Фреска Микеланджело "Сотворение Адама". Описание и история создания

67 911

Искусствовед Марина Хайкина и психоаналитик Андрей Россохин рассматривают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и что чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.

«Сотворение Адама» (Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, 1508–1512) - четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира, заказанных Микеланджело Буонарроти для украшения потолка Сикстинской капеллы папой Юлием II.

«Жить - значит творить»

Марина Хайкина, искусствовед

«Микеланджело написал Бога в античном духе: он реален в своем телесном и божественном воплощении. Облаченный в простую розовую тунику, Бог проносится над сотворенным миром в окружении ангелов без крыльев. Женская фигура справа от него - Ева, она еще ждет часа своего создания, но уже задумана Богом. Во время полета Бог поворачивается, устремляется навстречу Адаму и протягивает к нему руку.

Это движение к своему творению воплощает энергию жизни, которую Создатель намерен передать человеку. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, созданного по его образу и подобию. Но в то же время поза Адама повторяет и очертания скалы: он пока лишь часть пейзажа вокруг. Не хватает буквально искры жизненной силы, чтобы вдохнуть в него душу.

Руки почти встречаются. Микеланджело помещает этот жест в самый центр фрески и выдерживает паузу, чтобы усилить воздействие образов. Мы практически видим, как энергия сквозь кисть Бога передается руке человека. Выбирая из истории сотворения человека именно это мгновение - рождение души, Микеланджело приравнивает его к творческому озарению. По его мнению, способность творить и создавать - это наиболее ценный дар из тех, что даны человеку свыше.

Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению. Этот жест уже встречался у Леонардо да Винчи; но если ангел на его картине «Мадонна в гроте» лишь указывал на чудо, то здесь жест Бога его воплощает. Впоследствии этот жест повторят многие другие художники - соглашаясь или споря с верой Микеланджело в человека и в силу творчества».

«Мы рождаемся в момент расставания»

Андрей Россохин, психоаналитик

«Первое, что я здесь чувствую, - момент уникальной встречи, который полон энергии и силы. Бог несется навстречу Адаму, чтобы вдохнуть в него жизнь. Сейчас их пальцы сомкнутся - и вялое тело родится, обретет силу, жизнь, а в глазах Адама зажжется огонь. Но в то же время у меня есть едва уловимое ощущение, что Бог со свитой движется в другую сторону, улетает от Адама. На это указывают фигуры женщины и младенца, они как будто отталкиваются от него, и задают тем самым обратное движение.

Почему? Я предполагаю, что бессознательно Микеланджело рисовал здесь не встречу, а следующий за ней момент расставания. Бог олицетворяет собой и отцовское, и материнское начала одновременно, их союз и приводит к рождению ребенка - младенца Адама. Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». Протянутые навстречу друг другу руки Адама и Бога подобны пуповине, которая мгновение назад была разорвана, и вот этот момент отделения я и наблюдаю на картине.

И в таком случае меланхолическая поза Адама передает не отсутствие жизни, а печаль расставания. Он еще не знает, что только благодаря такому расставанию он может родиться как человек, как отдельное «Я». Пальцы Бога и Адама на картине подобны кисти художника, и мне это кажется очень важным. Микеланджело неосознанно проживает историю сепарации с двух сторон - и как Адам, и как Творец.

Я вижу здесь не только печаль ребенка, которого оставил родитель, и печаль художника, вынужденного проститься со своим детищем, своей картиной. Но еще и решимость художника сделать этот шаг. Ведь только когда он найдет силы расстаться со своим творением, картина будет завершена и сможет жить собственной жизнью».

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) , итальянский скульптор, художник, архитектор, выдающийся мастер эпохи Возрождения. Во всем мире имя Микеланджело ассоциируется с фресками плафона Сикстинской капеллы, статуями Давида и Моисея, собором св. Петра в Риме. В искусстве Микеланджело с огромной силой воплотились как глубоко человечные идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи.

Читайте также

Самым известным фрагментом росписи потолка Сикстинской капеллы является Сотворение Адама, картина фреска, написанная Микеланджело Буонарроти.

