Французская комедия театр. Театр «Комеди Франсез» в Париже

Ни для кого не секрет, что Париж по праву считается культурной столицей мира. У большинства жителей планеты на слуху имена великих деятелей литературы, которые родом именно из Франции: Гюго, Дюма, Мольер. Пьесы по их произведениям, в большинстве своем, ставились в не менее знаменитом театре под названием Комеди Франсез (Comédie-Française). Театр Комеди Франсез очень знаменит в Париже.

Это старейшее учреждение культуры Франции, история которого насчитывает свыше 300 лет. Комеди Франсез – ведущий театр Парижа. Он же является одной из ярких звёзд в линейке . Кстати почему-то именно русские туристы просто обожают Комеди Франсэз

Немного истории

Эта достопримечательность была создана по приказу Людовика Четырнадцатого (Короля-Солнце). В те годы скончался Мольер и дабы увековечить память этого знаменитого деятеля, было решено возвести Комеди Франсэз. Уже в те времена театр находился на государственном финансировании. Располагалась жемчужина культурного наследия, как и сейчас, прямо в центре Парижа.

Ныне, этот театр считается старейшим не только во Франции, но и в целом, в Европе. Его и в современности французы иногда называют «Домом Мольера». Кстати, в Комеди Франсез были поставлены все без исключения пьесы Мольера. Но кроме этого, на сцене были представлены произведения:

  1. Дидро.
  2. Расина.
  3. Вольтера.
  4. Бомарше.

В разные исторические периоды, когда во Франции то бушевали революции, то было относительно спокойно, труппа театра не могла оставаться в стороне от происходящего. В рядах актёров были и революционеры, и оппозиционеры, но во все времена актёры были и есть сплоченной командой.

Впрочем, такому порядку вещей весьма способствовали установленные в этом учреждении регламенты. В уставе ясно написано о том, что труппа должна ежедневно собираться и играть столько сколько нужно, без права отказа от ролей, либо спектаклей. Быть актером Комеди Франсэз уже тогда было очень престижно. Каждый из тех, кто имел хоть какое-то отношение к театру, стремился попасть в дружный коллектив Комеди Франсез. У истоков становления труппы Комеди Франсэз стояли:

  1. Л. Бежар.
  2. Ш. Лагранж.
  3. М. Шанмеле.
  4. М. Барон.

Началом развития Комеди Франсэ стало объединение сразу пары парижских театров: «Маре» и «Бургундский отель». Именно в Комеди Франсез перенесли кресло, в котором по легенде скончался Мольер во время игры в очередном спектакле. Кстати, по свидетельству старожил, он изображал именно умершего в кресле больного, но в действительности скончался.

В Комеди Франсез всегда приглашали лучших актеров и режиссеров. На его сцене играли: Жан Маре, Самари, Сара Бернар. Огромное внимание в Комеди Франсэз уделялось правильной речи, постановке голоса, художественному образу. Хорошая дотация из казны государства давала возможность режиссерам ставить пьесы с использованием самых передовых новелл своего времени. Богатейшие, а главное, красивейшие декорации, прекрасные костюмы. Всем этим отличался Комеди Франсез. А ещё на его сцене актеры говорили исключительно на французском языке.

Современность

Сейчас в Комеди Франсез ставят самые разнообразные пьесы и спектакли. Режиссёры не ограничивают себя веяниями времени. Они привыкли использовать в своей работе все разнообразие мировой литературы и культуры. Ставят спектакли, датированные античным периодом, средними веками, Возрождением, 19 веком и, конечно, современностью. Актёры, которые задействованы в постановках – представители разных стран мира.

К примеру, в знаменитом Комеди Франсез поставлен спектакль «Лес» по произведению Островского. Русская классика у режиссёров этого театра в большом почёте. Многие из таких постановок становятся конкурсными работами. Но играют их на чисто французском языке.

Как стать зрителем этого знаменитого театра?

