Фотография ницше рее и саломе. Лу Саломе: «гениальная русская», вскружившая голову половине Европы

Лу Андреас-Саломе (Луиза Густавовна Саломе) родилась 12 февраля 1861-го, в Санкт-Петербурге (St. Petersburg), в семье генерала Густава фон Саломе. У нее было пять братьев. В родословной родителей были французские гугеноты и немцы, однако позднее фашисты всё же клеймили Лу как "финскую еврейку".

В поисках образования 17-летняя Саломе убедила голландского проповедника Хендрика Гийо, который был старше ее на 25 лет, преподавать ей богословие, философию, французскую и немецкую литературу и мировые религии. Гийо настолько поразился девушке, что даже планировал развестись с женой и жениться на Саломе. Однако ничего не вышло.



Вместе с матерью Лу прибыла в Цюрих (Zurich), планируя получить высшее образование и немного окрепнуть. На тот период Саломе мучило кровохарканье. Она приехала в Рим (Rome, Italy) в возрасте 21 года, где познакомилась с философом-позитивистом Паулем Реё (Paul Rée). Она предложила ему вместе проживать в академической общине, и 13 мая 1882-го дуэт превратился в треугольник, когда к ним примкнул друг Реё, Фридрих Ницше.

Дружескую троицу ожидал раскол. Саломе и Реё отделились от Ницше после ссоры между ней и Ницше, которого она сочла безумно влюбленным в нее. В 1884-м Лу познакомилась с Хеленой фон Друсковиц (Helene von Druskowitz), второй женщиной, получившей степень доктора философии в Цюрихе. Саломе и Реё переехали в Берлин (Berlin), где прожили несколько лет, пока на горизонте не замаячил лингвист Фридрих Карл Андреас (Friedrich Carl Andreas).

Фридриха не остановил обет безбрачия, данный Лу, которая практиковала открытые отношения с другими мужчинами. Чтобы доказать свою любовь, Андреас прямо на ее глазах воткнул себе нож в грудь. Саломе сдалась – согласилась на брак, но при условии отсутствия интимной близости. Она была замужем с 1887-го по 1930-й, пока не овдовела. Разочарованный и угрюмый Реё пропал из ее жизни. Он умер в 1901-м, во время горного похода.

Особой близостью отличались отношения Саломе с поэтом-модернистом Райнером Рильке. Она была старше его на 15 лет. Знакомство завязалось, когда ему был 21 год. Некоторое время они были любовниками, но переписку вели до самой смерти Рильке. Она брала его с собой в обе поездки в Россию (Russia), в 1899-м и 1900-м, и обучала русскому языку, чтобы тот смог в подлиннике читать Толстого (Tolstoy) и Пушкина (Pushkin).

Саломе познакомила Рильке с покровителями искусства и другими лицами, заинтересованными в продвижении молодых дарований. Она долгое время оставалась его советником, доверенным лицом и музой. Внимая ее совету, Рильке даже сменил свое настоящее "женственное" имя Рене на вариант Райнер. Отношения от плотских к дружеским сменились через четыре года. Причиной тому стало нежелание Саломе подавать на развод, к которому подталкивал ее поэт-любовник.

От работы психоаналитика Саломе отошла в возрасте 74 лет. Из-за проблем с сердцем она неоднократно ложилась в больницу. Законный престарелый супруг, несмотря на собственную слабость, навещал ее каждый день. После сорока лет брака, отмеченных болезнями супругов и длительными периодами взаимного отказа от общения, Фридрих и Лу сблизились друг с другом.

Супруг умер от рака в 1930-м. Вечером 5 февраля 1937-го от почечной недостаточности во сне, в Геттингене (Göttingen), скончалась Лу. За несколько дней до ее смерти гестапо конфисковали ее библиотеку. По другим источникам, это был штурмовой отряд НСДАП, сжегший библиотеку сразу после ее смерти. Поводом для конфискации послужил факт того, что Саломе была коллегой Фрейда, практиковала "еврейскую науку" и имела множество книг еврейских авторов.

Саломе была плодовитой писательницей и написала несколько малоизвестных произведений, пьес и эссе. Ее стихотворение "Гимн к жизни" настолько впечатлило Ницше, что он написал на него музыку. Саломе была одной из первых женщин-психоаналитиков и одной из первых женщин, проводящих психоаналитические исследования женской сексуальности.

Саломе написала более десяти романов, включая "Битва за Господа" ("Im Kampf um Gott"), "Руфь" ("Ruth") и "Фенечка" ("Fenitschka - eine Ausschweifung"), а также такие научно-популярные исследования, как "Henrik Ibsens Frauengestalten". Кроме того, ее перу принадлежат книги о ее друзьях, "Фридрих Ницше в зеркале его творчества" ("Friedrich Nietzsche in seinen Werke"), "Райнер Мария Рильке" ("Rainer Maria Rilke"), "Моя благодарность Фрейду" ("Mein Dank an Freud") и др.

Вымышленный отчет об отношениях Саломе с Ницше описан в романе Ирвина Ялома (Irvin Yalom) "Когда Ницше плакал" ("When Nietzsche Wept"), постмодернистском романе Ланса Олсена (Lance Olsen) "Поцелуи Ницше" ("Nietzche"s Kisses") и мексиканском романе Беатриз Ривас (Beatriz Rivas) "La hora sin diosas".

Саломе никому не позволяла себя анализировать и не стремилась изливать перед кем-либо душу. Она вовсе не боялась раскрыть какие-то свои секреты, просто безапелляционно полагая, что за годы самопознаний накопила существенный опыт, чтобы не нуждаться в совете со стороны.

Я тут первый человек, что ли?
Каньон 11.09.2006 12:45:12

Да, такие женщины у нас называются просто - целка-фанатичка. Так издеваться над мужиками! Просто позор. Моя мамаша ее вообще не переваривает - ну о какой любви может говорить человек, досмерти боявшийся каких-либо половых отношений? Платоническая любовь - это так, шутки. От таких вот шуток в кавычка пострадал и Кафка, и Ницше. Полностью поддерживаю сестричку Ницше. О текстах Лу говорить не хочу, что там того, чего я не знал ранее? Вот Фридрих Ницше - это да. Вот Гений, Человечище. А эта... Сохранившая девственность до третьего замужества, как говорится в анекдоте? Кому она там помогала с психологическими проблемами? Ей самой надо было к сексологу (и то не помогло бы). В общем, позор ей как женщине. Как мыслитель - средненько. Не написала и капли, равного хоть сотой доле Заратустры. Да и кто бы знал эту прилипалу, если бы не ее покровители? Сама по себе она ничего не стоит - ее знают только потому, что она пудрила мозги Ницще (какая низость). Всем мир.


Замечательная статья
Ольга 06.03.2015 11:37:40

Какой ужасный предыдущий комментарий - какое безумство и зло, такой ярый мужской шовинизм. Как должно быть несчастлив этот человек, а ведь эта потрясающая женщина таким пыталась помочь разобраться в своем невежестве.
Чудесная статья и замечательная женщина.
Спорная в чем-то, но умница во многом.
Спасибо

Русская муза Ницше, Рильке и Фрейда, из-за которой потеряло голову пол-Европы

Лу Саломе (Луизу Андреас Саломе) нельзя было назвать красавицей, но она была очень смелой, независимой и умной и знала, как произвести впечатление на мужчин.


