Экскурсия дом музей марины цветаевой. Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой

Дом-музей Марины Цветаевой в Москве (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Дом-музей Марины Цветаевой в Москве расположился в симпатичном двухэтажном особняке, построенном в стиле русского классицизма, в Борисоглебском переулке. Поэтесса жила здесь с семьей с 1914 по 1922 гг., до самого отъезда в эмиграцию в Европу. Пережив трудные годы советской власти, в течение которых мемориальной квартире неоднократно грозило уничтожение, обитель Цветаевых вопреки всему была сохранена стараниями подвижников. Сегодня это одно из самых замечательных цветаевских мест России, очаровывающее своей достоверностью, камерностью, особой интимностью и сокровенным уютом семьи любящих друг друга талантливых людей.

Немного истории

Марина Цветаева поселилась в особняке в Борисоглебском переулке в сентябре 1914 г. с мужем, Сергеем Эфроном, и старшей дочерью. Тихая семейная жизнь в атмосфере обожания сочеталась с продуктивным литературным творчеством и регулярными публикациями в прессе. Однако с приходом Февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 г. спокойствие заканчивается: в Москву приходят голод, холод и нищета, Сергей Эфрон уезжает в добровольческую армию в Ростов-на-Дону и на несколько лет пропадает из вида, а особняк переоборудуют под общежитие. Позже умирает младшая дочь поэтессы, и в 1922 г. Цветаева уезжает в эмиграцию. В советский период дом занимали обычные коммунальные квартиры, и в 1979 г. было принято постановление о его сносе с расселением жильцов. Однако единственный человек отказался съехать, защищая мемориальный особняк, - благодаря Н. И. Катаевой-Лыткиной он и был сохранен, а в 1990 г. превратился в Культурный центр «Дом поэта М. И. Цветаевой».

Комната Сергея Эфрона расположена на последнем этаже дома. Ее Цветаева называла «чердачный дворец мой».

Что посмотреть

Сегодня культурный центр Цветаевой полностью занимает дом № 6 по Борисоглебскому переулку. Войдя, попадаешь в гостиную с потолочным окном, благодаря которому комната буквально купается в солнечном свете. Здесь стоит обратить внимание на прекрасный камин, старинные напольные часы и ампирную мебель.

Проходя вглубь квартиры, вы увидите рояль с этажеркой и книжным шкафом - предшественник инструмента был выменян Цветаевой на пуд муки в голодные годы. «Пахнущая Родиной и Розой» комната Цветаевой выходит во двор и хранит множество раритетных предметов: фотографии семьи и близких друзей, акварели и копии рукописных страниц поэта. В самой большой комнате квартиры - детской - вы увидите мемориальные вещи: туалетный столик с зеркалом, киот с иконами и кровать, а в комнате Сергея Эфрона, которую Цветаева называла «чердачный дворец мой», - дорожные кофры и чемоданы, наборный столик, диван и чучело ястреба.

В музее регулярно проводятся тематические выставки, посвященные семьям Цветаевых и Эфронов.

Дом-музей Марины Цветаевой в Москве

Практическая информация

Адрес: Москва, Борисоглебский пер., 6 стр. 1. Веб-сайт

Время работы: с 12:00 до 18:00, в летний период - до 19:00. По четвергам музей открыт до 20:00 и до 21:00, соответственно. Выходной - понедельник и последняя пятница месяца.

Дом-музей Цветаевой в Москве официально открылся в 1992 году при активной помощи общественности и инициативной группы известных деятелей культуры. Событие было приурочено к 100-летней годовщине со дня рождения поэтессы. Он располагается в центральной части города, в бывшем доходном двухэтажном доме середины XIX века в Борисоглебском переулке. В одной из его квартир с 1914 по 1922 год Цветаева жила со своей семьей.

Дом музея Цветаевой в Москве

Первые упоминания о земельном участке относятся к середине XIX века. В документах есть запись о том, что в 1844 году его владелицей числилась г-жа Т. Арцыбашева. Доходный дом на четыре квартиры возвели спустя 18 лет по проекту известного московского архитектора А. А. Никифорова. Общее домовладение включало несколько построек с внутренним двором, колодцем и хозпомещениями. Лишь два дома выходили на красную линию, а въезд внутрь двора ограждали чугунные ворота.

