Фейерверк искусств конспект мероприятия. Сценарий развлечения «В стране волшебной музыки

Елена Дрокина (Кедина)
Конспект занятия «Праздничный салют»

Вид : рисование способом примакивания, и расплющивание.

Цель : Создание условия для поддержания интереса к изобразительной деятельности.

Задачи :

Учить подбирать художественную технику в соответствии с темой рисунка;

Развивать чувство композиций и цвета, ритма творческого мышление, воображение;

Воспитывать эстетический вкус, любовь и уважение к родине.

Много на свете есть важных слов : МАМА, РОДИНА, СЧАСТЬЕ. А ещё есть важное слово – МИР. Мир – это Земля, мир – это Солнце, небо, звёзды. Мир – это люди. Мир – это дети. Мир – это спокойная радостная жизнь. Нет войны, нет горя, нет слёз. Мир – главное слово на свете. Мир нужен всем.

Давайте почтим память нашим солдатам и возложим цветы.

За многолетнюю историю нашей России произошло много событий. На нашу родину ни раз наподдали враги. 22 июня 1941г на нашу страну напал враг- Фашистская Германия. Началась ВОВ.

2слайд Внезапно огромные силы двинулись на нашу родину : танки,пехота, самолеты. Бомбили города, поселки, больницы, школы.

3слайд Мужчины уходили воевать, защищать свою землю, прогонять врага. А женщины и даже дети работали день и ночь, что бы у солдат была одежда, еда и оружие

Некоторые города и села, фашисты сожгли полностью ни осталось ни одного дома, ни одного человека. Много погибло солдат женщин и детей.

5слайд Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Вот с тех времен каждый год в этот день празднуют день победы . Мало осталось ветеранов той страшной войны. Но все они встречаются у центрального парка каждый год 9 Мая и празднуют победу над фашизмом , возлагают цветы к памятнику. И запускают в небо салют .

Ребята, кто из вас видел салют ? Как разлетаются его огоньки? В какое время суток обычно бывает салют и почему ?

(вечером, потому что темно)

Показ иллюстрации с изображением салюта .

Салют – это разноцветные искры в небе, разноцветные огни, улетающие высоко в небо. Их можно сравнить с цветами, такими же яркими и красивыми. Салют всегда бывает вечером, и его залпы улетают высоко в небо. (Во время рассматривания иллюстрации обратить внимание, что пучки салюта могут состоять из линий, исходящих из одной точки в произвольном направлении : по кругу - как лучи солнца, в виде полукруга - как веер, фонтан, парные и одиночные линии, на концах лучей огоньки в виде звездочек, снежинок, кружков.)

Ребята! Давайте поздравим наших ветеранов, нарисуем красивый, праздничный . салют .

Воспитатель :

Порядок выполнения работы :

Предложить нарисовать разноцветные огни салюта .

1. Напомнить и показать детям, как правильно держать кисточку : так же, как карандаш, тремя пальцами, но выше металлической части кисточки.

2 Сначала рисуем тонкие линии. («ножка» салюта )

3. Напомнить детям, что кисточкой можно рисовать плашмя всем ворсом, примакиванием, концом, а если кисточку держать вертикально у бумаге и расплющивать о неё ворс, то получится большая «пушистая» точка.

Предложить детям без краски сделать несколько тычков и начать рисовать салют тычками (кружочки любого размера) .

Промыть кисточку, вытереть. Потом всё то же самое сделать гуашью другого цвета, промыть кисточку, вытереть её.

Физкультминутка «Салют »

Вокруг все было тихо. Встать прямо, руки опустить.

И вдруг - салют ! Салют ! Поднять руки вверх.

Ракеты в небе вспыхнули Раскрыть пальчики веером, помахать ру-

И там, и тут! коми над головой влево-вправо.

Над площадью, над крышами, Присесть, встать, руки с раскрытыми

Над праздничной Москвой пальчиками поднять вверх (2-Зраза) .

Взвивается все выше

Огней фонтан живой

На улицу, на улицу Легкий бег на месте.

Все радостно бегут,

Кричат : «Ура!» , Поднять руки вверх, крикнуть «Ура!» .

Любуются Раскрыть пальчики веером, помахать ру-

На праздничный салют ! ками над головой влево-вправо.

Какие замечательные, высокие, разноцветные салюты . Чтобы было видно их из далека предлагаю вам ребята составить один большой салют (Все работы выставляются на мольберт) .

