Эмиль нольде пляска вокруг золотого тельца описание. Биография

Жан-Поль Марат (фр. Jean-Paul Marat). Родился 24 мая 1743 года в Будри, Невшательское княжество (ныне - кантон Невшатель) - умер 13 июля 1793 года в Париже. Политический деятель эпохи Великой французской революции, врач, радикальный журналист, один из лидеров якобинцев. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал с сентября 1789. Вместе с М. Робеспьером руководил подготовкой восстания 31 мая - 2 июня 1793, отнявшего власть у жирондистов. Один из наиболее ярых сторонников якобинского террора, заложивший основы революционной диктатуры. Убит Шарлоттой Корде.

Родился в Швейцарии. Получил хорошее образование в доме отца Жана-Батиста Мара (1704-1783), довольно известного врача. Младший брат Давид в 1784 году уехал на постоянное жительство в Санкт-Петербург, где преподавал в Царскосельском лицее (в том числе у Пушкина).

Потеряв родителей, Жан-Поль зарабатывал на жизнь уроками и врачебной практикой, переезжая из города в город. Более 10 лет прожил в Англии и Голландии и выступил здесь с рядом книг и брошюр, сразу создавших ему многочисленных врагов страстностью тона и резкими нападками на авторитеты. Есть сведения, что он собирался принять британское подданство для женитьбы на Анне-Летиции Эйкин.

В 1773 году он издал книгу «О человеке, или Принципы и законы влияния души на тело и тела на душу» (фр. «De l’homme ou des principes et des lois de l’influence de l"âme sur le corps et du corps sur l"âme») (Амстердам), вовлекшую его в полемику с ; за ней последовала революционная брошюра «Цепи рабства» (англ. «The chains of slavery» Лондон, 1774; франц. изд. «Les chaînes de l’esclavage», Париж, 1792 и сл.).

К этому же времени относятся его естественнонаучные труды, существеннейший недостаток которых - неимоверное высокомерие в отзывах о таких учёных, как , д’Аламбер, Лавуазье. В 1775 Эдинбургский университет присудил ему степень доктора медицины. С 1779 по 1787 г. Марат состоял врачом в придворном штате графа д’Артуа.

В 1779 г Французская Академия наук, разобрав мемуар Марата об огне, электричестве и других явлениях, нашла, что опыты его новы, точны и успешны, метод оригинален. Франклин присутствовал при одном опыте Марата, когда тот пытался доказать, что резина проводит электричество, но раскрыл обман (в резину была положена иголка) и отказался присутствовать при других «опытах». Вопреки распространенному убеждению, Франклин прислал лишь одно письмо Марату - поздравление с Новым годом, что не мешало Марату распространять слухи о том, что Франклин ведет с ним переписку.

В 1780 г. он представил на конкурс свой «Plan de législation criminelle» (Невшатель, 1780) (План уголовного законодательства), в котором он примыкает к школе криминалистов-филантропов. Некоторые идеи этого трактата (необходимость заботиться о том, чтобы позор от наказания не распространялся на неповинные семьи преступников) были усвоены императором Иосифом II. Высказываясь в духе просветительной эпохи о правах низших классов, Марат проводит, между прочим, мысль, что «никакой избыток не должен принадлежать кому-либо по праву, пока есть люди, нуждающиеся в насущном».

В 1789 г. он написал «Дар отечеству» («Offrande à la patrie»), «Tableau des vices de la constitution anglaise», составил проект установления конституционной монархии и наконец начал издавать газету «Друг народа» («Ami du peuple») , выходившую с 12 сентября 1789 г. по самый день смерти Марата, под разными названиями. Целью этого издания было изобличение врагов народа, причём Марат с одинаковой резкостью обрушивался на королевскую семью, на министров и членов национального собрания. «Друг народа» много способствовал распространению среди народа, особенно в Париже, крайнего революционного фанатизма; его читали нарасхват, популярность его выразилась и в многочисленных циркулировавших тогда подделках под него.

Ожесточённый тон газеты вызвал преследования Марата. Он принужден был скрываться в подвалах, не покидая, однако, своей работы; один раз даже бежал в Англию - но эти гонения придали ему лишь ещё больше энергии и сделали его более свирепым: он стал говорить о необходимости обновления общества принесением в жертву сотен и тысяч голов изменников.

