Фукс картины. Фантастический (сюр)реализм Эрнста Фукса

Эрнст Фукс (нем. Ernst Fuchs; 13 февраля 1930, Вена - 9 ноября 2015, там же) - австрийский художник.

Родился в семье еврея-ортодокса Максимилиана Фукса. Его отец не желал становиться раввином и из-за этого бросил учёбу и женился на Леопольдине, христианке из Штирии.

В марте 1938 года состоялся «Аншлюс» Австрии, Максимилиан бежал в Шанхай. Маленький Эрнст Фукс остался в Вене с матерью, но
будучи наполовину евреем, он был отправлен в концентрационный лагерь. Леопольдина Фукс была лишена родительских прав; и для того чтобы спасти сына от лагеря смерти пошла на формальный развод с мужем.

В 1942 году был крещён в римско-католическую веру.

С ранней юности Эрнст проявляет желание и способности учиться искусству. Первые уроки рисунка, живописи и скульптуры получает у Алоиса Шимана,
профессора Фрелиха и скульптора Эмми Штайнбек.

В 1945 году поступает в Венскую Академию изобразительных искусств, учится у профессора Альберта Париса фон Гютерсло.

В 1948 году в содружестве с Рудольфом Хауснером, Антоном Лемденом, Вольфгангом Хуттером и Ариком Брауэром,
Эрнст Фукс основывает «Венскую школу фантастического реализма». Но только с начала 60-х годов 20-го столетия, школа Венская Школа Фантастического Реализма проявляет себя как настоящее течение в искусстве.

Пятеро её представителей: Эрнст Фукс, Брауер, Лемден, Хауснер и Хуттер стали основателями движения, в то же время появились Кларвейн, Эшер, Джофра, привнесшие из своих национальных школ каждый свою манеру и методику работы. Дитер Шветрбергер, известный как Де Эс, один из выдающихся современных представителей Венской школы как-то заметил, что появляясь примерно в одно и то же время они вдруг составили некий новый всемирный феномен. Все стремились к личному техническому совершенству в классическом подходе к живописным и графическим техникам, что резко контрастировало с настроениями, царящими в современном искусстве, Контемпорари Арт. Фукс давал частные уроки, Хауснер стал профессором Венской Академии. Паетз, Хелнвейн, Хекельман и Валь, Одд Нердрум так же составляли часть общего движения. В Швейцарии работал Х. Р. Гигер, создателя тёмных миров Голливуда, за фильм «Чужой», как его художник, получившего премию Американской национальной Академии «Оскар». Эрнст Фукс преподавал в замке Рейченау, где появились такие яркие и известные сегодня художники как Хана Кай, Ольга Шпигель, Филипп Рубинов-Якобсон, Вольфганг Видмосер, Михаэль Фукс, Роберто Веноза. В США проходили выставки с участием Айзека Абрамса, Инго Свана и Алекса Грея. В конце шестидесятых движение Фантастического Реализма стало интернациональным и составило как бы некий параллельный художественный мир, хотя многие художники меняли свой стиль, уходя в другие общества, другие же появлялись, приходя из совершенно других движений. Появились галереи Джеймса Кована «Морфеус» в Беверли Хиллс, представившего Бексинского (Бексиньский, Здзислав), столь впечатлившего молодое поколение, Генри Боксера в Лондоне, Карла Карлхубера в Вене и другие. С появлением Интернета общение художников стало поистине всемирным. На сайтах общества, созданного Бригид Марлин, Art of Imagination и Джона Беинарта, beinART collective, а также на тематическом сайте Данеэля Миранте Lila, представлено внушительное число, измеряющееся сотнями художников буквально со всего мира. Общество Art of Imagination проводит ежегодные выставки в Европе и США. Парижанин Лоренс Каруана, ведущий он-лайновый журнал Виженари Ревью, написал Манифест. Кит Вигдор на своём сайте Surrealism Now обобщил всё пост Сюрреалистическое движение, включившее в себя как Фантастический реализм, так и Виженари арт. Нынешнее поколение ярко представлено деятельностью таких художников как Маура Холден, Олег Королёв, Тристан Шен, Эндрю Гонзалес, Лукас Кандл, Сергей Апарин, Виктор Сафонкин, Петер Грик, Лаурие Липтон,

Эрнст Фукс (Ernst Fuchs) – один из известнейших представителей (пост)сюрреализма и фантастического реализма, родился он в Вене, 13 февраля 1930 года.

