Фундаментальные исследования. Педагогические технологии в помощь формирования ключевых компетенций


Подписи к слайдам:

Формирование учебно-познавательных компетенций у младших школьников на основе использования приёмов критического мышления
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Доктор педагогических наук Герман Селевко
Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности.
Связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Духовно-нравственные основы жизни человека и человечества
Общекультурные компетенции
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности
Информационные компетенции
Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативные компетенции
Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми
Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.
Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Классификация ключевых образовательных компетенций Хуторского Андрея Викторовича, доктора педагогических наук
Ценностно-смысловые компетенции
Общекультурные компетенции
Учебно-познавательные компетенции
Информационные компетенции
Коммуникативные компетенции
Социально-трудовые компетенции
Компетенции личностного совершенствования
ставить цель и организовывать её достижение; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Учебно – познавательные компетенции
ценностно-ориентирующий уровень
теоретико-информационный уровень
технико-технологический уровень
Некоторые признаки критически думающего человека:
Обладает открытым умом. Формулирует свою точку зрения, основываясь на объективных данных. Изучает проблему в ее целостности. Выясняет причины возникшей проблемы. Умеет выдвигать альтернативу. Умеет собирать информацию из различных источников и анализировать ее качество и достоверность.
Критическое мышление определяют как разумное рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.
Трёхфазовая структура урока
Вызов
Активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Осмысление
Происходит обобщение и присвоение информации; вырабатывается собственное отношение к изучаемому материалу; информация творчески перерабатывается.
Размышление (рефлексия)
Поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.
Перепутанные логические цепочки
Верные и неверные утверждения, интеллектуальная разминка
Прогнозирование темы урока
«Да – нетка», «Верю – не верю»
Графическая систематизация материала: «Кластер», таблицы
Возможные приёмы и методы
Стадия вызова
«Корзина идей»
«Обучение грамоте» Тема урока: «Буквы Е е» «Верите ли вы, что…» Вопросы:… в русском языке 10 гласных букв?… гласная а является показателем мягкости предшествующего согласного звука?… буква е может обозначать как один звук в слове, так и два?

Утверждения
До изучения нового материала
После изучения нового материала
1.
Ветер может разрушить горы
2.
Опавшие осенью листья вредят почве
3.
1см почвы образуется за 300 лет
4.
Растения участвуют в образовании почвы




Верные и неверные утверждения
Окружающий мир Тема: «Почва»
«Корзина идей»
…холодно
…замёрзли водоёмы
…идёт снег
Необычная загадка

Урок русского языка в 3 классе
Тема: Мягкий знак на конце у существительных после шипящих
Этот … нам всем знаком,Назван … он.Буква есть, а … нет.В этом скрыт и весь … .
звука
крюк
мягким знаком
секрет
разделяет согласный и гласный
не обозначает звука
обозначает мягкость согласных в середине слова
обозначает мягкость согласных на конце слова
Прогнозирование темы урока
При солнышке
тепло,
рада
Птица
при матери
светло.
весне,
матери.
а младенец
Нет
милее
матушка.
родная
дружка,
чем
Ведение различных записей, таблиц
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
«Чтение с остановками»
Возможные приёмы и методы
Стадия осмысления
«Кластер»
«Инсерт» или «Чтение с пометками»
√ уже знал+ новое для меня думал иначе? не понял, есть вопрос
Чтение с остановками
Критерии отбора текста: текст должен быть абсолютно неизвестным; динамичный, событийный сюжет; неожиданная развязка, «открытый проблемный финал»; текст заранее делится на смысловые части; учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.




простые вопросы
простые вопросы
уточняющие вопросы
объясняющие вопросы
творческие вопросы
оценочные вопросы
практические вопросы
уточняющие вопросы
объясняющие вопросы
творческие вопросы
оценочные вопросы
практические вопросы
Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления
Задания - ловушки
Задачи, не имеющие решения
Задачи с недостающими данными
«Архивариус»
Творческие, исследовательские задания
«Письмо к учителю»
Организация различных видов дискуссий
Возможные приёмы и методы
Рефлексия
«Синквейн»
Творческие проекты
Синквейн
Первая строка – существительное, тема синквейна. Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему.Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное.Четвертая строка – фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к существительному.Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Существительное, тема синквейна. 2 прилагательных, описывающих тему.3 глагола: действия, которые производит существительное.Фраза из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному.Синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Критическое мышление
Знакомое и незнакомое
Учусь, анализирую, рефлексирую
Мастерство учителя, творчество ученика
Взаимообучение
«Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется чего-то большего…»

1

В настоящее время имеются разные подходы к определению профессионально обусловленных компонентов личности современного педагога.

Так, традиционный подход предполагает выделение в структуре личности педагога таких компонентов, как педагогические знания, профессионально-педагогические умения и профессионально важные качества.

Культурологический подход , обоснованный И.Ф. Исаевым, в качестве интегрального показателя профессионального развития преподавателя предполагает считать профессионально-педагогическую культуру, включающую в себя аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты .

В.А. Сластёнин обосновал личностно-деятельностный подход . Профессионализм педагога рассматривается как система, состоящая из двух взаимосвязанных подсистем: профессионализм личности и профессионализм деятельности. В структуре профессионализма педагога выделяются мотивационно-ценностный, когнитивный и операционально-деятельностный компоненты .

На наш взгляд, в определении профессионально обусловленной структуры личности современного педагога можно применить и компетентностный подход .

В настоящее время Европейским сообществом в профессиональном образовании особое внимание уделяется пяти ключевым компетенциям: социальной, коммуникативной, информационной, специальной, когнитивной . Исходя из этого, профессионально-обусловленную структуру личности педагога можно представить следующим образом (табл.1).

Таблица 1. Ключевые компетенции личности педагога

Ключевые компетенции

Их характеристика

1. Социальная компетенция

Высокая гражданская ответственность, социальная активность и самостоятельность, потребность в педагогической деятельности, сопряженность личных и общественных интересов, толерантность и др.

2. Коммуникативная компетенция

Владение технологиями общения на разных языках, включая и технологии компьютерного программирования, культура речи, перцептивные, экспрессивные, суггестивные умения и др.

3. Информационная компетенция

Обладание информационным ресурсом о педагогических технологиях, овладение информационными технологиями, умение пользоваться системой Internet, критичное отношение к получаемой информации и др.

4. Специальная компетенция

Эмпатийность, рефлексивность, креативность, глубокое овладение своим предметом, глубокие знания по психологии и педагогике, объективная самооценка и др.

5. Когнитивная компетенция

Готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня и педагогического мастерства, способность постоянно приобретать новые знания и умения, стремления к профессионально-творческому саморазвитию и др.

Исследования показывают, что ключевые компетенции будущего педагога наиболее успешно осуществляются с помощью профессионально-развивающих технологий обучения.

