Федотов все картины. Художник федотов павел андреевич

Павел Федотов - русский художник, академик живописи, яркий представитель плеяды русского романтизма в российской живописи, заложивший краеугольный камень в создание критического реализма в отечественном искусстве.

Годы жизни

22 июня 1815 года в семье отставного военного Андрея Илларионовича Федотова и Натальи Алексеевны Калашниковой, происходившей из купеческой среды, родился еще один ребенок - сын. При крещении ему дали имя Павел.

Когда мальчику исполнилось 11 лет, его определили на пансион в Московский кадетский корпус. Хорошие способности и примерное поведение выгодно отличало Павла в лице начальства и способствовало его продвижению на воинской стезе. Курс он окончил с отличием и со званием фельдфебель.

Не смотря на отличные показатели в учебе, Федотова не прельщала карьера военного, и все свободное время он посвящал любимому занятию - рисованию. После направления на службу в Санкт-Петербург в лейб-гвардию Финляндского полка, у Федотова появилась возможность посещать по вечерам занятия по рисованию в .

Помимо военных наук он очень прилежно изучал анатомическое строение человеческого тела, учился работать с гипсовыми моделями. Карандашные и акварельные рисунки со сценками военной жизни, которые были написаны Федотовым, отличались узнаваемостью и реалистичностью. Довольно часто попадались рисунки карикатурного содержания.

После 10 лет службы Павел Андреевич Федотов решил выйти в отставку и полностью посвятить свою жизнь живописи. Это решение поставило его и так совсем не шикарную жизнь в сложное положение. Его скудного пенсиона явно не хватало и он жил в очень стесненных условиях. Но это не помешало ему продолжать стремиться к своей мечте - стать серьезным художником.


Определиться с жанром ему помог совет Крылова заняться жанровой живописью и это было правильно. Уже первая серьезная работа маслом “Свежий кавалер” получила хвалебные отзывы современников, в том числе и художников. Окрыленный удачей Федотов полностью отдается работе. Вскоре появляются полотна «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора», которые были встречены также восторженно.

Эти работы принесли не только известность, но и звание академика живописи, что позволяло получать материальную помощь государства. Это было большим подспорьем. Все три полотна художника наши современники могут увидеть в . Взлеты и падения Удача дама капризная, как и признание общества. Федотов не успел полностью насладиться своим триумфом, как оказался косвенно причастен к делу “петрашевцев”.


П.Федотов еартина Сватовство майора фото

Государственная машина повернула свои маховики и художник Федотов стал не благонадежным, а следовательно и его новые работы оказались не востребованными. Новых заказов тоже не предвиделось. Жизнерадостный, оптимизм по натуре, общительный Федотов превратился в замкнутого, желчного, пессимистичного человека. Перемена нравственная тяжело отразилась на физическом состоянии - Павла Андреевича все чаще одолевали приступы безумия.

Не помогло довольно дорогостоящее лечение, на которое даже государь выделил 500 рублей из личных средств. Было слишком поздно и 14 ноября 1852 года Павел Андреевич Федотов скончался в возрасте всего 37 лет от острого психического расстройства. Его похоронили на Смоленском кладбище почти тайно, потому что комитет по цензуре выдал запрет на публикацию о его смерти. Уже в 1936 году его прах был перезахоронен в некрополь Александро-Невской лавры и установлен новый памятник.

Картины художника Федотова

Картины Федотова - это жанровые сценки из обыденной жизни. Они сочные, яркие с очень запоминающимся сюжетом и героями. Реальность, приземленность, безыскусность сюжета нисколько не умаляет и не делает их скучными, а, наоборот возникает желание взглянуть еще раз. Художник мастерски использует прием центра и задника, основного и второстепенного. На всех его картинах основное яркое пятно в центре картины.


П.Федотов картина Разборчивая невеста фото

За него цепляешься взглядом, оно притягивает внимание. Лишь потом взгляд перемещается на задний план, где каждый персонаж или предмет интересен и важен. Ни на одной картине Федотова нет лишних деталей для украшательства - все строго и четко по сюжету, и, тем не менее, они все интересны и каждый несет определенную смысловую нагрузку.

Вот, например картина “Сватовство майора”. Центральное место - белоснежное, воздушное, кружевное платье девушки. Ее стеснительность вызывает сочувствие и жалость. А, может быть это обыкновенное притворство, которое чувствует домашний кот, который под шумок успел стянуть лакомый кусочек чего-то и теперь довольный облизывается?

Русский художник П. А. Федотов. 1815, Москва - 1852, Петербург.
П. А. Федотов, великий художник, "одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства" (А. Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой. Родился он в семье мелкого чиновника. В 1826 г. поступил в московский Кадетский корпус, где занимался настолько прилежно, что за успехи был при выпуске зачислен в гвардию. Начав службу в лейб-гвардии Финляндском полку (1834), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь.

Еще кадетом Федотов увлекся рисованием, но оно, наряду с сочинением стихов и пением под гитару, долго служило ему лишь средством скоротать досуг: он рисовал карикатуры и портреты друзей. Посещение вечерних классов при АХ и настойчивая самостоятельная работа расширили его возможности и пробудили желание стать художником. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой, исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой, и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844).

В результате своего отчаянного поступка Федотов лишался не только карьеры, но и надежного источника существования. На жизнь и немалые профессиональные расходы у него была только скромная пенсия, половину которой он отсылал родным, бедствовавшим в Москве. Живя в аскетическом уединении, трудясь без устали, он затеял серию сатирических нравоучительных рисунков, предполагая впоследствии перевести их в картины, по примеру английского художника У. Хогарта. Однако, охладев к своему замыслу, исполнил только 8 рисунков, а сюжет одного из них использовал в первой своей картине - "Свежий кавалер". Утро чиновника, получившего первый Крестик" (1846).

Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. Необходимую практику он получал по-своему - делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее; некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися.

Картина "Свежий кавалер" - первое в русской живописи произведение бытового жанра, впоследствии породившее немало подражаний. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении - перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете - пестрота и перечерненность. Но уже в следующей картине - "Разборчивая невеста" (1847),


- представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. К. П. Брюллов, чей авторитет был неоспорим, одобрил обе картины и помог Федотову ценными советами.

Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина - "Сватовство майора" (1848).


По-своему использовав опыт академической живописи, художник сумел так построить композицию, что изображенная сцена выглядела естественно и одновременно по театральному выразительно. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения, а высочайшее совершенство живописи заставляло наслаждаться изображением. Метод работы над реалистической картиной, открытый Федотовым в "Сватовстве майора", надолго вошел в практику русских художников.

Осенью 1848 г. Федотов представил эту картину Совету АХ и получил за нее звание академика "по живописи домашних сцен". Год спустя она была показана вместе с двумя первыми картинами на трехгодичной выставке АХ и имела поистине сенсационный успех, зрители не отходили от нее. Не меньший успех она имела и в Москве, где Федотов провел четыре месяца в начале 1850 г. Там же он успел закончить и свою следующую картину - "Не в пору гость" (или "Завтрак аристократа").

Триумф "Сватовства майора" был высшей точкой в жизни художника. Последние два года существования Федотова достаточно загадочны. Доброжелательный и общительный по природе, он замкнулся в одиночестве, безуспешно пытаясь бороться с нуждой. Потерпели неудачу попытки репродуцировать с помощью литографии собственные картины и издать серию своих великолепных иронических рисунков на темы городской жизни.

В то же время, как бы торопясь высказаться, Федотов лихорадочно работал над несколькими картинами, в которых ставил задачи, совершенно новые для него самого и для всей русской живописи. Большинство из них объединяло стремление художника выйти за пределы непосредственно видимого глазом и объяснимого рассудком. Вот почему к ним в той или иной мере приложимо понятие "фантастический реализм".

Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52),



упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели - показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. В картине "Анкор, еще анкор!" (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. В картине "Игроки" (1852)


Федотов попытался изобразить происходящее не объективно, а с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день.


20-я линия Васильевского острова", он и в нем явился вестником будущей реалистической пейзажной живописи.

Постоянная нищета, многолетнее переутомление, нервное напряжение и крушение прекраснодушных иллюзий сказались роковым образом. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства. В июне его поместили в частную лечебницу, в сентябре перевели в казенную больницу, но здоровье ухудшалось, и 14 ноября художника не стало.

Имя Федотова всегда почиталось высоко, но главным образом за ранние работы и особенно за "Сватовство майора", в котором он впервые решительно проложил реальности дорогу в русскую живопись, став родоначальником бытового жанра и предшественником художников-передвижников, явившихся четверть века спустя. В поздних же работах он так разительно обогнал свое время, что их долго не понимали - воспринимали сдержанно, недоуменно, даже скептически, - и лишь много позднее прояснился смысл и определилось значение его удивительных прозрений.


Портрет Александры Петровны Жданович. 1846-1847гг.

Портрет Анны Петровны Жданович 1848г.

Портрет М.И.Крыловой. 1850г.

Портрет М.П.Дружининой. 1848г.

Портрет М.П.Ждановича. 1846-1847гг.

Портрет Н.П.Жданович в детстве. 1846г.

Портрет Н.П.Чернышевой.1846г.

Портрет П.В.Ждановича. 1846г.

Портрет С.С.Крылова. 1851г.

Портрет С.Д.Шишмарева на борту корабля. 1849г.

Во имя искусства Федотов отказался от военной карьеры, от богатства и семейного счастья, несмотря на трудности он работал всю жизнь не покладая рук.
Не было бы Федотова - русская живопись, быть может, еще долго бы не обращалась к правдивому воспроизведению отечественного быта с его недостатками и светлыми сторонами. В. В. Стасов писал: “Федотов умер, произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды”.

Русский художник, самостоятельно освоивший технику масляной живописи. Его картины наполнены трагическим мировосприятием. Свои молодые годы Федотов провёл на военной службе, что послужило увлечению батальной живописью. Как художник он состоялся в жанровой, светской живописи. Картины мастера «предсказали» развитие живописи на несколько десятилетий вперёд.

Отец русского художника, Андрей Илларионович Федотов, был чиновником – титулярным советником. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. В 1806 году, после потери первой жены, снова женится на Купеческой вдове Наталии Алексеевне Калашниковой, матери Павла Федотова. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет.

Отец Павла был человеком жёстким, честным и прямолинейным, не считал нужным нанимать учителей и гувернанток для сына. Павел учился у учителей, дававших уроки ему в счёт квартирной платы. Да и достаток у семьи был не большой.

Отец видел в своём сыне будущего военного и в 1826 году, когда открылся Кадетский корпус, в здании Екатерининского дворца в Лефортове, направил его туда учиться.

Меня судьба, отец и мать
Назначили маршировать…

П. Федотов

Учился Павел Федотов успешно, характеризовался примерным поведением, слыл хорошим товарищем. В кадетском корпусе Павел Федотов начал рисовать, но это были лишь карикатуры на учителей и товарищей. Мальчик отличался одарённостью во многих областях. В учебные годы он хорошо пел, играл на гитаре и флейте, сочинял романсы, писал стихи.

