Формирование неорусского стиля в архитектуре примеры. Как распознать псевдорусский стиль в московской архитектуре? Псевдорусский стиль - примеры зданий в России

Церковное строительство, образцом которого является архитектура Древней или Московской Руси - целая эпоха в формировании внешнего облика Петербурга. Эпоха, во многом забытая или утерянная. Постройки «неорусского стиля» уничтожались в ХХ веке более других. Как появились эти церкви, как повлияли на современный облик города и как исчезли - сегодняшний наш рассказ.

В середине XIX века русское общественное самосознание переживало важный этап, можно даже сказать - перелом. Возник интерес ко всему русскому, традиционному, и прежде всего к русской традиционной культуре. Раньше, за редким исключением, никто не видел особой ценности в традициях, сказках, костюме, обычаях, теремах и избах. Знаменитый спор «западников» и «славянофилов» повернул общественное мнение к народной русской культуре, к традициям, к прошлому.

Кстати, подобные искания властью далеко не всегда одобрялись. Но, однако, еще в царствование Николая I строительство храмов с использованием элементов традиционной русской архитектуры развернулось очень широко. Самыми известными были работы К.А. Тона.

Вообще для середины - второй половины XIX века характерна концепция «умного выбора» стиля здания. Во многом таким «умным выбором» стал и неорусский стиль - он отражал стремление власти повернуть общественное мнение к традиционным ценностям.

Самые крупные работы Константина Тона в Петербурге - Введенский собор лейб-гвардии Семеновского полка - напротив Витебского вокзала, Благовещенский собор лейб-гвардии Конного полка - на Благовещенской площади (ныне площадь Труда; фото 1913 года). Очень быстро выработался канон подобных церквей - это шатрового типа главный купол с небольшой главкой наверху, иногда с подобной же шатровой колокольней. Были выпущены типовые проекты, которые стали широко использоваться при строительстве по всей стране, особенно в случае неких «казенных надобностей» - например, строительства церквей при больницах, в расположении полков.

Да и в простом городке или небольшом селении проще дешевле и верноподданней было построить церковь по типовому проекту, чем пытаться создавать что-то оригинальное. Занимаясь историей северо-запада России, автор неоднократно сталкивался с ситуацией, при которой попытка выяснить, что же за церковь стояла в том или ином населенном пункте приводила к одному и тому же типовому проекту в архиве. Иногда с типовыми проектами происходили забавные казусы: в Красносельских военных лагерях было две пары церквей, построенных по двум типовым армейским проектам.

«Дежурный», «типовой» характер построек сформировал в среде искусствоведов в целом негативное отношение к этому стилю, получившему название «псевдорусский». Это отношение отчасти способствовало тому, что в годы большевистских гонений в первую очередь страдали именно эти храмы, они разрушались «как не имевшие художественной ценности».

Но среди целого ряда действительно малооригинальных построек были и своеобразные шедевры. Самым ярким и известным, конечно, стал Спас на Крови (фото С.М. Прокудина-Горского, 1905 - 1910). Очень характерно для того времени был проведен конкурс на лучший проект - вариант архитектора Парланда был принят, в частности потому, что его соавтор, архимандрит Игнатий, настоятель Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне, якобы увидел его то ли во сн. то ли в момент духовного озарения.

Образ храма был явно навеян московской церковной архитектурой - конечно, образцом послужил храм Покрова на Рву. И, может быть, в другом контексте храм бы смотрелся органично, но в строгом и геометрически выверенном центре Петербурга он до сих пор бросается в глаза. Несимметричность расположения постройки (изначальным требованием было возведение ее строго над местом убийства императора Александра II) общий диссонанс усиливает.

Впрочем, с годами собор стал совершенно неотъемлемой частью петербургского пейзажа. Вторым значимым объектом стал собор Петра и Павла в Петергофе. Построенный по проекту архитектора Султанова, он так же ярко выделяется и так же перекликается с московскими соборами. Для него, как и для Спаса на крови, характерно обилие архитектурных деталей, декора, составляющего, как из мозаики, общий облик постройки.

В начале ХХ века стало формироваться новое течение, как часть стиля модерн - обращение к традициям псковской и новгородской храмовой архитектуры. Одним из ярких представителей этого направления стал Спас на Водах А.М. Перетятковича (фото первой четверти XX века) - храм, построенный недалеко от Адмиралтейских верфей в память о моряках, погибших в Цусимском сражении. Необычным переосмыслением древнерусской и московской архитектуры стала церковь Алексея митрополита московского в Тайцах.

