Евгений шварц семья. Шварц Евгений Львович: краткая биография, творчество


В закладки

Прочитано

Любимое

Пользовательская

Пока бросил

Убрать

В процессе

Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок

День рождения : 09.10.1896

Дата смерти : 15.01.1958 (61 лет)

Знак зодиака : Обезьяна, Весы ♎

Евгений Шварц - русский советский писатель, драматург, сценарист, автор детских книг и культовых пьес "Голый король", "Снежная королева", "Тень", "Дракон", "Обыкновенное чудо". Участник «Ледяного похода» генерала Лавра Корнилова. Евгений Шварц родился в Казани, в семье Льва Борисовича Шварца (в крещении - Льва Васильевича, по крестному отцу, 1874-1940) и Марии Федоровны Шелковой (1875-1942). Отец после окончания курса Екатеринодарской гимназии поступил на медицинский факультет Казанского университета и окончил его со степенью врача-хирурга. Мать окончила акушерские курсы. Раннее детство Евгения Шварца прошло в переездах: отец не раз обвинялся в революционной деятельности, в результате чего неоднократно подвергался арестам и ссылкам, ему запрещалось проживание в губернских городах. Крещёный в православие в возрасте 7 лет Евгений считал себя русским. В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет МГУ, но через два года, отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе. Весной 1917 был призван в армию, находился в запасном батальоне в Царицыне. В августе служил в Москве юнкером, 5 октября был произведён в прапорщики. Участвовал в «Ледяном походе» Корнилова, где при взятии Екатеринодара получил контузию, из-за чего всю жизнь страдал тремором рук. Был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской». Одновременно работал фельетонистом в провинциальной газете «Всесоюзная кочегарка», где судьба его свела с Николаем Олейниковым, ставшим впоследствии близким другом и соавтором. В 1921 приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского, а в 1923 году начал публиковать свои фельетоны. С 1924 работал в Госиздате под руководством Самуила Яковлевича Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ. С 1925 стал постоянным сотрудником детских журналов «Ёж» и «Чиж», писал книги для детей. В 1929 году Ленинградский ТЮЗ поставил первую пьесу Шварца - «Ундервуд». Шварц сочинял повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и для взрослых, сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра Сергея Образцова, киносценарии. Во время Великой Отечественной войны Шварц продолжал работать в блокадном Ленинграде, позже был эвакуирован в Киров и в Душанбе, куда переехал Ленинградский театр Комедии. По возвращении жил в Ленинграде. Опубликованы его дневники, где описаны встречи с Шостаковичем, Ахматовой и другими выдающимися деятелями культуры.

Евгений Шварц – русский советский прозаик и драматург, поэт, журналист и сценарист. Наибольшую популярность ему принесли такие произведения, как «Голый король», «Доктор Айболит» и «Золушка».

Произведения Шварца

Спустя пару лет, в творческой биографии Шварца происходят перемены. Он решает попробовать себя в качестве писателя. Интересен факт, что первые произведения он публиковал под псевдонимом «Дед Сарай».

Картина получила огромную популярность не только в , но и далеко за его пределами.

Интересно, что при жизни многие произведения Шварца были запрещены к печати. После смерти этот запрет был снят, благодаря чему читатели смогли в полной мере насладиться творчеством выдающегося писателя.

В 1956 г. в свет вышло одно из самых известных произведений в биографии Шварца – «Обыкновенное чудо».

На тот момент времени Евгений Львович находился в зените своей славы и считался одним из самых популярных и талантливых советских писателей.

Еще при его жизни на сценах театров ставились десятки его пьес, а также один за другим снимались мультипликационные и художественные фильмы.

Личная жизнь

Первой женой в биографии Шварца была актриса Гаянэ Холодова, на которой он женился в 1920 г. Через 9 лет у них родилась девочка Наталья, которая окажется единственным ребенком в жизни писателя.

Интересно, что, несмотря на рождение дочери, Шварц решил уйти из семьи к другой женщине. Для Холодовой уход супруга стал настоящей трагедией.

Второй женой Евгения Шварца стала Екатерина Обух. Интересен факт, что ради писателя Обух также ушла из семьи.

Семейную жизнь Шварца и Екатерины Обух трудно назвать счастливой.

Евгений Львович часто устраивал сцены ревности, в результате чего между супругами возникали ссоры и недопонимания. Все это негативно отразилось на здоровье драматурга.

Смерть

Евгений Львович Шварц умер 15 января 1958 г. в возрасте 61 года. Причиной его смерти стал инфаркт.

Выдающийся писатель был похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.

Если вам понравилась краткая биография Шварца – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

"Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре! Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, аптекари, учителя, кучера, актеры, сторожа. А я вот - сказочник..." - и "молодой человек лет двадцати пяти... в сюртуке, при шпаге, в широкополой шляпе" выходит на сцену, чтобы начать новую историю про Снежную королеву. Он красивый, мудрый и смелый, он настоящий друг.
А Ланцелот - "потомок известного странствующего рыцаря"? Едва появившись в своей сказке он сразу отважно заявляет: "Я вызываю тебя на бой, слышишь ты, дракон!", - и мы сразу начинаем восхищаться и волноваться.
А Хозяин из "Обыкновенного чуда", "бородатый человек огромного роста"? Взял, понимаете ли, и приделал всем цыплятам по четыре лапки, а потом ещё оправдывается: "Утро было веселое, небо ясное, прямо силы девать некуда, так хорошо. Захотелось пошалить... Ведь все-таки я волшебник!"...
Какое это счастье - написать на белом листе бумаги: волшебник, рыцарь, сказочник...
Однако, в реальной жизни Евгений Львович Шварц даже писателем никогда себя не называл. Он стеснялся. Он был уверен: "Вслух можно сказать: я член Союза писателей, потому что это есть факт, удостоверяемый членским билетом, подписью и печатью. А писатель - слишком высокое слово...".
Он всегда так думал. Он сделал свой выбор в самом раннем детстве, еще не переступив порога школы, но это была великая тайна. Только один раз маленький Женя Шварц довольно странным образом ответил на мамин вопрос "кем же ты будешь?": "Я от застенчивости лег на ковер, повалялся у маминых ног и ответил полушепотом: "Романистом". В смятении своем я забыл, что существует более простое слово "писатель"... Но я... не сомневался, что буду писателем".
Это случилось не скоро. Сначала всё склонялось к театру и причиной тому стали родители. В год рождения Жени его отец был студентом-медиком Казанского университета, а мать - курсисткой на акушерских курсах. Но разве умела молодая интеллигенция в конце XIX века усидеть в границах повседневной профессии! Темпераментный красавец Лев Шварц играл на скрипке, пел, занимался чем-то подпольно-политическим, но главное - играл в любительском театре. Кем по-вашему должен вырасти сын, если отец, привыкая к сценическому костюму, разгуливает по дому в римской тоге? А мать? Все современники, а позже и сам Евгений Львович в один голос утверждали, что на любительской сцене она была ещё талантливее отца - по-настоящему одаренная самобытная актриса.
Стоит ли удивляться, что сын таких родителей бросает юридический факультет Московского университета и становится актером "Театральной мастерской" в городе Ростове-на-Дону? Сначала этот крошечный театрик, составленный исключительно из друзей, жен и двоюродных братьев, довольно успешно существует в провинции, а в 1921 году приезжает завоевывать Петроград. В результате театрик исчезает, а Шварц остается. Ни о каком писательстве речь не идет. У Шварца множество знакомых и приятелей в литературном мире, он даже работает несколько месяцев секретарем у Чуковского, все Женю Шварца знают и любят, но исключительно потому, что он веселый. Он никогда ни с кем не ссорится, он выдумщик, шутник и великолепный рассказчик. Он такой замечательный рассказчик, что его даже называют "устным писателем". И так будет почти десять лет.
Конечно, за это время происходит многое: Евгений Львович успевает поработать в разных редакциях и в самом Петрограде, и в провинции, что-то понемножечку пишет, знакомится с Маршаком и целых шесть лет трудится под его руководством в легендарном и неповторимом Детском отделе Госиздата, публикует развеселые детские стихи под названием "Рассказ старой балалайки", написанные в стиле русского раешника, сочиняет пьесы для детей и некоторые из них - например, "Ундервуд" - даже пользуются успехом... Но к чему все эти перечисления, если сам Евгений Шварц сказал просто и прекрасно: "Я подходил тогда к литературе от избытка уважения на цыпочках, робко улыбаясь..."
Никто не знал и будущий волшебник тоже не догадывался, что пробирается сквозь жизненные дебри не просто в литературу, а в сказку. То есть, в самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом.
Теперь, разматывая клубок от конца к началу, можно уверенно сказать: знаки были. Ведь не каждый малыш, впервые слушая про Дюймовочку, с ужасным криком затыкает себе уши и не дает маме дочитать, потому что слишком боится плохого конца. И хотя сочиняет в детстве каждый, зачем же всё-таки несколько лет подряд оглядываться на прохожих: вдруг они догадаются, что на самом деле ты вовсе не пешком идешь по улице? Ты мчишься на прекрасном коне, который умеет превращаться в человека, любит путешествовать по Индии и Африке, а также лакомиться колбасой, каштанами и конфетами?... Причем, такой способ жизни никуда не уходит вместе с детством. Наоборот. Достаточно прочитать воспоминания друзей и знакомых о взрослом Шварце, чтобы убедиться: никакие "прохожие" его теперь не остановят!
...однажды два совсем юных неопытных автора пришли в одно очень солидное издательство (тот самый Госиздат), чтобы впервые повстречаться со знаменитыми редакторами. Вступают в огромный пустой коридор, буквально замирают от волнения и вдруг видят, как из глубины этого коридора не спеша выходят им навстречу два солидных взрослых дяди, но почему-то... на четвереньках! Бедные авторы чуть с ума не сошли от изумления, а "четвероногие" подходят к ним, ни капельки не смущаясь, и прямо так, "с четверенек", спрашивают как ни в чем ни бывало: "Вам что угодно, юноши?"...
Ну кто теперь поверит, что это вполне официальные сотрудники госучреждения Шварц и Олейников, устав от редакторской работы, просто играли в верблюдов?
А личная жизнь?
...Один молодой актер (по фамилии, разумеется, Шварц) влюбился в одну молодую актрису и просил у нее руки и сердца, а она никак не соглашалась. И вот поздним холодным вечером в конце ноября гуляют они в городе Ростове-на-Дону вдоль берега реки и молодой актер уверяет, что готов сделать ради прекрасной девушки всё, что угодно. "А если я скажу: прыгни в Дон?" - засмеялась девушка. Зря она так сказала. Потому что в ту же секунду человек по имени Щварц буквально перелетел через парапет и прыгнул в ледяную воду прямо, как был - в шляпе, пальто и калошах. Правда, следует признать, что после этого молодая актриса сразу вышла за него замуж...
И вот когда такой человек вдруг стал сочинять что-то совсем особенное, непохожее ни на какую другую литературу, все очень удивились. Тот самый Шварц? Который работал конферансье?!
Уже на премьере "Красной Шапочки", которая состоялась в ленинградском ТЮЗе в 1937 году, всем показалось, что это какая-то "не такая" детская сказка. Прямо в первом действии Красная Шапочка почему-то говорила: "Я волка не боюсь... Я ничего не боюсь". А когда через два года все увидели "Снежную королеву", стало ясно, что все эти смешные вороны и маленькие разбойницы какие-то уж очень умные. При этом никто ведь ещё не знал, что с 1934 года в столе у Шварца лежит "Голый король", который в сюжете своем "перепутывает" три знаменитых андерсеновских сказки, а по сути - распутывает смысл окружающей жизни.
Только через тридцать, сорок и даже пятьдесят лет театральные зрители и читатели книг начали с настоящим изумлением вглядываться в сказки Евгения Шварца. Кто же он на самом деле? Вот милые детские истории про "Золушку" или "Марью-искусницу", а вот сочинения, написанные в самые темные годы советской истории, смелые сатирические сочинения, которые, пожалуй, только прикидываются сказками? "Голый король" - настоящее разоблачение глупой власти. В "сказке" про "Тень" эта самая Тень, нечеловеческое отродье, едва не захватила трон. И разве коварный "Дракон" не похож на Иосифа Сталина? И если вслушаться внимательно в разговоры героев "Обыкновенного чуда"...
Если вслушаться внимательно, то прежде всего нужно услышать то, что говорил сам Шварц. А он говорил, что в жизни "все замечательно и великолепно перепутано". Это значит, что даже в любимой "Снежной королеве" - если, конечно, внимательно прислушаться - веет холодом реальной, совсем не сказочной жестокости, а на страницах безжалостного "Дракона", может быть, громче всего звучит нота человеческой нежности. И происходит это вот по какой причине...
За четыре года до смерти Евгений Львович Шварц в своем дневнике написал о себе самом в третьем лице: "Без людей он жить не может... Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло... И в этом взгляде... нашел Шварц точку опоры. Он помог ему смотреть на людей как на явление, как на созданий божьих".
А для своей самой последней, лучшей волшебной истории про "Обыкновенное чудо" нашел Евгений Шварц такие слова, наверное - главные: "Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь".

