Фестиваль золотая маска любительских театров. «Золотая маска» города: как пройдёт театральный фестиваль в этом году

Выдвинуть претендентов на Российскую национальную театральную премию экспертам было не просто. Для этого они отсмотрели на сцене и в записи 614 драматических и кукольных, а также 325 музыкальных постановок из более чем сотни российских городов.

В центре фестиваля, конечно же, конкурсная программа. Её дополнят внеконкурсные проекты, призванные расширить панораму сегодняшнего театра. Так, программа «Маска Плюс» представляет яркие, оригинальные спектакли из разных городов. «„Золотая Маска“ в кино» - это показ спектаклей в прямом эфире в кинозалах страны. «„Золотая Маска“ в городе» - выход театра из театральных зданий в повседневную среду. Спектакль может развернутся прямо на улице, в кафе, в торговом комплексе, в пространстве офисного центра. Проект Института театра посвящён обучению молодых театральных специалистов и изучению театра как многослойного, живого и развивающегося явления, неразрывно связанного с культурой и социумом.

В программу Russian Case, специально созданной для театральных деятелей из-за рубежа, войдут самые яркие премьеры сезона и спектакли конкурсной афиши. А «Детский Weekend» включает в себя постановки для юных зрителей разного возраста.

Главная интрига конкурсной программы заключается, конечно же, в том, кто станет обладателем приза в главной номинации - «Драма/Спектакль большой формы». За него будут бороться спектакли титанов современной режиссуры: «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса, «Гамлет» Льва Додина, «Гроза» Андрея Могучего, «Плешивый Амур» Генриетты Яновской. Не отстают и их молодые коллеги - в этой же номинации заявлены «Утиная охота» в постановке Владимира Панкова, «Ворон» Николая Рощина, «Пустота» Талгата Баталова.

В программе конкурса «Эксперимент» по количеству спектаклей лидирует Санкт-Петербург, среди участников - Инженерный театр «АХЕ», Театр «Мастерская» под руководством Григория Козлова, театр post Дмитрия Волкострелова и БДТ имени Товстоногова.

Оперная программа этого года богата на постановки из регионов страны. Помимо и петербургской на награды претендуют труппы из Перми, Уфы, Екатеринбурга, Самары и Астрахани. Программа классического балета по сравнению с прошлым годом сократилась более чем вдвое: участвуют всего пять спектаклей. Зато в номинации «Современный танец» представлены девять постановок интересных коллективов - петербургского проекта Таи Савиной, костромской компании «Диалог Данс», московских «ПО.В.С.Танцев», вологодской компании «O"She TheARTe» и других.

«Золотая Маска» откроется показом оперы «Кармен» Екатеринбургского театра оперы и балета на сцене . Завершится фестиваль на этой же площадке - 19 апреля здесь наградят победителей.

В феврале в Москве стартует фестиваль "Золотая маска 2017" - знаковое событие, которое даёт каждому из нас уникальную возможность увидеть лучшие постановки прошедшего года со всей страны.

"Золотая маска 2017" - масштабный фестиваль с весьма насыщенной программой. сайт, по традиции, перед началом фестиваля представляет расписание танцевальных спектаклей в рамках фестиваля и отмечает те из них, которые мы настоятельно рекомендуем посетить.

Ромео и Джульетта, Екатеринбургский Театр оперы и балета

Где: Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Балетная партитура "Ромео и Джульетты" Сергея Прокофьева - одна из самых ярких интерпретаций легендарной истории - уже не раз использовалась самыми именитыми хореографами. Вячеславу Самодурову, сделавшему театр оперы и балета Екатеринбурга объектом пристального внимания профессиональных критиков, предстояло сотворить что-то своё - и на этот раз даже в несколько пугающем масштабе. И дело тут не только в масштабности самого балета (мы хорошо знаем хореографа по потрясающим одноактникам), но и в датах: 125-летие Сергея Прокофьева и 400-летие со дня смерти Уильяма Шекспира.

Спектакль номинирован на премию в этом году аж в 7 номинациях, включая "Работу хореографа". Интересно, что еще одна работа Самодурова - "Ундина", показанная в Большом, представлена в авторитетной номинации "Балет/Спектакль".

