Евгений Весник. Курьезы, театр, кино, жизнь

Евгений Яковлевич ВЕСНИК
(15.1.1923 - 10.4.2009).
Актер театра и кино, народный артист СССР.

Хорошему артисту необходимо быть наблюдательным, подмечать мелочи, которые можно использовать в своем искусстве. Евгений Весник в этом отношении — был человек уникальный. Одних походок у него в арсенале более шестидесяти. Когда, к примеру, к нему обратился артист Николай Гриценко с просьбой помочь выбрать поход-ку для Каренина, Весник предложил ему «ино-ходца»: это когда одновременно выступают впе-ред левая нога и левая рука, затем правая нога и правая рука... Эту походку Весник подсмотрел у композитора С. Прокофьева, у администрато-ра ЦДРИ и у одного из артистов цирка. После съемок Гриценко позвонил Веснику, поблагодарил и признался, что едва он начинал идти «ино-ходью», как мгновенно и легко настраивался на роль, что очень важно для всякого артиста.


Евгений Весник родился в 1923 году в Петрограде. Затем семья перебралась в Кривой Рог. Отец Евгения Весника был назначен первым директором Криворожского комбината.

В 37-м отца арестовали и расстреляли. После ареста родителей, Евгения отправили в специальный детский дом для детей врагов народа. Его вместе с другими детьми повезли на грузовике. Но по дороге он умудрился сбежать. Мальчик на трамвае добрался до Курского вокзала и сел на поезд. Приехал в Харьков и пришел к Ивони, адвокату, который работал с его отцом на заводе. Ивони, узнав о его судьбе, позвонил жене Орджоникидзе Зинаиде Гавриловне, и та порекомендовала, чтобы Евгений обратился в приемную к Калинину.

Евгений Весник вспоминает: "Меня провели мимо всех, кто там ждал своей очереди. Калинин знал меня еще маленьким, потому что отец слесарил на питерском заводе, где Михаил Иваныч был начальником цеха. Он мне и говорит: "Возьми деньги, сейчас тебя привезут в квартиру, где вы жили. Я дал приказ, чтобы тебя, несовершеннолетнего, прописали постоянно". За этот месяц квартира уже была занята, кроме двенадцатиметровой комнаты, где я и поселился".

Оставшись один, Евгений жил на то, что продавал одежду родителей, библиотеку. С пятнадцати с половиной лет он пошел подсобным рабочим в цех, где проверяли целостность противогазов.

Во время Великой отечественной войны Весник отправился на фронт. "Мы все шли воевать за высшую цель. Я забыл свои обиды. Я воевал за свою родину и за светлую память о моих родителях" - говорит Евгений Яковлевич.

После войны Весник поступил в Театральное училище имени М.С.Щепкина, которое окончил в 1948 году. В том же году он устроился работать в драматического театра имени К.С.Станиславского. С 1954 года Весник - актер театра Сатиры, а с 1963 - академического Малого театра.

"Я поступил в Малый театр, когда там играли Пров Михайлович Садовский, Рыжова, Турчанинова. Я горжусь тем, что был партнером Елены Николаевны Гоголевой в ее последнем спектакле "Мамуре" совсем недавно. Когда "старики" ушли, ушла моя влюбленность в этот театр" - говорит Евгений Яковлевич. В 1992 году он покинул Малый театр.

В 1990 на сцене Криворожского музыкально-драматического театра имени Т.Шевченко поставил спектакль о судьбе своих родителей "Чистка" (пьеса В.Козака).

В кино - с 1955 года, первая роль - Родриго ("Отелло"). В 60-е - 70-е Весник снимался особенно много. Самые известные фильмы: "Старик Хоттабыч" (1956), "Семь стариков и одна девушка" (1968), "Вас вызывает Таймыр" (1970), "Офицеры" (1971), "Летучая мышь" (1979).

В 90-е годы Весник снимался мало. Самые известные работы - доктор в комедии "Ширли-мырли" и роль в экранизации романа Булгакова "Мастер и Маргарита", которая так и не вышла на экран.

О своей работе в "Мастере и Маргарите" Весник отозвался так: "Я же там недоснялся, поругался, психанул. Вторую половину снимался Игорь Кваша. Я играл врача в сумасшедшем доме, куда попадает поэт Бездомный. По-моему, сыграл смешно. Мне вообще интересны простые люди, работяги. Я вожжаюсь среди шпаны, рыбаков, матерщинников, пьяниц. У меня в записной книжке столько сюжетов! В жизни тех, кого мы иногда называем малообразованными, бывают такие бешеные интриги - вот где Отелло-то…".

Актерские байки

ЛОЖЬ РАДИ РИФМЫ

Как-то Михаил Светлов на банкете, устро-енном после премьеры спектакля, написал всем актерам по несколько стихотворных строк. Каждому следовало прочитать их вслух, только Весник делать этого не стал. Когда банкет закончился и Весник вышел со Светловым на ули-цу, автор «Гренады» поинтересовался:

— А ты почему не прочел мои стихи?

— Да глупость какая-то, — ответил Весник. — Неловко было читать вслух...

— Ну-ка, покажи, — попросил Светлов и громко продекламировал:

На сцене ты чудесник-чародей, Когда отдашь мне двадцать пять рублей?

— Но ведь я не брал у вас никаких денег, — стал оправдываться Весник. — Что ж я буду во всеуслышание объявлять себя человеком, кото-рый не отдает долги... Несправедливо...

— Пожалуй, ты прав, —согласился Светлов. — Я просто не сумел подыскать рифму к слову «чародей», пришлось вставить эти злосча-стные «двадцать пять рублей». Но раз уж сказа-но... Ну-ка, пойдем поближе к фонарю...

С этими словами Светло» подошел к фона-рю, вытащил кошелек и вручил Веснику двад-цать пять рублей.

ПОКЛОННИКИ ЛЯЛИ ЧЕРНОЙ

Однажды во время гастрольной поездки по Грузии Евгений Весник отстал от поезда. Вы-скочил на перрон в дорожной пижаме и тапоч-ках, и пока торговался с продавцом привокзального киоска, поезд ушел. Ни денег, ни докумен-тов, ни знакомых... Но по странной случайности в кармане пижамы оказалась фотография, на которой Весник был снят рядом со знаменитой цыганской певицей Лялей Черной. В привок-зальной милиции, куда артист обратился, сказа-ли, что поезд будет только завтра. И тут Весник увидел, что в привокзальном скверике располо-жился небольшой табор. Словно по наитию, артист отправился к цыганам, показал фотогра-фию и поразился тому, как благоговейно они относятся к своей звезде. Его тут же одели с го-ловы до ног, подарили часы, дали денег, накор-мили, напоили, посадили в легковой автомобиль и отправили догонять поезд.

Вскоре после возвращения в Москву Весник отправил деньги цыганам, но те вернули их об-ратно телеграфным переводом.


УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

Когда Веснику дали роль учителя математи-ки в фильме «Приключения Электроника», то, по его собственному признанию, некоторые ха-рактерные черты, например, манеру разговари-вать немного в нос, он взял от Маршака, поход-ку — у знакомого врача и т.д. Получился очень симпатичный и смешной человек. Настолько симпатичный, что вскоре после выхода фильма на экраны Весник получил письмо от учащихся одной школы с просьбой прийти к ним препо-давать математику.

СЕКРЕТНАЯ СОТРУДНИЦА

На гастролях в Ялте как-то вечером у Весника с друзьями закончилось вино. Отправились в гостиничный ресторан. Там гуляла немецкая делегация. У входа две ярко накрашенных девицы в мини-юбках. Весник прошел в зал, взял пару бутылок, по пути спел какой-то куплет на немецком языке для пьяных немцев, крикнул «ауфвидерзеен!» и пошел из зала. У входа одна из накрашенных девиц сказала:

— Весник, ведите себя осторожней. По-сажу!..

