Элен курагин характеристика. Образ Элен Курагиной в романе «Война и мир

Элен Курагина - один из женских образов романа-эпопеи Л.Н.Толстого. По внешней характеристике героини, данной автором, мы понимаем, что Элен не относится к его любимым героиням. Да, Элен Курагина является душой общества, вызывает восхищение среди светской знати, в нее влюбляются. Этого ей вполне достаточно. Она следит за выражением своего лица, ведь никто не должен застать ее врасплох, каждый должен восхититься ее красотой. Элен не нужна кропотливая душевная работа, в ней нет ни одной мысли, она представляет собой только красивую обертку пустой сущности: “Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются”.

Лицо и улыбка Элен статичны, они будто неподвижны. У нее нет эмоций, поэтому и на лице ее ничего не отражается.

Элен понимает, что она красива, и пользуется этим. Автор отмечает, что его героиня хочет оставаться прекрасной внешне как можно дольше. Внешняя красота для Элен – это способ скрыть душевное уродство. Это понимает Пьер, но, к сожалению, лишь после того, как она стала его женой. Брак с Пьером – это одна из главных интриг Курагиной. Как только он стал богатым, она решила во что бы то ни стало женить его на себе. И она добивается успеха, хладнокровно двигаясь к своей цели. Став женой Пьера Безухова, Элен изменяет ему.

После дуэли Пьера с Долоховым, после разрыва с мужем, Элен понимает, что произошло в ее жизни, и что она сделала все это своими руками. Но и при этом она ни в чем не раскаивается, принимает происшедшее как неизбежное. Она не винит себя, во всем виноваты, по ее мнению, законы жизни и обстоятельства. И самым главным оправданием перед собой являются оставшиеся у нее деньги Пьера. Элен лишилась мужа, но не состояния.

Элен воспользовалась самым простым способом, чтобы разбогатеть – выгодным замужеством. Когда же она решила, что пришла пора стать свободной, она просто вызвала ревность мужа, довела Пьера до того, что он был готов на что угодно, только бы быть вдали от нее. Оставшись одна, Элен даже не потеряла своего положения в обществе, она продолжала блистать и влюблять в себя такие же пустые сердца, как и она сама.

Элен – объект влюбленности, но истинной любви она не заслуживает. Она подобна белой статуе из мрамора - прекрасной, холодной, но совершенно бездушной, поскольку сделана она из камня и вместо сердца у нее тоже камень. Курагина устраивает встречи Анатоля и Наташи, зная, что ее брат женат, и что эти встречи принесут Наташе только страдания. Пьер абсолютно прав, заявляя: «Где вы - там разврат, зло».

Когда Элен Курагина перестает быть женой Пьера, Толстой теряет к ней всякий интерес. Это было единственное обстоятельство, которое еще могло спасти ее, но она им не воспользовалась. Позже автор вскользь сообщает о том, что Элен умерла от какой-то неизвестной болезни.

Уже на первых страницах романа автор повествует о блестящей красавице – Элен Курагиной, которая без труда способна покорить любого мужчину. Она умеет подать себя, непосредственна и очаровательна к неудовольствию завистников и сплетников. В этой женщине была изюминка и тонкое обаяние.

Ее привлекательность для окружающих заключалась не только в красоте. Элен представляла собой жизнерадостную особу. Улыбка на устах преображает любого человека и располагает к себе, а так же дружелюбие, притворное участие и показная искренность.

Чтобы вращаться в высшем обществе, необходимо уметь держать себя. Исключительность манер и воспитания, позволяют ей взлететь на самую вершину, где она миролюбиво позволяла собой восхищаться. Она освоила незыблемые правила высшего света от и до, и мастерски пользовалась своими навыками. Восторг, который испытывали исключительно все мужчины в ее обществе, добывался кропотливым трудом и тщательно продуманным планом.

Общительная, и в то же время сдержанная. Приветливая и нейтральная. Может быть, она и не была женщиной глубокого ума и высоких знаний, зато умело создавала иллюзию этого. Ее речи продуманы и слажены. Порой она говорит прямо, но загадками. Тщеславие и корысть ее главные недостатки. Она, как и большинство, стремиться к богатству, высокому статусу и независимости. Ее не особенно волновало, чьей женой она станет. В приоритете была лишь выгода и расчет. Именно это обстоятельство губительно повлияло на ее взаимоотношения и брак с Пьером Безуховым.

