Федор Васильев. Оттепель

Картина Федора Васильева «Оттепель» была написана в 1871 году. Но славу и всеобщее признание она получила лишь через десятки лет после смерти художника. Она продолжает основные традиции русской живописи.

На переднем плане полотна изображена проселочная дорога. Не смотря на то, что весь пейзаж выполнен в темных тонах, угадывается время года – ранняя весна. Птицы сбиваются в стайки и летят к дороге в поисках пищи, которая могла остаться под слоем тающего снега. В центре пейзажа девочка завет пойти пожилого крестьянина к стайке пугливых птиц. Сапоги двух путников вязнут в оттаявшей дорожной грязи.

Задний фон картины представлен участками деревьев, голые ветви которых начинают избавляться от снежного покрывала. Одинокая избушка кажется ветхой и пустой. Но можно заметить, что из трубы ее стелется жидкий дымок, а значит в ней теплится жизнь. Пожухлая трава робко выглядывает на свет из-под рыхлого снега. Начинают оттаивать прошлогодние ветки, одиноко лежащие в центре полотна.

Особенным предстает небо на полотне. Оно представлено оттенками от белого до темно фиолетового цветов. Лучи солнца все еще не могут пробиться через толстое покрывало серых туч. Но время весны уже наступило и это чувствуется не только по тающему снегу. Все полотно дышит пробуждением природы от долгого сна. Суровая зима уже позади, она уступила дорогу более теплому времени году.

Картина «Оттепель» позволяет зрителю переместится в день молодой весны, почувствовать отступление холодов и насладится красивым пейзажем весенней природы. По особенному печально и торжественно в такие дни, воздух все еще свеж, но за щеки уже не кусает мороз.

Ф.Васильев – русский художник конца 19 века. Он внес свой неотъемлемый вклад в развитие живописи. Полотна художника не выделяются яркостью красок, но природа, изображенная на них, дышит и живет. Каждое его полотно позволяет окунуться в волнительный и прекрасный мир.

Описание картины Васильева Оттепель

Фёдор Александрович Васильев – известный русский художник, который как никто может показать красивое в некрасивом. Кажется, что такое нельзя совместить. А этот художник мог. Такой по своему описанию и является картина «Оттепель».

Картина Фёдора Александровича выглядит темной, мрачной и унылой. Зритель видит, как белоснежный покров земли превращается в грязь и слякоть. А тучи стремительно затягивают небо плотной пеленой темно-синих цветов.

Но какая же красота таится в этой картине. Ведь растаявший снег, превратившийся в грязь, низко летающие птицы над полями – всё говорит о скором приходе весны. Зима уступает место весне, плавно направляясь далеко-далеко к горизонту. Так и приходят на ум строчки Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета о надвигающейся весне, которой вся природа дает дорогу.

Весны заждались все: деревья, стоящие на заднем плане с остатками инея, ветхая избушка, расположенная по правую сторону и, конечно же, маленькая девочка, показывающая дедушке куда-то далеко. Может и там, за границами картины потекли ручьи, шумя и звеня.

На картине нет ни одного яркого оттенка, но чувствуется теплота, исходящая, должно быть от маленькой девочки, смеющейся и искренне ждущей весну. Цвета, которые мы наблюдает в основном темные и безрадостные. Особенное внимание стоит обратить на задний фон, который убаюкивает всю природу. Но стоит лишь поднять взгляд в верхний правый угол, как можно увидеть то самое наступление тепла, которым пропитана вся картина. Как много он вселяет надежды в окружающую среду.

А в середине картины птицы, уже не просто летающие в небе, а опустившиеся на землю, начинают искать пропитание, будто чувствуя, что вот-вот из земли полезут жучки и червяки.

Кажется, будто художник, писавший эту картину, передает свое унылое настроение или же усталость от такого мрачного времени года. Но и название у этой картины непростое. «Оттепель». В этом слове так и таится слово «тепло», которое вот-вот настигнет всех жителей этой деревни.

Картина Фёдора Александровича стала знаменита очень быстро и известна по сей день. Вот именно так удается великому художнику изображать красивое в некрасивом.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Любовь Любимовна в рассказе Муму Тургенева

    Образ Любви Любимовной в произведении Тургенева “Муму” вышел довольно неоднозначным, ведь автор имел цель специально сделать его именно таким.

