Евгений Владимирович Пчелов Романовы. История великой династии

Род деятельности:

сценарист, драматург, писатель, публицист

Годы творчества: Жанр:

Детектив

Язык произведений: Произведения на сайте Lib.ru

Алекса́ндр Серге́евич Лавро́в (р. , г. ) - советский и российский сценарист, драматург, писатель и публицист. Вместе с женой, известен как один из авторов сценариев для серий популярного в телесериала « ».

Биография

Александр Сергеевич Лавров родился в Москве. Его отец, Городецкий Сергей Сергеевич (1902-1978) был доктором технических наук, профессором, ведущим работником Научно-исследовательского институте кабельной промышленности.

Александр Сергеевич Лавров окончил в 1955 году и до начала семидесятых годов работал в следственных органах .

Интерес к литературе появился у Александра Сергеевича ещё в студенческие годы. В время учёбы в институте он регулярно посещал литературный семинар, где студенты писали детективные рассказы и эссе. Этот же кружок одновременно с Александром Лавровым посещали в будущем известные писатели и сценаристы и . С шестидесятых годов Лавров вместе с женой всё активнее включается в литературную и журналистскую деятельность. Первыми работами супружеской четы стали документальные фильмы «Петровка 38» и «Особо опасен» снятые о деятельности милиции, а также серия публицистических произведений в духе социалистического воспитания. Книга «Молодёжный оперативный» рассказывает о важности работы дружин по охране общественного порядка, брошюра «ЧП - дармоед!» о борьбе с , а книги «Чтобы не совершилось преступление», «Товарищ ребёнок», «Воспитание чувств» и «Вы, ваш ребёнок и мир вокруг» были адресованы родителям в помощь по воспитанию детей. В 1965 году выходит первый художественный сборник рассказов «Солдаты в синих шинелях». В супружеском тандеме Александр Сергеевич выполнял роль генератора детективных идей, часто связанных с реальными уголовными делами из практики, а Ольга Александровна, окончившая редакторский факультет , литературно оформляла намеченные сюжеты.

Сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи»

К началу семидесятых годов Александр Сергеевич был старшим следователем, однако уже подумывал о полной перемене карьеры с милицейской на литературную. Как раз в это время в рамках программы «очеловечевания» образа советского милиционера, инициатором которой был министр МВД , возникла идея создания длительного сериала о милиционерах. Прошедшая в 1969 году успешная постановка телеспектакля «Солдаты в синих шинелях» режиссёром Евгением Ануфриевым по рассказам Лавровых из одноименного сборника привлекла внимание к произведениям четы писателей, и они получили заказ на разработку такого сериала. К концу 1970 года Лавровы представили сценарии первых четырёх серий: «Черный маклер», «Расскажи, расскажи, бродяга», «Естественная убыль» и «Волшебные узоры», которые в дальнейшем редакторы и режиссёры перекроили на пять отдельных телеспектаклей. Так повесть «Черный маклер» была разбита на первую серию, собственно и третью серию , повесть «Расскажи, расскажи, бродяга» стала второй серией « », повесть «Естественная убыль» превратилась в четвертую серию , а повесть «Волшебные узоры» в пятую - .

Лавровы принимали непосредственное участие в создании сериала, высказывали мнения о подборе актёров. Например, именно именно Александр Сергеевич настоял на том, чтобы роль Зинаиды Яновны Кибрит досталась . В 1971 году, когда вышли первые серии цикла « », Александр Сергеевич уволился из МВД. Помимо регулярного выхода новых серий телеспектакля на советский экран, в печати были опубликованы телепьесы. Первый сборник из шести первоначальных дел вышел в 1974 году, второй из следующих четырёх - в 1976 году. В 1975 году с десятого дела, сериал из чёрно-белого спектакля стал цветным, а в 1978 году с дела № 13 «До третьего выстрела» стал телефильмом, и по оценке находился на пике своей популярности среди советской телеаудитории . Киносценарий трёхсерийного дела № 10, «Ответный удар», завоевал первую премию Всесоюзного конкурса МВД СССР и Союза писателей СССР, а сценарий дела № 16 «Из жизни фруктов» - вторую премию на этом конкурсе. Активная работа над следующими сериями Знатоков продолжалась вплоть до 1982 года, когда министр МВД был сам уличен в хищениях социалистической собственности, и все его проекты, включая «Знатоков» сильно пострадали. Съемки сериала возобновились только спустя 3 года, в 1985 году, и в этом же году был опубликован третий выпуск киносценариев. После съёмок дела № 22, « », в связи с распадом СССР и кардинальными перестановками на телевидение, съёмка новых серий была прекращена.