Его отец, ортодоксальный еврей Максимилиан Фукс, вместо того чтобы стать раввином, бросил учебу и женился на Леопольдине, христианке из австрийской провинции Штирия. В 1938 году в результате «Аншлюса» произошло насильственное объединение Австрии с нацистской Германией, и, подобно многим австрийским евреям, которым грозило уничтожение, Максимилиан вынужден был бежать в Шанхай. История умалчивает о том, почему он не захватил с собой семью. Восьмилетний Эрнст остался в Вене с матерью, но будучи наполовину евреем, был отправлен в концентрационный лагерь для детей-полукровок. Леопольдину лишили родительских прав, и чтобы спасти сына, она пошла на формальный развод с мужем. В 1942 году Эрнст Фукс был крещен в римско-католическую веру, и это оказало очень сильное воздействие на становление его мировоззрения.

В 12 лет Фукс берет первые уроки рисунка, живописи и скульптуры у художника и реставратора Алоиса Шимана, а в 15 лет поступает в Венскую академию изобразительных искусств, где становится самым молодым студентом. Уже в те годы Эрнст Фукс испытывает сильнейшее влияние сюрреализма, что не может не сказаться на его собственной творческой манере.

Впервые «вживую» картины сюрреалистов Фукс увидел на выставке 1947 года, где был ошарашен знаменитой «Унылой игрой» Сальвадора Дали. «Я увидел подтверждение тому, чего хотел достичь сам», – написал он в своем дневнике.

В 1948 году, вместе с Рудольфом Хауснером, чье творчество до войны было причислено нацистами к «дегенеративному искусству», Антоном Лемденом, Вольфгангом Хуттером и Ариком Брауэром – сыном еврейского сапожника-эмигранта, Эрнст Фукс создает Венскую школу фантастического реализма, своеобразную разновидность сюрреализма и вместе с тем особый культурный феномен, продолжающий развиваться и поныне.

Рисунки Фукса начинают насыщаться множеством деталей, напоминая чем-то мистерии Иеронима Босха, загадочного голландца, чей триптих «Страшный суд» уже тогда находился в собрании Венской академии изобразительных искусств.

Позже Фукс переезжает в Париж, где после долгого периода случайных заработков, а порой и настоящей нищеты, обретает признание. Здесь он знакомится с основоположником сюрреализма Анри Бретоном, поэтом, драматургом, режиссером и романистом Жаном Кокто, писателем-экзистенциалистом Жаном-Полем Сартром, а в 1951 году на одной из выставок впервые встречается со своим кумиром Сальвадором Дали. Высоко оценив «жуткие», по словам Дали, работы молодого австрийца, тот, вполне в своём духе, определяет ему место в современном искусстве: «Вы, Фукс, – германский Дали! Ну, а я в таком случае – испанский Дюрер». Однако именно в то время Фукс начинает потихоньку освобождаться от магии творчества своего кумира. В его живописи и графике появляются алхимические и религиозные символы, а персонажи начинают тяготеть к образам со средневековых гравюр.

Фукс зачитывается трудами немецкого теолога и философа Майстера Экхарта, увлекается алхимическим символизмом, штудирует «Психологию и алхимию» Карла Густава Юнга. Постепенно его творчество превращается в тугой сплав самого «безбашенного» сюрреализма, алхимической символики и средневековой стилизации. Наиболее характерен в этом смысле графический цикл «Единорог» (Unicorn), над которым Фукс работает в 1950-1952 годы.

В 1957 году Фукс отправляется в Израиль, где живет на горе Сион в бенедектинском монастыре, изучая иконопись и язык символов разных религий. В творчестве этого периода очевидны попытки художника создать единый синтетичный язык искусства, «алхимически» объединяющий символику всех мировых религий. Там же Фукс получает заказ написать «Три мистерии Св. Розенкранца» для нового католического храма в Вене. Однако его работы поначалу вызывают на родине бурные протесты. Многие верующие требуют вынести странные – а на взгляд некоторых, и богохульные иконы из храма. Но волна негодования спадет – и церковные работы Фукса становятся одной из главных достопримечательностей Вены.

Кульминацией церковно-религиозного периода можно считать картину «Псалом №69», где в присущей Фуксу фантастико-реалистической манере апокалиптические пророчества Библии соединяются с образами современного художнику мира.

В 1960 году Эрнст Фукс с триумфом возвращается в Вену, где уже пользуется всеобщим признанием. Открывает галерею, ставшую местом встреч приверженцев фантастического реализма. Пишет книгу «Небесная архитектура», в которой излагает свои взгляды на искусство, иллюстрируя их архитектурными проектами и моделями, а также образцами монументальной скульптуры, к которой пристрастился в 1970-е годы.