    Здравствуй, дорогая бабушка! Я очень по тебе скучаю и очень тебя люблю. Как же давно я тебя не видела! Как у тебя дела? У меня все супер! У нас в школе есть отряд ЮИД.

Федор Васильев. Оттепель.
1871. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
(авторская копия: Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия).

В 1871 году Васильев создал одно из главных своих произведений - Оттепель , которая была представлена ранней весной 1871 года на конкурсе в Обществе поощрения художников и удостоилась первой премии. Эта картина несла в себе большое социальное содержание, она вся проникнута тоской и грустью, навеянными горькими раздумьями художника о жизни русской деревни.

Близкий по своему мироощущению к романтизму, Васильев, стремясь к выражению сильных чувств, искал яркие, необычные состояния природы, сложную жизнь неба, напряжение перед грозой, оттепель посреди зимы.

Картина исполнена в любимой художником теплой золотисто – коричнево - оливковой гамме и выглядит почти монохромной по колориту. Построенная на сложных тональных взаимоотношениях, она восхищала современников изысканностью колористической гаммы и тонкостью письма. Вытянутая по горизонтали композиция картины усиливала молчаливость и бесприютность равнинного пейзажа.

Васильев продолжает свое открытие русской природы, стремясь разглядеть в ней самое сокровенное, неповторимое, что свойственно только ей: певучую мягкость линий,

Картина имела большой, даже огромный для молодого художника успех. Ее купил П.М.Третьяков. На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художеств, "Оттепель" получила первую премию, в то время как "Печорский монастырь" Саврасова, которого Васильев мог бы считать одним из своих учителей, получил вторую.

Картина Васильева того же названия, которая украшает экспозицию Русского музея, - авторское повторение, исполненное специально для царского двора, было заказано императором Александром III. Именно оно в числе сорока лучших произведений русских художников было послано на Всемирную выставку в Лондон в 1872 году, где было отмечено как одно из наиболее достойных, вызвав восторженную статью английского рецензента.

Появление картины "Оттепель" в год открытия первой передвижной выставки как бы естественно вводило Васильева в круг близких ему передовых художников.

Двадцать три года было Федору Васильеву, когда жестокая и неумолимая болезнь оборвала его жизнь. Всего несколько лет вдохновенного творческого труда смог он посвятить любимому искусству, но и в этот короткий срок его блестящее и щедрое дарование успело раскрыться многими своими сторонами и обогатить русскую живопись новым и своеобразным виденьем пейзажа родной страны. «Гениальным мальчиком» называли Федора Васильева Крамской и Репин, «громадно талантливым» считал юного художника Стасов, видевший в нем «одну из лучших надежд нашей отечественной школы».

Только первые шаги сделал Федор Васильев по расстилавшемуся перед ним широкому творческому пути и смолк навсегда. Но и то, что он нам оставил, вечно будет звучать в русском искусстве своей особой поэтической нотой. Невелико художественное наследие Васильева, и не обилием, не разнообразием мотивов восторгало оно современников и по сей день пленяет нас. Еще Крамской предельно четко определил историческую заслугу своего гениального младшего собрата: «Ему было суждено внести в русский пейзаж то, чего последнему недоставало и недостает: поэзию при натуральности исполнения».

Как однообразен, скуп и бесприютен этот пустынный хорошо знакомый каждому русскому человеку равнинный пейзаж средней полосы России в ту переломную пору, когда зима еще спорит с весной, но в воздухе уже явственно ощущается влажное дыхание неуклонно приближающихся весенних дней!

Природа нехотя просыпается от зимнего сна. В этом пробуждении нет радости. Ржавые тона тающего снега, превращающегося в липкую грязь, туманная даль и мутное слезящееся небо.

Все кругом мокро и гнило - и почерневший талый снег, и свинцово-серые тучи, едва освещенные слабыми лучами предзакатного солнца, и раскисшая дорога с квелым следом санных полозьев, и растекшийся вширь бесформенный ручеек, и скинувшие снежный убор черные кусты. А пронизывающий ветер, тоже насыщенный сыростью и влагой, неутомимо рябит воду оттаявшего ручейка и метет, метет дробную капель в открытую бескрайнюю даль. Должно быть, очень одинокими, затерянными в этой гнилой распутице чувствуют себя случайный прохожий и сопровождающая его маленькая девочка.

Стоящие в нерешительности перед широкой проталиной ручья посреди дороги, они кажутся потерянными в удручающем своей протяженностью унылом пространстве среднерусской зимней природы. Их фигуры еще усиливают тревожное тягостное настроение. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. Сквозь плотный слой серых облаков пробивается робкий луч солнечного света, словно благословляющий путников на нелегкий путь.

