Евгений онегин реалистический роман. Тема: «Евгений Онегин» первый реалистический роман в русской литературе

«Евгений Онегин» и реализм. «Евгений Онегин» был первым русским романом, в котором реалистические принципы были громко оглашены. В нем действительность не разделена на две враждебные и несовместимые сферы – реальную и идеальную, как в романтизме, а предстает единой, рождающей самые высокие и отдаленные от свершения помыслы и содержащей непримиримые противоречия. Она достойна восхищения и подлежит критике. Герои Пушкина мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своими характерами, которые обусловлены национальной и европейской исторической жизнью. Их образ жизни и поведение обставлены множеством подробных мотивировок, благодаря которым они прочно вписываются в реальность. Общее, свойственное людям одной среды, проявляется через индивидуальное, особенное. Наконец, в романе воплощено одно из самых удивительных качеств реализма – саморазвитие характеров, литературных типов. Созданный автором образ отделяется от автора и живет самостоятельной жизнью. Пушкин, например, в начале романа не предполагал, что его Татьяна выйдет замуж, а Онегин напишет ей письмо. Однако логика развития этих характеров оказалась такова, что Пушкин был «вынужден» отдать Татьяну замуж и написать письмо Онегина к ней. Герои стали поступать так, как предписывалось логикой их характеров. Автор, чтобы сохранить психологическую правду выведенного им типа, должен был следовать за душевными движениями персонажей.

“Евгений Онегин” - это произведение, в котором “отразился век и современный человек”. А.С. Пушкин в своем романе пытается изобразить своих героев в реальной жизни, без особых преувеличений. Роман по праву был назван В.Г. Белинским “энциклопедией русской жизни”. Прочитав его, как и в энциклопедии, можно было узнать почти все о той эпохе, в которой жили и творили многие известные поэты и писатели: о том, как одевались люди, что было в моде, меню престижных ресторанов, что шло в театрах той эпохи, как проводили свое время, как общались в светском обществе и многое другое. Читая произведение, мы знакомимся и со всеми слоями русского общества того времени: и с высшим светом Петербурга, и с дворянской Москвой, и с жизнью крестьян, то есть со всем русским народом. Это еще раз свидетельствует о том, что Пушкин смог отразить в своем романе окружающее его в повседневной жизни общество со всех сторон. С особым впечатлением автор повествует о жизни и судьбе декабристов, многие из которых были его близкими друзьями. Ему нравятся черты своего Онегина, в которых, по его мнению, дана правдивая характеристика декабристского общества, что позволило нам более глубоко познакомиться с русским народом начала девятнадцатого века.


Изображая дворянское общество 1820-х годов, Пушкин поднимает вопросы бытового уровня, пишет о духовной, нравственной жизни дворянского высшего света. Широкий реалистический охват действительности происходит и за счет изображения поместного дворянства. Деревенские главы насыщены подробностями быта и привычек помещиков. Так, дядя Онегина усердно читал «календарь осьмого года» и не держал у себя «ни капель чернил». Мать Ларина, хотя и зачитывалась в юности Ричардсоном, теперь с удовольствием занималась домашним хозяйством. И их духовный мир общения - разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Эпическая часть романа насыщена также картинами из народной жизни. Пушкин рассказывает о тяжелом крестьянском труде, об очень редких минутах отдыха. Эти картины дополняются сказочными поэтическими образами, восходящими к устному народному творчеству: это и сон Татьяны, напоминающий русскую сказку, и гадания.

Определить проблематику «Евгения Онегина» весьма сложно. Поэт создал, по выражению В. Г. Белинского, «энциклопедию русской жизни». Название по имени главного героя не сужает его тематический план, не сводит все действие к изображению судьбы Евгения Онегина. Сердцевину сюжета, конечно, составляет любовная тема, что традиционно для данного жанра, но решается она Пушкиным новаторски: Он не просто показывает несостоявшееся счастье между Онегиным и Татьяной, но углубляется в причины этого. В романе поэт, утверждает новый реалистический метод, изображая влияние среды на формирование личности и ее мироощущение. Так возникают в романе главы о детстве, юности, образовании, времяпрепровождении героев. Пушкин убежден, что судьба не просто определяет круг внешних обстоятельств человека, но и формирует его психологию.

Характеры героев построены Пушкиным, поэтом действительности, как он сам себя называл , не по литературным схемам и нормам, хотя часто они сопоставлены с другими литературными героями, а по законам реальной жизни. Так как живые люди обладают разнообразными многосторонними характерами, то характеры героев сложны и не укладываются в однозначные и узкие формулы. В простых и сложных ситуациях «обстоятельства развивают» характеры с разных сторон. Многогранность и сложность характеров учитывается автором, который изображает их то сатирически, с горькой усмешкой, то иронически, с легкой улыбкой, то лирически, с очевидным сочувствием. Пушкинские герои, исключая лишь упоминаемых третьестепенных персонажей, не делятся на положительных и отрицательных. Но даже второстепенные лица, участвующие в сюжете, в романе многогранны. Например, о Зарецком Онегин и автор отзываются либо сатирически, либо иронически. Однако сатира и ирония не мешают Онегину и автору признать и достоинства Зарецкого:

Он был неглуп; и мой Евгений,

Не уважая сердца в нем,

Любил и дух его суждений,

И здравый толк о том, о сем. <…>

Пушкин в романе – не судья и тем более не прокурор, он не судит и не обвиняет героев, а наблюдает и анализирует их характеры как друг, очевидец, обычный человек, которому что-то не нравится в героях, а что-то нравится. Такой подход к изображению характеров обеспечил жизненную правдивость романа и его близость к реалистическому типу повествования. Дворянский домашний быт и светский круг, взрастившие Онегина и Автора, вызывают в романе восхищение и восторг. Это мир высокой культуры, просвещенных людей, горячих споров, интересных бесед и разговоров, мир увлечений и страстей. В нем царят свобода, независимость, здесь собирается цвет общества. Праздники, балы, маскарады, театр, салоны – это пиршества души, где утонченные люди сочетают и силу чувств, и глубину духа. Воспевание роскошных угощений не позволяет усомниться в том, что Пушкин любит и ценит светские удовольствия. Театр приносит особые наслаждения. Домашний быт удобен, красив и приятен.

