Франсиско Таррега Francisco Tárrega. Таррега, франсиско Франсиско таррега биография

Франсиско Таррега (Francisco Tarrega), полное имя Франсиско Таррега-и-Эшеа; 21 ноября 1852, Вильярреаль - 15 декабря 1909, Барселона) - испанский классический гитарист и композитор, один из основоположников современного исполнительства на этом инструменте.

В 1862 году начал учиться игре на гитаре у Хулиана Аркаса и параллельно, по настоянию отца - на фортепиано. Достигнув некоторых успехов, Таррега смог приобрести в 1869 году гитару работы мастера Антонио Торреса, а в 1874 - поступить в Мадридскую консерваторию в классы фортепиано и композиции (гитара в консерватории не преподавалась). В 1880 году окончил консерваторию и начал карьеру концертирующего гитариста, начало которой положил его сольный концерт в мадридском театре «Альгамбра», прошедший с огромным успехом. После концертов Тарреги в Лондоне, Париже, Лионе, где проходили юбилейные торжества памяти Педро Кальдерона, музыкальные критики назвали его «Сарасате гитары».

После женитьбы в 1882 году Таррега поселяется в Барселоне, где занимается педагогической, концертной и композиторской деятельностью. В его репертуаре были как собственные оригинальные сочинения, так и переложения музыки Мендельсона, Готтшалька, Тальберга и других композиторов. В Барселоне сформировались творческие союзы Тарреги с Энрике Гранадосом и Исааком Альбенисом, многие их сочинения он переложил для гитары впервые. На рубеже XIX-XX веков гитарист давал многочисленные концерты в Испании, но в 1906 году после инсульта у него наступил паралич правой половины тела, и несмотря на то, что он вернулся к концертной деятельности, полностью выздороветь ему так и не удалось. Таррега умер в 1909 году в Барселоне, похоронен в городе Кастельон-де-ла-Плана.

Творчество

Таррега - один из крупнейших гитаристов и гитарных композиторов конца XIX - начала XX века. Ему принадлежат 78 оригинальных произведений и около 120 переложений для гитары, наиболее известны «Воспоминание об Альгамбре», «Мавританский танец», «Арабское каприччио», «Вариации на тему Арагонской хоты», мазурки, прелюдии, этюды и др. Среди его учеников и последователей - Мигель Льобет, Эмилио Пухоль, Даниэль Фортеа и другие известные гитаристы. Высоко ценил мастерство Тарреги Андрес Сеговия, часто исполнявший его сочинения и использовавший в своей работе его педагогические методы.

Именно из его произведения Gran Vals фирма Nokia взяла свою «фирменную» мелодию для звонка сотового телефона.

По материалам - wikipedia.org

Estatua de Francisco Tarrega. Obra de Eric Gimeno. Vila-Real, Castellon.

Франси́ско Та́ррега, (исп. Francisco Tárrega) родился 21 ноября 1852 в небольшом испанском селении Вильярреаль и умер 15 декабря 1909 в Барселоне. Выдающийся классический гитарист и композитор, один из основоположников современного исполнительства на гитаре.

Родители великого гитариста были людьми небогатыми. Они поженились в 1851 году. И через год после свадьбы, 21 ноября 1852 года, в четыре часа утра у них родился первенец, которого назвали Франсиско – в честь отца.

Родители вынуждены были нанять няньку для своего сына, т.к. оба были загружены работой. Однако девушка, котонную они наняли, имела довольно сложный характер. Однажды, раздраженная плачем маленького Франсиско, она бросила его в речку. И если бы не сосед, который наблюдал за этой сценой и успел спасти ребенка, то мир никогда не познакомился бы с музыкальным гением Франсиско Тарреги. А нянька, испугавшись гнева родителей, убежала из деревни и больше никогда не показывалась на глаза семейству Франсиско Тарреги.

