Елизавета мерцалова в рассказе чудесный доктор куприна сочинение. Детали семьи Мерцаловых ("Чудесный доктор" А

Елизавета Мерцалова является одним из ключевых персонажей достаточно трогательного произведения Куприна под названием «Чудесный доктор».

Мы узнаем, что она и ее муж Емельян Мерцалов живут достаточно бедно и еле сводят концы с концами. По повествованию автора мы узнаем, что скорее всего они произошли из рода мещан. Из-за нехватки денег они уже на протяжении года живут в подвале небольшого дома, расположенного в Киеве.

Вместе они стараются растить четверых детей: Грише и Володе недавно исполнилось десять лет, Машутке семь, а также малыш, который еще является грудным. До момента развития событий за три месяца у главных героев умирает дочка, что становится настоящей трагедией в ее жизни, которую она переживает болезненно.

По внешнему описанию мы видим, что главной героине приходиться тяжело трудиться, ее лицо выглядит изнеможённо и несчастно, оно частично почернело от пережитого горя. Часто оно выражает настоящую обеспокоенность за свою будущую жизнь и за то, как будет обеспечивать детей, которых любит всем сердцем и искренне за них беспокоиться.

Женщина обладает трудолюбивым характером, она не допускает лени. Каждый день она трудиться дома на благо домашних, а также ежедневно ездит на другой конец города, чтобы работать прачкой.

Ей проблематично добираться до места работы, но ездит туда каждый день, чтобы обеспечивать себя и своих детей. Она понимает, что от ее заработка зависит то, чем будут питаться ее дети, она уже не думает о том, что будет есть сама и как будет питаться.

Несмотря на ряд финансовых трудностей, Елизавета и супруг живут достаточно мирной жизнью и разделяют тяготы и невзгоды на двоих. Автор пишет о том, что женщина серьезно заболела и ей помогает доктор Пирогов. После этого в семье появляются деньги, а жизнь героев начинает постепенно налаживаться.

Елизавета Мерцалова самоотверженная женщина, готовая разделять со своим супругом трудности и тяготы жизни. Она трудится на будущее благо своей семьи, старается работать не покладая рук, и сохраняет дружеские и добрые отношения в кругу своей семьи, несмотря ан то, что они переживают финансовые трудности и им приходиться жить в небольшом подвальчике в центре Киева.

Сочинение Образ Елизаветы Мерцаловой

Трогательный рассказ Куприна «Чудесный доктор» заставляет читателя окунуться в мрачную атмосферу нищеты, где жизнь познаётся совершенно в других красках. В центре рассказа семья Мерцаловых, которая живёт в подвале среди грязи, бедности и ужасного запаха. У Мерцаловой с мужем четверо детей, один из которых грудной. С учётом того, что читатель понимает, в каких условиях живёт эта семья, он может сделать вывод, что отец и мать семейства - очень мужественные люди, тем более, когда он узнаёт про недавно умершего ещё одного ребёнка.

Просто представьте, что должна испытывать мать, ребёнок которой умер три месяца назад, а кроме этого, у неё на руках ещё один грудной ребёнок, три чада постарше и работа на другом конце города. Именно оставшиеся дети и муж - единственное, что держит Елизавету в этом мире на плаву, единственное, ради чего она ещё живёт.

Женщина и внешне похожа на серое пятно, которое символизирует горе: она худая, высокая, а лицо её буквально почернело от всех мучений, которые она перенесла. Но жить ради оставшихся членов семьи мало, нужно зарабатывать деньги, не думая о том, какая катастрофа произошла несколько месяцев назад. Работает Елизавета у своей барыни, с утра до ночи стирает бельё, но работа эта находится на другом конце города, поэтому Мерцалова, должно быть, ужасно устаёт.

Кроме всех нагрузок по дому, работе и уходу за детьми, Елизавета болеет сильной болезнью, потому что автор пишет, что она даже может умереть, но к весне всё заканчивается хорошо благодаря доктору, которые помог финансово этой несчастной семье.

