Фабула произведения герой нашего времени. Хронология событий в "Герой нашего времени"(фабула романа)

Оформление:

  • доска украшена портретом Н.В.Гоголя <Рисунок 1>,
  • фотографиями сцен из произведений Гоголя <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4> и
  • рисунками учащихся к произведениям писателя <Рисунок 5>, <Рисунок 6>.

Музыкальное оформление: музыка из оперы Н.Римского-Корсакова “Майская ночь”, оперы П.Чайковского “Черевички”, оперы М.Мусоргского “Сорочинская ярмарка”.

На игру приглашаем учителей, воспитателей, родителей в качестве зрителей. Из них выбираем жюри.

ВЕДУЩИЙ: Начинаем игру, посвященную творчеству Николая Васильевича Гоголя. Тема сегодняшней игры-викторины – повести под общим названием “Вечера на хуторе близ Диканьки”. В 6 классе мы изучали только две повести: “Ночь перед Рождеством” и “Майская ночь, или утопленница”.Вопросы будут касаться только этих повестей. Поэтому каждый ученик сможет принять участие в игре.

(Так как у нас школа небольшая и параллелей классов нет, в игре будут принимать участие ученики одного класса.)

Теперь познакомлю вас с условиями игры. Сразу оговариваем одно условие: никаких выкриков и подсказок. В случае нарушения дисциплины право ответа переходит к другому ученику, а нарушивший пропускает ход. В начале каждого тура выбираем тройку игроков. Для этого задаю три вопроса классу. Жюри помогает определить, кто первым поднял руку и дал правильный ответ.

Три ученика занимают место за дополнительным столом. Жеребьевка (ребята вынимают листочки с номером) помогает определить очередность ответов.

Правильный ответ “оценивается” красочной “фишкой”. Если в задании слово отгадывается по буквам, то “фишка” дается за каждую правильно угаданную букву. ? “фишка”

ВОПРОС ПЕРВЫЙ.

В книге Н.С.Шер “Рассказы о русских писателях” говорится: “Н.Гоголь в ящике своего письменного стола хранил большую тетрадь в 490 страниц. Чего только не было в этой тетради: и мысли знаменитых писателей, и сведения по истории географии, … но больше всего здесь записей о жизни русских и украинских народов – предания, обычаи и нравы, пословицы, поговорки”.

(“Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия. Составитель Н.В.Гоголь. 1826 год”)

ВОПРОС ВТОРОЙ.

Почему 1831 год можно назвать одним из самых знаменательных для Н.В.Гоголя?

(Весной 1831 года он познакомился со своим кумиром – А.С.Пушкиным.)

ВОПРОС ТРЕТИЙ.

Что значит колядовать? Что такое колядки?

(Колядовать – значит петь под окнами домов песни накануне Рождества. Эти песни и называют колядками. В них поют про Рождество. Хозяину, хозяйке, их детям желают здоровья. Тому, кто колядует, дают хлеб, колбасу, конфеты или деньги.)

Выбраны участники 1-го тура. Игра начинается.

Вопрос первого тура по повести “Ночь перед Рождеством”.

(На доске табличка из 5 клеточек)

“Нет, этот, - подумал Вакула, - еще ленивее Чуба”

Кого Вакула имел в виду?

Ученик, у которого больше всего “фишек”, становится финалистом. А мы продолжаем набор учащихся для участия во втором туре:

ВОПРОС ПЕРВЫЙ.

Как звучит полное название произведения, куда вошла повесть “Ночь перед Рождеством”?

(“Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, написанные Пасичником Рудым Паньком”)

ВОПРОС ВТОРОЙ.

Почему черт поклялся мстить Вакуле?

(Вакула “намалевал” его изгоняемым из ада: испуганный черт метался, а грешники били его кнутами.)

ВОПРОС ТРЕТИЙ. (По повести “Майская ночь, или утопленница”)

Назовите причину, по которой панночка бросилась в воду и утонула?

(Ее отец привел в дом молодую жену, она оказалась ведьмой. Панночка, защищаясь, отрубила ей руку. Отец выгнал дочь из дома.)

Начинается второй тур. На доске табличка из 7 клеточек. Проводится жеребьевка, определяется очередность ответов.

Вопрос второго тура по повести “Майская ночь, или утопленница”.