Лу Саломе

Ей часто делали предложения руки и сердца, но она отвечала отказом - христианский брак казался ей нелепой затеей, еще в 17 лет она провозгласила себя атеисткой. Она жила с мужчинами, но при этом до 30 лет оставалась девственницей. В нее были влюблены Фридрих Ницше, Райнер Мария Рильке, Зигмунд Фрейд. Чем же эта необычная женщина так привлекала внимание самых великих мужчин своей эпохи?

Луиза Саломе родилась в Петербурге, в семье русского подданного, немца по крови Густава фон Саломе. Она считала себя русской и просила называть ее Лелей, пока первый влюбленный в нее мужчина, голландский пастор Гийо, не начал называть ее Лу - именно под этим именем она и стала известной позже.

Ее восхищали женщины-бунтарки, как террористка Вера Засулич, портрет которой она хранила до конца дней. В Швейцарии Лу изучала философию, в Италии посещала курсы для эмансипированных женщин. Один из лекторов, 32-летний философ Пауль Ре, влюбился в курсистку и сделал ей предложение. Она отказала, но взамен предложила поселиться вместе и жить, как с братом.

Среди друзей Пауля Ре был малоизвестный на тот момент философ Фридрих Ницше, который был старше Лу на 17 лет. Ницше признался, что никогда не встречал женщины, равной ей по уму. Он предложил ей выйти за него замуж, но она снова ответила отказом и… пригласила жить вместе с ней и Паулем.

Ницше писал о ней: «Ей 20 лет, она быстра, как орел, сильна, как львица, и при этом очень женственный ребенок. Она поразительно зрела и готова к моему способу мышления. Кроме того, у нее невероятно твердый характер, и она точно знает, чего хочет, - не спрашивая ничьих советов и не заботясь об общественном мнении». Ницше сам срежиссировал фотографию, где они с Паулем Ре запряжены в повозку, погоняемую этой «гениальной русской».

Ницше сходил с ума от ревности, переходил от обожания к ненависти, называя Лу то своим добрым гением, то «воплощением абсолютного зла». Многие биографы утверждают, что именно Лу Саломе стала прообразом его Заратустры.

Лу все-таки вышла замуж, за преподавателя восточных языков Фридриха Андреаса. Брак был довольно странным: физической близости у супругов не было, ее посещали молодые любовники, а служанка родила ребенка от ее мужа.

В нее был безумно влюблен Райнер Мария Рильке, около 3 лет она была его любовницей. На тот момент ей было 35 лет, Рильке - 21. Вдвоем они объездили всю Россию. «Без этой женщины я никогда не смог бы найти свой жизненный путь», - говорил он.


Лу Саломе (Луизу Андреас Саломе) нельзя было назвать красавицей, но она была очень смелой, независимой и умной и знала, как произвести впечатление на мужчин. Ей часто делали предложения руки и сердца, но она отвечала отказом – христианский брак казался ей нелепой затеей, еще в 17 лет она провозгласила себя атеисткой. Она жила с мужчинами, но при этом до 30 лет оставалась девственницей. В нее были влюблены Фридрих Ницше, Райнер Мария Рильке, Зигмунд Фрейд . Чем же эта необычная женщина так привлекала внимание самых великих мужчин своей эпохи?



Луиза Саломе родилась в Петербурге, в семье русского подданного, немца по крови Густава фон Саломе. Она считала себя русской и просила называть ее Лелей, пока первый влюбленный в нее мужчина, голландский пастор Гийо, не начал называть ее Лу – именно под этим именем она и стала известной позже.



Ее восхищали женщины-бунтарки, как террористка Вера Засулич, портрет которой она хранила до конца дней. В Швейцарии Лу изучала философию, в Италии посещала курсы для эмансипированных женщин. Один из лекторов, 32-летний философ Пауль Ре, влюбился в курсистку и сделал ей предложение. Она отказала, но взамен предложила поселиться вместе и жить, как с братом.



Среди друзей Пауля Ре был малоизвестный на тот момент философ Фридрих Ницше, который был старше Лу на 17 лет. Ницше признался, что никогда не встречал женщины, равной ей по уму. Он предложил ей выйти за него замуж, но она снова ответила отказом и… пригласила жить вместе с ней и Паулем.



Ницше писал о ней: «Ей 20 лет, она быстра, как орел, сильна, как львица, и при этом очень женственный ребенок. Она поразительно зрела и готова к моему способу мышления. Кроме того, у нее невероятно твердый характер, и она точно знает, чего хочет, – не спрашивая ничьих советов и не заботясь об общественном мнении». Ницше сам срежиссировал фотографию, где они с Паулем Ре запряжены в повозку, погоняемую этой «гениальной русской».



Ницше сходил с ума от ревности, переходил от обожания к ненависти, называя Лу то своим добрым гением, то «воплощением абсолютного зла». Многие биографы утверждают, что именно Лу Саломе стала прообразом его Заратустры.



Лу все-таки вышла замуж, за преподавателя восточных языков Фридриха Андреаса. Брак был довольно странным: физической близости у супругов не было, ее посещали молодые любовники, а служанка родила ребенка от ее мужа.



В нее был безумно влюблен Райнер Мария Рильке, около 3 лет она была его любовницей. На тот момент ей было 35 лет, Рильке – 21. Вдвоем они объездили всю Россию. «Без этой женщины я никогда не смог бы найти свой жизненный путь», – говорил он.

Эта женщина была призвана созидать, но созидать через разрушение. Казалось бы, парадокс, но в этом вся Лу Саломе. У нее был удивительный дар пробуждать творческие силы в других людях. Те из них, которые, обуреваемые противоречиями, в своем духовном развитии достигали вершины (Фридрих Ницше, Пауль Рэ), часто не выносили собственного знания и срывались в пропасть под названием Смерть.

Кем же была Лу Саломе: Музой или Роковой женщиной? И чувствовала ли она себя счастливой, имея странное предназначение - обогащать мир гениями?

Лу Саломе была неординарной с самого детства. Отец девочки - Густав фон Саломе (1809 - 1879), генерал и тайный советник - пользовался благосклонностью императора Александра II, поэтому родным городом для Лу был Санкт-Петербург. Знаменательно, что женщина, жизнь которой была посвящена философским исканиям, родилась в 1861 г. - переломном для России; когда крестьянская реформа, в сущности, не удавшаяся, положила начало небывалой разобщенности идейных взглядов, пугающе огромному количеству политических течений (социал-демократы, либералы, народники), каждое из которых имело несколько ответвлений. Безусловно, девочка была ограждена от общественной борьбы, и, даже став взрослой, Лу долго не проявляла интерес к политике, но что-то от этой эпохи все же было в характере «гениальной русской» (как называл ее Ницше): стремление к свободе, постоянная динамика мысли, внутреннее беспокойство и…утрата Бога.

