Финансовое прогнозирование. обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса

Финансовое прогнозирование в организации.

Процесс получения прогнозных уровней показателей называется прогнозированием (от греч.prognosis - предвидение, предсказание).

Основу долгосрочного планирования составляет прогнозирование.

Прогнозирование - деятельность, направленная на выявление и изучение возможных альтернатив будущего развития предприятия.

Основная цель прогноза - определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

Финансовое прогнозирование - это обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или прочий временной период.

Этапы прогнозирования:

1. Составление прогноза продаж статистическими и другими методами.

2. Составление прогноза переменных затрат.

3.Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для прогнозного объема продаж.

4. Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников (с учетом рациональной структуры источников средств организации).

Финансовое прогнозирование – это механизм использования специфических способов для расчета основных финансовых показателей. К основным методам можно отнести эконометрическое прогнозирование, математическое моделирование, построение трендов и экспертные оценки.

Из множества подходов к прогнозированию наибольшее распространение получили три группы методов:

Методы экспертных оценок - многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработка полученных результатов с помощью инструментария экономической статистики. Недостатки: снижение или полное отсутствие персональной ответственности за сделанный прогноз. Экспертные оценки применяются для прогнозирования значений показателей и в аналитической работе, например для разработки весовых коэффициентов, пороговых значений контролируемых показателей и т.п.

Последовательность выполнения и обработки экспертных опросов:

1) определение цели использования экспертного метода, подбор экспертов и формирование экспертных групп;

2) определение численности экспертной группы, которое можно осуществлять на основе использования показателей математической статистики или на основе «прагматического» подхода;

3) формирование вопросов и составление анкет;

4) формирование правил определения суммарных оценок на основе оценок отдельных экспертов. Для определения степени согласованности экспертных оценок в статистике используется коэффициент конкордации Кендалла (W), значение которого лежит в границах от 0 до 1:

5) работа с экспертами;

6) анализ и обработка экспертных оценок. Может быть использован метод расстановки приоритетов, рассмотренный ранее, метод ранжирования и т.д.

Стохастические методы предполагают вероятностный характер прогноза и самой связи между исследуемыми показателями. Вероятность точного прогноза растет с ростом числа эмпирических данных. Эти методы занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов. Наиболее простой пример - исследование тенденций изменения объема продаж с помощью анализа темпов роста показателей реализации (экстраполяция).

Детерминированные методы – состоят в наличие функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. Используя эту модель и подставляя в нее прогнозные значения различных факторов, можно рассчитать прогнозное значение одного из основных показателей эффективности - коэффициента рентабельности собственного капитала.

Другим наглядным примером служит форма отчета о прибылях и убытках, представляющая собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, связывающей результативный признак (прибыль) с факторами (доход от реализации, уровень затрат, уровень налоговых ставок и др.).

Перечень прогнозируемых показателей может варьироваться, и по их набору методы прогнозирования можно разделить следующим образом:

Методы, в которых прогнозируется один или несколько отдельных показателей, представляющих наибольший интерес и значимость для аналитика, например выручка от продаж, прибыль, себестоимость продукции и т.д.

Методы, в которых строятся прогнозные формы отчетности целиком в типовой или укрупненной номенклатуре статей. Прогнозируется каждая статья (укрупненная статья) баланса и отчета о финансовых результатах. Преимущество методов этой группы состоит в том, что полученная отчетность позволяет всесторонне проанализировать финансовое состояние предприятия.

Методы прогнозирования отчетности, в свою очередь, делятся на методы, в которых каждая статья прогнозируется отдельно исходя из ее индивидуальной динамики, и методы, учитывающие взаимосвязь между отдельными статьями как в пределах одной формы отчетности, так и из разных форм

Рассмотрим несколько конкретных методов прогнозирования финансовых показателей.

Коэффициентный метод. При помощи коэффициентов, базирующихся на достижениях прошлого периода, несколько уточненных, рассчитывают предполагаемые доходы и затраты, платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Балансовый метод. Обоснование отдельных статей финансовых планов даже наиболее прогрессивными способами не обеспечит реальность заданий, если не будут сбалансированы доходы и расходы.

Сущность балансового метода - согласование расходов с источниками покрытия, взаимосвязь всех разделов, а также финансовых и производственных показателей.

Метод дисконтированных денежных потоков - используются при составлении финансовых планов для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств. Концепция дисконтированных денежных потоков основана на расчете современной (приведенной) стоимости ожидаемых притоков и оттоков денежных средств. Метод дисконтированных денежных потоков выявляет результат финансовых решений без ссылок на традиционные допущения бухгалтерского учета. Оценка прогнозных изменений финансовых потоков за определенный период работы предприятия на основе временного фактора может отличаться от традиционного экономического анализа.

Вопросы для самоконтроля

1. Сущность планирования

2. Финансовое планирование в организации.

3. Цели и задачи финансового планирования в организации

4. Сущность стратегического плана

5. Сущность производственного плана

6. Задачи финансового планирования

7. Виды финансового планирования в организации



8. Основная цель управления финансовой деятельностью

9. Сущность и назначение бизнес-плана

10. Бюджетирование – инструмент финансового планирования

11. Методы прогнозирования основных финансовых показателей организации.