Дети что нового вы сегодня узнали?

Чем мы с вами занимались?

Даша какой салют тебе больше всего нравится?

Больше всего салютов какого цвета ?

Прямо в небо пушки бьют.

Это- праздничный салют

Бах,ба,бах! И бух,бу,бух!

Аж захватывает дух.

В небе вспыхнула звезда.

Вот так чудо!

Вот так да!

А вокруг нее цветы.

Небывалой красоты.

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность с детьми старшего возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «граттаж». «Праздничный салют».

Конспект комбинированного занятия по рисованию «Дружеский салют» Занятие по рисованию на тему: «Дружеский салют» (техника рисования – тычки жесткой полусухой кистью) Задачи: учить приему рисования «тычок.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в средней группе «Мы оденем ёлку в праздничный наряд». Составила воспитатель.

Конспект занятия по рисованию методам тычка «Салют» Задачи. Познакомить детей со способом рисования тычком жёсткой кистью,совершенствовать умение правильно держать косточку, осваивать цветовую.

«Салют». Конспект занятия по аппликации. Вторая младшая группа Конспект занятия по аппликации. Вторая младшая группа. Тема: Салют Цель: Развивать творческие способности детей; учить создавать образ.

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Праздничный салют».

Деткова Надежда Григорьевна,воспитатель МБДОУ детский сад "Звёздочка" СП д.с. № 138 компенсирующего вида, г. Нижний Тагил.
Предлагаю вашему вниманию конспект по изобразительной деятельности в старшей группе. Данный материал будет полезен воспитателям и руководителям изостудий, работающим со старшими дошкольниками.
Цель : создать условия для поддержания интереса к изобразительной деятельности.
Задачи:
- Научить рисовать праздничный салют восковыми мелками;
- Закреплять знания и умения пользоваться двумя материалами: восковыми мелками и акварелью;
- Вызвать эмоциональный положительный отклик на предложение рисовать необычным способом;
- Развивать самостоятельность, активность, ощущение собственной значимости;
- Развивать эстетические чувства, выделяя средства выразительности в изображениях, созданных другими детьми;
- Воспитывать любовь к своей Родине и родному городу;
Предварительная работа:
- Наблюдение за салютом на набережной с родителями 9 Мая;
- Рассматривание фотографий и рисунков салюта;
- Рисование салюта цветными карандашами;
Материал к занятию:
Белая бумага, восковые мелки, акварель, кисти, иллюстрации с изображением салюта.

Ход занятия

Ребята, скажите какой праздник, празднует народ 9 Мая? Что это за праздник?
Правильно это День Победы нашей страны в войне над Фашисткой Германией.
Сейчас я вам загадаю загадку. Если отгадаете, то узнаете, что бывает 9мая, в День Победы.
«В тёмном небе расцвели
Ярко красные цветы:
Жёлтые, зелёные
Звёздочки весёлые.
Гаснут и летят
Падают кружась,
Словно в дымке тают, на воду ложась».

Ну, конечно все узнали салют.
Кто знает, что такое салют? (огни в небе).
Да это такие разноцветные огоньки в небе, которые зажигаются и сверкают, а потом гаснут. Очень красиво!
Какими цветами вы видели салют?
Ребята, а когда бывает салют: днём или вечером?
Правильно, салют бывает поздно вечером.
А кто знает почему? (чтобы он был виден, огоньки тогда ярче).
Скажите, а в нашем городе, где бывает салют? Куда вы ходите его смотреть? На набережную пруда.
Теперь закройте все глаза и представьте, что вы стоите на набережной и смотрите салют. Какой он красивый, красочный и разноцветный.
(звучит торжественная музыка, например «Фанфары»)
«Вдруг из чёрной темноты
В небе выросли кусты
А на них- то голубые, красные и золотые
Распускаются цветы небывалой красоты.
И все улицы под тоже стали голубыми, красными и золотыми –
Разноцветными.
А народу целая толпа. Мамы, папы, ребятишки.
Ждут на небе новой вспышки
С каждым залпом
все кричат громкое «Ура».
В вышине зажглись вновь
Звёзды и заря.
Этот праздничный салют к миру, счастью
Всех зовёт».