В конце 1791 г. он переселился в Лондон, где занялся составлением книги: «Ecole du citoyen», но в апреле 1792 г. вернулся в Париж и с удвоенной энергией взялся за издательство. Нападения на него жирондистов, требовавших привлечения его к суду за подстрекательство к убийствам, вызвали в нём страшную к ним ненависть, тем более, что его печатные станки опять стали уничтожать и опять ему пришлось прятаться по подвалам. События 10 августа дали ему власть и влияние. В этот день он распространил в городе плакат, в котором призывал к умерщвлению всех антиреволюционеров. Он был избран в члены наблюдательного комитета коммуны и своей проповедью сильно содействовал сентябрьским убийствам; он же подписал и, вероятно, редактировал циркуляр комитета коммуны, в котором эти убийства оправдывались и провинцию приглашали последовать примеру Парижа (потом, однако, он отрицал своё участие и называл сентябрьские события «несчастными»).

Избранный в конвент от Парижа, он занял место во главе монтаньяров и стал главной мишенью жирондистских ораторов. Жирондисты настояли наконец на предании его суду за опубликованное им в качестве президента якобинцев воззвание, в котором он заявлял, что конвент заключает контрреволюцию в недрах своих. Несмотря на протесты Дантона, Марат 14 апреля 1793 г. был призван к суду за проповедь роспуска собрания и призыв к убийству и грабежам; доказательства были взяты из разных номеров его газеты. 24 апреля 1793 г. революционный трибунал единогласно оправдал его, и он с триумфом был приведён обратно в конвент. Теперь вся его деятельность устремилась на уничтожение жирондистов; он был одним из главных виновников их проскрипции.

Страдая от тяжёлой кожной болезни, Марат не выходил из дома и для облегчения страданий постоянно принимал ванны; во время одной из них 13 июля 1793 года, его посетительница, дворянка Шарлотта Корде предложила ему новый список «врагов народа». Пока обрадованный Марат записывал их имена, Шарлотта заколола его кинжалом. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chère amie!» (Ко мне, моя подруга!). 16 июля его тело с большим торжеством было похоронено в саду клуба Кордельеров; сердце покойного было извлечено и помещено в зале заседаний клуба. В честь Марата были ненадолго переименованы Монмартр (Montmarat) и город Гавр.

21 сентября 1794 года тело его было перенесено в Пантеон, но 8 вантоза III г. (26 февраля 1795) удалено из него и перезахоронено на кладбище у церкви Сент-Этьен-дю-Мон.

После Октябрьской революции 1917 г. в России имя Марата как одного из основателей революционной диктатуры и революционного террора было увековечено в названии многих объектов в СССР. В Москве существовали Большой и Малый Маратовские переулки (ранее Курбатовы, ныне Ордынские), названные по кондитерской фабрике имени Марата.

В Санкт-Петербурге есть улица Марата. Улица Марата есть также в Нижнем Новгороде, Новороссийске, Новосибирске, Пензе, Севастополе, Курске, Калининграде, Екатеринбурге, Омске, Иркутске, Красноярске, Ижевске, Перми, Ульяновске, Минске, Мурманске, Тайшете, Туле, Калуге, Мичуринске, Калинковичах и др.

В 1921 г. именем «Марат» был назван флагман Краснознамённого балтийского флота, бывший линкор «Петропавловск». (В 1943 г. линкору было возвращено его прежнее название).

В советское время (особенно до войны) получило распространение мужское имя Марат, считавшееся интернациональным.

В СССР выходили апологетические биографии Марата (например - в серии ЖЗЛ и серии ПР), а также публиковались некоторые его произведения.


(Jean-Paul Marat, 1744-1793) - французский революционер; родился в Швейцарии, получил хорошее образование в доме отца, довольно известного врача. Потеряв родителей, он снискивал пропитание уроками и врачебной практикой, переезжая из города в город. Марат более 10 лет прожил в Англии и Голландии и выступил здесь с рядом книг и брошюр, создавших ему многочисленных врагов страстностью тона и резкими нападками на авторитеты. В 1773 году Марат издал книгу: «О человеке или принципы влияния души на тело и тела на душу», вовлекшую его в полемику с Вольтером , а затем – революционную брошюру «Цепи рабства». Его тогдашние естественнонаучные труды полны неимоверно высокомерными отзывами о таких ученых как Ньютон, д"Аламбер, Лавуазье. В 1779–1787 Марат был врачом графа Артуа. В 1780 он представил на конкурс свой «План уголовного законодательства». Высказываясь в духе просветителей о правах низших классов, Марат в том числе проводит и мысль, что «никакой избыток не должен принадлежать кому-либо по праву, пока есть люди, нуждающиеся в насущном».