Пересматривая каталоги, все время встречаешь рядом со старой фотографией церкви подпись «разрушена в 30-х», «взорвана в 60-х годах ХХ века». Большевистские власти объявили форменную войну неорусским храмам. Храмы не только объединяли вокруг себя общины верующих. В городе, ограниченном по высоте правилами застройки, они выполняли важную градостроительную функцию высотных доминант. И, уничтожая их, правители города разрушали сложную, тонкую ткань, объединявшую исторический центр в единое целое. Своеобразными «выбитыми зубами» бросаются до сих пор в глаза места храмов у Витебского вокзала, на площади Труда и во множестве других мест. Ансамбль выстроен так, чтобы храм тут был, а его нет. Война с храмами обернулась и культурной и градостроительной катастрофой.

Когда в начале XXI века общество стало активно разворачиваться в сторону православия, началось и церковное строительство. Начали воссоздаваться уничтоженные храмы - и это, несомненно, своеобразный долг общества - вернуть городу его потери. Стали строиться и новые храмы: на Юго-Западе, в Шушарах, на Московском шоссе и во множестве других мест. И, за редчайшим исключением, строители и архитекторы ориентируются именно на образцы неорусского стиля.

С одной стороны - такое строительство отрадно. В плане архитектуры новые районы новостроек (и особенно - новостроек 60-х - 80-х годов) мертвы и бездушны. И появление храмов безусловно оживляет унылый пейзаж. Но с другой - единственным возможным решением остается тот же самый неорусский стиль, с минимумом отступлений от канона.

Хочется заметить, что Петербург дает множество примеров строительства православных храмов с совершенно различным обликом. Готические храмы Александрии, классические Казанский и Исаакиевский соборы, нестандартные «Кулич и Пасха». Но сейчас никакое разнообразие не приветствуется. Вот и вырастают в новых районах здания, очень сильно похожие и друг на друга и на официальную храмовую архитектуру второй половины XIX века.

Есть и еще одна проблема - несоразмерность масштабов строительства. Петербург знаменит своей ансамблевой застройкой. Грандиозные жилые здания подавляют обычно небольшие храмовые постройки, загораживают, заслоняют от света. Искусство сочетать храмы и окружающую застройку утеряно. Храмы перестают быть архитектурными доминантами, их заменяют небоскребы.

Искусству постройки храмов архитекторам приходиться учиться заново: традиция была прервана в 20-е годы ХХ века. Надеемся, что ближайшее будущее даст нам новые примеры формирования гармоничных архитектурных ансамблей, важное место в которых займут и храмы.

Псевдорусский стиль определяет течение в архитектуре России с конца 19 - начало 20 века. Его можно описать, как попытку соединить элементы древнерусского деревянного зодчества и мотивы византийского стиля. Попытаемся выяснить, откуда именно пришел к нам этот уникальный стиль, и что его отличает от других.

История появления псевдорусского стиля

Зарождение псевдорусского стиля в архитектуре началось в тридцатые годы 19 века. В те времена возрос интерес к национальной истории, культуре. Нация была настроена на распространение творческих направлений, целью которых можно назвать выражение историко-культурной специфичности собственной нации. Такие настроения можно охарактеризовать как интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия, вышедшие из славянофильства и романтизма. Решение вопроса лежало на поверхности. Дело в том, что удачное переплетение древнерусского зодчества и заимствование элементов византийского стиля – это простое сочетание официального православия и проявление интереса к Европе. Таким образом, здания 19 века взяли все лучшее от русско-византийского стиля.

Современники говорили, что псевдорусский стиль – это уникальная переработка истоков народного творчества.

Отличительные черты в архитектуре 19 века

Одной из первых построек такого стиля стала Погодинская из¬ба на Девичьем поле в Москве. Этот небольшой дом на самом деле похож на традиционное русское жили¬ще. Никитин, архитектор, сделал окна с резными ставнями, а крышу декорировал деревянными узорчатыми «полотенцами». Тем не менее, внутри дом мало чем отличается от обычных квартир.

В начале 1870-х годов при проектировании домов, архитекторы проявили большое внимание к зданиям, построенным еще в 16-17 веках. Одними из самых ярких примеров псевдорусского стиля того времени стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова в Москве, построенная Виктором Гартманом.