Реалистический роман (термин, вероятно, придуманный для того, чтобы узаконить более краткую и менее сюжетную повествовательную форму, наравне с романом как таковым) господствовал в русской литературе примерно с 1845 по 1905 год, почти полностью вытеснив остальные художественные жанры.

Для большинства иностранных читателей это самое интересное из всего, существующего на русском языке. Это основной русский вклад в европейскую литературу, если считать таковой не сумму национальных литератур Европы, а литературу интернациональную, в равной мере принадлежащую всеевропейскому человечеству.

Начиная с Аксакова и Тургенева и вплоть до Чехова, и даже до Горького, Бунина и других писателей старшего поколения, живущих сегодня, русский реалистический роман может и должен рассматриваться как единая литературная культура, более единая, чем даже, к примеру, елизаветинская драма. Естественно, внутри самой школы существовало движение и происходили перемены. Произведения Чехова и Бунина во многом отличаются от произведений Аксакова и Гончарова, но в целом они отвечают одним и тем же эталонам вкуса и представлениям о роли искусства, в то время как произведения Пушкина и Гоголя в ранний период и произведения Ремизова и Белого в наши дни порождены другими концепциями и должны измеряться другими мерками.

Русский реализм родился в сороковые годы, точнее в 1846–1847 гг. Он смешанного происхождения. В основном он плод скрещивания сатирического натурализма Гоголя со старым сентиментальным реализмом, ожившим в тридцатые и сороковые годы и представленным главным образом необычайно в то время влиятельной Жорж Санд. Гоголь и Жорж Санд были отцом и матерью русского реализма и его признанными мастерами в начальной стадии. Имели значение и другие иностранные писатели, в особенности Бальзак. Мощное воздействие на русскую художественную литературу оказал классический реализм Пушкина и Лермонтова; в конгломерате разнообразных влияний первенствовали Евгений Онегин и Герой нашего времени. Наконец, большое значение для придания русскому роману его идеалистического и гражданского характера имела эволюция московских кружков в тридцатые и сороковые годы и та окончательная форма, в которую отлился их идеализм в последующее десятилетие. Особую роль, которую невозможно преувеличить, сыграл Белинский. Его критические писания 1841–1845 гг. фактически предопределили все движение. Не было другого случая, когда бы литературное развитие так точно отвечало ожиданиям ведущего критика.

В предыдущей главе я проанализировал «натурализм» Гоголя и рассказал о его первых последователях. Сложившийся русский реализм отличается от гоголевской школы тем, что в то время как гоголевский натурализм подходил лишь для изображения низких сторон жизни в наиболее пошлых и гротескных ее аспектах, реалисты освободились от односторонности и стали описывать жизнь во всей ее полноте, а не только ее уродливые стороны. Их задачей стало найти убедительные реалистические формы для описания высокого и среднего в человеке, смешения в нем добра и зла, словом, для описания обыкновенного человека, которого воспринимаешь не как карикатуру на человечество, а как человеческое существо. Сам Гоголь наметил кое-что в этом направлении сентиментальным описанием растительной жизни Старосветских помещиков и «гуманным», как тогда говорилось, отношением к маленькому смешному человеку в Шинели. «Гуманное» отношение еще усилилось благодаря Жорж Санд (и в меньшей мере Диккенсу), но главным влиянием, освободившим русский реализм от чистой сатиры, оказались Пушкин и Лермонтов. He потому, что в их произведениях была какая-то «гуманная» сентиментальность, а потому, что в них присутствовало ровное, равное, одинаково человеческое отношение ко всем персонажам. «Гуманное» отношение в своих сентиментальных формах не надолго пережило сороковые годы, но самая его субстанция, сочувственное отношение к человеку, независимо не только от его классовой принадлежности, но и от его моральной значимости, стало основной чертой русского реализма. Люди не хороши и не плохи; они только более или менее несчастны и заслуживают сочувствия – это можно считать формулой всех русских романистов, от Тургенева до Чехова. Это-то Европа и восприняла как откровение этих писателей человечеству, когда они впервые открылись Западу.

