Фамусов: отношение к службе. Грибоедов, "Горе от ума"

Представитель старого барства Павел Афанасьевич Фамусов становится персонажем, в доме которого развиваются все события комедии.

Образ и характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогают представить и понять идеологию общества того времени, суть конфликта поколений.

Описание внешности и характера Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов – вдовец, воспитывающий дочь Софью. Барин гордится своим вдовством. Богатый мужчина не стал связывать себя новыми узами брака, потому что мать была ветрена. Свобода сравнивается с властью. Фамусов, «сам себе господин», не хочет зависеть от женских прихотей. Эта позиция не делает его человеком, сторонящимся противоположной половины. Дворянин заигрывает со служанкой. Из речи слышатся слова, которые помогают представить, как ведет себя хозяин дома, когда его никто не видит:

  • жмется;
  • заигрывает;
  • балуется;
  • меняет мимику.

Богатый мужчина в возрасте, но выглядит бодро и свежо: хвастается своим крепким телосложением. О его здоровье говорят и особенности поведения:

  • суетливый;
  • прыткий;
  • неугомонный.

Интересна сцена, где проходит планирование мероприятий. Павел Афанасьевич стремится не потерять в памяти все нужные события: крестины, балы, поминки, занести их в календарь. Такое отношение свойственно настоящему барству. Характеризует героя комедии, как двойственное качество. С одной стороны, свойство положительное. Хозяин поместья не хочет кого-то обидеть, пропустив важное мероприятие. С другой, отрицательное. Слушать, как планируется посещение рождения того, кто еще не появился на свет, смешно. Речь вызывает недоумение. Кощунственно расставлять крестины и поминки рядом, даже не задумываясь о значимости человеческой жизни. С другой позиции, такое поведение очень реально. Фамусов – не вымышленный персонаж, а олицетворение большинства.

Положительные черты

Реальность подтверждается рядом идущими отрицательными и положительными чертами личности.

Добродушие. Положительно характеризует Павла Афанасьевича отношение к Чацкому. После смерти отца Чацкого Фамусов взял его к себе в дом и стал воспитывать как сына. Это мог сделать только добрый и заботливый отец семейства, настоящий друг. Таким представлен по отношению к дочери и другу детства. Добрые чувства просматриваются и в отношении к некоторым придворным, к секретарю Молчалину.

Гостеприимность. Многие сцены подтверждают такое качество Фамусова: приезд Чацкого, бал, приход Скалозуба. Следует только понимать, что гостеприимство в доме только к богатым. Бедным и не знатным нет места.

Любовь к прошлому. Все старики берегут в памяти прошедшие события. Хозяин дома оберегает минувшее, боится критики. Все, что прошло, - его судьба. Беречь прошлое – задача его поколения.

Отрицательные качества личности

Брюзгливость. Дворянин, хозяин дома, ведет себя по-мещански. Без толку сердится и часто находится в настроении, когда всем недоволен. Торопится, брюзжит и журит придворных. Удивительно, что мужчина сам знает о таком свойстве. Но это доставляет ему только массу удовольствия. Создается впечатление, что брань – это его обычное состояние.

Грубость. В обращении с теми, кто ему служит, хозяин дома не стесняется в выражениях. Такая грубость была присуща всем дворянам консервативной части общества. Грубость и власть в данном случае синонимы. Для Фамусова слуги – ослы, чурбаны, ленивые тетери. Грубость пропадает, когда Фамусов находится в окружении людей его круга или выше статусом. Здесь сама уравновешенность и скромность.

Громкие интонации. Громогласность хозяина пугает жильцов. Его слышно везде. Голос сравнивают с трубами. Барин не пытается говорить тихо. Его позиция: я хозяин и имею право на крик.

Сумасбродство. Отец может творить такие дела, что его называют полоумным. Фамусов – истинный представитель властвующей части. Выбирать выражения, менять поведения не в его правилах.

Льстивость. Павел Афанасьевич льстит и готов угождать тем, от кого возможна выгода. Несколько сцен его разговора с полковником Скалозубом дают наглядный пример такого поведения: меняется в позе, речи и манере говорить.