Направление называли «ропетовщиной» (в честь архитектора И.П. Ропета). Благодаря нему возникает большое количество деревянных выставочных павильонов.

Уже в начале 1880-х годов здания практически точно копировали элементы декорирования русской архитектуры 17-го века. Дома в то время были построены, преимущественно из кирпича и белого камня. Главными отличительными особенностями псевдорусского стиля 19 века являются узкие большие окна, сделанные по форме сводов, крыши, похожие на терем, так называемые «пузатые» колонны, фрески с использованием орнамента растительной тематики, разноцветные изразцы, а также массивные элементы ковки. Здания, выполненные в этом стиле, могли состоять из нескольких разноразмерных объектов.

Внешне дома могли не соответствовать внутренней архитектурно-пространственной и функциональной организации. Из форм в архитектуре находили отражение треугольники, шатры, «кружало», бочки. Двери были украшены сенью с кубышчатыми колоннами или козырьком на консолях.

Про неорусский стиль говорят, что он является неотделимой частью своего предшественника, псевдорусского стиля. Однако некоторые историки до сих пор утверждают, что это стиль, обладающий собственной неповторимой уникальностью. Разберемся, из чего же именно состоит неорусский стиль.

Зарождение неорусского стиля

Неорусский является предшественником модерна, утверждают многие. Он появился в начале 20 века, придя на замену (или как продолжение) псевдорусскому стилю. В то время в архитектуре продолжались поиски русского национального стиля. И, казалось бы, псевдорусский стиль помог в формировании собственной уникальности, но развитие продолжалось.

Еще в середине 19 века, когда только начинал развиваться псевдорусский стиль, официальные лица измеряли церкви, собирали народную утварь, произведения из стекла, глины, зарисовывали рукописные заставки, деревянную резьбу. Такие действия давали уникальный материал для близкого и тщательного изучения русского стиля.

Русский стиль, идя по пути эклектизма, начал выделяться некоторыми особенностями, которые были свойственны всему направлению. К их числу можно отнести пристрастие к богатой и дробной декорации, которая воспроизводила мотивы русского зодчества 16 и 17 веков. Кроме того, велись разработки приемов формированию пространства, основанные на использовании принципа свободной планировки. Подобный принцип был найден в “палатных” и “хоромных“ сооружениях древнерусских мастеров.

Уже на рубеже 19 и 20 веков в развитии национально-романтического направления были замечены довольно большие изменения, которые в некоторой степениотвечали за переход от эклектики к модерну в архитектуре. Суть этих изменений заключается в отмене культа детали и принятие обобщенной трактовки форм в архитектуре, а это должно было превратиться в основной источник их художественной выразительности. Таким образом, сменился круг исторических прототипов, приемлемых в архитектуре. Так, вместо увлечения декоративными приемами школы древнерусского зодчества пришел более глубокий интерес к зодчеству Владимиро-Суздальской земли, древних Пскова и Новгорода, Севера России.

Сторонники национального романтизма создали себе новые критерии в эстетике. Поэтому их внимание было обращено в былинную широту, сказочную одухотворенность. Для архитекторов это было, словно, преломление через своеобразное построение формы в целом, а этоприводило к созданию зрительных образов, схожих с зодчеством прошлых эпох, порой весьма отдаленных.

Разработка приемов в архитектуре, отвечавших вышеперечисленным изменениям, была неразрывно связана с творчеством Васнецова, Поленова, Билибина и других.

Именно под влиянием творчества живописцев появилось стремление к усилению чувственного начала в архитектуре.

Новый вид национального стиля назвали неорусским.

Неорусский стиль появился в Абрамцевском художественном кружке, куда входили знаменитыехудожники того времени. Его деятельность была тесно связана с театром, так что неудивительно, что большая часть его членов трудились над декорациями. К примеру, Васнецов сотворил для постановки «Снегурочки», по Островскому, зарисовки палат, которые в последствие отражали неорусский интерьер. Отправной точкойстал макет дворца Алексея Романовав Подмосковье, который сохранился еще со времен Екатерины.

Опорой для палат служилибольшие колонны, которые напоминали колонны, использованные в древнихсеверных храмах. Синие полотки ярко украшалиобразамиживотных, неба, растений. Перила из дерева, рамки, обрамляющие окна и зеркала, украшали резьбой.

Интерьер в неорусском стиле

В интерьере, который опирается на неорусский стиль, архитекторам и другим мастерами давали простор для фантазии, таким образом, воплощая собственное представление древнерусском искусстве.