Дадим общую характеристику наиболее распространенных из них.

Так, наряду с традиционной, могут быть использованы различные формы активной лекции: проблемная лекция, лекция - визуализация, лекция вдвоем, лекция - пресс-конференция, лекция - консультация, лекция - провокация, лекция - диалог, лекция - «мозговая атака» .

Большими развивающими возможностями обладает дидактическая деловая игра, сущность которой заключается в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта и развития личности .

Профессиональному развитию студентов способствует технология блочно-модульного обучения , под которой понимается дидактическая система, состоящая из модулей, каждая из которых имеет относительную самостоятельность и завершенность .

Исследования показывают, что эффективным средством профессионально-творческого развития личности является проектная технология обучения .

Метод проектов возник еще в 20-е годы ХХ века в США. Его называли также «методом проблем» и связывали с идеями гуманизации образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком.

В настоящее время метод проектов находит свое применение и в общем, и в профессиональном образовании.

Специалисты отмечают, что «если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» .

Н. В. Матяш в содержании проектной деятельности выделяет 3 этапа:

  • исследовательский (подготовительный): поиск и обоснование проблемы, выбор оптимального варианта решения, анализ предстоящей деятельности;
  • технологический : планирование технологических процессов, разработка технологической документации, организация рабочего места, выполнение технологических операций, самоконтроль деятельности;
  • заключительный : корректировка объекта деятельности, контроль, испытание, защита проекта .

Проведенные нами исследования показывают, что на различных этапах выполнения творческих проектов в наибольшей степени формируются следующие составляющие профессионально-творческого развития обучаемых:

Таблица 2. Профессионально-творческое развитие студентов на различных этапах творческой проектной деятельности

В специальной литературе выделяются разнообразные интерактивные технологии : учебная дискуссия, дискуссия в виде телевизионного ток - шоу, дискуссия в форме симпозиума, сократический семинар, занятие по разрешению академических противоречий, занятие в форме учебного сотрудничества, коллективные способы обучения и др..

В настоящее время в учебный процесс активно внедряются новые информационные технологии : мультимедиа-технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, графику, видеоизображение, анимацию и пространственное моделирование; технология виртуальной реальности (неконтактного информационного взаимодействия); компьютерные технологии; телекоммуникационные образовательные системы и др..

Большие возможности в профессионально-творческом развитии обучающихся имеет драматизация - метод обучения, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения своих мыслей, чувств, эмоций и личностных качеств. В ходе драматизации могут разыгрываться профессионально-производственные ситуации, где обучающиеся могут проявить себя в качестве творческих субъектов будущей профессиональной деятельности.

Выбор активных профессионально-развивающих методов обучения зависит от конкретных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]/И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2003. - 192с.
  2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст]/Э.Ф. Зеер. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. - 480с.
  3. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст]/И.Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 208с.
  4. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности в условиях технологического образования/под ред. В.В. Рубцова [Текст]/Н.В. Матяш. Мозырь: Риф «Белый ветер», 2000. - 286с.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 1999. - 224с.
  6. Симоненко, В.Д., Фомин, Н.В. Современные педагогические технологии [Текст]/В.Д. Симоненко, Н.В. Фомин. - Брянск: БГПУ, 2001. - 395с.
  7. Сластёнин, В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры/В.А. Сластёнин// Педагогическое образование и наука - 2004. - №5. - с.4-15.
  8. Чернелевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст]/Д.В. Чернелевский. - М.: ЮНИТИ - Дана, 2002. - 437с.

Библиографическая ссылка

Осипова Л.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 8. – С. 30-32;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3353 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Реферат

Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций


В последнее время в нашей стране происходит реформа системы школьного образования. Она необходима, так как происходит смена эпохи, и важно обновить содержание школьного образования. В обновлённой системе образования одной из важных задач обучения и воспитания в школе является воспитание всесторонне развитой личности, но это невозможно вне совершенствования речи учащихся. В современных условиях, когда объём необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиться лишь освоением определённой суммы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания, умения ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно из решающих условий этой задачи - хорошо развитая речь каждого человека общества.

Так как сейчас много говорят и пишут о модернизации российской системы образования, то мы отмечаем это как сложный и многогранный процесс, результативность которого зависит и от качества учебников, и от школьных программ, и от успешности реализации их содержания в школьной практике.

Методисты и учителя всегда выступали за организацию системы развития речи, за понимание этой работы как части общей воспитательной программы.

В своё время М. Рыбникова утверждала, что пора работу над языком осознать как серьезнейшую работу воспитательного порядка.

О необходимости системы в работе над речью, создания психологических ситуаций в учебном процессе, специально организованной, последовательной и целенаправленной организации речевой деятельности учащихся говорят и крупнейшие психологи - С. Рубинштейн, Л. Выготский, Н. Жинкин.

На современном этапе для совершенствования и обогащения речи обучающихся необходимо внедрять новые педагогические технологии.

Нельзя не заметить, что в последнее время в школе имеет место тенденция снижения уровня развития речи учащихся, умения грамотно и чётко формулировать мысль, обобщать, делать умозаключения. Тем самым появляются противоречия между программными требованиями, т.е. умениями показать духовную культуру личности, богатство словарного запаса и современным состоянием уровня методической работы учителя по развитию речи учащихся. В связи с этим возникла проблема: какие же современные педагогические технологии являются наиболее эффективными в развитии речи школьников?

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Развитие - неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И.П. Подласый, профессор, доктор педагогоических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.

В последнее время все громче заявляет о себе новая область знания - педагогическая инноватика, сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Ей отводится важная роль в подготовке личности к быстро наступающим переменам в обществе, в подготовке к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления.

Стратегия инновационного обучения предполагает осознанное системное управление учебно-воспитательным процессом в школе.

Современная российская система образования ставит перед педагогом и перед учащимися довольно сложные задачи. Они должны иметь развитые умения, обладать способностью к быстрому оперированию информацией, творческому решению возникающих производственных и учебно-познавательных задач. Поэтому и педагогу и учащимся важно найти оптимальную технологию, при которой можно будет решить поставленные задачи.

Что такое педагогическая технология, зачем она нужна педагогу и его ученикам, как ее создать и заставить эффективно работать? Эти вопросы задает любой современный педагог.

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, преподавания, изменения и предъявления учебной информации, с другой, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобразить нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

Øцели обучения;

Øсредства педагогического взаимодействия;

Øорганизация учебного процесса;

Øученик, учитель;

Øрезультат деятельности.

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее время.

Технология - это совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Педагогическая технология - это систематический метод планирования, организации, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний с учётом человеческих, технологических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наиболее эффективных результатов.

Б.Т. Лихачёв отмечает, что педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса.

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология.

Таким образом, понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех проектах: научном, процессуально - описательном, процессуально - действенном.