13. Структура «бизнес-плана» предприятия.

14. . Бюджет продаж,

15. Бюджет производства и затрат

16. Система оперативного планирования

17. Назовите конкретные методы прогнозирования финансовых показателей

18. Метод дисконтированных денежных потоков

Финансовое планирование базируется на данных финансового прогнозирования, которое является воплощением стратегии организации на рынке. Финансовое прогнозирование состоит в изучении возможного будущего финансового состояния хозяйствующего субъекта в зависимости от качественных и количественных оценок динамики финансовых ресурсов и источников их покрытия на длительную перспективу в зависимости от изменения факторов внешней и внутренней среды. Важный момент при осуществлении прогнозирования – признание факта стабильности изменений показателей деятельности фирмы от одного отчетного периода к другому.

Объектами финансового прогнозирования являются:

– показатели отчета о прибылях и убытках;

– потоки денежных средств;

– показатели бухгалтерского баланса.

Результатом перспективного планирования тем самым является разработка трех основных финансовых документов-прогнозов: планового отчета о прибылях и убытках; планового отчета о движении денежных средств; плана бухгалтерского баланса.

Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Помимо всего прочего, прогноз объемов продаж дает представление о доле рынка предприятия, которую оно намерено завоевать в будущем. Прогноз объема продаж помогает определить влияние объема производства, цены реализуемой продукции, инфляции на потоки наличных денежных средств организации.

Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на 3 года. Начинается прогнозирование объемов реализации с анализа сложившихся тенденций за ряд лет, причин тех или иных изменений. Следующим шагом в прогнозировании является оценка перспектив дальнейшего развития деловой активности предприятия с позиций сформированного портфеля заказов структуры выпускаемой продукции и ее изменений, рынка сбыта, конкурентоспособности и финансовых возможностей предприятия.

На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство. На основе полученных данных разрабатывается прогнозный отчет о прибылях и убытках, который позволяет определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности, установить размер желаемой прибыли и увеличить гибкость финансовых планов на основе анализа чувствительности критических соотношений (учета различных факторов – ценовых, динамики объемов продаж, соотношения долей постоянных и переменных затрат).

Далее разрабатывается план-прогноз движения денежных средств. Необходимость его составления определяется тем что многие затраты, показываемые при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения денежных средств учитывает их приток (поступления и платежи), отток (затраты и расходы) и чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей инвестиционной и финансовой деятельности.

При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования будущие денежные потоки рассматриваются с позиции временной ценности денег на основе использования методов дисконтирования для получения соизмеримых результатов.

С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько последних нужно вложить в хозяйственную деятельность организации, синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность

Прогноз баланса активов и пассивов (по форме балансового отчета) на конец планируемого периода отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов хозяйствующего субъекта. Целью разработки балансового прогноза является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, которая обеспечивала бы достаточную финансовую устойчивость организации в будущем.

В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках прогноз баланса отражает фиксированную, статическую картину финансового равновесия предприятия. Существует несколько способов составления прогноза баланса. Наиболее часто применяемыми являются следующие:

а) метод на основе пропорциональной зависимости показателей от объема продаж;

б) методы с использованием математического аппарата;

в) специализированные методы.

Первый метод состоит в допущении, что статьи баланса, взаимозависимые от объема реализации (запасы, затраты, основные средства, дебиторская задолженность и т. п.), изменяются пропорционально его изменению. Данный метод называют также «методом процента от продаж».

Среди методов с использованием математического аппарата широко используют метод простой линейной регрессии, метод криволинейной регрессии, метод множественной регрессии.

К специализированным относят методы, основанные на разработке отдельных прогнозных моделей для каждой переменной величины. Например, дебиторская задолженность оценивается по принципу оптимизации платежной дисциплины, а прогноз величины основных средств строится на основе инвестиционного бюджета и т. п.

Цели и задачи финансового планирования и прогнозирования на предприятии

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы планирования финансов. Финансовое планированиеявляется одной из главных функций финансового менеджмента на предприятии. Финансовое планирование можно определить, как умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей. Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния предприятия.

Преобразования в экономике и построение рыночных отношений, нестабильность экономической конъюнктуры сегодня позволяют в полной мере оценить значимость и необходимость финансового планирования для деятельности любого хозяйствующего субъекта. Именно неопределенность усиливает риск предпринимательской деятельности, и следовательно, необходимость планирования и прогнозирования в условиях рынка.

Главной целью финансового планирования на предприятии является обоснование стратегии развития предприятия с позиции экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, определение необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данной стратегии.

Финансовое планирование как функция управления охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и претворению их в жизнь. Финансовое планирование на предприятии решает следующие задачи:

  • конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
  • выявляет резервы увеличения доходов предприятия и способы их мобилизации;
  • обеспечивает воспроизводственный процесс необходимыми источниками финансирования;
  • определяет наиболее эффективное использование финансовых ресурсов;
  • обеспечивает соблюдение интересов инвесторов, кредиторов, государства;
  • осуществляет контроль за финансовым состоянием предприятия.

