Эмблема театрального фестиваля «Золотая маска. Почему мне это нравится

Роль искусства в сближении народов

Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств.

Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур. По мнению академика Д. Лихачева, исследователя древнерусской литературы, «культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Чем больше человек окружен духовной культурой, погружен в нее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность».

Хранилищами художественных шедевров являются музеи. Во всем мире известны такие музеи, как Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Эрмитаж, Русский музей (Санкт-Петербург), Лувр, Музей современного искусства (Париж, Франция), музей Прадо (Мадрид, Испания), Национальная картинная галерея (Дрезден, Германия), Британский музей (Лондон, Англия) и др.


Благодаря просветительской деятельности этих музеев, буклетам и альбомам, которые они выпускают, путешествиям их экспонатов по разным странам и континентам, знатоки и любители искусства могут любоваться такими шедеврами культуры, как Владимирская икона Богоматери, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Девочка на шаре» П. Пикассо, «Золотая осень» И. Левитана и др.

В 2008 г. в Сеуле (Южная Корея) на основе компьютерных технологий была создана виртуальная галерея шедевров в стиле хайтек (англ. high technology, high tech, hi-tech). Этот стиль, в котором используются новые материалы и композиции, возник в архитектуре и дизайне в 80-е гг. XX в. Позднее его черты стали проявляться и в других направлениях художественного творчества.

В этой галерее зрители могут общаться с персонажами более чем 20 картин и скульптур, среди которых «Тайная вечеря», «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Гибель Помпеи» К. Брюллова, «Дискобол» Мирона и др. Зрители могут задать им вопросы, увидеть, что делали они за миг до того, как их изобразил художник или скульптор, наблюдать их передвижения в пространстве.

Рассмотрите репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников в учебнике. Выберите одну из них, которая привлекла ваше внимание. С помощью каких особенностей языка, композиции созданы эти образы.

Какую эстетическую и нравственную ценность представляют эти шедевры для зрителей XXI в.

Какие музеи, художественные галереи, выставки, архитектурные памятники есть в вашем городе, поселке, селе? Что вы знаете об их экспонатах, истории возникновения?

Художественно-творческое задание

Представьте себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовьте рассказ об одном наиболее значимом культурном объекте своего края.



Международные конкурсы, фестивали, проекты являются важным средством коммуникации. Концерты выдающихся исполнителей (инструменталистов, оркестров, дирижеров, вокалистов), фестивали фольклорных, эстрадных, джазовых, рок- ансамблей часто становятся культурными событиями в жизни стран и народов.

Вот уже более 50 лет (с 1957 г.) приковывает к себе внимание всего художественного мира Международный конкурс имени П. И. Чайковского, который собирает сотни молодых музыкантов различных национальностей. Среди победителей конкурса и русские, и американцы, и англичане, и китайцы, и японцы, и французы. А слушательская аудитория охватывает практически все национальности и культуры мира.

Выступления конкурсантов слушают в концертном зале, их транслируют по радио , телевидению, Интернету. Все это наглядное проявление универсальности языка музыкального общения, который приобрел интернациональное значение.

В каждой номинации конкурса для исполнения предлагается обязательное сочинение П. Чайковского, которое играют музыканты, допущенные к участию в третьем, заключительном туре. К таким произведениям относится и знаменитый Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Эта музыка - своеобразная визитная карточка конкурса. Ее жизнеутверждающая сила словно убеждает всех людей, что подлинное искусство вечно. Лауреатом Первого конкурса им. П. И. Чайковского стал молодой американский пианист Ван Клиберн.

Союзом театральных деятелей в конце прошлого века (1994 г.) были учреждены театральный фестиваль и национальная премия «Золотая маска». Первая «Золотая Маска» вручалась за достижения только в области драматического театра. Позже эта премия стала присуждаться и в области музыкального театра. Ее лауреатом в этой номинации стал дирижер и руководитель театра «Новая опера» Евгений Колобов. Первая «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство» была присуждена легендарной балерине Галине Улановой.

В 2000 г. телеканалом «Культура» был создан уникальный проект – Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик».


Послушайте произведения П. Чайковского в исполнении победителей конкурса. Определите их эмоциональный строй, средства музыкальной выразительности. Какие мысли, художественные ассоциации вызывает у вас эта музыка?

Найдите информациюо конкурсах различной тематической направленности. Рассмотрите эмблемы конкурсов. Какую символику они отражают?

Художественно-творческие задания

> Подготовьте вопросы к одному из воображаемых участников конкурса и возьмите у него интервью. Обратите внимание на коммуникативную функцию искусства, на то, что художественный язык понятен всем без перевода.

> Предложите свой вариант афиши конкурса.


