связывают молекулярный азот, растворившийся в воде из атмосферы. Около половины азота, поступающего в море, происходит из атмосферы, где он, в свою очередь, образуется вследствие сжигания ископаемого топлива, а также от аммиака, испаряемого сельскохозяйственными предприятиями. Интенсивный транспорт и скотоводство, интенсивно развитые в Центральной Европе, приводят к тому, что наибольшее количество азотных осадков выпадает над акваторией Балтийского моря

Кроме того сине-зеленые водоросли во время своего цветения выделяют различные токсины, которые очень ядовиты для человека. Запрет на купание стал печальной реальностью на многих пляжах Швеции, Дании, Финляндии, а в прошедшем году также и в Эстонии. В середине июля из-за водорослей для купания в нашей стране были закрыты морские побережья в Пирита и на Штромке в Таллине, а также в Тойла и Нарва-Йыэсуу на северо-востоке страны. Среди симптомов отравления человека сине-зелеными водорослями медики называют покраснение кожи и глаз, ухудшение самочувствия, расстройство желудка, жар, насморк, кашель, ломоту в мышцах, пересыхание губ и нарушение координации .

Из-за биогенных элементов в море органические вещества не полностью перерабатываются, а из-за недостатка кислорода они начинают разлагаться, выделяя губительный для морских обитателей сероводород. На дне Готландской, Гданьской, Борнхольмской впадин уже существуют мертвые сероводородные зоны.

Вторая по значимости проблема Балтийского моря -- накопление тяжелых металлов: ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля. Около половины общей массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть -- при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тыс. т, свинца -- 3 тыс. т, кадмия -- около 50 т, а ртути -- «всего» 33 т. На 21 тыс. км3 водного объема акватории, казалось бы, немного. Однако эти металлы даже в ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских организмов .

Третья из наиболее острых проблем Балтики -- загрязнение нефтью, давним врагом моря. С различными стоками в акваторию ежегодно попадает до 600 тыс. т нефти. Нефть покрывает поверхность водного зеркала пленкой, не пропускающей кислород вглубь.

Так же на поверхности воды накапливаются токсичные вещества, вредные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря .

Общественность все больше беспокоит загрязнение вод Балтики, главной причиной которого, как указывается, являются нефтеразливы в акватории Невы и Финского залива .

Двадцатый век принес нашим тюленям много проблем, так как именно они оказались в числе наиболее уязвимых звеньев экосистем Балтийского моря и Ладоги. Загрязнение воды промышленными отходами привело к ослаблению иммунитета этих животных, они стали много болеть. Снегоходы и суда на воздушной подушке, интенсивное судоходство, развитие водного туризма сильно беспокоят тюленей в местах их размножения и летнего отдыха. Большую опасность представляют для них рыболовецкие сети. Особенно тревожная ситуация сложилась на Ладоге, где, по данным петербургского ученого М. В. Веревкина, за год в сетях гибнут около 10 - 15% всей популяции ладожской нерпы. В результате сегодня все виды ластоногих Балтийского региона занесены в Красную книгу России и нуждаются в строгой охране .

Особенно обострилась ситуация в последние годы, когда потепление климата привело к резкому сокращению площади льда и к его раннему таянию. Это резко снижает успех размножения кольчатой нерпы, который зависит исключительно от снежных логов на ледовых полях, где матери кормят детенышей. В уязвимом положении оказался и балтийский подвид серого тюленя, щенки которого также начальный период своей жизни проводят на льду. В результате в последние годы все чаще на побережье находят тюленят, потерявших матерей и обреченных на гибель. В 2008 году в Ленинградском зоопарке впервые были выкормлены людьми и возвращены в природу семь детенышей серого тюленя, две балтийские и две ладожские кольчатые нерпы .

К основным экологическим проблема Балтийского моря относят: 1- избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий, 2 - накопление тяжелых металлов: ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля, 3 - загрязнение нефтью.


Это крупнейший водоем мира с солоноватой водой. Его площадь 370 тыс. км 2 и объем 21 тыс. км 3 . Площадь бассейна Балтики 1,7 млн. км 2 . Общий речной сток в морс составляет около 450 км 3 .