В 1875 года хозяином здания стал однофамилец Цветаевой. В дальнейшем им владело еще несколько человек. Поэтесса вместе с мужем и двухлетней дочерью вселилась в квартиру № 3 в 1914 году. Апартаменты включали отдельные комнаты для супругов, большую детскую, гостевую, столовую, кухню, помещения для прислуги и мансарду.

После революции жильцов «уплотнили», превратив семейное жилище в коммуналку. Дом не отапливался, и Марине Ивановне приходилось топить буржуйку своей мебелью из красного дерева. В 1922-м она вместе с дочерью покинула родину. Незадолго до этого Цветаева была признана «не ответственным съемщиком», поэтому получила отказ в праве проживания по адресу Борисоглебский переулок, 6.

При проведении ремонтных работ в 1962 году фасад лишился лепного декора, поверх паркета уложили дощатый настил, а часть дома, где когда-то была детская комната, — демонтировали и отстроили заново. Через полтора десятка лет власти заговорили о сносе здания, а еще через два года жильцов из коммуналок расселили, кроме одного квартиросъемщика — Н. И. Катаевой-Лыткиной. Она не только категорически отказалась выехать из дома, но и приложила максимум усилий в борьбе за его сохранность. При поддержке общественности здание удалось спасти, а в 1986-м его арендовала Городская библиотека им. Некрасова. Надежда Ивановна, стоявшая у истоков создания музея Цветаевой, прослужила в нем вплоть до своей смерти в 2001 году.

В настоящее время музей полностью занимает здание. На первом этаже выставляются регулярно сменяющие друг друга временные экспозиции. На уровне цоколя расположен гардероб и книжно-сувенирная лавка. Экспозиционное пространство начинается с гостевой комнаты. Основная часть музейной коллекции размещена на втором этаже. В нее входят рукописи поэтессы, архивные фотоснимки ее семьи, родных и наиболее близких друзей.

Несколько компактных помещений на третьем уровне детально воспроизводят интерьеры начала XX века, обстановку квартиры семьи Цветаевой. Отдельный зал посвящен периоду службы в Белой армии ее супруга Сергея Эфрона.

Интерьер мемориальной квартиры

Обстановка в доме приближена к типичным для дореволюционной эпохи московским квартирам. Большая часть утраченной мебели заменена аналогами. В гостевой комнате размещены антикварные предметы, к которым поэтесса проявляла интерес. Самое просторное и светлое помещение отведено под детскую. Здесь можно увидеть любимое зеркало Марины Ивановны, шкаф с книгами из семейной библиотеки. В малой гостиной стоит схожий с «цветаевским» рояль (оригинал после революции продали). В квартире есть кабинет поэтессы с письменным столом, шарманкой, граммофоном и живописью. Комната Сергея Эфрона посвящена его военной карьере, а кухня — его родителям.

Панорама кабинета М. Цветаевой

В 2017 году, к 125-летнему юбилею Марины Цветаевой, для посещений были открыты дополнительные площади, частично обновлена экспозиция и создана навигационная система, упрощающая передвижение по залам. Помещения пронумеровали, добавили информацию о структуре здания и его жильцах. Бо́льшая часть знаков выполнена из белого камня, надписи и план сделаны контрастным цветом.

История музея Цветаевой в Борисоглебском переулке

Одним из инициаторов открытия мемориальной квартиры поэтессы в Москве был известный российский культуролог, филолог и искусствовед, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Благодаря его усилиям, в 1990 году удалось решить вопрос создания Культурного центра «Дом Марины Цветаевой», а через два года — открыть музей.

Огромную роль в создании зарубежного собрания сыграло обращение Лихачева к русским эмигрантам и их потомкам, проживающим в Европейских странах. Его просьба о возвращении в Россию сохраненных реликвий, связанных с именем Цветаевой и других поэтов, вынужденно покинувших родину, была услышана. Откликнувшиеся на призыв академика высылали рукописи, автографы, изданные за рубежом прижизненные сборники русских авторов и эмигрантскую периодику.