Через год в Москве Весник опаздывал в те-атр, ловил машину. Остановилась легковушка.

— Пожалуйста, к театру, — попросил Вес-ник. — Опаздываю на спектакль...

— В тот раз в Ялте не посадила, а теперь по-сажу! — улыбаясь, сказала девица за рулем. Довезла до театра и денег не взяла.

КРАСНОЕ ИСКУССТВО

Евгений Весник впервые должен был по-ехать с театром на гастроли во Францию. Перед поездкой артистов вызвали в партийные органы для беседы. Опасаться провокаций, ни в какие связи не вступать, в одиночку не ходить — инструктаж по полной программе. Особенно гроз-ным был запрет посещать злачные места, вся-кие там «площади Пигаль» и «Мулен Ружи...» Весник выслушал и спросил:

— Простите, а, к примеру, в театр «Красная мельница» можно сходить?

— Это сколько угодно, — разрешил инструк-тор. — В красный — сколько угодно...

Ирония в том, что знаменитый «Мулен Руж» переводится на русский язык как «Красная мельница».

СЦЕНИЧЕСКАЯ НАХОДКА

Овгений Весник, будучи еще студентом, Де-бютировал на сцене Малого театра. Играл он в массовке: нужно было просто стоять у стены и изображать гостя в доме Фамусовых. И, как это частенько случается, молодого и неопытного ак-тера стали подначивать коллеги постарше и поопытнее.

Два таких шутника подходят во время спек-такля к Веснику и спрашивают вполголоса:

— Простите, вы не Чацкий будете? Надо знать атмосферу сцены и ощущения дебютанта, чтобы понять, с каким трудом он сдерживает истерический смех, услышав этот нелепый вопрос.

Во время антракта Весник попросил прекра-тить издевательства. Шутники вежливо изви-нились и пообещали. Однако едва началось дей-ствие, они снова подошли к молча стоявшему Веснику и спросили:

— Вы не подскажете, где здесь туалет? Этой фразы оказалось достаточно для того, чтобы юный артист, согнувшись пополам, уполз за кулисы. В страхе ожидал он окончания спек-такля, рассчитывая получить взбучку от режис-сера.

Но самое удивительное, что режиссер похва-лил Весника:

— А вы правильно сделали, что ушли со сце-ны. Это хороший ход, чего вам в самом деле торчать столбом... Правильно...

В ОДЕССЕ

несколько веселых историй, произошед-ших в Одессе, рассказал сам Весник. Во время гастролей в этом городе он жил не в гостинице, а у знакомых, в большом многоквартирном до-ме. Слышит утром крик за окном:

— Дворник опять не хотел открывать ночью ворота моей дочери и обозвал ее шлюхой. А вот артист Весник пришел позже нее, и он открыл и поздоровался... Где же конституция, черт подери?!

На остановке городского транспорта в Одес-се стоит женщина, мимо проходят пьяные, ко-торые громко матерятся. Когда они удаляются, Весник обращается к женщине:

— Извините, что я не вмешался и не сделал этимгрубиянам замечание. Мне в театре высту-пать, а могла быть драка, синяки, ссадины...

— Та шо вы! — замахала руками женщина. — При чем тут грубость, они же искренне!..

На сцене Весник выступает с номером, кото-рый называется «Габровские уловки». Расска-зывает, как габровец разбил бутылку водки и стоит, — ждет мороза, чтобы собрать куски за-мерзшего спиртного. Все это изображается — как упала бутылка, как бедняга всплескивает руками, как наклоняется и т.д.

После выступления. на сцену выползает то-щий драный тип и начинает что-то искать. По-том кричит в зал разочарованно и злобно:

— Врет, гад! Никакой бутылки тут нет! Ни единого осколочка... Все наврал!

НАРОДНАЯ ЦЕНЗУРА

В одном провинциальном городке в антрак-те к Веснику подошел лысый человечек с ка-кой-то юбилейной медалькой на груди и строго спросил:

— Так, вы по какому праву тут критику раз-водите? Кто вам разрешил такие тексты читать?

— Как кто? У меня концертная программа...

— Какая такая программа? Кто позволил?

— Кто позволил? Никто не позволил, просто у меня номер такой...

— Вы тут не юлите! Кто-то же должен раз-решать все это, то, что вы со сцены произноси-те. Кто разрешил, я вас спрашиваю?..

Весник посмотрел на сердитого человечка с недоумением, а потом рассерженно буркнул:

— Кто, кто? Брежнев!

— Сам Брежнев? — ахнул человечек. — Ну тогда вопрос решен. Тогда поздравляю и желаю успехов!

Позже из расспросов выяснилось, что чело-вечек этот когда-то занимал весьма важную должность в местных органах.

ИГРА В ШАХМАТЫ С ПЕРЕМЕННЫМ УСПЕХОМ

Евгений Весник частенько играл в шахматы с кинорежиссером А. Золотницким, но никогда не выигрывал, поскольку соперник играл гораз-до сильнее и даже имел какой-то шахматный разряд. Однажды Весник привел в гости к Золотницкому какого-то незнакомого ему челове-ка. Посидели, попили чаю, а потом, как обычно, решили сыграть в шахматы. Но на этот раз Вес-ник сослался на головную боль и предложил вместо себя своего приятеля. Расставили фигу-ры, игра началась, и вот через десяток ходов Золотнипкий растерянно говорит:

— Ничего не пойму... Но положение у меня безнадежное, сдаюсь...

— Знаете, у меня тут одна мысль мелькнула по поводу вашей защиты. Дайте-ка я доиграю вашу партию, — вежливо говорит незнакомец.

Доску развернули, и игру продолжили. Че-рез несколько ходов Золотницкий вскочил в сильнейшем волнении:

— Что за чертовщина! Я теперь почти выиг-ранную партию проигрываю.


— А давайте-ка поменяемся, — снова пред-лагает незнакомец. — У меня есть кое-какие мыслишки...

Снова перевернули доску, и через несколько ходов все повторилось снова.

— Да кто же вы такой, скажите, пожалуй-ста? — взмолился потрясенный Золотницкий. — Я еще ни с кем таких партий не играл...

— Гроссмейстер Ефим Геллер, — скромно говорит незнакомец под веселый хохот Евгения Весника.

ЛЕТЯТ УТКИ

Евгений Весник вспоминает, как неудачно начались съемки фильма «Стежки-дорожки» в колхозном селе под Винницей. Нужно было снять взрыв на переправе. Председатель колхо-за, взволнованный и обрадованный тем, что у него происходят съемки, разрешил использо-вать для этого небольшое озерцо на окраине се-ла. Причем договорились, что если взрывом убьет несколько колхозных уток, То съёмочная группа заплатит, но мясо уток оставит колхозу.

Режиссер фильма был молод и неопытен, но, главное, неопытен был пиротехник, и когда ста-ли готовиться к взрыву, заложили около сорока взрывпакетов.

Ну и, конечно, взрыв получился чудовищной силы. К счастью, никто не успел приблизиться к переправе и пострадавших не было. Но вмес-то озера чернел глубокий котлован, а в воздухе носились перья от двух десятков колхозных уток, которые только что мирно качались на воде.

Евгений Весник

Дарю, что помню

У меня такое чувство, что я всегда играю драматические эпизоды в некоем грандиозном спектакле.

Станислав Ежи Лец (И у меня тоже! – Е.В. )

Только перед смертью человек узнает, что ему надо было делать.