Для родоначальника стиля модерн характерны элементы мозаики, двускатнаякрыша, завершения в форме терема, скульптуры различных героев из сказок.

Что касается люстры, то онистали использоватьсятолько в 18 веке. Поэтомунет основных предметов для освещения, которые могли бы быть использованы в качестве примера. Главным для освещения в помещении- это мотив свечи. В подобных случаях обычно применяли методрусской ковки. Другой вариант: искусный канделябр, который сделан под русских фольклорных птиц. Дляукрашения для светильников использовалисьмедные пластины.

По принципамтого времени, красоту традиционных русских изб можно было увидеть не только в соотношениичастей в архитектуре, но также в их уникальной разновидности.

Еще одной важной деталью того времени стал резной наличник. В то время его применяли как элемент декора фасада, а также в качестве внутреннего элемента декора, обрамляющего зеркала или окна. Он имел боковые колонки и завершение в теремка.

Древнерусская мебель была каркасная и конструктивная. Ее размещали вдоль стен, высвобождая, таким образом, большую часть пространства. Русской мебели былаприсущадельность. В неорусском стиле объединялись небольшой стол, диван и кресло. Но обычно вместо дивана использовалимассивные скамьи.

Стулья в то время отличались простой формой, некой скульптурностью и массивностью. Столы были устойчивыми и большими.

Для оформления также использовалась узорчатая фурнитура, которая напоминает резьбу из дерева. Для того, чтобы сделать накладки и прочуюфурнитуру применяли разнообразные металлы, железные и бронзовые сплавы.

Особый акцент в неорусской мебели делали на лавки, поскольку в традиционной избе они были одними из основных предметов. Хотьскамья кажется простым и незатейливым предметом, живописцы из Абрамцевского художественного кружка создалилавки, которые по своему изяществу и мастерству не уступали барочным креслам.

В неорусском декорировании обязательным предметом был сундук.При этом активно использовались резные предметы с росписью. Раньше сундуки и шкатулки, для надежности, скрепляли полосами из железа. Однако в 20-ом веке эти предметы утратили свою функциональность. Тем не менее, железные полосы продолжали использовать, поскольку они помогали сделать сундук более старым.

Неорусскому стилю были присущигромоздкие шкафы. Популярностью пользуются шкафы, традиционные для времен Петра I. Их обычно декорировали резьбой.

Модерн в неорусском стиле

Модерн стал важной вехой в развитии архитектуры 20 века. Модерн повернул архитектуру в поиск новых форм, после длительного господства эклектики. Для него характерно слияние всех видов изобразительного искусства для создания ансамбля, завершенной эстетической среды, в которой все, начиная от общих очертаний здания, заканчивая рисунком решетки и мебелью, должно следовать одному стилю. Модерн в архитектуре проявился в своеобразной текучести форм, любви к орнаменту, пастельной сдержанности колорита.

Неорусский стиль является первым и самым ранним проявлением модерна. Во многих странах модерн зародился во время переосмысления традиции средневековья. Элементы модерна начали проявляться еще в 19 веке в псевдорусском стиле, когда соединялись русское зодчество и элементы византийской культуры.

Как оформить свой дом в неорусском стиле

Прежде всего, следуя данному стилю, придется полностью отказаться от стандартных форм фасадов. Тогда использовали более массивные и увесистые фасады. При выполнении отделки, просчитывалась каждая деталь, так как зачастую она состояла из множества различных элементов.

Также особенностью неорусскогоявляется оформление стен и потолка особым византийским орнаментом. Таким образом, можно придать помещению атмосферу некой неповторимости эпохи Византийской империи. Нижнюю часть стен можно отделать деревянными панелями или досками. Однако можно применять и искусственные материалы, но, стоит учесть, что они должны имитировать дерево.

В то время древесина былашироко распространена, значит, при оформлении современной комнаты в неорусском стиле нужно использовать как можно больше предметов из дерева (столы, стулья, украшения, шкафы, окна, двери и прочее). Кроме того, пол советуют покрывать паркетной доской, ламинатом или другими искусственными материалами, имитирующими цвет древесины.

Тщательныйвыбор мебели в квартиру или дом– главный шаг на пути создания интерьера в настоящем неорусском стиле. Суда прекрасно впишется кованое декорирование мебели. Шкафы, стулья, полки, люстры, столы с элементами грубой ковки будут смотреться как раз кстати. Стоит отметить, что мебель должна, при этом, выглядеть солидно и дорого. Для интерьера можно соорудить арки и поставить скульптуры. Скульптуры могут изображать мужчин и женщин прошлых веков, а также греческих богов.

