Г белых л пантелеев. Григорий белых

«РЕСПУБЛИКА ШКИД»

Петроград начала двадцатых годовпрошлого века. Голод, разруха, бои у города, блокада города Белой армией, лишенные своих семей подростки – все это в книге Г.Белыхи Л.Пантелеева «Республика Шкид».

«Много подростков за время революции, голода и гражданской войны растеряли своих родителей и сменили семью на улицу, а школу на воровство, готовясь в будущем сделаться налетчиками…

Подростков собирали всюду. Их брали из «нормальных» детдомов, из распределительных пунктов, от измученных родителей и из отделений милиции… Комиссия при ГУБОНО сортировала этих «дефективных» или «трудновоспитуемых», как называли тогда испорченных улицей ребят и распределяла по новым домам.

Так в 1920-ом году на Старо-Петергофском проспекте открылась «Школа социально-индивидуального воспитания» имени Достоевского», позднее сокращенная ее обитателями в звучное «Шкид».

Один из первых читателей рукописи «Республика Шкид» С.Я.Маршак писал, что шестьдесят воспитанников – это

«Буйная орава подростков, сызмала привыкшая к вольной, кочевой, бесшабашной жизни. У каждого из них была своя, богатая приключениями биография, свой особый, выработанный в отчаянной борьбе за жизнь характер… На первый взгляд, герои Шкиды – бывалые ребята, прошедшие сквозь огонь, воду и медные трубы, отчаянные парни с воровскими повадками и блатными кличками… [На самом деле это] искалеченные жизнью, изморенные долгим недоеданием, истеричные подростки, по нервам которых всей тяжестью прокатились годы войны, блокады, разрухи».

Характеры воспитанников в книге – яркие, острые, запоминающиеся.

Пожалуй, самый талантливый – Еонин по кличке Японец. Он свободно говорил на четырех языках, переводил Гете, Гейне, Шамиссо. Был одним из создателей гимна Шкиды. Паинькой не был и часто оказывался во главе тех явлений, что назывались в Шкиде «бузой».

Янкель, т.е. Гришка Черных – один из авторов книги – Григорий Белых. Он честно и беспощадно написал о себе.Рано отбился от семьи, отказался учиться. Много читал, сочинял стихи, рисовал. Чтобы выжить, воровал или работал «советской лошадкой» - на саночках перевозил поклажу мешочников.

Алеша Еремеев, он же Ленька Пантелеев, другой автор книги, сам пришел в Шкиду, решив исправиться. У него, тринадцатилетнего, к тому времени была богатая биография. После революции пропал отец, голод заставил семью скитаться по российским городам. Все было в его жизни - он обманывал, воровал, много читал, сочинял поэмы, стихи, рассказы.

Другие фигуры повести не менее колоритны: сирота и вор по кличке Цыган; бывший барон и бывший кадет по прозвищу Кунец, клептоман и неврастеник Старолинский и другие.

Время от времени в Шкиде поднимались отчаянные восстания.

Бузилы придумали свой герб – здоровенный кулак, пробивший стекло, и его девиз « In Busa veritas » - «Истина в бузе».

«Дефективные» бузили по разным причинам: то они вдруг горячо полюбили никчемного воспитателя и отстаивали его; то, наоборот, освистывали и унижали случайных учителей – халдеев, которые заискивали перед ними; то всем старшим классом-отделением воровали и скрывали это…

При этом Шкида действовала вдохновенно, являя собой в порыве единый организм, не распадавшийся на шестьдесят человек.

Буза гасла тоже по-разному: всемогущий и умный завшколой объявлял всеобщее прощение; или он же вводил остракизм и наказанных досрочно выпускал, направляя в техникум, в типографию.

Однажды буза перешла в неожиданное русло: ребята стали выпускать газеты и журналы.

«Кто поверит теперь,- говорится в книге, - что в годы блокады… и бумажного кризиса…в Шкидской маленькой республике с населением в шестьдесят человек выходило шестьдесят … периодических изданий – всех сортов, типов и направлений?»

Японец Еонин строчил для газеты большой исторический труд «Суд в Древней Руси», Горбушка пыхтел над лирикой, Пантелеев писал про электричество и будущее радио…

Три месяца лихорадило Шкиду. Наконец, осталось четыре издания из шестидесяти.

Во главе школы стоял известный в двадцатые годы педагог Виктор Николаевич Сорока – Росинскийили Викниксор по-шкидски.

И создание школьного гимна и герба, и введение самоуправления и республики в школе для «трудновоспитуемых», и школьный музей, и летний отдых ребят, да и многое другое шло от завшколой.

Он много думал над «выпрямлением» своих подопечных и над тем, как вырастить их нужными стране людьми. Необходима была цель, он ее нашели поставил перед ребятами задачу: учиться!

