Энди Серкис: под созвездием Обезьяны. «Планета обезьян: Революция»: Энди Серкис и Джейсон Кларк сразятся за Землю Энди серкис цезарь

«Голлум - это мой портрет Дориана Грея.
Он останется со мной на всю жизнь,
и с годами я буду всё более похожим на него.»

Энди Серкис

Смоделированные на компьютере актёры пока что не могут заменить живых. Зато уже есть звёзды мирового масштаба, которые прославились благодаря нарисованным компьютерным «маскам». И первый из них - англичанин Энди Серкис, прекрасный актёр, которого без роли Голлума, ещё одного «мультяшного персонажа в живом кино», вряд ли узнали бы за пределами родной Британии.


МИСТЕР СЕРКИСЯН


Настоящая фамилия… нет, не Энди Серкиса, а его отца - Саркисян. В прессе нашего героя называют «британско-армянским актёром», и это в некотором роде правда. Его отец Клемент Саркисян - армянский врач, родившийся в Ираке. В конце 1950-х в Багдаде он познакомился с юной англичанкой Лили Уич - девушка подхватила туберкулёз, и врачи отправили её на Ближний Восток для реабилитации. Лили и Клемент поженились и сменили фамилию на более удобную для английского языка.

Родители Энди редко бывали вместе: Клемент остался работать на Ближнем Востоке, а Лили преподавала в Англии в школе для детей-инвалидов. Но редких встреч хватило, чтобы в «браке на расстоянии» родились пятеро детей - у Энди есть три старших сестры и брат. Правда, росли они под присмотром нянь и гувернанток: мама была занята, а отца, пока он в 1978 году не переехал в Лондон, дети видели только на каникулах, которые проводили то в Ираке, то в Ливане, то в Сирии. Как вспоминает Энди, он был очень вспыльчивым ребёнком, что в семье не приветствовалось: «Сёстры всё время меня осаживали. Я всегда чувствовал себя аутсайдером».

Из-за своего происхождения Энди близко к сердцу принимает события на Ближнем Востоке. Его семья не поддерживала Саддама Хусейна - Клемент даже побывал в тюрьме при его режиме, - но вторжение американской армии в Ирак актёр называет «абсолютной ошибкой». Он участвовал в антивоенных демонстрациях, а на церемонию вручения «Оскара» в 2003 году пришёл с плакатом «Нет войне за нефть».


Ещё в детстве Энди решил, что хочет стать… нет, не актёром, а художником. Причём таким, который рисует театральные и киношные афиши. После школы он поступил в Ланкастерский университет, где выбрал основной специализацией изобразительное искусство, а дополнительной - театр. Но сложилось иначе: в конце первого года учёбы Энди пришёл рисовать афишу к спектаклю студенческого театра, а в итоге сыграл в нём главную роль. В пьесе Барри Киффа «Прищучил» юношу зацепила роль подростка, захватившего в заложники своих учителей. «Я знал этого парня. Потерянная душа, таких недооценивают всю жизнь. Я должен был рассказать об этом миру».


Юный Энди Серкис (в центре) в роли Лисандра в шекспировском «Сне в летнюю ночь»


Один спектакль всё изменил - Серкис выбрал театр и принялся штудировать труды Станиславского и Брехта. Чтобы попасть в актёрский профсоюз, он присоединился к труппе ланкастерского театра, где переиграл в уйме классических пьес - в основном, конечно, шекспировских. Он сыграл шута в «Короле Лире», Яго в «Отелло», Флоризеля в «Зимней сказке»… Даже его дебют на экране связан с Шекспиром. Фильм «Принц Ютландии» (1994) основан на первоисточнике «Гамлета» - куда более брутальной истории скандинавского воина Амлета, который мстит дяде, убившему его отца. Амлета сыграл Кристиан Бейл, а дебютанту Серкису досталась скромная, но важная роль Торстена - одного из пары, известной нам как Розенкранц и Гильденстерн.


Энди Серкис с женой Лоррейн и со всей семьёй на премьере «Восстания Планеты обезьян»


В конце 1990-х Серкис снимался в малобюджетном британском кино - это были социальные драмы и романтические комедии, названия которых ни о чём не говорят. Он продолжал играть и в театре, где познакомился со своей женой, актрисой Лоррейн Эшборн. Они должны были сыграть в спектакле пару, переживающую развод. После репетиции актёры отправились в паб, чтобы обсудить персонажей, узнали друг о друге всё самое интересное, до одури напились - и с тех пор не расставались. У Энди и Лоррейн растут трое детей - Руби, Сонни и Луис. Правда, пара оформила отношения только в 2002 году, когда Энди уже был звездой «Властелина колец».