Открывайте теперь глаза. Что вы увидели? (салют). Понравился вам салют?
Предлагаю вам нарисовать праздничный салют. Который вы сейчас представили или который видели на празднике.
Мы будем рисовать праздничный салют над городом.
Вы уже, наверное, догадались, чем мы будем сегодня рисовать? Знаете этот материал?
Салют вы будете рисовать восковыми мелками. Он будет занимать почти весь лист.
А в нижней части листа нарисуем вечерний город. Как вы думаете, что будет в рисунке главное? (салют). Главное рисуем крупно, ярко, а дома или деревья очень маленькие и тёмными мелками.
Посмотрите, я сейчас вам покажу, как мы будем рисовать салют.
Я беру мелок яркого цвета и на небе ставлю точку как будто именно здесь из ракетницы произвели залп салюта. Из этой точки в разные стороны провожу лёгким движением линии (их будет пока почти не видно, зато потом вы увидите чудо – фокус, она проявится как в сказке, когда будете рисовать красками). Затем на ножках этих линий нарисовать врассыпную или в виде цветов (как вы видели во время салюта) кругленькие салютики и закрашиваете их мелками: красными, синими, жёлтыми, какими хотите.
Как ещё можно нарисовать салют? Покажите.
После того как нарисовали салют мелками, нужно нарисовать ночной город. Ночной город мы рисуем тоже восковыми мелками. Вспомните, как вы рисовали дома. Рисуем не весь дом, а лишь верхние этажи. Один дом стоит рядом с другим. У домов могут быть разные крыши. Не забудем нарисовать окна в домах.
Когда салют готов, красками затонируйте весь лист, поверх рисунка под ночное небо. Какой нужно выбрать цвет краски для ночного неба?
Практические действия детей.
Подведение итогов. Оценка работ.

«Будет вечером салют
Все его смотреть пойдут!
Ярким праздничным букетом
В небе звёзды расцветут».

Программное содержание.

  • Учить детей чувствовать и понимать красоту музыки, передавать его в движениях, игре на музыкальных инструментах, соответствующих характеру музыки.

Развивающие задачи:

  • Развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку, и ее образы.
  • Развивать творческую фантазию, воображение.
  • Развивать чувство ритма, слухового внимания.
  • Развивать творческое воображение посредством музыкально-ритмических движений и игры на музыкально-шумовых инструментах.
  • Развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к музыке, к музыкальным инструментам
  • Совершенствовать умение чувствовать своё тело и владеть им.
  • Обогащать эмоциональное впечатления детей от знакомства с музыкальными произведениями.
  • Оборудование: шапочки зверей (осел, козел, мишка, мартышка коза козлята волк) шапочки для нот (до ре ми фа соль ля си) деревянные ложки, металлофон, бубен открытки с изображением инструментов

Действующие лица.

  • Ведущий – взрослый
  • Королева музыки – взрослый
  • Коза - взрослый
  • Волк - взрослый

Ведущий (звучит музыка) Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся необычное, волшебное путешествие – в страну музыки. Надеемся, что это путешествие подарит вам улыбку, радость и хорошее настроение. Сегодня на наш праздник пришли дети из музыкальной школы они принесли собой свои музыкальные инструменты, и приготовили небольшой концерт.

Без музыки, без музыки
Нельзя прожить никак.
Не станцевать без музыки
Ни польку, ни гопак.

И в танце не закружишься,
И маршем не пройдешь,
И песенку веселую
Ты в праздник не споешь!

Еще открою вам секрет:
Без песни настроенья нет!

Звучит песня «Песенка-чудесенка» (муз. Бирнова) .

Ведущий: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в волшебную страну Музыки!

Слышите, музыка звучит?

(На лесную полянку выходят, Осел, козел, мишка, и мартышка)

Сценка «Квартет» басня Крылова (инсценировка с детьми)

Ведущий:

Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козел, Да косолапый Мишка.
Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки.
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. -
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад их дело не идёт.
«Постойте ж, я сыскал секрет? -
Кричит Осёл, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,

Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» -
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь» (животные грустят,) кто научит нас песни петь и танцевать)

Ведущий:

В страну волшебной Музыки на праздник мы пойдем.
И, если захотите, и вас с собой возьмем.
Королева Музыки в той стране живет
И к себе сегодня всех нас в гости ждет.

животные: мы песни петь и на инструментах играть, не умеем!

Ведущий:

Ничего, ведь Музыка всех нас любит,
Песни петь и на инструментах играть, она всех научит.
Ведущий: Ну, тогда, собирайся, лесной народ, нас музыка ждет!
Ног своих ты не жалей,

Отправляйся в путь скорей.

