Эссе на тему отцы и дети. Эссе на тему “Отцы и дети”

Отцы и дети

Проблема отцов и детей существовала всегда. Однако особенно остро она проявляется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколение становятся носителями разных эпох и идей. Такой период наблюдался в России в середине XIX века, когда старое дворянство враждовало с революционно-демократической молодежью. Именно эта проблема затронута в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Отцы в романе представлены братьями Кирсановыми, а дети Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым .

Наиболее отчетливо конфликт старого и нового поколения просматривается во взаимоотношениях молодого «нигилиста» Базарова и чопорного дворянина Павла Петровича . Примеры нелегких взаимоотношении отцов и детей показаны через отношения между Базаровым и его родителями, а также Аркадием со своим отцом. Автор противопоставляет два поколения не только с помощью идейных различий, но даже внешним описанием. Если в описании Базарова в основном акцентируется его мрачный вид, отрешенность от внешнего мира и острый ум, то в описании Павла Петровича отмечаются лаковые полусапожки, ухоженный внешний вид, привлекательная внешность.

Эти герои противопоставлены и по средствам их образа жизни. Павел Петрович живет как настоящий дворянин и аристократ в праздности и безделье. Базаров же напротив целыми днями работает, проводит медицинские опыты и старается принести пользу окружающим. Идейные разногласия этих двух героев также занимают особое место в романе. Павел Петрович человек старой закалки с принципами и защищает высокие идеи. Базаров проповедует «нигилизм», то есть неверие ни во что. Он предпочитает не считаться ни с какими принципами и авторитетами. На мой взгляд, именно через противопоставление этих двух персонажей наиболее отчетливо просматривается конфликт поколений, а соответственно, отцов и детей.

­Что касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, то она оказалась не такой глубокой. Аркадий не просто похож на своего отца, а имеет такие же ценности и идеалы. Его также заботят родной дом, семья и покой. Конфликт между ним и Николаем Петровичем просматривается только тогда, когда Аркадий временно подпадает под влияние Базарова и пытается ему подражать. Кирсанова печалят такие перемены в сыне. И даже когда Аркадий невольно ранит его своей бестактностью, он лишь кротко переносит это. В конце романа его терпеливая любовь к сыну вознаграждена. Аркадий становится взрослее и мудрее, а Базаров уходит из их жизни. Тогда он раскрывается как личность и сближается с отцом.

Несмотря на то, что роман написан в XIX века, проблемы, затронутые в нем, остаются актуальными по сей день. Так, например, людей во все времена заботило отношение к любви, науке и искусству. С этими вопросами, также как и с проблемой отцов и детей, приходится сталкиваться каждому новому поколению. Возможно, именно постоянный поиск ответов на эти и другие вопросы и является движущей силой жизни.

«Отцы и дети» в романе Тургенева

Главной проблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и детей», которая существовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас — индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними — это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т.д., а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров.

Мне кажется, что проблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахон Базарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку и полусапожкам Павла Петровича.

Принято считать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победа остается за последним, а между тем на долю Базарова выпадает весьма относительное торжество. И Базарова и Павла Петровича можно обвинить в том, что они любят спорить. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. А Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишь безнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое и нерусское слово.

Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народ заслуживает призрения». И если проследить на протяжении всего произведения, то существует множества областей, в которых они не сходятся во мнениях. Так, например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее всякого поэта».

Я считаю, что Базаров прав, что любые истины авторитета должны подвергаться сомнению. Но в то же время он не должен забывать об отношении к прошлой культуре, о культуре предков, а Базаров полностью отвергает все, что связно связано с прошлым. Для него истина это современная наука, современное естествознание. Базаров отрицает все исторические ценности. Он призирает преклонение Павла Петровича перед искусством, критикует их отношение к любви. Бросая вызов старому поколению, герой заходит слишком далеко. Он сам создает себе проблему, причем, отрицая искусство, которое близко Павлу Петровичу, отрицает всякое искусство. То же самое происходит с отношением к любви, к принципам и т.д.

Автор, сравнивая характеры и жизненные позиции Базарова и Кирсанова показывает проблему «отцов и детей» в спорах. В споре рождается истина и эту истину Тургенев желает донести до читателя. Тургенев старается показать, что позиции Базарова и Павла Петровича – крайние: в одной мы видим пережитки прошлого, а в другой нетерпимость. Таким образом, истина ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает понимания, а Базарову уважения к родителям.