Успеху сериала у консультантов МВД и у широкой аудитории способствовала юридическая карьера Александра Лаврова. С одной стороны, его тесные связи с аппаратом МВД предоставляли ему доступ к уголовной хронике, которая не публиковалась открыто в СССР, и в основу нескольких дел «Знатоков» легли реальные дела. Например, подделка изделий Фаберже, фигурирующая в деле № 14 « », основывалась на реальном уголовном деле против , известного в преступной среде под кличкой «Миша-миллионер» . Неслучайно, Эмилия Каширникова, много лет проработавшая вместе с Лавровыми на телевидении, отмечала, что «Лавровы хорошо владели материалом - часто в основе того или иного спектакля лежали подлинные уголовные дела, у них было потрясающее предвидение, в их работах всегда поднимались проблемы, в решении которых были заинтересованы органы внутренних дел: принятие новых решений, постановлений. Они чувствовали „горящую“ тему и разрабатывали очередной сценарий с учетом её.» . С другой стороны, Лавровых изначально ещё задолго до создания Знатоков волновала тема предотвращения преступлений на ранней стадии, в детстве и юности, что нашло отражение в их ранних публицистических работах, а именно такое направление сочеталось с социальной задачей сериала, сформулированной . Как отмечает Эмилия Каширникова, «Александр и Ольга Лавровы были хорошо известны своими статьями, книгами, сценариями документальных кинолент о правовом воспитании, о предупреждении преступности и борьбе с ней.» .

После распада СССР

В 1995 году Александр Сергеевич, недовольный тем, что он не получает никаких отчислений от многочисленных показов в России, инициировал многочисленные судебные процессы по вопросам авторского права, продолжающиеся более 10 лет. После того как не удовлетворил его иск, Александр Сергеевич обратился в в , где его дело было зарегистрировано в 2007 году, однако по существу ещё рассмотрено не было .

В 2002 году на Первом канале была предпринята попытка реанимировать телесериал под названием «Следствие ведут ЗнаТоКи. Десять лет спустя», и по сценариям Ольги и Александра Лавровых были отсняты ещё две серии , а в 2003 году .

Сочинения

Все произведения в сооавторстве с

Публицистика

  • 1961 - «Молодёжный оперативный», «ЧП - дармоед!»
  • 1962 - «Чтобы не совершилось преступление», «Случается дело», «Товарищ ребёнок»
  • 1963 - «Дать по лапе!»
  • 1964 - «Особо опасен»
  • 1967 - «Воспитание чувств»
  • 1970 - «Вы, ваш ребёнок и мир вокруг»
  • 1983 - «Хроника уголовного дела»

Проза

Драматургия

  • 1985 - «Бермудский Треугольник», Оперетта в двух действиях.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Литература:

Богданов А.П.

В тени Великого Петра. М., 1998.

Лавров А.С.

Регентство царевны Софьи Алексеевны. М., 1999.

Царевна Софья. 1657–1704. СПб., 2001.

18/4. Екатерина Алексеевна (26.11.1658 г., Москва – 1.05.1718 г., там же, похоронена в Смоленском соборе Московского Новодевичьего монастыря).