С конца 1970-х Фукс стремительно расширяет зону искусства, в которой проявляет свои дарования. Оформляет оперные спектакли – музыкальную драму «Парсифаль» Вагнера и моцартовскую «Волшебную флейту» в Гамбургской государственной опере, вагнеровского «Лоэнгрина» в Баварской опере (Мюнхен), оперу «Сказки Гофмана» Оффенбаха и балет «Легенда об Иосифе» Штрауса в Вене. Создает акварельный цикл «Лоэнгрин». Пишет стихи и философские эссе. Записывает музыкальные диски «Von Jahve» и «Via Dolorosa» собственного сочинения.

С 1993 года Эрнст Фукс живет на юге Франции, но с открытием «Фантастического музея» перебирается в Вену: на верхнем этаже музея – его личные аппартаменты, а в кафе по соседству с музеем для маэстро «навечно» зарезервирован столик. И даже в переполненном кафе никто не имеет права за него садиться.

В 2011 году Эрнсту Фуксу исполнился 81 год. Сегодня это культовая персона австрийского искусства – человек, дарований которого с лихвой хватило бы на то, чтобы заполнить это искусство целиком. Фукс прожил жизнь, достойную истинного сюрреалиста, – полную эксцентричных выходок, мистификаций, провокаций и истинных художественных открытий. У него 28 детей от бесчисленного числа жен, хотя своей единственной женой он считает первую – Еву, как и подобает склонному к не самому уместному в бюргерсокй среде юмору сюрреалистическому Адаму. Или «Огненному Лису» (Feuer Fuchs) – так подписывает венский «князь живописи» свои работы.