Здесь можно было бы поставить точку, потому что история сказочника подходит к концу. Но это несправедливо. У Евгения Львовича Шварца есть ещё одна книга и некоторые даже считают, что она - лучшая. Спорить об этом не стоит, ясно только одно: перед нами опять небывалое, удивительное сочинение. Совершенно точно - не сказка. Дневник? На первый взгляд похоже, потому что в последние годы жизни Евгений Львович неукоснительно делал эти записи каждый день. Но дневник пишут чаще всего про то, что было сегодня, а в своих записках Шварц уходил всё глубже в минувшее время, рассказывал о десятках (если не сотнях!) знакомых ему людей, "довспоминал", наконец, до своего младенчества... Значит - мемуары?
Когда близкий друг, писатель Леонид Пантелеев впервые узнал о существовании этих записок и назвал их мемуарами, Шварц ужасно рассердился: "Только не мемуары!.. Терпеть не могу это слово: мэ-му-ары!.." Пантелеев тоже был шутник. Он отбросил из нелюбимого слова всё лишнее и огромная работа, вместе с которой Евгений Шварц завершил свою жизнь, стала называться между друзьями смешным прозвищем "ме".
Однако, серьезнее этой книги, занимающей более семисот страниц, трудно что-нибудь представить. Раньше Шварц отважно брал любые известные сюжеты, смешивал, как хотел, персонажи, детали и даже отдельные слова чьих-то сочинений, чтобы всё это передумать, переделать, пересказать по-новому и по-своему. Теперь он сам вышел на сцену. И позволил себе быть свободным: то превращаться в нежного ребенка, то в беспощадного критика, писать вперемешку про любое время, любое событие, переживание или знакомство. Он как будто повернул свое волшебное увеличительное стекло, чтобы рассмотреть, наконец, самого себя. Он сумел это сделать. И если в принципе возможно поставить точку, рассказывая о жизни писателя, Евгений Львович Шварц тоже сделал это сам. 30 августа 1957 года он записал на одной из последних страничек "ме": "Я человек непростой..." Через четыре с половиной месяца этот человек умер.
Остались только Волшебник, Рыцарь и Сказочник.

Ирина Линкова

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Е.Л.ШВАРЦА

ИЗБРАННОЕ. - М.: Гудьял-Пресс, 1999. - 640 с.: ил. - (Гранд-Либрис).


Из содерж: "Голый король", "Тень", "Дракон", "Обыкновенное чудо" и др пьесы.
Николай Павлович Акимов, руководитель знаменитого Ленинградского театра комедии и неустанный постановщик Шварца написал так: " ...нашелся все-таки волшебник, который, сохранив власть над детьми, сумел покорить и взрослых, вернул нам, бывшим детям, магическое очарование простых сказочных героев - злых драконов и говорящих котов. Волшебник, ковер-самолет которого по вечерам поднимает сразу тысячу взрослых серьезных людей и мигом уносит их за тридевять земель в утерянный, казалось, мир - в мир сказки... На наше счастье, он оказался не просто волшебником, а добрым и умным волшебником, и, проделав путешествие в его сказочный мир, мы всегда возвращаемся, поняв что-то, чего не понимали, подумав о многом таком, о чем всегда не хватало времени подумать, и немного более склонные к хорошим поступкам, чем обычно". Пожалуй, о сказочной драматургии Евгения Львовича Шварца лучше не скажешь.

ПРОЗА. СТИХОТВОРЕНИЯ ДРАМАТУРГИЯ. - М.: АСТ: Олимп, 1998. - 640 с. - (Школа классики).

РАССЕЯННЫЙ ВОЛШЕБНИК: Сказки, пьесы / Рис. М.Майофиса. - Л.: Дет. лит., 1989. - 271 с.: ил.


С этого большого, красивого сборника очень хорошо начинать знакомство с произведениями Евгения Шварца. Заботливой рукой его дочери здесь собраны и литературные сказки, и пьесы, которые вправду нужны каждому маленькому читателю: и "Красная Шапочка" со "Снежной королевой", и "Золушка", и "Сказка о потерянном времени", и конечно сам "Рассеянный волшебник".