Это единственный детский конкурс в области академической музыки, который дает возможность одаренным детям выступить перед многомиллионной аудиторией и сделать первый серьезный шаг к профессиональному успеху и признанию. Многие лауреаты конкурса «Щелкунчик» становятся впоследствии победителями и других престижных музыкальных состязаний.

Широкая панорама детских международных конкурсов - фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Открытая Европа», конкурс «Молодой балет мира», конкурс хореографических коллективов «Петербургская метелица», конкурс детских рисунков, всемирные Дельфийские игры, конкурс исполнителей популярной песни «Детская новая волна» и др. - свидетельствует о большом внимании к выявлению творческих дарований молодежи.

Распространение в современном искусстве получают международные проекты, в которых объединяют свои усилия творческие личности разных стран мира.

К такого рода проектам можно отнести известные на весь мир выступления трех великих теноров («Три тенора»): итальянца Лучано Паваротти, испанцев - Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, в исполнении которых звучала как классическая музыка, так и обработки произведений популярной современной музыки.

Интересным явлением в мире современной эстрады стал вокальный квартет «Il Divo» («Диво»), который исполняет как популярные хиты, так и оперные арии, хорошо знакомые широкой публике.

Большой популярностью среди молодежи пользуется конкурс певцов «Евровидение».


Послушайте музыкальные произведения в исполнении трех теноров (Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррераса). Какие чувства, эмоции, мысли вызывают у вас эти произведения?

Какую идею популяризируют исполнители разных стран? Как классическое и современное искусство способствует общению людей разных стран, различных национальностей?

Мы постарались собрать самые интересные, актуальные и вовлекающие механики для конкурсов в соцсетях.

Если у вас есть еще идеи, смело пишите их в комментариях. Это будет полезно.

Сегодня мы расскажем:

Зачем в соцсетях проводят конкурсы?

Хотим или нет, конкурсы на страницах — неотъемлемая часть продвижения. Есть много причин, почему важно не забывать проводить активности на странице:

  • Привлечение новых подписчиков.
  • Выведение нового товара на рынок.
  • Подогреть интерес к вашему товару или услуге.
  • Максимальная вирусность такого контента, т.е. стремительное распространение информации о вашем бренде без привлечения дополнительного бюджета, а только за счет азарта подписчиков вокруг конкурса.
  • Формируется лояльность к бренду. Организатор, честно выполнивший все условия конкурса, несомненно повысит свой статус в глазах подписчиков, увеличив доверие к своему бренду. Пользователи, оставшиеся без призов, обязательно попытают удачу в вашем следующем конкурсе и опять же «подтянут» за собой новых подписчиков.

Существует два типа конкурсов:

  • с выбором победителя путем случайного генератора чисел (Giveaway);
  • с выбором победителя вручную (самим организатором) или посредством голосования между участниками.

Рассмотрим идеи конкурсов для 3-х наиболее популярных в России социальных сетей.

Идеи для конкурсов в Инстаграм

Селфи с товаром

Участники делают фото с товаром вашего бренда (или на фоне вашего магазина/салона) и выкладывают его в Инстаграм, не забывая упомянуть в хэштеге информацию о товаре и самом конкурсе. Это отличная реклама бренда, хотя и не каждый готов сделать селфи, скажем, с унитазом, поэтому не каждому товару подходит такой вид конкурсов.

Фото товара + рассказ о нем

Кто лучше всех расскажет о вашем товаре? Правильно - ваши клиенты! Так попросите их об этом и щедро вознаградите за самый увлекательный рассказ. Конкурс подойдет для рекламы уже введенных на рынок продуктов, пользующихся спросом.

Оригинальное фото

«Сделайте самое необычное фото с нашим товаром и получите за это приз!» Только не забудьте установить некоторые рамки, дабы никто из смельчаков не рисковал здоровьем.

Времена года

Пускай участники подумают, как использовать «зимний» товар летом (к примеру, коньки: пригодятся на пикнике, если вы забыли взять с собой ножик (абсурд, зато веселый) и опубликуют фотографию-инструкцию. Приз — самому оригинальному!

География

Попросите пользователей показать в каких частях света уже «побывал» ваш товар. Многие любят делиться фотками с отпуска и путешествий - желающих поучаствовать в конкурсе будет достаточно.

Фотоколлаж

Участники должны сделать фото-историю о каком-либо процессе, связанном с вашим брендом. К примеру, если вы реализуете елочные игрушки, попросите участников запечатлеть процесс украшения новогодней елки.

Найди ошибку!

Наградите самого грамотного участника конкурса, сделавшего как можно больше фотографий ошибочно написанной рекламы (а такой в каждом городе, к сожалению, найдется много). Полезный во всех отношениях конкурс.

Вы любите … (бренд)?