В 1833 году Павел Федотов окончил учёбу в четвёрке отличников и прапорщиком получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк. С января 1834 года (и до конца жизни) Федотов жил в северной столице. На Васильевском острове ему дали казённую квартиру. Роту Федотов содержал в идеальном порядке, называли его «артистом». Федотов отличался «укладчивым» характером и правильно двигался по служебной лестнице. Хотя в те времена в николаевской гвардии уже не ценили искусство и умственные интересы.

«Рутина жизни»: карты, пение, прогулки, совместные обеды, «враньё» (то есть болтовня), анекдоты, барышни…

Из дневника П. Федотова о службе

Перед отставкой Павел Федотов приобрёл младшего друга, будущего известного писателя А. Дружинина.

Павел Федотов имел не большой доход, половину своего жалования он отправлял в Москву, своей семье. Светская жизнь ему была не доступна. От нечего делать он стал рисовать. В 1834 году получил билет на посещение вечерних рисовальных классов в Академии художеств, их он посещал до 1841 года. Его внимание привлекли такие известные художники, как Тенирс и Адриан ван Остаде, Хогарт.

В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Роман протекал вяло, и сошёл на нет два года спустя. Вообще в жизни Федотова всего было три любовных истории, и все они заканчивались расставанием. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Десять лет спустя он познакомился с сестрой друга, художника А. Бейдимана, Еленой, а за два года до смерти – с красавицей Юлией Тарновской. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ.

На две любви, «к жене и искусству», меня не хватит

П. Федотов

В 1844 году Павел Федотов ушёл из полка, став «вольным художником». А в 1850 году он уже был заправским «человеком искусства». Когда в 1840 году он показал новую «военную» акварель великому князю Михаилу Павловичу, её увидел и император Николай I, он и предложил Федотову оставить службу в гвардии и идти в художники-баталисты. Спросив совета у Брюллова, тот – отсоветовал, сказав, что настоящего профессионала из него уже не получится.

Надо начинать с младенчества…

К. Брюллов

Так спустя четыре года, после долгих раздумий, Федотов бросает гвардию, получив взамен офицерского содержания ежемесячную пенсию в 100 рублей ассигнациями.

Вначале Федотов занимался «баталистикой у профессора А. Зауервейда в Академии. Позднее бросил её по «научению» баснописца Крылова, призывавшего художника изображать «народную жизнь». Представив в 1848 году картину «Сватовство майора», Федотов получил звание академика живописи. А в 1849 году работы Федотова, экспонировавшиеся на выставке Академии художеств, произвели сенсацию. Этот памятный день сравнивали с триумфом «Последнего дня Помпей» самого Брюллова.

В 1850 году Павел Федотов оказался в гуще художественных событий. Уехав в Москву из-за материальных неурядиц в семье, художник показал свои картины «в частном порядке» у поэтессы Е. Растопчиной, а потом на ежегодной выставке Московского училища живописи и ваяния, его работы вызвали настоящий фурор. Здесь он познакомился с Шевыревым, Островским, Грановским, Буслаевым, Хомяковым, Чаадаевым, Погодиным, Гоголем.

Вернулся Федотов в Петербург весёлым, довольным и помолодевшим. Но изнутри его уже точила болезнь. И вечное безденежье было для художника мучительным. Его замыслом стало литографировать и продавать картины. Но денег на литографию не хватало, художник даже продал свою любимую картину «Сватовство майора» за тысячу рублей.

С 1852 года русского художника начинают мучить дурные предчувствия.

Я боюсь всего на свете, даже воробья… Кончено!

П. Федотов

В июне он посетил несколько домов, в каждом из которых сватался, получив какие-то деньги, пропал. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Обнаружили его в Царском Селе уже совершенно больным. Некоторое время Федотов провёл в частной психиатрической лечебнице, потом его перевели в казенную больницу Всех Скорбящих на Петергофской дороге. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя, исповедался и причастился. На следующий день его не стало.

Известные произведения Федотова Павла Андреевича

Картина «Свежий кавалер» выполнена в 1846 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Над этой картиной Федотов работал почти год, сказывалась неопытность художника.

Это мой первый птенчик, которого я «нянчил» разными поправками около девяти месяцев

П. Федотов

Утром кавалер надел поверх халата свою обнову, напоминая о своей значимости кухарке. Накануне был праздник по случаю полученного ордена. Кухарка в свою очередь насмешливо показывает продырявленные сапоги, которые она несла чистить. Маленький жалкий петербургский чиновник радуется жалкому ордену. Художник не высмеивает, а сочувствует своему персонажу. Нагромождение предметов в комнате свидетельствует о скучной и беспорядочной жизни нового кавалера.

Античная поза персонажа в сочетании с поношенным халатом и закрученными в бумажки волосами придаёт ему комический вид.

Где завелась дурная связь, там и в великий праздник грязь

П. Федотов о располневшей служанке кавалера

О вчерашнем празднике нового кавалера свидетельствуют остатки убогого пиршества и беспорядок. Под стулом брошена раскрытая популярная в то время книга Фадея Булгарина «Иван Выжигин», которая также не говорит об умственных стремлениях героя картины.

Картина «Завтрак аристократа» выполнялась с 1849 по 1850 годы, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина обыгрывает сцену «пускания пыли в глаза»

Эх, русская барыня, на показ живёшь!

П. Федотов

Обедневший аристократ завтракает в своей изысканной комнате. Услышав шаги гостя, он торопливо накрывает свой скудный завтрак (кусок ржаного хлеба) книгой. Второе название картины – «Не в пору гость». Колорит картины выполнен в брюлловской манере – зелёных, синих и малиново-красных тонах.

