Экскурсия в музей народной игрушки забавушка. Музей народной игрушки забавушка - description

Анна Андреевна Ахматова - великий русский поэт, царица Серебряного века, переводчик, литературовед.

Происхождение

Отец - Андрей Антонович Горенко (13 января 1848 г. - 15 августа 1915 г.), уроженец города Севастополь. Дворянин, офицер Черноморского военно-морского флота (инженер), побывал в заграничных походах. Впоследствии, будучи в чине мичмана, был переведён в , где исполнял должность преподавателя в Морском училище. Далее служил по гражданской части, где достиг должности статского советника. Андрей Антонович был социально активным человеком. Он любил жизнь во всех её проявлениях. По воспоминаниям родственников, достаточно определённо характеризовавшим Андрея Антоновича, он был страшный мот, вечно бегал за женщинами и пользовался у них большим успехом, обладал необыкновенно высоким ростом, был очень красив и представителен, с большим чувством юмора, властный, любящий жизнь. Завзятый театрал, он не чуждался политики, и даже какое-то время считался неблагонадёжным. Анна родилась уже тогда, когда отец её оставил службу. Есть свидетельства о том, что стихотворный талант дочери не вызывал должного восхищения у Андрея Антоновича, но уже в ее детские годы называл Анну «декадентской поэтессой».

Мать Анны - Инна Эразмовна, урождённая Стогова (1856 г.? - 1930 г.), дворянского происхождения. О матери Ахматовой нам известно совсем немногое: остались лишь отрывочные сведения из её биографии. Доподлинно известно, что она была дочерью подольского помещика Стогова и что Андрей Антонович был её вторым мужем. Также в нескольких источниках упоминалось о её причастности к движению народовольцев. Помимо этого говорилось о её мягком и добром характере.

Существовала и поныне существует легенда о происхождении Ахматовой из древнего татарского княжеского рода. Рода, якобы восходившего своими корнями к самому великому Чингисхану. Но одновременно очень широко распространен миф о греческих корнях поэтессы. Увы, мы вынуждены развеять эти фантазии. Никаких документальных доказательств на сей счёт не существует.

Фактическим создателем мифов о своём происхождении являлась сама великая поэтесса. История такова. Одна из прабабок Анны носила фамилию Ахматова, и эта звучная фамилия чем-то впечатлила юную поэтессу. Навыдумывав себе что-то, она решила взять её, как литературный псевдоним. Однако не будем судить строго. Давайте лучше оценим сказочную органику загадочного образа, созданного Анной Ахматовой. Тем паче, что все навеянные её фантазией исторические мотивы так великолепно подходили к внешнему облику поэтессы. Ахматова создала поэтический силуэт, окутанный неподражаемым романтическим флёром.

Царское Село

В 1893-1894 гг. семья Ахматовой перебирается на постоянное место жительство в Царское село (город ). Они проживали совсем недалеко от вокзала, на углу Широкой улицы и Безымянного переулка. Там же неподалёку, на Леонтьевской улице, располагалась Царскосельская женская гимназия, в которую и отдали маленькую Анну. Училась Ахматова неплохо, но без особого рвения. В гимназии Анна знакомится с Верой Сергеевной Срезневской, которая впоследствии станет одной из самых близких её подруг. Вполне возможно, что уже в эти годы она могла видеть юного , который обучался в Царскосельской мужской гимназии. Однако их официальное знакомство состоялось гораздо позднее.

Николай Степанович Гумилёв (3 апреля 1886 г. - 24 августа 1921 г.) - известный поэт, создатель нашумевшего акмеизма, страстный путешественник, переводчик, кавалерийский офицер. В 1902 г. общие друзья познакомили двух будущих супругов. На тот момент Анне было 13 лет, Гумилёв был всего тремя годами старше. Но он уже был поэтом, готовящим к публикации свой первый стихотворный сборник. Николай безответно влюбился в юную Анну. Что может быть печальнее неразделённой любви? Имея небольшую толику фантазии, возможно представить себе, как эти замечательно одарённые молодые люди гуляли по восхитительным Царскосельским и Павловским паркам, как они слушали музыку осенних листьев, как вдыхали пьянящие ароматы первых весенних цветов. Встреча в Царском Селе стала началом к образованию в будущем потрясающего семейного, творческого союза. Союза двух гениальных людей, породившего и гениального сына - Льва Николаевича Гумилёва.

Царское Село и Павловск по сей день не сильно изменились, они по-прежнему прекрасны своею грустной, стройной красотой. При желании и сегодня можно увидеть те же здания, те же парки и те же деревья, на которые любовались и которые вдохновляли великих поэтов.

Ахматова и Гумилёв

В 1905 г. брак родителей Ахматовой фактически распался. Отец остался в Петербурге, а мама вместе с детьми переехала в Евпаторию. У Анны было два брата - Андрей и Виктор, а также сестра Ия. В 1906 г. Ахматова с целью окончания обучения была отправлена в Киев к родственникам, там она и окончила последний гимназический класс. В Киеве Ахматова всерьёз увлеклась театром. Любимым её пристанищем стал театр Соловцова, в котором Анна не пропускала ни одного спектакля. Утончённая девушка восхищалась блестящей режиссурой и игрой актёров. Начиная с самого юного возраста, Анна несколько раз жила и много раз бывала в Киеве и очень любила этот город. Его великолепную архитектуру, величественный Софийский собор, киевские парки, легендарный Днепр. Не проходящее очарование древнего города навсегда оставило неизгладимый след в её возвышенной душе. Крайне занимательна запись Ахматовой об историческом событии, которое произошло во время её очередном приезда в Киев. Анна писала, что в день, когда убили (1911 г.), она ехала на извозчике. Ей пришлось более получаса пропускать мимо царский поезд, а затем и киевское дворянство, по дороге в театр.