После того, как ребенка спасли из холодной воды, он некоторое время находился между жизнью и смертью. К сожалению, из-за полученных травм сильно пострадали глаза мальчика. Ему пришлось перенести несколько операций на глазах, однако все они были безрезультатны. Его близорукость ухудшалась год за годом.

Отец Франсиско решил, что слепому на хлеб можно зарабатывать музыкой. Поэтому прикладывал свои усилия к тому, чтобы Франсиско развивался именно в музыкальной сфере. Осваивать гитару мальчику помогали слепые гитаристы. В частности, слепой музыкант Эухеньо Руис, который дал Франсиско первые уроки музыки, а позже эстафету перехватил Мануель Гонзалез, также слепой гитарист.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, он стал учиться у знаменитого гитариста Хулиана Аркаса. Одновременно с обучением на гитаре Таррега обучался игре на фортепиано, на чем настаивал его отец. Через пять лет – в 1869 году – Франсиско приобретает первый серьезный инструмент, гитару, изготовленную известным мастером Антонио Торесса.

Способностями юного гитариста был поражен дон Антонио Конеса, который имел немалое состояние. Именно он оказал Франсиско Таррега необходимую финансовую поддержку для переезда в Мадрид, где в 1874 году – ему удается поступить в Мадридскую консерваторию на класс фортепиано и композиции, т.к. гитарный класс в то время в консерватории просто отсутствовал.

Через шесть лет – в мае 1880 году – Таррега решается дать свой первый сольный концерт гитары, который прошел с огромным успехом. После этого начинается его концертная деятельность. Он выступает не только в родной Испании, но ездит с концертами по Франции, Италии, Австрии, Голландии, Англии…

Еще через 2 года Франсиско женится на донье Марии Рисо, от которой у него рождается двое детей – сын Франсиско и дочь Мария. Вместе с семьей Таррега поселяется в Барселоне, где начинает заниматься концертной и педагогической деятельностью. За свою жизнь Таррега переложил для гитары более 120 произведений таких известных композиторов, как-то: Бах, Бетховен, Моцарт и др. и написал 78 произведений для гитары, среди которых «Арабское каприччио», «Воспоминание об Альгамбре» и т.д. Кстати, именно из его произведения, которое называется «Гран вальс», фирма Nokia заимствовала свою «фирменную» мелодию для звонка сотовых телефонов.

Стоит отметить, что учениками Тарреги были такие известные гитаристы-виртуозы, как Эмилио Пухоль, Мигель Льобет и др.

Напряженная концертная деятельность привела к тому, что в 1906 году у Тарреги случился инсульт, последствиям которого стал паралич правой стороны тела. Полностью музыканту восстановиться так и не удалось. Однако, несмотря на свой недуг, он продолжал давать концерты. К сожалению, его творческая жизнь оказалась недолгой. Через три года после инсульта – в декабре 15-го числа 1909 года в пять часов вечера – Франсиско Таррега скончался у себя дома от кровоизлияния в мозг в возрасте 57 лет.

Именем Франсиско Таррега назван Международный конкурс гитаристов, который ежегодно проводится в Испании. А в городе Кастельон-де-ла-Плане Франсиско Тарреге поставлен памятник.

Внимание! Пройдите обучающий курс гитары! Продолжительность курса: 90 минут!