Понятие «педагогическая технология» в нашей стране получило широкое распространение в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. и стало широко использоваться в теории и практике обучения. Обращение к данному понятию было продиктовано необходимостью реализации основной задачи педагогической инноватики - перевода школы функциональной в школу развивающуюся.

Следует отметить, что в педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий - В.Г. Гульчевской, В.Т. Фоменко, Т.Н. Шамовой и Т.М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко.

В методической литературе выделяют следующие педагогические технологии:

vтрадиционная педагогическая технология;

vигровые технологии;

vтехнология личностно - ориентированного обучения;

vтехнология развивающего обучения;

vтехнология коллективного взаимообучения;

vпроблемное обучение;

vобучение на интегрированной основе;

vвитагенные технологии;

vэтнокультурные технологии;

vтехнология «Диалог культур»;

vкомпьютерные (информационные) технологии;

vтехнологии программированного обучения;

vтехнологии модульного обучения;

vинновационные технологии.

К инновационным технологиям относятся интерактивные технологии обучения, технологии проектного обучения и компьютерные технологии. Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.

Как известно, время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о - модели компетентностного подхода в обучении, который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура, свой понятийный аппарат, среди которого:

базовые компетенции;

опыт ребёнка;

умение решать жизненные ситуации;

психолого-педагогические ситуации и другие.

Напомним определения понятий «компетенция» и «компетентность».

«Компетенция» - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. «Компетентность» - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».

Основой современных образовательных стандартов должно стать формирование следующих базовых компетентностей современного человека:

1.Социальная компетентность - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

2.Коммуникативная компетентность - способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

.Предметная компетентность - способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

.Информационная компетентность - способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

.Автономизационная компетентность - способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

.Математическая компетентность - умение работать с числом, числовой информацией.

.Продуктивная компетентность - умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

.Нравственная компетентность - готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Формирование у учащихся базовых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом. Его специфика состоит в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания» Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

В свете принятия нового образовательного стандарта новые требования предъявляются и к профессиональной деятельности педагога.


Заключение

педагогический инновационный технология обучение

Проблема эффективности обучения школьников на сегодняшний день актуальна. В последнее время все чаще мы слышим об обновлении системы школьного образования, о применении новых педагогических технологий. Сегодня перед учителями стоят более сложные, чем прежде, задачи, диктующие необходимость пересмотра всего арсенала педагогических средств развития личности ребенка, с целью его быстрейшего введения в богатый мир речи во всех ее видах - чтении, говорении, аудировании, письма. Методисты и учителя на практике отметили, что одним из средств организации речевой деятельности учащихся на уроках являются инновационные педагогические технологии.

Считается, что овладение базовыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований к уроку:

1. Дидактические требования:

1.Чёткое формирование образовательных задач

2.Определение оптимального содержания урока

.Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний

.Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля

.Реализация на уроке всех дидактических принципов.

2. Психологические требования:

1.Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения

2.Особенности самоорганизации учителя

.Организация познавательной деятельности

.Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений

.Организованность учащихся

.Учёт возрастных особенностей

3. Требования к технике проведения урока:

1.Урок должен быть эмоциональный

2.Темы и ритм урока должен быть оптимальным

.Полный контакт учителя и учащихся.

.Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.

.Смена видов деятельности

.Обеспечение активного учения каждого ученика.

Но не следует забывать, что каждый урок несет в себе как обучающую, так и развивающую цель. Любой учитель-практик в своей работе сам выбирает, какие же современные технологии являются эффективными на данном этапе обучения.


Библиография


1.Андюхов, Б. Кейс - технология - инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова // Директор школы. - 2010. - №4.-С. 61-65

2.Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии. - 2010. - №2.-С. 105-

.Брендина, Н.В. Интерактивные средства развивающие мышление /Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября». - 2010. - №19.-С. 11-13

4.Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М., 2006.

.Григорьев, Д.В. Технология социальной проблемно - ценностной дискуссии /Д.В. Григорьев // Классный руководитель. - 2010. - №5.-С. 51-54

6.Дмитриева, Л.В. Дистанционное обучение: разработка нормативного и методического обеспечения /Л.В. Дмитриева // Открытая школа. - 2008. - №6.-С. 75-76

.Ибрагимов, Г. Новые возможности урока: модульное обучение /Г. Ибрагимов // Народное образование. - 2008. - №7.-С. 211-216

.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб., 2002

.Кукушин В.С. Теория и методика обучения.-Ростов н/Д: Изд - во Феникс, 2005. С. 262.

10.Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно - деятельностный подход. Учебное пособие для студентов - филологов. - М., 2003.

11.Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4. - Ростов н/Д., 2007.

12.Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения. - Киров, 1997.

13.Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. - М., 2007. С. 59.

.Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии. - 2009. - №6.-С. 77-89

.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 2006. С. 252.

.Рачевский, Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы. - 2010. - №1.-С. 55-58

17.Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - №1.-С. 36-38


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Подготовила: Бобер Ю.В., председатель ЦМК

общепрофессиональных дисциплин
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. (Б.Паскаль)

Введение в образовательный процесс ФГОС НПО и СПО поставило перед учреждениями профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции.

В новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников учреждений НПО и СПО. Поэтому подготовку специалистов необходимо осуществлять с учетом корректировки методических и технологических аспектов образования, объективного пересмотра существующих ценностей, целевых установок и педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и опыте обучающихся. Необходимо внедрение таких образовательных технологий, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего специалиста и гражданина. Специалиста нацеленного на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность, что, безусловно, требует нового подхода в подготовке будущего профессионала. Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы. Выражение результатов образования в терминах компетенций способствует усилению личностной направленности образовательного процесса, адекватно соответствующей новым условиям и перспективам развития конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной на знаниях.

При этом возникает проблема диагностирования (измерения) профессиональных и общих компетенций, и оценивание формирования творческих способностей и личностных качеств. Федеральный государственный образовательный стандарт для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования устанавливает следующие общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

(эти компетенции должны формироваться длительное время, и учащиеся, приходя в учреждения НПО и СПО в принципе уже должны обладать зачатками общих компетенций. Общие компетенции формируются и развиваются посредством содержания обучения, образовательной среды учреждения и, в основном, образовательными технологиями.)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

(Умение организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, может быть сформировано только в процессе моделирования реальной деятельности учащихся, требующей поиска решения новых проблем, при которых необходимо осуществление переноса знаний, комбинаций, преобразования способов деятельности и выполнения других творческих процедур. Эта деятельность всегда индивидуальна. Достаточно эффективно формируются у учащегося умение организовывать собственную деятельность в процессе выполнения научно-исследовательской работы, которой присуще отсутствие жестких схем деятельности, вариативность сложности новых проблем. Ориентация технологий обучения на самостоятельную, исследовательскую работу, развитие творческих качеств у учащихся требует перестройки оценки качества усвоенных знаний, навыков и способностей. Такая перестройка предусматривает возможный отказ от традиционной экспертной оценки в пятибалльной шкале и введение в контрольно-оценочную сферу педагогических измерений, обеспечивающих многомерные оценки качества учебных достижений. Оценить качество подготовки учащихся в этом случае можно предложив учащимся решение реальной профессиональной задачи)

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы.