В целом русский реализм имеет мало общего c Гоголем, своим признанным мэтром. От него он унаследовал, во-первых, пристальное внимание к детали, живой и оживляющей, – не только к деталям окружающей обстановки, но и к деталям внешности и физического поведения персонажа. В этом смысле продолжателем Гоголя был Толстой, столь непохожий на него во всем остальном, который в своих поздних писаниях (после 1880 г.) первым выступил против «излишних подробностей». Во-вторых, реалисты продолжили гоголевскую борьбу против «табу» – и свободно вводили в художественную литературу пошлые, низменные, неприятные и неприглядные аспекты жизни. Но сами они дальше Гоголя не пошли и оставшихся «табу» не снимали – физическая сторона сексуальных отношений, как и болезни, и смерти по-прежнему оставалась скрытой, и хотя правила умолчания в русской реалистической литературе были не те, что в викторианской Англии, по сути эта литература была такой же сдержанной, как и викторианский роман. Новый период снятия «табу» начали, на полстолетия позже, Толстой в своих поздних произведениях и Горький. В-третьих, реалисты унаследовали от Гоголя его сатирическое отношение к существующим формам жизни. Это, в отличие от первых двух моих выводов, не относится ко всей школе, но в целом сатирическое отношение к растительной жизни и социальной рутине пронизывает русский роман второй половины девятнадцатого столетия.

Еще одна характерная черта, свойственная если не всем реалистам, то школе в целом, – некоторое пренебрежение к конструкции и увлекательности рассказа, концентрация на внесюжетном интересе, на характерах и самоанализе. В этом смысле русский роман, особенно у Толстого, далеко опередил западный роман того времени; превзошли его только поздний Генри Джеймс, Пруст и Джеймс Джойс.

Другая важнейшая и характерная для русского реалистического романа черта прямо обратна Гоголю – его стилистическая простота, постоянное стремление сделать стиль насколько возможно незаметным и ненавязчивым. Реалисты избегали красот. Хорошей прозой они считали прозу, адекватную предмету описания, соответствующую реальности, о которой она говорила, – словом, прозрачную, которой читатель не замечает. Это прямая антитеза гоголевскому методу, в большой степени основанная на примерах Пушкина и Лермонтова, особенно последнего.

Кроме того, реалисты считали своим долгом выбирать сюжеты исключительно из современной или почти современной русской жизни. Это было вызвано не просто честным желанием говорить только о том, что хорошо знаешь, но и общественным положением художественной литературы в России середины и конца девятнадцатого века. От романистов ждали чуткой и осмысленной реакции на текущие события национальной жизни. Частью из-за строгости цензуры по отношению к прочим видам печатного слова, роман, начиная с сороковых годов, становится важнейшим выразителем общественной мысли, к которому все прислушиваются, и критика требует от романиста, чтобы каждое новое его произведение непременно содержало то, над чем стоит поразмыслить и что следует проанализировать с точки зрения общественных вопросов сегодняшнего дня. Как правило, романисты относились к этим требованиям очень серьезно; во всяком случае, в своих главных вещах они их не игнорировали. Общественная или гражданская окраска вообще характеризует европейский роман девятнадцатого века, но нигде это так не бросается в глаза, как в России. Поэтому русская литература того времени приобретает некий почти журналистский характер, и возникает соблазн рассматривать ее как источник информации об истории русской общественной мысли. И русские, и иностранные авторы неоднократно использовали ее именно в этих целях, хотя, конечно, это дурной метод. Только люди, ничего нe знающие ни о природе художественной литературы, ни о характере исторических данных, могут пользоваться русским романом как историческим источником, за исключением тех случаев, когда литературное свидетельство подкрепляется внелитературными источниками, – но тогда привлекать литературу уже излишне.

В романе “Евгений Онегин” А.С. Пушкин рисует картину жизни разных групп дворянского общества России XIX века, их быт и нравы, жизнь крестьянства.

В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о том, как одевались, что было в моде (“широкий боливар” Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов (“бифштекс окровавленный”), что шло в театре (балеты Дидло). На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство и крестьянство. Это позволяет говорить нам об “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении.

Петербург того времени был местом обитания лучших людей России - декабристов, литераторов. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о “соли светской злости”, ни о “необходимых глупцах”, “накрахмаленных нахалах” и тому подобное.

Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный пошлый вздор”. Но вместе с тем любит Москву, сердце России: “Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось”. Он гордится Москвой 1812 года: “Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля”.

Для поэта современная Россия - деревенская, и он подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства наиболее представительна.

Красавец Ленский - романтик немецкого склада, “поклонник Канта”, не погибни на дуэли, мог бы стать великим поэтом.

История матери Татьяны трагична: “не спросясь совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и плакала сначала”, но заменила счастье привычкой: “Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы”.

Жизнь крестьянства в романе показана скупо, но емко и образно: простой рассказ няни об ее замужестве и сцена сбора ягод в господском саду.

Десятая глава “Евгения Онегина” полностью посвящена декабристам.

Появление романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы.
Правдивость - одно из основных качеств романа “Евгений Онегин”. В нем А.С. Пушкин отобразил действительность XIX века: привычки людей, их поступки, само светское общество. Именно поэтому “Евгений Онегин” является бесценным произведением в историческом и литературном плане.

Великий критик Белинский назвал этот роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Именно в этом произведении А.С. Пушкин одним из первых поэтов решился отобразить читателям общество в том виде, в каком оно находилось в эпоху XIX века. Светское общество в “Евгении Онегине” показано не с самой лучшей стороны. В этом обществе достаточно было нарядно одеваться, сделать прическу. И все тогда начинали считать тебя светским человеком. Так произошло и с главным героем романа Онегиным. Ему наскучила светская жизнь, а общество, которое его окружало, угнетало героя. Эта жизнь убила в главном герое всякие чувства, и нельзя было ему уже куда-либо сбежать от того настроения, которое было у него на душе. Онегин противопоставляется большинству людей этой эпохи, и светское общество его не принимает. Евгений вынужден уехать. Он приезжает в деревню. С этого момента мы переносимся в совсем иную среду, где все было гораздо спокойнее, нежели в городе. Главного героя не приняли и тут, так как он резко отличался от большинства населения деревни. Но и здесь Онегин сумел найти людей, которые его поняли. Здесь он нашел преданного друга Ленского, настоящую любовь Татьяны Лариной. Татьяна выросла замкнутой девушкой, но с огромным воображением, ее душа непрестанно была полна множеством разнообразных чувств:

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты...

