Экскурсии для школьников по истории. "экскурсия для школьников в государственный исторический музей"


Государственный исторический музей является крупнейшим музеем России, наиболее полно отражая историю нашего государства. Тематика экспонатов музея невероятно разнообразна. В 21 зале исторического музея можно проследить историю территории российского государства, начиная со времён каменного века и кончая современностью.

Тематика экскурсий для школьников:

  • Древние охотники и рыболовы (2 класс)
  • Путешествие в древнюю Москву XVI - XVII вв. (2 класс)
  • Дом, в котором живут старинные вещи (3-5 классы)
  • Как жили люди в глубокой древности (3-6 классы)
  • Приглашение в Древнюю Русь IX - XII вв. (3-5 классы)
  • Борьба Руси с иноземным игом в XII - XV вв. (3-5 классы)
  • В гостях у древних москвичей (3-5 классы)
  • В начале славных дел: Пётр I и его время (3-5 классы)
  • Как Кутузов бил французов (Отечественная война 1812 года) (3-6 классы)
  • Виват, император! Виват, императрица! (Российские императоры XVIII в.) (5-6 классы)
  • Древнерусское государство IX - XII вв. (6-11 класс)
  • Культура Древней Руси (6-7 класс)
  • Русь времени образования единого Российского государства XII - XV вв. (6 класс)
  • Московское царство в XVI веке (правление царя Ивана Грозного) (6 класс)
  • Наша родина в древности (от каменного века до средневековья) (7-11 класс)
  • Московское царство в XVII веке (правление первых Романовых) (7 класс)
  • Россия в I половине XVIII века: Петр I и его преемники (7 класс)
  • Россия во II половине XVIII века: Екатерина Великая и Павел I (7 класс)
  • Памятники Смутного времени в Историческом музее (6-7 классы)
  • Памятники Средневековой России IX - XVII вв. (8-11 классы)
  • Российское государство в XVI - XVII вв. (8-11 классы)
  • Реликвии XVIII века: от Петра до Павла (8-11 классы)
  • Памятники и реликвии российской истории XVIII - XIX вв. (8-11 классы)
  • Отечественная война 1812 года в памятниках и реликвиях (8-11 классы)
  • Россия в XIX веке: Вещи, события, люди (8-11 классы)

15 школьников + 1 сопровождающий 650 рублей 1 300 рублей

20 школьников + 2 сопровождающих 850 рублей 1 450 рублей

25 школьников + 2 сопровождающих 750 рублей 1 250 рублей

30 школьников + 2 сопровождающих 650 рублей 1 050 рублей

В Историческом музее проводят следующие театрализованные экскурсии для школьников:

Именины в Историческом музее (для детей с 7 до 11 лет)

Дети поиграют в старинные русские игры и забавы, узнают, что означают их имена, как праздновали именины на Руси, кто такие крестные родители. Во время праздника юных гостей будут сопровождать "царь", "царевна" и "бояре", которые познакомят с укладом жизни в боярском доме, с традициями празднования именин в царской семье, пригласят на угощение к царскому столу.

Стоимость на группу: Без нашего транспорта С нашим автобусом

не более 20 человек 22 000 рублей -

Ожившие предания русской старины (для школьников 3-11 классов)

Во время экскурсии можно познакомиться с бытом славян и древними языческими обрядами, встретиться с "купцами" на Торге в Великом Новгороде. Ученый "монах" расскажет о создании первых рукописных книг и научит вас старинному письму. Славный "князь" поведает о битвах с врагами и воинских победах. Талантливые "мастера" продемонстрируют изделия резчиков по дереву, иконописцев, вышивальщиц, оружейников, а "гусельник" сыграет на своем инструменте и споет.

Стоимость на группу: Без нашего транспорта С нашим автобусом

не более 20 человек 22 000 рублей -

не более 25 человек 26 000 рублей -

Один день немецкого лекаря Ивана Страусова, или "Диковины" древней Московии глазами иностранцев (для школьников 6-11 классов)

Исторический музей предлагает новую театрализованную экскурсию, во время которой вы "перенесетесь" в Москву второй половины XVII века, и увидите древнюю столицу глазами иностранцев. Подлинные памятники из собрания музея, а также воссозданные старинные костюмы и вещи, раскроют перед вами малоизвестные страницы из истории первого русского театра, царской охоты, расскажут о быте горожан, обычаях и пристрастиях наших предков. Вы услышите живое исполнение старинных народных песен, и сфотографируйтесь с понравившимися вам персонажами.

Стоимость на группу: Без нашего транспорта С нашим автобусом

не более 20 человек 22 000 рублей -

не более 25 человек 26 000 рублей -

Как царь Пётр о России слово держал (для школьников 8-11 классов)

Посетителей этой экскурсии ждет встреча с молодым государем "Петром I" и его сподвижниками. Участники смогут вместе с ними поразмышлять о судьбе России на пороге Нового времени, узнать редкие факты о "начале славных дел" царя, познакомиться с уникальными памятниками отечественной истории.

Стоимость на группу: Без нашего транспорта С нашим автобусом

не более 20 человек 19 000 рублей -

не более 25 человек 22 000 рублей -

Праздник Пасхи в Историческом музее (для школьников 2-11 классов)

Крестьянин и крестьянка, боярин и боярыня, царь и царица расскажут о средневековой Руси, о традициях подготовки и встречи праздника Пасхи. Вы поучаствуйте в играх и услышите народные песни, исполнявшиеся во время пасхальной недели. Уникальная архитектура залов музея познакомят вас с храмовым зодчеством Древней Руси и Московского царства, а подлинные памятники позволят вам перенестись в XVII столетие.

Стоимость на группу: Без нашего транспорта С нашим автобусом

не более 20 человек 19 000 рублей -

не более 25 человек 22 000 рублей -

Царь Батюшка (для детей с 6 до 11 лет)

Театрализованная экскурсия "Царь-Батюшка" создана для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Главный герой нашей интерактивной экскурсии Коробейник отправится с ребятами в увлекательное путешествие в прошлое. Ведущие экскурсоводы в доступной стихотворной форме расскажут необыкновенную сказочную историю о Царе-батюшке, мудром и справедливом правителе большой и могущественной державы.

Стоимость на группу: Без нашего транспорта С нашим автобусом

не более 20 человек 19 000 рублей -

не более 25 человек 22 000 рублей -

История и мифы далекого прошлого (для младшего школьного возраста)

На экскурсии ребята познакомятся с древними мифами и легендами, в основе которых лежат фантастические события и явления, но которые в реальности были пережиты человечеством за свою многотысячелетнюю историю. Юные посетители увидят хранящиеся в музее древние вещественные памятники, которые являются источниками научных знаний. А сцены из древних сказаний, разыгранные при участии кукольных персонажей, помогут им лучше понять и проникнуть в мир мифологии.