«Покажите на фото, насколько вы привязаны к нашему бренду». Не забудьте про ограничение 18+, а то люди бывают разные…

Я - жаворонок!

Участие принимают только те, кто выложит фото с 6:00 до 7:00 по Москве.

Что ты делал на выходные?

«Покажите, чем вы занимались в выходные и наберите больше всех лайков для получения приза!»

Нас 100 000!

«Мы делимся своей радостью с вами и хотим того же в ответ! Сделайте селфи с этим числом и выложите на своей странице - набравший максимум лайков станет обладателем …»

Придумайте слоган

Победителем станет самый лучший фантазер, который придумает лучший слоган для вашей фирмы и сфотографируется с ним.

Завершите фразу

Пускай ваши пользователи немного пораскинут мозгами! Фразу желательно брать связанную с вашим товаром или брендом.
Не забывайте, что основа конкурсов в Инстаграм - это фотографии, поэтому все идеи должны тесно переплетаться с ними.

Идеи конкурсов в ВКонтакте

Сделай репост

Викторина

Задайте интересный вопрос, а приз будет разыгран среди правильно ответивших с помощью генератора случайных чисел.

Найди кодовую фразу

Зашифруйте на своем сайте или страничке какой-нибудь код и дайте подсказки, как его найти.

Нас все больше!
Подарите приз каждому 100-му, репостнувшему запись о достижении вами какого-либо порога подписчиков (К примеру: «Нас 50 000!»).

Знатоки

«Вы знаете, в каком году было основано предприятие «название вашей фирмы»? Ответ оставьте в комментариях!» Победителем станет тот, кто первым даст правильный ответ.

Сто слов

Задайте какое-нибудь длинное сложное слово и попросите своих подписчиков составить из него как можно больше других слов. Тот, кто придумает максимум комбинаций, станет счастливчиком.

Самый оригинальный способ

«Придумайте самый оригинальный способ использования нашего товара и сфотографируйте его». Самый изобретательный получит подарок.

Загадка одним днем
Попросите своих подписчиков сделать репост записи о конкурсе, а в информации к нему укажите что такого-то числа в комментарии к теме прозвучит загадка - первому отгадавшему ее достанется приз.

Придумайте название или подпись

Пусть участники придумают неординарную подпись к какой-нибудь фотографии и поделятся постом на своей странице.

Ставки

Спросите у своих подписчиков, с каким счетом пройдет встреча команды а с командой Б. Первый давший правильный ответ получит приз. (Уместно проводить такие конкурсы в период олимпиады и чемпионатов).

Фото-игра

Фотожаба

«Сделайте самую оригинальную фотожабу с нашим брендом и выиграйте приз!»

Лучший фоторепортаж

Участникам предоставляется лимит времени, в течение которого они должны сделать интересный репортаж и разместить его на своей странице со ссылкой на страницу вашей фирмы.

Лучший видео-сюжет

Попросите подписчиков записать интересное видео на заданную тему, но помните, что для успешной рекламной кампании такого конкурса нужно обеспечить хороший приз.

Сочинить стих

Но не просто стих, а с упоминанием вашей компании. Победителя вы выбираете самостоятельно.

Конкурс на количество приглашенных

Ваши подписчики должны пригласить в группу как можно больше людей. Приглашенные будут отписываться вам о человеке, который позвал их в группу.

Лучший аватар

Участником может стать каждый желающий. Для этого достаточно придумать оригинальную аватарку для группы и отправить ее в комментариях к записи о конкурсе.

20 идей конкурсов в Фейсбук


Пригласи друга

Пользователи должны лайкнуть запить о конкурсе и указать человека из списка своих контактов, с которым хотели бы разделить приз.

Почему мне это нравится

Участниками конкурса становятся те, кто нажмет «Мне нравится» на конкурсный пост, а в комментарии к нему напишет, почему нравится.

Ответ на вопрос

Задайте какой-нибудь вопрос своим подписчикам и отдайте приз тому, кто первым ответит правильно.

Закончить фразу

Придумайте любое выражение (или используйте известное) и попросите пользователей закончить его по смыслу. Например: «Любовь к сердцу мужчины лежит через…»

Подпись к фото

Пользователи должны придумать оригинальную подпись к предложенной вами фотографии.

Лучшее фото месяца
Пусть ваши подписчики сделают тематическое фото (к примеру, по времени года) и разместят его с ссылкой на ваш конкурс.

Мини-викторина

В течение недели задавайте фанам вопросы тематические вопросы, победителем становится тот, кто больше других дал правильных ответов.

Опросник

Придумайте небольшую, но полезную для вашей компании анкету, которую должны заполнить участники. Каждому из них презентуйте скромный, но приятный подарок (например, 10%-ную скидку). Отличный способ сбора электронных адресов для пополнения базы e-mail рассылки.

