Евгений онегин типичный герой своего времени. Сочинение на тему: "Евгений Онегин - герой своего времени

Практическое занятие № 10

Фонетика. Графика. Система звуков русского языка

1. Фонетика. Графика. Орфография.

2. Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка.

3. Классификация гласных звуков.

4. Классификация согласных звуков.

Методические материалы

Язык существует в двух материальных формах – устной и письменной. В устной форме существования языковые значения передаются при помощи звуковых единиц (звуков), а в письменной форме – при помощи графических единиц (букв).

Мельчайшей единицей речевого потока является звук . Звуки составляют определённые комбинации друг с другом, образуют звуковую речь, с помощью которой мы и передаём информацию друг другу.

Звуки речи существуют не изолированно. Они образуют между собой определённые связи и образуют систему. Кроме звуков в эту систему входят и другие элементы, но основной единицей звуковой системы является звук.

Под термином фонетика (phone – звук, голос, тон) понимается звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, а их фонетические чередования, различные виды ударения и др. вопросы, касающиеся звукового оформления речи.

Фонетика также – наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их изменения в речевом потоке, их роль и функционирование языка как средства общения людей.

Знание звуковых законов необходимо при изучении письменной формы языка, которая описывается графикой и орфографией .

Для русского правописания основным является фонемный принцип написания, а не фонетический, т.е. орфографические правила иногда действуют вопреки произношению, с учётом фонематического, традиционного и дифференцирующего принципа. Это делает взаимоотношения фонетики и орфографии очень сложными.

Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка

Минимальной фонетической единицей, далее не делимой при чувственном восприятии, является звук . П звук представляет собой набор физиологических и акустических признаков, которые делятся на дифференциальные и недифференциальные, постоянные и непостоянные.

Звуку как кратчайшей материальной единице соответствует абстрактное языковое понятие фонемы , которая является центральным понятием фонологии.

Фонология оперирует понятиями позиция фонемы (сильная и слабая), фонетический закон и фонетический процесс (аккомодация, ассимиляция, оглушение в конце слова, редукция).

В результате действия фонетических процессов происходит внешнее преобразование одной и той же фонемы. Это и есть фонетические изменения или фонетическая мена звуков. При фонетических изменениях происходят фонетические чередования , которые следует отграничивать от исторических чередований.


Фонетические чередования одной и той же фонемы создают особую фонологическую единицу – фонемный ряд .

Звуки в процессе речи употребляются не изолированно, а в тесной связи с другими звуками, образуя вместе с ними различные по объёму, по признакам и назначению звуковые комплексы или сегменты .

Следующим по уровню после звука таким комплексом является слог – особая звуковая единица, образуемая или одним звуком, или сочетанием нескольких звуков. Слог является минимальной произносительной единицей. Даже при самом медленном темпе речи мы может говорить только слогами, а не по звукам. На этом и построено обучение чтению.

Слоги выступают составными элементами более сложной фонетической единицы – фонетического слова . Фонетическое слово – это несколько слогов, объединённых одним словесным ударением.

Фонетические слова, комбинируясь, образуют речевые такты , из которых складываются наиболее крупные звуковые элементы – фонетические фразы . Фраза представляет собой законченное по смыслу высказывание. Это единица синтаксическая и равна простому предложению. Речевой такт – это часть фразы, которая произносится одним дыхательным толчком. Это интонационно законченная единица. Она отделена от следующего такта паузой. Состоит, как правило, из 3 слов и менее. Речевой такт представляет собой определённую «группировку» членов предложения.

Например: Он не понимал, / почему Женя смеётся//.

Все звуковые элементы – звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы – являются предметом исследования фонетики, которая изучает их устройство, образование, признаки, назначение и функцию в речевом потоке.

Предметом фонетики выступает также словесное, фразовое, тактовое, логическое ударение и интонация как особые свойства звуковой речи, понимаемые в качестве своеобразных звуковых элементов.

Все фонетические элементы принято делить на: 1) линейные или сегментные единицы языка; 2) нелинейные или суперсегментные единицы языка.

К линейным относятся материальные звуковые единицы: звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы. Сущность их состоит в их материальности, и в том, что в речевом потоке они последовательно располагаются друг за другом. Два сегмента невозможно произнести в одно и то же время.

Нелинейными (суперсегментными) фонетическими элементами являются все виды ударения и интонация. Их признаки: - нематериальность; -несамостоятельность. Являясь свойством линейных элементов, суперсегментные элементы накладываются на линейные отрезки и существуют вместе с ними.