Основой финансового планирования на предприятии является составление финансовых прогнозов. Финансовое прогнозированиепредставляет собой разработку на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его частей. Прогнозирование сосредоточено на наиболее вероятных событиях и результатах. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно на практике осуществить разработанные прогнозы. Состав показателей прогноза может значительно отличаться.

Сложившейся в настоящее время системе планирования присущ целый ряд недостатков. Процесс планирования на предприятии в современных условиях является очень трудоемким и недостаточно предсказуемым. В условиях нестабильности российской экономики невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям хозяйствовании. В практике большинства российских предприятий отсутствует управленческий учет, разделение затрат на постоянные и переменные, что не позволяет в процессе планирования использовать показатель маржинальной прибыли, оценивать эффект операционного рычага, проводить анализ безубыточности, определять запас финансовой прочности. Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции. При планировании объема продаж преобладает затратный механизм ценообразования. Цена формируется, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности, не учитывая рыночные цены. Это приводит к созданию неконкурентоспособной продукции, а следовательно, к необъективно запланированным показателям объемов реализации, которые заведомо будут отличаться от фактических результатов деятельности предприятия. Процесс планирования затянут по времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений. Финансовые, бухгалтерские и плановые службы действуют раздельно, что не позволяет создать единый механизм управления финансовыми ресурсами и денежными потоками предприятия.

Построение эффективной системы управления финансами является главной целью финансовой политики, проводимой на предприятии. Разработка финансовой политикипредприятия должна быть подчинена как стратегическим, так и тактическим целям предприятия.

Стратегическими задачами финансовой политики являются:

  • максимизация прибыли предприятия;
  • оптимизация структуры источников финансирования;
  • обеспечение финансовой устойчивости;
  • повышение инвестиционной привлекательности.

Решение краткосрочных и текущих задач требует разработки учетной, налоговой и кредитной политики предприятия, политики управления оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностями, управления издержками предприятия, включая выбор амортизационной политики. Совмещение интересов развития предприятия, наличия достаточного уровня денежных средств для этих целей и сохранение платежеспособности предприятия возможно только при согласованности стратегических и тактических задач, которые формализуются в процессе финансового планирования на предприятии. Финансовый план формулирует финансовые цели и критерии оценки деятельности предприятия, дает обоснование выбранной стратегии и показывает, как достичь поставленных целей. В зависимости от целей можно выделить стратегический, краткосрочный и оперативный виды планирования.

Стратегическое финансовое планированиеопределяет важнейшие показатели, пропорции и темпы воспроизводства. В широком смысле его можно назвать планированием роста, планированием развития предприятия. Оно носит долгосрочный характер и связано с принятием основополагающих финансовых и инвестиционных решений. Финансовые планы должны быть тесно связаны с бизнес-планами компании. Финансовые прогнозы только тогда приобретают практическую ценность, когда проработаны производственные и маркетинговые решения, которые требуются для воплощения прогноза в жизнь. В мировой практике финансовый план является важнейшим элементом бизнес-планов.

Текущее финансовое планированиенеобходимо для достижения конкретных целей. Этот вид планирования обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и представляет собой конкретизацию и детализацию перспективных планов. С его помощью осуществляется процесс распределения и использования финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей.

Оперативное финансовое планированиезаключается в управлении денежными потоками с целью поддержания устойчивой платежеспособности предприятия. Оперативное планирование дает возможность отслеживать состояние оборотных средств предприятия, маневрировать источниками финансирования.

Финансовая часть бизнес-планаразрабатывается в виде прогнозных финансовых документов, которые призваны обобщить материалы предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении.

В этом разделе должны быть подготовлены следующие документы:

1) прогноз доходов;

2) прогноз движения денежных средств;

3) прогноз баланса.

Прогнозы и планы могут быть выполнены с любым уровнем детализации. Составление комплекса этих документов - один из наиболее широко используемых подходов в практике финансового прогнозирования. Финансовый прогнозпредставляет собой расчет будущего уровня финансовой переменной: величины денежных средств, величины фондов или их источников.

Как известно, деятельность предприятияпринято разделять на три основные функциональные области:

1) текущую;

2) инвестиционную;

3) финансовую.

Под текущей деятельностью предприятияподразумевается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, сельским хозяйством, торговлей, общественным питанием, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и другими аналогичными видами деятельности.

Под инвестиционной деятельностью предприятияпонимается деятельность организации, связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.

Под финансовой деятельностью предприятияподразумевается деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.д.

Составление прогнозных финансовых документов обычно начинают с составления прогноза доходов(прогнозного отчета о прибылях и убытках). Именно в этом документе отражается текущая деятельность предприятия (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Прогноз финансовых результатов текущей деятельности предприятия

Прогноз прибыли и убытковотражает производственную деятельность предприятия. Поэтому его также называют прогнозом результатов производственной деятельности. Иногда процесс производства и сбыта продукции или услуг называют операционной деятельностью. Прогноз финансовых результатов только тогда будет достоверным, когда достоверны сведения о перспективах роста основных производственных показателей, динамика которых была обоснована в других разделах бизнес-плана.