28 мая 1907 г. Ахматова получила аттестат об окончании гимназии. После окончания гимназии Анна вместе с семьёй уезжает в Севастополь, там она проживёт почти год. Осенью 1907 г. приезжал Николай Гумилёв и сделал Ахматовой очередное предложение о женитьбе. Анна ответила отказом. По возвращении из Севастополя, осенью 1908 г. Ахматова поступила на Высшие женские курсы при Киевском университете. Для продолжения образования она выбрала юридический факультет: подобный выбор был обусловлен желанием Ахматовой получить скорейшую материальную независимость. Овладение же юридической специальностью сулило возможность получения работы в нотариальной конторе, а значит и гарантированного заработка. По поводу своего обучения Ахматова писала, что пока изучали историю права и особенно латынь, она была довольна, но когда начались чисто юридические дисциплины, то она к курсам охладела.

Николай Гумилёв, к тому времени известный поэт, неоднократно делал предложения Анне Ахматовой, но всегда получал отказ. Из-за неразделённой любви он трижды пытался покончить жизнь самоубийством. В 1909 г. Гумилёв снова предложил Ахматовой свою руку и сердце, и на этот раз Ахматова ответила согласием.

В письме к мужу старшей сестры С. В. фон Штейну Анна пишет: «Гумилёв - моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной».

25 апреля 1910 г. в небольшом местечке под Киевом Гумилёв и Ахматова обвенчались. Никто из родственников не пришёл на их свадьбу. Родные с обеих сторон были против этого брака, так как не верили в прочность их союза. Медовый месяц молодые провели в Париже. Там 20-ти летняя Анна познакомилась с Амедео Модильяни - в то время никому неизвестным, нищим художником. Увидев Анну, Модильяни попросил разрешения нарисовать её портрет. Так состоялось это необычайное знакомство. Модильяни увлёкся Ахматовой. По возвращении в Россию Анна получала проникновенные письма от Моди, он писал ей: «Вы во мне как наваждение». В 1911 г. они встретились вновь. Модильяни очаровал молодую поэтессу. Его детская наивность и неповторимость нашли отклик в душе Ахматовой. С ней он был нежен и заботлив. По рассказам Ахматовой, Модильяни видел наш мир совсем иначе, чем другие люди. Например, заведомо некрасивого человека он видел красивым и наоборот. Модильяни подарил ей настоящий Париж. Он водил её гулять - ночью при луне. То лето в Париже выдалось очень дождливым, но влюблённых это не пугало. У Моди был старомодный чёрный зонт, под которым они часто сидели в Люксембургском саду. Там молодые люди в два голоса читали стихи Верлена и как дети радовались тому, что помнили одни и те же строки. Модильяни был помешан на искусстве древнего Египта. Ему безумно нравилось рисовать Анну в обличье египетских цариц и танцовщиц. Всего Модильяни нарисовал шестнадцать её портретов, но, увы, все они, кроме одного, погибли в хищном пожаре революций.

После медового месяца, вернувшись в , Гумилёвы стали проживать в Царском Селе, по адресу улица Малая, дом 57, как раз напротив мужской гимназии. Это был дом мамы Гумилёва, там они прожили с 1911 по 1916 гг. Дачный сезон супруги проводили в поместье Гумилёвых, деревне Слепнёво Бежецкого уезда Тверской губернии. В деревне Ахматова увидела жизнь простого русского народа. Там, в древнем Тверском краю она полюбила строгую, неброскую красоту сердечных российских губерний. В Слепнёво Ахматова написала множество изумительных стихотворений.

В 1911 г. Николай Гумилев и известный поэт Городецкий организуют «Цех поэтов». Организация представляла собою сообщество поэтов, проповедующих поэзию, как ремесло, доступное мастеру, как предмет, которому можно обучиться. В «Цех поэтов» входили: Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Нарбут, Кузьмина-Караваева и другие. В этом же году Гумилёв осуществляет свою давнюю мечту: отправляется в путешествие по Африке. Всего он совершил четыре африканские экспедиции. Впечатления, полученные во время странствий, станут лейтмотивом для многих стихотворных произведений: «Жираф», «Озеро Чад», «Египет», «Сахара», «Судан», «Паломник» и другие.

В 1912 г. Гумилёв провозгласил об основании нового литературного течения - Акмеизм. Адепты нового течения - творцы, состоявшие в объединении «Цех поэтов». Основная концепция акмеизма - противопоставление символизму. В противоположность символистам, акмеисты радели за материальность образов, за предметную точность слов. У нового направления тут же нашлось множество серьёзных оппонентов, например, .

У новоявленного направления существовало своё издательство, его главой был Николай Гумилёв. При его непосредственном участии, тиражом всего в 300 экземпляров, и был издан первый стихотворный сборник Анны Ахматовой «Вечер». Книга получила самые благоприятные отзывы. Ахматова, уже до этого блиставшая на подмостках легендарной «Бродячей собаки», стала знаменитой. Художник Юрий Анненков, автор нескольких портретов поэтессы, вспоминая, писал: «Анна Ахматова, застенчивая и элегантно-небрежная красавица, со своей «незавитой челкой», прикрывавшей лоб, и с редкостной грацией полу-движений и полу-жестов, - читала, почти напевая, свои ранние стихи. Я не помню никого другого, кто владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения…».

Справедливости ради стоит отметить, что Ахматова не была красива, но она была безумно эффектна. Воплощенная сила обаяния в неподражаемом образе. Ахматова была царицей самых изысканных петербургских салонов. «Бродячая собака» - интимный художественный театр (31 декабря 1911 г. - 3 марта 1915 г.), основанный Борисом Прониным при живейшем участии графа . К великому сожалению, «Бродячая собака» просуществовала всего три года. Но даже этого короткого срока хватило для того, чтобы это изумительное место навсегда стало ярчайшим символом Серебряного века. Акмеисты и их друзья задавали тон всему заведению. Обыкновенно поэты съезжались после полуночи, а разъезжались под утро. «Бродячая собака» являлась неоспоримым культурным центром Петербурга тех лет. Посетители кафе, лучшие поэты, художники, актёры представляли собой квинтэссенцию искусства начала XX в. В «Бродячей собаке» перед нами представала блестящая россыпь имён: Ахматова, Гумилёв, Чуковский, Мандельштам, Бальмонт, Хлебников, Карсавина, Гнесин, Мейерхольд, Аверченко, Вахтангов, и многие другие.

Гумилёв и Ахматова являлись самой настоящей звёздной парой Серебряного века. Стоит заметить, что в отличие от многих современных «звёздных пар», они величиною своего таланта действительно заслужили подобный эпитет.