И Шкида училась страстно, до самозабвения! По десять-двенадцать часов в день шли уроки, даже летом.

Викниксор поддерживал благие начинания шкидцев. Например, по просьбе воспитанников он нашел «политграмщика», комсомольского работника, разбиравшегося в политике; сделал легальными заседания «Юнкома» - организация юных коммунаров.

Но самое важное – он создал для ребят Дом, где было тепло, надежно-защищенно жить.

Один из выпускников Шкиды Цыган, позже написал:

«Передайте ему привет и мое восхищение перед его талантом предугадывать жизнь, находить пути для нас».

Завшколой был не одинок. Со временем около него сплотились единомышленники, терпеливые, умные, понимающие. В «Республике Шкид» с особой теплотой описываются отважная Элла Андреевна; добродушный гигант и спортсмен Меденников по прозвищу Косталмед; тихая Ольга Афанасьевна, заразившая интересом к анатомии всю школу; веселая и деятельная Мирра Борисовна, ставившая спектакли с ребятами.

Но были в школе и халдеи. Это бурсацкое прозвище давалось фигурам, по словам Пантелеева, «жалким, иногда комичным, а иногда и отвратительным».

Он называл их учителями-шарлатанами, неудачниками и горемыками.

«Тут были и церковные певчие, и гувернантка, и зубные врачи, и бывшие офицеры, и бывшие учителя гимназии, и министерские чиновники…, - писал Пантелеев. – [Они]приходили в детдом для того, чтобы получить паек и трудовую книжку…».

Но как ни подстраивались они к шкидцам, не смогли удержаться в школе.

Оставались настоящие, талантливые, преданные делу педагоги. Они и давали ребятам «путевку в жизнь».

Добрые люди вышли из стен Шкиды: писатели, журналисты, учителя, инженеры, офицеры, агроном, конструктор, шофер, министр…

Книга «Республика Шкид» была написана в начале 1927 года совсем молодыми ее выпускниками – Белых шел двадцать первый год, Пантелееву - девятнадцатый.

Биографическая повесть бывших беспризорных была отмечена и поддержана известными писателями: М.Горьким, С.Маршаком, Е.Шварцем, Б.Житковым.

Алексей Максимович Горький отзывался о ней, как о книге «талантливой, преоригинальной, живой, веселой, жуткой».

За десять лет книгу переиздали десять раз и перевели на многие языки мира. А вот в период с конца тридцатых годов до 1960 года ее изъяли из чтения, потому что Григорий Белых был репрессирован и умер в тюрьме.

Пантелееву предлагали издать повесть только под его именем, но с возмущением это отверг.

Заново повесть появилась лишь в 1960 году.

Это книга о великом таланте педагога, об уважении к личности самого потерянного, о возвращении веры в собственное достоинство, о преданности делу и ребятам, о кропотливом труде, когда не ждешь сиюминутных результатов и побед.

Недаром С.Я. Маршакв своем выступлении на первом съезде писателей сопоставил эту школуполутюремного режима с Царскосельским пушкинским Лицеем!

В начале 20-х годов прошлого века питерские подростки Алёша Еремеев (будущий писатель Л.Пантелеев) и Гриша Белых учились и воспитывались в школе имени Ф.М.Достоевского - интернате для трудных и беспризорных ребят. В 1927 году вышла их повесть о жизни в интернате - «Республика Шкид». Примечательна история, или судьба, этой книги. Незаурядна и сама книга - как документальный рассказ и как художественное произведение.

Слово Корнею Ивановичу Чуковскому:

«Биография Алексея Ивановича Пантелеева очень ярка и эффектна. В детстве он был беспризорником, похищал и электролампочки, и арбузы, и валенки. Если попадался, его били. Потом его отдали в школу для малолетних правонарушителей.

После чего семнадцатилетним юнцом он написал вместе со своим сверстником Григорием Белых талантливую и очень громкую книгу, которая была встречена бурными хвалами и спорами. Вскоре она вышла за рубежом в переводах на французский, голландский, японский и несколько других языков. <…>

Откуда у “мальчиков, только что покинувших стены детского дома”, такая крепкая литературная хватка, словно “Республика Шкид” для них не первая проба пера, а по крайней мере десятая или, скажем, пятнадцатая?

Теперь из повести “Лёнька Пантелеев” мы знаем, что так оно и было в действительности. Чего только не писал этот необыкновенный мальчишка: и статьи для самодельных журналов, и стихи, и драмы, и памфлеты, и частушки, и сатиры, и повести. <…> Белых тоже не был начинающим автором. Вспомним хотя бы бойкий еженедельник “Комар”, издававшийся им ещё на школьной скамье.

<…> …преждевременным опытом обладали сотни тысяч беспризорных детей, бродивших по бескрайним просторам тогдашней России и переполнявших сверх меры всевозможные колонии, лагеря и приюты. Однако среди них не нашлось никого, кто написал бы “Республику Шкид”.