Отдав свое сердце Онегину, Татьяна уже никому больше не могла доверить свою тайну, даже своим самым близким родственникам. И не только потому, что она была скрытной девушкой, но и потому, что окружающее ее общество никогда бы не смогло ее понять. Эта ситуация встречается довольно-таки часто и в настоящее время. Окружающее общество не дает возможность человеку развиваться индивидуально: оно либо подстраивает его на свой лад, либо отвергает. Человек становится замкнутым, боится кому-либо довериться.

Это произведение имеет большую историческую значимость. Изучая “Евгения Онегина”, читатель узнает, каким был быт людей, их занятия, привычки, праздники, подробно Пушкин описывает праздничную атмосферу именин Татьяны Лариной, гостей, которые казались ей совсем скучными людьми, танцы:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

Наверное, самым ярким примером бесчувственности людей, их неуважения к другим стала смерть Ленского. Ленский был необычным, душевным человеком, но которого, к сожалению, и при жизни не очень-то замечали, а после смерти и подавно забыли про него:

Но ныне... памятник унылый

Забыт. К нему привычный след

Заглох. Венка на ветви нет;

Один под ним, седой и хилый,

Пастух по-прежнему поет...

Видимо, слишком рано родился Ленский, ведь общество никогда бы не смогло подняться до его уровня.

Москва!.. Татьяна из провинциальной девушки превратилась в знатную даму, выйдя замуж за генерала. И с виду она ничем не отличалась от других женщин. Она смогла этого добиться без особых на то усилий. Жизнь ее круто изменилась... Но счастлива ли была она?..

Роман “Евгений Онегин” имеет огромное значение для русских людей. И как сказал Белинский: “Оценить такое произведение - оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности”. И хоть прошло уже два столетия, темы, затронутые в “Евгении Онегине”, остаются актуальными и на сегодняшний день.
Роман “Евгений Онегин” занимает главное место в творчестве Пушкина. Нет сомнений, что это его лучшее произведение. Появление романа оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Роман в стихах “Евгений Онегин” был окончен в 1831 году. Он писался Пушкиным восемь лет. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества времени правления царя Александра I. В романе переплетены история и современные поэту события.

“Евгений Онегин” - первый русский реалистический роман, правдиво и широко показывающий русскую жизнь XIX века. Неповторимым его делает широта охвата действительности, описание эпохи, ее отличительных особенностей. Именно поэтому Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”.

Одним из вопросов, поднятых на страницах романа, был вопрос о русском дворянстве. В своем романе Пушкин правдиво показал быт, жизнь, интересы дворянства и дал точную характеристику представителям этого общества.

Жизнь помещичьих семей протекала в тишине и покое. С соседями они были как “добрая семья”. Могли и посмеяться, и позлословить, но это совсем не то, что столичные интриги.

В семьях дворян “хранили жизни мирной привычки милой старины”. Соблюдали традиционные народные, праздничные обряды. Любили песни, хороводы.

Уходили они из жизни тихо, без суеты. Например, Дмитрий Ларин “был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”. Он не читал книг, не вникал в хозяйство, в воспитание детей, “в халате ел и пил” и “умер в час перед обедом”.

Очень образно показал нам поэт гостей Лариных, съехавшихся на именины Татьяны. Здесь и “толстый Пустяков”, и “Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков”, и “отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут”.

Помещики жили по старинке, ничем не занимались, вели пустой образ жизни. Они заботились только о своем благополучии, имели “наливок целый строй” и, собравшись вместе, говорили “о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне”. Больше они ничем не интересовались. Разве что разговор о новых людях, появившихся в их обществе, о которых сочиняли массу небылиц. Помещицы же мечтали выгодно отдать замуж дочек и буквально ловили для них женихов. Так было с Ленским: “Все дочек прочили своих за полурусского соседа”.

Жизнь крестьянства в романе показана довольно скупо. Пушкин только в нескольких словах дает точную и полную характеристику жестокости помещиков. Так, Ларина “брила лбы” провинившимся крестьянам, “служанок била осердясь”. Она была жадная и заставляла девушек петь при сборе ягод, “чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели”.

Когда Евгений, приехав в деревню, “ярем... барщины старинной оброком легким заменил”, то “в углу своем надулся, увидя в этом страшный вред, его расчетливый сосед”.

В произведении изображается жизнь столичного аристократического общества. В романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о том, как одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов. Также мы можем узнать, что шло в театрах той эпохи.

Жизнь дворян - сплошной праздник. Главное их занятие - пустая болтовня, слепое подражание всему иностранному, сплетни, распространяющиеся с мгновенной скоростью. Трудиться они не хотели, так как “труд упорный им был тошен”. Пушкин пишет, что известность человека зависит от его материального положения. Автор показывает однообразность столичного общества, пустые интересы, умственную ограниченность. Цвет столицы - это “необходимые границы”, “на все сердитые господа”, “диктаторы”, “с виду злые дамы” и “не улыбающиеся девицы”.

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум...

