Евгения симонова золотая маска. Названы лауреаты премии «Золотая маска

Прежде того — ​эксперты двух советов, драматического и музыкального, отсмотрели 936 премьер сезона по всей России — ​от Балтики до Тихого океана. В 2017 году впервые в таком масштабе прошла очень важная всероссийская программа «Золотая маска в кино»: балет «Ромео и Джульетту» в постановке Вячеслава Самодурова (Екатеринбургская опера), «Жизнь и судьбу» Льва Додина, «Грозу» Андрея Могучего и «Войну и мир» Петра Фоменко увидели в прямой кинотрансляции жители 60 городов страны.

При открытии премиальной церемонии зал Театра Станиславского и Немировича-Данченко встал — ​в память Георгия Георгиевича Тараторкина, бессменного президента «Золотой маски». Большой актер и благородный человек, Георгий Тараторкин ушел из жизни 4 февраля 2017 года.

Закрытие «Маски» традиционно начинается с премий в самом неустоявшемся (несмотря на постоянные усилия по развитию оного) жанре российского театра — ​оперетта и мюзикл. «Лучшим спектаклем» жюри назвало мюзикл Романа Феодори «Биндюжник и король» по мотивам «Одесских рассказов» Бабеля (Театр юного зрителя, Красноярск). Лучший спектакль в жанре «Современный танец» — ​«Все пути ведут на север» «Балета Москва» (хореограф — ​Карин Поньес, на музыку Давида Монсо (оба — ​Франция). Спецприз жюри получил спектакль «The Маруся» — ​перформанс хореографа Александра Андрияшкина, артистическое соло PR-менеджера танцевальной компании «Диалог Данс» Маруси Сокольниковой (и это третья «Маска» молодой труппы современного танца из Костромы!).

Лучшим спектаклем в балете жюри признало «Ромео и Джульетту» Вячеслава Самодурова и Екатеринбургского театра оперы и балета («Маску» балетного солиста получил Игорь Булыцын — ​Меркуцио в этой постановке). Но 2017 год несколько нарушил уже привычную тенденцию — ​не все оперные и балетные «Маски» достались театрам Урала и Сибири. Двумя премиями отмечен спектакль Мариинского театра «Скрипичный концерт № 2» на музыку Сергея Прокофьева: «женскую» балетную «Маску»-2017 получила Виктория Терешкина, премию в номинации «Лучший хореограф» — ​Антон Пимонов.

Солист Мариинского балета с 1999 го-да, Пимонов представил свою первую оригинальную постановку в 2013-м. За неполных 4 года в репертуар театра вошли 7 его работ.

Лучший дирижер — Теодор Курентзис. Фото: РИА Новости

Три «Маски»-2017 получила «Травиата» Боба Уилсона в Пермском театре оперы и балета: награждена за партию Виолетты Надежда Павлова, восходящая звезда театра (вторая Надежда Павлова на пермской сцене — ​на сей раз не балетная, а оперная), «дирижерскую» «Маску» получил Теодор Курентзис («уральский афинянин» вышел на сцену не во фраке, а в рокерской косухе — ​и обратился к партеру со словами: «Христос Воскресе!», а зал довольно дружно ответил). Наконец, «Маску» художника по свету получил сам постановщик — ​крупнейший режиссер и сценический дизайнер нашего времени Роберт Уилсон (США).

Лучшим солистом признан Липарит Аветисян — ​Шевалье де Грие в «Манон» Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Лучшим оперным спектаклем сезона — ​«Роделинда» Большого театра на музыку Г.Ф. Генделя, а лучшим оперным режиссером — ​ее постановщик Ричард Джонс (Великобритания). Российская «Маска»-2017 пополнила очень длинный список профессиональных наград Джонса (только премий Лоуренса Оливье в этом списке — ​7).