Я думаю, что таких героинь, как Елизавета Мерцалова, в нашей жизни очень мало. Я уверен, что не каждый человек найдёт в себе силы жить дальше, когда вокруг тебя сущий мрак и темнота, нищета и болезнь. Не каждый сможем пережить и смерть своего ребёнка, но она смогла. Это значит, что Елизавета - не просто мужественная и стойкая женщина, она - самый настоящий пример для подражания. И пусть она живёт не в благоприятных условиях, пусть жизнь раз за разом укалывает её, но она каждый раз преодолевает все преграды, сохраняя свою нежную любовь к мужу, детям и жизни как таковой.

Куприн смог создать не просто положительную героиню, а героиню, которой хочется сочувствовать и помогать. А тем более, когда понимаешь, насколько жизненным является вся ситуация и все герои, насколько они живые, то сразу возникает желание сопереживать, желание, чтобы у этой семьи всё закончилось хорошо.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Суть и смысл сказки Серебряное копытце Бажова

    Эта сказка рассказывает о добрых людях и чудесах, произошедших с ними. Один из главных героев сказки Бажова - одинокий старик Кокованя.

  • Сочинение по пословице Безделье мать всех пороков 7 класс

    Не могу сказать с уверенностью, что именно безделье мать всех пороков. Конечно, когда у человека слишком много свободного времени, когда ему скучно, он мается… Он не знает (счастливчик), чем себя занять. Ходит из угла в угол, звонит друзьям

  • Сочинение Что сближает прозу и лирику Бунина?
  • Сочинение Моя любимая игрушка Лего конструктор

    Первый конструктор, который у меня появился, был про полицейского, который на машине гонится за преступником. Потом мне подарили полицейский катер, и у меня начал собираться целый набор про полицейских

  • Анализ произведения Белые ночи Достоевского

    Повесть «Белые ночи» была написана Ф. М. Достоевским в 1848 году. Произведение принадлежит к раннему творчеству писателя. Интересно, что Достоевский отнес «Белые ночи» к жанру «сентиментальный роман»

Винница, Украина. Здесь в усадьбе «Вишня» на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: человек, за свою жизнь совершивший немало чудес, прототип «чудесного доктора», о котором повествует Александр Иванович Куприн.

25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» выходит произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…», — что сразу настраивает читателя на серьезный лад: ведь реальные истории мы воспринимаем ближе к сердцу и сильнее переживаем за героев.

Так, историю эту Александру Ивановичу поведал знакомый банкир, который, кстати, также является одним из героев книги. Реальная основа рассказа ничуть не отличается от того, что изобразил автор.

«Чудесный доктор» – произведение об удивительном человеколюбии, о милосердии одного известного доктора, который не стремился к славе, не ждал почестей, а лишь бескорыстно оказывал помощь тем, кому она была необходима здесь и сейчас.

Смысл названия

Во-вторых, никто, кроме Пирогова, не захотел протянуть руку помощи нуждающимся людям, светлый и чистый посыл рождества прохожие заменили на погоню за скидками, выгодными товарами и праздничными яствами. В этой атмосфере проявление добродетели — чудо, на которое остается только надеяться.

Жанр и направление

«Чудесный доктор» – это рассказ, а если быть точнее, святочный, или рождественский, рассказ. По всем законам жанра, герои произведения оказываются в сложной жизненной ситуации: беды сваливаются одна за другой, не хватает денег, из-за чего персонажи даже задумываются о сведении счетов с жизнью. Помочь им может только чудо. Чудом этим становится случайная встреча с доктором, который за один вечер помогает им побороть жизненные трудности. Произведение “Чудесный доктор” имеет светлый финал: добро побеждает зло, состояние духовного упадка сменяется надеждами на лучшую жизнь. Однако это не мешает нам отнести данное произведение к реалистическому направлению, ведь все произошедшее в нем – чистая правда.

Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. И все эти человеческие беды в светлый праздник Рождества Христова озаряются чудом.

