Финал романа И. С

Читателем образ романтика и поэта Ленского рассматривается в качестве духовного и социального антипода Онегина. Ему чуждо понимание русской жизни и участие в ее быте. Ленский в романе олицетворяет молодость, дружеские отношения, сердечное “невежество”, преданность чувствам. С его появлением в произведении открывается тема отваги и

Использование

аллитерации на “л” указывает на то, что герой мягок и подвержен чувству влюбленности.

Пушкиным его герой был представлен во второй главе. Тогда же была ему дана красноречивая характеристика. Автор Ленского описал, как “красавца в…цвете лет”, “поклонника Канта и поэта”, вернувшегося в деревню, где он раньше жил, из “Германии туманной”. В нем жила вера в преданность товарищей и их готовность принять даже оковы “За честь его…”. По причине наличия подобного мироощущения Ленский производит впечатление поэта, уважающего творения Шиллера и Гете. Существует сходство

в тематике и образах его творчества с общими местами романтических элегий. Стихи Ленского стали воспеванием “поблеклого жизни цвета…в осьмнадцать лет”.

Аналогичные настроения являются данью романтической традиции. Этому персонажу свойственно, как романтику, жить в чудесном мире, отличающимся возможностью побыть в “уединенье, тишине”. Это мир, в котором отсутствует что-либо общее с реальностью. Главной темой разговоров в нем являются “сенокосы, вино, псарня”. Его мышлению свойственны романтические категории. Как романтический герой, безусловно, погибнуть он должен был на дуэли. Весь вечер в преддверии поединка у Ленского меняется настроение. То он рассеян, то весел. А утру следующего дня суждено было стать последним для этого персонажа. Пушкин хотел его романтической смертью сказать, что человеческая жизнь непредсказуема.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В. Г. Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”, так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре...
  2. Как же все-таки нелепа и незначительна ссора Онегина и Ленского. Нам, читателям, хотелось бы верить, что все еще обойдется, друзья помирятся, а Ленский женится на...
  3. (По роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) У романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина “Ев­гений Онегин” открытый финал. Как заметил прозаик двад­цатого века Владимир Владимирович...
  4. Пушкин писал роман “Евгений Онегин” более семи лет своей короткой и яркой жизни. Это был огромный период великого русского поэта. Из восторженного юноши он превратился...

Финал романа. Настоящее и будущее героев . На этом не заканчивается разгадывание смыслов заглавного слова. Под конец обрыв предстает в образе общественного мнения городка, алчущего скандала и свежих сплетен. «Со дна обрыва поднялась туча и накрыла нас всех», - с тревогой говорит бабушка. Недаром великий поэт Ф.И. Тютчев восклицал: «О, если бы живые крылья / Души, парящей над толпой, / Ее спасали от насилья / Бессмертной пошлости людской».

В жертву городским сплетникам приносит себя Иван Иванович, представив себя смешным неудачливым искателем руки Веры, которому отказали. Вынесенные с честью испытания дают Тушину, хоть отдаленную, надежду на счастье. В том, что счастье это возможно, что после пережитого Вера оценит его, убеждена проницательная Татьяна Марковна: «Вера будет вашей женой, Иван Иванович <…>. Бабушка поручится: теперь - это все равно, что она сама…» В этом браке теперь уверен и Борис Павлович: «…Дайте мне слово, что вы уведомите меня <…>: я хочу держать венец над Верой».

Под влиянием пережитого изменился главный герой романа. Называя его «сыном Обломова», Гончаров вместе с тем оговаривал, что «Райский - проснувшийся Обломов: сильный, новый свет блеснул ему в глаза». «Думал ли я, - восклицает герой, - что в этом углу вдруг попаду на такие драмы, на такие личности? Как громадна и страшна простая жизнь в наготе ее правды!..» Он решает на этот раз серьезно и строго заняться скульптурой, в которой открыл свое призвание. Быть может, это очередное увлечение, и Райский по-прежнему не знает, что ему от жизни нужно. Зато теперь точно знает, для кого работать. Он понял вдруг, что его жизнь и его таланты принадлежат стране, разные ипостаси которой символизируют для него три самые дорогие ему женщины. «За ним все стояли и горячо звали к себе - его три фигуры: его Вера, его Марфенька, бабушка. А за ними стояла и сильнее их влекла его к себе - еще другая, исполинская фигура, другая великая «бабушка» - Россия».