РЕЖИССЁРСКАЯ ВЕРСИЯ



Энди Серкис не раз пробовал себя в режиссуре. Сначала он снимал короткометражные фильмы, а на съёмках «Хоббита» возглавил вторую съёмочную группу, заменяя Питера Джексона при работе над некоторыми натурными сценами. В частности, именно Серкис снял знаменитую сцену побега гномов в бочках по реке.


Кадр из фильма «Дыхание»


В этом и следующем году выйдут два полнометражных фильма, которые снял Энди Серкис. «Дыхание» рассказывает реальную историю парализованного парня, чей оптимизм и воля к жизни не только помогают ему выжить, но и вдохновляют окружающих. Главного героя играет Эндрю Гарфилд, его невесту - популярная сериальная актриса Клэр Фой («Корона», «Опочтарение»).

Второй же проект Энди Серкиса куда более амбициозен: это очередная версия «Книги джунглей». В отличие от недавнего диснеевского фильма, она будет состоять не из одних спецэффектов. Цель этого фильма - продемонстрировать возможности motion capture как способа сделать актёрскую игру ещё более впечатляющей. Для этого Энди привлёк в проект таких звёзд, как Бенедикт Камбербэтч, Кристиан Бейл и Кейт Бланшетт. Сам Серкис собирается сыграть медведя Балу.


И «ОСКАРА» ПОЛУЧАЕТ… ГОЛЛУМ?


В 2000 году агент Серкиса попросил актёра записать образец голоса для озвучки «мультипликационного персонажа» (выражение «motion capture» тогда ещё не вошло в обиход). Нельзя сказать, что наш герой пришёл в восторг от идеи, даже когда узнал, что речь идёт о Голлуме: «Хоббита» он читал один раз в восьмилетнем возрасте, а «Властелина колец» не читал вовсе. Но свою версию Голлума он на всякий случай записал - по настоянию жены, убедившей Энди, что это может быть полезно для карьеры.


«Моя прелесть!» Рабочий процесс и результат


Как положено серьёзному актёру, к персонажу Энди подошёл со всем арсеналом системы Станиславского. Он увидел в Голлуме жертву зависимости, похожую на алкоголика или наркомана. Они тоже не могут существовать без того, что вытягивает из них жизнь, превращая в жалкое подобие себя прежних. Такой персонаж переживает целый клубок мучительных чувств - страх потерять «прелесть», ярость, жалость к себе, чувство вины… Именно этот клубок попытался передать Серкис в своей демо-записи. А фирменное «голлм, голлм» он позаимствовал у… своего кота, срыгивавшего комочки шерсти.

Директору по кастингу «Властелина колец» этот подход показался наиболее интересным. Так безвестный британский актёр, привыкший играть в малобюджетном кино за гроши, оказался на съёмках многомиллионного блокбастера среди голливудских звёзд. Энди не ожидал, насколько это затянется: в общей сложности Серкис провёл в Новой Зеландии, где снималась трилогия Питера Джексона, пять лет, с периодическими лондонскими каникулами.

Помимо Голлума, которого Серкис действительно играл, он подарил свой голос предводителю назгулов и почти всем урук-хаям из отряда Углука.


Но главным сюрпризом для Энди стало то, что ему предстояло не просто озвучить персонажа - он должен был его сыграть! Голлум стал первым полноценным героем большого кино, созданным по технологии motion capture. Такие новшества, по идее, не должны были нравиться актёру старой школы. Однако Серкис сделался самым преданным адептом и проповедником этой технологии. Он считает игру на фоне зелёного экрана «ещё более честной», чем в гриме и декорациях, и предпочитает называть её «performance capture», то есть «захват актёрской игры», а не просто «захват движения». И действительно - даже с сотнями датчиков на теле и лице актёру всё равно приходится передавать с помощью пластики и мимики все душевные движения персонажа. А наслоения графики можно рассматривать как разновидность грима, который тоже порой меняет актёра до неузнаваемости - но не лишает его возможности играть.


Голлум во «Властелине колец» и «Хоббите»


Прецедент, созданный Голлумом, заставил многих кинокритиков и коллег Серкиса говорить, что он достоин номинации на «Оскар» как «Лучший актёр второго плана». И что с того, что внешность его персонажа отрисована с помощью графики? В конце концов, получают же «Оскар» актёры, которым стоило бы отдать свою статуэтку гримёрам! Ещё громче эти разговоры стали после третьего фильма, где Серкис блестяще сыграл предысторию Голлума - превращение хоббита Смеагола в одержимое чудовище, а совсем громкими - после трилогии «Хоббит». Но пока киноакадемия настроена консервативно: Голлума и подобных ему персонажей считают спецэффектами, а не актёрскими работами.

