Фирма, ее характеристики и виды. Основные виды предприятий

Экономические функции фирмы.

1. Определение и удовлетворение нужд потребителя.

Первая и важнейшая функция фирмы, определить, что нужно производить, т.е. понять, чего хочет потребитель и что сможет оплатить. Те фирмы, которые производят предметы первой необходимости, находятся в лучшем положении: спрос на их продукцию будет всегда. Компании, занятые в производстве предметов роскоши, престижных товаров, зависят от колебаний моды и вкусов людей. В центре фирмы - всегда предприниматель. Предприниматель - это человек который не боится нововведений и обладает даром предвидеть, сможет ли тот или иной новый продукт, новая технология или новый материал иметь успех на рынке товаров.

2. Организация производства.

Вторая важнейшая функция фирмы. Это, пожалуй, наиболее трудоемкая и сложная функция. От того, насколько эффективно работает компания, во многом зависит, добьется ли она успеха или нет. Ее эффективность, например, зависит от того, какой набор производственных факторов - труда, земли и капитала - она привлекает, чтобы произвести необходимый объем продукции.

3. Распределение дохода.

В ходе постоянного кругооборота экономической жизни фирма распределяет получаемый доход. Деньги, вырученные, скажем, от продажи зерна, идут на оплату труда занятых на ферме рабочих, на оплату удобрений, тракторов и т.д. Если фермеры испытывают трудности, это немедленно сказывается и на их «смежниках» Фирмы не только решают что производить и как, они также фактически принимают решения о распределении покупательной силы в обществе. Это их третья функция. Важно учесть, что, когда мы говорим для кого, то не имеем в виду, что фирма определяет, кто будет покупать ее продукцию. Решает сам потребитель на основе своего суверенного права. От фирмы зависит другое- она должна решить, сколько будет уплачено поставщики сырья и оборудования, а это, соответственно, определяет и то, насколько возрастет их покупательная способность. От фирмы зависят и решения: какую заработную плату выплачивать своим рабочим, что определяет и платежеспособный спрос населения в целом. В рыночной экономике ответ на вопрос « для кого производят товары?» в конечном итоге зависит от того какие группы населения платежеспособны.

4. Инвестиции в реальный капитал.

Четвертый функцией фирмы является увеличение основных фондов или реального капитала экономики - зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов, т.е. всего того, с чьей помощью производятся товары и услуги. Инвестиции в реальный капитал - важная экономическая функция, потому что она делает возможным расширение и модернизацию производства.

Виды фирм.

Организация фирм в любой стране издревле регулируется обычаями и законами, поскольку деятельность фирм затрагивает интересы большого числа граждан и государства не может стоять в стороне от этого. Если же оно не занимается в должной мере регулированием законодательных основ деятельности фирм, то последствия оказываются весьма плачевным. Для регулирования деятельности фирм был принят документ - «Гражданский кодекс»- своего рода «хозяйственной конституции». Закон допускает создание в России самых различных форм коммерческих организаций.

История развития форм предпринимательства показывает, что человечество искало способы, которые позволяли бы предпринимателям собирать суммы, достаточные для организации фирм, но были бы наименее рискованными и для самого предпринимателя, и для тех, кто дает ему деньги.

Самая простая, древняя и самая распространенная форма хозяйственной организации - индивидуальная (частная) фирма. В российском законодательстве она теперь именуется хозяйственным обществом с единственным участником. Создатель такой фирмы - ее единоличный и полновластный хозяин. Ему никто не может указывать, что и как он должен делать, и он ни с кем не обязан делиться своей чистой прибылью.

Чистая прибыль - часть прибыли, остающаяся в распоряжении хозяйственной организации после уплаты налогов и других обязательных платежей. Но «ничто не делается даром», и за право вести дела только по собственному усмотрению владелец такой фирмы расплачивается резким ограничением возможностей привлечения денежных средств для ее развития. Изначально такие возможности определяются только тем, сколько свободных денег есть у него самого. Дальше, конечно, он может попытаться занять денег у друзей или взять кредит в банке. Но шансы у него не очень велики. Ведь разумные люди, и уж тем более банки, одалживают деньги под залог. Это значит что заранее оговаривается, какое имущество должника у него можно будет забрать и продать в погашении обязательств, если сам он вовремя расплатиться не сумеет.

