Фамильный особняк актера александра пороховщикова. Мистическая тайна дома пороховщиковых

Путеводитель по архитектурным стилям

Архитекторы Д. Люшин и А.Л. Гун поставили здание в русском стиле на древний деревянный фундамент. А И.А. Колпаков украсил дом резными наличниками, карнизами и подзорами. Проект дома в 1873 году получил премию на Всемирной выставке в Париже. Но, по семейной легенде, Пороховщиков проиграл этот дом в карты.

Первым арендатором помещений в доме Пороховщикова стал электротехник В.Н. Чиколев. Он разместил тут агентство по продаже швейных машин. Были в здании и редакции газет, и «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению», и женская Воскресная школа, и библиотека, и педагогический музей, и квартиры.

Московские дома: от дерева к камню

Со временем дом пришел в аварийное состояние. Но в 1995 году его передали в долгосрочную аренду (на 49 лет) актеру Александру Пороховщикову, правнуку первого владельца. Он хотел устроить в здании музей Пороховщиковых, но не успел: 15 апреля 2012 года актера не стало. А за месяц до этого, предчувствуя скорую кончину мужа, в этом доме покончила жизнь самоубийством его жена Ирина.

Дом Пороховщикова восстановлен, и сейчас это клубный дом на 6 квартир.

Говорят, что... ...в доме обитали призраки. Сначала там от неизвестной болезни умерла молодая жена первого владельца, затем в советское время в его подвалах проводили расстрелы, и наконец, Ирина Пороховщикова покончила жизнь самоубийством.

Староконюшенный переулок, дом 36 - адрес необычного домика-избы в русском стиле. Дом этот в конце XIX века возвел в Москве меценат, потомственный дворянин, гласный городской Думы, Почетный гражданин Москвы Александр Александрович Пороховщиков.

В отличие от других шумно известных представителей отечественного предпринимательства об Александре Александровиче Пороховщикове встречаются лишь редкие скупые сведения в мемуарных изданиях, на страницах книг и журналов.
Между тем Пороховщиков был человеком очень популярным в свое время, поражавшим современников неуемной, бьющей через край энергией и энтузиазмом, проявлявшимися в самых разнообразных областях деятельности. Его подрядная фирма считалась одной из самых авторитетных в строительном деле. Большой известностью пользовалась позднее и издательская деятельность Пороховщикова


Александр Александрович Пороховщиков Фотография 1870-х годов

Этот дом - хрестоматийный памятник деревянной архитектуры в стиле «Русская изба», с уникальной пропильной резьбой. Дом получил получил премию на Всемирной выставке в Париже как олицетворение русского стиля.

Дом был построен бизнесменом Александром Александровичем Пороховщиковым в 1870-1872 годах архитекторами Дмитрием Васильевичем Люшиным и Андреем Леонтьевичем Гуном.

Первый арендатор известный электротехник Владимир Николаевич Чиколев. Здесь он разместил организованное им «Агентство по продаже швейных машин» производства своей же фабрики, которая базировалась в Хамовниках. В агентстве продавались первые швейные машины с электродвигателями Чиколева.

С 1875 по 1878 год в доме на Староконюшенном располагается редакция и издательство «Газеты А. Гатцука» и популярного в то время «Календаря». В редакции часто бывали литераторы Федор Буслаев и Алексей Писемский. Не однажды печатались в «Газете Гатцука» Николай Лесков и Софья Энгельгардт.

В 1880-м году в доме открывается «Библиотека для чтения» А. М. Горожанкиной. Потом на несколько лет обосновывается «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению».

В числе ее лекторов — физиолог Иван Сеченов, зоолог Михаил Мензбир, энтомолог Карл Линдеман. 5 марта 1880-го года открыта на благотворительные средства женская Воскресная школа, библиотека и педагогический музей.

С конца 1890-х годов дом отделан под жилье для состоятельных квартиросъемщиков. У профессора философии князя Сергея Николаевича Трубецкого, жившего здесь, бывал композитор Александр Скрябин.

В советское время в доме на Староконюшенном располагалась библиотека имени Добролюбова и музей боевой славы 77-й стрелковой дивизии.