Составление прогноза прибыли и убытков следует начинать с построения прогноза объема продаж. Информацию по объему продаж можно получить из раздела бизнес-плана по планируемому объему продаж.

Этот прогноз призван дать представление о той доле рынка, которую предприятие собирается завоевать. Построение прогноза объема продаж начинают с анализа продукции или товаров, услуг, существующих потребителей. При этом необходимо ответить на следующие вопросы.

  • Каким был уровень сбыта за прошлый год?
  • Каким образом сложатся отношения с покупателями продукции по ее оплате?
  • Можно ли прогнозировать такой же уровень реализации продукции, как и в отчетном периоде?

При этом очень важно проанализировать именно базовый период, так как именно он дает ответы на целый ряд вопросов и позволяет спрогнозировать влияние отдельных факторов на объем продаж в предстоящем периоде. Так, можно оценить, каким образом на объемные показатели повлияют изменения качества продукции, уровня цен, уровня спроса, а следовательно, более точно определить величину выручки от реализации продукции исходя из прогнозных объемов продаж на планируемый год и прогнозных цен, а также спрогнозировать и предполагаемые изменения в уровне затрат и будущую прибыль предприятия. Важнейшей задачей каждого хозяйствующего субъекта является получение большей прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Затраты на производство и реализацию продукции - один из важнейших качественных показателей деятельности предприятий. Состав затрат по производству и реализации продукции регламентируется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 с последующими изменениями и дополнениями.

В представленном расчете прибылей и убытков не все элементы затрат предприятия отражаются на порядке осуществления платежей. Многие элементы затрат, показанные в прогнозе прибыли и убытков, никак не отражаются на осуществлении платежей предприятия. Так, например, материалы, используемые в процессе производства, могли быть приобретены и оплачены за много месяцев до того, как эти затраты отразятся в расчете прибыли и убытков. Вместе с тем может быть и обратная ситуация, когда материалы использованы в процессе производства, учтены в прогнозе прибыли и убытков, но не оплачены. Такие элементы затрат, как аренда, оплата коммунальных услуг, проценты за кредит и т.п., происходят постепенно, в течение года, и поэтому показаны в расчете прибылей и убытков как равные суммы. В действительности такие платежи производятся поквартально, в полугодовой период или ежегодно, и поэтому данные для тех месяцев, в которые они действительно производятся, могут быть значительно выше. По этим и другим причинам получение предприятием прибыли не обязательно означает, что денежные средства увеличились, а увеличение денежных средств не означает, что предприятие получает прибыль. Следовательно, необходимо планировать и контролировать оба параметра. Часто могут существовать большие различия между наличностью и прибылью. Планировать поступление наличности можно путем составления прогноза движения денежных средств (плана денежных потоков). В основе построения этого документа лежит метод анализа денежных потоков cashflow (поток наличности, или денежный поток).

При прогнозировании потоков денежных средств необходимо учитывать все возможные источники поступления средств, а также направления оттока денежных средств. Прогноз разрабатывается по периодам в такой последовательности:

1) прогноз денежных поступлений;

2) прогноз оттока денежных средств;

3) расчет чистого денежного потока (излишек или недостаток);

4) определение совокупной потребности в краткосрочном финансировании.

Все поступления и платежи отображаются в плане денежных потоков в периоды времени, соответствующие фактическим датам осуществления этих платежей, с учетом времени задержки оплаты за реализованную продукцию или услуги, времени задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции, а также условий формирования производственных запасов.

Прогноз денежных поступленийпредполагает расчет объема возможных денежных поступлений. Основным источником поступления денежных средств является реализация товаров. На практике большинство предприятий отслеживает средний период времени, который потребуется покупателям для того, чтобы оплатить счета, т.е. определяет средний срок документооборота.

Основным элементом прогноза оттока денежных средствявляется погашение кредиторской задолженности. Считается, что предприятие оплачивает свои счета вовремя. Если же кредиторская задолженность не погашается своевременно, то отсроченная кредиторская задолженность становится дополнительным источником краткосрочного финансирования.

Расчет чистого денежного потокаосуществляется путем сопоставления прогнозируемых денежных поступлений и выплат.

Таким образом, прогноз движения денежных средств (план денежных потоков) демонстрирует движение денежных средств и отражает деятельность предприятия в динамике от периода к периоду.

Данные об избытке или дефиците показывают, в каком месяце можно ожидать поступления наличности, а в каком - нельзя, поэтому эти два параметра исключительно важны. Иными словами, они отражают то, как бизнес приносит денежные средства (быстро или медленно). Конечное сальдо банковского счета ежемесячно показывает состояние ликвидности. Отрицательная цифра не только означает, что предприятию потребуются дополнительные финансовые ресурсы, но и показывает необходимую для этого сумму, которая может быть получена путем использования различных финансовых методов.