По российскому законодательству индивидуальная фирма может быть создана лишь в форме общества с ограниченной ответственностью. Это значит, что залогом здесь может служить только имущество самой фирмы, а если его не хватает для погашения долгов, то требовать продажи, например, личного имущества хозяина фирмы нельзя. Тем самым закон защищает граждан от полного жизненного краха в случае разорения созданных ими фирм. Но, соответственно, уменьшаются и возможности получения кредитов для развития этих фирм. Чтобы понять, почему это так, надо познакомиться с правилами получения ссуд в коммерческих банках. Неудивительно поэтому, что индивидуальные фирмы обычно малы по размерам, так как им не по силам собрать те денежные средства, без которых невозможно создание крупного бизнеса. Действуют такие фирмы чаще всего в сфере торговли и обслуживания, там, где капитал фирмы может быть относительно невелик. Индивидуальные фирмы и самые недолговечные. Ведь такой фирме особенно трудно выкраивать прибыль на развитие. Как правило, это приходится делать за счет прибыли, которая должна была служить доходом ее владельца и обеспечивать его семье хотя бы прожиточный минимум. А если доход невелик, то для содержания своей семьи хозяин вынужден забирать деньги из дела, что быстро приводит к банкротству. Вот почему индивидуальные фирмы, создаваемые обычно в огромном количестве, по большей части существуют год или два.

Чтобы разрешить проблему нехватки денег, а также улучшить управляемость фирмой за счет разделения связных с этим обязанностей, предприниматели освоили еще одну форму хозяйственной организации - товарищество.

Товарищество.

Товарищество-общее название нескольких форм хозяйственных организации, предполагающих объединение собственных средств нескольких участников ради совместного ведения дел.

В полном товариществе его участники:

  • · Занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества;
  • · Несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом;
  • · Управляют деятельностью товарищества по общему согласию;
  • · Распределяют между собой прибыль и убытки пропорционально доле каждого в общем (складочном) капитале товарищества (например, член товарищества, внесший при его создании 20% складочного (начального) капитала, имеет в дальнейшем право на получении и процентов чистой прибыли) т.е. чем больше первоначального капитала внес человек тем больше процентов чистой прибыли он будет получать.
  • · При долгах товарищества каждый его участник отвечает в полной мере, а не пропорционально своей доле в уставном фонде. Такая ответственность называется субсидиарной. Это означает, что если, допустим из 10 человек товарищества девять оказались в момент банкротства неимущими (у них нечего забрать для продажи и погашения долгов фирмы), то все должен будет заплатить десятый партнер - даже если ему придется продать имущество на большую сумму, чем он когда-то внес в уставной фонд товарищества.

Товарищество на вере (коммандитное) помогает сократить риск вложения денег в коммерческую деятельность и тем самым облегчает предпринимателям сбор средств для развития своей деятельности. Достигается это за счет того, что закон разрешает включение в состав товарищества на вере участников с разными правами и обязанностями:

  • · Полных товарищей, которые осуществляют руководство фирмой и неограниченно отвечают собственным имуществом по обязательствам фирмы;
  • · вкладчиков (коммандитистов), которые просто вносят в создание фирмы некоторую сумму денег. Но не участвуют в ее деятельности или управлении ею.

Выгода для вкладчиков состоит в том. Что они могут получать прибыль от коммерческой деятельности, если вложат деньги в товарищество на вере, но при этом их собственный риск минимален. Они не несут полной ответственности за неудачи фирмы - это удел только полных товарищей. А потому при банкротстве товарищества на вере вкладчики теряют ту сумму денег, что некогда внесли в кладочный капитал товарищества.

Акционерное общество - это хозяйственная организация, совладельцем которой может быть неограниченно число владельцев денежных средств. При этом каждый из них имеет право на часть имущества и доходов АО, а некоторые - и на участие в управлении им.

Акционерные общества были придуманы очень давно, но особое распространение получили в связи с необходимостью огромных денежных средств для реализации таких проектов, как строительство железных дорог, создание портов, возведение крупных машиностроительных и химических заводов и т.д.

По закону акционеры обладают двумя важнейшими правами. Они отвечают по обязательствам АО только в пределах сумм, которые когда-то потратили на покупку акций, и больше с них ничего нельзя требовать даже при разорении фирм. Каждый акционер может свободно продавать свои акции. Такое сочетание прав и ответственности акционеров оказалось достаточно привлекательным для многих людей во всех странах мира. Рождение акционерных компаний сыграло огромную роль в экономическом прогрессе человечества, резко расширив его возможности. Без огромных АО не удалось бы создать многие современные отрасли, изменившие в XIX - XX вв. образ жизни людей (машиностроение, химическая промышленность, авиационный транспорт и т.д.). Таким образом, у каждого типа фирм есть свои достоинства и недостатки.

Организация фирм в любой стране издревле регулируется обычаями и законами, поскольку деятельность фирм затрагивает интересы большого числа граждан и государство не может стоять в стороне от этого. Если же оно не занимается в должной мере регулированием законодательных основ деятельности фирм, то последствия оказываются весьма плачевными.

