Ф м акунин скачать полную версию.

Ф. М. Борис Акунин

(Пока оценок нет)

Название: Ф. М.

О книге Борис Акунин «Ф. М.»

Историк Николас Фандорин ищет пропавшую рукопись неизвестной повести Достоевского. Оказывается, одна из первых редакций «Преступления и наказания» представляла собой настоящий классический детектив с теми же персонажами, но несколько иным развитием сюжета…

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу Борис Акунин «Ф. М.» в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги Борис Акунин «Ф. М.»

Это когда никто никого не кидал, не подставлял, а само так вышло. Ну, типа карма.

Публика не за то деньги платит, чтоб ей настроение портили и голову отягощали.

Переключился на либеральное «Ухо Москвы».

Александр Грин, повесть «Алые паруса».

– Вы ошибаетесь, – задумчиво проговорил Олег. – Вам никак не больше тринадцати. Я бы дал одиннадцать-двенадцать. В общем, поздний предпубертат.

С какой стати главными богатствами страны владеют бывшие партработники, комсомольцы, гебешники и просто ловчилы? Ни с какой. Просто решили, что отныне будет так, и дело с концом. Между прочим, правильно решили. Лучше самозваный хозяин, чем вовсе никакого. Вот и Морозов приватизировал то, к чему был приставлен.

Каждый день миллионы людей в больших городах и на трассах тычут пальцем в кнопки FM-диапазонов – и всякий может найти себе станцию по вкусу. Выросло целое «Поколение FM». Летом едешь с открытым окном, слушаешь музыку, несущуюся из соседних машин, и сразу понимаешь, что за человек сидит за рулем. Скажи, какую частоту ты слушаешь, и я скажу, кто ты.

Дожили. Сподобил господь. Понятие «раскрутка» докатилось и до книжного рынка.

Речь идет о новом романе Бориса Акунина «ФМ», который на нашем книжном рынке явление, безусловно, уникальное. Нет, на первый взгляд это действительно типичный акунинский роман, не последний и не первый. Даже далеко не первый, этот двухтомник — юбилейный, это двадцать пятая книга Бориса Акунина.

Юбилейный выпуск, как уже говорилось, на первый взгляд достаточно традиционен. «ФМ» — третья книга в цикле про малость чудаковатого потомка Эраста Петровича, английского баронета Николаса Фандорина, с которым читатели уже знакомы по романам «Алтын-Толобас» и «Внеклассное чтение». Как и во «Внеклассном чтении», действие идет «меж двух времен». Сначала в руки Николаса случайно попадает часть неизвестной рукописи Достоевского под названием «Теорийка», в которой описывается преступление, совершенное на излете XIX века. Вокруг этой рукописи начинают, как положено, суетиться всякие темные людишки, которым периодически кто-то помогает откочевать в мир иной. Николаса, естественно, рок щадит, цикл не закончен, и он потихоньку добывает все новые и новые куски рукописи. Посредством этого разматывается и второй клубок — с убийцей XIX века.

В общем, вполне себе коммерческий, продаваемый роман, вполне в русле последних требований читателя, даже без модного ныне описания жизни на Рублевке не обошлось. Акунин борозды не портит и дело знает, как он верно заметил в одном из недавних интервью, «если ты работаешь в жанре массовой литературы, нужно соблюдать определенные правила вежливости».

300 тысяч стартового тиража продадут, к бабке не ходить, и вот почему.

Потому что это — только первичный слой. Перейдем к нововведениям. «ФМ» имеет все шансы остаться в памяти примером уникального на российском рынке продвижения книги. Спору нет, книги двигали и раньше, и Гарри Поттер с Оксаной Робски тому свидетели. Но двигали как-то незамысловато — стикеры-плакаты, встречи-презентации. Здесь и масштаб, и нестандартность подхода принципиально иные, что и позволяет назвать «ФМ» — проектом.