Справедливости ради, Рэндал Уильям Кук, руководитель анимационного отдела, работавшего над «Властелином колец», убеждён: «Голлум не был единоличной работой Энди Серкиса. Каждое его движение и жест воспроизведены в новом цифровом персонаже. Голлум - результат синтеза, совместной работы актёра и команды квалифицированных аниматоров». Да и не все критики разделяют оптимизм Серкиса насчёт эры цифровых персонажей. Они указывают, например, что в «Аватаре» всю армию на’ви сыграли девять актёров массовки, чьи имена так и остались неизвестными. Пессимисты считают, что в будущем актёрское мастерство может вовсе не понадобиться - его заменит мастерство аниматоров.


МНОГО ДИКИХ ОБЕЗЬЯН



Рабочий момент на съёмках «Кинг Конга»: Серкис в костюме гориллы и Наоми Уоттс в руках влюблённого чудовища


После оглушительного успеха «Властелина колец» Энди Серкис не упустил шанс снова поработать с Питером Джексоном, задумавшим ремейк «Кинг Конга». Серкису опять досталась роль «на зелёном фоне», только теперь ему предстояло сыграть не щуплого недохоббита, а гигантскую обезьяну. И не просто сыграть, а превратить гориллу в трагического персонажа, достойного сочувствия. Ведь «Кинг Конг» в интерпретации Джексона - это история обречённой любви чудовища к красавице.


В «Кинг Конге» Энди Серкис сыграл ещё одну малозаметную роль - кока на корабле, который везёт киношников на затерянный остров гигантской обезьяны


Серкис снова облачился в комбинезон с датчиками движения, на сей раз видоизменённый: на руки актёру подвесили утяжелители, чтобы сделать его фигуру и походку похожими на обезьяньи. Ещё одной сложностью стали особенности съёмки сцен с Кинг Конгом: из-за разницы в размерах его всегда снимали отдельно от коллег. Даже во время совместных сцен Серкис и Наоми Уоттс смотрели в разные стороны - каждый в свою камеру. Но, несмотря на все трудности - а может, и благодаря им, - Энди остался очень доволен своей работой. Больше всего ему понравилось, как усовершенствовалась технология motion capture, которая теперь могла улавливать не только движения тела и конечностей, но и мельчайшие изменения мимики.

Между съёмками в блокбастерах Серкис продолжал играть в театре и в небольших проектах, часто не выходивших за пределы Британии. Один из таких фильмов - «Секс, наркотики и рок-н-ролл» (2010), где Энди сыграл музыканта, борющегося с тяжёлой болезнью, - принёс ему номинацию на премию BAFTA (британский «Оскар»). Любители хоррора могут увидеть Серкиса с его настоящим лицом в фильмах «На страже смерти» (2002) и «Проклятые» (2004). Первый - необычный ужастик о Первой мировой и неведомой силе, сводящей с ума солдат в окопах. Фильм хвалили за оригинальную идею и умело созданную гнетущую атмосферу, но сценарий и режиссура оставляли желать лучшего. Второй - вариация на тему «Ребёнка Розмари», лишённая напряжённости оригинала и разорванная критикой в клочья.


А вот в мистере Элли («Престиж») и Каприкорне («Чернильное сердце») актёра узнать несложно


Увы, та же судьба ждала «Чернильное сердце» (2008) Иэна Софтли - не очень удачную экранизацию замечательной сказки Корнелии Функе. Энди Серкис сыграл в ней Каприкорна, главного злодея мрачного сказочного мира, куда попадают герой и его дочь. Больше повезло Энди в «Престиже» (2005) Кристофера Нолана. Ему досталась роль загадочного мистера Элли, ассистента Николы Теслы, которого сыграл Дэвид Боуи. Серкис всегда был поклонником Боуи и очень впечатлился работой с ним.


У капитана Хэддока внешне мало общего с Серкисом


После «Властелина колец» актёр был завален работой, но никогда не отказывался поучаствовать в проектах, основанных на его любимой технологии. Он охотно «подарил» свои тело и голос персонажу «Приключений Тинтина» (2011) Спилберга и Джексона - капитану Хэддоку, другу Тинтина, и его предку, сэру Фрэнсису Хэддоку. Для этой роли Серкису пришлось отрабатывать шотландский акцент, которого у него, лондонца, отродясь не было.