В 1994 г. это ощутили на себе многие тысячи россиян, потерявших огромные суммы сбережений в результате деятельности различного рода сомнительных финансовых и торговых фирм. Создание этих фирм и их операции оказались возможными из-за пробелов в российском законодательстве. Неудивительно, что отечественные законодательные органы были вынуждены ускорить свою работу и на протяжении 1994-1995 гг. была, наконец, завершена подготовка важнейшего для регулирования деятельности фирм документа - Гражданского кодекса - своего рода «хозяйственной конституции».

Закон допускает создание в России самых различных форм коммерческих организаций. На рис. 5.1 представлены основные допускаемые в нашей стране формы хозяйственных организаций, а также круг их возможных участников или вкладчиков (возможно также создание производственных кооперативов и государственных либо муниципальных унитарных предприятий).

История развития форм предпринимательства показывает, что человечество искало способы, которые позволяли бы предпринимателям собирать суммы, достаточные для организации фирм, но были бы наименее рискованными и для самого предпринимателя, и для тех, кто дает ему деньги.

Существуют следующие виды фирм:
Самая простая, древняя и распространенная форма хозяйственной организации - индивидуальная (частная) фирма. В российском законодательстве она теперь именуется хозяйственным обществом с единственным участником.

Создатель такой фирмы - ее единоличный и полновластный хозяин. Ему никто не может указывать, что он должен делать, и он ни с кем не обязан делиться своей чистой прибылью.

Чистая - часть прибыли, остающаяся в распоряжении хозяйственной организации после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Но ничто не дается даром, и за право вести дела только по собственному усмотрению владелец такой фирмы расплачивается резким ограничением возможностей привлечения денежных средств для ее развития. Изначально такие возможности определяются только тем, сколько свободных денег есть у него самого.

Дальше, конечно, он может попытаться занять денег у друзей или взять кредит в банке. Но шансы у него не очень велики. Ведь разумные люди, и уж тем более банки, одалживают деньги только под залог. Это значит, что заранее оговаривается, какое имущество должника у него можно будет забрать и продать в погашение обязательств, если сам он вовремя расплатиться не сумеет.

Обязательства - действия, которые должник должен совершить в пользу кредитора, например передать имущество, выполнить определенную работу или выплатить оговоренную сумму денег.

По российскому законодательству индивидуальная фирма может быть создана лишь в форме общества с ограниченной ответственностью. Это значит, что залогом здесь может служить только имущество самой фирмы, а если его не хватит для погашения долгов, то требовать продажи, например, личного имущества хозяина фирмы нельзя. Тем самым закон защищает граждан от полного жизненного краха в случае разорения созданных ими фирм.

Но соответственно уменьшаются и возможности получения кредитов для развития этих фирм. Чтобы понять, почему это так, нам надо познакомиться с правилами получения ссуд в коммерческих банках.

Неудивительно поэтому, что индивидуальные фирмы обычно малы по размерам, так как им не по силам собрать те денежные средства, без которых невозможно создание крупного бизнеса. Действуют такие фирмы чаще всего в сфере торговли и обслуживания, там, где капитал фирмы может быть относительно невелик.

Индивидуальные фирмы - самые недолговечные. Ведь такой фирме особенно трудно выкраивать прибыль на развитие. Как правило, это приходится делать за счет прибыли, которая должна была служить доходом ее владельца и обеспечивать его семье хотя бы прожиточный минимум. А если доход невелик, то для содержания своей семьи хозяин вынужден забирать деньги из дела, что быстро приводит к банкротству. Вот почему индивидуальные фирмы, создаваемые обычно в огромном количестве, по большей части существуют лишь год-два.

Чтобы разрешить проблему нехватки денег для создания крупных коммерческих предприятий, а также улучшить управляемость фирмой за счет разделения связанных с этим обязанностей, предприниматели освоили еще одну форму хозяйственной организации - товарищество.

В полном товариществе его участники:
- занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества;
- несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом;
- управляют деятельностью товарищества по общему согласию;
- распределяют между собой прибыль и убытки пропорционально доле каждого в общем (складочном) капитале товарищества (например, член товарищества, внесший при его создании 20% складочного капитала, имеет в дальнейшем право на получение и 20% чистой прибыли);
- при долгах товарищества отвечают каждый в полной мере, а не пропорционально своей доле в уставном фонде. Такая ответственность называется субсидиарной. Это означает, что если, допустим, из 10 членов товарищества девять оказались в момент банкротства неимущими (у них нечего забрать для продажи и погашения долгов фирмы), то все должен будет заплатить десятый партнер - даже если ему придется продать имущества на большую сумму, чем он когда-то внес в уставный фонд товарищества.

Товарищество на вере (коммандитное) помогает сократить риск вложения денег в коммерческую деятельность и тем самым облегчает предпринимателям сбор средств для развития своей деятельности.