Марат после начала революции

В 1789 Марат написал «Дар отечеству», «Перечень пороков английской конституции», составил проект установления конституционной монархии, а с началом великой французской революции стал издавать знаменитую газету «Друг народа», выходившую с 12 сентября 1789 по самый день смерти Марата, под разными названиями. Изобличая в ней врагов народа, Марат одинаково резко обрушивался на королевскую семью, министров и членов созданного революцией Национального собрания . «Друг народа» сильно помог распространению среди народа, особенно парижан, крайнего радикального революционного фанатизма; популярность его выразилась и во многих подделках под него. Одержимый тон газеты вызвал против Марата преследования. Одно время ему пришлось скрываться в подвалах. Раз он даже бежал в Англию - но эти гонения лишь сделали его ещё свирепее: он стал говорить о необходимости обновления общества казнями тысяч и сотен тысяч изменников. В конце 1791 Марат переселился в Лондон, где стал писать книгу: «Школа гражданина», но в апреле 1792 г. вернулся в Париж и с удвоенной энергией взялся за свою газету. Жирондисты требовали привлечь его к суду за подстрекательство к убийствам. Марат отвечал им страшной ненавистью, тем более, что опять его печатные станки стали уничтожать и опять ему пришлось прятаться по подвалам.

Марат и якобинский террор

Переворот десятого августа 1792 принёс ему власть и влияние. В этот день он распространил в городе плакат, в котором призывал убивать всех антиреволюционеров. Марат был избран в члены наблюдательного комитета коммуны и своей проповедью сильно содействовал сентябрьским убийствам ; он же подписал и, вероятно, редактировал циркуляр комитета коммуны, в котором эти столичные убийства оправдывались, и народ призывали повторить их в провинции (потом Марат отрицал свое участие в этом и называл сентябрьские события "несчастными"). Избранный в конвент от Парижа, сделался главой монтаньяров и главной мишенью жирондистских ораторов. Жирондисты стали требовать предания Марата суду за опубликованное им, в качестве президента якобинцев, воззвание, в котором он заявлял, что внутри конвента таится контрреволюция. Несмотря на протесты Дантона , Марата 14 апреля 1793 привлекли к суду за проповедь роспуска собрания и призывы к убийству и грабежам. Однако 24 апреля 1793 революционный трибунал единогласно оправдал его, и Марат с триумфом вернулся в конвент.

Шарлотта Корде - девушка, убившая Марата

Теперь Марат задался планом уничтожить жирондистов; он был одним из главных вдохновителей их проскрипции. Сильно заболев от волнений, он не выходил из дома и с целью лечения постоянно принимал ванны. 13 июля 1793 дворянка-жирондистка Шарлотта Кордэ (принадлежавшая к роду потомков великого драматурга Корнеля) пришла в дом Марата якобы с целью сообщить ему список «врагов народа». Марат не постеснялся принять Шарлотту, сидя в ванне. Пока Марат записывал имена вымышленных «заговорщиков против республики», обещая вскоре отправить их всех на гильотину, Корде нанесла ему смертельный удар кинжалом.

16 июля 1793 тело убитого Марата было с большим торжеством похоронено в саду клуба кордельеров; сердце его вынули и поместили в зале заседаний этого клуба. На следующий день Шарлотта Корде после мужественного поведения на суде была казнена на гильотине. 21 сентября 1794 тело Марата было перенесено в Пантеон, но 8 вантоза III года вынесено из него; в тот же день золотая молодежь бросила бюст Марата в клоаку.

