Франкенштейн ученый биография. Реальный Франкенштейн - кто он? Франкенштейн, в фильме посещавший морги в поисках недостающих частей, безусловно, понимал, какое уродство увидит свет в результате эксперимента

Чудовище Франкенштейна: 198 лет готическому монстру

Ответ редакции

День 16 июня 1816 года остался в истории как дата рождения готического романа — именно в этот день писательница Мэри Шелли придумала историю про учёного Виктора Франкенштейна и его Чудовище. Весь 1816 год принято называть «годом без лета» — из-за извержения индонезийского вулкана Тамбора в 1815 года и выброса большого количества пепла в Западной Европе и Северной Америке на протяжении нескольких лет погода летом почти не отличалась от погоды зимой.

В июне 1818 года лорд Байрон в компании своего врача Джона Полидори, друга поэта Перси Биши Шелли и его супруги Мэри проводили отпуск на берегу Женевского озера. Вынужденные большую часть времени сидеть дома, греясь у камина, друзья придумывали себе развлечения. Ночь 16 июня было решено провести, рассказывая друг другу страшные истории. Результатом стал изданный в 1818 году роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», первый «роман ужасов», сделавший придуманного писательницей воскрешённого мертвеца героем многочисленных фильмов, книг и спектаклей. АиФ.ru вспоминает, как в искусстве рассказана история Чудовища и Франкенштейна.

Кино

Само имя «Франкенштейн» вынесено в название большинства произведений по мотивам романа Шелли, что нередко вызывает путаницу и заставляет думать, что так звали само чудовище — на самом же деле существо не имеет имени, а Франкенштейн — фамилия его создателя Виктора.

Наибольшую популярность готический монстр приобрёл благодаря кинематографу — про чудовище снято несколько десятков фильмов, первый из которых — 16-минутная немая короткометражка — появился в 1910 году.

Самым известным исполнителем роли чудовища Франкенштейна остается британский актер Борис Карлофф, впервые появившийся в этом образе в фильме «Франкенштейн» в 1931 году. Правда, экранный образ отличается от книжного, начиная с того, что монстр у Мэри Шелли не сшит из кусочков различных тел и отличается умом и сообразительностью, тогда как существо в исполнении Карлоффа по уровню развития напоминает популярных в современном кинематографе зомби.

Режиссер Тим Бёртон , каждый фильм которого и стилистически, и по смыслу очень близок одновременно сказочным и пугающим готическим романам XIX века, не мог обойти стороной историю про Чудовище Франкенштейна. Картины, в точности повторяющей сюжет романа, в фильмографии Бёртона нет, зато есть несколько вариаций на эту тему. Началось всё с 30-минутной короткометражки «Франкенвини», снятой Бёртоном в 1984 году и рассказывающей о мальчике Викторе, оживившем свою собаку. В 2012 году Бёртон переснял «Франкенвини», превратив его в полнометражный мультфильм. Одна из самых знаменитых бёртоновских «сказок» — «Эдвард руки-ножницы» — во многом также обыгрывает сюжет романа Шелли, ведь герой Джонни Деппа — существо, созданное и оживлённое учёным.

Чудовище Франкенштейна. Фото: Commons.wikimedia.org / Universal Studios

А вот британец Кен Рассел подошёл к сюжету с другой стороны, посвятив картину «Готика» 1986 года истории создания произведения, то есть той самой памятной ночи на Женевском озере. Герои фильма — Байрон, Полидори, Перси и Мэри Шелли — проводят на вилле ночь, полную ужасных видений, галлюцинаций и прочих психоделических опытов. Взяв за основу реальную историю, Рассел позволил себе пофантазировать на тему того, что могло твориться в ночь 16 июня на Женевском озере и какие события могли предшествовать появлению такого литературного персонажа, как Чудовище Франкенштейна. Вслед за Расселом за благодатный киносюжет ухватились и другие режиссёры: в 1988 году испанец Гонсало Суарес снял картину под названием «Грести по ветру», где роль лорда Байрона исполнил Хью Грант , а чешский кинематографист Иван Пассер в том же году представил свою версию событий под названием «Лето призраков».