Экспозиции Дома-музея Марины Цветаевой

Сегодня музейные фонды насчитывают 45 тысяч единиц хранения. Они разделены на семь тематических групп, в которых представлены:

  • документы и письма;
  • мемориальные вещи;
  • фотографии;
  • живопись;
  • скульптурные произведения;
  • графические работы;
  • книги, журналы и другие печатные издания.

По сути, экспозиция объединяет два объемных раздела. Один из них посвящен биографии поэтессы и ее современников, другой рассказывает о жизни и творчестве русских эмигрантов 1917-50 гг. Две линии нередко переплетаются и дополняют друг друга, давая максимально объемное представление о «цветаевской» эпохе. В музейном собрании есть материалы, освещающие судьбу Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Константина Бальмонта и многих других.

Настоящими жемчужинами постоянной экспозиции московского Дома-музея Марины Цветаевой являются:

  • любимое платье поэтессы, о котором упоминала в своих заметках ее дочь Ариадна. Оно было куплено в 1922 году в одном из универмагов Берлина;
  • клипсы из конского волоса, окантованного желтым металлом. Были приобретены Мариной Ивановной на Колониальной выставке в Париже в 1931 году, где она побывала вместе с сыном Георгием;
  • кукла-мулат — одно из новых поступлений. Она, видимо, была куплена «с рук» в эмиграции для Ариадны. На керамической голове куклы сохранилась дата отливки — 1894 год;
  • браслет, подаренный поэтессой своей золовке — Елизавете Яковлевне Эфрон, ставшей впоследствии хранителем семейных архивов Эфрон-Цветаевых;
  • старинная ваза из фаянса, случайно обнаруженная в чердачном чуланчике дома-музея, и т. д.

Архивная коллекция «Русское Зарубежье» насчитывает более 22 тысяч экспонатов. Она считается наиболее полной среди аналогичных собраний, представленных на территории России. Архив можно посетить в определенные дни и часы.

Дополнительные услуги

В музейной структуре есть научная библиотека и концертный зал. В доме проводятся лекции, спектакли, музыкальные выступления, презентации, литературные чтения и научные конференции на «цветаевские» темы. Сотрудники организовывают временные выставки и предлагают принять участие в авторских и обзорных экскурсиях. Есть детские программы.

На сайте музея Цветаевой в Москве можно найти краткие анонсы архивных и актуальных выставок, а также узнать периоды их проведения.

Режим работы

Для посетителей двери мемориального дома открыты ежедневно с 12:00 до 19:00, кроме понедельника и санитарного дня (последняя пятница каждого месяца). По четвергам музей принимает гостей до 21:00. Кассы закрываются за 15 мин. до окончания работы.

Посещение архива «Русское Зарубежье» возможно с 12:00 до 17:00 по вторникам, средам и четвергам.

Обзорные экскурсии проводятся без предварительной записи:

  • в четверг — с 19:00;
  • в субботу и воскресенье — с 12:30.

Остальные экскурсии нужно предварительно заказывать по указанному выше номеру телефона. Пешеходные туры осуществляются с мая по сентябрь.

Цены

Полный билет стоит 200 руб., льготный (для пенсионеров, школьников и студентов) — 100 руб. Бесплатный вход — детям до 7 лет и всем посетителям, пришедшим в 3 воскресенье месяца.

  • для взрослых — 400 руб.;
  • для учащихся и пенсионеров — 200 руб.

Участие в групповой пешеходной экскурсии (5-20 человек) стоит по 500 руб.

«Семейный билет» за 1200 руб. предоставляет возможность получить экскурсионное обслуживание в течение 45 минут в группе до 4 человек.

.

В столице РФ работают мобильные службы такси Uber, Gett, Яндекс. Taxi, Maxim, Такси-Класс, Standard, TaxiContact и др.

Мемориальный музей Цветаевой находится в самом центре Москвы, в Борисоглебском переулке за Новым Арбатом. Он размещен в бывшем доходном доме постройки начала прошлого века, здесь поэтесса прожила 8 лет перед эмиграцией из России в 1922 году.