Выдающийся испанский гитарист и композитор. Мы приводим здесь его свидетельство о крещении и свидетельство о смерти. В воскресенье двадцать первого ноября 1852 года в приходской церкви Вильяреаля епархии Тортоса, провинция Кастельон де ла Плана я, нижеподписавшийся, субвикарий
этой церкви, торжественно окрестил Франсиско, законного сына супругов Франсиско Таррега, уроженца Кастальона и Антонии Эйксеа, уроженки Кастельон де ла Плана. Дед и бабка со стороны отца Сальвадор Таррега и Висента Тирадо из Кастельона; со стороны матери Висенте Эйксеа и Роса Броч из Кастельон де ла Плана. Он родился сегодня в
четыре часа утра на площади Святого Паскуаля. Крестной матерью была Каталина Томас, которой я объявил, какое родство и какие обязательства налагаются на нее этим актом. Себастьян Брау. Смерть дона Франсиско Тарреги Эйксеа. Дон Хуан Вивес Фаррес, заместитель муниципального судьи, которому поручен гражданский регистр района Университета города Барселоны; суд № 6. Свидетельствую: на листе 255 № 1805 книги 134 Третьего раздела данного гражданского регистра за соответствующий год сделана следующая запись: В городе Барселоне в семнадцать часов пятнадцатого декабря одна тысяча девятого
года перед доном Хосе Г. Манфреди, муниципальным судьей района Университета и доном Алонсо Торрентсом, заместителем и секретарем предстал дон Себастиан Короминас, уроженец Барселоны того же муниципалитета той же провинции, женатый, плотник, совершеннолетний, проживающий в Арибау № 54 на нижнем этаже с заявлением, что дон Франсиско и Эйксеа, уроженец Вильяреаля, пятидесяти шести лет, проживающий по улице Каленсия № 234, первый этаж, умер в пять часов дня сегодня у себя дома от кровоизлияния в мозг, о чем он сообщил должным образом, т.к. об этом просила семья
умершего. В связи с этим заявлением и представленнымфакультативным сертификатом сеньор муниципальный судья распорядился, чтобы была внесена настоящая запись и подписался под ней. Кроме изложенного, удалось получить следующие сведения: что в момент смерти он был женат на донье Марии Рисо, уроженке Новельяды, 48 лет, от брака с
которой осталось двое детей, здравствующих, Франсиско и Мария. Он был законным сыном дона Франсиско и доньи Антонии, покойных, уроженцев соответственно Кастельона и Вильяреаля. Что неизвестно, было ли завещание, и что труп будет погребен на Юго — Западном кладбище. Личными свидетелями были дон Авелино Абриль, уроженец
Барселоны, совершеннолетний, холостой, по профессии служащий, проживающий в Барселоне, ул. Майор № 23, в лавке и дон Агустин Торренс, уроженец Барселоны, совершеннолетний, неженатый, по профессии служащий, проживающий в Барселоне, Арибау, № 26 в цокольном этаже. После прочтения полностью настоящей записи и
приглашения лиц, которые должны подписать ее, чтобы они сами прочли запись, если считают нужным; на записи поставлена печать муниципального суда; ее подписали сеньор судья, заявитель и свидетели. Свидетельствую. Хосе Г. Манфреди, Себастиан Короминас
Авелино Абриль А. Торренс Адольфо Торрентс. Имеется Марка. Выдаю настоящую запись в Барселоне, тридцать первого января тысяча девятьсот тридцать третьего года.
Ребенок в скромной семье из Кастельона, случайно родившийся в Вильяреале. Через год после его рождения родители возвращаются в названный город, где будущий великий артист проводит почти всю свою жизнь. В детские годы ему пришлось несколько раз слушать исполнение слепого гитариста Мануэля Гонсалеса, который в народе был известен
как слепой с побережья, который имел славу знаменитого гитариста и в те времена в провинции Валенсия ему не было равных. Мальчику так понравилась игра музыканта, что когда ему исполнилось 11 лет, он решил заниматься у него. Позже он брал уроки у Феликса Пансоа и Себриана, и когда ему удалось попасть на концерт Аркаса, он настолько серьезно увлекся инструментом, что сделал все возможное, чтобы попасть в город и заниматься под руководством Хулиана Аркаса. Музыкальная иллюстрация(03.02.1884 года) представляет его учеником Аркаса следующим образом: Таррега не из тех, кого мы
называли; он артист в самом полном смысле этого слова, он был не только учеником знаменитого Аркаса. Есть люди, которые, как например, гитарист Камадевилья, родившийся в 1861 году, уверяют, что Таррега также брал уроки у Томаса Дамаса.
Наконец, он переехал в Барселону, и хотя ему не удалось заниматься у Аркаса, возможно, потому, что того не было в городе (будучи концертным исполнителем, он ездил по всем провинциям), ему покровительствовал граф де Парсент, восхищенный большими