Существуют несколько параметров, которые появляются в прогнозе прибыли и отсутствуют в прогнозе движения денежных средств, и наоборот. В прогнозе прибыли отсутствуют данные о капитальных платежах, о дотациях, о НДС, а в прогнозе движения денежных средств нет сведений об амортизации. Амортизационные отчисленияотносятся к разряду калькуляционных издержек, которые рассчитываются в соответствии с установленными нормами амортизации и относятся в процессе расчета прибыли к затратам. Реально же начисленная сумма амортизационных отчислений никуда не выплачивается и остается на счете предприятия, пополняя остаток ликвидных средств. Поэтому в прогнозе движения денежных средств отсутствует статья «Амортизационные отчисления». Таким образом, амортизационные отчисления играют особую и очень важную роль в системе учета и планирования деятельности предприятия, являясь внутренним источником финансирования. Они являются фактором, стимулирующим инвестиционную деятельность. Чем больше остаточная стоимость активов предприятия и выше нормы амортизации, тем меньше налогооблагаемая прибыль и соответственно больше чистый денежный поток от производственной деятельности предприятия.

Для проверки правильности составления прогноза прибыли и движения денежных средств целесообразно разработать прогнозный баланс. С этой целью используют баланс, составленный на последнюю отчетную дату либо на конец финансового года. Такой метод финансового прогнозирования в литературе называют методом формальных финансовых документов. В основе этого метода лежит прямо пропорциональная зависимость практически всех переменных издержек и большей части текущих активов и текущих обязательств от объема продаж, поэтому этот метод иногда называют прогнозированием на основе процента от продаж. В соответствии с этим методом осуществляется расчет потребности предприятия в активах с целью увеличения объема реализации продукции и прибыли предприятия. Этот расчет базируется на условии, что активы предприятия возрастают прямо пропорционально росту объема продаж, а следовательно, для прироста активов предприятию необходимы дополнительные источники финансирования.

Задачей прогнозного баланса и будет расчет структуры источников финансирования, так как возникшую разницу между активом и пассивом прогнозного баланса необходимо будет перекрыть за счет дополнительных источников внешнего финансирования.

Процесс составления прогнозов прибыли и баланса завершается, как правило, выбором путей привлечения дополнительных финансовых ресурсов и анализом последствий такого выбора. Выбор источников финансирования одновременно является и коррекцией баланса. Составление этих документов не дает полной картины о финансовой устойчивости предприятия. Для того, чтобы оценить платежеспособность и ликвидность прогнозируемого баланса, кроме прогноза прибыли и баланса обязательно составляется прогноз движения денежных средств.

  • Аникеева Анна Алексеевна , бакалавр, студент
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет
  • МЕТОД «ПРОЦЕНТА ОТ ПРОДАЖ»
  • ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
  • МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
  • ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
  • ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
  • МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
  • ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ
  • РЕГРЕССИОННАЯ МОДЕЛЬ
  • ФИНАНСОВЫЙ БЮДЖЕТ
  • БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

В данной статье рассматриваются понятие финансового прогнозирования, методы прогнозирования финансовой деятельности, их роль в финансовом планировании предприятия.

  • Операционный, финансовый, производственный циклы предприятия

Прогнозирование финансовой деятельности предприятия - это актуальная тема, которая до конца еще не изучена. Прогнозирование является трудоемким анализом и, в результате, гипотезой о будущем состоянии объекта в целом и его показателей.

Прогнозирование финансовой деятельности позволяет в значительной степени улучшить управление предприятием, обеспечив координацию и снижение неопределенности всех факторов производства и сбыта, установив взаимосвязь деятельности подразделений, и распределения ответственности в организации.

С каждым годом совершенствуются модели прогнозирования финансовой деятельности, которые дают нам понять зависимость от текущего или предыдущего состояния процессов.

«Уверенное понимание тенденций и перспектив развития организации, и условий изменения экономической среды, в которой осуществляется деятельность экономического субъекта, является основополагающим фактором формирования управленческой инициативы менеджмента организации.»

Финансовое прогнозирование производится до разработки финансового плана, способствует выстраиванию финансовой политики. Однако также и несет в себе некоторую степень неопределенности, когда мы предполагаем сравнение ее с финансовым планированием.

Основными методами финансового прогнозирования являются: экономико-математическая, метод экстраполяции, метод экспертных оценок. Эти методы используют в разных областях и в том числе в финансовой деятельности. Также стоит заметить, что для планирования финансовой деятельности используются такие методы как: метод бюджетирования и метод «процента от продаж». Методологии из вышеперечисленных являются основными и чаще всего применяются в сфере финансовой аналитики и прогнозирования финансовой деятельности компании.

Самым распространенным методом составления прогнозов касательно финансовых показателей можно считать экономико-математическое моделирование. Этот метод позволяет определить количественно определенную взаимосвязь между планируемыми показателем и факторами, которые его определяют.

Экономико-математическая модель дает возможность отразить функциональную зависимость финансового показателя от влияющих на него всевозможных факторов.

В ней используются оптимистические, пессимистические и реалистичные темпы изменений экономических показателей (рост выручки, снижение издержек на единицу продукции, неизменные налоговые ставки, постоянная доля платежей в бюджет). Данные показатели необходимы для разработки позитивного, негативного и реалистичного сценариев развития компании, по каждому из которых создается прогноз баланса и отчет о финансовых результатах.

Наибольшее применение в финансовом прогнозировании экономико-математической модели отразилось в методе регрессионной связи.

