Эти факты перевернут ваше представление о мире. Эти факты перевернут ваше представление о мире Гиперборея или Арктогея

Смерть в бою

Неизбежную смерть индейцы встречали с завидным самообладанием и хладнокровием. История хранит множество свидетельств того, как, оказавшись перед лицом смерти во время боевых действий и не имея возможности спастись, старики и беззащитные женщины садились на землю, покрывали голову одеялом и спокойно ждали фатального удара топора или пули. Раненые или загнанные в угол воины дрались, как львы, стараясь дорого продать свою жизнь.


Останки воина кроу, убитого черноногими. 1874 год.


Сиу считали, что хорошо оставлять тело погибшего воина на вражеской территории. Они говорили: «Лучше остаться лежать обнаженным, чем гнить на помосте». Иногда они складывали своих погибших в ряд на поле боя или около него и оставляли там. Если спустя несколько месяцев сиу вновь оказывались рядом с полем боя, то родственники убитых могли собрать их останки и поместить на ложе в похоронном типи. Шайены также оставляли труп соплеменника лежать в прерии, иногда накрывая одеялом, но чаще не покрывая. Мужчины считали, что хорошо, если тело будет съедено волками, койотами или орлами, а кости растащены по окрестностям. По их мнению, лучше всего было погибнуть на открытой равнине, где любой мог увидеть останки храбреца. Пауни предпочитали погибнуть в бою высоко на холме, чтобы «птицы могли съесть твою плоть, а ветер дышал на тебя и обдувал кости». Они говорили, что «не по-мужски быть убитым в лощине или какой-либо яме». Иногда тело перевозили на некоторое расстояние от места сражения и оставляли не захороненным. Погибшего заворачивали в бизонью накидку и либо оставляли на земле, либо клали на платформу, сооруженную на дереве. Это считалось равнозначным, потому что вскоре тело падало и поедалось животными и птицами. Оставленные трупы поедались дикими животными и птицами очень быстро. Сиу Красное Перо вспоминал, как спустя четыре дня вернулся похоронить убитого шошонами соплеменника. «Мы не нашли ничего, кроме черепа и нескольких костей, – рассказывал он. – Высокий Хребет к этому времени уже был съеден койотами».

Воин пауни, решивший, что «этот день хорош, чтобы умереть», перед боем аккуратно раскрашивался и надевал лучшие одежды. Тогда, в случае смерти, его никому не пришлось бы одевать. Когда шайен или арапах погибал одетым в военный головной убор и украшенную скальповыми прядями рубаху, считалось почетным для погибшего оставить его тело одетым на разграбление врагам. Друг убитого мог взять что-либо из его вещей. Если погибший оставил военный головной убор или хорошую лошадь дома, их обычно отдавали кому-нибудь из членов военного общества, к которому он принадлежал. Песни, которые исполняли скорбящие, обычно были песнями военного общества, к которому принадлежал погибший.

Из-за обычая оставлять тела погибших на поле боя места крупных сражений превращались в братские могилы на открытом воздухе. Джеймс Томас в 1810 году побывал на месте, где двумя годами ранее произошла битва между «черноногими, числом в полторы тысячи воинов с одной стороны, и плоскоголовыми и кроу, общим числом около восьмисот бойцов – с другой». На стороне последних сражался известный белый следопыт Колтер, рассказавший Томасу о грандиозной и кровопролитной битве. Сначала черноногие столкнулись с пятьюстами плоскоголовыми и набросились на них с величайшей яростью. На шум и звуки стрельбы подоспели находившиеся неподалеку кроу и присоединились к храбро отбивавшимся от наседавших врагов плоскоголовым. «Черноногих было так много, что, казалось, резня неминуема, но отчаянная храбрость спасла их от полного разгрома… Черноногие в итоге были отбиты, но отошли, сохраняя такой совершенный порядок своих рядов, что едва ли можно говорить об их поражении». С обеих сторон полегло много воинов, и спустя два года поле битвы все еще было усеяно останками погибших. Томас был поражен увиденным: «Черепа и кости валялись повсюду в огромном количестве».

Скончавшегося по дороге раненого товарищи могли похоронить или довезти до дома. Во многом это зависело от расстояния, оставшегося до дома, и наличия погони. Шайены в таких случаях сооружали небольшую хижину и помещали туда завернутое в одеяла тело, укладывая его на ложе из белого шалфея. Хижину покрывали травой, которую сверху обкладывали корой, а поверх натягивали одеяло, прикреплявшееся к земле колышками. Возвращающиеся команчи погибших хоронили по дороге. Они помещали труп в расщелину скалы или в неглубокую могилу и заваливали камнями.