способностями Тарреги, он помогал ему, пока великий гитарист путем упорного труда и напряженных занятий не стал хорошим исполнителем. Он переехал в Валенсию, где еще больше интенсифицирует свои занятия и дает несколько концертов, сделавших его знаменитым. Здесь его настигает известие о смерти его покровителя графа де Парсента.
Лишившись столь необходимой помощи, он переезжает в ближайшую деревню Бурриана, существуя на деньги от уроков, которые он получил благодаря все растущей известности. С этого времени его жизнь цель постоянных усилий, огорчений и перипетий, которые позже, очевидно, оставили след у него в организме. В этот критический момент ему очень
помогла дружба с доном Антонио Конесой, богатым городским коммерсантом и большим поклонником гитариста; Конеса дает ему необходимые для жизни средства, и Таррега
переезжает в Мадрид, где (по данным Словаря испанских музыкантов Сальдони, стр. 336, том 3): В октябре 1874 года он поступил в Национальную школу музыки по классу
сольфеджио и на публичном конкурсе этого учебного заведения в июне 1875 года получил первую премию, будучи учеником сеньора Гайнса (Хосе Гайнса Кораменди. вспомогательный преподаватель Мадридской консерватории, назначенный 08.01.1870 года). В этом же городе маэстро занимается на фортепиано и гармонией с преподавателями
Мигелем Галианой и Фолькесом и Рафаэлем Эрнандо. Оба они были профессорами по композиции и гармонии. Молодой Таррега недолго колебался в выборе между двумя инструментами, которыми он занимался, но окончательное решение он принимает после пришедшего к месту концерта, в котором приняли участие выдающиеся артисты. В этот вечер он превзошел себя в исполнении на гитаре. В ноябре 1878 года на собрании общества Каторре в Барселоне он очень успешно исполнил несколько пьес. Затем артист дал еще один концерт с невиданным до этого времени блеском, судя по тому, что писали в Ла
кампана де Грасиа, год IX, № 485 за 17.11.1878 год, статья Театры.
Далее по-каталонски; В мае 1880 года в Мадриде филлипинский поэт сеньор Патерно дал литературно музыкальный вечер у себя дома и?Корреспонденция Испании за 30 число упомянутого месяца 1880 года пишет о нем следующее: Музыкальная часть была поручена сеньору
дону Франсиско Тарреге, Сарасате гитары, и мы никогда не слышали и не сможем услышать ничего лучшего на подобном инструменте? (Сальдони, Испанские музыканты, том IV, стр. 337). После триумфа в Испании, он продолжает упорную борьбу и упрочивает свою славу. В 1880 году артист переезжает в Париж, где добивается еще большего успеха.
Также успешно он выступает позже в Лондоне, по данным биографов, хотя этот город ему не очень подходил, как он сам говорил своему другу Ф. Канто. Журнал Искусство и литература в № 19 в статье, подписанной Канто, пишет: Летом 1880 года я провел несколько месяцев в Париже. Однажды вечером, когда я вернулся в гостиницу Жерсей, где жил, мне сообщили, что какой то приехавший из Лондона господин остановился в этом же отеле, и спрашивал обо мне. Это был Таррега. Увидев меня, он бросился в мои объятия. Я еду, сказал он мне, из Ковент Гардена, убегая из Англии. У него была договоренность дать три концерта и, несмотря на хороший прием, он дал только два. Я не выношу английскую натянутость, язык, который не знаю, климат, туманы. В Париже я, наоборот, чувствую себя как дома, а сейчас я встретил своего дорого соотечественника и нахожусь среди своих, среди людей моей родины?. Вернувшись в Барселону, он предпринимает большое турне по крупным городам полуострова, принимал крещение как гитарист исполнитель самого высшего класса, какого никогда еще не слышали в Испании, по
мнению некоторых критиков. В Книге Музыкальные знаменитости Фернандо де Артеага приводится следующее мнение о завоеванной великим артистом славе. Но предварительно укажем, что эта книга была опубликована в 1886 году в Барселоне, а это мнение было
раньше опубликовано в журнале Касталья. Это говорит о том, что слава артиста началась за несколько лет до этого и сейчас она в апогее. Далее в той же книге мы процитируем параграф, дата которого подтверждает наше уверенное мнение.
Дон Франсиско Таррега, выдающийся артист, который превзошел, что кажется невозможным, знаменитых гитаристов Сора и Агуадо, напоминающий своим счастливыми безумствами и Листа.
Барселона город, где он добился наибольшего триумфа и где у него было больше всего друзей и где он больше всего провел времени в своей бродячей жизни концертного исполнителя. Из за того, что гитара особый инструмент, который вынужден ограничиваться скромным пространством и искать успеха в узком кругу и не допускает