Литература

Написать свою версию романа Мэри Шелли — идея, показавшаяся привлекательной нескольким писателям. Британец Питер Акройд подошёл к истории со стороны самого Виктора Франкенштейна, от лица которого ведётся повествование в книге «Журнал Виктора Франкенштейна». В отличие от Шелли, Акройд подробно описывает процесс создания Чудовища и все эксперименты, проводимые Виктором в секретной лаборатории. Благодаря весьма точно переданной автором атмосфере грязной, мрачной и тёмной Англии эпохи Регентства, роман Акройда вполне соответствует традициям готической литературы. Интересно, что в книге в качестве персонажей появляются всё те же Байрон и компания, с которыми Виктор Франкенштейн якобы был знаком, есть, безусловно, и описание ночи в Швейцарии — по версии Питера Акройда, Чудовище не было плодом фантазии Мэри Шелли. Что же до самого монстра, то он в книге, как и в оригинальном романе, обладает разумом, чем весьма докучает своему создателю.

Американский фантаст Дин Кунц посвятил готическому монстру целую серию произведений, которые являются своего рода продолжением романа Шелли. По задумке Кунца, Виктору удается генетически перепрограммировать своё тело и прожить более 200 лет, так что события происходят уже в наши дни. В 2011 году своё продолжение «Франкенштейна, или Современного Прометея» выпустила американская писательница Сьюзан Хейбор О’Киф , известная как автор детских книг — «Чудовище Франкенштейна» стал её первым «взрослым» романом. О’Киф фантазирует на тему того, что же стало с монстром после смерти его создателя, и представляет героя как трагического персонажа, вставшего перед выбором — жить жизнь чудовища или попытаться всё-таки стать человеком.

Театр

В 2011 году британский кинорежиссёр Дэнни Бойл поставил на сцене Королевского национального театра в Лондоне спектакль «Франкенштейн» по пьесе Ника Дира , которая, в свою очередь, написана по мотивам всё того же романа Мэри Шелли. Главные роли — Виктора Франкенштейна и его ужасающего творения — сыграли актеры Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер . Монстр здесь — существо несчастное и озлобленное, поклявшееся отомстить своему создателю за жизнь, на которую он его обрёк, выпустив в мир, где нет ничего, кроме ненависти и злобы. Примечательно, что играли спектакль в двух версиях — Камбербэтч и Ли Миллер менялись местами, так что каждому довелось сыграть и доктора, и существо.


Франкенштейн Мэри Шелли один из самых популярных романов ужасов. Книга рассказывает о фанатичном учёном и его пугающем творении. Поразительно, но написала его девушка, которой было всего 18 лет. Виктор Франкиштейна в романе Мэри Шелли обычный прототип современного учёного. Ночью он идёт на кладбище, что бы найти там тела. Ему нужны покойники для выполнения своего безумного замысла. Эта история стала по-настоящему культовой. Да, да это важная часть современной массовой культуры. «Франкенштейн» Мэри Шелли — это произведение, написанное в особый период — радикальные перемены были ещё впереди. Но люди уже чувствовали — меняется жизнь, поэтому роман пропитан довольно тревожными настроениями.

«Франкенштейн» был написан в 1816 году, в период, когда совершались удивительные научные открытия. Это было становление механизации производства. Было открыто электричество, его стали накапливать в больших аккумуляторах, чтобы использовать в экспериментах.

В 18 веке многие учёные увлекались новыми открытиями. Они работали над самыми разными аспектами исследований электричества. Именно с этого всё и началось. Но многие сомневались, что эти новые научные разработки направлены на благо человечества. Представители церкви опасались, что учёные попытаются изменить законы природы. Мысль о том, что человек может уподобиться Богу и управлять жизнью при помощи современных технологий завораживала и пугала одновременно. Некоторых людей науки считали, чуть ли не слугами дьявола, чьи попытки, в конечном счёте, могли привести к уничтожению человечества.

В 19 веке всё казалось возможным. Разумеется, что феномен электричества, оказывал мощное воздействие на публику, слабо разбиравшийся в законах физики. Такие люди склонны искать во всём мистическую подоплёку. Писатели, в свою очередь, очень чутко реагировали на любые проявления научно-технического прогресса, и это не могло не волновать

Юная девушка Мэри Шелли росла в неспокойное время. Её жизнь была пронизана страхом перед неизведанным будущем. Жутковатые истории, подобные её роману, являлись естественной реакцией на неумолимый научный прогресс. Это было серьёзное предостережение, воплощённое в художественной форме.