Думаю, что Пьер знал, что Элен его не любит, но в силу ряда причин делает вид, что они идеальная счастливая пара. И его можно понять. Мало кому не хотелось иметь такую красавицу – жену, о которой мечтает весь Петербург.

Если критиковать образ Элен в целом, то стоит сказать, что она не желала быть: ни женой, ни матерью. Ее интересовали только блага, положение в обществе и всеобщее признание.

Елена Курагина является ярким и отрицательным персонажем великого романа. К слову, в то время таких особ было не мало. С другой стороны, стоит ли обвинять женщину в том, что она стремиться на пьедестал. «На то она и женщина,» - скажет вам любой мужчина.

Вариант 2

Образ Элен Курагиной в романе Льва Николаевича Толстого выделяется на фоне других героев. В самом деле, в романе есть герои, чьи образы в чём-то схожи: князь Андрей и граф Безухов, Наташа и Соня и др. Элен Курагина же ни с кем не схожа, она уникальный герой.

В самом начале мы видим Элен завсегдатаем салонов, складывается впечатление, что она знает почти весь Петербург. Она любит быть в центре внимания, любит окружать себя знатными мужчинами и вертеть ими, как ей захочется. Она может себе это позволить: она красива и доступна, но только для тех мужчин, кто может быть ей чем-то полезен, от которых она может что-то получить. Мужчины опьяняются Элен, они готовы на всё ради того, чтобы заполучить её.

Опьяняется героиней и наивный молодой граф Пьер Безухов. Недолго думая, он берёт её в жёны. Для Элен же этот брак был браком очень выгодным: новоиспеченный граф молод и глуп, но богат, у него есть имя, и он полностью очарован роковой красоткой. Управлять таким муженьком – очень лёгкое занятие для Курагиной. Замужество совсем не меняет привычек графини Безуховой: она также посещает салоны, устраивает званые обеды и т. д. Можно сказать, что делает всё это Элен с ещё большим размахом – теперь она богата. Решительно не хочет становиться матерью. Со временем новоиспечённая графиня начинает, как говорится, перегибать палку – флиртовать и не только с другими мужчинами, высмеивать Пьера, над которым и так уже подтрунивали представители светского общества Петербурга, считая его рогоносцем.

В итоге, даже такой терпеливый и скромный человек как граф Безухов не выдерживает и уходит от Элен. Дальнейшие попытки примирения ни к чему не приводят, и брак перестаёт существовать. Пьер идёт своей дорогой, а Элен продолжает играть в свои игры. Но играть ей доводится не долго. Развод был обоюдным, со стороны Элен главной причиной было желание выйти замуж за другого человека. Смерть Курагиной не даёт этому сбыться. Л. Н. Толстой не объяснил читателю, от чего именно умерла героиня. Но, зная разгульную жизнь Элен, а также ряд описаний в книге, можно сказать, что это был либо сифилис, либо прерывание беременности, что выглядит более правдоподобно, так как следов сифилиса у Пьера Безухова в романе нет. Элен не была готова к материнству – это не её. Окончила свой путь Элен Курагина не так, как она хотела. Она видела себя вечно молодой в окружении высшего света.

Элен Курагина является самой яркой и неоднообразной второстепенной героиней романа «Война и мир». Она не делала ничего плохого, она просто была одурманена тем, что её красота может дать ей всё. В итоге, Элен не смогла вовремя остановиться, всё закончилось печально.

Сочинение на тему Образ Элен Курагиной

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» славится не только интереснейшей сюжетной линией, подробным описанием жизни общества и в мирное время, и в течение войны, но и детально проработанными образами героев произведения. Во время прочтения романа возникает ощущение личного знакомства с персонажами, настолько реалистичными и живыми выглядят их образы. Однако особое внимание хочется уделить Элен Курагиной, фигуре необычайно занятной и очень интересной для анализа.

Графиня Курагина приковывает к себе внимание с первых минут знакомства. Она очень красива, знает себе цену и любит находиться в центре внимания. В светском обществе Элен воспринимают как очень умную и культурную женщину, которая умеет себя правильно преподнести, однако на самом деле она является, безусловно, отрицательным персонажем.