Ложное предпринимательство. Во времена Фамусова, это качество называлось по-другому, - делец. Любые средства хороши для достижения своих целей. Сделает все, что поможет ему достичь нужного чина и награды.

Образцы жизни и идейные принципы

Фамусов служит управляющим в казенном государственном учреждении, как большинство московских дворян. Устраивает на службу родственников, близких и дальних. Одаряет их наградами, продвигает по карьерной лестнице. Родственные связи для него превыше всего. «Радеет» перед родней, понимая, что от него зависит статус всей фамилии. Богатство и титул объясняют желание Павла Афанасьевича найти для дочери богатого мужа. Желательно, чтобы жених был знатен, имел награды и стремился к повышению.

Фамусов – член клуба, считающегося престижным для элиты московского дворянства. Английский клуб позволял представить себя политически образованным и продвинутым.

Барин волнуется, когда происходят события, которые могут изменить к нему отношения. Боится сплетен, людской молвы и пересудов.

Речевые особенности героя

Павел Афанасьевич говорит на чистом русском языке, подтверждая, что он истинный дворянин. В его речи много просторечных фраз и выражений:

  • «мочи нет»;
  • «уморить»;
  • «прозябли»;
  • «невзначай»;
  • «бить баклуши».

Исконная речь дворянина позволяет верить в то, что Павел Афанасьевич любит и чтит традиции своей страны, русского народа. Речь Фамусова нельзя назвать бедной. Дворянин говорит понятно, грамотно выражая свои мысли. Среди словарного запаса нет научных терминов. Значит, барин все-таки ограничен в образованности. Понятно поэтому его отношение к учености. Ему учеба не потребовалась, другим также не нужна. Ученость – болезнь, сравнимая с чумой, поражающей быстро и безвозвратно. Книги – это зло, которое лучше уничтожить, сжечь, чтобы не осталось и следа. Но отец понимает, что ученость заняла свое место в обществе, поэтому у дочери, как и положено, имеются учителя. Знает Фамусов и иностранные слова, но использует их крайне редко.

Московский дворянин средней руки. Служит управляющим в неназванном казённом месте. Был женат, но жена умерла вскоре после родов, оставив супругу единственную дочь Софью.

Сам себя характеризует следующим образом:

Однако окружающие несколько иначе представляют себе Фамусова. Дочь Софья так отзывается о родителе: «Брюзглив, неугомонен, скор». Да и его навязчивые домогательства Лизы свидетельствуют о том, насколько «монашеским» является его поведение.

Принят в обществе, мнением которого весьма дорожит.

Воспитанием дочери практически не занимался, удовольствовавшись тем, что оплачивал няньку-француженку. И теперь, когда дочь выросла и речь заходит о возможном замужестве, весьма недоволен тем, какой груз ответственности внезапно ложится на его плечи:

В доме Фамусова проживают сам Павел Афанасьевич, его дочь Софья со служанкой Лизой, секретарь Алексей Молчалин и множество слуг. Именно этот дом является местом действия всей комедии, его обстановка также играет немаловажную роль.

Фамусов человек не злой. Именно благодаря его покровительству в доме оказывается Молчалин, впрочем не забывает он при случае и напомнить последнему о том, кого следует благодарить:

Несмотря на то, что, как и подобает дворянину , он находится на государственной службе, работу выполняет лишь по обязанности, нисколько не интересуясь её смыслом. Лучше всего его отношение к своим должностным обязанностям характеризуют его же собственные слова:

Служба для Фамусова является не полезной деятельностью, не средством заработка и даже не службой отечеству - служба просто является непременным атрибутом дворянина. И чин в табели о рангах прямо указывает на ту степень уважения, которую проявляет Фамусов к человеку:

Действие

Внезапное появление в доме Чацкого выбивает Фамусова из колеи. Павел Афанасьевич опасается, что в его размеренную и упорядоченную жизнь «франт-приятель» Чацкий способен внести ненужную суеты и оживление. Для успокоения самого себя Фамусов занимается традиционным, ставшим уже ритуалом занятием: составлением календаря.