СКАЗКИ ДЛЯ ТЕАТРА. - М.: Алгоритм: Материк Альфа, 1999. - 464 с.: ил.


Я БУДУ ПИСАТЕЛЕМ: Дневники и письма. - М.: Корона-принт, 1999. - 558 с.


ПРЕДЧУВСТВИЕ СЧАСТЬЯ: Дневники. Стихи и письма. Произведения 20-30-х годов. - М.: Корона-принт, 1999. - 656 с.: ил.


БЕССМЫСЛЕННАЯ РАДОСТЬ БЫТИЯ: Произведения 30-40-х г. - М.: Корона-принт, 1999. - 592 с.: ил.


ПОЗВОНКИ МИНУВШИХ ДНЕЙ: Произведения 50-х годов. - М.: Корона-принт, 1999. - 608 с.: ил.


Эти четыре сборника, выпущенные московским издательством "Корона-принт", не что иное как собрание сочинений Е.Л.Шварца, пока - наиболее полное.

Ирина Линкова

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Е.Л.ШВАРЦА

Житие сказочника. Евгений Шварц: Из автобиогр. прозы; Письма; Воспоминания о писателе. - М.: Кн. палата, 1991. - 366 с.

Шварц Е. Живу беспокойно...: Из дневников. - Л.: Сов. писатель, 1990. - 749 с.: ил.

Исаева Е. Великие прописные истины // Шварц Е. Сказки для театра. - М.: Алгоритм: Материк Альфа, 1999. - С.5-16.


Каверин В. Ланцелот // Каверин В. Счастье таланта. - М.: Современник, 1989. - С.197-221.

Крыжановский А. За что мы любим праздник // Шварц Е.Л. Рассеянный волшебник. - Л.: Дет. лит., 1989. - С.268-270.


Мы знали Евгения Шварца. - Л.-М.: Искусство, 1966. - 230 с.: ил. Перемышлева Е.В. Очень приличный человек: [Предисловие]; Краткая летопись жизни и творчества Е.Шварца; Материалы к биографии Е.Шварца; Критика о творчестве Е.Шварца; Е.Шварц в литературе и искусстве // Шварц Е.Л. Проза. Стихотворения. Драматургия. - М.: АСТ: Олимп, 1998. - С.5-27; 474-612.


Чуковский Н.К. Евгений Шварц // Чуковский Н.К. Литературные воспоминания. - М.: Сов. писатель, 1989. - С.245-279.

И.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Е.Л.ШВАРЦА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Дон Кихот. Сцен. Е.Шварца. Реж. Г.Козинцев. Комп. К.Караев. СССР, 1957. В ролях: Н.Черкасов, Ю.Толубеев, С.Бирман, Г.Вицин, Б.Фрейндлих, Л.Вертинская, Г.Волчек, О.Викландт и др.

Золушка. Сцен. Е.Шварца. Реж. Н.Кошеверова, М.Шапиро. Комп. А.Спадавеккиа. СССР, 1947. В ролях: Я.Жеймо, А.Консовский, Э.Гарин, В.Меркурьев, Ф.Раневская, Е.Юнгер, В.Мясникова и др.

Каин XVIII. Сцен. Е.Шварца, Н.Эрдмана. Реж. Н.Кошеверова, М.Шапиро. Комп. А.Спадавеккиа. СССР, 1963. В ролях: Э.Гарин, Л.Сухаревская, Ю.Любимов, М.Жаров, А.Демьяненко, Р.Зеленая, Б.Фрейндлих, М.Глузский, Г.Вицин, Б.Чирков и др.

Марья-искусница. По пьесе "Царь-Водокрут". Сцен. Е.Шварца. Реж. А.Роу. Комп. А.Волконский. СССР, 1959. В ролях: М.Кузнецов, Н.Мышкова, Витя Перевалов, А.Кубацкий, Г.Милляр, В.Алтайская и др.

Первоклассница. Реж. И.Фрэз. СССР, 1948. В ролях: Наташа Защипина, Т.Макарова и др.

Обыкновенное чудо. Авт. сцен. и реж. Э.Гарин, Х.Локшина. Комп. Б.Чайковский, Л.Рапопорт. СССР, 1964. В ролях: Э.Гарин, А.Консовский, О.Видов, Г.Георгиу, В.Караваева, Е.Весник, Г.Милляр и др.

Обыкновенное чудо. Телефильм. В 2-х сер. Авт. сцен. и реж. М.Захаров. Комп. Г.Гладков. СССР, 1978. В ролях: О.Янковский, Е.Леонов, А.Миронов, И.Купченко, Е.Симонова, А.Абдулов, В.Ларионов, Ю.Соломин, Е.Васильева и др.

Сказка о потерянном времени. Реж. А.Птушко. Комп. И.Морозов. СССР, 1964. В ролях: О.Анофриев, Л.Шагалова, Р.Зеленая, С.Крамаров, С.Мартинсон, Г.Вицин, И.Мурзаева, В.Телегина и др.

Сказка о потерянном времени. Музыкально-кукольный фильм-спектакль. Реж. Д.Генденштейн. СССР, 1990.

Снежная королева. Сцен. Е.Шварца. Реж. Г.Казанский. Комп. Н.Симонян. СССР, 1966. В ролях: В.Никитенко, Лена Проклова, Слава Цюпа, Е.Мельникова, Е.Леонов, Н.Боярский, О.Викландт и др.

Тень. Реж. Н.Кошеверова. Комп. А.Эшпай. СССР, 1971. В ролях: О.Даль, М.Неелова, А.Вертинская, Л.Гурченко, А.Миронов, В.Этуш, З.Гердт, С.Филиппов, Г.Вицин и др.