На мой взгляд, главным и всепоглощающим интересом графини является материальное благополучие. Её собственное, её избранников, её окружения – не столь важно, чьё именно, главное – результат. Статус и богатство составляют неотъемлемую часть её жизни, поэтому и в выборе супруга, Пьера Безухова, Элен руководствовалась теми же меркантильными интересами. Для героини не столь важна духовная близость, искренние чувства или же родственность душ – принципиальным вопросом для неё является жизнь в роскоши и блеске. Помимо всего прочего, невозможно сказать, что она умна – безусловно, Элен Курагина хитра и расчётлива, однако действительно умной женщиной её назвать нельзя.

Я полагаю, что в образе Элен Курагиной Лев Николаевич Толстой стремился объединить все самые банальные человеческие страсти – алчность, желание обладать, ничего не отдавая взамен, склонность к прагматизму и цинизму, переходящему все рамки дозволенного. И, безусловно, писатель показывает читателям, как сильно можно ошибиться, если оценивать человека исключительно по обложке или же на основе впечатления, которое он производит на окружающих людей. Чтобы понять, каким именно является человек на самом деле, недостаточно нескольких милых бесед в салоне Анны Павловны Шерер. Для того чтобы действительно узнать человека, необходимо время, и именно с течением времени читатели убеждаются в том, что Элен Курагина является циничным, достаточно злобным и очень расчётливым человеком, который во имя богатства способен пойти на очень многое.

Сочинение с цитатами

Всемирно известным произведением русской литературы является роман-эпопея «Война и мир», написанный Л. Н. Толстым в 1863 году. Особое внимание в данном произведении автор уделяет не только теме семейного счастья, роли человека на войне, но и женским образам, в число которых входят Наташа Ростова, Мари Болконская. Они покоряют читателя своей индивидуальностью, хрупкостью и душевной силой. Яркой же противоположностью этих девушек выступает княжна Курагина.

Элен Курагина – «высокая красивая дама, с огромной косой и очень оголенными белыми, полными плечами и шеей». Она подобна античной статуе, отличающейся грацией и изяществом. Внешность Элен, идеальные черты лица притягивают восхищенные взгляды окружающих, однако в поступках раскрывается истинное лицо этой девушки. Для характеристики Элен Толстой использует слова Наполеона, в которых император проводит параллель между ней и прекрасным животным. Она не способна на искренние чувства, ей чужды любовь и дружба: «Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела...". Даже в отношениях с Безуховым Элен оставалась холодной и расчетливой девушкой, готовой пожертвовать семейным счастьем ради материального богатства и собственных желаний. Для неё не существует нравственных законов и принципов, доказательством выступает её тесная связь с Фёдором Долоховым, лучшим другом Пьера

Поведение Курагиной (в замужестве Безуховой) вполне объяснимо истоками воспитания. Дочь Василия Сергеевича Курагина, «светского человека, успевшего в свете и сделавшего привычку из этого успеха", воспитана эгоистичной, тщеславной личностью, готовой на все, чтобы поддерживать блестящую репутацию в обществе. Вспомним, как Элен состояла в отношениях с двумя обеспеченными мужчинами, при этом все ещё являясь женой Безухова. Она сумела показать сложившуюся ситуацию таким образом, что петербургское общество жалело «несчастную, интересную Элен, находящуюся в недоуменье о том, за кого из двух ей выйти замуж <…> О том же, хорошо или дурно выходить от живого мужа замуж, не говорили».

В результате жизнь Курагиной обрывается, так же бессмысленно, как и всё ее эгоистическое существование. Она так и не смогла понять смысла существования, почувствовать тепло человеческого сердца, в конечном итоге оставшись в одиночестве.

Таким образом, в образе Елены Васильевны Курагиной Л. Толстой показывает бездуховное начало женщин, которых покоряло модное течение того времени. Он высмеивает её как яркую представительницу высшего света, не способную на искренность, жертвенность, доказывая, что внешность действительно бывает обманчива, поэтому о человеке следует судить по его душевным качествам и поступкам.