В 1912 г. у четы Гумилёвых родился сын - знаменитый в будущем ученый Лев Николаевич Гумилёв. Интересная деталь, родители называли сына - Гумильвенком. Лев Николаевич Гумилёв (18 сентября 1912 г. - 15 июня 1992 г.) - историк-этнолог, географ, востоковед, выдающийся мыслитель, основатель теории этногенеза.

1914 г. в свет вышел новый сборник Ахматовой - «Чётки». Издание пользовалось оглушительным успехом. После напечатания «Чёток» знаменитая назвала Ахматову «Анной Всея Руси», ей же принадлежали такие лестные эпитеты, как: «Муза плача», «Царскосельская Муза». Марина Цветаева по достоинству оценила яркость новой звезды русского поэтического Олимпа.

Началась первая мировая война. В составе маршевого эскадрона лейб-гвардии Николай Гумилёв отправился на фронт. После начала военных действий закрыли литературное кафе «Бродячая собака». Официальная версия: незаконная торговля спиртным. В следующий раз свои двери кафе откроет лишь в далёком 2001 г.

1917 г. ознаменован появлением стихотворного сборника «Белая стая», слава Ахматовой растёт. Однако совершенно разладилась семейная жизнь. В августе 1918 г. Гумилёв и Ахматова официально развелись. Ахматова рассказывала: «Мы прожили с Николаем Степановичем семь лет. Мы были дружны и внутренне многим обязаны друг другу. Но я сказала ему, что нам надо расстаться. Он ничего не возразил мне, однако я видела, что он очень обиделся...». Вскоре после этого Анна вышла замуж за учёного Владимира Шилейко.

Первый удар судьбы

24 августа 1921 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности был расстрелян Николай Гумилёв. Ахматова, почитавшая Гумилёва своим «братом», была раздавлена горем, даже ходили слухи о её самоубийстве. Смерть Гумилёва явилась для неё первым тяжёлым ударом судьбы в череде многих будущих испытаний.

Поэт Ахматова продолжала печататься. Изданы новые сборники «Подорожник» и «Anno Domini». Корней Чуковский напечатал нашумевшую статью «Ахматова и Маяковский», в которой с большим пиететом отнёсся к творчеству обоих поэтов. Он полагал, что они отражали два лика послереволюционной России: и если Маяковский «в каждой своей строке, в каждой букве есть порождение нынешней эпохи, в нем ее верования, крики, провалы, экстазы», Ахматова, наоборот, «бережливая наследница всех драгоценнейших дореволюционных богатств русской словесной культуры. Недоброжелатели же поспешили очернить поэтессу, говоря о религиозной составляющей, неприемлемой для поэзии революционного времени. Ну что ж, это правда. Анна Ахматова с юных лет была глубоко верующим человеком. Вера в Бога на протяжении всей жизни помогала ей с поразительным мужеством принимать страшные удары судьбы.

В 1922 г. произошёл разрыв со вторым мужем - Владимиром Шумейко. Официальный развод последовал лишь в 1926 г., после него поэтесса впервые, по документам, стала носить фамилию Ахматова (до этого времени она носила фамилии мужей). В 1924 г. Ахматова переехала на квартиру искусствоведа Николая Пунина, будущего третьего мужа. Анна начала заниматься изучением творчества , а также историей архитектуры Санкт-Петербурга.

Молчание

1925 г. - год «гражданской смерти» поэтессы. В 1925-ом было принято и опубликовано известное постановление ЦК ВКП (б). «О политике партии в области художественной литературы». Ахматова свидетельствует: «Между 1925-1939 годами меня перестали печатать совершенно. Тогда я впервые присутствовала при своей гражданской смерти. Мне было 35 лет». В своих дневниках Анна писала: «После моих вечеров в (весна 1924 года) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском М. Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК: не арестовывать, но и не печатать»».

Для поэта такого уровня подобное постановление действительно было равносильно смерти. Пятнадцать бесконечных лет вынужденного молчания, страшный приговор тупоголовых идеологов. Лишь в 1940 г. ахматовские стихи вновь были напечатаны. Вышел сборник под названием «Из шести книг», увы, стихи к сборнику выбирала не сама поэтесса, а редактор-составитель. Как вспоминали современники, Анна Ахматова отрицательно относилась к переводческой деятельности. Однако, чтобы прожить, она была вынуждена этим заниматься. Её переводы были очень хороши, Анна Андреевна перевела произведения 150-ти поэтов с 78 языков мира.

Существует легенда о причастности к возвращению Ахматовой в легальную литературу. Якобы вождь народов, увидев, что дочь Светлана переписывает в тетрадь стихи Анны Ахматовой, спросил у приближённых: «Почему же Ахматову не издают?». Действительно, перед войной в литературной карьере Ахматовой наметился некий положительный сдвиг, помимо сборника ей удалось осуществить несколько публикаций в журнале «Ленинград». Ахматову приняли в Союз советских писателей.

В 1935 г. по ложному обвинению произошёл арест мужа - Николая Пунина и сына - Льва Гумилёва. Ахматова написала письмо Сталину и спустя неделю их освободили. В те страшные дни Анна Ахматова, убитая горем, измученная в тюремных очередях, начала писать свою знаменитую поэму «Реквием».

В 1938 г. Льва Гумилёва повторно арестовывали и приговорили к 5 годам лагерей. Для того времени обвинение стандартное - «антисоветская деятельность». Гумилёв вышел из заключения в 1943 г., а в 1944 г. ушёл добровольцем на фронт. Он воевал в артиллерии, на 1-Белорусском фронте, участвовал в штурме Берлина, был представлен к боевым наградам. В том же году Ахматова расстаётся с третьим мужем - Николаем Пуниным.