Стоимость на группу: Без нашего транспорта С нашим автобусом

не более 10 человек 10 800 рублей -

не более 15 человек 11 800 рублей -

не более 20 человек 12 800 рублей -

Чему и как учили на Руси (для младшего и среднего школьного возраста)

Как создавалась славянская азбука и развивалась письменность; когда появились церковно-славянские школы, каковы были особенности мужского и женского образования? Ответы на эти вопросы можно найти на нашем музейном занятии. Побывав на "уроке" в старинной школе, вы познакомитесь с системой обучения и воспитания боярских и царских детей. Вас ждут загадки и головоломки, задания учителя царских детей.

Стоимость на группу: Без нашего транспорта С нашим автобусом

Уроки-экскурсии

Возрастает интерес к историческому прошлому нашего города. Для более глубокого ознакомления с достопримечательностями столицы мною разработана программа проведения уроков-экскурсий по Москве. Главная цель - воспитать у учащихся любовь к своему городу. Программа построена по тематическому принципу. Тематические разделы: «Московский Кремль», «Китай – город», «Белый город», «Земляной город»-предлагают более детально изучить историю и историю города в пределах Садового кольца, т.к. именно здесь максимально сохранились историко-культурные памятники.

По каждому разделу проводятся следующие экскурсии: Московский Кремль - «Обзорная экскурсия по территории Кремля», «Археологические находки в Кремле», Стены и башни Кремля»; «Китай-город- «Никольская улица», «Варварка»; «Белый город- «Занеглименье»; «земляной город- «Четыре века Поварской слободы».

Предлагается проведение не только экскурсий, но и выполнение творческих заданий (школьных рефератов, небольших сообщений по выбранной теме, оформление своих рассказов в альбоме, презентации). Проводятся уроки-семинары, зачётные занятия, выставки творческих работ, конкурс знатоков. Ребята собирают репродукции работ, фотографии, пословицы, поговорки о Москве. Используются элементы игры в виде викторины на уроках в занимательной форме для закрепления материала и проверки знаний после проведения экскурсии. Отдельные формы такого творческого взаимодействия учителя и ученика приводятся в качестве примера.

Тема «Московский Кремль»

Цели: показать учащимся Кремль как памятник истории, национального зодчества и культуры, как центр государственной и политической жизни нашей страны. Проследить шаг за шагом, как постепенно один из небольших городов домонгольской Руси стал столицей России. Обратить внимание на живописность и гармоничность архитектурного ансамбля.

Методика: предварительно на уроках, посвящённых истории Москвы, изучить историю появления Москвы как города, превращение её в центр государства, используя раздаточный материал (открытки с изображением кремлёвских памятников, фотоальбомы, художественные календари). Провести работу над терминами древнерусского зодчества: портал, аркатурный пояс, пилястры, закомары, барабан, шлемовидный купол, апсиды. Изучить различные стили российской архитектуры более позднего периода: псевдовизантийский, классицизм.

Даются задания учащимся: написать рефераты на темы: «Происхождение названия Москвы: легенды и научные гипотезы»; «Легенды об основании Москвы: переплетение правды и вымысла»; «Памятники московской древности»; «Московский некрополь и другие».

Предлагается также составить кроссворд по данной теме, подготовить стенгазету.

План проведения экскурсии.

1. История постройки Московского Кремля.

2. Легенды об основании Москвы.

3. Версии происхождения названия столицы.

4. Этапы формирования территории Кремля.

5. Особая роль государя всея Руси Ивана III в создании красивейшего архитектурного ансамбля мира.

6. Кремль - совместное творение итальянских и русских мастеров, синтез древнерусской традиции и передовой строительной техники.

7. История создания Соборной площади. Наиболее древние постройки Кремля: Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы; Церковь Ризоположения, Верхоспасский собор, Грановитая палата, Патриаршие палаты и собор Двенадцати Апостолов.

8. Роль Ивановской площади в жизни москвичей.

9. Памятники архитектуры классицизма: Арсенал, Сенат.

10. Колокольных и пушечных дел мастера. Царь-пушка и Царь-колокол.

11. Памятники псевдовизантийского стиля: Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата.

12. Гражданские сооружения на территории Кремля в советское время: Школа красных командиров, Верховный Совет СССР, Кремлёвский дворец съездов.

13. Кремль-центр общественно-политической жизни нашей страны.

При проведении экскурсии отмечается особое, значительное место каждого из памятников Московского Кремля в истории русского зодчества, искусства и культуры. Отмечаются их архитектурные особенности.

Вывод : Московский Кремль представляет собой крупнейший музей мира, где

Бережно сохраняются национальные сокровища, памятники архитектуры и

искусства разных столетий. Веками складывался редкий по красоте и своеобразию

архитектурный ансамбль Московского некрополя.

Урок-викторина

Тема: «Московский Кремль»

Цели : проверить уровень знаний учащихся, полученных во время экскурсии;

развивать интерес к историческому прошлому Москвы.

Оборудование: иллюстрации с изображениями памятников архитектуры Кремля,

выставка рефератов, книг о Кремле, стенгазета «Московский некрополь», схема роста

Кремля, карта.

Литература

Кодратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.

Московский Кремль: Путеводитель. М., Московский рабочий, 1990.

Московский Кремль: Путеводитель. Л., Аврора, 1987.

Двойнов В. Знаете ли вы? М.: Московский рабочий, 1973.

Зимин А.А. Россия на рубеже 15-16 столетий. М.1982.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Целевая установка. Вступительное слово учителя.

3. Проведение викторины.

Вопросы к викторине .

1. 1.Какое славянское племя жило на территории Москвы до возникновения города? (Племя вятичей)

2. На каком из легендарных холмов расположен Кремль? (Боровицкий.)

3. Под каким годом встречается первое письменное упоминание о Москве? (1147)

4. Где на территории Москвы находятся старейшие городские поселения? (в районе Кремля и Зарядья)

5. Что обозначает слово «кремль»? (Крепость, кремень)

6. Почему в старину Москву называли белокаменной? (В древней Москве для строительства использовался подмосковный белый камень. Самые большие разработки находились в селе Мячкове)

7. Какую из древнейших гражданских построек в Москве вы знаете? (Грановитая палата)

8. Какая площадь Москвы самая древняя? (Соборная площадь в Кремле)

9. Когда первые каменные сооружения были построены в Москве? (В Кремле в первой половине 14 века)

10. Когда и кем были построены кремлёвские соборы - Успенский, Благовещенский и Архангельский? (Успенский собор в 1475-1479 г. г. - Аристотель Фиораванти; Благовещенский-1484-1489 г. г.- псковские мастера; Архангельский-1505-1508 г. г.-Алевиз Фрязин Новый)

11. Когда внутренняя московская крепость впервые была названа Кремлём? (Первая половина 14 века в исторических документах)

12. Где расположен первый каменный жилой дом в Москве? (Находился у Кремля, близ Спасской башни и принадлежит купцу Тарокану. Построен в 1470 году.)

13. Какой древний собор Кремля является усыпальницей Московских митрополитов? (Успенский.)