Эти модели дают возможность определить зависимость среднего значения финансового показателя (случайной величины) от одного или нескольких факторов (коэффициентов регрессии), которые используют из данных статистики.

К данной группе моделей относится метод авторегрессионных зависимостей. В базу данного способа заложена достаточно очевидное условие, говорящее о том, что экономические процессы имеют определенную особенность. Особенность их в том, что они взаимозависимы и имеют конкретную инертность. Данная инертность отражается в том, что значение почти любого экономического показателя в момент времени зависит определенным образом от состояния этого показателя в предыдущих периодах (в представленном случае мы не берем в счет воздействия других факторов), т.е. величины прогнозируемого показателя в прошлых периодах должны рассматриваться как факторные признаки.

Y t = a 0 +∑a i хY t-1

Где Yt - прогнозируемое значение показателя Y в момент времени t; Yt-i - значение показателя Y в момент времени (t-i); аi - i-й коэффициент регрессии.

Данный метод имеет множество разновидностей формул в зависимости от разнородности показателей и их зависимости от какой-то переменной.

Важно учесть, что короткий период исследования не дает возможность отразить общие закономерности. Но и слишком большой период может дать определенные неточности в прогнозировании. Наиболее оптимальным на сегодняшний день дается период в 1-2 года.

Метод экстраполяции. Его суть состоит в распространении на будущее тенденций, сложившихся в прошлом.

Данная методика применим к менее инерционным (то есть стабильным) показателям микроэкономики. Расчет экономических показателей осуществляется на основе корректировки достигнутого в прошлом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод не предназначен для того, чтобы рассчитать определенные значения элементов в будущем, его сущность в выявлении закономерностей показателей и предугадывание их объективно намечающихся сдвигов.

Для прогнозирования системы финансовых показателей экстраполяция, как правило, применяется в комплексном сочетании с другими методами, например, с методом наименьших квадратов, с другими методами моделирования.

Также применима методика экспертных оценок, в которой в основном происходит обработка мнений экспертов по поводу динамики финансовых процессов, которые разработаны путем проведения определенных процедур (анкетирования, интервью). Экспертами должны быть специалисты высокой квалификации, профессионально занимающиеся изучением и управлением экономикой и финансами организации.

Данный метод обычно применим к исследованию финансовых рисков компании, стратегически важных и другим финансовых показателей, которые требуют глубинного ознакомления и обобщения экспертов.

Также важно отметить методы финансового прогнозирования, которые являются непосредственно составляющими финансового планирования.

К ним относятся методы бюджетирования и «процента от продаж».

Бюджетирование - процесс построения и исполнения детализированного плана деятельности предприятия на ближайший период, который включает доход от продаж, производственные и финансовые расходы, движение денежных потоков, реализацию прибыли предприятия. Особенность этого метода от предыдущих в том, что он дает прогноз на краткосрочный период. Этот метод выполняет не только функцию планирования и прогноза, но и аналитическую, так как она позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия организации.

Финансовый бюджет является прогнозом финансовой отчетности. Он составляется за счет информации, которая составлена в бюджете о прибылях и убытках. Одним из главных стадий бюджетирования является прогнозирование движения денежных средств. Бюджет движения денежных средств - это план денежных поступлений и платежей. При подсчете бюджета движения денежных средств важным является определить время поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций.

Вторым методом является метод «процента от продаж». Он позволяет просто и лаконически составить прогнозный бухгалтерский баланс на конец будущего периода.

Метод прогнозирования бухгалтерского баланса по методу процента от продаж состоит в следующем:

  1. Переменные расходы, оборотные активы и краткосрочные обязательства при условии увеличения выручки от продаж на определенное количество процентов растут в среднем на столько же процентов. Это означает, что и оборотные активы, и краткосрочные обязательства будут иметь значение в прогнозируемом периоде прежнего процента от выручки от продаж.
  2. Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается при заданном проценте увеличения выручки от продаж с учетом технологии производства, также при присутствии неиспользуемых или используемых не в полной мере основных средств на начало периода прогнозирования, степени их физического и морального износа и т. д.
  3. Остальные внеоборотные активы (т.е. за исключением основных средств) включаются в прогноз без изменений.
  4. Долгосрочные обязательства включаются в прогноз без изменений.
  5. То, что входит в собственный капитал: уставной капитал, собственные акции, выкупленные у акционеров, добавочный капитал, резервный капитал, доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов - включаются в прогноз без изменений.
  6. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом прогнозируемых нормы прибыли и нормы распределения чистой прибыли на дивиденды
  7. Следующим этапом надо узнать сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы пассивами - это и будет необходимая сумма дополнительного внешнего финансирования (ДВФ)

С помощью этих двух методологий в конечном итоге организация получит ответы на такие вопросы: эффективно ли на данный момент предприятие использует имеющиеся свои ресурсы, насколько? Какие последствия будут при данном раскладе финансовых ресурсов?

В результате данных методик сформируется прогнозный баланс и будут сформулированы предложения по устранению ухудшений в тенденции финансового развития компании.