Дом Александра Пороховщикова на Староконюшенном в 1995 году переходит в собственность прямого наследника семейства - известного актера Александра Шалвовича Пороховщикова. При жизни он хотел обустроить в нем музей по истории детской игрушки, но это требовало больших затрат. Особняк находился в плачевном состоянии и требовал большого количества финансов на починку и реставрацию. Для того чтобы заработать эту сумму, актер обустроил помещение рядом с домом для сдачи жилья в аренду. Но к сожалению, он не успел завершить свою цель: в 2012 году Александр Пороховщиков скончался, оставив судьбу дома в неизвестном состоянии.


Архитектура особняка

Дом на Староконюшенном был построен на древнем деревянном фундаменте, который сохранился в первозданном виде и по сегодняшний день. Сверху фундамента сложены крупные бревна, формирующие образчик русской архитектуры того времени. Кроме того, весь внешний вид особняка выполнен в национальном стиле. На стенах имеются украшения - резные карнизы, узорные наличники и подзоры.

Несмотря на довольно неброский внешний облик, дом Пороховщиковых в Староконюшенном снискал известность по всему миру благодаря традиционной архитектуре. Он был представлен на Всемирной выставке в Вене в 1873 году в качестве конкурсанта. И даже выиграл один из главных призов в области архитектуры.

Особняк был спроектирован архитекторами Д. В. Люшиным и А. Л. Гуном. Дом Александра Пороховщикова - общественного деятеля и мецената - был создан по его личному заказу. Он был построен в 1871 году, а позже известный резчик по дереву Колпаков создал для особняка завершенный вид, украсив его узорами. Построение является собственной интерпретацией архитекторов и строителей русского народного искусства. Внешний вид дома не копирует элементы традиционной архитектуры, а создает их преобразованный облик.

Создатель проекта особняка

Гун Андрей Леонтьевич - главный автор проекта дома Пороховщиковых - родился в 1841 году. Он получил образование в Императорской академии искусств в области архитектуры. С 1907 года стал его действительным членом, принимал активное участие в разработке многих проектов зданий Санкт-Петербурга. Там он был преподавателем в училище гражданских инженеров. Наряду с этим участвовал в совершенствовании внешнего облика родного города.

Тем не менее некоторые проекты А. Л. Гуна встречаются и в Москве. Одной из его самых известных работ является конструирование части здания ресторана «Славянский базар» по улице Никольской. Там Андрей Гун производил отделку концертного зала, создавая его самобытный интерьер. К сожалению, на сегодняшний день эта работа не сохранилась. Поэтому дом Пороховщикова в Староконюшенном переулке является самым наглядным примером автора стиля архитектуры в Москве.





В Староконюшенном переулке имеется непримечательный особняк, словно вышедший из русской сказки об избушке на курьих ножках. Этот дом не слишком выделяется среди остальных построений, но это не мешает ему являться ценным культурным объектом федерального значения. Это незатейливое построение - особняк Пороховщиковых, побывавший местом жительства и работы многих талантливых и творческих людей. Рядом с ним располагается другой дом, более вычурный по своему внешнему облику. Он тоже принадлежал Александру Пороховщикову - известному меценату и общественному деятелю - и являлся помещением, где принимались великие решения и претворялись в жизнь невероятные идеи.

Местоположение особняка

Последний дом Пороховщиковых находится в самом центре Москвы, по адресу: переулок Староконюшенный, дом 36. На сегодняшний день он является объектом культурного наследия России и туристической достопримечательностью. Фото дома Пороховщикова имеется ниже.

Особняк был построен рядом с уже существующим доходным домом на Арбате, на тот момент переданным Русскому обществу врачей. Только новый дом был обращен фасадом на переулок Староконюшенный. Старый особняк тоже сохранился, но уже не принадлежал своему владельцу.

Внешний облик дома

Дом Пороховщиковых в Староконюшенном соединяет в своем облике две крайности: живописный архитектурный вид и достаточно габаритные размеры. Здание было построено на древнем фундаменте из дерева в 19 веке, который и до современного времени не стали реставрировать, оставив в первозданном виде. Сам особняк состоит из массивных бревен, сложенных друг на друга.

На фото дома Пороховщиковых на Арбате видно, что здание выглядит более вычурно по сравнению с соседним. Он выполнен в готическом стиле, имеет три этажа, возвышаясь над остальными особняками.

Доходные дома Пороховщиковых имеют богатое культурное наследие. В свое время здесь проживали и работали многие известные люди. Поэтому на сегодняшний день дом Пороховщиковых является местом экскурсий для многих любителей культурных ценностей.