Потому что одного житейского опыта было бы здесь недостаточно. Нужно было, чтобы доподлинное знание жизни, всех её обид, передряг и тревог сочеталось у этих юных писателей с богатой начитанностью, с тем сознательным стремлением к художественному “складу и ладу”, которое всякому автору даётся не только инстинктом таланта, но и долгим общением с книгами.

Именно “склад и лад” этой повести обеспечили ей долгую жизнь в потомстве. Композиция её безупречна. С геометрической правильностью распределены все её эпизоды и сцены в порядке нарастания эмоций.

<…> …в этой повести нет ни одной дряблой или бесцветной страницы. В каждой новой главе новая фабула, новый закруглённый сюжет, рассказанный с неизменным азартом и зачастую уморительно смешной.

Ибо, говоря о достоинствах “Республики Шкид”, необходимо указать и на это: она написана весёлым пером. <…>

Вся повесть проникнута той мальчишески-острой насмешливостью, тем юмором удали, озорства и задора, который был заметной чертой в душевном облике тогдашних беспризорников.

Этот юмор характеризуется словами: “море по колено”, “чёрт не брат”. При всей серьёзности своего содержания, книга о республике Шкид вся искрится молодыми улыбками…» («Пантелеев», 1968 г.).

Слово Л.Пантелееву:

«Начинал я своё школьное образование в приготовительном училище баронессы фон Мерценфельд в Петрограде, учился ещё в двух приготовительных, учился в реальном училище, в бывшей частной гимназии, в сельскохозяйственной школе, в профшколе, на рабфаке, в военном училище, на курсах киноактёров… Всех парт, за которыми мне пришлось посидеть, пожалуй, даже не вспомнишь. Но если бы и в самом деле случилось чудо, и в один прекрасный день я проснулся помолодевшим лет, скажем, на пятьдесят, и нужно было бы решать, в какой школе мне хотелось бы снова учиться, думаю, я назвал бы школу имени Достоевского, ту школу для трудновоспитуемых ребят, о которой мы с Гришей Белых рассказали впоследствии в повести “Республика Шкид”. <…> В Шкиде мы зимой и летом проводили за партами по десять и больше часов и не чувствовали при этом никакой усталости, ни малейшего переутомления. Наоборот, учёба была для нас высочайшей радостью. А ведь мы находили ещё время и для чтения, и для игры, и для бурной издательской деятельности, и для театральных постановок, и для активной работы в обществе “Старый Петербург - Новый Петроград”. И для бузы. Да, для той мировой бузы, о которой мы не побоялись рассказать нашим несовершеннолетним читателям на страницах “Республики Шкид”» («Только в Шкиду», 1973 г.).

«“Республику Шкид”, довольно толстую книгу, мы с Гришей Белых написали за два с половиной месяца. Это очень небольшой срок. Правда, книгу писали два автора. Но книга - это не бревно, которое нести легче вдвоём, чем одному. Немало времени уходило у нас на споры и даже на ссоры. А написалась эта книга быстро потому, что нам ничего не надо было выдумывать. Мы просто вспоминали и записывали то, что ещё так живо хранила наша мальчишеская память. Ведь очень мало времени прошло с тех пор, как мы оставили стены Шкиды. Одному из нас было восемнадцать, другому девятнадцать лет. Кроме того, в этом возрасте не очень хорошо представляешь себе, что такое литературное мастерство. Писали мы нашу первую книгу не задумываясь, как бог на душу положит» («Как я работаю», 1978 г.).

«Осенью 1923 года мы с Белых оставили стены Шкиды, а в конце 1925 уже работали над повестью. Год спустя, к большому удивлению авторов, она и в самом деле очень громко зашумела.

Повезло нам во всех отношениях. Мы попали в лучшую редакцию того времени. Наши редакторы С.Маршак и Е.Шварц, умевшие помочь автору организовать книгу, подсказать ему нужное слово, в этом случае оставили авторский текст в полной неприкосновенности (если не считать одной главы, написанной мною по какой-то мальчишеской прихоти ритмической прозой. Эту главу я по просьбе Маршака переписал) («Как я стал детским писателем», 1979).

Иллюстрации к первому изданию книги сделал мастер книжной графики Николай Андреевич Тырса. Пантелеев и тогда, и много позже восхищался его рисунками:

«То, что он сделал с “Республикой Шкид”, казалось (и кажется) мне стоящим на грани волшебства.

Это очень точный реалистический рисунок с едва уловимым оттенком гротеска. Короче говоря, это стиль самой повести.

<…> А как верно, с каким необыкновенным проникновением в то, что называется духом эпохи, написан Петербург начала двадцатых годов! Какое всё точное и какое всё т о г д а ш н е е - и Нарвские ворота, и старая Петергофская дорога, и шофёр таксомотора, и малолетние уличные торговки и - в первую очередь - сами шкидцы, эти гавроши Октябрьской революции, эти бесшабашные и вместе с тем думающие, читающие, сочиняющие стихи босяки!..» («Тырса», 1966 г.).

