Философия жизни: общая характеристика и основные положения.

Вопрос о смысле жизни на всех этапах развития философии был в центре внимания. У всех времен и народов высказывания о жизни носили разный, не похожий характер.

В философии древней Греции наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон -- в заботах о душе; Аристотель и его последователи -- в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства; Эпикур и киренаики -- во избежание неприятностей, достижении покоя и блаженства; Диоген Синопский -- во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики -- в жизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор в научном знании совершенного числа души; Метродор в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться. Но так, же были и негативные высказывания о жизни.

Будда, Шопенгауэр считали жизнь - страданием. Платон, Лабрюйер, Паскаль, что жизнь - сон. Экклезиаст: “И возненавидел я жизнь, ибо противным мне стали дела, которые делаются под солнцем, ибо все - суета и томление духа”; Марк Аврелий: “Жизнь - борьба и странствие по чужбине”; Иоанн Дамасский: “Все пепел, призрак, тень и дым”; Петрарка: ”Жизнь однозвучна, зрелище уныло”; Шекспир: “Жизнь - это повесть глупца, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но лишенная смысла” Паскаль: “Жизнь человеческая не что иное, как постоянная иллюзия”; Дидро: “Вся жизнь - лишь цена обманчивых надежд”; Кьеркегор: “Моя жизнь - вечная ночь. Что такое жизнь, как не безумие?”; Ницше: “Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду”. Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и как дух, а как специфическую человеческую драму.

До XVII века европейская философская мысль базировалась на теологической базе, заложенной Блаженным Августином и Фомой Аквинским. В Учении Августина конечную цель человеческих устремлений составляет блаженство. Оно заключается в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» в единении с Богом в «царстве Божьем».

XVII-XVIII век кроме расцвета науки принес ослабление влияния церкви и христианской этики. Постепенно, как и в античной философии, вновь появляется разнообразие в воззрениях на смысл жизни в различных философских системах. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах -- в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс и Энгельс -- в борьбе за коммунистические идеалы, Ницше -- в «воле к власти», английский философ XIX века Милль -- в достижении выгоды, пользы, успеха.

Идеалистические и особенно христианские религиозные учения, позволяют сделать достаточно логичные построения для нахождения смысла человеческого существования. В работах русских философов начала XX века Бердяева, Франка, Соловьева, Трубецкого и др. вопрос о вере в Бога становится главным условиям наличия смысла жизни. В то же время в материалистической философии, где человеческая жизнь конечна и за ее порогом ничего нет, само существование условия для решения этого вопроса становится затруднительным и в полный рост встают сложно разрешимые этические проблемы.

Особо следует отметить роль экзистенциальной философии, которая берет начало в творчестве Сьерена Кьеркегора. В XX веке Сартр, Камю, Хайдеггер, Ясперс и др. рассматривают «жизнь как бытие к смерти». Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. Таким образом, в экзистенциальной философии анализ проблемы смерти приобретает важное значение для постижения тайн жизни человека, определения ее смысла. Другим важным постулатом экзистенциализма является отрицание универсального смысла, смысл жизни может быть только уникальным, как уникальна человеческая индивидуальность.

Философия жизни

контрольная работа

1. Философия жизни: общая характеристика и основные положения

Философия жизни - одно из ведущих течений европейской философии XIX - XX вв. центральным в нем стало понятие «жизни» как исходной интуитивно постигаемой целостной реальности, отличающейся и от «материи», и от «духа».

Философия того времени представлена такими противоположными направлениями как сциентизм и антисциентизм. Сциентизм (от лат. - наука) ориентирован более на развитие естествознания и является продолжением позитивизма XIX в. Иррационализм представлен концепциями «философии жизни» таких мыслителей как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон. Представители иррационализма решающее значение придают подсознательному и бессознательному началам в поведении человека и в его подсознательной деятельности. Иррационализм составляет главное содержание так называемой «философии жизни», объявившей, что духовный мир человека не сводит к его логическому мышлению, а включает в себя всю совокупность человеческих чувств, переживаний, истинных проявлений воли - осознанных или неосознанных. Все это проявление жизненной силы человека.

Характерные особенности философии Шопенгауэра .

В формировании философии жизни значительную роль сыграли взгляды А. Шопенгауэра (1788--1860). В его основном сочинении «Мир как воля и представление» мир предстает как «слепая воля к жизни». Только воля обладает объективностью, что и обеспечивает, ее примат над разумом. Мышление -- производное воли, способно быть лишь системой ее обеспечения, выполнять служебную функцию.

Концепция Шопенгауэра выступает антиподом, зеркальным отображением гегелевской системы. Еще в 20-х гг. XIX в. Шопенгауэр пытался конкурировать с Гегелем, ставя свои лекции на те же учебные часы. В эти годы конкуренция была несостоятельной. Через тридцать лет несостоятельной оказалась гегелевская философия.

У Гегеля основой мира считалась Абсолютная идея -- всеобъемлющая рациональность всего сущего. У Шопенгауэра -- ее эквивалент -- Мировая воля (иррациональное, непознаваемое и враждебное человеку начало). Абсолютную идею можно и нужно познавать. Гегель полагал, что уже познал ее в основных чертах. Мировую волю познавать невозможно и бесполезно.