Тень, или Может быть, все обойдется. Реж. М.Козаков. Комп. В.Дашкевич. СССР, 1991. В ролях: К.Райкин, М.Неелова, М.Дюжева, А.Лазарев, В.Невинный, С.Мишулин, Ю.Волынцев, М.Козаков и др.

Убить дракона. Сцен. М.Захарова, Г.Горина. Реж. М.Захаров. Комп. Г.Гладков. СССР-ФРГ, 1988. В ролях: А.Абдулов, О.Янковский, Е.Леонов, В.Тихонов, А.Захарова, А.Збруев, С.Фарада и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ -

Два клена. СССР. Роли озвучивают: В.Васильева, Л.Ахеджакова и др.

- ТЕАТРАЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ -

Голый король. Реж. О.Ефремов. Т-р Современник. Москва, 1960. В гл. ролях: Е.Евстигнеев, И.Кваша и др.

Два клена. Реж. П.К.Вейсбрем. ТЮЗ. Ленинград, 1954.

Дракон. Реж. Н.Акимов. Ленинградский т-р Комедии,1962.

Обыкновенное чудо. Реж. Э.Гарин. Т-р киноактера. Москва, 1956. В ролях: В.Тихонов, Э.Гарин и др.

Снежная королева. ТЮЗ. Ленинград, 1939. Тень. Реж. Н.Акимов. Ленинградский т-р Комедии. 1940.

21 октября (9 октября по старому стилю)) 1896 года родился Евгений Львович Шварц – писатель, драматург, последний и любимый всеми «сказочник» мрачной советской эпохи.

Семья, детство

Евгений Львович Шварц родился в Казани. Его отцом был Лев Борисович (Васильевич) Шварц (1874-1940), принявший православие еврей. Матерью - Мария Фёдоровна Шелкова (1875-1942), происходившая из русской православной семьи. Православным был не только отец Евгения Шварца, но и его дед, получивший при крещении имя Борис (по восприемнику - Лукич).

Уже через несколько лет родители Шварца покинули Казань. Раннее детство будущего драматурга и сказочника прошло в переездах. В дневниках он вспоминает Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань, но большая часть детства и юности Шварца прошла в Майкопе, о котором он всю жизнь вспоминал с любовью и ностальгией.

Молодость

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного университета имени Шанявского, но весной 1917 года был призван в армию. В апреле 1917 находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в числе других новопризванных студентов в военное училище в Москву. С августа 1917 года - юнкер одного из московских военных училищ (какого именно – установить не удалось, предположительно - Алексеевского). 5 октября 1917 года, после ускоренного курса обучения, Евгений Шварц был произведён в прапорщики. После Октябрьского переворота уехал на Дон и вступил в Добровольческую армию. Участвовал в «Ледяном походе» Л.Г. Корнилова. При штурме Екатеринодара (конец марта 1918 года) получил тяжёлую контузию, последствия которой- тремор рук - ощущал всю оставшуюся жизнь. После контузии Шварц был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской».

Прыжок в пустоту

Поздним вечером в холодном ноябре двое шли по каменной набережной Дона. Времена были тревожные, революционные, а значит, в них не могло не найтись места подвигу. По крайней мере, молодой, тощий как щепка актер Женя Шварц, провожавший свою неприступную возлюбленную Гаяне Халаджиеву, не желавшую ни под каким видом выйти за него замуж, очевидно, думал именно так. Они познакомились в Ростовской театральной мастерской, где оба не без успеха подвизались на сцене. Гаяне, в просторечии Ганя, миниатюрная, экспансивная и очаровательная, в очередной раз недоверчиво выслушивала объяснения в любви, пылкие уверения в чувстве, готовом на любые испытания. Наконец красавице наскучил бесплодный разговор, и она решила повернуть дело не совсем обычным способом.

– А что будет, если я скажу: прыгни в Дон? – поинтересовалась она опрометчиво.

И тут на ее глазах совершилось самое что ни на есть обыкновенное чудо: ни слова не говоря, как был – в пальто, шляпе и калошах – Женя Шварц перескочил через парапет и прыгнул в Дон. Речная вода в ноябре – штука опасная, ледяной, цепкий холод сводит ноги… Ошеломленная Гаяне принялась кричать, прибежали люди и вытащили иззябшего влюблённого. Нечего и говорить, что после подобной истории сердце красавицы дрогнуло: она вышла замуж за героя этой нелепой, изумительной и невероятной истории.

В октябре 1921 года Шварц вместе с женой и труппой маленького ростовского театрика покинул родной хлебный Ростов и, захватив свои убогие раскрашенные холсты, перекочевал навсегда в чужой голодный Питер. В годы Гражданской войны каждый город России превратился в маленькие Афины, где решались коренные философские вопросы, без конца писались и читались стихи, создавались театры - самые «передовые» и левые, ниспровергавшие все традиции и каноны. Конечно, театрик, где актером работал Шварц, оказался чрезвычайно неустойчивым и скоро распался. Тогда Женя потянулся к литературе. Он как-то сразу, с первых дней, стал своим во всех петроградских литературных кружках. Он служил секретарем у Корнея Чуковского, затем сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Еж». В 1923 году в газете «Кочегарка», издававшейся в городе Бахмут, появились первые фельетоны и сатирические стихи начинающего писателя. Тогда же он вместе с М. Слонимским организовал журнал «Забой».

Секретарствуя у признанного критика и переводчика Чуковского, он все выпытывал у его сына Коли: выйдет ли из него, Жени, писатель? Жизнь Шварца не баловала, и Коля тоже не спешил порадовать приятеля: «Писателя все время тянет писать. Посмотри – отец все пишет, все записывает, а ты нет. Не знаю, выйдет ли из тебя писатель…»

Шварцу хотелось писать, но не подстраиваться под общие правила. Он не хотел никого копировать, а своего пути еще не было. Ко всему прочему, ясно вырисовывалась у него в уме страстная тяга к сказкам, к мифотворчеству и чуду. И – непременно – чтобы добро побеждало зло. Эта страсть была у него с детства.