По преданию, перед рождением дочери Алексею Михайловичу во сне привиделся образ великомученицы Екатерины, поэтому царевна и была названа этим именем. На месте видения, в 25 верстах от Москвы, за селом Царицыном, по случаю рождения Екатерины Алексеевны была основана Екатерининская мужская пустынь. Во время «Хованщины» в 1682 году сын стрелецкого начальника князь Андрей Иванович Хованский обвинялся в том, что якобы с помощью женитьбы на Екатерине намеревался захватить престол. В противостоянии Софьи и Петра Екатерина была душой за сестру, но никакого реального участия в этой борьбе не принимала. Тем не менее после подавления стрелецкого бунта 1698 года ей пришлось некоторое время провести под стражей в Новодевичьем монастыре. Затем царевна была освобождена, и Пётр сохранял с ней добрые отношения. Вместе с царевичем Алексеем Петровичем Екатерина даже крестила в православие Марту Скавронскую, будущую Екатерину I, получившую своё имя в честь крёстной. В Москве царевна жила безвыездно в своём доме на Девичьем поле и никогда не хотела даже приехать взглянуть на новую столицу – Петербург. Скончалась она в разгар следствия по делу царевича Алексея, очень опасаясь, что раскроется её связь с костромским попом Егором Елисеевым, которого она принимала у себя и щедро одаривала. Московская жизнь царевен Екатерины и Марии Алексеевен с большим юмором описана А.Н. Толстым в одной из глав его романа «Пётр Первый».

19/4. Мария Алексеевна (18.01.1660 г., Москва – 9.03.1723 г., СПб., похоронена в Петропавловском соборе СПб.).

Царевна Мария Алексеевна, как и некоторые из её сестёр, тоже пережила опалу и заточение. Её вина состояла в добрых отношениях не только с Софьей, но и с первой женой Петра – Евдокией Лопухиной и царевичем Алексеем. Царевич неоднократно передавал через тётку уже постриженной в монастырь матери письма, а перед своим побегом за границу – и деньги. Во время этого бегства, по пути из Риги в Либаву, Алексей встретил Марию Алексеевну, возвращавшуюся из Карлсбада после лечения, и между ними состоялся разговор. Тётка потребовала от него написать письмо матери и, видя колебания царевича, сказала: «Хоть бы тебе и пострадать, ведь за мать, никого иного». Этого оказалось вполне достаточно, чтобы привлечь Марию к следствию по делу Алексея. В 1718 году она была арестована и посажена в Шлиссельбургскую крепость, а затем переведена под домашний арест. Освободили её лишь в 1721 году. Царевна Мария Алексеевна пережила всех своих сестёр и скончалась последней в 1723 году. В покоях умиравшей столпилось множество священников и юродивых. Пришедший Пётр, увидев это, приказал их всех выгнать вон. С тех пор многие старомосковские обычаи, сопровождавшие проводы на тот свет, в царской семье навсегда отошли в прошлое.

Царь Фёдор Алексеевич

(30.05. 1661 г., Москва – 27.04.1682 г., там же, похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля). Царь с 1676 г., венчан на царство 18.06.1676 г. в Успенском соборе Московского Кремля.

18.07.1680 г., Москва – Агафья Семёновна Грушецкая (ум. 14.07.1681 г., Москва, похоронена в Вознесенском соборе Вознесенского девичьего монастыря Московского Кремля, в 1929 г. останки перенесены в подвальную палату Архангельского собора Московского Кремля), дочь воеводы Семёна Фёдоровича Грушецкого и Заборовской;

15.02.1682 г., Москва – Марфа Матвеевна Апраксина (1664 г., Москва – 31.12.1715 г., СПб., похоронена в Петропавловском соборе СПб.), дочь стряпчего Матвея Васильевича Апраксина (убит в 1668 г.) и Домны Богдановны N, урождённой Ловчиковой.