Наибольший акцент сосредоточен на фигурах Бога и Адама. Бог показан, как бы, в плывущей в тумане форме, составленной из драпировок и других фигур. Форма держится на ангелах, которые летят без крыльев. Их движение видно по драпировке, которая развевается под ними. Бог изображается как пожилой, но мускулистый, человек с седыми волосами и длинной бородой, которая тоже подчеркивает движение вперед. Такое изображение очень отличается от имперских образов Бога, которые создавались на Западе, начиная со времен поздней античности. Вместо королевских одежд всемогущего правителя, он одет в легкую тунику, которая оставляет большую часть его рук и ног открытой. Можно сказать, что это намного более близкий обычному человеку портрет Бога, потому что он не показан неприкосновенной персоной далекой от простых людей.

В отличие от активной фигуры Бога, Адам изображен почти бездействующим. Он вяло отвечает на неизбежное прикосновение Бога. Прикосновение, которое не только даст Адаму жизненную силу, но и даст жизнь всему человечеству. Тело Адама образует вогнутую форму, которая, кажется, отражает форму Божьего тела, находящегося, наоборот, в выпуклой позе. Возможно, это соответствие форм подчеркивает идею, что человек, подобен Богу и был создан по образу и подобию Божию.


Многие задаются вопросом - кто изображен на картине справа от Бога? Женская фигура, являющаяся, предположительно, важной, учитывая ее привилегированное расположение - под рукой Бога. Традиционная мысль, что это Ева, будущая жена Адама, которая ждет в стороне, пока она не будет создана из его ребра. Позже, появилась еще одна теория, что это на самом деле Дева Мария занимает это почетное место. Рядом с ней ребенок, возможно младенец Христос. Эта точка зрения поддерживается размещением Божьих пальцев на ребенке. Такое движение пальцев священник использовал бы, чтобы поднять Евхаристию во время мессы. Поскольку католическое богословие считает, что Евхаристия есть Тело Христово, это богословское понимание может быть воплощено на этой картине. Если эта последняя интерпретация верна, то Сотворение Адама связано также с будущим пришествием Христа, который приходит чтобы примирить человека с Богом после совершения Адамом греха.

В целом, картина показывает несколько характерных признаков стиля живописи Микеланджело: великолепная передача положения и движения тел, использование мускулистых полу-повернутых фигур, которые часто встречаются в скульптуре. Важно помнить, что Микеланджело был еще и хорошим скульптором.

Сотворение Адама является одной из самых больших жемчужин Западного искусства, хотя он и остальная часть потолка Сикстинской капеллы страдали от последствий многовекового дыма, что вызвало значительное потемнение потолка. Чистка потолка была начата только в 1977 году. Результат после ее окончания в 1989 был удивительным. Все, что казалось темным и однообразным, стало ярким, приобрело былую живость. Разница внешнего вида фресок до, и после чистки, была настолько велика, что некоторые, поначалу, отказывались верить, что это все те же, неотреставрированные работы Микеланджело. Сегодня у нас есть прекрасная возможность полюбоваться красочностью палитры Микеланджело и поразмышлять о событиях, которые он красиво нарисовал на потолке Сикстинской капеллы.



Картина фреска размером 570 см. х 280 см. написанная примерно в 1511 году, в Италии, в Ватикане.


Руки (фрагмент).

Эта фреска создана в 1511 году (или около того). Она стала четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской Капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия Ветхого Завета.

Вспомним строку, относящуюся к этой фреске:

И сотворил Бог человека по образу Своему

(Быт. 1:27) Впрочем, это не совсем точно. По-хорошему, здесь человек уже сотворён, и поэтому в интерпретации фрески появляются новые нюансы.

Весьма вероятно, в сюжете этого произведения искусства есть и третий главный герой, и он имеет прямое отношение к нейронаукам и неврологии. Доктор Фрэнк Линн Мешбергер, гинеколог из Медицинского центра св. Иоанна в Андерсоне, штат Индиана в опубликованной в 1990 году в Journal of the American Medical Association статье An Interpretation of Michelangelo’s Creation of Adam Based on Neuroanatomy полагает, что этот герой - мозг человека.

Действительно, все труды Микеланджело на поприще изобразительного искусства - и живопись, и скульптура - говорят о великолепном знании мастером анатомии человека. Вспомнить хотя бы потрясающую проработку человеческого тела в «Давиде». Еще в своих «Жизнеописаниях художников» современник и коллега Микеланджело Джоржо Вазари вспоминает, что художник часто наблюдал за вскрытиями. Именно это дало возможность Мешбергеру предположить наличие некоего скрытого послания в этой фреске.