Кругом ни души, только покосившаяся хижина в сторонке говорит о близости пусть бедного и убогого, но все же верного пристанища для бесприютного человека, охваченного в этот поздний вечерний час промозглой и зябкой предвесенней оттепелью...

Описание картины Федора Васильева «Оттепель»

Фёдор Васильев – удивительный художник, которому злая судьба отпустила лишь 23 года жизни. Слава русского живописца была поистине умопомрачающей. На выставке, устроенной после его смерти, все картины Васильева были раскуплены ещё до открытия экспозиции. Небывалый случай.

Картина «Оттепель», за которую Васильеву была вручена первая премия, имела самый широкий успех. Её копия была специально создана автором по просьбе будущего самодержца российской империи Александра III , ходившего тогда в великих князьях. Пейзаж, выбранный художником для своего творения, не очень-то привлекателен. Унылый на огромном пространстве ландшафт, над которым низко нависло переполненное влагой небо. На снегу отчётливо отпечатаны следы полозьев санок, затопленных грязной водой от растаявшего снега, а посреди дороги – две фигурки (старик и ребёнок), которые придают пейзажу ещё более унылые нотки. Тут же, за проталиной, приютились грачи, не добавляющие живописности своим чёрным цветом. В довершение ко всему, справа торчит убогая избёнка со слепым окошком и криво стелющимся из трубы дымом. Перед нами – знаменитая русская распутица, которая, как говориться, «всех краёв дороже» подлинно русскому человеку.

Но чем привлекает к себе эта картина? Не зря же корреспондент одной из британских газет, увидев её на выставке в Лондоне, написал, что никто лучше не смог бы рассказать красками об оттепели. В картине чувствуется тонкий лиризм, сочетающийся с глубоким знанием природы и русской действительности. Большую роль здесь играют также мягкость красок и ощущение достоверности, великолепно переданные художником.

Федор Васильев. «Оттепель» (1871). Холст, масло. 53.5 x 107 см. Государственная Третьяковская Галерея, Москва Эта картина несла в себе большое социальное содержание, она вся проникнута тоской и грустью, навеянными горькими раздумьями художника о жизни русской деревни. Близкий по своему мироощущению к романтизму, Васильев, стремясь к выражению сильных чувств, искал яркие, необычные состояния природы, сложную жизнь неба, напряжение перед грозой, оттепель посреди зимы. Картина имела большой, даже огромный для молодого художника успех. Ее купил П.М.Третьяков. На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художеств, "Оттепель" получила первую премию, в то время как "Печорский монастырь" Саврасова, которого Васильев мог бы считать одним из своих учителей, получил вторую. Картина Васильева того же названия, которая украшает экспозицию Русского музея, - авторское повторение, исполненное специально для царского двора, было заказано императором Александром III. Именно оно в числе сорока лучших произведений русских художников было послано на Всемирную выставку в Лондон в 1872 году, где было отмечено как одно из наиболее достойных, вызвав восторженную статью английского рецензента. Появление картины "Оттепель" в год открытия первой передвижной выставки как бы естественно вводило Васильева в круг близких ему передовых художников. Двадцать три года было Федору Васильеву, когда жестокая и неумолимая болезнь оборвала его жизнь. Всего несколько лет вдохновенного творческого труда смог он посвятить любимому искусству, но и в этот короткий срок его блестящее и щедрое дарование успело раскрыться многими своими сторонами и обогатить русскую живопись новым и своеобразным виденьем пейзажа родной страны. «Гениальным мальчиком» называли Федора Васильева Крамской и Репин, «громадно талантливым» считал юного художника Стасов, видевший в нем «одну из лучших надежд нашей отечественной школы». Только первые шаги сделал Федор Васильев по расстилавшемуся перед ним широкому творческому пути и смолк навсегда. Но и то, что он нам оставил, вечно будет звучать в русском искусстве своей особой поэтической нотой. Невелико художественное наследие Васильева, и не обилием, не разнообразием мотивов восторгало оно современников и по сей день пленяет нас. Еще Крамской предельно четко определил историческую заслугу своего гениального младшего собрата: «Ему было суждено внести в русский пейзаж то, чего последнему недоставало и недостает: поэзию при натуральности исполнения». Как однообразен, скуп и бесприютен этот пустынный хорошо знакомый каждому русскому человеку равнинный пейзаж средней полосы России в ту переломную пору, когда зима еще спорит с весной, но в воздухе уже явственно ощущается влажное дыхание неуклонно приближающихся весенних дней! Природа нехотя просыпается от зимнего сна. В этом пробуждении нет радости. Ржавые тона тающего снега, превращающегося в липкую грязь, туманная даль и мутное слезящееся небо. Все кругом мокро и гнило - и почерневший талый снег, и свинцово-серые тучи, едва освещенные слабыми лучами предзакатного солнца, и раскисшая дорога с квелым следом санных полозьев, и растекшийся вширь бесформенный ручеек, и скинувшие снежный убор черные кусты. А пронизывающий ветер, тоже насыщенный сыростью и влагой, неутомимо рябит воду оттаявшего ручейка и метет, метет дробную капель в открытую бескрайнюю даль. Должно быть, очень одинокими, затерянными в этой гнилой распутице чувствуют себя случайный прохожий и сопровождающая его маленькая девочка. Стоящие в нерешительности перед широкой проталиной ручья посреди дороги, они кажутся потерянными в удручающем своей протяженностью унылом пространстве среднерусской зимней природы. Их фигуры еще усиливают тревожное тягостное настроение. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. Сквозь плотный слой серых облаков пробивается робкий луч солнечного света, словно благословляющий путников на нелегкий путь. Кругом ни души, только покосившаяся хижина в сторонке говорит о близости пусть бедного и убогого, но все же верного пристанища для бесприютного человека, охваченного в этот поздний вечерний час промозглой и зябкой предвесенней оттепелью... Борис Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочащая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен Чрез благовест, чрез клик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. vk.com/russian_painting