Композиция (дети имитируют движение поезда) «Песенка - друзей» (Мы едем, едем, едем в далекие края хорошие соседи, веселые друзья…) .

Ведущий: Вот и прибыли мы с вами в страну волшебной Музыки.

(Под музыку входит Королева музыки.)

Королева:

Я музыкой зовусь, друзья!
И сейчас с вами познакомлюсь я.
Взгляните вы на мой наряд –
На платье целый звукоряд.

Есть значки различные,
Даже ключ скрипичный.
Хочу пригласить вас друзья,
В мир музыки и счастья.

Королева: В мире музыки живут мои помощники, Мои помощники ноты бегите и о себе детям расскажите (дети читают стихи)

У нотки До забот полно,
Ей дело важное дано.
Она основа звукоряда,
Ей быть всегда на месте надо.

Ре радость всем вокруг несет
И для подруг ромашки рвет.
Как ручеек, звенит она,
И всем издалека слышна.

Ми обожает мир, покой,
Волшебный месяц золотой.
О красоте она мечтает
И ей напевы посвящает.

Фа - фантазерка и поэт,
Есть у нее велосипед
Крылатый с ярким фонарем,
По небу мчится Фа на нем.

Соль любит солнца яркий свет,
Светлей и чище нотки нет.
В саду она фасоль растит,
Вас непременно угостит.

Дом нотки Ля из лепестков,
Она большой знаток цветов
Лесных, садовых, луговых,
Сама похожа Ля на них.

А нота Си у нас скромна,
Последняя в ряду она.
Си обожает сны и сказки
И голубые деток глазки.

У каждой нотки жизнь своя,
Но вместе все они семья.
В ней семь волшебных «я» живут
И звонко песенки поют.

Ведущий: Королева музыки, твои помощники ноты помогут нашим друзьям-зверятам, научиться правильно, петь и танцевать. А то у них ничего не получается.

Королева: Конечно, помогу! Послушайте, как играет наш оркестр.

Оркестр «Веселые ложкари» (играют мальчики)

Королева: Это очень интересно. Научиться песни петь, и танцевать, а еще интересней, голос флейте услыхать, (ребенок играет на флейте)

Королева: Есть у меня для вас, друзья, музыкальные загадки.

Кто загадку отгадает, Тот отгадку получает! (открытки с изображением инструмента)

Загадки: сем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Но она - любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень
И сыграет "трень" да "брень". (Балалайка)

Шестиструнку-чужестранку,
Этот звонкий инструмент
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист. (Гитара)

Очень древний и простой
Инструмент, внутри пустой.
Палочки упруго бьют,
Ритм ансамблю задают.
Он всегда бывает рад
За собой вести парад. (Барабан)

Этот исполнитель юный
С нотной грамотой знаком.
Он по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком. (Скрипач)

Заливается трехрядка,
И народ идет вприсядку!
А трехрядка неплоха –
Есть и кнопки, и меха.
И веселые старушки,
Под нее поют частушки! (Гармонь, гармошка)

Королева:

Инструменты есть у нас,

На нем сыграют нам сейчас. Игра «Отгадай инструмент» (ребенок за ширмой играет на инструментах, металлофон, ложки бубен) дети отгадывают.

Игра повторяется 2-3 раза по желанию детей.

Сюрпризный момент (роль козы и волка исполняет взрослые, козлята дети)

Заходит коза с козлятами – Здравствуйте, друзья, я коза дереза, а это мои козлята, мы живем в лесу, вам не встречался волк лесной, бывает он очень злой, так и норовит обидеть моих козлят, боимся, мы его.

Королева: Не бойся коза дереза волка, мы твоих козлят в обиду не дадим, и волка победим, побудь у нас на празднике, повеселись.

Забегает волк, ах, вот вы где козлятушки ребятушки, я искал вас по всем сказкам, забегал к трем поросятам, они мне дверь не открыли, стучался к зайчонку в лубяную избенку, и там тишина, Мишке заглянул в чащу и там не кого, куда пропали лесные жители,

Королева: Они не хотят с тобой дружить, нельзя волк обежать козлят и коз, и всех соседей по сказкам, оставайся на нашем празднике и послушай красивую музыку и потанцуй с ребятами, (звучит фрагмент мюзикла «Мама» волк танцует с детьми)

Волк: теперь я тоже буду дружить с козлятами и слушать красивую музыку, и научусь красиво петь и танцевать.