Фонетические единицы делятся на сегментные (или линейные) и суперсегментные (или нелинейные).

Сегментные единицы

Наша речь представляет собой поток звучаний, цепь последовательно произносимых отрезков. Но поток звучаний не является сплошным, как, например, сигнал автомобиля. В речи есть паузы разной длительности, которые разделяют звуковой поток на отрезки линейно следующие один за другим. Разные отрезки речевого потока, располагающиеся в линейной последовательности, называются сегментными единицами (сегмент - отрезок речи, вычленяющийся из линейной последовательности (речевого потока)). К сегментным единицам относятся фраза, речевой такт (или фонетическая синтагма), фонетическое слово, слог, звук. Звук - наименьшая сегментная единица. Фраза - наибольшая сегментная единица. Каждая более крупная сегментная единица состоит из более мелких сегментных единиц: фраза из синтагм, синтагма из фонетических слов, фонетическое слово из слогов, слог из звуков. Сегментные единицы могут быть выделены из более крупных единиц и произнесены отдельно.

Фраза - это самый крупный отрезок речи, представляющий собой законченное по смыслу высказывание, объединённое интонацией завершенности (хотя и различного характера: интонацией вопроса, повествования и т. д.) и отделённое паузами от других таких же отрезков речи. Например, отрезок речи Завтра вечером пойдём в театр является фразой, потому что высказанная мысль понятна и интонационно оформлена (завершена): к середине фразы голос повышается, а к концу понижается. Там, где кон-

Пауза разделила фразу на речевые такты (фонетические синтагмы).

Фразы по объёму могут быть различны: от одного слова до крупных речевых отрезков. Индия. // Дели. // Мы были в городе одни сутки. // (В. Песков).

Фраза часто состоит из одного предложения. Но её нельзя отождествлять с предложением, так как их границы могут не совпадать. Например, сложное предложение Дверь в сад была открыта, // на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя (Л. Н. Толстой) состоит из двух фраз. Фраза и предложение - это единицы разного уровня: фраза - фонетическая, а предложение - синтаксическая.

Фразы могут делиться на речевые такты (фонетические синтагмы).

Речевой такт - это отрезок звучащей речи, произносимый как непрерывный поток звуков, имеющий смысловую незаконченность и интонационную незавершённость. Речевые такты произносятся на одном выдохе и ограничиваются паузами менее длительными, чем фразы.

Границы между речевыми тактами проходят только между фонетическими словами. Эти границы условны и зависят от желания говорящего выделить ту или иную часть высказывания, поэтому возможны варианты членения фразы на речевые такты. Паузе не всегда соответствует какой- либо знак препинания, а различное выделение речевых тактов в одной и той же фразе зависит от смысла, который вкладывается говорящим в высказывание. Например, фразу Как обрадовали её поступки брата можно произнести по-разному:

В первом случае она радуется поступкам брата, а во втором - брат радуется её поступкам.

От вариантов членения на речевые такты зависит разное значение фразы. Это прекрасно отражено в диалоге двоечника Вити Перестукина с говорящим котом Кузей (Л. Гераскина. В стране невыученных уроков), которым в приговоре знаков препинания Казнить нельзя помиловать нужно было поставить запятую.

Казнить нельзя помиловать... Если я поставлю запятую после «казнить», то будет так: «Казнить, нельзя помиловать». Значит, получится - нельзя помиловать?..

Казнить? - спросил Кузя. - Нам это не подходит.

А если поставить запятую после слов «казнить нельзя»? Тогда получится: «Казнить нельзя, помиловать». Вот это мне и надо! Решено. Ставлю.

Фраза Казнить нельзя помиловать по-разному делится на речевые такты.

Речевые такты делятся на фонетические слова. Фонетическое слово

Это отрезок звучащей речи, объединённый одним словесным ударением. В речевом такте столько фонетических слов, сколько в нём словесных ударений. В речи служебные слова (предлоги, союзы, частицы) обычно не имеют ударения, кроме тех случаев, когда ударение переходит с самостоятельных слов на служебные, например: и"з лесу, по"д гору, верить на" слово. Если служебные слова не имеют отдельного ударения, они объединяются со знаменательными словами одним словесным ударением и представляют собой одно фонетическое слово, например: напберегу". Безударное слово может примыкать к ударному спереди или сзади. Безударное слово, примыкающее к ударному спереди, называется проклитикой, а примыкающее сзади - энклитикой.

