Фриденсрайх хундертвассер и его сказочные дома. Фриденсрайх Хундертвассер: картины, биография


Дома Фриденсрайха Хундертвассера – настоящая визитная карточка Австрии. Этот талантливый мастер занимался скульптурой и живописью, однако всемирную известность получил благодаря своим архитектурным шедеврам. Его изобретение – Идеальный Дом, здание, которое «живет» в гармонии с природой.


Фриденсрайх Хундертвассер (настоящее имя Фридрих Штовассер) черпал вдохновение в работах таких австрийских художников, как Эгон Шиле и Густав Климт. Он рисовал причудливые картины, украшал орнаментами почтовые марки и даже работал над созданием государственных флагов. Под влиянием сюрреализма Хундертвассер разработал собственную теорию «трансавтоматизма», художник стремился ослабить жесткие правила, господствовавшие в живописи, создавать изображения интуитивно. Архитектурный стиль Хундертвассера часто сравнивают с техникой .


С 1950-х годов Хундертвассер серьезно занялся архитектурой. Дом Хундертвассера в Вене уже давно приобрел мировую известность. Волнообразные линии разноцветных этажей, крыша, на которой растет трава и мелкие кустарники, причудливая лепка на стенах… В этом здании архитектор воплотил свои представления об идеальном человеческом жилье. Примечательно, что от гонорара за работу он отказался, аргументируя это тем, что лишь предотвратил появление на месте Дома уродливой постройки.



Хундертвассер стал настоящим революционером в мире архитектуры. Он рьяно объявил бой точным линиям и правильным геометрическим пропорциям. В многочисленных манифестах и эссе отстаивал право каждого индивида на самовыражение, утверждая, что люди не обязаны жить в одинаковых бетонных "коробках", а вправе самостоятельно выбирать, как будет выглядеть их дом. "Озеленяя" свои дома, Хундертвассер пояснял, что хоть как-то стремиться вернуть природе территорию, которую люди у нее забрали.


Гениальный австрийский архитектор реализовал множество проектов. Среди них – австрийская церковь Святой Варвары, железнодорожный вокзал в Ильцене (Германия),общественный туалет в Кавакаве (Новая Зеландия) и многие другие.
Кстати, Хундертвассер славился и неординарными выходками: предпочитал носить разные носки, а среди животного мира более всего любил улитку с домиком на спине. Воистину - гений, сумевший разукрасить мир!



Венский архитектор, оставивший после себя сказочные и необычные дома, говорил, что они состоят не из стен. Главное, по его мнению, это окна. У ломающего стереотипы в архитектуре мастера всегда были противники, утверждающие, что его яркие здания, похожие на жилища для гномов, построены не для людей.

Гениальный провокатор и космополит прославился на весь мир особым взглядом на искусство. Австрийский художник, известный своим экологическим самосознанием, тысячами сажал деревья, заявляя, что это долг каждого человека.

Путешествия вместо учебы

Фриденсрайх Хундертвассер родился в Вене в 1928 году. Исследователи его творчества убеждены, что учеба в школе Монтессори повлияла на его страсть к ярким краскам и привила столь нежную После трех месяцев обучения в Венской академии изящных искусств, он под влиянием современных экспрессионистов задумывается о собственном творчестве.

Посчитав, что лучше всего изучать мир на практике, а не по учебникам, молодой человек начинает путешествовать, пытаясь найти свой стиль в искусстве. Завистники обсуждали не пострадавшую в войне семью, лишь приумножившую свое состояние, которое позволило юноше безбедно колесить по Европе.

Меняя страны и города, художник ужасался одинаковым домам-коробкам. По его мнению, каждый человек имеет право раскрасить свое окно и пространство рядом с ним.

Символ единства и гармонии

Фриденсрайх Хундертвассер, биография которого была насыщена яркими моментами во время удивительного путешествия длиною в жизнь, избрал своим символом и визитной карточкой ползущую по листочкам винограда улитку, несущую на себе свой спиралевидный домик. Он этим подчеркивал единство обитателей и их экологического жилища.

А линии спирали символизировали бесконечность вселенной, непостоянной и меняющейся в течение времени. Этот образ гармонии мира, в которой человек сосуществует с природой, художник проецировал на свои архитектурные объекты. Занимаясь графикой, абстракционист и сюрреалист с упоением рисовал красочные психоделичные спирали, ставшие объектом изучения исследователей его творчества.

Манифест о безопасном жилище

Он даже разработал манифест, где описал свой идеальный дом. Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер, фото спроектированных зданий которого удивляет необычностью линий и яркими красками, считал, что человек должен жить в безопасной и комфортной норе с большим количеством окон, сверху покрытой зеленой растительностью.

Кстати, он воплотил свою мечту в Новой Зеландии, построив уникальное здание с плавно переходящей в холм крышей, а пощипать травку на нем приходят местные бараны.

Фриденсрайх Хундертвассер и его сказочные дома

Самый известный дом Вены, изображения которого частенько появляются на страницах архитектурных изданий, строился несколько лет. Как только объект, признанный местной достопримечательностью, был сдан в эксплуатацию, все жилые помещения заполнились, хотя стоимость квартиры в красочном здании, напоминающем из сказки, была высока.