Индейцы верили в загробную жизнь. Арапахо считали, что после смерти души отправляются в страну восходящего солнца далеко-далеко за горами, в долине около океана. Люди, находившиеся без сознания на грани смерти, а потом поправившиеся, говорили, что побывали в далекой стране, где видели палатки соплеменников и много разной дичи. Арапахо, погибшему в бою, не надо было совершать долгий путь в страну восходящего солнца по земле. Он быстро попадал туда по воздуху по тропе мертвецов, или, как ее еще называли, – тропе убитых в битве воинов (Млечный Путь). Умерших хоронили в земле, кладя с ними в могилу лучшую одежду, трубку, но никогда не клали туда оружия. Часто на могиле воина убивали его коня, чтобы ему было легче добраться в страну ушедших соплеменников. Черноногие седлали лошадь, заплетали гриву и хвост в косы, хвост завязывали в узел и украшали его и гриву подвесками из перьев. Считалось, что именно в таком виде дух лошади встретится с бывшим владельцем. Кайова-апачи убивали на могиле одну или нескольких лошадей, прокалывая животному грудь. «Лошадь умирала от потери крови, начинала шататься. Вдова крепко обнимала ее за шею и падала вместе с ней. Кровь лошади заливала ее. Сарси выстрелом убивали лошадь воина и клали рядом с его телом одеяла, одежду и пищу. Сообщалось, что команчи конца XVIII – начала XIX века, если погибший был очень влиятельным в племени человеком, убивали у его могилы не только его лучших лошадей, но также ломали его оружие и перерезали горло его любимой жене, после чего бросали их вместе с едой и одеждой в глубокую яму, которую затем засыпали землей. Обычай убивать лошадей на могилах прославленных воинов был широко распространен и у других племен – гровантров, кроу, сиу, шайенов, омахов, канзов, ото, миссури, вичитов, неперсе, кёр д’ален, шошонов, банноков и плоскоголовых. Если в большинстве племен лошадей на могиле стреляли или резали, то канзы, омахи, ото и миссури душили их. Как правило, убивали от одной до десяти лошадей, но известны случаи, когда их было гораздо больше. Так, на могиле одного вождя кайовов было убито более семидесяти скакунов.

Лишь у некоторых племен не существовало такого обычая – например, у равнинных кри, не обладавших даже средними, по понятиям индейцев, табунами. Они только подрезали хвосты и гривы коней умершего. Этот метод считался почетным способом отдать дань уважения погибшему, не лишаясь при этом ценной собственности. Так же порой поступали команчи, кроу, ассинибойны, сиу, сарси, плоскоголовые и шошоны. У плоскоголовых период скорби считался законченным, когда гривы и хвосты лошадей погибшего отрастали.

Тела наиболее прославленных воинов или вождей помещали в типи и оставляли там, когда община кочевала дальше. Подобный обычай захоронения в типи существовал у сарси, сиу, черноногих, гровантров и ассинибойнов. Тело одевали в богатые одежды и клали на помост внутри типи. Иногда такие похоронные типи разграблялись проходящими мимо враждебными отрядами и белыми солдатами.

Некоторые племена считали, что убитый врагом воин в загробной жизни будет пользоваться большими привилегиями, чем умерший своей смертью. Луис Кортамберт отмечал в середине 1830-х годов, что осейджи «полагают, что после смерти они попадают в другую деревню. Если они (воины. -Авт.) погибают в бою, то отправляются в деревню, где много лошадей и дичи. Если же умрут от болезней, то переводятся в низшую категорию, отправляясь в убогую деревушку». Осейджи обмывали тело, раскрашивали в несколько цветов и надевали на него одежду и украшения. Затем тело оборачивали в бизонью шкуру и относили в специально отведенное для захоронений место в окрестностях деревни. Прославленных и важных воинов хоронили над землей на возвышении, в сидячем положении, обкладывая камнями, землей и бревнами. Обычных людей хоронили в земле. Рядом с телом погибшего осейджи клали одежду, оружие и еду для путешествия в страну духов, которое, по их поверьям, занимало несколько дней. Вильям Кларк сообщал, что кайовы обычно хоронили соплеменников в земле, но если воин погибал в бою, его тело оборачивали в одеяла и оставляли на равнине или клали на помост, закрепленный среди ветвей. Если такой возможности не было, родственники или друзья потом возвращались на место гибели, собирали останки, оборачивали их в одеяла и хоронили на помостах. Вичиты, по словам Энтони Грасса, не позволяли оплакивать умершего естественной смертью мужчину никому, кроме родственников, но когда мужчина погибал в бою, плакало все племя. «Они скорбят в течение трех дней, а затем курят, после чего дело считается законченным». По другим сведениям, скорбящие прекращали оплакивать погибшего только после того, как возвращались победоносные воины из рейда мести и вручали им скальп врага.