Если начать с цены, то в Комеди Франсез представлены разные категории билетов. Все зависит от места. Наиболее дорогие из них стоят свыше 40 Евро, самые дешёвые – чуть боле 6 (галёрка). Приобретаются билеты на сайте Комеди Франсез. Купить их можно и в кассах театра. Или написав нам [email protected]

Возможность побывать на спектаклях в Комеди Франсэз весьма востребована, поэтому позаботиться о приобретении билетов необходимо заранее. Можно прийти за несколько часов до начала действа, чтобы попытать счастье приобрести билеты, от которых отказались по тем или иным причинам. Но такая возможность появляется редко, поэтому о билетах стоит позаботиться заблаговременно.

Во Франции весьма распространены так называемые Дни молодежи. Представители культурной сферы используют их как предоставление возможности молодым людям культурно образовываться. Каждый первый понедельник нового месяца, для людей, которые не достигли возраста 28 лет, места в театре выделяются на безвозмездной основе.

Координаты Комеди Франсез

Этот театр находится в сердце Парижа, недалеко от . Комеди Франсез стоит на углу улицы Ришелье и площади Пале-Рояль.

Доехать до одной из главных достопримечательностей Франции можно одним из маршрутов автобусов: № 95, 21, 39, 27, 48, 68, 67, 81. Можно сесть на метро и следовать до станции Palais Royal – Musée du Louvre.

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ (La Comédie Française)

Официальное название «Театр Франсе» (Théâtre Français) - французский национальный театр, один из старейших театров Парижа, единственный репертуарный театр во Франции. Основан в 1680 году по указу Людовика XIV, объединившему Театр Мольера, ранее слившийся с театром Маре, и Театром «Бургундский отель». Знаменитые актеры труппы в то время: М. Шанмеле, М. Барон, Ш. Лагранж, К. Розимон, А. Бежар. Театр получал королевскую дотацию, руководили им назначаемые королем суперинтенданты, определявшие репертуар, состав труппы и т.д.

«Комеди Франсез» представлял собой актерское товарищество (société), доходы делились на паи, члены товарищества, сосьетеры, имели право на целый пай или его часть. В труппу театра входили также пансионеры, актеры, приглашавшиеся на отдельные роли.

Такая организационная структура театра практически не менялась. Серьезные временные изменения привносились лишь в революционные периоды истории. Особое положение театра позволяло привлекать в труппу лучших актеров Франции. Почти все крупнейшие французские актеры так или иначе связаны с «Комеди Франсез»: М. Дюкло, А. Лекуврер, А. Лекен, М. Дюмениль, И. Клерон, Тальма, Ж.Б. Бризар, Марс, К. Дюшенуа, Жорж, Э. Рашель, С. Бернар, Ж. Муне-Сюлли, К. Коклен и др. Это относится и к французским драматургам. Среди них Ж.Б. Мольер, П. Корнель, Ж. Расин, Ж.Ф.Реньяр, А.Р.Лесаж, П.Мариво, Ф.Вольтер, Д.Дидро, П.Бомарше, В.Гюго, Э.Скриб, А.Дюма-сын, В.Сарду и др.

Определенные сложности пережил театр «Комеди Франсез» на рубеже XIX - XX веков, когда наступило время становления режиссерского театра, что оказало влияние и на жизнь главного театра Франции. Заметным событием стало приглашение в театр в 1930-е годы режиссеров Жака Копо, Луи Жуве, Шарля Дюллена, Гастона Бати, которые попытались отойти от архаического стиля и превратить труппу звезд в творческий ансамбль. В 1940-е годы в театре работает Жан-Луи Барро, который ставит «Атласный башмачок» П.Клоделя.