Проклитиками обычно бывают предлоги, союзы, препозитивные частицы, а энклитиками - чаще всего постпозитивные частицы. Например: подпсне"гом. Предлог под - проклитика. Апвы" непзна"ли? Союз а и

препозитивная частица не - проклитики. Сказа"лпбы. Постпозитивная частица бы - энклитика.

Если ударение переходит со знаменательного слова на служебное, то энклитикой становится знаменательное слово: по"дпгору. Слово гору - энклитика.

Во фразе А в ро"ще со"нной и пусто"й / Дрожа"т от хо"лода оси"ны. //

(З. Александрова) два речевых такта, десять слов, объединённых в шесть фонетических слов, так как во фразе только шесть словесных ударений. В первом речевом такте Апвпро"ще со"нной иппусто"й шесть слов, но фонетических слов только три: первое фонетическое слово - апвпро"ще, где союз а и предлог в не имеют самостоятельного ударения и примыкают спереди к знаменательному слову ро"ще, имеющему словесное ударение, следовательно, союз а и предлог в - проклитики; второе фонетическое слово - со"нной, оно имеет словесное ударение, является знаменательным словом; третье фонетическое слово - иппусто/й, союз и не имеет самостоятельного ударения и примыкает спереди к знаменательному слову пусто"й, имеющему словесное ударение, следовательно, союз и - проклитика.

Фонетические слова делятся на слоги. Существуют разные толкования слога, основанные на преимущественном внимании к его артикуляционным или акустическим характеристикам. С точки зрения артикуляции слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. С акустической точки зрения слог - волна нарастания и ослабления звучности. (О слоге см. далее соответствующий раздел). При том и другом подходе в слоге должен быть слоговой (гласный) звук, неслоговые звуки могут и отсутствовать. В слове столько слогов, сколько слогообразующих звуков. Например, в слове учить два слога - [у-ч’и"т’], так как два слогообразующих звука - [у] и [и"]. Первый слог состоит из одного слогообразующего звука [у], второй слог состоит из слогообразующего звука [и"] и двух неслоговых звуков - [ч’] и [т’]. Общее количество звуков в слове не влияет на количество слогов, например, в слове всплеск - семь звуков, но лишь один слогообразующий звук [э"], поэтому только один слог.

Слоги делятся на звуки. Звук - это минимальная, далее нечленимая единица звукового потока речи, представляющая собой часть слога (или слог, если он состоит из одного звука), произнесённая за одну артикуляцию. В пределах слога или слова могут сочетаться только лишь те звуки, которые не запрещены фонетическими законами современного русского языка. Так, сочетание звуков [с’т’] закономерно для современного русского языка (ср.: ра[с’т’]и, пу[с’т’]и, гре[с’т’]и и т. д.), но нет ни одного слова в современном русском языке, где встречались бы похожие на него сочетания звуков [з’т’], [с’д’], [зт’], [сд’].

Изучение звуков речи составляет основную часть фонетики.

Суперсегментные единицы

Сегментные единицы объединяются в более крупные единицы - суперсегментные (или просодические - касающиеся ударения), которые как бы накладываются на сегментные. К суперсегментным единицам относятся слоговость / неслоговость, ударение, интонация. Суперсегментные единицы произноситься отдельно не могут, так как не могут существовать сами по себе, вне сочетания с линейными (сегментными) единицами. Суперсегментные единицы распространяются на два сегмента и более. Например, если в слове па"рта первый слог ударный (один сегмент), то второй слог (второй сегмент) обязательно будет безударным, так как второй сегмент неизбежно сопутствует определённому первому. То же касается и первого. Лишь вместе два сегмента образуют целостную единицу: ударность + безударность или безударность + ударность. Если в слоге, состоящем из двух звуков, первый звук неслоговой, то второй - слоговой: да". Если слог состоит из трёх звуков, то один из них - слоговой, а остальные - неслоговые: да"м. Следовательно, внутри слога слоговой звук и неслоговой звук образуют целостную суперсегментную единицу. Гласные как наиболее звучные звуки бывают слоговыми. Слоговые звуки образуют вершину слога. Свойство звука выступать в качестве вершины слога называется слоговостью.

Слог является и сегментной единицей (так как он представляет собой линейную последовательность звуков), и суперсегментной единицей (так как он представляет собой единство слогового и неслогового звуков). Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в синтагмы благодаря синтагматическому (тактовому) ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

ЕДИНИЦЫ ФОНЕТИКИ

релевантные научные источники:

  • Ответы к экзамену по фонетике русского языка

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.08 Мб

    1. Понятие звуковой системы язык 2. Артикуляционный аппарат человека. 3. Суперсегментные единицы. Слог. Теории слога. 4. Суперсегментные единицы. Ударение. 5. Суперсегментные единицы. Интонация 6.

