Форма собственности некоммерческой организации. Четыре мифа о некоммерческих организациях

Расшифровка аббревиатуры -некоммерческая организация.

Главный принцип - работа не ради получения прибыли. Другими словами, это фирма, которая не имеет прав на реализацию товара или услуги с целью получения дохода. Все понимают, что в противовес НКО, все коммерческие организации как раз для этого и работают. Возникает закономерный вопрос - а для чего они работают? Ответ прост - для реализации решений в вопросах социальных проблем.

Чем занимаются НКО

  • Образовательная и просветительская деятельность.
  • Научные работы.
  • Проекты социального или благотворительного аспекта. Сюда может относиться организация помощи малоимущей категории граждан.
  • Политическая деятельность.

Что касается руководства подобными организациями некоммерческого масштаба, то управляющим может быть как гражданин РФ, так и зарубежный директор.

Важно! НКО имеют полное право вести деятельность, которая приносит доход. Но средства выручки должны быть направлены на установленные цели (прописанные в Уставе фирмы).

Также вопрос о доходах возникает, когда речь заходит о сотрудниках подобных предприятий. Ведь работать на безвозмездной основе вряд ли кто согласится. Поэтому работники НКО получают заработную плату также из доходов. И отсюда же берутся деньги на непосредственную деятельность - платы за аренду, расходы на содержание.

Регламентирующим участие НКО в экономических и других процессах страны законом является 7-ФЗ от 12 января 1996 года. Он же структурирует разновидности некоммерческих организаций и выделяет их отличия. И, если подобные фирмы организуются с законодательно установленными целями, а также соблюдают Устав, то в действительности могут привнести множество положительных факторов и решений в процессы как отечественного бизнеса, так и развития государства в целом.

Контролирующее ведомство для организаций некоммерческой направленности - Министерство юстиций .

Преимущества НКО

  • Часто имеет преимущество перед коммерческими организациями, когда речь идёт о сотрудничестве с государством.
  • Средства поступающие в НКО почти всегда не облагаются налогами.
  • Для фирм подобного род создаются специальные заказы, а также выделяются средства со стороны государственных органов на поддержку.
  • От государства НКО может получать и площади под конкретные цели. Как вариант - строительство в сфере спорта.
  • Спонсоры, вливающие финансы в подобные фирмы могут рассчитывать на социальные вычеты в налоговом процессе.
  • Под НКО выделяются гранды и назначаются стипендии, что также активно используется для реализации поставленных перед НКО целей.
  • Особенности некоммерческих организаций
  • Нет собственника, поэтому имущество находится в ведомстве собственно компании.
  • Руководитель (должность может зваться как угодно - председатель, директор и так далее) выбирается путём голосования действующих членов НКО.
  • Все члены организации равны, ни у кого нет возможности ограничивать одного по сравнению с другим в рамках организации.

Виды НКО

Основное деление подразумевает

Место регистрации предприятия - либо ФСН, либо Минюст. То есть то ведомство, куда подаётся регистрационный пакет документации и где фиксируются положения Устава фирмы.

Членское основание НКО. Здесь стоит остановиться подробнее. Если вы - основатель НКО, то проект по сути - ваш. Вы его патронируете. Но основанная на членстве, НКО подразумевает, что развиваться фирма, и реализовываться её проекты будут непосредственно силами и возможностями равных членов коллектива. То есть говорить о том, что проект будет и дальше ваш - уже нельзя. Единственный способ этого добиться - быть лидером этого коллектива и сохранять авторитетную позицию с мнением, к которому будет прислушиваться абсолютное большинство работников.

1. Если компания регистрируется в министерстве юстиций и основана она на членстве, то выделяют:

  • Автономные некоммерческие организации (АНО).
  • Фонды.
  • Учреждения.

2. Если НКО основана не на членстве, то выделяются:

  • Общественные организации.
  • Ассоциации.
  • Союзы.
  • Адвокатские образования.
  • Казачьи общества.

3. Если место регистрации НКО - Федеральная налоговая служба, а сама она основана на членстве, то выделяют:

  • Садовое некоммерческое товарищество
  • Потребительский кооператив.
  • ТСЖ - товарищество собственников жилья.

4. Если НКО регистрировалась в ФСН, а основана она на членстве, то бывают:

  • Государственные учреждения.
  • Казённые учреждения.
  • Муниципальные учреждения.

Если НКО уже образована по конкретной форме, то менять её почти не имеет смысла, обычно это невыполнимая задача. А если есть потребность, то просто создаётся новая организация с нужной формой.

Что нужно, чтобы учредить НКО

Нужные документы и правильный выбор, который можно сделать, решив для себя несколько вопросов:

  • Выбрать область, в которой вы будете некоммерчески действовать, какие цели будут стоять перед компанией и какими способами они будут достигаться.
  • После решения первых вопросов, выбор формы для вашей НКО не станет проблемой, но его нужно будет сделать.
  • Сначала потребуется паспорт учредителя. А в некоторых случаях (в зависимости от выбранной ранее формы НКО) - до трёх учредителей.
  • Решить вопрос, касающийся управляющего состава. Выбрать должности и получить копии паспортов людей, которые эти должности будут занимать.
  • Выбрать название НКО. Как полное, так и, при необходимости, сокращённое.
  • Обеспечить возможность создания юридического адреса. Здесь два варианта. Можно предоставить гарантийное письмо от собственника помещения, в котором будет создаваться офис НКО. Либо же адресом может послужить квартира одного из учредителей. Но только в том опять же случае, если он является владельцем квартиры.
  • Потребуются также деньги на оплату государственной пошлины. На данные момент она составляет 4 тысячи рублей.
  • Средства на оплату услуг нотариуса (не более 4-х тысяч рублей).

Без перечисленных выше документов и определённостей ничего не получится. Это минимум. А теперь подробнее остановимся на каждом из пунктов, потому как по многим параметрам регистрация некоммерческой структуры имеет свои ограничения.

Подробности создания и регистрации НКО

Учредитель (один, в некоторых случаях - два или три)

Коллегиальный орган управления фирмой из (минимум) трёх человек. Здесь нужно пояснить, что учредитель сам также может входить в коллегиальный совет. И не он один принимает решения, а именно весь совет.

Название НКО

В отличие от большинства случаев в практике коммерческих фирм, у НКО есть несколько особенностей, которые нужно учитывать при выборе наименования. Во-первых, нужно уникальное название. Во-вторых, название НКО будет состоять из трёх частей: организационное правовая форма в первой части, характер деятельности - во второй, и само наименование - в третьей.

Пример: Автономная некоммерческая организация по развитию культуры и искусства «Радуга».

Как видно из примера, наименование НКО - достаточно длинная штука. Причина, ещё раз, в том, что есть требования по отражению в нём характера деятельности вашего предприятия, и непосредственно его ориентированность. Отсюда следуют и закономерные ограничения. Так, экологическое направление НКО не позволяет осуществлять, например, деятельность, которая была бы направлена на спорт, или развитие культуры.

Есть и более стандартные ограничения. Нельзя задействовать в названии такие слова, как Россия (вместе с его производными), и вообще слова связанные с символикой и обозначениями государственной власти, а также слова, которые могут запутать понимание деятельности (другие - фонд, союз и т.д., если организация не является ни фондом, ни союзом).

Иностранные слова и символы также запрещены. Но, если вдруг вы называете фирму, используя русские слова, но которые мало известны (или просто не в обиходе), то лучше перестраховаться и приложить специальную пояснительную записку при регистрации. Иначе сотрудники регистрирующего ведомства (например, Минюста, могут неправильно истолковать этот факт, и наложить запрет на использование).

Юридический адрес.

Мы уже сказали о том, что есть два основных способа предоставить для регистрации адрес, который станет юридическим для НКО. Но, как показывает практика, существует ещё один вариант - его покупка.

Сразу оговоримся, что способ не самый лучший. В этой ситуации, владелец квартиры, адрес которой вы планируете использовать, также предоставляет гарантийное письмо, но на самом деле, только получает корреспонденцию, то есть организует почтовое сопровождение.