Несмотря на сложившийся образ стоика, индейцы тяжело переживали гибель родных и друзей. Пожалуй, только о липанах сообщалось, что если они теряют в бою с врагами воинов, то «не впадают в отчаяние, не обрезают волосы, не стенают и не режут себе руки и ноги». Но Смитвик видел, как рыдал вождь липанов Флакко после гибели сына. Он писал.: «Я всегда считал., что индейский воин ни при каких обстоятельствах не опустится до такой женской слабости, как плач… Слезы текли по щекам старика, а всхлипы содрогали тело. Я почувствовал, насколько бессмысленны слова при такой трагедии, и мог выразить соболезнования лишь слезами, наполнившими мои собственные глаза». Племянник великого вождя сиу Сидящего Быка вспоминал, как тот рыдал из-за гибели любимого дяди. После похорон Сидящий Бык выбросил свои леггины и ходил босиком. Он обрезал волосы и не раскрашивал лицо. В знак глубокой скорби вождь вымазал лицо и волосы грязью.

Еще в 1796 году Жан-Батис Трюто видел, как отцы и матери пауни пели возле тел погибших сыновей, которые были привезены после битвы с команчами, случившейся в прерии недалеко от летнего охотничьего лагеря племени. Матери, держа в одной руке лук, а в другой стрелу, возносили погибшим сыновьям хвалу за то, что те умерли, защищая свою страну, смертью в тысячи раз более достойной, чем от болезни.

Джеймс Томас в 1810 году побывал в селении хидатсов. «Среди них, – писал он, – существует странный обычай отрезать палец или наносить себе серьезную рану в память о каком-либо несчастье. Мало у кого из мужчин, достигших тридцати лет, нет таких увечий или шрамов от ран, нанесенных себе после гибели близкого родственника или поражения племени на войне. Я видел хидатсов, у которых не было трех пальцев на руке, а у одного были отрезаны четыре». Пальцы в скорби отрезали себе арапахо, сиу, команчи и другие. Дениг писал, относительно кроу: «Мужчины тем не менее всегда оставляют в целости большой и указательный пальцы левой руки, а также большой, указательный и средний пальцы правой, чтобы иметь возможность держать ружье или натягивать лук».

Родственники погибшего баннока резали себе ноги, остригали волосы. Им запрещалось в течение двенадцати месяцев принимать участие в любых плясках, а вдова погибшего не могла в течение этого срока выходить замуж. Любимую лошадь погибшего убивали на могиле, а остальных его животных раздавали родственникам. В этом племени существовало любопытное поверье, что если человек погибал от пули, то превращался в птицу и в будущем реинкарнировался в человека.

Родственники убитого ассинибойна вымазывали лица и одежду белой глиной (знак скорби), надевали старые, изодранные одежды и ходили босыми, обрезав волосы и изрезав ножами руки и ноги, громко плача при этом.

Джордж Белден оставил интересное наблюдение: «Когда воин погибает в бою, на боках и ногах его коня ножами наносят порезы, чтобы скакун чувствовал печаль по ушедшему хозяину. Путешественники часто замечают порезы на боках лошадей и отсутствие пальцев на руках индейцев, приписывая их несчастным случаям и боевым ранам, но в девяти случаях из десяти причиной тому бывает скорбь». Он видел, как кроу резали руки, ноги, тела и лица, когда погибали их родичи и друзья. «Женщины делают несколько порезов на лбу у корней волос, и кровь течет до тех пор, пока не остановится. Перевязать рану, нанесенную по причине скорби, считается проявлением трусости. Они не должны замечать их в течение по крайней мере двадцати четырех часов и только потом могут остановить кровь. От нанесенных ран многие индейцы истекают кровью почти до смерти, хотя им дается право принимать такие положения тела, при которых поток крови замедляется. Часто можно видеть их после того, как они отрезали себе фаланги пальцев, стоящими весь день и всю ночь, держась за шест в течение двадцати четырех часов, только по прошествии которых они могут перевязать рану тряпьем». Эти же данные в целом подтверждаются сообщениями Эдвина Денига и Зенаса Леонарда. По данным Роберта Лоуи, погибшего в бою воина кроу оплакивала вся община, а его родственники в течение двух месяцев жили поодаль от лагеря в убогой палатке. Они не могли присоединяться к какому-либо веселью до тех пор, пока воины не убивали члена враждебного племени, от рук которого погиб их родич.