Смерть Марата. Картина Жака-Луи Давида

Ипполит Тэн о Марате

Лучшую психологическую и историческую характеристику Марата даёт в четвёртом томе своего «Происхождения современной Франции» незаслуженно забытый историк Ипполит Тэн. Ниже приводится слегка сокращённый и адаптированный отрывок этой характеристики:

Несоразмерность способностей и притязаний Марата

Между якобинцами три человека, Марат, Дантон , Робеспьер , приобрели первенствующее положение и власть. Это объясняется тем, что благодаря уродству или неправильному строению своего ума и своего сердца, они выполнили требуемые условия. Из них трех Марат чудовищнее всех. Он почти стоит на границе сумасшествия, в нем можно отметить главные черты безумия: яростную экзальтацию, постоянное возбуждение, лихорадочную деятельность, неиссякаемую страсть к писанию, автоматизм мысли и столбняк воли, под влиянием и давлением idée fixe, кроме того обычные физические симптомы: бессонницу, сероватый цвет лица, крайнюю нечистоплотность. Последние пять месяцев Марат был весь покрыт лишаями и чувствовал зуд во всем теле. Родители его были совершенно противоположных рас, отец Марата был испанского происхождения, а мать швейцарка. С физической стороны он недоносок, а с нравственной, человек претендующий играть выдающуюся роль. Его отец, доктор, предназначал Марата с самого раннего детства быть ученым, мать его идеалистка, подготовила его быть филантропом, и он сам всегда стремился к этим двум целям.

«Когда мне было пять лет, – говорит Марат, – я стремился быть школьным учителем, в пятнадцать лет профессором, в восемнадцать – писателем, гением‑творцом в двадцать лет, а затем и до конца жизни апостолом и мучеником человечества. С ранних лет я был снедаем любовью к славе, страстью, менявшей свой объект в течение разных периодов моей жизни, но не оставившей меня ни на одно мгновение». В течение тридцати лет Марат блуждал по Европе или прозябал в Париже. Он был писателем, которого освистывали, ученым, которого не признавали, философом, которого не знали, третьестепенным публицистом, жаждущим известности и славы, вечным претендентом и вечным отверженцем; между притязаниями Марата и его способностями несоответствие было слишком значительное. Лишенный таланта, неспособный к критике, человек посредственного ума, Марат был создан, только чтобы быть учителем или более или менее решительным доктором. Но он говорит, что всегда отказывался от всякого дела, в котором не мог добиться крупных результатов и в котором не мог быть оригинальным.

Однако когда Марат пробует что-либо сочинять, он подражает или же впадает в ошибки. Его трактат «О человеке» – нагромождение физиологических и моральных мест, отрывков плохо воспринятых и непонятых сочинений, взятых наудачу имен, ни на чем не основанных, нелепых предположений, в котором соединяются учения семнадцатого и восемнадцатого столетия и порождают одни только пустые фразы. «Душа и тело, – пишет там Марат, – являются различными субстанциями, не имеющими между собою никакой необходимой связи и соединенными между собою одним только нервным током». Этот ток приводит в движение душу, которая в свою очередь приводит в движение ток, поэтому‑то она находится в мозговое оболочке. «Оптика» Марата полное отрицание великой истины найденной Ньютоном столетие назад и проверенной столетием опытов и вычислений. По вопросу о тепле и электричестве Марат высказывает только легковесные гипотезы: в один прекрасный день, припертый к стене, он вводит иголку в резиновую палку, чтобы сделать ее проводником, и физик Шарль изобличает его в научном мошенничестве. Марат не в состоянии понять великих изобретателей, своих современников, Лапласа, Монжа, Лаваузье, Фуркруа, напротив, он клевещет на них, подобно мятежному узурпатору, стремящемуся занять место законных властей, не имея на это никаких прав.

В политике Марат присоединяется к модной тогда нелепости – общественному договору , основанному на естественном праве , и он делает ее еще глупее, присоединяя сюда рассуждения грубых социалистов, затерявшихся в морали физиологов, основывавших право на физической потребности. «Из одних только потребностей человека, – пишет Марат, – проистекают все его права... Когда у кого-нибудь нет ничего, он имеет право отобрать у другого силой то, в чем у него излишек… Он имеет право отобрать у него необходимое и, чтобы только не погибнуть от голода, он имеет право задушить другого человека и пожрать его еще трепещущее тело . Для сохранения своей жизни человек имеет право посягать на собственность, свободу, даже на жизнь других людей , чтобы избегнуть ига он имеет право угнетать, порабощать и убивать . Для обеспечения своего счастья он имеет право решаться на все».

