Forum выдающийся памятник архитектуры петровской эпохи. Русская культура ХVIII века

Строительство новой столицы Санкт- Петербурга, основанного в 1703 году, проводилось по плану, в соответствии с целостным градостроительным замыслом и стало рубежным этапом в становлении русской архитектуры. При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. Следует отметить, что первоначально была построена Петропавловская крепость (архитектор Д.Трезини), призванная защищать земли, отвоёванные в ходе Северной войны. Были построены здания Адмиралтейства, Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Строительство города велось по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик. Петр 1 пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий и Петропавловский собор. Это удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 122,5 метра, выше колокольни Ивана Великого. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Санкт-Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720 года доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И.К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И.П. Зарудный - церковь «Меньшикова башня». Под руководством русского архитектора П.М. Еропкина был составлен генеральный план Санкт-Петербурга. В области градостроительства начался новый этап развития: на смену стихийной живописной застройке, характерной для древнерусских городов, пришли принципы регулярного градостроительства, которые в полной мере будут реализованы во второй половине XVIII века при реконструкции провинциальных городов. Для решения этих задач в области грандиозного строительства необходимостью стало привлечение иностранных мастеров. Пётр I приглашает в Россию на службу архитекторов из Голландии, Франции, Италии, среди которых были выдающиеся мастера: Леблон, Трезини, Фонтана и другие. Однако такое быстрое развитие строительства имело свои издержки. Для того, чтобы сосредоточить все силы и средства для строительства Санкт-Петербурга, Пётр I приказал в 1714 году запретить каменное строительство где бы то ни было, кроме новой столицы. Ещё до 1714 года в Москве в начале XVIII века строились здания Арсенала, Суконного и Монетного дворов, здание Лефортовского дворца, что свидетельствует о росте разнообразия светских построек, связанных с расширением общественной жизни. Архитектурный стиль этого периода получил название Петровское барокко, основными чертами которого были практичность, рациональность, отсутствие излишнего декоративного убранства. Появление этого стиля в России связано с личностью самого Петра Великого, принимавшего самое непосредственное участие в планировке и застройке новой столицы. Вкусы Петра I были ориентированы на искусство северных стран. Столичный город Санкт-Петербург застраивался по образцу Амстердама. До нашего времени дошли выдающиеся памятники эпохи Петровского барокко, например: Петропавловский собор Петропавловской крепости и здание Двенадцати коллегий - архитектор Д.Трезини, Кунсткамера - архитекторы Г. И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Кьявели, М.Г. Земцов (1718-1734 гг.).



Доменико Трезини (около 1670-1734гг.) - архитектор и инженер, итальянец, родившийся на границе Италии со Швейцарией. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Д. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Д. Трезини.По проектам Д. Трезини заложены Кронштадт (1704г.) и Александро-Невская лавра (1717г.), в 1706 году была начата перестройка Петропавловской крепости в камне. Архитектором выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (1715г.), выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду (1710-1711гг.), Петровские ворота (первоначально деревянные, а затем каменные – 1714-1717гг.) и Петропавловский собор (1712-1733гг.) в Петропавловской крепости. Было построено здание Двенадцати коллегий (1722-1736гг.) - теперь главное здание Петербургского университета, Галерная гавань и большое количество ныне не сохранившихся зданий (Гостиный Двор на Васильевском острове, Второй Зимний дворец и др.).Д.Трезини, будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, составил по указанию Петра I «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для различных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых») и пригородных дач (1717-1721гг.). Постройки Д. Трезини характерны для зодчества петровского барокко. Их отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями.

Приехав в Россию, Д. Трезини оставил свою первую жену Джованне ди Вейтис в Астано. Вторично женился в 1708, а от третьего брака с Марией Карлоттой у него были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей, а также дочь Катарина. Д.Трезини жил сначала в Греческой слободе (в районе набережной реки Мойки и Миллионной улицы), где был избран старостой. Затем в 1720-х годах поселился в собственном доме на Васильевском острове, на углу Университетской набережной (д. 21) и 5-й линии (сохранился в перестроенном виде).

Умер Доменико Трезини в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.

Леблон Жан Батист Александр (1679-1719гг.) - французский архитектор, ученик Жирара. Прославился написанной совместно с Аржанвиллем книги «Теория и практика садоводства», изданной в 1709 году и переиздававшейся в разных странах 12 раз. Ж.Б.Леблон написал также «Дополнения» к «Курсу архитектуры» Давилье с предложением новых конструкций, новых способов планировки зданий и их оформления, изданной в 1710 году и несколько раз переиздававшейся. Наиболее известные практические работы Ж.Б. Леблона в Париже - реконструкция отеля «Вандом» с садом и постройка отеля «Клермон» (1713-1714гг.). По приглашению Петра I Ж.Б. Леблон поступил на русскую службу с чином главного архитектора и окладом 5 тысяч рублей в год. Он приехал в Санкт-Петербург в августе 1716 года с большой группой французских мастеров разных специальностей. Здесь он организовал комплекс мастерских как базу строительства и школу для обучения русских мастеров новым методам работы. Ж.Б. Леблон разработал «Генеральный чертеж Санкт-Петербурга» (1717г.), вобравший в себя передовые градостроительные и фортификационные идеи, но не учитывавший реальные природные и материальные условия Санкт-Петербурга того времени и потому не имевший практического значения. За два с половиной года работы в Санкт-Петербурге Ж.Б. Леблон создал проекты мазанкового (деревянные с оштукатуренными и побеленными стенами здания) фасада двухэтажного жилого особняка для городской застройки (1716г.) и ансамбля в Стрельне (1717г.). Архитектором были созданы проекты скульптурного оформления Большого Грота в Петергофе, интерьеров Петергофского дворца (1717г.), Летнего сада (1717г.), дома Ф. Апраксина (1716-1718гг.). Деятельность в Санкт-Петербурге не принесла Ж.Б. Леблону признания. Он рассорился с князем А. Меншиковым, а своими проектами несколько раз вызывал разочарование и недовольство Петра I, грустные последствия которого, согласно донесению французского посланника де Лави, Ж.Б. Леблон «почувствовал на себе», что ускорило его кончину. Достоверных построек Ж.Б. Леблона в Санкт-Петербурге не сохранилось. Жил он в доме на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки.