Характеристика дворян, данная поэтом, показывает, что они имели перед собой только одну цель - добиться славы и чинов. Пушкин осуждает таких людей. Он высмеивает их образ жизни.

Поэт показывает нам разнообразные картины русской жизни, изображает перед нами судьбы разных людей, рисует характерные для эпохи типы представителей дворянского общества - словом, изображает действительность такой, какая она есть на самом деле.
В.Г. Белинский писал, что “Евгения Онегина” можно назвать “энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”. “Евгений Онегин” писался в продолжение йескольких лет, и поэтому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава романа была более интересной и зрелой.

А.С. Пушкин первым поэтически воспроизвел картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. В.Г. Белинский говорил, что “Евгений Онегин” - произведение историческое, в котором описаны обычаи, нравы и быт русского общества. Автора по праву можно назвать национальным поэтом: он пишет о своих героях, о природе, о красоте городов и деревень с любовью и патриотизмом. Пушкин осуждает светское общество, которое он считал лицемерным, льстивым, ненастоящим, изменчивым, потому что люди, которые еще сегодня симпатизировали человеку, завтра могли отвернуться от него, даже если он не сделал ничего плохого. Это значит - имея глаза, ничего не видеть. Онегин был очень близок автору, и через его поступки поэт показал, что общество еще не готово измениться и принять в свой круг такого передового человека, как Евгений Онегин. Пушкин обвиняет общество в смерти Ленского, ведь из-за боязни стать причиной сплетен, смеха и осуждения, Онегин решается принять вызов:

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист...

Конечно, быть должно презренье

Ценой его забавных слов,

Но шепот, хохотня глупцов...

Пушкин показывает не только пороки, но и истинную добродетель и идеал русской женщины в образе Татьяны Лариной. Татьяна, как и Онегин, - существо исключительное. Она тоже понимала, что родилась раньше своего времени, но в то же время она верила в счастливое будущее:

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Татьяна относилась холодно к светскому обществу, без сожаления променяла бы его на жизнь в деревне, где она могла слиться с природой:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму...

Пушкин подробно и правдиво отразил в романе жизнь помещиков в деревне, их быт, традиции:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут:

Все это низкая природа;

Изящного не много тут.

А.С. Пушкин отразил жизнь большинства русских семей, в которых женщина не имела права голоса, но привычка заменяла горе, и, научившись управлять мужем, жена могла получить все, что хотела:

Рвалась и плакала сначала,

С супругом чуть не развелась;

Потом хозяйством занялась,

Привыкла, и довольна стала.

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она.

Читая роман в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, понимаешь, насколько подробно и правдиво он описал жизнь крестьян и помещиков, поведение и воспитание детей в семье, жизнь светского общества. Читая “Евгения Онегина”, можно почувствовать, что автор живет в этом мире, что-то он осуждает, а чем-то он умиляется. Я считаю, что Белинский, назвав роман “энциклопедией русской жизни”, поступил мудро, потому что в нем отражаются все стороны жизни того времени.
“Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху.

В.Г. Белинский

Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, созданный в двадцатые годы девятнадцатого века, в эпоху зарождения и последующего поражения декабризма, стал первым реалистическим романом в русской литературе. Уникальность данного произведения заключается не только в том, что роман был написан в стихах, но и в широте охвата действительности того времени, в многосюжетности романа, в описании особенностей эпохи, в которой жил А.С. Пушкин.

“Евгений Онегин” - это произведение, в котором “отразился век и современный человек”. А.С. Пушкин в своем романе пытается изобразить своих героев в реальной жизни, без особых преувеличений.

Он верно и глубоко показал человека в разносторонних связях с обществом, которое его окружало. И теперь, спустя почти два столетия, можно с уверенностью сказать, что А.С. Пушкину это действительно удалось. Недаром его роман по праву был назван В.Г. Белинским “энциклопедией русской жизни”. В самом деле, прочитав этот роман, как и в энциклопедии, можно было узнать почти все о той эпохе, в которой жили и творили многие известные поэты и писатели. Я узнала о том, как одевались люди, как проводили свое время, как общались в светском обществе и многое другое.

Читая это уникальное произведение и перелистывая страницу за страницей, я смогла познакомиться и со всеми слоями русского общества того времени: и с высшим светом Петербурга, и с дворянской Москвой, и с жизнью крестьян, то есть со всем русским народом. Это еще раз свидетельствует о том, что Пушкин смог отразить в своем романе окружающее его в повседневной жизни общество со всех сторон. С особым впечатлением автор повествует о жизни и судьбе декабристов, многие из которых были его близкими друзьями. Ему нравятся черты своего Онегина, в которых, по его мнению, дана правдивая характеристика декабристского общества, что позволило нам, читателям, более глубоко познакомиться с русским народом начала девятнадцатого века.

Красиво и поэтично поэту удалось изобразить прелести Петербурга и Москвы. Он любил Москву, сердце России, поэтому в некоторых строках его лирических отступлений об этом чудеснейшем городе можно было услышать следующие восклицания души поэта: “Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось!”.

Более близкая поэту деревенская Россия. Вероятно, поэтому особое внимание в романе было уделено деревенской жизни, ее жителям и описаниям русской природы. Пушкин показывает картины весны, рисует прекрасные осенние и зимние пейзажи. При этом он, как и в показе людей и их характеров, не стремится к описанию идеального, необыкновенного. У поэта в романе все просто и обыденно, но в то же время и прекрасно. Так писал В.Г. Белинский в своих статьях о романе: “Он (Пушкин) взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений, взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостью”. Это, на мой взгляд, и делает роман А.С. Пушкина популярным и по сегодняшний день.