Каждый человек, по мысли Гегеля, является ступенькой в развертывании Абсолютной идеи, неотъемлемой частицей всемирно-исторического процесса. Для Шопенгауэра человек -- это игрушка Мировой воли, все его стремления инспирированы извне. Следование им неизбежно обрекает человека на поражение. В таком случае целью человеческой жизни должно стать не следование объективной закономерности и ее воплощение, а, напротив, -- подавление желаний, ускользание из-под власти Мировой воли. Нравственные, эстетические, религиозные переживания -- это не ступеньки восхождения духа (Гегель), а способы преодолеть зависимость от естественных потребностей, подавить в своем сознании давление Мировой воли. В этом плане философия Шопенгауэра явно перекликается с восточной философской традицией, что отмечал и сам автор.

Вывод : Этика Шопенгауэра предельно проста - страдание есть продукт целенаправленной воли, а именно воли к жизни. Индивид, утверждающий волю к жизни одновременно, утверждает смерть. Индивид, который борется с волей является свободным. По Шопенгауэру подлинная свобода невозможна, возможен лишь краткий прорыв к ней. Страдание есть необходимость, действие вопреки слепой воле есть свобода. История жизни отдельного индивида - история его страданий.

Концепция Шопенгауэра, получившая название «философия мировой скорби», очевидно, пессимистична и нехарактерна для западного интеллекта и соответствующей ему системы ценностей. Вместе с тем ее появление было симптоматично: обозначилась несостоятельность представления о рациональности и устойчивой прогрессивности истории, гармоничности и упорядоченности бытия. Просвещенческая иллюзия, достигшая апогея в гегелевской философии, была впервые поставлена под сомнение.

Характерные особенности философии Ницше.

Немецкий философ Ницше после знакомства с иррационалистическим и пессимистическим учением Шопенгауэра уточняет его концептуальную идею. Стремясь преодолеть рациональность философского метода, Ницше не выстраивает понятия в систему, они предстают как многозначные символы. Так, понятия «жизнь», «воля к власти» -- это есть и само бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая общество энергия и т.д. Пытаясь обосновать «естественный, ничем не сдерживаемый поток жизни», Ницше предпринимает критику всех общечеловеческих ценностей. По Ницше, мир имеет нулевую ценность, а жизнь -- это специфическая воля к аккумуляции власти, жестокая игра, где выигрывает посредственность, ибо «наиболее сильные оказываются наиболее слабыми, когда им противостоят организованные стадные инстинкты, боязливость слабых, численное их превосходство». По Ницше, доминантой общества является не столько «слепая воля к жизни», сколько «сознательная воля к власти» в условиях борьбы за выживаемость.

Ницше отвергает рациональность в философии, не приемлет христианскую религию и связанную с ней традиционную мораль, так как они якобы защищают слабых и делают сильных ничтожествами. В истории нет цели, нет прогресса, а есть «вечное возвращение, вечная борьба сильных и слабых». Отсюда отрицание всяких принципов. «Жить -- это значит быть жестоким и беспощадным ко всему, что становится слабым в нас и не только в нас».

Кант и Фихте, Шеллинг и Гегель, жившие под знаком Великой французской революции 1789--1793 гг., верили, что история человечества имеет свой смысл, свою справедливость. Что касается Ницше, то он жил в то время, когда успеха добивались не самые умные и справедливые, а самые жестокие и коварные. Ницше один из первых предвосхитил приближение XX в. как эпохи тотального наступления усредненных людей с их неукротимой жаждой власти.

В 1878 г. выходит в свет его произведение «Человеческое, слишком человеческое», где он осуществляет инвентаризацию так называемых общечеловеческих ценностей, демонстрируя их инверсию. В условиях подготовки к переделу мира идеи любви, братства, равенства, справедливости всего лишь пустые слова, феномены-перевертыши, которые скорее обманывают, чем поддерживают и обнадеживают.

В 1884 г. Ницше публикует «Так говорил Заратустра», где пытается обосновать реальные нравы, указать сильным на их долг, а подчиненным -- на их обязанности, ибо в условиях, где нет правды, где все дозволено, нет выбора, кроме как повелевать или подчиняться. Такой духовной атмосферы Ницше не выносит. Он в прямом смысле сходит с ума, диагностировав своей судьбой состояние XX в.

Вывод: по Ницше воля к власти присуща всему живому - растениям, животным и людям. Она может быть осознанной и неосознанной. Основной расовой чертой является воля к власти. Она больше присуща сильным расам и сильным личностям («они вправе повелевать другими»). Этот принцип лежит в основе теории морали по Ницше. Он обосновал культуру «здоровья жизни» и культуру «сверхчеловека» - т.е. человека-бога с его уродливой, превышающей все разумные пределы, волей к власти. Ницше оглупляет своей философией человека. Власть по Ницше может основываться на лжи и «ложь непреемливый спутник и условие жизни». Теория Ницше широко использовалась расистами и фашистами.

Характерные особенности философии Бергсона

Анри Бергсон (1859-1941) развивал, с одной стороны, философию жизни, с другой стороны, он является основоположником интуитивизма, особого направления в современной философии. Считал, что жизнь - некая космическая сила, «жизненный порыв», суть которого состоит в непрерывном воспроизведении себя и творении различных новых форм. По его мнению интуиция играет главную роль в восприятии и познании человеком мира, других людей, морали, искусства, всего мира. В философии Бергсона есть призыв к изучению многомерности человеческого духа.

Историцистский вариант философии жизни получил развитие в работах немецких философов В. Дильтея (1833-1911), Г. Зиммеля (1858-1918), О. Шпенглера (1880-1936), испанского философа Х. Ортега-Гассета (1883-1955) и др. У них главным объектом исследования является человеческая культура, происхождение и сущность ее различных форм, которые понимаются кА проявление исходной иррациональной силы. Оставаясь в рамках философии жизни, каждый из них предлагал свое понимание жизни и культуры.