Даже спустя 200 лет спустя написания романа образ монстра Франкенштейна всё так же актуален. В фильмах, поставленных по книгах, его создатель олицетворяемый, как одержимый учёный, нарушивший границы дозволенного.

Франкенштейн Мэри Шелли один из самых популярных историй ужасов. Это произведение искусства не подвластное времени. Но что вдохновило молодую писательницу на создание столь зловещего романа? Каким образом в ёё воображении возник образ Виктора Франкенштейна? В 1816 году Мэри Шелли и великолепное сообщество писателей и интеллектуалов гостили у лорда Байрона на его даче, стоявшей на берегу Женевского озера. Там во время серьёзных климатических перемен у Шелли родилась история о Франкенштейне. После извержения гигантского вулкана в Азии произошёл выброс миллионов тонн пепла в атмосферу, затмив солнце, вулканический пепел принёс с собой губительные штормы и тёмные облака, затянувшие Европу на целый год.

Несомненно, она повлияла на впечатлительную девушку. В своей рукописи Мэри Шелли описывает момент, когда мысль о Франкенштейне впервые пришла ей в голову. Этот тревожный образ посетил её во время ночного кошмара. То, что прообраз её знаменитого персонажа явился Мэри Шелли во сне - это известный факт. Она увидела молодого учёного, явно одержимого. Он склонился над своим творением в полной растерянности. Это было наглядным примером работы писательского подсознания.

Передо мной лежат невероятные рукописи «Франкенштейна». Это совершенно особое чувство видеть эти страницы, эти слова. Ведь, это самое живое отображение работы разума и воображения Мэри Шелли. Она опускает перо в чернила и пишет: «Однажды ненастной ноябрьской ночью я узрел завершение своих трудов. Мучительным волнением я собрал всё необходимое, что бы зажечь жизнь в бесчувственном создании, лежавшем у моих ног. Свеча почти догорела. И вот при её неровном свете я увидел, как открылись тусклые жёлтые глаза. Существо начало дышать и судорожно подёргиваться». Так родилась история о монстре Франкенштейне.

На создание романа Мэри Шелли вдохновили учёные, работавшие в 18-х и 19-х веках. Они проводили сомнительные, с точки зрения этики, опыты с электричеством, пытаясь вернуть к жизни усопших. Раскрывая тайны бытия, эти учёные не брезговали разграблением могил и оккультными практиками. Что же их толкало на столь шокирующие поступки? Откуда пришла идея воскресить мертвецов? Литераторам удалось обнаружить исторические доказательства, что сюжет о гротескном чудовище, шитым из частей трупов был подсказан самой жизнью. Это значит, что история Франкенштейна была навеяна не мифами, а реальными событиями. Виктор Франкенштейн изучает возможности электричества, он ставит опыты на человеческих телах, он посещает кладбище в поисках трупов, которые ему нужны для создания своего монстра. Разумеется, такая интерпретация образа учёного 19-го века вызывала бурный отклик читателей Мэри Шелли. Франкенштейн это очень яркое, очень точное отражение в литературе процесса, который происходит от науки того времени. Шелли показала наихудший вариант развития событий. Ситуацию, в которой учёный теряет контроль над своим изобретением. Вот с тех пор, тема непредсказуемых последствий прогресса стала одной из центральных беллетристик.

На рубеже веков многие учёные ставили рискованные эксперименты. Считается, как минимум четыре известных личности из мира науки вдохновили Мэри Шелли на создание Франкенштейна. Луиджи Гальвани итальянский учёный, очарованный статическим электричеством и молнией. Джовани Альдини родственник Гальвани и его последователь, известный своими зловещими опытами. Эндрю Ур, шотландец, чья деятельность, зачастую, вызывала шок у публики того времени. И Кондрат Диппель, немецкий исследователь наиболее тесно связанный с историей Франкенштейна. Все эти люди проводили ужасающие эксперименты на живых существах и трупах. Они имели дело с силами, которые не могли контролировать и работали в зыбкой сфере между наукой и мистикой. Это была опасная стезя, поскольку сами учёные даже не подозревали, к чему может привести эти поиски.