Архитектура особняка

Дом на Староконюшенном был построен на древнем деревянном фундаменте, который сохранился в первозданном виде и по сегодняшний день. Сверху фундамента сложены крупные бревна, формирующие образчик русской архитектуры того времени. Кроме того, весь внешний вид особняка выполнен в национальном стиле. На стенах имеются украшения - резные карнизы, узорные наличники и подзоры.

Несмотря на довольно неброский внешний облик, дом Пороховщиковых в Староконюшенном снискал известность по всему миру благодаря традиционной архитектуре. Он был представлен на Всемирной выставке в Вене в 1873 году в качестве конкурсанта. И даже выиграл один из главных призов в области архитектуры.

Особняк был спроектирован архитекторами Д. В. Люшиным и А. Л. Гуном. Дом Александра Пороховщикова - общественного деятеля и мецената - был создан по его личному заказу. Он был построен в 1871 году, а позже известный резчик по дереву Колпаков создал для особняка завершенный вид, украсив его узорами. Построение является собственной интерпретацией архитекторов и строителей русского народного искусства. Внешний вид дома не копирует элементы традиционной архитектуры, а создает их преобразованный облик.

Создатель проекта особняка

Гун Андрей Леонтьевич - главный автор проекта дома Пороховщиковых - родился в 1841 году. Он получил образование в Императорской академии искусств в области архитектуры. С 1907 года стал его действительным членом, принимал активное участие в разработке многих проектов зданий Санкт-Петербурга. Там он был преподавателем в училище гражданских инженеров. Наряду с этим участвовал в совершенствовании внешнего облика родного города.

Тем не менее некоторые проекты А. Л. Гуна встречаются и в Москве. Одной из его самых известных работ является конструирование части здания ресторана «Славянский базар» по улице Никольской. Там Андрей Гун производил отделку концертного зала, создавая его самобытный интерьер. К сожалению, на сегодняшний день эта работа не сохранилась. Поэтому дом Пороховщикова в Староконюшенном переулке является самым наглядным примером автора стиля архитектуры в Москве.

Место для дома внаем

Александр Пороховщиков наметил проект по созданию своего доходного дома на месте уже существующего построения - старого особняка статского советника и общественного деятеля Николая Грибоедова. Это был близкий родственник известного классика, чей дом также был исторически важным местом. Его посещали великие люди, здесь жили известные личности.

В свое время особняк Грибоедова был домом для Дениса Давыдова - поэта, которого называл своим наставником сам Пушкин. Александр Сергеевич говорил, что «быть оригинальным и не стать ничьим подражателем научил его сам Денис Давыдов». Будучи еще лицеистом, поэт часто захаживал в дом на Арбате, пораженный твердыми принципами и мировоззрением его хозяина. Давыдов - генерал, командир партизанского движения - с радостью принимал у себя юного Пушкина, давая ему ценные советы и жизненные уроки.

Процесс построения

В 1869 году Пороховщиков покупает участок земли на Арбате и по проекту архитектора Роберта Гедике возводит там новый дом, столь непривычный для обитателей улицы. Это было здание в готическом стиле, украшенное шпилями и резными заборами, выполненное с привычным для мецената размахом. На фото дома Пороховщиковых на Арбате видно, что особняк состоит из трех этажей, имеет окна разной формы и выглядит неуместно среди остальных строений - представителей стиля классицизм.

Рядом с этим участком Пороховщиков строит другой дом внаем, тоже отличный от окружающих по архитектуре. Это будет традиционная русская избушка, спроектированная А. Г. Гуном. Только в отличие от первого этот особняк остался в полной собственности владельца до конца его жизни.

История особняков Пороховщиковых

История дома Пороховщикова богата известными именами и знаменательными датами. Особняк на Арбате изначально строился в качестве жилья внаем. Долгое время здесь работали русские врачи, занимая большую часть площади. Через какое-то время меценат Александр Пороховщиков отдал здание работникам медицины в частное пользование, оставив себе только особняк в Староконюшенном.

Изначально построение, внешне очень похожее на избушку, предназначалось для проживания членов семьи Пороховщиковых. Но какое-то время спустя тоже превратилось в подобие доходного дома, дав приют многим известным общественным деятелям.