просторных помещений и многочисленной публики, знаменитый Таррега не добился социального положения, которое по своему таланту он должен был бы занимать, отсюда его очень скромное существование, которое освящает только любовь супруги и почитателей, жизнь, заполненная требующими огромного терпения занятиями, которые он
не прекращает и в апогее славы и которые, мы не сомневаемся в этом, приведут гитару к такой степени совершенства, о которой мы сейчас не можем и предполагать.
Таррега, как мы сказали, выдающийся артист. Он не только искуснейший исполнитель. Когда его слушаешь, вас очаровывает его нежность и чувствительность, элегантная и классическая фразеология, отсутствие чувственного жеманства, столь характерного для гитаристов. Мы ничего не хотим сказать о его чудесном исполнении, нам было бы очень трудно дать о нем четкое представление, оценить по достоинству владение гармоническими звуками, разнообразие созвучий, которые он извлекает из инструмента, чистоту и ясность исполнения. Достаточно указать на чудеса, которые он совершает, когда небрежно, очищая гриф гитары, в интермедиях он очаровывает нас гармонией, о которой мы не знаем, как и откуда она получается. Кроме того, Таррега превосходно владеет гармонией, чему свидетельства его оригинальные произведения и переложения. Это настоящее чудо, напоминающее нам чудеса, которые получались при переложении Листом для фортепиано симфоний
Бетховена. Чудесно слушать в его исполнении сонаты Бетховена, Похоронный марш Тальберта, Канцонетту и романсы Мендельсона, этюд в тремоло Готчока и другие очень трудные сочинения для фортепиано, при этом абсолютно все мелочи сохраняются, с гармонической полнотой, мастерством и талантом интерпретации. Из его оригинальных
сочинений самые важные: собрание из 12 этюдов, Каприз Гавот, две мелодии, Скерцо в ре мажоре, фантазия на испанские мотивы, Вариации на тему Венецианского карнавала и .
Первый приведенный абзац из Артеаги немного непонятен. Мы не знаем, каково преимущество (автор не говорит нам об этом) Тарреги перед Сором и Агуадо. Если как исполнитель, то из троих из-за того, что первые два жили в другое время, мы слышали только Таррегу. И мнение по этому поводу красной нитью проходит через всю работу. Мы
сомневаемся в том, что автор этого мнения слышал первых двух маэстро. В том, что касается композитора гитариста, наше мнение категоричное и в свое время его выскажем там, где речь пойдет о Тарреге композиторе. Что касается последнего отрывка, выписанного из Артеаги, мы должны только пожалеть о том, что Таррега потерял время и использовал не по назначению свой талант на исполнение и переложение сонат, Похоронного марша Тальберга, Канцонетты Мендельсона, романсов и других музыкальных мотивов. Основания нашего мнения мы приведем также, когда будем
говорить о композиторе. Заслуга Тарреги оживление возрождения гитары, которое начал в Испании П. Басилио, ученик Агуадо, Ф. Сор (вершина гитарной композиции), Аркас (самый выдающийся исполнитель своего времени), Виньяс, Брока, Парга, Ферре и др.
Таррега стал связующим звеном между эпохами гитары и он осуществил это с прогресса Тарреги, т.е. гитара еще совсем не понята. Сам Таррега, справедливости ради стоит отметить, хорошо ее чувствовал, но им не завладели возможности инструмента и та роль, которую он сам, того не замечая, играл на пользу возвышения гитарной литературы.
Поэтому мы много раз думали, что Таррега был интуитивным музыкантом, а не фантазером, состоявшимся в процессе умственного развития идей. Однако, в Тарреге уже заметен некоторый прогресс в выборе исполняемой музыки. Он исключает оперную музыку и музыку сарсуэл. Этого нельзя сказать об упорядоченном ансамбле программы,
которая, наоборот, страдает явным откатом. Посмотрим следующую программу Концерт Тарреги: Приглашение на концерт, который даст выдающийся гитарист дон Франсиско Таррега 23 числа текущего месяца в половине десятого вечера в зале гг. Катеура и Ко на проезде де ла Мерсед № 5 (Кортес, между Касановас и Мунганер), Барселона 22 декабря 1906 года. Сеньор Д. Доминго Прат. Программа.
I часть
1. Романс Мендельсон.
2. Баркарола Шуман.
3. Гранада (серенада) Альбенис.
4. Романс Шуман.
5. Этюд (тремоло) Таррега.
II часть
1. Испанская серенада Альбенис.
2. Мазурка Шопен.
3. Анданте Гайдн.
4. Менуэт .
5. Музыкальный момент Шуберт, Гавот .
6. Вариации на тему Паганини Таррега.