Охота на мусор

Ваши подписчики должны составить фотоколлаж из предметов, список которых вы разместите в назначенное время на своей странице. Первый, кто это сделает, станет победителем.

Последний комментарий

Все просто - чей коммент станет последним к определенному времени, тот и победит.

Лучшая цитата о компании

Пользователь оставляет цитату на странице фирмы (можно с фото) и «собирает» лайки. Победит тот, кто наберет большее их количество.

Подсчет

Например, попросите ваших подписчиков сосчитать, сколько конфет в большой прозрачной чаше, которую вы лично сфотографировали. Тому, кто ближе всего окажется к правильному ответу, достанется приз.

Дать ответ

«На вчерашней конференции мы произнесли кодовое слово. Вы его услышали?» Интересный конкурс, но только в случае, если ваша фирма достаточно раскручена.

Как я…

Пускай ваши подписчики расскажут и покажут, как они делают что-то. К примеру, разыгрывая билеты в кино, попросите их показать фото, как они собираются в кинотеатр.

И в заключение

На самом деле, любой конкурс может стать успешным, но проводить их надо регулярно, дабы читатели не теряли интерес к ресурсу. Комбинируйте различные идеи и не скупитесь на приятные слова и призы в адрес победителя!

Германия), Британский музей (Лондон, Англия) и др.

Благодаря просветительской деятельности этих музеев, буклетам и альбомам, которые они выпускают, путешествиям их экспонатов по разным странам и континентам, знатоки и любители искусства могут любоваться такими шедеврами культуры, как Владимирская икона Богоматери, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Девочка на шаре» П. Пикассо, «Золотая осень» И. Левитана и др.

В 2008 г. в Сеуле (Южная Корея) на основе компьютерных технологий была создана

виртуальная галерея шедевров в стиле хай-

тек (англ. high technology, high tech, hi-tech).

Этот стиль, в котором используются новые материалы и композиции, возник в архитектуре и дизайне в 80-е гг. XX в. Позднее его черты стали проявляться и в других направлениях художественного творчества.

В этой галерее зрители могут общаться с персонажами более чем 20 картин и скульптур, среди которых «Тайная вечеря», «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Гибель Помпеи» К. Брюллова, «Дискобол» Мирона и др. Зрители могут задать им вопросы, увидеть, что делали они за миг до того, как их изобразил художник или скульптор, наблюдать их передвижения в пространстве.

Рассмотрите репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников в учебнике. Выберите одну из них, которая привлекла ваше внимание. С помощью каких особенностей языка, композиции созданы эти образы.

Какую эстетическую и нравственную ценность представляют эти шедевры для зрителей XXI в.

Какие музеи, художественные галереи, выставки, архитектурные памятники есть в вашем городе, поселке, селе? Что вы знаете об их экспонатах, истории возникновения?

Художественно-творческое задание

Представьте себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовьте рассказ об одном наиболее значимом культурном объекте своего края.

iskusstvo maket8!.indd 49

6/18/09 5:13:29 PM

Эмблема театрального фестиваля «Золотая маска»

iskusstvo maket8!.indd 50

Международные конкурсы, фестивали, проекты являют-

ся важным средством коммуникации. Концерты выдающих-

ся исполнителей (инструменталистов, оркестров, дирижеров, вокалистов), фестивали фольклорных, эстрадных, джазовых, рокансамблей часто становятся культурными событиями в жизни стран и народов.

Вот уже более 50 лет (с 1957 г.) приковывает к себе внимание всего художественного мира Международный конкурс имени П. И. Чайковского, который собирает сотни молодых музыкантов различных национальностей. Среди победителей конкурса и русские, и американцы, и англичане, и китайцы, и японцы, и французы. А слушательская аудитория охватывает практически все национальности и культуры мира. Выступления конкурсантов слушают в концертном зале, их транслируют по радио, телевидению, Интернету. Все это наглядное проявление универсальности языка музыкального общения, который приобрел интернациональное значение.

В каждой номинации конкурса для исполнения предлагается обязательное сочинение П. Чайковского, которое играют музыканты, допущенные к участию в третьем, заключительном туре. К таким произведениям относится и знаменитый Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Эта музыка - своеобразная визитная карточка конкурса. Ее жизнеутверждающая сила словно убеждает всех людей, что подлинное искусство вечно. Лауреатом Первого конкурса им. П. И. Чайковского стал молодой американский пианист Ван Клиберн.