Композиция

Все произведение построено на контрастах. В самом начале двое мальчишек стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.

Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.

Суть

В рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприн повествует о том, как человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь. Действие происходит приблизительно в 60-е годы 19 века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника. Начинается произведение с того, что двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются. Но вскоре оказывается, что в семье их большие проблемы: живут они в подвале, денег катастрофически не хватает, отца погнали с работы, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.

В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь. Они едут домой к обедневшему семейству, где доктор осматривает Машутку, выписывает ей необходимые лекарства и даже оставляет крупную сумму денег. Он не называет имени, считая содеянное своим долгом. И лишь по подписи на рецепте семья узнает, что доктор этот – знаменитый профессор Пирогов.

Главные герои и их характеристика

Рассказ предполагает небольшое количество действующих лиц. В этом произведении для А.И. Куприна важен сам чудесный доктор, Александр Иванович Пирогов.

  1. Пирогов – известный профессор, хирург. Он знает подход к любому человеку: он так внимательно и заинтересованно смотрит на отца семейства, что почти сразу внушает ему доверие, и тот рассказывает обо всех своих бедах. Пирогову не надо раздумывать, стоит ли помогать или нет. Он направляется домой к Мерцаловым, где делает все возможное, чтобы спасти отчаявшиеся души. Один из сыновей Мерцалова, будучи уже взрослым мужчиной, вспоминает его и называет святым: «… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо».
  2. Мерцалов – сломленный невзгодами мужчина, которого гложет собственное бессилие. Видя смерть дочери, отчаяние жены, обездоленность остальных ребятишек, он стыдится своей неспособности им помочь. Доктор останавливает его на пути к малодушному и фатальному поступку, спасая, прежде всего, его душу, которая была готова согрешить.
  3. Темы

    Главными темами произведения являются милосердие, сострадание и доброта. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.

    Он не остается в парке, когда Мерцалов выходит из себя: будучи человеком невероятной доброты, он выслушивает его и сразу же делает все возможное, чтобы помочь. Мы не знаем, сколько таких поступков совершил профессор Пирогов за свою жизнь. Но можно быть уверенным, что в его сердце жила огромная любовь к людям, неравнодушие, которые оказались спасительной соломинкой для несчастной семьи, которую он протянул в самый нужный момент.

    Проблемы

    А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.

    Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное. Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом». Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость. В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.

    Отчаяние тоже подробно описано автором. Оно отравляет Мерцалова, лишает его воли и силы двигаться дальше. Под влиянием горестных дум он опускается до трусливого упования на смерть, в то время как его семья погибает от голода. Ощущение безысходности притупляет все остальные чувства и порабощает личность, которая в состоянии жалеть только себя.

    Смысл

    Какова же основная идея А. И. Куприна? Ответ на этот вопрос как раз и заключен во фразе, которую говорит Пирогов, уходя от Мерцаловых: не падайте никогда духом.

    Даже в самые темные времена нужно надеяться, искать, а если совсем не остается сил, ждать чуда. И ведь оно случается. С самыми обыкновенными людьми в один морозный, скажем, зимний день: голодные становятся сытыми, замерзшие – согретыми, больные ­– выздоравливают. И чудеса эти совершают сами люди добротой своих сердец — это и есть главная мысль писателя, который видел спасение от социальных катаклизмов в простой взаимовыручке.

    Чему учит?

    Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям. В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние. Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.

    Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Есть в романе Чернышевского такой персонаж - Алексей Петрович Мерцалов. Это священник, который венчал Лопухова с Верой Павловной:

"кто повенчает?" - и все был один ответ: "никто не повенчает!" И вдруг вместо "никто не повенчает" - явилась у него в голове фамилия "Мерцалов" (гл.2,ХХI).

Мерцалов - персонаж второстепенный, и, наверное,мало кто из читателей его помнит. Между тем для сторонников православного социализма он представляет большой интерес.