Эрнст Фукс: «Господь Россию не оставил»
Эрнст Фукс — знаменитый австрийский художник, создатель «Венской школы фантастического реализма», архитектор и дизайнер, поэт и философ… В пятнадцать лет Фукс стал самым молодым студентом Венской академии изобразительных искусств. А в двадцать его имя уже звучало синонимом нового направления в австрийской живописи, девизом которого стала борьба с бездарностями авангардизма. Его картины кажутся вышедшими из сновидений. Одни восторгаются ими, другие считают китчем…
Между депрессией и эйфорией.
- ВЫ КАК-ТО назвали себя «тщеславным и гордым художником». Это действительно так?
- Абсолютно точно. Конечно же, в противоречии с другими представляешься себе пророком. Самоутверждение художника всегда звучит как: «Все неправы, прав лишь я один». Только к успеху это отношения не имеет, хотя многие думают, что это так.
- А в чем же тогда секрет успеха?
- Трудно объяснить. У меня есть коллеги, о которых я могу сказать, что они талантливы так же, как я. Но они пьют, теряют время в бесконечных дискуссиях и бесплодном копании в себе. А ведь с подарком, полученным от Господа, надо обходиться благоговейно, смиренно храня дар, полученный свыше, чтобы не упустить его в слабости собственной переоценки.
- В автобиографии вы писали, что ваша жизнь проходит «между эйфорией и депрессией». Вы в этом состоянии до сих пор пребываете или с годами стали более спокойным, уравновешенным?
- Нет, напротив. Чем ближе к последнему шагу в другой мир - а я это уже чувствую, - тем более нетерпеливым становишься. Во всяком случае, я. Теряю покой, когда задумываюсь о том, что еще должен и хочу сделать. Все меньше готовности заниматься второстепенными делами, и подступает гнев, что время уходит.
Рассмотреть невидимое
- «ОДИН из основателей «Венской школы фантастического реализма» - звучит так солидно, что сразу представляется маститый художник, а ведь вам в те годы не было и восемнадцати.
«Автопортрет в шляпе с перьями», 1983 г.
- Мне было шестнадцать лет. Я скоро буду праздновать шестидесятилетний юбилей моей творческой деятельности. Тогда мы не считали это основанием новой школы. Просто был круг друзей, который и до сих пор сохранился, мои коллеги, братство единомышленников. Маленькая группа в 5–7 человек, которые чувствовали важность того, чтобы наряду с тем представлением о действительности, которое у каждого из нас находится перед глазами, мог существовать и еще один мир.
Реалистично представить этот невидимый мир, узреть Ангела смерти, ад или рай не может никто, если это не будет нарисовано. В этом величие искусства иконописи. И «Божественная комедия» Данте - это описание в словах того, что не каждый способен увидеть. И многие другие писатели видели этот мир. Вспомним Булгакова, например его «Мастера и Маргариту». В этом же смысле и мы стремились сделать реальностью то, что не дано иначе увидеть.
- Вашим другом был Фриденсрайх Хундертвассер, имя которого неразрывно связано с историей культуры Австрии. Что объединяло вас и что отличало друг от друга?
- Мы всегда были противниками в споре, соперниками и тем не менее работали в одной мастерской. И я в высшей степени уважаю Хундертвассера, считаю интереснейшим представителем так называемого абстрактного искусства, хотя и не рассматриваю его искусство как беспредметное. Его цветовые вариации кажутся мне самыми прекрасными из всех, какие мне известны. Его преданность своему художественному миру, своему дарованию всегда была совершенно бескомпромиссна, он один из немногих деятелей искусства, о которых я могу сказать: это честный художник, не шарлатан. И все, что им создано, - не подделка, это настоящее искусство.
Все революции -идиотизм
- ИЗВЕСТНА ваша приверженность монархизму. Кем вы предпочитаете быть - придворным художником или королем?
- Вот ведь какой щекотливый вопрос! (Хитро улыбается.) Думаю, что я и есть кайзер. Но, конечно, в духовном смысле. Кстати, если мы говорим о царской власти, на меня произвело сильное, трогательное впечатление признание Ельцина в том, что убийство Романовых в Екатеринбурге было ужасным злодеянием. Провалиться бы в тартарары всей этой Октябрьской революции! Она была полной бессмыслицей, все революции - это чушь, идиотизм, не знаю ни одной, принесшей хоть что-нибудь хорошее. Лишь новые революции, новые войны, самые тяжелые войны, которые нам пришлось пережить. Та же Французская революция, провозгласившая «Свободу, равенство, братство!» - спрашивается, где все это сейчас? Я хотел бы, чтобы в России был и царь, и сильная православная церковь.
- Вы считаете, что Россия до сих пор не может обойтись без царя?
- Это вопрос традиции. В моих глазах Сталин был такой попыткой стать царем. Но царя без церкви быть не может.
- Сегодняшние политики охотно ходят в церковь…
- И они знают почему. Мне трудно судить, искренне ли это или просто тактический прием. Это одному только Богу известно. И все же чудесно, что в Москве был воссоздан храм Христа Спасителя. Для меня это прекрасный знак, что православие на Руси, несмотря на все преследования, не погибло, а, напротив, наполнено жизнью, быть может, именно благодаря этим гонениям. Я, конечно же, был в Загорске, немного знаком с религиозной жизнью вашей страны, достаточно видел своими глазами и хочу сказать, что Господь Россию не оставил. Я читал записки Распутина царю, в которых он пишет, что Россия утонет в море слез, если Германия станет ее врагом. К сожалению, Юсупов, бывший, на мой взгляд, государственным изменником, разжигал вражду, и на какое-то время Россия действительно погрузилась в море крови и слез. Но я надеюсь, что в будущем это больше никогда не повторится.
Эрнст Фукс родился в Вене в 1930 году. Сын еврея и католички, в 8 лет он попал лагерь для детей-полукровок и смог избежать смерти лишь благодаря католическому крещению в 1942 году и отказу матери от мужа, успевшего эмигрировать в Шанхай, чтобы спастись от нацистов.

М. Журавлева, Вена, Австрия

Эрнст Фукс (нем. Ernst Fuchs; род. 13 февраля 1930, Вена - 9 ноября 2015) — австрийский художник, работавший в стиле фантастического реализма. Родился в семье еврея-ортодокса Максимилиана Фукса. Его отец не желал становиться раввином и из-за этого бросил учёбу и женился на Леопольдине, христианке из Штирии. В марте 1938 года состоялся «Аншлюс» Австрии, Максимилиан бежал в Шанхай. Маленький Эрнст Фукс остался в Вене с матерью, но будучи наполовину евреем, он был отправлен в концентрационный лагерь. Леопольдина Фукс была лишена родительских прав; и для того чтобы спасти сына от лагеря смерти пошла на формальный развод с мужем.

В 1942 году Эрнст был крещён в римско-католическую веру. С ранней юности Эрнст проявляет желание и способности учиться искусству. Первые уроки рисунка, живописи и скульптуры получает у Алоиса Шимана, профессора Фрелиха и скульптора Эмми Штайнбек. В 1945 году поступает в Венскую Академию изобразительных искусств, учится у профессора Альберта Париса фон Гютерсло. В 1948 году в содружестве с Рудольфом Хауснером, Антоном Лемденом, Вольфгангом Хуттером и Ариком Брауэром, Эрнст Фукс основывает «Венскую школу фантастического реализма». Но только с начала 60-х годов 20-го столетия, школа Венская Школа Фантастического Реализма проявляет себя как настоящее течение в искусстве.