Осетинская пословица (Надеюсь! – Е.В. )
Книга воспоминаний в нескольких актах, многих картинах, эпизодах, интерлюдиях и интермедиях

Действующие лица – их много


Все они очень разные и все мною любимы, даже заблудшие, бедняжки, которые, «надев на глаза шоры», забыли, что в комплект входят еще «узда и кнут» (мысль С. Е. Леца) .

Действие происходит в разное время и на небесах, и в землях разных стран, а также (непременно) в сердцах и душах людских.


Чтобы попытаться написать книгу, необходимо совершить своего рода подвиг – попытаться начать ее писать и непременно чернилами трех цветов – цветов честности, смелости и доброты.

Набираю в себя воздух… Разбегаюсь… Сейчас, сейчас… Минуточку… Вот только вспомню слова великого человека… Сейчас, сейчас… Напишу их, а потом уж… Главное потом…

Разгоняюсь… Еще… Ну! Ну же!! Ну!!!

Прыгнул! Ух-х-х! Лечу! Где карандаш? Ах, вот он!

Ну, с Богом!

Вселенная – театр. Россия –
         это – сцена.
Европа – ярусы. Прибалтика –
         партер.
Америка – «раек». Трагедия –
         «Гангрена».
Актеры – мертвецы. Антихрист –
         их премьер.

Игорь Северянин. «Сонет». 1921 г.

Все, что дышит, думает, ходит, ползает, плавает, растет, – творит! Что-нибудь, но обязательно творит!

Все творящие играют свои роли в бесконечно разнообразном репертуаре огромного театра – «Вселенная», созданном Бог знает кем. Только Бог это знает…

Пьесы в этом театре пишут – Время и Идеи… Жанр и интерпретацию этих пьес подсказывают короли, цари, философы, генсеки, редко – народы, чаще мафиози; а еще – законы, нарушения или соблюдение их, землетрясения, наводнения, урожаи, засуха, количество тюрем, любовь, ненависть, даты, и совсем редко – высокие образцы объективной логики!

Люди, режимы-браконьеры разрушают горы и леса, отравляют воздух и воды, дырявят, ранят землю – во имя создания «декораций» своих «пьес» и «спектаклей».


Жизнь питается, ест! Отсюда закон: съесть или быть съеденным.

Джек Лондон

Все живое ест друг друга – зубами, заводскими трубами, пулями, ножами, газами, СПИДом, голодом, обжорством, доносами, заседаниями, комиссиями, болтовней, подкупами, ложью, предательством, идеологией, динамитом, ракетами, рэкетом, набегами-грабежами, наживой, ядами, лженаукой, трусостью…

Неужели так велика и страшна цена за все светлое, мудрое, человеколюбивое?

Ведь все темное в истории театра «Вселенная» – не более чем «справка» о досадном. Все светлое, общечеловеческое в этом театре – ноты бесконечного гимна гордости за человеков!

Как жаль, что так мало минут отпущено на полет каждого из них во Вселенной!! Едва ли не самое важное – уметь рассмотреть средь свистящих метеоритов, темных грозовых туч, града, грома и молний пролетающие мимо или летящие рядом, ласкающие глаз, греющие душу, радующие ее, светящиеся добром и улыбками небесные частички-ноты, очень похожие на человечков-светлячков… Их много…

Стоит повнимательнее присмотреться, и убеждаешься, что светящихся больше тех, кто не наделен этим Божьим даром. Значительно больше! Иначе за счет какой же энергии светило бы нам солнышко? Кому-то удается ежедневно погружать его в темноту, но ведь есть же силы, которые неизменно возвращают его нам! Это силы вечной борьбы за свет! Борьба эта – удел способных светиться! А светиться – удел умеющих читать и воспроизводить благозвучные ноты!

Увертюра

Вдали сквозь туман вырисовываются очертания берега-макета с множеством небоскребов… Кто-то на весь океан поет под банджо и писк чаек: «Посмотри на себя у „истока“, затем в „устье“ и поймешь, в ту ли сторону плыл» (опять мысль С. Е. Леца) .

Я посмотрел и вспомнил, что как-то, будучи почти у «истоков», плыл на пароходе «Аквитания» в Америку. Мне было около трех лет. Мне не с кем было оставить в России родителей, и – хочешь не хочешь – я вынужден был взять их с собой. Часто штормило. Основным занятием пассажиров было постоянное сгибание туловища за борт судна и желание восстановить нормальный цвет лица.

Я, со свойственной моему «почемучному» возрасту любознательностью, спросил отца, почему, съев всего-навсего одну порцию отварного цыпленочка, извергаю из себя уже пятую или шестую целую курицу. На что получил маловразумительный и, конечно, требующий научного подтверждения ответ: «Так ведь этих курочек шторм тоже укачивает! Не только пассажиров, понял?!» Я промолчал. Честно говоря, настолько мне было тошно (не только на душе, но и чуть ниже ее), что я ничего не понял…

Неубедительный ответ отца породил во мне беспокойство за его судьбу в незнакомой, загадочной, бурливой, далекой Америке… Уже где-то в приближении к среднему течению жизни я узнал, что отец скрыл тогда от меня тот факт, что советское руководство, узнав о том, что я беру с собой родителей, поручило ему по линии треста «Амторг» произвести большие приобретения техники и оборудования для строительства наших металлургических гигантов – Магнитки, Кузнецка, Криворожстали, Днепрогэса…

Мама же по моей просьбе поехала с нами только затем, чтобы помогать мне в трудных житейских делах: встать, поесть, одеться… Настоящие мужчины хорошо знают, что дела эти без женщин делать очень и очень трудно! Справилась она со своими обязанностями (если учесть, что объектом ее внимания иногда был и папа), в общем, отлично.

Время в Америке прошло быстро, и настал день отъезда домой. Знаменателен он тем, что мама несла меня на руках по трапу на пароход (названия его не помню. И то, что описываю, тоже не помню: об этом мама выболтала мне, когда я уже стал «стареньким» – девятилетним мужчиной). Несла она меня очень простуженным, с температурой, закутанного во что-то теплое и большое, и боялась, что больного могут не принять на борт.

Мне тогда было уже пять лет, на английском изъяснялся не хуже, чем на русском, и был уже «опытным дипломатом». Несет она меня, тяжелого «мужика», на руках, а «мужик» хнычет, но… на вопрос чиновника, проверявшего посадочные документы: «А вы, сэр, почему нос повесили, не заболели ли?», глянув в глаза насторожившейся мамы, бодро ответил: «Да нет, не заболел… Жалко Америку покидать». И тут же, неожиданно для мамы, чиновника и (особенно) для папы, который редко (из-за занятости и разъездов по стране) видел меня, запел весьма легкомысленную песенку, подслушанную у мальчишек во дворе. Смысл ее заключался в том, что ковбой остается ковбоем до тех пор, пока женщины не отказывают ему в ночных забавах. Мама рассказывала, что хорошо запомнила смеющуюся физиономию чиновника, даже подпевшего мне окончание строчки. (Не в этот ли миг родился во мне азарт к перевоплощению и лицедейству?) Мы благополучно проследовали на борт океанского лайнера и поплыли навстречу новым декорациям.


Когда я пришел в театр, Георгий Павлович Менглет был уже ведущим актером, но положение это никак не отражалось на характере его взаимоотношений с товарищами. С теми, кто впервые ступал на сцену, он держался как с равными - на репетициях и спектаклях, в беспечных закулисных шутках или в серьезных разговорах о вечных актерских проблемах. Рядом с ним всегда было как-то особенно легко. Участливым советом, добрым словом, а чаще шуткой он всегда снимал напряжение, страх перед новой работой. На репетициях и спектаклях он создавал атмосферу игры и заражал ею окружающих.