Все предметы в комнате, обстановка указывают на изящный вкус хозяина. Его взгляд и взгляд его собаки напряжённо устремлены на входящего в комнату не прошенного гостя. Как-то нелепо рядом с куском ржаного хлеба выглядит афиша с надписью «Устрицы». Обедневший молодой человек явно принадлежит к крови знатного рода. Вся обстановка всё поведение его говорит о том, что он привык жить на показ.

Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. В 1850 году, когда русский художник ездил в Москву по делам своей овдовевшей сестры, возник замысел картины. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Она ждала ребёнка и всё, что у неё осталось – это маленький домик, который грозились отобрать за долги. Искусствоведы, признали лучшим третий вариант картины, в нём уже не осталось и следа от семейных тягот Федотова.

Как это хорошо и как просто!

Лев Жемчужников

Да, будет просто, когда переделаешь раз со сто!

П. Федотов

Для того чтобы изобразить лицо «вдовушки» художник ходил по Смоленскому кладбищу, вглядываясь в лица вдов, искал его среди женщин на улицах. В написанном им лице есть в чертах что-то от Венеры Медицейской. На портрете, рядом с иконой, русский художник изобразил себя. Всё в доме осквернено сургучом, всё, что есть в нём и сам дом уже не принадлежат ей. Заботливо обёрнутые тряпицей пяльцы напоминают зрителю о мирных семейных досугах, когда-то неспешно протекавших в этой комнате.

Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Эта картина была последней в творчестве Федотова, но о ней никто не знал, так как картина находилась в частном собрании. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим.

В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Предполагается, что центральная картина представляет собой зеркало, в котором не отражаются персонажи картины.

Шедевр Федотова П.А. – картина «Сватовство майора»

Картина выполнена в 1848 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. То есть эта картина является визитной карточкой художника. Картина сразу же стала известной, её хотел купить за две тысячи рублей серебром меценат и вице-председатель Общества поощрения художников Ф. Прянишников. Устав от Ахиллесов и Гекторов, посетители выставки искренне зааплодировали мастеру, увидев в его картине отражение своего бытия. Всё было естественно и натурально.

Завтра вам покажется, что не картину видели, а что были у этого купца на его квартире в Таганке

М. Погодин

Федотова по праву можно считать родоначальником русской жанровой живописи. Зачатки её мы можем найти лишь в творчестве Венецианова. На Федотова оказали, однако, влияние не русские живописцы, а гравюры Хогарта – «Модный брак». После «Сватовства майора» русский художник собирался написать серию картин, продолжающую этот сюжет – жизнь супругов после свадьбы. По мнению друзей в «Сватовстве майора» Федотов превзошёл английского художника.

В картине изображается простой быт и нравы. Обязанности горничной и лакея выполняет в доме кухарка. Молодой человек нашёптывает ей что-то на ухо – это сиделец из лавки, вполне свой в доме. Мать невесты – обычная, простоватая и добрая, женщина, с притворной строгостью. Трудно сказать, просто ли жеманится – «по девичьему обычаю» - невеста или в самом деле растеряна и смущена поднявшегося вокруг неё переполоха. Купцу вот-вот предстоит встретить гостя. Он суетливо застёгивает сюртук и с некоторым испугом смотрит на сваху, приведшую сомнительного и одновременно соблазнительного жениха. В этом доме люди не успели привыкнуть к шампанскому. Бутылка сиротливо стоит на стуле с бокалами. В фигуре майора мало «жениховского», но кто попрекнёт его в том?

(1815 – 1852)

Творческая жизнь Павла Федотова была чрезвычайно непродолжительной. Как художник-профессионал он определился лишь в середине 1840-х годов, пройдя до этого ученический и дилетантский период, а в 1852 году его жизнь уже прервалась.

Между тем кратковременность жизни и художнической деятельности Федотова не помешала ему оставить ему в истории русской культуры след очень значительный, непреходящий.

Наделенный огромным талантом, чуткий к окружающему, Павел Федотов сумел претворить в высокую форму художественного образа обыденные ситуации человеческой жизни, состояния радости и отчаяния, прекрасные взлеты души и её падения.

Рожденный своим временем – 40-ми годами 19 века, — он воплотил его сущность, сумел подняться до выражения важных сторон человеческого бытия.

Именно это позволило ему стать родоначальником целого направления в русской живописи – критического реализма. Те творческие принципы, которые открыл Федотов, легли в основу искусства мастеров 60-х годов и передвижников.

Метод работы над постижением натуры, характер построения жанровой картины, широкий взгляд на явления действительности, за которыми всегда вырисовываются важные стороны современности – всё это было серьезной школы для реалистов второй половины 19 столетия.

Картины Павла Федотова – широко известны, их персонажи запоминаются мгновенно, едва заходит речь о ярких человеческих типажах и одиозных ситуациях. Эти персонажи и коллизии отвечавшие злобе тогдашнего дня, оказались на все времена.

«Завтрак аристократа» — это о снобах, которые любят пускать пыль в глаза, строят из себя невесть что, когда у самих за душой (да и в кармане) пусто. «Свежий кавалер» — о тщеславии и тупости. «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора» — о браках по расчету и продажности любви.

Художник всегда разрабатывал сюжет своих картин до малейших деталей и сочинял к ним обширные сопроводительные надписи. К «Сватовству майора», например, написал целую поэму.

Поздние произведения Павла Федотова («Анкор, еще анкор!», «Игроки») открывали новые пути и определили последние достижения его художественного мышления. Мастер полностью погрузился в царство живописной метафоры, которая позволила ему достичь необычайно широкого обобщения.