Женщины шайенов полосовали ноги ножами, только когда их родственник был ранен или погибал в бою – если пролилась его кровь, они проливали свою. Если он умирал от болезни, себя не резали. Иногда после гибели воина, имевшего много родственников, можно было видеть длинную цепочку скорбящих женщин, шествующих вокруг лагеря с порезанными, окровавленными ногами. Если у воина был головной убор, его несла первая женщина, следующая могла нести его копье. Его лошади могли пастись поблизости, некоторые – раскрашенные, как для военного похода, с подвязанными хвостами и перьями в гривах и хвостах. Часто у могилы убивали его лучших лошадей. Женщины долго не смывали кровь с лиц и ног. Мужчины не резали себя, а просто распускали косы. Собственность погибшего раздавалась людям, не имевшим с ним родственных связей. У могилы родственники и друзья плакали – мать, жена или дочь могли оставаться у нее сутками, отказываясь от еды. Иногда родственникам приходилось силой уводить их оттуда. Потом, когда лагерь кочевал мимо места, где находилась могила, даже если с момента гибели прошло уже двадцать лет, они приходили к ней и плакали.



Могила мужчины черноногих и скорбящие родственники


Гибель соплеменника должна была быть отомщена. В зависимости от числа убитых и их положения в племени в рейд мести отправлялось от горстки воинов до нескольких сотен. Инициаторами рейда обычно становились родственники погибшего. Период скорби был длительным и накладывал на скорбящих массу всевозможных обязательств, но его можно было сократить, получив вражеские скальпы. После возвращения отряда и исполнения победных церемоний родственники погибшего заканчивали скорбеть и подвергать себя истязаниям. Но иногда горе от утраты любимого человека разбивало сердца родных, и они продолжали оплакивать его еще долгое время, порой доводя себя до безумия. Один команч, опечаленный смертью брата, нанес себе более ста десятисантиметровых параллельных порезов на руках и бедрах. Брэдбери упоминал индейца, у которого по обеим рукам тянулся шрам, сходящийся на животе. Воин нанес его себе, скорбя по отцу. У черноногих после смерти любимого человека воин иногда уходил в военный поход, бесцельно шатаясь по равнинам, не ища врагов, но и не избегая схватки с ними. Если у сиу случалось горе, он мог возжелать смерти. В таком состоянии он был готов в одиночку атаковать сотню врагов или накинуться на первого же опасного зверя. Известный вождь миниконжу-сиу Один Рог погиб именно так. После смерти любимой жены он покинул лагерь и, встретив быка бизона, бросился на него с ножом в руке. А кайовы до сих пор помнят, что произошло с их знаменитым вождем Сатанком, когда весной 1870 года техасские поселенцы убили его любимого сына. Вместе с несколькими друзьями отец отправился за его останками, нашел их и, завернув в красивые одеяла, вернулся домой. По дороге он убил и скальпировал белого человека, отомстив за гибель сына. В лагере Сатанк поставил типи и, соорудив внутри него платформу, поместил на нее, как на постель, останки сына. Внутри погребального типи он устроил пиршество, пригласив на него от имени сына всех своих друзей. «Мой сын зовет вас поесть», – говорил он. С той поры убитый горем отец всегда говорил о сыне как о спящем и часто ставил рядом с его останками пищу и воду. Когда лагерь кочевал, Сатанк перевозил останки на лошади. Так продолжалось целый год, пока его не убили. Только после этого кайовы смогли похоронить останки.

Как известно, у германских нацистов были весьма неоднозначные взгляды на этногенез многих народов. Объявив себя потомками легендарных ариев, последователи фашистской идеологии стали выяснять, кто еще произошел от этого древнего племени. И нашли родственников за Атлантическим океаном. По мнению многих нацистских ученых, помимо немцев называться арийцами имеют право индейцы – коренные жители Северной и Южной Америки.