Доходный дом

Дом Пороховщикова в Староконюшенном внешне казался маленьким. Но на деле в разное время там умещались агентство по продаже швейных машин Чиколева, редакция известной газеты, общество воспитательниц со школой при нем и многие другие организации. Позже в доме долгое время проживал философ Сергей Трубецкой. В советское время здесь находились общественная библиотека имени Добролюбова и музей славы имени 77-й дивизии.

Дом на Арбате же "приютил" у себя Общество русских врачей, которые принимали здесь пациентов и проводили операции.

Общество русских врачей

В середине 19 века в одном из зданий на Арбате обосновалось Общество русских врачей. Там располагалась одна из центральных аптек, а также общественная лечебница, где доктора ставили диагнозы пациентам. Но вскоре работники медицины были вынуждены покинуть насиженное место ввиду возникших разногласий с хозяином арендуемого помещения. Поэтому им пришлось искать новое место для лечебницы, и причем поблизости, чтобы потом не возникло разногласий с конкурентами. Этим местом и стал доходный дом Пороховщиковых на Арбате.

Создание Общества русских врачей было ответом существованию Общества немецких врачей, пожелавших монополизировать медицину в Москве с целью увеличения заработка. Московские доктора же брали за прием пациента около 20 копеек, что было символической суммой. Если у пациента и вовсе не было денег, то его лечили бесплатно. Аптека при лечебнице тоже передавала лекарства пациентам на безвозмездной основе.

Общество русских врачей стало местом, где начали свою деятельность многие известные ученые в области медицины. Федор Иноземцев, основатель общества, впервые провел хирургическое вмешательство под общим эфирным наркозом. Здесь начинали свою практику известный онколог Петр Герцен, а также создатель целебной воды Смирнов. В лечебнице был оборудован первый кабинет физиопроцедур.

Уроки рисования

Врачи из русского общества, обосновавшиеся на Арбате, не только лечили больных, но и издавали газеты, читали курсы лекций. В начале 20 века Арбат был населен медиками и докторами, а не людьми искусства, как это принято считать. При этом художники и писатели соседствовали с врачами и создавали свои произведения, находясь в соседнем помещении. Так, «Классы рисования и живописи» тоже располагались в доме Пороховщиковых на Арбате и здесь же претворяли свои планы в жизнь. Второй этаж особняка был занят творческими людьми, работавшими под руководством Юона и Дудина.

Живописцам, кроме того, не была чужда политика. И когда в 1905 году многочисленные члены общества «Классов рисования и живописи» вышли на баррикады, чтобы отстоять свои взгляды, общество чуть не подверглось закрытию.

На третьем этаже дома на Арбате находились меблированные комнаты. Здесь в свое время проживал известный математик Лузин, автор-основатель школы самостоятельного мышления.

Дом на Староконюшенном

Первым съемщиков особняка Пороховщикова на Староконюшенном был Чиколев, устроивший здесь агентство по продажам шейных машин. После него в здании обосновались издательства «Газеты Гатцука» и газеты «Календарь».

В конце 19 века здесь также находилась школа «Общества воспитательниц и учительниц», где преподавались уроки по математике, естествознанию и пению. Позже особняк переоборудовали под съемное жилье для обеспеченных людей, где долгое время проживал и творил философ Трубецкой.

В советское время в дома на Староконюшенном располагалась библиотека имени Добролюбова и 77-й стрелковой дивизии. Существует много легенд о том, что в этот период в подвале здания располагался секретный объект советских властей. Здесь производились пытки над людьми, обладающими ценной для правительства информацией. Но правдивость этих историй остается недоказанной.

В конце 20 века дом на Староконюшенном пришел в негодность. Здесь больше не размещались культурные объекты и не проживали известные люди. Он и по сей день находится в аварийном состоянии, требует большого количества материальных затрат на реставрацию.

Дом в современную эпоху

Дом Пороховщиковых на Арбате, в свое время переданный Обществу русских врачей, стал ценным культурным объектом. Здесь размещается музей телесных наказаний, где помещены экспонаты, показывающие технику умерщвления людей в разные эпохи и времена. Таким образом, здание до сих пор является ценным объектом для города Москвы. Ради богатой истории его часто посещают туристы и гости города.

