Эрмитаж в стиле барокко. Елизаветинское барокко

Эрмитаж — это не только величайший художественный музей, но и главная императорская резиденция на протяжении многих лет. Сегодня я предлагаю осмотреть интерьеры дворца, в том числе и служившие царской семье.

// Часть 38

1. Дворец, в первую очередь — шедевр барокко авторства знаменитейшего Растрелли.

2. Перед ним находится главная площадь города — Дворцовая.

3. Другую сторону площади образует Генеральный штаб со знаменитой сикстигой на арке. Сейчас левое крыло здания принадлежит Эрмитажу, там будут выставлены картины из собраний Щукина и Морозова, а также современное искусство, появятся Музей наград, Музей Гвардии, Комнаты Фаберже.

4. Долгое время главным флагштоком страны был этот.

5. Кровля дворца заставлена многочисленными скульптурами и вазами.

6.

7.

8. В состав музея кроме Зимнего дворца включено несколько зданий. Даже есть крытый переход над каналом — в Эрмитажный театр.

9. Арка переброшена через Зимнюю канавку.

10. Дворовые фасады не уступают парадным.

11.

12. Перво-наперво от входа попадаем на парадную лестницу, называемую Иорданской.

13. Своё название она получила по празднику Крещения, когда по ней спускался крестный ход к Неве, чтобы окунуться в полынью — иордань.

14. Первоначально построенная Растрелли, лестница сгорела в 1837 году и была восстановлена архитектором Стасовым.

15. Потолок лестницы великолепно смотрится фоном для живых цветов.

16. Вообще, гуляя по Эрмитажу, нужно постоянно поглядывать наверх.

17. Абсолютно везде своды покрыты разными, но всегда великолепными орнаментами.

18.

19.

20.

21.

22. Запрокинув голову, незаметно добрались до Белого зала.

23. Он был создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году на месте трёх гостиных.

24. Лоджии Рафаэля созданы в 1780-х годах архитектором Дж. Кваренги о заказу императрицы Екатерины II. Они подражают галерее Ватиканского дворца, расписанной по эскизам Рафаэля.

25. Лоджии расположены в здании Нового Эрмитажа, неподалёку от парадной лестницы.

26. Новый Эрмитаж построен в 1842-1852 годах по проекту немецкого архитектора Леона Кленце.

27. Дальше осмотрим ряд комнат в Старом Эрмитаже, оформленных интерьерами XIX века.

28. В залах без отделки представлена мебель, ковры, картины и пр.

29. Зато оконные рамы и многие стёкла в них — оригинальные, ещё царских времён.

30. Интерьеры оформлены в разных стилях.

31. Строгая классика.

32.

33.

34. Пышное барокко.

35.

36.

37. Имперский стиль Александра I.

38.

39. Готика.

40.

41. Замечательная библиотека в готическом стиле, принадлежавшая Николаю II.

42.

43.

44. Вот гостиная в стиле «второго» рококо.

45.

46.

47. Инкрустированная перламутром столешница.

48.

49. Кроме общего обзора интерьеров интересно также вглядываться в детали.

50. Иногда можно заметить забавные вещи.

51. А вот подчёркнуто русский интерьер.

52. И даже будуар с восточным колоритом.

53. Гербовый зал, готовящийся к очередной выставке.

54. В Большом Тронном, или Георгиевском зале находился главный трон Российской империи.

55. Малиновый будуар императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Он был создан в 1853 году по проекту архитектора Г.А. Боссе в стиле «второго» барокко. Зал поделен на две зоны, разделённые декоративной аркой альков.

56. Прямо над будуаром была комната фрейлин, и императрица могла слышать топот ног детей Екатерины Долгорукой, многолетней любовницы Александра II.

57. Зал поражает богатством отделки, но знание о происходившей здесь семейной драме навевает мрачное настроение.

58. Последний кадр — Висячий сад Малого Эрмитажа. Во время блокады сотрудниками музея здесь был устроен огород, позволивший многим не умереть от голода.

(1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П.
Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж.
Кваренги)

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного
Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый
Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за
Большим)

Пикетный (Новый) зал Был создан Владимиром Стасовым после пожара 1837 года на
месте лестничной клетки и двух небольших комнат для развода внутреннего караула
— пикета, отсюда и название зала.
Зал посвящен истории русской армии и стал
логическим завершением общей панорамы, расположенной в Галерее Отечественной
войны 1812 года и Фельдмаршальском зале. В зале дежурили гвардейцы, этим
определяется строгость и военная тематика в оформлении интерьера. Отделка зала —
рельефы, на которых изображены шлемы, шиты, копья, доспехи, медальоны со сценами
сражения.
С 1979 года зал был закрыт, 25 лет в нём хранились музейные фонды
отдела Востока, ковры и другие предметы искусства. 9 декабря 2004 года Пикетный
зал вновь открылся для посетителей.