Бред честолюбия Марата

Отсюда вполне ясны последствия. Но каковы бы они ни были, что бы ни писал и ни делал Марат, он всегда восхищается собой, столь же гордясь своим энциклопедическим бессилием, как и своей социальной зловредностью. Марат полагает, что он сделал в физике бессмертные открытия: «Они произведут полный переворот в оптике... До меня настоящие, первоначальные цвета были неизвестны». Он – Ньютон и даже больше того. До него «не знали, какое место занимает в природе электрический ток... Я открыл его и указал на его роль, так что теперь никаких сомнений быть не может». До его трактата о человеке отношения, существовавшие между физикой и моралью, были непонятны. «Декарт, Гельвеций, Галлер, Лекст, Юм, Вольтер, Бонне, делали из этого непроницаемый секрет, тайну». Марат уверяет, что он раскрыл тайну, установил местопребывание души, указал посредника, через которого сообщаются душа и тело. В высших науках о природе или человеческом обществе, утверждает Марат, он дошел до конца. «Я полагаю, что исчерпал почти все комбинации человеческого ума по вопросам морали, философии и политики». Он не только открыл истинную теорию Государства, но он сам государственный человек, опытный практик, способный предвидеть будущее и создавать его. Он делает предсказания и притом совершенно верные, средним числом два раза в неделю: в первые дни Конвента Марат уже считает за собой «триста предсказаний главных событий Революции, вполне оправдавшихся фактами».

Убитый Марат. Рисунок Давида

(1793-07-13 ) (50 лет) Место смерти:

Жан-По́ль Мара́т (традиционная передача, французское произношение Мара́ ; фр. Jean-Paul Marat ; 24 мая (17430524 ) , Будри , Невшательское княжество (ныне - кантон Невшатель) - 13 июля , Париж) - политический деятель эпохи Великой французской революции , врач , радикальный журналист , один из лидеров якобинцев . Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты , которую он издавал с сентября . Вместе с М. Робеспьером руководил подготовкой восстания 31 мая - 2 июня , отнявшего власть у жирондистов . Один из наиболее ярых сторонников якобинского террора , заложивший основы революционной диктатуры. Убит Шарлоттой Корде .

Врачебная и научная деятельность

Увековечение имени и памяти Марата в СССР

В 1921 г. именем «Марат» был назван флагман Краснознамённого балтийского флота, бывший линкор «Петропавловск ». (В 1943 г. линкору было возвращено его прежнее название).

В советское время (особенно до войны) получило распространение мужское имя Марат , считавшееся интернациональным, при этом родители не учитывали, что это не имя, а фамилия, к тому же звучащая в оригинале как Мара́.

В СССР выходили апологетические биографии Марата (неоднократно - в серии ЖЗЛ), а также публиковались его произведения.

Киновоплощения

  • «Французская революция» // La révolution française (Франция - Италия - Канада - Великобритания - Германия , ), (2 части). Режиссеры Робер Энрико , Ричард Т. Хеффрон. В роли Марата - Витторио Меццоджорно .
  • «Шарлотта Корде» // Charlotte Corday (Франция, ). Режиссер Анри Эльман. В роли Марата - Бернар Бланкан.

Примечания

Литература

  • Марат Ж. П. Памфлеты. / Под ред. со вступит. статьей и коммент. Ц. Фридлянда. - М.-Л.: Academia, 1934. - 856 с.
  • Марат Ж. П. Памфлеты. / Под общ. ред. Ф. Кон. - М .: Соцэкгиз, 1937. - 135 с.
  • Марат Ж. П. Избранные произведения: В 3-х т. / [Отв. ред. акад. В. П. Волгин]. Сост.: Акад. В. П. Волгин и А. З. Манфред. Пер. С. Б. Кана. Вступ. статья А. З. Манфреда. Коммент. В. М. Далина. - М.: Академия наук СССР, 1956.
    • Т. 1: До революции. - 360 с.: п.
    • Т. 2: От начала революции до Вареннского кризиса. - 316 с.: п.
    • Т. 3: От бегства короля до падения монархии. / Пер. с коммент. В. М. Далина. - 420 с.: п.
  • Левандовский А. П. Сердце моего Марата: Повесть о Жане Поле Марате.. - М .: Политиздат, 1975. - 478 с. - (Пламенные революционеры).
  • Валовой Д., Валовая М., Лапшина Г. Дерзновение. - М .: Молодая гвардия, 1989. - С. 60-78. - 314 с.
  • Дюма А. Собрание сочинений. Т. 48. Инженю. Пер. с франц. Л. Токарева. Комментарии Т. Гиоевой, Ф. Рябова. Иллюстрации Е. Ганешина. - М.: Арт-Бизнес-Центр, 2000. - 640 с.
  • Вагман И. Я., Вукина Н. В., Мирошникова В. В. 100 знаменитых тиранов. - Харьков: Фолио, 2003. - С. 322-326. - 510 с. - (100 знаменитых).