“…Левко посмотрел на берег: в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки, в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак, и будто светилось насквозь при серебряном месяце. Хоровод, играя, придвинулся к нему ближе. Послышались голоса. “Давайте в ворона, давайте играть в ворона!” - зашумели все, будто приречный тростник, тронутый в тихий час сумерек воздушными устами ветра. “Кому же быть вороном?” Кинули жребий – и одна девушка вышла из толпы. Левко принялся разглядывать ее. Лицо, платье, все на ней такое же, как и на других. Заметно только было, что она неохотно играла эту роль. Толпа вытянулась вереницей и быстро перебегала от нападений хищного врага. “нет, я не хочу быть вороном!” - сказала девушка, изнемогая от усталости: “Мне жалко отнимать Цыпленков у бедной матери!” “Ты не ведьма!” - подумал Левко. “Кто же будет вороном?” Девушки снова собирались кинуть жребий. “Я буду вороном!” - вызвалась одна из середины. Левко стал пристально вглядываться в лицо ей. Скоро и смело гналась она за вереницею и кидалась во все стороны, чтобы изловить свою жертву. Тут Левко стал замечать…”

Что стал замечать Левко в теле этой утопленницы?

(чернота)

Задаю вопросы для отбора игроков третьего тура.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ. (По повести “Ночь перед Рождеством”)

Что обещал Оксане Вакула?

(достать царицыны черевички)

ВОПРОС ВТОРОЙ.

“…Перекрестив ее, закрыл он окошко и тихонько удалился. И через несколько минут все уже уснуло на селе; один только месяц так же блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба. Так же торжественно дышало в вышине, и ночь, божественная ночь, величественно догорала. Так же прекрасна была земля, в дивном серебряном блеске; но уже никто не упивался ими: всё погрузилось в сон. Изредка только прерывалось молчание лаем собак. …”

Из какого произведения этот отрывок?

(“Майская ночь, или утопленница”)

ВОПРОС ТРЕТИЙ. (По повести “Ночь перед Рождеством”)

Чем потчевала Солоха гостей, приходивших к ней?

(жирными, со сметаной варениками)

Начинаем третий тур

Проводится жеребьевка для определения очередности ответов. На доске табличка из 7 букв.

Вопрос третьего тура по повести “Ночь перед Рождеством”

“… Казак идет по улице… и подтанцовывает. Вот он тихо остановился перед дверью хаты.… Тут он отворотился, насунул набекрень свою шапку и гордо отошел от окошка, тихо перебирая струны….

На каком музыкальном инструменте играл Левко?

(Бандура)

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ (пока проводится жеребьевка и финалисты занимают места за столом)

Вопрос по повести “Ночь перед Рождеством”

“Боже мой, сколько тут панства!”

Кем были сказаны эти слова и по какому поводу?

(Вакулой, на улицах Петербурга)

Зритель, получивший за правильный ответ “фишку”, может передать ее любому игроку-финалисту.

ФИНАЛ (по повести “Майская ночь, или утопленница”)

На доске табличка из 5 букв.

В повести к своей девушке казак Левко обращается “Галю, Галю”. Назовите ее второе имя.

В конце игры жюри подсчитывает количество “фишек” у учащихся. Награждаются вышедшие в финал, все участники игры. Набравшему большее количество “фишек” предлагается сыграть в Суперигру и получить суперприз.

СУПЕРИГРА

(На доске две таблицы по 4 и 11 букв каждая. Разрешается открыть пять букв)

Вопрос: Назовите имя дьяка из повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”

(Осип Никифорович)