Теперь, за время своей уже долгой жизни, «Республика Шкид» превратилась в легенду. С 1966 года её легендарность поддерживается фильмом Геннадия Полоки. Интересно, что отношение Пантелеева к любимой зрителями кинокартине было неоднозначным.

«…Я знаю, что автор сценария, а тем более автор экранизируемой книги, редко бывает доволен готовым фильмом. Понимаю, что экранизировать повесть или роман “слово в слово” нельзя: у каждого искусства свой язык, свои законы.

И всё-таки…

<…> Вероятно, трогательное и человечное в картине есть, иначе её не ходили бы смотреть по 5-10 раз, в чём признаются многие мои читатели пионерского и комсомольского возраста. Вряд ли фильм покоряет только своей экспрессией, беспрерывными драками, беготнёй, дешёвыми трюками (которых там тоже немало), мальчишеской лихостью… Нет, успех фильма, что называется, заслуженный, ставили его талантливые люди, в нём принимают участие талантливые актёры, его украшает отличная музыка композитора С.Слонимского. И всё-таки я должен сказать, что, на мой взгляд, фильм не доносит до зрителя всей суровой красоты тех далёких лет, всей сложности характеров, всей многогранности быта нашей вольнолюбивой мальчишеской республики. <…> Жизнь Шкиды на экране выглядит беднее и грубее, чем она была на самом деле» («Где вы, герои “Республики Шкид?”», 1967).

Далее в этой статье, напечатанной в «Комсомольской правде», Пантелеев рассказывает о том, как сложилась судьба его однокашников. Оказывается, не только он и Белых были причастны к литературному творчеству. Рано умерший Георгий Ионин (по шкидскому прозвищу Японец) работал с молодым Шостаковичем над либретто оперы “Нос”. Костя Лихтенштейн (Кобчик) выпустил “Приключения мистера Флуста в Ленинградском торговом порту”, Евстафьев и Ольховский - «Последнюю гимназию».

Сам «основатель и бессменный президент» республики Викниксор - заведующий школой Виктор Николаевич Сорока-Росинский (в фильме его роль исполнил Сергей Юрский) в конце жизни писал книгу «Школа Достоевского». А ещё в 1927 году через «Вечернюю красную газету» он приветствовал успех своих воспитанников и верно отметил, что Белых и Пантелеев сумели соединить «факты с вымыслом и прозаическую действительность с поэтической фантазией» .

О своём соавторе (в “Республике Шкид” он Гришка Черных по прозвищу Янкель) Пантелеев пишет: «Кроме “Республики Шкид” он написал ещё несколько книг. Одна из них, “Дом весёлых нищих”, после долгого перерыва была переиздана в позапрошлом году издательством “Детская литература”. “Республика Шкид” тоже долгое время была разлучена с читателями. Объясняется это тем, что в 1939 году жизнь Г.Г.Белых трагически оборвалась» .

Понимать это нужно так: Григорий Георгиевич Белых (1906-1938) был одной из жертв сталинских репрессий. Ни в статье 1967 года, ни в комментарии к собранию сочинений Л.Пантелеева 1983-85 годов прямо об этом не говорится. Хотя говорится о том, что с 1927 по 1937 год «Республика Шкид» на русском языке издавалась десять раз, а с 37-го по 60-й - ни разу. Зато из дневниковой записи 1943 года Пантелеева мы узнаём, что ему дважды предлагали издать книгу только под его фамилией.«Разумеется, ни тогда, ни сейчас на этот позор я не пошёл» , говорит он (см. 4-й том того же собрания сочинений).

Когда стало возможным переиздание «Дома весёлых нищих», Пантелеев написал предисловие о своём друге. А об учителях и учениках школы Достоевского он в разные годы написал ещё «Шкидские рассказы», и повесть «Лёнька Пантелеев» - о своём дошкидском детстве. Вместе - «Дом весёлых нищих» Г.Белых, «Лёнька Пантелеев» Л.Пантелеева, «Республика Шкид» и «Шкидские рассказы» - всё это представляет нам картину предреволюционного и послереволюционного времени, как её видели два трудновоспитуемых и очень даровитых юноши.


Библиография:

Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид / Рис. Н.Тырсы. - Л.: Дет. лит., 1988. - 270 с.: ил. - (Библ. сер.).

Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 416 с. - (Любимое чтение).

Пантелеев Л., Белых Г. Республика Шкид. - М.: Терра - Кн. клуб, 1999. - 464 с. - (Сокровищница дет. литературы).