Вариант 5

В произведении Толстого “Война и мир” нашли отражения множество человеческих проблем, конфликтов, и бытовых мелочей, которые тем или иным образом отразились в образах самих персонажей произведения. Толстой всегда старался передать именно то, что испытывало общество во время написания произведения, дабы осветить проблемы, о которых все стараются не говорить. Что прекрасно у него получалось, так как его произведения часто становились мировыми бестселлерами, то и соответственно они достигали большего количества читателей, что помогло задумке автора. Одни из интереснейших образов является образ Элен Курагиной.

Элен Курагина – внешне довольна приятная женщина, которая своей прекрасной наружностью привлекает к себе людей, тем самым втираясь к ним в доверие, как и некоторые другие персонажи произведения. Под её внешней красотой и притягательностью скрывается отвратительная натура, для которой нет ничего важнее, чем её материальная составляющая, наряду с положением в обществе. Это и характеризует её как человека, ведь она готова пойти на любые уловки и хитрости, дабы получить желаемое, что старается подчеркнуть Толстой.

Характером же Элен довольно миловидная женщина, которая старается не создавать конфликтов и жить спокойно, без ругани. Она довольно умна, мудра, и сдержанна, что и позволяет ей с такой лёгкостью манипулировать окружающими её людьми. Одной из главных её целей является полное обеспечение себя материальной поддержкой и опорой, с которой она сможет прожить всё свою жизнь не обращая внимания на окружающие её проблемы, так как она будет под защитой. И в достижении этой цели она готова пойти на любые жертвы, как личные, так и человеческие, что делает её не очень приятной личностью априори. Она также с большим успехом скрывала свои недостатки, о которых знала только она, что смогла втереться в доверие к огромному количеству людей, которые так или иначе обожали эту девушку, потому как её красивая внешность, которая так и притягивала людей к ней, стала чем-то вроде маяка для кораблей, который притягивает к себе спасительным светом.

Я считаю, что автор пытался показать всю двуличность женщин аристократии того времени, с помощью образа Элен, так как она как нельзя лучше подходит под описание двуличной, алчной, и хитрой девушки, готовой пойти на всё, даже на обман самых близких ей людей, или даже на обман надежд другого человека, дабы получить желаемое.

Также, следует отметить, что мнение, выраженное в данном произведении является исключительно субъективным, и потому не претендует на объективность.

Образец 6

Лев Николаевич Толстой прославился своим великим произведением «Война и мир». В этом произведении, автор выражал абсолютно всю сущность того времени, и характеры людей, которые менялись под влиянием происходящих действий. Благодаря действиям, происходящим в то время, эта работа практически основана на реальных событиях, и все персонажи имеют свой определённый стиль.

Одним из таких персонажей в данной работе автора, является, графиня Курагина. Эта личность, представляет собой выдающее лицо среди всех персонажей Льва Николаевича. Звали графиню Элен, имя берёт своё начало от французских истоков, перешедших в русскую лексику. Несмотря на то, что, героиня выделяется на фоне всех персонажей в негативном фоне, она имеет высокий статус в обществе. В силу своего поведения, она способна преподнести себя в люд, с очень высокой точки общения. Благодаря её пылкому нраву, она не обращая внимания на сплетни и рассуждения, которые ведутся за её спиной, может обворожить любого мужчину. Именно такие черты приписал своей героине автор, дабы указать на разность между ячейками населения. В этом алчном человеке, хранятся зависть к деньгам, любовь к высокому статусу в обществе, но не искренние чувства, которые должны быть в настоящей женщине. В своих рассуждениях, она явно даёт понять, что отношения с Безуховым, является не что иное, как любовь к деньгам и славе.

Её привлекательная внешность, красивый овал лица, длинная коса, выразительная талия, способна привлечь к себе внимание любого мужчины. На этом и рождалось её хитрость. Исключительно хитрость этой женщины провела её к высокому статусу в обществе. В её коварстве возникает мысль, завести роман на стороне, ибо её избранник не удовлетворяет её желания. В итоге роман с Фёдором Долоховым, развивается за спиной Безухова. Эта дама, не способна любить, но способна затмить глаза любому мужчине, и в эти сети попадает каждый, кто имеет высокий статус в обществе.