Почему такой способ существует? Потому что он дешевле, чем снимать офис. Но здесь есть подводные камни. В базах регистрирующих ведомств есть определённые адреса, которые занесены в чёрный список. Их называют ещё «резиновыми» адресами. Всё потому что обычно, те, кто занимается продажей адресов, не ограничиваются одним «клиентом». Вот и получается, что на один адрес собрано множество совершенно различных фирм, между собой никак не связанных. После выявление такого факта, министерство юстиций вынесет отказ. И более того, вообще может наложить запрет на возможность открывать расчётные счета.

Документы для Минюста

Важно! Пакет документации подаётся в региональный Минюст. А не Минюст России.

Документы, которые требуются для регистрации:

  • Устав в трёх экземплярах.
  • Протокол в двух экземплярах.
  • Заявление - один экземпляр. Должно быть нотариально заверенное.
  • Заявление с подписью заявителя. Один экземпляр.
  • Оригинал квитанции об оплате государственной пошлины.
  • Устав НКО должен содержать и отражать цели и направление деятельности организации. И все они должны быть перечислены в неотрывной связи с названием фирмы (о нём мы говорили выше).

Что должен содержать устав НКО

  1. Название.
  2. Место нахождения.
  3. Цели и предмет деятельности НКО.
  4. Данные о любых представительствах и филиалах компании.
  5. Порядки реорганизации, ликвидации и других возможных процессах, которые связаны с НКО.
  6. Порядок контроля деятельности НКО.
  7. Процесс регистрации по пунктам

Для начала следует заметить, что в процессе самой регистрации НКО очень много отличий от той же процедуры для обычного юрлица или тем более ИП. Весь процесс от начала до конца занимает порядка полутора месяцев.

Этапы:

  • Подать документацию в министерство. Вам понадобится окошко «специалист на приёмке».
  • Второй этап подразумевает трёх недельную проверку ваших документов и самого проекта НКО конкретным назначенным специалистом м инисте рства. Это самый проблемный этап. Поэтому, стоит остановиться на нём подробнее:

Если вам отказали. Вся процедура с документами, пошлиной и нотариальным заверением повторяется сначала.

Если ваши документы отправили с пометкой «доработка». Здесь нужно проявить особое внимание. Потому что обычно для внесения поправок, специалист связывается с заявителем по телефону.

Важно! Если вы пропускаете звонок от специалиста, и сами в этот же день не обращайтесь к нему лично, на следующий день получаете отказ в регистрации. Поэтому обезопасьте себя заранее и узнайте внутри ведомства, кто занимается вашей подачей и какой у него телефон.

После внесение требуемых изменений, срок проверки снова может увеличиться до трёх недель. Но тут расходов на пошлину и нотариуса уже не потребуется.

Конечно, нужный для всех вариант только третий - одобрение.

Следующая задача - дождаться, пока министерство юстиций перешлёт ваши документы в налоговое ведомство, где они также будут проверяться. На этот раз уже около недели.

В ФСН вы получаете после проверки либо «да», либо «нет». Соответственно, если вам выпал второй вариант, то придётся вернуться к началу «игры», то есть к первому пункту. Если же, налоговая одобряет заявку, то вам идёт присвоение ИНН и ОГРН, а также реализуется процедура регистрации в реестре ЮЛ. Тут лучше сразу заказать выписку из ЕГРЮЛ. Этот этап после одобрения также занимает порядка недели.

Последний этап - ваши документы опять пойдут в министерство юстиций. Где после получения, создаётся свидетельство о регистрации НКО с личной подписью начальника министерства. И именно потому что в нём присутствует его подпись, ждать можно и несколько недель.

Важно! Ругаться на женщину в окошке бесполезно. Она не будет докладывать высшему руководству, что кто-то чем-то недоволен.

И ещё! Когда вы всё-таки получите на руки документы, не забудьте проверить, нет ли в них ошибки. Потратьте ещё время и изучите ЕГРЮЛ, правильность ФИО, адресов и названия. А то потом может неплохо аукнуться.

Следующий важный момент - для НКО изготовление печати - это обязательное требование. А также обязательно загляните в отделение РОССТАТА и получите своё «Уведомление», где будут содержаться коды статистики. А то письмо от них может и не дойти.

Последний из самых важных и срочных этапов - открытие расчётного счёта в банке. С этим тоже не тяните. Редко какая НКО бывает без расчётного счёта. Да и деятельность будет очень сильно затруднена.

Во сколько обойдётся регистрация НКО

Основными расходами в деле регистрации некоммерческой организации станут услуги нотариуса и государственная пошлина. Это 3500 и 4000 рублей соответственно.

Примечание: Если учредителей более двух, то нотариус может обойтись и дороже.

Вторая статья - открытие расчётного счёта. Расценки у банковских организаций разные, но единовременно в среднем вы заплатите 2 - 3 тысяч рублей.

Нужно заметить, что расчётный счёт не обойдётся вам только одним платежом. Скорее всего будут и ежемесячные, или как минимум периодические расходы. А к ним ещё нужно будет прибавить оплату работы хорошего бухгалтера. Этот человек в сфере НКО - обязательное звено. Но нанимать на постоянку его не критично. Можно и приглашать на аутсорсинг.

Что входит в правила работы НКО и какие у неё обязанности

Разделим вопрос на три блока.

  1. Где может работать НКО
  2. Кто контролирует работу НКО
  3. Принцип деятельности НКО

Где может работать НКО

Региональная доступность прописывается ещё в Уставе фирмы. Однозначно, главный регион - тот, в котором происходит регистрация фирмы (если не заявлено другого). В других территориальных областях организация может действовать с помощью собственных филиалов и отделений. Причём их нужно различать.

Филиалы НКО - это отдельные юридические единицы, у которых будут свои реквизиты и свои счета в банках. Когда создаётся филиал, приходится обновлять Устав.

Отделения НКО - менее масштабная единица. Они организуются с помощью внутренних документов. Но не каждая разновидность некоммерческой организации может открывать собственные отделения.

Существуют и такие формы НКО, которые вообще обычно не открывают ни того, ни другого за ненадобностью. Так, например, поступают фонды, которые занимаются перераспределением средств.

Есть и локальные ограничения по формам НКО. Например, общественным организациям нельзя открывать более 43-х отделений. Для НКО, которые являются ассоциациями, правило - действовать более 5 лет и иметь уникальную деятельность.

Что нужно, чтобы получить международный статус и получить такое определение

Создаём представительство в необходимой стране. Естественно, опираясь на её правила и законы.

Подаём документы в министерство юстиций РФ и заявление на новый устав, статус и название.

Только так можно добиться статуса международной НКО.

Примечание: Всемирной НКО - не существует и не может существовать.

Кто отвечает за контроль работы НКО

Два основных «контролёра» - Минюст и ФСН. У каждого свои процесс и принципы контроля.

Министерство юстиций главным образом сосредотачивает свой надзор на факте соответствия деятельности НКО закону о некоммерческих организациях. Также идёт проверка соответствия деятельности фирмы Уставу.

В сферу ответственности этого министерства также входит принятие жалоб от организаций, принятие решений об их ликвидации, проверка целевого использования средств и законность оснований. НКО в Минюст сдаёт ежегодную отчётность о своих показателях в плане финансов и экономики.

То есть по факту, Минюст - надзорный орган для НКО.

Что касается налоговой инстанции, то на неё возлагается другая ответственность. Как мы уже писали выше, НКО согласно своему Уставу может получать доход от деятельности. И некоторые виды его облагаются налогом. А это уже непосредственная сфера ФСН. Ведь нужно проверять и облагать налогом по закону. А за нарушения - наказывать штрафами, блокировкой счетов и другими «кнутами».

То есть ФСН для НКО - фискальный орган.

Помимо двух этих мастодонтов, некоммерческие организации отправляют отчётности и во внебюджетные фонды - ПФР, соцстрах, Росстат. Причём, даже в том случае, если деятельность по факту не ведётся, а работников нет.