Верховный лидер Сноук: самая загадочная роль Серкиса


Чаще, впрочем, Энди Серкис играет инфернальных мерзавцев - «аура Голлума» его не покидает. В «Мстителях: Эра Альтрона» (2015) ему досталась роль злодея Улисса Кло. В том же году Энди сыграл зловещего Верховного лидера Сноука, учителя Кайло Рена, в фильме «Звёздные войны: Пробуждение Силы». Здесь его роль - эпизодическая, но, вероятно, истинная личность и происхождение Сноука будут раскрыты в следующих эпизодах саги.


Уллис Кло и Альтрон


Обезьяны стали настоящей страстью Серкиса, когда он получил роль генетически модифицированного шимпанзе Цезаря в фильме «Восстание планеты обезьян» (2011). Чтобы изучить поведение обезьян в природе, он ездил в Руанду, а затем несколько месяцев подрабатывал смотрителем в Лондонском зоопарке. Он здорово подружился со своими подопечными, а одна из самок, похоже, в него влюбилась - во всяком случае, его жену Лоррейн она с негодованием обрызгивала водой. Актёр так увлёкся приматами, что принял участие в нескольких экологических кампаниях по защите обезьян и озвучил документальный фильм о них.


Новая «Планета обезьян»: герой на съёмках в латексном комбинезоне


У Цезаря, который в фильме и его продолжении - «Планета обезьян: Революция» (2014) - становится лидером восставших приматов, был и человеческий прототип - Нельсон Мандела. Для Серкиса южноафриканский борец с апартеидом стал образцом «социально ориентированного лидера»: он не навязывает другим свою волю, а старается вникнуть в нужды и чаяния людей, которых ведёт к большой цели.


Великий вождь Цезарь в фильме «Планета обезьян: Революция»


Актёры, игравшие обезьян, перед съёмками проводили много времени в специальном «обезьяньем лагере», где старательно имитировали поведение приматов и выстраивали иерархию в стае по животным законам. «Шум стоял невообразимый, - вспоминает Энди. - Я постоянно скакал и вопил, а остальные актёры сбились передо мной в кучу, и мы вели диалог криками».

После «Восстания Планеты обезьян» возобновились разговоры, что Серкис заслуживает номинации на «Оскар». Представители компании XX Century Fox, по слухам, пытались лоббировать номинацию в Американской киноакадемии, но её члены снова отказались признавать «героев зелёного экрана» полноценными актёрами. Не факт, что грядущая «Планета обезьян: Война» что-то изменит в этом отношении. Скорее всего, чтобы получить «Оскар», Энди Серкису придётся ещё не раз надеть латексный комбинезон с датчиками движения. Да он, в общем-то, и не против.

КОНСУЛЬТАНТ ГОДЗИЛЛЫ



Будучи верным поклонником motion capture, Энди Серкис закономерно стал главным специалистом в этой области. Он работал консультантом по «захвату актёрской игры» на съёмках «Годзиллы» (2015) и «Мстителей: Эра Альтрона» (2015). Также у него есть собственная студия в Лондоне - The Imaginarium Studios, специализирующаяся на motion capture. Помимо съёмок (в частности, Серкис планирует снимать на студии собственную экранизацию «Скотного двора» Оруэлла), актёр устраивает здесь мастер-классы для актёров, которых учит работать в непростых условиях зелёного экрана. Когда нет декораций, единственным ориентиром для актёра становится его воображение - отсюда и название студии.

17 июля в российских кинотеатрах выходит долгожданная премьера «Планета обезьян: Революция ». В новом фильме численность генетически модифицированных обезьян продолжает увеличиваться. Их соперниками становятся люди, выжившие после губительной вирусной эпидемии десятилетней давности.

Первое время между обезьянами и людьми устанавливается хрупкий мир, но он оказывается недолговечным. Теперь два вида оказываются на грани войны, в ходе которой и выяснится, кто станет господствовать на планете.

В центре событий вновь оказывается Цезарь – предводитель обезьян. У него сложные отношения с людьми: Цезарь пришел в этот мир благодаря им и воспитывался среди них. Но при всем уважении, Цезарь обязан сохранить свой вид… Так же как и в предыдущей ленте – «Восстание планеты обезьян» , героя играет актер Энди Серкис .

Еще один центральный персонаж в фильме – бывший архитектор Малкольм (Джейсон Кларк). Когда-то его жена умерла от вируса, и теперь он вынужден растить сына один. Он тоже отец, и должен защищать не только себя, но и свою колонию.