Истоки такого поведения идут от её отца, который был воспитан эгоистом, и так – же бессердечно относился к окружающим, дабы указать на свой высокий статус в обществе. Автор иронично указывает на поступки этих персонажей и пытается донести до обычных людей, какими могут быть люди, привязанные к деньгам.

Но как бы не была хитра княгиня, в итоге она остаётся одна. Лев Николаевич очень ярко выразил те события, которые произошли с ней в тот момент. Этим он давал понять, что внешность любой дамы, бывает обманчива. Встретив одиночество, женщина так и не понимала духовную близость, алчность затмило её глаза, и на фоне этих событий, любой читатель осознает, что значит обман и настоящая любовь.

Сочинение 7

Многие великие писатели 19 века в своем творчестве касались вопросов нравственности общества, воплощая их в образе идеальной девушки.

Л.Н.Толстой видел свой идеал женщины в образе жены, матери, хранительнице семейного очага. В своем романе «Война и мир» он наделил этими качествами Наташу Ростову и княжну Марью, посвятивших свои жизни семье.

Но Толстой не ограничивается описанием только положительных женских образов. Как бы в противовес им, писатель рисует яркий, эффектный облик Элен Курагиной, сочетающей в себе одновременно внешнюю красоту и внутреннее, нравственное уродство.

Красота Елены Курагиной покоряет весь великосветский Петербург. И не удивительно – изящное строение тела, мраморная кожа, чарующая улыбка редко кого могли оставить равнодушным. Девушка постоянно контролирует выражение своего лица, чтобы не быть застигнутой врасплох.

Элен, с детства воспитанная с мыслью, что главной ее целью является удачно выйти замуж, окружает себя как можно большим числом поклонников разных возрастов.

Благодаря своим блестящим манерам, умению преподнести себя должным образом, Элен удачно создает у окружающих впечатление незаурядной, умной личности.

В эту ловушку попадает и Пьер Безухов, ставший, благодаря появившемуся богатству, лакомым куском для семейства Курагиных. Искренний и добрый Пьер, сраженный красотой Елены Васильевны, поначалу не замечает ее душевной пустоты. Воспользовавшись наивностью и простодушием Безухова, Курагина хладнокровно и цинично женит его на себе.

Однако после свадьбы становится очевидным, что между супругами нет ничего общего. Пьер, понявший, что женился на бездушном, безнравственном существе, не может без отвращения смотреть на свою жену. Узнав о связи Элен с Дороховым, Пьер вынужден того вызвать на дуэль. Но даже в такой ситуации, эгоистичную Элен волнует только мнение света о ней.

Даже разрыв с мужем, готовому отдать ей значительную часть своего состояния, лишь бы избавиться от нее, не вызывает в ней раскаяния. Для нее важнее остаться с деньгами, при этом сохранив свое положение в высшем свете. Цинизм, корысть, расчетливость – вот основные черты характера Элен Курагиной, помогающие ей достичь собственной цели.

Оставшись одна, Элен сближается одновременно с двумя претендентами на ее руку, пытаясь путем интриг и лжи сохранить связь с обоими. Не имеющая никаких принципов, Елена Васильевна собирается поменять веру, чтобы вторично выйти замуж. Но внезапная смерть рушит все ее планы.

Образ Елены Курагиной явился олицетворением великосветского общества, собравшего в себе множество пороков и судившем о человеке по его финансовому состоянию и внешности.

Описывая внешнюю красоту Элен, Толстой противопоставляет ей внутреннюю пустоту, тщеславие, беспринципность, показывая тем самым, что внешность зачастую обманчива. Ведь недаром, многие влюблялись в Элен, но никто по-настоящему не любил. Потому что невозможно любить прекрасную, но холодную мраморную статую, не имеющую души и тепла.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Куприна Барбос и Жулька сочинение

    В рассказе описываются детские воспоминания о двух собачках, живущих в одном дворе. Собаки совершенно разные, по описаниям – полные противоположности. События разворачиваются здесь же, во дворе

  • Сочинение по картине Кот на окне Вилли Джеймса 4 класс

    Художнику всегда хочется изобразить на холсте, что сказочное, мистическое или же момент из реальной жизни. Глядя на работу художника Вили Джеймса таинственный черный кот, который сидит и смотрит из окна на крыши домов