Пантелеев Л., Белых Г. Шкидские рассказы; Белых Г. Дом весёлых нищих. - М.: Терра - Кн. клуб, 1999. - 432 с. - (Сокровищница дет. литературы).

к 110-летию со дня рождения

(1906-1938)

Шел 1926 год. В губернский отдел народного образования Петрограда пришли два молодых человека и принесли большую рукопись книги. Пришли сюда, потому что не знали, кому показать свою книгу. Заведующая отделом Злата Ионовна Лилина, к которой они обратились, по совместительству заведовала детским отделом Госиздата. Рукопись осталась у нее, была прочитана, очень понравилась. В итоге рукопись попала в лучшую редакцию того времени к С. Я. Маршаку и Е. Л. Шварцу. Через год книгой зачитывались дети и взрослые всей страны. Она стала настоящим событием в литературе, - начинает рассказ о Григории Георгиевиче Белых библиограф Наталья Гаева.

Из отзывов на книгу .

Корней Чуковский: «…она написана весёлым пером»;

М. Горький: «Преоригинальная книга, весёлая, жуткая».

В последующее десятилетие она выдержала еще 10 изданий на русском языке, и была переведена на многие языки мира. Через 40 лет она будет талантливо экранизирована.

Вот уже почти 90 лет повесть о жизни школы-интерната с триумфом шагает по свету. А называется она «Республика Шкид». Написали эту талантливую книгу бывшие беспризорники, воспитанники школы имени Достоевского, Григорий Белых и Алексей Еремеев , писавший под псевдонимом Леонид Пантелеев .


Иллюстрации к первому изданию книги сделал замечательный художник Николай Андреевич Тырса. Леонид Пантелеев восхищался его рисунками: «То, что он сделал с «Республикой Шкид», казалось и кажется мне стоящим на грани волшебства . Это очень точный реалистический рисунок с едва уловимым оттенком гротеска. Короче говоря, это стиль самой повести».


20 августа 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения одного из авторов книги – Григория Георгиевича Белых.

Детство его прошло в Петрограде. На Измайловском, 7стоял «двухэтажный почерневший от старости деревянный дом, который с незапамятных времен носил звучное имя «Смурыгин дворец»…

Кличка пристала. Скоро даже в участке, допрашивая пьяного подмастерья, околоточный не раз, махнув рукой, говаривал:

– Бросьте в камеру проспаться. Верно, из дома веселых нищих», – так позднее описывал свой дом Григорий Белых в повести «Дом веселых нищих».


Отец его рано умер, мать работала прачкой. Большая семья. Полуголодное детство. В школу Гриша ходил неохотно и бросил ее, научившись читать и писать. Читал книги о знаменитом сыщике Нате Пинкертоне, брался за любую работу, возил с вокзала тяжелую поклажу мешочников, не останавливался и перед воровством. Как результат – детский дом, колония и, наконец, в Шкид – Школа социально-индивидуального воспитания имени Ф. М. Достоевского, где он провел 3 года. Здесь проявились его литературные способности. Интерес к литературе и кинематографу сблизил его с Алексеем Еремеевым. Одна из их совместных затей – попытка создать «Шкидкино». В школьной газете «День» они стали печатать совместно сочиненный приключенческий роман «Ультус Фантомас за власть Советов» и другие произведения. Окончив школу в 1923, Белых становится журналистом. Л. Пантелеев вспоминал: «Мы не брезговали никаким литературным заработком печатались в «Смене», «Юном пролетарии», «Спартаке», «Работнице», «Кинонеделе», комсомольском юмористическом журнале «Будь жив!..».

По предложению матери Гриши Алексей переселился к ним в квартиру на том же Измайловском, 7 в комнатку возле кухни. Около трех лет друзья провели здесь вместе. Будущие летописцы Шкиды наскребли денег, купили махорки, пшена, сахара, чая и, запершись в Гришиной комнате, приступили к делу. В узкой комнате с окном, выходящим на задний двор, стояли две койки, между ними – небольшой стол. Что нужно было еще?! Через два с половиной месяца появилась книга, сделавшая их знаменитыми. Сюда к молодым авторам приходили впоследствии Самуил Маршак, Евгений Шварц, редактор журналов «Еж» и «Чиж» Николай Олейников. Здесь бывали и ночевали многие шкидцы.

Теплую и любовную характеристику о Грише Белых оставил в своей незавершенной рукописи «Школа имени Достоевского» В. Н. Сорока-Росинский – директор Шкиды, отметив, в первую очередь, его литературное дарование: «Гр. Белых еще в бытность свою в школе обладал столь редким среди наших писателей чувством юмора. Его юмористические статейки, появлявшиеся в многочисленных журналах школы, заставляли от души смеяться даже тех, кто сам бывал их жертвой, даже педагогов». И дальше: «Был Гр. Белых и очень талантливым рисовальщиком-карикатуристом и сам иногда иллюстрировал свои статейки. Иногда его юмор переходил в язвительную иронию, а карикатура – в шарж: ради красного словца Белых не пощадил бы и родного отца, но при всем этом обладал чувством меры: он никогда не грешил против истины, мог шаржировать, но не выдумывал небылиц. Он был настоящим реалистом» .