14. В чём отличительные особенности с точки зрения архитектуры Успенского собора и Архангельского? (На фасадах Архангельского собора мы видим закомары в виде больших рельефных раковин, украшенных готическими фиалами. Непривычны для русского храма и круглые окна-медальоны.)

15. Откуда получила своё название Грановитая палата? (Главный фасад палаты облицован четырёхгранным белым известняком, отсюда и название.)

16. Какое сооружение было в 17 веке самым высоким в Москве? (Колокольня Ивана Великого в Кремле-81 метр.)

17. Назовите имя известного русского мастера, отлившего Царь – пушку, стоящую на территории Кремля? В каком столетии она была отлита? (1586 год-на Московском пушечном дворе мастером Андреем Чоховым.)

18. Откуда пошло выражение: «Кричать на всю Ивановскую?» (На Ивановской площади в Кремле в 17 веке располагались правительственные учреждения -приказы. На площади было всегда многолюдно и шумно. Подъячие громко оглашали различные постановления властей так, чтобы их было слышно по всей площади. Отсюда и пошло выражение.)

19. Почему одно из зданий, расположенных в Кремле, называется Потешным дворцом? (В 17 веке в нём устраивались «комедийные или потешные действия»-спектакли для царя и его приближённых.)

20. Что за пушки стоят вдоль фасада здания Арсенала в Кремле? (Стоит 800 трофейных пушек, взятых у французских войск во время Отечественной войны 1812 года.)

21. Когда и кем был построен Большой Кремлёвский дворец? (В 1838-1849г. г. архитектором К.Тоном.)

22. Звонил ли когда Царь-колокол? (Нет.)

23. Назовите имена знаменитых зодчих, работавших в Кремле до 18 века.(Аристотель Фиораванти, Алевиз Фрязин Новый-15 век; Б. Огурцов, Л. Константинов, Т.Шарутин, Л. Ушаков-17 век.)

24. На каких иконах 16-17 в.в. появились первые изображения Московского Кремля? (На иконах древних мастеров в 16-17 в.в. На иконе «Митрополит Алексей у Московского Кремля» и на иконе Симона Ушакова «Древо Московского государства».)

Подведение итогов викторины (итог подводят учащиеся под руководством учителя.). Оценка знаний учащихся. Задание на дом.

Экскурсия №2

Цели : показать ребятам, какой неприступной островной крепостью, оснащённой

островной крепостью, оснащённой передовой военной техникой того времени,

был Кремль.

Литература

История Москвы: Хрестоматия: в 4 т. Т. 2. М.; 1996.

Кондратьев Б.Н. Седая старина Москвы. М., 1996.

Фёдоров Б.Н. Московский Кремль.Л.: Художник РСФСР, 1975.

Забелин И.Е. История города Москвы, ч.1. М., 1990.

Москва: Энциклопедия. М., 1981.

Двойнов В.Д. Знаете ли вы? М.: Московский рабочий, 1973.

Задание (предварительно): найти репродукции картин, фотографии с

изображением Кремлёвской стены и башен. Прочитать книги, стихи о

московском некрополе.

Записать три самых трудных и интересных вопроса о башнях Кремля.

План проведения экскурсии.

1.Влияние географического положения и природных условий на историю Москвы.

2.Небольшая крепость на Боровицком холме в 12 веке.

3.Москва-столица удельного московского княжества.

4.Политическое возвышение Москвы в 14 веке и территориальные изменения

5.Роль Ивана Калиты в возведении новой крепости.

6.Рост белокаменного Кремля при Дмитрии Донском.

7.Величие Москвы при государе Всея Руси Иване III. Москва- «Третий Рим».

8.Пребывание в Москве итальянских зодчих.

9. Возведение ансамбля Кремля.

10.Соответствие военно-инженерного искусства Московского Кремля всем

Требованиям мировой оборонительной технике того времени.

11.Усовершенствование кремлёвских укреплений в 16 веке.

12.Подземные сооружения в Кремле.

Вывод: Кремль-это одна из самых мощных на Земле крепостей.

Для закрепления материала подготовить доклады об истории одной из башен

Кремля, а также на темы: «Белокаменная Москва», «Тайны московских

подземелий», «Библиотека Ивана Грозного».

Урок. Тема: «Китай-город»

Цели : ознакомить школьников с одним из старейших исторических районов-

Китай-городом, история которого тянется около девяти веков.

Оборудование: иллюстрации, изображающие памятники архитектуры, скульптуры

Китай-города; открытки московских издательских фирм, работавших в конце

Китай - городе.

Литература

Памятники архитектуры Москвы: Кремль, Китай-город. Центральные

Площади. М., 1982.

История Москвы: хрестоматия. Т. 1. М., 1995.

История Москвы. М., 1974.

Рогачёв А.В. Окраина старой Москвы. М., 1993.

Ход урока

1.Оргмомент.

2. Целевая установка.

3.Объяснение учителя.

2. 1.Роль Великого посада в жизни Москвы.

Основа планировки древнейшего исторического района-три «луча», идущих от Красной площади: Никольская, Ильинка, Варварка.

3.Особенности исторического развития улиц Китай-города.

Никольская улица - одна из главных торговых улиц города. Улица просвещения.

Варварка-музей под открытым небом.

Ильинка-центр московского «сити».

4.Уникальность архитектурного ансамбля Красной площади.

5.Судьба китай городской стены.

6.Версии появления названия «Китай-город».

7.Китай-город в 19 веке.

8.Судьба китайгородской стены в советское время.

9.Проблемы и перспективы в советское время.

Вопросы для закрепления

1. Какую роль играл Великий посад в жизни города?

2. В какой части Китай-города расположились торговые ряды?

3. О чём свидетельствуют археологические находки в Зарядье?

4. Чем замечателен Китай – город в истории городской застройки?

5. Какие мемориальные сооружения находятся на Красной площади?

6. Что такое китайгородская стена?

7. Какие памятники Китай-города напоминают о важнейших событиях в развитии образования?

8. Какие церкви и монастыри расположены в Китай-городе?

Вывод : несмотря на разрушение стены, Китай-город остаётся особой, изолированной территорией Москвы, где расположены объекты общегородского значения.

Экскурсия №3

Тема: «Варварская улица»

Цели: расширить знания учащихся об истории Китай-города, изучая

достопримечательности на Варварской улице.

Литература

Тихомиров М.Н. Русская культура 10-18 в. в. М., 1968.

Краткий путеводитель «По Москве». М.: Московский рабочий, 1958.

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М. , 1996.

Памятники архитектуры Москвы. М., 1982.

Козленко С.И. Вопросы и ответы. М. 1997.

План проведения экскурсии

1. Зарядье-древнейший район Китай-города.

2. Средние торговые ряды-один из крупных городских торговых центров.

3. Церковь Варвары Великомученицы -одна из лучших храмов в Китай-городе.

4. Гостиный двор -великолепный образец классицизма.

5. Роль купечества в жизни города.

6. Старый Английский двор - один из значительных памятников гражданской архитектуры 16 века.