На обложке имеется штамп с надписью Концерты Тарреги Барселона.
Невозможно принять, даже не применяя самых строгих музыкальных критериев, чтобы между Баркаролой и Романсом Шуманом исполнялась Гранада Альбениса, которым
предшествует другой романс. Что касается второй части, начать с Кадиса и продолжить
Мазуркой и Анданте классиков и затем Гавотом Баха, действительно разочаровывает.
Затем, в собрании из 12 сочинений, только два оригинальных сочинения для гитары, одно из них Испанская фантазия, которую мы знаем, т.к. несколько раз слушали ее исполнение в узком кругу, очень бледное с точки зрения гармонии сочинение. Он никогда не осмеливался опубликовать его; его спасают ресурсы эффектов, примененных великим
гитаристом. Логично было бы, уважая целостность двух частей программы, составить ее следующим образом: I часть. Убрать Альбениса и поставить его на предпоследнее место. II часть. Поменять местами Альбениса с Бахом, а Шопена включить после Моцарта. И если
мы оставляем в финале Вариации на тему Паганини, потому что в эти годы все привыкли слушать их в исполнении гитаристов последним номером, т.к. благодаря эффективным музыкальным фигурам, это произведение вызывало восторженные аплодисменты.
Это отсутствие критерия и знаний (мы хотим это подчеркнуть) характерно не только для Тарреги. Мы настаиваем на том, что причина этого явления коренится в некультурности Среды, свойственной любому эмбриональному периоду. Мы могли бы назвать много программ других солистов, так же или хуже составленных, где не было ничего из
оригинальной итальянской литературы Золотого века гитары, ни из Косте. Для иллюстрации этого утверждения возьмем красноречивый пример: две программы Сеговии.
Одна программа датируется 1916 годом, когда гениальный солист только начинал свою карьеру; другая программа его последней поры. Разница, как видно с первого взгляда, большая. В первой программе Сеговия впадает в те же ошибки, о которых мы говорили: во
второй программе, когда уже сформировалась его музыкальная культура и когда он приобрел богатый опыт в длительных артистических турне, он дает нам модель программы
и ансамбль, выявляющий неустанные поиски самых лучших произведений, обогативших как литературу, так и гитарное исполнение.
Сольный концерт гитариста Андреса Сеговии. Дворец каталонской музыки. 12.03.1916 г.
Программа.
I часть.
1. Арабское каприччо, скерцо Гавот Таррега.
2. Менуэт в си, этюды в си бемоль мажор Сор.
3. Аллегро в ля мажоре Косте.
4. Эль мэстре (народное) Льобет.
II часть.
1. Гавот Баха.
2. Менуэт Гайдн.
3. Романс, Канцонетта Мендельсон.
4. Мазурка опус 33 № 4, Ноктюрн Шопен.
III часть.
1. Гранада, севильяны Альбенис.
2. Маха Гойи, танец в ми мажоре, танец в соль мажоре? Гранадос.
3. Мазурка .
Здесь же 29.02.1932 года он дал другой концерт с программой, приведенной далее:
I часть.
1.Павана и гальярда (первое исполнение) Гаспар Санс (1674 год), две песни
2. Сальтарелла (из кодекса XVI века сочинений для лютни (первое исполнение)
Килесотти.
2. Радость (для лютни) (первое исполнение) ? Давид Кельнер (1670?1748 года).
3. Преамбула и Гавот (из рукописи Неаполитанской консерватории (первое исполнение))
А. Скарлатти (1659-1725 годы).
4. Джига (для лютни) Сильвиус А. Вейс (1686-1750 годы).
5. Гавот в форме рондо (ранее написанный для лютни) Бах.
II часть.
1. Сонатина (посвященная А. Сеговии) (первое исполнение).
2. Аллегретто, Ленто экспресиво, Аллегро М. Понсе.
3. Мелодия и прелюды (посвященное А. Сеговии) (первое исполнение)