Э.П.Гау. Пикетный
зал.
Александровский зал Зимнего дворца
Зал был
построен Александром Павловичем Брюлловым (братом художника К. П. Брюллова) в
30-е — 40-е года XIX века. По замыслу архитектора, этот зал должен был
увековечить память об императоре Александре I.


Э. П. Гау, 1861 Александровский
зал
Белый зал
Белый зал создан А. П. Брюлловым к
свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году.
Интерьер, выдержанный
в белых тонах, отличается богатством пластического декора. В центральной части
зала помещены фигуры древнеримских богов; колонны с коринфскими капителями
увенчаны фигурами, олицетворяющими искусства.


Премацци Л. Белый зал.
Золотая
гостиная

Золотая гостиная спроектирована и построена А. П. Брюлловым
в 30-е — 40-е года XIX века для великой княгини, а впоследствии и императрицы
Марии Александровны. После убийства 1 марта 1881 года Александра II, именно
здесь, в окружении избранных членов Государственного Совета, новый русский
самодержец Александр III решал судьбу Российской конституции и
реформ.


Виды залов Зимнего дворца. Золотая
гостиная.Александр Кольб
Будуар
Будуар также построен
А. П. Брюлловым, но полностью переделан в 1853 году по проекту Гаральда Боссе.
Подобная изящной табакерке, небольшая по размерам комната стилизована в духе
рококо с обилием резных золочёных орнаментов, зеркал и живописных вставок. Часть
Будуара, в виде своеобразного алькова, отделена ступенькой и низкой фигурной
решёткой. Гранатового оттенка штоф для отделки панно на стенах, обивки мебели,
для драпировок на окнах и дверях был заказан во Франции на фабрике
Картье.

Дверная ручка в жилых покоях Марии Александровны, в
будуаре.


Э.П.Гау. Будуар. 1861 год
Малахитовая
гостиная

Малахитовая гостиная входила в состав личных покоев супруги
Николая I — Александры Фёдоровны. Это единственный сохранившийся образец
оформления малахитом целого жилого интерьера.


Ухтомский Константин Андреевич
Малая
(Белая) столовая

Малая столовая отделана в 1894 году по проекту А. Ф.
Красовского. Отделка интерьера выполнена в стиле рококо и стилизована под XVIII
век. В то же время, в зале находятся и изделия XX века: английская люстра с
музыкальным механизмом, французские часы, русское стекло. На окнах — шпалеры,
вытканные на Петербургской мануфактуре в XVIII веке. Столовая входила в жилую
анфиладу семьи Николая II.

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года при штурме
Зимнего дворца именно в Малой столовой было арестовано заседавшее здесь
Временное правительство. О данном событии напоминает мемориальная доска,
установленная в столовой в 1957 году на каминной полке.


Большая церковь

Интерьер Большой
церкви создан Ф. Б. Растрелли в стиле барокко. 12 июля 1763 года архиепископ
Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий) освятил собор во имя Нерукотворенного
образа Спасителя. После разрушительного пожара 1837 года, храм восстанавливался
В. П. Стасовым «с возможной точностью <…> в прежнем виде». 25 марта 1839
года митрополит Московский Филарет (Дроздов) в присутствии Императорской семьи
освятил обновлённый собор. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена
звонница с пятью колоколами.

Купол Большой церкви Зимнего дворца


Гау Эдуард
Петрович - Вид Собора в Зимнем дворце


Внутренний вид Большой церкви. Зимний
дворец.Васильев, Тимофей Алексеевич
Большой (Николаевский)
зал
Большой (Николаевский) зал Зимнего дворца (1103 кв.м.) был
создан В.П.Стасовом на месте сгоревшего во время пожара 1837 г. парадного зала,
декорированого по проекту Дж.Кваренги в конце 1790-х гг. Отделка интерьера
выдержана в белой гамме: колонны и стены облицованы белым искусственным мрамором
- стюком, живописная кайма потолка исполнена в технике гризайли. Легкая позолота
хрустальных люстр и наборный паркет оживляют сдержанное убранство зала. Особую
торжественность Большому залу придают расположенные по его периметру огромные
колонны коринфского ордера, поддерживающие лепной антаблемент. После смерти
Николая I (1855 г.) в зале был помещен большой парадный портрет императора
работы Ф.Крюгера, и зал стал носить название Николаевский. Главный зал Невской
парадной анфилады предназначался для официальных церемоний и придворных
балов.


Ухтомский Константин Андреевич.Виды залов Зимнего
дворца.Николаевский зал.1866

Концертный зал Создан архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 года.
Назначение этого зала «расшифровывается» его отделкой: во втором ярусе
установлены изваяния античных муз и богинь работы скульптора И. Германа, а в
декоративно гризайльную роспись падуги, соединяющей потолок и стены, включены
аллегорические фигуры с атрибутами искусств. В концертном зале располагается
богатая эрмитажная коллекция русского серебра XVII — начала XX века, центром
которой является своеобразный памятник XVIII столетия — серебряная гробница
Святого князя Александра Невского.