Близкое родство

Родство немцев с ирокезами, могиканами, делаварами и представителями других индейских племен наиболее рьяно отстаивал в своих этнографических и исторических трудах глава засекреченной организации немецких оккультистов «Аненербе» (Наследие предков) Герман Вирт. Доктор наук, специализировавшийся на антропологии и лингвистике, под эгидой СС занимался формированием расовой теории Третьего рейха.
«Аненербе» в гитлеровской Германии было крупным научным центром, проводившим изыскания в самых разных областях знаний. Представители этого тайного общества вели поиски древних артефактов по всему миру, организовывали археологические раскопки, а также собирали мифы и легенды разных стран.
Собственную теорию этногенеза арийцев Герман Вирт изложил в книгах: «Хроника Ура-Линда», «Происхождение человечества», «Вавилонский вопрос», «Священная протописьменность человечества» и некоторых других. В этих трудах ученый сравнил антропологические характеристики европеоидов и американоидов (индейцев), пришел к выводу, что эти две расы находятся в близком родстве.

Антропометрическое сходство

Нацистские ученые выделяли не три, а четыре основные человеческие расы: негроиды, европеоиды, монголоиды и американоиды. То есть, индейцев они посчитали отдельным антропометрическим типом жителей нашей планеты. И если сравнивать с представителями других рас, то больше всего на европеоидов похожи именно американоиды, которых этнографы Третьего рейха разделили на три группы: северные, центральноамериканские и южные индейцы.
Антропологи из тайного общества «Аненербе» отмечали, что цвет кожи коренных жителей прерий колеблется от практически светлого до красновато-коричневого. Эти люди, как правило, обладают довольно высоким ростом, прямым разрезом глаз, у них продолговатые лица с орлиными носами. Фашистские исследователи также отмечали сходство между европеоидами и американоидами в строении скелета и форме черепа.
Испанские конкистадоры в своих записях не раз упоминали о встречавшихся им среди индейцев голубоглазых блондинах. Этот факт подтверждают и американские антропологи. Правда, большинство ученых считают таких людей альбиносами. Отмечено, что белокожие люди часто встречались среди апачей, манданов, зуни, дакота, навахо, шайенов и представителей других индейских племен. Причем, альбиносов (или все же светлых американоидов) было так много, что они никого не удивляли.
Представители тайной организации «Аненербе» не были согласны с американскими антропологами. Нацисты считали, что белокожие индейцы не являются альбиносами, появившимися в прериях в результате длительной изоляции этих людей от всего остального мира. А их светлые волосы и глаза прямо свидетельствуют об арийском происхождении.

Гиперборея или Арктогея

Возвращаясь к трудам Германа Вирта, можно сказать, что этот ученый был сторонником гиперборейской теории этногенеза американоидов. Правда, древнюю прародину всех арийцев он именовал Арктогеей, поскольку полагал, что этот континент находился в районе Северного полюса.
По мнению нацистов, далекие предки европейцев и индейцев были высокими светлыми людьми, какими ученые общества «Аненербе» считали легендарных ариев. Они населяли Арктогею (Гиперборею), которая впоследствии из-за некой глобальной катастрофы затонула, а осколки древней цивилизации лежат сейчас на дне Северного ледовитого океана. Часть жителей затонувшего континента, сумевших выжить, перебрались в Европу, дав начало немецкой нации, а другие арии со временем оказалась в Америке, став предками всех индейцев.
Ряд современных антропологов допускают, что на заре человечества какие-то племена европеоидов могли мигрировать из Европы в Сибирь, смешаться там с местными монголоидами, а затем перебраться на Аляску через Берингов пролив. И было это около 12-14 тысячелетий назад. Тем более что в последний Ледниковый период между Евразией и Северной Америкой образовался перешеек.
То есть, получается, что навахо, дакота, зуни, апачи, сиу и другие племена не являются коренными американцами, они лишь колонизировали Новый свет задолго до открытия Христофора Колумба (1451-1506 гг.) Теоретически, германцы и индейцы могли иметь общую прародину.
Впрочем, в научных кругах часто обсуждается и другая возможная причина сходства американоидов и европеоидов. Некоторые историки и этнографы полагают, что светлые индейцы являются потомками викингов, открывших Америку на несколько столетий раньше испанских конкистадоров.
В частности, лавры первопроходца приписывают скандинавскому мореплавателю Эрику Рыжему Торвальдсону (950-1003 гг.) И хотя данная теория пока остается неподтвержденной, не стоит сбрасывать ее со счетов. Некоторые викинги при удачном стечении обстоятельств были способны добраться на своих кораблях до Нового света и основать там колонии.

Все дело в крови

Еще одним доказательством арийского происхождения американоидов ученые из общества «Аненербе» считали тот факт, что у львиной доли настоящих индейцев первая группа крови. И за всю историю наблюдений не зафиксировано даже единичных случаев третьей или четвертой группы.
Нацисты не сомневались, что по венам древних ариев текла именно кровь первой группы. А впоследствии от нее образовалась и вторая, как производная от изначальной. Если исходить из данной концепции, то спорный тезис о родстве немцев с индейцами кажется вполне обоснованным.