Подобно тому, как Рахметов выведен Чернышевским отнюдь не только для того, чтобы передать письмо Лопухова Вере Павловне, так и значение образа Мерцалова не ограничивается эпизодической ролью в развитии сюжета. В образе Мерцалова автор стремился показать то новое, что зарождалось в среде русского духовенства, и это ему в значительной степени удалось, несмотря на трудности, обусловленные цензурными ограничениями.

При внимательном анализе текста возникает догадка, что именно для того, чтобы не привлекать к этому персонажу внимание цензора, Чернышевский постарался придать ему поменьше яркости, поменьше "выпуклости". Лишь однажды автор называет его священником, и более не акцентирует на этом внимание: так, отсутствует описание внешнего вида Мерцалова (соответственно не упоминаются ряса и борода, которые рисовали бы в сознании читателя облик духовного лица), знакомые обращаются к нему по имени-отчеству, а не "отец Алексей" или "батюшка".
И, к сожалению, из-за цензуры Чернышевский не мог сказать о священнике-социалисте все то, что хотел бы сказать.

Знакомясь с Мерцаловым, читатель застает его за чтением книги атеиста Фейербаха, о чем автор сообщает "эзоповым" языком:

"Мерцалов, сидевший дома один, читал какое-то новое сочинение, - то ли Людовика XIV, то ли кого другого из той же династии" (гл.2,ХХI).

По-видимому, это "Сущность христианства" - та же "немецкая книга", что и принесенная Вере Павловне Лопуховым и ошибочно принятая Марьей Алексеевной и Сторешниковым за сочинение Людовика XIV:

"- Ну, а немецкая-то?

Михаил Иваныч медленно прочел: "О религии, сочинение Людвига" . Людовика-четырнадцатого, Марья Алексевна, сочинение Людовика XIV; это был, Марья Алексевна, французский король, отец тому королю, на место которого нынешний Наполеон сел. " (гл.2,VII)

Трудно сказать, какой смысл вкладывал Чернышевский в нарисованную им картину: молодой священник, читающий книгу Фейербаха. Поколебали ли аргументы немецкого философа веру священника? Счел ли он их неубедительными? Нам известно только то,что Мерцалов остается священником, и у нас нет причин подозревать его в отвратительном лицемерии.

Мерцалов не порывает ни с религией, ни с церковью, в отличие от самого Чернышевского и его друга Добролюбова - бывших семинаристов, ставших идейными вождями революционно-демократического движения. Тем не менее, он - из когорты "новых людей",наряду с Лопуховым и Кирсановым.

Мерцалов идет на серьезный риск, венчая Лопухова и Веру Павловну без согласия родителей невесты:

- Вот какое и вот какое дело, Алексей Петрович! Знаю, что для вас это очень серьезный риск; хорошо, если мы помиримся с родными, а если они начнут дело {53}? вам может быть беда, да и наверное будет; но... Никакого "но" не мог отыскать в своей голове Лопухов: как, в самом деле, убеждать человека, чтобы он за нас клал шею в петлю!
Мерцалов долго думал, тоже искал "но" для уполномочения себя на такой риск и тоже не мог придумать никакого "но".
- Как же с этим быть? Ведь хотелось бы... то, что вы теперь делаете, сделал и я год назад, да стал неволен в себе, как и вы будете. А совестно: надо бы помочь вам. Да, когда есть жена, оно и страшновато идти без оглядки {54}.
- Здравствуй, Алеша. Мои все тебе кланяются, здравствуйте, Лопухов: давно мы с вами не виделись. Что вы тут говорите про жену? Все у вас жены виноваты, - сказала возвратившаяся от родных дама лет 17, хорошенькая и бойкая блондинка.
Мерцалов пересказал жене дело. У молодой дамы засверкали глазки.
- Алеша, ведь не съедят же тебя!
- Есть риск, Наташа.
- Очень большой риск, - подтвердил Лопухов.
- Ну, что делать, рискни, Алеша, - я тебя прошу.
- Когда ты меня не станешь осуждать, Наташа, что я забыл про тебя, идя на опасность, так разговор кончен. Когда хотите венчаться, Дмитрий Сергеевич?