В «Маске»-2017 вновь появилась «блуждающая» номинация композитора. По оценкам многих профессионалов театра, оригинальных новых партитур на российской сцене становится все больше: поток не иссякает, и номинации явно суждено стать постоянной. «Маску»-2017 получил Эдуард Артемьев за мюзикл «Преступление и наказание» (Театр мюзикла, Москва). Среди номинантов был Георгий Фиртич с синтетической, сотканной из романсовой, кабаретной, песенной, маршевой, пронзительной оркестровой стихии партитурой спектакля Георгия Тростянецкого «Белый. Петербург» (Театр музкомедии, Санкт-Петербург) — ​не инсценировкой романа «Петербург», но вольной фантазией о невской столице в 1905 году (достаточно сказать, что многострадальная императорская чета у Тростянецкого поет у рампы дуэтом романс «Девушка пела в церковном хоре…»). Среди номинантов был и Алексей Сергунин с оперой «Доктор Гааз», поставленной «Геликоном». И Александр Маноцков — ​с минималистской и языческой виртуозной «Снегурочкой» (театр «Старый дом», Новосибирск). Маноцков, главный культурный герой спектакля, «Маску»-2017 не получил — ​но «Снегурочка» награждена в номинации «Эксперимент».


Этель Иошпа. Фото: РИА Новости

Маску сценографа в музыкальном театре получила Этель Йошпа — ​ученица Дмитрия Крымова, выпускница РАТИ 2008 года (за работу над «Саломеей» Рихарда Штрауса в «Новой опере»). Маску сценографа в драме получил режиссер Николай Рощин — ​за художественное оформление своего спектакля «Ворон» в Александринском театре. (Сказка Гоцци у Рощина великолепна и предельно мрачна: корабль принца Дженнаро украшен черепами не подошедших ему невест, арапка Смеральдина заливает сцену клюквенной кровью. А в темно-синем небе плывут великолепные и страшные арт-объекты, похожие на армаду звездных войн, готовую к высадке на Землю.)

Лучшим спектаклем в Театре кукол признан в 2017-м особый проект: спектакль Яны Туминой «Колино сочинение» (Продюсерский центр «КонтАрт», Петербург). В основе — ​книга художника Сергея Голышева о его сыне, особом мальчике Коле. И стихи самого Коли (сейчас ему 12 лет, он был на церемонии вручения «Маски» — ​и радовался вместе с режиссером и актерами Анной Сомкиной и Александром Балсановым («актерская» маска у кукольников тоже отошла спектаклю «Колино сочинение»). Нежный и печальный мир путешествия на электричке поэта Коли и выдуманной им девочки Вари ​стал одним из самых человечных спектаклей «Маски»-2017.

Новая номинация в «Маске»-2017 — ​«Драматург». Сие кажется глубоко верным — ​и давно назревшим. Здесь в конкурсе были три спектакля по новым пьесам, написанным на русском. «Саша, вынеси мусор» Натальи Ворожбит (поставил пьесу Виктор Рыжаков в Центре Мейерхольда) — ​лаконичная и трагическая киевская хроника наших дней, долгий разговор жены с тенью погибшего «в зоне АТО» украинского офицера. О том, в частности, как советский лейтенант переживает распад и закруты 1990-х, как становится патриотом новой страны, возникшей при распаде империи. Включение пьесы в конкурс кое-что говорит о достоинстве и профессиональной независимости российской национальной театральной премии 2017 года.

В номинации было и «Мирение. Телеутские новеллы» Вячеслава Дурнен-кова и Марии Зелинской — ​документальный рассказ потомков маленького сибирского народа, которые прошли вместе со всеми XX век: плавильный котел единой школы, великих строек и вагонзаков.

Но получил первую «Маску» драматурга Марюс Ивашкявичус — ​за пьесу «Русский роман», основу спектакля Миндаугаса Карбаускиса и Театра Маяковского о Толстом. (В интервью «Новой» Ивашкявичус говорил о сути пьесы: «У Толстого, как и у Левина в романе, семья рождалась после катастрофы. Катастрофы сиротства. Они оба отчасти чувствовали себя в молодости как единственный человек, выживший после кораблекрушения. И вот — этот человек опять создает огромную семью» . И далее — ​о том, как яснополянская идиллия, выстроенная твердой рукой гения, столкнулась с реальностью.)