Удачей стала написанная Белых уже в одиночку в 1930 году книга «Дом веселых нищих». В ней проявился тот же темперамент, то же умение ярко, сильно выделить характеры и ситуации. По свидетельству Пантелеева, в книге нет вымышленных героев: мать, Любовь Никифоровна, братья, сестра, дед, бесчисленное количество ремесленников, мастеровых и сверстников героя – всем им он сохранил свои имена (кроме своего – себя он вывел под именем Романа Рожнова).

Отдельными изданиями позднее выходили новые рассказы Белых о Шкиде: «Лапти», «Сидорова коза», «Белогвардеец».

В конце 1935 года Григорий Белых был репрессирован по обвинению в контрреволюционной деятельности (Статья 58 пункт 10 Уголовного Кодекса РСФСР от 1926 г.). Она, по разным сведениям, заключалась то ли в написании стихотворения «Два великих» (о И. В. Сталине и Петре I), в котором содержались такие строки:

«…Сдаюсь, сдаюсь, Иосиф Первый.

Мою идею о канале

Вы, не жалея сил чужих

Весьма блестяще доконали.

Я ж был идеями богат,

Но не был так богат рабами»,

то ли в написании поэмы о И. В. Сталине, на ту же тему и в том же духе.

Белых был осужден и провел в тюрьме два с половиной года, сидел он в Крестах. Известно, что Алексей Иванович Пантелеев пытался хлопотать за него, посылал телеграммы Сталину с просьбой облегчить лагерные условия тяжело больному туберкулезом человеку.

Существует последнее письмо Белых, адресованное Пантелееву, написанное за три дня до смерти. Это ответ на письмо Алексея Ивановича. Читать его трудно: прыгающие, порой бессвязные и алогичные строчки, написанные совершенно больным человеком, в сознании которого уже многое путается, хотя где-то он еще верит в будущее: «Надеялся я еще на пару свиданий в августе и на одном увидеть тебя. Посидеть на табуреточке и поговорить с тобой о самых простых вещах... Наконец, разве нечего нам сказать о задуманном, об испорченном, о дурном и хорошем, чем несет в воздухе». И тут же рядом: «Алексей, у меня странное такое впечатление, что я пишу, а меня волокут наверх санитары, отчего и строчки дрожат».

Он ждет своего близкого дня рождения, верит в какой-то по этому поводу маленький праздник. И вдруг заключительная строка: «Кончено все...»

Он умер от туберкулеза в пересыльной тюрьме 14 августа 1938 года в возрасте 31 года.

А книга «Республика Шкид» в 1937 году почти на четверть века была изъята из употребления. И вновь обрела своих читателей лишь после реабилитации писателя в 1957 году.

Издавалась она огромное количество раз. В Челябинской ЦБС ее можно взять почитать практически в каждой библиотеке.








В 1967 году по повести был снят фильм. Он стал одним из лидеров проката. Только за первые десять дней «Республику ШКИД» посмотрело 17 миллионов зрителей!

Однако выходу картины предшествовала долгая и не слишком веселая история: «Республику ШКИД» пытались запретить, и только чудом ее удалось выпустить на экраны.

Первоначально Геннадий Полока снимал 2-серийный фильм, но от него остались всего полтора часа. Все, что не устроило цензуру, было вырезано и уничтожено.

Критика назвала фильм энциклопедией для хулиганов. И тем не менее, картина получилась очень доброй, гуманной, жизнеутверждающей.

Сергей Юрский, сыгравший роль Виктора Николаевича Сороки-Росинского, написал небольшой очерк о работе над этим фильмом: «Конечно, я люблю Викниксора. И рад, что он понравился многим миллионам зрителей. Для меня Викниксор в фильме «Республика Шкид» это идеал педагога. Прежде всего, он не стремится сделать своих учеников маленькими копиями самого себя, а пытается вытащить из них и развить то индивидуальное, что в них возбуждает.

И самое главное, Викниксор – принципиальный воспитатель талантов. Есть такая известная формула: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». К сожалению, эта формула иногда бывает формулой воспитания. Мой Викниксор органически не приемлет подобную формулу как воспитатель. Он убежден: «Поэтом ты обязан быть!.. Только будучи поэтом, ты сможешь стать гражданином». Разумеется, поэтом в широком смысле слова. Но и в узком тоже. Недаром в «Республике Шкид» (школе имени Достоевского) все ребята писали стихи. Отсюда же и массовое, почти истерическое, увлечение стенными газетами. И самодеятельный театр…»

Основатели республики Шкид. – Воробышек в роли убийцы. – Сламщики. – Первые дни.