(данная ОК способствует подготовке специалиста широкого профиля.)

ОК 4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

(Поиск информации и использование информационно – коммуникативных технологий в профессиональной деятельности помогает эффективно решить профессиональные задачи.)

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами.

При формировании общих компетенций большое значение в учебном процессе приобретет творческие способности студентов (совокупность мыслительных и личностных качеств, достигнутых за счет специальных методов обучения и характеризующих потенциальные возможности обучаемого к нестандартному решению учебных задач). Можно более детально перечислить творческие характеристики, профессионально значимые для специалиста на уровне умений: - самостоятельно осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию;- видеть новую проблему в традиционной ситуации;- разработать структуру объекта; - учитывать альтернативы при решении проблемы;- комбинировать и преобразовывать ранее известные способы деятельности при решении новой проблемы. Естественно, что для измерения таких характеристик не подходят ни традиционные экзамены, ни стандартизированные педагогические тесты. Аналогичные проблемы с измерителями возникают при итоговой государственной аттестации выпускников. Установление соответствия уровня профессиональной подготовленности выпускника требованиям государственных образовательных стандартов по традиции направлены, в основном, на выявление степени освоения дисциплинарных и междисциплинарных знаний, приобретения умений и навыков, являющихся важной целью начального и среднего профессионального образования. Однако в современном обществе, если речь идет о качестве подготовки выпускников, на первый план должны выходить потребности работодателя, которые связаны, в основном, с профессиональными требованиями к подготовке выпускников, с их умениями применять свои знания в реальных профессиональных ситуациях. Также как и в ситуации оценивания креативности, этим требованиям не отвечают традиционные экзамены и тесты. Для решения этой проблемы, внимание педагога должно быть направлено на вовлечение каждого студента в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, обходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности студентов, где педагог выступает как педагог-сценарист, режиссер, партнёр.

Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными занятиями. При организации учебного процесса оптимально использовать интернет – ресурсы по следующим направлениям:

1. Использование содержания интернет - ресурсов при проведении занятий разного типа (занятие - изучение нового материала; закрепление материала; отработка изученного материала; проверка сформированных навыков и т.д.). При этом можно использовать для оценивания результатов учебных достижений учащихся программный комплекс М - тест, а полученные результаты переносить из электронного журнала в журнал группы. Частично используем содержание интернет-занятий в зависимости от потребностей в дополнительном учебном материале: теоретический материал, базу тестовых заданий, упражнения тренажер, лабораторный практикум удаленного доступа);

2. Использование материала для подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации. Можно спланировать внедрение в нашем колледже такие формы работы как 1. Веб-квесты. 2. Вебинары. При этом необходимо приобретение дополнительного оборудования, которое позволяет вести коллективную работу в сети Интернет, и обеспечивает доступ к ресурсам Интернета всем студентам и педагогам в любое время. Такие формы обучения создают для студента обучающую среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета. При такой организации студенты имеют возможность проектировать собственную образовательную траекторию. Недостатком в данном случае является то, что не все студенты имеют возможность доступа в Интернет дома. Опыт работы показывает, что студенты активно используют интернет – ресурсы, последовательно изучают темы занятий, выполняют задания различного уровня сложности. При такой организации обучения у студентов формируется опыт самостоятельной деятельности, личной ответственности за конечный результат. Сочетание комплекса педагогических технологий, обеспечивающих формирование общих компетенций, позволит нам добиваться существенных успехов в обучении и воспитании студентов. Таким образом, используя современные образовательные технологий на основе деятельностного подхода можно создать условия, в которых студент сам определяет проблему, ставит цель и достигает ее, самостоятельно планирует и организует собственные и привлеченные ресурсы, что способствует формированию общих компетенций студентов.

Новый подход в организации обучения требует использования разнообразных учебных материалов, которые должны чётко и ясно излагаться, находиться в постоянном открытом доступе, быть удобными для пользования. Поскольку при подходе, основанном на компетенциях, значительная доля ответственности за обучение лежит на студенте, то повышается важность качественных и разнообразных учебных материалов. Теория должна интегрироваться с практикой, преподаватель становится консультантом, наставником.

Организацию учебного процесса, комфортные условия для студентов и преподавателя на занятиях обеспечивает педагогическая технология. Использование инновационных образовательных технологий в наши дни – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.

Наиболее часто в педагогической деятельности применяются следующие образовательные технологии: учебный элемент на основе электронного учебника, проектный метод обучения, тестовый контроль знаний, компьютерная презентация урока, технология интегрированного обучения, технология игр.

Тестирование на сегодняшний день одна из самых распространённых форм контроля, т.к. обеспечивает объективность и достоверность оценки, позволяет проконтролировать большее количество обучающихся, ставит тестируемых в равные условия за счёт использования единых критериев оценивания, экономит время при ответе. При составлении теста нужно учитывать все необходимые требования: инструкция, текст задания, варианты ответов, однозначный правильный ответ. Каждое тестовое задание соответствует определённому уровню сложности. В содержание теста включены различные виды заданий: с множественным выбором ответов, открытого типа – дать определение, продолжить последовательность, установить соответствие между содержанием двух списков. На занятии студенты выполняют тесты на бумажном носителе, а также в электронном виде на интерактивной доске.

При изложении нового материала можно использовать учебный элемент как часть модульной технологии. Учебный элемент – это наименьшая самостоятельная часть модуля с определённым началом и окончанием и невозможностью дальнейшего деления. Учебный элемент выполнен в виде презентации и имеет определённую структуру. Определяется тема, цели и содержание, которое включает в себя теоретические разделы, раздел проверки достижений целей и домашнее задание. Каждый раздел учебного элемента изучается в определённой последовательности. Теоретический материал в слайдах представлен с использованием технологии компьютерной презентации. При создании необходимых схем в заключительных слайдах учебного элемента можно умышленно использовать эффект анимации вращение, т.к. визуальное восприятие вращающейся схемы позволяет студентам на некоторое время переключить внимание и снять таким образом напряжение при изучении новой темы. Раздел проверки достижений целей включает в себя определённый перечень заданий, которые студенты выполняют после изучения всех теоретических разделов. Задания выполняются в соответствии с предложенной инструкцией. Обучение с использованием учебного элемента имеет преимущества, как для студента, так и для преподавателя. Студент точно знает объём изученного и чему должен научиться, самостоятельно планирует время. Преподаватель имеет возможность сконцентрировать внимание на проблемах студента и вовремя их выявить. Безусловно, работая над созданием учебного элемента, преподаватель выполняет творческую работу.

