Фламандский натюрморт в искусстве презентация. Голландский натюрморт XVII в Учитель ИЗО,МХК

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Что такое натюрморт? Натюрморт - это изображение неодушевлённых предметов в живописи или графике.

3 слайд

Описание слайда:

Из истории натюрморта. Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке. Его расцвет начался в Голландии, где Реформация, запретив художникам писать картины на религиозные темы, вынудила их искать новые направления. Франс Снейдерс. Фламандская школа. Рыбная лавка.

4 слайд

Описание слайда:

Голландский натюрморт В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста. Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с цветами яблони

5 слайд

Описание слайда:

Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы. Питер Клас. Завтрак с ветчиной.

6 слайд

Описание слайда:

У художников следующего поколения веши уже не напоминают об отвлечённых истинах, а служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Питер Клас тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды царит живописный беспорядок. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, - всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Картины ожив лены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне. Виллем Клас Хеда. Завтрак с крабом.

7 слайд

Описание слайда:

Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. На картинах Абрахама ван Бейерна и Виллема Калфа изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Виллем Калф. Десерт. Ок.1659г.

8 слайд

Описание слайда:

Фламандская школа живописи Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами. Ян Фейт. Натюрморт с собакой.




Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XVXVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа Натюрмо́рт




Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением. Натюрмо́рт




Голландский натюрморт В историю мировой живописи голландцы вошли как непревзойденные мастера натюрморта(фр. «мертвая природа»). Этому жанру на голландском языке больше соответствует слово «стиллевен»- «неподвижная жизнь», что гораздо точнее передает сущность этого жанра.


Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте из цветов и плодов, в Гааге из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме роскошные десерты, а в университетском Лейдене книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты череп, свечу, песочные часы. Голландский натюрморт XVII в




В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах детали наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград об искупительной жертве Христа. Раковина оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Голландский натюрморт XVII в



«Обычные предметы, необычные образы» урок МХК в старших классах
общеобразовательной школы

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим путешествие в Нидерланды XVII в. и станем свидетелями важного в истории культуры события – станов

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим
путешествие в Нидерланды XVII в. и станем
свидетелями важного в истории культуры
события – становления нового жанра искусства.

XV век –золотой век искусства Нидерландов

Великие мастера XVII века

Интерес к миру вещей в Античности

Фрески –фрагменты стен вилл в Риме
и Помпеях (50 г.до н.э.-79 г. н.э.)

Франц Хальс Натюрморт –обманка

Караваджо. Христос в Эммаусе.1606. Фрагмет. Национальная галерея. Лондон.

Караваджо Корзина с фруктами. 1596-1597 гг. Пинакотека Амброзиана. Милан.

К.Массейс. Портрет менялы с женой.1514.Лувр. Париж.

Интерес к миру вещей

Что такое натюрморт?

Натюрморт (франц. nature morte, итал.
natura morta, буквально - мёртвая
природа; голл. stilleven, нем. Stilleben,
англ. still life, буквально -тихая или
неподвижная жизнь), жанр
изобразительного искусства (главным
образом станковой живописи), который
посвящен изображению вещей,
размещенных в единой среде и
организованных в группу.

Натюрморт –обманчив своей простоте

У Амброзиуса Босхарта
Старшего в его работе
«Цветы» в центре
изображены ландыш и
фиалка, стебелёк
незабудки, большой
золотистый ирис и два
тюльпана по сторонам. В
картине изображены два
мира: земной и небесный
- окно, небо и храм,
виднеющийся вдали.

Цветочный натюрморт

Расшифруй натюрморт
одного из первых
мастеров натюрморта
Амброзио Бальтазара

Vanitas

Vanitas –лат. «пустота,
тщетность, бесполезность,
ложность,
бессодержательность»
Предположи, что могли
символизировать музыкальные
инструменты в натюрморте

Завтраки

«Роскошные» натюрморты Виллема Калфа

Натюрморты с
драгоценной
утварью и
изысканными
яствами, которые
современники
относили к типу
“роскошных”, чаще
“прочитывались” ими
как призыв к отказу
от излишеств.

Рынки и лавки

Питер
Аерстен
Снайдерс
«Мясная
«Рыбная
лавка»
лавка» (1551 г.)