Стало огромным расхождение между частным явлением, представленным сюжетом, и смыслом образа, распространившего свою власть с малой интерьерной сцены на весь современный художнику мир. Этими последними достижениями, ставшими своего рода завещанием художника, закончился путь Павла Федотова, пройденный стремительно и целеустремленно.

Павел Андреевич Федотов родился 22 июня (4 июля) 1815 года в Москве в семье чиновника Московской управы, получившего за службу дворянское звание. В 1826 помещен в Первый Московский кадетский корпус.

В 1833 в чине прапорщика выпущен в лейб-гвардейский Финляндский полк. С 1834 Федотов служил в С.-Петербурге. Посещал рисовальные классы Академии Художеств. В первые годы службы много рисовал, делал карандашные и акварельные портреты однополчан, сцены из полковой жизни.

Получив разрешение Николая I, оставил службу, чтобы целиком посвятить себя искусству. В 1844 вышел в отставку в чине штабс-капитана.

В 1848 за картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) Павел Федотов был признан назначенным в академики. В том же году за картину «Сватовство майора» (ГТГ) удостоен звания академика «по живописи домашних сцен». Участвовал в академической выставке 1849 года, в Москве в 1850 году прошло две выставки его работ – в галерее графа А.Ф.Ростопчина и в Московском училище живописи и ваяния.

Был близок к литературным кругам Петербурга (журнал «Современник») и Москвы. Был известен как музыкант-любитель и поэт, после него остались дневники и значительное эпистолярное наследие.

В последние годы жизни, несмотря на ухудшающееся здоровье и тяжелое материальное положение, много работал. В 1852 заболел тяжелым расстройством психики. Скончался в казенной лечебнице Всех скорбящих.

1. Федотов Павел «Автопортрет (фрагмент листа с портретными набросками)» Конец 1840-х Бумага, графитный карандаш 29,2х20 Государственный Русский музей 2. Федотов Павел «Портрет М.М.Родивановского» Около 1836 Картон, акварель, лак 16,9х14,5 Государственный Русский музей

3. Федотов Павел «Прошу садиться» 1846-1848 Бумага, графитный карандаш 20,8х29,8 Государственная Третьяковская галерея 4. Федотов Павел «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» 1838 Бумага, акварель 31х44, 4 Государственный Русский музей

5. Федотов Павел «Освящение полковых знамен в Зимнем Дворце 26 мая 1839 года (не окончено)» 1839 Картон, акварель, графитный карандаш 14,7х41,8 Государственный Русский музей 6. Федотов Павел «Первое утро обманутого молодого» 1844 Бумага на картоне, сепия, кисть, перо, белила 33х50,4 Государственная Третьяковская галерея

7. Федотов Павел «Утро чиновника, получившего накануне первый крестик» 1844 Бумага на картоне, сепия, кисть, перо, графитный карандаш 33х44 Государственная Третьяковская галерея

ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ

"Судьбой недоволен..."

Па́вел Андре́евич Федо́тов (22 июня 1815, Москва - 14 ноября 1852, Санкт-Петербург) - русский живописец и график, академик живописи, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи.

Павел Андреевич Федотов родился в Москве 22 июня 1815 года в семье Андрея Илларионовича Федотова, служившего в армии во времена Екатерины, впоследствии обедневшего титулярного советника, и его жены Натальи Алексеевны Калашниковой. Крещён 3 июля в церкви Харитония в Огородниках, Никитского сорока. Помимо Павла, в семье было ещё несколько детей.

Детство русского живописца и графика, академика живописи, одного из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальника критического реализма в русской живописи прошло в бедности и постоянной нужде.

У отца его был маленький деревянный домик; человек он был бедный, семья была большая, и дети, в том числе и Павлуша, росли без особенного надзора. Нравы улицы, где жили Федотовы, были самые патриархальные, какие еще долго существовали на окраинах Замоскворечья: все соседи по улице жили одной семьей, и подрастающее поколение проводило целые дни летом на сеновалах, а зимой на дворе в салазках. Художник Федотов рассказывал впоследствии о том, что все изображенное на его картинах есть плод его юношеских наблюдений в Огородниках и все типы, занимающие его, есть продукт чисто московский.


Отец мечтал,чтобы сын был военным. В 11 лет был определён в Первый Московский кадетский корпус, где благодаря хорошим способностям и примерному поведению обратил на себя внимание начальства.

Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде.

Павел блестяще учился, поражая преподавателей и товарищей разносторонними способностями – изучал иностранные языки, играл на гитаре, писал стихи, прекрасно пел, рисовал юмористические сценки из кадетской и полковой жизни, карикатуры на товарищей и начальство.

Кадета Федотова учитель рисования считал очень способным, но в журнале всегда отмечал ленивым. А Федотов не ленился, просто за булку к чаю вместо своих рисунков доделывал рисунки товарищей.

В 1830 году был произведён в унтер-офицеры, а в 1832-м - в фельдфебели, и в том же году окончил курс с отличием, причём по заведённому обычаю его имя было внесено на почётную мраморную доску в актовом зале корпуса. Его любимыми предметами были математика и химия, но в свободное от учёбы время он любил рисовать.

В 1834 году в звании прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет. Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на друзей и товарищей, рисует на них карикатуры. Средств у Павла Федотова не было никаких, и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. Через 3-4 года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где усердно изучал формы человеческого тела, срисовывая их с гипсовых моделей. Федотов п олучил билет на право посещения рисовальных классов Академии художеств, благо казармы от нее располагались неподалеку. Интересная деталь - обязательные для художников академические штудии, рисунки с гипсовых слепков и копии классических полотен, выходили у Федотова хуже и скучнее зарисовок с натуры. Творческий метод художника – ни шагу без натуры. Жизнь в полку была трудной, но, несмотря на строгие требования тогдашней фронтовой и казарменной службы, он находил время для своего любимого занятия - рисования.