Уникальное здание, словно сошедшее с картинки альбома, которую нарисовала нетвердая рука ребенка, дало приют не только людям. Разработанная экологическая о гармонии с природой нашла здесь свое выражение: зеленью увиты не только стены, но и крыша, а очертания дома напоминают холмистый ландшафт.

«Неровный пол - это мелодия для наших ног, приводящая в тонус тело человека. Он возвращает утраченное достоинство людей, отнятое в привычном строительстве», - высказался о своем венском творении Фриденсрайх Хундертвассер. Дома, созданные по его проектам, следовали этому принципу, и ни в одном из его эксцентричных зданий не наблюдались ровные поверхности.

Принцип индивидуальности

Еще один важный принцип Хундертвассера воплотился здесь в жизнь. Считавший, что не должно быть одинаковых зданий, придал индивидуальность каждой квартире, раскрасив фасад в разные цвета, Фриденсрайх Хундертвассер. Фото сказочного домика теперь делают на память все гости Вены. Художник не запретил жильцам при желании менять палитру стен фасада, но ни один из них не воспользовался его разрешением, и дом предстает в первоначальном виде.

В необычном здании, кроме 50 жилых квартир, находятся парковка, кафе, детские комнаты. А на участке рядом с домом и внутри него (в квартирах) высажено около 250 деревьев. Именитый автор, отказавшийся от причитающегося гонорара, считал свое детище по-настоящему свободным домом, в котором реализовалась его мечта, и радовался, что на этом месте не находится более уродливое строение.

Архитектор или дизайнер?

Выразив в неправильных, ломаных линиях волшебную красоту, австрийский архитектор Фриденсрайх Хундертвассер подвергся критике. Его обвиняли в отсутствии каких-либо представлений о зодчестве, а принцип индивидуальности был воспринят попыткой увеличить стоимость квартир. Многие посчитали эпатажного художника хорошим декоратором и дизайнером, не знающим современного уровня строительства.

Надо сказать, что доля правды в этом была: за Фриденсрайхом всегда стояли профессиональные архитекторы, воплощавшие в жизнь его оригинальные идеи.

Винодельня в США

Принято считать знаковой работой противника классических форм в искусстве винодельню в долине Напа. Возведенное за пределами родины здание проектировалось и строилось более десяти лет. Это типичное для творчества архитектора сооружение без прямых углов с ломаными линиями.

На крыше-холме высажены деревья, и если смотреть с высоты, то строение сливается с зеленой долиной Америки. На фасаде винодельни, носящей название «Дон Кихот», не удастся найти одинаковых дверей и окон, из-за чего отделочные работы длились несколько лет.

Архитектурный доктор

«Фасады домов с прямыми линиями похожи на концлагеря, и каждое окно-индивидуум имеет право на жизнь», - подчеркивал в манифесте Фриденсрайх Хундертвассер. Архитектор старался воплотить в жизнь свои «неправильные» архитектурные конструкции, которые не всегда были надежны и требовали постоянного ремонта, как в случае с винодельней.

Возведенные дома в классическом стиле он называл скучными и больными, возмущаясь тем, что общественность терпит их бесчувственность и стерильность. И заявлял о необходимости введения новой профессии - архитектурного доктора. Прямые линии считал «орудием дьявола» Фриденсрайх Хундертвассер. Работы борющегося за свободу выражения автора отличались от признанных канонов архитектуры. По проектам создавшего собственный стиль творца строились удивляющие зрителей дома по всему миру. А сам он жил на корабле, на котором путешествовал всю жизнь. Плавучее судно Regentag стало его единственным жилищем.

Сомнительные утверждения

У здравомыслящих людей некоторые постулаты архитектора вызывали усмешки. Мечтавший о природной гармонии Фриденсрайх Хундертвассер считал, что каждый человек имеет право проектировать и строить то, что ему захочется. А если в наши дни такой свободы нет, то классическая архитектура не считается настоящим искусством.

Правда, после обрушившейся критики бунтарь признал ошибочность своих взглядов. Но считал, что все архитекторы обязаны быть техническими консультантами, которые должны подчиняться воле будущего жильца.

  • Настоящее имя художника - Фридрих Штовассер, и на протяжении всей своей жизни он несколько раз его менял.
  • Не желающий быть как все Фриденсрайх Хундертвассер носил разные носки и ничуть этого не стеснялся.
  • Архитектор не любил ровные крыши, и поэтому его масштабные произведения украшены золотыми и голубыми маковками-куполами, блестящими на солнце.
  • Фриденсрайх Хундертвассер, биография которого изобиловала эпатажными выходками, не стеснялся выходить на публику голым, и в 1967 году он прочитал свой манифест перед изумленными зрителями обнаженным.

  • Живущий на полную катушку обаятельный Фриденсрайх Хундертвассер, личная жизнь которого всегда была бурной, дважды был женат. После тяжелых разводов он стал окружать себя юными подругами, менявшимися с огромной скоростью, что вызывало массу сплетен.
  • Художник умер в 2000 году в Новой Зеландии, где он обосновался перед смертью. По его просьбе, хоронили его без одежды и гроба, чтобы процессу слияния с природой ничто не мешало.