Умер Жан Батист Леблон в 1719 году, похоронен на кладбище у Сампсониевского собора.

Еропкин Петр Михайлович (около 1698 -1740гг.) - русский архитектор. В 1716-1724 годах обучался в Италии. В 1737 году был главным архитектором «Комиссии о Санкт-Петербургском строении». Руководил составлением генерального плана Петербурга, разработал проекты планировки и застройки его центральных районов, закрепив три главных лучевых проспекта, и наметил пути дальнейшего развития города. Возглавил создание первого русского архитектурно-строительного трактата «Должность архитектурной экспедиции» (1737-1741гг.), перевёл на русский язык отдельные главы трактата «4 книги об архитектуре» Андреа Палладио (1737-1740гг.).

Ещё при жизни Петра I Еропкиным П.М. был разработан нереализованный из-за смерти царя проект Александро-Невского монастыря. Позже по проектам П. М. Еропкина были возведены не сохранившаяся мазанковая лютеранская церковь Святой Анны (Кирочная, 8), каменные палаты А. П. Волынского на Рождественке в Москве. В 1740 году был построен знаменитый Ледяной дом. В 1740 году П.М. Еропкин с группой А. П. Волынского выступил против бироновщины и был казнён. После воцарения на престоле Елизаветы «дело Волынского» было прекращено, доброе имя его членов восстановлено, живые, в том числе помощник П. М. Еропкина Карл Бланк, возвращены из ссылки. В 1886 году на могиле А. П. Волынского, П. М. Еропкина и А. Ф. Хрущева в ограде Сампсониевского собора на Большом Сампсониевском проспекте был поставлен памятник (архитектор М. А. Шуров, барельеф работы А. М. Опекушина).

Земцов Михаил Григорьевич (1686 – 1743гг.) – замечательный русский архитектор. Родился в Москве. Учился при Оружейной палате в Москве. В 1709 году переехал в Санкт-Петербурге. Обучался итальянскому языку при губернской канцелярии. С 1710 года по приказу императора Петра I был назначен помощником и учеником Доменико Трезини. С 1719 года руководил застройкой Москвы. В 1720 году М.Г.Земцов был переведен из учеников в гезели (помощники). В (1720-1722гг.) он работал в Ревеле помощником Н. Микетти на строительстве Екатериненталя (Кадриорга). В 1723 году был отправлен в командировку в Стокгольм. С 1723 года М.Г.Земцов работал в Санкт-Петербурге по заказам двора. В 1724 году получил звание архитектора. Он участвовал в разработке планировки Летнего сада и ряда построек в нем, в том числе «Зала славных торжествований». М.Г.Земцов также принимал участие в создании дворцово-паркового ансамбля Петергофа. В 1730-х годах он был назначен архитектором Александро-Невского монастыря. Также он является одним из авторов Генерального плана Санкт-Петербурга 1737 года. После казни П. М. Еропкина в 1740 году М.Г.Земцов был прикомандирован к «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» для редактирования и завершения (совместно с И. К. Коробовым) начатого Еропкиным трактата «Должность архитектурной экспедиции». В трактате им были написаны главы: «Об архитектуре и архитекторах», «Что делать при строениях», «О должностях разных художеств мастеров, обращающихся при строениях», «Об Академии архитектурной». С 1741 годаМихаил Григорьевич исполнял обязанности придворного архитектора императрицы Елизаветы Петровны. Земцов М.Г. является первым русским архитектором Санкт-Петербурга, воплотившим наряду с Доменико Трезини основные замыслы императора Петра I. Архитектор работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Москве.

В 1742 году М.Г. Земцов получил чин полковника. Имел свою архитектурную «команду». Из работ Михаила Григорьевича Земцова в Санкт-Петербурге сохранилась церковь Святого Симеона и Анны (позднее частично перестроенная). В Царском Селе в конце 1742 - начале 1743 года М.Г. Земцовым была составлена программа реконструкции Царскосельского дворцового ансамбля. В этот период времени М.Г. Земцов вел наблюдение за всеми строительными работами в Царском Селе, которые после его смерти возглавил Андрей Васильевич Квасов. М. Г. Земцовым был разработан план павильона «Эрмитаж» в Екатерининском парке. Продолжил строительство павильона Франческо Бартоломео Растрелли. По проектам М.Г.Земцова велась застройка Невского проспекта, Большой Морской и Миллионной улиц. Архитектор является автором проекта Итальянского дворца на Фонтанке (1726-1728гг.), который не сохранился, дворца Строгановых на Невском проспекте (перестроен Ф. Б. Растрелли), Аничкова дворца, Спасо-Преображенского собора и Князь-Владимирского собора (достроены и переделаны после смерти архитектора).