Мерцалов интересуется социалистическими идеями и сочувствует их воплощению. Об этом свидетельствует следующий разговор между Верой Павловной, задумавшей организовать швейную мастерскую на социалистических началах, и Лопуховым:

"- Друг мой, у тебя есть какое-то веселье: что же ты не поделишься со мною?
- Кажется, есть, мой милый, но погоди еще немного: скажу тебе тогда, когда это будет верно. Надобно подождать еще несколько дней. А это будет мне большая радость. Да и ты будешь рад, я знаю; и Кирсанову, и Мерцаловым понравится.
- Но что же такое?
- А ты забыл, мой миленький, наш уговор: не расспрашивать? Скажу, когда будет верно.
Прошло еще с неделю.
- Мой миленький, стану рассказывать тебе свою радость. Только ты мне посоветуй, ты ведь все это знаешь. Видишь, мне уж давно хотелось что-нибудь делать. Я и придумала, что надо завести швейную; ведь это хорошо?
- Ну, мой друг, у нас был уговор, чтоб я не целовал твоих рук, да ведь то говорилось вообще, а на такой случай уговора не было. Давайте руку, Вера Павловна.
- После, мой миленький, когда удастся сделать.
- Когда удастся сделать, тогда и не мне дашь целовать руку, тогда и Кирсанов, и Алексей Петрович , и все поцелуют. А теперь пока я один. И намерение стоит этого.

Мерцалов соглашается читать лекции для работниц швейной матерской, а кроме того, своим авторитетом духовного лица придавать мероприятию респектабельность в глазах властей:

"- Алексей Петрович, - сказала Вера Павловна, бывши однажды у Мерцаловых, - у меня есть к вам просьба. Наташа уж на моей стороне. Моя мастерская становится лицеем всевозможных знаний. Будьте одним из профессоров,
- Что ж я стану им преподавать? разве латинский и греческий, или логику и реторику?
- сказал, смеясь, Алексей Петрович.
- Ведь моя специальность не очень интересна, по вашему мнению и еще по мнению одного человека, про которого я знаю, кто он {71}.
- Нет, вы необходимы именно, как специалист: вы будете служить щитом благонравия и отличного направления наших наук.
- А ведь это правда. Вижу, без меня было бы неблагонравно. Назначайте кафедру.
- Например, русская история, очерки из всеобщей истории.
- Превосходно. Но это я буду читать, а будет предполагаться, что я специалист . Отлично. Две должности: профессор и щит . Наталья Андреевна, Лопухов, два-три студента, сама Вера Павловна были другими профессорами, как они в шутку называли себя."

Наконец, жена Мерцалова берет на себя руководство одной из швейных мастерских:

"Мерцалова очень хорошо пришлась по той швейной, которая была устроена на Васильевском, - да и натурально: ведь она и мастерская были уж очень хорошо знакомы между собою. Вера Павловна, возвратившись в Петербург, увидела, что если и нужно ей бывать в этой швейной, то разве изредка, ненадолго; что если она продолжает бывать там почти каждый день, то, собственно, потому только, что ее влечет туда ее привязанность, и что там встречает ее привязанность; может быть, на несколько времени еще и не вовсе бесполезны ее посещения, все-таки Мерцалова еще находит иногда нужным советоваться с нею; но это берет так мало времени и бывает все реже; а скоро Мерцалова приобретет столько опытности, что вовсе перестанет нуждаться в Вере Павловне." (гл.4, IV)

Отношения Мерцалова с женой построены на тех же принципах взаимного уважения, дружбы и доверия, что и у Лопухова (нет и намека на патриархальное подчинение жены мужу):