1975_Христос-Царь_25 x 19,7, лист 53,5 x 38

Пятеро её представителей: Эрнст Фукс, Брауер, Лемден, Хауснер и Хуттер стали основателями движения, в то же время появились Кларвейн, Эшер, Джофра, привнесшие из своих национальных школ каждый свою манеру и методику работы. Дитер Шветрбергер, известный как Де Эс, один из выдающихся современных представителей Венской школы как-то заметил, что появляясь примерно в одно и то же время они вдруг составили некий новый всемирный феномен. Все стремились к личному техническому совершенству в классическом подходе к живописным и графическим техникам, что резко контрастировало с настроениями, царящими в современном искусстве.

Фукс давал частные уроки, Хауснер стал профессором Венской Академии. Паетз, Хелнвейн, Хекельман и Валь, Одд Нердрум так же составляли часть общего движения. В Швейцарии работал Х.Р. Гигер, создатель тёмных миров Голливуда. За эскизы для фильма «Чужой», он получил премию Американской национальной Академии «Оскар». Эрнст Фукс преподавал в замке Рейченау, где появились такие яркие и известные сегодня художники как Хана Кай, Ольга Шпигель, Филипп Рубинов-Якобсон, Вольфганг Видмосер, Михаэль Фукс, Роберто Веноза. В США проходили выставки с участием Айзека Абрамса, Инго Свана и Алекса Грея.

1946_Отражение женщины в домах

В конце шестидесятых движение Фантастического Реализма стало интернациональным и составило как бы некий параллельный художественный мир, хотя многие художники меняли свой стиль, уходя в другие общества, другие же появлялись, приходя из совершенно других движений. Появились галереи Джеймса Кована «Морфеус» в Беверли Хиллс, представившего Здзислава Бексинского (Польша), автора инфернальных миров, Генри Боксера в Лондоне, Карла Карлхубера в Вене и другие.

1951_Die Taufe des Einhorns_9.5 х 6.4, лист 32.5 х 26_литография

С появлением Интернета общение художников стало поистине всемирным. На сайтах общества, созданного Бригид Марлин, Art of Imagination и Джона Беинарта, beinART collective, а также на тематическом сайте Данеэля Миранте Lila, представлено внушительное число, измеряющееся сотнями художников буквально со всего мира. Общество Art of Imagination проводит ежегодные выставки в Европе и США. Парижанин Лоренс Каруана, ведущий он-лайновый журнал Виженари Ревью, написал Манифест. Кит Вигдор на своём сайте Surrealism Now обобщил всё пост Сюрреалистическое движение, включившее в себя как Фантастический реализм, так и Виженари арт. Нынешнее поколение ярко представлено деятельностью таких художников как Маура Холден, Олег Королёв, Тристан Шен, Эндрю Гонзалес, Лукас Кандл, Сергей Апарин, Виктор Сафонкин, Петер Грик, Лаурие Липтон, Яцек Йерка, Герман Сморенбург, Стивен Кенни и многие другие.

1951_Художник и единорог_8.2 х 6.2, лист 29 х 25_офорт

С 1949 года Эрнст Фукс двенадцать лет живёт в Париже, где после долгого периода случайных заработков, а порой и настоящей нищеты, обретает всемирное признание. Там же он знакомится с С. Дали, А. Бретоном, Ж.Кокто, Ж. П. Сартром. Вернувшись в на родину, в Вену, Фукс не только занимается живописью, но также работает в театре и кино, занимается архитектурными и скульптурными проектами, пишет стихи и философские эссе.

1975_Искушение святого Симеона Столпника (The temptation of St. Simeon the Stylite)_69х 48.5, лист 90 х 68_цветная литография_деталь

CRUCIFICATION, 1950

1952_Триумф единорога_69.5 х 31.7, лист 74 х 34_офорт

Давид и Вирсавия

1952_Триумф единорога

1952_Триумф единорога

BEHIND VERONICA"S CLOTH, 1953

THE SPIRIT OF MERCURY, 1954

1962_Ein Engel trankt den durstenden Samson

1962_Самсон судья

1972_Адам нарушает заповедь

1975_Икар-гермафродит

1975_Искушение святого Симеона Столпника

1975_Мистический агнец

1975_Темница Икара

1956_В ожидании воскресения

1976_Венера на острове смерти

1976_Воображаемое путешествие

1976_Портрет молодой дамы с розой

1978_Das Buch Jazeera

1985_Под деревом

Die verhinderte Lukretia

Пророк Иезекииль

Скорпиан IV

Эротическое представление




Top