Луиджи Гальвани был очень известный и влиятельным человеком. Гальвани был болонским врачом. Его, как и других учёных того времени, очаровала новая и загадочная сила под названием электричество. Когда Мэри Шелли писала свою книгу, она уже знала о его существовании. В предисловии к роману писательница привела разговор с друзьями во время, которого прозвучало предположение о том, что труп можно оживить при помощи гальванизма. А вот исправленное издание Франкенштейна 1831 года оно было опубликовано в канун Хэллоуина. В предисловии говорится о том, что Мэри Шелли имела представление о научных экспериментах, которые тогда проводились. Здесь она пишет о том, что труп вероятно можно оживить. Гальванизм мог подсказать метод с помощью которого возможно было бы создать отдельные части живого существа, соединить их вместе и наполнить их живительной теплотой.

В итальянском городе Болонья находится академия наук, одно из самых старых учебных заведений в Европе. Именно здесь в конце 18-го века Гальвани начал проводить свои удивительные и пугающие эксперименты. В конце 18-го века, в Болоньи, собралось масса учёных и исследователей, исследовавших и электричество. Люди изучали это явление во всех аспектах. Говорят, что однажды сеньор Гальвани был в ненастроении. Чтобы его отвлечь жена решила приготовить суп из лягушачьих лапок. Гальвани сидел на кухне и вдруг прогремел гром. Поражённый учёный заметил, что каждый раз, когда сверкает молния конечности земноводных на его тарелке подергивались.

Гальвани и его сторонники верили, что это был особый вид электричества. Так называемое животное электричество отличалось от искусственного, которое вырабатывали машины и приборы. Оно так же не было похоже на естественное электричество, исходящее от молний во время грозы. Луиджи Гальвани начал проводить эксперименты с этой загадочной силой. Он внёс огромный вклад в эту сферу науки. Гальвани приобрёл известность после эксперимента с лягушкой. Он наглядно продемонстрировал свою теорию при помощи статического электричества. Учёный верил, что может раскрыть тайну жизни, изучая характеристики биологических веществ. Однажды, он дотронулся до седалищной мышцы лягушки скальпелем, заряженным электричеством.

Именно в тот исторический момент он увидел, что лапка мёртвой лягушки резко дёрнулась. В 1791 году изыскания Гальвани были опубликованы в работе, которая полностью изменила отношение к аспектам физиологии человека и животного. Термин гальванизм стал известен во всём мире. Многие были потрясены радикальными идеями итальянского учёного, якобы способного доказать, что мёртвых животных можно вернуть к жизни.

Продолжение - в комментариях

См.: http://www.сайт/users/angel767/post411494161

Упоминание: Пятая стража 1 сезон 36 серия Бумеранг

Метки:

Ответьте, пожалуйста, кто же такой Франкенштейн? «Да легко! – скажет мне любой человек, - это чудовище, сделанное из мертвецов!» Товарищ скажет, и будет полностью уверен в своей правоте. Но, тем не менее, абстрактный «любой человек» абсолютно не прав. Чудовище «из мертвецов» на деле Франкенштейном не является. Так кто же тогда Франкенштейн?

Сейчас этому слову придали нарицательное значение «некрасивого, очень уродливого человека». Но на самом деле, изначально Франкенштейн – фамилия главного героя романа Мэри Шелли Виктора. Персонаж книги «Франкенштейн, или Современный Прометей», молодой студент из Женевы, был безумно талантливым человеком, оживившим с помощью растворов, находящихся на грани химии и алхимии, существо, выращенное из раздельных кусков мертвечины. Существо, которое должно было быть человеком, оказывается самым настоящим чудищем и убивает своего создателя. Роман был издан в тысяча восемьсот восемнадцатом году, но его популярность не угасла по сей день.

Сам Виктор Франкенштейн и созданное его гениальным разумом чудовище смешались из-за обилия фильмов, пьес и книг, появившихся после выхода данного романа. Авторы перефразировали одного-единственного Виктора Франкенштейна в Генри, доктора и барона, тем самым популяризировав только фамилию. Лично мне кажется, что чудовище стало Франкенштейном из-за обычной человеческой невнимательности. Скажем, смотрит ребенок на азбуку. Система вроде «картинка, под ней подпись». Скажем, нарисованная длинноклювая птичка и подпись «аист». Также и на афише – свирепая морда «демона» и подпись «Франкенштейн». Поверили. Забыли о том, что на заборе плохое слово написано, а под ним дрова лежат.