Радикальная реформа театра связана с именем Ж. Мейера, ученика Жуве, выпускника Парижской Консерватории драматического искусства - учебного заведения, находившегося под эгидой «Комеди Франсез». Свои первые спектакли он ставит в 1944, а в 1946, после ухода Ж.-Л. Барро он назначается руководителем классических постановок. Мейер проработал в театре около 20 лет, постепенно внедряя новую эстетику, воспитывая молодых актеров в театре на основе живой сценической практики. Ему сопутствовал успех у зрителей и критики, но стремление к единоначалию в творческом руководстве привело к конфликту с сосьетерами, в результате чего он вынужден был покинуть театр. Но период его руководства не прошел бесследно для будущего театра.
Сегодня «Комеди Франсез» - театр, не чурающийся эксперимента. В 1970-е годы здесь шли пьесы Э. Ионеско и С. Беккета. Театр пошел еще дальше. Он стал приглашать на постановки зарубежных режиссеров: Р. Уилсона, («Басни Лафонтена»), А. Васильева («Маскарад», 1992, «Амфитрион», 2002), П. Фоменко («Лес», 2003). Спектакли, созданные этими режиссерами, были отмечены узнаваемым режиссерским почерком каждого из них и актерским исполнением, отличающим всемирно известную школу «Комеди Франсез».
В настоящее время «Комеди Франсез» сохраняет свою организационную структуру. Им управляет Генеральный директор (сейчас это Мюриэль Майетт), работу которого контролируют сосьетеры (их сейчас 40 чел. Кроме того, 20 пансионеров. Каждый пансионер хотел бы стать сосьетером, но решение о статусе актера принимается на ежегодном собрании сосьетеров. За это должны проголосовать не менее 21 сосьетера.
В нашей стране театр гастролировал в 1954 году (Москва, Ленинград, Киев), 1969 (Москва, Ленинград, Рига), 1973 (Москва, Ленинград, Вильнюс), 1985 (Москва, Ленинград, Киев). В 2005 году спектакль «Комеди Франсез» «Лес» А. Островского в постановке П.Н. Фоменко был показан на Шестом Международном театральном фестивале им. А.П. Чехова.

В 2010 году "Комеди Франсез" представил на Пятом международном театральном фестивале "Александринский" спектакль Бомарше в постановке режиссёра Кристофа Рока. (17 и 18 октября 2010).

Ярким театральным экспериментом можно назвать постановку «Квартета» Х.Мюллера, которая была представлена на Александринском фестивале в 2007 году при участии "Комеди Франсез". В спектакле сыграла актриса Мюриэль Майет - генеральный директор "Комеди Франсез".

В 1981 году известный постановщик экспериментальных спектаклей и драматург Хайнер Мюллер написал пьесу по мотивам романа Шодерло де Лакло «Опасные связи». Мюллер поселил образцовых героев «галантного века» в абсурдном пространстве «бункера после третьей мировой войны» и «салона перед французской революцией», и столкнул их в жестоком «смертельном поединке». Вальмон и Маркиза Мертей из соблазнителей и интриганов превратились волей драматурга в последних людей на свете, стали осколками культуры. Спустя 25 лет земляк Мюллера, режиссер Маттиас Лангхофф, поставил «Квартет» с актерами главного театра Франции, Комедии Франсез: Франсуа Шатто и Мюриэль Майетт, только что ставшей директором Комеди Франсез.

Уникальность спектакля Маттиаса Лангхоффа в том, что и актеры, и режиссер и даже автор пьесы оказались «единомышленниками», они говорят на одном языке – языке сцены, сочетающем в себе абсурд и трагедию, «галантный век» и антиутопию.

Маттиас Лангхофф и Хайнер Мюллер некоторое время работали вместе в театре Берлинер Ансамбль, и судьба их во многом схожа: живя в ГДР, на родине, они так и не смогли реализовать свои таланты. Лангхофф ставит спектакли по всей Европе: в Париже, Руане, Риме, Мадриде, и всюду приносит свой неповторимый почерк и склонность к экспериментам. Сочетание не сочетаемого, абсурда и гиперреализма, красоты и грязи – вот излюбленные приемы Лангхоффа. Своими учителями (для российского зрителя это особенно лестно) Лангхофф называет Мейерхольда и Станиславского, которых он называет не иначе, как «величайшими мастерами на свете».

Ранее Лангхофф уже ставил другую пьесу Х. Мюллера - «Миссию» - в театре де ла Виль. И Мюриэль Майетт, и Франсуа Шатто уже работали с Лангхоффом: Майетт играла в его «Пляске смерти» по Стриндбергу и «Леонсе и Лене» по Г.Бюхнеру; Шатто – в «Принце Гомбургском» по тому же Г. Бюхнеру и «Макбете». Сочетание режиссерского почерка Лангхоффа и игры актеров прославленной французской школы само по себе уникально, сочетание немецкого авангарда и векового французского актерского мастерства уникально вдвойне. «Квартет» сравнивают одновременно с «Фрекен Жюли» А. Стриндберга и «В ожидании Годо» С.Беккета, в пьесе сочетается страстность и чувственность героев и абсурдность «предлагаемых обстоятельств».