Вот что пишет он сам:

Фреска «Сотворение Адама» показывает Адама и Бога в движениее навстречу друг к другу, протянув друг другу руки, их пальцы почти соприкасаются. Можно представить «искру жизни», проскакивающую от Бога к Адаму через «синапс» между указательными пальцвми. Впрочем, Адам уже живой, его глаза открыты, и он сформирован полностью; но однако, картина нам говорит, что Адам «получает» нечто от Бога. Я считаю, что есть и третий «главный герой» на фреске, который ранее не был распознан. Я постараюсь показать, используя анатомическе рисунки Франка Неттера из The CIBA Collection of Medical Illustrations, Volume I - The Nervous System.

Давайте проследим за мыслью Мешбергера.

Вот четыре рисунка, пронумерованные от 1 до 4:


Как видно, первый и второй рисунки - очень похожи, как и третий и четвёртый. Номера 1 и 3 - это прориси по атласу нейроанатомии Франка Неттера


Рисунок 6 (нумерация по цитируемой статье) показывает левую боковую поверхность мозга и борозды и извилины, которые присутствуют в полушариях. Сильвиева борозда, или латеральная борозда - борозда, разделяющая полушария головного мозга. Рисунок 1 - прорись этой иллюстрации.


Рисунок 8 - прорись сечения головного и спинного мозгов, изображённого на рисунке 7. Рисунок 3 получается из рисунка 8 удалением мозжечка и структур среднего мозга, а также «отгибанием» назад спинного мозга из «стандартного» анатомического положения.

А теперь - сюрприз! Рисунки 2 и 4 прорисованы... по изображению Бога и ангелов на фреске Микеланджело. Рисунок 2 получен прорисью внешней «оболочки» и борозды, а рисунок 4 - это внешняя «оболочка» и крупные линии на фигурах Бога и ангелов.

Не верите? Смотрите:


Таким образом, Мешбергер полагает, что главный смысл фрески - не сотворение Адама как такового, а наделение его разумом, для того, чтобы он «был способен планировать лучшее и высшее» и «попытался достичь всего».

Cодержание статьи:

В книге Бытия Пятикнижия Моисея излагается «теория» создания Богом на Земле первого человека по Его образу и подобию. В работе знаменитого итальянского художника средневековья Микеланджело «Сотворение Адама» был использован именно этот библейский сюжет.

Картина Микеланджело «Сотворение Адама»

Это произведение относится к технике фресковой живописи, достигшей своего наивысшего развития в Италии эпохи Возрождения:

  1. Классическая техника написания этим способом заключается в использовании красок, наносимых поверх сырой штукатурки. В составе последней содержится известь, которая при высыхании покрывает изображение тонкой пленкой кальциевых солей и придает ему, тем самым, прочность на долгие времена;
  2. Данное творение художника (даже более скульптора) было создано в этой манере в период его работы в 1508-1512 годах над росписью плафона (потолка) Сикстинской капеллы в Ватикане. Оно являлось центральным звеном огромной композиции, которая выполнялась по заказу папы Римского Юлия II.
  3. В основу сюжета фрески, как считается, автор положил процесс «одушевления» Всевышним прекрасного тела юноши , превращения его в результате именно в живое существо, наделенное душой и жизненной энергией. Об этом свидетельствуют жесты рук Бога и человека, направленные навстречу один к другому, символизирующие их взаимное притяжение. Кажется, они вот-вот сомкнутся…однако это – не факт, а только видится. Небесное и земное здесь разделено.

Как Микеланджело выполнял заказ папы Юлия II?

Процесс работы был для художника совсем непростым во всех смыслах делом.

Будучи в основном более приверженным искусству скульптуры, Микеланджело отнюдь не рвался рисовать фрески на потолке храма. Он не имел такого опыта, да и получил этот специфический для себя заказ папы в результате интриг своих недоброжелателей.

Первоначально Буанаротти попросил знакомых художников помочь ему в освоении нового для него стиля живописи, но быстро всё понял и отказался от их услуг, предпочитая работать один. С ним, правда, трудились два помощника, один из которых смешивал краски, а другой покрывал поверхность известью, по которой мастер впоследствии и наносил свои гениальные штрихи.

Кстати, делать это было совсем непросто психологически и даже чисто технически, так как специфика данного вида искусства не допускала исправлений и поправок. Работать приходилось сразу «начисто». Здесь художнику и помог талант скульптора и «объемное видение» будущего изображения, он даже почувствовал вкус к новому делу.