Достигается это за счет того, что закон разрешает включение в состав товарищества на вере участников с разными правами и обязанностями:
- полных товарищей, которые осуществляют руководство фирмой и неограниченно отвечают собственным имуществом по обязательствам фирмы;
- вкладчиков (коммандитистов), которые просто вносят в создание фирмы некоторую сумму денег, но не участвуют в ее деятельности или управлении ею.

Выгода для вкладчиков состоит в том, что они могут получать прибыль от коммерческой деятельности, если вложат деньги в товарищество на вере, но при этом их собственный риск минимален. Они не несут полной ответственности за неудачи фирмы - это удел только полных товарищей. А потому при банкротстве товарищества на вере вкладчики теряют только ту сумму денег, что некогда внесли в складочный капитал товарищества.

Товарищество - общее название нескольких форм хозяйственных организаций, предполагающих объединение собственных средств нескольких участников ради совместного ведения дел.

Предположим, вы решили создать индивидуальную фирму и вложили в ее создание 200 тыс. руб. Часть денег (80 тыс. руб.) пошла на организационные расходы, а 120 тыс. руб. было потрачено на покупку оборудования. Для изготовления товаров нужно еще приобрести сырье, оплатить электричество и осуществить еще немало других расходов.

К сожалению, на это денежных средств уже не осталось.

Что делать?

Можно обратиться в банк и попросить ссуду. Вернуть эти деньги банку вы обещаете за счет выручки от продажи готовых товаров.

Поскольку есть риск, что вы не сможете вернуть деньги в случае коммерческой неудачи, банк предпримет меры предосторожности. Для этого он поинтересуется, какое свое имущество вы сможете продать в случае коммерческой неудачи, чтобы все-таки вернуть долг. В этом качестве вы предлагаете использовать купленное вами оборудование и предъявляете документы о том, что оно обошлось вам в 120 тыс. руб. На такую же сумму вы бы хотели получить и кредит.

Увы, скорее всего, вас ждет разочарование. Даже если банк отнесется к вам крайне доброжелательно и решится кредитовать столь юную фирму, еще не доказавшую своей рыночной состоятельности, то все равно в таком размере ссуду он вам не даст.

В лучшем случае банк выделит ссуду в размере 60-70% суммы залога, т. е. 72-84 тыс. руб. Резерв в 30-40% от стоимости имущества должен уберечь банк от возможных потерь при продаже вашего оборудования, а еще лучше - позволить банку получить и в этом случае некоторый доход.

В этой ситуации, чтобы все-таки получить недостающие деньги, вам может прийти в голову мысль включить в обеспечение кредита и личное имущество. Но сделать этого вы не сможете, поскольку российский закон устанавливает ограниченную ответственность личной фирмы. Таким образом, деятельность вашей фирмы окажется под вопросом.

а) классификация фирм с точки зрения концентрации производства;

б) классификация фирм с организационно-правовой точки зрения.

3. Производственная функция и ее виды.

а) производство с одним переменным фактором;

б) производство с двумя переменными факторами.

Вопрос 1. Понятие и экономическая природа фирмы.

В самом общем виде под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каком объеме производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию).

Фирмы играют в рыночной экономике ключевую роль:

    производственная деятельность в основном осуществляется фирмами. Фирма преобразует исходные ресурсы в конечный продукт. Она оптимизирует в своих интересах объем производства, определяя структуру и размеры выпуска гото­вой продукции;

    фирма является основным потребителем ресурсов. Ею заку­паются капитальные ресурсы - сырье, материалы, оборудование; арендуется или покупается земля; нанимаются работники;

    размерами и числом действующих в отрасли фирм определя­ется и диктуется структура рынка и степень его конкурентности;

    деятельность фирм в большой степени определяет общую эффективность рыночной экономики. Степень эффективности экономики определяется степенью эффективности фирм.

С известной степенью условности можно выделить четыре основ­ные стороны природы фирмы и соответственно четыре подхода к анализу ее деятельности.

    Фирма является коммерческой, т.е. ориентированной на по­лучение прибыли, организацией. С такой точки зрения она может быть охарактеризована знакомым нам определением: фирма - это организация, концентрирующая и использующая ресурсы для про­изводства товаров и (или) услуг с целью получения прибыли.

    Фирма является коллективом работников, организационно способным решать поставленные перед ним задачи. С этой позиции фирма выступает как система отношений, в которых преобразуются целевые установки компании в конкретные действия отдельных работников и целых подразделе­ний.

    Фирма является ассоциацией независимых субъектов рынка, преследующих взаимно согласованные цели. С этой точки зрения фирма может рассматриваться как компромисс интересов всех ее участников от собственников и высших менеджеров вплоть до рядо­вых работников.