«Маску»-2017 за роль Софьи Андреевны в «Русском романе» получила Евгения Симонова. «Русский роман» награжден и как лучший спектакль большой формы. Мужскую актерскую «Маску»-2017 получил Данила Козловский — ​Гамлет в спектакле Льва Додина.

Лучшим спектаклем малой формы признан «Магадан/Кабаре» Юрия Погребничко и театра «Около дома Станиславского» — ​новая часть театрального гипертекста о руинах русского XX века, простреленная в упор (как всегда в театре «Около») вагонным и уличным мелосом, дрожащими обрывками романсов, тусклым светом железнодорожных фонарей, шинельной сыростью.

Погребничко, к слову, получил «Маску» впервые с 2003 года. (Особенно обидно за театр и актрису Лилию Загорскую было в 2012-м, когда без наград остался поразительный, разрывающий сердце всякому ветерану и инвалиду Страны Советов спектакль «Оккупация — ​милое дело!».) Но… именно в драматическом конкурсе «Маски»-2017 (как бывает и каждый год) закипели страсти: так много прекрасных работ были номинированы, что за некоторые ныне обидно (а «Маска» — ​одна).

Спецприз жюри за актерский ансамбль получили «Три сестры» Тимофея Кулябина (театр «Красный факел», Новосибирск): лучшая на сегодня работа режиссера, пронзительный Чехов на языке демонов глухонемых (здесь говорят жестами, а текст пьесы ползет по видеоэкранам), страшный Чехов, персонажи которого сбросили последний мундир, последний корсет — ​ясную и вменяемую русскую речь, а чувствуют и говорят стоном, мычанием, корчами белой горячки.

Второй спецприз драматического жюри отошел к актерам Александринского театра, играющим «По ту сторону занавеса» Андрия Жолдака. И это «Три сестры» — ​ирреальные, тонко подсвеченные, полные инопланетного ветра и шума волн холодного приполярного моря. Здесь души сестер Прозоровых и присных носятся в космосе (похоже, после гибели нашей планеты), подтверждая бессмертие слова, записанного по старой орфографии в 1900 году. И «Три сестры» Кулябина, и «По ту сторону занавеса» Жолдака могли бы претендовать и на главные «Маски».

В списках номинантов (28 режиссеров вошли в него в 2017 году — ​и как жюри выбирать между ними?!) остались и такие достойные работы прошлого сезона, как «Дядя Ваня» Михаила Бычкова (Камерный театр, Воронеж), «Кира Георгиевна» Сергея Женовача, «Последнее свидание в Венеции» Дмитрия Крымова с Александром Филиппенко, благородные «Записки юного врача» Григория Козлова (театр «Мастерская», Петербург), эффектнейший «Корабль дураков» Дениса Бокурадзе (театр-студия «Грань», Новокуйбышевск).

«Режиссерскую» «Маску»-2017 получил Андрей Могучий. Его «Гроза» (БДТ им. Товстоногова) — ​точно площадная игра на ширме одетых в черное (лишь Катерина в алом) вечных кукол, типажей русского народного театра со всеми его лютыми смертоубийственными драмами. Мощная визуальность раннего театра Могучего и классическая традиция БДТ нашли новый синтез. На «Маску» могла бы по праву претендовать и сценография Веры Мартыновой к спектаклю — ​черный, как френч юного минималиста, город Калинов, прошитый серебряными молниями Божьего гнева, оттененный столпами бледного света: то ли фонари играют на дебаркадерах и пристанях Волги, то ли сходят и возносятся любимые Катериной ангелы…

«Золотая маска» (как и огромное число культурных и издательских институций России) основана в начале 1990-х. К концу текущего десятилетия, когда пройдет весь вал «четвертьвековых» юбилеев, мы сможем оценить, сколько героических проектов породило «лихое время». Как отчаянно сражались за эти проекты их основатели. Сколько несущих конструкций современного культурного процесса РФ созданы тогда — ​и выжили, развились, окрепли вопреки ветру времени.