Подведем итоги

В натюрморте вещи показаны в неподвижном
состоянии, они пребывают в условном
вневременном пространстве.
Вещи даны как бы крупным планом, они
увидены вблизи и рассмотрены в деталях.
Будучи произвольно, сознательно
скомпонованный, натюрморт всегда содержит
в себе некое сообщение, тайное письмо
(криптограмму). Вещи превращаются в
символы.

Подведем итоги
Значения этих символов, содержание сообщений
отличается большим разнообразием, но чаще
всего носит мировоззренческий и даже
философский характер.
В конце XVI-XVII в. Возникают различные
центры натюрморта в Нидерландах. В деловом,
буржуазном Харлеме -“завтраки”, в
аристократическом Утрехте, издавна славящимся
разведением цветов, - цветочные букеты, в
портовой Гааге - обильные рыбные композиции,
в Лейдене (университетском городке) - “ученые”
натюрморты (так называемые Vanitas,
посвященные бренности жизни).

Подведем итоги
Историческое разнообразие
натюрмортов определяется тем, что они
фигурируют как специфическое
проявление художественных стилей и
национальных школ в их исторической
эволюции.
Бытование классического натюрморта
коротко - XVI-XVII века.

Проверь себя: какой из двух слайдов
относится к жанру vanitas?

Подошло к концу ваше путешествие в Нидерланды XVII века. Мы надеемся, что встреча с мудрым и таинственным миром классичесского натюрморта по

Подошло к концу ваше путешествие в
Нидерланды XVII века. Мы надеемся, что встреча
с мудрым и таинственным миром классичесского
натюрморта понравилась вам.Кузнецов,
Ю.Н.. Социальное содержание натюрморта. –М.:
http://ec-dejavu.ru/n/Nature_morte.html
Флора http://scit.boom.ru/iskustvo/iskustvo_italii18.htm
и фауна, 1984
Натюрморт
в европейской живописи 16-начала 20 века.
http://art.1september.ru/articlef.php?
Каталог.
- М.: Советский художник, 1976.
ID=200601602
Випперhttp://www.vcc.ru/reshenie/2003-3/23
Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. – СПб., 2005.
Щербачёва
М. И., Натюрморт в голландской живописи. -Л.,
http://bibliotekar.ru/kholland/8.htm
1945; http://www.psyho-study.com/study.php?
Кузнецов
Ю. И., Западноевропейский натюрморт.- Л. - М.,
l=1&cat=1&file=15&page=4
1966;
Глозман И. М., К истории русского натюрморта 18 в., в кн.:
Русское искусство 18 века. Материалы и исследования, М.,
1968, с. 53-71;

Автор

Дымина Елена Викторовна, ст.
преподаватель кафедры истории,
преподаватель МХК и культурологии,









1 из 8

Презентация на тему: Голландский натюрморт

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке. Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке. Его расцвет начался в Голландии, где Реформация, запретив художникам писать картины на религиозные темы, вынудила их искать новые направления.

№ слайда 4

Описание слайда:

В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста. В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста.

№ слайда 5

Описание слайда:

Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы.

№ слайда 6

Описание слайда:

У художников следующего поколения веши уже не напоминают об отвлечённых истинах, а служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Питер Клас тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды царит живописный беспорядок. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, - всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Картины ожив лены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне.

Описание слайда:

Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами. Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами.

натюрморт

Голландский натюрморт


Голландский натюрморт

Наряду с пейзажной живописью значительное распространение получил в Голландии 17 века натюрморт, отличавшийся интимным характером. Голландские художники выбирали для своих натюрмортов самые разнообразные предметы, умели их прекрасно скомпоновать, выявить особенности каждого предмета и его внутреннюю жизнь, неразрывно связанную с жизнью человека.


Виллем Клаас Хеда

Виллем Клаас Хеда

Виллем Клаас Хеда (1594 - 1680) родился в

Голландии в Харлеме и живописи учился у своего

отца Геррита Виллема Хеда. В Харлеме художник

жил и работал всю жизнь. Карьеру живописца он

начал с картин на религиозные сюжеты и портре-

ты, но затем полностью перешёл на написание

натюрмортов. Жанр натюрморта в Голландии

XVII века полчил большое распростронение.

Виллем Клаас Хеда стал одним из самых значи-

тельных представителей этого жанра. Он как и

Питер Клаас создавал скромные "завтраки" с

простым набором незамысловатых предметов.