Это наглядно показывает всю распланированность жизни Фамусова: он строит планы не только на известные события, но и ещё на только ожидаемые:

Этот же календарь демонстрирует всем всю глубину повседневных интересов Фамусова: «Во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «Я должен у вдовы, у докторши, крестить» - еда, смерть, рождение, причём еда стоит на первом месте.

Как и для других персонажей комедии современники Грибоедова искали для Павла Фамусова реальный прототип, но как и другие персонажи Фамусов - собирательный образ. Для создания единственного образа, охватывающего все «средние» взгляды дворянского общества Грибоедов даже убрал из комедии роль его жены, которая присутствовала в первоначальных замыслах. Именно Павел Фамусов (фамилия героя тоже говорящая: (лат. fama - молва, слух, общественное мнение) - олицетворение всего того общества, против которого выступает Чацкий. Фамусов не так ограничен, как Скалозуб, не так многоличен как Молчалин, не так одиозен, как гости на устроенном им вечере. Он обладает собственной точкой зрения на происходящие в обществе процессы и он последовательно стоит на её защите.

Фамусов - как и подобает представителю «века минувшего», убеждённый крепостник, готовый даже за незначительные прегрешения сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных. Фамусов - яростный ненавистник просвещения, считая что ученье и учёность несут смуту и безумие в его устоявшийся мир.

Павел Фамусов уже не молод, и несмотря на всю свою разумность, просто не успевает за происходящими в жизни переменами. Об этом свидетельствуют все его неудачные попытки разобраться в интригах и чувствах молодёжи: сначала его запутывает Софья своими загадочными снами, затем смущает и пугает речами Чацкий. Даже Молчалину не стоит трудов обвести Фамусова вокруг пальца. Павел Афанасьевич решительно ничего не может противопоставить тому новому, что олицетворяет собой Чацкий, кроме опыта предыдущих поколений, а именно этот опыт Чацкий и отвергает.

Единственным средством защиты от «окаянного волтерьянца» оказывает притворная глухота. Фамусов делает вид, что просто не слышит Чацкого: «Не слушаю! под суд! под суд!». Ему даже не приходит в голову применить против Чацкого его же собственные приёмы: насмешку и иронию, он полагает, что подобные методы не к лицу дворянину. Однако же, как только он узнаёт, что появились слухи о сумасшествии Чацкого, он одним из первых их горячо поддерживает:

Даже в этой ситуации проявляется степень влияния общественного мнения на действия Фамусова. Он не может первым начать высмеивать Чацкого, но как только он видит, что мнение почтенного общества уже изменило в отношении Чацкого рамки приличия, то он всеми силами стремится не отстать от сложившейся ситуации. Те слова, которые он совсем недавно из боязни «не слышал», притворяясь глухим, он моментально вспоминает и ставит Чацкому в упрёк:

И всё же, несмотря на все усилия Фамусова, Чацкому удаётся сломать привычный образ жизни последнего. Раздрай в семье, потеря уважения общества: «Ах! Боже мой! что станет говорить\\Княгиня Марья Алексевна!»

Критика

Литературная критика обычно не разделяет образ Павла Фамусова с тем обществом. которое он представляет. Появился даже специалный термин: «фамусовщина».

Исполнители роли

Колоритный, тщательно прорисованный образ Павла Фамусова привлекал внимание многих великих актёров. Его роль на сцене российских театров исполняли: Щепкин, Михаил Семёнович (1831), Самарин, Иван Васильевич (1864), Ленский, Александр Павлович (1887), Давыдов, Владимир Николаевич (1886), Станиславский, Константин Сергеевич (1906, 1914), Ильинский, Игорь Владимирович (1963), Царёв, Михаил Иванович (1963), Полицеймако, Виталий Павлович (1962), Папанов, Анатолий Дмитриевич (1975).