Во-первых, автор и издатели умело держат интригу. Книжным обозревателям, к примеру, разослали только первый том, и сделали это с умыслом. Потому что презентация началась с игры в «сыщики и воры» — журналистам было предложено продемонстрировать проницательность и пометить крестиками в списках подозреваемых двух убийц — в настоящем и прошлом (с Пинкертонами оказалось худо — обоих супостатов не угадал никто, поэтому главных призов штатным ругателям не дали).

После чего и началась собственно презентация, которая удивляла глобальностью подхода.

К примеру, демонстрируемые поддельные листы рукописи Достоевского изготовлялись как хороший «фальшак» — писались на подлинной бумаге XIX века специально изготовленными по тогдашним рецептам чернилами, а почерк Достоевского имитировал известный питерский каллиграф Юрий Глобов. То Акунин объясняет, что у романа непременно присутствует толчок, эдакая проскочившая искра, которая и сподвигнет автора на написание. Поводом к написанию «ФМ» оказалась песня про раненого Достоевского и пьяного хирурга — тут же озарение Георгия Шалвовича демонстрирует автор песни — Борис Гребенщиков.

Впрочем, пылью в глаза журналистам «двигатели проекта» не ограничились. Окучивание прессы с целью паблисити — святое дело (вот и мы пишем), но деньги за книгу несут читатели. И их Акунин в этой «книжке-игрушке», как он ее аттестовал, отнюдь не забыл. Дело в том, что обрусевшему внуку статского советника и чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе Эраста Петровича необходимо было решить две задачи — собрать всю рукопись и найти так называемый «перстень Порфирия Петровича». Рукопись он собрал, убийц разоблачил, но вот расшифровать загадочное четверостишие сумасшедшего «достоевсковеда»

Пять камешков налево полетели,
Четыре — вниз и не достигли цели.
Багрянец камня светит на восход.
Осиротев, он к цели приведет…

и найти перстень у него ума так и не хватило. Поэтому для всех читателей книги учинена «всероссийская интеллектуальная игра» — кто разгадает загадку, тот и получит золотой антикварный перстень, сделанный в 1905 году и украшенный бриллиантом в четыре карата.

Перстень показали. Красивый. Богатый.

Но главное даже не в том, что «ФМ» — проект, а в том, что это культуртрегерский проект. Акунин всерьез решил заняться просвещением народных масс. Собственно, его романы всегда были «двухслойны». Обыватели радовались лихо закрученной интриге, а интеллектуалы вылавливали спрятанные «фишки» — довольно хмыкали, угадывая, к примеру, за Соболевым Скобелева, или улыбались, читая первые строки рассказа Куприна «Штабс-капитан Рыбников», беззастенчиво помещенные в начало первого тома «Алмазной колесницы».

Теперь Акунин решил подключить к интеллектуальным играм всех. Достоевский в романе не «шифруется», как Куприн, напротив — именно на его романе «Преступление и наказание» и строится весь сюжет, и читатель воленс-ноленс вынужден будет приникнуть к наследию классика. Фирменные акунинские «заложенные сюрпризы» никуда не делись. Иногда они на поверхности — вроде того, что каждая из глав в книге называется двумя словами, начинающимися с «Ф» и «М». Иногда чуть поглубже, но читатель намеренно провоцируется на то, чтобы, к примеру, вычислить цитаты из «Преступления и наказания», аккуратно «вкрапленные» в текст акунинского романа. Нет, ну в самом деле — даже школьного курса литературы хватит на то, чтобы догадаться, что в «современной» линии Николаса Фандорина Акунин просто перенес героев «Преступления и наказания» в наши дни, изменив имена, посадив за руль «Пежо» или поселив в московскую «съемную хату». Ну а если не хватит — вдруг и впрямь Федора Михайловича перечитают? Тоже польза.