М.Г.Земцов завершал отделку парадных залов Кунсткамеры, заканчивал строительство Конюшенного ведомства, здания Двенадцати коллегий («Петровский» зал заседаний Сената). Архитектору принадлежит также проект алтарной части Сампсониевского собора. Дата смерти М.Г. Земцова сохранилась в одном из протоколов «Канцелярии от строений»: «... архитектурии гезели Иван Сляднев и Григорий Дмитриев поданным доношением объявили, команды де оной Канцелярии подполковник и архитектор Михайло Земцов прошедшего сентября 28 дня волею божею умре».

Михаил Григорьевич Земцов был похоронен у Сампсониевского собора. Могила его со временем затерялась.

Коробов Иван Кузьмич (1700 или 1701–1747гг.) - русский архитектор и инженер. Родился в Переяславле-Залесском. Послан Петром I, как пенсионер, в Голландию, учился также в Бельгии. Занимался у архитектора Иоганна (Яна) Питера ван Баурсшейта-старшего. В 1727-1741 годах И.К. Коробов становится архитектором Адмиралтейского ведомства. Выстроил в духе раннего русского барокко здание Адмиралтейства, строил Партикулярную верфь на Фонтанке (начата в 1735г., затем разобрана), возможно, церковь Пантелеймона (1735–1739гг.). Участвовал в составлении первого русского архитектурного трактата-кодекса (1728–1738гг.). Архитектор занимался также отделкой кораблей. Из работ И.К. Коробова дошёл до наших дней шпиль Адмиралтейской башни. Сохранилась церковь Святого Пантелеймона в Санкт-Петербурге (предположительно его авторства), являвшаяся частью Партикулярной верфи на Фонтанке. К творчеству архитектора относится Богословская церковь с колокольней в Кронштадте, которая простояла до 30-х годов XX века, также Триумфальные ворота на Тверской улице, возведённые к коронации Елизаветы Петровны, сгорели в 1752 году. Сохранился созданный И.К. Коробовым канал вдоль северной границы Новой Голландии, ныне известный как Новоадмиралтейский канал. И.К. Коробов после казни Петра Еропкина, вместе с которым он работал, переезжает в Москву. С 1741 года, И.К.Коробов, работая в Москве, воспитал ряд известных архитекторов (С. И. Чевакинский, А. Ф. Кокоринов, Д. В. Ухтомский).

Иван Кузмич Коробов умер в Москве в 1747 году.

Здесь хорошо просматривается продуманная регулярность общей застройки, удивительная соразмерность всех городских ансамблей и гармоничность в стилевом многоголосии, несмотря на неброское природное окружение. Именно этим и ценны для мирового искусства архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

Архитектура зданий города насчитывает до пятнадцати разных стилей. Но среди этого многообразия архитектурных стилей можно выделить основные: барокко - петровское и елизаветинское, классицизм, ампир, эклектику, модерн и конструктивизм.

*Барокко

С 16 до 18 века - расцвет времени абсолютизма и итальянского барокко. В нём торжествуют сложная криво линейность, динамика, пышность и причудливость. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга представляют этот стиль весьма разнообразно. До Петра Первого архитектура на Руси называлась «русским узорочьем» и воплощалась чаще всего с византийской традицией в храмовом строительстве. Русское барокко - слияние двух этих стилей. Однако и московское, и петровское барокко отличаются не только друг от друга, но и в большей степени - от западноевропейского. В этом можно убедиться, если сравнить архитектурные памятники Санкт-Петербурга петровской эпохи с центром любого старинного итальянского или французского города.

* Петровское барокко

Царь Пётр 1 активно приглашал архитекторов с Запада, и в результате немецко-голландско-итальянско-французского совместного творчества возник феномен этого петербургского стиля. Шла Северная война, жилые здания капитально почти не возводились, только строились времянки из дерева на скорую руку. Зато уже тогда появились сооружения, которые мы знаем: верфь, порт, крепость - с простой, немногословной, рациональной и сдержанной архитектурой, созданной под значительным влиянием голландцев и немцев.

Лепнины, портиков и колоннад не было, но фасады часто имели фронтоны, волюты, пилястры, а крыши - шпили, что подчёркивало все вертикали и горизонтали. Внутри здания чаще всего планировались с анфиладой. Уже тогда в зданиях обустраивались смывные туалеты и водопровод.

Храмовая и фортификационная архитектура была проста, но изящна: колокольня Петропавловского собора, храм Святого Пантелеймона, Петропавловская крепость с её Петровскими воротами, Летний дворец Петра Первого, Меньшиковский дворец, Двенадцать коллегий, Кикины палаты, Кунсткамера, Александро-Невская лавра, Итальянский дворец в Кронштадте.

Архитекторы той поры: М.Г. Земцов, Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, Г. Маттарнови, Дж.М. Фонтана.

*Елизаветинское барокко

Елизавета Петровна - дочь Петра Великого была далека от отцовских строительных устремлений. Вся её эпоха применяла идеи западноевропейского барокко в более чистом его виде, поскольку империя под её руководством желала пышности, парадности и величия.

Архитектурные памятники Санкт-Петербурга 18 века наиболее ярко характеризуют общий стиль города. Возводились крупные соборы, храмы, усадьбы, дворцы, - всё более декоративно живописные и пластичные, с широкими парадными лестницами внутри, с двухсветными залами и анфиладами. Интерьеры того времени были фантастически причудливы, с обилием лепки, резных украшений, с узорчатым паркетом и зеркалами. Усиленная барочная цветовая гамма сочеталась с ордерными вставками. Возобновилось строительство пятиглавых церквей, вернулись традиции резных золочёных иконостасов и русских храмовых убранств по византийским канонам. И теперь мы можем приобщиться к пышности стиля, который хранят архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

Эту эпоху венчает, конечно же, архитектор Б. Растрелли, но рядом творили и Ф.С. Аргунов, и С.И. Чевакинский, и А.В. Квасов, а также П. Трезини и А.Ф. Вист.