Маленькая Лу жила собственными фантазиями. Сначала она рассказывала придуманные истории цветам, потому что родственники не верили ей и восклицали: «Но ты же врешь!». А потом детское воображение выстроило образ Доброго Бога, которому можно было безбоязненно поведать обо всем, начиная с фразы: «Как ты уже знаешь…» Однако вскоре пытливый ум ребенка стали мучить «вечные вопросы», и Лу решила задать их Доброму Богу. Но не получила ответа. С тех пор в своих мемуарах она будет говорить о богооставленности, которая навсегда связала ее с действительностью и породила «ощущение безмерной, судьбоносной сопричастности всему, что существует», то есть пантеизм. Это ощущение мира она пронесет через всю свою жизнь: даже в пятьдесят один год ее по-прежнему увлекают труды Спинозы, с которыми она впервые ознакомилась на лекциях Хендрика Гийо - проповедника при голландском посольстве в Санкт-Петербурге. Его задачей было подготовить Лу для продолжения учебы в Цюрихе. Саломе была способной и до крайности трудолюбивой ученицей: во время занятий она неоднократно падала в обморок. Лу изучала философию, историю религии, голландский язык и вскоре уже писала для Гийо неплохие проповеди. Ее усердие объяснялось не только жаждой знаний, но и тем необыкновенным, возвышенным чувством, которое испытывала Лу к своему пастору: «…мое чувство простиралось за пределы бесконечно любимой персоны, предназначалось почти религиозному символу, который этот человек представлял». Но Гийо не уловил оттенков этой любви и совершил огромную ошибку: он предложил Лу выйти за него замуж. Несмотря на то, что был старше ее на двадцать пять лет. Несмотря на то, что был женат и имел двух дочерей. Для Лу это было вторым горьким разочарованием и утратой, а также первой возможностью проявить «зрелость духа и самостоятельность воли» (которые впоследствии отмечал в ней профессор Бидерман). Лу отказывает. Вернее, ускользает. Судя по тому, как сильно в детстве она любила свои бальные туфли без каблуков, скольжение для Лу - то особенное состояние духа, данное ей Богом для выполнения определенной миссии.

История с Гийо закончилась ситуацией, похожей на бракосочетание, а вернее, на идеальное соединение двух людей: «Не бойся ничего, ибо я тебя выбрал, я назвал тебя твоим именем, ты есть во мне», - такие слова произносил пастор, когда конфирмовал Лу. Имя Лолиа (или Леля), как называли Саломе дома, было слишком сложным для голландца Гийо, и он придумал краткое «Лу». Через двадцать с лишним лет право давать имя перейдет к ней самой: познакомившись с начинающим поэтом Рильке и увидев в нем огромный творческий потенциал, она заменила обычное имя «Рене» на звучное «Райнер», которое знает теперь весь мир.

В 1880 г., после вынужденной конфирмации (иначе Лу не выпустили бы за границу), Саломе едет учиться в Цюрих, а затем отправляется в Рим и, попав в салон Мальвиды фон Мейзенбух, знакомится с Паулем Рэ и очаровывает его. Свое восхищение молодой девушкой с темно-русыми волосами и осиной талией тридцатидвухлетний философ выражает в письмах к Фридриху Ницше. Вскоре оба делают ей предложение. Лу решает остаться с каждым из них в дружеских отношениях, но при этом становится непостижимо близкой: она создает философскую «Святую Троицу», основанную на духовном взаимопонимании и совместной умственной работе. Хотя этот опыт оказался неудачным, и Рэ, и Ницше, и Лу за время проживания под одним кровом претерпели определенную духовную эволюцию, результаты которой выявятся уже после распада т.н. тройственного союза: Ницше напишет свой гениальный труд «Так говорил Заратустра», а Пауль Рэ из позитивиста и дарвиниста превратится в почти святого, так как, увлекшись медициной, будет лечить преимущественно бедных.

Каким же образом смогла эта юная душа повлиять на тех, кто, казалось бы, представлял собой сложившиеся личности? Наверное, дело в противоречивости поступков Лу и в иллюзии обладания, которую они создавали. «Вечное отчуждение в вечном состоянии близости - древнейший, извечный признак любви. Это всегда ностальгия и нежность по недосягаемой звезде», - высказывалась сама Лу.

Такого рода сестринство, магически действующее на тех, кто добивался Лу, было заложено в ней с детства. Выросшая среди пятерых братьев, она до тридцати лет была для мужчин исключительно сестрой, и в судьбах некоторых из них это обстоятельство стало решающим.

Фридрих Ницше, как и всякий влюбленный, не хотел, даже духовно, делить Лу с другим. Он жутко ревновал, когда она уходила на прогулку с Паулем Рэ, и все больше требовал сочувствия к своим мыслям. Для Лу это было неприемлемо - последовал разрыв. А через шесть лет Ницше сходит с ума: «Раз уж небесам было угодно отделить меня от любви всей моей жизни - Лу, - любви, которая и сделала меня настоящим человеком, мне оставалось лишь погрузиться в огонь своего безумия». Большую роль в отношениях Саломе и Ницше сыграла его сестра Элизабет, которая отмечала в Лу «неспокойный, взрывоопасный дух», присущий, по ее мнению, всем русским. Но Фридрих, уже неистово страдающий от головных болей, не имел сил спорить с ней.

По мнению американского биографа Х. Ф. Петерса, история с Ницше определила будущее Лу: «Пример Ницше показал ей в страшной ясности, как шатко духовное равновесие творческого человека и как деликатна граница, отделяющая гения от безумца…Этот опыт направил ее внимание на проблему психопатологии, которой позднее она будет заниматься серьезно…Встреча с Ницше показала Лу дорогу к Фрейду и психоанализу». Действительно, в шестьдесят два года Лу станет аналитиком в кенигсбергской клинике, и многие ее пациенты будут в восторге от результатов лечения. Очевидно, в профессии стремление Лу «побывать в шкуре каждого человеческого существа» и «достичь Все-Понимания», о котором она заявляла еще будучи молодой девушкой, было оценено по достоинству. Совсем не так дело обстояло в жизни. Умение Лу сосредоточиться на мыслях другого человека воспринималось, особенно мужчинами, как признак внушаемости, податливости - возрастало желание подчинить Лу духовно, навязать ей собственный образ мыслей. Но Саломе всегда оставалась верна себе. Даже в кружке поэтов-натуралистов, критиков, журналистов и прочих активистов Фридрихшагена Лу вела себя очень скромно: она, по словам биографа Ларисы Гармаш, «участвовала, но не присоединялась». Лу спокойно работала, создавая повести («Руфь», «Феничка»), роман «Ма», сборник рассказов «Дети человеческие», а также замечательные критические статьи, рецензии и стала «одним из первых трубачей» Г. Ибсена. Лу пишет книгу о женских характерах в произведениях великого драматурга, и в некоторых из его героинь узнает себя. Ее волнует тема женской эмансипации: «До тех пор, пока женщины не перестанут представлять себя, отталкиваясь от мужчин…, они не будут знать, насколько широко и мощно они могли бы развернуть свои возможности в структуре их собственного естества…Женщина все еще не самодостаточна и по этой причине не стала в достаточной степени женщиной». Да, Лу не была феминисткой, но при этом погубила многих мужчин: в 1901 г. Пауль Рэ оступился на скале и разбился, упав в реку Инн (случайно ли?), в 1919 г. покончил с собой Виктор Тауск - ученый, занимавшийся вопросами сходства Спинозы и психоанализа, что поначалу и сблизило его с Лу. А скольким мужчинам было отказано во внимании?! Но, возможно, самым главным страдальцем был муж Лу Фридрих Карл Андреас, который беспрестанно должен был помнить, что их брачный договор включает непреклонное условие Лу - отказ от интимной близости.