Борис Акунин. Ф.М. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

Борис Акунин

Ситуация точно такая же, как и в предыдущих романах о Николасе Фандорине: похождения баронета по прежнему наводят тоску и скуку. Получив от некоего наркомана несколько рукописных листков, Фандорин с изумлением обнаруживает, что это черновая версия известнейшего романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Ну того самого, где Родион-топор-старуха-Соня-«Тварь ли я...»-признание-каторга». Дальше начинаются поиски всей рукописи и...тут полный провал. Понеслась круговерть из Спайдер-мэнов, Сэйлор-мунов, олигархов, свихнувшихся «достоевсковедов», трансгендеров, детей с печальными глазами...Такой бред, похлеще чем во «Внеклассном чтении». Честно, в какой то момент думал, что ещё пара страниц, и сюжет скатиться в откровенную чернуху, но кажись пронесло...

А вот история черновика «ПиН» уже интереснее. Нет, стилизацией под ФМД тут естественно и не пахнет, слишком разные фигуры - Достоевский и Акунин, поэтому из оригинального романа здесь присутствуют даже не персонажи, а имена - Раскольников, Лужин, Порфирий Петрович. Но расследование убийства старухи-процентщицы написано добротно,хорошо, плотно и завлекательно. Нет никаких глубоких идей, душевных терзаний, мук совести, а есть детектив - пародия времён ХIХ века происходившая в литературном городе Санкт-Петербурге. По крайней мере история Федорина написана на несколько порядков лучше метущегося Николаса.

Резюме - «Ф.М.» чуть лучше «ВЧ», но до действительно интересного «Алтын-толобас» не дотянула.

Самый большой плюс романа - он побудил меня в ближайшее время перечитать историю Родиона Раскольникова...

Оценка: 7

2 в 1: исторический детектив + современный несерьёзный детектив. К Николасу Фандорину попадает часть неизвестной рукописи Достоевского - детективный роман с героями «Преступления и наказания». Николас берётся за поиски других частей этого бесценного раритета...

Концепция романа интересная, но сюжет получился особенно надуманным. Читается роман бойко, но часто возникало ощущение, что автор перегибает палку... Много трупов, эксклюзивных заболеваний, фантастичных событий. Создаётся впечатление, что Акунина мучила совесть так же, как и Фёдора Михайловича - писать хочется помонументальней, а нужно попопсовей. Вот и получилось увлекательное, но сильно нашпигованное чтиво. Историческая часть «под Достоевского», впрочем, выполнена достойно. Современная - чересчур неубедительно и поверхностно.

Читать рекомендую, но не больше 1 раза) Несмотря на критику, я ставлю достаточно высокую оценку (8), т.к. роман читал четыре дня с большим азартом. Ещё - хороша тематика, ей можно подтолкнуть людей к чтению нашего великого классика. Ну и отличный слог Акунина всегда повышает оценку на бал)

Оценка: 8

2005 год. В руки директора фирмы «Страна советов» Николая Александровича Фандорина попадает рукописная страница, принадлежащая, впрочем предположительно, перу Фёдора Михайловича Достоевского. За рукописью идёт настоящая охота, в процессе которой уменьшается количество москвичей и гостей столицы, а тут ещё ко всему прочему семейная лодка Николая Александровича попала в жизненный шторм. И что со всем этим будет делать наш магистр...

«Ф.М.» из тех вещей, которые довольно быстро стираются из памяти. Похоже, «Приключения магистра» изначально задумывались как некая летопись эпохи, призванная отразить изменения, происходящие со страной через призму восприятия магистра и баронета. Вот и тут появляются «оборотни в погонах», рублёвский гламур и «Культурный разговор: Coelho-Murakami, Robsky-Dostoevsky.» Себя Борис Акунин тоже не преминул скромно упомянуть, пересказав сюжет «Азазеля».

Спойлер (раскрытие сюжета)

Что у нас в окуджавской триаде дальше идет? Талант? Окей. Предположим, вы богатый человек и хотите взрастить в своем чаде талант. Наймите лучших специалистов по детской психологии и педагогике, пусть как следует понянькаются с вашим крошкой, проанализируют каждый его чих и, пардон, анализ кала. А потом пусть дадут научный вердикт. Так, мол, и так, ваше степенство, честно отработав полученные от вас деньги, докладываем, что ваш сын имеет явную склонность, ну не знаю, к художественному свисту. Или к морской биологии, неважно. Потом, уже зная, к какому занятию расположено от природы ваше дитятко, вкладываете в пестование этого таланта еще столько-то, и лет через пятнадцать получаете готового гения. Ведь, как утверждает современная наука, какой-никакой скрытый дар заложен в каждом из нас, просто нужно как следует в человеке порыться. Про это даже роман написан, у этого, как его… забыл имя. Ладно, черт с ним