Социальные ориентированные некоммерческие организации - СО НКО

Такие НКО могут быть созданы на основе:

  • Религиозных организаций
  • Общественных организаций

Важно! Госорганы и политические организации не имеют права на получение статуса СО НКО.

На данный момент на территории РФ СО НКО участвуют в общественном процессе и влияют на развитие общества в целом. Регламентируется их работа законом «О некоммерческих организациях».

Направления деятельности СО НКО

  • Разрешение вопросов общественного и соц. Характера.
  • Подготовка населения к избежанию несчастных случаев и регулировка поведения в случае катастроф.
  • Соц.помощь.
  • Помощь беженцам.
  • Юридические консультации.
  • Природо-охранные мероприятия.
  • Защита прав граждан.
  • Охрана объектов культурного населения.
  • Благотворительность.
  • Формирование негативного отношения к коррупции.
  • Развитие культурного, общественного, социального, научного характера общества.
  • Мероприятия, нацеленные на психологическую поддержку.
  • Создание должного уровня патриотизма.
  • Международные отношения.
  • Социальная поддержка мигрантов.
  • Спасательно-поисковые работы.

Это только небольшой перечень всех возможных направлений, в которых может принять участие СО НКО.

Основные цели СО НКО

  • Защита прав и свобод человека.
  • Развитие спорта и пропаганда ЗОЖ.
  • Забота о нематериальных нуждах граждан.
  • Контроль законопроектов.

Факторы, которые могут привлечь население к работе с СО НКО

  • Доверие. Основной фактор, без которого не может идти и речи о привлечении интереса и внимания.
  • Репутация. Отзывы являются лучшим способом правильной рекламы НКО.
  • Результат. Если общество видит, что организация добилась того или иного результата, то найдётся и отклик.

Итог

Тема некоммерческих организаций обширна и содержит в себе множество вопросов, связанных непосредственно с жизнью общества и действиями государства. В этой статье мы попытались обозначить определённое понимание того, что собой представляют такие общества. А также выделили основные этапы организации НКО. Отдельно затронули социально ориентированные варианты подобных структур. Но вникать в эту тему можно ещё очень долго. Главное понимать, что в отличие от остальных организаций, компании, действующие в некоммерческой сфере, нацелены на совершенно иные категории и ставят целью не получение дохода, а общественно важные понятия.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. В этом заключается принципиальное отличие некоммерческих организаций от организаций коммерческих.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

3. Граждане, имеющие необходимый опыт, знания и оборудование решили создать автошколу в целях обучения вождению будущих автолюбителей. В данной ситуации, как правило, создается негосударственное образовательное учреждение либо автономная некоммерческая организация.

4. Несколько адвокатов, сведения о которых внесены в один региональный реестр адвокатов, в целях совместного осуществления адвокатской деятельности могут зарегистрировать некоммерческую организацию в форме коллегии адвокатов . В соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в российской федерации» коллегия адвокатов действует не только на основании устава, утверждаемого ее учредителями, но и на основании заключаемого ими учредительного договора.

» рассказал о том, что такое НКО и какие особенности есть у этого типа организаций.

В закладки

В интернете полно статей о подходящих для бизнеса формах (мы тоже об этом ). В большинстве этих статей речь идёт о выборе между ИП и коммерческой организацией (ООО или АО), но про некоммерческие организации (НКО) почти ничего нет. Можно сказать, что это «сумеречная зона» российского корпоративного права.

Мы решили восполнить пробел и развеять распространённые мифы. Если статья понравится - пишите об этом в комментариях, продолжим разрушать легенды.

Миф первый: некоммерческих организаций мало и у них нет денег

По официальной статистике, НКО составляют по численности до 17% российских юридических лиц. Некоммерческих организаций в несколько раз больше, чем тех же акционерных обществ; оборот у них соответствующий.

К некоммерческим относятся не только благотворительные и религиозные организации, но и весь общественный сектор, почти все образовательные организации, все государственные поликлиники, потребительские кооперативы (парковки, ТСЖ, дачные кооперативы и так далее), институты развития вроде ФРИИ или АСИ и множество других самых разных структур.

При этом сфера НКО очень плохо урегулирована. Не в смысле «не урегулирована вообще», как криптовалюты, а в смысле, что регулирование очень фрагментарное и внутренне противоречивое.

Центральный закон «О некоммерческих организациях» покрывает максимум половину видов НКО, остальные прячутся в специализированных законах вроде «О благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и так далее. Многие из этих законов написаны ещё в 1990-х годах и с тех пор не обновлялись до соответствия изменившемуся Гражданскому кодексу.

В получившемся месиве неспециалисту разобраться очень трудно: нигде нет даже перечня действующих форм некоммерческих организаций. При этом учредительные документы НКО в отличие от того же ООО тщательно вычитывают специалисты Минюста - с первого раза зарегистрироваться без опыта практически невозможно.

У некоммерческих организаций также бывают дополнительные статусы, связанные с видом их деятельности. Например, благотворительный статус - это ачивка для обычного некоммерческого фонда, позволяющая платить меньше налогов, но она удваивает количество бумаг.

Теперь применять нужно не только закон «Об НКО», но и «благотворительное» законодательство, а также подавать специальную отчётность. Получение и обновление лицензий (например, на образование, лечение и так далее) ещё сильнее усложнит работу юриста организации.

Миф второй: некоммерческие организации не могут заниматься предпринимательской деятельностью

Этот миф порождён изначальной путаницей в терминах. Согласно Гражданскому кодексу, предпринимательская деятельность - это самостоятельное, рисковое и систематическое извлечение прибыли. Напомню, прибыль - это когда доходы превышают расходы.

Очевидно, если расходы организации - что коммерческой, что некоммерческой - будут превышать её доходы, она просто обанкротится. Поэтому некоммерческие организации не просто могут, но и должны заниматься предпринимательской деятельностью, чтобы остаться на плаву - или существовать на членские взносы и пожертвования, на что мало кто способен.

Вообще, некоммерческие организации могут осуществлять ту же деятельность, что и коммерческие: поставлять товары, оказывать услуги, выполнять работы и так далее. Редкие исключения касаются отдельных лицензий (например, НКО не может стать банком).

Впрочем, существует и действительно важное различие по видам деятельности между коммерческими и некоммерческими организациями: это так называемая целевая правоспособность НКО. В отличие от коммерческих организаций, которые вправе заниматься, чем хотят, некоммерческие ограничены целями, прописанными в уставе.

Это должно гарантировать, что какой-нибудь «фонд спасения бездомных котиков» не начнёт финансировать ближневосточных салафитов. На практике - учредители НКО прописывают в уставе «вправе заниматься любой деятельностью, приносящей доход» и таким образом решают проблему целевой правоспособности.

Миф третий: некоммерческие организации не платят налоги

Кажется логичным - пока некоммерческие организации не конкурируют с коммерческими, государство должно их поддерживать ради создаваемого общественного блага. Но не в России.

Российская налоговая система предусматривает практически одинаковые налоги для всех организаций, в том числе некоммерческих. Не очень справедливо, но как есть. Зато НКО вправе использовать все те же самые налоговые режимы, что и «большие» общества: например, упрощёнку, чтобы не платить НДС.

Из этого правила есть исключения в пользу НКО, но их совсем мало. Не платят налоги с членских взносов ассоциации и союзы (например, профсоюзы); также НКО не платят налоги с безвозмездных пожертвований.

Существует целый ряд льгот для благотворительных организаций, которые применяются при условии, что не менее 80% поступлений такая организация раздаёт в порядке благотворительной помощи. В остальном некоммерческие организации платят налоги наравне с коммерческими.

Миф четвёртый: некоммерческие организации используют для манипуляций

Из-за последних расследований за НКО закрепилась репутация «распильщиков». Это одновременно миф и не миф.

Некоммерческие организации действительно используются для сокрытия бенефициаров, то есть истинных владельцев бизнеса. Существуют так называемые автономные организации, у которых формально нет владельцев и выгодоприобретателей: они существуют сами по себе.