Но «Маска» и в этом длинном ряду — ​из важнейших инициатив. Фестиваль и премия стали институтом поиска, отбора, выставления пред глаза профессионального сообщества (а года через два-три — ​и «широкого зрителя») новых театральных имен. Стоило бы написать об этом отдельно, перечислив первые успехи Мариинского балета и Новосибирской оперы, дирижера Курентзиса и хореографа Багановой, начинающего автора Гришковца, молодых режиссеров Серебренникова, Могучего, Чернякова, Крымова (было ведь, все прошли через «подъемный механизм» «Маски»).

И в номинациях-наградах «Маски»-2017, как всегда, брезжили новые имена. Яснее очерчивались восходящие репутации. Балетные критики шептали драматическим: «Обратите самое пристальное внимание» — ​и подчеркивали строку в узкой книжечке с именами номинантов, похожей на программу Санкт-Петербургских бегов с участием Вронского и Фру-Фру.

Традиция все-таки жива. Она (в широком смысле!) оказалась стойкой и способной к развитию.

А как вспомнишь, с чего это начиналось! И какой гибели всерьез ждали четверть века назад…

Церемония «Маски» в этом году началась не с приветственных адресов, а с печальной ноты — свое выступление в начале вечера директор «Золотой маски» посвятила , со дня основания премии в 1997 году бывшему ее бессменным президентом. После кончины артиста 4 февраля президентом «Маски» стал Игорь Костолевский.

Спектакль «Русский роман», поставленный в Театре им. Маяковского его художественным руководителем Миндаугасом Карбаускисом, стал лауреатом «Золотой маски» в номинации, считающейся главной, — драматический спектакль большой формы.

Поставленный по пьесе литовского драматурга Марюса Ивашкявичюса, он рассказывает о семейной драме и его последних днях.

Этот спектакль стал чемпионом по количеству побед — Евгения Симонова была признана лучшей актрисой за роль Софьи Андреевны, а автор пьесы победил в новой номинации «Лучшая работа драматурга».

Сцена из спектакля «Русский роман»(Театр им. Вл. Маяковского, Москва)

В балете лучшим спектаклем стал «Ромео и Джульетта», поставленный в Екатеринбургском театре оперы и балета — лидером российского танцевального театра, пришедшим в балет из современного танца. Кстати, в номинации, посвященной современному танцу, победил спектакль «Все пути ведут на север» столичного «Балета «Москва».

Не остался без призов и Большой — его постановка «Роделинда» была признана лучшим оперным спектаклем, а ее постановщик — лучшим оперным режиссером.

Зато куда меньше наград досталось постановке «Травиата», ставшей объективной сенсацией — всемирно известный режиссер поставил ее в Пермской опере, а за дирижерский пульт встал художественный руководитель и главный мотор этого театра — ему достался титул лучшего оперного дирижера.

Уилсон, всегда сам рассчитывающий и прописывающий световые партитуры своих постановок, удостоился титула лучшего художника по свету.

Надо сказать, что и в драме лучшим художником был признан режиссер-экспериментатор , также взявшийся сам оформлять свой спектакль «Ворон», поставленный в петербургском Александринском театре. Кажется, постановщик был немало удивлен таким решением жюри, которым в этом году руководил худрук РАМТа .

В номинации «Эксперимент», одной из самых интригующих на «Золотой маске», победила постановка «Снегурочка» новосибирского театра «Старый дом», которую поставила на музыку композитора режиссер .

«Музыкой для нас является все. Поэтому в качестве музыкальных инструментов мы будем использовать как классические предметы, с помощью которых традиционно извлекаются звуки, так и бытовые. Гармошка, скрипка, флейта, медный таз.

Оркестрантами выступят сами артисты. Музыка станет стержнем, хребтом спектакля, таким же равноправным элементом, как сценография, актерское исполнение и световая партитура», — рассказывает постановщик о спектакле в программке фестиваля.