Если при чтении предыдущего романа цикла казалось очевидным, что ничего более дикого в сюжетном плане в цикле этом уже не появится, то «Ф.М.» смело расширил границы восприятия. Тут тебе и люди с весьма странными болезнями, продажа девственности за три сотни долларов, рублёвская любовь между трансвеститом и лесбиянкой и череда изощрённых убийств японским псом-демоном, Красной Шапочкой, Человеком-пауком и ещё Бог знает кем.

Но при всей затейливости антуража, главная мысль у автора проста и не нова. Ничего-то не меняется. И вот уже в XXI веке живут герои Достоевского пусть и под другими именами. Есть и Лужин и Свидригайлов и старуха процентщица и даже Сонечка Мармеладова.

В конце книги супруга магистра и мать двоих его детей Алтын Мамаева-Фандорина произносит странную фразу: «Ты без меня пропадешь. А меня без тебя вообще не будет…», что позволяет предположить - падение с крыши «Архива древних рукописей» не прошло для магистра и баронета даром и все последующие приключения не более чем коматозный морок внука Эраста Петровича Фандорина.

Оценка: 7

На мой взгляд цикл «Приключения магистра», куда входит роман «Ф.М.», вторичен по отношению книгам об Эрасте Фандорине. Менее яркие персонажи, откровенно слабая интрига. Да и современность какая-то неинтересная у Акунина получается. В общем, от Акунина ожидал большего.

Оценка: 6

Прежде чем писать отзыв на «Ф.М.», должен заметить, что мне ОЧЕНЬ сильно не нравится творчество Достоевского и прошу иметь это в виду. Я высказываю своё мнение, при этом законов нигде не нарушаю (никакого, там, терроризма, экстремизма и т.д.), а если каким-нибудь фанатам Достоевского мой подход не нравится, дальше эту рецензию им лучше не читать.

Итак. «Преступление и наказание» я в своё время читал в школе, но до конца не осилил, хоть оно и было в нашей школьной программе. Ну, я прочитал какие-то основные моменты, но буквально самый минимум, чтобы двойку не поставили. Дочитывать всё остальное у меня желания не возникает. В отличие от Достоевского, Акунин написал свой «Ф.М.» достаточно хорошо, на крепкую четвёрку. Во-первых, он существенно улучшил оригинал (т.е. само «Преступление и наказание»), но сумел сохранить стиль Достоевского. В общем, получилось весьма похоже, только гораздо лучше. Хотя мне всё-таки больше понравилась современная часть. Жизнь 19 века я знаю намного хуже, и она мне просто меньше нравится, чем наша нынешняя. Слишком уж многих необходимых вещей тогда не было.

Тем не менее, я всё-таки не могу поставить Акунину пять и даже пять с минусом. Ему мешают два серьёзных недостатка, частично пересекающихся друг с другом. И один из этих недостатков можно заметить во многих книгах Бориса. У него явно присутствует склонность к подробнейшему смакованию всяческих болезней, уродства и ошибок природы. Иногда меня это реально раздражает. Я не говорю о морально-этической стороне дела - нет, это просто противно. Неаппетитно, можно сказать.

Второй недостаток - это чрезмерное погружение в мир всяческой толерастии. Для чего понадобилось

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

делать секретаршу Фандорина трансвеститом, постоянно меняющим пол туда-сюда? И с её манерами... по правде говоря, её манеры мне были бы в целом симпатичны, но здесь Акунин явно переигрывает в сторону грубости. Я бы оставил из этого следующее: пусть бы Валентина была прекрасной девушкой (настоящей!) из крутой семьи, действительно влюблённой в Фандорина и даже (ну, чёрт с ней) бисексуальной - ладно уж, пусть у неё будут и лесбийские замашки, это ещё не конец света - но без всякой смены пола, это уже слишком. Ну и манеры ей чуть-чуть сгладить, чтоб немного поприличнее себя вела.