Королева: Что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,
Звонкий смех вокруг,

А теперь, детвора,
Попрощаться мне пора!
Увидимся на уроках музыки и танцев.
(Королева музыки уходит.)

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие в страну чудесной волшебной музыки, давайте улыбнемся друг – другу, и некогда не будем скучать, когда звучит такая веселая музыка, хочется петь и танцевать. (Звучит песня «Улыбка» )

Список литературы:

  • В. Семернин «Музыка всюду живет» ,
  • «Музыкальные загадки» (источник интернет) .
  • Басня Крылов И.А. «Квартет»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3»

республики Мордовия

Внеклассное занятие

«Цветочный фейерверк»

подготовила

Кижапкина Тамара Ивановна

учитель начальных классов

п. Торбеево

2014

Цели:

Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к окружающему нас миру растений.

Расширение кругозора учащихся, знакомство с историей названий некоторых цветов и связанных с ними легендами.

Развитие наблюдательности, умения выделить отличительные особенности цветка.

Подготовительная работа:

Учащимся дается задание подготовить к предстоящему занятию что-нибудь своими руками. Это может быть рисунок, аппликация с изображением цветка, цветок из бумаги, ткани или пластилина. Участники готовят головной убор в виде цветка, учат стихи.

Оформление кабинета : Выставка поделок и рисунков. Цветочные гирлянды.

Ход занятия.

Ведущий: Дорогие друзья! Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен написал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь. Они необходимы нам всегда, потому что без их красоты мир становится беднее и грустнее.

Цветы любят все люди Земли. С древних времен в честь цветов устраивались праздники. В Древней Греции – в честь гиацинтов и лилий; в Англии – в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов; во Франции – в честь розы и фиалки; в Болгарии – в честь роз. На Руси бытовал праздник Ивана Купалы.

Мир цветов таинственен и чудесен. Тысячи их видов украшают нашу планету. А ярчайшим проявлением любви людей к цветам являются праздники цветов. На нашем сегодняшнем празднике много красивых цветов. Давайте познакомимся с ними.

(Участники поочередно представляются)

Ромашка: Я белая ромашка -

В средине жёлтый цвет.

Возьми меня с собою,

Украшу твой букет.

Колокольчик: Лиловый колокольчик -

Расту в тени лесной.

Я просеке сосновой

Киваю головой.

Мак: Я очень нежный красный мак,

Меня не взять нельзя никак.

Гвоздика: Резвится в поле тихом

Цветочный карнавал.

Я – пёстрая гвоздика

И к вам спешу на бал.

Василёк: Мы красивы и легки,

Голубые васильки.

Собери ты нас скорее

И себе в венок вплети.

Вьюнок: Солнце – золота кружок надо мной.

Вьюсь я – розовый вьюнок за тобой.

Анютины глазки: Мы в солнечной сказке

Как бабочек стая.

Анютины глазки нас все называют.

Водяная лилия: Пустив в струю прохладную

Глубокий стебель свой,

Я лилия нарядная

Красуюсь над водой.

Ирис: На стебле на высоком

Я ирис голубой.

Мои листы осокой

Стоят в тени густой.

Шиповник: Я шиповник розовый,

Но осторожней будь.

Шипами оторочен я.

Про это не забудь.

Такой колючий я, как ёж.

Исколешься, когда сорвёшь.

Лилия: Душистой лилии цветок

Сияет белизной.

И в брызгах радужных дождя

Ему не страшен зной.

Роза: За тонкий запах нежных лепестков

Меня зовут царицею цветов.

Шипами стебель всех колоть готов,

Ведь нет на свете розы без шипов.

Гвоздика: Погляди-ка, погляди-ка,

Что за красный огонёк.

Это дивная гвоздика

Жаркий празднует денёк.

А когда настанет вечер,

Лепестки свернёт цветок,

«До утра, до новой встречи!»

И погаснет огонёк.

Василёк: Как чиста во поле рожь,

Василёк едва найдёшь

Всем бы ты цветок хорош.

Но зачем ты портишь рожь.

Приходи-ка лучше в сад,

Вот обрадуешь ребят.

Ландыш: Родился ландыш в майский день

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень,

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышат луг,

И птицы, и цветы.

Давай послушаем, а вдруг

Услышим я и ты.

Одуванчик: Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится

В беленькое платьице,

Пышное, воздушное,

Ветерку послушное.