Смогут ли в итоге обезьяны и люди прийти к миру и согласию?

Интересные факты

1. Предыдущая кинолента - «Восстание планеты обезьян» - вышла в 2011 году. Фильм стал мировым хитом и собрал в мировом прокате почти 500 миллионов долларов. Признание зрителей и критиков удалось завоевать благодаря невероятным визуальным эффектам, созданным компанией Weta Digital, и великолепной игре Энди Серкиса.

2. Создатели ленты «Планета обезьян: Революция» уверены, что уровень съемок новой картины заметно вырос. Ведь более 85 % фильма были сняты в лесах Ванкувера и вблизи Нового Орлеана, в то время как в прошлом фильме съемка велась в основном в павильонах.

3. Для того чтобы передать характер обезьян, на съемках компания Weta Digital определила в каждую группу 35 человек, которых снимали около 50 камер захвата движения и восемь дополнительных камер.

4. Если в предыдущем фильме обезьяны умеют произносить лишь несколько слов, то в новой картине, где показан момент расцвета их общества, они научились разговаривать по-настоящему. Это создало трудности при написании сценария, ведь у авторов иногда был соблазн дать обезьянам целые страницы текста.

6. Актер Джейсон Кларк, исполнивший роль Малкольма, завоевал признание зрителей после выхода драмы «Цель номер один» , номинированной на премию «Оскар». Также он снялся в фильмах

Актер, исполнивший в фильме роль главаря обезьян Цезаря, рассказал о том, чем новая "обезьянья история" отличается от предыдущей и что было в работе над образом самым трудным.

Без костюма и грима

Если вы посмотрите на портрет актера Энди Серкиса, его лицо вам может быть ничего и не скажет, при этом вы отлично знаете его игру и восторгались ею не раз. А все потому, что Серкис специализируется на ролях виртуальных киногероев. И масштабная роль Голума в картине Питера Джексона "Властелин колец" (существа, называвшего кольцо "Моя прелесть"), и роль Кинг-Конга в последней киноверсии истории про гигантскую обезьяну, и наконец роль Цезаря в "Рассвете планеты обезьян" - его рук дело.

Серкис на сегодня самый востребованный актер, играющий в кадре по технологии motion capture (в прямом переводе "захват движения". - Прим. авт.). Словом, он полноценно и, нужно сразу отметить, очень талантливо играет роль, но без привычных костюма и грима. В момент работы комбинезон Энди весь утыкан точками-маркерами, которые посылают импульс в камеры и фиксируют каждое его движение, а на голове актера укреплена камера, которая считывает движение лицевых мышц. Когда компьютер всю информацию облекает в нужную форму, мы имеем на экране обезьяну, или сказочного Голума, с живейшей человеческой, читай серкисовской, мимикой и повадками.

"Пришлось потрудиться"

- Энди, чем нынешняя история "Планеты обезьян…" отличается от предыдущей, снятой в 2011 году?

Фильм "Восстание планеты обезьян" был удивителен прежде всего воспроизведением жизни Цезаря с младенчества до становления революционера. "Восстание" - это было такое внутреннее кино, а "Рассвет" - это эпос, масштабное полотно.

- С актерской точки зрения, играть обезьяну трудно?

Сложно играть не просто обезьяну, а обезьяну мыслящую. Цезарь - философ, мне приходилось искать ходы, как отразить его интеллект, передать его мысль на лице. Кроме того, Цезарь - очень красноречивая обезьяна, у него очень эмоциональная дикция. Одним словом, пришлось потрудиться.

- Как именно обезьяны общаются друг с другом в этой истории, если они не все говорят?

Мы изучали язык человекообразных обезьян. Изучали способ передачи голосовых сигналов шимпанзе, орангутангов, горилл плюс изучали их жесты. Но в фильме обезьяньи жесты более очеловеченные. Кроме того, Цезарь пользуется человеческим языком жестов, переняв его от людей, которые его воспитали. Он многое взял от людей и использовал человеческие правила в своей обезьяньей общине, что привело к эволюции его вида. Знание есть сила. И это то, что Цезарь проводит как очень важный принцип для убеждений своего племени.

Прорыв в кинотехнологии

- Когда вы играете животное, на вас нет костюма, который бы помог вам вжиться в роль. Как вы это делаете?

Помогает долгая предварительная работа над своим образом. По сути, я пользуюсь на съемках мускульной памятью, выработанной в процессе многочасовых репетиций. Ну и хорошим воображением.

- В фильме "Рассвет планеты обезьян" ваш виртуальный герой впервые снимал все свои сцены вне студии. По сути это прорыв в кинотехнологии.