Философия Хундертвассера — свобода человека и творчества. В жизни он не признавал ограничений и особенно в архитектуре, был уверен, что человек страдает среди одинаковых зданий-коробок. Единение с природой — вот первоочередная задача человека. Стены домов Хундертвассер называл «третьей кожей», а окна – «глазами» дома, «мостами» из внутреннего пространства во внешнее.

Фриденсрайха Хундертвассера (Friedensreich Hundertwasser) в Вене знает каждый житель. Жители города гордятся знаменитым соотечественником и называют его гением. Некоторые критики негодуют и твердят: «Хундертвассер — это кич!» Но ни один человек не остаётся равнодушным созерцателем его творений.

Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер

Настоящее имя архитектора, дизайнера и художника Хундертвассера — Фридрих Стовассер. Фридрих был коренным венцем – он родился в столице Австрии в 1928 г. В возрасте двадцати лет Фридрих отправился путешествовать по Италии. В это время он и решил сменить своё имя на звучный псевдоним «подходящий творцу».

В Венской Академии изящных искусств юный Фридрих учился только три месяца. Ему это быстро наскучило, и он начал путешествовать. В Париже Фридрих тоже поступал в школу искусств, но там он пробыл только один день.

Хундертвассер основал собственную академию творческих сфер — «Пинторариум». Он всегда позволял себе эпатажные выходки, например, принципиально надевал разные носки и недоумевал: почему полагается носить одинаковые? В 1967 году художник прочёл посреди Мюнхена манифест собственного сочинения — о «Праве на третью кожу». Читал он этот текст обнажённым.

Браки Фридриха длились недолго. Женщины быстро покидали чудаковатого гения, и он оставался одиноким. После семидесяти лет художник демонстративно выходил в свет в обществе юных девушек.

Своей философией Хундертвассер считал свободу человека и творчества. В жизни он не слишком признавал ограничения, особенно не терпел он их в архитектуре. Он называл преступлением использование линейки архитекторами и хотел избавить общество от «хаоса прямых линий». Единение с природой, по мнению Хундертвассера, должно было оставаться первоочередной задачей человека. Стены домов он называл «третьей кожей», а окна – «глазами» дома, «мостами» из внутреннего пространства во внешнее.

Творения гения

Дом Хундервассера

Дом Хундервассера (Hundertwasserhaus) (1983-86 гг.) сегодня есть во всех венских путеводителях. Это потрясающее зрелище, настоящее чудо. Прямых линий вы здесь не увидите, как не найдёте и двух одинаковых окон. Фасад дома расчерчен неравными криволинейными четырёхугольниками. Он напоминает детский рисунок – такой же наивный и яркий. Стены «пряничного домика» отделаны разноцветной плиткой и в разных местах украшены буйной живой зеленью. Деревья и трава растут даже в комнатах. Сказочный дом был построен в 1986 году. Сразу же после его сдачи нашлось множество желающих в нём поселиться, хотя квартиры в уникальном здании стоили дорого.

Хундертвассер был уверен, что человек страдает среди одинаковых зданий-коробок. Он называл их «отвратительными, больными строениями», считая, что есть только один способ их «вылечить» — вовсе не строить.

Архитектор занимался реставрацией нескольких бывших промышленных предприятий – их он тоже превращал в сказочные дома. Унылую серую поверхность стен он украшал мозаикой из битой керамической плитки, создавал на фасадах и крышах ниши для кустов и деревьев. Ровные скучные кровли он преображал с помощью голубых и золотых куполов.

Хундертвассер создавал картины, монеты, марки. Главным мотивом его художественных произведений была спираль – он постоянно изображал яркие вьющиеся линии. Даже своим любимым животным он называл улитку с домиком-спиралькой на спинке.

Церковь Святой Барбары

В числе самых известных работ мастера – редизайн церкви Святой Барбары (Barbarakirche) (1987-88 гг.). Священник Фридрих Цек пригласил Хундертвассера для перестройки приходской церкви в Бернбахе (Bärnbach). Обновлённое здание стало цветным, ярким и радостным. Художник считал, что в церкви человек должен обязательно чувствовать себя защищённым и находить там мост к Природе и Богу.

Мусоросжигательный завод Шпиттелау

Один из «промышленных» проектов архитектора – мусоросжигательный завод Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau) (1988-1992 гг.). Далеко не сразу взялся Хундертвассер за эту работу. Сжигание мусора противоречило его философии — он считал, что все отходы человеческой деятельности нужно перерабатывать вторично. Только после того, как власти города пообещали, что мусорный дым будет очищен самыми совершенными фильтрами, а тепло от сгорания пойдет на отопление – архитектор согласился работать над проектом.

Завод, созданный Хундертвассером, ничуть не похож на унылое промышленное здание. Художник спроектировал новый дворец с пёстрыми красочными стенами, мозаичной лазурной трубой, зеркальными куполами-фильтрами и обилием зелени на фасаде и крышах.

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау (Autobahnraststätte Bad Fischau) была оформлена Хундертвассером в 1990 году. Вместе с павильоном станции был обновлён и придорожный ресторан Bad Fischau. Замечательная стоянка, похожая на детский игровой комплекс, и ресторан в 45 км от столицы Австрии сегодня привлекают туристов необычным дизайном.