В июне 1941 г. на квартире Ардова у Ахматовой состоялась единственная встреча со своей любимой наперсницей - соперницей, поэтом Мариной Цветаевой. Ещё в 1921 г. Цветаева написала Ахматовой: «Вы мой самый любимый поэт, я когда-то давным-давно - лет шесть тому назад - видела Вас во сне, - Вашу будущую книгу: темно-зеленую, сафьянную, с серебром, - «Словеса золотые», - какое-то древнее колдовство, вроде молитвы (вернее - обратное!) - и, проснувшись, я знала, что Вы ее напишете». Впечатлившись волшебным сном, Цветаева написала первое стихотворение к Анне Ахматовой. Ахматова также неоднократно в своём творчестве обращалась к Цветаевой, она называла её своей неизменной спутницей. Поэты шли разными поэтическими путями, писали в разных стилях, но было одно общее, объединяющее их. Оба великих автора открыто говорили о своих чувствах, они обе были женственны и мужественны. 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой, точная причина самоубийства и по сей день неизвестна.

Война, эвакуация

Ленинград, осень 1941 г. Неминуемо сжималось стальное кольцо блокады. По протекции «красного графа» Алексея Толстого, в верхах принято решение об эвакуации Ахматовой и . Их вывезли на военном самолёте. Так Ахматова, волею военных судеб, оказалась в Ташкенте. В этом городе 23 февраля 1942 г. Ахматова напишет своё знаменитое военное стихотворение «Мужество». В Ташкенте поэтесса смогла выпустить свой новый сборник, состоявший из избранных стихов. Помощь в издании сборника вновь оказал Алексей Толстой, гениальный автор «Петра Первого». Писатель любил, помнил и чтил друзей своей молодости - Гумилёва и Ахматову. Он помогал Ахматовой вплоть до своей кончины в 1945 г.

В 1944 г. Ахматова возвратилась обратно в Ленинград. В Ленинграде проживал её названный муж Владимир Гаршин. Их роман начался в 1937 г. Владимир Гаршин был врачом патологоанатомом. Их знакомство состоялось, когда Ахматова лежала в Мариинской больнице, там она проходила обследование щитовидной железы. После выхода Анны из больницы, они стали встречаться. По воспоминаниям современников, в те дни Ахматова выглядела очень счастливой. В начале войны она была вынуждена эвакуироваться, а Гаршин же на всю блокаду остался в Ленинграде. Ахматова считала Гаршина своим мужем. Он же со своей стороны всячески поддерживал её в эвакуации, писал письма, отправлял деньги. Ахматова возвращалась в Ленинград в надежде на совместное счастье, но её мечтам не суждено было сбыться. После её приезда у них последовал разрыв, который Ахматова очень тяжело переживала. Поэт, человек существующий в своём особом, тонком мире, любое горе он переживает в десятки раз болезненней.

В 1945 г. с фронта вернулся сын Анны Андреевны - Лев Гумилёв. Всего через три года молодой учёный защитил диссертацию. В год победы в жизни Анны Андреевны произошло ещё одно удивительное событие. Она влюбилась в английского дипломата Исайя Берлина. Ахматовой было 56 лет, а Берлину 36 лет. Поэтесса посвятила ему 20 стихотворений.

Новая травля

В 1946 г. вновь началась литературная травля Ахматовой. Ее творчество подверглось шквалу убийственной критики. Её поэзию объявили чуждой советскому народу. Под этот же молот попал и её коллега Михаил Зощенко. Их обоих исключили из Союза писателей. Поэтесса осталась без средств к существованию. Уже изданный тираж её избранных стихов был безжалостно уничтожен.

В 1949 г. новые страшные испытания. Сначала арестовали бывшего мужа Анны - Николая Пунина, а чуть позднее и сына - Льва Гумилёва. Пунин умер в лагере в 1953 г., приговор Гумилёву - 10 лет лагерей. Ахматова всеми силами пыталась помочь сыну. Обивала пороги кабинетов, писала письма в самые высокие инстанции, но всё напрасно, машина террора восторжествовала. Ради сына она написала и опубликовала заведомо конъюнктурную работу - цикл стихов «Слава Миру». Ахматова напрасно надеялась, что это поможет сыну. В дальнейшем поэтесса никогда в свои сборники не включала этот цикл. Лев Гумилёв вышел из заключения лишь в 1956 г.

Официальное признание

19 января 1951 г. по ходатайству А.Фадеева, Ахматову восстановили в Союзе писателей СССР, а через несколько лет, в 1955 г., Литературный фонд выделил Ахматовой дачу в посёлке Комарово. Это был совсем маленький домик, состоявший всего из двух комнат. Ахматова в шутку называла его «Будкой». Там, в «Будке» Ахматова принимала друзей: Лидия Чуковская, Лидия Гинзбург, Фаина Раневская, Иосиф Бродский и многие другие замечательные люди были частыми гостями комаровской дачи. Именно в Комарово Ахматова написала потрясающие по своему смыслу, лирические философские стихотворения. Стоит отметить, что Анна Андреевна была совершенно беспомощна в повседневной жизни. Она боялась техники и даже не умела включать газ, поэтому с ней всегда жила какая-нибудь добрая женщина, чтобы помогать по хозяйству.

В 1962 г. на бумаге появилась поэма «Реквием» - стихотворное произведение о страшных временах гулаговских палачей, о боли многострадального русского народа. Впервые поэма была напечатана за границей в 1963 г. В России же это произошло только лишь 1987 г., уже после смерти поэтессы.

В 1964 г. Анна Ахматова получает всемирное признание: она стала лауреатом Итальянской литературной премии Этна-Таормина. Чуть позже, в 1965 г., знаменитый Оксфордский университет наградил Ахматову дипломом почётного доктора. Во время церемонии, когда Ахматова появилась, облачённая в «докторскую тогу», зал взорвался громовыми овациями. Последний стихотворный сборник, вышедший при жизни Анны Ахматовой, назывался «Бег времени».

5 марта 1966 г. не стало Анны Ахматовой, великого поэта, женщины-символа Серебряного века. Причиной смерти стал четвёртый инфаркт. Ахматову похоронили в Комарово, среди сосен и тишины. По её желанию, на могиле установили деревянный крест. Позднее её сын Лев Гумилёв, вместе со своими учениками, построил памятник в виде стены. Памятник символизировал стену тюрьмы «Кресты», под которой когда-то стояла Ахматова в надежде отдать передачу для арестованного сына.

Её стихи навсегда останутся с нами, её утончённый образ всегда будет служить мерилом чувственной искренней духовности. Честная гражданская позиция, патриотизм, жертвенность во имя любви - всё это Анна Ахматова.