За двадцать лет до 1760 года в стиле елизаветинского барокко были построены Аничков, Строгановский и Воронцовский дворцы, Смольный собор, Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец и Большой Петергофский, Морской собор и многое другое.

*Ранний классицизм

В эпоху Екатерины Великой в следующие двадцать лет петербургское строительство шло под знаком просвещённого абсолютизма и в стиле раннего классицизма. Здания получались гармонически упорядоченные, с поступательным развитием простоты и величия одновременно - как визитная карточка необозримой страны. Внешние проявления - античные ордера, монументальность, сдержанность, всё это содержат в классицистских постройках архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

Теперешний Административный корпус РГПУ на набережной Мойки - бывший дворец графа Разумовского, который построили А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот, явился одним из первых ранне-классицистских зданий. В его архитектуре просматриваются элементы коринфского и ионического ордеров, барельефы, аркады, но влияние барокко ещё заметно. Парадный двор с монументальными воротами и высокой оградой подчёркивает торжественность здания.

Архитектурные памятники Санкт-Петербурга, список которых чрезвычайно длинен, представлены и другими творениями этих талантливых мастеров. Это институт имени Репина на Университетской набережной, дом 17, а ранее здесь находилась Императорская академия художеств; корпус СПбГУ на Университетской набережной, дом 9, ранее - корпус для игры в мяч; Юсуповский дворец. Валлен-Деламот возвёл Висячий сад и Северный павильон Малого Эрмитажа. Юрий Фельтен, ученик Растрелли, построил Училище для мещанских девиц, Большой Эрмитаж, Армянскую церковь, лютеранские церкви на Васильевском острове и храм Святой Анны на Кирочной, дом 8.

* Строгий классицизм

Полностью лишенные черт барокко здания, построенные после 1780 года, тоже относятся к екатерининскому классицизму. Они строго следуют классическим ордерам из Витрувия или Палладио - с прямоугольными симметричными компоновками, широким применением аркад, колоннад, фронтонов, портиков. Интерьеры украшали копии античных скульптур и многие элементы древних цивилизаций.

Первопроходцем этого петербургского стиля стал Ч. Камерон, тогда же творили В.И. Баженов, Д. Кварнеги, И.Е. Старов, Н.А. Львов. В их работах - гармония и композиционная завершённость, лаконичность и пропорциональность форм. Яркий пример - Таврический дворец.

*Павловский классицизм

Этот пятилетний период до 1801 года предъявляет слегка романтический вариант классицистской архитектуры, на которую явно повлиял готический стиль. Это, прежде всего Чесменский дворец архитектора Ю.М. Фельтена - треугольной формы с готическими элементами в виде башенок, стрельчатых окон и зубчатых парапетов. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга пополнились и южноевропейского вида Инженерным замком, где чистый классицизм - это главный и южный фасады с частью интерьеров. Выглядит замок воинственно, мужественно, тяжёлые карнизы северного фасада напоминают рыцарские шлемы.

*Александровский классицизм

Предшественником русского ампира стал александровский классицизм, который часто с ампиром даже отождествляют. Александр Первый тоже часто приглашал иностранных архитекторов, особенно французских. Поэтому здания этого периода отличают строжайшие дорические или тосканские ордеры и тяжёлые колонны. Появляются сфинксы и другие элементы египтизирующего стиля. Сохраняются строгость линий, величественность, монументальность образа при простоте и ясности силуэта.

*Первый виток ампира

В этом стиле архитектурные памятники Санкт-Петербурга представлены зданием Горного института на Васильевском острове, выполненного по чертежам А.Н. Ворохнина. Каннелюры на дорических колоннах особенно хорошо подчёркивают стиль, похожий на античные храмы, во всяком случае, статуи Антея, Прозерпины и Геракла там присутствуют. Ещё более знаменитое творение этого мастера - Казанский собор. Император Павел, который его задумал, хотел повторить ватиканский Собор Святого Петра, и в некоторых деталях сходство просматривается: в общей компоновке, в мощном центральном куполе, в вытянутой базилике и в отсутствии колокольни. Во всяком случае, это настоящее украшение Невского проспекта.

* Высокий классицизм - поздний

Более всего в этом стиле поработал Том де Томон: здание Большого театра (к сожалению, сохранилось не полностью), дом графини Лаваль, Новая биржа и комплекс стрелки Васильевского острова (Ростральные колонны тоже). Можно убедиться, что именно широко расставленные колонны здания Биржи добавляют пространства и гармонизуют композицию с невским простором. И само здание, и Ростральные колонны украшают аллегорические скульптуры. В тот же период вознеслось величественное здание Адмиралтейства - символ города на Неве - архитектора А.Д. Захарова. Оно было достроено к предыдущему сооружению, от которого осталась только центральная часть со знаменитым шпилем архитектора И.К. Коробова. Фасады получились разнообразными, но очень ритмичными за счёт выступающих портиков и тосканских колонн (кстати, по центру колонны так и остались ионическими). Таким образом, выстраивался ансамбль из Сенатской, Исаакиевской и Дворцовой площадей и Александровского сада. В то же самое время архитектор Кваренги построил Смольный институт - тоже в стиле высокого классицизма.