После войны коммунальное жилище было приговорено к сносу, от которого дом спасла одна из жилиц, почитательница поэтического таланта бывшей соседки. Несколько лет упорная женщина жила без отопления и электричества, пока общественность и академик Лихачев не добились решения, учреждающего музей Цветаевой.

При проведении недавнего ремонта дома прошла и реконструкция экспозиции, использованы современные дизайнерские решения. Тематические выставки и постоянная экспозиция претерпели значительные изменения. Это заметно даже для тех, кто ранее музей Цветаевой не посещал, настолько необычный для старых зданий вид приобрели некоторые помещения.

Преобразования коснулись даже гардероба и кассового вестибюля, расположенных в цокольном этаже. Здесь пока сохранили анонс юбилея поэтессы, отмеченного в 2017 году. Предусмотрен вход в музей Цветаевой по электронным билетам, установлен специальный терминал. Обычные стойки под буклеты и информационные материалы обрели современный облик, не загромождают помещение.

Ожидается, что проведенная при подготовке к 125-летию работа в дальнейшем будет продолжена. Обновление экспозиции, пополнение подлинными личными вещами могло бы дополнительно оживить интерес к экспозиции, привлечь новых посетителей. ряд шагов в этом направлении руководство заведения уже сделало.

Рядом с кассами оборудован просторный холл с книжными стеллажами и читательскими столиками, освещаемыми индивидуально. По задумке авторов концепции переделки, здесь можно перечитать стихотворения поэтессы либо по старой памяти, либо вдохновившись просмотром экспозиции.

Юбилейная выставка

Поэма Воздуха, одно из самых сложных для восприятия произведений Цветаевой, во многом определила содержание и стилистику оформления юбилейной выставки. Девиз экспозиции и ее главная теме – где мой дом? — взята из начальных строк гимна Чехии, куда выехала Цветаева в 1922 году. Выставка состоит из ряда разделов, названных Воздухами – от Первого до Последнего. Каждому выделено отдельное пространство, каждый освещает определенную эпоху в жизни поэтессы. Предваряет эти разделы краткая, образно изложенная биография героини, смыслы ее жизни и творчества.







Первый воздух – описание детства и юности, становления личности и выявления поэтического таланта. Слагать стихи маленькая Марина начала в 5 лет, в 18 на свои средства выпустила первый сборник, замеченный рядом ведущих поэтов России той поры. В составе экспозиции галерея изображений современников, воссозданный интерьер кабинета отца поэтессы. Иван Владимирович – искусствовед и профессор филологии, основатель Музея изящных искусств (ныне музей имени Пушкина).

Несколько следующих разделов представляют жизнь Марины Цветаевой как цепь во многом случайных событий, по ее собственному выражению. Устроители выставки иллюстрируют этапы биографии героини фотографиями, дополняя их показом натуральных экспонатов. Несколько ведущих литературных и исторических хранилищ передали в музей Цветаевой имеющиеся раритеты во временное пользование.

Полумрак на протяжении просмотра и точечная подсветка экспонатов концентрируют внимание посетителей на восприятии информации. Происходящие в жизни Цветаевой события в решающей степени обусловлены внешними обстоятельствами, которые сильнее людей, по меткому выражению Де Голля. Удачная женитьба по любви, любимые и любящие дети – все меркнет из-за мировой войны и революции.

Роковые обстоятельства

Цветаева познакомилась с будущим мужем Сергеем Эфроном на даче Волошина в Коктебеле. Скоропалительный брак по любви в юном возрасте – ему 16, она на год старше, подарил им троих детей, разделивших сложную родительскую судьбу. Точнее, судьбы их складывались как бы параллельно, лишь временами соприкасаясь. Эфрон мирился с увлечениями супруги, натуры увлекающейся и впечатлительной. Мировую войну Сергей провел братом милосердия санитарного поезда и юнкером, в октябре 1917 участвовал в боях с большевиками. Потом воевал в составе Добровольческой армии Корнилова, после сдачи Крыма в 1920 году эмигрировал.

Марина в 1912 году родила дочь, названную Ариадной, всю жизнь звала ее Асей, возможно, в память о старшей сестре. Вторая дочь – Ирина появилась уже при проживании в будущем мемориальном доме, погибла от голода и болезни в интернате Кунцево, не достигнув и 3-х лет. Старшая сестра чудом выжила до приезда матери, находясь с нею до кончины Цветаевой. За Пятым воздухом следует Последний.