В то время, когда Гончаров дописывал эти строки, почти ровно сорок лет оставалось до того времени, когда другой великий русский поэт воскликнет: «О, Русь моя! Жена моя!..» Обоих писателей объединяла вера в будущее страны: «домчимся / Озарим кострами ночную даль…» и ясное предчувствие грозящих ей испытаний… «…До боли / Нам ясен долгий путь…». Размышления писателя остались незавершенными, как неисчерпаема сама тема старого и нового, застоя и вечных ценностей. И последний роман писателя нельзя назвать итоговым. Его композиция намеренно открыта, линейна. Судьбы персонажей еще не определились до конца и многое ожидает их вдали…

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.А. Гончарова «Обрыв».


Проблема отцов и детей представлена в романе многосторонне. С одной стороны, это идейная борьба между дворянами и разночинцами. С другой стороны, это вечный конфликт поколений.

Проблема отцовства – это и проблема единства развития всего человечества.

Главный герой романа – нигилист Евгений Васильевич Базаров. Именно с этим образом связаны все вопросы тургеневского произведения.

Нигилист ничего не принимает на веру, ко всему относится с критической точки зрения. Базаров отрицает всё, весь прошлый опыт человечества, собираясь на пустом месте, «в безвоздушном пространстве» строить новое общество.

Но «гений меры и культуры», как называл писателя Д. С. Мережковский, готовит своему герою испытание любовью, которое обнаруживает нежизнеспособность нигилизма как философского учения и системы взглядов на жизнь. Таким образом, самая важная проблема романа – это взаимодействие теории и жизни. Можно ли построить счастливое общество по плану, по схеме, по теории?

Посмотрим, как финал романа помогает ответить на этот вопрос, как финал связан с проблематикой «Отцов и детей».

Герой умирает от случайного пореза пальца при вскрытии мужика, умершего от тифа. Думаю, что заражение тифом произошло не так уж и случайно. Базаров выбит из колеи страстной и безответной любовью к Одинцовой. Из-за сильных переживаний он был невнимателен и рассеян, не поинтересовался даже, есть ли у местного фельдшера адский камень для прижигания раны и предотвращения заражения. Как ни отрицал Базаров любовь как высокое духовное чувство между мужчиной и женщиной, а влюбился вопреки своим убеждениям и почувствовал в себе романтика. Любовь, как и жизнь, оказались сильнее всех схем и теорий.

Самое грустное зрелище в финале романа – это дряхлые старички, родители Евгения Базарова, которые часто приходят из недалёкой деревушки к могиле единственного сына. Прервалась ниточка, которая связывала бы этих стариков с будущим. Они надеялись увидеть своё продолжение в сыне, во внуках, но этого уже не произойдёт. Бывший полковой лекарь Василий Иванович Базаров боготворил своего сына, гордился им и мечтал только об одном: «чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова: «Сын простого штаб – лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания…» Сам же Евгений при жизни не выказывал своих чувств по отношению к родителям, хотя понимал, что его мать и отец редкой доброты люди, каких уж и не найдёшь в свете.

Молитвы и слёзы стариков, их «святая, преданная любовь» трогают сердце читателя. В заключительных строках романа противопоставлены «страстное, грешное, бунтующее сердце» героя и цветы на его могиле, которые «безмятежно глядят на нас невинными глазами». В чём смысл этой антитезы? По выражению критика Н. Страхова, Базаров – «это титан, восставший против своей матери-земли». Это бунтарь, выступающий против порядка жизни. Он относится к природе не как к храму, а как к мастерской. Кажется, он сумеет обуздать природу, взять верх над ней, но предел силе Базарова положен смертью. «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» - говорит умирающий Базаров. Невинные цветы символизируют природу: «… не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…» Базаров умер, а жизнь продолжается. Финал романа рассказывает нам и о судьбах других героев, которые продолжают жить. Аркадий и Катя создают молодую семью, у них рождается сын. Николай Петрович женится на Фенечке. Анна Сергеевна выходит замуж не по любви. Павел Петрович по-прежнему одинок. Ситников и Кукшина мельтешат и суетятся, называя себя учениками Базарова, побывали за границей. Эта благополучная и безоблачная жизнь обыкновенных людей оттеняет трагизм личности Базарова. В финале романа ощущается какая-то печаль, потому что из естественного хода жизни исключён тот, кто был наделён огромной силой и наибольшими возможностями.