Борьба, но не порабощение

Косвенным доказательством теории Германа Вирта и его коллег из общества «Аненербе» может служить и тот факт, что европейские переселенцы предпочли перевозить для работы на плантациях Нового света уроженцев Африки, чем заставить индейцев прислуживать себе.
Фактов массового порабощения американоидов в истории не зафиксировано, а первые попытки, предпринятые испанскими конкистадорами, так и остались лишь единичными случаями.
Несмотря на жестокую борьбу, развернувшуюся между европейскими колонизаторами и индейцами, ковбои многое переняли у своих противников. Жители Дикого Запада через два-три поколения по своему образу жизни и быту уже мало отличались от тех, кого принято называть коренными американцами.

На занятии дети узнали, что первыми счетами для человека были его пальцы на руках и ногах. На смену им пришли камешки, палочки, ракушки. Рассмотрели русские счеты, которые появились первыми, а также китайские и японские.

Фадей рассказал и показал, как пользоваться счетами.

Андрюшина загадка была о калькуляторе.

Дети рассмотрели части компьютера: системный блок, монитор, клавиатуру, мышку. А Тимофей продемонстрировал переносной мини-компьютер – планшет.

Провели физкультминутку и соревнование между подгруппами на вычисление различными счетными устройствами.

Конспект занятия по окружающему миру

в подготовительной к школе группе

«Путешествие в прошлое счётных устройств» 23.01.2017г.

Программное содержание: формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах (любое исследование приводит к появлению чего – то нового, необходимого для развития общества, для облегчения труда человека).

Образовательные задачи:

– познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком (подача материала производится с опорой на имеющий опыт дошкольников)

Развивающие задачи:

– развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира

– активизировать познавательную деятельность детей

Воспитательные задачи:

– воспитывать любознательность

– воспитывать умение работать сообща, в подгруппах

Материалы и оборудование: Телевизор, компьютер, мультимедийная презентация «Музей истории вычислительной техники», картинки с изображением счётных устройств, счёты, калькулятор, камешки, веревочки, счетные палочки.

Предварительная работа:

– знакомство с понятием «счетное устройство»

– знакомство со счетами, принцип вычисления на них

– знакомство с калькулятором, принципом простейшего вычисления на нем

– знакомство с компьютером, его устройством

– беседа «Компьютер в жизни человека»

– рисование на тему «Мой компьютер».

Ход занятия:

I. Вводная часть.

– Ребята, вы были когда-нибудь в музее?

– А что вы там видели? (картины, скульптуры, и т.д.)

– Сегодня я приглашаю вас в необычный музей. В нём вместо картин и скульптур собраны счётные устройства: машины, приборы. Хотите узнать, как люди считали раньше?

– Чтобы попасть в музей, надо отгадать загадку:

Машина отлично задачу решила.

Мигала, гудела, старалась, спешила.

Рисует, играет, учит меня.

Какое же имя имеет она? (машина времени)

– Садитесь поудобнее, закрывайте глаза и считаем до 10. Пуск!

II. Основная часть.

– Вот мы и попали в музей истории вычислительной техники (Слайд №1)

– Вспомним правила поведения в музее.

– Давайте подойдём к первому экспонату. Что же мы здесь видим? (Слайд №2)

История счетных устройств уходит далеко в прошлое. Накопление запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано со счетом, с вычислениями. Нужно было на чем-то считать. Для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы. (Слайд №3) Пальцы и были самым первым счетным устройством. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использовали и пальцы ног. У многих народов пальцы рук долго служили инструментом для счёта. (Слайд №4)

– Да, пальцевый счёт оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30 и более.

– Следующим шагом в развитии счёта стало использование палочек, камешков, бусин. Индейцы племени Майя придумали свой способ счёта – на узелках (верёвках) – узелковые счёты. (Слайд №5)

Первый помощник человека в счете появился очень давно (в V в. До н. э.) в Греции и Египте, и назывался абак. (Слайд №6) «Абак» – слово греческое, переводится как «счетная доска». Это была обычная доска с полосками, вдоль которых складывались камешки. Потом абак изменился, на нем появились металлические прутья с косточками. Существовала целая наука о счете при помощи этого счетного устройства. Этим счетным устройством пользовались еще очень долгое время.

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук. (Счёты)

– Рассмотрите их внимательно. Счёты – это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка – цифра.