* Русский ампир

Приметы русского ампира - торжество победы над Бонапартом: при классических ордерных системах и прежней лаконичности форм появляются памятные колонны, триумфальные арки, архитектура вбирает в себя всё больше скульптуры, здания украшают орлы, лавровые венки, доспехи и прочая милитаристская символика. Самые знаменитые мастера этого направления - В.П. Стасов и К.И. Росси. Последний очень смело преобразил городское пространство, выстроив ансамбли Дворцовой площади со зданием Главного штаба, Сенатской площади с Синодом и Сенатом, Александрийскую площадь с театром.

фото из интернета

Динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века нарастала своеобразно. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.

Особое значение имело строительство новой российской столицы - каменного Санкт-Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Главной архитектурной доминантой в Петербурге стал Петропавловский собор, увенчанный позолоченным шпилем, высота которого достигала 45 м. Петр строил Петербург как европейский город, хотя решающими для формирования стиля новой столицы были его личные вкусы, особое географическое положение и климатические условия. В самом начале строительства города Петр ориентировался на Амстердам.

В целом облик города при Петре имел необычайно своеобразный вид, так как стиль архитектуры включал и элементы барокко, и европейского классицизма XYII века, и французского “регентства” рубежа XYII -XYIII веков.

В середине века усилившаяся стилевая тенденция к скульптурной экспрессии форм сказалась на силуэте Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко поднятых колоколен и церквей. Причем вместо шпилей появились, подчеркнуто национальные мотивы пятиглавия, ярусности, башнеоб-разности, отчего силуэт города получил новые объемно-пластические акценты и несвойственный ему ранее живописный характер. «Регулярная» российская столица Петербург становится символическим воплощением образа самой абсолютистской империи с ее идеей всеобщего порядка.

В новой столице работали зодчие разных национальных школ. Русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы возводили в русской столице дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых имела общие художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко первой трети XVIII века или петровским барокко.



Все многообразие индивидуальных творческих взглядов различных архитекторов на практике смягчалось под влиянием двух основных факторов: во-первых, воздействием русских многовековых традиций, носителями и проводниками которых были исполнители архитектурных замыслов - многочисленные плотники, каменщики, штукатуры, лепщики и прочие строительные мастера. Во-вторых, ролью заказчиков, и, прежде всего, самого Петра I, который чрезвычайно внимательно и требовательно рассматривал все проектные предложения архитекторов, отвергая те, которые не соответствовали, с его точки зрения, облику столицы, или внося существенные, а иногда и решающие изменения.

Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные ар-хитекторы. Одним из известнеиших представителеи западнои архитектурной школы, работавших в России, был Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771г.), сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV. Наиболее известные его творения - это и ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (1748-1764г.), созданный в традициях русских монастырских ансамблей предыдущих столетий, и дворцы елизаветинских вельмож М.И. Воронцова и С.Г. Строганова в Петербурге, но в наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце).

Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города - прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 - 1734). Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. По указанию Петра I Доменико Трезини впервые в русской архитектуре разработал в 1714 году образцовые проекты жилых домов, предназначенных для застройщиков разного достатка: одноэтажные небольшие для беднейшего населения, побольше для знатных.

Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода - дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж. -- М. Фонтана и Г. Шедель).

Первой постройкой в Петербурге был Домик Петра I. Небольшой деревянный домик Петра I был построен 24 - 27 мая 1703 года, буквально за 3 дня сразу же после первых побед русских войск на Неве во время Северной войны.

28 Мая 1703 года Петр I с генералитетом и знатными статскими чинами на 63 судах прошествовали к недавно построенному дворцу. Дворец был освящен, и стал местом жизни Петра в первые годы строительства Петербурга. В 1708 году появился первый "Зимний дом". Но свой первый дворец Петр любил и заботился о нем.

Сохранилось описание дворца. Площадь составляет 60 кв. метров, высота до конька крыши 5 м 72 см. Резное украшение на крыше указывает на то, что дом принадлежал бомбардиру. Вспомним о том, что в 1694 году в Преображенском полку была учреждена особая почетная рота бомбардиров, шефом которой был сам Петр I. Размер самого дворца никогда не менялся, рублен дворец был топором, сохранилась декорировка стен дворца под кирпич. В этом отразилась сама суть времени Петра, когда жили с опережением, подчас желаемое выдавалось за действительное. Пожалуй, Потемкинские картонные деревни берут исток от деревянного дворца, расписанного под кирпич.

У истоков маленькой речки Безымянный Ерик напротив первого дворца Петра I его Домика император решил создать одно из чудес нового города - регулярный Сад, "лучше чем в Версале у французского короля". Воображение Петра поразила эта роскошная загородная резиденция и в последствии он как в Петербурге в Летнем саду, так и в Петергофе старался превзойти чудо французского искусства.

Сад в Петербурге был основан осенью 1704 года и назван Летним. Петр принялся за новое дело для себя с характерной для него страстью к преобразованию. Первоначальный план сада был начертан самим Петром I, а русские архитекторы разработав и усовершенствовав его создали хитроумные лабиринты.