В. Дильтей представлял жизнь как способ бытия человека, пребывающего в историко-культурной реальности; любые явления культуры есть проявление «объективного духа», действующего в истории; в них раскрывается суть человека, которая постижима интуитивно, но не до конца; всегда остается «последняя тайна» жизни, к которой можно только приблизиться, но нельзя постичь полностью.

Г. Зиммель считал, что жизнь - это процесс творческого становления, который не может быть правильно понят рациональными методами и средствами; он постижим только во внутреннем переживании. Именно эти уникальные переживания жизни и получают объективацию в различных формах культуры.

О. Шпенглер полагал, что жизнь - проявление слепой стихийной силы. Её «всплески» и «прорывы» порождают культуры, каждая из которых - живой и цельный организм, проходящий различные стадии развития. Нет общечеловеческой культуры, а есть только отдельные, самостоятельные.

Вывод : Иррационализм (основа философии жизни) - философское учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления, признающее основным родом познания интуицию чувство, инстинкт. Основные представители (Бергсон, Шопенгауэр, Ницше) считали действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненных игре случая, слепой воле. Работы каждого из них дополняли и преобразовывали друг друга, создавали более совершенные концепции философии жизни, открывающие интуитивное познание воли, мира, жизни.

"Исповедь" Аврелия Августина

При периодизации истории Западной Европы новой эры за точку отсчета обычно принимается V век - век крушения рабовладельческой Римской империи. Отсюда берет свое начало эпоха средневековья, она продолжается вплоть до XIII-XIV веков...

Деление понятий: сущность, типы, правила деления, возможные ошибки

История философии

Западная философия второй половины XIX - нач. ХХ веков: Современная западная философия отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей, понять которые можно, только сопоставив этапы...

Материализм и идеализм

Основой мировоззрения Чернышевского был антропологический принцип. Исходя из общих понятий о "натуре человека", о его стремлении к "собственной пользе"...

Материализм и идеализм

Предшествующая философия в разработке проблемы человека не удовлетворяла русского философа. Рационализм, являясь важнейшим этапом развития европейской философии, утвердил представление о человеке как "свободно-разумной личности"...

Место МВД РФ в возрождении Отечества и сохранении его ценностей

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти...

Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники

философия революционный демократический либеральный Несомненно, русская философия стояла особняком от большинства мировых философских моделей, но естественное её развитие в основных моментах совпадало с теми этапами...

Позитивизм Генри Бокля

Глобальному метафизическому историзму с его субстанциональными схемами социального развития и утопическими идеалами прогресса позитивистская философия противопоставила идею бесконечно трансформирующейся эволюции при одновременном...

Понятие имени. Содержание и объем имени

Имя - выражение языка, обозначающее предмет или множество, совокупность предметов. При этом “предмет” понимается в самом широком, обобщенном смысле слова. . Предметы - это деревья, животные, реки, озера, моря, числа, геометрические фигуры...

Понятие: общая характеристика, содержание и объем, виды

Признаки предметов. Существенные и несущественные признаки. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любые свойства, черты, состояния предмета...

Психоанализ и его философский смысл

Психоанализ, если рассматривать его классическую форму, появился на рубеже 19 и 20 столетий. Именно тогда традиционные представления о психике человека, методах её исследования начали трансформироваться. Конечно же...

Философия жизни

Философия жизни - одно из ведущих течений европейской философии XIX - XX вв. центральным в нем стало понятие «жизни» как исходной интуитивно постигаемой целостной реальности, отличающейся и от «материи», и от «духа»...

Философия эпохи Просвещения во Франции

Фрейдизм и неофрейдизм. Основные идеи и представители

Неофрейдизм -- направление в психологии, развившееся в 20-30-ые годы XX века, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например...

Характеристика философии французского Просвещения

Опытно-экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившееся еще в предыдущую эпоху, стали могучей духовной силой, которая оказала решающее влияние на передовую философскую мысль. Одним из факторов...

Начну с короткого предисловия: мое детство закончилось в 13 лет,когда я уехал из своей родной страны и начал жить в Европе.Жил я в достатке,но меня вытащили из теплого привычного гнездышка где мне было все понятно,были друзья,все было размерено и спокойно,и я был счастлив.

Во Франции меня выбросило в совершенно иной мир - я его не понимал,я скучал по своему дому,но сначала все было относительно хорошо.Потом,уже в начальных классах французской школы,гремучий коктейль моей сущности(я был стеснительный,немного трусливый,чувствительный,но одновременно эгоистичный и самолюбивый) дали очень неожиданные эффекты.Оплёванным изгоем класса я никогда не был,но быть в касте тех,над кем подшучивают и иногда стебутся мне совершенно не понравилось.Я открыл для себя Ницше и Паланика,и начал очень долгую,кропотливую трансформацию самого себя - я жил в "бойцовском клубе" и "философствовал молотом".Из того,чем я был,я превратился в пацана,который провоцирует конфликты,дерется на улицах,все время молчит и не улыбается,с диким горящим взглядом.Сначала это была просто маска,под которой все распознавали "настоящего меня",потом эта маска прилипла к лицу,потом стала моим лицом.Но все это мне стоило таких усилий,что подорвало мое здоровье,и сейчас я разгребаю то,что сделал за десять лет(сейчас мне 24).