Менглет - актер хулиганистого склада, в хорошем смысле этого слова. Мы без конца разыгрывали друг друга на сцене. Розыгрыши и шутки он очень любил. Как-то мы вместе играли в спектакле «Обнаженная со скрипкой» Н. Кауарда. Через каждые пять слов мы вставляли «дю-дю-дю». Никто в зале не понимал, что происходит. Я, к примеру, говорил: «Знаете, дю-дю-дю, произошла такая история». А он отвечал: «Да, дю-дю-дю, я об этом слышал». И так все время. Причем это была полная импровизация. Иногда он не выдерживал и «кололся», начинал смеяться и пропускал реплику. Иногда «кололся» я. Теперь по телефону мы не здороваемся. Просто я набираю его номер и спрашиваю: «Дю-дю-дю дома?» Он подходит и отвечает: «Дю-дю-дю слушает».

Мы с ним совершенно разные по складу люди, но всегда симпатизировали друг другу. Было у нас нечто общее. Во-первых, страсть к футболу, хотя мы и болели за разные команды: я - за «Спартак», а он - за ЦСКА, но мы с уважением относились друг к другу. Он же просто фанатик футбола - ведет картотеку, чертит графики, глядя на его невозмутимое лицо, заподозрить это невозможно.

Второе, что нас очень сблизило, - любовь к Алексею Дикому, нашему кумиру. Мне посчастливилось учиться у него, а Георгию Павловичу - работать в его студии, играть в его спектаклях. Проводить время в обществе этого самобытного и, не побоюсь сказать, гениально одаренного человека было великим счастьем. Мы часто вспоминали и его самого, и его потрясающие спектакли. Я рассказал Георгию Павловичу, чем покорил меня Алексей Денисович Дикий. Впервые я услышал его имя еще мальчишкой в Кривом Роге, где впервые попал в чудесный мир, именуемый Театром. О Диком всегда рассказывали что-то заманчивое. Он завораживал всех своей загадочностью, самобытностью. Я был влюблен в него заочно. И надо же было случиться такому счастью, что я попал на его курс. Он был для меня почти пророком. И вот как-то на одном из занятий я, этакий бравый вояка, задал ему какой-то вопрос. И вдруг этот талантище, умница задумался! После огромной паузы он мне, мальчишке, растерянно сказал: «Не знаю». После чего я и влюбился в него на всю жизнь. После моего рассказа Менглет тоже часто при случае повторял: «Не знаю!»

Знакомство с Диким было для нас не только великим счастьем, но и трагедией. Если встречаешь режиссера такого уровня, как Дикий, то все другие, какими бы замечательными они ни были, кажутся мельче и обыкновеннее.

В творчестве, мне кажется, Георгию Павловичу все давалось легко. Конечно, может быть, это казалось только со стороны, но впечатление было именно такое. Он всем видом показывал, что это ему ничего не стоит. Ролью он овладевал быстро.

У него много прекрасных работ. Стоит назвать хотя бы его Олега Баяна в «Клопе». Самые смешные слова и положения он играл совершенно серьезно, с характерностью, органично присущей только данному лицу. Походка Баяна, его замашки, когда он приобщал к культуре бедного Присыпкина, убежденного, что он возвышает «свой класс своим благоустройством», сама логика сатирического персонажа доводилась Менгле-том до комического совершенства. В историю театра вошел и его Победоносиков. Он был монументален во всем. В наглости. В своей убежденности, что он есть самый образцовый гражданин нового мира, который вполне достоин быть отобранным в «будущий век». Когда он узнавал о растрате, то говорил важно, с расстановкой, с достоинством: «Чудовищно! Непостижимо!», затем вставал с кресла, вытягивался, как монумент, и, поглядывая на портрет Маркса, продолжал: «Кто? Растратчик? Где? У меня? В какое время?… В то время, когда я веду мое учреждение к социализму по гениальным стопам Карла Маркса и согласно предписаниям центра…»

Он замечательный партнер. Играть с ним легко. Он не любит банальностей, но сразу заражается фантазией, стоит что-то придумать, загорается мгновенно.

Он - профессионал высочайшего класса. Мне кажется, он мог играть в любом большом театре.

Менглет всегда выделялся своим интеллектом. Если что-то его не устраивало, он очень тактично, мягко говорил: «Может быть, не стоит так делать» -и не делал. Он, как большой актер, парадоксален. Например, он был матюршинником, но в его устах мат звучал как песня, а вот при нем ругаться было как-то неприлично. Неудобно было приглашать его в какую-то компанию. Он был таким «пастором». Он в наших компаниях не участвовал, в рестораны с нами не ходил, никогда не пил. Когда начинались выпивки, он, улыбаясь, уходил, но не осуждал никого. Мы были гуляки, но Менглет нас не раздражал, мы ему, честно говоря, даже завидовали. Он нас дисциплинировал.

Они с Ниной всегда были прекрасной парой, очень внимательны и нежны друг с другом. Это выглядело очень красиво и для всех нас служило примером.

Георгий Павлович всегда поддерживал меня. Я, человек горячий, мог кого-нибудь послать, а он при этом приговаривал: «Правильно, правильно!»

Но при кажущейся доступности с ним невозможны панибратские отношения. При кажущейся мягкости - он достаточно резкий человек. Хотя выглядит этаким «тюфячком», на самом же деле умен и принципиален. Он всегда без обиняков и откровенно высказывался по вопросам творческой жизни театра, никогда не владел искусством приспосабливаться к обстоятельствам. Он, мне кажется, вообще неприспособлен для обходных маневров. Он всегда вел себя независимо - никогда не поддавался общему мнению.

Меня привлекает в Георгии Павловиче многое. Роднит с ним и нежелание раскрываться перед людьми. Сейчас, когда у меня уже вышло восемь книг, мне многие говорят: «Я вас представлял другим». Менглет тоже раскрывался не каждому человеку. Ему нравилось, что его считали ловеласом, а ведь на самом деле он - «домашний кот» и очень редко и мало отвлекался от своих семейных обязанностей, даже когда был со своей первой женой.

Вспоминается такая смешная история. Мы впервые собирались на гастроли в Париж. Перед поездкой, куда мы везли спектакли Маяковского «Клоп» и «Баня», нас почти месяц инструктировали. Инструктаж был удивительно глупый. Как-то я спросил: «A „Myлен Руж“ посещать можно?» Какой-то генерал мне испуганно ответил: «Ни в коем случае - никаких мулен-ружов. Вам все объяснят на месте. Нужна дисциплина». А Толя Папанов следом задает вопрос: «А в „Красную мельницу“ сходить можно?» - «В „Красную мельницу“ можно, идите».

Нам вдалбливали, что ни к кому нельзя подходить, ни с кем нельзя разговаривать возможны провокации. В Париже с нами ходил сопровождающий, которого, как и Плучека, звали Валентин Николаевич. Ходили мы «пятерками».

Мы с Толей Папановым приходили на инструктаж пьяными и тихонько смеялись, а Менглет все слушал внимательно и на трезвую голову. Он всего этого наслушался. И вот наступает наше первое утро в Париже. Мы идем небольшой компанией - я с Ольгой Аросевой, Толя Папанов со своей женой Надей и Георгий Павлович с Ниной. Менглет красивый, элегантно одетый, сам похож на француза. Вот именно к нему, интеллигентному красавцу, и подошла аккуратная старушка с лорнетом, видимо приняв его за своего соотечественника. Она тронула его за плечо: «Месье…» Не успела она досказать, как он в ужасе отшатнулся от нее, замахал руками и послал ее по-русски. Это было безумно смешно.