Такая компания после регистрации работает без акционеров и участников, может создавать дочерние структуры (в том числе коммерческие), распоряжаться собственным имуществом, но бенефициаров не имеет. Следовательно, любая попытка раскрытия информации зайдёт в тупик.

Не улучшают репутацию НКО и регулярные скандалы с распределением президентских грантов. Организации, которым отказывают, особенно по формальным основаниям, всегда заявляют о коррупции - и проверить это нельзя, поскольку процедура действительно непрозрачная.

Однако все эти «распильные» скандалы перекрываются одним фактором, отличающим некоммерческие организации от коммерческих: из НКО действительно сложно и дорого вывести деньги. Почти все НКО не вправе платить дивиденды своим учредителям; заработанное они обязаны истратить на свои уставные цели, а если цели достигнуты - отдать государству.

Поэтому, даже если вы создадите НКО и предпринимательской деятельностью заработаете деньги, вывести их будет крайне трудно и затратно.

Что касается получения грантов - это тоже не так просто. Во-первых, чтобы выпросить грант, вначале нужно довольно долго заниматься общественно-полезной деятельностью за свой счёт. Во-вторых, оформление поступления и выполнения гранта - это гора бумаги; отчётность там не то чтобы сложная, но очень уж изматывающая.

И в-третьих, гранты обычно невелики: до нескольких миллионов рублей. На практике гораздо проще заработать эти деньги, чем пытаться «отпилить» их от государственных, и не в пример безопаснее.

Зачем вообще нужны НКО

После всего перечисленного у вас закономерно возникает вопрос: если НКО не дают преимуществ, то кто их вообще создаёт?

Во-первых, социальные предприниматели, которые уже занимаются некоммерческой деятельностью, - НКО позволяет получать гранты и пожертвования, что запрещено для коммерческих организаций. При наличии грамотных юристов и бухгалтеров можно построить целый холдинг из НКО и немного сэкономить на налогах.

Во-вторых, некоторые виды деятельности доступны только для некоммерческих организаций - например, обучение (кроме дополнительного образования), саморегулирование (СРО), управление жильём (ТСЖ) и так далее. Поэтому чтобы создать детский сад или школу, профсоюз или торгово-промышленную палату, нужно зарегистрировать НКО в Министерстве юстиции.

В России существует немало видов различных организаций. Некоммерческие объединения считаются одними из наиболее распространенных. Они не являются бизнес-структурами, хотя могут иметь отношение к процессам, приносящим доход.

Понятие и виды некоммерческих организаций

Прежде чем рассматривать задачи подобных структур, следует определиться с тем, какой смысл несут данные термины.

В качестве некоммерческой можно определить организацию, которая не ставит ключевой целью своей деятельности получение прибыли и, как следствие, не распределяет полученный доход между участниками. Подобные структуры могут преследовать различные цели и быть направлены на сферу образования, благотворительности, культурной жизни, формирование социальных, управленческих и научных проектов. Роль ключевых целей может выполнять охрана здоровья, развитие спорта и физической культуры, защита законных интересов и прав граждан и даже удовлетворение их духовных потребностей.

Этот список можно продолжать, но суть будет оставаться той же - различные виды некоммерческих организаций ориентированы на помощь определенным социальным группам.

Ключевые отличия

Для лучшего понимания того факта, что из себя представляет структура некоммерческого формата, стоит обратить внимание на ее особенности. И это, прежде всего, будет их общественный характер. Другими словами, они всегда объединяют либо юридических лиц (различные организации), либо обычных граждан.

Подобные сообщества формируются исключительно на добровольной основе и существуют на общественные деньги. При этом перед ними открыта возможность для осуществления предпринимательской деятельности. Но основанием для подобной инициативы может быть только достижение уставных целей. Стоит отметить тот факт, что разные виды некоммерческих общественных организаций получают от государства определенные льготы, касающиеся уплаты налогов.

Правовое основание

Что касается законодательной базы, регулирующей различные грани деятельности таких структур, то искать ее стоит в Гражданском кодексе РФ, а если говорить более подробно, то в разделе «Некоммерческие организации». Именно здесь содержатся все характеристики, касающиеся гражданско-правового статуса подобных сообществ и порядок получения ими, а также эксплуатации любого имущества.

К тому же понятие и виды некоммерческих организаций тоже определены в упомянутом выше разделе. В этой ветви закона можно найти всю необходимую информацию о том, какой деятельностью и как именно могут заниматься благотворительные фонды. Здесь также зафиксированы требования, которые должны отображать в своей учредительной документации различные виды некоммерческих организаций.

Что стоит знать о юридических лицах

Есть ряд особенностей, которые присущи объединениям различных организаций, деятельность которых можно охарактеризовать как некоммерческую. Эти отличия выделяют их на фоне тех сообществ юридических лиц, которые ориентированы на получение прибыли.

Эти особенности выглядят следующим образом:

Изначальное ограничение правоспособности, на которую могут рассчитывать все виды некоммерческих организаций, подразумевающие объединение юридических лиц. Другими словами, они могут проявлять активность исключительно в тех направлениях деятельности, которые зафиксированных в законе и учредительной документации.

Возможность использования предпринимательства доступна исключительно в рамках необходимости достижения целей, определенных в качестве причины создания организации. Это может быть приобретение ценных бумаг или запуск производства, оказание услуг или участие в хозяйственных обществах. Таким образом виды деятельности некоммерческих организаций могут быть достаточно обширны, но они всегда должны иметь под собой объективное основание. Но здесь важно учесть возможность одного исключения.

Для создания НО могут использоваться любые формы, допускаемые как ГК РФ, так и любыми другими законами.

Еще одной важной особенностью является тот факт, что любые виды некоммерческих организаций, формы которых не соответствуют фонду или потребительскому кооперативу, признаны несостоятельными быть не могут. Это означает, что если такие сообщества оказались должны кредиторам деньги, то нет каких-либо оснований для того, чтобы посредством решения суда перевести их в статус банкрота. Но такая организация может быть ликвидирована, а ее имущество будет использовано для возврата задолженности. Если после этого процесса останутся средства, то они направятся на достижение тех целей, ради которых НО изначально и создавалась.

Благополучатели

Изучая некоммерческие организации, цели и виды этих структур, стоит обратить внимание на тот факт, что они могут не только быть инициаторами благотворительной деятельности, но и принимать определенные средства от добровольцев и благотворителей. Такие пожертвования имеют несколько ключевых форм:

  • льготная или бескорыстная передача имущества в собственность, в том числе интеллектуальных ресурсов и денежных средств;
  • безвозмездное предложение прав пользования, распоряжения или владения какими-либо объектами или правами собственности;
  • бесплатное выполнение работ или предоставление услуг со стороны благотворителей, являющихся юридическими лицами.

Как правило, НО создается без фиксированного срока действия. Исключение могут составлять те организации, в уставе которых подобные данные прописаны. Что касается статуса юридического лица, то его НО получают, как только будет завершена их государственная регистрация. Нужно заметить, что зарегистрировать организации некоммерческого типа достаточно сложно. Для этого понадобится немало времени, поскольку придется иметь дело с большим количество организационно-правовых форм. Из-за этого процесс разработки учредительной документации также может оказаться достаточно хлопотной задачей.