Питер Класс

Питер Клас (Pieter Claesz) - 1597, Бургштейн, Вестфалия - 1661, Харлем. Голландский живописец. Один из первых мастеров голландского натюрморта XVII в. Учился у Флориса ван Дейка. С 1617 работал в Харлеме. Преимущественно обращался к излюбленному в Голландии типу натюрморта, т. н. "завтракам" - изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари, составленных в кажущемся беспорядке (особенно в ранних работах), но подчиненных продуманной и четкой (обычно горизонтальной) композиции. Каждый из предметов расположен так, что зритель может воспринять его фактуру, объем, мельчайшие детали. Натюрморты, написанные на сером или оливковом фоне при мягком рассеянном свете, отличаются богатством оттенков в пределах единой коричневато-золотистой, серебристо-серой гаммы, отсюда их название - жанр "монохромных завтраков".








Франц Снейдерс

Франс родился в семье богатого антверпенского бюргера осенью 1579 г.). В молодости учился у Питера Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена (первого учителя ван Дейка).

Поначалу основной темой творчества Снейдерса были натюрморты, в дальнейшем он стал проявлять больший интерес к анималистическим сюжетам и сценам охоты. Мастерство Снейдерса высоко оценил Петер Пауль Рубенс, с 1613 г. приглашавший его к сотрудничеству для работы над изображениями животных. Вместе с тем Снейдерс не любил изображать людей - по имеющимся сведениям, человеческие фигуры на его картинах писали Якоб Йорданс, Абрахам Янсенс и другие мастера.















Андриан ван Утрехт

Он был отдан в учение Герману де Риту в 1614 и позже посетил Францию, Италию и Германию, после чего в 1625 вернулся в Антверпен. Он рисовал кладовые с овощами, фермерские дворы с домашней птицей, рынки с рыбой, натюрморты с фруктами и овощами. Картины игры в карты тоже часто встречаются в творчестве Утрехта и отражают влияние Франса Снейдерса.

В основном все предметы на картинах Утрехта расположены на линии стола.

Причудливые детали, типа широкого занавеса и изображения окна, добавляют движение и глубину.

Утрехт использует теплые глиняные тона, особенно серо-зеленые, и сильный свет светотени, последнее может происходить от его знания итальянской живописи.






Вилем Кальф (1621 - 1693) - один из самых известных голландских мастеров натюрморта.В 1640 - 1645 годах он работал во Франции, с 1653 - в Амстердаме, где в дальней- шем Вилем Кальф и жил. Будучи одним из крупнейших мастеров голландской школы натюрморта, Вилем Кальф писал как скром ные по мотивам картины с изображением кухонь и задворок, так и эффектные компо зиции с драгоценной утворью и экзотически ми южными фруктами. Виртуозность Кальфа - натюрмортниста проявилась в классической отточенности пространственных построений, тонким ощущением своеобразия и самоцен ности каждой вещи, в изысканности и богат стве световых и красочных отношений эффектного сопоставления различных фактур и материалов.






Ян Давидс де Хем

Ян Давидс де Хем (1606 - 1684) голландский

живописец натюрморта родился в Утрехте. Он

ученик Бальтазара ван дер АстаХеда. В 1636 г. Ян Давидс де Хем

переезжает в Антверпен, где и работал продол-

жительную часть своей жизни в том же жанре

натюрморта. На его натюрмортах изображались

раскошные букеты цветов и большие, изящные

накрытые столы.










Корнелис де Хем (1631 - 1695) яркий представи-

тель голландско - фломандской живописи. Он

родился в Лейдене, учился живописи у своего

отца Яна Давидса де Хема и был членом большой

семьи художников. Работал Корнелис де Хем в

Лейдене, Антверпене, где с 1660 г. состоял в

гильдии живописцев, а так же в Гааге. На его

натюрмортах сюжеты с фруктами, металличес-

кими блюдами, бокалами, книгами и музыкальны-

ми инструментами. Работы художника хранятся

во многих музеях Европы.





Бальтазар ван дер Аст

Бальтазар ван дер Аст - нидерландский художник и рисовальщик.

После смерти отца в 1609 г. Бальтазар переехал к своей старшей сестре Марии, которая была замужем за Амброзиусом Босхартом Старшим. В ранних работах ван дер Аста отчётливо чувствуется влияние Босхарта.

С 1619 г. Бальтазар ван дер Аст проживал в Утрехте, где был принят в гильдию св. Луки. Предполагается, что у Аста учился Ян Давидс де Хем.

Бальтазар ван дер Аст умер в декабре 1657 г. в Дельфте и похоронен в местной церкви.













Top