Произведения, о которых наверняка можно сказать, что они принадлежат перу того, о ком
мы пишем, следующие:
1. Арабское каприччо.
2. Мавританский танец.
3. Мечта (тремоло). (Грезы).
4. Воспоминания об Альгамбре (тремоло).
5. Гавот Мария.
6. Павана.
7. Менуэт (пиццикато).
8. Мазурка (в соль мажоре).
9. Мазурка Мариэта.
10. Мазурка Аделита.
11. Мазурка Мечта.
12. Арагонская хота.
13. Слеза (прелюд).
14. Печальная песня (прелюд).
15. Оремус (прелюд).
16. Заря (музыкальная шкатулка).
17. Бабочка (характерный этюд).
18. Этюд в форме менуэта.
19. Большой вальс.
20. Вальс Исабель.
21. Две сестрички (вальс).
22. Вальс.
23. Танец одалисок.
24. Полька Росита.
25. Качели и девять прелюдов.

Великий валенсиец умер 15 декабря 1909 года. Через шесть лет его останки были эксгумированы и перенесены в Кастельон?де?ла?Плана, где ему оказали подобающие почести. Имя Тарреги присвоили одной из улиц Вильяреаля, еще одной в Кастельоне и одной в Барселоне. На площади Сан Паскуаля есть мемориальная доска со словами: В этом доме родился 21 ноября 1852 года слава и честь Вильяреаля, выдающийся гитарист дон Франсиско Таррега и Эйксеа. В городе Кастельон де ла Плана в Главном парке с 1916 года возвышается памятник, который Испания воздвигла своему выдающемуся гитаристу и гитаре.