7. Знаменский монастырь - один из известнейших московских монастырей.

8. Музей «Дом бояр Романовых»- один из редких памятников во всей России, образец боярского быта.

9. Варварская площадь.

10. Варварка - музей под открытым небом.

Вывод : Варварка по сравнению с другими улицами Китай-города была менее

оживлённой. Торговля здесь в основном велась оптовая в лавках Гостиного

двора. Среди застройки улицы преобладали церковные и монастырские

владения.

Экскурсия № 4

Тема: «Никольская улица»

Цели: расширить знания учащихся об истории Китай-города, развивать интерес к

историческому прошлому Москвы.

Литература

Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.

Кудряшов К.В., Яновский А.М. Москва в далёком прошлом: Очерки городской

жизни, быта и нравов Москвы 16-17 веков. М., 1962.

Латышева Г.П., Рабинович М.Г. Москва и московский край в прошлом. М., 1973.

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.

Предварительно учащимся выдаются карточки с вопросами семинара по данной теме

(карточки распечатаны для каждого ученика и выданы заранее).

План проведения экскурсии

1. Версии появления названия Никольской улицы.

2. Улица Никольская- одна из главных торговых улиц города.

3. Улица Просвещения.

А) Появление Печатного двора.

Б) Иван Фёдоров- основатель книгопечатного дела в России.

В) Славяно-греко-латинская академия- первое русское высшее

заведение. Роль братьев Лихудов в развитии просвещения

Г) Открытие первого российского университета.

4. Монастыри и церкви на Никольской улице.

Вывод : с Никольской улицей связаны важные события культурной жизни

Москвы. В то время она была одной из главных торговых улиц

Экскурсия № 5.

Цели: расширить знания учащихся об истории Москвы; развивать

интерес к историческому прошлому города.

Литература

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.

Зеленков Б.С. Памятные места Москвы: Страницы жизни деятелей науки и

культуры. М., 1959.

Снегирёв В.Л. Московские слободы. М., 1956.

Сытин П.В. Из истории московских улиц. М., 1952.

Методика : предварительно ведётся работа над такими понятиями, как

классицизм, неоклассицизм, эклектика, модерн. Ознакомить учащихся

с биографией таких выдающихся архитекторов как Д. Жилярди,

Л. Кекушев, Р. Клейн.

План проведения экскурсии

1. Заселение территории Белого города.

2. Белый город - боярский и дворянский район Москвы 16-18 веков.

3. Московские бульвары.

4. Памятные места Никитского бульвара, связанные с русским писателем

Н.В. Гоголем (памятник Н.В. Гоголю работы скульптора Н.Андреева).

5. История появления Земляного города.

6. Дворцовые «кормовые» слободы: Хлебная, Скатерная, Ножевая.

7. Слобода царских поваров.

8. Церковь Симеона Столпника на Поварской- памятник архитектуры конца 17 века.

9. Доходные дома - пример помпезной застройки улицы.

10. Постройки Музыкально-педагогического института им. Гнесиных.

11. История 200-летнего вяза.

12. Особняк князя С.С. Гагарина (Литературный музей им. М. Горького).

13. Литературный уголок- дом князя А.Н. Долгорукова («Дом Ростовых»).

Памятник Л.Н. Толстому.

14. Театр киноактёра (бывший дом политкаторжан).

Вывод: в 14-17 веках началось заселение Земляного города ремесленниками и торговцами; во второй половине 18 века началось их вытеснение дворянами. А в 19 веке происходит переход дворянских владений в купеческие руки.

Экскурсия № 6

Тема: «Занеглименье»

Цель :познакомить Учащихся с архитектурно- планировочной средой Белого

Литература

Памятники архитектуры Москвы: В 8 т. Издаётся с 1986 года. Китай- город.

Кремль. Белый город. Земляной город.

Иконников А.В. Каменная летопись Москвы. М., 1978.

Курлат Ф.Л. Москва от центра до окраин. М., 1989.

План проведения экскурсии.

1. Волхонка. Голицынский музей - один из первых музеев Москвы

общественного пользования. Драматическая судьба храма Христа Спасителя.

Музей изящных искусств- уникальное сооружение архитектора Р.И. Клейна.

2. Малый Знаменский переулок. Усадьба Лопухиных. Церковь Антипия, что на Колымажном дворе, конца 16 века.

3. Улица Знаменка. Дом Пашкова- Российская государственная библиотека.

4. Староваганьковский переулок. Аптекарский приказ 17 века. Дом В.А. Серова.

5. Романов переулок. Шереметевский дворец конца 18 века. Церковь

Иконы Божией Матери «Знамение».

6. Брюсов переулок. Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке –

приходская церковь музыкально- артистической интеллигенции.

7. Вознесенский переулок. Англиканская церковь св. Андрея.

8. Леонтьевский переулок. Дом теоретика и преобразователя театрального дела К.С.

Станиславского. Дом - музей народного искусства.

9. Улица Б. Никитская. Церковь Вознесения 16 века. Московская консерватория им. П.И. Чайковского.

10. Никитские ворота. Дом Н.П. Огарёва (кинотеатр повторного фильма).

Вывод : Волхонка - один из центров духовной жизни Москвы. Воздвиженка- улица царских родственников и приближённых. Б. Никитская улица - улица знати 18 века.

Вопросы для закрепления

1. Что вы можете рассказать о храме Христа Спасителя?

2. Имена каких деятелей культуры, меценатов, коллекционеров связаны с созданием Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и формированием его коллекций? (И.В. Цветаев, Р.И. Клейн, Ю.С. Нечаев -

Мальцев, В.А. Алексеева).

3. Вспомните, как выглядели дворянские усадьбы эпохи классицизма. Чем

Отличается от них усадьба Пашкова? (Парадные ворота усадьбы выходят в переулок, куда и обращён фасад главного дома. На улицу выходит задняя

садовая часть усадьбы).

4. Что вы знаете о назначении Аптекарского приказа? (Аптекарский приказ

ведал в государстве медицинским и аптечным делом.)

5. Что означает слово «Ваганьково»? (В 15-16 веках здесь жили скоморохи и псари, которые «ваганили»- потешали царя и бояр.)

6. К какому архитектурному стилю можно отнести церковь иконы Божией Матери

«Знамение» на Шереметевом дворе? («Московское» или «нарышкинское» барокко.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Абубакирова Налья Шакировна.

Воспитать любовь к своему родному городу.

Уроки-экскурсии

Возрастает интерес к историческому прошлому нашего города. Для более глубокого ознакомления с достопримечательностями столицы мною разработана программа проведения уроков-экскурсий по Москве. Главная цель - воспитать у учащихся любовь к своему городу. Программа построена по тематическому принципу. Тематические разделы: «Московский Кремль», «Китай – город», «Белый город», «Земляной город»-предлагают более детально изучить историю и историю города в пределах Садового кольца, т.к. именно здесь максимально сохранились историко-культурные памятники.