Со временем уже сложился тандем Лангхофф-Майетт-Шатто, режиссер и актеры понимают друг друга с полуслова, и на сцене это чувствуется – критики отмечают, что сочетание «актеров высшей пробы» и «режиссера-экспериментатора» невероятно гармонично, и совместная их работа вызвала очень шумный успех.

Комеди Франсез в Париже ― это одно из крупнейших достояний мирового театрального искусства. Конечно, он не так известен, как его ближайший сосед ― Гранд Опера ― но многие театралы считают своим долгом хотя бы раз в жизни посетить это место.

Театр Комеди Франсез

Многие знатоки знают это место под более распространенным именем ― Французский Театр. Люди, владеющие мелодичным языком, называют его Comédie-Française. Наконец, в некоторых источниках можно встретить и совсем необычное наименование ― Театр-Франсэ. Но таким известным театр стал не из-за многообразия названий и даже не из-за своего репертуара, наполненного огромным количеством интересных пьес.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Официальный сайт театра гласит, что это первое заведение подобного рода, финансируемое с бюджетных денег правительством. Причина этого доподлинно неизвестна, но некоторые считают, что театр внесен в список культурных памятников страны. Что и не удивительно, если учитывать его долгую и разнообразную историю.

Расположено культурное наследие в не менее известном дворце Пале-Рояль, находящемся в первом округе Парижа ― старейшем из всех, сохранившихся до наших времен.

Комеди Франсез в Париже официальный сайт

Конечно, в романтической столице люди бывают не каждый день. Такое путешествие ― настоящий праздник для всей семьи, но даже дату поездки театралы планируют таким образом, дабы попасть на самые интересные спектакли. И для этого они смотрят, как работает великий Комеди Франсез в Париже на официальном сайте.

История Эйфелевой башни

На данном ресурсе можно посмотреть время выступлений на ближайший месяц, полюбоваться антуражем волшебного места или даже заказать билеты. Кроме того, там вы сможете услышать великую историю театра из первых уст, рассказанную его владельцами, предками основателей и даже актерами.

Но учтите: поскольку географически он расположен во Франции, его страничка также на французском. Как и все выступления, впрочем.

Комеди Франсез репертуар

Конечно, театр Комеди Франсез любят не только за его богатую историю. Его отличительной чертой считаются талантливые актеры и режиссеры, вместе пишущие новые строки в книге этого места. Его коллектив давно позволил себе отойти от традиций, ведь большинство театральных постановок во Франции создается по принципу антрепризы.

Это частные постановки, где главные роли исполняют непостоянные актеры. Обычно такой коллектив не слишком большой ― около 2-5 человек.

Но если бы этот театр также следовал традициям, он не был бы столь великим. Его владельцы собирают таланты со всего мира, постоянно приглашая иностранных режиссеров. Благодаря этому репертуар коллектива колеблется от драм до комедий.

Создание театра Комеди Франсез

Создавался театр Комеди Франсез на почве масштабной трагедии: смерти Мольера. Этот комедиограф успел завоевать сердца тысячи поклонников, поэтому его безвременная кончина оставила многих в скорби. Но самый сильный удар это нанесло его театру, оставшемуся в гордом одиночестве. Их конкуренты ― Бургундский Отель ― не преминули воспользоваться такой возможностью, начав постепенно уничтожать популярность труппы.

Музей Пикассо

Но этому не суждено было случиться. Людовик XIV в 1680 году издал декрет, в котором приказал объединить оба заведения в одно. И практически в этот же день новый коллектив уже выступил на сцене. Просуществовал он недолго ― уже в 1793 году труппу арестовали, а их детище закрыли, объявив незаконным.

Новую жизнь театру дал Наполеон, в 1812 году утвердив новый Устав коллектива, действующий до сих пор. С того времени практически никаких структурных изменений в театре не было.