С запада, через Датские проливы, в Балтику поступает высокосоленая и богатая кислородом пода из Атлантики. Это происходит нерегулярно, в результате сильных западных ветров. За XX столетие было около 90 втор­жений соленой воды, но с 1983 до 1992 г. не было ни одного. В январе 1993 г. в море поступило из Атлантики 300 км ³ весьма соленой воды, половина которой была насыщена кислородом. Такие вторжения способствуют улуч­шению состояния моря, в особенности водных масс, занимающих глубо­ководные впадины. Впадины имеют глубины до 250-260 м и разделены порогами глубиной всего лишь 18-25 м.

Сложный рельеф дна и причудливый контур береговой линии пре­допределяют разнообразие гидрологических и гидрохимических условий моря, от почти пресноводных Ботнического и Финского заливов до высокосоленых проливов в западной части Балтики и от приемлемою состояния воды в центральной части моря у его поверхности до време­нами заморного состояния (т.е. состояния отсутствия растворенного кислорода) в некоторых глубоководных впадинах.

В бассейне моря проживает около 120 млн. чел., преимущественно в южной и юго-восточной частях бассейна, из них 80 млн. чел. живут в прибрежной зоне. Вследствие экономической деятельности как на по­бережье, так и в бассейне увеличивается загрязнение воды моря. Непос­редственными причинами являются сбросы бытовых и промышленных стоков и рассеянного сельскохозяйственного загрязнения. Это приво­дит к эвтрофикации моря, снижению концентрации кислорода в воде, накоплению токсических веществ в пищевых цепях, снижению рыбных ресурсов и численности водоплавающей птицы и морских животных.

Состояние Балтики есть отражение сложной комбинации факторов, как природных, так и антропогенных.

Главные экологические проблемы Балтики

Во-первых, избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Поскольку водообмен Балтики не очень активен, то концентрация азота, фосфора и других отходов в воде становится очень сильной. Из-за биогенных элементов в море органические вещества не полностью перерабатываются, а из-за недостатка кислорода они начинают разлагаться, выделяя губительный для морских обитателей сероводород. На дне Готландской, Гданьской, Борнхольмской впадин уже существуют мертвые сероводородные зоны.

Вторая значимая проблема Балтики – загрязнение воды нефтью. С различными стоками в акваторию ежегодно попадают тысячи тонн нефти. Пленка нефти, которая покрывает поверхность водного зеркала, не пропускает кислород вглубь. Так же на поверхности воды накапливаются токсичные вещества, вредные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.

Летом прошлого года туристов, отдыхающих на пляжах Балтийского моря, начали пугать необычные насекомые. Внешне они напоминали ядовитых скорпионов и отличались чрезмерной агрессивностью. Энтомологи констатировали, что эти насекомые не известны природе. Это мутанты. Причина - невероятная загрязненность этого водоема. Сегодня Балтийское море является одним из самых загруженных водных путей - на его долю приходится более 15% мировых морских грузовых перевозок. Ежегодно на Балтике перевозится порядка 170 миллионов тонн нефтепродуктов. По прогнозам специалистов, к 2015 году этот объем вырастет еще на 40%.

Каждый день в море курсирует около 2000 судов. Контролировать экологическую безопасность Балтийского региона становится все труднее. Среди огромного количества танкеров, сухогрузов, паромов и пассажирских судов бывает невозможно найти виновников очередного разлива нефтяного пятна или сброса нечистот. Пролить в море полторы тонны нефти и остаться незамеченным - это почти штатная ситуация на Балтике.

В конце января этого года в Эккернфердской бухте села на мель немецкая подводная лодка. Чудом топливо не разлилось. А саму субмарину и ее экипаж удалось спасти.

В августе 2002 года в Балтийском море было обнаружено нефтяное пятно размером 320 тысяч кв. метров. Разлив такого размера содержит примерно полторы тонны нефтепродуктов. Источник загрязнения установлен не был...