    Фирма является жизнеспособным рыночным институтом. В данном отношении фирма проявляет себя как система контрак­тов, обеспечивающая минимизацию трансакционных издержек, т.е. как форма ведения бизнеса, наиболее приспособленная к рыноч­ным условиям.

В реальной фирме все четыре стороны ее природы сосуществу­ют и либо взаимно дополняют друг друга, либо взаимно препятствуют друг другу.

Фирма в экономике выполняет ряд функций:

    фирма обеспечивает экономию, обусловленную массовым производством. В современных условиях для эффективного производства необходимы специализированное оборудование и производственные здания, сборочные конвейеры и разделение труда на множество мелких операций. Это невозможно осуществить спонтанно, без организации, в пределах которой специалисты будут координировать и обеспечивать бесперебойность процесса производства;

    фирма мобилизует ресурсы для крупномасштабного про­изводства. В сегодняшней экономике в сфере частного предпринимательства основная часть денег, необходимых для осуществления производства, черпается из прибыли компаний или из финансовых рынков в виде кредитов. Эффективное частное предпринимательство было бы немыслимо, если бы корпорации не находили ежегодно миллиарды долларов для но­вых проектов;

    только внутри фирмы (иерархичной организации) возможно осуществить управление производственным процессом. Менеджер - это человек, который организует производство, разрабатывает новые идеи, создает новые товары и процессы, принимает деловые решения и занимается оценкой результатов предпринимательской деятельности.

В известном смысле фирма как иерархичная организация противоречит стихийности рынка. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма – их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие и основывается на административных методах управления.

Это противоречие было разрешено в теории Р. Коуза и О. Уильямсона благодаря которой в современной неоинституциональной теории под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек (издержек на осуществление сделок). В основе современной фирмы лежит имплицитный контракт (это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными) между владельцами интерспецифических ресурсов (взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, которые эффективны только в данной фирме) по поводу их использования.

Такая трактовка природы фирмы позволяет объяснить многообразие форм современных фирм.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Виды фирм.
Рубрика (тематическая категория) Производство

Фирма в рыночной экономике.

Лекции №5. Фирма в системе рыночных отношений

План лекции:

1. Фирма в рыночной экономике

2. Виды фирм

3. Акционерные общества и особенности их функционирования

В условиях рынка предприятия – фирма это первичный, самостоятельный субъект экономической деятельности. Одни владеют сырьем, другие – средствами производства, третьи – капиталом, четвертые – трудовыми ресурсами, пятые – обладают даром предпринимательства.

Фирма - ϶ᴛᴏ институциональное образование в рыночной экономике, предназначенное для координации решений владельцев факторов производства или ресурсов производства. Коулс 1937 год поставил вопрос это и попробовал на него ответить. В рыночной экономике координацию между фирмами осуществляет рынок на базе механизма спроса и предложения. Рынок заставляет действовать для достижения блага всœего общества. Рыночная координация не обходиться обществу бесплатно, а требует определœенных трансакционных затрат:

1. Затраты на поиск информации

2. Ведения переговоров

3. Юридическая поддержка, соблюдение контрактов и их защита

Фирмы сокращают затраты. При найме человека на работу заключается трудовой контракт в рамках рыночной экономики, на базе рыночных отношений, но внутри фирмы рыночные отношения не действуют. ʼʼНевидимая рукаʼʼ рынка заменяется руководством менеджеров. Фирмы возникают на дороговизну рыночных отношений, а административная координация в рамках небольших, средних фирм оказывается дешевле. Трансакционные затраты существуют и внутри фирмы - ϶ᴛᴏ связано прежде всœего с требованием прогнозирования, стимулирования, контроля и по мере увеличения фирмы эти затраты очень быстро возрастают. При очень быстром росте фирмы, затраты от создания фирмы превышают прибыль. Оптимальный размер фирмы та͵ в которой трансационные затраты будут минимальны. В случае если это не достигнуто, фирма чересчур мала, то административные координации предпочтительнее рыночной. Объединить эти фирмы, пока оптимальная точка не будет пройдена.

Размер зависит не только от координации, но и от хозяина фирмы.

В этой связи всœе предприятия делятся на такие составные части:

1. Частные коммерческие предприятия. Основная цель – извлечение прибыли.

2. Частные некоммерческие предприятия. Предприятия, непреследующие в качестве своей основной цели получение прибыли. Извлечение прибыли – сопутствующая цель. Предприятия не имеют право распределять полученную прибыль между своими распорядителями, только на уставную деятельность. Это как правило общественные организации, религиозные и т.д. Очень часто в форме таких предприятий выступает лечебницы, базы отдыха.

3. Государственные предприятия. Могут быть как коммерческие, так и не коммерческие. Как правило деятельность таких предприятий определяется политическими решениями, а не рынком. В рыночной экономике большинство товаров и услуг производиться частными и коммерческими предприятиями.