"... между другим разговором сказали несколько слов и о Мерцаловых, у которых были накануне, похвалили их согласную жизнь, заметили, что это редкость; это говорили все, в том числе Кирсанов сказал: "да, в Мерцалове очень хорошо и то, что жена может свободно раскрывать ему свою душу", только и сказал Кирсанов, каждый из них троих думал сказать то же самое, но случилось сказать Кирсанову, однако, зачем он сказал это? Что это такое значит? Ведь если понять это с известной стороны, это будет что такое? Это будет похвала Лопухову, это будет прославление счастья Веры Павловны с Лопуховым; конечно, это можно было сказать, не думая ровно ни о ком, кроме Мерцаловых, а если предположить, что он думал и о Мерцаловых, и вместе о Лопуховых, тогда это, значит, сказано прямо для Веры Павловны, с какою же целью это сказано?" (гл.3, XXIII)

Лопуховы и Мерцаловы очень дружны и проводят много времени вместе, сходны и интересы Мерцалова и Лопухова: философия, политика, наука:
"Когда они приехали домой, к ним через несколько времени собрались гости, которых они ждали, - обыкновенные тогдашние гости: Алексей Петрович с Натальей Андреевной, Кирсанов, - и вечер прошел, как обыкновенно проходил с ними. Как вдвойне отрадна показалась Вере Павловне ее новая жизнь с чистыми мыслями, в обществе чистых людей"! По обыкновению, шел и веселый разговор со множеством воспоминаний, шел и серьезный разговор обо всем на свете: от тогдашних исторических дел (междоусобная война в Канзасе {63}, предвестница нынешней великой войны Севера с Югом {64}, предвестница еще более великих событий не в одной Америке, занимала этот маленький кружок: теперь о политике толкуют все, тогда интересовались ею очень немногие; в числе немногих - Лопухов, Кирсанов, их приятели) до тогдашнего спора о химических основаниях земледелия по теории Либиха {65}, и о законах исторического прогресса, без которых не обходился тогда ни один разговор в подобных кружках {66}, и о великой важности различения реальных желаний {67}, которые ищут и находят себе удовлетворение, от фантастических, которым не находится, да которым и не нужно найти себе удовлетворение, как фальшивой жажде во время горячки, которым, как ей, одно удовлетворение: излечение организма, болезненным состоянием которого они порождаются через искажение реальных желаний, и о важности этого коренного различения, выставленной тогда антропологическою философиею, и обо всем, тому подобном и не подобном, но родственном. Дамы по временам и вслушивались в эти учености, говорившиеся так просто, будто и не учености, и вмешивались в них своими вопросами, а больше - больше, разумеется, не слушали, даже обрызгали водою Лопухова и Алексея Петровича, когда они уже очень восхитились великою важностью минерального удобрения; но Алексей Петрович и Лопухов толковали о своих ученостях непоколебимо. (Гл.3, II)

Во "втором сне Веры Павловны" именно Мерцалов говорит о великой роли труда в формировании человеческой личности (несомненно, это отголоски того, что она слышала из уст Мерцалова накануне):
"- Да, движение есть реальность, - говорит Алексей Петрович, - потому что движение - это жизнь, а реальность и жизнь одно и то же. Но жизнь имеет главным своим элементом труд, а потому главный элемент реальности - труд, и самый верный признак реальности - дельность"
"...труд представляется в антропологическом анализе коренною формою движения, дающего основание и содержание всем другим формам: развлечению, отдыху, забаве, веселью; они без предшествующего труда не имеют реальности. А без движения нет жизни, то есть реальности"