Первые счёты с «косточками» на веревочках появились в России. (Слайд №7).

После появлялись еще счетные машины, которые постепенно усложнялись. В XIX веке петербургский инженер Однер создал арифмометр (Слайд №8), который позволил считать быстрее и притом большие числа.

А на смену арифмометру появилась другая счётная машина. Вы, наверное, её знаете.

Что-то бабушкины счёты

Брать с собою неохота

Лучше я возьму ребята,

В школу новый…(калькулятор)

Изобретатели создают в XX веке калькулятор (Слайд №9) (римское calculi – камешки (вычислять, который работает сначала от розетки, затем от батареек.

– А теперь подойдём к следующему экспонату. Отгадав загадку, вы узнаете, какое счётное устройство было следующим:

Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает,

И даёт прогноз погоды.

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту.

Догадайся что за гений?

Ну, конечно же…(компьютер).

Появляется компьютер (англ. Computer – считаю) – машина для приема, переработки, сохранения и выдачи информации в электронном виде. (Слайд №10)

Первый компьютер был изобретён ещё в 17 веке французским учёным Блез Паскалем.

– Что можно делать с помощью компьютера?

– Чем компьютер отличается от калькулятора?

– Сейчас мы вспомним, какие части есть у компьютера. (Системный блок и монитор.)

– Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера? (клавиатура).

– С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране? (мышка).

– Какое устройство поможет нам вывести информацию на бумагу? (принтер).

Изобрели и переносные микрокомпьютеры – смартфон, нетбук, ноутбук, планшет.

– Давайте нашему другу компьютеру расскажем стихотворение.

Компьютер-друг детей и взрослых,

Он создан был давно.

Пришёл из Франции далёкой

Огромный и простой.

Но шли года, века, эпохи,

Компьютер стал другим.

Он вычитает, прибавляет,

Рисует, с нами говорит!

Передаёт, хранит, стирает,

Играет, учит, развивает.

Всем этим занимается глава-

Микропроцессор-голова!

Отсюда следует, друзья,

Компьютер нужен для труда,

Обогащения ума,

С ним просто весело всегда.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Во время проведения физминутки предложить одному из детей с помощью счетных палочек посчитать количество действий, выполняемых детьми.

2. Практическая часть

Предложить детям разделиться на подгруппы и произвести вычисления с помощью различных счетных устройств:

– пальцы

– узелки

– калькулятор

Примеры для вычисления даются детям на карточках.

После выполнения вычислений, дети проводят взаимопроверку.

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

– Как люди считали сначала и что использовали?

– Какие счеты появились потом?

– Что люди используют теперь?

– Людям, каких профессий нужны счетные устройства?

– И в заключении я предлагаю вам отгадать загадки:

1. Что за чудо – агрегат,

Может делать все подряд –

Самым лучшим другом стать.

(компьютер)

2. На столе стоит сундук,

В сундуке окошко.

Можно видеть чудеса,

Если знать немножко

(монитор)

3. На доске по строчечке

Разместились кнопочки.

Догадайтесь, мальчики

Как здесь тыкать пальчиком?

(клавиатура)

4. По ковру зверек бежит,

То замрет, то закружит,

Коврика не покидает,

Что за зверь, кто угадает?

(компьютерная мышь)

5. То – то радость, то – то смех,

На бумаге без огрех,

Из какой коробки лезет,

Текст на удивленье всех?

(принтер)

6. Если что – то отключить,

То компьютер замолчит,

Тугоухий, как медведь –

Ничего не сможет петь.

(колонки, акустическая система).

Нет, не всё так просто в нашем мире, в котором многие вещи вечно вверх тормашками! Предлагаем убедиться в этом при помощи увлекательной подборки фактов, которая всё переворачивает…

1. Индейцы племени юки считали не пальцами (пятерками), а промежутками между пальцами (четверками).

2. В Центральной Америке на небе выделяли не созвездия на млечном пути, а черные промежутки меж облаками света - но тоже называли их по именам животных. Получался черный Зодиак - вполне дополнительный к созвездиям.

3. Болгарский кивок головой значит «нет».

4. В Америке считают на пальцах, отгибая их от ку­лака, а, не загибая их, как мы. А японцы хоть и загибают, но не также как мы, начиная не с мизинца, а с большого пальца.

5. В отличие от нас, политкорректные афроамериканцы считают зебру черным животным с белыми полосками.

6. Цвета траура - черный в России и Европе, белый в Японии.

7. В Японии и англоязычных странах в радуге выделяют не 7, а 6 цветов.