На Старо-Петергофском проспекте в Ленинграде среди сотен других каменных домов затерялось облупившееся трехэтажное здание, которому после революции суждено было превратиться в республику Шкид.

До революции здесь помещалось коммерческое училище. Потом оно исчезло вместе с учениками и педагогами.

Ветер и дождь попеременно лизали каменные стены опустевшего училища, выкрашенные в чахоточный серовато-желтый цвет. Холод проникал в здание и вместе с сыростью и плесенью расползался по притихшим классам, оседая на партах каплями застывшей воды.

Так и стоял посеревший дом со слезящимися окнами. Улица с очередями, с торопливо пробегающими людьми в кожанках словно не замечала его пустоты, да и некогда было замечать. Жизнь кипела в других местах: в совете, в райкоме, в потребиловке.

Но вот однажды тишина здания нарушилась грохотом шагов. Люди в кожанках, с портфелями, пришли, что-то осмотрели, записали и ушли. Потом приехали подводы с дровами.

Отогревали здание, чинили трубы, и наконец прибыла первая партия крикливых шкетов-беспризорников, собранных неведомо откуда.

Много подростков за время революции, голода и гражданской войны растеряли своих родителей и сменили семью на улицу, а школу на воровство, готовясь в будущем сделаться налетчиками.

Нужно было немедленно взяться за них, и вот сотни и тысячи пустующих, полуразрушенных домов снова приводили в порядок, для того чтобы дать кров, пищу и учение маленьким бандитам.

Подростков собирали всюду. Их брали из «нормальных» детдомов, из тюрем, из распределительных пунктов, от измученных родителей и из отделений милиции, куда приводили разношерстную беспризорщину прямо с облавы по притонам. Комиссия при губоно сортировала этих «дефективных», или «трудновоспитуемых», как называли тогда испорченных улицей ребят, и оттуда эта пестрая публика распределялась по новым домам.

Так появилась особая сеть детских домов-школ, в шеренгу которых стала и вновь испеченная «Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского », позднее сокращенная ее дефективными обитателями в звучное «Шкид».

Фактически жизнь Шкиды и началась с прибытия этой маленькой партии необузданных шкетов. Первые дни новорожденной школы шли в невообразимом беспорядке. Четырнадцати– и тринадцатилетние ребята, собранные с улицы, скоро спаялись и начали бузить, совершенно не замечая воспитателей.

Верховодить сразу же стал Воробьев, прозванный с первого дня Воробышком – отчасти из-за фамилии, отчасти из-за своей внешности. Он был маленький, несмотря на свои четырнадцать лет, и за все пребывание в школе не вырос и на полдюйма. Пришел Воробей вместе с парнем, по фамилии Косоров, из нормального детского дома, где он собирался убить заведующего школой.

Как-то летним вечером Воробьева по приказу завдетдомом не пустили гулять, и он поклялся жестоко отомстить за такое зверство. На другой день Косоров – его верный товарищ – достал ему револьвер, и Воробьев пошел в кабинет заведующего. Косоров стоял у дверей и ждал единственного выстрела – другого не могло быть, так как в револьвере был один патрон.

Что произошло в кабинете, осталось неизвестным. Выстрела Косоров так и не услышал, а видел только, как раскрылась дверь и разъяренный заведующий стремительно протащил за шиворот бледного Воробья.

Впоследствии Воробьев рассказывал, что, когда он скомандовал «руки вверх», заведующий упал на колени и лишь осечка испортила все дело.

За это неудавшееся покушение и за целый ряд других подвигов Воробья перевели в Шкиду. Вместе с ним был переведен и его верный товарищ – Косоров.

«Косарь», в противоположность Воробью, был плотным здоровяком, но всегда ходил хмурый. Таким образом, соединившись в «сламу», они дополняли друг друга.

Жить «на сламу» означало жить в долгой и крепкой дружбе. «Сламщики» должны были всем делиться между собой, каждый должен был помогать своему другу.

Придя в Шкиду, сламщики сразу поставили дело так, что остальные шесть шкетов боялись дохнуть без их разрешения, а заика Гога стал подобострастно прислуживать новым заправилам.

Состав педагогов еще не был подобран. Воспитанникам жилось вольготно.

День начинался часов в одиннадцать утра, когда растрепанная кухарка вносила в спальню вчерашний обед и чай.

Не вставая с кровати, принимались за шамовку.

Воробей, потягиваясь на кровати, грозно покрикивал тоненьким голосом на Гогу:

– Подай суп! Принеси кашу!

Гога беспрекословно выполнял приказания, бегая по спальне, за что милостиво получал в награду папироску.

Шамовки было много, несмотря на то что в городе, за стенами школы, сидели еще на карточках с «осьмушками». Происходило это оттого, что в детдоме было пятнадцать человек, а пайков получали на сорок. Это позволяло первым обитателям Шкиды вести сытную и даже роскошную жизнь.