Сергей Эфрон от белогвардейца прошел путь к сотрудничеству с НКВД, в эмиграции соединившись с женой и дочерью. Они уехали в Чехословакию в 1922 году, в 1925-м родился желанный Мариной и мужем сын Георгий, прозванный Муром.

Семья вернулась в Россию в 1939 году, а в начале войны сын с матерью выехали в порядке эвакуации в Елабугу. Юноша погиб при освобождении Белоруссии, не слишком долго пережив расстрелянного уже после возвращения в Россию отца.

Сама Марина Ивановна покончила жизнь самоубийством, прекратив дыхание с помощью зловещей веревки. Именно ею Борис увязывал поклажу, провожая поэтессу в эвакуацию. Передают даже реплику будущего нобелевского лауреата по поводу крепости веревки — «хоть вешайся».

Однако не этот трагический конец подразумевают организаторы выставки под Последним воздухом Марины Цветаевой. Всю жизнь она прожила поэтическим творчеством, символом которого стал демонстрируемый в финале экспозиции рабочий стол.

Музей Цветаевой – мемориальная квартира

Мемориальную часть экспонируемых помещений музей Цветаевой представляет в традиционном формате, здесь нет современных изысков. Привычен и состав комнат, и комплектование экспонатами как за счет подлинников от родственников и других дарителей, так и подбором аналогов. Парадная лестница по конструкции и украшению достойна богатого особняка, для доходного дома очень хороша.

В годы Первой мировой и Гражданской войн, в условиях безденежья, дефицита продуктов и топлива Цветаева чаще пользовалась лестницей черного хода. Ведь приходилось носить не совсем приличные грузы – древесные отходы для отопления, скромнейшие продовольственные покупки. И выносить вещи для продажи или обмена на продовольствие тоже случалось. Планировка квартиры была и сохранена на удивление хаотичной, много углов и закутков, разные уровни полов и потолков.

В ходе последней реконструкции музей Цветаевой оформил экспозицию в ранее недоступной для осмотра комнате, так называемой Гостевой. Первоначально она соответствовала названию, затем сдавалась в аренду, давая хоть какие-то средства для жизни.

Сейчас смысл старого названия частично вернулся, представляя круг знакомых и гостей Марины, навещавших ее и в радости, и в горе. Сохранена в помещении и отопительная печь, уже как музейный экспонат.

Подсвеченный изнутри стенд используется для показа предметов увлечения хозяйки. Здесь статуэтки и миниатюры, блокноты и записные книжки, письменные принадлежности, книги и картины.

Напротив, на помосте, сохранен белый диван, имеющий какую-то особую ценность. Большой планшет представляет пояснительный текст ко всей экспозиции, на стене картины разных жанров и авторов, подаренные знакомыми художниками.

Из Гостевой комнаты – в гостиные

Виденная уже из коридора семейная гостиная Цветаевых сохранила подлинный камин, старинные часы и ряд предметов обстановки. Интерьер дополнен рядом предметов, подобранных сотрудниками музея из аналогичных прежним образцов. Над камином портрет отца поэтессы в парадном мундире, с орденской лентой через плечо.

Сюртук члена-корреспондента Академии наук украшен несколькими российскими и иностранными наградами за заслуги в областях истории, археологии и искусствоведения. Фотография выполнена в ателье Фишера, самого престижного фотографа Москвы, снявшего большинство видных современников.

Диван в стиле ампир и кресло с высокой спинкой (именно такие называли вольтеровскими) были особенно любимы Мариной Ивановной. Посетителей же часто интересуют массивные напольные часы с длиннющим маятником и гигантскими гирями.

В застекленном шкафу примечательно большое фарфоровое блюдо, которое сохранил музей Цветаевой. Это подарок крестьян деду Сергея Эфрона по матери, Петру Дурново, скорее всего при отмене крепостного права. Любопытны и вазы на камине, и экран для топки с восточным рисунком середины XIX века.