Казалось бы, сюжетная линия романа проста. Сперва Татьяна полюбила Онегина и откровенно призналась ему о своей глубокой и нежной любви, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то что они любили друг друга, они не смогли соединить свою судьбу. И виноваты в этом их собственные ошибки. Но особую выразительность роману придает то, что на эту простую сюжетную линию реальной жизни как будто нанизано множество картин, описаний, лирических отступлений, показано множество реальных людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами.

Прочитав роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, я поняла, как важно бывает порой знать правду жизни. Если бы ни реалистические творения многих писателей и поэтов тех времен, мы бы, сегодняшнее поколение, никогда бы, наверное, не узнали о реальной жизни прошлых столетий, со всеми ее изъянами и особенностями.
Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. “Евгений Онегин” - это реалистическое произведение. Словами самого автора можно сказать, что это роман, в котором “отразился век и современный человек”. “Энциклопедией русской жизни” назвал В.Г. Белинский произведение А.С. Пушкина.

Действительно, в “Евгении Онегине”, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о культуре того времени. Из романа узнаешь, как одевалась молодежь, что тогда было в моде (“широкий боливар”, фрак, жилет). Очень подробно Пушкин описывает меню ресторанов (“бифштекс окровавленный”, страсбургский пирог, лимбургский сыр, шампанское). Во времена Пушкина блистала на петербургской сцене балерина А.И. Истомина. Поэт изобразил ее и в “Евгении Онегине”:

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит...

Особое внимание поэт уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Пушкин в подробностях описывает день главного героя. Мы узнаем, что в моде было гуляние по Петербургу, обед в ресторане, посещение театра. Но театр для Онегина был местом любовных увлечений:

Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис...

День молодого человека завершает бал. Таким образом, автор романа на примере Евгения Онегина показал жизнь петербургского общества. Пушкин говорит о высшем обществе с иронией и без симпатии. Это связано с тем, что жизнь столицы “однообразна и пестра”.

В романе показаны все слои русского общества того времени: дворянская Москва, высший свет Петербурга, крестьянство. То есть автор изобразил весь русский народ.

Петербург XIX века - место обитания лучших людей России. Это и декабристы, и литераторы, и другие видные деятели. Там “блистал Фонвизин, друг свободы”, люди искусства- Княжнин, Истомина, Озеров, Катенин. Автор хорошо знал и любил Петербург, поэтому он с такой точностью описал жизнь высшего петербургского общества.

Много говорит Пушкин о Москве, сердце России. Поэт признается в любви к этому необычайно красивому городу: “Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось!”. Пушкин гордится Москвой 1812 года: “Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля”.

Широко представлено в романе поместное дворянство. Это дядя Онегина, семья Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий. Великолепно описывает Пушкин провинциальное дворянство. Фамилии говорят сами за себя: Петушков, Скотинин. Разговоры этих людей ограничиваются только темами о псарне и вине. Их больше ничего не интересует.

К дворянам можно отнести и Владимира Ленского. Он был романтиком, Ленский совершенно не знал настоящей жизни. Пушкин рассуждает о его будущем. Поэт видит два пути. Следуя первому - Ленского ждала “высокая ступень”, он был рожден для славы. Ленский мог бы стать великим поэтом. Но ему был ближе второй путь:

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел.

Владимир Ленский стал бы помещиком, каким был Дмитрий Ларин или дядя Онегина. Причина этого в том, что в обществе, в котором он жил, его считали чудаком.

О поместном дворянстве Пушкин пишет с большей симпатией, чем о петербургском. Поместные дворяне были ближе к народу. Это проявляется в том, что они соблюдали русские обычаи и традиции:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины.

Прекрасно описал Пушкин быт простого народа. Поэт видел будущую Россию без рабства, без крепостничества. На протяжении всего романа чувствуется боль за русский народ. Пушкин показал в “Евгении Онегине” страдания простых людей.

В своем романе в стихах А.С. Пушкин отразил жизнь России первой половины XIX века.

“Евгений Онегин” – реалистический роман, в котором пред­ставлена широкая, исторически достоверная картина русской жизни начала XIX в. Поэт нарисовал различные типы людей, характеры, обусловленные социальной средой и временем. До него писатели не видели зависимости характера от обществен­ного окружения. Пушкин исследует процесс формирования ге­роев, показывает их не статичными, а в развитии, в столкновении со средой, в духовном преобразовании. Поэт впервые в русской литературе раскрывает психологические глубины характеров, рисует

их внутренний мир с реалистической мотивированно­стью и верностью. Внутреннее психологическое состояние Пуш­кин передает через внешнее движение, поведение героев.

Реализм романа окрашен критическим отношением к действи­тельности. Это выражается прежде всего в типе конфликта – разо­чарованная, неудовлетворенная в своих общественных запросах личность находится в противоречии со средой, живущей по своим косным законам. Однако, реалистически изображая героя, Пуш­кин не вырывает Онегина из его круга. По верному замечанию Герцена, Онегин “никогда не становится на сторону правительст­ва”, но и “никогда

не способен стать на сторону народа”.

Пушкин “Евгением Онегиным” определил тенденцию дальней­шего развития русской литературы в русле критического реализма.

Роман “Евгений Онегин” был назван В. Г. Белинским “энцик­лопедией русской жизни”. Действительно, как из энциклопедии, из романа можно узнать все о пушкинской эпохе. В романе показа­ны все слои русского общества: высший свет Петербурга и патриар­хальная Москва, поместное дворянство и крестьянство.