Фиалка: На солнечной опушке

Фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперёд,

Но всякий ей поклонится

И бережно возьмёт.

Незабудка: Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их

И кто их только выдумал

Весёлых, голубых.

Должно быть оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок.

Колокольчик: Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики – цветы

Очень вежливы. А ты?

(Звучит музыка, участники танцуют)

Ведущий: Дорогие друзья, эту прекрасную музыку сочинил великий русский композитор

П.И Чайковский. Вдохновили его на её создание цветы. Она так и называется «Вальс цветов». Слушая эту музыку, мы представляем себя в чудесном сказочном саду, который посадила для нас матушка – природа. Луговые и полевые цветы незатейливы и просты на первый взгляд. Но они обладают удивительной силой. Они изящны в своей простоте, но своей неповторимой нежностью завораживают нас, своей загадочностью притягивают. Поэтому наверно о каждом цветке существует своя легенда. Давайте послушаем некоторые из них.

(Участники поочередно выходят и представляют свою легенду).

Легенды о цветах:

Василёк : Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности: «Всё, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинственный шёпот, и только ты не выражаешь признательности, хотя никто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья».

«Я тебе благодарна, - отвечала нива. – Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю её золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви».

«Хорошо, - согласилось небо, - если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе». Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам и шепчут им нежные слова.

Такова легенда, родившаяся на Руси.

Душистый горошек: Легенды говорят, что душистый горошек приплыл к нам из Индии. В Индию он тоже вроде бы попал морским путём. А потому своими цветами пытается увековечить ту судно-лодочку, которая расселила его по земле.

И действительно, если присмотреться к цветам растения, нельзя не увидеть, что они похожи на лодочку. Два сросшихся верхних лепестка образуют носик лодочки, а два боковых – вёсла, где верхний широкий лепесток служит как бы флагом или парусом.

Разноцветный, весёлый, жизнерадостный цветок чем-то напоминает ещё мотылька и потому относится к семейству мотыльковых. Семена гороха были найдены в свайных постройках Швейцарии и Венгрии времён бронзового и даже каменного веков. Находили их в обугленном виде и при раскопках Трои. Это свидетельствует о том, что горох был известен с давних пор как на Востоке, так и на Западе.

Иван-чай: Жил в одной из таких местностей паренёк Иван. Любил щеголять он в красной рубахе, и большую часть времени проводил на опушке среди цветов и кустарников. Нравилось ему ухаживать за цветами, выводить новые сорта. А жители села, увидевшие мелькавший среди зелени алый цвет, поговаривали:

Да это Иван, чай, ходит.

И до того к этому привыкли, что и не заметили отсутствия в селе Ивана и стали говорить: «Да это иван-чай!» - на неожиданно появившиеся у околицы алые цветы. Так и прижилось за новым растением название иван-чай. А растение возьми да и удиви жителей новым дивом. Собрались они как-то на околице на праздник. Сколько танцевали-веселились – не помнят, помнят только, что стало холодно. Женщины решили вскипятить воды. В костёр наряду с дровами пошли и высокие стебли иван-чая, листья с которого попали в кипящий котёл. Попробовали отвара, а отвар приятный, освежающий. Листья иван-чая с тех пор служат для приготовления чайного напитка, и называется такой чай копорским, по названию села Копорье под Петербургом, у которого чуду суждено было случиться.

Колокольчик: Пойдите в безоблачный ясный день на лужайку, когда от слабого ветерка колышутся только колокольчики. Остановитесь и прислушайтесь. Слышите, они звенят на тонком стебле, звенят то бубенцами, то тихими мерными мелодиями. По преданию, колокольчики появились, когда на земле единственным средством транспорта была ямщина и когда лихие забубенные ямщицкие песни да звоны колокольчиков под дугой оглашали окрестности, и проросли цветы именно там, где упали на землю перезвоны колокольчиков.

При богатой фантазии в звоне цветов можно услышать и весёлые, и радостные, грустные, и даже отчаянные перезвоны ямщицких колокольчиков. А если к этой фантазии добавить ещё и богатое воображение, можно расслышать и ямщицкую песню, навеянную дорожной тоской или лихой забубенной гонкой…

Не рвите дикорастущие колокольчики в букеты. Сорванные цветы моментально вянут, и оживить их в вазе почти невозможно. Пусть лучше на полях и опушках леса радуют они своими голубыми венчиками наши взоры.