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Фамилии
  • Фан-дер-Флит, Пётр

Смотреть что такое "Фамусов" в других словарях:

    ФАМУСОВ - герой комедии А.С.Грибоедо 421 ва «Горе от ума» (1824). Фамилию Павла Афанасьевича Ф. производят от лат. fama молва, слух, общественное мнение. В фамусовском доме происходит действие комедии, и сам этот дом приобретает в сюжете важное значение.… … Литературные герои

    Фамусов - персонаж комедии А. С. Грибоедова Горе от ума (1824), патриархальный барин, безразличный к делу важный чиновник, исповедующий принцип личной выгоды человек, робеющий перед мнением света, консерватор. Его имя используется как нарицательное … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Фамусов, Павел Афанасьевич ("Горе от ума") - Смотри также Слуга Беневольского. Получает от барина всего сорок рублей на месяц. Любит умничать и недоволен грамотеями: им не давай ни пить, ни есть, дай перо да бумаги и сытехоньки и горя половина. Не прочь поравняться с господами; по его… … Словарь литературных типов

    Павел Афанасьевич Фамусов - … Википедия

    Павел Фамусов - Константин Станиславский в роли Фамусова Павел Афанасьевич Фамусов один из ключевых персонажей стихотворной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». Содержание 1 Персонаж 2 Действие … Википедия

«Он жил средь тупости холодной,
Вокруг него царила мгла
С той мглой боролся мыслью он свободной,
Изведав горе от ума
»,

Так сказал Е.Н. Опочинин о А.С. Грибоедове, талантливейшем человеке того времени. Комедия «Горе от ума» - главный труд поэта. В ней он отразил идейную борьбу внутри дворянского класса, подверг острой критике основные недостатки государей военного организма в России. Грибоедов разделял взгляды декабристов, но сам декабристом не был, так как не верил, что «сто прапорщиков могут изменить государственный строй России». Свои взгляды автор выразил в речах основного героя комедии - Чацкого.

Кто такой Чацкий? Это молодой дворянин, передовой человек своего времени. Он образован, умён. За границу он ездил для своего образования, «ума искать» - по выражению Софьи. «Он славно пишет, переводит», язык его образный и острый. Такие, как Чацкий, объединялись в тайные общества, получившие впоследствии название «декабристов». Чем же не доволен Чацкий? Что он критикует?

Прежде всего, отсталость русского дворянства. И когда Фамусов, а за ним и Скалозуб, восхищаются Москвой, преображённой после пожара 1812 года, Чацкий говорит: «Дома новы, а предрассудки стары».

Тузы светского общества не имеют привычки читать, не интересуются политическими новостями:

«Сужденья черпают из забытых газет

Времён Очаковских и покоренья Крыма»;

Чацкий любит Россию и русский народ, поэтому не только критикует, но и глубоко страдает. Его возмущает крепостное право, жестокость помещиков в обращении с крепостными крестьянами, рассказывает о Несторе - непревзойдённом мерзавце, променявшем верных ему людей, которые неоднократно спасали ему честь и даже жизнь, на борзых собак. А помещик-театрал, отбирающий у крестьянок способных детей, благодетельно обучил их театральному делу, а потом, проигравшись в карты, распродал своих актёров по одиночке. Критикует Чацкий низкопоклонство, подхалимство, поэтому так не любит Молчалина. Этот молодой дворянин с помощью подхалимажа добьётся высоких чинов, нужного места. Молчалин советует Чацкому бросить съездить на поклон Татьяне Юрьевне, так как она может способствовать повышению в чине. Чацкий отвечает: «Я езжу к женщинам, но только не за этим».

Его возмущает слепое отношение дворян к Западу. Они старались одеваться на французский манер, разговаривали только на французском языке, а родного языка толком не знали.

Противоположное лицо Чацкому - Фамусов. Он защищает всё старое, отжившее, считает, сто образование вообще не нужно, всё зло от него. Этот человек смеётся над тем, что дворяне набирают для своих детей целые полки учителей: «Числом поболее ценою подешевле». А сам для Софьи набирает мадам и французских учителей, чтобы не отстать от моды.

Фамусов богатый московский барин, занимающий высокий государственный пост. Он боится нового, потому что у него могут отобрать чин и звание, Чацкого называет карбонарием. Будь его воля, он бы и на выстрел его не подпустил к столице.

В пример Чацкому ставит он Максима Петровича, который добился своего чина благодаря подхалимству. Выше всего ставит дворян, у которых больше количество крепостных душ:

«Будь плохонький, да если наберётся

Душ тысячи две родовых, тот и жених» - говорит он дочери. И лучшая партия для неё Скалозуб, ведь он «межит в генералы».

