Экскурсия в музей сценарий. Экскурсия в школьный музей

Цели:

Познакомить с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас;

Развивать сообразительность и образность мышления;

Воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к предметам старины.

Оборудование: Экспозиция школьного музея, мультимедиа

Ход мероприятия

Под музыку «На горе-то калина» в музей входят гости.

Ведущая :
Дорогих гостей встречаем
круглым, пышным караваем.
Каравай мы вам подносим,
поклонясь, отведать просим.

Гости, отведав каравай, рассаживаются по местам.

Руководитель музея : Здравствуйте, ребята, гости!
Мы рады вас приветствовать в нашем школьном музее. Сегодня мы хотим пригласить вас в необычное путешествие - путешествие в далекое прошлое нашего села и людей его населяющих, по пути мы с вами заглянем в дом русского крестьянина познакомимся со многими старинными вещами, узнаем их историю и еще много нового и интересного.

Руководитель музея: Давным-давно это было, когда на месте сегодняшнего села Кулагино росли густые кустарники, промышляли башкирские племена…

сценка

(3 женщины, 3 мужчины, 1 мальчик выходят с узлами, с предметами)

1-я женщина - Господи! Да куда ж мы приехали? Степи да холмы кругом! Ой, божечки!

2-я женщина - Надо назад вертаться! В Рязанскую губернию

3-я женщина - Ох, матерь Божья, да как же мы жить тут будем?

1-я женщина - (Причитает) Господи! Божечки!

Говорила тебе. Если бы не голод и нищета, никогда бы не поехали в эти дикие неведомые места.

2-й мужчина - А травы, травы! Выше нас с тобой. Какой кругом покой!

1-й мужчина - А небо, небо какое синее…

2-й мужчина - Дымком все пахнет. А какой запах издает полынь.

1-й мужчина - А земли-то сколько - глянь, да какая добротная…

Авось, Господь нам поможет, смилостивится обустроимся на этой земле.

3-й мужчина - А поглядите мужики ведь рядом река широкая да чистая!

И спокойная такая тишина.

1-й мужчина - Ну что, родные, жить будем, строить деревню будем.

(берет за руку сынишку)

1-й мужчина - Глянь, сынок, твои просторы, это твоя земля. Тебе здесь жить. Будь всему хозяином.

(выстраиваются в шеренгу)

1-й мужчина - Рубили избы, дебри корчевали, осваивали земли - даль звала.

1-я женщина - Свое селение Кулагино назвали, по фамилии рязанца-вожака.

Руководитель музея : Среди первых переселенцев были семьи Леденевых, Кулагиных, Соловых. У нас в музее есть фотография потомков первых переселенцев Кулагина Сазона Осиповича с семьей.

Первую зиму первопроходцы зимовали в землянках у подножия горы Святиковой, не успели избы построить. Зато весной 1784 г. начали корчевать дебри да рубить избы и потянулось длиной лентой в одну улицу в лугах у речки под холмом село Кулагино. Избы наши предки ставили добротные деревянные с резными наличниками.

Давайте-ка мы с вами тихонечко заглянем в старинную крестьянскую избу.

(Свет гаснет. Звучит тихая музыка. Горит свеча или лампа )

В низенькой светелке со створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана;

В темноте белеет занавес окна;

Пол оструган гладко, ровен потолок,

Печка развальная стала в уголок,

По стенам - укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы со стулом раздвижным…

И кровать резная с пологом цветным.

Стесненные условия жизни заставляли поддерживать чистоту в доме, чтобы избежать эпидемией. Опрятная хозяйка чуть ли не ежедневно скребла стол, лавки и пол добела.

Любая крестьянская изба начиналась с красного угла. Это было почетное место. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились священные книги, горела лампада. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уж только потом здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Во время свадьбы здесь сидели молодые.

В нашем красном углу (показывает ) мы видим икону Иоанна Крестителя, подаренную жительницей села Петиной Верой Сергеевной. Икону украшали вышивкой, вешали лампаду, которую зажигали во время молитвы. Под иконами обычно лежали священные книги-молитвословы, которые очень берегли передавали из поколения в поколение. Этот молитвослов (показывает ) был найден в полуразрушенном доме и передан в музей Кубышкиной Натальей Павловной, кстати весит он почти 3 кг.

Что же касается мебели, то ее в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась.

Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и все.

Ближайший угол к двери занимала печь. (показывает)

Рады видеть вас у печки.

Без нее и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

У печи все красно лето,

У печи и сплю, и ем».