Соперниками сибиряков в этой категории были самые разные постановки — «Язык птиц», поставленный в БДТ вместе с центром по работе с людьми с аутизмом «Антон тут рядом», «Разговоры беженцев» по одноименной пьесе , сделанные фестивалем «Точка доступа» и играющиеся на вокзалах Москвы и Петербурга, постдраматическое «Поле» театра post и научный театр «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой», поставленные в Электротеатре «Станиславский» Хайнером Гёббельсом.

Закрывать «Маску» пришлось уже новому ее президенту — по традиции, после вручения главных наград приступают к наградам почетным.

В этом году их лауреатами стали вахтанговец , премьер Александринки , а также худрук МХТ, а провели артисты и . Постановщики одели ведущих в одной черно-белой гамме с артистами современного танца и включили ведущих в изысканное пластическое действо, в котором танец сочетался с яркими световыми решениями. Была у этой постановки и собственная идеологическая линия - пока на авансцене шло награждение, на заднем плане все время продолжалось движение — видимо, символизируя тот факт, что театр и искусство в своей работе не останавливаются ни на минуту, даже на время получения наград. И что в вечном для искусства споре процесса и результата процесс все равно важнее - и потому побеждает.

«Война и мир. Начало романа» в «Мастерской Петра Фоменко»

Неполный первый том «Войны и мира» в постановке Петра Фоменко - сенсация 2002 года

В 2002 году самый большой урожай «Золотых масок» собрала «Мастерская Петра Фоменко». Четырехчасовая постановка «Война и мир. Начало романа» по первому тому эпопеи Толстого была названа лучшим спектаклем малой формы, Петр Фоменко получил премию за режиссуру, а Галина Тюнина - за лучшую женскую роль. Ювелирная режиссура и полифония смыслов, деликатность и высокий стиль, фирменная легкость и точность актеров, способных играть энергично и чисто, будто сочиняя на ходу, - спектакль вобрал все, за что обожают «фоменок». В нынешнем виде постановка несколько отличается по составу исполнителей, однако общая атмосфера и энергия присутствия мастера чудесным образом сохраняется даже спустя несколько лет после его ухода из жизни. «Мастерская Петра Фоменко» получала «Золотые маски» неоднократно - не только за «Войну и мир», и многие из награжденных спектаклей идут вовсю в репертуаре при переполненных залах: «Одна абсолютно счастливая деревня» («Золотая маска» 2001 года), «Триптих» (2011) и «Сон в летнюю ночь» (2016).

«Скрипка Ротшильда» в МТЮЗе

Горькая притча о старом гробовщике


Все три спектакля Камы Гинкаса по рассказам Чехова получали «Золотые маски». «Черный монах» (2001), «Дама с собачкой» (2003), «Скрипка Ротшильда» (2006). И все идут в репертуаре по сей день. Последний наградили дважды: в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая работа художника» (Сергей Бархин). В центре внимания - старый мрачный молчун-гробовщик (Валерий Баринов), только что похоронивший жену и теперь среди гробов всех сортов вспоминающий жизнь. Хрустальной чистоты лиризм, постепенно проклевывающийся где-то глубоко внутри героя, способен пробить железобетон.

«Мнимый больной» в Малом театре

Комедия Мольера в постановке Сергея Женовача


Последняя пьеса великого комедиографа Мольера в режиссерском решении мастера-реалиста Сергея Женовача стала не столько сатирой на врачей-шарлатанов, сколько трогательной историей причудливого сопротивления одиночеству. В 2007 году постановка с ведущим артистом труппы Василием Бочкаревым в главной роли получила «Золотую маску» как лучший спектакль большой формы. Это не единственный спектакль Малого театра, награжденный высшей театральной премией, - в 2004 году специальным призом жюри был отмечен «Правда - хорошо, а счастье лучше» по Островскому, тоже поставленный Женовачем.