Десятки эскизов, сотни набросков готовились, прежде чем художник приступал к написанию самой картины.


В свободное от службы время упражнялся дома, рисуя акварельные и карандашные портреты своих сослуживцев, сцены полковой жизни и карикатуры. Так он прослужил десять лет. Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича, изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов. Как то летом 1837 года великий князь Михаил Павлович, возвратившись в Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили шумной овацией. Пораженный этой живописной сценой Федотов начал работу и всего за три месяца закончил большую акварельную картину “Встреча великого князя”, в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».


Вслед за этим он принялся за другую картину, “Освящение знамен в Зимнем Дворце, обновленном после пожара”. Испытывая большую нужду, художник решился представить эту еще неоконченную картину великому князю, который показал ее своему августейшему брату. Результатом стало высочайшее повеление: "предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц”.



Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. И тут приходит письмо от известного баснописца И. А. Крылова, пораженного талантом молодого офицера. Он убеждал его оставить военную службу, бросить “солдатиков и лошадок” и “отдаться своему настоящему призванию. Наконец Федотов подал прошение об отставке и в 1844 г. был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. Решение далось не просто. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Федотов поселился вместе с верным слугой денщиком на Васильевском острове в маленьких холодных комнатах, разделяя с ним скудную трапезу, подчас терпя голод и холод. Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя! Любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели - стать настоящим художником. С раннего утра Павел Федотов засаживался за свои эскизы и этюды , кутаясь от холода в тулупчик, надетый поверх халата, и только в жарко натопленных классах Академии отогревался от домашней работы. Работать художнику приходилось много: рука была непривычна к правильному рисунку, изломалась на постоянной карикатуре .



В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. Художник решил уделять семье часть своей пенсии и питаться обедом из кухмистерской за 15 копеек, разделяя скудную трапезу с своим денщиком Коршуновым, добродушнейшим типом искренно и беззаветно преданного своему офицеру солдата.

Небольшая картина "Офицер и денщик" изображает забавную сценку: молодой офицер играет с крохотным котенком, ставшим на задние лапы. Рядом - денщик, раскуривающий трубку. Офицер, облик которого напоминает Федотова, держит в руках гитару, а в другой - палку. Его расплывающееся в улыбке лицо обращено к кошке. Денщик, писанный с реального федотовского денщика Коршунова - верного друга и помощника художника.

Выйдя в отставку, в первое время Павел Андреевич избрал для себя батальный жанр как область искусства, в которой уже успешно попробовал свои силы и которая в николаевскую эпоху сулила почёт и материальное обеспечение.

Чтобы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшихся до этого пехотой, Павел Андреевич стал изучать скелет и мускулатуру лошади под руководством профессора Заурвейда.


На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому. как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Профессор требовал рутинной компоновки, той вылощенности и вылизанности в изображении солдат, какой требовало их начальство на майских парадах. Федотову все это было не по сердцу, и дома он отводил душу, изображая самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора. Чего не поняли Брюллов и Зауервейд, то понял Иван Андреевич Крылов - эта чисто славянская лениво-мощная натура. Он случайно увидел эскизы Федотова и, несмотря на всю свою лень, даже написал художнику письмо, убеждая оставить навсегда лошадок и солдатиков и приняться за настоящее дело - за жанр. Один художник чутко угадал другого; Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г.», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.



Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер человека - все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным призванием художника являлась жанровая живопись. Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).

В 1847 году живописцем была написана первая картина, которую Федотов решился представить на суд профессоров. Картина эта называлась "Свежий кавалер". Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена. Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета.

"Красавица, пока совсем не отцвела,
За первого, кто к ней присватался, пошла,
И рада, рада уж была..."

(И. Крылов)

В этих произведениях не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов , и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении.



Ф едотов решается отдать свои работы на суд всесильному тогда в Академии художеств Карлу Брюллову. Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова,он сказал:

- Вам двадцать пять лет. Теперь поздно уже приобретать механизм, технику искусства,а без нее что же вы сделаете, будь у вас бездна воображения и таланта? Но попытайтесь, пожалуй,чего не может твердая воля, труд.

Художник начал упорно и самозабвенно работать. Казалось он вовсе не знал развлечений.

- Меня не станет на две жизни, на две задачи, на две любви – к женщине и искусству-говорил он.

Один из его друзей вспоминает: "Федотов работает так, что смотреть страшно ".

- Я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза, – говорил он друзьям.

С оветом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 - второй вариант). Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». (В настоящее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве).



В 1848 году Совет Академии единогласно признал художника академиком, исключительный случай для художника, которого не заканчивал эту самую академию. Специального художественного образования Федотов так и не получил.


Публика с нескрываемым удивлением и восторгом стояла перед картинами Федотова: это было новое откровение, новый мир, открытый художником. До сих пор русская жизнь, как она есть, во всей ее реальной откровенности, не появлялась еще в живописи. Картина Федотова была написана в тех красках, в каких Гоголь писал свою "Женитьбу", опередив на несколько лет Островского с его высокохудожественными образами из московской купеческой жизни. Центр картины занимает невеста, одетая в широкое кисейное платье 1840-х годов, кинувшаяся из комнаты при известии, что приехал жених. Мать, одетая по-купечески, в шелковом повойнике, поймала ее за платье; старик отец наскоро запахивает свою сибирку; ключница, нянька и горничная суетятся у закусочного стола. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника. Равнодушным к общему переполоху остается только котенок, занимающий самый первый план картины и беззаботно умывающийся на паркете купеческой гостиной. После выставки имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.