Создается впечатление, что эта женщина осмысленно шла наперекор всему традиционному и общепризнанному. Супружество для нее «означает жить друг в друге (а не друг с другом), пусть даже в религиозном, совершенно идеальном смысле. Сама по себе любовь не есть, разумеется, нечто идеальное, но, ей-богу, я никогда не понимала, почему люди, влекомые друг к другу чувственно, вступают в брак».

Ф. К. Андреас - профессор-иранист, ориенталист, знаток множества языков и наречий - покорил Лу своей «экзотической харизмой». Он был вегетарианцем, ходил по земле босиком и подражал голосам птиц. Лу нравилась его близость к природе и любовь к животным; Андреас был ей интересен как личность и чем-то напоминал отца. Согласие на брак Лу рассматривает в своих мемуарах как «мистическое принуждение», под влиянием которого она «предприняла этот безвозвратный шаг». В результате супруги прожили вместе сорок три года; они бережно хранили свои чистые дружеские отношения. Но была ли в жизни Лу настоящая страсть?

В 1891 г. Лу познакомилась с одним из представителей левого крыла немецкой политики - Георгом Ледебуром. И вместе с ним к ней пришло новое, ранее не известное чувство, «не подвластное ни уму, ни духу, ни мере», когда «наступает что-то, и ему отдаются, ничего не просчитывая и не сдерживаясь» (из повести Саломе «Феничка»). Однажды Лу спросила у мужа: «Можно я тебе расскажу, что со мной недавно произошло?» Последовало твердое «нет». Лу поняла, что скоро может разразиться семейная драма, и решила на время отдалиться от Ледебура. А он ей этого не простил. После Первой мировой войны Лу обратилась к нему с просьбой помочь выяснить, используя дипломатические каналы, о судьбе ее семьи в Петербурге, но письмо возвратилось как не принятое адресатом.

Итак, Лу «ускользает» и от первой своей подлинной любви-страсти, а для того, чтобы окончательно забыть о ней, отправляется в путешествие: сначала в Париж, Вену с подругой Фридой фон Бюллов, известной исследовательницей Африки, а затем едет в Альпы с неким Савелием - русским, подозреваемым в соучастии в покушении на Александра II, отбывшим четыре года каторги в Сибири и вовлекшим Саломе в круг русской эмиграции. Она совершенно свободно прожила какое-то время с этим подозрительным человеком в шалаше, питаясь только хлебом, молоком, сыром и ягодами. Это был еще один эпатирующий поступок Лу. Наверное, не зря Э. Шпрангер, представитель философии жизни и понимающей психологии, высказал мысль о том, что «наполнение самой себя новым содержанием - вот ее (Лу) излюбленное занятие». Стихи Саломе подтверждают это:

Жизнь в глубине себя - поэзия.
Безумны мы, тратящие ее изо дня в день,
От этапа к этапу.
Впрочем, в своем неосязаемом единстве
Она живет, она творит для нас поэзию.
Как же мы далеки от древней заповеди:
«Преврати свою жизнь в творение искусства».
Мы не стали еще собственными творениями искусства.

Лу всегда стремилась к совершенству и, развиваясь интеллектуально, она следовала ницшевскому кредо «Стань тем, кто ты есть» и учила этому других. Так, Райнер Мария Рильке, в котором знаменитый американский германист Б. Блюм изначально видел «талант чисто формальный», вырос в небожителя поэзии, и тончайший знаток словесности А. В. Михайлов впоследствии напишет, что его творчество - это «поэзия распахнутых душевных глубин. Слово не следует за сформированной и заданной мыслью, но налету превращает в мысль то, что еще не осознано самим же поэтом…нет ничего удивительного в том, что поэзия Рильке не раз становилась предметом пристального внимания философов». Чувствуется школа Лу. Это она научила Рильке вскрывать тайники души и смотреть глубоко, в бессознательное, которое когда-нибудь обязательно обнаружит себя.

Райнер видел, какие метаморфозы происходят с ним под влиянием этой необыкновенной женщины, и боготворил ее: «Никогда я не видел Тебя иной, нежели такой, на которую мог бы молиться. Никогда Тебя иначе не слышал, как только такой, в которую мог бы верить. Никогда иначе по Тебе не тосковал, как только думая, что мог бы вытерпеть за Тебя. Никогда не желал Тебя иначе, как только посметь бы преклонить перед Тобой колени» (так писал он в своем письме к Лу).

Рильке был младше ее на пятнадцать лет, но это не мешало им любить друг друга. Этот роман длился с перерывами немногим более трех лет, а далее последовали тридцать лет переписки и близкой дружбы. Их связывало многое, но роднила любовь к России. Для Лу то, что эта страна - ее родина, было фактом, а для Райнера - «великим и таинственным внутренним убеждением», которым он жил.

Во время путешествия по России тридцатидевятилетняя Лу «врастала…в юность», а молодой Рильке смотрел на все широко раскрытыми глазами и проявлял почти детскую восторженность, которая слегка раздражала Лу. Сложно сказать, что послужило причиной их разрыва, да это и не важно; главное - они сумели быть близкими на расстоянии. В 1934 г., узнав о смерти Райнера, Лу напишет: «Мы стали супругами раньше, чем друзьями, а сдружились не по выбору, а повинуясь узам заключенного в неведомых глубинах брака. Это не две нашедшие друг друга половины, а тот случай, когда целое с трепетом узнает себя в другом целом. Нам суждено было стать братом и сестрой, но еще в те мифические времена, когда инцест не превратился в грех».

В 1901г. Саломе вступает в связь со своим домашним доктором Фридрихом Пинельсом и вскоре узнает, что беременна. Вряд ли это известие обрадовало Лу, ведь у нее было странное отношение к деторождению. Ее возмущало, что природное устройство человека лишило его «права принимать собственные решения в самый творческий миг нашего бытия». В этой фразе слышатся нотки бунта. Лу бросает вызов самому Богу, которого она давно утратила и до сих пор не обрела. Но Он ее услышал: Лу теряет ребенка.

Всю свою жизнь Саломе делала слишком большую ставку на разум, однако не стоит оценивать это строго отрицательно, ведь, познав себя, Лу открыла множество закономерностей человеческой души, что пригодилось ей в работе с пациентами.

В 1911г. Лу, вместе со своим любовником, шведским специалистом в области психоанализа, Полом Бьером, едет в Веймар на Конгресс психоаналитиков. Там она знакомится с Фрейдом, который весьма лестно отзывался о недавно вышедшей книге Саломе под названием «Эротика». Таким образом были найдены общие точки соприкосновения, и Лу стала ученицей Фрейда. Любимой ученицей, которую он провожал до дома, которой дарил нарциссы и прощал разные шалости, например, посещение лекций Адлера, (его научные взгляды отличались от взглядов мэтра психоанализа). И все же Лу отделяла от Фрейда «харизматическая дистанция», он был для нее Учителем, до конца раскрывшим ее талант - читать в сердцах и мыслях.

