Федеральный закон российской федерации. Законна ли организация лотереи, какие есть нюансы? Закон о проведении розыгрышей

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.

1) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом;

2) выигрыш - часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи;

4) розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши;

5) лотерейный билет - документ, удостоверяющий в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи. Лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией (за исключением лотерейных билетов для всероссийской государственной лотереи);

6) организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту);

8) проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи;

9) оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства;

10) распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора;

13) целевые отчисления от лотереи - часть выручки от проведения лотереи, направляемая на определенные статьями 11, 13 и 14 настоящего Федерального закона цели в порядке, установленном указанными статьями;

16) годовой отчет о проведении лотереи - сведения, которые организатор негосударственной лотереи, оператор государственной лотереи, оператор муниципальной лотереи ежегодно обязаны опубликовывать в средствах массовой информации и (или) размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Состав сведений, включаемых в годовой отчет о проведении лотереи, и порядок его опубликования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

1. Виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.

Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.

Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.

Комбинированная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда лотереи.

Международная лотерея - лотерея, которая проводится на территориях двух и более государств, включая территорию Российской Федерации, на основании международного договора Российской Федерации. Порядок проведения международной лотереи на территории Российской Федерации определяется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Организация и проведение лотереи на территориях нескольких субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для проведения всероссийской лотереи.

3875

Как правило, каждый человек хотя бы раз в жизни принимал участие в лотерее. Возможность получения выигрыша, особенно при крупном размере призового фонда, всегда привлекает внимание большого количества людей. И, конечно же, большие деньги притягивают к себе различного рода мошенников. Поэтому законодательное регулирование организации лотерей достаточно актуально.

В России таким законодательным актом является Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ "О лотереях".

Организатором лотереи в силу п. 6 ст. 2 Закона № 138-ФЗ является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Причем все лотереи в Российской Федерации могут проводиться только по решению Правительства Российской Федерации.

Согласно понятию, которое закреплено указанным законом, лотереей является игра, которая проводится в соответствии с договором, и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом.

Оператором лотереи может быть только российское юридическое лицо, заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи. Оператор лотереи определяется по результатам открытого конкурса.

Для операторов лотерей законодателем установлены ограничения. Так, оператором лотереи не может выступать юридическое лицо, руководителем, членами коллегиального исполнительного органа или главным бухгалтером которого являются лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономики.

Оператором лотереи также не может быть юридическое лицо, руководитель, учредители, участники которого могли оказывать влияние на проведение лотереи, в ходе которой не были исполнены или были исполнены с нарушением обязательства в части перечисления целевых отчислений и иных платежей, предусмотренных контрактом.

Федеральный государственный надзор за проведением лотерей осуществляется Федеральной налоговой службой. За нарушение правил организации и проведения лотереи предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ проведение лотереи без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении, либо без заключения контракта с организатором лотереи на проведение лотереи, либо после истечения установленного срока проведения лотереи, либо распространение (реализация, выдача) лотерейных билетов, лотерейных квитанций или электронных лотерейных билетов или прием лотерейных ставок среди участников лотереи без заключения договора в соответствии с законодательством о лотереях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы.

30 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 416). Данный документ кардинально меняет порядок организации и проведения лотерей в России. Организовывать лотереи сможет только уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Российские частные компании лишаются такого права. Конкурс на определение оператора лотереи будет проводиться по установленным Законом N 416 правилам.

1. В России будет введен запрет на проведение всех лотерей, кроме государственных всероссийских и международных

С 1 июля 2014 г. запрещается проводить любые стимулирующие лотереи - т.е. такие, в которых не вносится плата за участие и призовой фонд формируется за счет средств организатора, а также негосударственные, региональные государственные и муниципальные лотереи. Таким образом, будут сохранены исключительно всероссийские государственные и международные лотереи. Кроме того, с этой даты прекратится выплата участникам лотерей причитающихся им выигрышей. Формулировка закона не исключает ситуации, когда лицо, победившее в проведенной лотерее, не сможет получить свой выигрыш. С 30 декабря 2013 г. (с момента опубликования Закона N 416) прекратилась выдача разрешений на проведение лотерей.

Отказ от стимулирующих лотерей связан с желанием законодателя исключить возможность проведения азартных игр под видом стимулирующих лотерей. На сегодняшний день такая практика широко распространена (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.11.2010 по делу N А70-1491/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 02.10.2009 по делу N А79-3288/2009, ФАС Московского округа от 15.10.2010 N КА-А40/11057-10 по делу N А40-66987/10-17-381).

Закрепляется, что при проведении тиражных лотерей будут использоваться новые технические устройства - лотерейные терминалы. Они предназначены для приема лотерейных ставок (ввода либо выбора лотерейной комбинации или лотерейных комбинаций) и выдачи лотерейных квитанций при проведении тиражных лотерей. Отметим, что на практике такие устройства уже использовались (например, в соответствии с Приказом Минфина России от 29.12.2010 N 195н "Об утверждении Условий проведения в режиме реального времени 2 тиражных всероссийских государственных лотерей и в обычном режиме 10 бестиражных всероссийских государственных лотерей в поддержку организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи").

Проводить лотереи можно будет только двумя способами: тиражным и бестиражным. Исключается комбинированный способ, когда на лотерейных билетах одновременно имеются защитное покрытие, под которым скрывается возможный выигрыш, и номер, позволяющий этому билету участвовать в тиражной лотерее.

Организаторами лотерей на основании решения Правительства РФ могут стать только Минспорт России и Минфин России (ч. 1 ст. 13 Закона о лотереях в ред. Закона N 416). Они будут проводить открытый конкурс для определения оператора лотереи - лица, которое проведет ее и которое будет заключать договоры и осуществлять взаимодействие с участниками лотереи. Соответствующие поправки внесены также в ст. 1063 ГК РФ.