Печь была неотъемлемой частью крестьянской избы.

Ребята, а как вы думаете для чего служила печь? (ответы детей)

Правильно ребята, в печи готовили пищу: пекли пироги и хлеб, варили кашу, щи. И все получалось удивительно вкусно и питательно,

но есть еще две экзотические функции русской печи, о которых вы вряд ли слышали.

В печи крестьяне, не имевшие бани, … парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого после топки из печи удаляли угли. Внутри хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если требовалось поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях.

Расскажу я вам ещё об одной функции печи - материнской. Из воспоминаний детства Г.Р.Державина. Родился великий поэт слабеньким, недоношенным. И несколько месяцев пролежал младенец в русской печи, завёрнутый в тесто. Температура регулировалась, тесто менялось, и печь выносила в своём чреве младенца до девяти месяцев. С тех пор он прожил долгую и славную жизнь. Вот так печка-матушка!

Незаменима для русского человека печь, своей надежностью может поспорить даже с современной микроволновой. Вот послушайте одну историю.

У нас в селе Кулагино много чего случалось, всего-то и не упомнишь, говорят, был ещё и такой случай!

Жили у нас в селе как-то дед с бабкой. Стояла у них в избе большая русская печка, красавица да помощница! Дед эту печь когда-то сам сложил! Кирпич самолучший для неё выбирал! Хорошая печь получилась, большая да справная, даже спать на ней можно было!

Каждое утро бабка растапливала печь сухими дровишками и ставила в печь чугуны, в одном она грела воду, в другом варила вкусные густые наваристые щи, в третьем готовила рассыпчатую кашу с маслом! А по праздникам бабулька пекла сдобные калачи, пышные пироги с ягодами, шаньги с картошкой, кулебяки с рыбой! В холодную пору дед с бабкой забирались на печку и грели свои старые косточки!

Любили дед с бабкой свою печечку, ухаживали за ней! Дед каждое лето ремонтировал её, чистил от сажи, а бабуля всегда белила её, меняла занавесочки. Печь платила им тем же - исправно топилась и грела избу.

Однажды приехали к деду с бабкой в гости внуки из города. Подарили старикам красивую чудо-печь. Печку эту не надо было дровами топить, только подключи к электричеству, да на кнопочки нажимай. Называлась эта красивая чудо-печь - микроволновка!

Уехали внуки, а бабка нарадоваться никак не может! Страсть, как разохотилась в эдакой чудо-печке щи да кашу варить! Пироги, шаньги, кулебяки в ней печёт! Да так эту печь расхваливает, что микроволновка совсем уж тут загордилась, стоит на столе, да и хвастается перед русской печью: «Вот, я какая красивая, полезная, чистенькая, умная! Дровами меня топить не надо, не копчу, не дымлю, от сажи не надо меня чистить! Как еда приготовится, я сразу хозяйке сигнал подаю! Дверца у меня с окошечком, через неё всё видно, ничего во мне не пригорает! Места мало занимаю, не то, что ты - всю кухню загромоздила!» А русская печь стоит на кухне, да грустно так вздыхает: «Да, что-то совсем про меня бабка с дедом забыли, за мной не ухаживают за мной, как раньше! Дед меня не ремонтирует - кирпичики из меня выпадать начали, бабуля давно уже меня не белила, занавесочки не меняла! А ведь, сколько лет я им служила верой-правдой! Дед в прошлую зиму сильно простудился, я его вылечила своим теплом! Внуки их, когда маленькие были, приезжали зимой к бабке с дедом на каникулы! После прогулок на улице приходили домой, забирались на меня и грелись, а я им сушила одежду, варежки, носки, валенки! Бабуля угощала их пареным, во мне, молоком! Да теперь, видно, не нужна им стала!» Стоит печечка, переживает, а кирпичи из неё от этих переживаний стали ещё больше вываливаться!

Тут старикам ещё и отопление провели, обогревательных батарей наставили в кухне, в комнатах! Обрадовались они, посмотрели на русскую печь, да решили её разобрать! Обиделась на них печка и ушла ночью из дома! Дед с бабкой не стали сильно горевать, а потом и вовсе забыли про свою добрую помощницу! Долго не вспоминали, да потом всё равно вспомнить пришлось!