Псевдорусский стиль зародился в первой половине XIX в. Данное понятие включает в себя ряд направлений, которые зародились в Европе и России в XIX-XX вв. Он базировался на основных элементах зодчества, которые были распространены в Древней Руси, и византийских, очень грамотно вписанных в общую картину зданиях.

Понятие

Русский стиль начал свое существование в период усиленного внимания общества к архитектуре своего государства. Приблизительно тогда же начинают формироваться его основные отличительные черты, характерные исключительно для него. Они определяют не только внешний облик сооружений, сделанных в этом стиле, но и многие технические архитектурные аспекты.

В рамках псевдорусского стиля существует несколько течений, различия между которыми несведущему человеку могут быть не видны, но профессионал заметит их невооруженным глазом. В основу каждого из них положен определенный элемент или несколько, которые определяют общие, единые правила для всего архитектурного течения.

Псевдорусский стиль. Черты

Основной чертой этого стиля является грамотное сочетание русской архитектуры с иными стилями, например, романтизмом, или даже модерном.

Красный, белый и бежевый - вот три цвета, которые часто встречаются в архитектуре.

В русском стиле сочетаются вертикальные и горизонтальные строгие линии с изящными изгибами бочковидной формы.

В зданиях часто встречаются множество объемных элементов разных размеров.

В русском стиле встречаются три вида крыш - это шатровые, двускатные и бочечные. Все они обязательно будут украшены различными объемными элементами, например, петушками, колоннами и другими.

История возникновения и развития

Возникновение этого стиля в искусстве, а, прежде всего, в архитектуре совпало по времени с возрастающим интересом всех европейских народов к своей национальной культуре и направлениям в искусстве.

В числе первых подстилей, возникших в рамках псевдорусского стиля, можно назвать русско-византийский, который стал выделяться приблизительно во второй четверти XIX века. Он применялся в первую очередь при сооружении православных церквей.

Этому стилю присущи элементы как исконно русского зодчества, так и классического византийского архитектурного стиля.

Несмотря на свою относительную популярность среди архитекторов того времени, псевдорусский стиль не был единственным, существовавшим и применявшимся тогда. Он параллельно сосуществовал и с другими течениями, такими как романтизм, классицизм, сентиментализм и т.д.

Помимо русско-византийского, в рамках псевдорусского стиля развивались и некоторые другие течения, которые имели несколько меньшее значение для отечественной архитектуры. Лишь спустя несколько десятилетий это направление стало проникать практически во все слои общества.

Псевдорусский стиль в архитектуре конца XIX века

К концу XIX века этот стиль стал уже настолько востребованным, что его стали применять не только при строительстве важных государственных, религиозных и других крупных, дорогостоящих зданий.

Во многом благодаря движению народников и других сходных идей, многие простые сельские жители, причем не только зажиточные, стали строить дома в псевдорусском стиле или с применением его элементов.

Развитие и его массовая популяризация привели к тому, что люди начали практически полностью копировать русские дома XVII века. Особенный интерес в 70-е гг. XIX века уделялся крестьянским домам.

Дальнейшее развитие

На рубеже XIX-XX веков псевдорусский стиль стал претерпевать некоторые изменения, благодаря чему появилось новое направление в архитектуре, основанное на народном русском зодчестве. Этот новоявленный стиль стали именовать "неорусским".

В основу его были положены характерные черты старой новгородской и псковской архитектуры, а также зодчества других северных городов Руси. На многие сооружения, созданные в этом стиле, было оказано большое влияние со стороны северного модерна.

Наиболее часто применялся он при сооружении храмов и церквей. Среди самых известных архитекторов, работавших в этом направлении, можно выделить В. Покровского, А. Аплаксина, Г. Гримма.

Эксперты отмечают, что неорусский стиль, в отличие от псевдорусского, ближе к модерну, чем к эклектике, что значительно их разнит.

Храмовые постройки

Как уже говорилось выше, псевдорусский стиль характерен для религиозных сооружений. Поэтому и сегодня он наиболее ярко представлен именно храмовыми и церковными постройками. Именно в православном зодчестве лучше всего продемонстрирован псевдорусский стиль. Храмы, созданные по его правилам, отличаются какой-то особенной притягательностью, аутентичностью и духовностью.