В истории царю Фёдору «не повезло». Он умер, не дожив месяца до 21 года, и пробыл на московском престоле всего 6 лет. Его правление пришлось на время между двумя великими царствованиями: отца Алексея Михайловича и младшего брата Петра, личности которых затмили Фёдора. Поэтому и рассматривали историки его время или как продолжение политики Тишайшего Алексея, или как прелюдию к правлению великого Петра. Между тем Фёдор Алексеевич был личностью незаурядной и оставил в истории пусть не яркий, но всё же значительный след.

В 1674 году он был торжественно «объявлен» народу как наследник престола. Царевич получил прекрасное образование. Его учителем был Симеон Полоцкий, сумевший привить Фёдору любовь к стихосложению, преподававший ему философию и риторику, польский язык и латынь. Учился царевич и церковному пению, известно, что, уже будучи царём, он неоднократно пел на клиросе во время службы. Увлечение поэзией вылилось в сочинение нескольких псалмов, вошедших в «Псалтырь» Симеона. Некоторые молитвы Фёдор положил на музыку, мы и сейчас можем услышать его произведения. Но главное, Симеон Полоцкий приобщил Фёдора к западной культуре и внушил ему идею об особой роли царя как хранителя истины и закона, ревнителя веры и правды, правителя во имя «общего блага». Иными словами, царевича сознательно готовили к управлению государством.

Царь Фёдор Алексеевич. Посмертная парсуна царя работы Б. Салтанова. 1686 г.

К сожалению, Фёдор не отличался крепким здоровьем. В детстве, видимо, это особо не проявлялось. Мальчик часто сопровождал отца в дальних поездках на богомолье, выезжал с ним на охоту. Но, когда Фёдору шёл тринадцатый год, случилось несчастье. Царевич очень любил лошадей, эта страсть оставалась с ним до конца жизни. И вот как-то раз он с тётками и сёстрами захотел прогуляться в санях за городом. Фёдор сел на лошадь, а царевны в сани, но вдруг лошадь вскочила на дыбы и сбросила седока. Царевич попал под сани, лошадь рванулась вперёд, и «тут сани всею своею тяжестью проехали по спине лежащего на земле Фёдора и измяли у него грудь». Кроме того, известно, что Фёдор, так же как отец и брат Иван, болел цингой. Временами он с трудом мог ходить, только опираясь на палку. Он болел, когда ему сообщили о смерти Алексея Михайловича. Бояре на руках внесли Фёдора в большой зал и посадили на трон. Сидя на носилках, он сопровождал похоронную процессию. Так началось его царствование.

Восшествие на престол 14-летнего Фёдора сразу же выдвинуло на первый план его родственников по матери – семейство Милославских. Из дальнего воеводства в Москву был вызван двоюродный дядя царя И.М. Милославский. Чуть ли не все бояре выехали встречать его за Москву. Ближайшими соратниками честолюбивого царедворца были князья Ю.А. Долгоруков и Я.Н. Одоевский, Б.И. Хитрово. Все они возглавили важнейшие приказы, причём одновременно управляли сразу несколькими учреждениями, сконцентрировав в своих руках и большую власть, и большие богатства. Одновременно опале подверглись сторонники Нарышкиных, родственников второй жены Алексея Михайловича. Царица Наталья Кирилловна с детьми была удалена от двора, её братья отправились в ссылку, а через некоторое время был лишён боярства и сослан ближайший сподвижник покойного царя А.С. Матвеев. Устранив противников, Милославский надеялся без труда управлять молодым царём. Так началась многолетняя вражда двух дворянских кланов. Но в 1680 году Фёдор вышел из-под опеки Милославских, рядом с ним оказались соратники, в большинстве своём происходившие из незнатных родов: И.М. Языков, братья А.Т. и М.Т. Лихачёвы, князь В.В. Голицын (будущий фаворит царевны Софьи), ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев.

Уничтожение местничества. Сожжение разрядных книг при царе Фёдоре Алексеевиче в 1682 г. Рисунок А.И. Шарлеманя. 1880-е гг.




Top