Финансовое прогнозирование является основой для финансового планирования деятельности предприятия. Прогнозирование финансовой деятельности является определенно важной и полезной для функционирования предприятий, ведь именно результаты прогноза способствуют более верному направлению действий финансового менеджмента и принятию стратегически важных управленческих решений.

Список литературы

  1. Жминько Н. С., Сафонов И.C. Прогнозирование финансового состояния сельскохозяйственных организаций с применением дискреминантно-рейтинговой экспресс-модели // Научный журнал КубГАУ, № 97 (03), 2014 года
  2. Илышева Н.И., Крыше. СИ Анализ финансовой отчетности коммерческой организации: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006.240 с.
  3. Крылов С.И. Совершенствование методологии анализа в системе управления финансовым состоянием коммерческой организации: Монография. Екатеринбург: ГОУВПОУПУ- УПИ, 2007. 357 с.
  4. Кузьменкова А.В. Применение метода экстраполяции для составления прогноза ключевых показателей деятельности компании ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-2.;

Очевидным является то обстоятельство, что предпринимательство – это деятельность, связанная с вложением средств и извлечением доходов. Средства вкладываются сегодня, а доходы будут извлечены завтра. Чтобы оценить возможную величину доходов и эффективность вложений, нужно определить не только последовательность действий и рассчитать их предполагаемый результат, но и будущее состояние предприятия и внешней среды, в том числе условия сбыта продукции, поведение конкурентов. возможную структуру активов и источников их финансирования и т.п. И без этих оценок расчеты результативности вложений средств едва ли будут удовлетворять минимальным требованиям достоверности. Определение будущего состояния предприятия и его окружения на основе сложившихся тенденций и есть прогнозирование. Осознаем мы это или нет. но при принятии любых плановых или внеплановых решений. оценка их возможных последствий является обязательным управленческим действием. И лучше, чтобы это действие осуществлялось системно и корректно настолько, насколько позволяет имеющаяся информация. Оценка последствий решений и действий для предприятия с учетом сложившихся тенденций изменения внешней среды и состояния предприятия или прогнозирование отличается от планирования этих действий и решений только тем, что при планировании мы руководствуемся прежде всего целью, которую надлежит реализовать, то есть исходя из цели – планируем последовательность действий и потребные ресурсы для их осуществления. При прогнозировании же результат или возможная степень достижения целей есть вероятные последствия принятых или планируемых решений, В этом смысле прогнозирование является необходимым составным элементом планирования и управления. И успех планирования и. следовательно, управления деятельностью предприятия будет полностью определяться качеством прогнозных оценок последствий принимаемых решений.

Основные цели прогнозирования

Прогнозирование результатов деятельности предприятия и его финансового состояния осуществляется с целью:

  • оценки экономических и финансовых перспектив и предполагаемого финансового состояния предприятия на планируемый период в зависимости от основных возможных вариантов его производственно-сбытовой деятельности и ее финансирования,
  • формирования на этой основе обоснованных выводов и рекомендаций относительно выбора рациональной стратегии и тактики действий высшего руководства предприятия.

В числе стратегических и тактических решений могут быть производственно-сбытовая программа предприятия на планируемый период, планируемая структура активов, в том числе оборотных, принципиальная схема финансирования активов и деятельности предприятия на планируемый период, возможность реализовать тот или иной инвестиционный проект и т.д. То есть прогнозной оценке может быть подвергнуто принципиально любое решение об использовании финансовых средств и последствия реализации этого решения для финансового состояния предприятия.

Принимая во внимание крайне нестабильное финансовое состояние значительной части предприятий России. одной из задач финансового прогнозирования может быть оценка возможности. основные условия и сроки нормализации состояния предприятия. то есть возможности и условия его финансового оздоровления. В этом смысле финансовое прогнозирование является необходимым элементом антикризисного управления.

Финансовое позиционирование в системе управления предприятием

Прогнозирование, как уже выше отмечалось. является необходимым составным элементом управления и одним из основных условий (по мнению Р.Брейли и С.Майерса -Принципы корпоративных финансов) эффективного планирования и этим определяется его значимость в системе управления предприятием. Любому решению должны предшествовать анализ сложившейся ситуации и прогноз возможных последствий его принятия или не принятия.

Для придания процедурам анализа и прогнозирования конкретности, исключения абстрактных предположений типа “Вот если бы…” и приведения процесса принятия решения в границы принятых стратегических приоритетов представляется целесообразным в пределах каждого планового (прогнозного) периода определять нормальные параметры деятельности предприятия, то есть основные показатели его работы, считающиеся нормой. В этом случае процессы анализа и прогнозирования будут иметь основным содержанием сравнение фактических (прогнозируемых) значений параметров работы предприятия с нормальными, а процесс планирования – разработку мероприятий по приведению реального состояния предприятия к нормальному.