Ну и ещё один маленький штришок, тоже в плане толерастии. А почему у Акунина главный герой называется «Ника»? Я бы на его месте был очень недоволен. Есть же нормальное мужское сокращение «Ник«! Извините, но я чувствую какое-то несоответствие, когда мужик носит прозвище «Ника», или когда Юрий Шевчук поёт «...Была я невеста, прекрасная дама», или когда историк Лев Клейн пишет про другого историка Л. Н. Гумилёва: «...В. Шаламов познакомил вольный мир с типичным образом лагерной Шехерезады - интеллигента, брошенного в среду урок и нашедшего способ адаптации к этой среде, способ выживания. Почти в каждом скоплении урок был такой рассказчик, ежевечерне «толкающий романы» для услаждения блатных. Я не знаю, был ли Лев Николаевич подобной Шехерезадой, но похоже, что был (никак не хочу его этим унизить - самой лучшей Шехерезадой, самой благородной).» Мне вот это всё режет слух. Может, отстаю от времени, ну и пофиг.

Таким образом, хотя в целом «Ф.М.» безусловно весьма интересен и я рекомендую его к прочтению, но ему всё же далеко до идеала.

Оценка: 8

Ну-ну, мэтру захотелось немножечко побыть Фёдром Михайловичем Достоевским. И даже попробовать за него что-нибудь написать... :)

Таким образом, роман всецело посвящён этой идее, овладевшей Акуниным. Автор ведёт линию современных событий, переплетая её с мотивами истории Достоевского, а так же, сюжетом вымышленного романа.

На мой вкус, линия самого романа от такого переплетения теряет. Акунин допускает ряд сюжетных ошибок, обычно не свойственных автору. Интрига явно отдаёт неблагородной бульварщиной.

Сценизм, в основном, удовлетворителен.

Образы героев понравились не все. Изображая наркомана, доктора, политика, автор тянет слишком много штампов. Пара героев откровенно бредовые. Детективная линия романа непривычно проста, и излишне утяжелена сущностями...

Оценка: 7

Роман получился слабенький. Раскрученный, распиаренный - это да. Скудный язык, убогая, надуманная интрига... Отсюда, наверное, все эти игры с закопанным перстнем. Но спасти роман не может, увы, ничего.Впрочем, мы и не обольщались.

Оценка: 4

Очень затянуто! Размышлизмы о Достоевском конечно хороши, сюжет развит, раскручен, но вот современная версия просто убивает своей наивностью. Главный злодей не впечатлил. Могу сказать это, пока первая книга автора которой я не поверил!

Оценка: 6

Последний роман в серии несколько слабее предыдущих. Оно и понятно: планка была задрана автором до небес. Отсыл к Достоевскому достоин похвалы, тем паче, что изложено хорошим русским языком, куда более простым, нежели у Фёдора Михалыча. Роман, несомненно, полезен, хотя и не так запоминаем.

В новом увлекательном детективе Бориса Акунина «Ф.М.» читатель встретится с уже знакомым персонажем: внуком Эраста Петровича Фандорина Николасом Фандориным, которому предстоит увлекательное и опасное приключение - поиск неизвестной рукописи Достоевского, представляющей огромную ценность.

Борис Акунин

Ф. М.

ТОМ 1

В. Бирон (Музей Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге)

М. Гарбера (за спецконсультацию)

Б. Гребенщикова (за песню «Когда Достоевский был ранен»)

М. Живову (за яти и ижицы)

Л. Черницына (Экспертно-криминалистический центр МВД)

1. ФОРС-МАЖОР

Главное, не хотел он его мочить. Реально не хотел. Думал, подскочит сзади, когда Ботаник в тачку полезет (в тачку он, в смысле Ботаник, влезал по-уродски, башкой вперёд, с откляченным задом), и тогда он, в смысле Рулет, подлетит, рванёт у него, в смысле у Ботаника, папку - и ноги. А тот вцепился насмерть. Ну и что было делать?