  • Сочинение Почему важна связь между поколениями

    Можно ли построить прочный дом без крепкого фундамента? Так и общество не может существовать без знаний и умений наших предков. Связь между поколениями - это основа нашего общества

  • Образ и характеристика Иуды в романе Мастер и Маргарита

    Если Иуда из Кариафа не самый первый предатель на земле, то лишь потому, что у него есть прототип – Иуда Искариот. Казалось бы всё предельно просто. Подойти к человеку, втереться в доверие, пригласить в свой дом и угостить

  • Анализ рассказа Носова Огурцы сочинения

    Николай Николаевич Носов один из лучших детских писателей. На его счету много юмористических и поучительных рассказов. Николай Николаевич ненавязчиво учит добру, справедливости, честности. Без нотаций простым языком

Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды ӊáчаӆа XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали для семьи всем.
Положительные образы женщин из дворянской среды приобретают еще большую рельефность, психологическую и нравственную глубину на фоне образа Элен Курагиной и по контрасту с ним. Рисуя этот образ, автор не жалел красок, чтобы четче выделить все его негативные черты.
Элен Курагина - типичная представительница великосветских салонов, дочь своего времени и класса. Ее убеждения, манера поведения во многом диктовались положением женщины в дворянском обществе, где женщина играла роль красивой куклы, которую нужно вовремя и удачно выдать замуж, причем ее мнения по этому поводу никто не спрашивал. Основное занятие - блистать на балах и рожать детей, умножая количество русских аристократов.
Толстой стремился показать, что внешняя красота не означает красоту внутреннюю, душевную. Описывая Элен, автор придает ее внешности зловещие черты, как будто в самой красоте лица и фигуры человека уже заключен грех. Элен принадлежит свету, она его отражение и символ.
Спешно выданная отцом замуж за внезапно разбогатевшего нелепого Пьера Безухова, которого привыкли презирать в свете как незаконнорожденного, Элен не становится ни матерью, ни хозяйкой. Она продолжает вести пустую светскую жизнь, которая ее вполне устраивает.
Впечатление, которое производит Элен на читателей в ӊáчаӆе повествования, - это восхищение ее красотой. Пьер издали любуется ее молодостью и великолепием, ею восхищаются и князь Андрей, и все окружающие. «Княжна Элен улыбалась, она поднялась с той же неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, как будто внося с собой блеск бала».
Толстой подчеркивает отсутствие мимики на лице героини, ее всегда «однообразно-красивую улыбку», скрывающую внутреннюю пустоту души, безнравственность и глупость. Ее «мраморные плечи» создают впечатление восхитительной статуи, а не живой женщины. Толстой не показывает ее глаз, в которых, видимо, не отражаются чувства. На протяжении всего романа Элен ни разу не испугалась, не обрадовалась, никого не пожалела, не грустила, не мучилась. Она любит только себя, думает о своей выгоде и удобствах. Именно так думают все в семье Курагиных, где не знают, что такое совесть и порядочность. Доведенный до отчаяния Пьер говорит жене: «Где вы - там разврат, зло». Это обвинение можно отнести ко всему светскому обществу.
Пьер и Элен противоположны по убеждениям и характеру. Пьер не любил Элен, он женился на ней, сраженный ее красотой. По доброте душевной и искренности герой попал в ловко расставленные князем Василием сети. У Пьера благородное, отзывчивое сердце. Элен же холодна, расчетлива, эгоистична, жестока и ловка в своих светских похождениях. Ее натуру точно определяет реплика Наполеона: «Это прекрасное животное». Героиня пользуется своей ослепительной красотой. Терзаться муками, каяться Элен никогда не станет. В этом, по мнению Толстого, ее самый большой грех.
Своей психологии хищника, захватывающего жертву, Элен всегда находит оправдание. После дуэли Пьера с Долоховым она лжет Пьеру и думает только о том, что о ней скажут в свете: «К чему это поведет? К тому, чтоб я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, который лучше вас во всех отношениях». Только это ее беспокоит, в мире высшего света нет места искренним чувствам. Теперь героиня уже кажется читателю безобразной. События войны выявили уродливое, бездуховное ӊáчаӆо, которое было сущностью Элен всегда. Данная природой красота не приносит счастья героине. Счастье нужно заслужить духовной щедростью.
Смерть графини Безуховой так же глупа и скандальна, как и ее жизнь. Запутавшись во лжи, интригах, стремясь при живом муже выйти замуж сразу за двоих претендентов, она по ошибке принимает большую дозу лекарства и умирает в страшных мучениях.
Образ Элен существенно дополняет картину нравов высшего света России. Создавая его, Толстой показал себя замечательным психологом и тонким знатоком человеческих душ.