«Захудалый род» в «Студии театрального искусства»

Консервативный театр в лучшем виде


Авторский театр Сергея Женовача - один из самых популярных в городе, притом что напрочь лишен внешних признаков настоящего времени. Здесь ставят классику, преимущественно русскую, преимущественно в костюмах изображаемой эпохи и строго в соответствии с сюжетом. Но причина популярности все же не только и не столько в осознанном выборе ниши старого доброго театра, сколько в редком уровне мастерства, не только влюбляющего в театр толпы зрителей, но неоднократно отмеченного экспертами и жюри «Золотой маски». Триумфаторами премии в разные годы становились «Битва жизни» по Диккенсу, «Река Потудань» по Платонову и самый первый спектакль «СТИ» - «Захудалый род» по Лескову. В последнем молодые артисты, тогда (в 2007 году) только получившие дипломы, за 4 незаметно пролетающих часа чертовски достоверно и бесконечно трогательно проживают всю историю отдельно взятого дворянского рода позапрошлого столетия.

«Рассказы Шукшина» в Театре наций

Евгений Миронов и Чулпан Хаматова в спектакле, примирившем новаторов и традиционалистов


Лучший российский спектакль в сезоне 2008/2009, по мнению жюри «Золотой маски», поставил латыш Алвис Херманис. «Рассказы Шукшина» в его постановке с именитыми русскими актерами - Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым - спектакль ужасно смешной и ладно скроенный, он состоит из сценок из жизни русской глубинке, которую артисты специально ездили изучать.

«Дядя Ваня» в Театре им. Вахтангова

Выдающийся спектакль Римаса Туминаса с Сергеем Маковецким в главной роли


После «Дяди Вани» (премьера 2009 года) ни у кого не осталось вопросов к назначению литовца Римаса Туминаса на место худрука Вахтанговского театра - это была не первая работа режиссера на знаменитой сцене, но именно с нее нужно отсчитывать эпоху вахтанговского ренессанса. Традиционный для чеховских спектаклей психологизм соединяется с трагическим гротеском, который так любит Туминас, и метафоричностью, свойственной литовской режиссуре вообще. В роли Войницкого - Сергей Маковецкий.

«КукКафе «У.Шекпира» театра «Тень»

Весь Шекспир в одном меню


Вы приходите в кафе, занимаете один из пяти столиков, в меню вместо еды выбираете одну из многочисленных пьес Шекспира (впрочем, и еду потом можно заказать тоже). Когда все сделали свой заказ, представление начнется: в маленьком вертепе для гостей исполнят пять выбранных этим вечером пьес английского барда в формате ультракраткого пересказа силами уморительных кукол. Над созданием работала бригада драматургов и авторская команда лучшего театра кукол Москвы - театра «Тень». Билеты на спектакли этого театра нельзя купить, но можно заказать и дождаться оповещения о предстоящих показах. «КукКафе «У.Шекспира»» получило «Золотую маску» в 2015 году как лучший спектакль театра кукол. Аналогичную награду взял их же спектакль «Эпос о Лиликане» пятью годами ранее, и он тоже сохранился в актуальном репертуаре.

«О-й. Поздняя любовь» в «Школе драматического искусства»

Абсурдистский боевик по старомодной пьесе - с переодеваниями, электрошоком и кровищей


Сочинение Дмитрия Крымова и его воспитанников из ГИТИСа - абсурдный экшен с нелепыми переодеваниями, кровавыми боями и танцами - по совершенно забытой пьесе Островского. То есть буквально по пьесе, а не, как обычно у Крымова, по психоделическому винегрету из всего мирового культурного наследия разом. На выходе удивительным образом получился один из самых смешных спектаклей если не нового времени, то уж как минимум сезона; в подтверждение - две «Золотых маски» 2016 года: за лучший спектакль и лучшую женскую роль (Мария Смольникова).

В том же году театру «Школа драматического искусства» «Золотую маску» принес еще один спектакль - удивительной красоты акустическое полотно старинных шумовых аппаратов «Звуковые ландшафты» композитора Петра Айду, признанное лучшим в конкурсе «Эксперимент». Кроме того, из всех спектаклей «Лаборатории Дмитрия Крымова» в сегодняшнем репертуаре ШДИ имеется еще один лауреат «Золотой маски», и тоже в номинации «Эксперимент» - это «Opus № 7», черно-белый хенд-мейд-иллюзион про Шостаковича.