Выход технологии motion capture из помещения на натуру состоялся. На данный момент это самый амбициозный фильм, который, я думаю, когда-либо использовал технологию "захвата движения" на столь крупных пространствах и в таких огромных масштабах. Особенно учитывая ансамбль других обезьян. А в картине есть обезьяны намного больше моей (смеется). Еще один аспект - количество камер для захвата движения. Их на каждой сцене работало около ста штук. И это тоже прорыв.

Фото: kinopoisk.ru

Благодарим за организацию интервью компанию Ukrainian Film Distribution.

О чем фильм

Действие разворачивается спустя 15 лет. Из-за страшного вируса на планете вымерли практически все люди. Последние оставшиеся в живых прячутся и борются за выживание, надеясь, что ученые найдут выход из положения. А вот приматы, наоборот, переживают "золотой" период своей эволюции: имеют свою четкую иерархию, освоили охоту, езду на лошадях и владение оружием.

Лидер обезьян - Цезарь - старается править мудро, но, как обычно, всегда находится недовольный, который начнет сражаться за лидерство. Некоторые приматы, помня, как ужасно с ними обращались люди, начинают охоту за оставшимися в живых. Цезарю предстоит защитить людей и себя самого.

Пожалуй, именно этому артисту можно смело адресовать бессмертные слова режиссера Якина: «Я не узнаю вас в гриме!» Энди появляется на экранах регулярно, но его истинное лицо почти всегда скрыто от зрителей сложнейшим гримом или компьютерной графикой, ибо актер специализируется на сказочных персонажах. Кинг-Конг, Голлум из «Властелина колец» и «Хоббита», Цезарь из «Планеты обезьян» - все они были сыграны этим 50-летним британцем. И вот новая работа мастера - «Планета обезьян: Революция», ставшая одной из самых успешных премьер года. Только за первые выходные проката в Америке фильм собрал $73 миллиона, и создатели уже решили начать работу над следующей частью франшизы. Энди вновь сыграл Цезаря, предводителя обезьян, который в результате действия медикаментов стал развивать в себе человеческие способности, начал мыслить и говорить.

- Энди, новая лента начинается с вашего крупного плана и крупным планом заканчивается. Что в этом кадре компьютерная графика, а что - реальное лицо?

Там полностью компьютерная графика. Но это по-прежнему мои эмоции и актерская игра. Это было снято, как и весь фильм, с помощью технологии performance capture, используемой вместо грима, который скрывает лицо и мешает разобрать эмоции. При новой технологии можно разобрать каждый нюанс мимики. Команда художников-аниматоров забирает всю информацию с датчиков и камер, которые снимают лицо актера, регистрируют движения и звуки. Затем аниматоры могут скопировать абсолютно точно мимику и перенести на лицо примата. Технологии настолько развились за последние годы, что теперь можно с большой точностью передать игру, которую актер выдает на площадке.

- Вы очень уверенно об этом рассказываете. Это потому, что у вас своя собственная компания, производящая спецэффекты?

Да, я работаю со спецэффектами уже 14 лет. Я не только сыграл множество персонажей, которые требовали использования эффектов, но и очень интересовался развитием этой отрасли как искусства. У меня есть своя студия в Лондоне , которая называется «Имаджинэриум». В ее рамках мы создали творческую лабораторию по созданию цифровых героев.


- Ваша студия работала и над этим фильмом?

Мы консультировали его создателей. «Имаджинэриум» работает и на других фильмах. Например, на «Мстителях» мы трудились с актером Марком Раффало, помогая создать Халка.

- Я слышал, что вас пригласили играть в следующей части «Мстителей»...

Да, я там играю, но кого именно - тайна! Моя компания как раз создает внешность этого персонажа. Мы работаем над разными фильмами, компьютерными играми и телепрограммами. У нас многие проекты в разработке, один из которых - «Ферма животных», другой - «Книга джунглей», которую я буду режиссировать. В обоих случаях мы будем оживлять животных и придавать им человеческие черты.

- Каждая секунда спецэффектов для вашего Цезаря в «Планете обезьян» стоила десятки тысяч долларов...

Я об этом старался не думать и работал как актер. Пусть о деньгах заботятся продюсеры.

- Вы чувствуете, что с этой большой ролью вы наконец добились признания, которого давно заслуживали?


Я чувствую, что люди начали понимать, что такое игра для performance capture. Роли-то у меня всегда были большими.

- Вы, наверное, были уже ветераном работы с анимированными персонажами на этих съемках и учили молодых актеров?