Фамусов защищает право жить за счёт других. В его обществе нет места таким, как Чацкий, и ради шутки брошенная Софьей реплика, что это сумасшедший, мгновенно воспринимается фамусовским обществом, и они весело в один голос называют его сумасшедшим.

Умный и добропорядочный Чацкий трагически обречён, так как одинок, но, по мнению Гончарова, автора статьи «Миллион терзаний», и один в поле воин, особенно такой, как Чацкий. И речи его не бесследны, потому что всколыхнули застывший муравейник, заставили о себе говорить. Но сам он страдает, из-за своего ума он терпит «миллион терзаний», а ведь он достоин уважения за его ум, остроумие, любовь к Родине.

Начиная процесс по реабилитации Павла Афанасьевича Фамусова, Сторона защиты хочет напомнить уважаемому суду, что развитие Российской империи в XVIII веке шло семимильными шагами, а двигали её фамусовы, скалозубы и молчалины. Но никак не чацкие, которые, придя на готовые александровские пироги, тесто для которых замешивалось все предыдущее столетие, тут же стали критиковать мир за плохую подготовленность к их появлению. Лет 30 назад для некоторых категорий граждан, может и имело ещё смысл критиковать "проклятый царизм", но не понятно, почему сейчас на тот период нельзя посмотреть объективно. Вообще, всё, что ставится в вину Фамусову, можно трактовать и в его пользу. Надеждин писал про Фамусова: "Уютно проспал...", а кто воевал в екатерининскую эпоху? Дружба Фамусова и А.И. Чацкого откуда взялась? из-за карточного стола? Вместе лечились от ожирения?

Итак, Павел Афанасиевич Фамусов, возраст 50-60 лет, русский, православный, управляющий в казённом месте, чиновник, не менее чем, 5 класса по табели о рангах, вдов.

Тем… критикам, которые видят только отрицательные (какие именно?) черты Фамусова, не дают себе труда задуматься, а как это отзовётся на их любимце Чацком? Попытаюсь объяснить это тем, кто за кустами леса не видит.

Итак, «Служили два товарища в однем и тем полке». Вы представляете, какого качества должна быть дружба между двумя мужчинами, чтобы один из них поручил, а другой принял на воспитание его сына? Могло бы так случиться, если бы они оба не были людьми, если не самой высокой, то очень высокой пробы! Андрей Ильич Чацкий был уверен в Фамусове, как в самом себе, а Павел Афанасиевич не предал дружбы, несомненно, скрепленной кровью, не нарушил своего слова, вырастил и воспитал Александра, здесь мы не будем рассматривать, что из того вышло и почему. Мы не можем точно узнать, в каких именно переделках побывали Андрей и Павел, что их сроднило до такой степени, но можем поручиться, что не зелёное сукно карточного или бильярдного стола, не совместные «часы вина и драки», злодейства или разворовывание казны, не соседние кресла в театре или vis-a-vis в кадрили. Будь они оба татями, казнокрадами или светскими бездельниками… можете представить градус их дружбы? При всей своей возможной безалаберности А.И. ни за что не поручил бы сына, такому же как сам, если же это так, то наследственность Чацкого ещё хуже, чем можно было полагать, исходя из состояния ума его матушки. Но дурные предположения в адрес А.И. Чацкого неправдоподобны, следовательно, и П.А. Фамусов лет 30 назад был вполне достойным человеком. Если предположить, что в 35-40 лет человек уже сложился, то маловероятно, что Фамусов превратился в нечто такое, что из года в год должно вызывать отвращение у российских девятиклассников. Учитель, спросите у юношей класса, есть ли у их отцов такие друзья, кому они доверили бы в случае своей смерти их воспитание? И пожелайте их отцам такого друга, как Фамусов. Исходя только из его верности дружбе и слову, Фамусов уже выше всякой критики. Вряд ли верность слову диктовалась какой-то мафиозной круговой порукой: поручитель мертв и взятки гладки, то есть Фамусов был вообще человеком чести. Вот кто имеет право вопрошать школяров и не только их: «А судьи кто?»!