Виды организационно-правовых форм некоммерческих организаций

Если изучить закон РФ и российский Гражданский кодекс, то можно обнаружить, что существуют четкие формы НО, которые можно применять для их создания:

  • Потребительские кооперативы. Их используют, если планируется объединение лиц на условиях членства с целью восполнения собственных потребностей в определенных услугах и товарах. При такой форме в качестве первоначальной материальной базы организации выступают паевые взносы.
  • Религиозные и общественные организации. В этом случае основой для объединения лиц служит единство их взглядов. Сама же структура создается для реализации целей, которые являются общими для участников.
  • Фонды. Им однозначно стоит уделить внимание, разбираясь в том, какие виды юридических лиц некоммерческие организации могут включать. Под фондами стоит понимать объединения, не имеющие членства, и основанные исключительно для достижения целей, полезных обществу. В качестве основного инструмента, посредством которого выполняются задачи такой организации, можно определить использование имущества. Все средства в собственность фонда передают учредители.
  • Некоммерческие партнерства. Основные виды некоммерческих организаций включают и такую форму объединения, которая основана на членстве. Она может создаваться как юридическими лицами, так и гражданами.
  • Государственные корпорации. В данном случае учредителем может быть Российская Федерация. Для формирования такой структуры был издан специальный закон. В качестве ключевых целей этой НО можно определить выполнение любых общественно полезных, а также управленческих и социальных функций.
  • Ассоциации и союзы юридических лиц. Подобные объединения используют систему членства. Виды финансов некоммерческих организаций такого типа могут иметь несколько типов в зависимости от конкретной формы структуры.
  • Автономные НО. В данном случае членство не актуально. В качестве ключевых задач определяется предоставление услуг в сфере права, здравоохранения, науки, спорта, образования и др.

Более подробно о финансах

Любые виды некоммерческих организаций нуждаются в постоянном финансировании. Для того чтобы обеспечить подобные объединения необходимыми средствами, могут использоваться несколько путей, разрешенных законом:

  • доходы, полученные благодаря долевому участию в коммерческих организациях;
  • прибыль, источником которой является предпринимательская деятельность;
  • пожертвования и добровольные взносы;
  • поступления от лиц, являющихся учредителями организации.

Финансовую и экономическую поддержку НО могут оказывать также федеральные, местные и региональные органы самоуправления. Различные виды некоммерческих организаций могут получать такую помощь в форме частичного или полного освобождения от платы за эксплуатацию муниципального и государственного имущества, льгот по налоговым платежам, а также доступа к государственным заказам.

Управление финансами

Изначально стоит понимать, что все виды финансовых ресурсов некоммерческих организаций, которые они будут использовать, определяются самими объединениями. Но при этом, согласно законодательству, они обязаны иметь смету доходов и расходов или же самостоятельный баланс. Подобные сметы являются обязательным условием для всех объединений. Их также используют в качестве финансового плана организации.

Такой план может составляться как с разбивкой на кварталы, так и на год в целом. При этом в случае запуска нескольких проектов одновременно лучшим вариантом будет составление смет для каждого из них в отдельности.

Что касается определения статей расходов и доходов бюджетных структур, то в отношении к ним применяются значительно более жесткие требования.

Принципы финансового учета НО

Ключевым направлением, в рамках которого используется учет, является фиксирование целевых поступлений и расходов, равно как и рассмотрение движения имущества.

Важно понимать, что средства, поступившие в организацию для выполнения определенных задач, должны соответствовать целевым расходам, иначе есть смысл говорить о неверном использовании финансов. Понятие и виды некоммерческих организаций изначально рассматриваются как средство достижения целей, актуальных для определенных социальных групп, поэтому финансирование должно направляться именно в это русло.

При этом подобный принцип вовсе не подразумевает необходимость использования всех полученных средств в течение года, напротив, финансы могут распределяться на несколько лет.

Итоги

Различные виды юридических лиц, коммерческие и некоммерческие организации всегда создаются с определенной целью. И если говорить о последних, то стоит отметить, что миссия подобных структур важна для общества, поскольку с их помощью достигаются изменения, улучшающие положение конкретных социальных групп.

Некоммерческие организации отличаются тем, что извлечение прибыли не является для них основной целью, а полученная прибыль не делится между участниками организации. Однако некоммерческие организации тоже занимаются предпринимательской деятельностью в пределах уставных целей.

К таким организациям относятся:

Потребительские кооперативы;

Общественные или религиозные организации (объединения);

Финансируемые собственником учреждения;

Благотворительные и иные фонды;

Другие организационно-правовые формы, предусмотренные законом.

В частности, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. введены две такие формы: некоммерческое партнерство и автономная некоммерческая организация. Ст. 291 ГК РФ предусмотрено создание некоммерческих организаций в форме товарищества собственников жилья. Кроме того, существуют объединения работодателей, торгово-промышленная палата, товарная биржа и др.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовный и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям. Деятельностью некоммерческой организации признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика. Организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

В отношении некоммерческих организаций действует принцип специальной правоспособности, т.е. они могут совершать лишь такие действия, которые соответствуют целям их деятельности, предусмотренным в уставе или другом учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Деятельность отдельных видов некоммерческих организаций регулируют: федеральные законы от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях", от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 15 июня 1996 г. "О товариществах собственников жилья" и др.

Потребительские кооперативы – это объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов (в изъятие из общих норм о статусе некоммерческих организаций потребительским кооперативам предоставлено право распределять доходы от предпринимательской деятельности между своими членами).

Паевой фонд создается за счет взносов участников и должен быть оплачен к моменту государственной регистрации кооператива либо полностью, либо в размере, предусмотренном законом для определенного вида кооперативов.

К числу потребительских относятся такие кооперативы, как жилищные и жилищно-строительные; гаражные; дачные; садоводческие товарищества; потребительские общества; общества взаимного кредита («кассы взаимопомощи»); общества взаимного страхования и др.

Потребительский кооператив создается в соответствии с разрешением его учредителей (членов) на основании устава, являющегося его единственным учредительным документом. В уставе наряду с общими сведениями должны также содержаться данные о порядке управления деятельностью кооператива, составе и компетенции органов управления, порядке принятия решений, размере и порядке внесения паевых взносов его членами и ответственности за просрочку, порядке покрытия понесенных кооперативом убытков.

Членами потребительского кооператива могут быть как граждане, так и юридические лица. Потребительские кооперативы должны учреждаться не менее чем тремя лицами (для потребительских обществ в качестве учредителей требуется не менее 5 граждан и/или 3 юридических лиц). Они не могут создаваться одним учредителем или состоять из единственного участника (члена).

Управление потребительским кооперативом строится по общим для всех кооперативов принципам. Высший орган – общее собрание участников. В соответствии с уставом общее собрание имеет исключительную компетенцию:

Рассматривает любой вопрос деятельности кооператива;

Формирует исполнительные органы, в ведение которых входит решение всех вопросов, не отнесенных к компетенции общего собрания (председатель, правление, наблюдательный совет).

Каждый участник независимо от размера паевого взноса обладает одним голосом при принятии решений на общем собрании. Он вправе принимать участие в управлении делами кооператива, в том числе в составе исполнительных органов, а также получать в пользование часть кооперативного имущества, пропорциональную своему паю. Член кооператива вправе в любое время выйти из его состава, получив стоимость своего пая, а в предусмотренных законом и уставом кооператива случаях и иные выплаты. Он вправе также продать, передать по наследству или иным образом произвести отчуждение своего пая и тем самым выйти из числа участников кооператива. Пай может быть разделен между несколькими лицами (в частности, наследниками умершего члена) лишь в случаях, прямо предусмотренных законом и уставом кооператива (нельзя, например, разделить пай, связанный с использованием однокомнатной квартиры, земельным участком меньше 0,06 га).

Обязанности члена потребительского кооператива: оплата вступительного, паевого и иных взносов; покрытие за счет дополнительных взносов убытков кооператива; иные обязанности (например, по отработке определенного времени при создании объектов кооперативной собственности).

За невыполнение обязанностей пайщик может быть исключен из кооператива по решению общего собрания (которое может быть обжаловано в судебном порядке).

Потребительские кооперативы реорганизуются и ликвидируются по общим правилам. Особым основанием реорганизации или ликвидации является полное внесение паевых взносов за предоставленные в пользование объекты, поскольку это обстоятельство влечет возникновение права собственности на это имущество и соответственно прекращение этого права для кооператива (дом, гараж, земельный участок и т.п.).

В такой ситуации потребительский кооператив должен быть преобразован в иной потребительский кооператив (по совместной эксплуатации объекта) или в другую форму некоммерческой организации (товарищество собственников жилья) либо ликвидирован.