Лу Саломе умерла 5 февраля 1937 года. Ее последними словами были: «На самом деле всю свою жизнь я работала и только работала. Зачем?» Скорее всего, Лу подразумевала работу над собой, жажду познания, устремленность к идеалу. По-настоящему Лу любила только жизнь, потому что именно она давала ей пищу для ума:

Естественно, что, как любят друга,
Я люблю тебя, жизнь-загадка, за то,
Что ты даришь мне ликованье и слезы,
Что несешь мне страданье и радость за ним.
Быть и думать, столетьями длясь!
Сжимай же меня в своих крепких объятьях:
Если ты не можешь подарить мне счастье -
Пусть так, - мне останется твоя горечь.

Несомненно, эта женщина была стоиком, но, вероятно, в этом и состояла трагедия ее жизни. Нерастраченность сердца - диагноз Лу. Будучи сильной личностью, она «могла быть поглощена своим партнером интеллектуально, но в этом не было человеческой самоотдачи» (П. Бьер). Саломе была зеркалом для тех, кто ее любил: погружаясь в духовную жизнь, личность мужчины, она отражала ее по-новому, в более ярком свете, - вспыхивала искра творчества, разгоралась, а потом навсегда затухала, соприкасаясь с холодом зеркальной Лу. «Она из тех, кто одной рукой убивает, а другой хочет подарить новую жизнь» - говорил об этой уникальной особе друг Ницше П. Гаст.

Роковая женщина и Муза в одном лице, неземное существо, Лу (по своей же воле) не знала мирского счастья, какое знают обычные женщины - счастье материнства. Она пошла против природы и Бога, но у нее есть оправдание: детская психологическая травма - чувство богооставленности. Вопрос «Обидчица или Обиженная?» так и останется без ответа, но возникнет у каждого, кто узнает историю жизни Лу Саломе.

Светлана Рыманова

Оцените статью:

Саломе-Андреас Лу

(род. в 1861 г. - ум. в 1937 г.)

Выдающаяся женщина, стоявшая у истоков психоанализа, автор двадцати художественных произведений и 120 критических статей и трактатов, книги «Эротика», а также воспоминаний «Прожитое и пережитое». Любимая женщина философов Ницше и Рэ и поэта Рильке.

Бытует мнение, что мужчины обращают внимание на красивых женщин и предпочитают жениться на глупых. Умные дамы, презрительно именуемые «синими чулками», остаются в одиночестве, втайне мечтая о любви и семье. История жизни Лу Саломе опровергает эти постулаты, в который раз доказывая, что у каждого правила всегда есть исключения.

Наконец-то в 1861 г. обрусевший полунемец-полуфран-цуз Густав фон Саломе мог сказать о себе, что он абсолютно счастлив. К 54 годам он сделал неплохую карьеру при дворе Александра II, дослужившись до генеральского чина и дворянского звания. Дом его был богат и выходил окнами на Зимний дворец. В нем, с присущей немецким женщинам аккуратностью, заправляла его 40-летняя супруга Луиза, осчастливившая мужа шестью сыновьями, а теперь подарившая долгожданную дочь. Девочку нарекли именем матери, но в семье называли Лелей, Лелечкой. Она росла окруженная любовью родителей и преданной дружбой братьев. Маленькая принцесса среди своих рыцарей. Ее баловали, ею восторгались, но Луиза не стала капризной кокеткой или зловредным сорванцом. Вслед за братьями она тянулась к знаниям, много читала, свободно владела французским и немецким языками, а вот русский знала похуже. Девочку интересовало все: культура, философия, политика. С подругами ей было скучно - у них на уме одни флирты и развлечения. Поэтому с отцом и братьями она была связана не только родственными, но и духовными узами. Общение с ними сформировало ее представление о мире, населенном мужчинами-защитниками, мужчинами-братьями. Позже Луиза скажет: «Весь мир казался мне населенным братьями».

Луизе исполнилось 17 лет, когда умер отец. Мир изменился. В образовавшуюся пустоту хлынули неуверенность и сомнения. Обуреваемая чувством непоправимой утраты, она бродила по Петербургу и однажды зашла в часовню голландского посольства. Пастор Гийо вел службу необычно. Его оригинальная, психологическая и философская трактовка Библии нашла глубокий отклик в душе Луизы. Она обратилась к нему за советом, и он стал ее духовным наставником. Пастор Гийо, человек образованный и интеллектуальный, открыл перед девушкой глубины философских мыслей Руссо, Канта, Спинозы. Юная барышня поразила его четкостью восприятия и рационально-философским складом ума, свойственными обычно людям, умудренными жизненным опытом. В течение двух лет их серьезные занятия перемежались доверительными личными беседами. Вскоре пастор почувствовал, что он не только покорен умом Луизы, но и влюблен. Его не смущала ни разница в возрасте (а ведь ему 42 года), ни то, что он женат и воспитывает двоих детей. Пастор готов был развестись и просить руки своей юной наставницы.

Мать Луизы, ничего не подозревающая о тайных занятиях дочери, пришла в ужас от такой перспективы. Но завороженно ловить каждое слово наставника и позволять нежно называть себя Лу (он не мог произнести домашнее имя Леля правильно) вовсе не означало, что девушка собирается замуж. Она прагматично, без ореола романтики и сентиментальности смотрела на жизнь и понимала, что, связав себя брачными узами, лишится свободы. Независимость женщины в семье - понятие нереальное, а Луиза фон Саломе не собирается попасть в кабалу. Она ожидала получить от контакта с мужчиной только интеллектуальное общение и дружескую привязанность. Пастора эти требования не устроили, и разрыв оказался неизбежным. В память о своей «первой большой любви» Саломе оставила за собой имя Лу, с которым она и вошла в историю.

Юной интеллектуалке, оставшейся без наставника, было необходимо продолжить учебу. В России XIX в. получить серьезное образование женщина не могла, и в 1880 г. Лу вместе с матерью поехала в Швейцарию. В Цюрихском университете она становится слушательницей философско-теологического факультета и параллельно посещает лекции по истории искусств. Два года спустя Саломе из-за слабых легких переезжает в Италию и обосновывается в Риме. Лу сразу становится своей в кружке интеллектуалов, сплотившемся вокруг Мальвиды фон Мейзенбух. Эта добрая неординарная женщина принимала в своем салоне многих европейских знаменитостей и покровительствовала многообещающей молодежи. Здесь велись интереснейшие дискуссии на разнообразные темы, и всеми были отмечены недюжинный ум и чрезвычайная восприимчивость «молодой русской».

Пленила Лу и 32-летнего философа-моралиста Пауля Рэ. Ее красота не обладала совершенной классической чистотой, но это делало девушку еще обаятельней, а нестандартное для женщины отношение к наукам, семье и браку и вовсе выделяло из толпы сверстниц. Лу обращалась с мужчинами на равных: слушала, спорила, доказывала, отстаивала и опровергала. Никакого кокетства и лукавства. Открытость мыслей, чувств и симпатий. Пауль безумно влюбился. Идея Саломе снять дом, «наполненный цветами и книгами», и зажить в нем молодежной коммуной показалась ему интересной и многообещающей. Лу увлеченно описывала, что у каждого мужчины или женщины будет своя комната для работы, свободное же время все будут проводить в общей гостиной, а объединит всех дружба и интеллект. Рэ соглашался на все, так как надеялся на большее. Узнав, что мать Саломе вскоре возвращается в Россию (повлиять на дочь она не могла и только следила за ее гардеробом), он попросил руки ее дочери, но разгневанный ответ получил лично от Лу. Девушка ищет друзей, единомышленников, братьев по духу, но не женихов. Чтобы не потерять любимую, Пауль вынужден был остаться рядом на ее условиях.