По каждому разделу проводятся следующие экскурсии: Московский Кремль - «Обзорная экскурсия по территории Кремля», «Археологические находки в Кремле», Стены и башни Кремля»; «Китай-город- «Никольская улица», «Варварка»; «Белый город- «Занеглименье»; «земляной город- «Четыре века Поварской слободы».

Предлагается проведение не только экскурсий, но и выполнение творческих заданий (школьных рефератов, небольших сообщений по выбранной теме, оформление своих рассказов в альбоме, презентации). Проводятся уроки-семинары, зачётные занятия, выставки творческих работ, конкурс знатоков. Ребята собирают репродукции работ, фотографии, пословицы, поговорки о Москве. Используются элементы игры в виде викторины на уроках в занимательной форме для закрепления материала и проверки знаний после проведения экскурсии. Отдельные формы такого творческого взаимодействия учителя и ученика приводятся в качестве примера.

Обзорная экскурсия по территории Кремля №1.

Тема «Московский Кремль»

Цели: показать учащимся Кремль как памятник истории, национального зодчества и культуры, как центр государственной и политической жизни нашей страны. Проследить шаг за шагом, как постепенно один из небольших городов домонгольской Руси стал столицей России. Обратить внимание на живописность и гармоничность архитектурного ансамбля.

Методика: предварительно на уроках, посвящённых истории Москвы, изучить историю появления Москвы как города, превращение её в центр государства, используя раздаточный материал (открытки с изображением кремлёвских памятников, фотоальбомы, художественные календари). Провести работу над терминами древнерусского зодчества: портал, аркатурный пояс, пилястры, закомары, барабан, шлемовидный купол, апсиды. Изучить различные стили российской архитектуры более позднего периода: псевдовизантийский, классицизм.

Даются задания учащимся: написать рефераты на темы: «Происхождение названия Москвы: легенды и научные гипотезы»; «Легенды об основании Москвы: переплетение правды и вымысла»; «Памятники московской древности»; «Московский некрополь и другие».

Предлагается также составить кроссворд по данной теме, подготовить стенгазету.

План проведения экскурсии.

  1. История постройки Московского Кремля.
  2. Легенды об основании Москвы.
  3. Версии происхождения названия столицы.
  4. Этапы формирования территории Кремля.
  5. Особая роль государя всея Руси Ивана III в создании красивейшего архитектурного ансамбля мира.
  6. Кремль - совместное творение итальянских и русских мастеров, синтез древнерусской традиции и передовой строительной техники.
  7. История создания Соборной площади. Наиболее древние постройки Кремля: Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы; Церковь Ризоположения, Верхоспасский собор, Грановитая палата, Патриаршие палаты и собор Двенадцати Апостолов.
  8. Роль Ивановской площади в жизни москвичей.
  9. Памятники архитектуры классицизма: Арсенал, Сенат.
  10. Колокольных и пушечных дел мастера. Царь-пушка и Царь-колокол.
  11. Памятники псевдовизантийского стиля: Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата.
  12. Гражданские сооружения на территории Кремля в советское время: Школа красных командиров, Верховный Совет СССР, Кремлёвский дворец съездов.
  13. Кремль-центр общественно-политической жизни нашей страны.

При проведении экскурсии отмечается особое, значительное место каждого из памятников Московского Кремля в истории русского зодчества, искусства и культуры. Отмечаются их архитектурные особенности.

Вывод : Московский Кремль представляет собой крупнейший музей мира, где

Бережно сохраняются национальные сокровища, памятники архитектуры и

искусства разных столетий. Веками складывался редкий по красоте и своеобразию

архитектурный ансамбль Московского некрополя.

Урок-викторина

Тема: «Московский Кремль»

Цели : проверить уровень знаний учащихся, полученных во время экскурсии;

развивать интерес к историческому прошлому Москвы.

Оборудование: иллюстрации с изображениями памятников архитектуры Кремля,

выставка рефератов, книг о Кремле, стенгазета «Московский некрополь», схема роста

Кремля, карта.

Литература

Кодратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.

Московский Кремль: Путеводитель. М., Московский рабочий, 1990.

Московский Кремль: Путеводитель. Л., Аврора, 1987.

Двойнов В. Знаете ли вы? М.: Московский рабочий, 1973.

Зимин А.А. Россия на рубеже 15-16 столетий. М.1982.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Целевая установка. Вступительное слово учителя.
  3. Проведение викторины.

Вопросы к викторине .

  1. 1.Какое славянское племя жило на территории Москвы до возникновения города? (Племя вятичей)
  2. На каком из легендарных холмов расположен Кремль? (Боровицкий.)
  3. Под каким годом встречается первое письменное упоминание о Москве? (1147)
  4. Где на территории Москвы находятся старейшие городские поселения? (в районе Кремля и Зарядья)
  5. Что обозначает слово «кремль»? (Крепость, кремень)
  6. Почему в старину Москву называли белокаменной? (В древней Москве для строительства использовался подмосковный белый камень. Самые большие разработки находились в селе Мячкове)
  7. Какую из древнейших гражданских построек в Москве вы знаете? (Грановитая палата)
  8. Какая площадь Москвы самая древняя? (Соборная площадь в Кремле)
  9. Когда первые каменные сооружения были построены в Москве? (В Кремле в первой половине 14 века)
  10. Когда и кем были построены кремлёвские соборы - Успенский, Благовещенский и Архангельский? (Успенский собор в 1475-1479 г. г. - Аристотель Фиораванти; Благовещенский-1484-1489 г. г.- псковские мастера; Архангельский-1505-1508 г. г.-Алевиз Фрязин Новый)
  11. Когда внутренняя московская крепость впервые была названа Кремлём? (Первая половина 14 века в исторических документах)
  12. Где расположен первый каменный жилой дом в Москве? (Находился у Кремля, близ Спасской башни и принадлежит купцу Тарокану. Построен в 1470 году.)
  13. Какой древний собор Кремля является усыпальницей Московских митрополитов? (Успенский.)
  14. В чём отличительные особенности с точки зрения архитектуры Успенского собора и Архангельского? (На фасадах Архангельского собора мы видим закомары в виде больших рельефных раковин, украшенных готическими фиалами. Непривычны для русского храма и круглые окна-медальоны.)
  15. Откуда получила своё название Грановитая палата? (Главный фасад палаты облицован четырёхгранным белым известняком, отсюда и название.)
  16. Какое сооружение было в 17 веке самым высоким в Москве? (Колокольня Ивана Великого в Кремле-81 метр.)
  17. Назовите имя известного русского мастера, отлившего Царь – пушку, стоящую на территории Кремля? В каком столетии она была отлита? (1586 год-на Московском пушечном дворе мастером Андреем Чоховым.)
  18. Откуда пошло выражение: «Кричать на всю Ивановскую?» (На Ивановской площади в Кремле в 17 веке располагались правительственные учреждения -приказы. На площади было всегда многолюдно и шумно. Подъячие громко оглашали различные постановления властей так, чтобы их было слышно по всей площади. Отсюда и пошло выражение.)
  19. Почему одно из зданий, расположенных в Кремле, называется Потешным дворцом? (В 17 веке в нём устраивались «комедийные или потешные действия»-спектакли для царя и его приближённых.)
  20. Что за пушки стоят вдоль фасада здания Арсенала в Кремле? (Стоит 800 трофейных пушек, взятых у французских войск во время Отечественной войны 1812 года.)
  21. Когда и кем был построен Большой Кремлёвский дворец? (В 1838-1849г. г. архитектором К.Тоном.)
  22. Звонил ли когда Царь-колокол? (Нет.)
  23. Назовите имена знаменитых зодчих, работавших в Кремле до 18 века.(Аристотель Фиораванти, Алевиз Фрязин Новый-15 век; Б. Огурцов, Л. Константинов, Т.Шарутин, Л. Ушаков-17 век.)
  24. На каких иконах 16-17 в.в. появились первые изображения Московского Кремля? (На иконах древних мастеров в 16-17 в.в. На иконе «Митрополит Алексей у Московского Кремля» и на иконе Симона Ушакова «Древо Московского государства».)