Сторона защиты просит Обвинение в ответном слове привести примеры подобной опеки, если они имели место, за последние 30-50 лет, а именно, кто и когда приютил ребёнка с сомнительной наследственностью, сохранив и приумножив его состояние.

Стоит принять во внимание, что Фамусов, оставаясь вдовцом, пожертвовал своей личной жизнью ради дочери и воспитанника, Бог весть, как отнеслась бы к ним его вторая жена.

Не вызывает сомнения, что для образования Чацкого Фамусовым было сделано всё возможное, и не вина последнего, что в результате учения Александр приобрёл только лишь красивый почерк да воспоминания о колпаке географа. Благодарность учителям, опекуну? Вы о чем? «Числом поболее, ценою подешевле» - вот и весь его сказ о педагогах*. Как-то Макаренко сказал в каком-то …просе: «Мне не нужны 9 40-рублевых учителей, мне нужно 3 120-рублевых**». Но выполнялся (ется) завет Чацкого.

Не стоит забывать, что последние 150 лет были годами небывалого в истории России развития и, повторюсь, двигали её фамусовы, а не чацкие. Фамусов представляет собой столп общества, без которого не могут жить и действовать молчалины всех рангов, которые так выучены фамусовыми, что последние могут подписывать бумаги не глядя, зная, что они отработаны по высшему разряду и не потребуют доработок, уточнений и разъяснений. Завидно? Фамусов олицетворяет собой большой и богатый, хлебосольный дом, где всегда и всем найдётся место. Его стремление окружить себя роднёй говорит, прежде всего, о том, что все, его окружающие ему не чужие. Фамусов если не знал, то предполагал, что все люди находятся друг от друга на расстоянии 6 рукопожатий и строил, говоря современным языком, «русский мир». Что плохого в том, что он помогал близким и дальним родственникам раскрывать свои способности или таланты? Сергею Львовичу Пушкину надо было какого-то чужого мальчика направлять в Лицей? Не случайно Грибоедовым приведен образец и другого способа комплектования штата сотрудников тестем Репетилова по чужеродному принципу – там все были ворами, уж в этом-то Репетилову можно верить на слово! Обвинение же Фамусова в патернализме разбивается о ближайшего его помощника – Молчалина, которого он рассматривал и в качестве зятя наравне с Чацким. У Молчалина, кстати, шансов было больше, так как нищий может разбогатеть, а у мота-сорванца нет перспектив, кроме долговой ямы!

Стоит также вдуматься и в название «фамусовское общество», так и видится, если не что-то монолитное, то, в основном, единое. А теперь составьте прилагательное к «обществу» от фамилии Чацкий? Общество Чацкого? То есть где доминирует Чацкий? Чацковское общество? – прости меня о, великий и могучий русский язык! Общество чацких? – да это сборище дробинок, которые не только никак не связаны между собой, но ещё и каждый расположен спиной ко всем соседям, ухитряясь при этом поглядывать на них свысока. Удержать такую горсть дроби можно только силой, и действовать они смогут только под воздействием внешней силы, и только для какого-то разрушения.

Уважение, оказываемое Фамусовым Скалозубу, которое, почему-то принимается за раболепие - это свидетельство того, что тот для Павла Афанасиевича такой же столп общества, как он сам, а по табели о рангах Фамусов вполне мог находиться на том же уровне, что и Скалозуб или даже выше.

Могут ли надменные потомки в своей холодной и высокомерной отстранённости вообразить страдания Фамусова, который видит всю тщету своих не менее, чем 15-20 летних стараний? Уж простите его, если он сказал в сердцах нечто вас не устраивающее. Надо отдать должное Чацкому – он создал достаточно поводов для раздражения. Даже не поздоровался! Как горько было сознавать Фамусову, что его воспитанник в 28 лет «отъявлен мотом, сорванцом», то есть и не научился ничему и промотал всё, что мог, а туда же, ещё и жениться захотел***! Так Фамусов Чацкому ещё и дельные советы дает: 1. «Не блажи!», «ну какой из тебя муж? Ни положения, ни средств, чтобы содержать семью. «Детей иметь, кому ума недоставало?» - достанет и Чацкому, а вот содержать их и дать им ума, это к Павлу Афанасиевичу. А наследственность? Стоит ли рисковать? 2-й и 3-й советы тоже толковые, но адресата вводят в ступор! Он к их восприятию не готов, ему лишь бы использовать домашнюю заготовку: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!».