Церемония вручения Национальной театральной премии «Золотая маска» состоялась 19 апреля 2017 года в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Начался вечер с минуты молчания в память о первом президенте фестиваля «Золотая маска» Георгии Тараторкине.

Лучшим спектаклем малой формы стал «Магадан/Кабаре» театра «Около дома Станиславского», лучшим спектаклем большой формы - «Русский роман» Театра им. Вл. Маяковского, лучшим спектаклем в оперетте/мюзикле - «Биндюжник и Король» Театра юного зрителя (Красноярск), лучшим спектаклем в современном танце - «Все пути ведут на Север» театра «Балет Москва», лучшим спектаклем в балете - «Ромео и Джульетта» Театра оперы и балета (Екатеринбург), лучшим спектаклем в опере - «Роделинда» Большого театра.

Лауреатом номинации «лучшая работа композитора» стал Эдуард Артемьев за «Преступление и наказание» Театра мюзикла. Приз за лучшую женскую роль в драме получила Евгения Симонова (Софья Толстая, «Русский роман», Театр им. Вл.Маяковского), а за лучшую мужскую роль в драме - Данила Козловский (Гамлет, «Гамлет», Малый драматический театр - Театр Европы, Санкт-Петербург).

Специальные премии жюри музыкального театра получили спектакль «The_Marusya» компании «Диалог Данс» (Кострома) и спектакль «Геракл» Башкирского театра оперы и балета (Уфа). Специальными Премиями Жюри драматического театра были отмечены ансамбль актеров в спектакле «Три сестры» театра «Красный факел» (Новосибирск), а также Игорь Волков, Виталий Коваленко, Елена Вожакина - актеры в спектакле «По ту сторону занавеса» Александринского театра (Санкт-Петербург).

Премии «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» были вручены актеру и режиссеру Айгуму Айгумову, режиссеру Андрею Борисову, оперной певице Ирине Богачевой, актеру Александринского театра Николаю Мартону, художественному руководителю МХТ им. А.П.Чехова Олегу Табакову, актеру Театра им. Евг. Вахтангова Владимиру Этушу. Не смог приехать на церемонию, но прислал видеообращение легендарный грузинский режиссер Резо Габриадзе.

Победители Национальной театральной премии «Золотая маска»

Лучшая женская роль в оперетте/мюзикле - Мария Биорк (Соня), «Преступление и наказание», Театр мюзикла, Москва.

Лучшая мужская роль в оперетте/мюзикле - Виктор Кривонос (Аполлон Аполлонович Аблеухов), «Белый. Петербург», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург.

Лучшая роль второго плана в оперетте/мюзикле - Владимир Гальченко (Князь Серпуховской), «История лошади», Театр драмы им. М.Горького, Самара.

Лучшая работа режиссера в оперетте/мюзикле - Роман Феодори, «Биндюжник и Король», Театр юного зрителя, Красноярск.

Лучшая работа дирижера в оперетте/мюзикле - Андрей Алексеев, «Белый. Петербург», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург.

Лучший спектакль в оперетте/мюзикле - «Биндюжник и Король», Театр юного зрителя, Красноярск.

Лучшая женская роль - Виктория Терешкина, «Скрипичный концерт №2», Мариинский театр, Санкт-Петербург.

Лучшая мужская роль - Игорь Булыцын (Меркуцио), «Ромео и Джульетта», Театр оперы и балета, Екатеринбург.

Лучшая работа дирижера в балете - Павел Клиничев, «Ундина», Большой театр, Москва.

Лучшая работа балетмейстера/хореографа - Антон Пимонов, «Скрипичный концерт № 2», Мариинский театр, Санкт-Петербург.

Лучший спектакль в современном танце - «Все пути ведут на Север», Театр «Балет Москва», Москва.