Союзом театральных деятелей в конце прошлого века (1994 г.) были учреждены театральный фестиваль и национальная премия «Золотая маска». Первая «Золотая Маска» вручалась за достижения только в области драматического театра. Позже эта премия стала присуждаться и в области музыкального театра. Ее лауреатом в этой номинации стал дирижер и руководитель театра «Новая опера» Евгений

Колобов. Первая «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство» была присуждена легендарной балерине Галине Улановой.

В 2000 г. телеканалом «Культура» был создан уникальный проект – Международный телевизионный конкурс юных

6/18/09 5:13:32 PM

Денис Мацуев

Послушайте произведения П. Чайковского в исполнении победителей конкурса. Определите их эмоциональный строй, средства музыкальной выразительности. Какие мысли, художественные ассоциации вызывает у вас эта музыка?

Найдите информацию о конкурсах различной тематической направленности. Рассмотрите эмблемы конкурсов. Какую символику они отражают?

Художественно-творческие задания

Подготовьте вопросы к одному из воображаемых участников конкурса и возьмите у него интервью. Обратите внимание на коммуникативную функцию искусства, на то, что художественный язык понятен всем без перевода.

Предложите свой вариант афиши конкурса.

Памятник П. Чайковскому в Москве

Ван Клиберн

iskusstvo maket8!.indd 51

6/18/09 5:13:36 PM

музыкантов «Щелкунчик». Это единственный детский конкурс в области академической музыки, который дает возможность одаренным детям выступить перед многомиллионной аудиторией и сделать первый серьезный шаг к профессиональному успеху и признанию. Многие лауреаты конкурса «Щелкунчик» становятся впоследствии победителями и других престижных музыкальных состязаний.

Широкая панорама детских международных конкурсов - фестиваль-кон- курс детского и юношеского творчества «Открытая Европа», конкурс «Молодой балет мира», конкурс хореогра-

фических коллективов «Петербургская метелица», конкурс детских рисунков, всемирные Дельфийские игры, конкурс исполнителей популярной песни «Детская новая волна» и др. - свидетельствует о большом внимании к выявлению творческих дарований молодежи.

Распространение в современном искусстве получают международные проекты, в которых объединяют свои усилия творческие личности разных стран мира.

К такого рода проектам можно отнести известные на весь мир выступления трех великих теноров («Три тенора»): итальянца Лучано Паваротти, испанцев - Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, в исполнении которых звучала как классическая музыка, так

и обработки произведений популяр-

ной современной музыки. Интересным явлением в мире сов-

ременной эстрады стал вокальный квартет «Il Divo» («Диво»), который исполняет как популярные хиты, так

и оперные арии, хорошо знакомые широкой публике.

Большой популярностью среди молодежи пользуется конкурс певцов «Евровидение».

6/18/09 5:13:42 PM

«El Divo». Квартет

«Детская новая волна»

Послушайте музыкальные произведения в исполнении трех теноров (Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррераса). Какие чувства, эмоции, мысли вызывают у вас эти произведения?

Какую идею популяризируют исполнители разных стран? Как классическое и современное ис-

кусство способствует общению людей разных стран, различных национальностей?

iskusstvo maket8!.indd 53

6/18/09 5:13:47 PM

Искусство художественного перевода - искусство общения

П. Заболоцкий. Портрет М. Ю. Лермонтова

Й. Штилер. Портрет И. Гете

Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии. А. Пушкин назвал переводчиков «почтовыми лошадьми просвещения». Вы, наверняка, читали известное стихотворение М. Лермонтова «Из Гёте» («Горные вершины»), слушали многочисленные романсы русских композиторов, созданных на этот поэтический текст. Но задумывались ли вы над тем, что это стихотворение - не плод творческого воображения русского поэта, а лишь гениальный перевод стихотворения немецкого поэта

XIX в. И.-В. Гёте?

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой;

Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнешь и ты.

Благодаря труду переводчиков, стихи, повести, романы русских писателей и поэтов - А. Пушкина и Н. Гоголя, Л. Толстого и А. Чехова, С. Есенина и В. Астафьева - читают за рубежом. А мы можем грустить и смеяться, сочувствовать и негодовать, удивляться и восторгаться, любить и ненавидеть, читая сочинения У. Шекспира

и Мольера, Д. Лондона и А. Дюма, М. Твена и А. Конан Дойла.

Какую мысль хотел донести до читателя поэт в этом лирическом стихотворении-пейзаже? Какое эмоциональное состояние передает поэт читателям? Как состояние природы

в этом стихотворении влияет на чувства и мысли человека?

Послушайте два романса русских композиторов, сочиненных на это стихотворение, - А. Варламова и А. Рубинштейна. Найдите разницу в трактовке стихотворения композиторами.