  • Современный русский язык и его история

    Неизвестный8798 | | Ответы к госэкзамену | 2015 | Россия | docx | 0.21 Мб

  • Ответы к госэкзамену по Современному русскому языку

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.21 Мб

    I. Современный русский язык Раздел фонетика написан на основе учебника Пожарицкой-Князева 1.Артикуляционная характеристика звуков русского языка и особенности его артикуляционной базы.

  • Ответы к экзамену по современному русскому языку

    | Ответы к госэкзамену | 2017 | Россия | docx | 0.18 Мб

Вопросы к экзамену по фонетике

Фонетика, графика, орфография современного русского языка

1. Сегментные единицы речевого потока: фраза, синтагма, фонетическое слово, слог, звук.

Основными единицами фонетики являются звук и фонема.

Речь – язык действий.

· Фонема – нечто идеально, абстрактное. Фонема – это (греч. phonema - звук) кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем. Так, в функции различителей звуковых оболочек слов бак, бок, бук выступают фонемы <а>, <о>, <у>. Качественное многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу общих их типов - фонем, которые, противополагаясь другим типам, участвуют в смысловой, дифференциации слов или в различении морфологических форм.

· Звук – то, что произносится в определенных фонетических условиях. Звук речи – это элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук - это часть слога, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию. Гласный звук. Согласный звук. Звук и фонема – линейные, сегментные (имеют форму, их можно измерить).

· Слог – группировка звуков вокруг наиболее сильных. В физиологическом отношении (со стороны образования) звук иди несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. В акустическом отношении (со стороны звучности) отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Слог безударный. Слог ударный. Слог предударный. Слое заударный. Слог закрытый. Слог открытый.

· Слово – группа слогов, объединённая вокруг ударения. Основная кратчайшая единица языка, выражающая своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах и отношениях действительности.

· Синтагма – группа фонетических слов, объединённых интонацией не конца предложения. Семантико-синтаксическая единица речи, образуемая группой слов в составе предложения, объединенных в смысловом и ритмомелодическом отношениях. Всегдашние занятия Троекурова / состояли в разъездах/ около пространных его владений (Пушкин) (три синтагмы). Шум походил на то, /как бы вся комната 1 наполнялась змеями (Гоголь) (три синтагмы). Любишь кататься - / люби и саночки возить (пословица) (две синтагмы). Синтагма может также состоять из одного слова, может совпадать с целым предложением. Там, /где была раньше одинокая скала, /лежала груда обломков (А р с е н ь е в) (три синтагмы). На заводе все благополучно (Куприн) (одна синтагма). Синтагма может совпадать или не совпадать со словосочетанием, но между ними сохраняются существенные различия: синтагма выделяется в предложении, является результатом его членения и существует только в нем, тогда как словосочетание не только выделяется в предложении, но наряду со словом служит готовым “строительным материалом” для предложения и является результатом не разложения на элементы, а синтеза элементов. Деление одного и того же предложения на синтагмы может быть различным в зависимости от контекста, ситуации, экспрессивной окраски, придаваемой высказыванию говорящим, разного осмысления содержания предложения и т. д. Этой подвижности синтагматического членения, являющегося объектом рассмотрения стилистического синтаксиса, противостоит устойчивое, основанное на определенных моделях построение словосочетаний.

· Речевой такт – такой отрезок, который мы можем произнести за одно выдыхательное движение. Часть фразы, выделяемая ритмико-интонационными средствами.

· Фраза – группа синтагм, объединённых интонацией конца предложения. Наименьшая самостоятельная единица речи, выступающая как единица общения. Самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединённое особой интонацией и отделённое паузой от других таких же единиц.

ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ.

ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, - являются знаками . Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения ), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств - обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь. Так, слово мечта имеет материальное выражение – это сочетание пяти звуков, служащее для выражения значения «нечто, созданное воображением, мысленно представляемое». Предметом фонетики является матеральная (звуковая) сторона языка.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Всефонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой количественными отношениями.

Фраза самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Синтагма объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения

Речевой такт часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово - часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова: . Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками . В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: , энклитиками - безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают:, . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по ´ воду [по´въду].

Слог - часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым (см. раздел «Слогоделение. Типы слогов»).

Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.




Top