Стихотворения Ахматовой проникают в самую душу, они заставляют нас понять и осознать главную ценность жизни - Любовь…

Дмитрий Сытов


Игрушки – это не просто детская забава. Психоэмоциональное состояние и нравственное становление человека не в последнюю очередь зависят от того, какие вещи его окружали в детстве. Все малыши, да и большинство взрослых любят хорошие игрушки, поэтому практически каждому будет интересно посетить музей народной игрушки Забавушка.

В каждом регионе России существуют самобытные промыслы, в том числе и по изготовлению игрушек для детей. Традиционная игрушка – это продукт декоративного и национального творчества, поэтому по виду и оформлению игрушек можно составить первое представление о культуре и быте жителей различных регионов.

Сегодня традиционные игрушки редко встретишь в детских комнатах. В нашем создании эти вещицы больше ассоциируются с сувенирной продукцией. Популярный музей Забавушка в Москве ставит своей задачей переломить сложившееся представление, и показать, что традиционные игрушки предназначены именно для игры. Именно поэтому большинство экспонатов экспозиции разрешается трогать и вертеть в руках.

Музейные экскурсии здесь проводятся в игровой интерактивной форме, ведь детей вряд ли заинтересует монотонное повествование экскурсовода. В процессе осмотра экспозиции детям предложат поиграть с представленными экспонатами и послушать действительно увлекательный рассказ об истории возникновения промысла.

История

Музей еще очень молод, его основы были заложены в 1998 году, благодаря действиям Общества ценителей народного наследия. Начало музейному собранию положила благотворительная выставка, на которой представлялись образцы традиционных игрушек, проводимая в залах музея народно-прикладного искусства. Мероприятие вызвало большой интерес, за время ее работы все желающие не смогли осмотреть экспозицию. Поэтому было решено увеличить время работы выставки. И, несмотря на то, что вход сделали платным, число посетителей не уменьшалось.

Чтобы дать людям возможность осматривать экспозицию в любое время, было решено сделать работу постоянной. Ежегодно коллекция пополнялась новыми образцами игрушек, и сегодня собрание насчитывает более 5 тысяч экспонатов. Основная аудитория, на которую ориентирована экспозиция – дети в возрасте от 5 лет.

Программы

Ласковым названием Забавушка музей русской народной игрушки выражает отношение народа к игрушке. Посетители могут осмотреть около 2 тысяч экспонатов, представляющие образцы 45 разных традиционных промыслов. Материалы изготовления игрушек разнообразны – глина, солома, лоскутки, береста. Даже на фото видно, насколько яркие и разнообразные экспонаты представлены в экспозиции.

Вниманию экскурсантов предлагается две программы. Первая посвящена глиняным игрушкам, вторая – творениям из лоскутов и древесины.

Основным принципом экскурсии, посвященной поделкам из глины, является обучение детей в процессе игры. Посетителям будет показан мастер класс по изготовлению игрушек из глины, проведены коллективные игры – творческие и познавательные. Детей познакомят с традиционными узорами для росписи. Каждому посетителю предложат самостоятельно украсить игрушку росписью, предоставляя ему полную свободу и ничем не ограничивая полет фантазии.

Камерной и необычайно интересной является экскурсия, в которой посетителей знакомят с игрушками, изготовленными из дерева и сшитыми из лоскутков. Экскурсантам покажут, какими игрушками забавлялись деревенские ребятишки в прошлые века. Объяснят, какие тайны хранят в себе примитивные на вид деревянные мишки и куколки из соломы, и расскажут, почему в каждой крестьянской семье в пространстве за печью обязательно хранили 12 штук куколок-пеленашек. А также другую полезную и интересную информацию, связанную с народными промыслами и обычаями.

Дети в процессе экскурсии не только будут слушать экскурсовода, но и смогут поиграть. Запустить волчок, попробовать, как движутся богородские шарнирные игрушки и пр. Экскурсантам предложат самостоятельно сделать лоскутную куколку-оберег и расписать деревянную свистульку.

Кроме того, музей глиняной игрушки Забавушка регулярно проводит разнообразные мастер-классы, в которых с удовольствием принимают участие не только дети, но и взрослые. Посетив такой мастер-класс можно научиться вырезать из бересты, лепить из глины, шить из лоскутков. Занятия проходят в теплой доброжелательной атмосфере и очень нравятся посетителям.

Полезная информация

Адрес музея – г. Москва, ул. 1-ая Пугачевская, стр. 17. Чтобы добраться до музея, можно воспользоваться метро, доехать необходимо до станции «Преображенская площадь». Доехав до станции, нужно пройти в переход, свернув направо. Пройти до конца, выйти через выход с левой стороны. Пройти прямо по улице Большая Черкизовская, двигаясь в сторону области. Дойти до перекрестка, свернуть на улицу 2-я Пугачевская, дойти до первого поворота, свернуть и пересечь улицу 1-я Пугачевская. Пройти несколько метров до металлического ограждения, и зайти в калитку.

Работает музей народных промыслов ежедневно, без выходных. В день проводится до пяти экскурсий. Продолжительность каждой – 1час 10 минут – 1 час 30 минут. Сначала рекомендуется посетить экскурсию, посвященную глиняной игрушке, так как вторая экскурсионная программа является продолжением первой. На территории музея проводятся русские обрядовые праздники – святки, масленичные гуляния и пр.

Примерный состав экскурсионной группы – от 20 до 40 человек. Минимальный возраст детей для посещения экскурсии по глиняной игрушке – 5 лет, для посещения экскурсии «Лоскутная игрушка» - 7 лет. Желательно, чтобы в экскурсионную группу входили дети одного возраста.

Детский билет стоит – 480 рублей, взрослый – 50 рублей, сопровождающий группу детей учитель проходит бесплатно. Одиночные посетители могут посмотреть экспозицию только во время проведения групповых экскурсий, поэтому следует заранее позвонить и уточнить время, когда можно будет приехать.

Слобода Дымково, деревни Филимоново и Богородское, село Городец, город Сергиев Посад откроют свои тайны детям.