«Оттепель». 1871 г.

Весной 1871 года Васильев работал над «Оттепелью», хотя был серьезно болен: обнаружились грозные признаки туберкулеза. Формат картины необычно вытянутый вширь, уже сам по себе рождал ощущение протяженности дороги, по которой бредут крестьянин и маленькая девочка. Близкая весна не несет радости. Серо, сыро и грустно вокруг. Так же грустно, как было, когда хоронили отца Федора. Ох, сколько на этих дорогах перестрадало сердец! Сколько дум людских знают эти дороги. И так щемило сердце от этого родного, убогого, милого… Васильев довел это ощущение до эпической силы.

1871 год стал для Васильева особенным. Открылась в Петербурге Первая передвижная выставка, и на ней –– самые яркие полотна: «Грачи прилетели» Саврасова, «Оттепель» Васильева и «Сосновый бор» Шишкина.
«Оттепель» –– такая горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием и в то же время юная и молодая, пробудившаяся к жизни, требующая права гражданства между другими, и хотя решительно новая, но –– имеющая корни где-то далеко…» –– высказал свое впечатление Крамской. Он еще ничего не знал о предстоящем русскому пейзажному жанру невиданном расцвете, однако предчувствовал его, угадывал его закономерность и неизбежность.

В конце зимы «Оттепель» была показана на конкурсе Общества поощрения и получила первую премию. Картину прямо с выставки приобрел Третьяков. Тогда же Васильев не более чем за месяц по заказу великого князя Александра Александровича (в будущем царя Александра III) выполнил повторение картины, находящееся ныне в Русском музее. Повторение «Оттепели» не было простой авторской копией. Это была как бы дальнейшая разработка мотива. Васильев создал два равноценных по художественному достоинству полотна. Комитет, производивший набор картин на Всемирную выставку 1872 года в Лондоне, остановился на принадлежащем царской фамилии повторении. Оно и отправилось в Англию.

Всемирная выставка имела на этот раз особое значение для русской живописи и скульптуры. Она буквально открыла Европе высокие достоинства русского искусства. Произошло это благодаря правильному и объективному отбору экспонатов. Россия показала, что имеет свое, неповторимое лицо, создает произведения, стоящие вровень с лучшими мировыми достижениями. В лондонской прессе появились статьи, в которых авторы указывали на те замечательные черты русской живописи, коих лишены были произведения многих европейских мастеров.

Создав «Оттепель», Федор Васильев вошел в число лучших художников России. Он еще не знал тогда, какие невзгоды предстоят ему в недалеком будущем, как трагически мало осталось ему жить, и в каком подвижническом труде он проведет последний отрезок своей жизни.