Наиболее яркими примерами сооружений можно назвать: храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и другие. Также можно выделить здание Исторического музея, церковь Спаса Нерукотворного Образа и многие другие.

Многие архитектурные сооружения, относящиеся к этому направлению в искусстве и архитектуре, сегодня считаются достоянием отечественной архитектуры. Они создают "лицо" городам и населенным пунктам, в которых находятся. Многие приезжие целенаправленно идут, чтобы полюбоваться достопримечательностями, построенными в русском и псевдорусском стиле.

Это неудивительно, потому что здания, вобравшие в себя черты этого стиля, выглядят очень презентабельно и красиво, чем и привлекают всеобщий интерес и приковывают к себе внимание. К тому же большинство из них выполнены опытными архитекторами, настоящими виртуозами своего дела.

Заключение

Русский народ знает, любит и чтит своих предков, поэтому интерес к искусству, культуре и фольклору предков довольно высок. В современной России наиболее ярко это выражено именно в архитектуре.

Благодаря старинным постройкам и зданиям, созданным в более современных стилях, можно проследить практически весь исторический путь народа и всего государства. Поэтому и правительство страны, и общественные организации, да и большинство простых людей стремятся любыми способами сохранить архитектурное достояние.

Несмотря на большое влияние западной культуры на российскую, российским архитекторам, деятелям искусства удалось гармонично и весьма удачно сочетать не только исконно русские культурные элементы, но и новые веяния, идущие в основном из Европы.

Благодаря этому возникло множество различных направлений, но наиболее развитыми в России оказались направления, вбирающие в себя черты как русского зодчества, так и европейской архитектуры. Эклектика, псевдорусский и неорусский стили приобрели небывалый размах на рубеже XIX-XX веков, а многие здания, построенные когда-то в этих направлениях, сегодня считаются достопримечательными местами.

Опубликовано: Апрель 9, 2018

Псевдорусский стиль - примеры зданий в России

Неовизантийская архитектура в России, точнее неорусская, или русско-византийская, византийско-русская - это все общие термины, используемые для определения комплекса различных движений, появившихся в русской архитектуре второй четверти XIX в. и представляющих в разной степени сочетание русской допетровской и элементов византийской архитектуры.

Неорусский стиль расцвел в том климате вернувшегося интереса к национальной архитектуре, который распространился по всей Европе в течение XIX в., представляя собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Иногда русское возрождение ошибочно понимается как процесс изучения и преобразования элементов предыдущей русской архитектурной культуры, хотя большинство архитекторов-приверженцев этого возрождения не обращались напрямую или исключительно к традиции. Наоборот, они искусно стилизовали, многочисленные элементы неорусского стиля в последствии комбинировались с деталями других национальных и международных направлений.

Культурное резюме

Как и романтическое возрождение Западной Европы, неорусский стиль сложился вокруг интереса интеллектуалов к монументам нации. Историзм разносился эхом вместе популярными национализмами и панславизмом того времени. Первым иллюстрированным примером, относящимся к русской архитектуре, был проект графа Анатолия Демидова совместно с французским художником Андре Дюраном: записи об их туре по России 1839 г. были опубликованы в Париже в 1845 г. под названием "Альбом живописного и архитектурного путешествия по России". Литографии Дюрана обманывают иностранную восприимчивость к, казалось бы, такой иной русской архитектуре, показывая некоторые элементы искаженными любопытным образом. Кроме того, тщательное изображение самой архитектуры относится скорее к литературе путешествия, чем к историческому исследованию.

Попытка узнать хронологию и развитие русской архитектуры началась с исследования И.М.Снегирева и А.А.Мартынова "Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества" (Москва, 1851). Государство проявляло интерес к этому, финансируя серию брошюр, изданных как "Древности российского государства" (Москва, 1849-53, 6 выпусков) и изображающих древность и произведения искусства. Затем Московское Археологическое Общество начала исследования по теме, формализуя ее в списке предметов к изучению. В 1869-1915 гг проходит серия конференций (раз в 3 года), выступления на которых касались в основном исследований об архитектуре Киевской Руси и начального периода Московской.

Возможно, главным успехом Общества стало издание "Комиссии по сохранению древних памятников" в 6 томах, в 1907-1915 гг. Императорская Академия Художеств также заказала В.В.Суслову исследование, развернутое в 2 произведениях в нескольких томах: "Памятники древнего русского зодчества" (1895-1901, 7 томов) и "Памятники древне-русского искусства" (1908-12, 4 тома).