Наступили дни лихие! Стали часто в селе электричество отключать! Очень худо пришлось старикам! Электричества нет, батареи не греют, чудо-печь не работает! В избе стало холодно, старику и старухе голодно! Захворали они, загоревали они! Вот тогда и вспомнили про свою печечку-голубушку! Стали искать они свою кормилицу да помощницу и звать её обратно: «Приди к нам печечка, приди! Худо нам без тебя! Негде погреться, негде щи да кашу нам сварить, негде пирогов испечь! Прости нас, приди к нам, мы тебя обиходим да отремонтируем! Побелим, занавесочки красивые повесим, станешь ты у нас ещё лучше и краше прежнего!»

Пожалела стариков печка, вернулась в избу! Дед русскую печку отремонтировал, кирпичики новые кое-где поставил, бабуля её побелила, занавесочки новые повесила! Стала русская печь лучше прежнего! Бабка нарадоваться не может уже русской печечке, щи да каша ещё вкуснее, пироги ещё пышнее стали получаться, а дед теперь на печи спит, свои старые косточки греет! Истопят старички свою печечку с утра и целый день в избе тепло и уютно! А русская печь стоит на кухне и радуется, что и она бабке с дедом тоже пригодилась!

Микроволновку на комод поставили, салфеткой прикрыли, чтоб не пылилась и не пачкалась, подарок всё-таки! Вещь-то хорошая, да когда не бывает электричества - бесполезная! Еду в ней ни приготовить, ни разогреть! Так и стоит она у бабки с дедом без дела! Народ не зря говорит, что лучше русской печки ничего и придумать нельзя! Ей всё равно - есть в доме электричество или нет, истопишь её дровишками, она тебя и накормит, и напоит, и согреет, и вылечит!

Не один век русская печь людям служила, и ещё не один век послужит!

Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмешь

И рассмотришь, то поймешь,

Для чего они нужны,

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

Старая пара - кочерга и ухват. Но они - самые нужные «припечные» жители.

Кочергой выгребали золу из печи и ворошили угли. (показывает)

Ухватом (показывает) хозяйка ловко цепляла пузатые горшки или чугунки и отправляла их в печь или доставала из печи. В чугунах на стол подавали пищу - она долго не остывала.

У печи стоят так важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

Непростое это дело посадить чугунок в печь. Хотите попробовать, ребята? (1-2 чел. пробуют под музыку)

Рядом с печью обязательно висели рушник (показывает ) и рукомойник - это глиняный или железный сосуд с двумя сливными носиками по сторонам. (показывает).

Умывались ключевой водицей,

Утирались рушником.

Изо льна его соткали,

Украсив вышивкой потом.

Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки и вытирала их рушником.

(Ступа, пест и помело) (показывает)

Баба Яга садится в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает.

А для чего они крестьянину?

В ступе пестом толкли зерно, очищая его от шелухи. Помелом подметали внутри печи, а затем лопатой сажали туда тесто будущего каравая.

Кто из вас хочет приготовить муку для каравая? (выходят 2 человека толкут зерна под музыку)

Отгадайте о каком предмете идет речь?

Был я копан, был я топтан,

Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил,

Сам терпел - ничего не ел.

Сделался стар - пеленаться стал.

Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге - кружале изготавливают, затем на базаре продают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нём варили щи, кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Когда горшок становился старым, давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его не ставили. Ну а если падал и разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.

Чернец - молодец, в красно золото залез.

До смеху хохочет, выскочить хочет.

Угадали, что это такое? Это чугунок, (показывает) он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Одежду наши предки носили домотканую - льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках. А нитки сначала нужно было напрясть. Девочки уже с 5 лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными.

Звучит русская народная песня.

Девочка (Соловьева О) в костюме выходит садится и начинает прясть,

В низенькой светелке

Огонек горит.

Молодая пряха

У окна сидит.

потом музыка стихает.

Пряха: Позолоченная прялица,

Япряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне моя работа нравится.

Может, кто-то из вас знает, что я делаю?

Дети: Нитку прядете.

Пряха: Правильно. А на чем я ее пряду?

Дети: На прялке.

Пряха: Прялку так назвали потому, что на ней прядут. А работает она так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку. Начинаю прясть, а нитки наматываю вот сюда. Как это называется?

Дети: Веретено.

Пряха: Правильно веретено. Вот за то, что оно вертится, его так и назвали - веретено. На него наматываются нитки. По избе пляшу, нитку кружу,

Чем больше кружусь, тем больше толстею. Вот я сколько ниток напряла.(Показывает корзину с разными клубками. Прясть меня научила моя бабушка Соловьева Валентина Михайловна, хотите я вас научу? А вы хотите попробовать? (1чел пробует под народную музыку)


2-й экскурсовод:
Повседневная жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было постирать, погладить белье. А как это делалось? У нас здесь представлены подлинные предметы, предназначенные как раз для этого. Рубель (плоская палка, шириной 10-12 см с ручкой; валек.) Скалка (от «скать» - тонко раскатывать, вытягивать).