Учебный элемент создан на основе электронного учебника . Электронный учебник – это электронное издание, содержащее систематизированный материал по некоторой области знаний. Применение электронного учебника имеет ряд преимуществ. Используются различные каналы восприятия: звук, текст, видео, графика, анимация. Предоставляется возможность непрерывного образования большого числа пользователей. Посредством гиперссылок, которыми дополнен электронный учебник, студенты могут обратиться к любому дополнительному материалу по теме занятия. Для более детального изучения теоретического материала в слайдах учебного элемента, используя гиперссылку, студенты имеют возможность открыть соответствующие страницы лекций в электронном виде. Работая на занятии над содержанием текста лекций, используются функциональные возможности интерактивной доски, а именно инструменты выделения текста, с целью акцентировать внимание ребят на самом главном и что на этих страницах необходимо запомнить. При выполнении практических заданий раздела проверки достижений целей, посредством гиперссылки, студенты могут вернуться к соответствующим слайдам учебного элемента и проверить правильность выполнения задания. Используя конкретную ссылку, которая находится должна быть в папке на рабочем столе компьютера в библиотеке колледжа, студенты через Интернет могут открыть учебный элемент и самостоятельно изучить тему занятия, даже если оно было пропущено.

Интегрированное обучение подразумевает проведение занятий с широким использованием межпредметных связей. Здесь находит свое отражение проектная технология обучения.

Одним из важных моментов в реализации проектных технологий является процедура проблематизации задачи, которая определяется как ценностная в проблемном поле проекта. Роль преподавателя на этом этапе заключается в том, чтобы помочь обучающимся не только увидеть в изучаемой теме некое противоречие, но и сформулировать на его основе свою значимую проблему и ее решить.

Для решения этой цели на основе имеющихся у обучающихся знаний об объекте и предмете проектирования организуется обсуждение проблемы. Выясняя новую для себя проблему, все участники проектной деятельности включаются в нее, при этом каждый из них мотивирован на достижение значимого для них конечного результата

Применяя проектные технологии в процессе подготовки специалистов, мы действительно формируем общие и профессиональные компетенции (ОК и ПК(для каждого ПМ).

Проектная деятельность обучающихся, формируют у будущих специалистов умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – не только профессиональных, но и жизненных. Внимание многих педагогов к проектной деятельности обусловлено, прежде всего, необходимостью требованием повышения качества профессиональной подготовки обучающихся учреждений НПО и СПО. Участие всех субъектов образовательного процесса в проектировании обеспечивает их конкурентоспособность в соответствии с запросами рынка труда. Выведение проектной деятельности за пределы занятий создает простор для творчества, позволяет максимально учесть личностно ориентированный подход в обучении.

С целью обобщить и закрепить полученные знания, охватить максимальное количество обучающихся и развить познавательный интерес к предмету на заключительном этапе занятия возможно проведение игр, викторин в виде презентации

Учебное занятие – основное звено процесса обучения. От того, как он построен, чем насыщен, сколь активен, интересен и динамичен, зависит его результат. Сегодня преподавателю даётся право на творчество, при создании учебного занятия. Творческий поиск просто необходим: нельзя ждать от учёных и методистов, что они разработают все возможные варианты занятий. Поэтому мы должны искать изобретать, но не упускать в этом важном процессе главного: занятие есть занятие, и каждый студент должен получить обязательный минимум знаний, определённый программой курса, в полном объёме

Таким образом, можно выделить следующие современные педагогические технологии:


  1. Технологии развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала; частично-поисковая деятельность; самостоятельная проектная исследовательская деятельность)

  2. Проектная технология, научно-исследовательская деятельность
Требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для ее решения.

  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  • Самостоятельная (индивидуальная, групповая, коллективная) деятельность обучающихся.

  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
Последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

  • выдвижение гипотез их решения;

  • обсуждение методов исследования (экспериментальный, наблюдения, статистический и т.д.);

  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и пр.);

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследований.
Типология проектов:

  • Доминирующая деятельность : исследовательская, поисковая, ролевая, творческая, прикладная (практико-ориентированная);

  • Предметно-содержательная область : монопроект – межпредметный проект;

  • Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный);

  • Характер контактов (среди студентов одного ссуза, вуза, всего города, республики, страны, разных стран мира);

  • Количество участников проекта ;

  • Продолжительность проекта
3. Личностно-ориентированный подход предполагает:

  • обязательную опору на знание того, как обучающиеся выполняют творческие работы;

  • умеют ли они проверять правильность собственной работы, корректировать её;

  • какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д.
4. Здоровьесберегающие технологии (типы):

  • Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).

  • Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия).

  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).

  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы).

  1. ИКТ- технологии

  • использование интерактивной доски;

  • работа с Интернет-ресурсами;

  • создание собственного цифрового образовательного пространства;

  • создание собственной мультимедийной библиотеки;

  • проведение, организация конференций;

  • создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д.
Применение ИКТ позволяет решить следующие задачи:

    • умение студентов работать с информацией, создавая собственную систему восприятия;

    • освоить предмет на разных уровнях глубины;

    • формировать у студентов умения и навыки;

    • развивать способности учащихся к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской).
Для студентов на занятии создаются условия для:

  • максимального учета индивидуальных образовательных возможностей;

  • широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки;

  • удовлетворения потребностей в углубленном изучении предмета;

  • раскрытия творческого потенциала студентов: участие в конкурсах, олимпиадах;

  • самостоятельного освоения знаниями.
Педагог имеет возможность:

  • применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию;

  • использовать электронные и информационные ресурсы в качестве учебно-методического сопровождения при изучении нового материала;

  • создавать мультимедийные сценарии занятий;

  • организовать посещение виртуальной химической лаборатории;

  • применять компьютерные тренажеры для организации контроля знаний и отработке первичных навыков;

  • организовать самостоятельное изучение учащимися дополнительного материала.
Технология мультимедиа ориентирована на интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды информационной деятельности, на воспитание личности, живущей в информационном обществе. Её отличие от традиционной совокупности средств, способов, методов поиска, обработки и продуцирования информации состоит в использовании электронных устройств, прежде всего, компьютера и интерактивной доски.

Как показывает практика, из всех существующих технических средств обучения компьютер и интерактивная доска наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям к средствам обучения. Мультимедиасистемы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. использование этих средств обучения положительно влияет на начальный этап процесса усвоения знаний – этап ощущения и восприятия. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам.