"Начинается, начинается рассказ,
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.
Майор толстый, бравый,
Карман дырявый.
Крутит свой ус:
Я, дескать, до денежек Доберусь..."

Такова была новая выдумка художника-разжевывать живопись своим рифмованным слогом, превращать зевак в слушателей, а слушателей в зрителей. Стихотворное пояснение, - настолько хорошо его стихи и живопись дополняли друг друга. Публика была в восторге. До сих пор русская жизнь, как она есть, во всей ее реальной откровенности, не появлялась еще в живописи.

Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку, и, в пору своего офицерства, солдатские песни.

Поэзия Федотова гораздо ниже созданий его карандаша и кисти, однако и ей присущи те же достоинства. Федотов не придавал большого значения своим стихам и не печатал, позволяя переписывать их только знакомым. Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо считалось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии.



Друг Федотова писатель Дружинин вспоминает о необыкновенно кропотливой работе мастера по собиранию материала для "Сватовства":

- Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал и оставался недовольным. Там хороши были стены, но аксессуары с ними не ладили; там годилась обстановка, но комната была слишком светла и велика. Один раз, проходя около какого-то трактира, художник приметил сквозь окна главной комнаты люстру с закопченными стеклышками, которая "так и лезла сама в его картину". Тотчас же зашел он в таверну и с неописанным удовольствием нашел то, что искал так долго.


И в изображении людей Федотов также постоянно прибегал к работе с натуры.

- Когда мне понадобился тип купца для моего "Майора", – рассказывал художник, – я часто ходил по Гостиному и Апраксину двору, присматриваясь к лицам купцов, прислушиваясь к их говору и изучая их ухватки; гулял по Невскому проспекту с этой же целью. Но не мог найти того, что мне хотелось. Наконец, однажды у Аничкина моста я встретил осуществление моего идеала, и ни один счастливец, которому было назначено на Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху. Я проводил мою находку до дома, потом нашел случай с ним познакомиться, волочился за ним целый год, изучил его характер, получил позволение списать с моего почтенного тятеньки портрет /хотя он считал это грехом и дурным предзнаменованием/ и тогда только внес его в свою картину. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие...

Академическая выставка 1848 года доставила Павлу Андреевичу, кроме почёта и известности, небольшое улучшение материального положения: в дополнение к пенсии государственного казначейства было отпущено по 300 руб. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Она принесла художнику и материальное благосостояние, но, к сожалению, судьба слишком поздно пришла на помощь художнику. Федотов мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его жизнь. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни.

В феврале 1850 года в Москве семья Павла Андреевича попала в бедственное финансовое положение; художник бросает все дела и едет помочь родным. Из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая московскую публику в ещё больший восторг. Федотов вернулся из Москвы довольным, здоровым, полным радужных надежд и снова принялся за работу. Теперь ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед этим к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, новый элемент - истолкование явлений светлых и отрадных.

Важное место в творчестве Павла Андреевича заняли портреты, в которых ирония уступила место светлому, созерцательному лиризму. Вообще несовершенный в технике, Федотов-портретист значительно уступал Федотову-жанристу. Тем не менее до нас дошло несколько его оригинальных работ в этом роде. Среди них выделяется«Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849, Русский музей, Санкт-Петербург).


Портрет Анастасии Михайловны Гриневой. Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова. Художник предпочитал холст или бумагу. Георгий Васильевич Гринев заказывает Павлу Федотову портрет своей жены, небольшой, для своего кабинета. Заказ оказался роковым. Почти сразу Гренев умирает. Но Анастасия Михайловна не захотела ставить художника в сложное положение отказом от портрета. Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь...
Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим. Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться.

Однако, несмотря на то, что к концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание, даже в этот, лучший период творчества Федотова не всё было безоблачно.

Наступил самый тяжелый период в его жизни. В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. Любое проявление критической мысли преследовалось: запрещены литографии с его картин,все заказы были аннулированы. Был закрыт журнал “Современник”, в котором он сотрудничал, не увидели свет рисунки художника из “Нравственно-критической серии”. В прессе началась травля художника. Положение усугубилось-скончался отец. Нет помощи семьи. Он остается без средств к существованию. В 1851 году, чтобы заработать денег, Федотов берется писать "патриотическое" полотно "Приезд Николая I в институт", но так и не заканчивает его; художник не смог переступить через себя и стать "оплаченным льстецом". Такая принципиальность художника. От Федотова отворачиваются меценаты, богатые и влиятельные люди, ранее благоволившие ему. Принципиальность художника наряду с сатирической направленностью его творчества вызвала повышенное внимание цензуры.


На возникновение замысла картины "Вдовушка" повлияла судьба овдовевшей сестры Федотова, оставшейся после смерти мужа с двумя маленькими детьми, повергнутой в пучину новых бедствий - долгов, нищеты, да еще в ожидании явиться на свет еще одного ребенка. Образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем - потерей любимого мужа - полон сожаления об утраченном счастье. В портретной раме на комоде должен быть портрет покойного мужа, но Федотов не удержался, написал себя самого, только в гусарском мундире...

Картина "Вдовушка" представляет повторение оригинала и изображает вдову офицера, собравшую свой скарб для переезда на другую квартиру. Хотя полотно "Вдовушка" и принадлежит к позднейшим произведениям Федотова, но она в значительной мере уступает первым двум картинам: в ней чувствуется какой-то сентиментализм. В Третьяковской галерее есть несколько акварелей и сепий, а также портрет масляными красками графини Е.П. Растопчиной.