Повести, изданные пасичником Рудым Паньком

Часть первая

Предисловие

«Это что за невидаль: „Вечера на хуторе близ Диканьки“? Что это за „Вечера“? И швырнул в свет какой-то пасичник! Слава Богу! еще мало ободрали гусей на перья и извели тряпья на бумагу! Еще мало народу, всякого звания и сброду, вымарало пальцы в чернилах! Дернула же охота и пасичника потащиться вслед за другими! Право, печатной бумаги развелось столько, что не придумаешь скоро, что бы такое завернуть в нее». Слышало, слышало вещее мое все эти речи еще за месяц! То есть, я говорю, что нашему брату, хуторянину, высунуть нос из своего захолустья в большой свет — батюшки мои! Это все равно как, случается, иногда зайдешь в покои великого пана: все обступят тебя и пойдут дурачить. Еще бы ничего, пусть уже высшее лакейство, нет, какой-нибудь оборванный мальчишка, посмотреть — дрянь, который копается на заднем дворе, и тот пристанет; и начнут со всех сторон притопывать ногами. «Куда, куда, зачем? пошел, мужик, пошел!..» Я вам скажу... Да что говорить! Мне легче два раза в год съездить в Миргород, в котором вот уже пять лет как не видал меня ни подсудок из земского суда, ни почтенный иерей, чем показаться в этот великий свет. А показался — плачь не плачь, давай ответ. У нас, мои любезные читатели, не во гнев будь сказано (вы, может быть, и рассердитесь, что пасичник говорит вам запросто, как будто какому-нибудь свату своему или куму), — у нас, на хуторах, водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь и наш брат припрячет своих пчел в темный погреб, когда ни журавлей на небе, ни груш на дереве не увидите более, — тогда, только вечер, уже наверно где-нибудь в конце улицы брезжит огонек, смех и песни слышатся издалеча, бренчит балалайка, а подчас и скрыпка, говор, шум... Это у нас вечерницы! Они, изволите видеть, они похожи на ваши балы; только нельзя сказать чтобы совсем. На балы если вы едете, то именно для того, чтобы повертеть ногами и позевать в руку; а у нас соберется в одну хату толпа девушек совсем не для балу, с веретеном, с гребнями; и сначала будто и делом займутся: веретена шумят, льются песни, и каждая не подымет и глаз в сторону; но только нагрянут в хату парубки с скрыпачом — подымется крик, затеется шаль, пойдут танцы и заведутся такие штуки, что и рассказать нельзя. Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут! Но нигде, может быть, не было рассказываемо столько диковин, как на вечерах у пасичника Рудого Панька. За что меня миряне прозвали Рудым Паньком — ей-Богу, не умею сказать. И волосы, кажется, у меня теперь более седые, чем рыжие. Но у нас, не извольте гневаться, такой обычай: как дадут кому люди какое прозвище, то и во веки веков останется оно. Бывало, соберутся накануне праздничного дня добрые люди в гости, в пасичникову лачужку, усядутся за стол, — и тогда прошу только слушать. И то сказать, что люди были вовсе не простого десятка, не какие-нибудь мужики хуторянские. Да, может, иному, и повыше пасичника, сделали бы честь посещением. Вот, например, знаете ли вы дьяка диканьской церкви, Фому Григорьевича? Эх, голова! Что за истории умел он отпускать! Две из них найдете в этой книжке. Он никогда не носил пестрядевого халата, какой встретите вы на многих деревенских дьячках; но заходите к нему и в будни, он вас всегда примет в балахоне из тонкого сукна, цвету застуженного картофельного киселя, за которое платил он в Полтаве чуть не по шести рублей за аршин. От сапог его, у нас никто не скажет на целом хуторе, чтобы слышен был запах дегтя; но всякому известно, что он чистил их самым лучшим смальцем, какого, думаю, с радостью иной мужик положил бы себе в кашу. Никто не скажет также, чтобы он когда-либо утирал нос полою своего балахона, как то делают иные люди его звания; но вынимал из пазухи опрятно сложенный белый платок, вышитый по всем краям красными нитками, и, исправивши что следует, складывал его снова, по обыкновению, в двенадцатую долю и прятал в пазуху. А один из гостей... Ну, тот уже был такой панич, что хоть сейчас нарядить в заседатели или подкомории. Бывало, поставит перед собою палец и, глядя на конец его, пойдет рассказывать — вычурно да хитро, как в печатных книжках! Иной раз слушаешь, слушаешь, да и раздумье нападет. Ничего, хоть убей, не понимаешь. Откуда он слов понабрался таких! Фома Григорьевич раз ему насчет этого славную сплел присказку: он