Актеры театра Комеди Франсез

Сара Бернар

Комеди Франсез в Париже славится и своим актерским составом ― кажется, будто в одном месте и в одной эпохе собрались все великие таланты нашего мира.

На его сцене в разные эпохи играли такие звезды как:

  • Сара Бернар.
  • Клерон.
  • Жорж Рашель.
  • Эдмон Го.
  • Жак Тожа.
  • Леонтина Фей.
  • Луи Сенье и другие.

Мартин Шевалье

Современный актерский состав практически не уступает старой гвардии. На сцене можно увидеть таких людей как: Мартин Шевалье, Вероника Велла, Мишель Фавори, Анна Кеслер, Сесиль Брун, Сильвия Берге, Бруно Рафаэль, Алан Ленглед, Флоренс Виала ― и иных звезд современной сцены.

В труппе есть как молодые девушки, так и взрослые мужчины, поэтому набор возможных ролей огромен. Коллектив насчитывает 54 актера, поэтому режиссерам есть, где разыграться.

Купить билеты в Комеди Франсез

Попасть в Комеди Франсез в Париже сможет далеко не каждый, и дело даже не в сумме за представление. Напротив, она довольно невелика ― самая дорогая цена за просмотр постановки составляет 39 евро. Чаще встречаются более дешевые места.

Монпарнас: башня Парижа

Но, чтобы получить билет, придется отстоять огромную очередь, так как театр пользуется огромной популярностью как среди туристов, так и среди местных. Обычно места раскупаются на несколько месяцев вперед, а в особо загруженные часы ― за полгода.

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ («La Comédie-Fran-çaise»; официальное название - «Те-атр Фран-се», «Théâtre-Français» - «Фран-цуз-ский те-атр») - ста-рей-ший национальный дра-ма-тический те-атр Фран-ции.

Соз-дан в 1680 году в Па-ри-же ука-зом Лю-до-ви-ка XIV , объ-е-ди-нив-шим не-ко-гда вра-ж-до-вав-шие труп-пы Моль-е-ра и те-ат-ра «Бур-гунд-ский отель». «Комеди Франсез» по-лу-чил мо-но-поль-ное пра-во на те-ат-раль-ные пред-став-ле-ния в Па-ри-же. На-зна-чае-мые ко-ро-лём су-пер-ин-тен-дан-ты вы-да-ва-ли ак-тё-рам до-та-цию из каз-ны, кон-тро-ли-ро-ва-ли ре-пер-ту-ар, со-став труп-пы, рас-пре-де-ле-ние ро-лей и др. «Комеди Франсез» пред-став-лял со-бой ак-тёр-ское то-ва-ри-ще-ст-во (société).

Труп-па де-ли-лась на сось-е-те-ров, имев-ших пра-во на це-лый пай или его часть, и пан-сио-не-ров, по-лу-чав-ших жа-ло-ва-нье. Лю-до-вик XIV лич-но вы-брал 27 ак-тё-ров из бывшей моль-е-ров-ской труп-пы, спе-циа-ли-зи-ро-вав-шей-ся на пред-став-ле-нии ко-ме-дий, и «бур-гунд-цев», иг-рав-ших в основном тра-гический ре-пер-ту-ар.К концу XVII века за-вер-шил-ся про-цесс фор-ми-ро-ва-ния сце-нического ам-п-луа, и труп-па «Комеди Франсез» ста-ла об-раз-цо-вой мо-де-лью для те-ат-ра эпо-хи Про-све-ще-ния. Тра-гическая шко-ла иг-ры, иду-щая от Ж. Ра-си-на, рас-пи-сы-вав-ше-го ак-тё-рам ин-то-на-ции ро-ли нот-ны-ми зна-ка-ми, и ко-ми-ческая - моль-е-ров-ская («Комеди Франсез» час-то на-зы-ва-ют «до-мом Моль-е-ра»), ори-ен-ти-ро-ван-ная на под-лин-ность сце-нического су-ще-ст-во-ва-ния и реа-ли-стическая уз-на-вае-мость об-раза, за-ло-жи-ли ос-но-ву ак-тёр-ской тра-ди-ции «Комеди Франсез».