Роман дает представление о системе образования дворян в то время, о круге чтения провинциальных барышень и молодых людей Петербурга. Описание одного дня Онегина воссоздает типичное для дворянской молодежи времяпрепровождение: сон до полудня, записочки-приглашения, которые слуга приносит в постель, прогулка по бульвару, обед в модном ресторане, те­атр, переодевание к балу, сам бал до утра.

Как на голландском натюрморте, переливаются сочными красками блюда, подаваемые на обед. Пушкин поэтизирует бы­товые детали, описывая петербургский кабинет Онегина с изящ­ными безделушками и французской парфюмерией. Мы узнаем, как одевались молодые аристократы, что было модно в те вре­мена. Особое место в картине быта Петербурга, созданной Пуш­киным, занимает театр – “волшебный край”.

Пушкин удивительно точен не только в описании деталей и примет быта, но и времени. Можно с достоверностью опреде­лить, когда происходит то или иное событие романа, каков воз­раст его героев.

В “Евгении Онегине” постоянно упоминаются реальные лица – поэты, друзья Пушкина, балетные танцовщицы, драматурги, известные в те времена модные парикмахеры и портные.

На страницах романа находят отражение литературная борь­ба, противостояние романтизма и реализма, новые театральные веяния.

Нет ни одной стороны жизни и быта России начала XIX в., которая не отразилась бы, как в зеркале, в романе. Нравствен­но-бытовые, социально-политические, литературно-театральные представления, реалистически воспроизведенные в “Евгении Онегине”, делают его энциклопедией, в которой “отразился век и современный человек”.

Названием романа Пушкин подчеркивает центральное место Онегина среди других персонажей. Аристократ по происхожде­нию и воспитанию, “забав и роскоши дитя”, Евгений Онегин, пресытившись светской жизнью, разочаровался в окружающей действительности. Человек острого критического ума, он стано­вится враждебен свету. Он пытается в книгах найти ответы на возникающие вопросы, но не находит ни идеала, ни цели. Разо­чарованность Онегина в жизни – это не дань романтической моде, не стремление рядиться в плащ Чайльд Гарольда. Это за­кономерный этап развития, обусловленный принадлежностью к дворянской интеллигенции. Пушкин в Онегине отразил дра­матизм положения передового дворянского интеллигента, ко­торый был оппозиционен власти, но и далек от народа, не имел ни дела, ни цели в жизни. Онегин – индивидуалист, в одиночестве переживающий свою разочарованность окружающим. В. Г. Белин­ский назвал его “страдающим эгоистом”.

Дуэль с Ленским стала этапом в духовном развитии Онегина. Отрицая светскую мораль, Евгений Онегин не смог противо­стоять мнению света и отказаться от дуэли. Бессмысленное убий­ство приятеля заставляет его покинуть деревню, становится толч­ком к более глубокому и серьезному восприятию жизни.

Характеризуя Онегина, Герцен писал, что герой – это “умная ненужность”, это “лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее”.

Сложный и противоречивый образ Онегина определил нача­ло целой плеяды “лишних людей” русской литературы.

Образ Ленского Пушкин сразу дает как антитезу Онегину:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

При этом Ленский близок Онегину по уровню развития, по высоте духовных запросов. Это тоже далеко не простой образ, который иногда рассматривается как развенчание романтизма. Пушкин иронически говорит:

Он пел разлуку и печаль,

И нечто, и туманну даль.

Вместе с тем Ленский – светлый и чистый человек, беда которого в том, что он не знает жизни, восторженно верит в почерпнутые из книг идеалы. Его вольнолюбивые мечты не находят реального воплощения. “Сердцем милый невежда”, Лен­ский, как и Онегин, не вписывался в современное ему обще­ство. У него было два пути: либо дар поэта развился бы в нем и приобрел гражданское звучание, либо, сломленный общест­вом, Ленский зажил бы, как все. Идеалистически-романтическое отношение к действительности было нежизнеспособно. И смерть Ленского закономерна. Герцен отметил: “Поэт видел, что такому человеку нечего делать в России, и он убил его рукой Онегина”.

На противопоставлении построены и женские характеры рома­на – Татьяна и Ольга. Татьяна – воплощение пушкинского идеа­ла, причем не в каком-то отвлеченном романтическом образе, а в обыкновенной русской девушке. В Татьяне все обычно, ее внеш­ность не поражает с первого взгляда. Татьяна росла в деревне, сре­ди русской природы, слушала рассказы старой няни и песни дере­венских девушек. В ее характере русское, народное соединилось с тем, что несли с собой французские сентиментальные романы, развивавшие мечтательность, воображение, чувствительность:

Дика, печальна, молчалива…

Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.

Татьяна обладает богатым внутренним миром. От природы она одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным.

Как всякая оригинальная натура, Татьяна оказывается в оди­ночестве. Она жаждет найти родственную душу, которую в сво­ем воображении она увидела в Онегине.

Татьяна отличается от девушек ее круга. Она и ведет себя не типично для воспитанной в патриархальных традициях девушки – вопреки общепринятым понятиям первая признается в любви. Татьяна искренна, чиста, открыта в своем монологе-письме Оне­гину.