Дом на Староконюшенном в 1995 году переходит в собственность прямого наследника семейства - известного актера Александра Шалвовича Пороховщикова. При жизни он хотел обустроить в нем музей по истории детской игрушки, но это требовало больших затрат. Особняк находился в плачевном состоянии и требовал большого количества финансов на починку и реставрацию. Для того чтобы заработать эту сумму, актер обустроил помещение рядом с домом для сдачи жилья в аренду. Но к сожалению, он не успел завершить свою цель: в 2012 году Александр Пороховщиков скончался, оставив судьбу дома в неизвестном состоянии.

Очень я была удивлена, когда в самом центре Москвы нашла в преуспевающем состоянии дом купца Пороховщикова (архитектор Гун). Нельзя сказать, чтобы в целости и невредимости - заплатки видны, а по поводу наличников и деревянных панно с птицами, так и вовсе возникают подозрения, что это рубеж веков, только не 19-го и 20-го, а 20-го и 21-го. Ещё более я была удивлена, когда окинув его первым же взглядом, я поняла, что кое-что весьма и весьма похожее я уже видела в Ногинске(Богородске). Вот как! Не в Ногинске подумала, что в Москве уже видела, а именно наоборот! Но похожее, а не идентичное. Итак, первый наличник:

А теперь всё по порядку.

Фасад со стороны Староконюшенного переулка. Композиция его сходна с ногинским домом, три островерхих наличника посредине объединены общей линией наверший, а по бокам - по одному наличнику с горизонтальной линией навершия(технологические скаты не рассматриваем, в систему декора они не входят):

Центральная группа трёх окон:

У окон уличного фасада, расположенных по бокам от центральной группы, наличники такие:

Чуть крупнее верхняя часть:

Нижняя часть:

Вот этот наличник вместе со всей секцией дома:

Из информационной таблички узнаём:
"Памятник архитектуры
Деревянный жилой дом последней трети XIX века
(А.А.Пороховщикова)
1871г.
архитектор А.Л.Гун (нрзб)
Охраняется государством"
Странноватой немножко кажется дата. Как-то плохо верится, что в 1871 году создавались ТАКИЕ рисунки. Лет эдак на 25-30 позже - это было бы естественно и понятно. Но может быть в 1871 году был построен дом, а декор - всё-таки рубежа веков? Впрочем, кто знает, тот пусть и уточняет. Возможно, придётся пересматривать своё устоявшееся мнение ввиду неоспоримых фактов.
Однако вернёмся к последней фотографии. По бокам от окна мы видим удивительный декор. Сходство с ногинским домом потрясающее! Ногинская версия(она справа) - явное упрощение-уплощение-удешевление версии московской(слева):

Посмотрим на окошко сбоку. Объёмы значительны:

Доска с птицами прикреплена как-то странновато - какие-то нестыковки и технологические недодуманности:

Единственный кадр приплюснутого чердачка (светёлкой эту нашлёпочку не назовёшь):

Теперь крыльцо уличного фасада:

Декор козырька:

Посмотрим на фотографии торцов брёвен крыльца и (якобы) самого дома. Пишу "якобы", потому как в сомнениях. Похоже, что это всего лишь декор, имитирующий торцы конструктивно безальтернативных брёвен. Что-то не очень стыкуется ряд этих кругляшек с уровнями поперечных брёвен. Может быть и поперечные брёвна не брёвна вовсе, а декорация??? В самом деле, в традиционном русском бревенчатом доме брёвна выглядят более "круглыми". Поясню. Чтобы положить бревно на бревно и получить такую малую кривизну, как на доме Пороховщикова, следовало бы соприкасающиеся поверхности верхнего и нижнего бревна весьма значительно стесать или как-то ещё подубрать объём в этой части. Вся в каких-то подозрениях о ненатуральности, смотрю на фотографии:

Написала про малую кривизну и задумалась. Потом посмотрела на другие дома. Оказывается, далеко не на всех брёвна имеют бОльшую кривизну, чем у дома Пороховщикова. Вот пример безыскусного мещанского домика в Боровске:

Тоже кривизна малая. Да оно, наверное, иначе и нельзя, что же брёвна по касательной что ли только соприкасаются? Как же оно тогда тепло бы держало? Вспомнила, как читала где-то, что при сушке брёвен делали такой провоцирующий к растрескиванию надрез на бревне, чтобы оно трескалось в одном месте, а не хаотично в нескольких местах. Зато потом брёвна друг на дружку клали, как шапки надевали. Тепло в этом случае держалось хорошо, в отличие от дома из неправильно высушенных брёвен.
Так что малая кривизна вполне нормальна.