Винодельческий завод «Quixote Winery»

Один из типичных проектов венского архитектора-оригинала – винодельческий завод «Quixote Winery» в долине Напа (США). Работа заняла почти 10 лет (1989-1990 гг.). После сдачи производственных корпусов ещё несколько лет продолжались отделочные работы.

«Кихот» называют «классическим» образцом творчества Хундертвассера. На предприятии практически нет ровных участков полов; крыши засыпаны 80-сантиметровым слоем грунта и покрыты пышными газонами. Вдоль фасада строения расставлены яркие колонны из изразцов, они похожи на цветные бусы. Во всём здании нельзя найти пары одинаковых окон или дверей; нет в нём и прямых линий. Прямо в помещениях растут деревья. Они проходят сквозь крышу, проникают наружу через окна. Кровля отмечена «фирменным» знаком Хундертвассера – золотистой граненой луковицей.

Лесная спираль

Уникальный двенадцатиэтажный жилой комплекс под названием Waldspirale («Лесная спираль») в городе Дармштадте (Darmstadt) (Германия) был построен в 2000 году. Он стал достопримечательностью города, вошёл в десятку домов мирового рейтинга самых необычных зданий.

Любимая форма Хундертвассера в этом здании воплощена в виде спирали, обёрнутой вокруг внутреннего дворика. Концепция «экологического дома» реализована полностью. «Спираль» плавно поднимается к зелёной верхушке кровли, где цветут цветы и растут деревья. На крыше разместились ресторан и кафе. Каждое из окон здания уникально, на фасаде нет выраженных углов и прямолинейных конструкций. Между стенами дома-спирали обустроена удобная инфраструктура, в которой всё предусмотрено для комфорта жильцов. Здесь есть парковки и аптеки, магазины и красочная детская площадка. Интерьер каждой квартиры разработан индивидуально. Уникально в этом жилье абсолютно всё — вплоть до маленькой дверной ручки.

Ещё много работ и проектов было создано Фриденсрайхом Хундертвассером. Нести радость людям и обогащать их жизни было его желанием и главной миссией на этом свете. До последних дней Хундертвассер работал над международными архитектурными и другими творческими проектами. Он разрабатывал дизайн собственного Каталога-резоне, писал для него комментарии.

Умер Хундертвассер 19.02.2000 года на борту океанского лайнера по пути в Европу из Новой Зеландии. Сад Счастливых Мертвецов в Новой Зеландии стал его последним «проектом». Это была воля творца – быть похороненным «на родине Маори», под деревом тюльпана. Фридрих Стовассер покоится в собственном поместье, согласно завещанию — в полной гармонии с природой.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Он успел проучиться всего три месяца в венской Академии изящных искусств у профессора с символическим именем Робин Христиан Андерсен, испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле и укатил в долгое путешествие.

Как-то все же это скомкано и поверхностно. Известно, что в 1948 году Хундертвассер недолгое время посещал Венскую академию изящных искусств.

Надо отметить, что семья нисколько не пострадала в период Второй мировой войны, не просто сохранив, но и чудесным образом приумножив свое состояние, средства на длительные вояжи у Фридриха имелись.

Более того, он мог себе позволить в разоренной Европе не работать, а «активно заниматься творчеством». Сильное влияние на него оказал Эгон Шиле, по его утверждению. А вот… по примечаниям льстецов, главным образом на его беззаботное богемное бытие в послевоенный период оказало… богатство . Кому ведь война, а кому мать родна!

В доме Хундертвассера расположены 50 квартир площадью от 30 до 150 кв.м., а также медицинский кабинет, парковка и кафе, детские игровые комнаты, частные и общественные террасы. На участке (в том числе и на самом доме) высажено 250 деревьев.

Дом Хундертвассера, строившийся с 1977 по 1986 год, стал первым свободным Домом и реализацией мечты художника. В бесконтрольной неправильности его линий ощущалась страсть к приключениям, принадлежность к волшебной стране, где соблюдаются права окон и деревьев, где полы не дают соскучиться в своей неровности, а крыши зарастают буйной растительностью. Где красота в широком смысле не имеет препятствий.

Подобная «индивидуальность», кстати, свидетельствует не только об отсутствии той самой «концепции», на которую постоянно претендовал Фриденсрайх Хундертвассер, но и об отсутствии практических представлений в современном зодчестве.

Разные окна и разная окраска… это ведь не архитектурная концепция, а детские капризы, значительно увеличивающие стоимость сооружения. Стоит лишь сравнить с исходной пластикой Гауди, где продумано все, от изготовления до совершенно иного уровня жизни действительно в воплощенной сказке. А здесь… такое впечатление, что малыш из школы Монтессори рисует по памяти знаменитые дома Гауди.

Здесь надо понять, что австрийцы, как и немцы, в этот момент узнают об ужасах этнических чисток в годы нацизма, вместе с Нюрнбергским процессом выплывают ужасы концлагерей… поэтому Фриденсрайх Хундертвассер купается в славе, он объявлен гением, ему воздают за всех замученных в годы Холокоста.