На книги он мог быть сердит за их бесполезность в деле лечения и образования Чацкого. А может за то, что просиживая за ними много времени, Чацкий добился только самых печальных результатов, подорвав свой и без того не больно крепкий умишко, а София тратит время на чтение всякой ерунды про Бову Королевича, хоть и по-французски.

Все его фразы, которые можно принять за высказывания ретрограда, исходят только от вежливости, ну какой смысл пытаться перевоспитать, например, Хлёстову? Его устаревшие собеседники, пребывая в своём уютном екатерининском мирке, не мешают ему заниматься делом, ну и пусть пребывают, коли помочь всё равно не могут. Уж он-то, в отличие от Чацкого, читал Диогена: «Учить старика и лечить мертвеца – пустое дело». Зато о молодёжи отзывается с восторгом и надеждой. Сторона защиты не может удержаться от цитирования Павла Афанасиевича:
«Извольте посмотреть на нашу молодежь,
На юношей - сынков и внучат,
Журим мы их, а если разберешь,
В пятнадцать лет учителей научат!» - и у вас повернётся язык сказать, что он ретроград, душитель передовых идей, это Фамусов-то, увидев молодого гения, закричит «Разбой!», «Пожар!»? Не тому адресуете свои возмущения, г-н Чацкий!

Интересно, почему все характеристики, данные Чацким или Софией в раздражении Фамусову, принимаются как истина в последней инстанции? У них отобрано право на субъективность оценки или эти персонажи по определению не могут и не должны вызывать неудовольствия Фамусова? Вы были бы так же снисходительны к чудачествам дочери и эскападам воспитанника?

Сторона защиты считает положительным качеством Фамусова и то, что он легко и с юмором говорит о своей должности – стоит ли на пороге пугать молодое поколение грандиозностью задач и проблем? А если вы хотите услышать на самом деле серьёзного человека, то включите интервью любого спортсмена и услышите, что он сегодня сыграл, пробежал, прыгнул, проплыл (нужное подчеркнуть), вот так, а в следующий раз… будет ещё лучше и всё это будет говориться с чувством высокого осознания важности своей роли в истории Родины и всего человечества.

От кого только не досталось Фамусову за его « Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?». Почему же никто не задался вопросом, а от кого «Марья Алексевна» узнает о происшествии в доме Фамусова? Вполне возможно, что она - достойная всяческих похвал женщина и Павел Афанасиевич назавтра приедет к ней за советом. Но скорее всего, она - тётка Чацкого, такая же неблагополучная по уму, как и его мать, зато сплетница, каких поискать, и пристально следит за событиями в доме Фамусова

Сторона защиты уступает трибуну Стороне обвинения и надеется, что её аргументы не смогу опровергнуть доводы Защиты. Если же Обвинение будет признано правым, то Сторона защиты будет завидовать людям, жившим в первой четверти XIX столетия в фамусовском обществе.

*Хотя это могло быть и единственное вполне здравое предупреждение на века вперед, которое подхватил потом Макаренко «Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».

**за дословность цитаты не ручаюсь.

*** Привет Митрофанушке!

Н.И.Громов, Н.А.Спицына, В.И.Коровин, Н.К.Семёнова
«Русская литература»
Учебник для 9 класса средней школы

Чацкий и Фамусов. Чацкий близок людям декабристского склада, Фамусов - главный его противник, защитник самодер­жавно-крепостнических порядков. Уже из 1 действия комедии становится ясно, насколько это разные люди. Фамусов высказы­вает свое мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Ли­зой мы узнаем, что Фамусов, «как все московские», ценит в лю­дях лишь чины и богатство, да и сам он говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Все это уже создает определенное пред­ставление о Фамусове.

Совсем иным предстает перед нами в I действии Чацкий. Ис­кренний, оживленный свиданием с любимой девушкой, остро­умный, он посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает московских дворян фамусовского круга, их жизнь и времяпре­провождение.