Игры, рисунок, создание сказочных городов, роспись подлинной игрушки

подарят детям радость самостоятельного открытия нового и близкого душе ребенка мира народной игрушки.

Взрослые! Подарите детям радость открытия и творчества!

Познавая мир игрушек, дети познают окружающий мир.

Познавая мир игрушек, дети познают себя.

ЭКСКУРСИИ В МУЗЕЕ :

ГЛИНЯНАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА

«Играя – узнаем!» – вот основной принцип этой экскурсии.

Активный диалог экскурсовода с детьми, игра-медитация «Лепим игрушку!», творческая коллективная игра «Создаем сказку!», познавательная игра «Строим деревни!», веселое знакомство с народными узорами во время рисовальной пятиминутки и, наконец, «Роспись игрушки!» - Полная свобода творчества. Новые ощущения: «Я – МАСТЕР! Я – ТВОРЮ!»

Самостоятельная роспись подлинной народной игрушки – и ваш ребенок никогда не будет «красить» игрушку, как забор!

Продолжительность – 1 час 15 мин.

Стоимость билетов:

Детский – 500 рублей

Взрослый – 150 рублей

Учитель – бесплатно

ИГРУШЕЧНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

На этой экскурсии дети узнают подробности о четырех народных промыслах глиняной игрушки: Романовская, Каргопольская, Абашевская игрушка и свистульки из Торжка. Опытные экскурсоводы проводят с детьми интерактивную игру «Ярмарка», которая дает возможность закрепить полученные на этой экскурсии знания.

Затем ребята переходят в зал с деревянной игрушкой. Здесь дети имеют уникальную возможность увидеть первые русские матрешки, узнать историю их создания, поиграть в подлинные Богородские «оживающие» игрушки. Ребята знакомятся с техникой изготовления соломенных игрушек. В этом зале они также принимают участие как в интерактивных играх, так и в играх с современной деревянной игрушкой.

В заключительной части экскурсии дети получают возможность самостоятельно расписать подлинную игрушку-свистульку, сделанную руками мастеров из Полохов-Майдана. Эту игрушку дети уносят с собой.

Продолжительность - 1 час 15 мин.

Стоимость билетов:

Детский – 500 рублей

Взрослый – 150 рублей

Учитель – бесплатно

Важно!

  • в одной группе – дети примерно одного школьного возраста,
  • количество детей в одной группе – от 20 до 40 человек,
  • возраст – любой школьный.

ЛОСКУТНАЯ КУКЛА: ЭКСКУРСИЯ С МАСТЕР-КЛАССОМ

В какие игрушки давным-давно играли деревенские дети, зачем за печкой хранили двенадцать куколок, почему девушка-невеста берегла свои детские куклы, какие игрушки никогда не продавали на ярмарке и много всего интересного дети узнают во время экскурсии. В завершении каждый ребенок под руководством музейного педагога сделает свою, возможно, первую в жизни настоящую традиционную игровую куколку, которую заберёт с собой.

Продолжительность – 1 час 20 мин.

Количество детей в группе – 20-25 человек

Стоимость билетов:

Детский – 550 рублей

Взрослый – 150 рублей

Учитель – бесплатно

НАУЧИТЕ НАС, ИГРУШКИ!

Интерактивная экскурсия, в ходе которой дети узнают,

чему могут научить игрушки и о чем рассказать , поиграют в народные игры,

познакомятся с игрушками и традициями разных народов и своими руками сделают коня из лыка

Продолжительность – 1 час 30 мин

Количество детей в группе – от 20 до 35 детей

Стоимость билетов:

Детский – 650 рублей

Взрослый – 150 рублей

Учитель – бесплатно

Важно: Перед посещением Музея обязательно позвоните администратору! Музей работает только в те дни и часы, когда есть заявки на экскурсии!

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

На выбор предлагается одна из экскурсий (смотрите первые три). Родители принимают участие в игровой экскурсии вместе с детьми на протяжении всего времени, или на определенном этапе экскурсии группа делится на детей и родителей (оговаривается заранее с организатором). В заключении экскурсии все расписывают игрушку (или делают лоскутную куклу).

Продолжительность экскурсии – 1 час 15 мин

Минимальная группа, включая детей и взрослых – 20 человек

Стоимость одного билета – 500 рублей

Сопровождающий (гид) - бесплатно

ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Знакомство с народными игрушечными промыслами России, загадками лоскутной куклы и народной игрушкой других стран.

Продолжительность экскурсии – 1 час

Минимальная группа – 10 человек

Стоимость одного билета – 350 рублей

Для иностранных туристов:

Минимальная группа – 10 человек

Продолжительность, с учетом перевода, - 1 час 30 мин

Стоимость одного билета - 550 рублей

Сопровождающий (гид) – бесплатно

МАСТЕР-КЛАССЫ ПО ЛОСКУТНОЙ КУКЛЕ

Семейное мероприятие, направленное на знакомство с миром русской традиционной куклы и изготовление лоскутной куклы, имеющей определенное значение и приуроченной к какому-либо народному празднику или времени года.

Подробная информация о мастер-классах

  • Время начало экскурсий: 9.30; 11.00; 12.30; 14.00; 15.30; 17.00
  • Время работы Музея: каждый день

Важно: Посетить музей можно только в те дни и часы, когда есть заявки на экскурсии!

  • вы москвич или гость столицы;
  • у вас есть дети, которые любят игрушки;
  • вы сами любите игрушки, хоть давно вышли из детского возраста;
  • вас восхищают народные промыслы;
  • вы интересуетесь живой историей своей страны;
  • вы можете оценить ручной труд и увидеть красоту в обыденном.

Если хоть один из перечисленных пунктов характеризует вас, то добро пожаловать в рассказ о музеях игрушек в Москве. Да-да, это не описка, в Москве действительно не один игрушечный музей, но обо всём по порядку.

Первый музей, о котором мне хотелось бы рассказать, находится по адресу: Измайловское шоссе 73 ж, – но когда вы будете приближаться к этому месту, точный адрес вам не понадобится, ведь вы увидите Измайловский кремль, на территории которого и располагается музей, ещё издалека. Как здесь появился кремль и что это за место?