рассказал ему, как один школьник, учившийся у какого-то дьяка грамоте, приехал к отцу и стал таким латыньщиком, что позабыл даже наш язык православный. Все слова сворачивает на ус. Лопата у него — лопатус, баба — бабус. Вот, случилось раз, пошли они вместе с отцом в поле. Латыньщик увидел грабли и спрашивает отца: «Как это, батьку, по-вашему называется?» Да и наступил, разинувши рот, ногою на зубцы. Тот не успел собраться с ответом, как ручка, размахнувшись, поднялась и — хвать его по лбу. «Проклятые грабли! — закричал школьник, ухватясь рукою за лоб и подскочивши на аршин, — как же они, черт бы спихнул с мосту отца их, больно бьются!» Так вот как! Припомнил и имя, голубчик! Такая присказка не по душе пришлась затейливому рассказчику. Не говоря ни слова, встал он с места, расставил ноги свои посереди комнаты, нагнул голову немного вперед, засунул руку в задний карман горохового кафтана своего, вытащил круглую под лаком табакерку, щелкнул пальцем по намалеванной роже какого-то бусурманского генерала и, захвативши немалую порцию табаку, растертого с золою и листьями любистка, поднес ее коромыслом к носу и вытянул носом на лету всю кучку, не дотронувшись даже до большого пальца, — и всё ни слова; да как полез в другой карман и вынул синий в клетках бумажный платок, тогда только проворчал про себя чуть ли еще не поговорку: «Не мечите бисер перед свиньями»... «Быть же теперь ссоре», — подумал я, заметив, что пальцы у Фомы Григорьевича так и складывались дать дулю. К счастию, старуха моя догадалась поставить на стол горячий книш с маслом. Все принялись за дело. Рука Фомы Григорьевича, вместо того чтоб показать шиш, протянулась к книшу, и, как всегда водится, начали прихваливать мастерицу хозяйку. Еще был у нас один рассказчик; но тот (нечего бы к ночи и вспоминать о нем) такие выкапывал страшные истории, что волосы ходили по голове. Я нарочно и не помещал их сюда. Еще напугаешь добрых людей так, что пасичника, прости Господи, как черта, все станут бояться. Пусть лучше, как доживу, если даст Бог, до нового году и выпущу другую книжку, тогда можно будет по стращать выходцами с того света и дивами, какие творились в старину в православной стороне на шей. Меж ними, статься может, найдете побасенки самого пасичника, какие рассказывал он своим внукам. Лишь бы слушали да читали, а у меня, пожалуй, — лень только проклятая рыться, — наберется и на десять таких книжек. Да, вот было и позабыл самое главное: как будете, господа, ехать ко мне, то прямехонько берите путь по столбовой дороге на Диканьку. Я нарочно и выставил ее на первом листке, чтобы скорее добрались до нашего хутора. Про Диканьку же, думаю, вы наслышались вдоволь. И то сказать, что там дом почище какого-нибудь пасичникова куреня. А про сад и говорить нечего: в Петербурге вашем, верно, не сыщете такого. Приехавши же в Диканьку, спросите только первого попавшегося навстречу мальчишку, пасущего в запачканной рубашке гусей: «А где живет пасичник Рудый Панько?» — «А вот там!» — скажет он, указавши пальцем, и, если хотите, доведет вас до самого хутора. Прошу, однако ж, не слишком закладывать назад руки и, как говорится, финтить, потому что дороги по хуторам нашим не так гладки, как перед вашими хоромами. Фома Григорьевич третьего году, приезжая из Диканьки, понаведался-таки в провал с новою таратайкою своею и гнедою кобылою, несмотря на то что сам правил и что сверх своих глаз надевал по временам еще покупные. Зато уже как пожалуете в гости, то дынь подадим таких, каких вы отроду, может быть, не ели; а меду, и забожусь, лучшего не сыщете на хуторах. Представьте себе, что как внесешь сот — дух пойдет по всей комнате, вообразить нельзя какой: чист, как слеза или хрусталь дорогой, что бывает в серьгах. А какими пирогами накормит моя старуха! Что за пироги, если б вы только знали: сахар, совершенный сахар! А масло так вот и течет по губам, когда начнешь есть. Подумаешь, право: на что не мастерицы эти бабы! Пили ли вы когда-либо, господа, грушевый квас с терновыми ягодами или Варенуху с изюмом и сливами? Или не случалось ли вам подчас есть путрю с молоком? Боже ты мой, каких на свете нет кушаньев! Станешь есть — объеденье, да и полно. Сладость неописанная! Прошлого года... Однако ж что я, в самом деле, разболтался?.. Приезжайте только, приезжайте поскорей; а накормим так, что будете рассказывать и встречному и поперечному.


Top