Лучший спектакль в балете - «Ромео и Джульетта», Театр оперы и балета, Екатеринбург.

Лучшая женская роль в опере - Надежда Павлова (Виолетта Валери), «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И.Чайковского, Пермь.

Лучшая мужская роль в опере - Липарит Аветисян (Шевалье де Грие), «Манон», Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, Москва.

Лучшая работа режиссера в опере - Ричард Джонс, «Роделинда», Большой театр, Москва.

Лучшая работа дирижера в опере - Теодор Курентзис, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И.Чайковского, Пермь.

Лучший спектакль в опере - «Роделинда», Большой театр, Москва.

Лучшая работа композитора - Эдуард Артемьев, «Преступление и наказание», Театр мюзикла, Москва.

Специальные премии жюри музыкального театра - спектакль «The_Marusya», Компания «Диалог Данс», Кострома, и спектакль «Геракл», Башкирский театр оперы и балета, Уфа.

Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре - Роберт Уилсон, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И.Чайковского, Пермь.

Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре - Елена Турчанинова, «Снегурочка», Театр «Старый дом», Новосибирск.

Лучшая работа художника в музыкальном театре - Этель Иошпа, «Саломея», Театр «Новая опера», Москва.

Лучшая работа художника по свету в драме - Александр Мустонен, «Плешивый Амур», Театр МТЮЗ, Москва.

Лучшая работа художника по костюмам в драме - Елена Соловьева, «Корабль дураков», Театр «Грань», Новокуйбышевск.

Лучшая работа художника в драме - Николай Рощин, «Ворон», Александринский театр, Санкт-Петербург.

Лучший спектакль в номинации «Эксперимент» - «Снегурочка», Театр «Старый дом», Новосибирск.

Лучшая работа актера в театре кукол - Анна Сомкина и Александр Балсанов, «Колино сочинение», Продюсерский центр «КонтАрт», Санкт-Петербург.

Лучшая работа художника в театре кукол - Виктор Антонов, «Железо», Театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск

Лучшая работа режиссера в театре кукол - Наталья Пахомова, «Сказка с закрытыми глазами “Ёжик в тумане”», Московский театр кукол.

Лучший спектакль в театре кукол - «Колино сочинение», Продюсерский центр «КонтАрт», Санкт-Петербург.

Лучшая женская роль второго плана в драме - Елена Немзер (Панталона) - «Ворон», Александринский театр, Санкт-Петербург.

Лучшая мужская роль второго плана в драме - Хольгер Мюнценмайер (Дьякон), «Жили-были», Драматический театр, Шарыпово.

Лучшая женская роль в драме - Евгения Симонова (Софья Толстая), «Русский роман», Театр им. Вл. Маяковского, Москва.

Лучшая мужская роль в драме - Данила Козловский (Гамлет) - «Гамлет», Малый драматический театр - Театр Европы, Санкт-Петербург

Лучшая работа драматурга (вручается впервые) - Марюс Ивашкявичюс, «Русский роман», Театр им. Вл. Маяковского, Москва.

Лучшая работа режиссера в драме - Андрей Могучий, «Гроза», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург.

Лучший спектакль малой формы - «Магадан/Кабаре», Театр «Около дома Станиславского», Москва.

Лучший спектакль большой формы - «Русский роман», Театр им. Вл. Маяковского, Москва.

Специальные премии жюри драматического театр а - ансамбль актеров в спектакле «Три сестры», Театр «Красный факел», Новосибирск, а также Игорь Волков, Виталий Коваленко, Елена Вожакина - актеры в спектакле «По ту сторону занавеса», Александринский театр, Санкт-Петербург.

Лауреаты премии «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» - актер и режиссер Айгум Айгумов, режиссер Андрей Борисов, оперная певица Ирина Богачева, актер Александринского театра Николай Мартон, художественный руководитель МХТ им. А.П.Чехова Олег Табаков, актер Театра им. Евг. Вахтангова Владимир Этуш и грузинский режиссер Резо Габриадзе.




Top