Итак, перед нами два абсолютно разных героя. И их различия автор будет подчеркивать на протяжении всего романа. С первых страниц видно, что автор изображает Базарова более симпатичным человеком, чем Павел Петрович. Базарова невозможно повторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не дюжего ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.

На основе вышесказанного мы убеждаемся в том, что позиция героя особенно проявляется в спорах. В них речь идет о непримиримом конфликте не столько между «отцами и детьми», сколько между аристократами и демократами.

Автор описывает в своем романе еще одного героя – Аркадия, представляя его, как единомышленника Базарова. Но с моей точки зрения Аркадий является человеком, имеющим другую точку зрения, чем Базаров. Аркадий очень похож на отца, он хочет казаться взрослым, быть похожим на Базарова. Но на самом деле Аркадию надо не больше, чем его отцу: тихий родной дом, любящую жену, любимых детей. И это желание пересиливает мысль идею Базарова о всемирном счастье. Таковым является и Николай Петрович.

Скорее всего, Аркадий повторит путь отца после ухода из его жизни Базарова со своими идеями. Аркадий в глазах Базарова «размазня», «мяконький либеральный барин». Базаров не хочет принимать и признавать мягкосердечие Аркадия, мечтательность Николая Петровича, их любовь к музыке и поэзии. Он это все отрицает, поэтому между Аркадием и Базаровым нет понимания, возникает разлад, который касается не только их убеждений, но и ценностей которыми они дорожат. Здесь и происходит разрыв между прошлым и настоящим.

Разница между героями видна в их поведении. Так Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по настоящему не одно не увлекает. Для него главное покой и уют. Таким образом, Аркадий больше похож на своего отца, ему ближе его взгляды, а не новые взгляды Базарова. Они были для Аркадия лишь только модой, он хотел подражать новому поколению. Но такая жизнь не для него.

На мой взгляд, не малый смысл заключен в конфликте Базарова с родителями. Именно в момент встречи Базарова с ними конфликт отцов и детей в романе достигает наибольшего напряжения. Базаров не знает, как он относится к родителям. С одной стороны он их любит, говоря об этом Аркадию в минуты откровения, а с другой стороны он надсмехается над глупой жизнью отцов. Скорее всего, этот упрек связан с убеждениями Базарова, с его жизненной позицией.

Критикуя старшее покаленее сын забывает о накопленной культуре, которая помогла ему стать образованным человеком. Он не понимает точку зрения отца, так как хочет жить в новом мире не оглядываясь на прошлое. Таким образом, Базаров не обращает внимание на красоту, прелесть жизни, не наслаждается поэзией, музыкой. В этом автор не согласен со своим героем так же, как Павел Петрович Кирсанов.

Вопрос о том, как относится Тургенев к своим героям и их идеям, очень занимал Писарева в своей статье. По-моему, он очень точно подметил, что автора ни удовлетворяют не отцы, ни дети. В романе писатель показал борьбу «отцов и детей», а также семейные отношения и отношения семьи общества.

Чем же все-таки является семья для Тургенева? Я согласна с мнением Лебедева, что семья это зерно, первооснова всех сложных форм общественности. И поэтому Тургеневу удалось показать не только отношение отца и сына, но и отношения Базарова к прошлому, настоящему и будущему, то есть мы видим сына в узком и широком смысле слова. Тургенев хотел показать «отцовство» в широком смысле слова, которое предполагает любовь старшего поколения к младшему, терпимость, мудрость.

Но понимание отцов и детей существует лишь в идеале. В реальной жизни всегда существуют конфликты между отцами и детьми, не понимание. Это и показал в своем произведении Тургенев, причем выбрав Базарова, как главного героя, с сильным характером, с новыми идеями. Тем самым конфликт стал еще сильнее виден. Между отцом и детьми, по мнению Лебедева, существует непроходимая пропасть, а значит такая же пропасть есть между «отцами и детьми».

Хотелось бы отметить, что в наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию поколениями друг друга. И как мне кажется, непонимания – это главная причина этой проблемы. В каждой семье есть отцы и дети, и в каждой семье возникает эта проблема. И надо стараться быть повнимательнее к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть, мы сможем решить эту проблему.

Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

Принято считать, что главным героем романа И.А. Тургенева "Отцы и дети" является нигилист Евгений Базаров. Конечно, во многом это верная точка зрения. Но Базарова никак нельзя назвать положительным героем произведения. А есть ли такой в романе вообще?
На мой взгляд, есть. В "Отцах и детях" присутствует персонаж, по своим жизненным убеждениям чрезвычайно близкий самому Тургеневу. Именно через этот образ писатель передает свой взгляд на мир и человеческую жизнь. Этот герой- Николай Петрович Кирсанов.
Казалось бы, это один из самых незаметных персонажей в произведении. Он мягок, добродушен, чуток и тактичен. Возможно, поэтому его слова, на первый взгляд, не слышны в романе. Однако это только на первый взгляд. По ходу произведения мы все больше убеждаемся, что Николай Петрович - один из самых гармоничных и уравновешенных героев романа, познавший истинный смысл жизни и достигший состояния счастья.
Мы видим, что Николай Петрович абсолютно не приспособлен к "практической" жизни. Это автор подчеркивает уже в самом начале романа, показывая нам заброшенные угодья, принадлежащие этому герою, нищету его крестьян, разруху на полях: "...мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам".
Однако, несмотря на это, Николай Петрович живет богатой внутренней, душевной жизнью, находится в гармонии с собой, своим возрастом, окружающей жизнью.
Биография этого героя выведена довольно подробно, и в ней мы находим немало параллелей с жизнью самого И.А. Тургенева. Так, Николай Петрович воспитывался, как и писатель, до определенного возраста в семье "матушки - командирши", а затем был отдан по "штатской части" - в Петербургский университет. Старший же брат героя, как и брат Тургенева, учился в военном заведении, и все прочили ему блестящую карьеру.
Тургенев показывает, что Николай Петрович способен на глубокие и искренние чувства. Он не стесняется их, а, наоборот, считает высшей ценностью в жизни. Так, герой был всей душой предан своей первой жене: "Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались..." Когда же Маша умерла, Николай Петрович "едва вынес этот удар, поседел в несколько недель..." Мы понимаем, что всю свою любовь этот герой перенес на сына Аркадия, в котором души не чаял: "Аркаша! Аркаша! - закричал Кирсанов, и побежал, и замахал руками..."
Мы застаем этого героя в возрасте сорока с небольшим лет, живущего, по мнению Тургенева, настоящей, полной и насыщенной жизнью. Так относится к своему существованию и сам Кирсанов, несмотря на все нападки Базарова (который, впрочем, высоко ценит его) и снисходительное отношение своего старшего сына.
Николай Петрович любит поэзию, музыку, природу: "Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias*, в...м уезде -играет на виолончели!" Он наслаждается простыми вещами, способен любить, дарить тепло и поддержку. Подтверждение тому - его молодая жена Фенечка и маленький сын Митя. Важно, что Николай Петрович считает Феню своей женой, а сына - законным наследником, несмотря на то, что молодая женщина, родившая ему Митю, незнатного происхождения. Это говорит о том, что Кирсанову чужды сословные предрассудки, для него главное - голос сердца, души.
Николай Петрович по-настоящему добр и отзывчив, он всегда готов прийти на помощь тем, кто нуждается в нем, особенно когда речь идет о членах семьи. Так, он поддержал своего брата Павла Петровича, когда тот, после сильнейшей личной драмы, находился на распутье, не знал, как ему жить дальше.
Николай Петрович по-настоящему мудр и терпим, не любит конфликтов, снисходительно, но с уважением относится к увлечению своего сына и его друга нигилизмом, хотя сам не разделяет взглядов молодежи. Однако не "рубит с плеча", как это делает Павел Петрович. Кирсанов понимает, что, возможно, отстал от жизни, и поэтому старается услышать иные точки зрения, но не теряет и своего мнения.
В финале романа Николай Петрович - один из самых счастливых, удовлетворенных жизнью, гармоничных людей. Он по-настоящему счастлив - его окружает любящая семья: жена, маленький сын Митя, Аркадий - продолжатель и помощник.
Николай Петрович Кирсанов превыше всего в жизни ценит простые вещи - любовь, дружбу, семью, благополучие близких. И это, говорит нам Тургенев, единственные жизненные ценности, о которых стоит заботиться. Таким образом, Николай Петрович выражает взгляд самого автора на человеческую жизнь - ее смысл, высшие ценности, правила и законы. Именно поэтому сам Тургенев писал: "Николай Петрович - это я..."




Top