Подведение итогов викторины (итог подводят учащиеся под руководством учителя.). Оценка знаний учащихся. Задание на дом.

Экскурсия №2

Тема: «Стены и башни Кремля»

Цели : показать ребятам, какой неприступной островной крепостью, оснащённой

островной крепостью, оснащённой передовой военной техникой того времени,

был Кремль.

Литература

История Москвы: Хрестоматия: в 4 т. Т. 2. М.; 1996.

Кондратьев Б.Н. Седая старина Москвы. М., 1996.

Фёдоров Б.Н. Московский Кремль.Л.: Художник РСФСР, 1975.

Забелин И.Е. История города Москвы, ч.1. М., 1990.

Москва: Энциклопедия. М., 1981.

Двойнов В.Д. Знаете ли вы? М.: Московский рабочий, 1973.

Задание (предварительно): найти репродукции картин, фотографии с

изображением Кремлёвской стены и башен. Прочитать книги, стихи о

московском некрополе.

Записать три самых трудных и интересных вопроса о башнях Кремля.

План проведения экскурсии.

1.Влияние географического положения и природных условий на историю Москвы.

2.Небольшая крепость на Боровицком холме в 12 веке.

3.Москва-столица удельного московского княжества.

4.Политическое возвышение Москвы в 14 веке и территориальные изменения

города.

5.Роль Ивана Калиты в возведении новой крепости.

6.Рост белокаменного Кремля при Дмитрии Донском.

7.Величие Москвы при государе Всея Руси Иване III. Москва- «Третий Рим».

8.Пребывание в Москве итальянских зодчих.

9. Возведение ансамбля Кремля.

10.Соответствие военно-инженерного искусства Московского Кремля всем

Требованиям мировой оборонительной технике того времени.

11.Усовершенствование кремлёвских укреплений в 16 веке.

12.Подземные сооружения в Кремле.

Вывод: Кремль-это одна из самых мощных на Земле крепостей.

Для закрепления материала подготовить доклады об истории одной из башен

Кремля, а также на темы: «Белокаменная Москва», «Тайны московских

подземелий», «Библиотека Ивана Грозного».

Урок. Тема: «Китай-город»

Цели : ознакомить школьников с одним из старейших исторических районов-

Китай-городом, история которого тянется около девяти веков.

Оборудование: иллюстрации, изображающие памятники архитектуры, скульптуры

Китай-города; открытки московских издательских фирм, работавших в конце

Китай - городе.

Литература

Памятники архитектуры Москвы: Кремль, Китай-город. Центральные

Площади. М., 1982.

История Москвы: хрестоматия. Т. 1. М., 1995.

История Москвы. М., 1974.

Рогачёв А.В. Окраина старой Москвы. М., 1993.

Ход урока

1.Оргмомент.

2. Целевая установка.

3.Объяснение учителя.

План изучения нового материал

2. 1.Роль Великого посада в жизни Москвы.

Основа планировки древнейшего исторического района-три «луча», идущих от Красной площади: Никольская, Ильинка, Варварка.

3.Особенности исторического развития улиц Китай-города.

Никольская улица - одна из главных торговых улиц города. Улица просвещения.

Варварка-музей под открытым небом.

Ильинка-центр московского «сити».

4.Уникальность архитектурного ансамбля Красной площади.

5.Судьба китай городской стены.

6.Версии появления названия «Китай-город».

7.Китай-город в 19 веке.

8.Судьба китайгородской стены в советское время.

9.Проблемы и перспективы в советское время.

Вопросы для закрепления

  1. Какую роль играл Великий посад в жизни города?
  2. В какой части Китай-города расположились торговые ряды?
  3. О чём свидетельствуют археологические находки в Зарядье?
  4. Чем замечателен Китай – город в истории городской застройки?
  5. Какие мемориальные сооружения находятся на Красной площади?
  6. Что такое китайгородская стена?
  7. Какие памятники Китай-города напоминают о важнейших событиях в развитии образования?
  8. Какие церкви и монастыри расположены в Китай-городе?

Вывод : несмотря на разрушение стены, Китай-город остаётся особой, изолированной территорией Москвы, где расположены объекты общегородского значения.

Экскурсия №3

Тема: «Варварская улица»

Цели: расширить знания учащихся об истории Китай-города, изучая

достопримечательности на Варварской улице.

Литература

Тихомиров М.Н. Русская культура 10-18 в. в. М., 1968.

Краткий путеводитель «По Москве». М.: Московский рабочий, 1958.

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М. , 1996.

Памятники архитектуры Москвы. М., 1982.

Козленко С.И. Вопросы и ответы. М. 1997.

План проведения экскурсии

  1. Зарядье-древнейший район Китай-города.
  2. Средние торговые ряды-один из крупных городских торговых центров.
  3. Церковь Варвары Великомученицы -одна из лучших храмов в Китай-городе.
  4. Гостиный двор -великолепный образец классицизма.
  5. Роль купечества в жизни города.
  6. Старый Английский двор - один из значительных памятников гражданской архитектуры 16 века.
  7. Знаменский монастырь - один из известнейших московских монастырей.
  8. Музей «Дом бояр Романовых»- один из редких памятников во всей России, образец боярского быта.
  9. Варварская площадь.
  10. Варварка - музей под открытым небом.

Вывод : Варварка по сравнению с другими улицами Китай-города была менее

оживлённой. Торговля здесь в основном велась оптовая в лавках Гостиного

двора. Среди застройки улицы преобладали церковные и монастырские

владения.

Экскурсия № 4

Тема: «Никольская улица»

Цели: расширить знания учащихся об истории Китай-города, развивать интерес к

историческому прошлому Москвы.

Литература

Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.

Кудряшов К.В., Яновский А.М. Москва в далёком прошлом: Очерки городской

жизни, быта и нравов Москвы 16-17 веков. М., 1962.