Спустя год в районе национального парка Куршская коса было загрязнено более 30 километров моря. В ходе очистки береговой полосы было собрано более полутора тонн смеси нефти с песком, в которой содержалось 20% чистого мазута. Виновник происшествия снова не был найден.

Говорят, что снаряд дважды не падает в одну воронку, но национальному парку не повезло еще раз. В сентябре 2006 года на морском побережье Куршской косы обнаружили маслянистую вязкую жидкость светло-коричневого цвета, предположительно таловое масло, которое применяют при строительстве, эксплуатации и ремонте нефтяных и газовых скважин.

Летом того же года в 33 милях от мыса Таран были обнаружены крупные нефтяные пятна. Площадь загрязненной поверхности составляла более 2 тыс. кв. метров. Еще два пятна размером 4,4 и 7,5 тыс. кв. метров были обнаружены во владениях Швеции. В акватории Польши нефтяная пленка покрыла 6,2 тыс. кв. метров моря.

В июне прошлого года в акватории Канонерского судоремонтного завода Санкт-Петербурга был зафиксирован разлив нефтесодержащих смесей. Прошло более полугода, но администрация петербургского судоремонтного завода все еще выясняет причины и пытается установить виновника аварии.

Понятно, что хозяева полуторатонных нефтяных плевков на Балтийском море не всегда известны, но более масштабные аварии небезымянны. Китайский сухогруз Fu Shan Hai разлил в 2003 году 1200 тонн дизельного топлива, американский танкер Baltic Carrier в 2001 году - 2700 тонн нефти.

На морском нефтетерминале Бутинге, расположенном на территории Литвы рядом с Клайпедой, в январе прошлого года танкер Antarktica, который ходит под флагом Каймановых островов, пролил во время разгрузки около 400 кг нефти. Всего на литовском терминале в течение трех лет было обнаружено более четырех фактов несанкционированных утечек нефти. Специалистами были выявлены массовые нарушения эксплуатации терминала, и сегодня ситуация по-прежнему остается критической.

Однако первенство по разливам принадлежит не Литве, а Польше. Так, в декабре 2007 года в реке Висле произошли сразу две утечки нефти, превратив главную водную артерию Польши в нефтяную. Первый разлив случился 10 декабря в результате аварии на трубопроводе Полоцк - Нова Велька, который принадлежит государственному предприятию по эксплуатации нефтепроводов «Дружба» (PREN Przyjazn). Несмотря на то, что удалось собрать лишь 15% разлитого топлива, работа трубопровода была возобновлена через неделю. В результате 16 декабря произошла повторная утечка. На этот раз около 100 тонн дизельного топлива двигалось по Висле в сторону Балтийского моря. К счастью, опасность загрязнения удалось предотвратить, но, несмотря на заверения польских властей о том, что опасность миновала, следует отметить высокую вероятность оседания в холодной воде активно испаряющихся тяжелых фракций, присутствующих в нефтепродуктах. В будущем они могут подниматься время от времени, причиняя вред экосистеме.

По данным специалистов, участвовавших в исследованиях трансграничного поступления загрязняющих веществ из устья Вислы в Польше, содержание нефтепродуктов в районе Калининградского морского канала в пробах воды увеличивается в десятки раз. Несмотря на это, в настоящее время Польша ведет подготовительные работы по строительству судоходного канала через польскую часть Вислинской (Балтийской) косы для организации нового пути судоходства из порта Эльблонг в Балтийское море. По оценкам экспертов, в случае реализации польского проекта будет полностью нарушен природный водный баланс в этом регионе Балтийского моря.

Третья проблема акватории Балтийского моря - накопление тяжелых металлов. Ртуть, свинец, медь, цинк, кобальт, никель попадают в основном в воды Балтики с атмосферными осадками, остальная часть попадает при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тысяч тонн, свинца – 3 тысячи тонн, кадмия – около 50 тонн, а ртути – 33 тонн, на 21 тысячу кубических километров водного объема акватории.