Вот рубель - в названье чуден,

В примененье легок он.

Гладил с легкостью лен,

Из дерева рублен (показывает рубель)

(Предполагается показать детям, как стиралось и гладилось белье.)

Перед вами утюг

Грелся он в то время на углях,

«Школа наших бабушек»

Цель:

расширение общего кругозора;

воспитание культуры музейного зрителя;

развитие внимания, наблюдательности, мышления.

Ход мероприятия:

Дорогие ребята, скоро вы пойдёте в школу. Научитесь не только читать и писать, начнёте познавать наш большой и увлекательный мир. У вас будет много разных уроков: математика, окружающий мир, история и многие другие.

А мы с вами сейчас находимся в музее.

Кто из вас знает, что такое музей?

Музей - это место, где собраны и хранятся старинные вещи. А наш музей не простой. Это музей истории народного образования Царицына - Сталинграда - Волгограда. И рассказывает нам о том, когда появились первые школы в нашем городе, кто и чему в них учился.

Вот и мы с вами перенесёмся на много лет назад и побываем в школе, в которой учились ваши бабушки и дедушки, а, может быть, даже прабабушки и прадедушки. Мы узнаем, что они носили с собой в школу, какие учебники, тетради и ручки у них были.

Но наше путешествие сегодня будет не совсем обычным, прежде чем увидеть экспонат нашего музея, вам необходимо отгадать загадку.

Итак, отправляемся....

Вот вам первая загадка:

Стоит чудесная скамья,

на ней уселись ты да я,

скамья ведёт обеих нас

из года в год, из класса в класс.

Что это такое?

Верно, это парта.

Когда вы придёте в школу, вас там будут ждать удобные столы и удобные стульчики. А ведь когда-то давно в классах стояли не столы и стулья, а вот такие парты.

Рассматривание экспоната 1

Фото 1

Школьный стол прочно соединён со скамейкой. Наклонная крышка парты откидывалась, под столом - подставка для ног, а скамейка поддерживала спину ученика, заставляя держать её прямо. Со временем у парт появились отверстия для чернильниц, углубление для ручек и крючки для портфелей.

Попробуйте посидеть за партой, удобно?

Ну что ж, вот вам ещё одна загадка:

По чёрному белым

пишут то и дело.

Потрут тряпицей

чиста страница.

Школьная доска, верно.

Рассматривание экспоната 2 (фото 1)

Придя сегодня в школу, вы вряд ли где увидите такие доски, сейчас они зелёные или интерактивные, т.е. управляются с помощью компьютера.

А ваши бабушки писали именно на таких досках.

Перед уроком дежурный по классу тщательно мыл тряпку, а потом вытирал с доски. А учитель следил за тем, чтобы перед началом урока в классе всегда была чистая доска и мокрая тряпка.

А кто из вас сможет отгадать следующую загадку?

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

только слышно: стук да стук

Рассматривание экспоната 3 (фото 1)

Счёты - это устройство для произведения простых математических действий, оно было одним из первых вычислительных устройств. Я называю их первым калькулятором. Счёты представляют собой раму с нанизанными костяшками. Передвигая эти костяшки, очень легко складывать и отнимать числа. Счёты были разных размеров: от очень больших, которые стояли у доски, до очень маленьких, которые школьники носили в своих портфелях.

У нас представлены счёты разных размеров. Мы тоже с вами можем попробовать посчитать на них.

Ну что ж, дорогие друзья, мы с вами находимся в классе наших бабушек. Мы посмотрели, какая в классе была обстановка, за какими партами они сидели, на каких досках писали, а теперь давайте заглянем к ним в портфель, какие книги и тетради они носили в школу, какими ручками писали.

И вот вам следующая загадка:

Новый дом несу в руке,

дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

все ужасно важные..

Ваши родители, конечно же, вам скоро купят красивые удобные рюкзаки, с которыми вы пойдёте в школу. А раньше почти все портфели были одинаковой формы, почти все они были тёмные, на них не было никаких рисунков, но зато очень удобно было кататься с горки. Такой портфель представлен в нашем музее.

Рассматривание экспоната 4

А что же клали в свой портфель школьники прошлого века?