Все, что о нем написано, рассчитано на человека, который не знает современного уровня строительства, его развития, типологии. Это всего лишь удачливый декоратор, оформитель. Ну, пусть выдающийся дизайнер. Но это точно не архитектор! Если говорить о его профессии, которую он так и не приобрел, то он в послевоенный период был профессиональным евреем, сняв сливки с чужих страданий и погубленных жизней.

Доказательством этому служат два факта. Первый факт — это то, как распоясывался Фриденсрайх Хундертвассер в общественной жизни Австрии.

В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге перформанс с непрерывной линией. Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены.

В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох (Bazon Broch) и Харальд Шульт (нем. Harald Schult), непрерывно рисовали линию на стенах - сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс прервали, когда линия достигла высоты 2,5 м. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла своё завершение. В знак протеста художник отказался от должности доцента в Высшей школе искусства на Lerchenfeld и покинул Гамбург.

…Из занимательных фактов, стоит заметить что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его: «Почему вы носите разные носки?», он всегда отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»

А это «из области легенд». Серьезный архитектор, заинтересованный в заказах и завоевывании профессиональной известности, не позволит себе таких публичных выходок.

Сочинил манифест «Право на третью кожу», который обнаженным прочитал в 1967 году в Мюнхене изумленной публике. Второе «голое» выступление с манифестом-бойкотом называлось «Loose from Loos». Кажется, в третий раз он устраивал мужской стриптиз перед тогдашним мэром Вены во время борьбы за проект своего Дома. Если учесть, что мэром была женщина, это уже смахивает на легенду. Хотя чем Хундертвассер не шутит.

А второй факт, стоящий за всеми этими перфомансами в том, что конструктивно-планировочную часть за него разрабатывали другие, профессиональные архитекторы , хотя Хундертвассер никогда не имел своего архитектурного ателье, очевидно… вообще не соображая, каково приходится другим воплощать его картинки в подражание Гауди.

Дома состоят не из стен — это иллюзия, — а из окон. Все свои лукавые декларации художник честно воплотил в жизнь. Он построил здания, свободные от общепринятых норм и клише, где природа и человек встретились не на почве борьбы и самоутверждения, а на основе творчества.

А далее… возникает вопрос по поводу «деревьев-квартиросъемщиков», которых Хундертвассеру нестерпимо жаль. Если в Германии и Австрии ему было позволено все, то в Америке он столкнулся… с экологическим контролем, выяснив, что вредные фасадные красители, а также плитку со свинцовыми красками там не производят.

Ну, скажите, где тут последовательность? С одной стороны страдает за природу, с другой стороны использует соединения, крайне вредные для окружающей среды и здоровья человека.

Здесь проблема не только в том, что ни о ком, кроме самого себя, этот «зодчий» не думает. Но он не владеет комплексным инженерным подходом, вообще не соображает, что должен учитывать на стадии проектирования.

…Парочку раз с задумчивым видом в разных носках заявишь, как окна и деревья хотели жить (с нажимом), а их отправили в концлагерь… и все вокруг проникаются необходимостью налепить черти что и с боку бантик. Да еще и прославить на весь мир, чтоб только им в четвертый раз мужской стриптиз не устроили.

Родина начала гордиться своим художником и устроила выставочный тур «Австрия представляет Хундертвассера континентам». Он начал с Парижа и проехал по Люксембургу, Марселю, Каиру, побывал в Нью-Йорке и Бостоне, заскочил в Тель-Авив, Варшаву, Рейкьявик, Копенгаген, Дакар… Можно смело брать географическую карту и повсюду ставить крестики: Мехико, Монреаль, Торонто, Брюссель, Будапешт, Ганновер, Бруклин, Мэриленд… Хундертвассер никогда не был в России, а жаль. Здесь бы его графика наверняка прижилась, он увидел бы воочию объекты своего вдохновения и главное — нашел бы аудиторию для своих экологических призывов, если бы, конечно, выдержал загазованность нашего воздуха.

Философия этого гражданина мира и заступника живой природы эффектнее всего иллюстрируется дизайном созданного им Флага мира для Ближнего Востока, на котором соседствовали зеленый арабский полумесяц и голубая звезда Давида на белом фоне. Сопровождало флаг издание Манифеста мира.

Открытый всем народам, Хундертвассер рисовал почтовые марки для республик Сенегал и Берег Слоновой Кости. В День Хундертвассера в Вашингтоне (18 ноября 1980 года) на площади Правосудия посадили первые двенадцать из сотни деревьев, и художник представил антиядерный плакат, агитировавший за экологию против ядерного вооружения.

«Человек и природа должны жить в гармонии», — декларировал Хундертвассер.

…Он считает, что живопись сродни религиозной деятельности. Он получает стимулы извне, чувствует какую-то неведомую силу, которая приходит или не приходит, чтобы управлять рукой художника. В былые времена сказали бы, что это Муза. «Конечно, идиотская идея, но вдохновляет», — усмехается художник. Он не признает амбиций вроде силы воли, образованности и перфекционизма.

«Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде».

Его энтузиазма хватает на оформление церквей и на дизайн детских центров, на развитие современного искусства и на заботу об облике города. Он удостоен Почетной золотой медали города Вены и Почетной золотой медали земли Штирия, с которой его связывает один из самых громких проектов последних лет.