Общественные организации. К числу общественных организаций относятся политические партии, профессиональные и творческие союзы, добровольные общества, другие аналогичные объединения граждан по интересам.

В крупных общественных организациях юридическими лицами могут признаваться как организации в целом, так и их отдельные званья (в этом качестве не вправе, однако, выступать советы, правления и иные руководящие органы таких организаций).

Общественные организации создаются по инициативе не менее чем трех граждан. В числе учредителей и участников могут быть другие общественные организации – юридические лица.

Учредительным документом общественной организации является ее устав, утвержденный учредителями и зарегистрированный в органах юстиции. В уставе помимо общих сведений должны быть указаны цели ее деятельности, порядок вступления и выхода из организации, структура управления (органы этого юридического лица и их компетенция), источники образования имущества.

Общественные организации вправе создавать другие некоммерческие, а также коммерческие организации или быть их участниками. Такие коммерческие организации должны заниматься деятельностью, которая соответствует целям общественной организации. Полученные доходы должны идти на достижение уставных целей общественной организации.

Общественные организации должны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный доступ к таким сведениям.

Участники общественных организаций имеют равные права в управлении их делами и несут равные обязанности, за нарушение которых могут быть исключены из организации. Высшим органом организации является ее съезд или общее собрание участников, которые избирают исполнительные органы и имеют исключительную компетенцию, определенную законом и уставом (все сделки от имени организации подлежат предварительному одобрению ее коллегиального органа, в противном случае они могут быть признаны недействительными).

Общественные организации реорганизуются и ликвидируются по общим правилам. Остаток имущества организации, образовавшийся в результате ее ликвидации, подлежат направлению на цели, предусмотренные ее уставом или решением ее высшего органа, а при их отсутствии – на цели, определенные решением суда.

Религиозные организации. Они являются разновидностью общественных организаций. Это объединения граждан, имеющие основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающие соответствующими этим целям признаками. К ним относятся: наличие вероучения и религиозной догматики; совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний; проповедническая деятельность (религиозное обучение, воспитание и иные формы распространения вероучения).

Религиозные организации могут выступать в виде: общин, монастырей, братств, миссий и т.п.

Учреждения. Это организации, созданные собственниками для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемые ими полностью или частично.

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Учредители-собственники несут неограниченную дополнительную ответственность по долгам учреждения.

К числу учредителей относятся органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения, науки, здравоохранения, культуры, спорта и др. В зависимости от учредителей они могут быть и публичными, и частными.

Учреждения создаются по решению соответствующего собственника (или уполномоченного им органа) либо нескольких собственников и действуют на основании утвержденного и зарегистрированного устава или положения, а иногда – общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида.

В уставе определяются задачи и цели деятельности учреждения, его структура, порядок управления, права и обязанности должностных лиц, порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности, ведения учета и отчетности, ликвидации и реорганизации и другие вопросы. Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы). Учреждения обычно финансируются собственниками по смете.

Учреждению может быть разрешено осуществление некоторых видов деятельности, приносящей доходы (это должно быть отражено в уставе или положении). Эти доходы поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения. Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной деятельностью учреждения.

Учреждение не вправе создавать другие юридические лица, т.е. это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника.

В отличие от всех других видов юридических лиц, учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная ответственность из собственников-учредителей. Поэтому они не могут быть объявлены банкротом.

Учреждение может быть реорганизовано, в том числе преобразовано в автономную некоммерческую организацию или в фонд, а также в хозяйственное общество (для государственных и муниципальных учреждений это допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации).

Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.

Фонды. Это некоммерческие организации, не имеющие членства, основанные для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями.

Участие фондов в гражданском обороте имеет строго целевой характер, подчиненный основным целям деятельности конкретного фонда. Необходимое для этих целей имущество аккумулируется с помощью добровольных пожертвований (взносов).

Фонд создается по решению его учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ. В уставе фонда помимо общих сведений должны содержаться сведения о целях его деятельности, об органах фонда и их компетенции, о порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Закон ограничивает возможности внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами (чтобы не изменить статус фонда вопреки воле его учредителей). Такие изменения могут вноситься этими органами только в случаях, прямо предусмотренных уставом, а при отсутствии таких указаний – только по решению суда при наличии предусмотренных законом условий.

В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица, так и публично-правовые образования (последние не могут быть учредителями благотворительных фондов, т.е. в этом случае публичное имущество использовалось бы нецелевым образом). Учредителями фонда не могут быть лица. Которые организуют и затем руководят его деятельностью. Учредители фонда обычно не участвуют в его деятельности инее обязаны это делать.

Вместе с тем учредители и другие участники фонда вправе и должны контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества. С этой целью в фонде из числа его учредителей либо иных авторитетных в общественном мнении лиц должен быть создан попечительский совет. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Попечительский совет осуществляет надзор за всей деятельностью фонда и его исполнительных органов и должностных лиц.

В фонде образуется коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.д.) исполнительные органы, обычно назначаемые или утверждаемые учредителями или попечительским советом. Сделки от имени фонда подлежат предварительному одобрению попечительского совета фонда.

Для пополнения своего имущества фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Последняя обязана служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им. На аналогичных условиях фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Благотворительные фонды вправе создавать хозяйственные общества лишь в качестве «компании одного лица», будучи их единственными учредителями и участниками. Для достижения своих целей фонды могут создавать и некоммерческие организации.

Фонды реорганизуются по решению учредителей или назначенного ими попечительского совета по общим правилам. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц.

Закон предусматривает особый порядок ликвидации фондов. Ликвидация происходит по основаниям, указанным в законе, а не в уставе, и допускается только по решению суда, а не в добровольном порядке. Остаток имущества направляется на цели, предусмотренные в уставе фонда или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства.

Ассоциации, союзы. Это некоммерческие организации, образованные несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.

В отличие от объединений холдингового типа, данные объединения, во-первых, являются самостоятельными юридическими лицами, а во-вторых, преследуют некоммерческие цели, главным образом цели координации деятельности участников, представления и защиты их общих, в том числе имущественных, интересов.

Они воздаются на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении участников. Поэтому члены ассоциации или союза полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

В качестве учредителей ассоциаций и союзов могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации (однако коммерческие и некоммерческие организации не могут совместно друг с другом создавать ассоциации и союзы). Закон не устанавливает минимально необходимого числа участников таких организаций. Одно и то же юридическое лицо может одновременно состоять в нескольких ассоциациях и союзах.

Учредительными документами ассоциации и союза являются учредительный договор и устав. В первом из них определяются цели объединения и условия участия в нем, а во втором – статус самого объединения. В учредительных документах должны содержаться сведения, определяющие объем и характер специальной компетенции объединения, основной предмет его деятельности, состав и компетенцию органов управления, порядок принятия ими решений, порядок распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

Высшим органом объединения является общее собрание участников (их представителей). Исполнительные органы образуются общим собранием из числа физических лиц (должностных лиц) или представителей участников.

Ассоциация или союз не вправе сами осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. Доходы от такой деятельности используются только на нужды объединения.

Права члена ассоциации (союза):

Участвовать в управлении делами объединения на равных правах с другими членами;

Безвозмездно пользоваться услугами ассоциации (союза);

Беспрепятственно выйти из объединения.

Обязанности члена ассоциации (союза):

Уплачивать членские и иные взносы;

Участвовать в выплате долгов ассоциации (союза) пропорционально взносу в ее имущество (эта обязанность сохраняется в течение двух лет после выхода из объединения).

За неисполнение обязанности уплачивать взносы участник может быть исключен из ассоциации (союза) по решению остальных участников.

Новые члены принимаются в объединение по единогласному решению его участников, причем на них может быть возложена дополнительная ответственность личным имуществом по долгам объединения, возникшим до момента их принятия.

Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам. Такое объединение по единогласному решению участников может быть преобразовано в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество или товарищество.