Образ Виктора и его создания – пара, отягощенная злом. Своего рода признание несовершенства человека и невозможность человеческому разуму тягаться с Богом. Ведь Франкенштейн фактически пытался взять на себя обязанности Всевышнего – создать существо «по образу и подобию своему». За что и получил по заслугам. К тому же, если обдумать произведение в более реалистичном ключе, то оно иллюстрирует проблему ответственности за свои открытия и действия.

Несмотря на то, что Виктор Франкенштейн весьма талантлив и умен, он губит себя именно любопытством – его тяга к знаниям не ограничена какими-либо этическими запретами. Более того, герой осознает, что создание человека научным методом – вещь со стороны христианской морали греховная. Но, тем не менее, Виктор идет по греховному, но научному пути.

Франкенштейн, в фильме посещавший морги в поисках недостающих частей, безусловно, понимал, какое уродство увидит свет в результате эксперимента. И он не обманулся – после «сложения» всех частей тела существа, он не мог сдержать страх:

«Как описать мои чувства при этом ужасном зрелище, как изобразить несчастного, созданного мною с таким неимоверным трудом? А между тем члены его были соразмерны, и я подобрал для него красивые черты. Красивые - Боже великий! Желтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были черные, блестящие и длинные, а зубы белые как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью черного рта. <…> На него невозможно было смотреть без содрогания. Никакая мумия, возвращенная к жизни, не могла быть ужаснее этого чудовища. Я видел свое творение неоконченным; оно и тогда было уродливо; но когда его суставы и мускулы пришли в движение, получилось нечто более страшное, чем все вымыслы Данте». (Перевод З. Александровой)

Увидев ужас, сотворенный им же, Франкенштейн не уничтожил его, что значит, в свою очередь, огромную тягу к науке. Виктор руководствовался благими намерениями и всерьёз хотел оживлять людей.

В кинематографе, столь популяризировавшем образ Франкенштейна, с тысяча девятьсот десятого по две тысячи седьмой годы было снято шестьдесят три фильма с непосредственным упоминанием именно Чудовища.

В каждой из картин существо представало абсолютно разным. В романе «демон» был выращен из кусков плоти, кинематограф же составил тело из мертвецов в морге. В тех же фильмах чудовище оживили при помощи молнии – на самом деле Мэри Шелли «взрастила» персонажа при помощи алхимических растворов. К тому же телевизионщики сделали существо глупым, по интеллекту пятилетним ребенком, неосознанно совершающим убийства и говорящим по слогам. У писательницы же демон бегло читал, связанно разговаривал и вполне неплохо мыслил. То есть, был равен по интеллекту среднему человеку. И все его убийства были не только осмысленными, но еще и оправданными – чудище никого не убивало просто так.

Но, увы, образ получил распространение именно благодаря фильмам.

Вот уже два века будоражит сознание монстр, созданный Виктором Франкенштейном , однако мало кто знает, кто был прототипом героя романа.


Хэллоуин - кто самый страшный в Белом доме?

Два столетия тому назад свет увидел удивительный роман анонимного автора "Франкенштейн, или Современный Прометей" ("Frankenstein: or, The Modern Prometheus") с посвящением английскому журналисту и беллетристу Уильяму Годвину (William Godwin). Сей анархист в своем труде "Исследование о политической справедливости и ее влиянии на нравы и благополучие" ("Enquiry Concerning Political Justice and its Influence on Morals and Happiness") призывал человечество освободиться от тирании государства, Церкви и столь почитаемой на Западе частной собственности. Посвящение Годвину написала любящая дочь Мэри.

Авторство моментально ставшего бестселлером коротенького произведения, которое вызвало смертельную скуку у критиков, было установлено спустя пятилетку. В 1831 году Мэри Шелли, урожденная Мэри Уолстонкрафт Годвин (Mary Wollstonecraft Godwin), опубликовала под своим именем значительно переработанное издание книги.

Из предисловия читатели почерпнули сведения о создании этого произведения английской классической литературы.

Лето 1816 года в Европе было чем-то похожим на нынешнее. Частенько стояла ненастная погода, по причине которой трое из "английской сборной по литературе" Джордж Байрон, Джон Полидори, Перси Шелли и его гёрл-френд (не подумайте плохого — будущая жена) 18-летняя Мэри Годвин подолгу засиживались у камелька.