Договор между оператором лотереи и ее участником оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции или электронным лотерейным билетом. Данное изменение также вносится в ст. 1063 ГК РФ. Ранее заключение указанного договора могло быть подтверждено выдачей любого документа, однако в судебной практике выдача электронного лотерейного билета не признавалась надлежащим оформлением договора.

В соответствии с действующей редакцией Закона о лотереях конкурсы на проведение всероссийских государственных лотерей должны проводиться по Закону о размещении заказов N 94-ФЗ. С 1 января 2014 г. он утратил силу в связи с принятием Закона о госзакупках N 44-ФЗ. Следовательно, с 1 по 29 января 2014 г. такие конкурсы проводятся по Закону о госзакупках N 44-ФЗ (подробнее о нем см. Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок). С 30 января 2014 г. конкурсы по определению операторов лотереи будут проводиться в соответствии со специальной процедурой, предусмотренной Законом N 416-ФЗ. Ее содержание больше сходно с правилами проведения открытого конкурса Закона о размещении заказов N 94-ФЗ.

Подать заявку на участие в конкурсе на проведение лотереи по-прежнему сможет любое российское юрлицо независимо от организационно-правовой формы. Организатором лотереи может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (не более 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта). Эти условия повторяют положения, содержащиеся в Законе о размещении заказов N 94-ФЗ. По Закону о госзакупках N 44-ФЗ обеспечение заявки является обязательным (ч. 1 ст. 44). Также по общему правилу этим Законом установлен не только максимальный размер обеспечения заявки (5 процентов начальной (максимальной) цены контракта), но и минимальный размер обеспечения, который должен составлять 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (ч. 14 ст. 44 Закона о госзакупках N 44-ФЗ).

Реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный как Законом о размещении заказов N 94-ФЗ, так и Законом N 44-ФЗ, в процедуре проведения конкурса, содержащейся в Законе N 416-ФЗ, не упоминается. Отсылки на него также нет. Однако устанавливается, что в конкурсе не могут участвовать те организации, которые отвечают, в частности, следующим требованиям:

В составе управляющих органов есть лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономики;

Руководители, учредители, участники могли оказывать влияние на проведение лотереи, в ходе которой не были исполнены или были исполнены с нарушением обязательства в части перечисления целевых отчислений и (или) иных платежей, предусмотренных контрактом, заключенным с организатором лотереи;

Ранее уклонялись от заключения контрактов на проведение лотерей;

Контракты о проведении лотереи с этими организациями были расторгнуты по решениям судов;

Существенно нарушили условия контракта, вследствие чего организатор в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта.

Помимо перечисленных требований устанавливается условие, в соответствии с которым участник размещения заказа должен обладать исключительными правами на лотерейные программы (в том числе по лицензионным договорам). Лотерейными программами признаются программы для ЭВМ, разработанные и используемые для сбора данных о распространенных лотерейных билетах и принятых лотерейных ставках, их учета и регистрации или управления лотерейным оборудованием при проведении розыгрыша призового фонда тиражной лотереи.

Введено условие об обязательном представлении соглашения с банком о намерении предоставить безотзывную банковскую гарантию. Такой банк обязательно должен быть включен в перечень (http://www.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/index.php?id4=19700), установленный ст. 74.1 НК РФ. Предыдущей редакцией Закона о лотереях было предусмотрено иное условие - дополнение к процедуре проведения конкурса: участнику размещения заказа необходимо было в заявке на участие в конкурсе указать размер банковской гарантии, предоставляемой оператором всероссийской государственной лотереи.

Извещение о проведении конкурса на определение оператора лотереи размещается организатором лотереи на его официальном сайте не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (далее - процедура вскрытия (открытия) заявок). Отказаться от конкурса организатор может не позднее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, изменить извещение о проведение конкурса можно не позднее чем за пять дней до начала указанной процедуры. Эти условия идентичны условиям, содержащимся в ст. 21 Закона о размещении заказов N 94-ФЗ. Однако действующим в настоящее время Законом о госзакупках N 44-ФЗ предусмотрено (ст. 49), что извещение размещается не менее чем за 20 дней до дня вскрытия (открытия) заявок и не на сайте организатора конкурса, а в единой информационной системе. Также этим Законом предусмотрен более короткий срок для того, чтобы отказаться от проведения конкурса: после того как извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе, заказчик может отменить определение поставщика путем проведения открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи конкурсных заявок (ч. 1 ст. 36 Закона о госзакупках N 44-ФЗ).

Добрый день.

Проведение интернет лотерей, равно как и иная организация азартных игр он-лайн - незаконна.

Так, в силу ст. 6.1 ФЗ от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях»

4. Не допускается проведение лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи, а также лотерейных терминалов, за исключением лотерей, указанных в части 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

ст. 5 ФЗ от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

3. Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Не соблюдение указанных ограничений влечет риск привлечения к ответственности.

Согласно ст. 14.1.1 КоАП РФ

1. Незаконные организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования.
2. Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования.
3. Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
4. Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ (ред. от 26.07.2019) О лотереях

Государственной Думой

Советом Федерации

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Указанные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его официального опубликования.

Разрешения на организацию и проведение лотерей, выданные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления до вступления в силу настоящего Федерального закона, утрачивают силу после истечения срока их действия.

Постановление от 24 декабря 2018 г. по делу № А32-10036/2018

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО)

Постановление от 13 декабря 2018 г. по делу № А15-1273/2018

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (16 ААС)

Решение от 28 ноября 2018 г. по делу № 2-1732/2018

Дзержинский районный суд г. Нижнего Тагила (Свердловская область) - Гражданские и административные




Top