И вот вам ещё одна загадка:

В этой узенькой коробке

ты найдёшь карандаши,

ручки, перья, скрепки, кнопки

что угодно для души.

Рассматривание экспоната 5

Пенал...Каких только пеналов нет в наших магазинах: и больших и маленьких, с полным набором канцелярских товаров и без... В нашем музее вы видите пенал. 80-х годов прошлого века, с такими пеналами ходили скорее не бабушки, а ваши мамы. Посмотрите здесь есть и счёты, и алфавит, и часы. В своё время он считался очень модным.

И в пенале обязательно лежали... :

Отгадай, что за вещица,-

острый клювик, а не птица,

этим клювиком она

сеет - сеет семена.

Не на поле, не на грядке -

В пенале, который вы видите в витрине лежат обычные шариковые ручки. Такими писали ваши мамы, а вот бабушки писали совсем другими ручками - перьевыми. Писать ими было очень сложно, поэтому когда дети приходили в первый класс, они учились писать сначала простым карандашом. В школе был специальный предмет, который назывался чистописание. Только после того, как ученик научился писать аккуратно и красиво карандашом, ему разрешалось писать чернилами, и только тогда он мог взять в руки перьевую ручку.

Рассматривание экспоната 6

Фото 4

Чем же они отличались от обычных, шариковых, которыми мы с вами привыкли пользоваться?

Ручка была деревянная со стальным наконечником, куда вставлялось специальное пёрышко.

Перья были разные по размеру и форме и носили интересные названия, например, «казачок» или «лягушка».

А мы сегодня с вами попробуем убедиться, что писать такими ручками было нелегко.

Но для того, чтобы писать этими ручками, необходимо было специальное приспособление.

Рассматривание экспоната 7 (фото 4)

И называется это приспособление - чернильница -непроливайка. Эта чернильница внутри устроена так, что если её наполнить чернилами и случайно опрокинуть, чернила из неё не выльются. Такая чернильница стояла у каждого школьника на парте, и дежурный по классу перед уроком должен был наливать в неё чернила. А чтобы её удобно было носить мамы шили для неё специальный мешочек и ребята привязывали его за ручку портфеля и так носили, чтобы баночка случайно не разбилась и не запачкала тетради и учебники.

Но всё равно не обходилось без клякс.

Замарашка, озорница

вдруг уселась на страницу.

Из-за этой баловницы получил я единицу.

Ну что ж, ребята, давайте попробуем пописать перьевыми ручками, не поставив кляксу, и убедимся, как это трудно с непривычки.

Ребята пробуют написать буквы, слова перьевыми ручками.

У нас осталось совсем немного предметов из бабушкиного портфеля. И вот вам следующая загадка:

То я в клетку, то в линейку,

написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

кто такая я?

Правильно «тетрадь».

Рассматривание экспоната 8

У нас в музее представлены не просто тетради, а прописи. Это сейчас прописи яркие красивые, а раньше на уроках чистописания писали именно в таких прописях, которые представлены в нашем музее. В них практически нет рисунков, но зато очень красивыми получались буквы.

Как вы думаете, что ещё должно обязательно лежать в портфеле первоклассника?

Я всё знаю, всех учу,

хотя сам всегда молчу,

чтоб со мною подружиться,

надо грамоте учиться?

Что же это? Верно, букварь.

Букварь - первый учебник школьника во все времена. Посмотрите, как выглядели буквари, по которым учились ваши бабушки и мамы.

Рассматривание экспоната 9,10,11

Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами ненадолго отправились в прошлое, чтобы посмотреть, как учились наши бабушки и дедушки, папы и мамы. Думаю, что это путешествие было для вас познавательным, и вы для себя открыли много нового.

До новых встреч!

Тематическая экскурсия "Русская изба"

Цель мероприятия: формирование духовной культуры обучающихся 10-14 лет через организацию экскурсионной деятельности.

Задачи:

познакомить обучающихся с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;

воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам,

воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,

развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;

развивать память, логическое мышление, воображение.

Оборудование : цифровой фотоаппарат, магнитофон, записи народных песен.

Реквизит: русский народный костюм, куклы-обереги, картофель, дидактический материал.

Методы:

репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов;

игровой: направлен на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.

Ход мероприятия:

Экскурсия в школьном краеведческом музее «Возрождение»

Цель экскурсии:

Ознакомить учащихся с экспозициями школьного музея;

Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к школе;

Способствовать развитию коммуникативных компетентностей.

Продолжительность экскурсии: 20-25 минут.

В школьном коридоре у входа в музей собирается группа экскурсантов.