Многие его указы показывают с каким увлечением и размахом создавался Летний сад, например указы "О высылки из Москвы огородных семян и кореньев, а также 13 молодых робят для обучения огородной науке". Петр заботился о том, чтобы его сад закладывался по всем правилам искусства. Он заказывал много специальной литературы "образцовую книгу по фонтанам" и книгу о Версальском парке, из Голландии была выписаны 2 тома "Огородник с цветами (фигурами)", куплены "5 книг теории огородныя", "книга римских огородов". Для сада из Соликамска везли кедры и пихты, из Киева - вязы и липы. Лучшие садовники Европы и России участвовали в создании нового детища Петра I. Я. Роозен, К. Щридер, И. Сурлин, Крылов, Сляднев высаживали деревья вдоль геометрически распланированных аллей и подстригали их кроны в виде правильных шаров, кубов, конусов. Посланцы Петра ездили по Италии разыскивая для Сада "редкостные скульптуры". В Венеции была приобретена садовая беседка "редкой красоты". Петр не забывал заботится о своем Саде даже в тяжелые и трудные времена, которые казалось бы не способствовали мыслям о новом Петербургском парке.

В 1721 году вдоль Невы тянулись три крытые прозрачные галереи через которые посетители могли попасть в сад. Две по бокам белые из дерева, а в центре галерея на столбах из русского мрамора. В центре сада была установлена "Венус старинный" - Венера Таврическая, ныне хранящаяся в Эрмитаже. "Белая дьяволица" вызывала такую лютую ненависть приверженцев к "старине", что возле нее была установлена круглосуточно вооруженная охрана. На пересечении фонтанов были установлены фонтаны и статуи. У аллей, были свои названия. Была Шкиперская аллея, где Петр I любил играть в шашки со своими приближенными и пить пиво.

В петровские времена в Летнем саду был птичник, изящная беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение по средству большого колеса, а рядом с ним зверинец. Была большая оранжерея с экзотическими цветами. В центре парка располагался водоем, выложенный плиткой, а в центре водоема был грот из которого бил фонтан.

Для питания фонтанов и лучшего их функционирования берега речки Безымянный Ерик были расчислены и углублены, была поставлена водонапорная башня. Безымянный Ерик стал называться Фонтанной рекой, а позднее просто Фонтанкой. Для осушения западной части парка прорыли Лебяжий канал, расширили и углубили маленькую, болотистую речку Мью, прозванную Мойкой и соединили ее каналом с Фонтанкой.

В 1710 году Петр I издал указ, обязывающий вести застройку южного берега Финского залива. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. К 1725 году возвели двухэтажный Нагорный дворец. В дальнейшем дворец подвергся перестройке и был расширен в середине XVIII века. Архитектором Растрелли.

В этот же период у самого залива был выстроен небольшой дворец, состоящий из нескольких помещений для Петра I и парадного зала - дворец Монплезир. Были построены павильон для уединения “Эрмитаж” и небольшой двухэтажный дворец “Марли”.

34. Изобразительное искусство России в конце XVII -1-й четверти XVIII вв.: от парсуны к портрету.

В начале XVIII века, вступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве.

Русские живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии, прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Русские граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды строящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры к учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела.

Русская культура должна была высвободиться, наконец, из-под власти церкви, догнать, наконец, ушедшие вперёд европейские страны.

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи.

Петровские преобразования в культуре ставили целью не только привлечь иностранных художников, но и просветить отечественную публику, привнести в русское искусство лучшие традиции европейского художественного творчества. Период ученичества был для русских мастеров недолгим, и уже во второй половине столетия вернувшиеся из Италии и Голландии художники доказали миру собственный талант, обретенное мастерство, создавая непревзойденные шедевры.

Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И.Н. Никитин и А.М. Матвеев.

Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 - 1742). И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец - трагические невзгоды.

Портреты, созданные им в ранний пе-риод, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII ве-ка. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета - общепонятный и неповторимый.

С портретов, которые он написал, смотрят сильные, резко очертанные лица царя и его приближённых. К кисти этого великого художника принадлежат такие произведения, как: портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны (предположительно 1714 г.).

Самым сильным его произведением является портрет государственного канцлера Г.И. Головкина (1720-е.г.). Откуда-то из темноты выдвигается вперёд его длинное лицо, суженное свисающими локонами парика. Чуть мерцают в полутьме на красноватом кафтане драгоценные орденские знаки. Но не ордена, не эффектный жест полководца - обычные тогда средства возвеличить - делают лицо Головкина значительным. Художник изобразил канцлера в упор, прямо и остро глядящим в глаза зрителю, и он смотрит на нас, как на противников в словесном поединке, зоркими глазами дипломата.

Помимо возросшей грамотности в рисунке и технике живописи он демонстрирует духовность выражения и взаимодействие образа со зрителем. Не меньшая серьезность присуща и «Портрету напольного гетмана» (1720-е.г.) . Авторская самостоятельность проявляется и в портрете С.Г.Строганова (1726 г.) и в картине «Петр-I на смертном ложе» (1725 г.). Со смертью Петра трагично закончилась и жизнь самого художника - он был судим по ложному обвинению и сослан в Тобольск.

К петровской эпохе по духу принадлежит и творчество другого русского живописца - Андрея Матвеева (1701-1739). По указу Петра он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый уровень знаний. Еще в период прохождения обучения им были созданы картины - «Аллегория живописи» (1725 г.) и « Венера и Амур». Самое известное произведение Матвеева - « Автопортрет с женой» (1729 г.).Произведение Макеева рисует новую для России культуру отношений. Муж и жена не просто выступают как равные: художник бережно и горделиво представляет зрителю свою супругу. Заинтересованность в делах искусства и трудолюбие выгодно отличали этого художника.

Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей - таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

Живописные миниатюрные портреты на эмали появились в России в начале XVIII века, первыми мастерами были Григорий Мусикийский и Андрей Овсов. Вначале на миниатюрах писали в основном портреты царствующих особ и членов их семей. В дальнейшем спрос на миниатюрные портреты был так велик, что в последней четверти столетия в Академии художеств был учрежден специальный класс миниатюрной живописи на эмали.