Правда, после его завершения долго приходил в себя после постоянного видения картин снизу вверх, так как работать приходилось лежа. Даже книги он некоторое время читал только в таком положении.

Где находится картина?

Из всего вышесказанного вы уже поняли, что она является одной из фресок (но самой главной) на плафоне Сикстинской капеллы в столице Италии – Риме :

  • Последняя ныне представляет собой музей искусства эпохи Возрождения , а в ее помещении с того времени проходят конклавы – выборы каждого нового папы Римского. Широко известен также ее знаменитый церковный хор;
  • Построена капелла была в последней четверти 15 века по заказу папы Сикста IV (от чего и получила свое название) и сначала являлась домовой церковью. Архитектором и руководителем строительства был Джордже де Дольчи;
  • Стены и потолок храма расписывали знаменитые средневековые художники, среди которых, помимо Микеланджело, числятся Рафаэль, Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Роселли и другие известные мастера;
  • В грандиозной фресковой композиции на ободе церкви художник расположил 9 картин из Священного Писания от сотворения мира. Среди них, кроме упомянутой, имеются также живописные сюжеты об отделении суши от воды и света от тьмы, грехопадении и изгнании из рая, сотворении светил и т. д.
  • Последняя реконструкция фресок капеллы проводилась в конце 20 века.

Что означает «Сотворение Адама»?

Художник воплотил в своих храмовых полотнах эпизоды сотворения мира и его жителей такими, каким был он сам, и так, как он понимал мир.

Бытие Моисеево говорит, что Бог создал человека из земного праха и поместил в него душу, чтобы тот стал живым существом. Фрески Микеланджело говорят о процессе творения с точки зрения земной, физической, плотской деятельности.

Даже Всевышний у него предстает не мудрствующим старцем, а могучим и активным стариком. Он будто переводит слова из духовного состояния в телесное ощущение.

Будучи сам борцом, он и в своих иллюстрациях первой книги Священного Писания показывает мощь Божественного вдохновения и его реальные результаты, когда из окружающего Хаоса возникает стройная Вселенная. Он показывает свое видение событий Книги Бытия, не обращая внимания на устоявшиеся мнения и толкования этого со стороны церкви.

Получается сознательное очеловечивание Бога, но при этом же он изображает процесс пробуждения Адама к жизни именно силой духа, без физического контакта.

Между ними будто пробежала Божья искра, главный душевный импульс, окончательно сделавший его именно человеком.

Сикстинская капелла как символ власти

Смысловое значение термина «капелла » довольно разнообразно:

  • Оно касается как архитектурных сооружений относительно малых форм типа Домовой церкви для одной семьи (хотя бывают и отдельные строения больших размеров), так и места внутри храма, где располагался хор певчих, да и название самого этого хора.
  • Во многих словарях капеллой называют певческие ансамбли, а пение «а капелла» означает – без музыкального сопровождения, одними голосами;
  • На русский язык это слово часто переводится как часовня , что не совсем точно, так как последняя не предназначена для богослужений и в ней отсутствует алтарь, как в специфических католических храмах. К последним относится и знаменитая Сикстинская капелла.

Однако при ее строительстве перед архитекторами была поставлена двоякая задача: помимо чисто специализированных религиозных функций, она должна была выполнять роль крепости для представителей папской власти во время народных возмущений. Эта проблема была решена: снаружи здание по форме похоже на бастион, а изнутри, по роскоши оформлению двора, стен и потолка, показывает величие и значение церковной папской власти.

Гениальная фреска Микеланджело «Сотворение Адама» была создана более 500 лет назад, но до сих пор поражает воображение. В этом и заключается сила истинного таланта.

Видео: что еще может означать творение Микеланджело?

В данном фрагмента из сериала «Мир дикого запада» будет представлена еще одна версия того, что могла означать фреска «Сотворение Адама»:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Мы быстро ее исправим!
Спасибо!

Знаменитые картины и скрытые коды, спрятанные в них:

1. Мона Лиза (Mona Lisa): настоящий скрытый код в её глазах

Интрига обычно кроется в её загадочной улыбке. Тем не менее, рассматривая картину под микроскопом, историки в Италии обнаружили, что, наведя увеличительное стекло на глаза «Моны Лизы» можно увидеть крошечные цифры и буквы.