Нет, у нас был официальный тренер Терри Нотари. Он играл примата по кличке Рокет. Он нас всех учил, как двигаться по-обезьяньи. Ведь есть разница, бегаешь ты как горилла, или как шимпанзе, или как орангутанг. Но советы я действительно давал. Учил молодых актеров, которые думали, что для компьютерной анимации нужно выдавать гипертрофированные эмоции, хотя на самом деле нужно делать все наоборот. По сути, надо играть по системе Станиславского .

- Занятно было видеть обезьян, которые оседлали лошадей. Вы научились верховой езде прямо перед этими съемками?

У нас был тренер по паркуру. Он же нас стал учить скачкам, но сначала мы выглядели именно как люди, оседлавшие лошадей. Потом мы стали играть так, как будто мы обезьяны, освоившие верховую езду. Я во время этого процесса обнаружил в своем теле мыщцы, о существовании которых не подозревал! (Смеется.) Они страшно болели во время первых дней тренировок.


- Я видел, как вы играете персонажей с технологией performance capture: в костюме, облепленном метками, с цветными точками на лице, с камерой на шлеме. Также снимали и Голлума из «Властелина колец». Не обидно, что многие фанаты кино этого не понимают?

Да, мне иногда говорят: «Ну ты же просто озвучил Голлума или Цезаря!»

- Что вы чувствуете, когда такое говорят? Хотите дать в ответ по башке?

Нет, у меня возникает желание долго и терпеливо объяснять процесс performance capture и его отличие от просто озвучки. Самое смешное, что люди с улицы, которые видели все дополнительные материалы, размещенные на DVD-дисках, знают об этом зачастую больше, чем маститые продюсеры в киноиндустрии.


- Актерам теперь нужно быть знатоками в современных технологиях?

Конечно. Молодым ребятам на площадке не надо было объяснять, для чего нужны все эти датчики и точки, - для них это обычный рабочий костюм. Последнюю сцену в фильме - мой крупный план - снимали вообще без режиссера на площадке. Я был в студии в Лондоне, а режиссер Мэтт Ривз давал указания по скайпу, потому что сам находился в Лос-Анджелесе .

- Поскольку вы британец, в Лондоне вас наверняка часто узнают. А вот, например, в Нью-Йорке вы знамениты?

Забавно, что в Штатах меня узнают гораздо чаще, чем дома. Голлум там невероятно популярен и известен, я дал сотни интервью и был в огромном числе телешоу. Там любят Толкиена на фанатичном уровне.

Через раз. Я обычно отвечаю: «Вы в своем уме? Я еду на работу в метро, и сейчас 8 утра!» Но потом, конечно, выдаю пару фраз. У меня долгое время был автоответчик с голосом Голлума на телефоне, и я записывал поздравления для друзей от имени своего персонажа. Каждому актеру лестно, когда у него есть герой, настолько «ушедший в народ».


- Сейчас вы беретесь за постановку «Книги джунглей». Не страшно становиться режиссером?

Я давно руковожу студией спецэффектов и я был помощником режиссера на «Хоббите». В последнем случае я провел 200 дней, руководя съемками в Новой Зеландии . Также я изучал визуальные технологии, так что это совсем не ново для меня. Актером при этом я тоже быть не перестану.

- Можно ли сказать, что роль Кинг-Конга была подготовкой к Цезарю?

Там была другая физиология. Кинг-Конг - это старая горилла-одиночка. Я ездил в джунгли Руанды изучать племена горилл перед съемками. Цезарь другой, он - шимпанзе, но при этом он меняется под воздействием лекарства, которое получил. Да, я изучал шимпанзе в Лондонском зоопарке, но я играл Цезаря как существо с человеческим сознанием, заключенным в тело примата. Его же, по легенде, вырастил наставник-человек, и в таких условиях обезьяны всегда копируют привычки людей. Даже в предыдущем фильме с Цезарем, «Восстании планеты обезьян», когда он берет вилку и нож, я сыграл его так, как это делал бы самец шимпанзе. Зато в новом фильме мой Цезарь уже полон человеческой мимики и жестов.


ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Эндрю Клемент Серкис родился 20 апреля 1964 года в пригороде Лондона. Его отец имел армянские корни, а фамилия Серкис является более удобным для британского уха вариантом фамилии Саркисян . В университетские годы Энди увлекся актерской игрой, работал на студенческой радиостанции. Сниматься начал в 1992 году, получив небольшую роль в телесериале. Звездный час артиста настал в год выхода на экраны первого фильма из трилогии «Властелин колец» (2001), в котором он озвучил и изобразил с помощью компьютерных технологий Голлума. Спустя четыре года артист подтвердил свое умение играть полуфантастических, созданных мастерами спецэффектов персонажей, исполнив роль Кинг-Конга в одноименном блокбастере. Энди, впрочем, играет и вполне земных героев - за роль серийного убийцы в телефильме «Лонгфорд» (2006) он был номинирован на «Золотой глобус». Вместе с женой, актрисой Лоррэйн

5 лучших фильмов Энди СЕРКИСА:

● «Властелин колец» (2001 - 2003)

● «Кинг-Конг» (2005)

● «Логфорд» (2006)

● «Приключения Тинтина: Тайна Единорога» (2011)

● «Восстание планеты обезьян» (2011)

Объясняет, почему компьютер хорошему актеру не помеха.

– Перед съемками первого фильма вы специально изучали жесты и мимику обезьян. Этих знаний вам хватило на вторую картину, или снова пришлось посетить зоопарк?

Кроме похода в зоопарк я пересмотрел огромное количество научных фильмов. Кому-то может показаться, что это легко: все мы немножко обезьяны, так что тут играть? Но я сравнил бы этот процесс с обучением хореографии: нужно полностью перестроить свое тело. Дело в том, что образ моего героя Цезаря создан на основе истории реального шимпанзе по имени Оливер, которого ученые долгое время считали гибридом человека и обезьяны. Он ходил на двух ногах, предпочитал общество людей компании своих сородичей, любил сидеть в кресле, и его мимика не имела ничего общего с обезьяньей. Однако ДНК-тесты позже доказали, что все-таки Оливер был шимпанзе. На съемках самым сложным для меня было отразить эту двойственность: Цезарь – человек в обличье примата.

Продюсеры уже заявили, что третья часть франшизы выйдет в прокат в 2016 году. В режиссерском кресле останется снявший «Революцию» Мэтт Ривз.

– Но по характеру это тот же герой, которого зрители видели в «Восстании планеты обезьян»?

И да, и нет. Действие разворачивается спустя десять лет после событий первого фильма. Персонаж эволюционировал: теперь он возглавляет коммуну из нескольких тысяч приматов. У него есть постоянная партнерша и сын-подросток, которому по человеческим меркам лет 15. Конечно, не обойдется без конфликта отцов и детей и без покушения на лидера – недаром героя зовут Цезарь. Вторая часть мне напоминает «Крестного отца»: мой герой – этакий обезьяний Дон Корлеоне, которому нужно сохранить свой клан и выстроенную им иерархию.

– До Цезаря вы сыграли Кинг-Конга в одноименном фильме Питера Джексона. Между ними есть что-то общее?

На мой взгляд, ничего. Они совершенно разные. Знаете, меня многие пытались этим задеть. Например, один мой знакомый, тоже актер, как-то спросил: «Зачем тебе играть очередную обезьяну?» Я ответил вопросом на вопрос: «А зачем тебе играть очередного человека?»

– Вы один из первых актеров, поверивших в компьютерную технологию «захват движений». Но некоторые до сих пор не воспринимают ее как настоящую актерскую игру…

Еще лет десять назад у моих коллег при упоминании об этой технологии тряслись коленки: они считали, что их хотят заменить компьютером, что поклонники не узнают их в образе волшебного персонажа. К счастью, ситуация меняется. У меня в планах экранизация романа Джорджа Оруэлла «Скотный двор», где все герои – животные, и картина должна быть снята с использованием «захвата движений». Недавно я ездил в Америку на кастинг и не встретил ни одного актера, который не воспринял бы наше предложение всерьез!

Гэри Олдман мог сыграть в «Планете обезьян» 2001 года, но актера не утвердили на роль. Зато в новом фильме ему досталась роль главного злодея Дрейфуса



– После ролей Цезаря и Голлума вам прочили номинацию на «Оскар», но этого не произошло. В Голливуде идут дебаты, стоит ли награждать актеров, игравших с помощью компьютера. Может, нужна отдельная номинация?

Я считаю, что не нужна. Создателем роли все равно является актер. Разница лишь в том, что в съемках с применением «захвата движений» используются другие техника и камеры. Но вживание в образ, работа с режиссером, взаимодействие с партнерами по площадке остаются. Главная задача актера – пробудить в публике эмоции, заставить ее сопереживать. И если зритель, сидящий в зале, любит или ненавидит этого героя, волнуется за него, как за своего родственника, – задача выполнена. И сделал это не компьютер, а живой человек.




Top