Творчество

Таррега - один из крупнейших гитаристов и гитарных композиторов конца XIX - начала XX века. Ему принадлежат 78 оригинальных произведений и около 120 переложений для гитары, наиболее известны «Воспоминание об Альгамбре», «Мавританский танец», «Арабское каприччио», «Вариации на тему Арагонской хоты», мазурки, прелюдии, этюды и др. Среди его учеников и последователей - Мигель Льобет , Эмилио Пухоль , Даниэль Фортеа и другие известные гитаристы. Высоко ценил мастерство Тарреги Андрес Сеговия , часто исполнявший его сочинения и использовавший в своей работе его педагогические методы.

Именно из его произведения Gran Vals фирма Nokia взяла свою «фирменную» мелодию для звонка сотового телефона .

Напишите отзыв о статье "Таррега, Франсиско"

Примечания

Библиография

  • Pujol E. Tárrega: ensayo biográfico. Lisboa, 1960.
  • Rius Espinós A. Francisco Tárrega, 1852-1909: biografia oficial. , 2002; англ. перевод 2006.

Ссылки

  • (исп.)
  • Таррега, Франсиско: ноты произведений на International Music Score Library Project

Отрывок, характеризующий Таррега, Франсиско

Брат недоверчиво покачал головой.
– Одно, что тяжело для меня, – я тебе по правде скажу, Andre, – это образ мыслей отца в религиозном отношении. Я не понимаю, как человек с таким огромным умом не может видеть того, что ясно, как день, и может так заблуждаться? Вот это составляет одно мое несчастие. Но и тут в последнее время я вижу тень улучшения. В последнее время его насмешки не так язвительны, и есть один монах, которого он принимал и долго говорил с ним.
– Ну, мой друг, я боюсь, что вы с монахом даром растрачиваете свой порох, – насмешливо, но ласково сказал князь Андрей.
– Аh! mon ami. [А! Друг мой.] Я только молюсь Богу и надеюсь, что Он услышит меня. Andre, – сказала она робко после минуты молчания, – у меня к тебе есть большая просьба.
– Что, мой друг?
– Нет, обещай мне, что ты не откажешь. Это тебе не будет стоить никакого труда, и ничего недостойного тебя в этом не будет. Только ты меня утешишь. Обещай, Андрюша, – сказала она, сунув руку в ридикюль и в нем держа что то, но еще не показывая, как будто то, что она держала, и составляло предмет просьбы и будто прежде получения обещания в исполнении просьбы она не могла вынуть из ридикюля это что то.
Она робко, умоляющим взглядом смотрела на брата.
– Ежели бы это и стоило мне большого труда… – как будто догадываясь, в чем было дело, отвечал князь Андрей.
– Ты, что хочешь, думай! Я знаю, ты такой же, как и mon pere. Что хочешь думай, но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах… – Она всё еще не доставала того, что держала, из ридикюля. – Так ты обещаешь мне?
– Конечно, в чем дело?
– Andre, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь?
– Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет… Чтобы тебе сделать удовольствие… – сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. – Очень рад, право очень рад, мой друг, – прибавил он.
– Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к Себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы.
Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.
– Пожалуйста, Andre, для меня…
Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо.
– Merci, mon ami. [Благодарю, мой друг.]
Она поцеловала его в лоб и опять села на диван. Они молчали.
– Так я тебе говорила, Andre, будь добр и великодушен, каким ты всегда был. Не суди строго Lise, – начала она. – Она так мила, так добра, и положение ее очень тяжело теперь.
– Кажется, я ничего не говорил тебе, Маша, чтоб я упрекал в чем нибудь свою жену или был недоволен ею. К чему ты всё это говоришь мне?
Княжна Марья покраснела пятнами и замолчала, как будто она чувствовала себя виноватою.
– Я ничего не говорил тебе, а тебе уж говорили. И мне это грустно.
Красные пятна еще сильнее выступили на лбу, шее и щеках княжны Марьи. Она хотела сказать что то и не могла выговорить. Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слёз она заснула. Князю Андрею жалко стало сестру.


Top