Все пути ведут на Север, театр "Балет Москва"

Премьера этой постановки прошла там же - в Центре им. Вс. Мейерхольда в начале июля. Хореограф - бельгийка Карин Понтьес, которая известна тем, что предоставляет свободу действия танцорам, а большую часть внимания в организации работы уделяет импровизации. В случае со спектаклем "Все пути ведут на Север" примерять на себе импровизационные таланты пришлось мужской части труппы. 7 мужчин, ни на минуту не сходя со сцены, создают на ней бушующий, но управляемый хаос, сцепляясь друг с другом в самых невероятных позициях, попеременно выкидывая из композиции отдельных танцоров. И совершенно непонятно, как хореографу и танцорам удалось всё это сделать: мысли, идеи, интерпретации, да и сам танец переплелись в такой тесной связке, что вырвать что-то из контекста невозможно.

Из глубины... (Художник Винсент Ван Гог), Театр юного зрителя, Казань

Где: МТЮЗ

На наш субъективный взгляд, "Из глубины" - спектакль с очень простой, но в то же время почему-то уж столь будоражащей и притягательной идеей. Артисты татарского ТЮЗа в своем 16+-спектакле пытаются представить и тут же изобразить всё то, что могло бы происходить в голове великого художника. Используют же они для этого все грани перформанса и японский танец буто, чем, кстати, поставили в тупик некоторых казанских журналистов, пришедших на премьеру делать репортажи. Кстати, свой буто использовала в прошедшем году и другая участница фестиваля - Тая Савина, представившая липкий черно-белый перформанс 3T на прошедшем Open Look. Обе постановки представлены в номинации "Современный танец/Спектакль".


Five + Теоретическая модель абсолютной свободы

Где: Центр им. Вс. Мейерхольда

Если к термину Contemporary dance добавить слово "региональный", то это ничуть не уменьшит его значимости, а наоборот, придаст "изюминки". Five в постановке омского театра танца "нОга" и "Теоретическая модель абсолютной свободы" Ольги Пона, вытанцованная артистами Театра современного танца из Челябинска - вновь исследуют возможности человеческого тела. Каждый по разному, как и положено. Оба спектакля - в числе номинантов, да и показаны будут в один и тот же день на самой подходящей для этого московской площадке - Центре им. Вс. Мейерхольда.

4 февраля в Москве откроется фестиваль «Золотая маска» - знаковое событие театральной России. Ради него можно ненадолго забыть не сходящих с афиш Серебренникова и Богомолова, чтобы увидеть другой, но не менее талантливый театр. Театр городов с незвучными названиями, в которых он существует будто бы не «для», а «вопреки».

Из длинного списка номинантов мы отобрали обязательные к просмотру спектакли: на привозные стоит торопиться немедленно, с московскими можно повременить. Впрочем, недолго.

Что привезут

1. «Три сестры»

Театр «Красный факел», Новосибирск, реж. Тимофей Кулябин


Уже известный московскому зрителю Тимофей Кулябин (#сонетышекспира, «Электра» в Театре наций и, разумеется, «Тангейзер») в своих «Трех сестрах» совершил смелую попытку облачить заезженный материал в новую форму - лишив героев (в буквальном смысле) дара речи. Актеры говорят на настоящем языке глухонемых, которому специально обучались в течение года. Оглушающей немотой Кулябин переосмысливает коммуникацию и открывает зрителю парадокс: именно в молчании обнажается истина. Семья Прозоровых, огородившаяся от постороннего мира глухой стеной, - это семья XXI века со всей сопутствующей атрибутикой: залипанием в смартфоны и мерным гудением телевизора. В спектакле Кулябин выключил не только звук, но и пространственные рамки - как в триеровском «Догвилле» границы здесь едва обозначены меловой линией. «Три сестры» - это тонкая психологическая работа со зрителем еще и в том смысле, что на протяжении всего четырехактного действа приходится мириться со своей «нормальностью», а в какие-то моменты и стыдиться ее.

2. «Молодая гвардия»

Театр «Мастерская», Санкт-Петербург, реж. Максим Диденко, Дмитрий Егоров


Мастер пластического театра Максим Диденко отвечает здесь за первую часть («Миф»), схожую по приемам с «Конармией»: соединение экспрессивной слаженной хореографии и вокала. «Миф» - это попытка воссоздания эстетики 40-х: здесь и речь Сталина, и советские песни, и самоотверженное убийство фашиста. Вторую часть («Документ») создавал Дмитрий Егоров - в более сдержанном, но не менее сильном формате - документального театра, основанного на реальных свидетельствах войны. Такой обескураживающе резкий переход от зрелищного балета-оратории к острому, привязанному к серьезным реалиям психологизму, обостряет эффект, по-новому открывая одноименный роман Фадеева.