Частные и коммерческие предприятия могут иметь следующие формы:

А) индивидуальное предприятие – создается гражданином без образования в качестве юридического лица. Б) Как правило такой предприниматель отвечает всœем своим имуществом.

В) Полное товарищество – занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность солидарную.

Г) Командивное товарищество – товарищество на вере. Он отвечает за убытки в пределах своего вклада.

Д) Общество с ограниченной ответственностью – общество уставной форд, которого разделœен на доли. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов. Одно из наиболее безопасных образований предприятия.

Е) Акционерное общество – уставной капитал разделœен на акции и участники(акционеры) несут риск убытков только в пределах своих вкладов.

Ж) Производственный кооператив – объединœение граждан для ведения хозяйственной деятельности, основанной на их личной действии на объединœении их полевых взносов.

4. Смешанные предприятия (государственно-частные)

Виды фирм. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды фирм." 2017, 2018.

  • - Виды фирм по стратегии инновационной деятельности

    Классификация научных организаций На работника умственного труда необходимо смотреть не как на «издержки», а скорее как на «капитал», и обращаться с ним соответственно. Питер Ф. Друкер Первым, кто в полной мере понял и оценил значимость... .


  • - Фирма как экономический агент. Виды фирм в России.

    Основным экономическим агентом рыночной экономики явля­ется фирма. Под фирмой понимается любая организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность, преследующая коммерческие цели и пользующая правами юридического лица. В западной... .

  • То, как фирма будет действовать на рынке, каковы будут ее результаты ее деятельности зависит не только от размеров фирмы (количества используемых ресурсов), но и от того, кто в фирме принимает решения, какие цели преследует и какую ответственность при этом несет. В связи с этим все предприятия в рыночной экономике можно разделить на:

    а) частные коммерческие предприятия;

    б) частные некоммерческие предприятия;

    в) государственные предприятия;

    г) смешанные (частно-государственные) предприятия.

    Частные коммерческие предприятия (организации) – это фирмы, преследующие извлечение прибыли (дохода) в качестве основной цели своей деятельности. Деятельность таких предприятий определяется рынком.

    Любое частное коммерческое предприятие соединяет в себе факторы производства – труд, капитал, землю, предпринимательство. Важно поэтому определить, в интересах владельцев какого фактора действует предприятие. С этой точки зрения фирмы можно, прежде всего, разделить на:

    Предприятия, управляемые владельцами капитала;

    Предприятия, управляемые трудовыми коллективами.

    В первом случае владельцы предприятия рискуют своим имуществом, вложенным в данный бизнес, нанимают работников и стремятся, обычно, к максимизации долгосрочной прибыли. Во втором случае предприятия управляются теми, кто трудится на них. При этом не капиталисты нанимают работников, а, наоборот, труд нанимает капитал. Трудовые коллективы могут, в частности, привлекать банковские кредиты, брать в аренду средства производства. При этом на используемый капитал выплачивается процент. Целью деятельности таких предприятий является получение максимального остаточного дохода (выручка минус все расходы кроме заработной платы) на всех членов трудового коллектива.

    Организационно-правовые формы предприятия, управляемого работниками, могут быть разными. Одна из них – производственный кооператив. Это объединение граждан на основе членства для совместного ведения какой-либо хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов.

    Переход предприятий под контроль трудовых коллективов является весьма распространенной социалистической идеей. Тем не менее, до сих пор такие предприятия не получили широкого распространения, вероятно, по причине недостаточной восприимчивости к внедрению достижений научно-технического прогресса. Дело в том, что технические инновации зачастую требуют замены труда капиталом, т.е. сокращения занятости, что неприемлемо для фирм, управляемых работниками. Излишняя занятость тормозит развитие таких фирм.

    В рыночной экономике большинство товаров и услуг производится частными коммерческими предприятиями, управляемыми собственниками капитала. При этом, однако, трудовые коллективы достаточно широко привлекаются (особенно в европейских странах) к решению отдельных вопросов управления фирмами, прежде всего относящихся к социальной сфере – организации и условиям труда и отдыха, карьерному росту работников и т.д.

    Частные некоммерческие (неприбыльные) предприятия (организации) – предприятия, не преследующие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли. Последнее не означает, что такие предприятия вовсе не могут иметь прибыль. Они создаются для удовлетворения каких-либо общественных нужд, а извлечение ими прибыли трактуется законом, не как основная, но как сопутствующая цель. При этом, в отличие от коммерческих фирм, некоммерческие предприятия не имеют права распределять полученную прибыль между своими учредителями. Частными некоммерческими предприятиями являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и т.п. Зачастую в форме таких предприятий действуют образовательные и лечебные учреждения, базы отдыха и т.д.