Перед нами разыгрывается действие:

За столом сидит Петя, он читает и постепенно засыпает. Появляется Янус. Петя просыпается. В изумлении смотрит на Януса.

Янус: Ты испугался? Не ожидал меня увидеть? Не узнал?

Петя: Почему не узнал? Узнал. Пап, а уроки все равно учить не буду.

Янус: (ошарашено) Я не пап. Я - Янус, Бог времени.

Петя: Да нет, маски я твои вижу. Но мне интересно пап, зачем ты их надел?

Янус: Да не папа я, не папа.

Петя: А кто?

Янус: Я Янус, древнеримский Бог, Бог Времени.

Петя: Значит, ты из компьютерной игры.

Янус: Какая игра? Ну, подожди, я тебе сейчас покажу «игра»

(Разворачивается, дает Пете подзатыльник. Петя падает на пол).

Петя: Ого, похоже, не игра. А мой папа, кажется, не дерется.

Янус. Я же говорил, а ты мне не верил.

Петя: Значит ты и вправду Янус?

Янус: И вправду.

Петя: Вот здорово! И ты можешь меня во времени покатать?

Янус: Могу.

Петя: А как мы поедем?

Янус: Как захочешь.

Петя: На машине времени?

Янус: Давай на машине.

Петя: А на волчке можешь?

Янус: Можно и на волчке.

Петя: А если в шкафу?

Янус: Как захочешь.

Петя: А куда мы отправимся? Давай полетим назад в прошлое.

Янус: Это понятно. А куда именно?

Петя: Не знаю. Куда-нибудь.

Янус: Хорошо! Чтобы полететь, ты должен вставить в дверь (дверь школьного музея) ключ, повернуть два раза и сказать: » В глубь готов назад. Вперед! Машина времени, полный ход» Все запомнил?

Петя: Да.

Янус: Еще не передумал лететь?

Петя: Нет. (берет ключ, говорит слова,! Машина времени, полный ход, Вперед!» открывает дверь музея).

Звучит таинственная музыка. Петя вместе со зрителями входит в школьный музей. Их встречают в русских народных костюмах экскурсоводы – краеведы.

Руководитель музея: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею. Экскурсию проведут наши экскурсоводы-краеведы -Буянова Анастасия, Егин Иван.

Краевед 1: Настя

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую
Мы готовили для вас!

Краевед 2 : Иван говорит, Настя подносит, вручает хлеб соль.

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Ведь не зря хлеба растили,

Собирали урожай.

Вы примите, дорогие,

Гамалеевский наш каравай.

С караваем соль подносим.

Поклонясь, отведать просим.

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук.

Ведущие вручают Пеннер Н.В. Хлеб, соль.

Краевед 1: Сегодня во время экскурсии, мы с вами узнаем много интересного и нового из жизни наших предков, об их быте, культуре, занятиях и многом другом. Об этом нам расскажут экспонаты-предметы быта, документы, альбомы, экспозиции, фотографии, и многое другое, что находится в нашем музее.

Кто был самым внимательным , я узнаю в конце нашей экскурсии.

Краевед2:

Школьный краеведческий музей в Гамалеевской школе был создан в сентябре 2002 года и получил название «Возрождение».

Инициатор создания музея, бывший учитель истории и краеведения Решетова Валентина Ивановна. Под ее руководством работала поисковая группа ребят. Они собирали экспонаты и исторические справки для музея у местного населения и в районном краеведческом музее.

Краевед2 : С 2011 года руководителем музея - является Коренькова Е.Н. Создано объединение «Музейное дело». В музее на данный момент собрано 85 экспонатов. Среди основного фонда 6 разделов:1 раздел «Моя малая Родина – Гамалеевка» раскрывает достопримечательности села, 2 раздел «Оренбургу -270 лет», «Сорочинск» знакомит нас с историческими местами города Оренбурга и города Сорочинска. Следующий раздел раскрывает возникновение и развитие села Гамалеевки становление колхоза «Победа». Раздел «Они сражались за Родину» знакомит нас с односельчанами – участниками Великой Отечественной войны». «Летопись Гамалеевской школы рассказывает нам об истории возникновения и развития школы, с педагогическими работниками, осуществляющими свою деятельность в разные годы.

Краевед1:

А следующий раздел для меня очень интересен, знакомит нас с предметами быта, кухонной утварью, и другими вещами деревенского дома.

Выходят Аня и Юля в русских народных сарафанах со словами.

Под русско – народную музыку выходят.