3. « Гамлет »

Малый драматический театр - Театр Европы, Санкт-Петербург, реж. Лев Додин


Об этом спектакле нужно знать две вещи. Первое: Лев Додин, оттолкнувшись от шекспировской пьесы, написал свою собственную - о разлагающейся современности. Второе: роль Гамлета доверили главному красавцу телеэкрана Даниле Козловскому. Два часа без антракта Лев Додин размышляет: «Знают ли творящие зло, что они творят зло? Здоровы они или безумны? Может ли безумец сознавать свое безумие? Что движет нашими поступками - желание так поступить или трагическая невозможность поступить иначе? И, может быть, каждый из нас - творя то, что мы творим - по-своему Гамлет? Словом, сегодня загадка великого гуманизма великого Гамлета снова требует если не разгадки - она, по-видимому, невозможна, - то хотя бы еще одной попытки осмысления. Эта история ставит перед нами все новые и новые вопросы ».

4. «Чайка . Эскиз»

Театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль, реж. Евгений Марчелли


Прославивший не один провинциальный театр режиссер взялся за знаковый для русской драматургии материал, каких только постановок не повидавший. Тем и опасный: что нового можно придумать за почти вековое существование пьесы? Но у Марчелли получилось: решив спектакль в эстрадном жанре карнавала, он представил на суд публики фарсовое видение богемной тусовки наших дней.

5. «По ту сторону занавеса»

Александринский театр, Санкт-Петербург, реж. Андрий Жолдак


Украинский режиссер Андрий Жолдак вольно обошелся не только с хрестоматийным текстом Чехова, отправив сестер Прозоровых аж в 4015 год, но и пустил зрителя в священное пространство - за линию рампы, рассадив публику прямо на сцене. Видеоарт превращает сцену то в лес, то в космос, у героев выявляются пикантные, совсем нечеховские моменты биографий, а любовные треугольники обретают здесь более сложные формы, однако радикальная версия сутью пьесы не пренебрегает. Казалось бы, в 41 веке сестрам уж точно удастся отбыть «В Москву! В Москву!», но память воскрешенных оказывается сильнее фантастики - меланхолия, отчаяние и безнадежность не покинут Прозоровых даже в космосе.

Что уже идет

6. «Русский роман»

Театр им. Вл. Маяковского, Москва, реж. Миндаугас Карбаускис


«Русский роман» - результат талантливого тандема режиссера Миндаугаса Карбаускиса и драматурга Марюса Ивашкявичюса, написавшего тонкую пьесу о великом русском - Льве Николаевиче Толстом. Литовский драматург, продемонстрировал умение работать с разными принципами сюжетосложения: пьеса состоит из 12 частей с отголосками, мотивами, а иногда и целыми линиями из произведений Толстого - «Анны Карениной», «Дьявола», «Отца Сергия». В литературную ткань вплетены настоящие биографические факты из жизни писателя. В сущности, это попытка задуматься о зыбкости между воображаемыми и реальными мирами. Наставник в этой путанице из вымысла и жизни - жена Толстого, роль которой досталась блистательной Евгении Симоновой.

Где и когда: Театр им. Вл. Маяковского, 16, 24 февраля, 4, 25 марта

7. «Саша, вынеси мусор»

Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва, реж. Виктор Рыжаков


Виктор Рыжаков поставил антивоенную пьесу украинки Натальи Ворожбит. Сюжет таков: две женщины отговаривают уже погибших на войне мужа и отца идти на новую мобилизацию, призывающую даже мертвых. Абсурд ситуации сгущается огромным количеством бытовых деталей, снижающих градус серьезности важных разговоров, а запахи и шум готовящейся на фоне еды запускают страшный механизм сопричастности. Пронзительный и грустный спектакль о том, что связь с человеком не прекращается даже после смерти.

Где и когда: Центр им. Вс. Мейерхольда, 22 февраля, 22 марта, 4 апреля

8. «Своими словами»

ШДИ, Москва, реж. Дмитрий Крымов


Школа драматического искусства - это настоящий театр художника, в котором допустимый инструментарий от раза к разу все более непредсказуем: на сцене актеры могут что-то усердно вырезать, запутаться в километровом ворохе ленточек, облить друг друга краской и водить за собой трехметровых марионеток. «Своими словами» - это попытка по-детски объяснить взрослые книги - «Евгения Онегина», «Мертвые души». Планируются постановки по чеховскому «Сахалину» и даже «Капиталу» Маркса (на «Маску» номинирован «Онегин»). «Своими словами» - для любителей сильного визуального действия и тех, кто готов к экспериментам и переосмыслению классики.




Top