…А понятие красоты в творчестве художника-фантаста очень обширно. Он не считает зазорным браться за то, от чего любой мэтр шарахнулся бы. Казалось бы, что еще нужно удачливому архитектору и известному на весь мир графику? А нужно ему в ничтожной ерунде, как, например, дизайн жетонов для казино, видеть художественную ценность. К слову, казино в Австрии всего ничего, шестнадцать штук, так что бизнес это солидный и престижный. Поэтому и жетоны Хундертвассер делает не простые, а художественные. С теми же чувствами он берется за дизайн телефонных карточек (привет коллекционерам), почтовых марок и плакатов. Хундертвассер увлекается собственным проектом Библии и параллельно разрабатывает внешний дизайн для «Боинга В 757» германских линий «Кондор». Он строит летние деревни, рынки, оформляет книжные обложки для библиоклубов.

Особо важных объектов Хундертвассеру не поручалось, все понимали, что получат на выходе графику со спиралькой (конечно-конечно! спираль изобрел Хундертвассер! сразу же по возвращении из концлагеря!) и разными окнами. В основном и на родине он занимался редизайном (картинками к архитектурной проработке) существующих зданий.

Один из ярчайших примеров – церковь Св.Варвары в Бёрнбахе (Австрия)

Работы над обновлением церкви проходили в 1987-1999 годах. Они включали редизайн церкви, планировку прилегающей территории, создание 12 арок над входами, символизировавших 12 основных мировых религий. В процессе Хундертвассер добавил многое «от себя». Он постарался максимально разнообразить окна здания, так как всегда считал, что именно окна, а вовсе не стены, создают фасад дома.

Различается не только оформление оконных проемов, но и размеры. Вершину колокольни украшает золотая маковка – архитектор любил завершать шпили и башни куполами по образцу православных церквей.

Как и каталонец Гауди, австриец Хундертвассер широко использовал в своих работах, в частности при оформлении церкви Св.Варвары, мозаику из кусочков керамической плитки, получая таким образом яркие поверхности с абстрактным рисунком.

Мило, конечно, сослаться на «каталонца Гауди» в таком контексте. Но мы видим, что Фриденсрайх Хундертвассер один к одному заимствует архитектурный вернакуляр в творческой манереГауди, как бы намекая на собственную самобытность.

Здесь, наверно, уместно сравнивать два творческих подхода к использованию вернакуляра в строгой графичности Марио Ботта и текучей пластике Гауди, который будто соединяет мавританское прошлое и испанское настоящее.

И если заметите, то Хундертвассер со старанием копииста передирает даже пропорции сказочных минаретов Гауди, будучи неспособным связать их концептуально с масштабами сооружения.

Впрочем… весь этот архитектурный волюнтаризм настолько приелся, что впоследствии Хундертвассера стали представлять как «

Хундертвассер оспорил ценность прямых линий и прославил свою знаменитую спираль, подчеркнул гуманность и человечность кривизны. Художник даже придумал себе профессию – лекарь архитектуры. Он лечил австрийские здания своеобразными дополнениями – росписью фасадов, надстройкой частей зданий разными асимметричными компонентами, размещением в неожиданных местах деревьев и кустарников. Многие историки архитектуры искренне считают, что художник вылечил венское зодчество от господства унылых прямых линий.

Впрочем, Веной художник не ограничивался. Постройки и декор, имеющий в основе идеи Хундертвассера, мы находим не только в Австрии, но и в Новой Зеландии, Германии и Израиле.

Хундертвассер много работал также над дизайном государственных флагов, монет, почтовых марок. Он с радостью брался за все, делал эскизы почтовых марок и очень в этом преуспел, так что в 1997 году получил гран-при филателистов Германии. Фильм о нем показывали в Каннах; первым среди европейских художников Хундертвассер вдохновил японских скульпторов по дереву, создавших по его образцам резные скульптуры.

В 1999 году он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга ».

Цитадель расположена в центре города, и ее строительство бурно обсуждалось общественностью: находились как ярые приверженцы, так и противники. В прошлом на этом месте находился панельный дом – обычная многоэтажка, которую власти города решили обновить в фирменном стиле Хундертвассера, но в конце концов было принято решение возвести новое здание.

Зеленая цитадель носит все самые знаковые черты стиля, присущего художнику. Так, свое имя она получила благодаря огромному количеству зеленых насаждений на крыше, на стенах и внутри дома; деревья, кустарники и трава являются полноценными жильцами, и за ними тщательно ухаживают. Внутренние дворики оформлены мозаикой из битой керамической плитки.

Особое внимание уделено, как всегда, окнам: рядом нельзя увидеть два окна той же формы. По замыслу Хундертвассера, дом будет «стареть естественным образом», а красить фасады имеют право только жильцы – «куда руки достают».

Первый этаж занимают магазины, кафе, ресторан и магазин Хундертвассера; также в здании функционируют детский сад, театр и гостиница.

Хундертвассер дважды женился — один раз в Гибралтаре, другой — в Японии. Первый брак продержался два года, второй — пять. Зато теперь известный на весь мир семидесятилетний художник неизменно появляется всюду в сопровождении юных девушек. Подруги часто менялись, что вызывало зависть и любопытство коллег и деловых партнеров. Похоже, что и в интимной сфере Хундертвассер был не чужд эпатажа и перфомансов.