Четвёртая проблема - Балтийское море сильно загрязнено в результате активной деятельности проживающих на его берегах людей. Главная экологическая проблема Балтики заключается в эвтрофикации - избыточном поступлении органических веществ, в первую очередь соединений азота и фосфора, способствующих размножению сине–зеленых водорослей, зарастанию залива, отмиранию глубинных слоев и разрушению экосистемы в целом, - подчеркнул Марис Звиедрис.

Азот и фосфор являются питательной средой для водорослей, способствуют зарастанию, заилению и "цветению" водоемов. Поскольку водообмен Балтики не очень активен, то концентрация азота и фосфора в воде становится очень сильной, при этом уменьшается количество кислорода и нарушается естественный баланс. Чем выше температура, тем выше процесс зарастания моря.

Проект станции очистки разрабатывался в советское время - в 1979 году, сама станция и очистные сооружения были построены в 1991 году. Одновременно со строительством очистных сооружений была принята Директива Европейского союза об очистке сточных вод, в которой определены требования по уменьшению параметров концентрации загрязнения азота и фосфора после очистки сточных вод. В те времена технология работы системы очистных не предусматривала отделения азота и фосфора в составе коммунально–бытовых и промышленных водоотходов. В 2001 году была проведена реконструкция, которая предусматривала обновление и улучшение нескольких технологических узлов в работе биологических очистных сооружений.

Проекты «Чистое балтийское море» Фонда Джона Нурминена направлены уменьшение эвтрофикации за счет повышения эффективности удаления фосфора на городских очистных сооружениях. Целью является достичь уровня содержания фосфора до 0,5 мг на литр в очищенных сточных водах, что является нормативом, рекомендованным Хельсинской комиссией по защите морской среды Балтики (Helcom). Задачей проектов является сокращение в общей сложности выбросов на 2500 тонн фосфора в регионе Балтийского моря.

В соответствии с программой действий, разработанной Helcom в отношении Балтийского моря ежегодная фосфорная нагрузка, которая в настоящее время попадает в Балтийское море в объеме 30 000 тонн, должна стать наполовину меньше для возвращения хорошего состояния моря. В достижении этой цели, то есть за уменьшение фосфорных выбросов до 15 000 тонн, доля Фонда Джона Нурминена составляет шестую часть.

Фосфор из сточных вод можно удалять как химическими, так и биологическими способами, или их комбинациями. Для уменьшения количества попадающего в Балтику фосфора важно также обратить внимание на обработку осадка на очистных сооружениях.

Первый проект «Чистое балтийское море» был запущен в Санкт-Петербурге на крупных очистных сооружениях в 2005 году. Целью его было уменьшить попадание ежегодной фосфорной нагрузки в Финский залив на 1000 тонн.

Проект был осуществлен в тесном сотрудничестве с водоснабжающей организацией Санкт-Петербурга, с «Водоканалом»

На петербургских крупнейших центральных водоочистных сооружениях решение о первой очереди повышении эффективности удаления фосфора было принято осенью 2007 года, а решение о второй очереди – в 2009 году. Удаление фосфора было запущено на целевом уровне, 0,5 мг на литр очищенных сточных вод, к концу 2010 года такое удалении будет организовано также и на других крупных очистных сооружениях – Северных и Юго-Западных.

В 2009 проекты были запущены и в других районах бассейна Балтийского моря. Кроме Санкт-Петербурга запущены проекты в Гатчине (Россия) и в Риге (Латвия). Повышение эффективности удаления фосфора в рамках финансируемого EС совместного проекта PURE происходит на очистных сооружениях Риги, Юрмалы (Латвия), Бреста (Белоруссия), Гданьска и Щецина (Польша), а также в Кохтла-Ярве (Эстония).

Балтийское море благодаря географическому положению всегда находилось на перекрестке исторических событий. На дне Балтики находится не одно кладбище кораблей. Многие затонувшие суда имеют опасные грузы. Контейнеры, в которых находятся грузы, со временем разрушаются.

Десятилетиями в Балтике практиковалось затопление и захоронение устаревших бомб, снарядов, химических боеприпасов. После окончания Второй мировой войны по совместному решению стран антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритания и США) и в соответствии с решением Потсдамской конференции 1951 года в различных районах Балтики, а также в проливах, соединяющих Балтийское море с Северным морем, было затоплено свыше 300 тысяч тонн немецкого химического оружия и боеприпасов.