Сравните язык стихотворения, живописного пейзажа, романсов. Найдите сходство и различие в особенностях языка при передаче содержания этих произведений искусства.

iskusstvo maket8!.indd 54

6/18/09 5:13:50 PM

Обратимся к любовной лирике английского поэта, драматурга, писателя эпохи Возрождения Уильяма Шекспира (1564-1616) - Сонету № 90 в интерпретации двух разных переводчиков.

Уж если ты разлюбишь - так теперь, Теперь, когда весь мир со мной в раздоре. Будь самой горькой из моих потерь, Но только не последней каплей горя!

И если скорбь дано мне превозмочь, Не наноси удара из засады.

Пусть бурная не разрешится ночь Дождливым утром - утром без отрады.

Оставь меня, но не в последний миг, Когда от мелких бед я ослабею. Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг, Что это горе всех невзгод больнее,

Что нет невзгод, а есть одна беда - Твоей любви лишиться навсегда.

Перевод С. Маршака

Что ж, ненавидь, коль хочешь! Но сейчас, Сейчас, когда грозит мне злобой небо. Согни меня, с судьбой объединяясь, Но лишь бы твой удар последним не был.

Ах, если сердцем я осилю зло, Ему немедля ты явись на смену.

Чтобы за бурной ночью не пришло С дождями утро, - доверши измену.

И уходи! Но только не тогда, Когда все беды наигрались мною.

Уйди сейчас, чтоб первая беда Была страшней всех посланных судьбою.

И после жесточайшей из утрат

Другие станут легче во сто крат.

Перевод А. Финкеля

Сонет –лирическое стихотворение из четырнадцати строк (два четверостишия и два трехстишия) с определенной рифмой. Сонеты Шекспира –классические образцы английского сонета, состоящего из трех четверостиший, не связанных сквозными рифмами, и одного двустишия

Низвестный художник. Портрет У. Шекспира

Сравните содержание и эмоциональный строй двух переводов. Найдите в них общее и различное. Какой из переводов понравился вам больше? Почему?

Послушайте две музыкальные версии Сонета № 90 - Д. Кабалевского и Б. Горбоноса (перевод С. Маршака). Какие чувства вызвала у вас прослушанная музыка? В чем различие прочтения текста сонета композиторами и исполнителями?

Какую из исполнительских трактовок можно отнести к жанру серьезной музыки, какую - к легкой? Благодаря каким средствам музыкальной выразительности вы смогли определить принадлежность этих сочинений к тому или иному жанру? В какой интерпретации вы услышали

iskusstvo maket8!.indd 55

6/18/09 5:13:52 PM

Как происходит передача сообщения в искусстве?

В. Тропинин. Гитарист

Гитара - один из самых распространенных в мире струнных музыкальных инструментов. Она применяется

и как сольный классический инструмент, и в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, например, таких, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка

и во многих формах поп-музыки. В XX в. была изобретена электрическая гитара, которая оказала определенное влияние на развитие массовой культуры. Во все времена для гитары сочиняли множество оригинальных произведений Н. Паганини, М. де Фалья, Э. Вила-Лобос, А. Сихра, А. Иванов-Крамской, В. Зинчук и др. С этим популярным инструментом вы не раз встретитесь и в живописи,

и в поэзии.

Сегодня явления культуры рассматриваются как тексты . Давайте попробуем разобраться, что это такое и какое отношение к этому имеет искусство.

Понятно, что произведения литературы - это тексты, но могут ли быть текстами картины или музыкальные сочинения? Оказывается, да!

Творцы разных эпох, создавая свои произведения (музыкальные, живописные, архитектурные и др.) передают определенные сообщения. Слушатели, зрители, читатели, воспринимая их, «считывают» многозначную информацию, содержащуюся в художественных образах. Тем самым они приобщаются к идеям, которыми жили их создатели, к действительности, которая их окружала, и которую авторы пропустили через свое сознание и свои чувства.

Например, рассматривая известную картину В. Тропинина «Гитарист», зритель как бы прочитывает ее содержание, проживает ту ситуацию, которая изображена на полотне. Он видит музыканта-любителя, играющего на гитаре - инструменте, популярном для русского городского быта XIX в.

Для гитариста не важно, какое впечатление он производит на своих слушателей, а заодно и на зрителей. Он небрежно, по-до- машнему одет. Скорее всего, он музицирует для себя или для близкого друга. Кажется, что звучит один из известных романсов или

гитара плачет, как вода по каналам - плачет,

как ветра над снегами - плачет, не моли ее о молчанье!

Так плачет закат о рассвете, так плачет стрела без цели, так песок раскаленный плачет о прохладной красе камелий. Так прощается с жизнью птица под угрозой змеиного жала.

О, гитара, бедная жертва

пяти проворных кинжалов!

Г. Лорка Перевод М. Цветаевой

Образ какого времени создают эти стихи

и картины?