В итоге,моя философия в корне поменялась.Можно выделить три основных пункта,по которым я сейчас стараюсь жить(пацанскими цитатами попросили не подкреплять,но я просто процитирую положения тех людей,которые я считаю мне сейчас ближе всего.

1. "Do what thou wilt shall be the whole of the Law,love is the law..." - фраза Алистера Кроули,в Телеме она конечно трактуется по-своему,но для себя я ее трактую так: Делай то,что пожелаешь,делай то,что любишь.Старайся сделать себя счастливым и по возможности сделать счастливым других"

Лично по себе я понял,что несчастный я - несу только несчастье другим и еще больше себе.Поменять себя полностью - не получится,прогибаться под какие то моральные устои,слушать лишь советы других и не думать своей головой - это все ведет к проблемам.

2. "Когда борешься с монстрами,постарайся сам не стать монстром".Эта фраза Ницше,которая мне сейчас нравится больше всего.Я могу сейчас читать и Ницше,и Паланика,но не рассматриваю их как руководство к действию,ибо см. пункт 1.

Когда что-то делаешь,не впадай в крайности,ибо рано или поздно это приведет тебя к истощению(см. Пункт 3,ненависти лили несчастью,для себя или других см. Пункт 1).Золотая середина во всем,или почти во всем.

3."У меня сегодня много дел,поэтому вместо часа я помедитирую два" - фраза Ганди,которая всегда напоминает мне о том,что надо следить как за своим психическим,так и за физическим здоровьем.Чем больше хочешь сделать,тем больше нужно отдыхать.Здоровье - это действительно счастье,а значит см. Пункт 1.Бессонные ночи с выпивкой,потом изнурительный спорт - это все помогает избавится от стресса,но ненадолго.Надо отдыхать по - настоящему,то есть спать,медитировать,заниматься легкими видами спорта.Но опять таки,все утыкается в пункт 1 - если хочется иногда выпить - я пью,если хочется пробежаться до потери пульса - я это делаю.Потому что нравится)

3. Философия жизни

Философия жизни - направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Наиболее значительные представители философии жизни - Фридрих Ницше (1844–1900), Вильгельм Дильтей (1833–1911), Анри Бергсон (1859–1941), Георг Зиммель (1858–1918), Освальд Шпенглер (1880–1936), Людвиг Клагес (1872–1956). К этому направлению относят мыслителей самой разной ориентации - как в собственно-теоретическом, так и особенно в мировоззренческом отношении.

Философия жизни возникает в 60-70-х годах XIX века, наибольшего влияния достигает в первой четверти XX века; впоследствии ее значение уменьшается, но ряд ее принципов заимствуется такими направлениями, как экзистенциализм, персонализм и другие. К философии жизни в некоторых отношениях близки такие направления, как, во-первых, неогегельянство с его стремлением создать науки о духе как живом и творческом начале, в противоположность наукам о природе (так, В. Дильтей может быть назван и представителем неогегельянства); во-вторых, прагматизм с его пониманием истины как полезности для жизни; в-третьих, феноменология с ее требованием непосредственного созерцания явлений (феноменов) как целостностей, в отличие от опосредствующего мышления, конструирующего целое из его частей.

Идейными предшественниками философии жизни являются в первую очередь немецкие романтики, с которыми многих представителей этого направления роднит антибуржуазная настроенность, тоска по сильной, нерасщепленной индивидуальности, стремление к единству с природой. Как и романтизм, философия жизни отталкивается от механистически-рассудочного мировоззрения и тяготеет к органическому. Это выражается не только в ее требовании непосредственно созерцать единство организма (здесь образцом для всех немецких философов жизни является И. В. Гёте), но и в жажде «возвращения к природе» как органическому универсуму, что рождает тенденцию к пантеизму. Наконец, в русле философии жизни возрождается характерный - особенно для йенской школы романтизма и романтической филологии с ее учением о герменевтике - интерес к историческому исследованию таких «живых целостностей», как миф, религия, искусство, язык.

Главное понятие философии жизни - «жизнь» - неопределенно и многозначно; в зависимости от его истолкования можно различать варианты этого течения. Жизнь понимается и биологически - как живой организм, и психологически - как поток переживаний, и культурно-исторически - как «живой дух», и метафизически - как исходное начало всего мироздания. Хотя у каждого представителя этого направления понятие жизни употребляется почти во всех этих значениях, однако преобладающим оказывается, как правило, или биологическая, или психологическая, или культурно-историческая трактовка жизни.

Биологически-натуралистическое понимание жизни наиболее отчетливо выступает у Ф. Ницше. Она предстает здесь как бытие живого организма в отличие от механизма, как «естественное» в противоположность «искусственному», самобытное в противоположность сконструированному, изначальное в отличие от производного. Это течение, представленное помимо Ницше такими именами, как Л. Клагес, Т. Лессинг, анатом Л. Больк, палеограф и геолог Э. Даке, этнолог Л. Фробениус и другие, характеризуется иррационализмом, резкой оппозиционностью к духу и разуму: рациональное начало рассматривается здесь как особого рода болезнь, свойственная роду человеческому; многих представителей этого течения отличает склонность к примитиву и культу силы. Названным мыслителям не чуждо позитивистско-натуралис-тическое стремление свести любую идею к «интересам», «инстинктам» индивида или общественной группы. Добро и зло, истина и ложь объявляются «красивыми иллюзиями»; в прагматическом духе добром и истиной оказывается то, что усиливает жизнь, злом и ложью - то, что ее ослабляет. Для этого варианта философии жизни характерна подмена личностного начала индивидуальным, а индивида - родом (тотальностью).