Латышева Г.П., Рабинович М.Г. Москва и московский край в прошлом. М., 1973.

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.

Предварительно учащимся выдаются карточки с вопросами семинара по данной теме

(карточки распечатаны для каждого ученика и выданы заранее).

План проведения экскурсии

  1. Версии появления названия Никольской улицы.
  2. Улица Никольская- одна из главных торговых улиц города.
  3. Улица Просвещения.

А) Появление Печатного двора.

Б) Иван Фёдоров- основатель книгопечатного дела в России.

В) Славяно-греко-латинская академия- первое русское высшее

заведение. Роль братьев Лихудов в развитии просвещения

Руси.

Г) Открытие первого российского университета.

4. Монастыри и церкви на Никольской улице.

Вывод : с Никольской улицей связаны важные события культурной жизни

Москвы. В то время она была одной из главных торговых улиц

города.

Экскурсия № 5.

Тема: «Четыре века Поварской слободы».

Цели: расширить знания учащихся об истории Москвы; развивать

интерес к историческому прошлому города.

Литература

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.

Зеленков Б.С. Памятные места Москвы: Страницы жизни деятелей науки и

культуры. М., 1959.

Снегирёв В.Л. Московские слободы. М., 1956.

Сытин П.В. Из истории московских улиц. М., 1952.

Методика : предварительно ведётся работа над такими понятиями, как

классицизм, неоклассицизм, эклектика, модерн. Ознакомить учащихся

с биографией таких выдающихся архитекторов как Д. Жилярди,

Л. Кекушев, Р. Клейн.

План проведения экскурсии

  1. Заселение территории Белого города.
  2. Белый город - боярский и дворянский район Москвы 16-18 веков.
  3. Московские бульвары.
  4. Памятные места Никитского бульвара, связанные с русским писателем

Н.В. Гоголем (памятник Н.В. Гоголю работы скульптора Н.Андреева).

  1. История появления Земляного города.
  2. Дворцовые «кормовые» слободы: Хлебная, Скатерная, Ножевая.
  3. Слобода царских поваров.
  4. Церковь Симеона Столпника на Поварской- памятник архитектуры конца 17 века.
  5. Доходные дома - пример помпезной застройки улицы.
  6. Постройки Музыкально-педагогического института им. Гнесиных.
  7. История 200-летнего вяза.
  8. Особняк князя С.С. Гагарина (Литературный музей им. М. Горького).
  9. Литературный уголок- дом князя А.Н. Долгорукова («Дом Ростовых»).

Памятник Л.Н. Толстому.

  1. Театр киноактёра (бывший дом политкаторжан).

Вывод: в 14-17 веках началось заселение Земляного города ремесленниками и торговцами; во второй половине 18 века началось их вытеснение дворянами. А в 19 веке происходит переход дворянских владений в купеческие руки.

Экскурсия № 6

Тема: «Занеглименье»

Цель :познакомить Учащихся с архитектурно- планировочной средой Белого

города.

Литература

Памятники архитектуры Москвы: В 8 т. Издаётся с 1986 года. Китай- город.

Кремль. Белый город. Земляной город.

Иконников А.В. Каменная летопись Москвы. М., 1978.

Курлат Ф.Л. Москва от центра до окраин. М., 1989.

План проведения экскурсии.

  1. Волхонка. Голицынский музей - один из первых музеев Москвы

общественного пользования. Драматическая судьба храма Христа Спасителя.

Музей изящных искусств- уникальное сооружение архитектора Р.И. Клейна.

  1. Малый Знаменский переулок. Усадьба Лопухиных. Церковь Антипия, что на Колымажном дворе, конца 16 века.
  2. Улица Знаменка. Дом Пашкова- Российская государственная библиотека.
  3. Староваганьковский переулок. Аптекарский приказ 17 века. Дом В.А. Серова.
  4. Романов переулок. Шереметевский дворец конца 18 века. Церковь

Иконы Божией Матери «Знамение».

  1. Брюсов переулок. Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке –

приходская церковь музыкально- артистической интеллигенции.

  1. Вознесенский переулок. Англиканская церковь св. Андрея.
  2. Леонтьевский переулок. Дом теоретика и преобразователя театрального дела К.С.

Станиславского. Дом - музей народного искусства.

  1. Улица Б. Никитская. Церковь Вознесения 16 века. Московская консерватория им. П.И. Чайковского.
  2. Никитские ворота. Дом Н.П. Огарёва (кинотеатр повторного фильма).

Вывод : Волхонка - один из центров духовной жизни Москвы. Воздвиженка- улица царских родственников и приближённых. Б. Никитская улица - улица знати 18 века.

Вопросы для закрепления

  1. Что вы можете рассказать о храме Христа Спасителя?
  2. Имена каких деятелей культуры, меценатов, коллекционеров связаны с созданием Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и формированием его коллекций? (И.В. Цветаев, Р.И. Клейн, Ю.С. Нечаев -

Мальцев, В.А. Алексеева).

  1. Вспомните, как выглядели дворянские усадьбы эпохи классицизма. Чем

Отличается от них усадьба Пашкова? (Парадные ворота усадьбы выходят в переулок, куда и обращён фасад главного дома. На улицу выходит задняя

садовая часть усадьбы).

  1. Что вы знаете о назначении Аптекарского приказа? (Аптекарский приказ

ведал в государстве медицинским и аптечным делом.)

  1. Что означает слово «Ваганьково»? (В 15-16 веках здесь жили скоморохи и псари, которые «ваганили»- потешали царя и бояр.)
  2. К какому архитектурному стилю можно отнести церковь иконы Божией Матери

«Знамение» на Шереметевом дворе? («Московское» или «нарышкинское» барокко.)