Кувшинка: С давних пор представление о кувшинке, уходящей корнями в таинственную глубину вод, связывалось с загадочным образом русалки. В древности её даже называли русалочий цветок.

Североамериканские индейцы утверждают, что кувшинка образовалась из искр, упавших с Полярной и вечерних звёзд в то время, когда они столкнулись, споря между собой из-за обладания ракетой, которую запустили с Земли.

Славяне называли кувшинку одолень - травой и считали, что кувшинка способна охранять людей во время путешествия. Существовало по этому случаю и своеобразное заклинание: «Еду я во чистом поле, а во чистом поле растёт одолень - трава. Не я тебя породил, не я тебя поливал. Породила тебя мать - сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы-самокрутки. Одолень - трава! Одолей ты злых людей: лихо бы обо мне не подумали, скверного не помыслили; отгони ты чародея-ябедника…»

Ландыш: По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и грусти.

В одних древних сказках ландыши – это проросшие бусинки с рассыпавшегося ожерелья Белоснежки; в других – счастливый серебристый смех русалки, жемчужинами раскатившийся по лесу; в-третьих – ландыши не что иное, как солнечные зайчики, которыми по ночам гномы пользуются, как фонариками.

Одуванчик: Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его жёлтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдёт солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит – одуванчик поднимает голову кверху, приблизится к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не постареет и не станет седым. А поседеет, распушится и пустит по ветру пушинки - парашютики и под каждой по семечку подвесит. Полетят парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зёрнышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны. Весной раскроется, пустит корни в землю, поднимет кверху стебелёк с жёлтой шапочкой, который, подобно зеркальцу, отражает солнце. Стоит солнышку скрыться, погаснут и одуванчики.

Подснежник: Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратилось в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, потому подснежник и стал символом надежды.

Однако цветы, боясь холода, не откликнулись на просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.

Ведущий: Ребята, мы очень много нового сегодня узнали о цветах. Но мне хотелось бы знать угадаете ли вы по описанию, о каком цветке идет речь? Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Я думаю, что вам это будет не трудно, поэтому отгадки мы будем говорить все вместе.

Загадки о цветах:

Прекрасная красавица боится лишь мороза.

В букете всем нам нравится.

Какой цветочек?

(Роза )

Знакома с детства каждому их белая рубашка.

С серёдкой ярко-желтою.

Что за цветок?

(Ромашка )

Ручьями очищается и хвоя и валежник.

И первым появляется в проталинках

(Подснежник )

На поляне у реки гордо держат стебельки,

Как фарфоровые чашки, белоснежные

(Ромашки )

Вот шершавый стебелек, в середине уголёк,

Лепестки блестят как лак.

Распустился красный

(Мак )

Если летом на болоте нежные цветы найдете,

Не теряйте ни минутки. Собирайте

(Незабудки )

На кустах она цветёт. Запах сладкий, словно мед.

Но нередко льются слезы тех, кто рвет руками

(Розу)

Летом посреди реки, трепеща как поплавки,

По воде плывут пушинки, темно-желтые

(Кувшинки )

В холод все сады пусты. Ну какие здесь цветы?

А у нас назло морозу в марте продают

(Мимозу)

Ветка в гроздья разодета фиолетового цвета.

Это в жаркий летний день расцвела в садах

(Сирень)

Ведущий: Молодцы, ребята. Отгадываете загадки вы очень хорошо. Это говорит о том, что описания цветов вам знакомы, вы знаете их названия. А сегодня вы еще и легенды о цветах услышали. Но вот что вы ещё должны обязательно знать. К большому сожалению, прекрасные представители флоры – цветы - терпят безжалостное к себе отношение со стороны людей. Многие разновидности прекрасных цветов исчезли, многие находятся на грани исчезновения. С недавнего времени исчезающие виды цветов, растущих на полях, лугах и в лесах, занесены в тревожный список Красной книги охраняемых растений. Но запрет сам по себе ничего не даст. Мы с вами должны осознать и помнить, что от каждого из нас зависит, сохранятся прекрасные цветы или исчезнут навсегда! Не рвите цветы просто так, они быстро завянут, и вам придется их выбросить. Пусть они останутся расти и цвести. После цветения у них созреют семена, которые дадут жизнь новым растениям. И еще долго–долго они своим цветением будут украшать нашу Матушку-Землю!

Использованная литература:

Красиков С.П. Легенды о цветах.- М.: Молодая гвардия, 1990 -303 с.




Top