    Государственные предприятия могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Обычно деятельность таких предприятий определяется не только рынком, но и политическими решениями. Ярким российским примером выступает, разумеется, Газпром. Какой стране отключить газ, а какой – пока не надо, кому повысить цену, а кому дать скидку – такие решения принимаются у нас на самом высоком государственном уровне. Часто «газовые решения» призваны повлиять на результаты выборов в той или иной стране (например, в Украине) или же наказать страну, избравшую не тех, с точки зрения Кремля, лидеров (например, Грузию).

    В последующих темах данного учебника будет рассматриваться деятельность частных коммерческих предприятий, управляемых собственниками капитала, как играющих ведущую роль в рыночной экономике. Они могут иметь следующие организационно-правовые формы: индивидуальное предприятие, полное товарищество, коммандитное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество.

    Индивидуальное предприятие создается гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Такой предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

    Полное товарищество – товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут солидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом.

    Коммандитное товарищество (товарищество на вере) – товарищество, в котором наряду участниками, занимающимися предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несущими солидарную ответственность по его обязательством своим имуществом, имеется один или несколько вкладчиков (коммандитистов). Последние не занимаются предпринимательской деятельностью и несут риск убытков только в пределах своих вкладов.

    Общество с ограниченной ответственностью – общество, уставный фонд которого разделен на доли. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов.

    Общество с дополнительной ответственностью – отличается от предыдущего тем, что ответственность участников не ограничивается стоимостью вкладов, но распространяется и на остальное имущество членов общества.

    Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов.

    С точки зрения размеров предприятия делятся на малые, средние и крупные . Согласно Закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», принятому в июле 2007 г. и дополненному Постановлением правительства от 25 июля 2008 г., к микропредприятиям относятся фирмы с численностью занятых не свыше 15 человек и годовой выручкой до 60 млн. руб., к малым предприятиям – фирмы, где работают не более 100 человек, и чья выручка не превышает 400 млн. руб., а к средним – фирмы с занятостью до 250 человек и выручкой до 1 млрд. руб.

    Значение некрупного бизнеса существенно возрастает в современной экономике. Такие предприятия стимулируют конкуренцию, обеспечивают диверсификацию экономики, решают проблему занятости на региональном уровне, расширяют экспортные возможности страны. Важнейшее значение на современном этапе научно-технического прогресса имеют такие характеристики некрупного бизнеса как высокая мобильность, способность к инновациям, удовлетворение индивидуальных потребностей. Это дает небольшим предприятиям конкурентные преимущества перед более крупными и оттого более неповоротливыми фирмами.

    На это постоянно указывают ведущие зарубежные экономисты. Вот несколько авторитетных суждений. Профессор Гарвардской школы бизнеса М.Портер: «Концепция национальных лидеров умерла вместе с General Motors – в нее никто не верит. Сердце экономики – небольшие мобильные компании». Э.Тоффлер в книге «Революционное богатство»: «Сейчас происходит переход к микроэкономике, основанной на мелком предпринимательстве и индивидуальных потребностях».

    Не случайно в Центральной Европе и странах Балтии, так же как в западных странах, доля малого и среднего бизнеса в экономике постоянно растет, и к настоящему времени эти предприятия производят 50-80% ВВП.

    Весьма быстро растет небольшой бизнес и в России, хотя в международном сравнении этот сегмент остается у нас незначительным. По оценкам Министерства экономического развития, к началу 2007 г. малый бизнес генерировал у нас 15-17% ВВП. Число зарегистрированных малых предприятий при этом превысило 1 млн., увеличившись за год на 5,5%, а число работников в малом бизнесе достигло 8,58 млн. человек, увеличившись на 6,7%. В это число не вошли 2,9 млн. индивидуальных предпринимателей, работающих без образования юридического лица.

    Развитие некрупного бизнеса в нашей стране сдерживает ряд проблем. Важнейшие из них – административные барьеры и коррупция. Об этом свидетельствует опубликованный в ноябре 2010 г. доклад Всемирного банка, посвященный условиям ведения малого и среднего бизнеса в 183 странах мира - Doing business-2011. В докладе подробно проанализированы барьеры для бизнеса в каждой стране и представлен рейтинг, показывающий, насколько та или иная страна преуспела в создании благоприятной деловой среды.

    Место страны в рейтинге определено по девяти показателям: регистрация и ликвидация предприятий, регистрация собственности, получение разрешений на строительство, защита инвесторов и др. Доклад признан наиболее авторитетной оценкой делового климата для небольших предприятий в обследуемых странах.