Экспозиция музея

Неудивительно, что здесь, в месте, так похожем на иллюстрацию к русской народной сказке, находится Музей русской игрушки. Здесь представлены игрушки, которые были любимцами наших далёких предков, традиции их изготовления передаются от мастера к мастеру из поколения в поколение.

Вы узнаете много нового об игрушечных промыслах, знаменитых дымковской, филимоновской, каргопольской, богородской, абашевской игрушках и их особенностях, об известных всему миру матрёшках, а также познакомитесь с традиционными русскими куклами. Здесь и обережные куклы с пустыми лицами, но в затейливых нарядах, и тряпичные зайки и котики, смотрящие на вас трогательным взглядом.

Свистульки и трещотки развлекали не только детей на Руси, но и их умелых родителей, которые изготавливали их собственноручно. Поражает разнообразие материалов, из которых сделаны игрушки: здесь и соломенные, и глиняные, и деревянные, и тряпичные. Всевозможные кони и олени, петушки и медведи, мужики и барыни погрузят вас в мир русской старины и народных промыслов разных областей одной большой страны. В музее также представлены домашние предметы быта, такие как прялки и ткацкие станки. Вашим детям обязательно понравится, ведь здесь так много ярких, непохожих друг на друга экспонатов.

Особенности музея

В музее помимо обычных экскурсий вам доступны экскурсии-путешествия, а если ваш ребёнок является школьником, то возможна организация захватывающе интересного урока в музее. Кроме того, вдохновившись творчеством талантливых предков, ваше чадо сможет самостоятельно сделать куклу, расписать игрушку и даже свалять валенки! Такой сувенир, как и его изготовление, будет необыкновенно ценным и дорогим воспоминанием для любого карапуза.

Как добраться и сколько стоит билет?

Попасть в музей можно, доехав до станции метро «Партизанская» и пройдя оттуда несколько кварталов. Главное, не выбирайте для посещения понедельник и вторник, потому что музей в эти дни не работает. В другие будние дни он открыт с 10.00 до 15.00, а в субботу и воскресенье – с 10.00 до 18.00. Цена билета очень демократична: входной билет – 50 рублей, а посещение с экскурсией обойдётся вам в 150 рублей.

Музей народной игрушки «Забавушка»

А это уже другой музей, и он, несмотря на то что представляет русскую народную игрушку, основан совсем недавно, в 1998 году. Он вырос из выставки, проходящей во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Интерес к выставке народных игрушек со стороны посетителей был так велик, что сначала она продлила свою работу, а когда поток желающих увидеть игрушки не уменьшился, было принято решение об основании музея. Музей народной игрушки «Забава» – детище профессионалов, влюблённых в своё дело, людей, для которых народная игрушка и любовь к детям стали неиссякаемым источником вдохновения.

Коллекция музея

В коллекции музея на данный момент насчитывается более 4 тысяч экспонатов, которые являются частью коллекции общества любителей народного творчества «Традиция». Приятной особенностью учреждения, которая наверняка приведёт в восторг вашего ребёнка, является то, что всеми экспонатами можно играть! Игрушки предназначены для игры – и сегодня ничего не изменилось со времён Древней Руси, а работники музея дарят детям возможность, держа в руках игрушки и кукол, которыми играли другие дети много лет назад, почувствовать связь поколений и лучше понять своих предков.

Среди экскурсий, доступных посетителям, есть обзорная, во время которой дети знакомятся с промыслами глиняной игрушки, с «оживающими» богородскими игрушками и техникой изготовления соломенных кукол, а в конце расписывают фигурку и забирают своё творение с собой.

На экскурсии, посвящённой глиняной игрушке, тоже будет роспись глиняной скульптурки, но детей перед этим более подробно ознакомят с народными узорами и их значением; также их ждёт много познавательных игр и творческих заданий. На экскурсии «Лоскутная кукла» вы узнаете о традициях и верованиях древних славян, связанных с одеждой и тряпичными куклами. Все экскурсии проходят в живой игровой форме и не дадут ребёнку заскучать.

Особенности:

  • ребёнок, пришедший сюда, уже должен быть школьником, чтобы уметь слушать и слышать экскурсовода и не устать за 1 час 10 минут, которые продолжается любая из экскурсий;
  • в холодное время года обязательна сменная обувь;
  • в музее действует система предварительного заказа и предоплаты экскурсии, но если вы хотите, чтобы ребёнок сам попал в музей, то следует заранее узнать время проведения экскурсий для детей одного возраста с вашим;
  • фото- и видеосъёмка в музее запрещены;
  • возможна покупка абонемента на посещение всех трёх основных экскурсий;
  • по договорённости возможно проведение экскурсии по отдельному виду игрушек;
  • возможно проведение в музее дня рождения вашего ребёнка.

    Как добраться?

    Музей находится по адресу: ул. 1-я Пугачёвская, владение 17. Добраться можно на метро до станции «Преображенская площадь», затем пешком (либо две остановки на троллейбусе или автобусе) по Большой Черкизовской до перекрёстка с 2-ой Пугачёвской улицей (или Халтуринской, если на общественном транспорте) и двигаться по 2-ой Пугачёвской около 100 м до поворота налево. Затем стоит пройти прямо до железного забора, а за калиткой вас будет ждать сказочный мир музея народных игрушек.

    Время работы и стоимость билета

    Музей работает без выходных, но время посещения привязано ко времени проведения экскурсий, а именно: 9.30, 11.00, 12.30, 14.00, 15.30, 17.00. Обязательна предварительная запись на экскурсию, и посещение возможно лишь в те дни и часы, когда есть забронированная экскурсия. Предварительная запись – на сайте музея, а время проведения ближайшей экскурсии необходимо уточнить по телефону.

    Стоимость детского билета, включающего в себя интерактивную экскурсию, составляет 480 рублей. Взрослый билет обойдётся вам в 500 рублей, а учитель с классом сможет пройти в музей бесплатно.

    Музей настоящей игрушки

    «Почему настоящей? А все другие, что же, искусственные?» – спросите вы. В этом заведении собраны не просто игрушки, а некогда любимые друзья, которых дети прятали под подушку, лечили и берегли, которым доверяли самые страшные тайны и рассказывали о самых горьких обидах. Музей находится в Московском городском дворце детского творчества, и здесь стараниями исследователя и коллекционера Сергея Романова собрана огромная коллекция игрушек советского периода нашей истории.