Эксперты говорят, что едва различимые буквы и цифры представляют собой нечто из «Кода да Винчи» в реальной жизни: в правом глазу можно различить буквы LV которые вполне могут представлять собой его имя, Леонардо да Винчи (Leonardo Da Vinci), в то время как в левом глазу, также есть символы, но они не так чётко различимы. Конечно, точно определить их очень трудно, но они, кажутся латинскими буквами CE, или Е может на самом деле быть буквой B. На арке моста, виднеющейся на фоне, можно увидеть число 72, или же латинскую букву L и число 2. Кроме того, число 149, со стёртым четвертым числом, находится на задней части картины, что даёт основания полагать, что да Винчи написал её, когда был в Милане в 1490-х годах.

Следует принять во внимание, что этой картине почти 500 лет, поэтому она уже не такая чёткая и ясная, как в тот момент, когда она была создана.

2. Тайная Вечеря (Last Supper): математическая и астрологическая головоломка, плюс секретные ноты

«Тайная Вечеря» также была предметом множества гипотез, в основном насчёт якобы скрытых посланий или намёков, которые присутствуют в картине.

Информационный технолог Слависа Песчи (Slavisa Pesci), создала интересный визуальный эффект путём наложения полупрозрачного, зеркального отражения картины поверх оригинала. В результате по обоим концам стола появились две фигуры, которые выглядят как тамплиеры, в то время как какой-то человек, возможно, женщина с младенцем стоит слева от Иисуса.

Итальянский музыкант Джованни Мария Пала (Giovanni Maria Pala), также указала на то, что положения рук и буханок хлеба могут быть интерпретированы как ноты на нотном стане, и если их читать справа налево, что было характерным для метода письма Леонардо, они составляют музыкальную композицию.

Исследователь из Ватикана, Сабрина Сфорца Галитция (Sabrina Sforza Galitzia), заявила, что расшифровала математическую и астрологическую головоломку в картине Леонардо «Тайная Вечеря». Она сказала, что он предвидел конец света во «всемирном потопе», который начнется 21 марта 4006 года и завершится 1 ноября того же года. Она считала, что этот потоп ознаменует «новый старт для человечества».

3. Сотворение Адама (Creation of Adam): парящее божество в виде мозга

Картина Микеланджело (Michelangelo) под названием «Сотворение Адама» является не только самой известной частью Сикстинской капеллы (Sistine Chapel), но также и одной из немногих легендарных изображений человечества.

Микеланджело считается одним из величайших художников и скульпторов эпохи итальянского возрождения. Однако не всем известен тот факт, что он очень сильно интересовался анатомией и в возрасте 17 лет начал анатомировать трупы, которые он брал на церковном кладбище.

Пара американских экспертов в нейроанатомии считают, что Микеланджело на самом деле оставил некоторые анатомические иллюстрации в одной из его самых известных работ - Сикстинской капелле.

Хотя некоторые могут посчитать это совпадением, эксперты предполагают, что труднее объяснить, что анатомический контекст не был в картине Микеланджело. На картине можно найти даже сложные компоненты мозга, такие как мозжечок, зрительные нервы и гипофиз. Что касается броской зелёной ленты, тянущейся вдоль варолиева моста/позвоночника/человека, который поддерживает Бога, она идеально совпадает с местонахождением позвоночной артерии.

4. Сикстинская капелла: ещё одно изображение человеческого мозга, но уже снизу

Как и в случае шедевра «Сотворение Адама», по мнению экспертов на панелях Сикстинской капеллы есть ещё одна фигура Бога с секретным кодом.

Они заметили, что горло и грудь Бога на картине изображены с анатомическими несоответствиями, которых нет в любой другой фигуре на фреске. Кроме того, в то время как свет падает на остальные фигуры по диагонали с левого нижнего угла, шея Бога освещена прямым светом. Они пришли к выводу, что она выглядит неуклюже и должна быть преднамеренной работой гения.

Наложив странное изображение шеи Бога на фотографию человеческого мозга, который изображён снизу, они показали, как точно совпадают эти два изображения. Они добавили, что странный рулон ткани, который простирается до центра Божьего одеяния, может быть изображением спинного мозга человека.

Бугристая шея на изображении Бога (А) соответствует фотографии человеческого мозга, если смотреть снизу (B), а (С) показывает различные части мозга, по-видимому, скрытые в картине.

По словам учёных, Микеланджело также изобразил другие анатомические особенности в другом месте потолка, в частности почку, вид которой был знаком Микеланджело, и которая представляла для него особый интерес, так как он страдал от камней в почках.