Не подумайте, что мы стебаемся! Высшее английское общество распускало в свое время пакостные слухи о Мэри, Байроне и Шелли. Надо ли нам опускаться до уровня британских джентльменов и их злоречивых кумушек?

За неимением гаджетов, компания развлекалась чтением вслух страшных немецких сказок на более понятном просвещенным англичанам французском языке. В какой-то момент Байрон предложил всем присутствующим самим написать по страшной сказке.

В головке Мэри смешались дорожные впечатления от рассказов о насельниках замка Франкенштейн (Burg Frankenstein) в горах Оденвальда (Odenwald), разговоры об опытах доктора Дарвина (деда основателя дарвинизма) и зловещий сон об ожившем искусственном существе. Однако кое о чем Мэри все же умолчала.

В 1975 году румынский историк Раду Флореску (Radu Florescu, 1925-2014), одним из первых указавший на связь между вымышленным "Дракулой" и реальным господарем средневековой Валахии , разоткровенничался насчет одного немецкого алхимика. Написанная им книга так и называлась "В поисках Франкенштейна" ("In Search of Frankenstein").

Будущий анатом, врач, алхимик , теолог и мистик Иоганн Конрад Диппель (Johann Konrad Dippel) родился в семье священника 10 августа 1673 года в замке Франкенштейн. С детства он проявлял интерес к религиозным вопросам, изучал теологию в Гиссене, а философию — в Виттенберге. Однако в Страсбурге юный студиозус вел настолько разгульную жизнь, что, как поговаривают, был изгнан из города за какой-то кровавый дебош.

В 1697 году молодой проповедник, читавший лекции по астрономии и хиромантии, опубликовал опус Orthodoxia Orthodoxorum, а год спустя из-под печатного пресса вышел его очередной труд, в котором 25-летний Диппель громил папистов, отвергая догмат католического искупления и эффективность церковных таинств.

Свои произведения он подписывал разными псевдонимами: большую часть Christianus Democritus — в честь древнегреческого философа Демокрита, Ernst Christian Kleinmann и Ernst Christoph Kleinmann.

Нельзя не отметить, что немецкая фамилия Kleinmann (в буквальном переводе "маленький человечек") напоминает латинизированную форму Parvus, то есть "малыш". Такой псевдоним избрал для себя социал-демократ и тучный русский еврей Израиль Лазаревич Гельфанд, сыгравший загадочную роль в русских революциях столетней давности.

Подобно русскому философу из малороссийских казаков Григорию Сковороде, Иоганн Диппель вел бродячую жизнь. Свое имущество этот "европейский дервиш" растратил на алхимические эксперименты, а затем отправился за медицинским дипломом в Лейден (Leyden).

Но стоило только этому практикующему медику в 1711 году опубликовать в Амстердаме трактат "Alea Belli Muselmannici", как его тотчас же изгнали из Голландии. Перебравшийся в Данию Диппель вскоре вынужден был покинуть и ее, поскольку вновь принялся слать филиппики в адрес святош. Правда предварительно ему пришлось посидеть на тюремной баланде.

Свои земные дни он закончил в Швеции, где с большим успехом лечил больных и успел опубликовать еретический памфлет.

Наиболее точную характеристику ему дал главный авторитет русских мистиков начала XIX века Иоганн Генрих Юнг-Штиллинг (Johann Heinrich Jung-Stilling, 1740-1817): "Диппель был большим умницей, но в то же время упрямым, гордым, амбициозным и желчным Зоилом (по имени древнегреческого недоброжелательного критика. — Ред. ) ; он не боялся ничего во всем свете; возможно, он хотел стать служителем культа, и мне кажется, что в этом статусе он мог бы превратить низменное в высшее. Таким образом, он объединил мистическую мораль с вероучением нашей новейшей теологии и вместе с ней всевозможные причуды. По сути, он представлял собой диковинную смесь!"

Несмотря на то, что в различных научно-популярных книгах о жизни Мэри Шелли Диппель упоминается как прототип Виктора Франкенштейна, большинство литературоведов склонны считать связь между алхимиком и героем романа надуманной.

В дневнике, который Мэри Шелли вела во время своего путешествия по Германии в 1840 году, когда вновь проезжала по дороге из Дармштадта в Гейдельберг, где за 22 года до этого якобы слышала рассказы о Диппеле, писательница ни разу не вспоминает ни о нем, ни о Франкенштейне.




Top