Стараясь притупить все подозрения, Рэ написал своему другу Ницше и пригласил приехать в их интеллектуальную коммуну. Звала его и Мальвида Мейзенбух. Зная о желании Фридриха Ницше найти «хорошую жену», она расписала ему тонкий ум, богато одаренную натуру, отважный характер, непримиримость исканий и убеждений мадмуазель Саломе. Да и сама Лу после разговоров и прочтения книг «очень сурового философа» с воодушевлением ожидала встречи. Девушка предчувствовала, что с этим человеком она готова разделить его судьбу.

Их представили друг другу в соборе Св. Петра. Он говорил - она внимала. Ее взгляды, жесты, редкие фразы подтверждали общее мнение: Лу именно тот человек, который способен понять одинокого философа и скрасить его жизнь. 42-летний Ницше влюбился, но не находил в себе мужества признаться в своих чувствах. Он не придумал ничего лучшего, чем попросить Пауля Рэ сделать предложение от его имени, а сам сбежал в Базель, где рассказывал друзьям, что в его судьбе появилась женщина и наполнила радостью все существование. Вернувшись, Ницше неожиданно для себя получил отказ. Не доверяя Рэ, Фридрих сделал повторное предложение, теперь уже лично, и снова: «Нет». Лу говорит об отношениях, основанных на духовной близости, с излиянием чувств при обсуждении философских, литературных и других тем, но без намека на интимность.

Однако Ницше, так же как и Пауль, не терял надежды на будущую взаимность. Их троица будоражила общественное мнение, но своенравную Лу это не беспокоило. Чтобы избежать ненужных слухов, она познакомилась с матерью Пауля и сестрой Фридриха. Им было интересно втроем, они много путешествовали и общались. Под впечатлением знакомства с Саломе у Ницше возник замысел необычного романа «Так говорил Заратустра», и исследователи его творчества предполагают, что именно Лу стала прообразом главного персонажа. А девушка, попав «под неизбежное очарование», исходившее от Ницше, открыла у себя писательский дар. Эта дружба, если забыть о влюбленности двух философов, носила исключительный характер, и позднее размышления о столь неординарных отношениях легли в основу трактата «Опыт дружбы».

Крах утопического проекта о дружбе между мужчиной и женщиной поздно или рано должен был наступить. Но причиной разрыва послужила всего лишь обычная шуточная фотография, идея которой принадлежала Ницше. Фридрих и Пауль запряглись в повозку, на которой восседала Лу с вожжами и кнутом, подгоняя двух знаменитых философов и скорчив при этом умилительную рожицу. За их спинами возвышалась гора с символическим названием Юнгфрау - девушка, девственница, символизирующая неприступность Саломе. У сестры Ницше не хватило чувства юмора оценить эту затею. Она начала планомерную атаку на брата, возбуждая его подозрительность и ревность к Паулю, и настраивала против Лу общих друзей. Ницше долго сопротивлялся нападкам и продолжал верить, что слова «Гимна жизни», который Саломе посвятила ему, свидетельствуют о любви: «Я люблю тебя, увлекательная жизнь, как только друг может любить друга; я люблю тебя, когда ты даешь мне радость или горе, когда я смеюсь или плачу, наслаждаюсь или страдаю; покидая тебя, я буду страдать и уеду от тебя с тем же чувством горя, какое испытывает друг, вырываясь из объятий друга. Если у тебя даже не останется для меня больше радости, пусть! Мне останется твое страдание».

Но подозрения, подкрепленные излишней эмоциональностью и непримиримостью с гордой непреклонностью девушки, все же свели дружбу на нет. В прощальном письме Ницше звучит много упреков: «Я думаю, что никто так хорошо и так дурно, как я, не думает о вас. Не защищайтесь; я уже защищал вас перед самим собой и перед другими лучше, чем вы сами могли бы сделать это. Такие создания, как вы, выносимы для окружающих только тогда, когда у них есть возвышенная цель. Как в вас мало уважения, благодарности, жалости, вежливости, восхищения, деликатности… Но я еще не вполне разочаровался в вас, несмотря ни на что; я заметил в вас присутствие того священного эгоизма, который заставляет нас служить самому высокому в нашей натуре. Я не знаю, с помощью какого колдовства вы, взамен того, что дал вам я, дали мне эгоизм кошки, которая хочет только одного - жить…» Отъезд Ницше в 1884 г. был похож на бегство. Десять лет спустя Саломе написала одну из первых книг о гениальном философе «Фридрих Ницше в своих произведениях».

Пауль Рэ остался рядом с Лу, но она по-прежнему относилась к нему как к другу. Весть о том, что Саломе выходит замуж, была для него невыносима. Гибель Рэ в горах при странных обстоятельствах больше напоминала самоубийство.

Кто же сумел наложить брачные оковы на «свободолюбивую» Саломе? Этим «счастливчиком» оказался 40-летний профессор-иранист, потомок армянских князей, проведший детство на Яве и впитавший в себя две культуры - западноевропейскую и восточную. Фридрих Карл Андреас, получив, как и все воздыхатели, отказ, недолго думая, на глазах у потрясенной женщины вонзил себе в грудь нож. Брак состоялся в 1887 г., но к своему телу законного супруга Лу не подпустила. Она твердо продолжала отстаивать свое право выбора: женщина должна любить, испытывать оргазм, рожать и воспитывать ребенка только осознанно, исходя из своих желаний. Эти идеи легли в основу ее будущей книги «Эротика», которая была переведена на несколько европейских языков и выдержала пять переизданий. Эта нашумевшая книга стала настоящим бестселлером.

Казалось бы, что может рассказать об эротике Саломе, которая в течение всех лет совместной жизни отказывала в половой близости мужу и категорически не хотела становиться матерью. Но ее сексуальность была разбужена Георгом Ледебургом, известным политиком и будущим депутатом парламента, с которым она познакомилась в 1892 г. в Берлине. Лу не устояла перед его обаянием, сердечностью и нежностью. Он с мужской твердостью и чувственностью разбудил в Саломе импульсивную, эмоциональную женщину. Лу почувствовала свою полноценность, наконец-то соединив интеллектуальную свободу с сексуальной. Она была настолько поражена нахлынувшими эмоциями, что решила развестись с мужем и выйти замуж за Георга. На этот раз Андреас был категорически против: он не хотел терять пусть строптивую, но любимую им женщину. Лу оказалась в западне между двумя мужчинами и решила этот вопрос радикально - оставила обоих и в 1894 г. уехала в Париж. Теперь она полностью раскрепощена и привлекает к себе мужчин не только своим оригинальным умом, но и импульсивным, эмоциональным, провокационным женским поведением. По многочисленным связям Лу в течение этого десятилетия можно изучать географию. В Париже ее любовником становится драматург Франк Ведекинд, в Вене - Ричард Бир-Ходоман, в России - доктор Савелий. Не остаются забытыми и писатели Артур Шницлер, Герхарт Гауптман и многие другие. И всегда это люди неординарные, с богатейшим творческим потенциалом - их Саломе, что называется, нутром чуяла и выделяла из толпы своих поклонников. И где бы Лу ни появлялась, вокруг нее сразу же образовывался круг из интеллектуалов, людей искусства, очарованных ее красотой, неповторимым обаянием и умом.