Методы прогнозирования

Финансовое состояние предприятия может быть достаточно корректно описано с помощью трех классических моделей: баланса доходов и расходов, баланса активов и пассивов и баланса поступлений и платежей. Эти же модели позволяют оценить результативность и эффективность деятельности предприятия. Поэтому методологической основой прогнозирования финансового состояния и результатов деятельности предприятий должны быть эти три баланса. Баланс доходов и расходов, описывающий результаты деятельности предприятия за период, баланс активов и пассивов, создающий финансовый образ предприятия и характеризующий структуру его активов и обязательств, и баланс поступлений и платежей, представляющий движение платежных средств между предприятием и его контрагентами и дающий полное представление о динамике инкассации дебиторской задолженности и финансировании всех операций предприятия за период, в совокупности формируют финансовую модель предприятия. Поэтому прогнозирование финансового состояния предприятия и результатов его деятельности и есть процесс создания вариантов финансовой модели предприятия. учитывающей любые возможные решения по формированию производственно-сбытовой программы, по реализации инвестиционных проектов, по приобретению материалов и сырья, по определению сроков предоставления коммерческих кредитов потребителей, по формированию фонда заработной платы, по покупке трех веников и т.д. и т.п.

Процесс формирования финансовой модели предприятия (и прогнозирования его состояния) имеет следующую последовательность. Первым разрабатывается баланс доходов и расходов. Прогнозируемые (планируемые) результаты деятельности предприятия за период и исходное состояние активов и обязательств являются основанием для проектирования баланса активов и пассивов. Содержание двух предыдущих балансов позволяет рассчитать (именно рассчитать!) поток поступлений и платежей за период.

Поскольку формирование трех балансов – абсолютно формализованная процедура, правила которой определены нормами бухгалтерского учета, и столь же формализованы взаимосвязи между балансами, процесс финансового прогнозирования может быть легко компьютеризован. Это позволяет достаточно быстро, в режиме реального времени, делать оценки последствии любых возможных финансовых решений.

Порядок проведения процедуры прогнозирования финансового состояния и результатов деятельности предприятия включает, во-первых. подготовку исходной информации о состоянии предприятия и подготовку плановых решении, разделенных на шесть блоков. Блок первый – исходное состояние активов и пассивов предприятия, данные финансовой отчетности. Блок второй – планируемый (прогнозируемый) объем продаж и условия реализации продукции. Это информация от службы сбыта (маркетинга). Блок третий – планируемые инвестиции и дезинвестиции во внеоборотные активы. Данная информация готовится финансовым отделом на основе предварительных (проектных) плановых решений по техническому развитию предприятия. Блок четвертый – прогнозируемые на конец периода складские запасы готовой продукции и материалов, остатки незавершенного производства, величина дебиторской задолженности и других элементов оборотных активов. Прогнозные оценки должен делать финансовый отдел после консультаций с соответствующими службами предприятия. Блок пятый – решения по изменению уставного капитала н выплате дивидендов. Блок шестой -проектные решения по финансированию деятельности предприятия на прогнозируемый период, в том числе получение и возврат долгосрочных и краткосрочных кредитов, изменения величины коммерческой кредиторской задолженности, остатки задолженности по заработной плате и платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Кроме этого, для моделирования необходимо использовать компьютеризованный блок расчета налогов или вводить информацию о рассчитанной иными методами величине платежей, подлежащих уплате в бюджет и внебюджетные фонды в течение прогнозируемого периода. Вторым действием необходимо исходную информацию определенным образом структурировать, то есть внести в соответствующие форматы (таблицы). Далее, на основе этой структурированной информации создается финансовая модель предприятия и прогнозные балансы доходов и расходов, активов и пассивов, поступлении и платежей. Полученные балансы и есть база для принятия решении.

Период прогнозирования, варианты прогнозов

Период прогнозирования может быть принципиально любой: от месяца до пятидесяти лет. Его выбор определяется. во-первых, целями прогнозирования. то есть характером решений. которые предстоит принять с использованием прогнозных оценок, во-вторых, достоверностью исходной информации. Очевидно, что бессмысленно производить прогнозные расчеты, когда погрешность некоторых данных, например, объема продаж. превышает 15 – 20%. Такой прогноз имеет мало смысла, поскольку решения, последствия принятия которых имеют вероятность осуществления + 20%, можно принимать и без трудоемких прогнозных расчетов. В настоящих условиях России прогнозные расчеты могут дать вполне корректный результат при выборе периода прогнозирования от нескольких дней до 2 – 2.5 лет. Данный выбор обусловлен тем. что. с одной стороны, для оценки ближайших перспектив необходим краткосрочный прогноз: с другой – для рационализации выбора и оценки стратегии и тактики действии высшему руководству предприятии следует оценить его перспективы не менее чем на 2 года. поскольку в этот период окупаются вложения в более или менее эффективные инвестиционные проекты.

Для оценки влияния на финансовое состояние и результаты деятельности предприятия вероятных изменений основных факторов (продаж, затрат и др.) прогнозные расчеты целесообразно производить по нескольким вариантам с различными исходными данными (производственная программа. структура издержек производства. инвестиции и т.п.). В практике принято чаще всего оценивать будущее в трех вариантах: пессимистическом. оптимистическом и реалистическом. Это позволяет руководителях! предприятии быть готовыми как к неожиданным неприятностям. так и к счастью по случаю.

О порядке формирования исходных данных для прогнозирования, основных допущениях, целесообразных при проведении прогнозных расчетов. технике проведения расчетов и методах интерпретации результатов мы планируем рассказать в следующих статьях этого цикла.




Top