Однако использование медиатехнологии ещё не стало массовой практикой в средних специальных учебных заведениях. Во-первых, потому, что отсутствует методическое обеспечение, которое позволяло бы преподавателю добиваться максимального образовательного эффекта от применения информационных технологий с применением компьютерной техники. Использование интерактивной доски без методической базы приводит к распыле­нию времени участников образовательного про­цесса, к снижению эффективности использования компью­терной техники. Во-вторых, имеющиеся образовательные электронные издания рассчитаны на использование в средней общеобразовательной школе и не учитывают специфику учебной программы в среднем профессиональном учебном заведении. В-третьих, применение цифровых образовательных ресурсов должно распространяться на все структурные элементы учебного процесса, в том числе организацию самостоятельной работы, которая является обязательным компонентом процесса обучения и имеет свою специфику в ССУЗе. В-четвёртых, отсутствуют компьютерные программы, позволяющие по-новому осуществлять контроль знаний и умений студентов в условиях информатизации.

Таким образом, существуют противоречия в практике применения технологии мультимедиа в среднем профессиональном учебном заведении:

Между потребностью в использовании медиаресурсов в учебном процессе и неразработанностью методической базы;

Между необходимостью в использовании цифровых образовательных ресурсов с учётом специфики обучения в ССУЗе и их отсутствием;

Между применением электронных образовательных ресурсов на всех этапах учебной деятельности, в том числе и при организации самостоятельной работы студентов, и отсутствием электронных пособий для организации внеаудиторной самостоятельной работы.

Между потребностью в новых подходах к оцениванию результатов знаний и умений студентов с использованием компьютерных программ и сложившейся традиционной практикой их оценки.


  1. Мониторинг – оценка качества подготовки специалистов различными формами контроля (тесты на бумажном и электронном носителях, различные формы игр, викторины и т.д.).
Т.О., сегодня традиционный подход оказывается недостаточным, сегодня социуму нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетенция” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования.

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности обучающихся.

Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:


  • Технологий;

  • Содержания образования;

  • Стиля жизни ОУ;

  • Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.
Инновационный подход в работе ГАОУ СПО РБ

Бирский медико-фармацевтический колледж

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным студентом. Коллектив ГАОУ СПО РБ Бирский медико-фармацевтический колледж способствует раскрытию и наращиванию творческого потенциала педагогов и одновременно повышает их квалификацию. Разработка новых идей, подходов и их внедрение в практику работы преподавателей и руководителя учебного заведения означает более глубокое и качественное познание педагогом внутренних закономерностей учебного процесса. При определении целесообразности, эффективности и практической значимости инновационного проекта на начальном этапе осуществляется поиск, обработка и анализ научно-педагогической и методической информации, обобщение собственного опыта, определение педагогического потенциала колледжа, создание необходимых условий (инновационных программ, учебных планов, методических рекомендаций), определение состава участников инновационной деятельности и ее приоритетные направления, разрабатываются критерии определения эффективности результатов; изучаются методы диагностики, анализа, коррекции.

Важная роль в успешном осуществлении инновационной деятельности принадлежит руководителю образовательного учреждения, который, прежде всего, определяет, соответствуют ли педагогические и материально-технические возможности колледжа целям и задачам инновации.

Наряду с проектом по внедрению СМК (что также является инновационной деятельностью), который охватывает всю сферу деятельности колледжа, различные направления инноваций определены особенностями среднего профессионального образования. Нововведения посвящены разработке технологий обучения, проблемам управления качеством подготовки специалистов, внедрению федеральных государственных образовательных стандартов, повышению уровня воспитанности обучающихся (через организацию студенческого самоуправления, ежегодное участие в республиканских Студенческих встречах), совершенствованию содержания обучения (регулярное прохождение педагогическим коллективом курсов повышения квалификации, организация работы Школы педагогического мастерства, Школы молодого педагога, участие в региональных и федеральных конкурсах Лучший преподаватель года, Самый классный класный), организации и проведения экспериментальной и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов(высокое качество научно-методической работы преподавателей цикловых комиссий, что реализовано победами в республиканских олимпиадах, а также научно-исследовательской работой студентов, для обобщения и распространения передового опыта колледжа ежегодно проводятся республиканские семинары по дисциплинам Безопасность жизнедеятельности. Фармакология, Физическая культура, естственнонаучных дисциплин по рекомендации Совета директоров ссузов Республики Башкортостан), влиянию социального партнерства (базы практики, заключение трехсторонних договоров между ОУ, организацией здравоохранения и студентов), организации самостоятельной деятельности студентов и др.

Особое внимание уделяется таким направлениям: создание автоматизированных рабочих мест структурных подразделений, электронное тестирование с мгновенным определением рейтинга, ИБС - библиотека, проводятся бинарные уроки, деловые игры; информационные технологии применяются при курсовом проектировании.

Создаются курсы лекций с презентационной частью, пользуются обучающие программы, следует вводить электронную форму учебно-методических комплексов специальностей, программное обеспечение для визуализации технологических процессов. Все это дает возможность студентам изучать современные образовательные программы в наиболее удобном для них режиме посредством новых информационных технологий, способствует созданию единого образовательного пространства. Следовательно, использование инновационных образовательных технологий в наши дни – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.

Проводя анализ некоторых аспектов инновационного подхода в образовательном процессе колледжа, можно сформулировать ряд обобщающих положений:

Инновационные технологии обучения представляют собой средство моделирования профессиональной деятельности современного специалиста;

Чем больше и качественнее внедряется в учебный процесс инновационное содержание и технологии, тем полнее и адекватнее можно моделировать профессиональную деятельность будущих специалистов;

Инновационный подход позволяет с большей эффективностью решать сложнейшие учебно-воспитательные задачи.

Приоритетными направлениями являются:

Дальнейшее развитие многофункциональности и многопрофильности колледжа, как основы расширения спектра образовательных услуг, обеспечивающее удовлетворение потребностей рынка труда;

Развитие тколледжа как многоуровневого, инновационного образовательного учреждения;

Изменение структуры образования, содержания подготовки и его качественное обновление с учетом перехода на опережающее образование, обеспечивающее развитие повышенной профессиональной и личной компетенции выпускника;

Проведение структурных преобразований, обеспечивающих соответствие направлений и качества подготовки кадров современным и перспективным потребностям республиканского рынка труда и конкретных отраслей экономики;

Укрепление материально-технического и кадрового потенциала;

Создание системы управления и контроля качества на основании принципов системы менеджмента качества;

Работа службы маркетинга;

Совершенствование социального партнерства – как средства формирования уровня профессионализма.

Инновационные технологии образовательного процесса следует рассматривать как средство, с помощью которого положения, идеи модернизации образования могут быть направлены в жизнь.