Так Саломе притянула на свою орбиту в 1897 г. Рене Мария Рильке. (Это потом по желанию Лу он сменит имя на более мужественное Райнер.) Эта женщина словно шагнула к нему «из мира красоты», о котором он грезил. 35-летняя Саломе была в расцвете своих интеллектуальных и сексуальных сил, и юный начинающий поэт двадцати одного года прикипел к ней душой. Шквал сердечных излияний ошеломил ее, она ощутила, что эта «любовь встретилась на ее пуги как нечто само собой разумеющееся» и что юноша стал ее «первым истинным переживанием». Обладая необыкновенно тонким художественным вкусом, серьезно занимаясь историей, философией, религией и литературой (повести «Руфь», «Фенечка»), Саломе стала для Рильке тем мощным катализатором, который заставил во всей полноте раскрыться его богатейшие возможности. «Для Рильке, которому повседневная жизнь столь часто внушала страх, который не очень прочно стоял на земле, а, скорее, парил в воздухе или обретался в иной реальности, Лу означала твердую почву под ногами, опору и связь с действительностью. Ее жизнелюбие и жизнерадостность, ее беззаботность и уверенность в себе для него - своего рода душевная терапия. Лу была для него той питательной почвой, в которой он мог пустить корни и пойти в рост».

А Саломе, благодаря юному возлюбленному, впервые смогла раскрыть весь спектр своих дарований: была ему возлюбленной, другом, матерью, наставницей и личным психотерапевтом.

«Была ты мне ближе и больше, чем мать,

Другом была - по-мужски настоящим,

Женою - другой такой не сыскать,

Но милым ребенком бывала ты чаще.

Нежнее тебя я людей не встречал

И тверже, когда меня жизни учила.

Ты небом была мне, началом начал.

Ушла ты - и бездна меня поглотила».

Влюбленные сняли домик на окраине Берлина и первое время жили как муж с женой, а затем перебрались в дом ее мужа Андреаса. Райнер возился вместе с Лу на кухне и увлеченно изучал русский язык, покоренный ее рассказами о России. Часто Саломе тяготилась их отношениями. Она привыкла жить в радости, рядом, но не вместе, и «как кошка, которая хочет гулять сама по себе» (недаром Ницше называл ее эгоизм «кошачьим»). Ее раздражала эмоциональная неустойчивость и взвинченность Рильке и пугали страстные признания: «Оставайся со мной, иначе я не смогу жить».

Чтобы немного отдалить поэта от себя, она отправляет его в Италию (1898 г.) изучать искусство, но ему плохо без Лу и печальные «Песни девушек» и «Флорентийский дневник», который он вел специально для нее, явственно свидетельствуют о его подавленности и надеждах на встречу.

«Не видя тебя, я блуждаю во мгле,

Я, словно слепой, бреду по земле.

И дней сумасшедшая толкотня -

Как занавес, скрывший тебя от меня.

Я смотрю на него: не взовьется ли он,

Не объявится ли моей жизни закон,

Моей жизни смысл, моей жизни струя,

Но она же - погибель моя…»

Затем Саломе и Рильке дважды побывали в России (1899, 1900 гг.). Первый раз они поехали вместе с Андреасом, а второй - путешествовали вдвоем. Лу показывала Райнеру страну своего детства, знакомила его с глубоко психологической культурой, организовывала встречи с писателями и художниками. Россия становится для поэта второй родиной: «Чем должен я России? Она сделала из меня то, что я есть…» - и добавляет, что без Саломе: «…никогда не смог бы найти свой жизненный путь». Результатом их связи, продлившейся четыре года, стал один из совершеннейших стихотворных сборников Рильке «Часослов», а Лу вдохновилась на написание самого известного своего романа «Родинка».

Вернувшись в Германию, Саломе рассталась с поэтом. Она устала от его экзальтации. Уравновешенная натура Лу не выдерживает обрушившейся на нее любви другого человека. Для Рильке это стало катастрофой (как раньше для Рэ и Ницше). «Я упал - и осколков уже не собрать»; «…ушла ты - и бездна меня поглотила». Но Саломе всегда уходила первая, а к Райнеру предъявила особые требования: запретила даже навещать ее, разве что в момент крайней необходимости. Рильке так и не пришел в себя после этого разрыва, хотя женился на ученице Родена Кларе Вестхоф; работая у этого великого скульптора секретарем, написал о нем прекрасную книгу и стал знаменит как поэт. Но потеряв Лу, он словно потерял себя и стал одинок. Три долгих года Райнер старался не вспоминать о ней, но забыть не смог. «Мне не у кого спросить совета, кроме как у тебя, - беспомощно жалуется поэт на свое одиночество в письме, - ты одна знаешь, кто я. Только ты можешь помочь мне, и я уже по первому письму ощутил ту власть, которую имеют надо мной твои спокойные слова. Ты можешь объяснить мне то, чего я не понимаю. Можешь подсказать, что мне делать».

Ответы Саломе больше походили на письма матери, увещевающей своего непутевого сына. Без лишних сантиментов она ссылается в них на своего нового любовника доктора Цимека Пинелесса, с которым она вступает в «дикий брак», поскольку сексуальные чувства к нему взяли верх над духовными. В общем, письма Саломе - это «психотерапия по переписке». Конечно, поэт нуждался даже в этой малости, и Лу долго и упорно делала вид, что он ей безразличен. Но постепенно письма становились все задушевнее, они несколько раз встречались, но только как друзья. Теперь Лу была покорена его талантом: «С этого Троицына дня я читала то, что выходило из-под твоего пера, не только твоими глазами, я воспринимала и одобряла написанное тобой как свидетельствование о будущем, к которому ты неудержимо шел. И с той поры я еще раз стала твоей - на сей раз по-иному, в своем втором девичестве».

Саломе убеждала Рильке, что его сила в страданиях, а ее - в радости. Наверное, с ее стороны «истинной» любви не было. Рассуждая как психотерапевт о мучивших его неврозах, Лу забывала, что одной из основных причин его критических состояний была она сама. В безмерно умной, но эгоистичной женщине, жившей только для себя, не было той душевной теплоты и отзывчивости, в которых нуждался Рильке. Переписка велась до последних дней жизни поэта, умиравшего от редкой формы лейкемии, и Саломе, умевшая только радоваться жизни, оказалась совсем беспомощной утешительницей страждущему человеку, которого она превратила в настоящего поэта, для которого стала вечной «целью».

«Нет без тебя мне жизни на земле.

Утрачу слух - я все равно услышу,

Очей лишусь - еще ясней увижу.

Без ног я догоню тебя во мгле.