Больше полувека боеприпасы лежат на дне Балтики, создавая потенциальную смертельную угрозу. Металл в морской воде разъедает ржавчина, и отравляющие вещества в любое время могут попасть в воду.

Радиационный фон Балтийского моря

Если сравнивать Балтийское море с другими морями и океанами, то Балтика - несомненный чемпион по самому высокому содержанию искусственных радиоактивных веществ.

Морю явно не повезло, считают в санкт-петербургском научном институте «АтлантНИРО». Атомные электростанции, которыми напичкано побережье, перерабатывающие заводы систематически сбрасывают в воду радиоактивные вещества. Если к этому добавить выпадения от испытания ядерного оружия, последствия Чернобыльской катастрофы, то нетрудно представить, что море постепенно может умереть и превратиться в громадную грязную лужу, на берегах которой никому не придет в голову жить.

Стратегия регулирования состояния Балтийского моря заключает­ся в развитии сотрудничества между всеми странами бассейна моря. Первое соглашение о сотрудничестве было принято в 1974 г. в Хельсин­ки. Была создана Комиссия по защите морской среды Балтийского моря, разрабатывающая и координирующая осуществление совместных про­грамм. Центральной задачей текущей экологической программы явля­ется сокращение нагрузки от точечных источников загрязнения. На 1996 г. идентифицированы 132 «горячих точки» особенно значитель­ных источнике» загрязнения в пределах бассейна и ведется работа по сокращению сбросов из них. Есть основания полагать, что состояние моря может быть сохранено и даже улучшено, но это требует дальней­ших согласованных усилий всех стран бассейна.

Американские и шведские ученые установили, что 405 регионов моря на Земле испытывают такую сильную нехватку кислорода, что там могут исчезнуть признаки жизни. Из 10 самых больших вымерших районов 7 находятся в Балтийском море. Площадь мертвых зон на Балтике составляет в общей сложности 40 000 кв. км, что примерно равно территории Эстонии.

Балтийское море является хрупкой и закрытой экосистемой в силу своей географии и гидрографии. Это внутреннее море, состав воды которого обновляется только каждые 30 лет. Однако, несмотря на это, многочисленные экологические проблемы намеренно замалчиваются властями стран региона, так как оглашение реального уровня его загрязнения может препятствовать развитию туристической отрасли и реализации балтийской рыбы на внешних рынках, а осуществление новых энергетических проектов никак не сможет ухудшить экологическую ситуацию в море. Хуже уже некуда... При подготовке статьи использовалась информация из открытых источников.



Всякий водоем или водный источник связан с окружающей его внешней средой. На него оказывают влияние условия формирования поверхностного или подземного водного стока, разнообразные природные явления, индустрия, промышленное и коммунальное строительство, транспорт, хозяйственная и бытовая деятельность человека. В водную среду вносятся несвойственные ей вещества – загрязнители, ухудшающие качество воды.

К естественным источникам загрязнения относят сильноминерализованные подземные воды или морские воды, которые могут внедряться в незагрязненные пресные воды суши при эксплуатации водозаборных сооружений и при сильных морских приливах.

Основными источниками загрязнения являются промышленные и коммунальные канализационные стоки, смыв с полей части почвы, содержащей различные агрохимикаты, дренажные воды систем орошения, стоки животноводческих ферм, кислотные дожди.

Среди загрязнителей воды наибольшую опасность представляют фенолы, нефть и нефтепродукты, соли тяжелых металлов, радионуклиды, пестициды и другие органические яды, биогенная органика, насыщенная бактериями, минеральные удобрения и др. Общая масса основных антропогенных загрязнителей гидросферы достигла 15…18 млрд т в год.

Строительство на реках гидроэлектростанций, водохранилищ нередко влечет за собой негативные экологические последствия. Например, затопление земель, подтопление берегов, заболачивание, снижение скорости течения реки, замедление водного обмена, развитие сине-зеленых водорослей, сокращение численности косяков ценных промысловых пород рыб и т.д.