Основная гостиная соединяется дверным проемом с Музыкальной, от обстановки которой осталось очень мало вещей. Помещение это проходное, соединено еще и с кабинетом Цветаевой, и с детской комнатой. Рояль не оригинален, музей Цветаевой приобрел инструмент в качестве реквизита. Подлинный предшественник был обменян на мешок картофеля в голодном 1920 году.

Атмосфера Музыкальной гостиной напоминала Марине о родительском доме, откуда и был вывезен старый рояль. На стене висел такой же портрет Бетховена и фотография матери, с детства приучившей детей к музыке.

Кабинет Цветаевой и детская комната

Кабинет Цветаевой служил не только местом творчества, он был и спальней, и будуаром, и личной гостиной. Меблировка, утраченная в лихие годы, подобрана не просто по временнόй аналогии, а по фактическому сходству, признанному современниками. Широкая тахта укрыта пестрым покрывалом, перед ложем расстелена шкура матерого волка. На стене – копия портрета Сергея Эфрона в молодости, сделанная неизвестным мастером или любителем с оригинала художницы Магды Найман.

Рабочий стол, место творческих занятий, был особенно дорог Цветаевой, но о его подлинности достоверные данные отсутствуют. черновики писем или стихов под стеклом возможно распознать, только приблизившись, — сделайте это во время визита в музей Цветаевой.

Нестандартная комната, изобилующая углами, выступами и нишами, позволяла разместить только подходящие по конфигурации предметы. даже сами сотрудники музея не могут пояснить, почему планировка обычного доходного дома столь затейлива.

В уголке подле рабочего стола стоит угловой книжный шкаф, другой бы не поместился. За стеклом любимые книги поэтессы, выше – икона. Копия той, под которой венчались супруги. Над столом портрет Наполеона и репродукции Врубеля, творческого собрата Цветаевой. В нише стены удобно разместилась этажерка с патефоном.

Детская комната – самая просторная в доме, малое количество мебели этот простор красноречиво подчеркивает. Огромных габаритов сундук служил постелью няне, пока хватало средств на ее наем. Главный предмет в помещении – детская кроватка дочери, с куклой на белом убранстве. На стене – изображение резвящихся ребятишек, подле кроватки – деревянная раскрашенная лошадка.

Массивный платяной шкаф да зеркало в простенке между оконными проемами, небольшой столик перед ним с детскими фотографиями меблировку исчерпывали. Остается упомянуть божницу, изделие довольно интересное, но неизвестного происхождения, и размещенные в ней святые образа. Детская – не только самая большая, но и самая освещенная комната цветаевской квартиры, отданная любимой дочке и отраженная в ее воспоминаниях.

Проходные комнаты и кабинет Сергея Эфрона

Чтобы добраться до комнаты главы семейства, нужно из детской вернуться в прихожую, пройти ряд лестниц и подняться в мезонин. По пути встретятся несколько коридоров и ниш, непонятного на первый взгляд предназначения. Этот переход наглядно демонстрирует нестандартность планировки дома, не похожую на обычные жилища, предназначенные для сдачи внаем.

Одна из ниш возле печной топки содержит плетеный ящик немалых размеров. Это либо короб для белья или одежды, либо емкость для продовольствия, хотя подобные объемы запасов в те времена маловероятны. На стене коридора музей Цветаевой предусмотрительно разместил схему здания, чтобы самостоятельные туристы не сбились с пути.

Проходная комната крошечной площади жильцами, очевидно никогда не использовалась. Оригинальный столик с полукруглой столешницей и пара зачехленных стульев – вся ее нехитрая меблировка. Единственная достопримечательность помещения – вид из окна на типичный московский дворик с нагромождением домов.

Кабинет Сергея Эфрона воссоздан в предреволюционном состоянии, ведь после вступления в Белое движение он здесь не бывал. Первые взгляды посетителей приковывает чучело гигантского орла с распростертыми крыльями, укрепленное над диваном. Два дивана совершенно разной конструкции подобраны позднее, когда создавался музей Цветаевой. Марина с дочерью занимала эту комнату летом в отсутствии мужа, а в последний год перед эмиграцией уже не владела этим помещением.