5. Мадонна со святым Джованнино (Madonna with Saint Giovannino): наблюдения НЛО

В дополнение к привлечению нашего внимания к твёрдым как камень мышцам Младенца Иисуса, на картине Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio) «Мадонна со святым Джованнино» также изображена интересная маленькая капля, парящая в небе над левым плечом Марии.

Над левым плечом Марии нарисован дискообразный объект, который, по-видимому, блестит. Этот объект художник изобразил очень детально, чтобы его было хорошо заметно в его произведении искусства. На правой части картины изображён человек, который держит правую руку над глазами, что указывает на то, что этот объект был очень ярким, а в верхнем левом углу изображён предмет, похожий на солнце.

«Мадонна со святым Джованнино» Доменико Гирландайо это лишь одна из многочисленных средневековых картин, на которых изображены странные, пугающие неопознанные летающие объекты.

6. Захария (пророк) (Prophet Zechariah): оскорбление религиозного авторитетного лица

Разногласия между папой Юлием II (Julius II) и Микеланджело были хорошо задокументированы. Историки отмечают, что Микеланджело изобразил портрет папы в качестве пророка Захария, и что один из ангелов расположенных позади него показывает ему крайне непристойный жест.

Прелестный маленький ребенок показывает фигу, и это не сладкий фрукт, это самая настоящая фига из пальцев и её значение далеко не так сладко, как одноимённый фрукт. Просовывая большой палец руки между указательным и средним пальцами, он делает жест, который в старом мире практически являлся аналогом демонстрации среднего пальца в наши дни.

7. Давид и Голиаф (David and Goliath): мистические знаки каббалы


Сканируя расположение фигур на огромном потолке Сикстинской капеллы, площадью в 1300 квадратных метров, авторы нашли формы, которые соответствуют еврейским буквам.

Например, фигуры Давида и Голиафа образуют форму буквы «гимель», которая символизирует «силу» в мистической традиции Каббалы.

Авторы считают, что Микеланджело получил познания в иудаизме, когда он находился при дворе Лоренцо Медичи (Lorenzo de Medici) во Флоренции, и вся Сикстинская капелла, которая, якобы построена в той же пропорции, что и Святой Храм в Иерусалиме, является «затерянным мистическим посланием всеобщей любви», которое должно было быть расшифровано.

8. «Фламандские пословицы» (Netherlandish Proverbs): в сюжете картины присутствуют 112 нидерландских идиом


«Фламандские пословицы» это картина написанная маслом на дубовой панели в 1559 году. Её автором является Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel the Elder) который изобразил землю, населённую буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней.

В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых идиом. Некоторые из них, используются и по сей день, например, такие как: «плыть против течения», «биться головой о стену», «вооружён до зубов» и «большая рыбка ест маленькую».

Другие пословицы отражают человеческую глупость. Некоторые фигуры, по-видимому, представляют собой более одного фигурального выражения, такие как, например, человек стригущий овцу левее центра в нижней части картины. Он сидит рядом с человеком, который режет свинью, что представляет собой выражение «кто-то стрижёт овец, а кто-то режет свиней». Это выражение означает, что один человек обладает преимуществом по сравнению с другим, но оно может также представлять собой наставление «стригите их, но не снимайте с них кожу», то есть используйте свои сбережения по максимуму, но не растрачивайте их полностью.

9. «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus): признание закона молчания для христиан


«Ужин в Эммаусе» это картина, написанная художником Караваджо в стиле итальянского барокко.

На картине изображен момент, когда воскресший, но остающийся неузнанным Иисус, показывается двоим из своих учеников, в городе Эммаус, а затем исчезает из виду.

Картина необычна из-за фигур, написанных в натуральную величину и из-за тёмного, пустого фона. На столе стоит корзина с едой, которая опасно балансирует на краю стола. На картине также присутствует поразительная тень, напоминающая по очертаниям рыбу, которая может указывать на признание закона молчания для христиан.

10. Портрет молодого Моцарта (Young Mozart"s Portrait): знаки масонов

Конечно же, художественные работы не могли не коснуться масонства. Портреты людей, которые прячут руку, могут указывать на преданность делу или на уровень в иерархии. Примером таких портретов является этот анонимный потрет Моцарта (возможно написанный художником Антонио Лоренцони (Antonio Lorenzoni)).




Top