Отрежь язык - я поклянусь губами.

Сломай мне руки - сердцем обниму.

Разбей мне сердце - мозг мой будет биться

Навстречу милосердью твоему.

А если вдруг меня охватит пламя

И я в огне любви твоей сгорю -

Тебя в потоке крови растворю».

Спустя два года после смерти Рильке (ум. в 1926 г.) Саломе издала книгу воспоминаний о поэте. Никакие неприятности или даже смерть не могли изменить однажды и навсегда сложившихся привычек и устремлений Лу. Она все время была полна творческих исканий и замыслов, занималась тем, что ее привлекало. Саломе писала книги и трактаты на самые различные темы: религия и философия, литература и театр, женщина в обществе и эротика. Пережив множество романов, очаровав десятки интеллектуалов и людей искусства мужского пола, она вернулась к Андреасу, который все знал о ее увлечениях, но отпускать на свободу не хотел. С 1903 г., в общем-то, окончились скитания Лу по странам и городам Европы. Муж получил место профессора в Геттингенском университете, и они купили дом в окрестностях города. Их семейные отношения не изменились. Но Лу начала понимать, что в погоне за своей свободой и независимостью от мужчин она лишила себя и мужа, и настоящего семейного счастья. Этому послужила связь Андреаса с их служанкой и рождение в 1905 г. у него внебрачной дочери Мари. Саломе отнеслась к этому событию спокойно и оставила малышку в своем доме, с интересом наблюдая со стороны за развитием отцовских чувств Андреаса. И здесь в ней проявился психоаналитик. Через несколько лет Лу удочерила Мари. В ее творчестве появилась тема детства: истории на рождественские сюжеты, статьи о восприятии детьми религии, искусства, исследования по детской психологии. Саломе всерьез занялась психоанализом.

В 1912–1913 гг. Лу стала одной из лучших учениц Зигмунда Фрейда. Они познакомились годом раньше на съезде психоаналитиков в Веймаре. Саломе стала преданной сторонницей его идей и верным другом. Их отношения строились на тех принципах, которые всегда так ценила Лу: глубокое взаимопонимание, восхищение друг другом, интеллектуальная и духовная близость. Фрейд видел в Саломе женщину редких умственных и человеческих качеств и характеризовал ее как «в высшей степени понимающую». К ней он был привязан до конца жизни. Их связывали 25 лет дружбы и взаимопонимания. Лу была в прекрасных отношениях с женой и матерью Фрейда, а в соавторстве с его дочерью Анной работала над учебником по детской психике.

Национальное русское качество - самокопание - позволило Саломе стать настоящим специалистом. По признанию некоторых французских психологов, в вопросах бисексуальности она даже обогнала Фрейда. С 1914 г. Лу стала практикующим врачом-психологом и помогла многим своим пациентам. В воспоминаниях «Прожитое и пережитое» Саломе записала: «когда я возвращаюсь к моему прошлому, у меня появляется ощущение, что я жила в ожидании психоанализа с самого детства». Она была довольна своей жизнью и по-прежнему окружена мужчинами-братьями: Андреас, Фрейд и новый поклонник, издатель Эрнст Пфайфер. Рядом с Саломе до последних минут ее жизни, которая оборвалась 5 февраля 1937 г., была и приемная дочь Мари, которая заботливо, с любовью ухаживала за своей неординарной матерью.

На похоронах не было торжественных речей. На могилу легла простая плита без дат жизни и имени. Так завещала Лу Саломе-Андреас, словно, уходя в иной мир, хотел а вычеркнуть себя из этого. Но это не позволили сделать мужчины, любившие ее. Непокорная Лу стала частью их жизни и творчества. Ее имя неотторжимо от имени отца современного психоанализа - Фрейда, великого мудреца - Ницше и нежнейшего из поэтов - Рильке. Их любовь и поклонение стали лучшей эпитафией к жизни Лу.

Из книги Лу Саломе автора Гармаш Лариса

ЛУ САЛОМЕ (удивительная история жизни и приключений духа Лу фон Саломе) Посвящается моему

Из книги Письма автора Гессе Герман

Лу Саломе. ФРИДРИХ НИЦШЕ В ЗЕРКАЛЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА "Mihi ipsi scripsi!" ("Обращаю к самому себе") - не раз восклицал Ницше в своих письмах, говоря о каком-либо законченном им произведении. И это немало значит в устах первого стилиста нашего времени, человека, которому удавалось

Из книги Женщины Вены в европейской культуре автора Шиферер Беатрикс

Лу Саломе. ОПЫТ ДРУЖБЫ Однажды вечером в марте 1882 года в Риме несколько друзей собрались в доме Мальвиды фон Мейзенбух. Неожиданно раздался еще один звонок. В комнате появилась управляющая и шепнула на ухо хозяйке некую потрясающую новость, после чего Мальвида поспешила

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

Лу Саломе. С РАЙНЕРОМ Без сомнения, в любом процессе творчества, если посмотреть вглубь вещей, есть доля опасности, доля соперничества с жизнью. Для Райнера эта опасность была тем более очевидна, что сама его природа побуждала его поэтически переосмысливать то, что почти

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Лу Саломе, Аким Волынский. AMOR Романтический набросокОТ АВТОРОВЭтот набросок, предлагаемый на суд читателей, создавался не совсем обычным способом. В беседе двух литературных знакомых возникла мысль передать в повествовательной форме летучие настроения, сопутствующие

Из книги «Звезды», покорившие миллионы сердец автора Вульф Виталий Яковлевич

Саломе Вильгельм [август 1947] Дорогая госпожа Me!Спасибо за Ваше милое письмецо о саранче. Что Вас тревожит Китай, мне вполне понятно. С тех пор как коммунизм, национализм и милитаризм стали братьями, Восток временно потерял свое очарование.У меня ничего нового. Скоро придет

Из книги Старец Паисий Святогорец: Свидетельства паломников автора Зурнатзоглу Николаос

Саломе Вильгельм Монтаньола, 11.1.1948 Дорогая, глубокоуважаемая госпожа Вильгельм!Ваше милое декабрьское письмо делает меня буквально несчастным. Вы явно не получили или еще не получили двух моих писем, где я намекал Вам на свое положение и объяснял, почему не могу прочесть

Из книги Три фурии времен минувших. Хроники страсти и бунта автора Талалаевский Игорь

Лу Андреас-Саломе (1861–1937) Лу Андреас-Саломе, 1897.В отличие от большинства персонажей этой книги Лу Андреас-Саломе родилась и выросла за пределами австро-венгерской монархии. Она, можно сказать, само воплощение европейской мысли, фигура, знаменующая размывание духовных

Лу Андреас-Саломе Гениальная русскаяЭта неординарная женщина превыше всею ставила свою свободу, а современники ценили в ней непреодолимый шарм, женское обаяние и редкостный интеллект. Пред ней склонялись лучшие умы ее времени, но она умерла независимой, и даже в

Из книги автора

Лу Саломе Самой значительной романтической историей в жизни Фридриха Ницше, без преувеличения его любовью была Лу Саломе. Об их отношениях написано очень много. Дворянка из России, двадцати с небольшим лет от роду, с прекрасным образованием и вкусом, широчайшим




Top