Лекция, реферат. Образ Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого Война и мир - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.









Лев Толстой был настоящим знатоком русской души, и как никто другой, умел это подчеркнуть незаметными простому глазу обывателя деталями. Например, Элен Курагина в замужестве Безухова, – одна из самых знаменитых светских львиц столицы.

Писателю удалось описать эту даму, буквально вытравив из нее все русское. Это видно даже по «французистому» обращению к ней, хотя она – русская дворянка, чье имя звучит как Елена Васильевна Курагина. На протяжении всех эпизодов, где Элен отведена роль, показаны лишь ее негативные стороны.

Впервые появившись в салоне Анны Павловны Шерер, она производит, впрочем, как и всегда фурор – все на нее смотрят, как на очень дорогой и ценный товар. Описывая ее белые мраморные плечи, осанку, неизменную равнодушную улыбку Толстой подчеркивает, что за этой внешней красотой внутри ничего нет. Элен сама привыкла к тому, что является хорошей картиной, которой нужна дорогая рама.

Между ней и Анной Павловной состоялась своеобразная сделка. Для салона Шерер Элен – отличная приманка, где можно свободно «прясть» пустую болтовню, и придавать тем самым солидности обществу. А для Элен гостиная Анны Павловны является отличным местом для выбора подходящего жениха. Воспитаная похожими на нее людьми, в атмосфере лжи и порочности, Элен не ведает о том, что можно жить по-другому. Она искренне недоумевает, когда Пьер, став ее мужем, сравнивал ее с «настоящим злом». Для Элен нормальна такая жизнь, где все фальшиво улыбаются друг другу, думают одно и говорят другое. Она сознательно выходит замуж за Пьера, продавая свою красоту за состояние. Более того, она считает это правильным и мудрым. Даже отец ее одобрил!

К любви Пьера Элен относится как к глупой шутке. Это даже закономерно – сама она в нее не верит, никогда не любила, ее окружение состоит сплошь из таких же «застывших» в своем обличии людей. В этом плане очень показательна одна сцена – когда она посвящает Наташу Ростову в то, что ею увлечен Анатолий Курагин, брат Элен. Причем делает это графиня Безухова с таким бесстыдством и равнодушием, что Наташа себя чувствует раздетой под откровенными взглядами и улыбками Элен.

Для самой Элен такие увлечения не представляются порочными, они обыденны и примитивны, как все ее улыбки. Об этом же свидетельствует и то, как она использовала Пьера, поставив условием при расставании пользование всеми его имениями. И это при том, что практически весь свет знал о существовании любовника у графини!

Однако, кончина у Элен не завидная. Чтобы подчеркнуть серость и узость ее мышления, пустоту и низость души этой светской львицы, Толстой умышленно «стер» причину ее смерти, указав лишь на то, что «говорят, у графини произошла болезнь из-за неудобства быть замужем одновременно за двумя».

Лев Николаевич Толстой требовательно относился к женским образам своих героинь. Автор пренебрежительно указывал на неправильные черты лица, но настойчиво акцентировал внимание на внутренних достоинствах. Наоборот, на фоне прекрасного облика писатель часто показывал низменность инстинктов. Образ и характеристика Элен Курагиной в романе «Война и мир» является карикатурным портретом красавицы, не обременяющей себя материнскими хлопотами и правилами приличия.

Как выглядела героиня

Дочь Василия Курагина была красивой девушкой. Ее черные глаза жгли сердца мужчин. Силуэт княжны напоминал линии античной скульптуры, привлекая взгляды кавалеров. Тугой корсет подчеркивал соблазнительный изгиб талии. Мраморного цвета выпуклый лоб прекрасно сочетался с выбранной прической. Ухоженные волосы девушки отличались ярким блеском, подчеркивая блики драгоценностей, обильно украшающих ее шею, грудь и голову.