В местечке Блюмау на юго-востоке Австрии искали нефть, а открыли два минеральных источника. В этом регионе подобное — не редкость, так что разочарованные геологи закопали кипящие струи обратно и залили все бетоном. Но местные власти не желали сдаваться. В Блюмау было решено построить оздоровительный центр.

На протяжении пятидесяти лет Хундертвассер оставался преданным своему делу художником и ремесленником, завоевавшим упорным трудом место в первых рядах тех, кто сам творит свое искусство, а не просто предлагает его в качестве иллюстрации неких идей. Сияющая яркость красок Хундертвассера приобретает новых почитателей благодаря силе контраста.

В архитектурных объектах Хундертвассера прослеживается определенное сходство с творениями Антонио Гауди — это не только применение керамики в декорировании зданий, криволинейные формы и разноразмерные элементы, но и сама концепция организации жилого пространства, предполагающая встраивание здания в окружающий ландшафт и использование непосредственным образом природных компонентов — лужаек на крышах, живых деревьев, как частей здания и т. д.

«Пусть все зарастет. ...Мы живем в условиях чрезвычайного положения, когда озеленение в любом случае должно получить приоритет над любыми правилами либо безымянными владельцами, которым не следует предоставлять право на использование внешних стен.... Мы должны благосклонно взирать на такое озеленение, поскольку оно никому не вредит...»

Вена, 1980 год.

Кроме того, Хундертвассер, как и Гауди видел смысл архитектуры в служении потребностям человека, поэтому его дома комфортны и прагматичны. Однако, в отличие от Гауди, Хундертвассер сторонник «технологии с полки». Он не считает обязательным применение элементов ручной работы, из-за чего стоимость строительства может увеличиться астрономически. Он использует массовые элементы, совмещая их самым неожиданным образом.

Не навязывая конкретный стиль архитектурного элемента всему зданию, смешивая готовые, но произведенные в разных местах части, Хундертвассер достигает удивительной гармонии в несочетаемом: с одной стороны, он использует индустриальные возможности, чтобы произвести недорогие детали, но при этом в каждом элементе дома присутствует роскошь разнообразия.

Одним из ярчайших примеров такого подхода стал многоквартирный «Дом Хундертвассера» в Вене по адресу Kegelgasse 36-38, заказанный ему муниципалитетом в 1983 году. Со дня смерти Гауди современным зданиям не хватало роскоши внешней поверхности. Железобетон дома сделан Хундертвассером цветным, так что погодные условия не влияют на его колористику и внешний вид уже более 30 лет. «Лоскутное одеяло» разноцветных изразцов с использованием металлизированных пигментов и глазурей, освежает фасад, придавая ему богатый вид, ассоциирующийся с княжеским образом жизни.

Керамике Хундертвассер придает особое значение — ее неблекнущий столетиями цвет и пластичность позволяют идеально декорировать любое здание . Поэтому Хундертвассер активно применяет керамику в каждом своем доме, реализуя таким образом в архитектуре свою экспрессию живописца. Кроме керамических изразцов на фасаде, в Доме множество керамических колонн, каждая из которых отличается от другой и по форме и по цвету.

На крыше дома, расположенного в самом центре города, высажены деревья, к которым имеют доступ все жильцы дома — и это тоже элемент городской роскоши, присущий ранее только лендлордам, владельцам собственных земельных участков.
Хундертвассер применяет десять разных размеров окон, которые уменьшаются по размеру снизу вверх. За счет этого здание получило дополнительную перспективу и выглядит, как пирамида на широком основании.
Окнам Хундертвассер придает особое значение. Его «манифест окон» реализован в этом доме в полном объеме.

«Манифест окон» или «Оконные права» — житель дома имеет право высовываться из окна и изменять все, до чего может дотянуться его рука, на стене снаружи так, как это ему понравится. Все проходящие по улице должны издалека видеть, что в этом окне кто-то живет».

Секау, 1958 год.

На фасаде размещено множество криволинейных полос из глянцевой керамической мозаики , сверкающей цветом и контрастирующей своей поверхностью с матовой фактурой бетона. Эти волнообразные полосы придают зданию эффект нестабильности, здание зрительно как бы «плывет». Вообще, отношение Хундертвассера к прямым линиям полностью нетерпимое. Можно сказать, что и в этом он солидарен с Гауди.

По сравнению с историей жизни на Земле, прямая линия кажется идеальной выдумкой с чисто концептуальным существованием. С точки зрения Хундертвассера, это выдумка и фикция, которая «существует везде, где мы живем. Вся наша цивилизация основана на прямой линии» . Прямую линию человечество обрело вместе с кирпичом и модульным строительством.

Хундертвассер считает конструктивистов вандалами, а их архитектуру «невыносимой». Протест художника против бесконечных повторений модернистских прямолинейных зданий реализовался в практическом решении: проект во Франкфурт-Хеддернхайме стал такой альтернативой, где Хундертвассер построил Детский центр, в котором два пандуса скользят вниз, превращаясь в лужайки на склоне холма, но являясь в действительности крышами всего комплекса.