Своеобразие кабинета заключалось в наличии выхода на крышу детской, превращенную в огороженную террасу. Еще примечателен потолочный оконный проем, дающий дополнительное освещение и возможность видеть Луну и звезды ясными ночами. Рабочий стол практически пуст, не считая малого бюро и светильника с зеленым абажуром. На тумбочке – фотографии родственниц Сергея и оригинальная статуэтка, имитирующая морскую волну. Вероятно, это символ приморского Коктебеля, где познакомились будущие супруги.

Историческая экспозиция

Оформление постоянной экспозиции, рассказывающей о жизненном пути супруга Марины Цветаевой, выполнено сходно с временной юбилейной выставкой. Хотя не исключено, что именно временное окажется самым долговечным. Подробно описывать события жизни, службы у Корнилова и сотрудничество с НКВД, как и последующую эмиграцию, необходимости нет. Все стенды снабжены заголовками крупным шрифтом, есть и пояснения, да и сами экспонаты достаточно красноречивы.













Многие выставленные экспонаты имеют отношение лично к Сергею Эфрону, часть именно ему и принадлежали. Особую ценность имеют фотографии разных лет. Документы и знаки воинского различия. На примере мужа Цветаевой прослеживается типичная судьба честного русского патриота, боровшегося за идеалы Белого движения, но в конце концов сломленного пропагандой и подкупом большевистской системы. Карательный механизм новой власти не щадил даже сотрудничающих с ним и при малейших подозрениях нещадно карал.

Прямо напротив выхода из подъезда посетившие музей Цветаевой видят памятник поэтессе, и большинство его внимательно рассматривают, некоторые возлагают цветы. Марина изображена в длинном закрытом платье, в задумчивой позе, сидящей опершись локтями о стол и прислонив голову к сцепленным кистям. Создан и установлен монумент в 2007 году, выполнила скульптуру Нина Матвеева.

Сложная и трагическая судьба Марины Цветаевой, испытавшей немало личных трагедий и принявшая горькую смерть, созвучна надрыву ее поэтических строк. Не вполне достоверно известно место ее захоронения, не была она и отпета – не полагается это самоубийством по православным канонам.

Однако народная любовь позволила сделать исключение – так выразился Алексий Второй, благословляя отпевание по ходатайству сестры поэтессы, Анастасии. Просьбу поддержал диакон Андрей Кураев, и отпели страдалицу в Большое Вознесения у Никитских ворот. Произошло это в год 50-летия ее смерти, в 1991 году.

Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой», открывшийся 12 сентября 1992 года по решению Президиума совета фонда культуры, стал настоящим центром изучения жизненного и творческого пути одного из крупнейших поэтов России XX века — Марины Ивановны Цветаевой.

Музей расположен в доме, в котором и провела свою жизнь Цветаева. Само здание представляет не меньший интерес, чем экспозиция музея. Соединивший в себе два направления архитектуры XIX века, полуособняк считается памятником архитектурного искусства и охраняется государством.

Экспозиция музея представлена в виде нескольких постоянных выставок, посвященных как Марине Цветаевой, так и ее современникам. Выставка «Белый поход, ты нашел своего летописца» посвящена истории Белого Движения. Коллекция музея вмещает предметы быта белогвардейцев времен Гражданской войны и коллекцию фотографий генералов Белой армии.

Отдельная выставка посвящена семье мужа Цветаевой — семейству Дурново-Эфрон. Основная выставка музея «Поэт и время» посвящается нелегкому творческому и жизненному пути поэта Цветаевой. В коллекции музея посетитель может ознакомится с большим собранием фотографий, открыток и портретов, принадлежавшим семье поэта. Особый интерес представляют фамильные вещи и герб Цветаевых.


Портретами А. Белого, В. Брюсова и К. Бальмонта представлена литературная среда, в которой росла Марина Цветаева. Ее любовь к литературе и поэзии выражена раритетными и редкими изданиями ее любимых писателей и поэтов. Завершающая выставка посвящена истории детей Марины и Сергея — Ариадны и Георгия Цветаевых.

Режим работы:

  • вторник, среда, пятница-воскресенье — с 12.00 до 19.00;
  • четверг — с 12.00 до 21.00;
  • понедельник и последняя пятница месяца — выходной.



Top