После отъезда Онегина Татьяна хочет понять, кто же он, ее герой? Чтение книг с его пометками, погружение в неизвест­ный мир, размышления над прочитанным подготовили Татья­ну, по словам Белинского, к “перерождению из деревенской девушки в светскую даму”. Но и будучи в свете, Татьяна сохра­няет чистоту и искренность, “все тихо, просто было в ней”. Ей чужды “ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад”. На признание Онегина Татьяна печально отвечает:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Татьяна отторгает Онегина, так как не может нарушить свои моральные принципы. Воспитанная на народных этических пра­вилах, Татьяна не может сделать несчастным своего мужа, ко­торого она глубоко уважает. Ее нравственные требования к себе высоки, и верность мужу она считает долгом. Вряд ли прав Белин­ский, который увидел в верности Татьяны профанацию любви. Последовательность в отстаивании в жизни своих нравственных принципов как раз говорит о цельности натуры героини. Образ Татьяны воплотил в себе пушкинский идеал русской женщины.

Полная противоположность Татьяне – ее сестра Ольга. Она всегда “резва, беспечна, весела”. Ее портрет отражает распро­страненный тип красоты – идеал романов того времени:

Любой роман

Возьмите, и найдете, верно,

Ее портрет.

Проницательный Онегин замечает, что “в чертах у Ольги жизни нет”. Это посредственная, ничем не выделяющаяся среди других девушка не способна на сильное глубокое чувство. После смерти Ленского “недолго плакала она”, вышла замуж и, веро­ятно, повторит судьбу своей матери, которая

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била, осердясь…

Мастерство Пушкина-реалиста особенно ярко проявилось в создании образов героев. Отразив социально-типическое, поэт раскрыл индивидуально-психологические черты характеров, показал их внутренний мир.

Творчество А. С. Пушкина оказало огромное влияние на по­следующее развитие русской литературы. Гоголь удивительно точно определил роль поэта: “Пушкин есть явление чрезвычай­ное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явит­ся через двести лет”.

Глоссарий:

  • евгений онегин первый русский реалистический роман
  • к романтическому или реалистическому стилю тяготеет роман евгений онегин
  • евгений онегин первый реалистический роман в русской литературе
  • Реализм романа Евгений Онегин
  • евгений онегин как первый реалистический роман в русской литературе

Другие работы по этой теме:

  1. Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пуш­кина “Евгений Онегин”? Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пуш­кина “Евгений Онегин”? а....

Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. “Евгений Онегин” - это реалистическое произведение. Словами самого автора можно сказать, что это роман, в котором “отразился век и современный человек”. “Энциклопедией русской жизни” назвал В.Г. Белинский произведение А.С. Пушкина.
Действительно, в “Евгении Онегине”, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о культуре того времени. Из романа узнаешь, как одевалась молодежь, что тогда было в моде (“широкий боливар”, фрак, жилет). Очень подробно Пушкин описывает меню ресторанов (“бифштекс окровавленный”, страсбургский пирог, лимбургский сыр, шампанское). Во времена Пушкина блистала на петербургской сцене балерина А.И. Истомина. Поэт изобразил ее и в “Евгении Онегине”:
...Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит...

Особое внимание поэт уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Пушкин в подробностях описывает день главного героя. Мы узнаем, что в моде было гуляние по Петербургу, обед в ресторане, посещение театра. Но театр для Онегина был местом любовных увлечений:
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис...

День молодого человека завершает бал. Таким образом, автор романа на примере Евгения Онегина показал жизнь петербургского общества. Пушкин говорит о высшем обществе с иронией и без симпатии. Это связано с тем, что жизнь столицы “однообразна и пестра”.
В романе показаны все слои русского общества того времени: дворянская Москва, высший свет Петербурга, крестьянство. То есть автор изобразил весь русский народ.
Петербург XIX века - место обитания лучших людей России. Это и декабристы, и литераторы, и другие видные деятели. Там “блистал Фонвизин, друг свободы”, люди искусства- Княжнин, Истомина, Озеров, Катенин. Автор хорошо знал и любил Петербург, поэтому он с такой точностью описал жизнь высшего петербургского общества.
Много говорит Пушкин о Москве, сердце России. Поэт признается в любви к этому необычайно красивому городу: “Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось!”. Пушкин гордится Москвой 1812 года: “Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля”.
Широко представлено в романе поместное дворянство. Это дядя Онегина, семья Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий. Великолепно описывает Пушкин провинциальное дворянство. Фамилии говорят сами за себя: Петушков, Скотинин. Разговоры этих людей ограничиваются только темами о псарне и вине. Их больше ничего не интересует.
К дворянам можно отнести и Владимира Ленского. Он был романтиком, Ленский совершенно не знал настоящей жизни. Пушкин рассуждает о его будущем. Поэт видит два пути. Следуя первому - Ленского ждала “высокая ступень”, он был рожден для славы. Ленский мог бы стать великим поэтом. Но ему был ближе второй путь:
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.

Владимир Ленский стал бы помещиком, каким был Дмитрий Ларин или дядя Онегина. Причина этого в том, что в обществе, в котором он жил, его считали чудаком.
О поместном дворянстве Пушкин пишет с большей симпатией, чем о петербургском. Поместные дворяне были ближе к народу. Это проявляется в том, что они соблюдали русские обычаи и традиции:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины.

Прекрасно описал Пушкин быт простого народа. Поэт видел будущую Россию без рабства, без крепостничества. На протяжении всего романа чувствуется боль за русский народ. Пушкин показал в “Евгении Онегине” страдания простых людей.
В своем романе в стихах А.С. Пушкин отразил жизнь России первой половины XIX века.




Top