Уроков в первые дни не было, поэтому вставали лениво, часам к двенадцати, потом сразу одевались и уходили из школы на улицу.

Часть ребят под руководством Гоги шла «крохоборствовать», собирать окурки, другая часть просто гуляла по окрестным улицам, попутно заглядывая и на рынок, где, между прочим, прихватывала с лотков зазевавшихся торговцев незначительные вещицы, вроде ножей, ложек, книг, пирожков, яблок и т. п.

К обеду Шкида в полном составе собиралась в спальне и ждала, когда принесут котлы с супом и кашей. Столовой еще не было, обедали там же, где и спали, удобно устраиваясь на койках.

Сытость располагала к покою. Как молодые свинки, перекатывались питомцы по койкам и вели ленивые разговоры.

«Крохоборы» разбирали мерзлые «чинаши», тщательно отдирая бумагу от табака и распределяя по сортам. Махорку клали к махорке, табак к табаку. Потом эта сырая, промерзлая масса раскладывалась на бумаге и начиналась сушка.

Сушили после вечернего чая, когда с наступлением зимних сумерек появлялась уборщица и, громыхая кочергой и заслонками, затапливала печку.

Серенький, скучный день проходил тускло, и поэтому поминутно брызгающая красными искрами печка с веселыми язычками пламени всегда собирала вокруг себя всю школу. Усевшись в кружок, ребята рассказывали друг другу свои похождения, и тут же на краю печки сушился табак – самая дорогая валюта школы.

Полумрак, теплота, догорающие в печке поленья будили в ребятах новые мысли. Затихали. Каждый думал о своем. Тогда Воробей доставал свою балалайку и затягивал тоскующим голосом любимую песню:

По приютам я с детства скитался,

Не имея родного угла.

Ах, зачем я на свет появился,

Ах, зачем меня мать родила…

Песню никто не знал, но из вежливости подтягивали, пока Гога, ухарски тряхнув черной головой, не начинал играть «Яблочко» на «зубарях».

«Зубари», или «зубарики», были любимой музыкой в Шкиде, и всякий новичок прежде всего старательно и долго изучал это сложное искусство, чтобы иметь право участвовать в общих концертах.

Для зубарей важно было иметь слух и хорошие зубы, остальное приходило само собой. Техника этого дела была такая. Играли на верхних зубах, выщелкивая мотив ногтями четырех пальцев, а иногда и восьми пальцев, когда зубарили сразу двумя руками. Рот при этом то открывался широко, то почти совсем закрывался. От этого получались нужной высоты звуки. Спецы по зубарям доходили до такой виртуозности, что могли без запинки сыграть любой самый сложный мотив.

Таким виртуозом был Гога. Будучи заикой, он не мог петь и всецело отдался зубарикам. Он был одновременно и дирижером, и солистом шкидского оркестра зубарей. Обнажив белые крупные зубы, Гога мечтательно закидывал голову и быстрой дробью начинал выбивать мелодию. Потом подхватывал весь оркестр, и среди наступившей тишины слышался отчаянный треск зубариков.

Соавторы Григорий Георгиевич Белых (1906-1938) и Л. Пантелеев (псевдоним Алексея Ивановича Еремеева, 1908-1987) в детстве были беспризорниками. Подружились они в 1921 году, когда попали в петроградскую Школу-коммуну имени Достоевского, прозванную Республикой ШКИД. Руководитель этой школы для трудновоспитуемых подростков, замечательный педагог Виктор Николаевич Сорока-Расинский («Викниксор») сумел превратить банду малолетних воров и хулиганов в настоящую самоуправляемую республику со своими гимном, гербом, а главное - с честными, уважительными, товарищескими отношениями между воспитанниками. О годах, проведенных в школе, соавторы рассказали в 1926 году, почти сразу после выпуска, будучи еще совсем молодыми людьми. Книга стала очень популярной, но вскоре Белых был репрессирован, и «Республика ШКИД» оказалась запрещена почти на 30 лет. Однако и школьникам 1960-х годов оказались близки ее герои: и лихой Цыган, и талантливый Мамочка, и основательный Офенбах, и неразлучные друзья Янкель и Пантелеев (прототипами которых были соавторы). А вышедший в 1966 году фильм режиссера Геннадия Полоки посмотрели десятки миллионов зрителей.

Обоснование выбора книги: выбор рабочей группы проекта, выбор участников голосования.

Характеристика доступности последних изданий книги: переиздавалась неоднократно, в 2012 г. из-во Астрель, 3000 экз.

Характеристика доступности в электронных библиотеках: представлена в большинстве известных электронных библиотек.

Описание связи с книги с программой образования, отраженной во ФГОС: не входит в программу инвариантный рекомендательный список.




Top