"Подзоры" беру в кавычки. Подзоры должны быть ажурные, лёгкие. Эти подзоры скорее не подзоры, а сложносоставленный слоёный фриз:

Посмотрим на дом с левого угла (правый угол не слишком презентабелен):

И перейдём к рассмотрению бокового фасада. Мы видим тут единичное окно с другим наличником:

Верхняя часть наличника. В кадр попадают острые-преострые пики забора. Здорово заточены, однако. Интересно, а изначально какой был забор, да и был ли он здесь вообще во времена царской России? Воспринять эту холоднооружейную эстетику как элемент декора не удаётся, как не прищуривайся. Классовое оружие певцов социального мира. Это даже не то, чтобы неприлично. Это война. И вид этих заточенных пик говорит об истинном моральном облике платных певцов толерантности гораздо больше, чем сказали бы слова:

Нижняя доска наличника:

Боковая "пилястра", соответственно нижняя и верхняя части:

Фрагмент навершия вместе с узорным стенным фризом:

Есть на этом фасаде и весьма разнообразно декорированное высокое крыльцо:

Козырёк ближе:

Самые верхние фризы:

Фризов так много, что я уже в них подзапуталась. Кажется, этот фриз относится к плоскому козырьку, который мы видим слева от нарядного навершия бокового крыльца. Правда я уже не могу понять, откуда там взялся подпирающий столбик. Может быть в кадр не попал? Ну да ладно, потом выяснится:

И с этим фризом не всё ясно. Такой же точно идёт понизу. Но здесь он снят в каком-то непонятном месте. Думаю, и это позже прояснится:

1. Ссылки по дому Пороховщикова:
http://www.glazychev.ru/habitations&cities/1995_Rus_Dom.htm
http://www.ogoniok.com/archive/2003/4822/43-27-29/
http://www.allrus.info/APL.php?h=/data/pressa/15/nz171198/nz8bh010.txt

2. Ещё по одной ссылке (http://www.stroyinform.ru/ourarticlepage.aspx?y=2004&n=5&id=339) нашла вот такую информацию:
"В 1871 г. архитектор Л.С. Каменский... построил деревянный дом в Староконюшенном переулке. К его отделке и внутреннему убранству приложил руку другой архитектор, А.Л. Гун.". Получается, в табличке написано не совсем то? Или всё-таки то?
По ссылке http://www.babylon-realty.ru/info/k3d130_2.htm читаем:"деревянный дом в Староконюшенном переулке (архитекторы Д.Люшин, А.Гун) стал настоящим событием в русской архитектуре". опять что-то новенькое.
Припоминаю, как однажды случилось мне в беседе с главным хранителем одного из российских музеев выразить некоторое сомнение в том, ЧТО я прочла в приэкспонатной табличке. Он дал мне очень полезный совет: "Умоляю вас, не смотрите на таблички!". Похоже, совет универсальный.
По ссылке: http://testan.rusgor.ru/moscow/book/pereulok/mosper14_17.html читаем: "Ближе к Арбату - одноэтажный, весь резной деревянный дом, "жемчужина Староконюшенного", как его назвали в одной из статей, ему посвященных. Дом этот был построен на участке, принадлежавшем известному в то время московскому предпринимателю А. А. Пороховщикову.
Он задумал создать в центре Москвы деревянный дом в характере русских народных построек, что тогда было очень модно (рисунок его экспонировался в русском отделе Венской всемирной выставки 1873 г.). Сначала Пороховщиков передает заказ известному архитектору А. С. Каминскому, но окончательно дом строится по проекту А. Л. Гуна. Строительство его началось в мае 1871 г. (резчиком был И. А. Колпаков) и закончилось в октябре того же года. Историю этого дома подробно исследовал известный московский краевед В. В. Сорокин.
"
3. По ссылке http://www.babylon-realty.ru/info/k3d130_2.htm читаем:
"..."изба" Пороховщикова вызвала многочисленные подражания. С легкой его руки по всей России начали вырастать деревянные и каменные особняки, доходные дома, больницы, вокзалы в русском стиле."
Конечно, не от одного дома Пороховщикова пошёл "русский стиль",это смешно, но фраза про многочисленные подражания уже получила фактическое подтверждение(Ногинск, Калуга).




Top