Контяева Анна и Иванова Юлия рассказывают и показывают экспонаты.
Сегодня Аня и Юля
Показывают друг на друга рукой, якобы представляя, друг джруга.

Поведут рассказ,
Как жили наши предки,
Всего лишь век назад.
Аня:
Перед вами утюг,
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях,
Который был во всех дворах.

(Горящие угольки накладывали в специальные отверстия в утюге и
раздували для того, чтобы утюг нагрелся.)

Юля:

Вот старинные кувшины.
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.

Аня:
А вот это лопаточки.
Прыгали в них через кочки.
Плели их из лыка,
Не обходилось здесь без кочедыка.

Юля:

Умывались ключевой водицей
Утирались рушником.
Изо льна его соткали,
Украсив вышивкой потом.

(Полотно сделано из удивительного растения – льна, оно «дышит»,
пропускает воздух, в отличие от современных синтетических тканей.
Эта ткань очень прочная. Полотенца берегли и передавали по наследству.)
Аня:

У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты,
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.

Юля:

Вот рубель – в названье чуден,
В примененье легок он.
Гладит с легкостью лен,
Из дерева рублён.

(С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажнённые холсты).

Аня:
Это тяпка – мастерица,
Рубит мясо, овощи.
Заменили в этом веке,
На процессор стоящий.

Юля:

А это вот старинный самовар,
Дед с него чаёк пивал.
Сделан он был в Туле,
И стоял у бабушки на стуле.

Аня:

В музее есть старинные монеты,
Но на них уже не купишь конфеты.
Все они из тех времен,
Место здесь мы им найдем.

Наш рассказ мы закрываем.
Память предкам продлеваем.
Время поворачиваем вспять.
Скоро встретимся опять.

Краевед2 : Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.

В нашем музее: утюг, самовар,
Старинная прялка резная…
Да можно ль любить свой край
Не зная историю края?

Краевед 1 :

Тут порой такое диво,
Попадётся средь вещей…
Позавидует любой
Краеведческий музей…
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши…

Краевед 2 :

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея,
Без истории своей!
Да музей создать не шутка –
Нужно много сил и лет,
Чтоб гордиться мог музеем
Юный краевед!

Настя говорит, Иван показывает указкой на столе экспонаты – документацию.

Краевед 1: Сбор экспонатов музея продолжается. Наши экскурсоводы-краеведы проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с местными жителями. Затем оформляют альбомы, стенды о людях родного края и села, проводят экскурсии по музею для учеников младших классов и среднего звена, для гостей школы.

Краевед 2: А сейчас небольшая викторина по материалам нашей экскурсии. Мы с вами определим самого активного и внимательного посетителя нашего музея, который получит памятное удостоверение .

Примерные вопросы викторины.

    Когда был открыт наш музей?(сентябрь 2002г.)

    Какой материал использовали для изготовления посуды? Почему?(из глины)

    Для чего служил рубель? (разглаживали льняные холсты)

    Почему утюг называли угольным? (накладывали угли)

    Какую роль в хозяйстве выполнял ухват? (из печки горшки тянули)

    В каком городе был сделан самовар? (в Туле)

После викторины ведущие краеведы раздают самым активным участникам викторины медальки, на которых написано друг музея, и благодарят детей.

Петя: Как красиво!

Янус: Ну вот, и подходит к концу наше путешествие. А теперь скажи, доволен ли ты, что побывал в прошлом.

Петя:

Да, я очень доволен,

Я даже сочинил стихи.

Музей – живое воплощение

Былых веков и дней былых,

Души и сердца отраженье

В вещах знакомых и родных.

Храня прошедшее живое,

Он тянет в будущее нить.

Его служение святое –

Собой века соединить.

Янус:

Ну а теперь прощайся.

Мы возвращаемся назад.

(в этот момент открываются двери музея и Петя вместе со всеми радостно выходит в коридор)

(Все выходят на поклон)

Руководитель музея: Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.

Цель:
ознакомление обучающихся с историей родного края;
стремление хранить и приумножать историю села.

Задачи:
дать знания о том, что историко-краеведческий музей – это подлинный памятник, духовная культура нашего села;
расширить и углубить знания учеников об истории родного села;
развивать любознательность, внимательность, наблюдательность.

Встреча с экскурсоводом
1 ученик:
Холмы, перелески,
Луга и поля -

Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.

Хотелось бы начать нашу экскурсию с истории нашего родного села. Село Петровское основано в 1930 году, названо по фамилии жившего здесь помещика Петрова. Сейчас на территории сельского совета находиться несколько сел: Петровское, Подгорное, Зерновое и Родниковое.