В результате освоения материала данной главы обучающийся должен:

знать

  • основные направления развития русской архитектуры;
  • творчество ведущих архитекторов петровского времени; важнейшие комплексы и памятники архитектуры первой трети XVIII в.:

уметь

Выделять композиционные приемы, как унаследованные архитекторами петровского времени от русского зодчества XVII в., так и привнесенные европейскими мастерами;

владеть

Навыками самостоятельного стилистического анализа произведений архитектуры начала XVIII в.

Изменения, затронувшие все сферы жизни русского общества XVII is., потребовали нового художественного языка во всех видах искусства. Новая конструктивная система утверждалась и в архитектуре, причем именно на материале архитектуре ярче всего видны размах и смелость петровских перемен.

Тем не менее новая европеизированная архитектура во многом стоит "на плечах" древнерусского зодчества и традиций, заложенных в московском строительстве во второй половине XVII в. Особенно отчетливо это проявляется в переходный период, который для России (за исключением Петербурга и отчасти Москвы) занял всю первую половину века.

Раннепетровское зодчество в конце XVII века

Московский, или нарышкинский, стиль (названный по основному кругу заказчиков, близкому ко второй жене царя Алексея Михайловича, матери Петра I Наталье Кирилловне Нарышкиной) получил распространение в столице и окрестных боярских вотчинах в последние два десятилетия XVII в. (правление царевны Софьи и раннепетровское время). Представленный наиболее ярко в храмовой архитектуре он характеризовался выразительностью силуэтов ярусных церквей "иже под колоколы" (т.е. увенчанных по центру звонницей, а не куполом), поставленных на высокое основание и окруженных открытыми галереями-гульбищами; дорогим белокаменным декором, который в изобилии обрамляет окна, кружевом ложится на карнизы ярусов, резными колонками подчеркивает грани объемов. Этот стиль в своем богатстве и разнообразии объемно-пространственных и пластических решений соединил в себе композиционные приемы польско-украинского зодчества (после включения Украины в состав Московского царства и заключения Вечного мира с Польшей начались особенно интенсивные художественные контакты; в частности, белорусские резчики иконостасов много работали в России), северного маньеризма (орнаментальный декор, заимствованный из иллюстрированных голландских изданий) и, конечно, русского "дивного узорочья" середины века.

Вспомним классический памятник нарышкинского стиля – обетную церковь Покрова Богородицы в Филях (1690–1694), построенную любимым дядей Петра I Львом Кирилловичем Нарышкиным, возглавлявшим тогда Посольский приказ и имевшим почти неограниченные возможности. Прежде она была частью большой усадьбы с одним из первых регулярных садов в России, ступенями спускающимся к реке (подробнее см.: Мерзлютина Н. А. Церковь Покрова в Филях // Архитектура, строительство, дизайн. 2003. № 29). "Центрическая композиция храма с четырехлепестковым планом восходит к архитектурным решениям ренессанса (церкви в Тоди, Лоди), многие мотивы декора иконостаса (разорванные фронтоны, картуши и увитые лозой колонки) типичны для барокко, а картуши, обрамляющие клейма икон местного ряда иконостаса, несомненно, скопированы с маньеристических гравюр" (Бусева-Давыдова И. Л. О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании // Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. С. 111).

План в виде квадрифолия (четырехлистника) обычно сочетался с башнеобразным объемом в центре, который мог быть дополнен главами на пониженных боковых объемах (церковь Спаса Нерукотворного в селе Уборы (1690–1696); построена II. В. Шереметевым). Уникальна по своему каменному убранству и церковь Знамения Богородицы в Дубровицах (1690–1704), в усадьбе воспитателя Петра I Б. А. Голицына, несомненно, строившаяся и оформлявшаяся европейскими мастерами (предполагается участие итальянских, голландских и немецких мастеров лепщиков, штукатуров и пр.: Алемано, Г. Квадри, К. Оснер Старший, Д. М. Фонтана, Д. Руска и др.).

Восьмилепестковая форма плана, повторяющая тему собора Высоко-Петровского монастыря – родовой усыпальницы Нарышкиных, – применена в храме Знамения в Перово (1690–1705), в Никольской церкви села Руднево Тульской области и др.

Среди около двух десятков церквей нарышкинского стиля следует упомянуть храмы Троицы в Троице-Лыкове (1690–1696; построена М. К. Нарышкиным, мастер Яков Бухвостов), Иконы Смоленской Богоматери в Сафарино (1691 – 1694; построена Ф. П. Салтыковым, отцом Прасковьи Федоровны, жены брата

Петра I царя Ивана, матери Анны Иоанновны), роскошнейшую, уничтоженную в советское время церковь Успения на Покровке (1696–1705; построена И. М. Сверчковым, мастер Петр Потапов). В них получил распространение тип композиции "кораблем", когда основные объемы (алтарь, храм, трапезная, колокольня) располагались на одной оси, "в линию".

Другая композиция, пришедшая уже из Малороссии, – "трехбанная" (трехчастная, трехглавая) отличалась тем, что пониженные части по сторонам (к востоку и западу) от главного объема завершались грушевидными главами – "банями". При этом обычно следовали традиционной конструктивной схеме: на нижний кубический объем ("четверик") ставился восьмигранный ("восьмерик"). Далее могли быть варианты: венчание сводом (различной конфигурации) или постановка нескольких уменьшающихся кверху "восьмериков" в колокольнях (или церквях "иже под колоколы")

В нарышкинских храмах тяготение к центричности композиции, иерархии объемов, сочетавшееся с внутренним хорошо освещенным стопообразным пространством, во многом было унаследовано от шатрового государева строительства XVI–XVII вв., столь блистательно завершенного великолепным световым шатром патриаршего Ново-Иерусалимского монастыря (1658–1685).