Музыка каких направлений, жанров созвучна этим произведениям искусства?

А. Матисс. Девушка в желтом и голубом с гитарой

Послушайте один из известных романсов XIX в. Какие мысли вызывают у вас художественные образы, созданные два века назад? Созвучны ли они вашим чувствам и переживаниям?

Каждое искусство имеет свой особый язык , поэтому смысл произведения полнее раскрывается тому, кто

владеет языком, на котором оно «написано». Нужно ли человеку, далекому от искусства, знание его языков? Сегодня ученые утверждают – просто необходимо. И даже доказывают, что от этого зависит выживание человечества!

Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации.

Как же происходит передача сообщения в искусстве? Разберемся в этом по аналогии с обычным сообщением, составленным в форме письма. В качестве отправителей сообщения в искусстве выступают художник, композитор, писатель, а в качестве получателя - зритель, читатель, слушатель. Но если в письменном или устном со-

общении кодом (или шифром) является естественный язык, на котором общаются люди той или иной национальности, то в сообщении, которое содержится в произведении искусства, таким кодом становится язык искусства, его символы, интернациональные по своей природе.

Особая сила искусства состоит не только в том, что оно доводит до нас информацию, но и в том, что, может

быть, еще важнее: оно является про-

водником духовной энергии. Искусство благотворно воздействует на эмоции человека: вдохновляет, вселяет надежду, заставляет сопереживать.

iskusstvo maket8!.indd 58

6/18/09 5:14:05 PM

Являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств.

Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур. По мнению академика Д. Лихачева, исследователя древнерусской литературы, «культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Чем больше человек окружен духовной культурой, погружен в нее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность».

Хранилищами художественных шедевров являются музеи. Во всем мире известны такие музеи, как Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Эрмитаж, Русский музей (Санкт-Петербург), Лувр, Музей современного искусства (Париж, Франция), музей Прадо (Мадрид, Испания), Национальная картинная галерея (Дрезден, Германия), Британский музей (Лондон, Англия) и др.

Благодаря просветительской деятельности этих музеев, буклетам и альбомам, которые они выпускают, путешествиям их экспонатов по разным странам и континентам , знатоки и любители искусства могут любоваться такими шедеврами культуры, как Владимирская икона Богоматери, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Девочка на шаре» П. Пикассо, «Золотая осень» И. Левитана и др.

В 2008 г. в Сеуле (Южная Корея) на основе компьютерных технологий была создана виртуальная галерея шедевров в стиле хайтек (англ. high technology, high tech, hi-tech). Этот стиль, в котором используются новые материалы и композиции, возник в архитектуре и дизайне в 80-е гг. XX в. Позднее его черты стали проявляться и в других направлениях художественного творчества.

В этой галерее зрители могут общаться с персонажами более чем 20 картин и скульптур, среди которых «Тайная вечеря», «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Гибель Помпеи» К. Брюллова, «Дискобол» Мирона и др. Зрители могут задать им вопросы, увидеть, что делали они за миг до того, как их изобразил художник или скульптор , наблюдать их передвижения в пространстве.

Рассмотрите репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников в учебнике. Выберите одну из них, которая привлекла ваше внимание. С помощью каких особенностей языка, композиции созданы эти образы.

Какую эстетическую и нравственную ценность представляют эти шедевры для зрителей XXI в.

Какие музеи, художественные галереи, выставки, архитектурные памятники есть в вашем городе, поселке, селе? Что вы знаете об их экспонатах, истории возникновения?

Художественно-творческое задание

Представьте себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовьте рассказ об одном наиболее значимом культурном объекте своего края.



Международные конкурсы, фестивали, проекты
являются важным средством коммуникации. Концерты выдающихся исполнителей (инструменталистов, оркестров, дирижеров, вокалистов), фестивали фольклорных, эстрадных, джазовых, рок- ансамблей часто становятся культурными событиями в жизни стран и народов .

Вот уже более 50 лет (с 1957 г.) приковывает к себе внимание всего художественного мира Международный конкурс имени П. И. Чайковского, который собирает сотни молодых музыкантов различных национальностей. Среди победителей конкурса и русские, и американцы, и англичане, и китайцы, и японцы, и французы. А слушательская аудитория охватывает практически все национальности и культуры мира.

Выступления конкурсантов слушают в концертном зале, их транслируют по радио , телевидению, Интернету. Все это наглядное проявление универсальности языка музыкального общения, который приобрел интернациональное значение.

В каждой номинации конкурса для исполнения предлагается обязательное сочинение П. Чайковского, которое играют музыканты, допущенные к участию в третьем, заключительном туре. К таким произведениям относится и знаменитый Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Эта музыка - своеобразная визитная карточка конкурса. Ее жизнеутверждающая сила словно убеждает всех людей, что подлинное искусство вечно. Лауреатом Первого конкурса им. П. И. Чайковского стал молодой американский пианист Ван Клиберн.