Во вре-мя Фран-цуз-ской ре-во-лю-ции XVIII века «Комеди Франсез» пе-ре-име-но-ва-ли в «Те-атр На-ции». По-ли-тическая борь-ба внут-ри те-ат-ра при-ве-ла к рас-ко-лу труп-пы, часть ко-то-рой во гла-ве с Ф.Ж. Таль-ма об-ра-зо-ва-ла «Те-атр Рес-пуб-ли-ки». В 1799 году труп-па вос-со-еди-ни-лась под преж-ним названием и пе-ре-еха-ла в по-ме-ще-ние Па-ле-Ро-яль, где ра-нее иг-ра-ла труп-па Моль-е-ра (те-атр ра-бо-та-ет там и до сих пор). В 1849 году На-по-ле-он III ут-вер-дил долж-ность ге-не-раль-но-го ад-ми-ни-ст-ра-то-ра, под-чи-няю-ще-го-ся ми-ни-ст-ру внутренних дел (фи-нан-со-вые и административные функ-ции пе-ре-шли так-же в его ве-де-ние - та-кое по-ло-же-ние дел со-хра-ня-ет-ся и в XXI веке).

На ру-бе-же XIX-XX веков труп-па «Комеди Франсез» пе-ре-жива-ла глу-бо-кий кри-зис, не при-ни-мая но-вые те-ат-раль-ные фор-мы, свя-зан-ные с рож-де-ни-ем ре-жис-сёр-ско-го те-ат-ра. Но-вый этап на-чал-ся, ко-гда в 1936 году ру-ко-во-ди-тель те-ат-ра Э. Бур-де при-гла-сил на ака-де-мическую сце-ну Ж. Ко-по и ре-жис-сё-ров-аван-гар-ди-стов Л. Жу-ве, Ш. Дюл-ле-на и Г. Ба-ти, не раз-ру-шив-ших, но об-но-вив-ших клас-сическую тра-ди-цию. Во 2-й половине XX - начале XXI веков «Комеди Франсез» раз-ви-ва-ет-ся в двух на-прав-ле-ни-ях: с од-ной сто-ро-ны, со-хра-няя клас-сическую тра-ди-цию и ак-тёр-скую шко-лу, с дру-гой - ут-вер-ждая современный ре-пер-ту-ар и ре-жис-сёр-ские но-ва-ции. В 1946 году у «Комеди Франсез» поя-ви-лась вто-рая те-ат-раль-ная пло-щад-ка - «Оде-он», в 1993 году - тре-тья (те-атр «Ста-рая го-лу-бят-ня»). В 1996 году при «Комеди Франсез» был ор-га-ни-зо-ван Те-атр-сту-дия.

Иллюстрации:

Сце-на из спек-так-ля «Бас-ни Ла-фон-те-на». Те-атр «Ко-ме-ди Фран-сез». Архив БРЭ.

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ (La Comédie Française; официальное название – Театр Франсе – Théâtre Français), французский национальный театр, один из старейших театров Парижа. Основан в 1680 по указу Людовика XIV.

К 17 в. французский национальный театр еще не сформировался окончательно, несмотря на всплеск развития драматургии (П.Корнель , Ж.Расин , Ж.-Б.Мольер) – общая эстетическая система профессионального театра (как в это же время в Англии) переживала период становления. Ренессанс, оказавший огромное влияние на развитие театра, пришел во Францию на полтора века позже, чем в Италию, и французский театр находился под влиянием светской и клерикальной властей. Регламентацию в это время испытывали все виды французского искусства, это подчеркивалось созданием Академий . Положение осложнялось и тем, что Людовик XIV был любителем театра, так что покровительство власти оборачивалось жестким контролем. Подтверждением тому служит трагическая история жизни Ж.Б.Мольера, которому удавалось, лавируя между требованиями короля и амбициями труппы, удерживать свой театр на высоком профессиональном уровне. После его смерти в 1673 для французского театра наступили не лучшие времена. Бывшая труппа Мольера, объединившаяся с труппой театре Маре и обосновавшаяся на сцене отеля «Генего», конкурировала с труппой «Бургундский отель», соревнуясь за благосклонность короля. Жизнь двух парижских театров состояла из интриг и распрей, зрительский интерес катастрофически снижался.