Светская львица одевалась согласно парижской моде, носила платья с глубоким декольте, полностью открывая полные белые плечи.

«Она была, как и всегда на вечерах, в весьма открытом по тогдашней моде спереди и сзади платье. Ее бюст, казавшийся всегда мраморным Пьеру…».

Женщина умела двигаться величественной спокойной походкой, шумя тканями одежды так, что каждому воспитанному молодому человеку хотелось подать ей руку, чтобы помочь присесть или подняться.

Элен прекрасно понимала, что женская улыбка является сильным инструментом в деле соблазнения мужчин, она обворожительно улыбалась умело и часто. Белизна зубов оттеняла белизну тела.

Характер и поведение

Элен росла с детства избалованной, с возрастом приобретая черты эгоцентризма. Смыслом жизни княжны стали разные увеселительные мероприятия, где можно было находиться в центре внимания мужчин. О высоком статусе девушки свидетельствует вензель, которым она владеет в подтверждение того, что является выпускницей Смольного института для фрейлин ее величества.

После замужества графиня Безухова стала элегантной дамой, о ней говорят, как об умной собеседнице, способной поддержать разговор высшего общества. Женщину всегда выделяет холодное спокойствие, подтверждающее, что она всегда контролирует ситуацию. Круг дружеских знакомств Элен очень широкий:

У ней бывали господа французского посольства и большое количество людей, известных своим умом и любезностью.

Графиня Безухова знает, как вести хозяйство в самом богатом петербургском доме. Бывать у нее на вечере считается весьма престижно,

быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума.

Знакомства женщины достигают уровня высоких государственных деятелей, через которых она улучшает карьеру мужа:

Элен, которую сам Румянцев удостаивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной.

Брак

Как только Пьер Безухов получил титул графа и стал самым богатым женихом России, семья Курагиных окружила его тесным кольцом заботы. Элен пустила в ход свои чары, пытаясь привязать к себе обеспеченного жениха. Наивный молодой граф не успел опомниться, как оказался женатым человеком:

он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены.

Выходя замуж, героиня руководствуется выгодой и жадностью. Лев Толстой осуждающе относится к женщинам, не желающим рожать и воспитывать детей, поэтому в глазах автора графиня Безухова является бездушным образом прозябающей в веселье и излишествах кокеткой. Семья для Элен – это только способ устроить личное материальное положение. Шикарный образ жизни требует много денег.

Граф Безухов, униженный бесчисленными изменами жены, разочаровывается в их браке. Для него Элен раскрылась, как глупая женщина, играющая своим статусом и богатством. Ничто не интересует ее, кроме удовольствия плотских утех.

Мужчины в жизни Курагиной

Героиня воспринимает измену не как предательство, а способ жизни. Личность, наделенная эгоизмом, никому не изменяет, потому что никого не любит, кроме себя.

Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела

Видит в Пьере Безухове источник собственных доходов.

Когда в доме Безуховых появился Долохов, между ним и хозяйкой сразу возникла взаимная симпатия. Обоих объединяло безнравственное отношение к жизни, страсть к удовольствиям и праздные привычки. Элен нужны были эмоциональные волнения вокруг своей персоны, она мастерски устраивала интриги, доводя мужчин до гнева, ревности, отчаяния. Последовавший за этой связью скандал закончился дуэлью между Безуховым и Долоховым, и ранением любовника.

Пьер шокирован своей способностью убить человека, разрывает отношения с женой, подписывая ей все доверенности на имущество, которые она требует. Получив относительную свободу действий, Элен возвращается в Петербург, надев маску оскорбленной несчастной женщины. Графиня Безухова делает своим фаворитом Бориса Друбецкого. Однако присутствие молодого любовника не мешает ей развить серьезный роман с принцем соседнего государства.

Принц требует разрыва со всеми кавалерами женщины, что озадачивает Элен. Разорвать старую любовную связь с придворным всемогущим чиновником намного сложнее, чем кажется. На фоне пережитого стресса героиня заболевает и умирает, впервые не достигнув своей цели.

Вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших её, она вверилась какому-то итальянскому доктору, лечившему её каким-то новым и необыкновенным способом.

Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства.




Top