Иностранная литература

  • Выдержки из сочинений М. напечатал Vermorel («Œuvres de Marat», 1869),
  • подробную биографию написал Alfred Bougeart («Marat», 1865; в приложении полная библиография трудов М.).
  • См. ещё Ch. Brunet, «Marat, dit l’Ami du peuple» (1862);
  • Louis Combes, «Episodes et curiosités révolutionnaires» (1872);
  • Aulard, «L"éloquence parlementaire pendant la révolution française. Les orateurs de la Législative et de la Convention» (П., 1885).
  • Jean-Paul-Marat - Œuvres Politiques 1789-1793 (10 vol.), textes et guide de lecture établis par Jacques De Cock et Charlotte Goëtz, Pôle Nord, Bruxelles, 1989-1995.
  • Marat corrigé par lui-même, Chantier Marat 1, Pôle Nord, Bruxelles, 1990.
  • Marat en entier et plus que Marat, Vrais et faux journaux de Marat à la Bibliothèque de Lunel (Chantier Marat 5), Pôle Nord, Bruxelles, Montpellier: Centre d’Etude du XVIIIe siècle, 1995.
  • Marat: Sur le Jugement du chef de l’Exécutif, Chantier Marat 6, Pôle Nord, Bruxelles, 1998.
  • Marat en famille: la saga des Mara(t) (2 vol. Chantiers Marat 7-8), Pôle Nord, Bruxelles, 2001
  • Plume de Marat - Plumes sur Marat, pour une bibliographie générale, Chantiers Marat 9-10), Pôle Nord, Bruxelles, 2 vol., 2006.

Источник

Ссылки

  • «Проект декларации прав человека и гражданина с последующим планом справедливой, мудрой и свободной конституции».
  • Цверава Г.К. «Марат как естествоиспытатель»
  • Тарле Е. «Жан-Поль Марат, Друг народа»
  • Алданов М. «Ванна Марата»
  • Патрис Гениффе "Марат - идеолог террора"
  • Чудинов А. В. Ученые и Французская революция
  • "Что есть истина?" или Убийство Марата в зеркале истории

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Журналисты по алфавиту
  • Журналисты Франции
  • Родившиеся 24 мая
  • Родившиеся в 1743 году
  • Родившиеся в кантоне Невшатель
  • Умершие 13 июля
  • Умершие в 1793 году
  • Умершие в Париже
  • Люди Великой французской революции по алфавиту
  • Революционеры Франции
  • Политики Франции
  • Члены Национального Конвента
  • Учёные Франции
  • Убитые политики
  • Умершие от холодного оружия
  • Писатели-врачи
  • Похороненные в парижском Пантеоне
  • Мемуаристы Франции

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Марат, Жан-Поль" в других словарях:

    - (1743 1793 гг.) один из вождей якобинцев в период Французской революции. С сентября 1789 г. издавал газету Друг народа, в которой разоблачал контрреволюцию. Вместе с М. Робеспьером руководил подготовкой народного восстания 31 мая 2 июня 1793 г.,… … Исторический словарь

    Марат Жан Поль - (Marat, Jean Paul) (1743 93), один из вождей Французской революции. Работал врачом в Лондоне. В 1773 г. опубликовал трактат «О человеке...», где критиковал взгляды Тельвеция, утверждавшего, что наука философу не нужна. Вернувшись в Париж, издавал … Всемирная история

    - (Marat) (1743 1793), один из вождей якобинцев, врач. С сентября 1789 издавал газету «Друг народа». Вместе с М. Робеспьером руководил подготовкой народного восстания 31 мая 2 июня 1793, отнявшего власть у жирондистов. Убит Ш. Корде. * * * МАРАТ… … Энциклопедический словарь