Другой вариант философии жизни связан с космологически-метафизическим истолкованием понятия «жизнь»; наиболее выдающимся философом здесь является А. Бергсон. Он понимает жизнь как космическую энергию, витальную силу, как «жизненный порыв» (elan vital), сущность которого состоит в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; биологическая форма жизни признается лишь одной из проявлений жизни наряду с душевно-духовными ее проявлениями. «Жизнь в действительности относится к порядку психологическому, а сущность психического - охватывать смутную множественность взаимно проникающих друг друга членов… Но то, что принадлежит к психологической природе, не может точно приложиться к пространству, ни войти вполне в рамки разума» . Поскольку субстанция психической жизни есть, согласно Бергсону, время как чистая «длительность» (duree), текучесть, изменчивость, она не может быть познана понятийно, путем рассудочного конструирования, а постигается непосредственно - интуитивно. Подлинное, то есть жизненное, время Бергсон рассматривает не как простую последовательность моментов, подобно последовательности точек на пространственном отрезке, а как взаимопроникнутость всех элементов длительности, их внутреннюю связанность, отличную от физической, пространственной рядоположности. В концепции Бергсона метафизическая трактовка жизни соединяется с ее психологической интерпретацией: именно психологизмом проникнута и онтология (учение о бытии), и теория познания французского философа.

Как натуралистическое, так и метафизическое понимание жизни характеризуются, как правило, внеисторическим подходом. Так, согласно Ницше, сущность жизни всегда одинакова, а поскольку жизнь есть сущность бытия, то последнее есть нечто всегда себе равное. По его словам, это «вечное возвращение». Для Ницше протекание жизни во времени - лишь внешняя ее форма, не имеющая отношения к самому содержанию жизни.

По-иному интерпретируют сущность жизни мыслители, создающие исторический вариант философии жизни, который можно было бы охарактеризовать как философию культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер и другие). Так же как и Бергсон, интерпретируя жизнь «изнутри», эти философы исходят из непосредственного внутреннего переживания, которым, однако, для них является не душевно-психический, а культурно-исторический опыт. В отличие от Ницше, а отчасти и Бергсона, концентрирующих внимание на жизненном начале как вечном принципе бытия, здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, к ее неповторимым, уникальным историческим образам. Характерная для философии жизни критика механистического естествознания принимает у этих мыслителей форму протеста против естественно-научного рассмотрения духовных явлений вообще, против сведения их к природным явлениям. Отсюда стремление Дильтея, Шпенглера, Зиммеля разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея, морфология истории у Шпенглера и т. п.).

Но в отличие от Ницше, Клагеса и других историческое направление не склонно к «разоблачительству» духовных образований - напротив, специфические формы переживания человеком мира как раз наиболее интересны и важны для него. Правда, поскольку жизнь рассматривается «изнутри», без соотнесения с чем бы то ни было вне ее, то оказывается невозможным преодолеть тот принципиальный иллюзионизм, который все нравственные и культурные ценности лишает в конечном счете их абсолютного значения, сводя их к более или менее долговечным исторически преходящим фактам. Парадокс философии жизни состоит в том, что в своих неисторических вариантах она противопоставляет жизнь культуре как продукту рационального, «искусственного» начала, а в историческом - отождествляет жизнь и культуру (находя искусственное, механическое начало в противопоставляемой культуре цивилизации).

Несмотря на существенное различие указанных вариантов, общность их обнаруживается прежде всего в восстании против характерного для конца XIX - начала XX века господства методологизма и гносеологизма, распространившихся благодаря влиянию кантианства и позитивизма. Философия жизни выступила с требованием возвращения от формальных проблем к содержательным, от исследования природы знания к постижению природы бытия, и в этом состоял ее несомненный вклад в философскую мысль. Критикуя кантианство и позитивизм, представители философии жизни считали, что научно-систематическая форма последних приобретена ценой отказа от решения содержательных, метафизических и мировоззренческих проблем. В отличие от этих направлений философия жизни стремится создать новую метафизику с жизненным началом в основе и соответствующую ей новую, интуитивную теорию познания. Жизненное начало, как убеждены философы этой ориентации, не может быть постигнуто ни с помощью тех понятий, в которых мыслила идеалистическая философия, отождествлявшая бытие с духом, идеей, ни с помощью тех средств, которые были разработаны в естествознании, как правило отождествляющем бытие с мертвой материей, ибо каждый из этих подходов принимает во внимание только одну сторону живой целостности. Жизненная реальность постигается непосредственно, с помощью интуиции, которая позволяет проникнуть внутрь предмета, чтобы слиться с его индивидуальной, следовательно, невыразимой в общих понятиях природой. Интуитивное знание, таким образом, не предполагает противопоставления познающего познаваемому, субъекта объекту, напротив, оно возможно благодаря изначальному тождеству обеих сторон, в основе которого лежит одно и то же жизненное начало. По своей природе интуитивное знание не может иметь всеобщего и необходимого характера, ему невозможно научиться, как учатся рассудочному мышлению, оно скорее родственно художественному постижению действительности. Здесь философия жизни воскрешает романтический панэстетизм: искусство выступает своеобразным органом (инструментом) для философии, возрождается культ творчества и гения.