Так намечается почва для идейного конфликта между Фаму­совым и Чацким, который и наступает во II действии. В их споре проявляется несогласие решительно по всем вопросам.

Фамусов пытается поучать Чацкого: «Именьем, брат, не управляй оплошно, А главное, поди-тка послужи». Он подкреп­ляет свои поучения ссылкой на придворные порядки екатери­нинских времен, когда его дядя Максим Петрович лестью и низ­копоклонством снискал расположение императрицы, и убеждает Чацкого служить, «на старших глядя». «Служить бы рад, при­служиваться тошно»,- отвечает Чацкий на это предложение. Он презирает людей, готовых «У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подртавить стул, поднять платок». Он считает, что нужно служить «делу, а не лицам», и одобряет тех молодых людей, которые «не торопятся вписаться в полк шутов». Чацкий защищает право человека сво­бодно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творче­ским, высоким и прекрасным». В ответ на это Фамусов объя­вляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей, и угрожает ему судом.

Защитник самодержавно-крепостнического строя, Фамусов восхищается старыми порядками, верностью родовитых москви­чей дворянским традициям, старым устоям жизни. Этот богатый барин боится таких людей, как Чацкий, потому что они пося­гают на тот строй жизни, который является основой его благопо­лучия.

Фамусов - крепостник, считающий вполне законным право помещика распоряжаться людьми так, как ему угодно: наказы­вать, продавать, ссылать в Сибирь, на каторгу или поселение. Он не признает в крепостных людях человеческого достоинства. На­против, Чацкий высказывает уважение к простым людям, назы­вает русский народ «умным, бодрым». Против таких крепостни­ков, как Фамусов, и направляет Чацкий свой удар в знаменитом монологе «А судьи кто?..». Гневно обрушивается он на извест­ного в Москве помещика-театрала, на «Нестора (главаря) него­дяев знатных», который выменял на борзых собак преданных ему слуг, не раз спасавших его жизнь и честь. Он возмущается тем, что «отечества отцами» в обществе признаны жестокие кре­постники, порабощающие народ. Эти люди «сужденья черпают из забытых газет», они укрывают расшитым мундиром свое сла­бодушие и рассудка нищету.

Когда гости Фамусова «всем хором» объявляют Чацкого су­масшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал это от­крытие, и обосновывает свое суждение:

Попробуй о властях - и нивесть что наскажет!

Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

Хоть пред монаршиим лицом,

Так назовет он подлецом!

Причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в науке, в про­свещении:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Различие во взглядах, культуре, морали ярко проявляется в речи Чацкого и Фамусова. Чацкий - человек образованный; речь его литературна, логична, богата интонациями, образна; в ней отражается глубина его чувств и мыслей. Чацкий - мастер афоризмов, едких эпиграмм. Так, в споре с Фамусовым (II дейст­вие) поражают точные, меткие, беспощадные характеристики, которыми он наделяет московских богачей. Ненависть и глубо­кое негодование Чацкого придают особую силу его сарказму . В обличительных монологах («А судьи кто?..» и др.) Чацкий под­нимается до высокого гражданского пафоса. Слово Чацкого - разящее оружие; обличительный пафос его речи отвечает су­ществу его прямой и страстной натуры.

Речь Фамусова - это речь человека не очень образованного, но неглупого, хитрого, властного барина, привыкшего считать себя непогрешимым. Он спорит с Чацким, отстаивает свои взгляды, порой проявляя и остроумие. В разговоре со Скалозу­бом гон его речи меняется: появляются вкрадчивость, подобо­страстие, в словах - ласкательные суффиксы («отдушничек», «в петличке орденок»). Он даже начинает прибавлять услужливое «-с»: «Сергей Сергеич, к нам сюда-с». Со слугами Фамусов гово­рит ворчливо и грубо, ругает их ослами, чурбанами, называет не иначе, как Петрушками, Фильками, Фомками, не считаясь с воз­растом человека..

Так Грибоедов противопоставляет «век нынешний» «веку минувшему».

Сарказм - едкая, язвительная насмешка.




Top