Учебные экскурсии на уроках истории

В последние годы в преподавании истории шире стали применяться учебные экскурсии. Экскурсии являются важным источником знаний. Они конкретизируют представления учащихся об исторических процессах, знакомят с обстановкой, в которой эти процессы развиваются, с местом их действия, с памятниками материальной и духовной культуры. Исторические экскурсии осуществляют принцип наглядности преподавания истории, помогают накапливать конкретно-образный материал. Назначение экскурсии – вызвать интерес к теме, обогатить наглядным материалом изучаемое. В зависимости от роли и места исторических экскурсий в учебном процессе различают учебные экскурсии (по изучению нового материала), повторительно-обобщающие и, наконец, вводные (к учебной теме). Повторительно-обобщающие и вводные экскурсии по своему содержанию могут быть обзорными и тематическими. Программа требует, чтобы учитель, привлекая на уроках региональный компонент, подтверждающие основные положения и выводы истории. Основным средством познания местного края являются краеведно-исторические экскурсии. Это – археологические экскурсии не только в музеи, но и в места расположения стоянок, курганов. Посещение памятных мест, улиц и площадей, досмотр памятников материальной культуры. Учащиеся нашей школы под руководством учителей истории подготовили такие экскурсии: «Исторические памятники города Семей», «Экскурсия в музеи нашего города», «Путешествие в край великих», «Маршрут выходного дня. Улица Абая». Сколько впечатлений осталось у учащихся от дальней экскурсии в Астану: «Новая столица очаровала школьников, всё приводило детей в восхищение…». Стали традиционными для учащихся нашей школы дальние (однодневные) экскурсии в Жидебай. Эта экскурсия плановая в соответствии с программой по курсу истории Казахстана в 8-х и 10-х классах. Тема экскурсии «В край великих талантов», цель её в конкретизации имеющихся знаний о жизни и деятельности Абая Кунанбаева, Мухтара Ауэзова и Шакарима Кудайбердыева. Объектами экскурсии являются музей Ауэзова в Борли, музей Абая и Мемориальный комплекс, памятник Енлик – Кебек. Маршрут экскурсии компактен, все объекты находятся друг от друга на незначительном расстоянии. Деятельность школьников на экскурсии весьма разнообразна. Они наблюдают показываемый им объект, слушают учителя, делятся впечатлениями, высказывают суждения, фотографируют. Вся самостоятельная деятельность учащихся на экскурсии организуется и направляется учителем. Как показывает опыт активные действия самих учащихся на экскурсии лучший путь формирования их мировоззрения. Экскурсия в Жидебай – 2009 года завершилась созданием видеоролика «Путешествие в край Великих». Можно использовать иные формы: сочинения и сообщения в классе по материалу экскурсии. При изучении нового материала, используя метод учебной экскурсии, учитель должен продумать тему и задания какие следует дать учащимся. Для учащихся 5 класса разработана экскурсия по теме «Наша Родина - Казахстан» 6 класса – «Жизнь первобытных людей» и «Археологические памятники эпохи бронзы» 7 класса – «Путешествие в средневековый город» и «В поисках загадочной Индии» 8 класса – «Основание крепости Семипалатной» 9-10 классы – «Уроки – путешествия по странам мира». Задания получают чаще отдельные группы по 2-3 человека, реже индивидуально. Учитывается при распределении задания их подготовка, интересы, наклонности. Способы выполнения учащиеся могут выбрать сами. Для активизации умственной работы пятиклассников учитель-экскурсовод может задать такие вопросы: «Велика ли земля казахов?», «Чем привлекает земля Казахстана иностранных инвесторов?» и т.д. Широко используются задания на сравнения и противопоставления: «Что есть общего и в чём различие современного города (например, Семея) и средневекового?», «В чём различия в организации системы образования в Англии, Германии и Казахстане?» и т.д. При изучении материала истории на экскурсии, учитель должен максимально активизировать их самостоятельную творческую работу и подвести к формулированию выводов и обобщений.

Использованная литература:

1. А.Ф. Родин «Экскурсионная работа по истории», Москва, «Просвещение» 1965
2. Сборник статей «Кружковая работа по истории и обществоведению», Москва, «Просвещение» 1984

Программа

Сегодня мы совершим особенное, интригующее и весьма вкусное путешествие, темой которого станет Московская кухня в самом широком смысле слова. Нас ждет прогулка по красивейшим улицам, переулкам и площадям столицы, сохранившим замечательные памятники архитектуры и полным тайн и загадок, в том числе и кулинарных, знакомство с одним из самых загадочных персонажей русской истории - удивительным профессором Пуфом, "доктором энциклопедии и всех наук" и фантастический исторический ужин с элементами незабываемого гастрономического шоу .

Будучи на протяжении многих столетий перекрёстком культур и влияний, Москва замечательно "сочетает" исконно русские традиции с заимствованиями из обычаев народов Востока и Запада, Дальнего Юга и Крайнего Севера. А местом, где все эти разнородные "непохожести" сходились воедино, приобретая неповторимое московское очарование, были постоялые дворы и харчевни, гостиницы и трактиры, австерии и ресторации... "Кухня Москвы" - это и дворцы, в которых собирались и пировали цари, бояре и князья, это и слободы, в которых столетьями жили и обеспечивали едой и питьём москвичей и гостей первопрестольной мастера своего дела... Это и гостиницы, учебные и богоугодные заведения, клубы, кабаки, рестораны и кухмистерские...

  • В первой части нашей программы, в ходе оригинальной авторской экскурсии , среди многого другого, вы увидите и узнаете:
  • Как, кулинарные традиции обрусевших немцев соединились с изысканным французским рококо;
  • Почему шедевр древнерусской архитектуры в советское время использовался как элитная номенклатурная "столовая" и где И. Сталин, Г. Жуков, Л. Брежнев, а также Мао Цзэдун и Ким Ир Сен кушали лучшие блюда мира по-московски и пили изысканные "диэтические" вина;
  • Где расположен легендарный, воспетый А. Пушкиным ресторан "Яръ", как он связан с декабристом И. Анненковым (одним из главных героев фильма "Звезда пленительного счастья") и что находится там сейчас;
  • Какой кабак дал имя целому району Москвы и его главной улице, по-своему обессмертив известнейший княжеский род;
  • В каком знаменитом ресторане, уже более ста лет услаждающем вкус и украшающем вид Москвы, Глеб Жеглов и Володя Шарапов поймали бандита Фокса из романа братьев Вайнеров.

Логичным и очень приятным продолжением нашей прогулки будет исторический ужин по мотивам блюд русской и европейской кухни XIX века! ...

Нас, желанных гостей ужина, ожидает познавательный рассказ о происхождении современных кулинарных традиций, о французском влиянии на русскую кухню и много исторических фактов, о которых раньше мы и не догадывались!

Продолжительность программы

4 часа (ориентировочно).

В меню исторического ужина входит:

  • Сет из 10 русских закусок - яйцо чиненое щучьей икрой с васаби, аспик из водки на холодце с хреном, шпроты домашние под русским песто, петушачьи гребешки с вяленым томатом и другие. В середине XIX века обеды в фешенебельных европейских ресторанов начинались с блюд, обозначаемых в меню как zakuski ;
  • Затем вам подадут французский суп с русским названием «Consomme Olga” , такой же, какой входил в меню последнего ужина пассажиров первого класса «Титаника» в тот вечер, когда он разбился об айсберг;
  • К супу на стол выставят хлебную корзинку с ржаным хлебом «Радуница» , на закваске и испечённым в подовой печи, именно так, как пекли этот хлеб на Руси, вкус которого вы сможете сравнить с панини , сделаной по традиционным итальянским рецептам, чесночным хлебом швейцарских крестьян и французским деревенским багетом из Аркашона;
  • Потом вас побалуют «отрубным говяжьим боком» , томлёным в печи в течение суток, гарниром к которому послужит «селянка из жареной сушёной капусты по-старорусски» или - для любителей рыбы – «тельное из цельной щуки» , которое подавали на патриарший стол в XVII веке. (Второе блюдо на выбор);
  • На десерт, вас ждёт « gelee a la moscovite » , по рецепту Урбена Дюбуа, личного повара графа Орлова
  • Также гостям будут предложены «домашний морс» и рукодельная настойка.




Top