Понятие творчества для многих философов этого направления является в сущности синонимом жизни; в зависимости от того, какой аспект творчества представляется наиболее важным, определяется характер их учения. Так, для Бергсона творчество - это рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы, общий дух его философии - оптимистический. Для Зиммеля, напротив, важнейшим моментом творчества оказывается его трагически-двойственный характер: продукт творчества - всегда нечто косное и застывшее - становится в конце концов во враждебное отношение к творцу и творческому началу. Отсюда и общая пессимистическая интонация Зиммеля, перекликающаяся с фаталистически-мрачным пафосом Шпенглера и восходящая к самому глубокому мировоззренческому корню философии жизни - убеждению в непреложности и неотвратимости судьбы.

Наиболее адекватной формой выражения тех органических и духовных целостностей, к которым приковано внимание философов жизни, является средство искусства - символ. В этом отношении наибольшее влияние на них оказало учение Гёте о прафеномене как первообразе, который воспроизводит себя во всех элементах живой структуры. На Гёте ссылается Шпенглер, попытавшийся «развернуть» великие культуры древности и Нового времени из их прафеномена, то есть «символа прадуши» всякой культуры, из которой последняя рождается и вырастает, как растение из семени. В своих культурно-исторических очерках Зиммель прибегает к такому же методу. Бергсон, также считая символ (образ) наиболее адекватной формой выражения философского содержания, создает новое представление о философии, переосмысляя прежнее понимание ее сущности и истории. Всякая философская концепция рассматривается им как форма выражения основной, глубинной и по существу невыразимой интуиции ее создателя; она столь же неповторима и индивидуальна, как личность ее автора, как лицо породившей ее эпохи. Что же касается понятийной формы, то сложность философской системы есть продукт несоизмеримости между простой интуицией философа и теми средствами, которыми он эту интуицию стремится выразить. В противовес Гегелю, с которым здесь полемизирует Бергсон, история философии уже не представляется непрерывным развитием и обогащением, восхождением единого философского знания, а - по аналогии с искусством - оказывается совокупностью замкнутых в себе различных духовных содержаний, интуиций.

Критически относясь к научной форме познания, представители философии жизни приходят к выводу, что наука неспособна постигнуть текучую и неуловимую природу жизни и служит чисто прагматическим целям - преобразованию мира с целью приспособления его к интересам человека. Тем самым философия жизни фиксирует то обстоятельство, что наука превращается в непосредственную производительную силу и срастается с техникой, индустриальной экономикой в целом, подчиняя вопрос «что?» и «почему?» вопросу «как?», в конечном счете сводящемуся к проблеме «как это сделано?». Осмысливая новую функцию науки, философы жизни видят в научных понятиях инструменты практической деятельности, имеющие весьма косвенное отношение к вопросу «что есть истина?». В этом пункте философия жизни сближается с прагматизмом, однако с противоположным ценностным акцентом; превращение науки в производительную силу и появление индустриального типа цивилизации энтузиазма у большинства представителей этого направления не вызывает. Лихорадочному техническому прогрессу, характерному для конца XIX–XX веков, и его агентам в лице ученого, инженера, техника-изобретателя философы жизни противопоставляют аристократически-индивидуальное творчество - созерцание художника, поэта, философа. Критикуя научное познание, философия жизни вычленяет и противопоставляет различные принципы, лежащие в основе науки и философии. Согласно Бергсону, в основе научных построений, с одной стороны, и философского созерцания - с другой, лежат различные принципы, а именно пространство и время. Науке удалось превратить в объект все, что может получить форму пространства, а все, что превращено в объект, она стремится расчленить, чтобы этим овладеть; придание пространственной формы, формы материального объекта, - это способ конструирования своего предмета, единственно доступный науке. Поэтому только та реальность, которая не имеет пространственной формы, может сопротивляться современной цивилизации, превращающей все сущее в предмет потребления. Такой реальностью философия жизни считает время, составляющее как бы саму структуру жизни. «Овладеть» временем нельзя иначе как отдавшись его течению - «агрессивный» способ овладения жизненной реальностью невозможен. При всех различиях в трактовке понятия времени внутри философии жизни общим остается противопоставление «живого» времени так называемому естественно-научному, то есть «опространствленному» времени, которое мыслится как последовательность внешних друг другу моментов «теперь», индифферентных к тем явлениям, которые в нем протекают. С учением о времени связаны наиболее интересные исследования Бергсона (учение о духовной памяти, в отличие от механической), а также попытки построить историческое время как единство настоящего, прошедшего и будущего, предпринятые Дильтеем и развитые у Т. Литта, X. Ортеги-и-Гасета, а также М. Хайдеггера.

Философия жизни не только попыталась создать новую онтологию и найти адекватные ей формы познания. Она выступила также как особый тип миросозерцания, который нашел свое наиболее яркое выражение у Ницше. Это миросозерцание можно назвать неоязычеством. В основе его лежит представление о мире как вечной игре иррациональной стихии - жизни, вне которой нет никакой высшей по отношению к ней реальности. В противовес позитивистской философии, стремящейся с помощью рассудка подчинить человеку слепые природные силы, Ницше требовал покориться жизненной стихии, слиться с ней в экстатическом порыве; подлинный героизм он усматривал не в противлении судьбе, не в попытках «перехитрить» рок, а в приятии его, в amor fati - трагической любви к судьбе. Неоязыческое мироощущение Ницше вырастает из его неприятия христианства. Ницше отвергает христианскую мораль любви и сострадания; эта мораль, как он убежден, направлена против здоровых витальных инстинктов и порождает бессилие и упадок. Жизнь есть борьба, в которой побеждает сильнейший. В лице Ницше и других философов жизни европейское сознание обратилось против господствовавшей в нем бестрагичной безрелигиозности, а также против своих хрустианских корней, обретя ту остроту и трагичность миросозерцания, которые давно были им утрачены.