    Коллекция музея

    В небольшом помещении, в тесноте да не в обиде, ютятся пластмассовые пупсы, мохнатые медведи, резиновые бегемоты и тяжёлые куклы-неваляшки. Готовы хоть сейчас защитить от самого лютого врага солдатики всех армий, размеров и расцветок. Вот уже много лет цирковые гимнасты показывают свои трюки удивлённым зрителям, а игрушечная посуда и кукольные сервизы ждут юных хозяек. Герои мультфильмов и добрых сказок приветливо глядят со своих полок.

    Всё это собрано в больших шкафах и на широких полках энтузиастом своего дела. Сергей Романов терпеливо, по крупицам собирает свою коллекцию, с любовью приводит в порядок экспонаты, требующие ремонта не после пыток вандала, а после пребывания у заботливой хозяйки или хозяина. После обретения надлежащего вида игрушки занимают своё место в экспозиции музея, слегка потеснив старожилов.

    Как добраться?

    Посетить этот музей стоит не только ностальгирующим по советскому детству людям – их детям и внукам будет очень интересно увидеть, чем играли их папы и мамы, бабушки и дедушки. Этот островок прошлого расположился по адресу: ул. Косыгина, 17, – а добраться туда можно на метро до станции «Университет». Спешите увидеть коллекцию, потому что постоянно ходят слухи, что музей выселят из его нынешнего обиталища, а все эти игрушки заслуживают вашего внимания, поверьте.

    Все мы родом из детства и снова переживаем его в наших детях и внуках. Все мы хотим лучшего будущего для своих детей и внуков, но будущего без прошлого не бывает, поэтому так важно знать свои традиции, помнить, откуда мы вышли, и бережно передавать эти знания новым поколениям. Даже если эти знания и традиции касаются детской игрушки. Тем более, если знания и традиции касаются детской игрушки.

Начало музею народной игрушки «Забавушка» было положено в 1998 г. по инициативе и при участии Общества любителей народного искусства «Традиция».

Всё началось с Благотворительной акции «Игровая выставка русской народной игрушки «Забавушка», которая проводилась во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и при поддержке Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Департамента по образованию Москвы и ряда общественных организаций.

Музей «Забавушка» , CC BY-SA 3.0

Выставка оказалась столь популярной, что её не успели посетить все желающие. И творческому коллективу пришлось просить Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства продлить ее работу.В итоге Игровая выставка «Забавушка» была продлена на месяц, но посещение было уже по билетам. Однако поток посетителей от этого не уменьшился.

Музей «Забавушка» , CC BY-SA 3.0

После этого было принято решение продолжать проведение Игровой выставки русской народной игрушки «Забавушка» на постоянной основе, пополнять коллекцию, разрабатывать новые экскурсии, применять новые методики работы с детьми, чтобы в скором времени, опираясь на определенный опыт и интересы посетителей, создать Музей народной игрушки «Забавушка».

О музее

По своему статусу музей является негосударственным учреждением культуры.

В своей деятельности музей ориентирован на работу с детьми школьного возраста. Посещая музей, дети имеют возможность знакомиться с русскими традиционными игрушками.

Музей «Забавушка» , CC BY-SA 3.0

Музей располагает собранием из пяти тысяч экспонатов, представляющих игрушки сорока пяти традиционных центров ремесла. Одни из них существуют с древнейших времен, другие были возрождены в недавнем прошлом.

В экспозиции музея представлены самые разнообразные игрушки – глиняные, деревянные, соломенные, берестяные, лоскутные. Игрушки в его коллекции являются подлинными произведениями народного искусства и созданы мастерами крупнейших центров народного творчества России – , Торжка, Сергиева Посада, и многих других.

Музей «Забавушка» , CC BY-SA 3.0

Самое главное - экскурсии

В музее проводятся три экскурсии:

«Глиняная народная игрушка (вводная экскурсия)»

«Играя – узнаем!» – вот основной принцип этой экскурсии.

Активный диалог экскурсовода с детьми, игра-медитация «Лепим игрушку!», творческая коллективная игра «Создаем сказку!», познавательная игра «Строим деревни!», веселое знакомство с народными узорами во время рисовальной пятиминутки и, наконец, «Роспись игрушки!» — Полная свобода творчества. Новые ощущения: «Я –мастер! Я – творю!»

Чудо - своимим руками.

Самостоятельная роспись подлинной народной игрушки – и ваш ребенок никогда не будет «красить» игрушку, как забор!

Продолжительность – 1 час 10 мин.


Музей «Забавушка» , CC BY-SA 3.0

«Обзорная экскурсия»

На этой экскурсии дети узнают подробности о четырех народных промыслах глиняной игрушки: Романовская, Каргопольская, Абашевская игрушка и свистульки из Торжка. Опытные экскурсоводы проводят с детьми интерактивную игру «Ярмарка», которая дает возможность закрепить полученные на этой экскурсии знания.

Затем ребята переходят в зал с деревянной игрушкой. Здесь дети имеют уникальную возможность увидеть первые русские матрешки, узнать историю их создания, поиграть в подлинные Богородские «оживающие» игрушки. Ребята знакомятся с техникой изготовления соломенных игрушек. В этом зале они также принимают участие как в интерактивных играх, так и в играх с современной деревянной игрушкой.

В заключительной части экскурсии дети получают возможность самостоятельно расписать подлинную игрушку-свистульку, сделанную руками мастеров из Полохов-Майдана. Эту игрушку дети уносят с собой.

«Лоскутная кукла»

Самая камерная, самая домашняя и одновременно самая веселая экскурсия!

Узнать, в какие игрушки давным-давно играли деревенские дети, кто их делал и из чего, какие секреты таят в себе такие простые на вид соломенные куклы и деревянные медведи.

Зачем хранили за печкой двенадцать кукол-«пеленашек», почему девушка-невеста хранила свои детские куклы, какие игрушки никогда не продавали на ярмарке, в какие игры играли деревенские дети и какую рубашку шили мальчику в 5 лет – все это смогут узнать дети во время этой экскурсии.




Top