Наряду с бесстолпными, продолжали строиться крестово-купольные храмы с опорами, на которые опирался центральный купол, – четырехстолпные и большие шестистолпные соборы, получавшие убранство в духе нарышкинского стиля.

Храмы строились профессиональными артелями по подряду (например, известно, что таким подрядчиком был Я. Г. Бухвостов). В Москве подобных бригад было много: одни специализировались на кирпичной кладке, другие на белокаменном или изразцовом декоре, третьи на деревянной резьбе и т.д. Они могли часто меняться даже на одном объекте, поэтому решающая роль принадлежала заказчику, который выбирал конкретный храм для образца, и далее строительство велось не по архитекторскому чертежу, а по традиции, когда приемы и методы передавались изустно.

Орнаментика, излюбленными приемами которой являлись колонки ордера Иерусалимского храма, перевитые виноградной лозой, могла воспроизводиться в разных техниках – каменной резьбы, изразцах или красочной росписи. Система декора распространялась не только на храмовое зодчество (Трапезная палата Троице-Сергиева монастыря, 1685–1692; Крутицкий теремок, 1693–1694). Нарядные проездные арки Земского приказа, Крутицкого подворья, Сухаревой башни предвосхищают триумфальные "порты" петровской эпохи. Сухарева башня, в 1698–1701 гг. завершенная высокой ярусной башей с шатровым завершением, пад которым высился двуглавый орел государственного герба, стала первой архитектурной доминантой Москвы нового века. В ней размещалась Школа математических и навигацких наук и первая в России астрономическая обсерватория Якова Брюса. Ее архитектурный образ имеет ряд параллелей с ратушами Северной Европы. Ярусной башней со шпилем завершалось и здание Земского приказа на Красной площади.

Узнаваемый набор декоративных белокаменными мотивов: колонки большого ордера (т.е. с пьедесталами), фигурные аттики в виде петушьих гребней, разорванные фронтоны, гермовидные пилястры, раковины-пальметты, фиалы с бобышками – все это наряду с композиционными схемами получит широкое распространение в провинции уже в XVIII в.

Что касается искусства усадьбы, то оно зарождается на рубеже XVII–XVIII вв. Государевы подмосковные резиденции Измайлово, Алексеевское, Братовщина представляли собой обширные имения с богатейшей хозяйственной деятельностью и разнообразными садами ("ветроградами"), прудами, огородами и примыкающими к ним охотничьими угодьями. Центром усадьбы обычно были хоромы и церковь при них. Принципиально отличные усадьбы нового типа как сочетание дворца и регулярного сада возникали в Немецкой слободе. Например, усадьба Франца Лефорта после его смерти перешла к Ф. А. Головину, который к 1703 г. устроил в ней сад с каналами на голландский манер. В 1722 г. Петр I решает разместить здесь свою резиденцию и приглашает для ее обустройства голландского врача, будущего лейб-медика Николаса Бидлоо, успешно завершившего строительство имения по собственному проекту. Регулярный сад с Крестовым прудом, "ермитажами", каскадами, фонтанами и статуями был дополнен соседними участками – так сформировался самый большой в Москве ансамбль ландшафтного искусства переходного типа.

Конец XVII в., несмотря на многие его новшества в архитектуре и живописи, стал последней, можно сказать маньеристической стадией в рамках средневекового искусства. Именно это обстоятельство, по мнению О. С. Евангуловой, ограничивает характер использования в нем приемов западноевропейского барокко, стиля Нового времени, позволяя говорить не о реализации его принципов, а скорее об их проекции на иное по своему содержанию искусство позднего Средневековья. Недаром эти памятники включены в курс еще древнерусской архитектуры как в Московском, так и в Санкт-Петербургском университетах. По сути, еще в том же русле развивается архитектура провинции первой половины XVIII в.

  1. 1. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПЕТЕРБУРГА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ Выполнила: Нарочная Екатерина
  2. 2. Памятник Петру I  Пётр I -российский император, которому устанавливались памятники в советское время. Самым первым и наиболее известным является Медный всадник в Петербурге, его изготовление и возведение заняло более 10 лет. Скульптура Петра работы Б. К. Растрелли была создана ранее Медного всадника, но установлена перед Михайловским замком позднее. Установлен на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина.
  3. 3. Кикины палаты  Ки́кины пала́ты - памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге.  Это единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала- советника и одного из сподвижников Петра I - Александра Кикина. Он был построен в 1714-1720 годах неизвестным архитектором недалеко от Смольного (возможно, Андреасом Шлютером). В 1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, а его дом взят в казну.
  4. 4.  В 1829 году здание было перестроено по проекту архитектора Александра Штауберта, а декор в стиле барокко уничтожен.  Во время Ленинградской блокады Кикины палаты сильно пострадали, но в 1952-1956 годах были восстановлены в предполагаемом первоначальном виде архитектором Ириной Бенуа. В настоящее время в здании размещается музыкальный лицей.
  5. 5. Здание Кунскамеры  Кунстка́мера - кабинет редкостей, в настоящее время - Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) - первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.
  6. 6.  Пётр I во время «великого посольства» в 1697-1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, - сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, - как нитки…».  Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественно-научного музея.



Top