Трагический мотив, лежащий в основе философии Ницше и развитый Шпенглером, Зиммелем, Ортегой-и-Гасетом и другими, был воспринят представителями символизма конца XIX - начала XX века: Г. Ибсеном, М. Метерлинком, А. Н. Скрябиным, А. А. Блоком, А. Белым, а впоследствии - Л. Ф. Селином, А. Камю, Ж. П. Сартром. Однако нередко парадоксальным образом мужественная, казалось бы, «любовь к судьбе» оборачивается эстетикой безволия: жажда слияния со стихией рождает чувство сладкого ужаса; культ экстаза формирует сознание, для которого высшим жизненным состоянием становится опьянение - все равно чем - музыкой, поэзией, революцией, эротикой.

Таким образом, в борьбе с рассудочно-механистическим мышлением философия жизни в своих крайних формах пришла к отрицанию всякого систематического способа рассуждения (как не соответствующего жизненной реальности) и тем самым к отрицанию философии, ибо последняя не может обойтись без осмысления бытия в понятиях и, стало быть, без создания системы понятий. Философия жизни явилась не только реакцией на способ мышления, она выступила и как критика индустриального общества в целом, где разделение труда проникает и в духовное производство. Однако вместе с культом творчества и гения она приносит с собой не только дух элитарности, когда идеалы справедливости и равенства перед законом, воспетые эпохой Просвещения, уступают место учению об иерархии, но и культ силы. В XX веке появляются попытки преодолеть не только психологизм философии жизни и дать новое, лишенное иррационалистического пафоса обоснование интуиции (феноменология Гуссерля), но и характерный для нее пантеизм, для которого нет бытия, открытого трансцендентному началу. На смену философии жизни приходит экзистенциализм и персонализм, понимание человека как индивида сменяется пониманием его как личности.

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

Глава 2. Философия жизни и экзистенциализм

Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс Марк

1 «Франкенштейн» Философия и смысл жизни Монстр Почему «Франкенштейн»? Ведь книга - о философском содержании фантастических фильмов. Зачем же начинать ее с картины о готических ужасах? Вам придется смириться! Роман Мэри Шелли «Франкенштейн» - это первое произведение,

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

11.1. Против Гегеля (философия жизни) Поскольку Гегель полагал, что в основе мироздания лежит разум и поэтому все, что существует, разумно, его философские идеи часто называют философией разума. Однако в основной гегелевской мысли вполне можно усомниться. Спорить с тем, что

Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Философия жизни. Против Гегеля Поскольку Гегель полагал, что в основе мироздания лежит разум и поэтому все, что существует, разумно, его философские идеи часто называют философией разума. Однако в основной гегелевской мысли вполне можно усомниться. Спорить с тем, что

Из книги Постмодернизм [Энциклопедия] автора Грицанов Александр Алексеевич

"ФИЛОСОФИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ. СУДЬБЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ" "ФИЛОСОФИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ. СУДЬБЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ" ("Filosofia de la historie americana. Los destintos de America Latina", 1978) - программная работа Сеа, в которой дана рефлексия концепции становления латиноамериканской философии

Из книги Популярная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

§ 39. Мир непостижим, разум бессилен (философия жизни) Вернемся к кризису философии, произошедшей в середине XIX века. Одним из значительных выделившихся тогда направлений являлся, как говорилось, позитивизм, рассматривавший основным источником знания не конкретные,

Из книги Проблема личности в философии классического анархизма автора Рябов Петр

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

3. Философия жизни Философия жизни - направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Наиболее значительные представители

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

§ 4. «Философия жизни». Ф. Ницше Наряду с неокантианством и позитивизмом в буржуазной философской мысли последней четверти XIX в. все более усиливается иррационалистическая струя, имеющая свои идейные истоки главным образом в философии Шопенгауэра.В этот период в кругах

Из книги Романтический манифест автора Рэнд Айн

2. Философия и ощущение жизни Поскольку религия - это примитивная форма философии, попытка п редложить некое всеобъемлющее мировоззрение, многие религиозные мифы представляют собой искаженные драматизированные аллегории, основанные на определенном элементе истины, на

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Против Гегеля. Философия жизни Поскольку Гегель полагал, что в основе мироздания лежит разум и поэтому все, что существует, разумно, его философские идеи часто называют философией разума. Однако в основной гегелевской мысли вполне можно усомниться. Спорить с тем, что

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Философия возраста. Загадочные циклы в жизни человека Елена Сикирич,психолог, президент культурной ассоциации «Новый Акрополь» в

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 1 автора Ливрага Хорхе Анхель

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

Философия ради лучшей жизни От мечты к действию Наши мысли ценны и значимы лишь в той мере, в какой они хороши и полезны для нас самих и для остальных, и в той мере, в какой мы можем объединить их с нашими лучшими чувствами, а потом найти самый подходящий способ воплотить их

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

3. Мир непостижим, разум бессилен (философия жизни) Вернемся к кризису философии, который она испытала в середине XIX века. Одним из значительных выделившихся тогда направлений был, как мы уже видели, позитивизм, рассматривавший основным источником знания конкретные,