Короче, тухляк вышел, полный.

Стоп. Неправильно начал.

Дубль два.

Какого-то июля (конкретные числа Рулет в последнее время догонял смутно) выполз он из своей съёмной хаты в Саввинском переулке совсем мёртвый. Весь в тряске, рожа синяя - краше в закрытом гробу хоронят. Время было за послеобеда, ну в смысле не после обеда, потому что обедать Рулет давно не обедал, кусок в горло не лез, а в смысле что солнце уже за середину неба перевалило.

Выполз, значит, и пошёл себе в сторону Красно-лужского моста, хреново соображая, куда это он тащит ласты и зачем. Короче, завис, это с ним в аб-стяге часто случалось.

Песня ещё из окна орала: «Тополиный пух, жара, июль». И точно - жарко было, реально жарко. Но Рулет пока жары не чувствовал, у него с отходняка, наоборот, зуб на зуб не попадал. Шёл, от яркого болели глаза, жмурился. Чисто Дракула, которого не по делу разбудили.

Было ему паршиво. Совсем труба.

Еле дошаркал до соседней улицы, как её, блин. Забыл. Он в последнее время всё больше вещей забывал. То есть, если постараться, наверно вспомнил бы. Но на фига?

И тут его вдруг пробило - чего он из дома-то вылез.

У Ботаника закрыли фортку. Значит, сейчас во двор выйдет. Ботаник всегда перед уходом фортку закрывал. На кой - непонятно. Душно же.

Повернул Рулет назад. Пристроился в подворотне, где темно и не так жарит. Ещё минуту назад его колотун бил, а тут припарило ого-го как, конкретно, и пот полился ручьями, типа летят скворцы во все концы, и тает снег, и сердце тает. Кино какое-то такое было. Давно, в детстве.

Совсем Рулет глухой стал. Не в смысле, что слышал плохо, а в смысле, что вконец доходил. Дороги у него теперь отстроились по всем жилам - что на руках, что на ногах. Прямо шоссейные, ширнуться некуда, одни узлы. Центровую трассу, которая у локтя, он раньше называл: «автобан Вена-Глюкен-бург», типа в шутку. Теперь по ней не проедешь, тромб на тромбе. И насчёт шутить тоже - позабыл, как это делается.

За комнату второй месяц не плачено - это ладно. Не жрал ничего который день - тоже плевать. Хуже всего, что иглиться ему теперь надо было, хоть сдохни, каждые три часа. И не меньше, чем по два децила, иначе не пробивало. А где столько бабок взять? Мать раз в месяц присылает по полторы штуки, как раз на полторы дозы хватает. Больше, пишет, никак не могу, ты уж крутись как-нибудь, вам ведь стипендию платят. Какую, блин, стипендию? Рулет забыл, как и институт-то назывался. Год почти оттрубил, на лекции ходил, даже сессию одну сдал, а в памяти только одно слово застряло: форс-мажор. Это когда никто никого не кидал, не подставлял, а само так вышло. Ну, типа карма.

Вот и у Рулета получился кругом сплошной форс-мажор.

Хорошо, когда-то боксом занимался, без этого наверно, сдох бы.

По вечерам, когда внутри начинало всё винтом заворачивать, Рулет отправлялся на заработок. Подходил в тёмном месте к загулявшему мужику видом поприличнее, или, если повезёт, к дамочке. Бил хуком в висок, брал бумажник или сумочку. Убегал. Много не взял ни разу, максимум пять тысяч, и то однажды.

Сначала старался подальше от дома отойти, потом забил на это. Позавчера, например, прямо в Саввинском, перед магазином, налетел сзади на мужика, который из «фолькса» вылезал, врезал в переносицу и барсетку увёл. А там, в барсетке, права, паспорт, техталон да стольник для гаишника. И привет. Еле-еле у барыги за всё про всё - и барсетку, и документы - две дозы выпросил.

Эта книга входит в серию книг:




Top