«…В то же время обнаружился мой ужас перед историями с плохим концом. Помню, как я отказался решительно дослушать сказку о Дюймовочке... Пользуясь этой слабостью моей, мама стала из меня... веревки вить. Она терроризировала меня плохими концами. Если я, к примеру, отказывался есть котлету, мама начинала рассказывать сказку, все герои которой попадали в безвыходное положение. «Доедай, а то все утонут». И я доедал».

Казалось бы – одна из самых мирных профессий: лист бумаги, пишущая машинка, папироса «Беломор». Да и характер у Шварца незлобивый, приятный: по определению Маршака, под началом которого довелось работать юному писателю в детской редакции Госиздата, Женя – веселый, легкий, «будто пена от шампанского». Сам он о себе писал в «Дневниках» так:

«Не в литературном, а в настоящем смысле этого слова я был уверен, что вот-вот начнутся чудеса, великое счастье… Никого я тогда не осуждал… и всех любил от избытка счастья…»

Первая отдельная книга Шварца - сборник стихов "Рассказ старой балалайки" - появилась лишь в 1925 году. Вдохновленный этим успешным дебютом, писатель посвятил детям сказку для театра "Ундервуд", пьесу "Клад" (о "юных разведчиках народного хозяйства").

В 1924 году Шварц уехал в Ленинград, где сошёлся с самыми остроумными людьми своего времени: поэтами-обэриутами Олейниковым, Заболоцким, Хармсом. Общались они иногда весьма небанальным образом – об этом свидетельствуют воспоминания близких друзей. Например, Алексея Пантелеева:

«Имя Шварца я впервые услыхал от Златы Ионовны Лилиной, заведующей Ленинградским губернским отделом народного образования.

– Вашу рукопись я уже передала в редакцию, – сказала она. – Идите в Дом книги, на Невский, поднимитесь на пятый этаж в отдел детской литературы и спросите там Маршака, Олейникова или Шварца.

Должен признаться, что в то время ни одно из названных выше имен, даже имя Маршака, мне буквально ничего не говорило.

И вот в назначенный день мы с Гришей Белых, молодые авторы только что законченной повести «Республика ШКИД», робко поднимаемся на пятый этаж бывшего дома Зингер, с трепетом ступаем на метлахские плитки длинного издательского коридора и вдруг видим – навстречу нам бодро топают на четвереньках два взрослых дяди – один пышноволосый, кучерявый, другой – тонколицый, красивый, с гладко причесанными на косой пробор волосами.

Несколько ошарашенные, мы прижимаемся к стене, чтобы пропустить эту странную пару, но четвероногие тоже останавливаются.

– Вам что угодно, юноши? – обращается к нам кучерявый.

– Маршака... Олейникова... Шварца, – лепечем мы.

– Шварц! – протягивает руку его товарищ...»

Детский отдел содрогался от хохота с утра до вечера. Среди товарищей было признано, что русский юмор – статья особая. Строится он вовсе не на игре слов, не на каламбуре, а на чистейшем абсурде. В нем все и упражнялись. Кажется – куда уж смешнее, милее, аполитичнее? На этом фоне Шварц пишет рассказы и стихи для детей, начинает писать пьесы. Мирная профессия писателя в тоталитарном государстве... Пишущая машинка, «Беломор»… Но в абсурде упражнялись не только жившие тогда литераторы. В нем упражнялось само время.

Заболоцкий много лет проведет в лагере и выйдет оттуда другим человеком. Николая Олейникова расстреляют, Даниил Хармс погибнет от голода в тюремной больнице. Друзья и соратники будут исчезать один за другим.

«Мы как никто чувствуем ложь, – напишет Евгений Шварц. – Никого так не пытали ложью…»

Времена не выбирают…

В современных статьях Шварц зачастую именуется «добрым сказочником», а его пьесы «Голый король», «Тень», «Золушка» и «Дракон» – «милыми и человечными». В нынешнее видение советской истории и литературы хотелось бы внести некоторую ясность.

С больным сердцем, располневший, с трясущимися беспрестанно руками, Евгений Шварц никогда не был «добрым сказочником», и пьесы его вовсе не «милы». Писались они тогда, когда ни говорить, ни думать было уже невозможно. В воспоминаниях об этой эпохе (то есть практически обо всей своей жизни) Шварц скорбно пишет:

«Начиная с весны 1937 года разразилась гроза и пошла все кругом крушить, и невозможно было понять, кого убьет следующий удар молнии. И никто не убегал и не прятался. Человек, знающий за собой вину, понимает, как вести себя: уголовник добывает подложный паспорт, бежит в другой город. А будущие враги народа, не двигаясь, ждали страшной антихристовой печати. Они чуяли кровь, как быки на бойне, чуяли, что печать «враг народа» пришибает без разбора, любого,- и стояли на месте, покорно, как быки, подставляя головы.»

Из «Ежа»Шварц уходит в 1931 году.

«Все яростно чистили друг друга, и вот постепенно «Еж» поплелся к своей гибели. Сохранять равновесие становилось все трудней, и я решил уходить…»

«Сохранять равновесие» было и впрямь тяжело. В то время это означало не писать доносов, не втравливаться в склоки и выяснения литературных отношений, могущие закончиться арестом «виновника скандала». Поэтому Шварц, с обычным своим «деловитым мужеством», уходит.