Используя исторические принципы позитивистов, хронология русской архитектуры четко устанавливается, начиная с публикации окончательного исследования (в 6 томах), касающейся русского искусства: "История русского искусства" (1909-17), изданной Игорем Грабарем. Издание последнего тома была прервана революцией.

Этапы развития

1825-1850

Первым примером Византийского Возрождения в русской архитектуре (существующий и поныне) является сооружение, которое находится в немецком Постдаме, это 5-купольная церковь, посвященная Александру Невскому, спроектированная неоклассическим архитектором Василием Петровичем Стасовым (автор Троице-Измайловского собора в Санкт-Петербурге), отцом критика Владимира Стасова. Год спустя, в 1927, Стасов завершил строительство еще одной, более крупной, 5-купольной церкви - Десятинной, в Киеве.

Русско-Византийский стиль был развит Константином Тоном с решительного одобрения царя Николая I. Манера Тона воплощала идею преемственности между Византией и Россией, абсолютно соответствующую царской теории. Русско-византийская архитектура характеризуется смешением составных методов и типичных византийских сводов с с античным русским внешним декором: это было тщательно реализовано Тоном в его произведениях. В 1838 г. Николай I назвал книгу проектов Тона примером для всех архитекторов, новые аналогичные напоминания последовали в 1841 и 1844 гг.

Среди зданий, спроектированных Тоном или основанных на его рисунках, можно вспомнить Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату Московского Кремля, помимо соборов Свеаборга, Ельца, Томска, Ростова-на-Дону и Красноярска.

Использование византийских элементов фактически было очень ограничено в части учреждений: данная терминология, в основном, применялась для церквей новой постройки и, в меньшей степени, для царских резиденций. Сооружение государственных или частных зданий проходило на совершенно других уровнях. Государственные учреждения, спроектированные Тоном - как Николаевский вокзал - были абсолютно лишены византийских элементов. Во время правления Николая I было возведено множество неоклассических церковных зданий высочайшего качества, как Богоявленский собор в Елохове (1837-1845), в Москве, спроектированный Евграфом Дмитриевичем Тюриным. Церкви же византийского стиля в советский период были снесены первыми, как не представляющие ценности.

50-е гг XIX в.

Другим направлением неорусского стиля стала реакция на официальное искусство Тона, реакция под влиянием романтизма, славянофильства и подробного изучения народной архитектуры. Предвестником этой тенденции в проектировании церквей был Алексей Горностаев (в позднем периоде творчества, 1848-1862 гг), известный изобретением новой формы двускатной крыши северной России, расширенной романской сводчатой структурой. Один из первых примеров гражданской архитектуры, сохранившийся по сей день - это Погодинская изба на Девичьем поле в Москве, спроектированная Николаем Никитиным (1856).

После 1861 г.

Крестьянская реформа 1861 года и последующие реформы Александра II подтолкнули либеральную элиту к исследованию корней национальной культуры. В архитектуре его первым результатом стало появление "фольклорного", или "псевдорусского" стиля, ярко представленного в произведениях 70-хх гг XIX в. Ивана Ропета (Терем в Абрамцево, 1873) и Виктора Гартмана (типография Мамонтова, 1872). Эти художники вместе с Народническим движением идеализировали жизнь крестьянина и создали собственную версию народной архитектуры. Дополнительным фактором стал отказ от западной эклектики, которая преобладала в гражданском строительстве 50-60-хх гг, реакция против "Запада в упадке", которую первым стал отстаивать влиятельный критик Владимир Стасов.

Иван Забелин, один из теоретиков движения, заявил, что "русские хоромы, выросшие органически из крестьянских клетей, естественно, сохраняли в своем составе облик красивого беспорядка... По понятиям древности первая красота здания заключалась не в соответствии частей, а напротив в их своеобразии, их разновидности и самостоятельности". В результате "ропетовщина" - как нарекли стиль Ропета сплетники - сфокусировалась на совмещении ярких, но редко объединяемых элементов народной архитектуры, особенно покатые 2-скатные крыши, бочарные своды и резьбу по дереву. Дерево стало любимым материалом с того момента, как многочисленные фантазии не могли быть реализованы в каменной кладке. Это представляло позитивные и негативные аспекты для "ропетовщины". Негативные, поскольку деревянные структуры, особенно нестандартные, не были воспроизводимы в большом масштабе и поэтому получили распространение на очень короткое время; кроме того, сохранилось действительно мало зданий. Позитивные - т.к. скорость возведения и внешний вид, настолько далекий от православия, хорошо подходили для строительства выставочных павильонов, подиумов и других краткосрочных проектов. Эта тенденция продолжилась и в начале XX в. (с Федором Шехтелем, проект 1901 г.) и 20-хх гг (произведения Ильи Голосова, проект 1923 г.)