Остаток имущества после ликвидации ассоциации (союза) передается для использования на цели, определенные в ее уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом, и не может распределяться между учредителями объединения.

Некоммерческие партнерства. Это некоммерческие организации, созданные для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности (достижения некоммерческих целей).

Некоммерческие партнерства – объединения граждан и юридических лиц (в том числе коммерческих организаций). Главную особенность некоммерческого партнерства составляет возможность его участников получить при выходе из него или при ликвидации этой организации часть ее имущества.

Некоммерческое партнерство создается на основании решения его учредителей, утверждающих его устав. Кроме того, они могут (но не обязаны) заключить учредительный договор, становящийся в этом случае вторым учредительным документом партнерства. В этих документах должны содержаться сведения о характере и целях деятельности партнерства, условиях членства в нем, о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, об источниках формирования имущества и о порядке распределения его остатка после ликвидации партнерства.

Число учредителей некоммерческого партнерства не ограничено, но партнерство в любом случае не может быть создано одним лицом.

Высшим органом партнерства является общее собрание его членов, имеющее исключительную компетенцию. Возможно также создание постоянно действующего органа (типа наблюдательного совета). В партнерстве обязателен единоличный исполнительный орган, образуемый его высшим органом, а в случаях. Предусмотренных уставом, возможно создание и коллегиального исполнительного органа (правление, директорат и т.п.).

Партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии со своим уставом. Оно может создавать другие коммерческие и некоммерческие организации. Члены партнерства не отвечают по его обязательствам, как и партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Права членов партнерства:

Участвовать в управлении делами;

Получать информацию о деятельности партнерства;

Свободно выйти из партнерства, получив часть его имущества или его стоимость в пределах стоимости имущества, переданного в собственность партнерства, за исключением членских взносов (если иное не следует из закона или учредительных документов);

Получать часть остатка имущества пропорционально своему взносу в имущество партнерства при его ликвидации и др.

Обязанности членов партнерства:

Вносить взносы в имущество;

Другие предусмотренные учредительными документами обязанности.

Партнерства реорганизуются и ликвидируются по общим правилам.

По единогласному решению учредителей оно может преобразоваться в общественную или религиозную организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию. Закон не предусматривает преобразование партнерства в коммерческую организацию.

Автономные некоммерческие организации. Это учрежденные на основе добровольных имущественных взносов некоммерческие организации, имеющие целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам. Они не имеют членства и создаются на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, прежде всего некоммерческого характера (в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта и т.п.). От учреждений такие организации отличаются наличием права собственности на передаваемое им учредителями имущество.

Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как физические, так и юридические лица. Закон не исключает здесь и единоличного учредительства.

Учредительным документом является устав, а при наличии нескольких учредителей возможно и заключение учредительного договора.

В уставе указываются предмет и цели деятельности организации, источники формирования и порядок использования ее имущества, состав и компетенция органов управления, направления использования остатка имущества после ликвидации организации.

В автономной некоммерческой организации создается коллегиальный высший орган, имеющий исключительную компетенцию. В него включаются как учредители, так и наемные работники этой организации, которые, однако, не могут составлять более одной трети от общего числа членов этого органа. Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом данной организации (или коллегиальным, если он предусмотрен уставом).

Учредители автономной некоммерческой организации не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут никакой ответственности по ее обязательствам. Они, однако, обязаны осуществлять надзор за соответствием деятельности организации ее уставным задачам. Учредители вправе пользоваться услугами, предоставляемыми организацией, только на равных условиях с другими лицами.

Автономная некоммерческая организация реорганизуется и ликвидируется по общим правилам. По решению ее высшего органа она может преобразовываться в общественную или религиозную организацию либо в фонд, но не в коммерческую организацию. Остаток ее имущества после ликвидации используется в соответствии с указаниями устава.

Товарищество собственников жилья. Товариществом собственником жилья признается организация, созданная на началах членства гражданами или иными собственниками жилья для совместного использования находящихся в их общей собственности объектов недвижимости, обслуживания принадлежащих им жилых помещений.

Товарищество организуется не менее чем двумя домовладельцами, в качестве которых могут выступать не только граждане, но и иные собственники жилых помещений – юридические лица, публично-правовые образования.

Правовой статус товарищества собственников жилья определяется его уставом. Устав принимается на общем собрании домовладельцев большинством голосов присутствующих домовладельцев или их представителей.

Закон РФ «О товариществах собственников жилья» определяет права и обязанности.

В частности, товарищество имеет право:

Заключать договоры на управление, обслуживание, эксплуатацию общего имущества;

Организовывать собственное домоуправление для обслуживания недвижимого имущества в кондоминиуме;

Определять бюджет товарищества;

Устанавливать размеры платежей, сборов, взносов для каждого домовладельца в соответствии с его долей участия;

Выполнять работы и оказывать услуги членам товарищества;

Пользоваться кредитами банка;

Иметь в собственности помещения в кондоминиуме;

Продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду оборудование, инвентарь и другие материальные ценности;

Предоставлять в пользование или ограниченное пользование объекты общего имущества какому-либо лицу или лицам;

Получать в бессрочное пользование или приобретать в собственность земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек;

Ряд других прав.

Товарищество собственников жилья обязано:

Обеспечивать выполнение требований Закона «О товариществах собственников жилья», иных законодательных и правовых актов, а также устава товарищества;

Выполнять принятые на себя договорные обязательства;

Обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества;

Обеспечивать соблюдение интересов членов товарищества при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью, распределения между домовладельцами издержек по содержанию и ремонту общего имущества;

Ряд других.

Органами управления товариществом являются общее собрание и правление.

Общее собрание членов товарищества является его высшим органом управления и создается в порядке, установленном уставом товарищества, созывается один раз в год. Внеочередное общее собрание может быть созвано по инициативе правления, членов товарищества, обладающих 10 % голосов и более от общего числа голосов в товариществе, а также по требованию ревизионной комиссии и органа местного самоуправления.

К исключительной компетенции общего собрания относится:

Внесение изменений и дополнений в устав;

Решение о реорганизации и ликвидации товарищества;

Принятие решения об отчуждении, о сдаче в аренду, залоге или передаче иных прав на имущество товарищества домовладельцам или третьим лицам, предоставлении сервитутов или иных прав пользования общим имуществом в кондоминиуме;

Принятие решения о приобретении, строительстве, реконструкции, возведении хозяйственных построек и других сооружений, ремонте недвижимого имущества;

Принятие решения о получении заемных средств, включая банковские кредиты;

Определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества.

Решения по перечисленным вопросам принимаются большинством в две трети голосов от общего числа членов товарищества. По остальным вопросам решения принимаются простым большинством от числа присутствующих на собрании.

Руководство текущей деятельностью товарищества осуществляется его правлением, избранным общим собранием. Правление вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.

Участники товарищества обладают правом голоса пропорционально доле принадлежащих им жилых помещений, если иное прямо не предусмотрено уставом товарищества. Членство в товариществе обусловлено правом собственности на соответствующее жилое помещение. Участник не может быть исключен из товарищества. В случае нарушения им обязанности по уплате взносов в имущество товарищества он должен возместить товариществу причиненные этим убытки.

Хозяйственная (предпринимательская) деятельность товарищества строго ограничена рамками эксплуатации и ремонта общей помещений и оборудования, а полученный от нее доход идет на общие нужды и не распределяется между участниками.

Товарищество собственников жилья реорганизуется и ликвидируется по общим правилам. В отличие от кооперативов, закон не предусматривает для такого товарищества возможности его преобразования в иной вид юридического лица.

Торгово-промышленная палата – это негосударственная некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей. ТПП – это самостоятельное юридическое лицо. Оно может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для уставных задач палаты. Полученная прибыль между членами палаты не распределяется. По своим долгам ТПП отвечает всем своим имуществом. Члены палаты по ее обязательствам не несут никакой ответственности.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

Оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;

Содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов РФ, отраслей хозяйства и предприятий;

Организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами;

Содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в РФ, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;

Оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;

Содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;

Принимают меры в рамках предоставленных им прав к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;

Содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

Обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций;

Выполняют другие задачи с учетом положений международных договоров РФ.