Для сохранения национального театра 18 августа 1680 Людовик XIV подписал указ, предписывающий слияние трупп «Генего» и «Бургундского отеля». В новый театр переходили лишь лучшие актеры. Указ даровал театру монопольное право на показ спектаклей в Париже. «Театр Французских Комедиантов» (первоначальное название) получил королевскую дотацию в 12000 ливров и руководство – назначаемых королем суперинтендантов, определявших репертуар, состав труппы и творческие вопросы. Уже 25 августа в обновленном составе были сыграны Федра Расина и Орлеанские кареты Ля Шапеля.

В труппу вошли 15 актеров и 12 актрис, в том числе М.Шанмеле, М.Барон, П.Пуассон, Ш.Лагранж, Н.Отерош, К.Розимон, А.Бежар и др. Будучи придворным театром, по своей организационной структуре он представлял собой актерское товарищество (société). Доходы делились на 24 пая (распределением паев занималось руководство); основные участники товарищества, сосьетеры, имели право на получение пая или его части. В труппу входили и т.н. пансионеры – актеры, приглашавшиеся на отдельные роли.

Эта организационная структура театра сохранялась практически все время существования театра. Изменялась она лишь однажды, на несколько лет, в период французской буржуазной революции конца 18 в. Принятый Учредительным собранием в январе 1791 Декрет о свободе театров переименовал Комеди Франсез в Театр Нации и отменил его королевские привилегии и подчинение двору. В 1792 политическая борьба внутри театра привела труппу к размежеванию на роялистов и республиканцев. Актер Ф.Ж.Тальма, исповедовавший идеи революционной героики и гражданственности театрального искусства, вместе с группой своих единомышленников (Ж.Б.Дюгазон, Ф.М.Р.Вестрис и др.) вышел из состава Комеди Франсез и организовал Театр Республики. В 1793 актеры Театра Наций были арестованы якобинскими властями за постановку реакционной драматургии и были приговорены к гильотине. Их спас от смерти актер-любитель Лябуссьеp, но освобождены они были в 1794, после свержения Робеспьера. А в 1799 обе части труппы воссоединились; театру было возвращено прежнее название. Статус и структура Комеди Франсез были подтверждены в «Московском декрете» Наполеона, подписанном в 1812, во время военной кампании против России. Этот декрет подчеркивает важность театрального искусства (в том числе его идеологическую составляющую) для становления и укрепления государственности.

В 17 в. монополия на работу в Париже и королевская субсидия дала театру огромные финансовые преимущества. Однако творческая и повседневная жизнь театра была строго регламентирована. 40 уставных правил определяли еженедельные собрания труппы с обязательным присутствием каждого актера, обязанность сосьетеров ежедневно принимать участие в спектаклях, невозможность отказаться от порученной роли и т.д. За непочтительное отношение к коллегам и использование лексики, «не принятой среди благородных людей», члены труппы платили штрафы, идущие в пользу бедных. Штрафы назначались и за опоздания.

Кроме труппы и высшего административного персонала (казначей, секретарь и контролер, выдвинутые сосьетерами из своего состава и выполнявшие свои обязанности на общественных началах), в театре был большой штат наемных служащих: консьерж, кассир, осветитель, печатник, изготавливающий афиши, портье и др.

С 1802 театр базируется на улице Ришелье в районе Пале-Рояля. Комеди Франсез оказался в помещении, на сцене которого работал Мольер. Здесь у театра была основная сцена с залом на 750 мест и зал поменьше, около 300 мест – Театр Старой Голубятни, а также небольшой зал на 100 мест в Лувре.

Второе, почти официальное, название театра – Дом Мольера, который часто называют Театром слова (Théâtre du Mot). Это подчеркивает творческие тенденции, которым следует коллектив: опора на высокую драматургию, углубленное внимание к языку, речи, чтимых как национальное достояние.