Там же, во "втором сне" Мерцалов рассказывает о бедной и трудовой жизни в родительской семье:
"Мой отец был дьячок в губернском городе и занимался переплетным мастерством, а мать пускала на квартиру семинаристов. С утра до ночи отец и мать все хлопотали и толковали о куске хлеба. Отец выпивал, но только когда приходилась нужда невтерпеж, - это реальное горе, или когда доход был порядочный; тут он отдавал матери все деньги и говорил: "ну, матушка, теперь, слава богу, на два месяца нужды не увидишь; а я себе полтинничек оставил, на радости выпью" - это реальная радость. Моя мать часто сердилась, иногда бивала меня, но тогда, когда у нее, как она говорила, отнималась поясница от тасканья корчаг и чугунов, от мытья белья на нас пятерых и на пять человек семинаристов, и мытья полов, загрязненных нашими двадцатью ногами, не носившими калош, и ухода за коровой; это реальное раздражение нерв чрезмерною работою без отдыха; и когда, при всем этом, "концы не сходились", как она говорила, то есть не хватало денег на покупку сапог кому-нибудь из нас, братьев, или на башмаки сестрам, - тогда она бивала нас. Она и ласкала нас, когда мы, хоть глупенькие дети, сами вызывались помогать ей в работе, или когда мы делали что-нибудь другое умное, или когда выдавалась ей редкая минута отдохнуть, и ее "поясницу отпускало", как она говорила, - это все реальные радости... "

Интересно, что Мерцалов исчезает со страниц романа после возвращения Лопухова-Бьюмонта - в этом можно усмотреть намек на то, что священник не одобрял то, как устроили свою семейную жизнь некогда венчанные им молодые люди.

Итак, великий русский революционер-демократ Чернышевский свидетельствует в защиту русского духовенства XIX века: были среди православных священников и те, кто осознал несовместимость христианского учения и эксплуатации человека человеком.

Произведение Куприна “Волшебный доктор”, основанное на реальных событиях, похоже на добрую сказку. В рассказе “Чудесный доктор” герои попали в сложную жизненную ситуацию: отец семейства Мерцалов потерял работу, дети заболели, умерла младшая девочка. Вокруг кипит красивая сытая жизнь, а семья нищенствует. В преддверии праздника Рождества отчаяние достигает предела, Мерцалов думает о самоубийстве, не в силах выдерживать испытания, которые выпали на долю его семьи. Именно тогда главный герой встречает “ангела-хранителя”.

Характеристика героев «Чудесный доктор»

Главные герои

Емельян Мерцалов

Глава семьи, работавший управляющим в доме некого барина за 25 рублей в месяц. Потеряв работу из-за долгой болезни, вынужден скитаться по городу в поисках помощи, просить милостыню. В момент повествования находится на грани самоубийства, потерян, не видит смысла в дальнейшем существовании. Худой, с впавшими щеками и провалившимися глазами, он похож на мертвеца. Чтобы не видеть отчаяния своих близких, он готов в летнем пальто с посиневшими от холода руками бродить по городу, уже даже не надеясь на чудо.

Елизавета Ивановна Мерцалова

Супруга Мерцалова, женщина с грудным ребёнком, ухаживающая за больной дочкой. Ходит на другой конец города, чтобы стирать бельё за копейки. Несмотря смерть ребёнка и полную нищету, продолжает искать выход из ситуации: пишет письма, стучится во все двери, просит помощи. Постоянно плачет, находится на грани отчаяния. В произведении Куприн называет её Елизавета Ивановна, в отличие от отца семейства (его - просто Мерцалов). Сильная, волевая женщина, не теряющая надежду.

Володя и Гришка

Дети супругов, старшему около 10 лет. Накануне Рождества блуждают по городу, разнося письма матери. Дети заглядывают в витрины магазинов, с восторгом наблюдая за дорогой красивой жизнью. Они привыкли к нужде, к голоду. После появления “волшебного доктора” детей чудесным образом получилось устроить в казённую школу. В конце повествования автор упоминает, что узнал эту историю от Григория Емельяновича Мерцалова (именно тогда становится известно имя отца мальчиков), который был тем самым Гришкой. Григорий сделал карьеру и занимает хороший пост в банке.

Машутка

Маленькая дочь Мерцаловых, болеет: находится в жару, без сознания. Поправляется благодаря заботе доктора, его лечению и средствам, оставленным им для семьи вместе с рецептом на лекарство.