Ответ :

«Евгений Онегин»… Это «собранье пестрых глав» до наших дней сохранило ту неповторимую художественную привлекательность, которой наделил его гениальный поэт. Роман по праву был назван «энциклопедией русской жизни», ведь в нем автор запечатлел не только быт, но и нравы дворянского общества начала девятнадцатого столетия. Не остались без внимания и характеры людей, живших в то время. И чтобы в полной мере понять мотивы поведения героев, значения их поступков, нам необходимо хотя бы на некоторое время окунуться в атмосферу той эпохи. Такую уникальную возможность представляет роман «Евгений Онегин».

Онегин «родился на брегах Невы», его воспитывал француз–гувернер. Затем Евгений стал вести светскую жизнь: ездить на балы, в театры… Но вскоре ему наскучило такое времяпрепровождение, и он отправился в деревню. Сначала Онегин восхищался местной природой, однако и картины сельской жизни впоследствии надоели ему. Представьте себе скучающего молодого человека, которому примелькалось все на свете, и он ничего уже не желает в жизни. Таким был Евгений Онегин.

В это время из–за границы вернулся восемнадцатилетний Ленский, начинающий поэт–романтик. Это мечтательный жизнерадостный человек, полный надежд и стремлений, много ожидающий от жизни. Онегин и Ленский стали друзьями. «Они сошлись; волна и камень, стихи и проза, лед и камень не столь различны меж собой», – пишет о них автор. Очевидно, что их дружба основывалась на взаимодополнении характеров.

Но что же привело к тому, что Онегин убил своего лучшего друга? Дело в том, что Ленский предложил Евгению поехать на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать, потому что знал, что из себя представляют подобные торжества. Но Ленский все же уговорил его присутствовать в доме Лариных. Естественно, что на балу не было ничего нового для Евгения, и он решил отомстить Ленскому: стал приглашать Ольгу, избранницу молодого поэта, на каждый танец. Такое поведение друга не могло не разозлить Ленского, и он потребовал от Онегина явится на дуэль. Так случилось, что Ленский погиб. А значит, погибли молодость, мечтательность, жизнелюбие, которые олицетворял Ленский. Вот почему А.С. Пушкин в начале шестой главы прощается с юностью, поэзией и романтизмом. Человек умер, и его уже не вернешь, как невозможно вернуть то, с чем навсегда простился великий поэт.

Комментарий. Автор работы поверхностно раскрывает тему сочинения, существенно обедняя истолкование авторского замысла: лейтмотив прощания с молодостью он связывает только с сюжетом романа (убийством Ленского), совершенно не затрагивая мироощущение и позицию автора–повествователя. Анализ проблемы подменяется пересказом сюжета. (По первому критерию – 1 балл.)



Автор слабо владеет теоретико–литературными понятиями, использует минимум специальных терминов, но даже и они не применяются им как инструмент анализа литературного произведения. (По второму критерию – 1 балл.)

Выпускник развивает свою мысль, пересказывая текст романа и даже включая отдельные цитаты, но использование текста не может считаться целесообразным: пересказ уводит автора работы в сторону от проблемы. (По третьему критерию – 2 балла.)

Несмотря на то, что тема сочинения раскрыта неполно, собственное высказывание экзаменуемого построено в соответствии с логикой его замысла. Сочинение характеризуется композиционной цельностью: имеются вступление и заключение, нет нарушений последовательности развития мысли. (По четвёртому критерию – 3балла.)

Оценка за сочинение: 10 баллов (по критериям: 1;1;2;3;3).




Top