    - (Marat, Jean Paul) ЖАН ПОЛЬ МАРАТ (1743 1793), известный деятель Великой французской революции. Родился в Будри близ Невшателя (Швейцария) 24 мая 1743. Его отец, фамилия которого была Мара (он сам добавил конечное т к своей фамилии), был вынужден … Энциклопедия Кольера

    Марат Марка СССР, 1989 г. Портреты вождей революции Ж. П. Марата, Ж. Ж. Дантона и М. Робеспьера. Жан Поль Марат (традиционная передача, французское произношение Мара; фр. Jean Paul Marat, 24 мая 1743 1793) один из предводителей Великой… … Википедия


Врач. Теоретик революции. Один из лидеров якобинцев.

Жан-Поль Марат родился 24 мая 1743 года в городе Будри, Швейцария. Мальчик получил хорошее образование в доме отца, довольно известного врача. Потеряв родителей, зарабатывал на жизнь уроками и врачебной практикой, переезжая из города в город. Являлся врачом и работал при дворе графа Д’Артуа, будущего короля Франции Карла X.

Марата имел степень доктора медицины, однако же те, кто читал его работы об огне и электричестве, вынуждены признать, что ученый имел знания во многих областях науки. Но более всего его интересовали проблемы человека и социума. Жан-Поль даже представил свой план уголовного законодательства, некоторые идеи которого восприняты и применены к действительности Иосифом II, императором священной Римской империи. В частности, Марата очень беспокоило право собственности кого-то на избыток благ, в то время как другим этих благ не хватало. Также считал насущной необходимостью перемену государственного строя. В издаваемой им газете «Друг народа» обличал социальную несправедливость и призывал к насильственному свержению власти. И его мечты вскоре осуществились.

В 1789 году со взятия Бастилии началась Великая Французская Революция. После переворота Марат входил в Национальный Конвент, единственный орган власти в революционной Франции. Революционеры делились на три лагеря: радикально настроенных якобинцев, к которым принадлежал Марат, аморфных центристов и жирондистов, которые не соглашались с террористическими методами. Последние постоянно преследовали Марата, и даже предали его суду за призывы к насилию. Марата оправдали, но конфликт от этого только обострился. К тому же после этого всю свою деятельность направил на уничтожение жирондистов.

В 1793 году Марат уже тяжело болел, начала прогрессировать кожная болезнь, которой заразился, когда лечил и выхаживал английских бродяг. Чтобы хоть как-то облегчить свои страдания, постоянно сидел в ванной, писал там и даже принимал посетителей. Именно в ванной комнате 13 июля 1793 года Жан-Поль Марат оказался заколот ярой поклонницей жирондистов, дворянкой Шарлоттой Корде.

Через три дня его тело с большим торжеством похоронено в саду клуба Кордельеров; сердце покойного извлечено и помещено в зале заседаний клуба. В честь Марата ненадолго переименованы Монмартр и город Гавр. Однако 21 сентября 1794 года останки перенесены в Пантеон. Через год, 8 февраля 1795 года удалено из него и 26 февраля перезахоронено на кладбище у церкви Сент-Этьен-дю-Мон.

Память о Жан-Поль Марате

После Октябрьской революции 1917 г. в России имя Марата увековечено в названии многих объектов в СССР. В Москве существовали Большой и Малый Маратовские переулки (ранее Курбатовы, ныне Ордынские), названные по кондитерской фабрике имени Марата.

В Санкт-Петербурге есть улица Марата. Улица Марата есть также в Нижнем Новгороде, Новороссийске, Новосибирске, Пензе, Севастополе, Курске, Калининграде, Екатеринбурге, Омске, Иркутске, Красноярске, Ижевске, Перми, Ульяновске, Минске, Орше, Мурманске, Краматорске, Тайшете, Туле, Калуге, Мичуринске, Уфе, Калинковичах и др.

В 1921 году именем «Марат» назван флагман Краснознаменного балтийского флота, бывший линкор «Петропавловск». (В 1943 г. линкору возвращено его прежнее название).

В СССР выходили биографии Марата (например - в серии ЖЗЛ и серии ПР), а также публиковались некоторые его произведения.




Top