Привилегированное положение театра позволяло привлекать в труппу лучших актеров Франции. Чуть ли не все имена французских актеров, получивших мировую известность за последние триста лет, так или иначе связаны с Комеди Франсез: М.Дюкло, А.Лекуврер , А.Лекен, М.Дюмениль, И.Клерон, Ж.Б.Бризар, Марс, К.Дюшенуа, Жорж, Э.Рашель , С.Бернар , Ж.Муне-Сюлли, К.Коклен и др. А также лучших французских драматургов – Ж.Ф.Реньяра, А.Р.Лесажа , П.Мариво , Ф.Вольтера , Д.Дидро , П.Бомарше , В.Гюго , Э.Скриба , А.Дюма-сына , В.Сарду и др.

Определенный кризис театр пережил в конце 19 – начале 20 вв., в период коренной трансформации мирового театра. Становление режиссерского театра, заставившего весь мир пересмотреть основные принципы театральных постановок, вступили в противоречие с исконными традициями театра, когда сосьетеры осуществляли и функции режиссера, подбирая драматургический материал в первую очередь с точки зрения выигрышности своих ролей. Так, незадолго до создания МХТ , К.С.Станиславский объявил артистов Комеди Франсез «самыми большими врагами Мольера», противопоставляя псевдоисполнительским традициям свежее режиссерское прочтение драматургии.

Первую попытку переломить ситуацию предпринял драматург-сатирик Э.Бурдэ, назначенный в 1936 на пост генерального администратора. Он пригласил в театр самых ярких авангардистов: Ж.Копо , Л.Жуве, Ш.Дюллена и Г.Бати. Они и в новых постановках, и в работе над старыми спектаклями снимали архаический стиль, пытаясь создать из формального собрания актеров-звезд творческий ансамбль. Однако вся четверка режиссеров не ставила своей задачей коренную переделку сложившегося организма, они были «людьми со стороны» и не рассматривали этот театр как «свой». Речь могла идти об отдельных удачах отдельных спектаклей.

Генеральная реформа театра связана с именем Ж.Мейера, ученика Жуве и выпускника Парижской консерватории драматического искусства, учебного заведения, находившегося под эгидой Комеди Франсез. Свои первые спектакли он ставит в 1944, а в 1946, после того, как театр покинул Ж.Л.Барро, назначается руководителем классических постановок. Мейер проработал в театре около двадцати лет, насаждая новую эстетику, воспитывая и обучая молодых актеров внутри театра, без отрыва от живой сценической практики. Его спектаклям сопутствовал зрительский успех, его творчество высоко оценивала критика, связывая спектакли Мейера с возрождением национального театра. Но стремление к единству творческого руководства обусловило конфликт режиссера с комитетом сосьетеров, в итоге вынудившим Мейера покинуть театр. Однако этот период не прошел бесследно; считается, что сегодня театр – чуть ли не единственный в мире классический театр национального масштаба, не чурающийся экспериментов. Так, в 1970-е в репертуар были включены даже постановки абсурдистов Э.Ионеско и С.Беккета. Косвенным подтверждением тому можно считать приглашение в театр на постановки таких российских режиссеров, как А.Васильев (Маскарад , 1992 и Амфитрион, 2002) и П.Фоменко (Лес , 2003).

Сегодня театр сохраняет свою организационную структуру. Им управляет генеральный администратор (сейчас это – М.Бозонне), работу которого контролирует сосьетеры (их уже не 27, а 40). Кроме того – 20 пансионеров. По словам Бозонне, «нет такого пансионера, который не мечтал бы стать сосьетером». Удается это не каждому – на ежегодном собрании не менее 21 сосьетера должны проголосовать за изменение статуса актера. Переход в сосьетеры влечет за собой изменения в творческом статусе и в материальном положении: их доходы превышают заработок пансионеров в 2–3 раза. Комитет сосьетеров решает и вопросы перевода актеров на пенсию.

В России театр гастролировал в 1954, 1969, 1973 и 1985 гг. В 2005 Комеди Франсез стал участником Московского международного Чеховского фестиваля, куда привез спектакль Лес в постановке П.Фоменко.

Татьяна Шабалина




Top