2 ученик: История нашего села тесно связана с переселением греков из Крыма в Приазовье, и их традиции и культура не могли не повлиять на культуру и быт коренного населения. На этом столе вы можете увидеть рецепты национальной кухни греков, узнать немного интересных фактов о греках. Также перед вами стоят макеты старинных поселений греков.


3 ученик: В конце 20х годов 20-того века начинается непосредственно история нашего села. В апреле 1927 года несколько семей греков из села Раздольное переехали на жительство в одну из бригад колхоза «Сталино – Раздольное». Колхоз построил им дома, и они основали село Подгорное. В бригаде сеяли зерновые культуры и выращивали овощи. Но мирный труд был прерван войной. Оккупация хутора Сталинский началась в октябре 1941 года, фашисты создали новый орган управления.


4 ученик: В сентябре 1943 года в хуторе шли ожесточённые бои. Жители села укрывались на разъезде Войково. 9 сентября село было освобождено Третей Гвардейской стрелковой дивизией, в составе которой находились стрелковая рота, 511-тый огнеметно танковый батальон, разведчики, саперы и противотанковая батарея. При освобождении погибло 220 человек, село было полностью сожжено. Наши односельчане сражались на разных фронтах, они освобождали Киев, Москву, Севастополь, Вену, Будапешт и другие города Европы.


5 ученик: После окончания войны началось восстановление хозяйства. Возникла необходимость в перерабатывание сельскохозяйственной продукции, и был построен консервный завод. Также строились новые мастерские, гараж, столовая для рабочих, жилые дома, а в 1975 году была построена Петровская школа. На этом стенде вы можете увидеть фотографии первых учителей Петровской школы.


6 ученик: Создание нашего музея началось в 1998 году, когда ученики и учителя нашей школы начали собирать предметы народной культуры и быта украинцев и греков. В 2001 году музей получил статус «Музей украинского быта». Здесь вы можете увидеть фрагмент интерьера украинского дома. В углу – иконы, украшенные рушниками. Центральное место в доме занимает отбеленная и расписанная печь. Рядом с печью – кровать, а возле кровати – колыбель, которая была атрибутом каждого дома.

Вышивала, мне мама рушник,
Белоснежный, на счастье был вытканный
Вышивала в погожие дни
Разноцветными тонкими нитками.

ЧАХАЛЯН ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА Музыкальный руководитель высшей категории МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»
СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В МИНИ МУЗЕЙ

«РУССКАЯ ИЗБА"
Экскурсоводы дети от 6-7 лет (экскурсию проводит один ребенок или текст можно разделить на несколько детей) Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость. Это комната русской избы, она еще называется –
изба.
Такая раньше была у наших прабабушек в деревне. Центральное место в доме занимала
печь
, её топили дровами и чтоб они хорошо горели их помешивали вот такой
кочергой
.
Печь обогревала дом и в ней готовили еду в
чугунных горшках
. Горшок ставили в печь, а из неё доставали
ухватом
, чтоб хозяйка не обожгла свои руки. Главной едой была каша. Есть русская пословица; "Щи да каша - еда наша. Еду ели деревянными ложками. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься.

Стол
– одна из основных частей избы. Его делали большим, чтобы за ним сразу могла разместиться вся семья на деревянных лавках. На столе стоял большой
самовар
и вся крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Рядом с лавками стояли сундуки и в них хранили не только вещи, но и все ценности. «Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой - пряжу отдает?» (
прялка
Зимними долгими вечерами хозяйки на ней пряли нитки, а из ниток вязали половики, ткали полотно, шили одежду, а из лоскутков собирали покрывала на кровать. Гладили белье деревянным утюгом, который называется -рубель. Возле прялки всегда стояла детская колыбель - маленькая кроватка для грудных детей. Первой колыбелью ребенка была люлька или ещё её называли зыбка. Люльку подвешивали к потолку. Положит мама ребенка в люльку, качнет, а сама в это время прядет пряжу и напевает колыбельные песенки. Воды в доме не было и женщины с коромыслом ходили по воду к колодцу. Стирали белье в деревянном корыте, на такой вот стиральной доске. Живы традиции на Руси, какого б не было пути, От старины нельзя нам отступать, традиции России, нам надо соблюдать! Все эти предметы собраны родителями воспитанников и сотрудниками детского сада.
Прощайте, гости дорогие! (поклон)




Top