Люди не из сказки

Все лучшие герои Шварца – самые обычные люди. И Ланцелот, вызвавший на бой Дракона, и Ученый, победивший Тень, и Генрих с Христианом, свергнувшие Голого короля, ни в малейшей степени не жалуют героический пафос. Они прямодушны и бесхитростны. Кроме того, они еще и наделены немалым чувством юмора. В пьесе «Тень» Аннунциата недаром говорит ученому: «Вы ведь все равно что маленький ребенок. Вы вот не любите супа, а без супа что за обед! Вы отдаете белье в стирку без записи. И с таким же добродушным, веселым лицом пойдете вы прямо на смерть…»

А ткач Христиан и свинопас Генрих поют такую душераздирающую песенку:

Шварц творит собственный героический миф – без всякого героизма. Но и без фальшивого добродушия доброго сказочника. Для этого он слишком живой. Один из приятелей говорил о нем:

«Если он сталкивается с подлостью, предвзятостью или злонамеренной глупостью, Шварц резко меняется. Он начинает говорить тихо, без интонаций, словно через силу. Он старается переменить тему... Помню только один случай, когда он просто растоптал своего оппонента за допущенную им недобросовестность. Присутствующие при этом сидели, втянув головы в плечи, до того Шварц был страшен в эту минуту. Через полчаса он приносит извинения «за непарламентский способ разговора». Не дай бог кому бы то ни было выслушать такое извинение».

Ко времени его ухода из «Ежа» и возобновления работы с театром – на этот раз в качестве драматурга с именем – абсурд жизни все страшнее и очевиднее врывается в обыденность.

Победившее смерть чудо

А между тем в жизни Шварца произошли немыслимые перемены. Немыслимые – потому что он терпеть не мог заставлять кого-то страдать. А заставить пришлось, да не кого-нибудь, а любимую жену Гаяне и дочку Наташу. На очередном литературном собрании писателю Каверину взбрело в голову познакомить остроумца Женю со своим братом и его золотоволосой женой Екатериной. Завязался бурный роман. Шварц метался, тосковал и наконец ушел от Гаяне.

Они 30 лет прожили вместе, перенесли голод блокадного Ленинграда, эвакуацию в Киров и Сталинабад, относительно мирные последние годы. Екатерине он посвятил пьесу «Обыкновенное чудо», написанную за четыре года до смерти.

Здесь – напоследок – снова звучит тема преданности и любви, без трескучих фраз: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто они бессмертны, – смерть иной раз отступает от них…»

Военные годы нелегки. Шварц и Екатерина принимают на себя заботу о семье заключенного в лагерь поэта Николая Заболоцкого – в эвакуации делят комнату с его женой и двумя детьми, помогают, чем могут. Именно тогда и начал писаться «Дракон», позже поставленный в Ленинградском театре комедии.

Я воюю всю жизнь…

Спектакль сняли с репертуара сразу после премьеры. Пьеса оставалась под запретом до 1962 года (та же участь постигла и «Тень»). Давний приятель Шварца Николай Чуковский осторожно пишет о «Драконе»:

«Пьесы Шварца написаны в 30-е и в 40-е годы XX века, в эти два страшных десятилетия, когда фашизм растаптывал достигнутое в предшествующую революционную эпоху. Сжигались книги, разрастались концентрационные лагеря, разбухали армии, полиция поглощала все остальные функции государства… Всему этому способствовало невежество и глупость. И трусость. И неверие в то, что доброта и правда могут когда-нибудь восторжествовать над жестокостью и неправдой. И Шварц каждой своей пьесой говорил всему этому: нет».

Если убрать отсюда слово «фашизм», то получится подлинная картина жизни Шварца и его современников. Кстати, пьесы его при жизни Сталина были запрещены. Он не унывал, хотя болело сердце и все сильнее тряслись руки. Почерк превратился в каракули. Он писал буквально все, о чем его просили: и обозрения для Аркадия Райкина, и куплеты, и стихи, и статьи, и цирковые репризы...

«Пишу все, кроме доносов», – частенько говаривал он. И это было правдой.

Он не терял внутренней силы и мужества, а значит, и «детскости» – об этом вспоминают многие его друзья: «Считается, что великие люди сохраняют в себе на всю жизнь черты детской непосредственности, искренности и веры во «всамделишность» игры. Если так, Шварц велик... Из-за забора его дачи несется яростное рычание. Хозяин и его гость – драматург И., огромный, страшно близорукий человек в очках с толстенными стеклами – прыгают на одной ноге и с размаху сшибаются чугунными животами, стараясь опрокинуть противника (Шварцу под 60, и у него больное сердце). Гость конфузливо смеется, а Шварц яростно рычит, заложив по правилам игры руки за спину и подскакивая, словно мустанг. Он дерется, как Ланцелот, с полным самозабвением... Наконец гость теряет очки. Пока их извлекают из кустов черемухи, куда их заслал пушечный удар живота маститого драматурга, победитель, пыхтя и приговаривая: «Будешь?.. Будешь?..» – показывает побежденному язык. Сколько ему лет в этот момент?»

В самой известной пьесе Шварца «Дракон» одноименный герой спрашивает странствующего рыцаря Ланцелота, осмелившегося вызвать его на бой: «Вы против меня – следовательно, вы против войны?» – «Что вы! – отвечает рыцарь. – Я воюю всю жизнь»...