1

Высокие требования, предъявляемые сегодня к уровню подготовки специалистов образования, выдвигают на первый план формирование у студентов профессиональных компетенций. Для проверки степени сформированности практических навыков предложено использовать в учебном процессе новые образовательные технологии. В статье представлены материалы применения инновационных методов обучения для студентов медицинских вузов, таких как кейс-метод (case-study), ролевая игра и Web-квест, выделено несколько этапов реализации кейс-метода. Установлено, что использование кейс-технологии повышает уровень освоения теоретического материала и практических навыков, повышается коэффициент обучаемости с 0,27–0,35 до 0,6, повышается мотивация студентов к изучению дисциплины. По результатам анкетирования, удовлетворенность полученными знаниями отметил 71 % студентов при традиционном обучении, и 89 % при использовании кейс-технологии.

профессиональная компетенция

кейс-технология

веб-квест

педиатрия

компонент медицинского образования

1. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б., Гевандова М.Г. Инновационные образовательные технологии в медицине. Преимущества и проблемы дистанционного обучения. Materiały IX Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Strategiczne pytania światowej nauki – 2013». – Volume 24. Medycyna.: Przemyśl. Nauka i studia. – 104 str. – С. 78–82.

2. Алферова М.А., Голубчикова М.Г. Использование современных образовательных технологий. Примерные требования к оформлению материалов: методические рекомендации [Текст]/ М.А. Алферова, М.Г. Голубчикова. – Иркутск: Изд-во ГОУ ДПО ИГИУВ, 2008 – 23 с.

3. Говорова Н.В., Гетман Н.А. Кейс-технология преподавания анестезиологии и реанимации в медицинском вузе как средство активации познавательно-профессиональной деятельности студентов. – Омск, 2013 – 117 с.

4. Скибицкий В.В., Олейник Н.И., Звягинцева Ю.Г. и др. Использование современных технологий для качественной подготовки врача-терапевта // Соврем. проблемы науки и образования. – 2009. – № 4, прил. № 1. – С. 140–141.

5. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.edu-kost.kz/en/ped-tech/item/ (дата обращения – 12.09.2015).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060103 «Педиатрия»: приказ Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г. № 1122. http://www.garant.ru.

Клиническое образование - это особая сфера, в которой совершаются передача и воспроизводство не только знаний и врачебного опыта, но и самое главное - практических умений и навыков. В качестве возможной инновационной образовательной технологии можно использовать новые технологии в образовании, такие как: успешно зарекомендовавший себя «кейс-метод» - для проверки степени сформированности практических навыков, «Деловая игра» и «Стандартизированный пациент» - дающей возможность студентам отработать психологические основы взаимодействия «врач - пациент». И, безусловно, виртуальные технологии (обучение на фантомах, муляжах и симуляционных тренажерах), которые в медицинской науке, практике и образовании на сегодняшний день являются одним из наиболее востребованных и активно развивающихся направлений в мировой медицине .

Благодаря использованию в обучении этого метода освоения практических навыков:

Появляется возможность моделировать клинические ситуации, максимально приближенные к реальным, но безопасные для пациентов;

Профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки умения и ликвидации ошибок;

Создаются условия для выработки и поддержания навыков профессиональных действий в редких ситуациях, необходимых каждому врачу .

Дисциплина «Госпитальная педиатрия» формирует 12 профессиональных компетенций (ПК), одной из которых является ПК-21 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС - 3): «способность и готовность осуществлять детям и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний».

В соответствии с указанной компетенцией студент должен знать:

1. Принципы и методы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях у детей и подростков.

2. Клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных средств и рациональный выбор конкретных лекарственных препаратов при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у больных детей и подростков.

Студент должен уметь:

1. Разработать больному ребенку или подростку план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия.

2. Выявлять жизнеопасные нарушения и оказывать помощь при неотложных состояниях;

Студент должен владеть:

Алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи детям с различной патологией и неотложных, и угрожающих жизни состояниях .

Для более успешного освоения обучающимися данной компетенции мы предлагаем применение инновационных методов обучения для студентов медицинских вузов, таких как кейс-метод (case-study), ролевая игра и Web-квест.

Более подробно хотелось бы осветить метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам, и применение данного современного метода обучения в медицинском вузе является инновационным, способствует формированию таких важных качеств врача, как аналитическое мышление, быстрота и правильность принятия решения, умение отстаивать собственное мнение. Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:

1. Аналитические навыки: умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, мыслить ясно и логично.

2. Практические навыки: кэйс способствует формированию на практике навыков использования теории, алгоритма диагностики и лечения заболеваний.

3. Творческие навыки: генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать окружающих, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Самоанализ: несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения» .

Основная цель кейс-технологии обучения выстроена в соответствии с требованиями ФГОС, подразумевающими расширение границ профессиональной компетентности студента, создание мотивационно-профессиональной направленности, формирование готовности будущего специалиста к инновационной деятельности в современных социальных условиях.

Цель технологии: освоение студентами знаний, умений и навыков по дисциплине «Госпитальная педиатрия», развитие клинического мышления, воспитание ответственного отношения студентов к изучаемому предмету, формирование личностных качеств - активность, самостоятельность, чувство ответственности, взаимовыручка, сострадание, милосердие, осознание ценности человеческой жизни.

Средства технологии - кейс или клиническая ситуация с письменным описанием какой-либо конкретной клинической задачи, основанной на реальной ситуации. Студентов просят проанализировать ситуацию, поставить диагноз, выделить ведущие патологические синдромы, определяющие тяжесть состояния, предложить возможные варианты диагностики и лечения и выбрать лучший из них.

1. Клиническая ситуация должна соответствовать содержанию темы занятия курса и профессиональным компетенциям.

2. Ситуация отражает реальный, а не вымышленный клинический случай, в ней отражаются реальные события «как есть», а не «как может быть».

3. Клиническая ситуация должна отличаться «драматизмом» и проблемностью, выразительно определять «сердцевину» проблемы и содержать необходимое количество информации, учитывая то, что изучаемая дисциплина связана с оказанием помощи больным, находящимся в критическом состоянии, это не составляет большой сложности.

4. Клиническая ситуация может показывать как положительные, так и отрицательные варианты развития событий - присоединение осложнения заболевания, летальный исход.

5. Клиническая ситуация должна быть по силам студентам, но в то же время не очень простой.

6. Текст задания не должен содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы.

7. Задание кейса должно также сопровождаться четкими инструкциями по работе с ним.

Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии «создание успеха». Для него характерна активизация студентов, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участников. В связи с этим клиническая ситуация, нацеленная на принятие решения, обязательно должна строиться на реальных событиях - данные истории болезни, результаты лабораторных и инструментальных методов обследования, в центре которых находится лицо, принимающее решение.

Кейс-метод предполагает не только формулировку, но и решение проблемы. Кроме того, конкретные примеры лучше сохраняются в памяти, нежели абстрактная информация. Благодаря своему активизирующему воздействию они наиболее пригодны для индивидуальной работы или работы в малых группах, поскольку в их обсуждении могут принять участие даже самые скромные «молчуны». Таким образом, конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от студентов активного интеллектуального и эмоционального участия в анализе и обсуждении, предполагает нетрадиционную роль преподавателя.