В сточных водах гидролизной промышленности присутствуют спиртовые примеси, последрожжевая бражка, сивушные и скипидарные фракции, различные кислоты.

Загрязняет и засоряет реки молевой сплав леса. Засорение рек усиливает сброс в них отходов лесозаводов (коры, опилок, некондиционных обрезков древесины), которые скапливаются в больших количествах в заводях и протоках. Экстрагированные из древесины вещества разлагаются в воде, поглощая кислород, вызывая гибель рыб.

Биологическое загрязнение вод может стать причиной эпидемий холеры, брюшного тифа, паратифа, гепатита. В большом количестве предприятия циллюлозно-бумажной промышленности сбрасывают в воду целлюлозное волокно, углеводы, смолы, жиры и т.п. При участии аэробных микроорганизмов все эти вещества легко окисляются в водной среде, нарушая ее экологическое равновесие.

Кроме прямых сбросов сточных вод, значительные загрязнения попадают в водоемы вместе с атмосферными осадками.

Основными неорганическими (минеральными) загрязнителями пресных и морских вод являются разнообразные химические соединения, токсичные для обитателей водной среды. Это - соединения мышьяка, свинца, кадмия, ртути, хрома, меди, фтора, канцерогенные углеводороды. Большинство из них попадает в воду в результате человеческой деятельности. Тяжелые металлы поглощаются фитопланктоном, а затем передаются по пищевой цепи более высокоорганизованным организмам.



К опасным загрязнителям водной среды также можно отнести неорганические кислоты и основания, обусловливающие широкий диапазон рН промышленных стоков – от 5 до 11. Отходы, содержащие тяжелые металлы, обычно скапливаются в донных отложениях водоемов. Печальную известность приобрела болезнь Минамата, которую обнаружили японские ученые у людей, употребляющих в пищу рыбу, выловленную в заливе Минамата, куда бесконтрольно сбрасывали промышленные стоки с техногенной ртутью.

Балтийское море представляет собой глубоко вдающуюся в материк акваторию, относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном только узкими проливами. Водообмен с Мировым океаном, осуществляемый лишь через узкие и мелкие проливы Скагеррак и Каттегат (ведущие в Северное море), замедлен: полное обновление воды может произойти в среднем за 30…50 лет. Эта полузамкнутость Балтийского моря обусловливает его чрезвычайную чувствительность к антропогенному воздействию. Оно служит приемным бассейном более чем 200 рек. Около половины общей площади бассейна Балтийского моря дренируют крупнейшие реки Европы – Нева, Висла, Западная Двина (Даугава), Неман (Нямунас), и именно в них попадает большая часть загрязняющих веществ, образующихся в результате антропогенной деятельности на территории. Поступление загрязнений, несмотря на постоянно действующие природоохранные меры, до сих пор превышает природную способность акватории к самоочищению.

Экологическая проблема номер один сегодняшней Балтики – избыточное поступление в акваторию азота и фосфора с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Из-за этих веществ море становится «переудобренным», органические вещества не полностью перерабатываются и при дефиците кислорода начинают разлагаться, выделяя сероводород, губительный для всех морских обитателей. Мертвые сероводородные зоны уже занимают дно крупнейших впадин Балтийского моря – Борнхольмской, Готландской и Гданьской.

Вторая по значимости проблема Балтики – накопление тяжелых металлов (ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля). Около половины общей массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть – при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тыс. т, свинца – 3 тыс. т, кадмия – около 50 т, а ртути – не менее 30 т. На 21 тыс. км 3 водного объема акватории казалось бы не много, однако эти металлы даже в ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских организмов.

Третья из наиболее острых проблем Балтики – загрязнение нефтью и нефтепродуктами. Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время самых экологически уязвимых районах моря.

Международная организация «Коалиция чистая Балтика», объединяющая экологов 10 стран Балтики, обращает внимание на опасную ситуацию в связи с введением в эксплуатацию нефтеналивного порта Приморск.




Top