Использованы материалы статьи Надежды Муравьевой в «Независимой газете» от 05 июля 2007 г.
Биография
Российский прозаик, драматург, сценарист. Родился 21 октября (по старому стилю - 9 октября) 1896 в Казани, в семье врача. 1914 - 1916 - после окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. 1917 - 1921 - уезжает в Ростов-на-Дону и устраивается в Театральную мастерскую. В молодости выступал на сцене студийного театра, прекрасно пел и танцевал, владел искусством пантомимы. Евгению Шварцу прочили большое актерское будущее, но его манила литература, и он оставил сцену. 1921 - вместе с труппой переехал в Петроград и расстался со сценой. В это время он сближается с литературной группой "Серапионовы братья", в которую входили Вс. Иванов, М. 3ощенко, В. Каверин и др. В 20-х годах Шварц стал секретарем писателя К.И. Чуковского, познакомился с известными петроградскими литераторами. Именно в это время он начинает писать стихотворные фельетоны, делать сатирические зарисовки. Переехав на Украину, сотрудничал в донецкой газете "Кочегарка", где печатался под псевдонимом "Дед Сарай", затем, вместе с М. Слонимским, организовал литературный журнал "Забой". 1924 - переехал в Ленинград и стал постоянным сотрудником детского отдела Госиздата, отдал много сил журналу "Ленинград". Позднее принимал активное участие в создании первых советских книжек для детей, работал в детских журналах "Еж" и "Чиж". Когда Шварц начинал свою писательскую деятельность, в педагогике существовало мнение, что сказки детям вредны, т.к. они уводят от реальности. Шварц не мог с этим согласиться. Он сам любил мудрые сказки Х. Андерсена и верил, что у сказки многому можно научиться. Первая книга для детей - "Рассказ Старой балалайки". На страницах журнала "Чиж" появляются пьесы-сказки "Новые приключения Кота в сапогах" и "Красная Шапочка". В 1929 - 1930 пишет первые пьесы для Ленинградского ТЮЗа, используя сюжеты народных сказок и сказок Г.Х.Андерсена: "Ундервуд", "Клад". Большую роль в драматургическом творчестве Шварца играло тесное сотрудничество с театром Комедии и его руководителем Н. Акимовым. Умер 15 января 1958 в Ленинграде.
Среди произведений - рассказы, пьесы, сказки "Рассказ Старой балалайки" (1924), "Ундервуд" (1929 - 1930), "Клад" (1929 - 1930), "Голый король" (1934), "Приключения Шуры и Маруси" (1937), "Чужая девочка" (1937), "Новые приключения Кота в сапогах" (1937), "Красная Шапочка" (1937), "Золушка" (1938), "Снежная королева" (1938), "Голый король" (1934), "Тень" (1940), "Под липами Берлина" (1941, написана совместно с М.Зощенко), "Одна ночь", "Далекий край", "Дракон" (1944), "Первоклассница" (1949), "Обыкновенное чудо" (1956), "Сказка о храбром солдате". По его сценариям сняты фильмы "Золушка", "Первоклассница", "Дон-Кихот", "Обыкновенное чудо" и др.
__________
Источники информации:
Шварц Е.А. "Пьесы-сказки". Симферополь. Бизнес-Информ. 1997Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Шварц Е.Л. - биография" в других словарях:

    - (нем. Schwarz, идиш שװאַרץ чёрный) распространённая немецкая и еврейская фамилия. Варианты написания Германия: Schwartz, Schwarz Польша: Szwarc Румыния: Şvarţ Израиль: שוורץ Другие: Shvartz, Swarts, Svarc, Svarcz, Švarc, Shwartz … Википедия

    Шварц, Стивен Стивен Шварц Stephen Schwartz американский поэт и композитор Дата рождения … Википедия

    Евгений Львович (1896, Казань – 1958, Ленинград), русский писатель. Е. Л. Шварц. Портрет работы Н. Акимова. 1938 г. Учился на юридическом ф те Московского ун та (1914 16). Начал сценическую карьеру в 1917 г. в Ростове на Дону, в 1921 г. вместе… … Литературная энциклопедия

    ШВАРЦ Иван Григорьевич философ мистик, масон, педагог. Образование получил в Германии. В 1776 приехал в Россию гувернером в семью князя И. С. Гагарина. С 1779 преподавал… … Философская энциклопедия

    Филолог. Читал лекции на историко филологическом факультете Московского университета. С 1900 г. Шварц попечитель Рижского, а позднее Варшавского учебного округа. В 1908 г. назначается министром народного просвещения. На этом посту им был проведен … 1000 биографий

    Евгений Львович (1896 1958), русский драматург. Насыщенные остроактуальными социально политическими аллегориями и аллюзиями, едкой иронией пьесы сказки по мотивам произведений Х.К. Андерсена Голый король (1934), Тень (1940); сатирические пьесы… … Современная энциклопедия

    Дворянский род, восходящий к началу XVIII века и записанный в VI части родословной книги Виленской губернии. Есть еще два рода Ш., позднейшего происхождения … Биографический словарь

    Шварц - Арнольд Шварценеггер имя … Словарь сокращений и аббревиатур

    Шварц А. Н. - ШВАРЦ Александр Николаевич (1848–1915), гос. деятель. В 1875–1900 проф. Моск. ун та, в 1900–08 попечитель Рижского, Варшавского и Моск. уч. округов, в 1908–10 мин. нар. просвещения, сторонник системы классич. образования. С… … Биографический словарь

    Шварц А. И. - ШВАРЦ Антон Исаакович (1896–1954), артист, мастер худ. слова, засл. арт. РСФСР (1947). С 1929 на эстраде. Выступал с лит. композициями: Мёртвые души по Н.В. Гоголю, Пиковая дама по А.С. Пушкину и др. Читал произв. Н. Н. Асеева, Э.Г.… … Биографический словарь

    Шварц В. Г. - ШВАРЦ Вячеслав Григорьевич (1838–1869), живописец. Один из основоположников рус. ист. бытовой живописи. Обращаясь преим. к темам из жизни 16–17 вв., использовал нац. пейзаж как равноправный элемент ист. композиции (Вешний поезд царицы… … Биографический словарь

Книги

  • И. Шварц. Желтые Звезды. Праздник Пурим в гетто. Концерт для оркестра в семи частях. Оркестровые партии , И. Шварц. Исаак Шварц принадлежит поколению композиторов "эпохи Шостаковича" (выражение Анны Ахматовой). В 2000 году композитор завершил работу над Концертом "Желтые звезды", замысел которого возник у… аудиокнига



Top