    В пятерке стран-лидеров, где самые комфортные условия для ведения бизнеса находятся Сингапур, Гонконг, Новая Зеландия, Великобритания и США. России в сравнении с прошлым годом потеряла в рейтинге 7 позиций, опустившись на 123-е место. Причина в данном случае не в том, что у нас ничего не делается для улучшения положения некрупного бизнеса (определенные сдвиги есть), а в том, что мы отстаем по темпам позитивных преобразований в этой сфере от многих других стран.

    В самом деле, к началу 2008 г. по данным Министерства экономического развития на 1 млн. малых фирм в нашей стране ежегодно приходилось 20 млн. проверок. При этом одно предприятие могло проверяться по одним и тем же основаниям несколько десятков раз в течение года. Затраты предприятий, связанные с проверками, достигли, по оценкам ОПОРы России 1 , 10% от их выручки.

    По экспертным оценкам снятие бюрократических барьеров позволит нашей стране за пять-шесть лет удвоить долю малого бизнеса в ВВП и добавить 1,6% к его ежегодному росту.

    Дефицит финансирования - еще одна ключевая проблема некрупного бизнеса в России. У небольших предприятий нет активов, пригодных в качестве залога по кредитам. Венчурное же финансирование пока находится в зачаточной стадии. По оценкам Минэкономразвития, потребность малого и среднего бизнеса в кредитах оценивается в 750-800 млрд. рублей. К началу 2008 г. банки удовлетворяли эту потребность не более чем на 20%.

    Срочные позитивные сдвиги необходимы в таких сферах как доступность аренды производственных площадей, а также подключение к объектам инфраструктуры (ЖКХ, электроэнергия, газ). В последние годы к этим проблемам добавился дефицит квалифицированных кадров и трудности малых инновационных предприятий с коммерциализацией своих разработок.

    Не соответствует современным требованиям и отраслевая структура малых российских предприятий: 72% их выручки приходится на долю торговли и услуг. При этом только 2,5% инновационных предприятий работают в сфере малого бизнеса. Правительство ставит задачу преодоления «торгового перекоса» в развитии малого бизнеса в пользу ускоренного роста предприятий, занятых в сферах ЖКХ, образования, здравоохранения и инноваций.

    Пытаясь улучшить положение некрупного бизнеса, правительство сосредоточило первостепенное внимание на снижении административных барьеров его развития путем ликвидации неэффективной системы государственного надзора. В декабре 2008 г. в духе поставленной президентом Д.Медведевым задачи «не кошмарить бизнес» принят новый закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля».

    Закон радикально сокращает количество проверок небольших предприятий. Одно предприятие можно будет по плану проверять лишь раз в три года, причем проверка не должна занимать более 15-50 часов в год. Закон также ограничивает внеплановые проверки и в целом препятствует своеволию контролеров при проведении проверок.

    Проблема, однако, в том, что даже самый лучший закон будет малополезен в условиях необязательности его исполнения. Сам инициатор закона – Д.Медведев отмечает наличие в стране огромного количества людей, «которые давным-давно сидят на контрольной теме и привыкли посасывать из бизнеса деньги под самыми разными предлогами». К сожалению, и общественная атмосфера в современной России плохо препятствует произволу чиновников и тесно связанных с ними сотрудников правоохранительных ведомств. 1 Хотя, конечно, лучше иметь неплохой закон, пусть даже и не всегда исполняемый, чем жить вообще без законов: тут хоть надежда появляется.

    Важно, наконец, иметь в виду, что для радикального улучшения ситуации с ростом малого и среднего бизнеса недостаточно просто не мешать его развитию, устранив административные барьеры. Во всем мире применяются разнообразные программы государственной поддержки малых предприятий. К их числу относятся налоговые льготы, гарантии по займам, субсидирование арендной платы и др.

    Такие меры применяются или планируются и в России. В частности, в апреле 2009 г. был вдвое повышен порог годовой выручки, позволяющей малому предприятию перейти на льготную упрощенную систему налогообложения. Одновременно введен новый облегченный порядок присоединения малого бизнеса к электросетям. Приняты также законодательные поправки, упрощающие малым и средним предприятиям приватизацию арендуемых ими помещений.

    В мае 2009 г. Министерство экономики представило амбициозную программу экономического роста через развитие малого и среднего бизнеса. В соответствие с ней общие расходы на поддержку некрупного бизнеса составят в 2009-2012 гг. почти 1 трлн. руб. В рамках этой программы Российский банк развития в 2010 году направил около 100 млрд. рублей на поддержку малых и средних предприятий через банки, лизинговые и факторинговые компании. В 2011 году объем программы предлагается расширить до 135 млрд. рублей, тем самым увеличив ее на 30-35%.

    Цель будет считаться достигнутой, если доля работников, занятых на небольших предприятиях, увеличится с 13% в 2008 году до 28% в 2012 году, а доля выпускаемой этими предприятиями продукции вырастет к 2012 году до 32% ВВП.



    
    Top