Союзом театральных деятелей в конце прошлого века (1994 г.) были учреждены театральный фестиваль и национальная премия «Золотая маска». Первая «Золотая Маска» вручалась за достижения только в области драматического театра . Позже эта премия стала присуждаться и в области музыкального театра. Ее лауреатом в этой номинации стал дирижер и руководитель театра «Новая опера» Евгений Колобов. Первая «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство» была присуждена легендарной балерине Галине Улановой.

В 2000 г. телеканалом «Культура» был создан уникальный проект – Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик».



Послушайте произведения П. Чайковского в исполнении победителей конкурса. Определите их эмоциональный строй, средства музыкальной выразительности. Какие мысли, художественные ассоциации вызывает у вас эта музыка?

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Искусство как универсальный способ общения Мир в зеркале искусства Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности. Богоматерь Владимирская. Икона Главное - при встрече с художественным творением сопереживать Р. Магритт. Человеческий удел Й. Утсон. Оперный театр в Сиднее Колизей. Рим М. Аникушин. Памятник А. С. Пушкину в Санкт-Петербурге Почему наше время и культуру сегодняшнего дня называют информационными? Какая информация для современного человека заключена в этих памятниках культуры? РОЛЬ ИСКУССТВА В СБЛИЖЕНИИ НАРОДОВ Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств. «Аида» в древнем амфитеатре Вероны. 2000 г. Хранилищами художественных шедевров являются музеи. Музей- учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, которые располагаются в экспозиции по определенной системе. Мадонна с младенцем (Мадонна Бенуа) 1478 Леонардо да Винчи. 1452-1519 Сикстинская мадонна, 1514 Картинная галерея, Дрезден Третьяковская галерея Британский музей Сеул (Южная Корея) музей сюрреалистичных картин Сеул (Южная Корея) музей сюрреалистичных картин Международные конкурсы, фестивали, проекты являются важным средством коммуникации и общения. Вот уже более 55 лет (с 1957 г.) приковывает к себе внимание всего художественного мира Международный конкурс имени П. И. Чайковского, который собирает сотни молодых музыкантов различных национальностей. Лауреатом Первого конкурса им. П. И. Чайковского стал молодой американский пианист Ван Клиберн. Галина Уланова Евгений Колобов В 2000 г. телеканалом «Культура» был создан уникальный проект – Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» Еще один популярный конкурс исполнителей популярной песни «Детская новая волна» Проект «Три тенора»: итальянца Лучано Паваротти, испанцев - Пласидо Доминго и Хосе Каррераса Вокальный квартет «Il Divo» («Диво») Домашнее задание 1. 2. Учебник стр. 46-53, подготовиться к тесту. Индивидуальное задание:  представьте себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовьте рассказ об одном наиболее значимом культурном объекте своего края;  предложите свой вариант афиши конкурса;  подберите материал об исполнителях и конкурсах (фестивалях, проектах). Список используемой литературы: Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9 классы Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2009 Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. Программы образовательных учреждений Музыка 1-7 классы, Искусство 8-9 классы 3-е издание, доработанное Москва, Просвещение, 2010. http://www.orangesmile.com/destinations/london/img/British-Museum.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/848/1015848/f_16229891.jpg http://s48.radikal.ru/i120/1001/e4/36a8d04d5922.jpg http://www.union-travel.ru/assets/files/country/france/excursion/luvr.jpg http://ermitazh.net/eksponati_zapadnoevropeskogo_iskusstva/5.html http://s003.radikal.ru/i202/1001/2d/48bd021c11a0.jpg http://www.nice-gorod.com/France/louvre2.jpg http://www.abc-people.com/data/leonardov/vecherya1.jpg http://www.vorle.ru/user/pic15018709.jpg http://www.hip-hop.ru/forum/img/2010/09/17/531584c933eee86dae.jpg http://s005.radikal.ru/i212/1007/db/ae70ab519882.jpg http://i.sosedi-online.ru/image/14187/9898/9/%CF%D2%C8%D6%C0%20%20%EF%EE%F1%EB%E5%E4%ED%FF%FF%20%E2%E5%F0%F1%E8%FF_4.jpg http://www.anime.su/upload/generated/places/iblock/f5c/680x440-299_1216812460.jpg http://www.biletexpress.ru/teatr/202/af.html http://russianballet.narod.ru/line/2000-2/2.jpg http://tvtorrent.ru/pictures/max/12/49724.jpg http://salat.zahav.ru/imgsalad/08_05_2009_17_05_43_Carreras1.jpg




Top