Ухтомский Константин Андреевич - Виды залов Зимнего
дворца. Концертный зал


М. Зичи. Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время
официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года


М. Зичи. Торжественный ужин в Концертном зале
Зимнего дворца
Аванзал
Когда к весне 1762 года В. В. Растрелли
закончил отделку парадных комнат Зимнего дворца, с верхней площадки Главной
лестницы открылся доступ в анфиладу из пяти двухсветных пышно декорированных
приемных залов, именовавшихся антикамерами. Анфилада вела к Тронному
залу.
Первой из этих антикамер и является современный Аванзал, подвергавшийся
с тех пор неоднократным переделкам. К 1793 году архитектор Дж. Кваренги придает
залу новый, строгий характер, типичный для русской архитектуры конца XVIII века.
Нарядные наличники окон и дверей, пышная золоченая резьба уступают место строгим
классическим формам. В зале появляются полукруглые арки, прямые карнизы,
спокойная гладь стен.
После пожара 1837 года парадные залы дворца
восстанавливал, как уже говорилось, В.П.Стасов. К марту 1839 года главные залы,
и в их числе Аванзал, были готовы. Зал выдержан в спокойных и светлых тонах.
Стены отделаны искусственным мрамором желтоватого цвета, красиво сочетающимся с
позолотой потолка. В нижней части плоскость стены разбита на панно, чередующиеся
с арками, ранее заполненными оконными переплетами с зеркалами вместо стекол: над
арками протянут легкий лепной фриз, паддуга расписана гризайлью по золоченому
фону.
Плафон, изображающий жертвоприношение Ифигении, был, так же как и
плафон для Главной лестницы, выбран Стасовым в запасах Эрмитажа.
После
Великой Отечественной войны Аванзал был реставрирован и открыт для посетителей в
1948 году. В мае 1958 года в нем был установлен «Малахитовый храм» — ротонда,
декоративное сооружение из уральских самоцветов, поднесенное Николаю I
владельцами уральских горнорудных заводов Демидовыми в 1836 году.
В настоящее
время Аванзал служит вводным залом к экспозиции музея.



Ухтомский, Константин Андреевич - Виды залов
Зимнего дворца. Аванзал.

Музей-усадьба «Кусково» – уникальный музей, где удивительным образом сохранился дворцово-парковый ансамбль XVIII века. На протяжении нескольких столетий – это «дворянское гнездо» принадлежало представителям графского рода Шереметевых. Своего расцвета усадьба Кусково достигла в середине XVIII века, когда во владение усадьбой вступает граф Петр Борисович Шереметев. Изысканность архитектуры, великолепные парки – пейзажный и регулярный, зеркальная гладь прудов – все это служило декорацией, в окружении которых разыгрывались грандиозные театрализованные праздники. Особенно пышными они были по поводу приезда монарших особ – здесь бывала императрица Елизавета Петровна, польский король Станислав Понятовский и австрийский император Иосиф II. Екатерина Великая посетила усадьбу шесть раз! Для увеселения гостей хозяин Кускова, граф П.Б. Шереметев, строит в регулярном парке павильоны, посвященные различным европейским странам: Итальянский и Голландский домики и французский павильон Эрмитаж, которые и сегодня радуют посетителей музея. Настоящая «жемчужина» дворцово-паркового ансамбля усадьбы – это деревянный Дворец, построенный в середине XVIII века и сохранивший свои интерьеры до наших дней. К числу уникальных и единственных в своем роде строений, относится и парковый павильон Грот, который символизирует пещеру подводного царства. Кусковский Грот единственный сохранил свое «гротическое» убранство, в создании которого использовались многочисленные морские и речные раковины. Среди московских усадебных парков, парк усадьбы Кусково также занимает особое место. Это единственный подобный парк в Москве, который сохранил свою планировку и украшением которого является скульптура XVIII века. В 1919 году усадьба стала музеем. В 1932 году в Кусково был переведен Музей керамики, созданный на основе национализированного после революции художественного собрания А.В. Морозова. В 1937 году два музея были юридически объединены. Сегодня музей является обладателем одной из крупнейших в мире коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности. Ежегодно в музее организуются выставки, проводятся концерты классической музыки, возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний. Проезд: метро «Рязанский проспект», далее авт. 133 и 208 до ост. «Музей Кусково»; метро «Выхино», далее авт. 620, маршрут. такси 9М до ост. «Музей Кусково»; метро «Новогиреево», далее трол. 64, авт. 615, 247 до ост. «Улица Юности».



 Top