Профессор Пирогов, доктор

Его образ в произведении – образ доброго ангела. Встречает Мерцалова в городе, где покупает подарки для знакомых детишек. Он единственный, кто выслушал историю обнищавшей семьи и с радостью откликнулся помочь. В рассказе Куприна – это умный, серьёзный пожилой человек невысокого роста. У «чудесного» доктора ласковый приятный голос. Он не побрезговал нищенской обстановкой и отвратительными запахами подвала, где проживает семья. Его приход меняет всё: становится тепло, уютно, сытно, появляется надежда. Нужно отметить, что доктор одет в поношенный старомодный сюртук, это выдаёт в нем человека простого.

Второстепенный персонажи

Главные герои “Чудесного доктора” – простые люди, в силу обстоятельств, попавшие в отчаянное положение. Имена персонажей играют роль характеристики в произведении. Описание быта и жизни семьи Мерцаловых в начале и в конце рассказа – резко контрастны, что создаёт эффект волшебного перевоплощения. Материалы статьи могут быть полезны для составления читательского дневника или написания творческих работ по произведению Куприна.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Семья Мерцаловых в рассказе "Чудесный доктор" Куприна (краткая характеристика, описание)

Семейство Мерцаловых - это небогатая семья, вероятно, из мещанского сословия. Членами семьи является 6 человек:

отец Емельян Мерцалов

мать Елизавета Ивановна

старший сын Гриша (10 лет)

младший сын Володя (возраст не указан)

дочь Машутка (7 лет)

грудной ребенок

Еще одна дочь Мерцаловых умерла за 3 месяца до событий, описанных в рассказе:

"Три месяца тому назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания."

Около года назад в семье Мерцаловых началась череда несчастий. Отец семейства потерял работу, после чего и так не богатые Мерцаловы впали в нищету. Уже более года семья Мерцаловых живет в подвале старого дома в ужасных условиях. 7-летняя Машутка болеет и лежит в жару, но Мерцаловы не знают, где найти денег на лекарство:

"В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. Сначала он сам заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбережения. Потом, когда он поправился, он узнал, что его место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим... Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой, за перепиской, за ничтожным местом, залог и перезалог вещей, продажа всякого хозяйственного тряпья. А тут еще пошли болеть дети."

Отец семейства, Емельян Мерцалов, глубоко страдает из-за того, что не может обеспечить свою семью. Ему тяжело видеть, как его жена и дети голодают и болеют из-за нехватки денег:

" ... а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают... Подарочки! ... А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел... "

Мать семейства, Елизавета Ивановна, занимается домашними делами и ухаживает за четырьмя детьми. Несмотря на свою болезнь (вероятно, простуду) , она подрабатывает прачкой на другом конце города:

"Елизавете Ивановне приходилось одновременно ухаживать за больной девочкой, кормить грудью маленького и ходить почти на другой конец города в дом, где она поденно стирала белье."

Сыновья Мерцаловых, Володя и Гриша - воспитанные, вежливые, некапризные мальчики. Братья, как и вся семья, живут впроголодь, питаются пустыми щами, носят старую одежду и т. д.:

" ... оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей... "

Однажды, в день накануне Рождества, в несчастной семье Мерцаловых происходит настоящее чудо: отец семейства знакомится с добрым доктором, который решает помочь бедной семье. Доктор дает Мерцаловым крупную сумму денег, выписывает рецепт больной девочке и т. д. После этого жизнь несчастного семейства налаживается. Судя по всему, Мерцаловы всю свою дальнейшую жизнь чувствуют благодарность по отношению к чудесному доктору Пирогову:

"Доктор, постойте! ... Скажите мне ваше имя, доктор! Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!" (Мерцалов - доктору)

Спустя много лет, когда Гриша Мерцалов вырастает и становится состоятельным банкиром, он сам помогает нищим. Став взрослым, Гриша по-прежнему помнит о чудесном докторе:

"Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности. И каждый раз, заканчивая свое повествование о чудесном докторе, он прибавляет голосом, дрожащим от скрываемых слез... " (о взрослом Грише)




Top