Менглет относится к тем людям, которых я называю «породистыми». Такого рода «породистые» актеры могут не беспокоиться, производят они впечатление или не производят. Они выходят на сцену -и это уже эстетическая акция. Менглет всегда приносит на сцену интеллект, культуру, элегантность и породу, которая, увы, уходит. Если сравнивать людей с собаками, то раньше были доберманы-пинчеры, доги, а сейчас преимущественно таксы и шпицы. Я не могу объяснить, в чем дело. Сейчас есть не менее талантливые актеры, чем раньше, но таких породистых нет. В Малом театре порода ушла с Еленой Николаевной Гоголевой. Хорошо, что в Театре сатиры существует Менглет.


| |

Евгений Яковлевич Весник. Родился 15 января 1923 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) - умер 10 апреля 2009 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1989).

Отец - Яков Ильич Весник (1894-1937), видный деятель советской промышленности и личный друг Г. К. Орджоникидзе. В 1930-е годы работал начальником строительства и первым директором завода «Криворожсталь». После смерти Г. К. Орджоникидзе был репрессирован и 17 ноября 1937 года расстрелян.

Мать - Евгения Эммануиловна Весник (в девичестве Немечек). После расстрела мужа была отправлена в ссылку в Казахстан.

Его родители познакомились в госпитале, где Яков Весник лечился после ранения, а Евгения Немечек работала медсестрой.

Относительно национальности Евгения Весника его старший сын Евгений Евгеньевич рассказывал: "Когда он получал паспорт, то на вопрос о национальности ответил: «Русский». Моя бабушка по папиной линии - Евгения Эммануиловна, урожденная Немечек - чешка. Ее мать, моя прабабка - Кестранкова, жила и умерла в Чехии. Немечек означает уменьшительное от «немца» - «немчик». Папа любил говорить, что наша фамилия означает первый весенний гриб в Белоруссии. Хотя евреи считают Весника своим".

Вскоре после его рождения семья переселилась в Кривой Рог - Яков Весник был назначен директором Криворожского комбината. После расстрела отца и ссылки матери в Казахстан в 1937 году был отправлен в специальный детский дом для детей «врагов народа». По дороге к месту сбежал. М. И. Калинин, бывший до революции начальником цеха на петербургском заводе, где работал слесарем Яков Весник, помог его сыну прописаться в квартире родителей.

Еще в детстве попытался сниматься в кино - но его единственного из класса не взяли в массовку фильма «Рваные башмаки», повествовавшего о жизни детей бедных немецких сапожников. «Голодающий ребенок не может быть таким толстым!», - объяснили ему.

С пятнадцати с половиной лет он был подсобным рабочим в цехе, где проверяли целостность противогазов.

В 1942 году Весник был призван в РККА, окончил артиллерийское училище в звании младшего лейтенанта.

Он вспоминал: "В день годовщины начала войны, 22 июня 1942 года, я был призван в армию и зачислен в ряды курсантов Смоленского артиллерийского училища, эвакуированного в уральский городок Ирбит. Факт принадлежности к искусству усложнил мою военную жизнь. Занятия надо было совмещать с работой в художественной самодеятельности. И конечно, чего греха таить, на самодеятельность уходило времени значительно больше, чем на изучение артиллерии. В январе 1943 года более семисот молодых людей, стоя в строю, слушали, затаив дыхание, приказ о присвоении им офицерских званий. Всем было присвоено звание «лейтенант», лишь мне одному - «младший лейтенант». Вот что сделала со мной художественная самодеятельность. Я установил второй за свою жизнь оригинальный рекорд. Первый - в школе на уроке украинского языка, когда в диктанте из 300 слов было 122 ошибки. Второй - в артиллерийском училище".

C июня 1944 года находился на фронте - был командиром огневого взвода 1-й гвардейской корпусной артиллерийской бригады и 5-й гвардейской гаубичной артиллерийской Севастопольской краснознаменной бригады, гвардии лейтенант. Участник штурма Кёнигсберга. Был награждён боевыми орденами и медалями.

В своих мемуарах актер писал: "Кенигсберг. Передовая. Из каждого окопа - выход в сторону противника. Выход из окопа, о котором речь, простреливался немецким снайпером. И лежало там два трупа, которые из-за этого снайпера не могли убрать. Мне срочно понадобилось пройти мимо выхода. Миновать его и не получить пулю - почти невозможно. Что делать? Я знал, что снайперская винтовка укреплена на подставке и упирается в плечо снайпера. После выстрела она, хочешь не хочешь, немного смещается и ее приходится каждый раз возвращать в исходную позицию. Знаю, что у снайпера на поправку прицела уходит пять-шесть, максимум десять секунд. Снимаю с головы фуражку и бросаю в простреливаемый выход из окопа. Снайпер спустил курок. И когда я увидел, что пулька ударилась в тыловую часть окопа, кинулся бегом через опасную зону. Проскочил! Да еще успел послать снайперу воздушный поцелуй! Для подобных выходок надо быть молодым. Очень молодым! Мне было 22 года. После этого «циркового» номера самоуверенно написал матери: «Меня не убьют!»".

В 1948 году в Москве окончил Театральное училище имени М. С. Щепкина и был принят в труппу Московского драматического театра им. К. С. Станиславского (ныне Электротеатр Станиславский).

В 1954 году перешёл в Московский театр Сатиры, где служил до 1963 года и стал первым в СССР исполнителем роли Остапа Бендера, которого сыграл в общей сложности шестьсот раз. Среди его работ в театре: «Золотой телёнок» по И. А. Ильфу и Е. П. Петров (постановка Э. Б. Краснянского) - Остап Бендер; «Двенадцать стульев» по И. А. Ильфу и Е. П. Петрову (постановка Э. П. Гарина) - Остап Бендер; «Обнажённая со скрипкой» Н. Кауарда (постановка В. Н. Плучека) - Клинтон Преминджер младший; «Наследники Рабурдена» Э. Золя (постановка В. Н. Плучека и Е. Я. Весника); «Клоп» по пьесе Маяковского - Присыпкин.

С 1963 года Весник был актёром Малого театра, который покинул в 1992 году. Среди его работ: «Украли консула» Г. Мдивани - Консул; «Главная роль» С. И. Алёшина - Козырев; «Герои Фатерланда» Л. Кручковского - Бумюллер; «Ревизор» Н. Гоголя - Городничий; «Кола Брюньон» Р. Роллана; «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского - Алексей; «Сын» А. В. Софронова - Голоногов; «Джон Рид» Е. Р. Симонова - Антонио; «Мои друзья» А. Корнейчука - Касьян Петрович; «Золотое руно» А. С. Гуляшки - Марко Крумов; «Человек и глобус» В. В. Лаврентьева - Зуев; «Растеряева улица» по Г. И. Успенскому - Хрипушин; «Каменный хозяин» Л. Украинки - Сганарель; «Касатка» А. Н. Толстого - Абрам Желтухин; «Средство Макропулоса» К. Чапека - Гаук-Шeндорф; «Самый последний день» Б. Л. Васильева - Бызин; «Одиннадцатая заповедь» Ф. Шемберка - Прокурор Стршела; «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого - Луп-Клешнин; «Вечерний свет» А. Н. Арбузова - Шнейдер; «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина - Расплюев; «Господа Головлёвы» по М. Е. Салтыкову-Щедрину - Степан Владимирович Головлёв; «Дачники» М. Горького - Басов; «Агония» М. Крлежа - Ленбах; «Мамуре» Ж. Сармана - Антуан; «Целина» по книге Л.И. Брежнева - директор колхоза; «Дикий Ангел» А. Ф. Коломийца - Крячко; «Ревизор» Н. В. Гоголя - Городничий; «Из новостей этого дня» Г. М. Маркова, Э. Ю. Шима - Забабурин; «Сирано де Бержерак» Э. Ростана - Монфлери; «Иван» А. И. Кудрявцева - Дудник; «Игра» по Ю. В. Бондареву - Стишов; «Леший» А. Чехова - Орловский.