Кирпичная архитектура

В течение короткого периода, в 80-хх гг XIX в., менее радикальная версия псевдорусского стиля, базирующаяся на изучении кирпичной архитектуры XVII в., получила распространение в качестве нового официального искусства. Эти здания обычно строились из кирпича или белого камня, но обильно украшались, в соответствии с традицией русской народной архитектуры. Характерные элементы этого периода - колонны с энтазисом, потолки с опущенным сводом, остроконечные крыши, фрески с цветочными мотивами, использование цветных плиток и изобильная фантазийность - были узнаваемы как внутри, так и снаружи подобных конструкций. Типичным примером данной архитектуры является Государственный исторический музей (1875-1881, проект Владимира Осиповича Шервуда), который довершает образ Красной площади в Москве.

Разрушенные и находящиеся под защитой

1898-1917

На рубеже XIX и XX вв Православная русская церковь начала финансировать строительство величественных соборов и в рабочих пригородах. Некоторые из них, такие как возведение Вознесенского собора в Дорогомилово (1898-1910), вмещающего до 10 тыс. верующих, были начаты в тихих сельских пригородах, которые увеличивали численность своего населения во время построения. Христианские теоретики объясняют выбор таких удаленных мест желанием церкви приблизить класс рабочих как раз в тот момент, когда состоятельные классы отдалялись от нее. Византийская архитектура стала для этих проектов почти естественным выбором: она ясно представляла истоки нации в противоположность современным европейским заблуждениям и была гораздо экономичнее в использовании, по сравнению со столичной неоклассической, и в отношении стоимости строительства, и относительно последующего ухода. Главные примеры этого типа были построены после революции 1905 г.:

  • Богоявленский собор в Дорогомилове, Москва, 1898-1910
  • Иверский собор в Николо-Перервинском монастыре, Перерва (ныне Москва), 1904-1908
  • Кронштадтский собор, 1908-1913

1905-1917

  • Колокольня Рогожского кладбища, Федора Горностаева, 1908-1913
  • Церковь в Балаково, Федора Шехтеля, 1909-1912
  • Церковь Св. Николая в Белорусской заставе, Москва, 1914-1921




Церковь в центре Ярославля. фото: январь 2017 г.1



Кирпичный дом с центре Ярославля. фото: январь 2017 г.2



Собственный доходный дом арх. Н. П. Басина.
Архитектор: Н.П.Басин.
1878-1879 годы.

Является одним из первых доходных домов в Российской империи. Здание является одним из самых роскошных среди зданий русского стиля. В то же время здание уникально: оно практически полностью оформлено с использованием мотивов деревянного народного зодчества, интерес к которому был тогда огромен. Тем самым получилась замечательная в своём роде каменная резьба.

Здание стоит на площади Александрийского театра в Петербурге, которая является классической по оформлению. Дом Басина построен с тем, чтобы выделяться благодаря контрасту, что усиливает эффект и повышает интерес к этому зданию.

Https://vk.com/club45959126?z=photo-45959126_311211905%2Falbum-45959126_165589542%2Frev3



Народный дом. 1897 год. Эскиз Ф.О.Шехтеля.4



Театр "Скоморох". Проект фасада, 1886 г. Эскиз Ф. О. Шехтеля.5



А.Л.Гун. Проект церкви. 1902 г.6



Музей Суворова.
Архитекторы: А.И. фон Гоген и Г.Д.Гримм.
1900-1904 годы.

Artikka,net (урл на модерации)/voennjyy-muzey-suvorova-v-spb.html7



Шедевром русского стиля в архитектуре является необычное здание музей Суворова в Санкт-Петербурге. Здание, выстроеное в стиле старых русских крепостей, имеет и сильное влияние модерна, которое отражается в кирпичной кладке, мягковатым декором и двумя прекрасными мозаиками, которые рассказывают о Суворове. Музей был возведён в 1900 - 1904 годы, и открыт к 175летию великого русского полководца.

Https://vk.com/club459591268


- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:



Top