Из книги Мудрость любви автора Сикирич Елена

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРАСТА ЗАГАДОЧНЫЕ ЦИКЛЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ДОРОГА ЖИЗНИНаша жизнь – длинная дорога. Когда ты молод, она кажется бесконечной, а ты живешь с ощущением, что у тебя все впереди и что в твоем распоряжении много времени, так много, что даже не знаешь, как его

Философия жизни – один из вечных вопросов, которым человечество задается с момента своего возникновения. Зачем мы живем? Почему? Есть ли какой-то смысл в нашей жизни? Философия в жизни человека, даже самого рационального, всегда занимает отдельное место. Вам наверняка знакомо состояние, когда волей-неволей начинаешься задумываться о вечном. О ценностях и приоритетах в жизни, о том, какую роль Вы играете или можете сыграть в жизни других людей, о том, что будет с Вами после смерти и т.д. Все это сложные многогранные вопросы, ответы на которые меняются с течением времени. Наша статья посвящена проблемам жизни в философии, ее смыслу, а также поиску ответа на вопрос: «Что такое смерть: реальное событие, после которого все заканчивается, или момент перехода в другую реальность, в которой все будет продолжаться?».

Суть философии жизни

Суть философии жизни пытались сформулировать мыслители, философы, ученые – великие умы всего мира всех времен. Традиционная философия делает упор на том, что самым важным для человека должно быть познание, наука, а также развитие разума. Проблема жизни в философии возникла в конце 19 века на фоне постоянных войн и связанных с ними смертей, потерь, разрушений. Людям стало важно понимать, так ли страшна смерть, что происходит после нее и какой смысл жить, если она непременно оканчивается смертью? Каков результат человеческой жизни? Есть ли он?

Представители философии жизни (Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, Ортега-и-Гассет, Шелер, А. Тойнби, Л. Н. Гумилев, Э. Крик) считали, что реальной задачей каждого живущего на земле человека является постижение жизни как динамически развивающейся реальности. То есть важен не результат жизни, не то, чего человек достигнет, не то, чему он научится, не то, сколько денег заработает. Нет! Важно лишь то, что человек, проживающий свою жизнь, воспринимает ее как путь, у которого нет конца. Этим путем нужно идти, наслаждаясь каждым моментом, радуясь каждому человеку, который встретится, ведь в конечном итоге никто не знает, что там, после смерти? Это вопрос веры, а не философии.

Когда речь заходит о философии жизни, у каждого человека, который хоть немного знаком с философией, в уме механически возникает понятие философия жизни Ницше. Именно этот мыслитель считается основателем философии жизни. Его видение смысла жизни заключается в том, чтобы познать жизнь иррационально, т.е. без помощи разума. Куда более точными Ницше считал интуицию, предчувствия, иррациональное мышление. Ницше считал, что человек – это не конечная форма жизни, что должен существовать и так называемый «сверхчеловек», который выше добра и зла. Им движут другие, неизведанные доселе моральные ценности. В сверхчеловеке важны лишь сила и власть. Безусловно, Ницше в своей философии жесток, ведь он отвергает такие понятия как мораль, справедливость и религия, считая их проявлениями психологии рабов. История человечества однако доказала, что Ницше не прав в своих рассуждениях. Без морали, истории, справедливости, а также нравственных принципов все теряет смысл. Человек не только не становится сверхчеловеком, но даже приобретает животный облик.

В конечном счете, суть философии жизни каждый человек выбирает сам для себя, и то, что правильно для одного, может быть совершенно неприемлемым для другого. Самый главный судья для нас – это время, именно оно расставит все по местам и покажет, кто был прав, а кто ошибся.

Жизнь и смерть в философии

Жизнь и смерть в философии наряду с поисками смысла жизни также играют очень важную роль. О жизни и смерти рассуждает и религия, и культура, и политика. В некотором роде проблема смысла жизни в философии стоит столь остро на фоне обязательного наступления смерти. В поисках ответа на вопрос: «Каков смысл жизни?» философия и религия дают нам массу ответов. Но при этом создается впечатление, что ни одно из объяснений жизни не станет убедительным до тех пор, пока человек не поймет, в чем смысл смерти.

Смерть и бессмертие – самая сложная загадка, ибо все жизненные дела соизмеряются с вечным. Человек, так или иначе, размышляет о смерти в отличие от животного. В некотором роде смерть – это расплата за эволюцию. Одноклеточные практически бессмертны. В многоклеточном же организме появляется механизм самоуничтожения на определённом этапе развития. Любое живое существо умирает, выполнив свою миссию. Самым важным в достижении бессмертия является духовная жизнь, философия которой заключается в постоянном развитии своего духа, ибо лишь он вечен, тело представляет собой всего лишь его временное пристанище.

Жизнь любого человека изначально направлена на самосовершенствование, на выполнение своего предназначения. Задумайтесь, неужели Вы считаете, что, появившись в результате стечения миллионов обстоятельств, в результате длительной эволюции, смысл Вашей жизни заключается в нудной работе, просмотре телевизора и прочей бесполезной ерунде? Нет! Вы – человек, существо, наделенное разумом, существо, в котором уживается целая Вселенная. Смысл жизни заключается в том, чтобы сделать мир лучше, светлее, добрее, чтобы те, кто придут после Вас, вспоминали о Вас с благодарностью. И тогда совершенно неважно, есть смерть на самом деле или нет. А может, смерть – это лишь переход в другой мир, который так же, как и этот, ждет Вас, требуя Вашего участия и помощи? И так до бесконечности…




Top