Характеризуя работу над клинической ситуацией во время практического занятия, выделяем несколько этапов реализации технологии:

1. Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных вопросов.

Кейсы розданы каждому обучающемуся за день до занятий или на самом занятии. На ознакомление выделяется 5-7 мин. Преподаватель контролирует знание студентами содержания кейса, спрашивает (например): «Что является центральной проблемой данного состояния пациента?» или «Какой синдром определяет тяжесть больного?». Преподаватель проводит проверку наличия кластерных схем, в случае необходимости вносит коррективы. Далее студенты задают преподавателю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения.

2. Анализ ситуации (работа в подгруппах). Группа разбивается на подгруппы, от каждой из которых выступает представитель. После деления на подгруппы дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления (30-40 мин). Жесткое требование - укладываться в установленные сроки. Участники выполняют задания кейса, при этом используют основную и дополнительную литературу. Преподаватель контролирует ход обсуждения. Каждая из подгрупп представляет свой вариант решения в виде устного доклада (регламент устанавливается). Проверка практических навыков: преподаватель контролирует последовательность действий и алгоритм оказания помощи, которые студенты демонстрируют на манекенах.

3. Этап презентации решений по кейсам. Презентация, или представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-метода. Умение публично представить свое решение клинической задачи, хорошо его аргументировать, обосновать ведущие патологические синдромы, определить объем и состав лечебных мероприятий в зависимости от условий оказания помощи, а также выстоять под шквалом критики представляется очень ценным интегральным качеством современного специалиста. Представляют решение кейса от каждой малой подгруппы 1-2 участника (спикера). Регламент - до 5-7 мин.

При этом преподаватель максимально поощряет использование плакатов, схем, графиков (которые подгруппы должны подготовить на предыдущем этапе), побуждает студентов подгруппы дополнять высказывания своего спикера. Но если в качестве дополнения следует решение, противоположное выступлению спикера, то это означает, что малая группа не справилась с кейсом. Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Преподаватель лишь направляет дискуссию. Каждый вариант решения фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов).

4. Этап общей дискуссии. Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуационных заданий преподаватель формулирует четыре основных вопроса:

1. Почему ситуация выглядит как проблема?

2. Кто принимал решения?

3. Какие варианты решения он имел?

4. Что ему надо было сделать?

Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватели должны прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение. Во время дискуссии следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые участники доминировали в обсуждении, намеренного ведения дискуссии к тому решению, которое ведущий предпочел бы сам.

5. Этап подведения итогов, завершающего выступления преподавателя. Продолжительность - 10 мин. Преподаватель подводит итоги, оценивает выступления групп, оценивает индивидуальные знания и умения, выделяет наиболее удачные кластерные схемы.

Необходимо подчеркнуть, что кейс-метод используем в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными, поскольку последние предусматривают обязательное, нормативное знание. Ситуативное же обучение учит поиску и использованию знаний в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления.

В кейс-методе «мозговой штурм» применяется при возникновении у группы реальных затруднений в осмыслении ситуации, представляется средством повышения активности обучающихся, рассматривается не как инструмент поиска новых решений, хотя и такая его роль не исключена, а как своеобразный двигатель познавательной активности.

При этом задания кейса представлены двумя частями: первая часть дается студентам для самостоятельной подготовки дома (массив теоретической информации и клиническая ситуация), а вторую часть кейса - в виде продолжения клинической задачи - студенты получают на занятии. Вторая часть задачи содержит либо данные дополнительных инструментальных или лабораторных методов исследования, либо содержит продолжение клинической ситуации. Такой подход позволяет развить клиническое мышление. Работая с 1-й частью кейса, студенты учатся принимать решения, ставить диагноз, ориентируясь на ограниченный объем данных, а при знакомстве со 2-й частью кейса они могут либо получить подтверждение или опровержение первоначальному решению, что позволит им скорректировать ранее намеченные планы (гибкость подхода - что важно в условиях изменяющейся ситуации у больного в критическом состоянии).

Диагностический инструментарий кейс-технологии - для отслеживания достижений поставленной цели используются тестовые задания, составленные с учетом требований формируемой профессиональной компетенции, а также репрезентативности, вариативности и системности содержания. Кроме того, преподаватель использует другие методы контроля: устный опрос, проверка наличия и обсуждения кластерных схем, контролирует содержание кластерных схем, составленных студентами.

Конечно, данная технология не лишена недостатков и проблем. И это, в первую очередь, связано с трудоемкостью создания самих кейсовых заданий, «наполнением» кейса. Наибольший интерес у студентов вызывают конкретные клинические ситуации, «случаи из жизни», основанные на реальном фактическом материале и подкрепленные данными лабораторных и инструментальных методов исследования.

Обсуждая вопрос результативности внедряемой кейс-технологии, мы предположили, что она может способствовать формированию активной профессиональной деятельности студентов, формированию клинического мышления, а также стимулировать их интеллектуальный потенциал и мотивацию к изучению дисциплины госпитальной педиатрии. Все это можно рассматривать и как ведущие педагогические условия успешной адаптации студентов в системе непрерывного профессионального образования.

Использование технологии создаст условия для освоения студентами основных профессиональных компетенций, а также духовного и личностного развития. Все это в конечном итоге будет способствовать повышению эффективности обучения и качества образования.

Выводы

1. Кейс-технология преподавания дисциплины «Госпитальная педиатрия» создана в соответствии с требованиями ФГОС и ориентирована, в первую очередь, на формирование профессиональной компетенции, в соответствии с которой любой специалист должен обладать способностью и готовностью своевременно диагностировать и проводить лечение основных заболеваний детского возраста, в том числе и неотложных состояний. Кроме того, кейс-технология способствует развитию клинического мышления, воспитанию ответственного отношения студентов к изучаемому предмету, формированию личностных качеств - активность, самостоятельность, чувство ответственности, взаимовыручка, сострадание, милосердие, осознание ценности человеческой жизни, стимулирует интеллектуальный потенциал студентов.

2. Установлено, что использование кейс-технологии повышает уровень освоения теоретического материала и практических навыков, повышается коэффициент обучаемости с 0,27-0,35 до 0,6, повышается мотивация студентов к изучению дисциплины. Результаты анкетирования преподавателей отразили дефицит знаний или их фрагментарность в области современных образовательных технологий, а также недооценку преподавателями потенциальных возможностей стимулирования познавательной активности студентов. По результатам анкетирования, удовлетворенность полученными знаниями отметил 71 % студентов при традиционном обучении, и 89 % при использовании кейс-технологии.

Библиографическая ссылка

Полянская Н.А., Власенко Н.Ю., Гетман Н.А. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-1. – С. 72-76;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35529 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»


Top