8. Ад у северных народов холодный, у южных - горячий.

9. Коренные жители Африки бушмены говорят на вдохе, а не на выдохе, как мы.

10. В Китае есть врачи, которые считают, что их работа заключается в том, чтобы пациенты были здоровы. Они получают деньги только тогда, когда их клиенты не болеют - это значит, что они хорошо справляются со своей работой. Как только человек заболевает, он перестает платить своему врачу.

11. В Японии считают, что неправильно давать имена улицам. Улицы - это только пустое пространство между домами. У японцев есть названия кварталов. А дома получают свои номера в том порядке, в котором они были построены.

12. Привычное для нас «расположение» прошлого и будущего: то, что уже прошло - за спиной, будущее - впереди. Но некоторые амазонские племена воспринимают будущее как нечто, находящееся за спиной (ведь мы еще не знаем, какое оно), а вот прошлое, по их мнению, находится перед лицом: его мы уже видели и знаем, можем представить

13. Почтовый адрес в России пишут в такой последовательности: страна, город, улица, дом, квартира, человек. В Европе и Америке наоборот: человек, квартира, дом, улица, город, страна.

14. Мы представляем себе смерть как мрачную старуху с косой, а мексиканцы как веселый скелет, который улыбается и бренчит костями.

15. Карты мира, напечатанные в южном полушарии, например в Австралии, для нас будут считаться перевёрнутыми вверх ногами.

В Японии цвет траура - белый, в Болгарии кивок головой значит «нет». В этом выпуске вы найдете примеры тотального несовпадения карт реальности.

Карта реальности - термин из психологии - это уникальное представление о мире каждого человека, складывающееся из его индивидуальных восприятий и индивидуального опыта. Это определенная модель мира, построенная в мозге каждого человека. Из окружающей нас реальности мы узнаем, что это стул, на нем сидят, в неделе семь дней, а обручальное кольцо носят на безымянном пальце правой руки.

Однако карты реальности разных людей и народов не совпадают в силу множества культурных, исторических и социальных различий. Лево- и правостороннее движение транспорта в разных странах, разные значения одних и тех же жестов и цветов, особенности географических обозначений и так далее.

(Всего 16 фото)





1. Индейцы племени юки считали не пальцами (пятерками), а промежутками между пальцами (четверками).



2. На расчерченной на клетки доске для игры в го камни ставят не в середине клетки, а в «перекрестии» линий.



3. В Центральной Америке на небе выделяли не созвездия на Млечном Пути, а черные промежутки меж облаками света - но тоже называли их по именам животных. Получался черный Зодиак - вполне дополнительный к созвездиям.

4. В Америке считают на пальцах, отгибая их от ку­лака, а не загибая, как мы. А японцы хоть и загибают, но не так же, как мы, - они начинают не с мизинца, а с большого пальца.

5. Болгарский кивок головой значит «нет».



6. В отличие от нас, политкорректные афроамериканцы считают зебру черным животным с белыми полосками.



7. Цвета траура - черный в России и Европе, белый в Японии.



8. В Японии и англоязычных странах в радуге выделяют не семь, а шесть цветов.



9. Ад у северных народов холодный, у южных - горячий.



10. Коренные жители Африки бушмены говорят на вдохе, а не на выдохе, как мы.



11. В Китае есть врачи, которые считают, что их работа заключается в том, чтобы пациенты были здоровы. Они получают деньги только тогда, когда их клиенты не болеют - это значит, что они хорошо справляются со своей работой. Как только человек заболевает, он перестает платить своему врачу.



12. В Японии считают, что неправильно давать имена улицам. Улицы - это только пустое пространство между домами. У японцев есть названия кварталов. А дома получают свои номера в том порядке, в котором они были построены.



13. Привычное для нас «расположение» прошлого и будущего: то, что уже прошло, - за спиной, будущее - впереди. Но некоторые амазонские племена воспринимают будущее как нечто, находящееся за спиной (ведь мы еще не знаем, какое оно), а вот прошлое, по их мнению, находится перед лицом: его мы уже видели и знаем, можем представить.



14. Почтовый адрес в России пишут в такой последовательности: страна, город, улица, дом, квартира, человек. В Европе и Америке наоборот: человек, квартира, дом, улица, город, страна.



15. Мы представляем себе смерть как мрачную старуху с косой, а мексиканцы - как веселый скелет, который улыбается и бренчит костями.



16. Карты мира, напечатанные в Южном полушарии, например в Австралии, для нас будут считаться перевернутыми вверх ногами.




Top