Полотна Хундертвассера нередко являлись своего рода эскизами к будущим зданиям. Так, в картине «Дома висят над лугами» художник продемонстрировал две возможности существования зданий, основанных на его формуле, согласно которой «горизонталь принадлежит природе, а вертикаль человеку ». В последствии Хундертвассер разработал макеты таких зданий. А в 1983 году для международной садовой ярмарки была построена пятиметровая бетонная модель.

В 1989 году Хундертвассер проектирует Дом искусств в Вене (Kunst Haus ), ставший впоследствии галереей художника. В этом здании по адресу Unteren Weißgerberstraße, 13 полностью реализованы все идеи Хундертвассера. В нем можно найти очень немного прямых линий и поверхностей. Неровный пол, волнистые керамические фасады с мозаикой, большое количество растений в интерьере. Изогнутая лестница ведет на верхние этажи, два из которых предназначены для работ Хундертвассера. Для того чтобы все помещения были достаточно освещены, Хундертвассер сделал над крыльцом стеклянный эркер по всей высоте дома.

В 1991 году Кунстхаус был открыт.
Хундертвассер так говорил об этом доме: «Дом искусств — это дом, где восстановлено человеческое достоинство, подавленное в людях в процессе развития города. Это дом неправильностей и неровных полов, жильцов-деревьев и танцующих окон. В этом доме совесть человека чиста по отношению к природе».

За свою жизнь Хундертвассер спроектировал, построил или реконструировал более 50 объектов в разных странах мира. Он придумал себе новую профессию «доктор архитектуры», цель которой «лечить» здания — делать более прекрасными уже существующие дома, дома стерильные и бездушные. В этом качестве он работал над преображением фасада фабрики Розенталя в Зельбе, над фасадом музея «Рупертинум» в Зальцбурге, здание зернохранилища в Кремсе, где архитектор наносит на существующий фасад огромные «языки-бороды» из керамической мозаики.

«Наши дома больны с тех пор, как их сооружением занялись тщательно обученные градостроители и подчиняющиеся стандарту архитекторы. …. Если мы разрешим окнам танцевать, проектируя их в различном стиле, если мы разрешим появление возможно большого числа неправильностей, как на фасадах, так и в интерьерах, дома поправятся, дома начнут жить...»

Одним из его последних домов, которые достраивались уже после смерти архитектора, стал дом «Зеленая Цитадель» в Магдебурге. Этот дом является поистине гимном философии Хундертвассера. В нем, кроме традиционных искривлений пространств, выраженного в отсутствии прямых углов, изогнутых стенах и «танцующих» окнах, жители дома обязаны ухаживать за деревьями, растущими иногда прямо в квартирах.

Крыша покрыта газоном, и никто не вправе ремонтировать фасад здания, поскольку его «старение» и изменение внешнего вида предусмотрено Хундертвассером и жестко закреплено в соглашении с муниципалитетом. Однако, жители по «праву окон» вправе украсить фасад вокруг них по своему усмотрению. Правда, до сих пор никто не воспользовался этим правом. Ни одна из квартир в доме не имеет себе подобной — все 42 квартиры оформлены абсолютно индивидуально. Лестницы в доме отлиты изначально искривленными, как бы уже изношенными временем.

В доме есть два внутренних дворика с фонтанами и колоннами. Колоннада этого дома перекликается в залом «Сто колон» Гауди в Барселоне. И конечно дом полон керамикой. Она повсюду. Ею облицован фасад, полы, стены. Обычный прием облицовки стен и полов керамической мозаикой во имя живописности архитектуры применен Хундертвассером и в Зеленой Цитадели. В здании реализован любимый символ Хундертвассера — спираль, закручивающая балюстрады верхних этажей и поддерживаемая диагональными декорами из керамической мозаики.

Необыкновенно хорош пивной завод в Абенсберге, башня которого была спроектирована архитектором еще в 1990 году. Строительство завершилось только в 2006 году. Рядом с заводом был построен также центр искусств Хундертвассера, спроектированный в стиле архитектора его другом и сподвижником Петером Пеликаном (Peter Pelikan).

Работы Хундертвассера — ответ бессмысленному эстетству постмодернистского искусства. Его творчество основано на правильно понятой традиции. Он не высмеивает традицию, превращая ее в пародию, и это ощущение живого наследия и родословной художника в особенности редко встречается в современном мире.

Художник оставил после себя не только большое число работ. Главное, что он сделал для человечества — это «развернул мозги» таким образом, что на первое место вышли эргономика и экология архитектуры — в широком смысле этих слов, когда удобство и экономичность строительства совмещены с безусловной красотой здания. Пожалуй, Хундертвассер был первым архитектором, который смог достичь такого результата и фактически объять необъятное. Поэтому совершенно неудивительно, что архитектор имеет преданных последователей.

«Искусство должно быть позитивным, свободным, романтическим, прекрасным, должно напоминать драгоценность, должно быть чем-то, без чего нельзя прожить».

Фриденсрайх Хундертвассер, 1993 год .

В статье использованы материалы интервью с Хундертвассером доктора искусствоведения Смитсоновского университета Гарри Ранда в 1993 году.




Top