Торгово-промышленные палаты образуются на основе принципа добровольного объединения их учредителей, на территории одного или нескольких субъектов РФ, а также на территории других административно-территориальных образований. На одной и той же территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.

Учредителей палаты должно быть не менее пятнадцати. Они созывают учредительный съезд, конференцию или общее собрание, на котором принимают устав и образуют руководящие органы торгово-промышленной палаты. Членами палаты могут быть любые российские предприятия и индивидуальные предприниматели, а также организации, их объединяющие.

Со дня принятия устава учредители торгово-промышленной палаты в месячный срок подают заявление для ее государственной регистрации, которая осуществляется органами юстиции.

Деятельность торгово-промышленных палат прекращается путем реорганизации и ликвидации. Решение по данному вопросу принимается высшими руководящими органами палат. Имущество ликвидированной ТПП после удовлетворения претензий кредиторов направляется на цели, предусмотренные ее уставом.

Торгово-промышленные палаты имеют право:

Осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики и т.п.;

Представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах;

Оказывать содействие российским и иностранным предприятиям и предпринимателям в патентовании объектов промышленной собственности, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;

Проводить экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров;

Вести негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров в предпринимательской деятельности;

Организовывать международные выставки;

Создавать, реорганизовывать и ликвидировать в РФ и за границей предприятия и учреждения, а также совместно с иностранными предприятиями и предпринимателями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты;

Издавать газеты, журналы и другие печатные материалы для обеспечения предпринимательской деятельности;

Самостоятельно определять методы осуществления своей деятельности, устанавливать структуру, штатное расписание, численность работников, формы и размеры оплаты труда и материального стимулирования их труда;

Открывать свои филиалы и представительства, в том числе за границей;

Образовывать третейские суды, утверждать положения о них и порядок рассмотрения споров третейскими судами;

Поддерживать прямые международные контакты и заключать соответствующие соглашения;

Осуществлять иные полномочия.

Объединение работодателей. В соответствии с Законом от 27.11.02 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» указанное объединение является формой некоммерческой организации, основанной на членстве работодателей и созданной в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления.

В отличие от союзов (ассоциаций), в объединении работодателей могут состоять как коммерческие, так и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели.

Виды объединений работодателей:

Общероссийское объединение работодателей (создается общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ);

Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей (создается работодателями, которые должны осуществлять свою деятельность не территории более половины субъектов РФ и с ними должно состоять в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности);

Межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей (создается работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществляет свою деятельность на территориях не менее двух субъектов РФ);

Региональное объединение работодателей (создается работодателями (или) их региональными отраслевыми, территориальными объединениями и осуществляет свою деятельность на территории одного субъекта РФ);

Региональное отраслевое объединение работодателей (создается работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляет свою деятельность на территории одного субъекта РФ);

Территориальное объединение работодателей (создается работодателями и (или) их территориальными отраслевыми объединениями и осуществляет свою деятельность на территории одного муниципального образования);

Территориальное отраслевое объединение работодателей (создается работодателями отрасли и осуществляет свою деятельность на территории одного муниципального образования).

Объединение работодателей создается на основании решения его учредителей, которыми могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей. Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Учредительным документом объединения работодателей является устав, который должен определять:

1) наименование объединения работодателей;

2) цели и задачи объединения работодателей;

3) место нахождения объединения работодателей;

4) порядок управления объединением работодателей;

5) права и обязанности членов объединения работодателей;

6) условия и порядок приема в члены объединения работодателей и выхода из него;

7) источники формирования имущества объединения работодателей;

8) порядок внесения изменений в устав объединения работодателей;

9) структуру, порядок создания и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений;

10) порядок наделения представителя и (или) представителей объединения работодателя полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, а также на участие в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров.

Права объединения работодателей:

Формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

Согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

Отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

Выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;

Наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, в примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;

Вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные сними экономические отношения и затрагивающие права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке;

Принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения;

Проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;

Получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;

Другие права, предусмотренные уставом объединения работодателей.

Обязанности объединения работодателей:

Вести коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и их объединениями;

Выполнять заключенные соглашения;

Предоставлять своим членам информацию о заключенных соглашениях и тексты этих соглашений;

Предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти и органам местного самоуправления имеющуюся информацию по социально-трудовым вопросам, необходимым для ведения коллективных переговоров в целях заключения соглашений и контроля за их выполнением;

Осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений;

Содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями – членами объединения;

Оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

Исполнять иные обязанности, предусмотренные уставом объединения.

Права членов объединения работодателей:

Участвовать в формировании органов управления объединения работодателей;

Вносить на рассмотрение органов управления предложения, касающиеся вопросов деятельности объединения работодателей, участвовать в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений;

Участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений;

Получать от объединения работодателей помощь в решении трудовых и других связанных с ними вопросов;

Свободно выходить из объединения работодателей;

И другие.

Обязанности членов объединения работодателей:

Выполнять требования устава объединения работодателей;

Соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей, выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями.

Нарушение или невыполнение взятых на себя обязательств влечет ответственность в порядке, установленном законодательством и соглашениями, заключенными объединением работодателей.

Выход работодателя из объединения не освобождает его от ответственности за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в объединении.

Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашений, заключенных этим объединением, несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных этими соглашениями.

При выходе из объединения работодателей его члены не сохраняют прав на переданное ими в собственность объединению имущество, в том числе на членские и иные взносы, если иное не предусмотрено уставом объединения работодателей.

Реорганизация, ликвидация объединения работодателей осуществляется на основании соответствующего решения вышестоящего органа управления объединения работодателей, а также в случаях, установленных федеральными законами.

Товарная биржа – это объединение (на началах членства) предпринимателей, созданное ими с целью организации специальных публичных торгов по продаже определенных товаров. Товарные биржи служат для организации оптовой торговли, осуществляемой между предпринимателями, но сами обычно являются некоммерческими организациями. С их помощью заключаются и исполняются сделки, приносящие доход, однако сама их деятельность бездоходна и требует финансирования от участников.

Товарная биржа создается коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями, число которых не может быть менее 10.

Членами биржи не могут быть:

Служащие данной или какой-либо другой товарной биржи;

Предприятия, учреждения, организации, если их руководители (их замы или руководители обособленных подразделений) являются служащими данной биржи;

Высшие и местные органы государственной власти и управления;

Банки, страховые и инвестиционные компании и фонды;

Общественные, религиозные и благотворительные объединения;

Физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Членство на бирже дает право:

Участвовать в биржевой торговле;

Участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления биржей;

Получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи.

Учредительным документом биржи является ее устав. В нем должно быть определено:

Структура управления и органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений;

Размер уставного капитала;

Перечень и порядок формирования постоянных фондов;

Максимальное число членов биржи;

Порядок приема в члены биржи, приостановка и прекращение членства;

Права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли;

Порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.

Высшим органом управления биржи является общее собрание членов. Доля каждого участника в уставном капитале не может превышать 10 %.

Среди участников биржи различаются полные и неполные члены. Первые имеют право на участие в биржевых торгах во всех се5кциях биржи и соответствующее число голосов на общих собраниях биржи и ее секций. Вторые вправе участвовать в биржевых торгах лишь в определенных секциях и имеют определенное число голосов на общем собрании биржи и на собрании ее соответствующей секции.

Участниками биржевой торговли являются члены биржи, постоянные и разовые посетители.

Виды биржевых сделок:

Сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

Сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

Сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

Сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки);

Другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленных в правилах биржевой торговли.

Биржа в целях обеспечения исполнения совершаемых на ней сделок обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) или заключения договора с банком или кредитным учреждением об организации расчетного (клирингового) обслуживания.




Top