Рецензии

И Вам большое спасибо - за прочтение и теплый отзыв. Васильев гений, но к сожалению, умер в 23 года... В Русском музее "Оттепель", которая принадлежала царской фамилии, а в Третьяковской галерее как раз та, первая картина. Большинство работ Васильева находится там, Павел Михайлович Третьяков приобретал всё, что было написано Васильевым.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Среди русских образцов пейзажной живописи, изумляющих иностранцев динамикой и проникновенностью, исключительное место принадлежит полотнам молодого и, несомненно, гениального живописца Если бы не ранняя смерть от туберкулеза (в 23 года), он, по утверждению Крамского, произвел бы переворот в пейзажном жанре.

Да, он был близок этому. Однажды увидев эти холсты, их невозможно забыть. А руку мастера нельзя спутать с творческой манерой других знаменитых пейзажистов. Такова и картина «Оттепель». Васильев написал ее зимой 1871 года, после летней поездки по Волге, в ходе которой художник упивался великолепием природы. Он вбирал в себя впечатления, чтобы синтезировать их в произведениях, наполненных тончайшими оттенками красок и настроений.

Отличившийся пейзаж

Картина Васильева «Оттепель» была выделена первой премией из числа других, представленных большими мастерами живописи на выставке ОПХ (Императорского Общества поощрения художников). Меценат купил пейзаж для своей коллекции задолго до выставки. Великий князь Александр, которому через десять лет предстояло вступить на Российский престол, был так впечатлен картиной, что заказал ее копию для императорского дома. В авторском повторении полотно обрело более мягкое, трогательно звучание, нежели его «близнец-первенец». Именно его решено было послать на международную выставку, проводившуюся в Великобритании. Из-за границы пейзаж вернулся тоже с первой премией и восторженными откликами рецензентов. Сегодня первая картина Васильева «Оттепель» экспонируется в Третьяковской галерее, а ее «двойник» обрел место в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Что же было такого в этом полотне, очаровавшем именитую публику?

Тайна притяжения

Давайте взглянем на это необычно широкое по формату и глубокое по содержанию полотно. Посреди холодной российской зимы случилась оттепель. Природа еще охвачена глубоким сном, скована льдом и инеем. Внезапное «незапланированное» пробуждение застает ее врасплох. Темные проталины, сырое месиво из снега на проезжей дороге, сразу атакованной птицами, слабое золотистое пятно света где-то в вышине - эти весенние перемены еще обманчивы, но уже неотвратимы.

Философское звучание

Картина Васильева «Оттепель» была создана в период великих реформ в стране, которые по-своему напомнит хрущевская «оттепель» в двадцатом столетии. Всплеск политической жизни тогдашней России был основан на либеральных веяниях, которые напрямую касались положения огромной части народа. Как известно, реформы разочаровали, но побудили людей к самоопределению, выбору своего дальнейшего пути.

Оттепель посреди зимы, разлившиеся ручьи подтаявшего снега, под которым едва обнаруживается дорога, заставили остановиться в нерешительности крестьянина и крохотную девочку. Куда идти? Как? Наверное, они двинутся в путь, но он будет для них нелегким.

Несомненно, идея картины не исчерпывается, как принято считать, сентенцией о «тягостной крестьянской жизни». Здесь присутствует мысль о поступательном движении природы и истории, которое через остановки и препятствия толкает время вперед. Не потому ли картина Васильева «Оттепель» приобрела всемирное значение?

Художественное решение

Импрессионистические приемы той самой «живописи настроения», которую обязательно упоминают, говоря о полотнах Васильева, автор использует и в этом произведении. Автор изображает не столько объекты, сколько обволакивающий их свет и воздух. Благодаря этому очертания предельно реалистичны, подвижны, выразительны. Пространство полотна делится на две части - земля и небо. В центре высокое дерево, на котором обрывается теряющийся в сизой глубине перелесок, и вылившийся из подтаявшего водоема ручей зрительно создают крест, вбирающий вертикаль и горизонталь. Нежно переходящие друг в друга тона объединяют надрывную красоту пейзажа, каркающие звуки ворон, тихое журчание талого снега в одну могучую симфонию величия и беззащитности, которую так проницательно понял и мастерски изобразил Ф. Васильев. «Оттепель» чрезвычайно высоко оценил друг и учитель художника Иван Крамской, назвав ее сильной, дерзкой, полной большого поэтического содержания и решительно новой работой.




Top