Одновременно 1981-1990 годах выступал на сцене Московского драматического театра «Сфера»: «Письма к незнакомке» А. Моруа - Писатель; «Театральный роман» по М. А. Булгакову - Иван Васильевич; «О том, что помню...» Е. Я. Весника - Автор.

Театральной Москве Евгений Весник был известен и как коллекционер походок людей. Он говорил, что в процессе вживания в роль именно походка героя всегда помогала ему узнать своего героя, и нередко актёры обращались к Веснику с просьбой «продать походку» для той или иной роли. Так, он подарил Николаю Гриценко походку «иноходца» для роли Алексея Каренина в фильме А. Зархи «Анна Каренина» - при ходьбе левая рука движется вместе с левой ногой, а правая - вместе с правой.

Как в Театре сатиры, так и в Малом театре Евгений Весник занимался и режиссурой. В 1990 году на сцене Криворожского городского театра драмы и музыкальной комедии им. Т. Г. Шевченко он поставил спектакль о судьбе своих родителей «Чистка» по пьесе В. Козака.

В кино дебютировал в 1955 году, сыграв роль Родриго в фильме Сергея Юткевича «Отелло». После премьеры кинокомедии «Трембита» его начали узнавать на улице.

В 1960-е и 1970-е годы снимался много. Среди его работ - «Семь стариков и одна девушка», «Вас вызывает Таймыр», «Офицеры», «Летучая мышь».

Евгений Яковлевич охотно снимался в детском игровом и анимационном кино - на фильмах с его участием выросли несколько поколений советских детей: «Старик Хоттабыч», «Умные вещи», «Чудак из пятого "Б"», «Приключения желтого чемоданчика», «Новые приключения неуловимых», «Кентервильское привидение», «Дед Мороз и лето», «Пес в сапогах».

Евгений Весник в фильме "Новые приключения неуловимых"

В 1979 году Евгений Весник был приглашен на роль учителя математики в школьный фантастический фильм «Приключения Электроника». По его собственному признанию, некоторые характерные черты, например, манеру разговаривать немного в нос, он взял от Маршака, походку - у знакомого врача. Сыграл так убедительно, что вскоре после выхода фильма на экраны Весник получил письмо от учащихся одной школы с просьбой прийти к ним преподавать математику.

Евгений Весник в фильме "Приключения Электроника"

В 1990-е годы Весник снимался мало. Самые известные его работы того времени - доктор в комедии «Ширли-мырли» и роль в экранизации романа Булгакова «Мастер и Маргарита», которая так и не вышла на экран.

Много работал в озвучивании фильмов. Он блестяще озвучил почти всего .

Смерть Евгения Весника

"Ему было трудно дышать. У мужа и раньше бывали приступы астмы. Я подумала, что и на этот раз случилось обострение, учащенное дыхание. К тому же муж был метеозависимым человеком и реагировал на магнитные бури", - вспоминала вдова актера Нонна Гавриловна.

Ходили слухи, что в церкви Евгения Яковлевича не захотели отпевать. Но его вдова поясняла: "Женю отпевать не отказывались! Он сам не хотел этого. Хотя и был крещеным... Весник говорил: «Бог - это совесть!»".

Евгений Весник. Живите нараспашку!

Личная жизнь Евгения Весника:

Первая жена - актриса Клавдия Шинкина. Поженились во время учебы в Щепкинском училище. По некоторым данным, брак был фиктивным - чтобы Весник смог получить московскую прописку.

У Весника был бурный роман с исполнительницей цыганских романсов Лялей Черной. Он был моложе ее на 14 лет. Ляля Черная ввела его в московскую богему.

Ляля Черная - гражданская жена Евгения Весника

Вторая жена - гример Театра сатиры Ника Демидова (Прохорова). В 1959 году у них родился сын Евгений, после этого они поженились.

Вторая супруга впоследствии рассказывала: "В 1958 году после окончания Московского театрального художественно-технического училища меня распределили в Театр сатиры. Там мы с Женей и познакомились, - вспоминает вторая жена Весника Ника Прохорова. - Он был тогда в разводе с Шинкиной. Но у него еще был роман со знаменитой цыганской актрисой Лялей Черной, которую он у кого-то отбил. Эдакий гражданский брак. Слышала, что он чуть ли не предложение ей делал. Мы с ним поженились в 1959 году, потому что Женька родился... Многим в театре это не нравилось. Завидовали по-черному, ревновали. Смеялись: «Весник поменял Лялю Черную на Нику белую». Развелись, правда, уже через семь лет... У меня другой мужчина появился - Александр Прохоров, вратарь московского «Спартака». Над Весником в театре подсмеивались: Ника, мол, поменяла артиста на футболиста".

Третья жена - Галина Зенкина, секретарь Управления дипломатического корпуса МИДа. В 1967 году у них родился сын Антон. Сыну не исполнилось и года, как Весник развелся с Зенкиной.

Галина Зенкина - третья жена Евгения Весника

Четвертая жена - Сусанна (Нонна) Гавриловна, бывшая жена его фронтового друга. Он любил Нонну много лет, но не мог сойтись с ней, пока был жив его товарищ. Вместе с Нонной он прожил больше 40 лет и умер, держа ее за руку.

Воспитал ее дочь - Марину Каменеву, позже она стала директором Дома книги «Москва», заслуженным работником культуры.

С сыновьями от прежних браков у него отношения не сложились.

"Сыновья для Жени всегда были большой болью, особенно старший. Он с ними никогда не жил. Такие, видно, мамы у них были. Из одной семьи Евгений Яковлевич ушел, когда сыну Жене было пять лет. В другой семье родился Антон. Мы познакомились с Весником, когда малышу исполнилось четыре месяца. «У меня не было других семей. Ты и Марина - вот моя семья», - написал он однажды. Не хочется раны бередить, но, когда муж лежал в реанимации, никто из них даже не позвонил", - рассказывала вдова Весника.

Фильмография Евгения Весника:

1955 - Отелло - Родриго
1955 - Урок жизни - Пётр Замковой
1956 - Дело № 306 - Грунин
1956 - Пять дней (короткометражный) - Громов
1956 - Старик Хоттабыч - постовой милиционер
1957 - Ночной патруль - растратчик
1959 - Обнажённая со скрипкой (фильм-спектакль) - Клинтон Преминджер младший, американский журналист
1960 - Прыжок на заре - посетитель кафе «Ласточка»
1961 - Командировка - представитель обкома партии
1962 - Яблоко раздора - Илья Руденко, председатель колхоза «Коммунар»
1963 - Стёжки-дорожки - Воронюк Тимофей Остапович, председатель колхоза, его дядя
1964 - Обыкновенное чудо - Охотник
1964 - Приключения Толи Клюквина - Малинин, управдом
1964 - Свет далёкой звезды - Афанасий Петрович Симонюк
1964 - След в океане - Ельцов, штурман
1965 - Иностранка - профессор
1965 - Перекличка - Вася, циркач
1965 - Погоня - рыбак
1965 - Путешественник с багажом - Иван Сергеев, попутчик в поезде
1965-1983 - Фитиль
1966 - Когда играет клавесин (короткометражный) - профессор правоведения
1967 - Как солдат от войска отстал - рассказчик
1967 - 12 могил Ходжи Насреддина - Цветков, ученый-востоковед
1967 - Сильные духом - Ворончук, разведчик
1967 - Я вас любил... - Голиков-отец
1968 - Новые приключения неуловимых - полковник с большим лбом
1968 - Семь стариков и одна девушка - директор спорткомплекса
1968 - Трембита - Богдан Сусик
1968 - Угрюм-река - пристав Фёдор Степанович Амбреев, коллежский советник
1968 - Эксперимент доктора Абста - Джаб
1970 - Валерка, Рэмка +… - Евгений, отец Валерки
1970 - Вас вызывает Таймыр - Иван Иванович Кирпичников
1970 - Взрыв замедленного действия
1970 - Приключения жёлтого чемоданчика - Начальник неба, диспетчер полётов в аэропорту
1971 - Красная метель - Балабан
1971 - Офицеры - фельдшер
1972 - Неизвестный, которого знали все - Ровный
1972 - Чудак из пятого «Б» - участковый врач
1972 - Пятьдесят на пятьдесят - врач
1973 - Нейлон 100 % - Мотовилин
1973 - Самый сильный - Халиф / Визирь
1973 - Умные вещи - Книгоноша / Посол
1974 - Три дня в Москве - Андрей Петрович
1974 - Ералаш - директор школы
1975 - У меня есть лев - Герман Алексеевич, директор цирка
1975 - Волны Чёрного моря (Фильм 1. «Белеет парус одинокий») - «Усатый», шпик
1975 - Это мы не проходили - Иван Андреевич, главный архитектор
1977 - Весь мир в глазах твоих - Павел Иванович
1977 - Родные - Иван Захарович Засекин
1978 - Летучая мышь - Амедей, прокурор
1978 - По улицам комод водили (новелла «С повинной») - Мурин, директор гастронома
1979 - Бабушки надвое сказали... - Юрий Сергеевич, директор цирка
1979 - Приключения Электроника - Таратар, учитель математики
1979 - Сегодня и завтра - Евгений Яковлевич Юраш, директор проектного института
1979 - Тема - Игорь Паршин, писатель
1980 - Миллионы Ферфакса - верховный комиссар полиции
1980 - Седьмая пятница - Курбоналиев
1980 - Скандальное происшествие в Брикмилле - Хардейкер
1981 - Пора красных яблок - Халил
1981 - Хочу, чтоб он пришёл - Валерий Павлович, артист кукольного театра
1982 - Чародеи - председатель комиссии
1982 - История деревянного человечка (документальный) - ведущий
1983 - Вольный ветер - комиссар полиции
1984 - Берег его жизни - финансист
1986 - Год телёнка - профессор
1986 - Где-то гремит война - Королев
1987 - Конец света с последующим симпозиумом - Милтон Гринблатт
1987 - Единожды солгав... - отец Александра
1989 - Хроника Сатаны-младшего (телеверсия «Филипп Траум») - Брандт
1989 - Голос памяти (документальный)
1990 - Аферисты - лектор
1990 - Красное вино победы - фотограф
1990 - Шапка - писатель Фишкин
1991 - Действуй, Маня! - Евгений Данилович, биолог-генетик
1991 - Преступление лорда Артура - Винкелькопф
1992 - Аляска, сэр! - пан Исак
1992 - На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди - Моня, радист
1992 - Ноев Ковчег
1992 - Тьма
1993 - Пистолет с глушителем - «пастух», психбольной
1994 - Мастер и Маргарита - психиатр
1995 - Ширли-мырли - Цитин, врач-хирург
1999 - Виталий Доронин. «Чтобы помнили» (документальный)
1999 - Белый танец - детский врач
2007 - Анатолий Папанов. Обратная сторона славы (документальный)

Озвучивание Евгения Весника:

1948 - Ловко устроился - Кларенс Эпплтон (роль Р. Хэйдна)
1950 - Полуночный поцелуй - Papa Donnetti (роль Дж. К. Нейша)
1950 - Казимир - Казимир (роль Фернанделя)
1950 - Любимец Нового Орлеана - Ники Дюваль (роль Дж. К. Нейша)
1951 - Фанфары любви - Халлингер (роль О. Зимы)
1952 - Господин Такси - художник (роль Л. де Фюнеса)
1952 - Самая красивая - Витторио Глори
1952 - Кнопка и Антон - Роберт (роль Г. Путца)
1953 - Возраст любви - Капуано (роль Л. Г. Боша)
1954 - Папа, мама, служанка и я - мсье Каломель (роль Л. де Фюнеса)
1955 - Встреча - Шихали (роль А. И. Агаева)
1955 - Любимая песня - заведующий клубом Агабала Гусейнов (роль А. А. Герайбейли)
1956 - Баши-Ачук
1956 - Чёрные скалы - Халилов (роль А. Р. Искендерова)
1956 - Украли трамвай - Чезаре Манчини (роль А. Фабрици)
1956 - Дон Жуан - Сганарель (роль Фернанделя)
1956 - Жервеза - Анри Купо (роль Ф. Перье)
1956 - Любовь и слёзы
1957 - Не пойман - не вор - Блеро (роль Л. де Фюнеса)
1957 - Пока не поздно - Алоизас (роль Н. Бернотаса)
1957 - 12 разгневанных мужчин - Продавец / спортивный фанат / индифферентный (роль Дж. Уордена)
1958 - Закон есть закон - Фердинанд Пасторелли (роль Фернанделя)
1958 - Первая скрипка (мультипликационный) - Кузнечик-папа, светлячок
1958 - Песня первой любви - Додик (роль А. К. Селимханова)
1958 - Сыновья идут дальше - Икрам (роль Р. Пирмухамедова)
1959 - Когда цветут розы - Ибрагим (роль Р. Пирмухамедова)
1959 - Приключения Буратино (мультипликационный) - папа Карло
1959 - Серенада большой любви - Табори (роль К. Кажнара)
1960 - Великолепная семёрка - Калвера (роль И. Уоллака)
1960 - Спартак - Лентул Батиат (роль П. Устинова)
1960 - Уличный регулировщик - Отелло Челетти (роль А. Сорди)
1961 - Жених без диплома - Варден (роль А. Кванталиани)
1961 - Знамя кузнеца
1961 - Наша улица - бородач (роль М. Санани)
1961 - Профессор Мамлок
1961 - Развод по-итальянски - Фердинандо Целафу (роль М. Мастроянни)
1961 - Репортаж с петлёй на шее
1962 - Дьявол и десять заповедей - Жером Шамбар (роль М. Симона)
1962 - Ограбление по-итальянски
1962 - Стук почтальона - инспектор / психиатр (роль А. Дункана и М. Маллесона)
1962 - Чудесный сад (мультипликационный) - Ермек
1962 - Я, бабушка, Илико и Илларион - Илларион (роль Г. Т. Ткабладзе)
1963 - Вчера, сегодня, завтра - Кармине Сбарати / Ренцо / Аугусто Рускони (роль М. Мастроянни)
1963 - Инспектор и ночь - Баев (роль Л. Конфорти)
1963 - Золотой папоротник - Визирь (роль О. Крейча)
1963 - Бум - Джованни Альберти (роль А. Сорди)
1963 - Состязание - Гулам-бахши (роль Х. Овезгеленова)
1963 - Учитель из Виджевано - директор школы (роль В. де Таранто)
1963 - Соблазнённая и покинутая - Винченце Аскалоне (роль С. Урци)
1964 - Брак по-итальянски - Доменико Сориано (роль М. Мастроянни)
1964 - Вперед, Франция! - роль А. Жене
1964 - Чёрный тюльпан - маркиз де Вигонь (роль А. М. Тамирова)
1964 - Кто виноват? (мультипликационный) - чайник
1965 - Иностранка - Абдулла (роль С. Н. Филиппова)
1965 - Верная Рука - друг индейцев - Бен (роль В. Медара)
1965 - Воздушные приключения - полковник Манфред фон Гольштейн (роль Г Фрёбе)
1965 - Первый учитель - Бай Нармагамбет (роль И. Н. Ногайбаева)
1965 - Светлячок № 6 (мультипликационный) - Петух
1965 - Я вижу солнце - Бежан (роль З. Г. Лаперадзе)
1966 - Неуловимые мстители - Сидор Лютый (роль В. Л. Трещалова)
1966 - Операция «Святой Януарий» - Дуду (роль Н. Манфреди)
1966 - Пуля для генерала - Чунчо Мунос (роль Д. М. Волонте)
1966 - Призрак замка Моррисвилль - Брэмби (роль Я. Марвана)
1966 - Смерть ростовщика
1967 - Конец агента - Фоустка (роль И. Совака)
1967 - Искатели приключений - Ролан Дарбан (роль Л. Вентуры)
1967 - Комедианты - посол Мануэль Пинеда (роль П. Устинова)
1967 - Машинка времени (мультипликационный) - Паша-Паша́
1967 - Межа (мультипликационный) - солдат Кузьма
1967 - Плюс единица - Зухуров (роль С. Ходжаева)
1967 - Раз, два - дружно! (мультипликационный) - Ёжик
1967 - Сиртаки - Lefteris (роль Д. Пападжианнопулоса)
1967 - След Сокола - Бешан (роль Р. Хоппе)
1967 - Честное крокодильское (мультипликационный) - Доктор Лев
1968 - День совы - Дзеккинетта (роль Т. Чимарозы)
1968 - Кот в сапогах (мультипликационный) - Король
1968 - Сказы уральских гор (документальный) - читает текст
1968 - Угрюм-река - Филька Шкворень (роль А. В. Соловьёва)
1969 - Дед Мороз и лето (мультипликационный) - Дед Мороз / шофёр грузовика / милиционер / доктор
1969 - Капризная принцесса (мультипликационный) - Нищий
1969 - Человек с ордером на квартиру - голос рассказчика (роль Ч. Воллейко)
1970 - Кентервильское привидение (мультипликационный) - американец
1970 - Песни моря - Митаке (роль Штефана Бэникэ)
1970 - Респектабельные семьи - Шаукат
1970 - Смертельная ошибка
1971 - Три банана (мультипликационный) - Снеговик / дракон Бойсябой
1971 - Вилли Вонка и шоколадная фабрика
1972 - Городок жур-жур. Зелёный кузнечик (мультипликационный) - Жук
1972 - Коля, Оля и Архимед (мультипликационный) - сиракузский военачальник
1972 - Зелёный кузнечик (мультипликационный)
1972 - Цирк зажигает огни - Розетти (роль А. И. Барушного)
1973 - Семнадцать мгновений весны - Гитлер (роль Ф. Дица)
1974 - Потоп - Януш Радзивилл (роль В. Ханьча
1974 - С бору по сосенке (мультипликационный) - Пень-Колода, начальник футбольной команды «Ёлки-Палки»
1974 - Хлеб и шоколад - Giovanni "Nino" Garofoli (роль Н. Манфреди)
1974 - Чисто английское убийство - Бриггс (роль И. Ф. Переверзева)
1978 - «Господа Головлёвы» (фильм-спектакль) - от автора
1978 - Наш друг Пишичитай. Выпуск 1 (мультипликационный) - Пишичитай
1979 - Наш друг Пишичитай. Выпуск 2 (мультипликационный) - Пишичитай
1979 - Путешествие достойных - директор школы (роль О. Юнусова)
1980 - Наш друг Пишичитай. Выпуск 3 (мультипликационный) - Пишичитай
1981 - Пёс в сапогах (мультипликационный) - кот Граф
1981 - Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна - учитель мистер Доббинс (роль В. О. Абдулова)
1982 - Приключения волшебного глобуса, или Проделки ведьмы (мультипликационный) - Колдунья
1984 - Горшочек каши - Карл Гагенбак, колбасник
1984 - Как щенок учился плавать (мультипликационный) - Рак
1984 - Муфта, Полботинка и Моховая Борода (мультипликационный) - русский дубляж
1988 - Доверчивый дракон (мультипликационный) - хозяин
1988 - Домовой и хозяйка (мультипликационный) - Домовой
1988 - Как мышонок пошёл в школу (мультипликационный) - Ворон
1993 - Деревенский водевиль (мультипликационный)
1994 - Ах, эти жмурки! (мультипликационный)

ИСКУССТВО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Хорошему артисту необходимо быть наблюдательным, подмечать мелочи, которые можно использовать в своем искусстве. Евгении Весник в этом отношении - человек уникальный. Одних походок у него в арсенале более шестидесяти. Когда, к примеру, к нему обратился артист Николай Гриценко с просьбой помочь выбрать поход­ку для Каренина, Весник предложил ему «ино­ходца»: это когда одновременно выступают впе­ред левая нога и левая рука, затем правая нога и правая рука... Эту походку Весник подсмотрел у композитора С. Прокофьева, у администрато­ра ЦДРИ и у одного из артистов цирка. После съемок Гриценко позвонил Веснику, поблагодарил и признался, что едва он начинал идти «ино­ходью», как мгновенно и легко настраивался на роль, что очень важно для всякого артиста.

ЛОЖЬ РАДИ РИФМЫ

Как-то Михаил Светлев на банкете, устро­енном после премьеры спектакля, написал всем актерам по несколько стихотворных строк. Каждому следовало прочитать их вслух, только Весник делать этого не стал. Когда банкет закончился и Весник вышел со Светловым на ули­цу, автор «Гренады» поинтересовался:

А ты почему не прочел мои стихи?

Да глупость какая-то, - ответил Весник. - Неловко было читать вслух...

Ну-ка, покажи, - попросил Светлов и громко продекламировал:

На сцене ты чудесник-чародей, Когда отдашь мне двадцать пять рублей?

Но ведь я не брал у вас никаких денег, - стал оправдываться Весник. - Что ж я буду во всеуслышание объявлять себя человеком, кото­рый не отдает долги... Несправедливо...

Пожалуй, ты прав, -согласился Светлов. - Я просто не сумел подыскать рифму к слову «чародей», пришлось вставить эти злосча­стные «двадцать пять рублей». Но раз уж сказа­но... Ну-ка, пойдем поближе к фонарю...

С этими словами Светло» подошел к фона­рю, вытащил кошелек и вручил Веснику двад­цать пять рублей.

ПОКЛОННИКИ ЛЯЛИ ЧЕРНОЙ

Однажды во время гастрольной поездки по Грузии Евгений Весник отстал от поезда. Вы­скочил на перрон в дорожной пижаме и тапоч­ках, и пока торговался с продавцом привокзального киоска, поезд ушел. Ни денег, ни докумен­тов, ни знакомых... Но по странной случайности в кармане пижамы оказалась фотография, на которой Весник был снят рядом со знаменитой цыганской певицей Лялей Черной. В привок­зальной милиции, куда артист обратился, сказа­ли, что поезд будет только завтра. И тут Весник увидел, что в привокзальном скверике располо­жился небольшой табор. Словно по наитию, артист отправился к цыганам, показал фотогра­фию и поразился тому, как благоговейно они относятся к своей звезде. Его тут же одели с го­ловы до ног, подарили часы, дали денег, накор­мили, напоили, посадили в легковой автомобиль и отправили догонять поезд.

Вскоре после возвращения в Москву Весник отправил деньги цыганам, но те вернули их об­ратно телеграфным переводом.




Top