"Судьба, как неразмотанный клубок, каждая нитка, не знаешь, цельная или с узлами, что такое и как велика, на чем конец намотан. Ничего не знаешь", - писал он в дневнике.


Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».

В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину.

Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор!» (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.

В картине "Игроки" художник попытался изобразить происходящее не объективно, а с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами.



Сюжет картины "Не в пору гость" или "Завтрак аристократа", как всегда у Федотова, читается достаточно ясно обедневший аристократ сидит в роскошном показном интерьере. Заслышав шаги гостя, он прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак. Перед нами одна из любимых федотовских тем - ложь, надувательство, скрывающиеся за видимым благополучием.



Федотов написал между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день. Васильевский остров. Петербург", на нём художник изобразил самого себя, идущего вдоль дороги с рулоном бумаги в руках.

Весной 1852 года его характер круто изменился; из веселого он сделался задумчивым, стал говорить, что много времени прошло, много воды утекло, но что еще не поздно, пока есть еще фашины и камни, еще можно задержать течение.

Им была задумана новая картина "Возвращение институтки в родительский дом". Сюжет должен был быть развит в том направлении, что институт, где была барышня много лет, принадлежал к числу аристократических; она мечтала все время о возвращении домой, рисуя в грезах домашний очаг земным раем, и теперь, на пороге родительского дома, остановилась, пораженная беднотой встретившей ее обстановки. Для того чтобы добыть средства для писания этой картины, Федотов повторил "Сватовство майора" и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор и на подарки своей невесте. Когда все деньги вышли, тогда только приятели догадались, что художник ненормален и нуждается в строгом надзоре.

Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума, рук и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное воздействие на здоровье Павла Андреевича. У художника ухудшилось зрение, он стал страдать приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила всё более заметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью. Болезненное состояние перешло в полное умопомешательство .

Весной 1852 года у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Его поведение отличалось странностью. Вскоре академию известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов».

"Анкор, еще анкор!" последняя не оконченная картина художника. Художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. Картина была создана в год трагической смерти художника. Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется. Отложив наскучившую гитару, он принялся гонять через палку пуделя, повторяя вперемежку по-русски и по-французски слова команды: "Анкор, еще анкор!". Нет чувств, нет желания. Глубокое одиночество словно заточенного в этой душной избе человека создают ощущение полной безнадежности, безысходной тоски.



Федотова пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных, и там он окончил свое грустное существование, изредка посещаемый приятелями, иногда кроткий, иногда буйный. Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб., повелев прилагать всевозможные старания к исцелению несчастного. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Болезнь прогрессировала, и осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе. После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года , забытый всеми, кроме немногих близких друзей. В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов. Придя в рассудок недели за две до своей кончины,он скажет врачу: "Судьбой недоволен..." . Ему было всего 37 лет. Только восемь лет своей жизни отдал Павел Федотов живописи, но и то немногое, что он оставил после себя, справедливо названо Стасовым "чистым золотом". Многие картины остались незавершенными.

Хоронили художника 18 ноября 1852 года, и большая толпа почитателей шла за его гробом. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. Федотов б ыл похоронен на Смоленском православном кладбище. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Его поэма «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора», изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. В 1936 году прах художника был перезахоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового мраморного памятника , сооруженного на пожертвования его близких друзей и почитателей.

После Федотова картин осталось немного.

Павел Андреевич Федотов является родоначальником критического реализма в русской живописи. В его творчестве преобладают два направления. В первом направлении преобладают рисунки и эскизные наброски, созданные под сильным влиянием Хогарта. Ещё плохо владея рисунком, Федотов добивается не столько точного воспроизведения действительности, сколько рельефно выставляет напоказ общечеловеческие слабости и недостатки, осмеивает пошлые или тёмные стороны современных ему русских нравов.

Сюжет этих произведений отличается сложностью и запутанностью. Их основная идея подчёркивается добавлением к выражающей её главной сцене побочных эпизодов. Художник не скупится на аксессуары, способные усилить раскрытие сюжета и иногда совершенно загромождает ими свою композицию. Движение человеческих фигур хотя и характерно, но угловато и утрированно. То же самое надо сказать и о лицах, тип и экспрессия которых переходят в гримасу. Преобладающий элемент этих работ - карикатура.

По мере того, как Федотов совершенствовался, характер его произведений менялся, становясь менее изысканным. При этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц не только не ослабевали, но и возрастали вследствие того, что художник всё чаще работал с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям.

Нагромождённость композиции , разъяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью. Самая идея, ложившаяся в основу композиции, становилась всё более серьёзной и близкой к жизни. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостаточного владения техникой, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. Но результаты были бы ещё более поразительны, если бы судьба дала ему лучшие условия и жизнь его не прервалась бы столь жестоко и преждевременно.

Тем не менее, и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось навеки одним из самых славных имён в истории русского искусства. Он открыл новую, ещё никем до него не тронутую в русской живописи жилу национальности и сатиры, первый из всех художников показал пример удачной её разработки и оставил её в наследство возникшим после него талантам.

Павел Андреевич Федотов - одинокая и трагическая фигура в русском искусстве середины XIX в. Как и многие талантливые люди того времени, он жил и умер недостаточно понятым и оцененным современниками. Судьба не дала ему ни душевного равновесия, ни
материального благополучия, ни простых человеческих радостей, ни даже смерти достойной. Но память о нем будет жить в веках...





Top